Стиль модерн в архитектуре городов Западной Сибири тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Груздева, Евгения Александровна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 209
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Груздева, Евгения Александровна
ГЛАВА I СТИЛЬ МОДЕРН В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И ЕВРОПЕЙСКОЙ
ЧАСТИ РОССИИ.
1.1. Стиль модерн конца XIX - начала XX века в искусстве и архитектуре.
1.2. Основные европейские школы стиля модерн и их особенности.
1.3. Формирование и развитие стиля модерн в России. 47 Выводы по I главе:
ГЛАВА II ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И АРХИТЕКТУРА СТИЛЯ
МОДЕРН ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.
2.1. Стиль модерн в архитектуре застройки городов Западной Сибири.
2.2. Стиль модерн в торгово-административных, общественных и жилых зданиях.
2.3. Развитие стиля модерн в архитектуре производственных и складских зданий и сооружений.
2.4. Стиль модерн в архитектуре Западно-Сибирской железнодорожной магистрали
2.5. Архитектура первой промышленной и сельскохозяйственной выставки в Омске 1911 г.
Выводы по II главе:
ГЛАВА III КОМПОЗИЦИЯ И ДЕКОР ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В СТИЛЕ
МОДЕРН ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.
3.1. Композиционные приемы стиля модерн в архитектуре зданий городов Западной Сибири.
3.2. Декоративные элементы в зданиях стиля модерн в Сибири. 134 Выводы по III главе:
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии: конец XIX - начало XX вв.2006 год, кандидат архитектуры Башкирцева, Анна Николаевна
Модерн в архитектуре Томска2010 год, кандидат искусствоведения Герасимов, Александр Петрович
Резной декор деревянной архитектуры городов Западной Сибири конца XIX - второй половины XX веков: На материалах Омска и Тары2000 год, кандидат искусствоведения Чуйко, Лариса Владимировна
Деревянное и каменное жилое домостроительство Западной Сибири: вторая половина XVIII - начало XX веков2006 год, кандидат архитектуры Карелин, Дмитрий Викторович
Архитектура Омска XIX - начала XX веков2002 год, кандидат искусствоведения Гуменюк, Алла Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стиль модерн в архитектуре городов Западной Сибири»
Изменения, произошедшие во второй половине XIX века во всех сферах общественной жизни не только в Европе, но и во многих других странах мира, новые экономические, технические достижения, внедрение новых строительных материалов, образование новой формации, развитие науки и техники вели к поискам нового стиля. Таким стилем стал модерн, который возник практически одновременно во многих странах. Так как Россия была экономически, политически и культурно тесно связана с Европой, стиль модерн сначала распространился в европейской части России, в центральных городах — Москве и С.-Петербурге, затем в периферийных районах, в том числе и сибирских городах.
Сибирские города начали интенсивно развиваться после реформ второй половины XIX века и создания в конце века сибирской железнодорожной магистрали. Это привело к росту населения городов и увеличению строительства. В связи с этим в XIX веке, и особенно на рубеже XIX - XX веков, значительно изменился облик сибирских городов: рост территории, уплотнение городских центров, появление большего числа общественных зданий, увеличение доли каменной застройки и зданий, построенных по индивидуальным проектам профессиональных архитекторов.
Благодаря идейному богатству и разнообразию явлений художественной культуры, эпоха модерна в последние годы стала одним из важнейших объектов исследований в истории архитектуры и изобразительного искусства. Эти исследования связаны с усилением внимания к городской среде, а так же с культурным кризисом, возникшим в конце XX века. Кризис «современной архитектуры» и связанных с нею направлений авангардизма в изобразительном искусстве, возникновение эклектических тенденций в архитектурной и художественной практике в конце XX - начале XXI века вызывают в творческой памяти период модерна как некий культурно-исторический прототип современной ситуации, для выхода из которой требуется учёт исторического опыта.
Формирование, развитие основных стилистических особенностей модерна исследованы в трудах российских ученых. Алпатов М.В. в работе «Югендстиль в России» рассматривает особенности модерна в России. В монографии Борисовой Е.А. и Каждан Т.П. «Русская архитектура конца XIX — начала XX века» исследованы основные направления развития архитектуры данного периода, а Кириллов В.В. в работе «Архитектура русского модерна: опыт формального анализа» обобщает процесс развития русской архитектуры на рубеже XIX — XX веков, прослеживает становление новых концепций стиля. Развитие русской архитектуры XIX — начала XX вв. исследует Кириченко Е.И. («Русская архитектура 1830-1910-х гг.»). А в работе Сарабьянова Д.В. - «Стиль модерн» исследуется развитие стиля в Европе, - его основные принципы, идеи и школы. А.А. Берсенева рассматривает творчество венских архитекторов О.Вагнера и A. JTooca в работе «Европейский модерн, венская архитектурная школа». Общий анализ истоков формирования стиля модерн, его направления, концепции и особенности основных европейских школ исследованы в книге Горюнова В.С и Тубли М.П. «Архитектура эпохи модерна: концепции, направления, мастера».
Интерес к модерну пролонгировался и в XXI веке, когда продолжают публиковаться работы по развитию модерна в России. В монографии «Архитектура «северного модерна»» Кириллова В.В. исследуются особенности регионального направления модерна в Петербурге во взаимосвязи с процессами стилеобразоваиия в Швеции и Финляндии. Эстетическая концепция стиля модерн в русской архитектуре начала XX века исследуется в работе Николаевой С.И. «Эстетика символа в архитектуре русского модерна». В книге Кирикова Б.М. «Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома» приводится описание и история строительства некоторых зданий стиля модерн. Нащокина М. в работе «Архитекторы московского модерна» рассматривает персоналии московских архитекторов начала XX века.
Некоторые аспекты стиля модерн в архитектуре Западно-сибирских городов рассмотрены в работах сибирских ученых: Баландина С.Н., Залесова,
Романовой Jl., Спириной И.В., Заварихина С.П. и Жученко Б.А., Ситниковой Е.В. Архитектура деревянных и каменных зданий стиля модерн Омска исследуется в диссертации Гуменюк А.Н., Томска - Башкирцевой А.Н.
Однако глубокого исследования стиля модерн на территории Западной Сибири не проводилось.
Интерес к архитектуре модерна, в частности в городах Сибири, имеющих памятники стиля модерн как в камне, так и в дереве (Томск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Тобольск и т.д.), связан с усилением внимания к исторической городской среде, выработке принципов её оценки, сохранению её памятников. В современных городах, в связи с активным строительством на исторических территориях новых деловых, общественных и жилых зданий, возникает проблема сохранения ценных в историко-культурном аспекте зданий, построенных в ранние периоды в городской среде. В крупных сибирских городах (Томске, Омске, Новосибирске и др.) здания, особенно деревянные, построенные в конце XIX начале XX веков подвержены наибольшей опасности их уничтожения - занимая ценную территорию в историческом ядре, они, в то же время, являются малоизученными памятниками архитектуры.
На фоне мирового интереса к культуре, искусству и, в частности, архитектуре этого периода изучение стиля модерн в архитектуре сибирских городов является актуальным. Возникает необходимость тщательного изучения памятников архитектуры сибирского модерна для определения их места в развитии зодчества сибирских городов и защиты от уничтожения.
В данной работе исследуется архитектурное наследие стиля модерн в городах Западной Сибири, выявляются идейные, объемно-планировочные, композиционные и декоративные особенности зданий этого стиля.
Предмет исследования: формирование и развитие стиля модерн в деревянных и каменных жилых, торговых, административно-общественных, культурно-зрелищных, промышленных зданиях в городах Европы, Москвы, С.Петербурга, Западной Сибири.
Объект исследования: здания и сооружения в стиле модерн в городах Западной Сибири.
Границы исследования: Территориальные границы исследования — крупнейшие города Европы, Москва, С.Петербург, города Западной Сибири (Тюмень, Тобольск, Омск, Томск, Барнаул, Камень-на-Оби, Бийск, Новониколаевск, Колывань) Временные границы исследования в городах Западной Европы и центральной России: 1870-е - 1910-е гг.; в городах Западной Сибири: 1890-е - 1920-е гг.
Цель исследования: выявление генезиса, развития, стилистических особенностей модерна в застройке сибирских городов.
Задачи исследования:
1. Выявить влияние стиля модерн европейских школ на архитектуру зданий Москвы, С.Петербурга и периферии.
2. Проследить формирование и развитие стиля модерн в различных городах Западной Сибири.
3. Определить закономерности, принципы и особенности модерна в архитектуре городов Западной Сибири.
4. Исследовать архитектуру зданий и сооружений, декоративные элементы деревянных и каменных зданий городов Сибири.
Методика исследования основывается на комплексном изучении и анализе архивных материалов, дореволюционных и современных литературных источников и научных исследований, на фотофиксации зданий и сооружений, их натурном обследовании.
В основу работы положены принципы историзма и комплексного подхода, при которых все явления и события изучаемого периода рассматриваются с позиций всестороннего анализа эпохи.
Научная новизна.
Впервые проводится сравнительный анализ архитектуры зданий стиля модерн в европейской части России и Сибири, а так же комплексное исследование архитектуры зданий стиля модерн в крупных городах Западной
Сибири, выявляются стилистические особенности архитектуры этого стиля, как в крупных городах, так и всего региона в целом.
Рассматриваются здания и сооружения не изученные ранее во временном развитии данного стиля.
На защиту выносятся:
• Влияние Европы и центральной России на развитие стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири.
• Особенности развития стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири.
• Стиль модерн в зданиях крупных городов Западной Сибири (Тюмень, Томск, Омск, Барнаул, Новониколаевск, Бийск и др.).
• Особенности архитектуры жилых, торгово-общественных, производственных и др. типов зданий стиля модерн в городах Западной Сибири.
• Декоративные и композиционные особенности стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири.
Научная и практическая значимость.
Основные положения работы могут быть использованы при подготовке методических пособий и лекционных курсов по истории архитектуры Сибири, при разработке проектов по реконструкции и реставрации памятников архитектуры стиля модерн в городской среде.
Работа состоит из одного тома, включающего введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения и иллюстративно-графическую части, поясняющих текст. Общий объем исследования — 155 стр. библиографический список включает 153 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX вв.: Художественно-стилистические особенности2004 год, кандидат искусствоведения Козлова-Афанасьева, Елена Михайловна
Градостроительные традиции XVI - начала XIX вв. в историко-архитектурном наследии северо-западной Сибири2006 год, кандидат искусствоведения Мозжегорова, Наталья Витальевна
Архитектура деревянного доходного дома города Томска: вторая половина XIX - начало XX вв.2006 год, кандидат архитектуры Куликова, Ирина Владимировна
История градостроения Томской губернии XVII - нач. XX вв. (развитие техники и архитектурных стилей)2002 год, кандидат исторических наук Богданова, Ольга Владимировна
Формирование и развитие главной площади городов Западной Сибири: конец XVI - начало XX вв.2010 год, кандидат искусствоведения Акимова, Мария Игоревна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Груздева, Евгения Александровна
Основные выводы и результаты исследования.
1. В Европе формирование стиля модерн было закономерным явлением развития искусства, когда известными архитекторами, живописцами, графиками были постепенно выработаны не только стилистические элементы, приемы, методы нового стиля, но и важнейшие теоретические идеи, повлиявшие на дальнейшее развитие искусства и архитектуры в XX веке. Анализ развития архитектуры стиля модерн европейских и русских школ выявил их влияние на архитектуру зданий и сооружений городов Западной Сибири.
В России расцвет стиля модерн аналогичен Западно-европейскому, формирование которого было подготовлено предыдущим периодом истории архитектуры. Русский модерн впитал многие европейские стилистические идеи и приемы, в переработанном и осмысленном виде, проявившиеся в зданиях Москвы, С.-Петербурга и других городов России, основываясь на традициях и преемственности национальной русской архитектуры. Появившись в центральной области России — Москве и С.-Петербурге, он постепенно проник и в провинции страны, в том числе и в Сибирь.
В Сибири стиль модерн появился позже относительно европейской части России, как модное направление культуры и архитектуры, приобретя здесь особый колорит под влиянием местных природно-климатических, социально-экономических и др. особенностей развития региона, а также были выработаны собственные стилистические приемы под влиянием местной профессиональной и народной архитектуры, при отсутствии теоретических идей.
2. В сибирском регионе стиль модерн развивался в городах с достаточно высоким социально-экономическим, культурным и техническим уровнем развития, которыми в начале XX века являлись торговые и административные центры региона, сосредоточившие значительные архитектурные и инженерные кадры (Тюмень, Томск, Омск, Барнаул, Новониколаевск), при этом сформировались собственные сибирские школы модерна (тюменская, томская, омская и т.д.), оставившие след в сохранившихся памятниках архитектуры рассматриваемого периода.
3. Анализ архитектурно-пространственной композиций, планировок, декоративного оформления западносибирских зданий и сооружений в стиле модерн позволяет выявить их основные принципы, закономерности, особенности:
Развитие и формирование стиля модерн в Сибири демонстрирует следующие важные принципы:
• традиционность, рациональность и функциональность планировочных решений жилых и общественных зданий;
• преемственность — взаимосвязи с Западно-европейским и русским модерном;
• взаимовлияния профессиональной и народной архитектуры в городах Западной Сибири в композиционных и декоративных аспектах при проектировании и строительстве деревянных и каменных зданий в стиле модерн;
• взаимосвязь с традициями деревянной резьбы, характерной для местных школ в сибирском деревянном народном зодчестве.
Вышеперечисленные принципы основаны на закономерностях развития архитектуры конца XIX — нач XX века, связанных с культурно-историческими, социально-экономическими и другими особенностями, отразивших поиски: нового стилевого направления в архитектуре, новых архитектурных решений фасадов, архитектурных деталей, подчеркивающих стилевые новации.
Стиль модерн архитектуры городов Западной Сибири имеет следующие имманентные ему особенности:
• равномерное развитие стиля модерн в Западно-сибирском регионе, как в каменной, так и в деревянной архитектуре, но в разных городах процентное соотношение этих зданий различно: в Томске, Омске, большую часть составляли деревянные здания (жилые дома), в Новониколаевске подавляющее большинство зданий — каменные (жилые, торговые и общественные здания), в Барнауле, Тюмени это соотношение примерно одинаково.
• следование в планировке и композиции образцам ранее построенных зданий, возведенных из дерева и камня;
• простота объемно-пространственных решений зданий, обогащенных благодаря новым, не характерным для сибирских зданий, архитектурным деталям, имеющим большую вариабельность;
• применение архитектурных деталей, заимствованных из европейских образцов модерна с упрощением при строительстве зданий из кирпича, использованием местных мотивов резьбы - при возведении из дерева, сочетание модерна с другими стилистическими направлениями этого периода (неоклассицизмом, «кирпичным стилем» и эклектикой);
• использование приемов и элементов стиля как «элитарной» каменной и деревянной архитектурой, построенной по проектам профессиональных архитекторов, так и в массовой народной деревянной застройке различных районов городов;
• взаимовлияние каменной и деревянной архитектуры;
• пролонгирование тенденции образцов деревянной резьбы школ (тюменской, томской, омской и др.) при создании декоративного оформления зданий в стиле модерн.
4.Характерными архитектурными и декоративными приемами сибирского модерна были:
• широкое использование в деревянной архитектуре стиля модерн резьбы (пропильной, накладной, объемной накладной);
• сосредоточение декора к композиции деревянных зданий вокруг оконных и дверных проемов и в подкарнизном пространстве;
• использование фактуры стены в качестве средства выразительности, сочетание различных фактур и материалов отделки на фасадах.
• введение новых, не характерных для сибирской архитектуры, элементов (эркеров, башен, шатров, куполов и проч.)
5. Эстетизм модерна в зданиях, созданных в Сибири, наполнил городскую среду новым содержанием, хотя стиль и просуществовал короткое время, он дал импульс для дальнейшего развития архитектуры в регионе, понимание архитектурной формы, способствовал в дальнейшем появлению новых направлений в зодчестве.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Груздева, Евгения Александровна, 2009 год
1. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. Альбом. — М., 1998 360 с.
2. ГАОО. Ф. 38. On. 1. Д. 80.
3. ГАОО. Ф. 38. On. 1. Д. 10.4. ГАОО. Ф. 38. On. 1. Д. 31
4. ГАТО, ф.И-1, on. 1, д. 3566. ГАТО, ф.И-1, оп. 1,д. 361
5. ГАТО, ф.И-1, on. 1, д. 377
6. ГАТО, ф.И-1, on. 1, д. 382
7. ГАТО, ф.И-1, on. 1, д. 391
8. Ю.Львовский сецессион: Кат. выст. из собр. Львова: архитектура, декор.-прикл. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура конца XIX XX веков : Избранные отрывки. - М., 1972. - 590 с.
9. Мастера архитектуры об архитектуре. -М.: Стройиздат, 1972. 684 с.
10. Охранные зоны г. Бийска. Комплексные научные изыскания. Историко-архивные и библиографические изыскания. Историческая записка. Том 3. — Томск, 1994.1. Литература:
11. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. — М.: 2001. 400 с.
12. М.Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М.: 1979. - 167 с.
13. Аникип Г.В. Эстетика Дж. Рескина и английская литература XIX века. -М., 1986.-316 с.
14. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество Западной Сибири. — М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1950. 140 с.
15. Ащепков Е.А. Русское деревянное зодчество М.: Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1950—130с.
16. Багина Е.Ю. Эволюция принципов формообразования и теоретическая мысль в отечественной архитектуре конца XIX — начала XX века: Афтореф. дис. . канд. архитектуры — М., 1986 — 24 с.
17. Баландин С.Н. Эволюция русского деревянного зодчества Сибири с конца XVI — до начала XX вв.: автореферат дис. доктора архитектуры. — М.: 1987.
18. Баландин С.Н. Сибирский архитектор. А.Д. Крячков. — Новосибирск, 1991. 160 с.
19. Балашова JI.C. Эстетические концепции и русское искусство позднего символизма в контексте «нового религиозного сознания»: Афтореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 2001 - 30 с.
20. Башкирцева А. Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии (конец XIX начало XX вв.): Дис. . канд. архитектуры. - Новосибирск, 2006.
21. Бердслей О. Шедевры графики. М.: 2005. - 216 с.
22. Берсенева А.А. Европейская архитектура XIX — начала XX века: учебное пособие. М., 1989. - 99 с.
23. Берсенева А.А. Европейский модерн, венская архитектурная школа. -Екатеринбург, 1991. 210 с.
24. Берсенева А.А. Творчество архитекторов О. Вагнера и А. Лооса: автореферат диссертации. — М., 1971. 19 с.
25. Богданова О.В. Сибирский шедевр архитектора Хомича. — Томск: 2004. -72 с.
26. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX — начала XX века. -М.,1971.-238 с.
27. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М., 1979. -320 с.
28. О.Борисова Е.А. Неорусский стиль в русской архитектуре предреволюционных лет: Сб. ст.: Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX века. — М.: 197831 .Виолле-ле-Дюк Э.Э. Об украшении зданий. — СПб., 1913. — 88 с.
29. Виолле-ле-Дюк Э.Э. Беседы об архитектуре. — М., 1937. — 470 с.
30. Вольская JI.H. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири. — Новосибирск: НГАХА, 2008. 240 с.
31. Вольтеран T.JI. Железная дорога и ее сооружения в градостроительном развитии г. Новосибирска (1893 — 1980): Дис. . канд. архитектуры — Новосибирск: 2002.
32. ВитоховаМ. Прага и сецессия Прага: В рае, 1998 — 184 с. цв. ил.
33. Вопросы истории архитектуры. — М. 1990. — 208 с.
34. Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX века. — М., 1990. — 286 с.
35. Гнедовская Т.Ю. Веркбунд и немецкая архитектура начала XX века (19001914): автореферат дис. М., 2001. - 25 с.
36. Голота А.А. Летопись конца двадцатого; Царевна Софья; Апология Модерна. М., 1995.-238 с.
37. Гольдзман Э. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры. 1973. — 175 с.
38. Горюнов B.C., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции, направления, мастера. — СПб., 1994. 359 с.
39. Горюнов B.C. Истоки эклектизма и теория архитектуры второй половины
40. XIX века: автореферат дис. — СПб., 1984 — 24 с.
41. Горюшкин Л.М. Новосибирск в историческом прошлом (кон. XIX нач.
42. XX века). Новосибирск, 1979. - 296 с.
43. Гуменюк А.Н. Архитектура Омска XIX — нач. XX в.: Дис. . канд. искусствоведения. — СПб., 2002.
44. Деревянная архитектура Томска. — Томск: 1975
45. Едике Ю. История современной архитектуры: Синтез формы, функции и конструкции — М.: Искусство, 1972. — 248 с.
46. Жигал Ми Джа Воздействие художественной культуры стран Дальнего Востока на европейский модерн. Живопись, графика: Автореф. дис. . канд. искусствоведения М., 1999 — 22 с.
47. Журин Н.П. Архитектура сибирского города конца XIX — начала XX веков: учебное пособие. Новосибирск, 1993. — 90 с.
48. Журин Н.П. Градостроительство в Сибири второй половины XIX — начала XX века: учебное пособие. — Новосибирск,2002. 108 с.
49. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т 1. М., 2001.-655 с.
50. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т 2. — М.,2002. 670 с.
51. Иконников А.В. Зарубежная архитектура: от новой архитектуры до постмодернизма. М., 1982. — 253 с.
52. Иконников А.В. Новая архитектура Финляндии. -М., 1972. 144 с.
53. Кидсон П., Мюррей П., Томпсон П. История английской архитектуры. -М., 2003.-382 с.
54. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна: опыт формального анализа. -М., 1979.-213 с.
55. Кириллов В.В. Архитектура «северного модерна». М.,2001. — 110 с.
56. Кириков Б.М. Архитектура Петербургского модерна. Особняки и доходные дома СПб.: Журн. «Нева», 2003 — 511с. ил.
57. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830— 1910-х гг. — М., 1982. — 399 с.
58. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. — М., 1982. — 344 с.
59. Ковалева О.В. О. Уайльд и стиль модерн М, 2002 — 168 с.
60. Копылов В.Е. Былое светописи (У истоков фотографии в Тобольской губернии). Тюмень: Издательский дом «Слово», 2004. - 864 с.
61. Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири конец XVII — XVIII в. -Новосибирск: 1979. — 220 с.
62. Коуэн Г.Дж. Строительная наука XIX — начала XX века. М.,1982. — 359 с.
63. Крастинын Я А. Стиль модерн в архитектуре Риги М.: Стройиздат, 1988 — 272 с. ил.
64. Лисовский В.Г. Особенности русской архитектуры конца XIX начала XX века. — Ленинград: 1976
65. Лысова Н.Ю. Архитектурное наследие: проблема ценности: автореферат дис. — М.,1997. 17 с.
66. Миненко Н.А. Тюмень: Летопись четырех столетий. — СПб: изд. «Русь. Санкт Петербург», 2004. 312с.
67. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. СПб.: 2008. - 464 с.
68. Музей 10. Художественные собрания СССР: Сборник статей. — М.: 1989. -272 с.
69. Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т1 СПб.: Пушк. фонд, 2004 — 272 с. ил.
70. Нащокина М.В. Архитектуры московского модерна. Творческие портреты. -М.,1998.-315 с.
71. Нащокина М.В. Модерн в архитектуре Москвы. Проблема своеобразия и западноевропейских влияний: Дис. . д-ра искусствоведения в форме науч. докл.-2000-71 с.
72. Нащокина М.В. Московский модерн: проблема западноевропейских влияний — М.: Биоинформсервис, 1999 — 81 с. ил.
73. Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. — М., 2005. — 304 с.
74. Нащокина М.В. Художественная открытка русского модерна. — М.: Жираф, 2004 470 с. ил.
75. Невзгодин И.В. Российско-нидерландские архитектурные связи первой трети XX века в Урало-Сибирском регионе: автореферат диссертации. -Новосибирск, 2002. 27 с.
76. Николаева С.И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. — М., 2003.- 192 с.
77. Омск . Волею Петра Великого. Архитектурные образы трех столетий. — Омск: 2008.-319 с.
78. Очерки истории Камня-на-Оби. Камень-на-Оби, 1996. — 106 с.
79. Памятники архитектуры Барнаула / А.П. Долнаков и др. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982 — 160 с.
80. Петрова Е.В. Антропологические аспекты архитектуры русского модерна: Дис. . канд. филос. наук. М., 2002 - 137 с. ил.
81. Потапов J1.A. Архитектура деревянных жилых домов Тулы конца XVIII — начала XX веков М., 1985 - 25 с.
82. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века. -СПб.,1981. 319 с.
83. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2003
84. Рескин Д. Искусство и действительность. — М., 1900. — 376 с.
85. Рескин Д. Современные художники. М., 1901. — 476 с.
86. Романова J1. Творчество архитектора Константина Лыгина в Томске. — Томск, 2004.- 196 с.
87. Рябинина Е.П. Социально-философские аспекты соотношения модернизма и постмодернизма в западной архитектуре XX века: Афтореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1999 - 18 с.
88. Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М.,2001. - 343 с.
89. Сарниц А. Отто Вагнер. М.: 2006. - 96 с.
90. Ситникова Е.В. Застройка Томска второй половины XIX начала XX века, возведенная па средства купечества: Дис. . канд. архитектуры. — Томск, 2004.-325 с.
91. Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине XIX начале XX в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство. Барнаул: Азбука, 2007. - 292 с
92. ЮКСонькин В.В. Сонет в югославских литературах эпохи модерна: Дис. . канд. филос. наук М., 1997 - 121 с.
93. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна: науч.-аналит. обзор. М., 1996.- 66 с.
94. Спирина И.В. Архитектурное оформление Западно-сибирской выставки 1911 года// Памятники истории и культуры Омской области: Сб. ст. -Омск, 1995-167 с.
95. Спирина И.В. Здание музея Западно-сибирского отдела императорского русского географического общества // Памятники истории и культуры Омской области: Сб. ст. — Омск, 1997 — 128 с.
96. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII начала XX века: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. - СПб.; 1982. — 52 с.
97. Тананаева Л.И. Три лика польского модерна: Выспяньский. Мехоффер. Мальчевский. СПб.: 2006 - 208 с.
98. Тобольский хронограф. — Омск: Омское книжное издательство, 1993. — 320 с.
99. Ю.Троицкая Т.Ю. Особенности архитектуры китайско-восточной железной дороги (конец XIX — первая треть XX вв): Дис. . канд. архитектуры -Новосибирск: 1995.
100. Туманик Т.Г. Применение ордерных форм в архитектуре городо Западной Сибири конца XVIII — середины XX вв. (на примере Омска, Томска, Барнаула и Новосибирска): Автореф. дис. . канд. архитектуры. — Новосибирск: 1999. 28 с.
101. Ульмер Р. Альфонс Муха. М.: 2002. - 95 с.
102. Устюгова Е.Н. Стиль и культура: опыт построения общей теории стиля. — 2-е изд. СПб.: 2006. - 260 с.
103. Фон Арб-Кнорозок Т.Ю. Орнамент в художественной практике декоративно-приклдного искусства второй половины XIX века: На примере творчества У. Морриса: Дис. . канд. искусствоведения — СПб., 2002 139 с. Прил. (116 е.: ил.)
104. Филиппов В.Н. Архитектура учебных заведений Сибири второй половины XIX — начала XX веков — М., 1989 — 23 с.
105. Франзузский модерн. М., 2000
106. Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М.,1990. - 534 с.
107. Фреш К, Фреш Ж Тулуз-Лотрек. М.: 2002. - 176 с
108. Хейн А. X. Эклектика и модерн в усадебной архитектуре Эстонии: Афтореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения — М., 1989 23 с.
109. Хенсберген Ван Гиз Гауди — тореадор искусства. 2002. 413 с.
110. Хиллер Б. Стиль XX века.-М.: 2004.-240 с.
111. Чарнатов В.М. Архитекттурное наследие белорусских городов (вторая половина XIX начало XX века) - М., 1997 - 37 с.
112. Шпаков В.Н. Россия на всемирных выставках 1851-2000: монография — М., 2000.
113. Юхнина О.Ю. Стиль модерн как художественное явление в культуре XX века: Дис. . д-ра искусствоведения СПб., 2003 - 163 с.1. Периодическая печать:
114. Баумгартен Е. Искусство у кустарей /Зодчий. 1902. - №24 — с. 275-276
115. Баумгартен Е. Современная архитектура. Критический очерк /Зодчий. — 1902. №49, 50 - с. 556-560, 567-571
116. Баумгартен Е. Художественная промышленность /Зодчий. 1902. - №4, 5. -с. 41-44,54-57
117. Дмитриев А.И. Современное декоративное искусство/ Зодчий. — 1903. -№39 с. 453-457
118. Новый стиль и «декадентство»/ Зодчий. 1902. - №6, 8, 9- с. 65-69, 89-92, 101-105
119. Кириков Б.М. Петербургский модерн. Заметки об архитектуре и монументально-декоративном искусстве./ Панорама искусства. — М. 1987. -№Ю.
120. Кириченко Е.И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии./ Советское искусствознание. М.: 1979. - №78/1
121. Курьер Юнеско.- 1990. -№10.
122. Новые общественные здания в Лондоне. /Зодчий. — 1902. №14 — с. 169171
123. Архитектор и декоратор Иосиф Гофман/ Зодчий 1902. - №23 - с. 263264
124. Дармштадтская выставка 1901 года/ Зодчий. — 1902. №33, 34 - с. 371 -374,379-382.
125. Из иностранных архитектурных журналов/ Зодчий. — 1902. №12 — с. 143145
126. Финляндское декоративное искусство/ Зодчий. — 1903. — № 14 — с. 183187
127. Эстетика железных конструкций/ Зодчий. 1902. - №16 - с. 193-195
128. Новое в искусстве /Зодчий. 1902. - №18 - с. 213-215
129. Фон Гоген А. Проект военного собрания для Порт-Артура. /Зодчий. — 1902. -№35-с. 395-396
130. Эвальд В. Электрическая городская дорога в Берлине /Зодчий. 1902. -№19.-с. 221-224
131. Pudor Н. Общий взгляд на современное архитектурное движение в Германии /Dr.H. Pudor, пер. Гл. Гущин/ Зодчий. 1902. - № 12 — с. 160-162
132. Yvonne d'Axe Современная Москва/ Зодчий. 1904. - №15, 16, 17, 18 - с. 177-180, 189-192, 201-203, 213-215.
133. Из фонда библиотеки МАРХИ:
134. La construction moderne. 1892
135. La construction moderne. — 1893
136. La construction moderne. — 1907
137. La construction moderne. — 1909
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.