Стихотворное наследие Н. М. Карамзина: Проблемы поэтики и версификации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ефремова, Елизавета Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ефремова, Елизавета Владимировна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Вклад Карамзина в русскую поэзию 1.1. Творческая эволюция Карамзина-поэта 1.2 Поэтическое слово Карамзина: «архаика» и «новации» Глава 2. Карамзин-поэт и масонство
2.1. Масонство и его воздействие на русскую словесность
2.2. «Следы» масонской символики в поэзии Карамзина Глава 3. Особенности версификационной техники
Карамзина
3.1. Метрика
3.2. Строфика
3.3. Каталектика и особенности рифм Карамзина
3.4. Стих Карамзина в отношении к смешанным размерам
3.5. Приложение:
а) каталог метрических форм,
б) каталог строфических форм,
в) карточный каталог версификационных форм,
г) словарь рифм Заключение Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза А.Н. Радищева в литературном движении конца XVIII в. - начала XIX в.2013 год, кандидат филологических наук Со Кван Чжин
Стих Олжаса Сулейменова1984 год, кандидат филологических наук Бузаубагарова, Карлыгаш Сапаргалиевна
Эволюция тонического стиха в поэзии Иосифа Бродского2003 год, кандидат филологических наук Андреева, Анна Николаевна
Новаторство М.-З. Аминова в области лакского стихосложения1999 год, кандидат филологических наук Аминова, Хазинат Магомедзагидовна
Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции2006 год, кандидат филологических наук Жукова, Елена Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стихотворное наследие Н. М. Карамзина: Проблемы поэтики и версификации»
Введение.
Актуальность темы исследования определяется возросшим в последнее время интересом к личности Карамзина, его историческому и литературному наследию, практическим отсутствием современных исследований поэзии Карамзина. Стихотворения Карамзина занимают небольшой том; тем не менее, они стали своеобразным версификационным учебником, источником вдохновения, сюжетов и тем не для одного поколения российских поэтов. В современном литературоведении _ квинтэссенцией исследований о Карамзине остается фраза из учебника: «Карамзин, -прежде всего Карамзин-прозаик-общепризнанный глава русского сентиментализма»1. Не подвергая сомнению данный вывод, автор пытается дать в работе анализ поэзии Карамзина при помощи современного стиховедческого инструментария.
«Пожалуй, ни об одном русском писателе XVIII и начала XIX столетия не было так много написано в дореволюционной истории литературы, как о Карамзине»2. Среди исследователей про Карамзина прошлого имена Я. Грота, М. Погодина, В. Сиповского... Поэзии Карамзина (прежде всего ее тематическим и жанровым
хКупреянова Е.Н. Основные направления и течения русской литературно-общественной мысли первой трети XIX века//История русской литературы. Л., 1981. Т.2. С.19.
2 Кучеров А.Я., Карамзин Н.М. II Карамзин Н., Дмитриев И. Избранные стихотворения. Л., 1953. С.7.
особенностям) посвящены монографии И. Розанова «Русская лирика. От поэзии безличности к исповеди сердца» (Москва, 1941), Н. Чечулина «О стихах Карамзина» (Петроград,1917), ряд статей в ведущих журналах.
В послеоктябрьский период установка на «роль личности» в литературном движении и упрощенная идеологизации литературного процесса противопоставили личности Карамзина и Радищева как представителей «реакционной» и «революционной» ветвей русской литературы. На долгие годы стало прописной истиной утверждения следующего рода: Радищев являлся носителем наиболее прогрессивных начал в русской литературе. Карамзин, всю свою жизнь озабоченный судьбами дворянства, был противником демократических идей и демократической литературы»3. В духе подобных клише высказывался даже В.В. Виноградов: «Изучение "Московского журнала" /1791-1792/ Карамзина приводит к выводу, что этот журнал в основном группы масонов-отщепенцев во главе с Карамзиным и примкнувшими к ним деятелями русской литературы - Г.Р. Державина, И.И. Дмитриева и др.»4. Не ограниченному идеологическими рамками современному исследователю литературная ситуация конца XVIII века не представляется строго бинарной: «... среди основных литературных направлений 18 века масонство как целостное явление отсутствует, либо упоминается вскользь, <...> с неизбежным эпитетом "реакционное", хотя убежденный масон Радищев давно числится нашим первым революционером-демократом»5. В статье «Русская масонская поэзия
Л
Кучеров А.Я. Указ. соч., С.8.
4 Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. С.273.
5 Сахаров В. И. Русская масонская поэзия XVIII века // Русская литература. 1995. №4.
XVIII века» В.И. Сахаров настаивает на правомерности существования понятия «масонская поэзия» со своей специфической поэтикой (в частности, с «иным пониманием жанра оды, очень далек от норм поэтики классицизма»), со своей идеологической системой, системой символов:, с детерминированным историческими причинами расцветом и фактически исчезновением. Насущность данной проблемы подтверждается как работами зарубежных авторов (в том числе недавно переведенной книге автора ряда исследований работ по данной тематике Лорена Дж. Лейтона «Эзотерическая традиция в русской романтической литературе. Декабризм и масонство». СПб., 1996 г.), так и отечественных авторов, таких как уже упомянутая статья В.И. Сахарова «Русская масонская поэзия XVIII века», получивших уникальную в последние годы уникальную возможность со времен правления Николая I непредвзятого изучения масонской проблематики, в частности масонской поэзии. Вопрос о степени влияния масонов на мировоззрение Карамзина не только в юности, но и на протяжении всей сознательной жизни, все еще остается неясным. Так Ю.М. Лотман полагал, что именно разногласия с московскими масонами вынудили Карамзина предпринять путешествие за границу. Автор данной работы считает, что, хотя поэтическое творчество Карамзина нельзя ограничить определением ее только как феномена масонской литературы, масонские символы, нравственные постулаты (так называемые «добродетели»), идеология (миф о Золотом веке) суть органическая канва многих стихотворений Карамзина.
Один из спектров современного исследования стихотворных текстов - стиховедческий анализ, под которым, как правило, имеется в виду, анализ версификационной техники, т.е. анализ метрики, ритмики и строфики на основе вероятностной статистики.
«Стиховедение - одна из самых старых отраслей филологии»6.
«Предмет стиховедения специфичен, поскольку версификация живет по законам, в значительной мере теряющем смысл вне ее сферы. В тоже время невозможно, не впадая в формализм, "оторвать" стих от поэзии, отнестись к нему исключительно как к механизму, которому совершенно безразличны
п
содержательность и эмоциональность поэзии» . Исходя из подобных положений современной стиховедческой работы, автор данного исследования намечает семантические ореолы некоторых стихотворных форм Карамзина (в частности дактило-хореических размеров и белых стихов). В предлагаемой работе используются данные исследований М.С. Гаспарова, И. Лилли и других славистов-стиховедов, представляющие объективную картину развития русской силлаботоники в конце XVIII - начале XIX вв.
В вопросах, касающихся поэтики стихотворений Карамзина, исследование опирается на работу Ю.М. Лотмана «Поэзия Карамзина», многографию Энтони Кросса «Карамзин и его литературная деятельность»8, недавно вышедшую в свет статью профессора Тверского государственного университета М.В. Строганова "Концепция времени в лирике Н.М. Карамзина»9.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется отсутствием современного обзорного научного исследования поэтического наследия Карамзина, необходимостью
6 Гаспаров М. С. Строфика нестрофического ямба // Избранные статьи. М., 1995. С.31.
7 Илюшин A.A. Русская силлабика. Автореф. дисс. на соискание степени доктора наук. М., 1984. С.4.
8 Cross A.N. N М Karamzin. A Study of His Literary Career.( 1783-1803) London. Amsterdam,1971.
такого исследования методами современной стиховедческой науки, возможностью исследования поэтики Карамзина в нетрадиционных плоскостях.
Цели и задачи. Цель настоящей работы - выявить существенные особенности Карамзинской символики, сказавшиеся в поэтической практике нашего мастера (имея в виду его системную приверженность к масонству), а также представить формально-стиховедческий анализ лирики Карамзина, выявить основные особенности ее поэтики.
Основные задачи:
1.Дать характеристику основных особенностей поэтики Карамзина
2.Информация о нетрадиционных пластах поэтики Карамзина (проблема «следов» масонской символики и идеологии в поэзии Карамзина).
3 .Количественно-сопоставительный анализ
версификационных приемов Карамзина.
4.Исследование экспериментальных версификационных моделей Карамзинской поэзии (дактило-хореические размеры, белые стихи «раннего» Карамзина).
Научная новизна исследования. Установлены масонские истоки лирической образности Карамзина; рассмотрены и описаны -в их системности - данные, характеризующие его стих (вопросы метрики, рифмовки, строфики).
Методология исследования. В основу работы положены сформировавшиеся в последнее время принципы современного стиховедения, лингво-поэтический и сравнительный методы. При
9 Строганое М.В. Концепция времени в лирике Н.М. Карамзина//
Человек в русской литературе первой половины XIX века. Тверь, 1996. С.7-12
исследовании масонской образности использованы достижения некоторых зарубежных исследователей, обратившихся к изучению «тайнописи» русских лирикой.
Научно-практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях русской силлабо-тонической поэзии в их версификационном аспекте. Система масонских символов и нравственных постулатов, обзорно данная в диссертации, актуальна в вузовских разработках той проблематики, которая явственно заявила о себе в современном литературоведении.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Лирика И.С. Рукавишникова в контексте поэзии русского символизма2010 год, кандидат филологических наук Лалетина, Ольга Сергеевна
Поэтика Б.К. Лившица: система стиха2006 год, кандидат филологических наук Тверьянович, Ксения Юрьевна
Нетождественные строфические формы в поэзии И.Бродского и его современников2006 год, кандидат филологических наук Панарина, Мария Александровна
Метрика и строфика Н.С. Гумилёва как художественно-выразительное единство2005 год, кандидат филологических наук Грибков, Александр Григорьевич
Ритмика четырехстопного ямба Ф. И. Тютчева1999 год, кандидат филологических наук Пак Со Ен
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ефремова, Елизавета Владимировна
Заключение
В заключительной части проведенного исследования хотелось бы не только изложить его основные выводы и итоги, но и по возможности наметить некоторые дальнейшие перспективы в изучении тех проблем, которые рассматриваются в предлагаемой работе. Мы убедились в том, что вклад Карамзина в русскую поэзию весьма значителен, хотя, в силу указывавшихся причин подчас лишен тех броских и ярких черт, непосредственное восприятие которых внушительно подчеркивало бы эту несомненную значительность. В самом деле, многие карамзинисткие поэтические достижения порою кажутся чем-то таким, что «само собою разумеется», естественно возникло в творческой практике данного поэта, как могло бы-столь же естественно и самопроизвольно -возникнуть в стихах чуть ли не любого другого поэта той же эпохи. Новации новациям рознь. Державинское «глагол времен!» сразу заставляет вздрогнуть и восторженно признать: «о, такого еще у нас не было.». Карамзинское «смеяться. не грешно» принимается как нечто обыденное, обыкновенное: мол, а как же иначе? Да , иначе -никак. Но ведь тем больше оснований признать, что перед нами подлинное открытие, честь которого принадлежит тому, кто сказал так впервые, а именно Карамзину. И такого, как мы старались показать, немало.
За Карамзиным закрепилась прочно сложившаяся репутация реформатора русского литературного языка. Это обстоятельство побудило нас обратиться к изучению карамзинской поэтической стилистики. Верен ли себе Карамзин - именно как реформатор языка
- в этой сфере? Разумеется, во многом верен, хотя здесь необходима существенная оговорка: исследование выявляет наличие значительного архаического пласта в поэтическом языке и стиле нашего мастера. Карамзин не такой уж «карамзинист», каковым, наверное, готов стать кто-то из его эпигонов. Впрочем, этот вопрос требует еще дальнейшего изучения. Нужны тщательнейшие сопоставления по разным стилистико-языковым параметрам карамзинских стихов со стихами версификаторов его школы. И не только, по видимому, «версификаторов», но и «в бореньях с трудностью силача необычайного» - Жуковского, который многим как поэт обязан Карамзину. Это осознается нами как задача будущего.
Становящаяся в последнее время «модной» тема - масонство и его воздействие на русскую поэзию. Как нам представляется, следы масонской символики в поэзии Карамзина глубоки и системны. В этом убеждает анализ целого ряда текстов под соответствующим углом зрения, сопоставительно с имеющимися сведениями о масонском учении, масонской ритуальности и др. вместе с тем мы все же не рискнули назвать вторую главу нашей диссертации «Поэт-"масон"», не будучи уверены в том, что такая формулировка стала бы полностью справедливой и правомерной. И правда: а вдруг, например, Херасков - в еще большей мере поэт "масон"? насколько значительны следы масонской символики в его поэзии, да и в стихах многих других современников (в том числе и младших современников) Карамзина и того же Хераскова? Это вопросы до сих пор не решенные, их предстоит еще специально рассматривать. Хотя мы не ограничились обращенностью в этом плане исключительно к Карамзину, стремясь увидеть его на «фоне» некоторых собратьев по перу, однако пока этот «фон» лишь намечен в самых общих чертах.
И еще одно направление в предпринятых штудиях связано с вопросами версификации. Стиховые формы Карамзина не были до сих пор изучены: отсутствие метрико-строфического справочника-указателя, словаря рифм, да и вообще специально стиховедческих разработок - все это предельно ограничивало наши представления о версификационном «профиле» Карамзина. Надеемся, что нам удалось хотя бы отчасти восполнить указанные пробелы: по крайней мере, метрико-строфический указатель и словарь рифм составлены. Надеемся также, что они окажутся удобными для использования не только нам, но и любому заинтересованному стиховеду, которому понадобиться та или иная справка касательно карамзинских метрики, строфики и рифмовки. Исследование показало, что репертуар его стиховых форм в целом отражает особенности, характерные для соответствующей эпохи в истории русского стиха. В этом отношении он, пожалуй, малооригинален. Имела место одна, довольно-таки робкая, попытка мерами: «два дактиля и хорей.». Но она оказалось несостоятельной: смешенного размера из этого не получилось, а получились сдвоенные в одну строку двустопные дактили с женскими клаузулами. Разумеется, эта мнимая «смещенность».
Полученные нами результаты мы не склонны считать окончательными. Ритмика Карамзина, так же как почти любого другого поэта, таит в себе много непознанного. Сегодняшняя стиховедческая наука буквально на наших глазах приступает к разработке новых аспектов в изучении ритмики. Речь заходит о ритмике словоразделов, об эффектах стопобойности, о «поведении» диерезы, об уровнях монотонии стиха, не говоря уж о более привычных и традиционно учитывавшихся параметрах. Не исключено, что в скором времени профессиональный разговор о стихотворном ритме вообще не будет обходиться без выявления указанных аспектов. Но пока это время еще не настало, и наш нынешний взгляд на стиховые формы Карамзина согласован не с рождающимися сейчас методиками, а с господствующей ныне стиховедческой традицией. гр г-гл
Три главы предлагаемой диссертации гласят о разном. Так, «Масонство - особая проблема, версификация - тоже особая (хотя мы не можем утверждать, что одно заведомо безотносительно к другому; однако возможностей как-то связать одно с другим мы не разглядели). Было понятное опасение: «в одну телегу впрячь не можно.». И все таки впрягли и сопрягли. И там и здесь давала о себе знать не изученность, неосвоенность нашей отечественной наукою таких-то и таких-то (пусть даже разноуравневых) проблем. Потребность изучить неизученное, освоить неосвоенное по характеру своему едина, как едина и поэзия Карамзина.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ефремова, Елизавета Владимировна, 1999 год
БИБЛИОГРАФИЯ
Источники:
Карамзин Н.М. Поли. собр. стих. M.-JI., 1966. MatthissonF. Gedichte von Matthisson. Zurich. 1808. Сочинения Н.М.Карамзина в 8 т. Т. 1, М., 1803. Сочинения Н.М.Карамзина в 9 т. Т.1, М., 1814. Сочинения Н.М.Карамзина в 9 т. Т. 1, М., 1820. Сочинения Н.М.Карамзина. Т.1, Пг., 1917. Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб., 1866.
Алексеев М.П. Сервантес, статьи и материалы. JI., 1948.
Анкос Ж. Происхождение и развитие масонских символов. СПб., 1992.
Башилов Б. История русского масонства. М., 1992.
Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX века. М., 1997.
Батюшков. К.Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1958.
Виницкий Ю.И. Масонская песнь В.Л. Пушкина // VII Тыняновские чтения. Рига - Москва., 1995-96.
Вишневский К.Д. Архитектоника русского стиха первой половины XVIII - XIX веков // Исследования по теории стиха. Л., 1978.
Владимиров П.В. Происхождение «Руслана и Людмилы»// Киевские университетские известия. 1895. №6.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984.
Гаспаров М.Л. Строфика нестрофического ямба в русской поэзии XIX века // Избранные статьи. М., 1995.
Гончарова О.М. Творческая деятельность Карамзина.( 1790^-/800 гг.^ М.,1982.
Грот Я.К. Очерк деятельности и личности Карамзина. СТГсЦ |В86 ,
Грот Я.К. Карамзин в истории русского литературного языка. Труды, III, СПб., 1901.
Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начало веков. М., 1969.
Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
Жирмунский В.М. Роль и значение XVIII века в истории русской культуры. Л., 1966.
Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. М., 1982.
Илюшин A.A. Рецензия: «Избранные сочинения Карамзина» // Вопросы литературы. 1965. №2. С.218-222.
Илюшин A.A. Русская силлабика: Автореф. дис. докт. филол. наук. М., 1984.
Илюшин A.A. Русское стихосложение. М., 1988.
Истомин В.А. Главнейшие особенности языка и слова произведений Ломоносова, Карамзина и Державина. Варшава, 1895
Карамзин и поэты его времени. Л., 1936.
Карамзин Н.М. Библиографический указатель. Ульяновск, 1990.
Кафанова О.Б. Карамзин - переводчик: Автореф. дис. канд. филол. наук. То иск ,
Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.
Кислягина JI.A. Формирование общественно - политических взглядов Карамзина. /1785 - 1803/.К, 1976.
Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995.
Кульман Н.К. К истории масонства в России. Кишиневская ложа. // Журнал министерства международного просвещения. №10. 1907.
Лавровский H.A. Карамзин и его литературная деятельность. Харьков. 1866.
Лейтон, ЛоренД*. Пушкин и Гораций: «Арион»// Известия Акад. наук. Серия литературы и языка. Т.57., №3., 1998. С.30-38.
Лейтон, ЛоренДк. Эзотерическая традиция в русской романтической литературе. Декабризм и масонство. СПб., 1996.
Лилли, Иэн. Динамика русского стиха. М., 1997.
Лопухин И.В. Масонские труды: Духовный рыцарь. Некоторые черты о внутренней церкви. М., 1997.
Лотарева Д.Д. Знаки масонских лож русской империи. М., 1994.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
Лотман Л.Ю. «Бова» Радищева и традиции жанра поэмы-сказки // Ученые записки ЛГУ. Филол. серия. № 2, Л., 1939.
Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 1997.
Лотман Ю.М. Поэзия 1790 -1810-х годов //Поэты1?90 -(810 годов. Л., 1972.
Лукин Ю. В мире символов. М., 1995.
Мазаев М.Н. Культ любви. // Вестник всемирной истории. СПб, 1901.№10.
Маслов В.А. Оссианизм Карамзина. Прилуки, 1928.
Матяш С.А. Русский и немецкий вольный ямб XVIII - начала XIX века и вольные ямбы Жуковского. // Исследования по теории стиха. Л., 1978.
Мэнли, Холл П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. М. - Новосибирск., 1997.
Незеленов А. И. Литературные направления в Екатерининскую эпоху. СПб., 1889.
Погодин М. Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. М., 1866.
Полинковский А. Э. Сентиментализм и Карамзин как представитель этого направления. Одесса, 1912.
Пономарев. Материалы для библиографии литературы о Карамзине. СПб., 1883.
Пыпин А.Н. Русское масонство: XVIII и первая четверть XIX в.Пс, 1916.
Пятковский А.П. Из истории нашего литературного и общественного развития. СПб., 1876.
Рогинский Л. Карамзин как поэт.// Северные записки. Пс, 1916.№11.
Розанов В.В. Три момента в развитии русской критики.//Розанов В.В. Сочинения. М., 1990.
Розанов И. Русская лирика. От поэзии безличности к исповеди сердца. М., 1914.
Сахаров В.И. «Под знамем я стою багровым...»// Родина. 1995.№ 2.
Сахаров В.И. Русская масонская поэзия XVIII века.//Русская литература. 1995. №4.
Селин А. И. Карамзин и его предшественники. СПб., 1847. Семевский В.И. Масонская ложа в Кишиневе. И и и^ьш ив годы 1,
^.£.162-170.
Сиповский B.B. Русская лирика. Выпуск 1.ХУШ век. Пг, 1914.
Смирнов A.A. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.
Смирнов А.Ф. Н.М. Карамзин. Страницы жизни и творчества.//Н.М. Карамзин. Полное собрание сочинений. T.l, М., 1998. С.5-126.
Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первой половины XIX в. М., 1955.
Соколовская Т.О. К истории масонства в России. Деятельность московской масонской ложи "Ищущих манны"//Русский архив. 1906. Kh.III. С.408-410.
Соколовская Т.О. Раннее Александровское масонство//Масонство в его прошлом и настоящем. Т.2. СПб., 1915.
Строганов М.В. Человек в русской литературе первой половины XIX века. Тверь. 1996.
Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха XVIII - XIX веков. М., 1958.
Тимофеев Л.И. На путях к истории русского стихосложения. М., 1970.
Томашевский Б.В. О стихе. Л., 1929.
Томашевский Б.В. Стих и язык. М.- Л., 1959.
Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.
Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII -начало XIX веков. Языковая программа Карамзина и его исторические корни. М., 1985.
Уханов В.П. Карамзин и Жуковский как представители двух направлений в нашей отечественной литературе - сентиментализма и романтизма. Кострома., 1888.
Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л., 1972.
Чечулин H.Д. О стихах H. М. Карамзина. Пг, 1917. Шенгели Г. Теория стиха. М., 1960.
Щеголев П.Е. К истории пушкинской масонской ложи. Минувшие годы. №6. 1908.
Эйхенбаум Б.М. Карамзин// Сквозь литературу. JL, 1924.
Эткинд Е. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина. Л., 1973.
The Cambridge guide to literature in English. Cambridge. 1992.
Frank, Horst Joachim. Handbuch der deutschen Strophenformen arndt Deutsche Verslehre Zyrische signaturen. Berlin. 1984.
Simmons E. J. Ernest J. English literature and culture in Russia (1553 -1840) Cambridge. 1937.
Essays on Karamzin. The Hague - Paris. 1975.
The encyclopedia Britanica. London. 1993.
Ligou, Daniel. Dictionnaire de la franc - maçonnerie. Paris. 1991.
The new Princeton encyclopedia of poetry and poetics. Princeton. 1993
The encyclopedia Americana. Danbury. 1994.V.18.
Archer J. Conway R. Programming for poets. Cambridge. 1972.
Cross. N.M. N..M. K-Ctreiwa^n. A oi K^ UWo^ Ccr^er [№81-1101)
Lotion • . 16^1-
Loren L. G. Problems of form and literary influences in the poetry of Karamzin The American Slavic and East European review. XXVII.(Jan 1968) P 39-48
Essays on Karamzin. The Hague - Paris. 1975.
Karamzin's studies. For the bicentury of the birth of Karamzin (1766 -1966). The Slavonic and East European review XLV, 104 (1967) I-II.
Jacob, Margaret C. The radical enlightenment: Pantheists, freemasons and republicans. London, 1981.
Bakounina, Tatiana. Repertoire biographique des Francs - Maçons russes (XVIII et XIX ciecles).Paris, 1967.
Telepnef,Boris. An outline of the history Russian Freemasonry. Londres.
y
Possiger.G Das Grosse Reim - Lexikon. München, 1988. Russian verse theory. Columbus, 1989.
Bailey. J Toward a statistical analysis of English verse. Lisse, 1975.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.