Художественный мир прозы Ф.И. Чудакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Лаптева Наталья Андреевна

  • Лаптева Наталья Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 284
Лаптева Наталья Андреевна. Художественный мир прозы Ф.И. Чудакова: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». 2022. 284 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лаптева Наталья Андреевна

Введение

Глава 1. Механизм приращения смыслов в автобиографических рассказах Ф. Чудакова: деталь, образ, символ

1.1. Использование автобиографического материала как одна из характеристик художественного творчества Ф. Чудакова

1.2. Функции детали в рассказе «Шамиль»

1.3. Способы создания образов в рассказе «Редакционное собрание»

1.4. Символизация предметных образов в рассказе «Тимохина кобыла»

Выводы по главе

Глава 2. «Точка зрения» как организующее начало прозаических произведений Ф. Чудакова малых жанров

2.1. Приёмы театрализации в очерке «Навстречу тучам»

2.2. Приём остранения в этюде «Под весенним солнцем»

2.3. Способы изображения мира ребёнка в «весенних отрывках» «Филик на даче»

Выводы по главе

Глава 3. Внутренний мир героев - основа ценностной системы автобиографических рассказов Ф. Чудакова

3.1. Категории «смешное» и «страшное» в трёхчастном рассказе «Смех»

3.2. Психологизм в качестве стилевой доминанты рассказа «Татьяна»

3.3. Антитеза «человеческое» - «нечеловеческое» в идейно-смысловой основе рассказа «Бузуй»

Выводы по главе

Глава 4. Синтез как основной структурообразующий принцип

художественного мира приключенческой повести «Диана Кедровская»

4.1. Система персонажей повести

4.2. Любовный конфликт - способ построения образной системы

4.3. Пространственно-временная организация «Дианы Кедровской»

4.4. Художественный синтез - главная стилевая тенденция Ф. Чудакова-прозаика

Выводы по главе

Заключение

Список литературы и источников

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир прозы Ф.И. Чудакова»

Введение

Фёдор Иванович Чудаков (1888-1918) - самый яркий автор Приамурья рубежа Х1Х-ХХ веков, публиковавшийся в благовещенских газетах «Амурский листок», «Амурский край», «Эхо», «Амурское эхо», «Народное дело» и журналах «Бузуй», «Колючки», «Зея», «Дятел, беспартийный» под псевдонимами Амурец, Босяк, Гусляр, Кузьма Резниченко, Фёдор Ч., Язва и др. Родился будущий писатель в Чембаре Пензенской губернии, получал образование в церковноприходской школе, затем в городском училище. Вследствие «неблагонадёжности» и своенравия ему не удалось поступить в Пензенскую учительскую семинарию: учитель Закона Божия, он же объект едких эпиграмм Чудакова, не дал ему рекомендательного письма. Однако это не помешало будущему литератору заниматься самообразованием. Творчество Амурца свидетельствует о его начитанности и широком кругозоре. В годы Первой русской революции Ф. Чудаков вступил в партию социалистов-революционеров и начал вести активную пропагандистскую работу (составлял и печатал прокламации; «ходил в народ», призывал к выступлениям против угнетателей и эксплуататоров). Естественными последствиями стали арест, пребывание в следственных камерах, суд, приговор к трём годам сибирской ссылки; снова камеры, теперь уже пересыльные, жизнь в деревне Червянка Енисейской губернии, побег в Красноярск, затем с Дмитрием Чернышёвым и Варварой Протопоповой - в Благовещенск, где его ждали арест, тюрьма, гласный надзор полиции1. Такая «школа жизни» дала Ф.И. Чудакову обширнейший материал для художественного осмысления человеческого бытия.

Творческий путь Амурца насчитывает всего десятилетие. Однако он пришёлся на эпоху грандиозных социальных потрясений. Масштабные исто-

1 Подробно о жизненном пути Ф. Чудакова см.: Убитая песня. Судьба выдающегося сатирика в контексте трагической эпохи // Урманов А.В. Мы твёрдо стали на Амуре...: История литературы Приамурья в лицах, судьбах, творческих исканиях: монография. Благовещенск, 2019. С.175-214.

рические события (Первая мировая война, две революции - Февральская и Октябрьская, гражданская усобица в России), коренная ломка прежнего уклада жизни, изменения в сознании «нового» человека - обстоятельства, в которых формировался и раскрывался талант автора. Окружающая действительность явилась одним из важнейших факторов, оказавших воздействие на систему взглядов Чудакова. События жизненного пути, художественно преображённые, вплетались в произведения, наполняя их чертами автобиографичности. Рассмотрение этих и иных аспектов в их системном единстве и динамике позволяет проследить эволюцию мировоззренческих и эстетических принципов Ф. Чудакова.

Используя впечатления собственной жизни, автор создаёт художественное произведение, условно реальный мир, организуемый различными элементами, важными для понимания идейного смысла: композицией, временем и пространством, системой персонажей, их внутренним миром и внешним взаимодействием друг с другом. Указанные компоненты в их со- и противопоставлении реализуют авторскую идею, воплощаемую в том числе через художественную речь, что также становится предметом научного осмысления.

Исследуя прозу Ф. Чудакова, выявляя её типологические особенности и прослеживая творческую эволюцию, уместно сосредоточиться на изучении художественного мира, который является эстетическим отражением действительности. Подобное преображение - творческий акт, реализуемый под воздействием тех эстетических, духовно-нравственных, мировоззренческих принципов, которые в сознании автора являются ценностными.

Цель диссертационного исследования состоит в рассмотрении художественного мира прозы Ф.И. Чудакова как целостной системы во взаимообусловленности её структурных элементов: в анализе наиболее значимых аспектов поэтики прозаических произведений разных жанров и определении типологических черт творчества в целом.

Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:

1) выделить основные аспекты, посредством которых реализуется художественный мир прозы Ф.И. Чудакова, и нацелить на выявление его главных особенностей;

2) выявить взаимосвязь между жизненным материалом, используемым автором, и способами его преображения в художественном произведении;

3) определить способы символизации, которой подвергаются отдельные образы и мотивы автобиографических произведений Ф.И. Чудакова;

4) изучить приёмы выражения особой «точки зрения» повествователя в рамках избранной автором нарративной стратегии в произведениях малых жанров;

5) исследовать закономерности введения психологизма в изображение героев автобиографических рассказов Ф.И. Чудакова;

6) определить функциональную роль художественного синтеза, используемого писателем в приключенческой повести «Диана Кедровская»;

7) на основе целостного представления о специфике художественного мира прозы Ф.И. Чудакова проследить творческую эволюцию, основанную на мировоззренческих представлениях писателя.

Материал исследования - произведения Ф.И. Чудакова, изданные в одно- и двухтомном собраниях сочинений автора и имеющие обширный комментарий; а также литературоведческие статьи об Амурце.

Объект исследования - проза Ф.И. Чудакова. Главы диссертации посвящены различным в проблемно-тематическом и жанровом отношении произведениям. В центре первой и третьей глав - автобиографические рассказы; второй - произведения малых жанров (этюд, весенние отрывки, очерк); четвёртая глава посвящена приключенческой повести «Диана Кедровская». В каждой главе внимание сосредотачивается на исследовании того элемента художественного мира, который является ключевым для постижения смысла конкретного произведения и - шире - взглядов Чудакова на социально-политические, духовно-нравственные и онтологические проблемы.

Предмет исследования - основные компоненты художественного мира (композиция, сюжетная линия, образная система, хронотоп) в их смысловой обусловленности и функциональной взаимосвязи с жанровой спецификой, нарративной стратегией и проблематикой произведений; а также художественное слово, с помощью которого автор моделирует представления о мире и тем самым решает эстетические задачи.

О подражательном характере искусства писал ещё Аристотель, различая предметы, способы и цели изображения действительности. Подражая окружающему миру, «творцы» одновременно познают и преобразуют его, при этом «зрители» испытывают эстетическое удовольствие «соответственно личным характерам людей»2. Так рождается осознание, что мир художественного произведения не тождественен реальному.

Понятие «художественный мир» было введено в научный оборот академиком Д.С. Лихачёвым, который даёт следующее пояснение: «Литература "переигрывает" действительность. Это "переигрывание" происходит в связи с теми "стилеобразующими" тенденциями, которые характеризуют творчество того или иного автора, того или иного литературного направления или "стиля эпохи". Эти стилеобразующие тенденции делают мир художественного произведения в некоторых отношениях разнообразнее и богаче, чем мир действительности, несмотря на всю его условную сокращенность»3. Таким образом, внутренний мир произведения4 - отражённая в нём действительность, которая при этом может преобразовываться под влиянием поставленных автором задач. Этот процесс всегда носит целостный и целенаправленный характер.

Формируя научное представление о художественном мире, литературоведы заостряют внимание на его отдельных свойствах. Так, Ю.М. Лотман

2 Там же.

3 Лихачёв Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 79.

4 Термин Д.С. Лихачёва «внутренний мир художественного произведения» в данной диссертации используется как синоним термина «художественный мир произведения».

отмечает следующую существенную особенность художественного произведения: текст «находится в отношении двойного подобия: он подобен определенному изображаемому им куску жизни - части всемирного универсума, - и он подобен всему этому универсуму»5. И.В. Фоменко и Л.П. Фоменко под художественным миром подразумевают «ту систему отношений между фрагментами бытия, между человеком и бытием, которые лежат в основе целостности авторского мироощущения»6. С.Г. Бочаров считает, что наряду с миром отдельного художественного произведения внимания заслуживает «большой совокупный мир писателя»7, «основная единица наблюдения за духовными и нравственно-поэтическими процессами, составившими путь нашей литературы»8. При этом литературовед высказывает мнение, что «авторские миры художников - сообщающиеся миры»9; «их тайными и явными перекличками, их "диалогом" творится живая картина»10 литературы. Ю.В. Доманский утверждает: «художественный мир - это реализованная в комбинации словесных значений система контекстуальных смыслов, в которых первичные (прямые) значения эстетически искажаются»11. Среди основных свойств художественного мира принято выделять условность, структурированность, членимость, взаимосвязь с идейным содержанием произведения.

Вопросами общей характеристики и отдельных компонентов художественного мира также занимались литературоведы М.Л. Гаспаров,

5 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 302.

URL: https://imwerden.de/pdf/lotman_struktura_khudozhestvennogo_teksta_1970_ocr.pdf.

21.02.2022.

6 Фоменко И.В., Фоменко Л.П. Художественный мир и мир, в котором живет автор // Литературный текст: проблемы и методы исследования: Сб. науч. тр. Тверь, 1998. Вып. 4. С. 3-9. URL: https://lit.wikireading.ru/20592. 21.02.2022.

7 Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 3. URL: https://imwerden.de/pdf/bocha rov_o_khudozhestvennykh_mirakh_1985_text.pdf. 21.02.2022.

8 Там же.

9 Там же. С. 4.

10 Там же.

11 Доманский Ю.В. Художественный мир и физическая реальность // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018. № 2-1. С. 67. URL: https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-2-59-69. 21.02.2022.

В.В. Фёдоров, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец; исследованию художественного мира творчества отдельных писателей посвящены работы А.В. Урманова, А.П. Чудакова, С.Е. Шаталова, Е.А. Яблокова и др.12

Исследование художественного мира писателя может стать универсальным ключом для постижения ценности всего его многопланового творческого наследия. По существу, это категория, в которой фокусируется несколько пластов: объективная реальность и субъективные представления автора об устройстве мира (соотношение добра и зла, вопросы жизни и смерти, нравственные ориентиры и духовные ценности), которые способны оказывать влияние на сознание читателя. Вследствие глубокой индивидуализации художественный мир того или иного автора всегда наполняется окказиональными смыслами, которые актуализируются в контексте одного произведения или творчества в целом, становясь символическими.

Эстетический потенциал художественного мира реализуют следующие компоненты: «персонажи, составляющие систему, и события, из которых

13

слагаются сюжеты»13; «акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, часто подаваемые в рамках интерьеров; картины природы - пейзажи)»14; время и пространство. Взаимосвязь времени и пространства в произведении исследовал М.М. Бахтин, который ввёл в научный дискурс понятие «хронотоп» - «изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии»15. Литературовед выделяет две основные функции хронотопов: во-первых, «им принадле-

12 См.: Урманов А.В. Художественное мироздание Александра Солженицына. М., 2014. 624 с.; Фёдоров В.В. О природе поэтической реальности. М., 1984. 184 с.; Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (На материале произведений Н.С. Лескова) // Контекст: литературно-теоретические исследования. М., 1982. Т. 1981. С. 110-145; Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986. 386 с.; Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979. 312 с. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001. 424 с.

13 Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. М., 2004. C. 184.

14Там же.

15 Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2012. URL: https://slovar.cc/lit/term/2145274.html. 01.12.2021.

жит основное сюжетообразующее значение»16; во-вторых, «хронотоп как преимущественная материализация времени в пространстве является центром изобразительной конкретизации»17.

Таким образом, художественный мир произведения представляет собой взаимодействие «внешней» (люди, события, обстановка, вещный мир) и «внутренней» (психологическая атмосфера, взаимоотношения, эмоции, мечты, сны) реальности. Это позволяет собрать воедино разные аспекты анализа творчества того или иного писателя, что, в свою очередь, откроет возможность целостного осмысления его эстетического феномена. Явленный художником слова мир становится как бы вторичной смысловой системой, «дешифровка» которой - и есть раскрытие авторского замысла.

Степень разработанности темы. В силу политических и идеологических причин память о Ф.И. Чудакове после его трагического ухода намеренно вытеснялась: «укрепившие свою власть большевики воспринимали (и не без веских на то оснований) Чудакова как своего принципиального и крайне опасного идейного противника, изнутри, из революционного лагеря, подрывавшего их авторитет, ставившего под сомнение их притязания быть законными наследниками российской социал-демократии»18.

Первым учёным, вспомнившим о Ф.И. Чудакове, стал Анатолий Васильевич Лосев, основатель литературного краеведения Приамурья. В 1980-х он работал над статьёй о сатирике; в 2007 году в архиве литературоведа был обнаружен этот далёкий от завершения материал - и в результате тщательной текстологической работы его удалось «собрать» и опубликовать19.

16 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407. URL: https://philolog.petrsu.ru/filolog/lit/bahhron.pdf. 24.11.2021.

17 Там же.

18 Урманов А.В. Мы твёрдо стали на Амуре... : История литературы Приамурья в лицах, судьбах, творческих исканиях: монография. Благовещенск, 2019. С. 187.

19 См.: Лосев А.В. Об одном забытом поэте (Фёдор Иванович Чудаков) / публ. и коммент. А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. Благовещенск, 2008. № 7. С. 47-54.

С целью возвращения творческого наследия Амурца из забвения некоторые из его произведений перепечатывались в альманахе «Амур», в том числе лирические стихотворения из сборника «Пережитое», который вышел в 1909 году под псевдонимом Босяк и до недавнего времени считался утраченным20. Здесь же, в альманахе, в 2009 году появился материал о том, как был найден ещё один считавшийся бесследно исчезнувшим сборник

Ф. Чудакова - «Шпильки», изданный в том же 1909-м под псевдонимом Яз-

21 ва .

Основа научной парадигмы исследования творческого наследия Ф.И. Чудакова была заложена А.В. Урмановым. В 2011-2013 гг. на кафедре литературы Благовещенского государственного педагогического университета в рамках реализации исследовательского проекта, который получил поддержку Российского гуманитарного научного фонда, осуществлялась подготовка материалов о Ф.И. Чудакове для энциклопедии литературной жизни Приамурья22. В энциклопедии представлено несколько статей, связанных с именем Ф.И. Чудакова: освещены разные грани его творчества, описаны периодические издания, в которых он сотрудничал или был редактором.

В ходе исследовательской работы, продолжающейся по сей день, А.В. Урманову удалось установить точную дату рождения «амурского Саши Чёрного»23, прояснить некоторые подробности его жизни в Благовещенске24; отыскать в региональных и общероссийских библиотеках, музеях и архивах произведения Чудакова - часть из них продолжают перепечатывать в альма-

20 Чудаков Ф. Пережитое: стихи // Амур: литературный альманах БГПУ. Благовещенск, 2008. № 7. С. 57-58.

21 См.: Урманов А.В. «Шпильки» нашлись! (Об одной литературной сенсации) // Амур: литературный альманах БГПУ. № 8. Благовещенск, 2009. С. 59-66.

22 Энциклопедия литературной жизни Приамурья Х1Х-ХХ1 веков / сост., ред., вступ. статья А.В. Урманова. Благовещенск, 2013. 484 с.

23 См.: Урманов А.В. «Ну, который теперь мне год? Чёрт его знает, который!..»: история о том, как Фёдор Чудаков обрёл, наконец, день рождения // Лосевские чтения - 2017: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2017. С. 4-14.

24 См.: Урманов А.В. Мистер Спик, Мисс Нелли и Жорж Д'Артю: история о том, как неизвестное прежде фото помогло раскрыть загадку творчества Ф. Чудакова // Лосевские чтения - 2020: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2020. С. 11-37.

нахе «Амур»25. Также исследователь выступил составителем, редактором и комментатором двух книжных изданий26 произведений Амурца. Именно этот материал лёг в основу настоящей диссертационной работы.

Многоплановое творчество Ф.И. Чудакова (сатира, лирика, драматургия) всё чаще становится объектом научных изысканий современных литера-туроведов27 и лингвистов28. Исследование художественного мира прозы автора в отечественном литературоведении предпринимается впервые.

После практически векового забвения многогранное творчество Ф. Чудакова стало доступно широкому кругу читателей благодаря выходу в свет в столичном издательстве в 2019 году двухтомника произведений Амурца. В издании представлены разнообразные в жанровом и идейно-тематическом плане произведения, воплотившие особый ценностный опыт писателя. В связи с этим возникает насущная потребность определить место творчества Ф.И. Чудакова в контексте не только регионального (амурского и

25 См.: Чудаков Ф. Навстречу весне. Хроника телячьего экспресса. Путевые очерки // Амур: литературный альманах БГПУ. № 19. Благовещенск, 2020. С. 107-113; Чудаков Ф. «Густая накипь чёрных дней.» Из произведений 1917 года / публ. и примеч. А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. № 20. Благовещенск, 2021. С. 90-96.

26 См.: Чудаков Ф.И. «Чаша страданья допита до дна!..» Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века / сост., предисл., подготовка текста, коммент. А.В. Урманова. Владивосток, 2016. 716 с.; Чудаков Ф.И. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века / сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. А.В. Урманова. В 2 т. М., 2019.

27 См.: Антонова А.С. Любовная лирика Ф. Чудакова: К вопросу о её классификации // Лосевские чтения - 2020: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2020. С. 79-93; Голев М.А. Роль иронии в творчестве амурского сатирика Ф. Чудакова (на примере серии фельетонов «Песнь о Кульдурском ключе») // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXVIII студенческой междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2016. № 1 (38). С. 100-108. URL: http://sibac.info/archive/guman/1(38).pdf; Лю Ин. Приёмы театрализации в фельетонах Ф. Чудакова о Синьхайской революции // Лосевские чтения - 2018: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2018. С. 96-100; Лю Ин. Элементы стилизации и пародии в фельетоне Ф. Чудакова «Эдип на Амуре» // Лосевские чтения - 2020: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2020. С. 62-78; Перелыгина В.А. Проблемно-тематическое своеобразие лирики Фёдора Чудакова // Лосевские чтения - 2016: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2016. С. 72-81.

28 См.: Пирко В.В. Выразительность синтаксических конструкций в произведениях Ф. Чудакова // Лосевские чтения - 2021: материалы рег. науч.-практ. конф. Вып. 14. Благовещенск, 2021. С. 18-24; Пирко В.В. Разговорно-просторечная лексика начала XX века в произведениях Ф. Чудакова // Лосевские чтения - 2017: материалы рег. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2017. С. 15-22.

- шире - дальневосточного), но и общенационального литературного процесса начала XX века. Этим и обусловлена актуальность данной диссертации. Кроме того, исследование прозаического творчества писателя способствует расширению представлений о литературном процессе предреволюционного десятилетия, а также установлению связей между региональным культурным кодом и общероссийским.

Научная новизна работы состоит в рассмотрении прозы Ф.И. Чудакова в аспекте художественного мира. В научный дискурс вводятся автобиографические рассказы «Шамиль», «Редакционное собрание», «Тимо-хина кобыла», «Смех», «Бузуй», «Татьяна», которые отражают основные этапы судьбы писателя. Впервые осмыслению подвергаются произведения малых индивидуально-авторских жанров: этюд «Под весенним солнцем», весенние отрывки «Филик на даче», очерки путешествия «Навстречу тучам». Особый акцент в работе делается на повести «Диана Кедровская», также ранее не представленной в литературоведческих исследованиях. В работе применён междисциплинарный подход: для решения литературоведческих задач используются лингвистические методы анализа языковых средств различных уровней.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили литературоведческие труды отечественных учёных в области исследования феномена художественного мира: М.М. Бахтина, С.Г. Бочарова, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, А.П. Чудакова; научные работы Л.Я. Гинзбург, Е.С. Добина, А.Б. Есина, С.А. Мартьяновой, Д.М. Поцепни, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, В.Б. Шкловского, посвящённые изучению отдельных аспектов внутреннего мира произведения. Значимыми стали исследования А.В. Урманова, проведённые при подготовке издания творческого наследия Ф.И. Чудакова.

В диссертации использованы следующие методы: биографический, историко-литературный, историко-функциональный, структурный, семантиче-

ский, описательный; а также лингвистические методы компонентного и контекстного анализа.

Положения, выносимые на защиту:

1. В художественном мире прозы Ф. Чудакова воплощаются размышления автора об этических, общественных и философских проблемах. Писатель следует традициям классического реализма XIX века (социально-психологическая обусловленность и типизация образов, детальное воссоздание объективной реальности, исследование «диалектики души»). Одновременно с этим он экспериментирует с формами изображения действительности, опираясь на эстетику модернизма: представляет мир фрагментарно, с «чужой точки зрения», в качестве эмоционального впечатления; органично сочетает драматическое, лирическое и эпическое начала; создаёт синтетические жанровые модели; осмысливает настроения «конца - начала века». Основными свойствами художественного мира определены автобиографизм, символизация, использование своеобразной нарративной стратегии, психологизм, художественный синтез, который в творчестве Чудакова становится структурообразующим принципом.

2. Автобиографический материал в произведениях Ф.И. Чудакова осваивается не только в бытовом, но и в бытийном плане. От использования автобиографизма автор не отходит на протяжении всего творчества, однако применяет его с разной степенью интенсивности. В ранних произведениях -«зарисовках с натуры» - писатель размышляет о «маленьком человеке» и его бесправном положении в обществе, требующем социальных преобразований. Постепенно Чудаков приходит к пониманию, что в первую очередь необходимо совершенствовать нравственное «устройство» самого человека: в более поздних произведениях через частные случаи изображает типическое, художественно обобщает жизненный материал и транслирует универсальные ценности.

3. В автобиографических рассказах Ф.И. Чудакова («Шамиль», «Редакционное собрание», «Тимохина кобыла») детали, образы и мотивы, включа-

ясь в многоуровневую систему произведений, обогащаются ассоциациями, основанными на традиционном культурном коде или окказиональном авторском восприятии. Благодаря многозначности художественного слова элементы наполняются символическим значением (блины, голубой цвет жандармского мундира, арестантская газета, седло) или становятся сквозными (халат, «политик», «челдон», тайга, дорога).

4. В произведениях малой жанровой формы («Под весенним солнцем», «Навстречу тучам», «Филик на даче») писатель использует своеобразную нарративную стратегию: вводит «чужой голос», «другое сознание», создаёт дистанцию, благодаря которой читатель получает возможность посмотреть на описываемое событие под другим углом, с позиций самого героя. Подобный эффект достигается при помощи приёмов остранения, гиперболизации, олицетворения, интериоризации и театрализации.

5. Психологизм является одним из доминирующих свойств художественного мира Ф. Чудакова, что позволяет писателю исследовать феномен духовного мира человека. Психологический анализ в рассказах «Смех», «Бузуй», «Татьяна» подчиняет себе другие уровни произведения: композицию, которая часто выстраивается на антитезе; образную систему; художественное пространство; степень детализации; введение внутренней и несобственно-прямой речи.

6. Произведение «Диана Кедровская» основано на принципах художественного синтеза: из приключенческой повести оно трансформируется в психологическую драму, осложнённую социальными, этическими и экзистенциальными проблемами, что отражается на композиции и образной системе; многомерном, обретающем философское звучание конфликте, хронотопе.

7. На основе выявленной специфики художественного мира Ф. Чудакова можно выделить этапы творческой эволюции: ранний (19091911) и зрелый (начиная с 1912). На первом этапе создаются автобиографические, разнообразные в жанровом отношении произведения, в которых де-

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лаптева Наталья Андреевна, 2022 год

Список литературы и источников

1. Аникин А.Е. Этимологический словарь русских заимствований в языках Сибири. Новосибирск: Наука. 2003. 778 с.

2. Анисимов С.С. Бунт в тобольской каторжной тюрьме // Каторга и ссылка: историко-революционный вестник. М. 1923. № 6. С. 200-224. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/336061 (дата обращения 08.07.2019)

3. Антонова А.С. Любовная лирика Ф. Чудакова: К вопросу о её классификации // Лосевские чтения - 2020: материалы региональной научно-практической конференции. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2020. С. 7993.

4. Анучин В.И. В стране черных дней и белых ночей (Туруханский край): очерк В.И. Анучина: с 31 рисунком в тексте, 6 картинами в красках и картой Туруханского края. Петроград: П.П. Сойкин. 1916. 32 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elib.tomsk.ru/purl/1-8348/ (дата обращения 16.01.2019)

5. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература. 1998. С. 10641112. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://philologos.narod.ru/classics/aristotel_poe.htm. - 21.02.2022.

6. Басов М. Ф.И. Чудаков // Сибирские огни: художествен.-лит. и науч.-публицистич. журн. Новониколаевск: Сиб. обл. отд-ние гос. изд-ва. 1922. № 1. С. 158-161. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://poisk.ngonb.ru/flip236/periodika/sibogni/1922/01/162/ (дата обращения 25.01.2019)

7. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература. 1975. С. 234-407.

8. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Паритет. 2012. [Электрон. ресурс] // Режим доступа: https://slovar.cc/lit/term/2145274.html (дата обращения 01.12.2021)

9. Бережнова М.Л. Вот повести минувших лет, или Откуда пошли чел-доны в земле сибирской // Сайт кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета. 2008. [Электрон. ресурс] // Режим доступа: http://ethnography.omsu.ru/page.php?id=1077 (дата обращения 13.01.2021)

10. Богданов В.А. Очерк // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 5 / гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия. 1962-1978. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-5163.htm (дата обращения 20.08.2019)

11. Богданова Е.М. Газета «Русские ведомости» как образец качественной прессы в Х1Х-ХХ вв. // Молодой учёный. 2011. № 8 (31). Т. 2. С. 163166. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://moluch.ru/archive/31/3542/ (дата обращения 03.06.2020)

12. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. М.: Высшая школа. 2002. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Borev/_04.php (дата обращения 22.05.2020)

13. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.: Советская Россия. 1985.

296 с.

14. В. М. В «гиблых» местах политической ссылки // Сибирские вопросы. Санкт-Петербург: В.П. Сукачёв. 1908. № 3-4. С. 34-40. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elib.tomsk.ru/purl/1-1282/ (дата обращения 20.01.2019)

15. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа. 1991. 448 с.

16. Вулис А.З. В мире приключений. Поэтика жанра. М.: Советский писатель. 1986. 384 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа:

Шр: //риЫ .НЬ. ги/АКСН1УЕ8/У/УиЫ8_АЬгат_7тоу' еу1сЬ/_Уи11в_Л.7.. Ы:ш1 (дата обращения 14.09.2021)

17. Высочайше утверждённые Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. В 33 т. Т. 25 (1906). СПб. 1909. № 27805. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/apr1906.htm (дата обращения 14.06.2020)

18. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель. 1979.

224 с.

19. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Художественная литература. 1977. 450 с.

20. Голев М.А. Роль иронии в творчестве амурского сатирика Ф. Чуда-кова (на примере серии фельетонов «Песнь о Кульдурском ключе») // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам ХХХУШ студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск. 2016. № 1 (38). С. 100-108. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sibac.mfo/arcЫve/guman/1(16).pdf (дата обращения 25.01.2020)

21. Голубков М.М. Революция как метаморфоза: к вопросу об одной литературной полемике 1920-х гг. // Литература и революция. Век двадцатый. Научная серия «Литература. Век двадцатый». М.: ЛИТФАКТ. 2018. С. 142-158.

22. Демидова Е.Б. Приемы создания иронического эффекта в текстах М. Булгакова (на материале романа «Мастер и Маргарита») // Преподаватель ХХ1 век. 2015. №1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyЬer1eninka.ru/artic1e/n/priemy-sozdaniya-ironicheskogo-effekta-v-tekstah-m-Ьu1gakova-na-materia1e-romana-master-i-margarita (дата обращения 23.04.2020)

23. Добин Е.С. Сюжет и действительность; Искусство детали. Л.: Советский писатель. 1981. 432 с.

24. Доманский Ю.В. Художественный мир и физическая реальность // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. М. 2018. № 2-1 (35). [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/hudozhestvennyy-mir-i-fizicheskaya-realnost (дата обращения 19.09.2021)

25. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Эксмо. 2006. 832 с.

26. Дынник В.А. Этюд // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2 т. Т. 2. П-Я. - М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель. 1925. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-b552.htm (дата обращения 15.02.2021)

27. Дынник В.А. Миниатюра // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2 т. Т. 1. А-О. М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель. 1925. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-4434.htm (дата обращения 09.03.2019)

28. Есимбек С., Ломова Е., Хавайдарова М. Концепция мира и человека в художественном мире А.Куприна // Sciences of Europe. 2020. № 48-5 (48). [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-mira-i-chelovek-v-hudozhestvennom-mire-a-kuprina (дата обращения 19.09.2021)

29. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа. 2004. С. 32-42.

30. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М.: Высшая школа. 2000. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://v61.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/esin/esin.pdf (дата обращения 28.03.2020)

31. Есин А.Б. Психологизм // Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа. 2004. С. 211-222.

32. Есин А.Б. Психологизм русской классической литература: учеб. пособие. М.: Высшая школа. 2017. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://thelib.ru/books/a_b_esin/psihologizm_russkoy_klassicheskoy_lite ratury-read.html (дата обращения 05.07.2020)

33. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык. 2000. [Электрон. ресурс] // Режим доступа: https://lexicography.online/explanatory/efremova/ (дата обращения 13.01.2021)

34. Заварницына Н.М. Театрализация недраматургического текста: проза М. Кузьмина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. № 4. Т. 1. С. 111-117. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyЬer1eninka.ru/artic1e/n/teatra1izatsiya-nedramaturgicheskogo-teksta-proza-m-kuzmina/viewer (дата обращения 03.07.2020)

35. Заварницына Н.М. Функции театрального кода в прозе П. Романова // Вестник СамГУ. 2010. № 3 (77). С. 165-170. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyЬer1eninka.ru/artic1e/n/funktsii-teatra1nogo-koda-v-proze-p-romanova (дата обращения 03.07.2020)

36. Заика В.И. Понятие остранения и компоненты художественной модели // Вестник Новгородского Государственного университета. 2004. № 29. С. 97-103.

37. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Эксмо-Пресс. 2016. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://roya11iЬ.com/Ьook/kandinskiy_ vasi1iy/o_duhovnom_v_iskusstve.htm1 (дата обращения 09.03.2019)

38. Карасёв Л.В. Смех // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль. 2001. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_phi1osophy/9094/СМЕХ (дата обращения 24.03.2019)

39. Катаев М.Х. Ф.И. Чудаков. Биографические штрихи // Чудаков Ф.И. «Чаша страданья допита до дна!..» Из творческого наследия выдающегося

сатирика начала XX века / сост., предисл., подготовка текста, коммент. А.В. Урманова. Владивосток: Тихоокеанское издательство «Рубеж». 2016. С. 537540.

40. Ковалёва Е.К. Термин автобиографизм в современном литературоведении // Вопросы русской литературы. 2013. № 26 (83). С. 224-231. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7termin-avtobiografizm-v-sovremennom-literaturovedenii (дата обращения 10.09.2020)

41. Коротков И. В саратовской тюрьме // Каторга и ссылка: историко-революционный вестник. М. 1923. № 6. С. 189-199. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/336061 (дата обращения 08.07.2019)

42. Крутикова О. Опера в тайге. Читая Фёдора Чудакова // Амур: литературный альманах БГПУ. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2020. № 19. С. 86-88.

43. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Мартин. 2017.

480 с.

44. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Иностранные языки». Л.: Просвещение. 1978. 237 с.

45. Ламзина А.В. Заглавие // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л.В. Чернец и др.; под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа. 2004. С. 63-72.

46. Лаптева Н.А. Антитеза «человеческое - не-человеческое» как идейная основа рассказа Ф.И. Чудакова «Бузуй» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2021. Т. 14. Вып. 10. С. 2906-2911.

47. Лаптева Н.А. Арестантский халат в рассказе Ф.И. Чудакова «Тимо-хина кобыла»: деталь, образ, символ // Молодёжь XXI века: шаг в будущее: материалы XX региональной научно-практической конференции: в 3 т. Т.1. Благовещенск: Издательство АмГУ. 2019. С. 146-147.

48. Лаптева Н.А. Изображение окружающего мира, увиденного детскими глазами, в «весенних отрывках» Ф.И. Чудакова «Филик на даче» //

Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2022. № 2. С.241-247.

49. Лаптева Н.А. Приём обманутого ожидания в автобиографическом рассказе Ф.И. Чудакова «Редакционное собрание» // Молодёжь XXI века: шаг в будущее: материалы XXI региональной научно-практической конференции: в 4 т. Т.1. Благовещенск: Изд-во Дальневост. гос. аграр. ун-та. 2020. С. 124125.

50. Лаптева Н.А. Приём остранения в этюде Ф.И. Чудакова «Под весенним солнцем» // Молодёжь XXI века: шаг в будущее: материалы XXII региональной научно-практической конференции. Благовещенск: Изд-во БГПУ. 2021. С. 143-144.

51. Лаптева Н.А. Психологизм как стилевая доминанта рассказа Ф.И. Чудакова «Татьяна» // Лосевские чтения - 2021: материалы XII региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2021. С.60-80.

52. Лаптева Н.А. Роль образа арестантской газеты в идейно-нравственной расстановке персонажей рассказа Ф.И. Чудакова «Редакционное собрание» // Лосевские чтения - 2020: материалы региональной научно-практической конференции. / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2020. С. 53-61.

53. Лаптева Н.А. Система образов в автобиографическом рассказа Ф.И. Чудакова «Редакционное собрание» // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2020. № 3 (68). С. 91-99.

54. Лаптева Н.А. Смешное и страшное в трёхчастном рассказе Ф.И. Чудакова «Смех» // Лосевские чтения - 2019: материалы региональной научно-практической конференции. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. С. 78-87.

55. Лаптева Н.А. Средства выражения и функции детали в автобиографическом рассказе Ф.И. Чудакова «Шамиль» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 12. С. 348-354.

56. Лаптева Н.А. Художественный синтез эпического и драматического в очерке Ф.И. Чудакова «Навстречу тучам» // Филология: научные исследования. 2022. № 3. С. 1-11.

57. Левицкий, Л.А. Миниатюра // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 4 / гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия. 1967. С. 844. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/k1e/k1e-abc/ke4/ke4-8441.htm (дата обращения 09.03.2019)

58. Леонтьев, А.А. Остранение // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 5/ гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия. 1968. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/k1e/k1e-abc/ke5/ke5-4881.htm (дата обращения 25.08.2021)

59. Легг О.О. Театральность как тип художественного мировосприятия в английской литературе Х1Х-ХХ вв. (На примере романов У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», С. Моэма «Театр» : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03. Санкт-Петербург. 2004. 170 а [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ds1ib.net/1iteratura-mira/teatra1nost-kak-tip-hudozhestvennogo-mirovosprijatija-v-ang1ijskoj-1iterature-xix.html (дата обращения 12.07.2020)

60. Ленобль Г.М. Писатель и его работа. Вопросы психологии творчества и художественного мастерства. М.: Советский писатель. 1966. 392 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.winstein.org/publ/22-1-0-670 (дата обращения 11.09.2019)

61. Лермонтов М.Ю. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука. 2015.

576 с.

62. Литература Приамурья (середина XIX - начало XXI века): Антология / под ред. А.В. Урманова; сост., подг. текста, вст. ст., примеч., биогр. св. об авторах А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ. 2022. 704 с.

63. Лихачёв Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74-87.

64. Лосев А.В. Об одном забытом поэте (Фёдор Иванович Чудаков) / публ. и коммент. А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2008. № 7. С. 47-54.

65. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек - текст - семио-сфера - история. М.: Языки русской культуры. 1996. 464 с.

66. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство. 1970. 386 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа:

https://imwerden.de/pdf/lotman_struktura_khudozhestvennogo_teksta_1970_ocr.

pdf (дата обращения 21.02.2022)

67. Лю Ин. Приёмы театрализации в фельетонах Ф. Чудакова о Синь-хайской революции // Лосевские чтения - 2018: материалы XI региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2018. С. 96-100.

68. Лю Ин. Роль литературных аллюзий в фельетонах Фёдора Чудакова на международную тематику // Молодёжь XXI века: шаг в будущее: материалы XIX рег. науч.-практ. конф.: в 3 т. Т. 1: Исторические науки. Филологические науки. Психологические науки. Педагогические науки. Экономические науки. Благовещенск: Издательство Дальневосточного государственного аграрного университета. 2018. С. 95-96.

69. Лю Ин. Элементы стилизации и пародии в фельетоне Ф. Чудакова «Эдип на Амуре» // Лосевские чтения - 2020: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2020. С. 62-78.

70. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin =58442 (дата обращения 21.11.2021)

71. Мартьянова С.А. Персонаж в художественной литературе: учеб. пособие. Владимир: Издательство ВлГУ. 2014. 84 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docplayer.ru/55651966-Personazh-v-hudozhestvennoy-literature.html (дата обращения 10.06.2021)

72. Мартьянова С.А. Формы поведения // Теория литературы: учебник. М.: Высшая школа. 2004. С. 207-216.

73. Мифы народов мира: в 2-х т. / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия. 1987. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=856275 (дата обращения 21.11.2021)

74. Морозов К.Н. Судебный процесс социалистов-революционеров и тюремное противостояние (1922-1926): этика и тактика противоборства. М.: Российская политическая энциклопедия. 2005. 735 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://socialist.memo.ru/books/lit/morozov/index. htm. (дата обращения 14.09.2019)

75. Мотивационный словарь сибирского говора / О.И. Блинова, С.В. Сыпченко. В 2 т. Т. 2: П-Я. Томск: Изд-во Том. ун-та. 2010. 310 с.

76. Наркевич А.Ю. Приключенческая литература // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 5 / гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия. 1968. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-9732.htm (дата обращения 14.09.2021)

77. Новикова М.А. Остранение в романе Е. Замятина «Мы» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2003. №7-8. С. 33-39. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ostrannenie-v-romane-e-zamyatina-my (дата обращения 14.11.2021)

78. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1997. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=35181 (дата обращения 10.11.2019)

79. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: Оникс-ЛИТ. 2009. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 04.02.2019)

80. Перегудов А.В. Эволюция представлений о мундире среди чинов Отдельного корпуса жандармов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2017. № 3 (23). С. 177-188. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30005448_85317819.pdf (дата обращения 22.05.2020)

81. Перелыгина В.А. Проблемно-тематическое своеобразие лирики Фёдора Чудакова // Лосевские чтения - 2016: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2016. С. 72-81.

82. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М.: Русский язык. 1980. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lexicography.online/onomastics/petrovsky/ (дата обращения 20.11.2021)

83. Пинский Л.Е. Юмор // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 8 / гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия. 1975. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-a122.htm (дата обращения 29.08.2021)

84. Пирко В.В. Выразительность синтаксических конструкций в произведениях Ф. Чудакова // Лосевские чтения - 2021: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2021. Вып. 14. С. 18-24.

85. Пирко В.В. Разговорно-просторечная лексика начала XX века в произведениях Ф. Чудакова // Лосевские чтения - 2017: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2017. С. 15-22.

86. Плесков В. Из литературного архива Горного Зерентуя // Каторга и ссылка: историко-революционный вестник. М. 1923. № 6. С. 167-176. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/336061 (дата обращения 08.07.2019)

87. Полный словарь сибирского говора / гл. ред. О.И. Блинова. В 4 т. Т. 1. А-З. Томск: Изд-во Томск. ун-та. 1991. 288 с.

88. Популярный политический словарь / под общ. ред. Б.М. Эльцина. Л. 1923. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://niv.ru/doc/dictionary/popular-politics/fc/slovar-215.htm#zag-2307 (дата обращения 11.09.2019)

89. Последнее письмо Ф.И. и В.И. Чудаковых // Чудаков Ф.И. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века. В 2 т. Т. 2: Убитая песня. М.: Викмо-М : Русский путь. 2019. С. 495.

90. Потапов С.М. Словарь жаргона преступников (Блатная музыка). М. 1927. 197 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/slovar_zhargona_prestupnikov_blatnaya_muzyka_1927_t ext.pd (дата обращения 10.09.2019)

91. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та 1997. 264 с.

92. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди // А.С. Пушкин. Сочинения. В 3 т. Т.1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила. М.: Художественная литература. 1985. 736 с.

93. Роднянская И.Б. Олицетворение // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 5. / гл. ред. А. А. Сурков. М.: Советская энциклопедия. 1968. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-4233.htm (дата обращения 27.08.2021)

94. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф. 1997. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //web. archive. org/web/20071210174012/http: //www. philosophy. ru/edu/ref/ru dnev/index.htm (дата обращения 15.11.2021)

95. Саломон А.П. Ссылка в Сибирь: очерк её истории и современного положения: для Высочайше учрежденной комиссии о мероприятиях по отмене ссылки. С.-Петербург: Типография С.-Петербургской тюрьмы. 1900.

342 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/451360 (дата обращения 20.01.2019)

96. Симанович Л. Очерки из жизни в ссылке // Каторга и ссылка: историко-революционный вестник. М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев. 1923. № 6. С. 240-246. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/336061 (дата обращения 18.01.2019)

97. Словарь русских говоров Сибири / под ред. А.И. Фёдорова; сост. Н.Т. Бухарева, А.И. Фёдоров. В 6 т. Т.1. А-Г. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1999. 304 с.

98. Словарь русского языка / РАН, Ин-т лингвистических исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. В 4 т. Т. 1. М.: Русский язык. 1999. 702 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/07/ma147216.htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения 14.06.2020)

99. Словарь синонимов сибирского говора / авт.-сост. О.И. Блинова, М.Э. Гавар, М.А. Толстова; под ред. О.И. Блиновой. Томск: Изд-во Томск. ун-та. 2016. 456 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docplayer.ru/54118121-Slovar-sinonimov-sibirskogo-govora.html (дата обращения 23.01.2019)

100. Современный словарь личных имён: Сравнение. Происхождение. Написание / А.В. Суперанская. М.: Айрис-пресс. 2005. 384 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// https://lexicography.online/onomastics/superanskaya/%D0%BF/%D0%BF%D0% ВЕ%Б 1 %80<Ж 1 %84,Ж0%В8,Ш 1 %80,Ж0%В8,Ж0%В9 (дата обращения 20.11.2021)

101. Степанова Н.Г. Библиотечное дело в каторжных тюрьмах Восточносибирского региона начала XX века. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://penpolit.ru/papers/detail2.php?ELEMENT_ID=968. (дата обращения 11.09.2019)

102. Трифонов Ю.В. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4: Отблеск костра: документальная повесть. Рассказы. Время и место: Роман. Статьи. М.: Художественная литература. 1987. 575 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mirknig.su/knigi/be11etristika/15621-yuriy-trifonov-sobranie-sochineniy.htm1 (дата обращения 16.01.2019)

103. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. М.: Детская литература. 2013. 123 с.

104. Урманов А.В. «Амурские волки» // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXI веков / Сост., ред., вступ. статья А.В. Урманова. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2013. С. 28-30.

105. Урманов А.В. Комментарий к разделу Драматургия // Ф.И. Чудаков. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века. В 2 т. Т. 2: Убитая песня. М.: Викмо-М: Русский путь. 2019. С. 562-275.

106. Урманов А.В. Комментарии к разделу Лирика // Ф.И. Чудаков. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века. В 2 т. Т. 1: Накипь дня. М.: Викмо-М: Русский путь. 2019. С. 747-784.

107. Урманов А. В. Комментарии к разделу IV. Проза // Чудаков Ф. И. «Чаша страданья допита до дна!..» Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века. Владивосток: Рубеж. 2016. С. 676-689.

108. Урманов А.В. Комментарий к разделу Проза // Ф.И. Чудаков. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века. В 2 т. Т. 2: Убитая песня. М.: Викмо-М: Русский путь. 2019. С. 517-561.

109. Урманов А.В. Комментарии к разделу Сатира // Ф.И. Чудаков. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века. В 2 т. Т. 1: Накипь дня. М.: Викмо-М: Русский путь. 2019. С. 555-738.

110. Урманов А.В. Между Февралём и Октябрём. Предисловие к ранее неизвестным стихам «амурского Саши Чёрного» // Амур: литературный альманах БГПУ. Благовещенск: Изд-во БГПУ. 2021. № 20. С. 89-90.

111. Урманов А.В. Мистер Спик, Мисс Нелли и Жорж Д'Артю: история о том, как неизвестное прежде фото помогло раскрыть загадку творчества Ф. Чудакова // Лосевские чтения - 2020: материалы региональной научно-практической конференции. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2020. С. 1137.

112. Урманов А.В. Мы твёрдо стали на Амуре. : История литературы Приамурья в лицах, судьбах, творческих исканиях: монография. - Благовещенск: Издательство БГПУ. 2019. 528 с.

113. Урманов А.В. «На Амуре всё возможно...»: роман «Амурские волки» как литературный феномен // Амур: литературный альманах БГПУ. № 10. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2011. С. 87-97.

114. Урманов А.В. «Ну, который теперь мне год? Чёрт его знает, который!..»: история о том, как Фёдор Чудаков обрёл, наконец, день рождения // Лосевские чтения - 2017: материалы региональной научно-практической конференции. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2017. С. 4-14.

115. Урманов А.В. Пьеса Фёдора Ивановича Чудакова «Изгнанники» (Картины из жизни в ссылке) в контексте его жизненной и творческой судьбы // Лосевские чтения - 2016: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2016. С. 4-13.

116. Урманов А.В. Убитая песня: Жизненная и творческая судьба «амурского Саши Чёрного» // Чудаков Ф. И. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века. В 2 т. Т. 1: Накипь дня. М.: Викмо-М : Русский путь. 2019. С. 5-28.

117. Урманов А.В. Художественное мироздание Александра Солженицына. М.: Русский путь. 2014. 624 с.

118. Урманов А.В. «Шпильки» нашлись! (Об одной литературной сенсации) // Амур: литературный альманах БГПУ. № 8. Благовещенск, 2009. С. 59-66.

119. Урманов А.В., Лю Ин. Особенности сатирической типизации в фельетоне Ф. Чудакова «Баллада недалёкого будущего» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2018. № 11-2 (89). С. 262-267.

120. Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Л.: Детгиз. 1960. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://1exicography.on1ine/onomastics/uspensky/ (дата обращения 20.11.2021)

121. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. М.: Альт-Принт. 2008. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения 04.02.2019)

122. Фабричный П. Язык каторги // Каторга и ссылка: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев. 1923. С. 177-188. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.pr1ib.ru/item/336061 (дата обращения 15.01.2021)

123. Фарино Е. Введение в литературоведение: учеб. пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. 639 с.

124. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц. М.: Астрель: АСТ. 2008. 878 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fi1eskachat.com/view/30735_25d31ba4f1574b79aff284606c0f2da6.htm1 (дата обращения 14.06.2020)

125. Фёдоров В.В. О природе поэтической реальности. М.: Советский писатель. 1984. 184 с.

126. Фоменко И.В., Фоменко Л.П. Художественный мир и мир, в котором живет автор // Литературный текст: проблемы и методы исследования: Сборник научных трудов. Тверь: Издательство Тверского государственного университета. 1998. Вып. 4. С. 3-9. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lit.wikireading.ru/20592 (дата обращения 21.02.2022)

127. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Издательство МГУ. 1986. 260 с.

128. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. М.: Высшая школа. 2004. 405 с.

129. Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (На материале произведений Н.С. Лескова) // Контекст: литературно-теоретические исследования. М.: Издательство ИМЛИ им. А.М. Горького РАН. 1982. Т. 1981. С. 110-145.

130. Чернец Л.В. Деталь // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа. 2004. С. 42-50.

131. Чешихин-Ветринский В.Е. Смех // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов. В 2 т. Т. 2. П-Я. М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель. 1925. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-8373.htm (дата обращения 24.03.2019)

132. Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М.: Советский писатель. 1986. 386 с.

133. Чудаков А.П. Слово - вещь - мир. От Пушкина до Толстого. М.: Современный писатель. 1992. - 320 с.

134. Чудаков Ф.И. «Густая накипь чёрных дней.» Из произведений 1917 года / публ. и примеч. А. Урманова // Амур: литературный альманах БГПУ. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2021. № 20. С. 90-96.

135. Чудаков Ф.И. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века / сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. А.В. Урманова. В 2 т. Т. 1: Накипь дня. М.: Викмо-М: Русский путь. 2019. 800 с.

136. Чудаков Ф.И. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века / сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. А.В. Урманова. В 2 т. Т. 2: Убитая песня. М.: Викмо-М: Русский путь. 2019. 592 с.

137. Чудаков Ф.И. Навстречу весне. Хроника телячьего экспресса. Путевые очерки // Амур: литературный альманах БГПУ. Благовещенск: Издательство БГПУ. 2020. № 19. С. 107-113.

138. Чудаков Ф. Пережитое: стихи // Амур: литературный альманах БГПУ. Благовещенск, 2008. № 7. С. 57-58.

139. Чудаков Ф.И. Про себя // Амур: литературный альманах БГПУ. Благовещенск: Изд-во БГПУ. 2021. № 20. С. 94-95.

140. Чудаков Ф.И. «Чаша страданья допита до дна!..» Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века / Сост., предисл., подготовка текста, коммент. А.В. Урманова. Владивосток: Тихоокеанское издательство «Рубеж». 2016. 716 с.

141. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М.: Наука. 1979. 312 с.

142. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. 266 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://monoskop.Org/images/7/75/Shklovsky_Viktor_O_teorii_prozy_1929.pdf (дата обращения 15.02.2021)

143. Школьный диалектный словарь Приамурья / авт.-сост.: О.Ю. Галуза, Л.В. Кирпикова, Н.П. Шенкевец. Благовещенск: Изд-во БГПУ. 2014. 268 с.

144. Шпенглер О. Закат Европы / пер. с нем. под ред. А.А. Франковско-го. 1923. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://az.hb.ra/s/shpengler_o/text_1922_zakat_evropy. shtml (дата обращения 20.11.2021)

145. Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXI веков / сост., ред., вступ. статья А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ 2013. 484 с.

146. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М.: Языки славянской культуры. 2001. 424 с.

147. Якобсон Р. Работы по поэтике: переводы / сост. и общ. ред. М. Л. Гаспарова. М.: Прогресс. 1987. 464 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.