Стихотворная сатира Ф.И. Чудакова: проблематика и поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Лю Ин
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат наук Лю Ин
Введение
Глава 1. Проблематика и поэтика стихотворной сатиры Ф. Чудакова, посвящённой Синьхайской революции в Китае
1.1 Формы «визуализации» и «оживления» событий международной политики: «Накипь дня (В свежем воздухе сверкает...)» и «Баллада недалёкого будущего»
1.2 «Театрализация» исторических событий в фельетоне «Накипь дня (Волей тронной антрепризы.)» как форма воплощения историософских взглядов автора
1.3 Роль литературных аллюзий в «русификации» международной тематики:
на примере фельетона «Накипь дня (Сахалян. По старой моде.)»
Выводы по 1 главе
Глава 2. Формы речевой характеристики персонажей в фельетонах
Ф. Чудакова на общероссийские темы
2.1 Монологическая речь персонажей фельетонов как форма создания иронического эффекта
2.2 Роль языковой архаики в создании иронического эффекта: на материале стихотворных фельетонов об иеромонахе Илиодоре
2.3 Функция языковой архаики в фельетоне о «старце» Григории Распутине
Выводы по 2 главе
Глава 3. Многообразие жанрово-стилевых форм в фельетонах Ф. Чудакова, посвящённых театральной жизни Благовещенска
3.1 Фельетон «Что думает антрепренёр, когда ему не спится» как жанрово-стилевая разновидность ремейка
3.2 Синтез жанрово-стилевых форм в многочастном фельетоне «Слово о полку антрепренёрове»
3.3 Элементы стилизации и пародии в фельетоне «Эдип на Амуре»
Выводы по 3 главе
Заключение
Список литературы и источников
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Художественный мир прозы Ф.И. Чудакова2022 год, кандидат наук Лаптева Наталья Андреевна
Стихотворный фельетон середины XIX века: Н.А. Некрасов, В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев2007 год, кандидат филологических наук Румянцева, Виктория Николаевна
Сатирическая проза М. А. Булгакова 1920-х годов: Поэтика комического2000 год, кандидат филологических наук Петренко, Александр Филиппович
Сатирическая поэзия русского зарубежья 1920–1925 гг.: образы и мотивы2024 год, кандидат наук Свиридов Владислав Юрьевич
Жанр инвективы в русской лирике середины XIX века2008 год, кандидат филологических наук Бралина, Галина Минигазизовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стихотворная сатира Ф.И. Чудакова: проблематика и поэтика»
Введение
Фёдор Иванович Чудаков (1888-1918) - российский сатирик начала XX века, поэт, прозаик, драматург, публицист, сотрудник и редактор ряда амурских газет («Амурский край», «Эхо», «Амурское эхо», «Народное дело») и сатирических журналов («Колючки», «Зея», «Дятел, беспартийный»), печатавшийся под псевдонимами Амурец, Босяк, Гусляр, Кузьма Резниченко, Ф. Ч., Язва и др. Последние 10 лет своей короткой жизни он провёл на Амуре, в Благовещенске, где и раскрылся его художественный дар, прежде всего сатирический. Чудаков пользовался большой популярностью у читателей-дальневосточников, считавших его амурским Сашей Чёрным.
Жизненная судьба писателя и общая логика его творческого пути весьма обстоятельно описаны в работах А.В. Урманова1, что позволяет нам специально на этом не останавливаться.
Один из самых ярких литераторов Дальнего Востока дореволюционного и революционного времени по идеологическим причинам почти на век был предан полному забвению. Его творчество, воплощавшее в себе высокие бытийные идеалы, подлинные этические и эстетические ценности, было вытеснено из культурного пространства.
1 См., например: Урманов А.В. Амурский Саша Чёрный (о Фёдоре Ивановиче Чудакове) // Филологическая регионалистика: научный и информационно-аналитический журнал. Тамбов. 2009. № 1/2. С. 42-56; Урманов А.В. «Ну, который теперь мне год? Чёрт его знает, который!..»: история о том, как Фёдор Чудаков обрёл, наконец, день рождения // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2017. С. 4-14; Урманов А.В. Убитая песня: жизненная и творческая судьба «амурского Саши Чёрного» // Чудаков Ф.И. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века: в 2 т. Т. 1: Накипь дня: Сатира. Легенды и сказки. Лирика / сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. А.В. Урманова. М.: Викмо-М: Русский путь, 2019. С. 5-28; Урманов А.В. Мистер Спик, Мисс Нелли и Жорж д'Артю: история о том, как неизвестное прежде фото помогло раскрыть загадки творчества Ф. Чудакова // Лосевские чтения: материалы рег. науч. -практ. конф. Благовещенск, 2020. С. 11-37; Урманов А.В. Неоконченная история о том, как «Амурец» едва не перестал быть амурцем // Амур: лит. альманах БГПУ. № 19. Благовещенск, 2020. С. 101-106; Урманов А.В. Между Февралём и Октябрём. Предисловие к ранее неизвестным стихам «амурского Саши Чёрного» // Амур: литературный альманах БГПУ, № 20. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2021. С. 89-90.
Судьба объёмного и многообразного в жанровом отношении литературного наследия Чудакова долгое время оставалась незавидной. При жизни автор выпустил лишь три крохотных книжки1: две первые по цензурным причинам почти сразу были изъяты жандармским ведомством и, очевидно, уничтожены (чудом уцелевший экземпляр «Пережитого» ныне хранится в Российской государственно библиотеке, а единственный экземпляр «Шпилек» лишь век спустя обнаружился в одной из частных коллекций Благове-щенска2), третья, видимо, была настолько малотиражной, что тоже бесследно растворилась (на данный момент ни одного экземпляра обнаружить не удалось). Сразу после смерти Ф.И. Чудакова, в 1918-м, его брат Дмитрий издал пьесу «Изгнанники»3. В том же году стараниями журналиста М.Х. Катаева4 в Благовещенске стал издаваться еженедельный журнал «Чайка»5, в двух номерах которого - втором и пятом - был перепечатан ряд произведений трагически ушедшего из жизни автора. После этого в течение почти века в СССР, в России не было напечатано ни одной строчки Ф. Чудакова. Весь массив его произведений, в том числе и весьма талантливых, актуальных и поныне, оставался рассеянным на страницах давно ставших библиографиче-
1 Босяк. Пережитое: стихи. Благовещенск: Типография Г.И. Клитчоглу, 1909. 29 с.; Язва. Шпильки: сборник стихотворений. Благовещенск: Издал Д. Челеби. Типография т-ва Б.С. Залеский и Ко, 1909. 31 с.; Язва. Очарованный Леший: драматическая сказка. Благовещенск, 1912. 24 с.
О том, как в 2009-м был обнаружен сборник «Шпильки», см.: УрмановА.В. Амурский Саша Чёрный («Шпильки», или Об одной считавшейся утраченной книге Фёдора Чудакова) // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2009. С. 3-21.
Изгнанники (Картины из жизни в ссылке). Посмертная пьеса Ф.И. Чудакова. Благовещенск: Издание Дмитрия Чудакова, 1918. 83 с. Единственный, судя по всему, экземпляр этой книги хранится в фондах Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского. См.: http://museumamur.org/kraevedenie-i-obrazovanie/proekt-dostupnoe-chtenie/?ELEMENTJD= 148.
4 См. о нём: Урманов А.В. Катаев Михаил Хрисанфович // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXI веков. Благовещенск, 2013. С. 178-179.
5 См. об этом издании: Урманов А.В. «Чайка» // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXI веков. Благовещенск, 2013. С. 408-410. Сканы двух сохранившихся номеров журнала «Чайка» (1 и 3) в рамках проекта «Доступное чтение: уникальные периодические и книжные издания Приамурья рубежа XIX-XX веков» размещены на сайте Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского. URL: http://museumamur.org/kraevedenie-i-obrazovanie/proekt-dostupnoe-chtenie/?ELEMENT ID=148. 10.12.2019.
ской редкостью, малодоступных, частично утраченных периодических изданий Приамурья начала XX века. С начала 1920-х годов и вплоть до недавнего времени имя Чудакова не упоминалось ни в одном не только общероссийском, но даже региональном - сибирском или дальневосточном - литературном справочнике.
Через шесть десятилетий после ухода писателя из жизни о нём решил рассказать А.В. Лосев (1927-2002): в 2007-м в домашнем архиве основателя литературного краеведения Приамурья были найдены наброски относящейся к 1980-м годам неоконченной статьи о сатирике. В результате кропотливой текстологической работы статью эту удалось «склеить» и опубликовать, что случилось ровно через 90 лет после смерти сатирика1.
После этой публикации интерес к творчеству «амурского Саши Чёрного» усилился. Важный этап в осмыслении творческого наследия Ф. Чудакова - 2011-2013 годы, время реализации на базе кафедры литературы Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ) масштабного исследовательского проекта, получившего поддержку Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Одним из его главных итогов стало издание энциклопедии литературной жизни Амурского региона2, более десятка статей в которой в той или иной степени посвящено Ф.И. Чудакову: разным периодам и граням его творчества, его сотрудничеству с различными периодическими изданиями. В процессе подготовки статей их автору (А.В. Урманову) удалось разыскать в региональных и общероссийских архивах, музеях, библиотеках немало лирических, юмористических и сатирических стихотворений, фельетонов, легенд и сказок, очерков, рассказов, повестей, воспоминаний Ф. Чудакова. Часть из них была перепечатана в издаю-
-5
щемся в БГПУ литературном альманахе «Амур» . Первое за столетие объём-
1 См.: Лосев А.В. Об одном забытом поэте (Фёдор Иванович Чудаков) / публ. и коммент. А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. № 7. Благовещенск, 2008. С. 47-54.
Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXI веков / сост., ред., вступ. статья А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. 484 с.
См.: Чудаков Ф. «Шпильки» / публ. и коммент. А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. № 8. Благовещенск, 2009. С. 67-71; Чудаков Ф. Лирика, сатира / сост., пре-
ное книжное (комментированное) издание произведений Ф. Чудакова разных жанров вышло во Владивостоке в 2016 году1. Самое же полное, и вновь комментированное, издание произведений Ф.И. Чудакова - большой двухтомник, вышедший в декабре 2019 года в одном из столичных издательств2. Таким образом, в настоящее время благодаря многолетним усилиям А.В. Урманова основная часть литературного наследия Амурца возвращена российским читателям и введена в научный оборот.
Подступом к научному изучению творчества Ф. Чудакова можно считать упомянутую выше неоконченную статью А.В. Лосева 1980-х годов, вошедшую в подготовленный А.В. Урмановым том избранных трудов известного амурского учёного . К сожалению, последний мало что сказал о произведениях Амурца, основное внимание уделив биографии писателя (что на первом этапе было чрезвычайно важно, так как до этого момента она была сплошным белым пятном), а также общим рассуждениям о значимости его творчества. В частности, учёный отметил, что «на фоне литературной жизни дальневосточной окраины России в предреволюционные годы он действительно был заметной фигурой - может быть, даже самой заметной»4. Сравни-
дисл. и примеч. А. Урманова // Амур. № 12. Благовещенск, 2013. С. 2-10; Чудаков Ф. В «столицу» Приамурья! Очерк. Колёсная. Тренировка. Не в добрый час. В вагоне. Фельетоны / публ., вступ. ст. и примеч. А. Урманова // Амур. № 14. Благовещенск, 2015. С. 92100; Чудаков Ф. Плен: Улыбка прошлого. Мой роман. Рассказы / публ. А. Урманова // Амур. № 16. Благовещенск, 2017. С. 101-104; Чудаков Ф. Бузуй: Рассказ. По Зее. Путевые очерки. Под утёсом. Из очерков «Зелёные дни» / публ. и примеч. А. Урманова // Амур. № 17. Благовещенск, 2018. С. 96-104; Чудаков Ф. Навстречу весне. Хроника телячьего экспресса. Путевые очерки / публ. и примеч. А. Урманова // Амур: лит. альманах БГПУ. № 19. Благовещенск, 2020. С. 107-113; Чудаков Ф. Густая накипь чёрных дней... Из произведений 1917 года / публ. и примеч. А. Урманова // Амур: лит. альманах БГПУ. № 20. Благовещенск, 2021. С. 90-96.
1 Чудаков Ф. «Чаша страданья допита до дна!..»: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века / составление, предисловие, подготовка текста, комментарии А. Урманова. Владивосток: Рубеж, 2016. 716 с.
Чудаков Ф.И. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века: в 2 т. / сост., подг. текста, вступ. ст., коммент. А.В. Урманова. М.: Викмо-М: Русский путь, 2019. Т. 1: Накипь дня: Сатира. Легенды и сказки. Лирика. 800 с. Т. 2: Убитая песня: Проза. Драматургия. Отклики на смерть Ф. И. Чудакова. Воспоминания. 592 с.
"3
Лосев А.В. Об одном забытом поэте (Фёдор Иванович Чудаков) // Лосев А.В. Избранные труды по литературному краеведению Приамурья / сост., ред., вступ. ст., примеч. А.В. Урманова. Благовещенск, 2011. С. 144-158.
4 Там же. С. 148.
тельно высоко оценив прозу и драматургию Чудакова, А.В. Лосев всё же подчеркнул, что тот в первую очередь «был прирождённым сатириком»1. Что касается анализа произведений, то к нему в своей незавершённой статье А.В. Лосев только-только приступил, успев сказать буквально несколько абзацев о проблематике фельетонов, печатавшихся в 1909-1910 гг. в сатирическом журнале «Колючки».
Как уже отмечалось, творческое наследие Ф.И. Чудакова отличается многообразием родовых и жанрово-видовых форм, что нашло отражение и в композиционной структуре упомянутых выше книжных изданий. И однотомник, и двухтомник включают в себя по пять больших разделов: сатира, легенды и сказки, лирика, проза, драматургия. Причём в каждый из них входят произведения различных жанровых форм и их разновидностей. Системный анализ всего этого художественного разнообразия - задача на долгую перспективу. Но уже сегодня имеется научный задел, позволяющий продвигаться вперёд. Появились работы, посвящённые анализу проблематики и поэтики двух ключевых драматических произведений Ф. Чудакова - прозаической пьесы «Изгнанники» и драматической сказки в стихах «Очарованный
2 3 4
Леший»2. Положено начало изучению лирики3 и прозы4 Ф. Чудакова, к его
1 Там же.
Урманов А.В. Пьеса Фёдора Чудакова «Изгнанники (Картины из жизни в ссылке)» в контексте его жизненной и творческой судьбы // Лосевские чтения: материалы рег. науч. -практ. конф. Благовещенск, 2016. С. 4-13; Урманов А.В. Драматическая сказка Ф.И. Чудакова «Очарованный Леший» в контексте жизненной и творческой судьбы автора // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2017. С. 23-47.
3 Перелыгина В.А. Проблемно-тематическое своеобразие лирики Фёдора Чудакова // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2016. С. 72-81; Антонова А.С. Любовная лирика Фёдора Чудакова: К вопросу о её классификации // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2020. С. 79-93.
4 Лаптева Н.А. Смешное и страшное в трёхчастном рассказе Ф.И. Чудакова «Смех» // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2019. С. 78-87; Лаптева Н.А. Роль арестантской газеты в идейно-нравственной расстановке персонажей рассказа Ф.И. Чудакова «Редакционное собрание» // Лосевские чтения: материалы рег. науч. -практ. конф. Благовещенск, 2020. С. 53-61; Лаптева Н.А. Психологизм как стилевая доминанта рассказа Ф.И. Чудакова «Татьяна» // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2021. С. 60-80; Лаптева Н.А. Символическое наполнение названия приключенческой повести Ф.И. Чудакова «Диана Кедровская» // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2021. С. 26-31.
творчеству стали проявлять интерес лингвисты1. В 2022 г. в ДВФУ защищена первая диссертация2.
Самый художественно совершенный, самый разнообразный в проблемно-тематическом, жанрово-стилевом и всех прочих отношениях раздел художественно наследия Ф.И. Чудакова - его сатира: фельетоны (преимущественно стихотворные), сатирические рассказы и стихотворения, басни, эпиграммы, пародии, памфлеты и т.д. Раздел «Сатира» - самый объёмный в двухтомнике избранных произведений Ф. Чудакова: в него включено 372 произведения (для сравнения: в раздел «Лирика» - 149). Именно эта часть творческого наследия Амурца, в первую очередь, нуждается в углубленном, детальном изучении. Именно здесь, на наш взгляд, находится ключ к постижению мировоззренческих представлений автора, воплощённых в его творчестве социально-политических идей и духовно-нравственных ценностей, используемых им эстетических принципов и художественных приёмов. Нацеленность данной диссертации на исследование стихотворной сатиры, самых важных и значимых в творческом наследии Ф. Чудакова жанрово-стилевых форм и определяет одну из граней её актуальности, в первую очередь обусловленной тем местом, которое сатирик занимал в истории литературной жизни начала ХХ века. Помимо прочего, актуальность диссертации обусловлена её участием в масштабном процессе устранения «белых пятен» в истории русской литературы начала ХХ столетия, в создании более полного и целостного представления о содержании и направленности историко-литературного процесса - представления, не зависящего ни от политико-идеологической, ни от любой иной конъюнктуры. Имя Фёдора Чудакова за-
1 Пирко В.В. Повтор как способ организации художественной речи Ф. Чудакова // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2019. С. 17-30; Пирко В.В. Разговорно-просторечная лексика начала XX века в произведениях Ф. Чудакова // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2017. С. 15-22; Пирко В.В. Языковые средства создания сатиры в произведениях Ф. Чудакова // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2018. С. 22-31; Пирко В.В. Выразительность синтаксических конструкций в произведениях Ф. Чудакова // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2021. С. 18-24.
Лаптева Н.А. Художественный мир прозы Ф.И. Чудакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Благовещенск, 2022. 22 с.
остряет, актуализирует важную проблему литераторов так называемого «второго ряда» и свидетельствует о том, что данное понятие остаётся до сих пор по-настоящему не осмысленным и определяется порой не оппозициями «высокое» - «низкое», «столичное» - «периферийное», а «известное» - «малоизвестное», «изученное» - «малоизученное».
Отдельные сферы сатирического творчества амурского автора освещены уже сравнительно основательно. Всесторонне проанализированы, например, сатирические стихи и фельетоны, составившие сборник «Шпильки»1. Это, кстати, единственная работа, в которой произведения Язвы рассматриваются на фоне и в контексте творчества авторов знаменитых столичных журналов «Сатирикон» (1908-1914) и «Новый Сатирикон» (1913-1918): Аркадия Аверченко, Надежды Тэффи, Саши Чёрного и др. В ряде статей подробному разбору подвергнуты некоторые отдельные фельетоны2 или
-5
«сплотки» тематически связанных фельетонов . Наиболее значительное на сегодняшний день исследование проблематики и поэтики сатиры Ф.И. Чудакова - вторая глава монографии А.В. Урманова, посвящённой истории литературы Приамурья4. Ещё один важный вклад этого учёного в изучение сатиры Амурца - научные комментарии к однотомнику и двухтомнику избранных произведений Чудакова. Именно они задают основную исследо-
1 Урманов А.В. «Шпильки» нашлись! (об одной литературной сенсации) // Амур: литературный альманах БГПУ. № 8. Благовещенск, 2009. С. 59-66; Урманов А.В. Амурский Саша Чёрный (о Фёдоре Ивановиче Чудакове) // Филологическая регионалистика: научный и информационно-аналитический журнал. Тамбов. 2009. № 1/2. С. 42-56.
2 Голев М.А. Приёмы сатирической типизации в фельетоне Фёдора Чудакова «Слово о полку антрепренёрове» // Лосевские чтения: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2016. С. 64-71; Голев М.А. Роль иронии в творчестве амурского сатирика Ф. Чудакова (на примере серии фельетонов «Песнь о Кульдурском ключе») // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXVIII студенческой междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2016. № 1 (38). С. 100-108. URL: http://ww.sibac.infb/archive/guman/1(16).pdf. 12.10.2019.
Урманов А.В. Образы гласных городской думы Благовещенска в стихотворных фельетонах Ф. Чудакова // Лосевские чтения: материалы XII рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2019. С. 4-16.
4 Урманов А.В. Фёдор Иванович Чудаков // Урманов А.В. «Мы твёрдо стали на Амуре...»: история литературы Приамурья в лицах, судьбах, творческих исканиях: монография. Благовещенск, 2019. С. 175-327.
вательскую парадигму, в русле которой создавалась, постепенно выстраивалась данная диссертация.
Цель исследования - системный анализ основной части литературного наследия Ф.И. Чудакова - его стихотворной сатиры: выявление главных особенностей этого уникального художественного феномена, изучение его эстетической природы и мировоззренческой основы, специфики и функциональной роли используемых писателем художественных принципов и форм, что в конечном итоге направлено на получение целостного представления о творческой индивидуальности сатирика.
Указанная цель определила следующие основные задачи:
- выявить общие свойства художественной системы Ф. Чудакова-сатирика, важнейшие особенности его творческого метода и стиля;
- исследовать формы выражения авторского сознания, этических, социально-политических, историософских воззрений сатирика;
- выявить и описать используемые автором жанрово-видовые формы стихотворного фельетона;
- проанализировать наиболее характерные для писателя средства и приёмы создания иронического, комического, сатирического эффекта;
- проанализировать роль используемых автором цитаций, аллюзий и реминисценций;
- исследовать формы речевой характеристики персонажей стихотворной сатиры Ф. Чудакова;
- исследовать комплекс затрагиваемых в сатире Ф. Чудакова проблем в их взаимодействии с бытовым, социально-политическим, историческим контекстом;
- выявить взаимосвязь между избираемыми сатириком жанрово-видовыми формами, поэтическими средствами и приёмами, и, с другой стороны, жизненным материалом, который он отражает, проблемами, которые поднимает, системой его социально-политических взглядов, авторским мировоззрением;
- направить анализ всех перечисленных аспектов проблематики и поэтики на целостное постижение идейно-эстетического содержания, воплощённого в стихотворной сатире Ф.И. Чудакова.
Материалом диссертации стали произведения Ф.И. Чудакова, опубликованные им в амурской периодике 1909-1918 гг., вошедшие в изданные в 2016 и 2019 гг. однотомное и двухтомное собрания сочинений этого автора, научный комментарий к ним, периодические издания, в которых более века назад публиковали свои тексты Амурец и его амурские собратья по перу (на начальном этапе работы над диссертацией автору данных строк, за неимением других источников, пришлось работать именно с этой периодикой, ссылаться на неё), а кроме того - статьи критиков и литературоведов об «амурском Саше Чёрном».
Объект исследования - стихотворная сатира Ф. Чудакова, публиковавшаяся в периодической печати Приамурья в 1909-1918 гг. Каждая глава охватывает один из трёх выделенных нами основных проблемно-тематических блоков стихотворной сатиры Амурца: произведения, отражающие события международной, общероссийской и местной, региональной жизни. Из-за невозможности в пределах главы охватить, детально проанализировать все произведения каждого из этих блоков (событиям международной жизни, например, посвящено более полусотни текстов Ф. Чудакова, общероссийской и местной, амурской - примерно по полторы сотни), внимание в каждой из глав сосредоточивается на одной из важнейших, на наш взгляд, тематических «сплоток», что позволяет рассматривать отдельные произведения в ряду многих других, проблемно-тематически связанных с ними, и тем самым получать целостное представление о взглядах автора на важнейшие события и явления мировой политики, общероссийской и местной, амурской действительности. Второе важнейшее правило, которого мы придерживаемся в диссертационном исследовании - выбор в качестве объекта детального анализа произведений, репрезентативно представляющих основные, наибо-
лее частотные жанровые формы и ключевые приёмы поэтики Ф. Чудакова-сатирика.
Предмет исследования - проблематика и поэтика в их неразрывной связи, важнейшие жанрово-видовые, стилевые, речевые и иные формы воплощения жизненного материала и авторской точки зрения.
Научная новизна исследования обусловлена прежде всего тем, что в научный дискурс вводится совершенно новый материал: за исключением фельетона «Слово о полку антрепренёрове», все другие сатирические произведения Ф.И. Чудакова, детально проанализированные в диссертации, никогда прежде никем из исследователей не рассматривались, не изучались.
Диссертация является историко-литературным исследованием и опирается на системный, структурно-типологический, сравнительно-литературный (компаративистский) методы исследования, на метод лексико-семантического анализа, на приёмы интертекстуального и версификационно-го анализа.
Методологической и теоретической основой диссертации являются труды российских теоретиков и историков литературы, занимающихся исследованием природы смеха, комизма, сатиры как литературного феномена: М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, Л.А. Евстигнеевой, Л.В. Карасёва, Д.С. Лихачёва и др. При формировании концепции и обосновании отдельных положений диссертационной работы учитывались подходы и выводы ведущего исследователя творчества Амурца А.В. Урманова.
Положения, выносимые на защиту:
1. На целое столетие незаслуженно преданная забвению стихотворная сатира Ф. Чудакова представляет собой уникальное художественное явление, обладающее несомненной эстетической, общекультурной и познавательной ценностью, с большой достоверностью и выразительностью отразившее общественно-политические и духовно-нравственные изъяны российского общества предреволюционного десятилетия.
2. Сатира Чудакова редко обращена к бытовой проблематике, к разного рода житейским несуразностям, чаще всего она нацелена на явления масштабные, государственно, национально и социально значимые. Она вскрывает конструктивные дефекты государственного устройства и диагностирует опасные социальные болезни, неумолимо приближавшие Российскую империю к революционному взрыву.
3. Фельетоны на международную тематику сконцентрированы преимущественно на революционных событиях, происходящих в государствах имперского, монархического типа - Китае и Иране. Это позволяет сатирику в условиях жёсткой цензуры опосредованно, через актуализацию черт сходства, выражать понятное читателям-современникам критическое отношение к архаичным формам государственного устройства самодержавной России, к царящей здесь полицейщине, к бюрократическому и судебному произволу.
4. Выбор автором фельетонов форм сатирической характеристики реальных жизненных персонажей определяется, прежде всего, степенью социальной опасности отображаемых явлений.
5. К числу особенно опасных социальных явлений Чудаков относит политическое и религиозное мракобесие, радикальный национализм и ксенофобию. Лица, являющиеся носителями перечисленных свойств, становились для писателя объектом жёсткого обличения. Но и в этом случае прямые формы обличения - памфлет, инвектива - соседствуют и переплетаются с юмором, иронией.
6. В зрелый период творчества (начиная приблизительно с 1912 г.) Чудаков предпочитает использовать самый тонкий художественный инструментарий - иронию. Ирония становится более гибким и действенным, более органичным для него средством сатирической характеристики. В этот период на смену авторскому обличению приходит саморазоблачение отрицательных персонажей - прямое, буквальное, но чаще опосредованное.
7. Смещение в зрелый период творчества Ф. Чудакова повествовательного центра - от автора к персонажам - обусловливает более широкое и ак-
тивное использование приёмов речевой характеристики, разнообразных языковых средств. Особо важную роль в этот период начинает играть языковая архаика - и лексическая, и фразеологическая, и синтаксическая. Причём иронический смысл создают не сами по себе архаические языковые формы, а их взаимодействие с контрастной в стилевом отношении лексикой и фразеологией - сниженной, разговорной, грубо-просторечной.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Фельетоны Л.Н. Андреева в газете "Курьер" (1900-1903): специфика жанра, проблематика, поэтика, стиль2012 год, кандидат филологических наук Телятник, Марина Александровна
Творчество М.Я. Козырева: поэтика сатирических рассказов и повестей2007 год, кандидат филологических наук Зонова, Елена Вячеславовна
Поэтика жанров в творчестве Н.И. Фотьева2006 год, кандидат филологических наук Назарова, Ирина Сергеевна
Жанры и метажанр сатиры: На материале 16-й полосы "Литературной газеты"2005 год, кандидат филологических наук Кудрявцева, Ольга Сергеевна
Драматургия И. Ильфа и Е. Петрова и водевильная тенденция в отечественной комедиографии 1920-х - 1930-х годов2016 год, кандидат наук Шеленок, Михаил Алексеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лю Ин, 2024 год
Список литературы и источников
Художественные и иные произведения Ф.И. Чудакова
1. Амурец. «Братушки» // Эхо. 1914. № 1782. 24 декабря (6 января). С. 5.
2. Амурец. Работяги // Дятел, беспартийный. 1918. № 5. С. 6.
3. Блинохват. Блины с гарниром. Масленичные сюрпризы // Зея. 1914. № 4. С. 15.
4. Босяк. Дорогому юбиляру, Александру Николаевичу Каренину, слава и многие лета! // Амурский край. 1910. № 56. 20 марта (2 апреля). С. 3.
5. Босяк. Кинжальные слова // Колючки. № 4-5. 1909. 6 декабря. С. 22-25.
6. Босяк. На тему дня // Колючки. № 4-5. 1909. 6 декабря. С. 4.
7. Босяк. Пережитое: стихи. Благовещенск: Типография Г.И. Клитчоглу, 1909. 29 с.
8. Босяк. Размышления патриота // Амурский край. 1909. № 274. 17 (30) декабря. С. 2.
9. Г-ръ. Жажда дела // Эхо. 1913. Прибавление к № 1472. 21 ноября (4 декабря). С. 2.
10. Г-ръ. Накипь дня (Сахалян. По старой моде.) // Эхо. 1912. № 977. 22 февраля (6 марта). С. 3.
11. Гусляр. Баллада недалёкого будущего // Эхо. 1911. № 892. 3 (16 ноября). С. 3.
12. Гусляр. Бывший // Эхо. 1912. № 965. 8 (21) февраля. С. 4.
13. Гусляр. Вечернее размышление о величии городового. Ложноклассическое // Эхо. 1912. № 1016. 13 (26) апреля. С. 3.
14. Гусляр. Воззвание театрала // Эхо. 1910. № 599. 24 октября (6 ноября). С. 3.
15. Гусляр. День итогов // Эхо. 1912. № 938. 1 (14) января. С. 3.
16. Гусляр. Ещё о паразитах // Эхо. 1911. № 820. 31 июля (13 августа). С. 3.
17. Гусляр. Из теории словесности // Эхо. 1912. № 963. 2 (15) февраля. С. 4.
18. Гусляр. Куски жизни грубой и бедной // Колючки. № 8. 1910. 31 января. С. 13-16.
19. Гусляр. Накипь дня (Волей тронной антрепризы.) // Эхо. 1912. № 953. 20 января (2 февраля). С. 3.
20. Гусляр. Накипь дня (И вот пришёл городовой.) // Эхо. 1912. № 967. 10 (23) февраля. С. 4.
21. Гусляр. Накипь дня (Как от полчищ филлоксеры.) // Эхо. 1911. № 818. 30 июля (12 августа). С. 3.
22. Гусляр. Накипь дня (Пришли. Постояли. Присели.) // Эхо. 1912. № 974. 18 февраля (2 марта). С. 3.
23. Гусляр. Накипь дня (Сахалян. По старой моде.) // Эхо. 1912. № 977. 22 февраля (6 марта). С. 3.
24. Гусляр. Накипь дня (Тили-бом, тили-бом!..) // Эхо. 1911. № 929. 18 (31) декабря. С. 3.
25. Гусляр. Накипь дня (Шах поглажен против шёрстки.) // Эхо. 1912. № 987. 4 (17) марта. С. 3.
26. Гусляр. Оздоровитель // Эхо. 1912. № 1086. 10 (23) июля. С. 3.
27. Гусляр. Радикальное средство // Эхо. 1911. № 915. 1 (14) декабря. С. 3.
28. Гусляр. Слезницы // Эхо. 1911/1912. № 936. 30 декабря (12 января). С. 3.
29. Гусляр. Слово о полку антрепренёрове // Эхо. 1911. № 896. 8 (21) ноября. С. 3; № 899. 11 (24) ноября. С. 3.
30. Гусляр. Утреннее размышление о величии бюджета // Эхо. 1914. Прибавление к № 1591. 27 апреля (10 мая). С. 2.
31. Гусляр. Утреннее размышление о величии бюджета» // Эхо. 1914. Прибавление к № 1591. 27 апреля (10 мая). С. 2.
32. Гусляр. Что думает антрепренёр, когда ему не спится // Амурский край. 1909. № 56. 13 (26) марта. С. 4.
33. Гусляр. Эдип на Амуре. Кощунственная фантазия // Эхо. 1913. № 1491. 15 (28) декабря. С. 3.
34. Изгнанники (Картины из жизни в ссылке). Посмертная пьеса Ф.И. Чудакова. Благовещенск: Издание Дмитрия Чудакова, 1918. 83 с.
35. Кордэ Ш. (предположительно Чудаков Ф.). К постановке фарсов // Эхо. 1911. № 894. 5 (18) ноября. С. 3.
36. Кордэ Ш. (предположительно Чудаков Ф.). Феерия «Пан Твардовский» (5 и 6 октября) // Эхо. 1911. № 896. 8 (21) ноября. С. 3.
37. Ответственный редактор, и метранпаж, и фактор, передовик-политик и театральный критик Язва. Вешний снег // Эхо. 1911. № 908. 23 ноября (6 декабря). С. 3.
38. Ругатель. Величальная // Эхо. 1911. Прибавление к № 921. 9 (22) декабря. С. 2.
39. Фёдор Ч. Степану Петровичу Дубровину. Лирическая шутка // Эхо. 1912. № 940. 4 (17) января. С. 3.
40. Чудаков Ф. Густая накипь чёрных дней. Из произведений 1917 года / публикация и примечания А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ, № 20. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2021. С. 90-96.
41. Чудаков Ф.И. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века: в 2 т. Т. 1: Накипь дня: Сатира. Легенды и сказки. Лирика / Фёдор Чудаков; сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. А.В. Ур-манова. М.: Викмо-М: Русский путь, 2019. 800 с.
42. Чудаков Ф.И. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века: в 2 т. Т. 2: Убитая песня: Проза. Драматургия. Отклики на смерть Ф.И. Чудакова. Воспоминания / Фёдор Чудаков; сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. А.В. Урманова. М.: Викмо-М: Русский путь, 2019. 592 с.
43. Чудаков Ф. Бузуй: Рассказ. По Зее. Путевые очерки. Под утёсом. Из очерков «Зелёные дни» / публикация и примечания А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. № 17. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2018. С. 96-104.
44. Чудаков Ф. В «столицу» Приамурья! Очерк. Колёсная. Тренировка. Не в добрый час. В вагоне. Фельетоны / публикация, вступ. статья и примечания А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. № 14. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. С. 92-100.
45. Чудаков Ф. Лирика, сатира / составление, предисловие и примечания А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. № 12. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. С. 2-10.
46. Чудаков Ф. Навстречу весне. Хроника телячьего экспресса. Путевые очерки /публикация, предисловие, примечания А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. № 19. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2020. С. 107-113.
47. Чудаков Ф. Плен: Улыбка прошлого. Мой роман. Рассказы / публикация А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. № 16. Благовещенск Изд-во БГПУ, 2017. С. 101-104.
48. Чудаков Ф. «Чаша страданья допита до дна!..»: из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века / сост., предисловие, подготовка текста, комментарии А.В. Урманова. Владивосток: Тихоокеанское издательство «Рубеж», 2016. 716 с.
49. -Ъ. Подлые времена // Эхо. 1911. № 820. 31 июля (13 августа). С. 2.
50. Я. Юноше // Колючки. № 7. 1910. 24 января. С. 4.
51. Язва. Quid pro quo. Из тетради пародий // Эхо. 1912. Прибавление к № 961. 29 января (11 февраля). С. 2.
52. Язва. Благовещенск, сегодня // Эхо. 1911. № 908. 23 ноября (6 декабря). С. 3.
53. Язва. Иностранное обозрение // Эхо. 1911. № 874. 12 (25) октября. С. 3.
54. Язва. Накипь дня (Браво! Реет ангел мира.) // Эхо. 1911. № 912. 27 ноября (10 декабря). С. 3.
55. Язва. Накипь дня (В свежем воздухе сверкает.) // Эхо. 1911. Приложение к № 878. 16 (29) октября. С. 2.
56. Язва. Накипь дня (В шапке золота литого.) // Эхо. 1912. Прибавление к № 1008. 3 (16) апреля. С. 3.
57. Язва. Накипь дня (Шах поклялся на Коране.) // Эхо. 1911. № 818. 29 июля (11 августа). С. 3.
58. Язва. Очарованный Леший: драматическая сказка. Благовещенск, 1912. 24 с.
59. Язва. «Принципы фирмы» // Колючки. № 2. 1909. 15 ноября. С. 4-5.
60. Язва. Что ты жадно глядишь на дорогу? // Эхо. 1910. № 571. 19 сентября (2 октября). С. 4.
61. Язва. Шпильки: сборник стихотворений. Благовещенск: Издал Д. Челеби. Типография т-ва Б.С. Залеский и Ко, 1909. 31 с.
Художественные произведения других авторов
62. Амурские волки: коллективный роман из жизни Приамурья // Амурский пионер. 1912. № 12-131; Благовещенское утро. 1912. № 1-22.
63. Горький М. На дне // Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения: в 25 т. Т. 7: Пьесы. Драматические наброски. 1897-1906. М.: Наука, 1970. С. 107-181.
64. Достоевский Ф.М. Бобок // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 21. Л.: Наука, 1980. С. 41-54.
65. Жуковский В.А. Избранные сочинения / вступ. статься, состав. и примеч. И. Семенко. М.: Художественная литература, 1982. 431 с. (Библиотека классики. Русская литература).
66. Лермонтов М.Ю. И скучно и грустно. // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1988. С. 185.
67. Некрасов Н.А. Современники // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 т. Т. 4: Поэмы 1855-1877 гг. Л.: Наука, 1982. С. 187250.
68. Некрасов Н.А. Что думает старуха, когда ей не спится // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 т. Т. 2: Стихотворения 18551866 гг. Л.: Наука, 1981. С. 144.
69. Поэты «Сатирикона». Библиотека поэта. Большая серия / гл. ред. В.Н. Орлов; предисловие Г.Е. Рыклин; вст. ст., биограф. справки, подг. текста и примеч. Л.А. Евстигнеевой. 2-е изд. Л.: Советский писатель. 1968. 364 с.
70. Пушкин А.С. Поэт и толпа // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Издание третье. Т. 3: Стихотворения 1827-1936. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. С. 87-89.
71. Пушкин А.С. Утопленник. Простонародная сказка // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Издание третье. Т. 3: Стихотворения 18271936. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. С. 73-75.
72. Слово о полку Игореве / предисл. Д.С. Лихачёва; стихотворный перевод, комментированный прозаический перевод и послесловие А.Ю. Чернова; реконструкция древнерусского текста и примеч. А.В. Дыбо. СПб.: Вита Нова, 2006. 360 с.
73. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича»: рассказ // Солженицын А.И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 1: Рассказы и Крохотки. М.: Время, 2006. С. 15-115.
74. Толстой А.Н. День Петра: рассказ // Толстой А.Н. Собрание сочинений: в10 т. Т. 3: Повести и рассказы. 1917-1913; Детство Никиты; Аэлита; Ибикус. М.: Художественная литература, 1982. С. 27-52.
75. Чехов А.П. Вишнёвый сад // Чехов А.П. Сочинения: в 18 т. Т. 13: Пьесы 1895-1903. М.: Наука, 1986. С. 195-254.
76. Чёрный Саша. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1991. 414 с.
Литературоведение, история, культурология
77. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
78. Белов Е.А. Краткая история Синьхайской революции. 1911-1913: учебное пособие. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. 160 с.
79. Борев Ю.Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М.: Искусство, 1970. 269 с.
80. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1999. 556 с.
81. Верченко А.Л. Синьхайская революция: некоторые аспекты обновления китайского общества // Исторический журнал: научные исследования. 2011. № 5. С. 37-43.
82. Воейков А.И. Петров Григорий Спиридонович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. СПб., 1890-1907. [Электронный ресурс] // Режим доступа: ШрБ : //т.,шк180игсе.0г§Ашк1/%В0%А0%В0%А 1 %Б0%91 %Б0%9 5/%Б0% 9Б%В 0%В5 %01 %82%Б 1 %80%В0%ВЕ%В0%В2,_%В0%93%В 1 %80%Б0 %В8%В0%В3%В0%ВЕ%В1%80%В0%В8%В0%В9_%В0%А1%В0%ВЕ% В0%В8%В1%80%В0%В8%В0%В4%В0%ВЕ%В0%ВВ%В0%ВЕ%В0%В2 %В0%В8%В1%87 (дата обращения 16.12.2020)
83. Воронцова И.В. Старообрядческий епископ Михаил (Семёнов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905-1915 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II. 2012. № 3. С. 40-55. [Электронный ресурс] // Режим доступа: Шрв://суЬег1ептка.ги/аг1:1с1е/п/81аг00ЬгуаёсЬе8к1у-ер18к0р-шШа11-8етеп0у-у-к0п1ек81е-1810гп-ген§ю7п0§0-гейгт17та-у-г088п-1905-1915^ (дата обращения 15.12.2020)
84. Головушкин Д.А. Апостол XX века. Жизнь и творчество о. Михаила (Семёнова). СПб.: Политехника-сервис, 2010. 127 с.
85. Голубков С.А. Мир сатирического произведения: учеб пособие. Самара: Изд-во СГПИ, 1991. 106 с.
86. Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М.: Наука, 1968. 454 с.
87. Заварницына Н.М. Театрализация недраматургического текста: проза М. Кузмина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. № 4. Т. 1. С. 111-117. [Электронный ресурс] // Режим доступа: Ь11рв://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/1еа1га117а181уа-пеёгаша1иг§1сЬе8ко§о-1ек81а-proza-m-kuzmina/viewer (дата обращения 15.01.2021)
88. Иванов С.М., Супрун В.И. Иеромонах Илиодор (Труфанов) // Волгоград Православный. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vo1gapгav.гu/aЬout_epaгchy/peгsons/ieгoшonax-i1iodoг-trufanov/#.YEMw8Z0zYqw (дата обращения 10.12.2020)
89. Карасёв Л.В. Философия смеха. М.: Российский гуманитарный университет, 1996. 224 с.
90. Константинов Г.Д. Последний император Китая в СССР. Хабаровск: Экспресс полиграфия, 2011. 404 с.
91. Кузьмин С.Л., Дмитриев С.В. Материалы о попытке создания новой китайской династии Юань Шикаем // Вестник МГУ. Серия 13. Востоковедение. 2020. № 3. С. 93-107.
92. Лихачёв Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. 295 с.
93. Морозов А. Пародия как литературный жанр. (К теории пародии) // Русская литература. 1960. № 1. С. 48-77.
94. Мулевая М.С. Антисемитская риторика иеромонаха Илиодора (Труфано-ва) как отражение кризиса Русской Православной Церкви в начале XX века // Известия Саратовского ун-та. Серия: История. Международные отношения. 2023. Т. 23. Вып. 2. С. 167-172.
95. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. 288 с.
96. Пу И. Первая половина моей жизни. Воспоминания Пу И - последнего императора Китая / перевод с кит. И.Л. Макаровой, Н.А. Слешнева, Цзян Ши-Луна; вступ. статья и ред. С.Л. Тихвинского. М.: Прогресс, 1968. 424 с.
97. Пэн Юйхань. Традиционные китайские праздники в социальном контексте. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2016. 98 с.
98. Синьхайская революция. 1911-1913 гг.: сборник документов и материалов / под ред. С.Л. Тихвинского. М.: Наука, 1968. 347 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://drevlit.ru/docs/kitay/XX/1900-1920/Sinhaj_гev/index.php (дата обращения 11.12.2020)
99. Степанов С.А. Чёрная сотня. М.: ЭКСМО, 2005. 538 с.
100. Урманов А.В. Художественное мироздание Александра Солженицына: [монография]. М.: Русский путь, 2014. 624 с.
101. Усов В.Н. Последний император Китая Пу И (1906-1967). М.: Олма-пресс, 2003. 415 с.
102. Хализев В.Е. Теория литературы. М. : Высшая школа, 1999. 398 с.
103. Хижий М. История одного расстриги: иеромонах Илиодор (Труфанов) // Альфа и Омега. 2006. № 2 (46). С 96-110. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/046/hizhy46.htm (дата обращения 10.12.2020)
104. -Ш. 2022. 568 Ж. (Айсиньгёро Пу И. Первая половина моей жизни. Гуйчжоу: Народное изд-во Гуйчжоу, 2022. 568 с.)
105. ^ШШ: А^: 2011. 238 Ж. (Кун Фаньцзе. История Китайской Республики. Выпцск 1. Тяньцзинь: Изд-во литературы и искусства Байхуа, 2011. 238 с.)
106. шы, тпш, гшт. ^ш^^штш 1. даьл&ш
2006. 362 Ж. (Чжан Кайюань, Ло Фухуэй, Ян Чанхонг. Новая под-
борка материалов по истории Синьхайской революции. Выпуск 1. Ухань: Народное изд-во Хубэй, 2006. 362 с.)
107. ттм, мш#. ШШ-. 2017. 83 ж.
(Чэнь Ичжоу, Цзя Гоцзин. Синьхайская революция. Цзинань: Шаньдун-ское научно-техническое изд-во, 2017. 83 с.)
108. ХШ^ (Праздник фонарей) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://zh.wikipedia.oгg/wiki/%E5%85%83%E5%AE%B5%E8%8A%82 (дата обращения 10.07.2023)
109. МШЖ (Юань Шикай: Военный лидер Бэйяна) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://Ьaike.Ьaidu.coш/1ink?uг1=1HfndiCYeaF2AItw1LzfoAqMWhQCGEZGV VгX0zoyBq1sGLXy5kwLEA8FodTz1zikEM4cVCPWfЬHhOeegG3uгufш3oEI -nIIaVYBFpuBjZfMYOj_Am 1 ej2dPdsгkI8гaS (дата обращения 21.01.2023)
110. (Юань Шикай. Известные политики современного Китая. Военный стратег, основатель новой Бэйянской армии) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://baike.so.com/doc/3876459-4069349.htm1 (дата обращения 21.01.2023)
111. ЩШЩЩ (Вэйцзибайкэ: Свободная энциклопедия) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //zh. wikipedia. oгg/wiki/%E6%BA%A5%E4%BB%AA (дата обращения 20.07.2023)
Литературно-критические работы по творчеству Ф.И. Чудакова
112. Антонова А.С. Любовная лирика Фёдора Чудакова: К вопросу о её классификации // Лосевские чтения - 2020: материалы региональной научно-практической конференции. Выпуск 13 / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2020. С. 79-93.
113. Басов М. Ф.И. Чудаков // Сибирские огни. 1922. № 1. С. 158-161.
114. Голев М.А. Приёмы сатирической типизации в фельетоне Фёдора Чу-дакова «Слово о полку антрепренёрове» // Лосевские чтения - 2016: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2016. С. 64-71.
115. Голев М.А. Роль иронии в творчестве амурского сатирика Ф. Чудакова (на примере серии фельетонов «Песнь о Кульдурском ключе») // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XХХVШ студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». 2016. № 1 (38). С. 100-108. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sibac.info/archive/guman/1(16).pdf (дата обращения 13.10.2019)
116. Кобзарь В. «Дятел, беспартийный» // Приамурье: литературно-художественный альманах. № 1 (19). Благовещенск: РИО, 1995. С. 206210.
117. Кобзарь В.П. Ф.И. Чудаков (1888-1918): «Я не писатель. Я звено великого народа» // Благовещенск. Март 1918 / отв. редактор А.В. Телюк. Благовещенск: Амурская ярмарка, 2018. С. 322-363.
118. Лаптева Н.А. Антитеза «человеческое бесчеловечное» как идейно-смысловая основа рассказа Ф.И. Чудакова «Бузуй» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 10. С. 2906-2911.
119. Лаптева Н.А. Психологизм как стилевая доминанта рассказа Ф.И. Чудакова «Татьяна» // Лосевские чтения: материалы региональной научно-практической конференции. Выпуск 14 / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2021. С. 60-80.
120. Лаптева Н.А. Роль арестантской газеты в идейно-нравственной расстановке персонажей рассказа Ф.И. Чудакова «Редакционное собрание» // Лосевские чтения - 2020: материалы региональной научно-практической конференции. Выпуск 13 / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2020. С. 53-61.
121. Лаптева Н.А. Система образов в автобиографическом рассказа Ф.И. Чудакова «Редакционное собрание» // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2020. № 3 (68). С. 91-99.
122. Лаптева Н.А. Смешное и страшное в трёхчастном рассказе Ф.И. Чудакова «Смех» // Лосевские чтения - 2019: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. С. 78-87.
123. Лаптева Н.А. Средства выражения и функции детали в автобиографическом рассказе Ф.И. Чудакова «Шамиль» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 12. С. 348-354.
124. Лаптева Н.А. Художественный мир прозы Ф.И. Чудакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Благовещенск, 2022. 22 с.
125. Лосев А.В. Об одном забытом поэте (Фёдор Иванович Чудаков) // Лосев А.В. Избранные труды по литературному краеведению Приамурья / составление, редактирование, вступ. статья, примечания А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. С. 144-158.
126. Лосев А.В. Об одном забытом поэте (Фёдор Иванович Чудаков) / А.В. Лосев; публикация и комментарий А.В. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. № 7. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. С. 4754.
127. Перелыгина В.А. Проблемно-тематическое своеобразие лирики Фёдора Чудакова // Лосевские чтения - 2016: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2016. С. 72-81.
128. Пирко В.В. Выразительность синтаксических конструкций в произведениях Ф. Чудакова // Лосевские чтения: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2021. С. 18-24.
129. Пирко В.В. Повтор как способ организации художественной речи Ф. Чудакова // Лосевские чтения - 2019: материалы региональной научно-
практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. С. 17-30.
130. Пирко В.В. Разговорно-просторечная лексика начала XX века в произведениях Ф. Чудакова // Лосевские чтения - 2017: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2017. С. 15-22.
131. Пирко В.В. Языковые средства создания сатиры в произведениях Ф. Чудакова // Лосевские чтения - 2018: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2018. С. 22-31.
132. Рожкова В.П. Талантливый поэт, неистовый журналист (К 120-летию со дня рождения Ф.И. Чудакова) // Приамурье век двадцатый: материалы региональной научно-практической конференции. Благовещенск: Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, 2008. С. 201-207.
133. Урманов А.В. Амурский Саша Чёрный («Шпильки», или Об одной считавшейся утраченной книге Фёдора Чудакова) // Лосевские чтения -2009: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. С. 3-21.
134. Урманов А.В. Амурский Саша Чёрный (о Фёдоре Ивановиче Чудакове) // Филологическая регионалистика: научный и информационно-аналитический журнал. Тамбов. 2009. № 1/2. С. 42-56.
135. Урманов А.В. Амурский Саша Чёрный // Дальний Восток: Российский литературный журнал. Хабаровск, 2010. № 6. С. 164-176.
136. Урманов А.В. Блистательный сатирик: жизненная и творческая судьба Фёдора Чудакова // Дорохинские чтения: сборник научных статей. Вып. 3 / под ред. Г.В. Быковой и О.Ю. Галузы. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. С. 168-181.
137. Урманов А.В. Драматическая сказка Ф.И. Чудакова «Очарованный Леший» в контексте жизненной и творческой судьбы автора // Лосевские
чтения - 2017: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2017. С. 2347.
138. Урманов А.В. «Есть люди и нет их.»: роман «Амурские волки» как литературный феномен // Филологическая регионалистика: научный и информационно-аналитический журнал. Тамбов. 2012. № 2 (8). С. 14-28.
139. Урманов А.В. История о том, как поссорился Фёдор Иванович с Фёдором Филипповичем: об одной характерной особенности литературной жизни Приамурья начала XX века // Амур: литературный альманах БГПУ. № 15. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2016. С. 71-75.
140. Урманов А.В. История одного громкого скандала в дореволюционном Благовещенске (на материале газетной публицистики и сатиры А.И. Матюшенского и Ф.И. Чудакова) // Лосевские чтения - 2018: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2018. С. 4-21.
141. Урманов А.В. Матюшенский Александр Иванович // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXI веков / составл., ред., вступ. статья А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. С. 254-259.
142. Урманов А.В. Между Февралём и Октябрём. Предисловие к ранее неизвестным стихам «амурского Саши Чёрного» // Амур: литературный альманах БГПУ, № 20. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2021. С. 89-90.
143. Урманов А.В. Мистер Спик, Мисс Нелли и Жорж д'Артю: история о том, как неизвестное прежде фото помогло раскрыть загадки творчества Ф. Чудакова // Лосевские чтения - 2020: материалы региональной научно-практической конференции. Выпуск 13 / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2020. С. 11-37.
144. Урманов А.В. «Мы твёрдо стали на Амуре.»: история литературы Приамурья в лицах, судьбах, творческих исканиях: монография. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. 528 с. Глава 2. Фёдор Иванович Чудаков. С. 175-327.
145. Урманов А.В. Неоконченная история о том, как «Амурец» едва не перестал быть амурцем. Предисловие к путевым очеркам Ф. Чудакова 1917 года // Амур: литературный альманах БГПУ. № 19. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2020. С. 101-106.
146. Урманов А.В. «Ну, который теперь мне год? Чёрт его знает, который!..»: история о том, как Фёдор Чудаков обрёл, наконец, день рождения // Лосевские чтения - 2017: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2017. С. 4-14.
147. Урманов А.В. Образ гласного городской думы Благовещенска Дмитрия Дулетова в фельетоне Ф. Чудакова «В новой думе» // Лосевские чтения: материалы региональной научно-практической конференции. Выпуск 14 / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2021. С. 4-17.
148. Урманов А.В. Образы гласных городской думы Благовещенска в стихотворных фельетонах Ф. Чудакова // Лосевские чтения - 2019: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. С. 4-16.
149. Урманов А.В. Публикация и комментарий к книге Ф. Чудакова «Шпильки» // Амур: литературный альманах БГПУ. № 8. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. С. 67-71.
150. Урманов А.В. Публикация и комментарий к работе А.В. Лосева «Об одном забытом поэте (Фёдор Иванович Чудаков)» // Амур: литературный альманах БГПУ. № 7. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. С. 55.
151. Урманов А.В. Пьеса Фёдора Чудакова «Изгнанники (Картины из жизни в ссылке)» в контексте его жизненной и творческой судьбы // Лосевские чтения - 2016: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2016. С. 4-13.
152. Урманов А.В. «Равняйсь по Дулетке!» Формы сатирической характеристики в фельетонах Ф. Чудакова о Дмитрии Дулетове и Союзе амурских
республиканцев // Лосевские чтения: материалы региональной научно-практической конференции. 2022. № 15. С. 4-25.
153. Урманов А.В. Роман «Амурские волки» как литературный феномен: постановка проблемы // Лосевские чтения - 2011: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. С. 3-22.
154. Урманов А.В. Чудаков Фёдор Иванович // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXI веков / составление, редактирование, вступ. статья А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. С. 423-428.
155. Урманов А.В. «Шпильки» нашлись! (об одной литературной сенсации) // Амур: литературный альманах БГПУ. № 8. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. С. 59-66.
Словари и энциклопедии
156. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1978-1980.
157. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.
158. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред.
A.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. 1600 с.
159. Литературный энциклопедический словарь / под общей ред.
B.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 751 с.
160. Словарь иностранных слов. 19-е изд., стереотипное. М.: Русский язык, 1990. 624 с.
161. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и
C.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. 509 с.
162. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984.
163. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Государственный институт «Советская энциклопедия»; ОГИЗ; Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1935-1940. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://biblioclub.ru/?page=dict&dict_id=117 (дата обращения 12.03.2019)
164. Уголовное уложение. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. 16 апреля 1903 г. № 88. СПб.: Сенатская типография. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //pravo. by/upload/pdf/krim-pravo/ugolovnoe_ulogenie_1903_goda.pdf (дата обращения 10.09.2021)
165. Фразеологический словарь русского литературного языка / сост. А.И. Фёдоров. 3-е изд., испр. М.: Астрель: АСТ, 2008. 878 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rus-yaz.niv.ru/doc/phraseological-literary-dictionary/index.htm (дата обращения 17.03.2021)
166. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Паритет, 2006. 314 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0 (дата обращения 22.01.2020)
167. Викисловарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B 0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D 1 %8F_%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %80%D0% B0%D0%BD%D0%B8%D 1 %86%D0%B0 (дата обращения 15.05.2020)
168. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков / сост. Л.А. Глинкина. Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1998 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://niv.ru/doc/dictionary/rus-literature-forgotten-words/index.htm (дата обращения 15.05.2021)
169. Квятковский А.П. Поэтический словарь / научный редактор И. Роднянская. М.: Советская энциклопедия, 1966. 376 с.
170. Китайская мифология: Энциклопедия / составление, общая редакция, предисловие К. Королёва. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. 416 с.
171. Лермонтовская энциклопедия / гл. редактор В.А. Мануйлов. М.: Советская энциклопедия, 1981. 784 с.
172. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / под редакцией В.В. Кускова. М.: Высшая школа, 1994. 336 с.
173. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. 736 с.
174. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1987-1988.
175. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-Пресс, 1993. 224 с.
176. Петровский А.Н. Словарь личных имён: Около 2600 единиц. М.: Советская энциклопедия, 1966. 384 с.
177. Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / перевод с нем. О.Н. Трубачёва, с дополнениями; под ред. и с предисл. Б.А. Ларина. М.: Прогресс, 1964-1973. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.slovorod.ru/etym-vasmer/index.html (дата обращения 12.05.2020)
178. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995.
179. Энциклопедия литературной жизни Приамурья Х1Х-ХХ1 веков / составление, редактирование, вступ. статья А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. 484 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.