Стереотипы в гендерных установках современной российской молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Ломова, Татьяна Евгеньевна

  • Ломова, Татьяна Евгеньевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 181
Ломова, Татьяна Евгеньевна. Стереотипы в гендерных установках современной российской молодежи: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Владивосток. 2004. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Ломова, Татьяна Евгеньевна

Введение.

Глава 1. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ВИД СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ

1. 1. Тендер как социокультурный конструкт полового различия.

1. 2. Стереотип: понятие, признаки, функции в культуре и социуме.

1. 3. Биологические и социокультурные детерминанты тендерных стереотипов.

Глава 2. СООТНОШЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ И ИННОВАЦИЙ В ТЕНДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

2. 1. Традиция как механизм аккумуляции и трансмиссии тендерных стереотипов.

2. 2. Социокультурные факторы формирования гендерных стереотипов современной российской молодежи.

2. 3. Стилевой анализ гендерных установок современной российской молодежи (на примере конкретного социологического исследования).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стереотипы в гендерных установках современной российской молодежи»

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации в современной России невозможно осуществить без гармонизации взаимоотношений между различными слоями общества, включая и отношения между полами - тендерные отношения.

Тендерные отношения составляют один из важнейших аспектов социальной и культурной жизни социума, являются важным показателем его цивилизованности. Социально-экономические преобразования в современной России не только не разрешили существовавшую в советском обществе проблему гендерного неравенства, но и инициировали новые противоречия в гендерной сфере: усилилась гендерная асимметрия рынка труда; произошла дезорганизация семьи как социального института; продолжается вытеснение женщины из политической и других социально значимых сфер жизнедеятельности; значительные изменения произошли в ценностно-нормативной системе: с одной стороны, СМИ заимствуют и транслируют сексистские западные образы маскулинности и феминности, с другой стороны, в обществе воспроизводятся патриархатные гендерные стереотипы.

Гендерная стереотипизация не только фиксирует биологические различия полов, но и создает дополнительные — социальные и культурные - половые различия, используя их как основу для дифференциации социальных статусов и ролей мужчины и женщины в обществе. Жесткие гендерные стереотипы оказывают негативное воздействие как на мужчин, так и на женщин, препятствуя развитию свободной гармоничной личности, ограничивая реализацию потенциальных возможностей индивида определенными рамками.

Тендерные стереотипы формируются в течение длительного развития общества, поэтому они не только отражают ментальные уровни носителей той или иной культуры, но и существенным образом влияют на современное массовое сознание. Несмотря на фактическое изменение социальных ролей мужчин и женщин в семье и обществе, тендерные стереотипы демонстрируют поразительную устойчивость. Таким образом, налицо социальное противоречие между значимой ролью, которую играют женщины в современном российском обществе, их высокой активностью в различных социальных сферах и традиционным приписыванием им стереотипных качеств (пассивность, зависимость и т.п.), между официальной эгалитарной гендерной политикой и сохраняющейся в обществе гендерной асимметрией.

Суть проблемы, которая поставлена в данном исследовании, состоит в выяснении того, почему несмотря на реальное изменение гендерных ролей в сознании россиян сохраняются патриархатные тендерные стереотипы, каким образом они передаются от поколения к поколению, какие социокультурные факторы способствуют усвоению их молодежью?

Характер тендерных стереотипов в большей степени определяется не реально существующими биологическими различиями мужчин и женщин, а различными социокультурными факторами. Так, на содержание тендерных стереотипов влияют этническая принадлежность, пол, возраст и др. факторы. По этой причине носители одной этнокультурной традиции могут иметь различные представления о «мужском» и «женском» в том случае, если их социокультурные характеристики не совпадают.

Признавая, что тендерные стереотипы правомерно рассматривать с двух позиций: в мужском и женском самосознании, с одной стороны, и в коллективном общественном сознании - с другой [86, с. 97], мы также считаем необходимым изучение тендерных стереотипов в сознании отдельных социальных групп современного российского общества. В рамках данного исследования рассматриваются гендерные стереотипы в сознании молодежи.

В социологии и статистике к молодежи обычно относят людей в возрасте 16 - 30 лет [215, с. 421]. Социальные особенности молодежи определяются как специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры (функционирование и развитие молодежи как социальной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни), так и ее способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Исходя из этого, «под социальным развитием молодежи понимается соотношение преемственности и новаторства на разных стадиях становления молодого поколения» [124, с. 9- 10, 13].

Поскольку молодежь - «наиболее мобильная часть общества, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры» [215, с. 421], мы предполагаем, что в условиях радикальной трансформации современной России тендерные установки, и соответственно тендерное поведение молодого поколения, в большей степени подвержены изменениям.

Изучение процесса гендерной стереотипизации сознания современной российской молодежи, на наш взгляд, позволяет не только проанализировать механизмы воспроизводства патриархатных гендерных стереотипов в современной российской культуре, но и дает возможность прогнозировать будущее развитие российского общества.

При изучении молодежи мы опираемся на идеи сторонников дифференцированного подхода, которые рассматривают молодежь как внутренне неоднородную и вместе с тем специфически особую общественную группу [108; 150]. Внутренняя дифференциация молодежи обусловливается не только тем, что представители молодежи отличаются по возрасту, социальному происхождению, уровню и специфике образования, но также и особыми социокультурными условиями, в которых проходило их становление: до, во время и после перестройки. Наибольший исследовательский интерес, по нашему мнению, представляет молодёжь в возрасте 16-20 лет, первичная социализация и инкультурация которой происходили в условиях постперестроечной России, когда начался процесс разрушения советской тоталитарной культуры, когда произошло размывание общепринятой системы ценностей, а отсутствие жесткого идеологического контроля позволило молодежи осуществлять свой жизненный выбор в широком спектре жизненных ценностей, в том числе и выбор различных стилей тендерного поведения.

Таким образом, историческими рамками исследования является период, характерный для постперестроечной России. Под современной социокультурной ситуацией России мы подразумеваем тот тип социальных, культурных, экономических, политических и др. отношений, который сложился в России с сер. 80-х гг. XX в., когда был взят курс на модернизацию российского общества, когда произошло разрушение командно-административной системы и было осуществлено формальное установление демократических институтов.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к изучению тендерных стереотипов как виду социокультурных стереотипов сформировался сравнительно недавно. В значительной степени это было связано с возникновением в западной научной мысли в 70 - 80 - х гг. XX в. т.н. тендерных исследований, направленных на анализ проблем половой стратификации и полового неравенства, а также выяснение причин последнего. В результате этого проблема тендерной стереотипизации оказалась в центре внимания многих зарубежных исследователей [225; 227; 230; 231; 235; 236].

Развитие тендерных исследований в зарубежной науке вызвало появление в последнее десятилетие и множества отечественных работ по тендерной проблематике. Авторы первых отечественных работ, посвященных изучению тендерных стереотипов, как правило, не занимались анализом понятия «ген-дерный стереотип», понимая под ним упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное представление о представителе того или иного пола (в первую очередь женского). По этой причине значительная

часть первых исследований гендерных стереотипов в отечественной науке была посвящена выявлению негативных стереотипных женских образов в российской культуре и их репрезентации в СМИ (прежде всего, в рекламе) [19; 63; 106; 185; 186; 210]. Данные работы носили в целом описательный характер, их авторы ограничивались лишь фиксированием стереотипных гендерных образов в российской культуре и социуме и их критикой.

Однако среди первых отечественных исследований гендерных стереотипов можно выделить работы B.C. Агеева, который впервые в отечественной науке обобщил и проанализировал основные подходы зарубежных исследователей к изучению гендерных стереотипов и выявил функции гендерных стереотипов в обществе - регулятивную, объяснительную и трансляционную [6; 7], а также исследование O.JI. Кустовой, предпринявшей попытку выявить особенности восприятия созданных в СМИ женских образов в зависимости от профессиональной специфики реципиентов [105].

В отличие от первых исследований гендерных стереотипов, посвященных в основном стереотипнзации «феминного», в настоящее время отмечается интерес и к проблеме конструирования маскулинности [135; 166; 168]. Кроме того, некоторые исследователи перешли от анализа женских и мужских образов в СМИ, кинематографе, литературе, искусстве к проблеме женщина (мужчина) «как образ» [75; 175; 177].

Другим направлением в изучении гендерных стереотипов в отечественной науке являются кросскультурные исследования, авторы которых занимаются сравнительным анализом стереотипов гендерного поведения в различных культурах [123].

Психолингвистические аспекты тендерной стереотипизации рассматриваются в работах Е.И. Горошко и А.В. Кирилиной [59; 86; 87; 88]. Данные исследователи занимаются не только изучением и сравнением концептов «маскулинности» и «феминности» в различных языковых картинах мира (в том числе и в русском языковом сознании), но и выявлением корреляции между содержанием данных культурных концептов и социокультурными характеристиками носителей культуры (полом, этнической принадлежностью).

Изучению гендерных стереотипов, связанных с полоролевыми предпочтениями на рынке труда, посвящены исследования И.И. Юкиной [220], Ю. Бон-даренко [33], А.А. Московской [126], JI.A. Шатровой [200]. Данные исследователи отмечают возрождение в современном российском обществе патриар-хатных представлений о предназначении женщины как «хранительницы очага» и мужчины как «кормильца семьи». С другой стороны, Л.Ю. Бондаренко подчеркивает, что представления о мужском предназначении в обществе характеризуются высокой степенью однородности вне зависимости от пола, образования и возраста, в то время как представления мужчин и женщин о женском предназначении существенно различаются [33, с. 165].

В ряде работ отечественных и зарубежных исследователей анализируется роль гендерных стереотипов в процессе поло-ролевой социализации. Одним из первых зарубежных исследователей, обратившихся к изучению процесса усвоения детьми половых ролей в традиционной культуре, была американский антрополог М. Мид [121]. Обобщив результаты своей экспедиции в 1925 - 1926 гг. на о. Тау (Самоа), М. Мид пришла к выводу, что представления о маскулинности и феминносш не являются врожденными, а формируются обществом и ближайшим окружением «путем воспитания детей, поощрения и наказания определенных видов поведения, своими традиционными описаниями героев, героинь.» [121, с. 66 - 67].

В советской науке к изучению проблемы поло-ролевой социализации детей впервые обратился автор многих научных работ по детской психологии И.С. Кон [95]. Поскольку И.С. Кон считал половую идентификацию «продуктом лишь совместного действия биологических и социальных сил», он, так же как и М. Мид, полагал, что представления детей о своей «мужественности» и «женственности» «не являются прирожденными, они формируются через общение с другими людьми, под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий» [96, с. 766].

Отдельные аспекты поло-ролевой стереотипизации детей в традиционной культуре рассматривались в отечественной науке В.Р. Арсеньевым [13], А.К. Байбуриным [21], Т.А. Бернштам [30], Е.А. Окладниковой [130], а также авторами коллективного этнографического сборника «Традиционное воспитание детей у народов Сибири» [170].

Проблема воспроизводства гендерных стереотипов в современной российской культуре нашла отражение в работах МЛ. Бутовской [39; 40], В.Е. Кагана [83; 84], И.С. Клециной [90], И.И. Лунина и Г.В. Старовойтовой [110], Т.М. Титаренко [169], а также в сборнике материалов круглого стола по проблеме «Гендерные стереотипы в социокультурных процессах средних городов России (региональные аспекты)» [53].

Автор учебного пособия «Тендерная социализация» И.С. Клецина раскрывает асимметрию гендерной социализации в детском возрасте и влияющие на нее различные стереотипы, которые усваиваются мальчиками и девочками через основные институты социализации. По ее мнению, существующие в российской культуре «гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленнность», так как всю информацию о внешнем мире ребенок «кодирует и организовывает. в соответствии с доминирующими культурными представлениями о мужественности и женственности и традиционными представлениями о мужских и женских ролях в обществе» [90, с. 19,57].

Анализу гендерных стереотипов в современной российской детской субкультуре посвящена и работа Е. Мещеркиной [119]. По словам Е. Мещерки-ной, «модальность личности, социализируемой, воспитываемой в духе патриархальных ценностей, складывается благодаря усвоению традиционных образцов полоролевой идентификации (мистики мужественности и женственности), отлаженному механизму социализации как в семье, так и в школе», вместе с этим эти «стереотипы мужского и женского сознания и поведения столь архаичны, традиционны, мало согласуются с новыми социальными реалиями гендерных отношений» [119, с. 20,22].

Отечественный этолог M.JI. Бутовская рассматривает процесс формирования гендерных стереотипов у детей как «сложный многоступенчатый процесс взаимодействия социокультурных и биологических факторов» [39, с. 119]. Устойчивость гендерных стереотипов в современном обществе, несмотря на смену половых ролей, автор связывает с консерватизмом детской культуры, которая независимо от мира взрослых формирует «стереотипы поведения детей по своим законам и правилам в конкретный чувствительный период онтогенеза» [39, с. 120]. Однако в другой своей работе M.JI. Бутовская на основании эмпирического исследования показывает вариативность гендерных стереотипов детей в зависимости от среды их первичной социализации [40].

Отечественный психолог В.Е. Каган, опираясь на данные своего исследования гендерных установок российских детей дошкольного возраста, высказывает гипотезу о существовании у них эмоционально-когнитивного диссонанса, понимаемого как «сочетание достаточно типичной для современной культуры маскулинной ориентации с эмоциональным предпочтением женского пола» [83, с. 69]. Образование такого диссонанса в современной российской культуре В.Е. Каган объясняет, с одной стороны, филогенетическими половыми различиями - предметно-инструментальным мужским и эмоционально-экспрессивным женским стилями жизнедеятельности, а, с другой стороны, - неблагополучием гендерной культуры и гендерного воспитания в России [83, с. 69]. По мнению В.Е. Кагана, в условиях демократизации половых и семейных ролей в современном российском обществе «риск семейной дезадаптации» в будущем выше у девочек по причине их большей, чем у мальчиков, онтогенетической пластичности [84, с. 61].

Проблема асимметрии гендерной социализации в современном российском социуме и роль гендерных стереотипов в процессе усвоения детьми половых ролей рассматривается также в кандидатских диссертациях О.И. Юпочко [91] и Н.В. Маслюк [117].

Что же касается молодежи, то следует отметить, что хотя в отечественной науке молодежь всегда была одной из самых изучаемых возрастных категорий населения, проблема гендерной стереотипизации сознания молодежи вплоть до последнего времени оставалась малоизученной. Исследователи ограничивались, как правило, изучением сексуального поведения молодежи, а также ее установок в отношении будущей семейно-брачной жизни. Однако в настоящее время появился ряд работ, авторы которых занимаются исследованием гендерных стереотипов современной российской молодежи.

Так, изучению гендерных аспектов молодежной субкультуры, в том числе и проблеме гендерной стереотипизции сознания молодежи посредством СМИ, посвящены работы Е. Омельченко [131; 132; 133].

Семиотические аспекты гендерного поведения молодежи рассматриваются в статье Т.Б. Щепанской [211].

В работах Е.А. Изотовой [80], М. Котовской, Н. Шалыгиной и М. Золотухиной [97], С.В. Скутневой [160] была предпринята попытка проследить и проанализировать динамику изменений гендерных установок современных российских юношей и девушек.

Отдельные аспекты гендерного поведения современной российской молодежи изучались авторами социологического исследования «Молодежь-97» [103].

Влияние гендерных стереотипов на развитие когнитивных способностей студенческой молодежи рассматривается в статье О.М. Разумниковой [143]. Как считает О.М. Разумникова, изменение гендерных стереотипов, например, социально обусловленной профессиональной направленности развития личности, в определенной мере могут компенсировать различия креативных способностей юношей и девушек [143, с. 124].

В настоящее время в отечественной науке отмечается повышение интереса к изучению тендерных стереотипов. Можно даже сказать, что все работы по тендерной проблематике, так или иначе, затрагивают проблему тендерной стереотипизации. В целом все исследователи, занимающиеся изучением тендерных стереотипов в современной российской культуре, признают, что «необходимо искоренение патриархатных взглядов, формирование нового поколения, свободного от сложившихся стереотипов и социополовых различий в обществе» [27, с. 34].

Цель исследования: изучить стереотипы в тендерных установках современной российской молодежи.

Постановка данной цели обусловила следующие задачи:

1) проанализировать существующие в науке взгляды о сущности понятия «тендер»;

2) систематизировать теоретические подходы к понятию «стереотип», существующие в современном социогуманитарном знании;

3) определить соотношение стереотипа с социальной установкой, традицией, стилем и др. социокультурными феноменами;

4) изучить особенности тендерных стереотипов как вида социокультурных стереотипов, определить их функции в культуре и социуме;

5) определить степень стереотипности тендерных установок различных трупп современной российской молодежи.

Объектом исследования являются тендерные установки современной российской молодежи, а предметом - стереотипы в тендерных установках современной российской молодежи.

Методологической основой исследования является социокультурный подход, основные идеи которого впервые были сформулированы П. Сорокиным, рассматривавшим общество как социокультурную систему, т.е. как единство культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека.

Структура социокультурного взаимодействия, по мнению П. Сорокина имеет три аспекта: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица. Ни один из членов этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без двух других [164, с. 218].

Автор также опирается на концепцию социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана в рамках феноменологической социологии знания, согласно которой человеческие представления являются реальной силой конструирования социальной реальности, при этом человек и его социальный мир взаимодействуют друг с другом.

Социальный порядок, - как считают П. Бергер и Т. Лукман, - не является частью «природы вещей» и не возникает по «законам природы».И в своем генезисе (социальный порядок как результат прошлой человеческой деятельности), и в своем настоящем (социальный порядок существует, только поскольку человек продолжает его создавать в своей деятельности) - это человеческий продукт» [28, с. 88 - 89]. Однако для детей, еще не принимающих участия в «конструировании» социальной реальности, социальный мир, «передаваемый родителями» в процессе первичной социализации, предстает как данная объективная реальность. Исходя из этого, первичная социализация является наиболее важной для человека, так как в процессе нее «конструируется первый мир индивида» не как «один из многих возможных миров, а как мир единственно существующий и единственно мыслимый», тогда как вторичной социализации «приходится иметь дело с уже сформировавшимся Я и уже ин-тернализованным миром» [28, с. 219, 221, 228]. Кроме того, в отличие от первичной социализации, которая «не может происходить без эмоционально заряженной идентификации ребенка с его значимыми другими» [28, с. 230], вторичная социализация в целом носит формальный характер. По этой причине «мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации» [28, с. 219].

Теоретическую базу исследования составили теория «хабитуса» П. Бур-дье, теории представителей отечественной школы традициологии (Э.С. Мар-карян, К.В. Чистов, К.С. Сарингулян, С.А. Арутюнов и др.), отдельные положения концепций традиции Э. Шилза, П. Штомпки, Е. Шацкого, концепция конструирования сексуальности М. Фуко и идеи некоторых феминистских исследователей (Дж. Батлер, Г. Рубин, К. Миллет, М. Витгаг, Р. Хоф и др.).

Эмпирическую базу исследования составили результаты проведенного автором в г. Владивостоке в мае 2QQ3 г. социологического опроса 600 представителей студенческой молодежи, обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях.

В работе использовались общенаучные методы исследования - аналитический, дескриптивный, структурно-функциональный, а также методы социологического исследования (факторный анализ, анкетирование, проективные методы - метод свободных ассоциаций и метод неоконченных предложений).

Научная новизна диссертационного исследования представлена в следующих позициях:

•впервые применен дифференцированный подход к изучению тендерных стереотипов современной российской молодежи;

•в процессе эмпирического исследования разработана структурная модель образов маскулинности и феминности, существующих в сознании современной российской молодежи;

•дана авторская интерпретация понятия «стереотип»;

•для изучения тендерных установок российской молодежи использован стилевой анализ;

•определены компоненты тендера и тендерных стереотипов.

Положения, выносимые на защиту.

1) Тендерный стереотип представляет собой многоуровневый феномен, включающий в себя 3 компонента, неравномерно изменяющихся во времени: а) гендерные идеалы (социально-разделяемые в рамках определенной социокультурной общности или социальной группы представления о совершенных мужчине и женщине, выраженные в образах маскулинности и фе-минности); б) гендерные диспозиции (социально-разделяемые членами общности или группы представления о социальных статусах и ролях мужчин и женщин, приписанных им в рамках определенной гендерной системы); в) гендерные нормы (социально-разделяемые членами общности или группы представления о паттернах поведения, обязательных или желательных для мужчин и женщин).

2) Процессы модернизации в современном российском обществе оказали неравномерное влияние на трансформацию гендерных стереотипов молодежи. Значительной модификации подверглись ее представления о социальных статусах и ролях мужчин и женщин. Данное изменение связано с фактической трансформацией гендерных ролей в современном российском обществе. Некоторые перемены произошли в гендерных нормах. Наиболее стабильными оказались гендерные идеалы.

3) Гендерные идеалы - это достаточно устойчивые и все-таки исторически изменчивые социокультурные образы, динамика которых определяется их структурой, состоящей из «ядра» и «периферии». Наиболее устойчивым к изменениям является «ядро», в состав которого входят базовые характеристики мужчин и женщин, в значительной степени связанные с биологической природой человека. «Периферийные» слои образов включают в себя социальные и культурные характеристики мужчин и женщин, широко варьирующиеся в массовом сознании.

4) Несмотря на то, что молодежь считается наиболее динамичной частью общества, ее гендерные представления в основном соответствуют существующим в массовом сознании россиян тендерным стереотипам.

5) В целом тендерное сознание современной российской молодежи характеризуется дихотомичностью, которая проявляется в наличии некого диссонанса между сознательной ориентацией молодого поколения на демократические ценности и эгалитарные гендерные принципы, и реализацией им гендерного поведения, неосознанной готовностью по инерции следовать патриар-хатным тендерным стереотипам.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в расширении представлений о факторах, влияющих на процесс формирования гендерных стереотипов и о механизмах гендерной идентификации личности. Работа позволяет конкретизировать содержание образов маскулинно-сти/феминности в современном российском сознании. Результаты теоретического и эмпирического разделов диссертационного исследования Moiyr быть применены субъектом федерации при разработке региональной молодежной политики. Основные теоретические положения и выводы данного исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории и теории культуры, психологии, педагогике, социологии, социальной антропологии.

Апробация работы. Основные положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, были представлены на научно-методических заседаниях кафедры истории и теории культуры Дальневосточного государственного технического университета (2000 - 2003 гг.), международных и региональных конференциях: на Международной научной конференции в рамках Дней славянской письменности и культуры «Новое видение культуры мира в XXI веке» (г. Владивосток, 2000 г.), на конференции «Процессы гуманизации и гуманитаризации» («Вологдинские чтения») (т. Владивосток, 2000 г.), на I Международной научной конференции «Гуманитарные науки в контексте Международного сотрудничества» (г. Владивосток, 2000 г.), на VI

Дальневосточной конференции молодых историков (г. Владивосток, 2000 г.), на I Региональной научной конференции «Педагогические проблемы образования и культуры в контексте XXI века» (г. Владивосток, 2001 г.), на межвузовской научной конференции «XXX Юбилейная Неделя науки СПбГТУ» (г. Санкт-Петербург, 2002 г.), на VII Дальневосточной конференции молодых историков (г. Владивосток, 2002 г.), на научно-практической конференции «Этнология и образование: проблемы интеграции академической науки и высшей школы» (г. Владивосток, 2002 г.), на IX научной конференции «Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад» (г. Владивосток, 2002 г.), на региональной научно-практической конференции «Историко-филологическое образование на Дальнем Востоке» (г. Владивосток, 2003 г.).

Структура и объем работы. Структура диссертации подчинена основным целям исследования и решению поставленных в нем задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка и приложения. Содержание работы изложено на 181 странице. Библиографический список состоит из 245 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ломова, Татьяна Евгеньевна

Выводы по II главе:

Таким образом, динамика гендерных установок «доперестроечного и «постперестроечного» молодого поколения в процессе эмпирического исследования нами не была выявлена. На наш взгляд, это объясняется, с одной стороны, устойчивостью гендерных стереотипов к социальным и культурным изменениям, а, с другой стороны, - огромным влиянием традиционных институтов (прежде всего, семьи) на формирование гендерных установок молодежи.

Несмотря на некоторую вариативность гендерных установок современной российской молодежи, следует отметить, что в основном ее гендерные представления соответствуют существующим в российской культуре и социуме тендерным стереотипам.

Как показало наше исследование, респонденты обоего пола имеют сходные представления о ролях мужчины и женщины в современном российском обществе, тем не менее, гендерные установки девушек, оказались более инновационными по сравнению с установками юношей. Девушки чаще, чем юноши, выражали свое недовольство существующим тендерным порядком и демонстрировали свою готовность к его пересмотру. Они чаще, чем юноши, приписывали и мужчинам, и женщинам общие характеристики. В целом образ феминности в сознании современной российской молодежи является более неопределенным, чем стереотипный образ маскулинности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ломова, Татьяна Евгеньевна, 2004 год

1. Тендерные стертнпы как вид социокультурных стереотипов 1.

2. Тендер как социокультурный конструкт полового различия Современное научное знание немыслимо без таких социальных категорий как «пол», «половое 3. Фрейд рассматривал проблему половых различий в рам1шх психоаналитической теории. Исходя из положения «биология это судьба», он обосновывал социальные, психолотпкие и другие различия мужчины и женщины их биологическими (прежде всего, анатомическими) особенностями. «То, что женщине мало свойственно чувстш) спра1№Дливости, связано, как полагал

4. Соотношение стереотипов и инноваций в тендерных установках современной российской молодежи 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.