Старчество в условиях культурно-исторических трансформаций православия в России: XX в. - начало XXI в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Ротач, Наталья Сергеевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ротач, Наталья Сергеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Глава 1.
1.2 1
2
Глава 2. 2.1 2
2
Заключение
Методологические предпосылки
изучения старчества
Генезис и историко-культурный контекст становления феномена старчества в формировании духовно-нравственных основ личности
Трактовка понятия «духовная культура» и «духовность» в отечественной науке и святоотеческой традиции
Христианство и генезис духовно-нравственных основ личности
Старчество в духовно-нравственной культуре современной России
Старчество Глинской пустыни: история, личности
Основы становления личности в практике глинских и оптинских старцев: ценности, добродетели
Старчество и младостарчество: проблемы религиозного фундаментализма и неофитства в современном православии
36
50
78
94
136
166
Литература и источники
170
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Феномен старчества в православной культуре2003 год, кандидат философских наук Корнецова, Оксана Александровна
Феномен старчества в русской духовной культуре XIX века2003 год, кандидат культурологии Ордина, Ольга Николаевна
Оптина пустынь как социокультурный феномен2008 год, кандидат культурологии Першикова, Анна Николаевна
Монастырское старчество и его влияние на религиозно-нравственную жизнь российского общества конца XVIII - начала XX вв.2013 год, кандидат исторических наук Демидов, Дмитрий Николаевич
Преподобный Феодор Санаксарский: подвижническая деятельность и феномен духовного преемства: историко-культурный аспект2010 год, кандидат культурологии Семелёв, Вячеслав Васильевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Старчество в условиях культурно-исторических трансформаций православия в России: XX в. - начало XXI в.»
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью социокультурного и исторического рассмотрения религиозного опыта в формировании духовно-нравственных основ личности, общества и государства. Вместе с тем воздействие духовно-нравственных факторов на развитие общества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом, не осознаны должным образом как в самой России, так и за ее пределами. В одной из последних моделей Римского клуба в качестве основных неотложных задач, стоящих перед современным человечеством, указываются следующие: демографическая, экономическая, продовольственная и энергетическая.1 Эти задачи не претерпели существенных изменений и к настоящему времени. Однако следует отметить, что ни одна из них не может получить сколько-нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности. При этом существуют, строго говоря, два подхода к раскрытию их содержания и назначения. Первый - это светский, научный; второй -религиозный. Между тем синтез данных направлений, предложенный в качестве базисного, может произойти только на основе системного подхода. Не отождествляя науку и веру, мы в то же время не противопоставляем их друг другу. Проблема лежит в плоскости творческого переосмысления христианских категорий и включения их в научный аппарат.
В современном социальном сознании доминирует убеждение в том, что религия выполняет лишь некую функциональную задачу, которая может быть исчерпана. Однако, на наш взгляд, религиозность имманентна сознанию человека и абсолютно исчезнуть не может. В связи с этим актуальность может заключаться в исследовании качества религиозности, поскольку религия имеет органическую природу (к примеру, православие как внешний атрибут, без осознания глубинной сути традиции; то же самое можно отнести
1 Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. — М., 1991.
и к другим вероисповеданиям), возможности ее редукции с дальнейшими последствиями.
Отсюда актуальность темы исследования также связана с необходимостью изучения такого феномена, как доминанта религиозного опыта в духовно-нравственной сфере, которая не всегда бывает постоянна и очевидна. В такие моменты религиозныи опыт в духовно — нравственной сфере проявляется латентно. Это особенно относится, конечно, к советскому периоду истории России. Однако, приспосабливаясь по форме выражения к господствующему идеологическому контексту, в своих корнях духовно-нравственная сфера общества всегда остается связанной с религиозным опытом народа (применительно к России - это опыт православия), с его фундаментальным самоопределением в нем. Иными словами, религиозный опыт в такие моменты проявляет себя в социальных структурах через архетипы. Проблема кризиса национальной культуры предстает сегодня во множестве ракурсов: и как историко-культурологическая проблема, и как оценка культуро-философской ситуации, что делает необходимым осмысление системы ценностей, составляющих основу духовного бытия человека. Кризисы и катастрофы нынешних дней, поиски путей возрождения России вновь и вновь заставляют нас обращаться к духовному наследию России XIX века, когда предельно поляризованное поле русской культуры явило собой новый социокультурный феномен, в котором стремление к единству, синтезу форм духовного сознания обрело характер напряженных поисков, духовных и художественных открытий, пророчеств. Непреходящее значение в разворачивании этих процессов, их интенсивности отводится духовной и культурной миссии старчества, феномен которого только начинает осмысливаться современной культурологией в единстве всех его составляющих.
Актуальность исследования определяется необходимостью не только обобщить и систематизировать находящийся в поле зрения исследователя эмпирический материал, но и выяснить основные тенденции сложного
антиномичного осмысления русской культурологической мыслью такого духовного феномена, как старчество. Святоотеческая литература была главным питательным источником русской культуры, её влияние отчетливо ощущается также и в современной религиозной и социальной жизни. Задаваемый святоотеческим наследием духовный уровень бытия человека и общества Древней Руси противостоял низведению человека к натуралистическим проявлениям, наполняя душу возвышенным содержанием. Распространение на Руси идей патристики создавало прочную опору для наращивания духовно-культурного потенциала. Русская православная культура сделала монашеский идеал центром всей своей жизни и самосознания. Русское монашество выставило из своей среды сонм подвижников, полнее других осуществивших идеалы своего знания. Старчество, как явление общерусское, которое со всем основанием относят к числу наиболее характерных и специфических отличий русского православия, почти с самого начала своего существования вступило на самостоятельный путь. Старец имел в православной аскетике исключительное значение, хотя разные обстоятельства в истории православного монашества могли заслонять или искажать эту фигуру, Предание во все времена упорно напоминало об ее особой роли. В старчестве реализовался персонализм православной аскетики.
Полнота культурной жизни современной России немыслима без учета религиозно-нравственных ценностей. И в связи с особенностями русской истории ХХ-ХХ1 вв. духовные преобразования связываются сегодня не столько с очередным интеллектуальным «обновлением», сколько с обращением к забытым ценностям и традициям. В святоотеческом Предании, в русской религиозной философии, для которой нравственные вопросы всегда были особенно значимы, мы можем найти опору в подходе к решению проблем жизни и смерти, здоровья и болезни, свободы и несвободы человека, существующего сегодня в условиях мощного вторжения техногенной цивилизации в пространство и время простого человеческого бытия.
Игнорирование духовных традиций, органически свойственных нации, как правило, не имеет созидательной перспективы. Вместе с тем в постклассической ситуации не считают обоснованным апеллировать к религиозным основаниям культуры, использовать их как весомый аргумент в социокультурном самоопределении, если это входит в противоречие с мнимой свободой нового образа жизни. В итоге ситуация значительно драматизируется. Формируется психологически расколотый, нецельный человек (вспомним выдающегося философа XX в. Питирима Сорокина: «по воскресеньям - Бог, в будние дни - фондовая биржа»), который уже не замечает своей нецельности. Как видим, фундаментальное противоречие нашей эпохи и одновременно главный вызов человеческому сообществу: резкое противостояние либеральных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и ценностей национальной культурно-религиозной идентичности -с другой, подвигают нас к поиску возможных путей культурного соразвития. Исследование генезиса преодоления противоречий между этими двумя решающими факторами современного развития должно занять важное место в историко-культурологических исследованиях.
Теоретическую базу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории и истории культуры, культурологии, социальной философии, философии религии, истории философии, этнологии, социологии, права, социологии религии, религиоведения, политологии, социальной психологии и теологии.
Цель исследования - на примере анализа духовного опыта старчества как феномена русской духовной культуры, формирующего ее мировоззренческий и поведенческий контексты, выявить основные доминанты его влияния на развитие отечественной культуры XX века, пути развития духовно-нравственных основ православия в контексте контроверзы старчества - хранителя христианской традиции и младостарчества - как проявления неофитства и редукции религиозного сознания.
Постановка цели определила необходимость решения следующих
задач:
- выяснение сущностных характеристик феномена старчества в единстве его культурно-исторического и религиозно-философского генезиса и контекста;
- реконструкция мировоззренческого и поведенческого комплекса глинского и оптинского старчества на материале житийной, мемуарной, эпистолярной и иной литературы;
- анализ процесса вхождения православной культурной традиции, носителями которой были оптинские и глинские старцы, в русскую культурфилософскую и нравственно-этическую мысль XX века;
- интерпретация с точки зрения евангельской, святоотеческой и старческой традиций ведущих христианских ценностей: смирения, любви и свободы, ставших центром культурной рефлексии православия, в многообразии их проявления в наследии самих старцев XX века как продолжателей уникальной традиции.
- проблема старчества и младостарчества; рост качества религиозного сознания и неофитство как редукция.
Объект исследования - феномен старчества в русском православии
Предмет исследования - старчество в формировании духовно-нравственной культуры русского православия.
Методологические и теоретические основания работы. Методология исследования обусловлена его предметом и целью, предполагающими выявление религиозно-философских оснований духовного совершенствования как ведущей парадигмы культурного сознания православия XX - начала XXI века. В работе используются методы сравнительно-сопоставительного анализа культурных текстов, теории толкования текстов культуры и словесных текстов. В основу диссертации положен целостно-системный подход к изучению культурной преемственности с учетом сравнительно-типологического, историко-
генетического и текстологического методов исследования. Теоретическую базу исследования составляет комплекс социокультурологических философских, исторических, психологических, а также богословских принципов православия. В нашем исследовании мы также использовали системный подход для раскрытия соотношения религиозного и нравственного сознания, и их проявлений в социальных структурах, роли религиозного сознания в социальной системе в целом. При анализе опыта христианства в формировании духовно-нравственных основ использован феноменологический подход, позволяющий говорить не об изменении сущности явления, а о проявлении некоторых латентных черт данного феномена. Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам духовной культуры общества и ее связи с религиозным опытом. В работе также использован опыт святоотеческой традиции, касающийся осмысления духовной сущности человека.
Степень научной разработанности проблемы. Решение задач исследования, которые группируются по пяти направлениям, оказалось возможным при условии обращения к широкому кругу научной литературы.
Теоретическую базу исследования составили работы религиозно-философского плана, определяющие ментальные характеристики русской культуры (П. Новгородцев2, Н. Лосский3, П. Сорокин4, Г. Федотов5, Н. Бердяев6). Основные подходы к проблеме были выработаны в работе И. Концевича7. В своей кандидатской диссертации он на материале житийной, мемуарной и эпистолярной литературы показывает, как жизнедеятельность оптинского старчества повлияла на духовную культуру России XIX века, характеризует формы обращения русских мыслителей к духовному
2 Новгородцев П.И. Сочинения / Сост. М.А.Колеров, Н.С. Плотников. - М.: Изд-во «Раритет», 1995.
3 Лосский Н.О. Характер русского народа в 2-х кн. - М.: Изд-во «Ключ», 1990.
4 Сорокин П. Основные черты руской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья.-М.: Наука, 1990.
5 Федотов Г. П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М: Наука, 1990.
6 Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.: Наука, 1990.
7 Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Издательский отдел Владимирской епархии, 1970.
источнику Оитиной пустыни. Исключительное значение Оптиной пустыни
о
в русской духовной культуре XIX века выявляет П. Флоренский . С. Хоружий9 выдвигает концепцию неопатристического синтеза, согласно которой любое продвижение культурфилософской мысли в русле православного умозрения требует обращения к святоотеческому преданию. Оно есть своего рода общение с отцами церкви, являющими собой духовный авторитет, ориентир и меру. Тезис о том, что смысловое содержание культурно-исторического процесса в России включает в себя освоение и проработку Православия, является фундаментальным основанием данного диссертационного исследования. Православие как основа социокультурного бытия России анализируется в антологии «Православие. Pro et contra»10. Паломничество по святым местам и посещение старцев как характерные особенности русского православного духа описаны и исследованы С. Весниным (Святогорцем)11. Особенности русского старчества XIX века (близость к народу, создание духовной литературы, адресованной мирянам, и пр.) систематизированы Е. Зимаковой12.
Кроме того, имеются специальные монографии и публикации, посредством которых можно реконструировать характер влияния оптинского старчества на русскую культуру XIX века. В своем исследовании Н. Павлович выявляет причины обращения «великих людей» к духовному
1 3
наследию Оптиной пустыни . Философские и религиозно-этические аспекты творческого наследия И. Киреевского, Н. Гоголя, К. Леонтьева, Ф. Достоевского, Л. Толстого рассматриваются многими авторами. А. Евгин14 оценивает влияние оптинских старцев на жизнь и творчество Н. Гоголя
8 Флоренский П. А. Сочинения в 2 т. Столп и утверждение истины. - Т. 1- Т. 2. - М.: Правда, 1990.
9 Хоружий С.С. О старом и новом. - Спб.: Алетейя, 2000.
10 Православие. Pro et contra. Сборник статей / Сост. В.Ф. Федоров. — СПб.: Изд. Русского христианского гуманитарного института, 2001.
11 Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. - Т. 7. - Сергеева Лавра, 1902.
12 Зимакова Е.В. Старчество как феномен культуры: Автореф. дис канд. культурологии. - М.: Гос. академ славянск. культуры. - 2000.
13 Павлович H.A. Оптина пустынь. Почему туда ездили великие? // В кн.: Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей».-Т. 12.-М., 1980.
14 Евгин А. К вечному миру. - Калуга: Гриф, 2001.
прежде всего в аспекте нравственной ответственности писателя за свои произведения. Биографические материалы о взаимодействии Гоголя с оптинскими старцами систематизированы Г. Георгиевским, Ю. Манном15 и др. Система этических взглядов и направление духовного поиска Гоголя
16 17
представлены в эволюционном ключе В. Зеньковским , Г. Хьетсо , В. 18
Гиппиус и др.
Православие как духовная опора процесса формирования личности и
мировоззрения К. Леонтьева исследуется В. Косиком19, свящ. К. Зайцевым20,
01
В. Котельниковым . В последнее время жизненная и творческая судьба Леонтьева активно анализируется в контексте темы покаяния, что нашло отражение в целом ряде публикаций (М. Сумбатян и пр.). Специфика взгляда Леонтьева на систему нравственных ценностей православия в их
23 24
иерархической значимости исследуется А. Антоновым . Л.Авдеева и Г.
Слесарева25 обозначают в качестве скрепы миросозерцания К. Леонтьева
неприятие «прогресса» и мещанства, которые ведут к искажению духовной
составляющей русской культуры.
Культурно-исторический аспект формирования старчества
рассматривается исследователями в единстве с терминологическим
26
определением данного феномена. А. Соловьев не соотносит старчество с системой церковной иерархии. Для него старцы - это «лучшие праведники, достигшие высокой духовности», а старчество - это «особый вид святости».
15 Манн Ю. Иван Киреевский и Гоголь в стенах Оптиной пустыни // Вопросы литературы. - 1991. - № 8. - С. 106-124
16 Зеньковский В. Гоголь. - М.: РИФ Школа «Слово», 1997.
17 Гоголь: Материалы и исследования / Отв. ред. Ю.В. Манн. - М.: Наследие, 1995.
18 Гиппиус В. Гоголь. - Л., 1924.
19 Косик В.И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему. - М.: Зерцало, 1997. -С. 132.
20 Константин Леонтьев. Pro et contra. Книга 2 / Сост. А.П. Козырев и A.A. Корольков. - СПб.: Изд. Русского христианского гуманитарного института, 1995. (Русский путь).
21 Котельников В.А. Парадокс о писателе // Литература в школе. - 1994. - №5. — С. 34-40.
22 Сумбатян М.Б. Грех и покаяние Константина Леонтьева // Русская литература XIX века и христианство. - Изд-во Московского университета, 1997. - С. 211-217.
23 Антонов А. Смирение и воля // Москва. - 1995. -№ 4. - С. 157-164.
24 Авдеева Л.Р. К.Н. Леонтьев: пророк или «одинокий мыслитель // Социально-политические науки. - 1992. - № 8. -С. 85-91.
25 Слесарева Г.Ф. К.Н. Леонтьев // Философские науки. - 1991. -№11. - С. 105-114.
26 Соловьев А., протоиерей. Старчество по учению Святых отцов и аскетов. - М: Благовест (Москва - Рига), 1995.
С.Смирнов27 раскрывает сущность старчества через истоки этого
явления в практике монастырской жизни: избрание в скиту или в монастыре
опытного в духовно-аскетической жизни инока с целью стать для братии
духовным отцом. Г. Флоровский указывает на необходимые особенности
личности старца: возможность принимать откровения помыслов,
руководство духовными детьми, наделение благодатными дарами 28
(харизмами) .
Существующие подходы к определению понятия «старчества» обозначают множественные трактовки сущности явления, констатируют сложность определения его объективных черт. И. Концевич, глубоко изучив вопрос о возникновении и принципах духовного делания, доказывает, что
90
оптинское старчество является продолжателем традиций Афона . Митр. Трифон (Туркестанов)30 разрабатывает обзор традиции старчества в истории и христианской культуры и показывает причины ее расцвета в Оптиной пустыни. В концепции митр. Трифона (Туркестанова) оптинские старцы явили миру пример смирения и христианской любви, достигли духовной свободы.
Взгляд современного православного богословия на проблему человеческой личности в системе ее нравственных добродетелей обобщен в
31
работе архим. Платона (Игумнова) . Автор показывает, что человек ориентирован на свое собственное бытие, на этическое отношение к окружающему миру и религиозные взаимоотношения с Богом, что норма, ценность и благо соответствуют трем названным аспектам ориентации личности и являются ступенями восходящего ряда на пути ее богоуподобления и достижения идеальной полноты бытия. М. Новоселов,
"Смирнов С. Древнерусский духовник. - М.: Синодальная типография, 1913.
28 Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. - М.: Паломник, 1992. Флоровский Г., прот. Восточные отцы У-УШ веков. -М.: Паломник, 1992.
29 Концевич И.М. Стяжание Духа святого в путях Древней Руси. - М.: Издательский отдел Московского Патриарха, 1993
30 Трифон (Туркестанов), митрополит. Древнехристианские и Оптинские старцы: Автореф. дис. канд. богосл. наук. - М.: Мартис, 1997.
3'Платон (Игумнов), архиеп. Православное нравственное богословие. - Свято-Троицкая Сергеева Лавра: Круглый стол по религиозному образованию в русской православной церкви, 1994.
выделяя три элемента в христианстве (догматический, этический и мистический), показывает, что все они взаимообусловлены и взаимосвязаны,
» 32
но нравственный элемент в христианской культуре - решающий .
Информационными источниками исследования послужили работы В. Розанова, JI. Шестова, В. Лясковского, Н. Федорова, С. Булгакова, Е.Трубецкого, свящ. Игнатия (Брянчанинова), свящ. Ивана Беллюстина, архим. Федора (А. Бухарева), Н. Барсова, А. Ельчанинова, Л. Карсавина, Г. Адамовича, В. Иванова, В. Маклакова, М. Бахтина, Д. Мережковского, Е. Поселянина, Ф. Степу на и др.
Материалы и источники исследования.
Изучение святоотеческой нравственной традиции обусловило обращение к духовному наследию Святых отцов: Григория Богослова, Иоанна Лествичника, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Макария Египетского, аввы Дорофея, Исаака Сирина и многих других.
Источники, освещающие жизнь и духовное наследие оптинских старцев, представлены их житиями: архим. Агапит (Беловидов) «Жизнеописание оптинского иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» архим. Агапит (Беловидов) «Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеромонаха Амвросия», иеромонах Леонид (Кавелин) «Житие иеромонаха Макария», «Житие иеросхимонаха Льва», «Житие иеросхимонаха Иосифа», «Житие иеросхимонаха Илариона» и другие, а также эпистолярным наследием.
В качестве источниковой базы по Глинской пустыни привлекались труды глинских старцев. Так, например, труды игумена Филарета (Данилевского): Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни // ЦГИА. Ф. 796. Оп. 102. Л. 936. Также его «Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской чудотворной иконы и Краткое описание Глинской пустыни. Записки игумена Филарета 1823 и 1828 гг. Агиографические труды глинских
32 Новоселов М. Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения. - М.: Братство святителя Алексия, 1995.
старцев: труды игумена Иассона (Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота // Курские епархиальные ведомости. 1893. № 39. С. 1-8; № 40. С. 916; № 41. С. 17-24; 1894. № 4. С. 25-32; № 5. С. 33^40; № 6. С. 41-43; Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. (С портретом). / Сост. иеромонахом Иассоном. Курск, 1894; Краткое сказание о жизни монаха Досифея / Сост. иеромонах Иассон // Курские епархиальные ведомости. 1894. №7.
Существует также многочисленное эпистолярное наследие глинских старцев, опубликованное и введенное в научный оборот выдающимся богословом и старцем Глинской пустыни схиархимандритом Иоанном (Масловым). Наиболее полное исследование об истории глинской пустыни «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в ХУ1-ХХ веках», изданная в 1994г. Обстоятельное историко-богословское исследование по истории Глинской пустыни, предпринятое автором на основе кропотливого изучения российских архивов и других археографических и литературных источников, а также личных воспоминаний. Книга рассказывает об удивительном явлении русского православного монашества - старчестве, благочестивой школой которого с XVI века и до нашего времени является известный Глинский монастырь. Автор книги - воспитанник этого монастыря, выдающийся писатель-богослов нашего времени 1991) - представляет читателям уникальные пласты российской истории, описывает факты жизни и христианских подвигов глинских старцев-монахов, до сего времени мало известные не только широкому кругу читателей, но и специалистам-историкам. Вместе с тем это произведение выходит далеко за рамки одного вопроса и представляет читателям широкую панораму событий отечественной истории и многих явлений русской духовной жизни 16-20 вв., которым дана точная мировоззренческая оценка. Подобного сочинения не имеет ни один из русских православных монастырей. Это - труд, не имеющий аналогов в российской исторической науке. Книга иллюстрирована редчайшими
материалами: портретами старцев, видами Глинской пустыни, архивными документами. Рекомендована Федеральным экспертным советом Минобразования России как книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию. В его других многочисленных трудах, изданных его племянником, известным ученым и общественным деятелем Н.В. Масловым, дается развернутая картина богословских взглядов глинских старцев, их неразрывное единство со святоотеческим преданием.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена широким охватом материала, ракурсом его анализа, интегративным подходом к проблеме, трактовкой основных вопросов и методикой анализа:
1. Впервые предлагается комплексное исследование поставленной проблемы, предполагающее освещение разных граней освоения духовного опыта глинскими старцами как продолжателями традиций оптинских и других старцев в духовном сознании XX века как проявления процесса самопознания личности.
2. Более глубоко и многоаспектно выявлено и изучено влияние религиозно-этического опыта старцев Глинской пустыни в условиях атеизма на духовную культуру и жизнь России XX века в границах культурфилософского осмысления категорий смирения, любви и свободы.
3. Представлен культурологический комментарий к эпистолярному и религиозно-философскому наследию старцев Глинской пустыни, что позволило реконструировать пути и формы взаимодействия феноменов светской и религиозной культуры XX века.
Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена:
- дальнейшей разработкой проблем, связанных с процессами преемственности в духовной культуре и взаимодействием сфер культурного сознания;
- расширением и уточнением категориального аппарата применительно к онтологическим аспектам культурной целостности феномена старчества, его культуросозидательной роли;
- применением новых принципов теоретического осмысления проблемы целостности и синтеза в отечественной культуре XX века.
Практическая значимость заключается в следующем:
- на основе разработанных принципов возможно проведение аналогичных научных исследований других персоналий отечественной культуры;
- работа может представлять интерес для теоретиков и историков русской и мировой культуры и литературы;
- материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания курсов истории русской литературы и культуры, религиоведения, истории философии, культурной антропологии, этики, отечественной истории.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущностные характеристики старчества как уникального феномена культуры, проявившиеся в традиционности, соборности, открытости миру, духовно-практической направленности, определили доминантные черты русской культуры XX века, которые выразились в обращении к духовным ценностям святоотеческой культурной традиции.
2. Доминантные духовно-нравственные ценности: смирение, любовь и свобода явились основополагающими категориями в процессе преемственности трех линий культуры (святоотеческой, старческой и светской), реализуясь в проявлении многоаспектности и диалогичности.
3. Проблемное поле, созданное культурой XIX века, объединившее между собой всех современников, наделило их общим духовным опытом, порожденным эпохой, выразившимся в единой проблематике, сложном духовном поиске основ бытия, размышлениях о противоречивости духовной судьбы человека.
4. Творчество таких русских мыслителей, как А.Ф. Лосев, являясь сферой реализации самопознания личности, отразило процесс сохранения в русской культуре XX века православной культурной традиции, носителями которой были глинские старцы. При этом в каждом случае рефлексия и культурное осмысление этой традиции осуществлялись своим особым путем, формировали оригинальную мировоззренческую систему, определяя ее место в процессе национальной самоидентификации русской культуры.
Апробация работы осуществлялась в ходе выступлений на научных конференциях в Бурятском государственном университете, других конференциях.
По результатам выполненного исследования опубликовано шесть статей. Отдельные главы и диссертация в целом обсуждались на заседании отдела философии, культурологи и религиоведения ИМБТ СО РАН.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы. Объем работы - 176 страниц, библиографический список включает 182 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социально-историческая роль монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь в общественной жизни России XIX века2005 год, кандидат исторических наук Рузанова, Наталия Петровна
Старчество как феномен культуры2000 год, кандидат культурол. наук Зимакова, Екатерина Викторовна
Оптинское старчество как феномен культуры: источники изучения2007 год, кандидат культурологии Кургузов, Александр Викторович
Православный монастырь в социальном и историческом контексте духовной культуры России2003 год, кандидат философских наук Чадаева, Светлана Владимировна
Русский православный монастырь XIX - начала XX в.: По материалам Козельской Введенской Оптиной пустыни2003 год, кандидат исторических наук Шувалова, Наталья Владимировна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ротач, Наталья Сергеевна
Заключение
Институт старчества, опираясь на высокоорганизованную, внутренне проработанную православную традицию выработал определенные методы воздействия на духовное развитие человека, частично выраженные в практике послушания и в «откровении помыслов». Посредством духовного руководства старцев передается опыт преображения человека, онтологическое изменение «духовного возрастания», являющееся актом, соучастия в культурном строительстве. В основе радикального переустройства внутренней реальности человека лежит непосредственное деятельное общение, в котором происходит усвоение духовного опыта старца, основанного на традиции христианского служения через овладение и воспроизведение формы подвижничества. В этом заключается сущность старческого окормления.
Функция или назначение института старчества может рассматриваться как трансляция, передача традиции, поскольку в нем традиция раскрывает и передает миру свои принципы и нормы, жизненные и духовные установки. Если древнее старчество - институт, принадлежащий исключительно монастырской культуре и практически не выходящий за ее рамки, то русское старчество представляет собой существенно новую форму древне-византийского. Древнее старчество - внутренний институт исихастской традиции: механизм, обеспечивающий ее самовоспроизводство или же трансляцию во времени; в русском старчестве трансляция традиции (исихазма) происходит в социальное пространство.
Старчество со всем основанием возможно отнести к числу наиболее характерных и специфических отличий русского Православия.
Оно практически с момента своего появления вступило на самостоятельный, путь. Тогда было взято своеобразное качественно иное направление развития древнейшего монашеского института духовного руководства. Изначально входившая в структуру православного монашеского уклада двойственная связь «монах (или послушник) - старец (духовникруководитель, духовный отец)» преобразуется в институт духовного руководства, совета, назидания простых мирян. При этом характерно однократное или многократное обращение людей к старцам по поводам, связанным с духовными трудностями или житейскими проблемами. Таким образом, можно констатировать, что русское старчество хотя и. продолжает традиции древне-византийского, но представляет собой существенно новую форму. Если посредством древнего старчества традиция осуществляет свою трансляцию во времени и во всей своей полноте, то в русском - происходит трансляция традиции в социальном, пространстве, и отнюдь не в полноте, а только в избранных, основных элементах.
В служении русских старцев, к опыту которых прибегали практически все сословия и слои России, происходило коренное снятие социальных и культурных барьеров. От старца требовалось непременное обладание личной харизмой и духовным авторитетом; его наставления, выражали свой собственный, добытый и пережитый им самим, опыт подвига как Богообщения и единения с Богом.
Исследуя феномен русского старчества в его антропологических и духовных основаниях, мы увидели, что в нем достигается актуальное раскрытие и практическое воплощение универсального, общечеловеческого содержания исихастской традиции: исихазм отдельными принципами входил в культурную жизнь человека, раскрывая заложенное в нем общечеловеческое содержание. В этом: процессе социализации исихазма разрушается преграда между аскетической традицией и ■ обществом. Трансляция исихастского мироотношения и жизнеустроения в православной культуре, бывшая прежде уделом старцев-монахов, начинает осуществляться «белым» духовенством, сочетавшим синтез иерейского и старческого руководства (напр. служение священников Алексея Мечева, Валентина Свенцицкого, св. Иоанна Крондштатского). Их духовное наставничество следовало тем же линиям и принципам, что у оптинских и глинских старцев, этим наставничеством охватывались, связуясь духовной общностью, люди всех сословий и уровней образования. Старчество, касавшееся преимущественно народной среды, тем не менее стало связующим звеном со светской культурой. XIX век - время блестящего расцвета русской духовной культуры (литературы, философии), и в некоторых своих тенденциях, некоторых фигурах эта культура испытывала влияние сферы православного подвига и обращалась к этой сфере в своей творческой и осмысливающей работе.
Итак, можно подытожить: история свидетельствует, что православное мировоззрение, опирающееся на институт старчества как верховный авторитет аскетики, оказало влияние на природу российской духовности, и это нашло свое выражение, как в произведениях культуры, так и народном характере. Данный факт еще раз подчёркивает позитивность и< значимость культурно-исторической роли русского православного старчества. Именно, благодаря православной вере и старцам (в частности, в дореволюционной России), удавалось поддерживать в массе населения определенный уровень духовности и нравственности. Вместе с тем традиция не была прервана. Знамя оптинских старцев, подхваченное их глинскими собратьями и также сонмом многих известных и великих подвижников православия, уже прославленных в чине святых, а также множеством неизвестных широкой публике простых инков и священников, честно исполняющих долг нравственного служения перед Родиной, свидетельствует о том, что дух святоотеческой традиции в России не иссяк. Более того, есть надежда на возрождение духовно-нравственных основ многонационального и многоконфессионального российского общества.
К началу XXI века на фоне проявлений глобализационных стратегий, противостояния либерализационных и культурно-религиозных традиций, в рамках нарастающей потребности дискурса человеческого со-развития исследование православной антропологии принимает новые очертания.
Православная антропологическая модель основывается на понятии личности как целостного существа, в котором телесное, душевное и духовное находятся в соразмерном взаимодействии и соподчинении. Здесь концепция личности предполагает открытость и динамику человеческого существования, включающую в себя отношение к Три-Ипостасному Богу-Творцу и к поли-ипостасному человеческому миру. Духовное всегда превалирует над телесно-душевным. В частности духовно-ориентированная психотерапия, как направление, находящееся сегодня в стадии становления, использует в целях лечения души и душепопечения обращение в первую очередь к духовным ресурсам личности. Данное направление в своей основе соответствует мироотношению, формируемому православной антропологией, являясь в своем практическом применении дальнейшим развитием русской духовной или религиозно-философской психологии.
Изучение старчества как одного из ключевых элементов православной культуры видится вполне уместным и необходимым; это представляется особо насущным для разработки и налаживания самой культуры глубоких человеческих диалогов и понимания религиозно-культурной самобытности России.
Безрелигиозное сознание может во многом сомневаться, считать то или иное недоказанным, противоречивым, предлагать иные интерпретации, но оно не может не признавать, если не откажется от своих же рациональных принципов, реальности самого феномена старчества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ротач, Наталья Сергеевна, 2012 год
Литература
27. Авдеева Л.Р. К.Н. Леонтьев: пророк или «одинокий мыслитель» // Социально-политические науки. - 1992. - № 8.
28. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: курс лекций. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.
29. Алфавит духовный святителя Дмитрия Ростовского, в русском переводе епископа Иустина. -3-е изд. - М., 1909.
30. Андроник (Трубачев), игумен. Преподобный Амвросий оптинский. Жизнь и творения. - Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.
31. Антихрист: материализация мистики в измерение времени. Заметки по поводу... - Житомир, 1996.
32. Антоненко С.Г. Религиозная составляющая этнокультурной идентичности россиян - столетие мутационных трансформаций // Россия и религиозная идентичность. - М., 2003.
33. Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского // Ф.М. Достоевский и Православие: [Сборник]/ Сост. А.Н. Стрижев. -М.: Отчий дом, 1997.
34. Антонов А. Смирение и воля // Москва. - 1995. - № 4.
35. Артемов В.М. Нравственные основы свободы в анархизме Л.Н. Толстого // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 1.
36. Архангельский A.C. Преподобный Нил Сорский. - СПб., 1882.
37. Архимандрит Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. - М., 2000.
38. Афанасий Великий. Житие преподобного отца нашего Антония. -Творения. - Ч. 3. - 1897.
39. Без автора. Бог не в силе, а в правде. Православие и проблемы глобализации. - М., 2003.
40. Белоусова Е. Поездка в Оптину манит меня // Слово. - 1998. - № 5. -С. 100-107.
41. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990.
42. Богданов Д.П. Оптина пустынь и паломничество в нее русских писателей // Благословенна Оптина. Воспоминания паломников об обители и ее старцах. Оптина пустынь, 1998.
43. Бороноев А.О. Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы станы. - СПб. - 2001.
44. Варзанова Т. Во что верят прихожане? Религиозное сознание современных верующих // Русская мысь. - Париж, 4 сентября. - 1997.
45. Василий Великий Избранные творения Святых отцов. - Москва: Сретенский монастырь, 1998.
46. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. - Т. 7. - Сергиева Лавра, 1902.
47. Вера и неверие Льва Толстого. Беседа писателя Вячеслава Репина с епископом Вашингтонским и Сан-Францисским Василием (Родзянко) // Новый мир. - 1998. - №7. - С. 150-158.
48. Веснин С.А. Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. -М, 1895.
49. Вестник московского университета. Серия «философия».-2001-№1.
50. Владамиро-Суздальская епархия против ИНН. Открытое обращение к Президенту Российской Федерации Путину В.В. // Русский Вестник. 2001.- №7.
51. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. - М., 1950.
52. Вышеславцев Б. П. Философская нищета марксизма. - Франкфурт -М., 1971.
53. Гамбаров Ю. С. Курс гражданского права: В Зт. - Т. 1. - СПб., 1911.
54. Георгий Голубцов, протоиерей. Поездка на Всероссийский церковный собор. Дневник (29 января - 18 апреля 1918 г.) / Подготовка текста и публикация М.И. Одинцова. - М., 1995.; Пярт И.П. Водительство Святого Духа или «религиозно-коммерческое предприятие»?
55. Гиппиус В. Гоголь. - Л., 1924.
56. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. - Т. 8. - М.: Правда, 1984.
57. Гоголь: Материалы и исследования / Отв. ред. Ю.В. Манн. - М.: Наследие, 1995.
58. Государственное учение Филарета, митрополита Московского. - СПб, 1993.
59. Григорий Богослов Песнопения таинственные. - М., 2000.
60. Громова H.A. Достоевский. Воспоминания. Письма. Дневники. - М.: Аграф, 2000.
61.Гундаров H.A. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодления. - М., 2001.
62. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. - М., 1999.
63. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. - М., 1955. - Т.1.
64. Диакон Андрей Кураев. Искушение, которое приходит «справа». - М., 2005.
65. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского. В 5 тт. - Т. 1,3. - М.: Паломник, 1998.
66. Дорофей, св. Поучения, послания, вопросы, ответы. - Калуга, 1895.
67. Дорофей, св. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. -М.: Отчий дом, 2000.
68. Достоевская А.Г. Воспоминания. - М., Художественная литература, 1971.
69. Достоевская Л.Ф. Достоевский в изображении его дочери. - М.: СИП РИА, 2001.
70. Достоевский и мировая культура: альманах / Гл. ред. К.А. Степанян. -№.7. - М.: Классика плюс, 1996.
71. Достоевский и мировая культура: альманах / Гл. ред. К.А. Степанян. -№8. - М.: Классика плюс, 1997.
72. Достоевский и мировая культура: альманах / Гл. ред. К.А. Степанян. -№ 9. - М.: Клссика плюс, 1997.
73. Достоевский и мировая культура: альманах / Гл. ред. К.А. Степанян. -№ 10. - М.: Классика плюс, 1998.
74. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. - Л.: Наука, 1972-1988.
75. Достоевский: материалы и исследования / Отв. ред.: Н.Ф. Буданова, A.B. Архипова. - Т. 12. - СПб.: РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом), 1996.
76. Достоевский: материалы и исследования / Отв. ред./ Н.Ф. Буданова, A.B. Архипова. - Т. 15. - СПб.: Наука, 2000.
77. Достоевский: материалы и исследования. Юбилейный сборник / Отв. ред.: Н.Ф. Буданова, A.B. Архипова. - Т. 16. - СПб.: Наука, 2001.
78. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., 1981; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М.,1980; и др.
79. Духовный алфавит святого Дмитрия Ростовского. Перевод еписк. Иустина.-М, 1909.
80. Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков / Сбрник научных трудов. Выпуск 2. Отв. редактор проф. В.Н. Захаров. -Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1998.
81. Евгин А. К вечному миру. - Калуга: Гриф, 2001.
82. Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19-20 вв: Русская философия в поисках Абсолюта? - Спб.: Алетейя, 2000.
83. Евлампиев И.И. История русской философии. - М.: Высшая школа, 2002.
84. Евлвампиев. И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С. 102-118.
85. Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. -М., 1996.;
86. Беглов А. «Вечностию неразрушимое содружество»: Страницы русского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818-1825 гг. // Альфа и Омега. - 2001. -№ 3(29).
87. Женская Зосимова пустынь. Исторический очерк / Сост. монахиня Зосима (Верховская). - М., 2008.
88. Житие иеросхимонаха Илариона. - М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993.
89. Житие иеросхимонаха Льва. - М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1994. (Репринт).
90. Житие оптинского старца иеросхимонаха Леонида (в схиме Льва). -Издание Введенской Оптиной пустыни, 1994.
91. Житие иеросхимонаха Иосифа. - М.: Изд. Веденской Оптиной пустыни, 1993.
92. Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней Святого Димитрия Ростовского. - М., - Кн. 5, ч. 2.
93. Жития и творения русский святых: жизнеописания и духовные наставления великих подвижников христианского благочестия, просиявших в земле Русской / Сост. С. Тимченко. - М.: Донской монастырь, Современник, 1993.
94. Зеньковский В. Гоголь. -М.: РИФ Школа «Слово», 1997.
95. Зеньковский В., прот. История русской философии. - Т. 1. -Москва, Ростов-на-Дону, 1999.
96. Зеньковский В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин:Фонд «Христианская жизнь», 2002.
97. Зимакова Е.В. Старчество как феномен культуры: автореф. дис канд. культурологии. - М.: Гос. академ славянск. культуры. - 2000.
98. Зограб И. Редакторская деятельность Ф.М.Достоевского в журнале «Гражданин» и религиозно-нравственный контекст «Братьев Карамазовых» // Русская литература. - 1996. - № 3. - С. 55-77.
99. Иван и Петр Киреевские в русской культуре / Сост. Г.И. Ловецкий, А.Ф. Малышевский; научн. ред. А.Ф. Малышевский. - Калуга: Гриф, 2001.
100. Иванов А. В. Пути протовостояния современному иррационализму//Вестник Московского ун-та. - № 6, - 2000. - Серия 7. Философия.
101. Игнатия (Петровская), монахиня. Слово о старчестве // Альфа и Омега. - 1996. - № 2/3 (9/10).
102. Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. - М., 1999.
103. Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. -М., 1885.
104. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. - Август. - М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994).
105. Ильин И. А. Основные задачи правоведения в России // Ильин И.А. Родина и мы. -М., 1995.; Он же. О возрождении России// О грядущей России. - М., 1993; и др.
106. Ильин И.А. Одинокий художник. - М.: Искусство, 1993.
107. Ильин Н.П. Трагедия русской философии // Русское самосознание. -СПб., 1999,-№6,
108. Иоанн Златоуст, Полное собрание творений в 12 томах. - Т. 1.
- М.: Православная книга, 1993.
109. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. - Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1898.
110. Иосиф (Литовкин), иеросхим. Н.В. Гоголь, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский и К. Леонтьев пред «старцами» Оптиной пустыни.
- Шамордино, 1911.
111. Иосиф Волоцкий, св. Просветитель. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993.
112. Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни. - СПб., 1835.
113. История российской духовности: материалы XXII Всероссийской заоч. науч. конф. / Науч. ред. Полторак С.Н. - СПб.: Нестор, 2001.
114. Кавелин JI. Житие иеромонаха Макария. - М.: Изд Оптиной пустыни, 1995. (Репринт).
115. Киево-Печерский Патерик или сказания о житии и подвигах святых угодников Киево-Печерской Лавры / Перевод Е.Поселянина. -М., 1996.
116. Кинг А, Шнайдер Б. Первая глобальная революция. - М., 1991.
117. Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М.: «Искусство», 1979.
118. Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М:, Искусство, 1998.
119. Киреевский И.В. Собрание сочинений в 2 томах. - Т. 1,2. - М, 1861.
120. Ключевский В. О. Православие в России. - М., 2000.
121. Колесов Д. В. Нравственность и пол: психологические аспекты. -М., 2000.
122. Колесов М.С. Русская философия религии и христианство// Вестник Сев. ГТУ: Философия. - 1999. - № 2.
123. Константин Леонтьев. Pro et contra. Книга 2 / Сост. А.П. Козырев и A.A. Корольков. -СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института, 1995. (Руссский путь).
124. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. -М., 1993;
125. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
126. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Издательский отдел Владимирской епархии, 1970.
127. Корольков A.A. Константин Леонтьев и его эстетическая критика эгалитарного процесса//Философские науки. - 1991.
128. Корнецова O.A. Феномен старчества в православной культуре: Дис. канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 2003.
129. Косик В.И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему. - М.: Зерцало, 1997.
130. Котельников В.А. Парадокс о писателе // Литература в школе. -1994. -№5.
131. Котляревский С. А. Гражданская религия у Руссо// Вопросы философии и психологии. - 1910. - Кн. 102 (II).
132. Краева О. Л. Диалектика потенциала человека. - М.; Н.
- Новгород: Нижегород. гос. с.-х. академия, 1999.
133. Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях// Вопросы философии. - 1990. -№ 4.
134. Ланге Ф. История материализма и критика его значения в настоящее время. - СПб., - 1899.
135. Лаут Райнхард. Философия Достоевского в систематическом изложении. - М: Республика, 1996.
136. Лев Толстой. Pro et contra: [ Сборник] / Сост. К.Г. Исупов. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2000.
137. Леонтьев К.Н. Избранные письма, 1854-1891 / Публ.,' предисл. и коммент. Д. Соловьева; вступит, ст. С. Носова. - СПб: Пушкинский дом, 1993.
138. Леонтьев К.Н. О Владимире Соловьеве и эстетике жизни. - М., 1912.
139. Леонтьев К.Н. Письмо к Александрову // Богословский вестник.
- Т.3.-1914.
140. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философия и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891) / Общ. ред.,
сост. и коммент. Г.Б. Кремнева; вступит ст. и коммент. В.И. Косика. - М.: Республика, 1996.
141. Лествичиик Иоанн, св. Лествица. - Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
142. Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни // Москва. -2000. -№11.
143. Лики культуры: альманах / Сост. С .Я. Левит. -М.: Юрист, 199594; Лики культуры: альманах / Сост. С.Я. Левит. -М.: ИНИОН, 1996.
144. Лосский И.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994.
145. Лосский И.О. Характер русского народа. В 2 кн. - М.: Издательство «Ключ», 1990.
146. Лосский. В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. -М.: Центр «СЭИ», 1991.
147. Макарий Египетский, св. Духовные беседы. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.
148. Манн Ю. Иван Киреевский и Гоголь в стенах Оптиной пустыни // Вопросы литературы. - 1991. - № 8.
149. Мирча Элиаде. Священное и мирское. - М., 1994.
150. Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии сомнеии. -М., 2002.
151. Митрополит Кирилл (Гундяев). Вызовы Современной цивилизации. - М., 2002.
152. Монахиня Игнатия. Слово о старчестве // Альфа и Омега. - 1996. -№2/3(9/10).
153. Монашеское делание. Сборник поучений святых отцов
и подвижников благочестия / Сост. Владимир Емеличев. - М.: Свято-Данилов монастырь; СП «Квадрат», 1991.
154. Монашество и монастыри в России: XI - XX вв.: исторические очерки / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 2002.
155. Неизданный Гоголь. - M.: РАН Институт мировой литературы им. A.M. Горького, 2001.
156. Неменский О.Б. Ранневизантийское монашество как особый историко-культурный феномен // Филос. фак.: Ежегодник / Ун-т рос. акад. образования. - 2001. - № 2.
157. Ненашев М.И. Концепция свободы в философии Владимира Соловьева. - М.,1999.
158. Николаев П. Амбивалентность художественного сознания Ф.М. Достоевского// - 2002. -№10. - №3.
159. Николаева О. Современная культура и православие. - М., 1999.
160. Никон (Рождественский), архиеп. Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. - М.: Сретенский монастырь, «Новая книга», «Ковчег», 1998.
161. Нил Сорский / Сост. Р. Ермаков. - М. : «СПОЛОХИ», 1995.
162. Нилус С. Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа. - Сергиев Посад, 1911.
163. Новгородцев П.И. Сочинения / Сост. М.А.Колеров, Н.С.Плотников. -М.: «Раритет», 1995.
164. Новоселов М. Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения. -М.: Братство святителя Алексия, 1995.
165. Отец Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. -Спб., 1997.
166. Оптина пустынь. Православный альманах: сб. науч тр. / Гл.ред. А. Блинский. - СПб: «Сатис» при содействии Свято-Введенской Оптиной пустыни, 1996.
167. От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги». - М., 2001.
168. Отец Серафим (Роуз). Приношение православного американца. -М, 2001.
169. Op дина O.H. Феномен старчества в русской духовной культуре XIX века: Дис. канд. культурологических наук. - Киров, 2003.
170. Павлович H.A. Оптина пустынь. Почему туда ездили великие? // В кн.: Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». - Т. 12.-М., 1980.
171. Парамонов Б. Америка в тени Джонстауна. Цит. по K.M. Касьяновой. О русском национальном характере. - М., 1994.
172. Пастырство монастырское, или старчество / Подготовка текста, вступительная заметка и примечания А. Л. Беглова и П. Б. Сержантова // Альфа и Омега. - 1999. - № 2(20).
173. Переписка проф. МДА П.С. Казанского с А.Н. Бахметевой // У Троицы В Академии. - М., 1914.
174. Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря. - М.: Изд. Оптиной Пустыни, 1869.
175. Письма оптинского старца Льва к монаху Иоанникию. - Свято-Введенская Оптина пустынь, 2002.
176. Платон (Игумнов), архиеп. Православное нравственное богословие. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Круглый стол по религиозному образованию в русской православной церкви, 1994.
177. Повесть об Ульянии Осорьиной // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. - М., 1988.
178. Половинкин А.И. Православная духовная культура. - М.: Владос-Пресс, 2003.
179. Поселянин E.H. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий. Жизнь его и подвиги. - Спб, 1907.
180. Православие в жизни: сборник статей / Под ред. проф. С. Верховского. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
181. Православие. Pro et contra: сборник статей / Сост. В.Ф. Федоров. -СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института, 2001.
182. Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития - чудеса
- поучения. - М. - Рига, 1995.
183. Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовное наследие.
- Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1998.
184. Пустынник. Мысли Святых отцов о необходимости и пользе старческого руководства в духовной жизни. - М., 1910.
185. Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. -М, 1993.
186. Митрополит Трифон (Туркестанов). Древнехристианские и оптинские старцы. - М., 1996 и др.
187. Пярт И.П. Водительство Святого Духа или «религиозно-коммерческое предприятие»? Старчество в атмосфере кризиса в Русской Православной Церкви на рубеже XIX и XX вв. // Уральский исторический вестник. 2008 (в печати).
188. Ср. кризис в Оптиной пустыни 1911 г., также закончившийся синодальным расследованием и изгнанием из обители старца Варсонофия. См. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
189. Райнхард Лаут. Философия Достоевского в систематическом изложении. - М., 1996.
190. Реале Дж. И Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 Т. Т. 4. СПб., См. также сборник трудов западных мыслителей «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности». -М., 1990.
191. Розанов В.В. О писательстве и писателях. - М.: Республика, 1995.
192. Русская идея. Основные проблемы руской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990.
193. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. - М.: Новый век, 2000.
194. Свящ. Владимир Соколов. Младостарчество и Правосланая традиция. - М. 2005 г.
195. Серафим (Романцов), схиархимандрит. Письма. // Цит. по кн.: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинский патерик. - М., 1997.
196. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. - Б. м., 1998.
197. Симеон Новый Богослов, св. Слова. (Перевод с новогреческого святого Феофана). - Вып.1. - М.: Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, 1892.
198. Сирин Исаак, св. авва. Слова подвижнические. - М.: Православное издательство, 1993.
199. Слесарева Г.Ф. Леонтьев К.Н. // Философские науки. - 1991. -№11.
200. Словарь Брокгауза и Ефрона. - Т.ЗЗ.,
201. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. -Б. м., 1998; Сидоров А. И. Священное Писание в египетском монашестве IV в.: (На материале греческой версии творений святого Аммона) // Традиции и наследие Христианского Востока: материалы междунар. конф. М., 1996. ; [Беглов А. Л.] Книга «Старчество на Руси» и ее автор // Монахиня Игнатия. Старчество на Руси.-М., 1999..
202. Сказание о блаженном отце Досифее, ученике святого аввы Дорофея // Преподобнаго отца нашего аввы Дорофея душеполезныя поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великаго и Иоанна Пророка. - Калуга, 1895.
203. Смолич И.К. Жизнь и учение старцев (Путь к совершенной жизни) // Русское монашество, 988-1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к «Истории Русской Церкви». - М., 1999.
204. Смирнов С.И. Духовный отец в древней Восточной Церкви. История духовничества на Востоке. - Ч. 1. - Сергиев Посад, 1906.
205. Смирнов С. Древнерусский духовник. - М.: Синодальная типография, 1913.
206. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеромонаха Амвросия к мирским особам. В 3 частях. - Изд. 1-е. - Ч. 1,2.- Сергиев Посад, 1908.
207. Собрание писем блаженные памяти Оптинского старца Макария к монашествующим. - Ч. 1. - СПб.: Издательство Л.С. Яковлевой, 1994.
208. Соловьев А., протоиерей. Старчество по учению Святых отцов и аскетов. - М: Благовест (Москва-Рига), 1995.
209. Сорокин П. Основные черты руской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990.
210. Степун Ф. Мысли о России. // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: - В2т. - Т.2. - СПб., 1992.
211. Страхов Н. Глубокий нерв его деятельности // Слово. - 1998. -№ 5.
212. Сумбатян М.Б. Грех и покаяние Константина Леонтьева // Русская литература XIX века и христианство. - Издательство московского ун-та, 1997.
213. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по пастырскому богословию. - М., 2001.
214. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. - М., 1995.
215. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. - М., 2000.
216. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. Гл.П.
217. Ткачев П. Н. Утилитарный принцип нравственной философии// Сочинения. - М., 1990.
218. Толкиен Дж. Р. Силльмарилион. - М., 1992.
219. Толстая А.Л. Отец. В 2-х т. - Т. 1. -М.: ООО «Спарк», 2001.
220. Толстая С.А. Дневники. 1860-1891. -М., 1928.
221. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - Т. 1, 11, 23. - 1894.
222. Толстой Л.Н. Собрание сочений. В 20 т. - Т. 19. - М., 1965.
223. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 22 т. - Т. 21, 22. - М.: Художественная литература, 1985.
224. Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. -М., 1996.
225. Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Роман в 4 частях с эпилогом. - Ч. I. Кн. 1. V. «Старцы».
226. Ф.М. Достоевский и Православие / Сост. А.Н. Стрижев. - М.: Отчий дом, 1997.
227. Фаррар Ф. Первые дни христианства. - Спб., 1892.
228. Федотов Г. П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М: Наука, 1990.
229. Филарет Московский, митр. Пространный христианский катихизис, - М., 1909.
230. Флоренский П. А. Сочинения в 2-х тт. Столп и утверждение истины. - Т. 1. -4.1. -Т. 2.-М. Правда, 1990. т.2,
231. Флоренский П.А. О типах возрастания // Богословский вестник. -1906.-№7.
232. Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. - М. Паломник, 1992.
233. Флоровский Г., прот. Восточные отцы V-VIII веков. - М. Паломник, 1992.
234. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991.
235. Флоровский Г.В. Богословские отрывки//Вестник Западноевропейского Патриаршего Экзархата. 1982. № 105-108.
236. Франк C.JI. Онтологическая природа общества // Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.
237. Фриз Г. Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. - 1991. - № 2.
238. Хоружий С. С. Феномен русского старчества, "Церковь и время", -2002,-№4(21),
239. Хоружий С.С. О старом и новом. - Спб.: Алетейя, 2000.
240. Христианская жизнь по Добротолюбию. Избранные места из творений Святых отцов и учителей Церкви. - М.: Московский Свято-Данилов монастырь, 1991.
241. Чегулин A.B. Негативная антропология. - М., 1999.
242. Червериков С, протоиерей. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. - Шамордино, 1912.
243. Шатохин С.А. Провоцируют церковные расколы // Русский вестник. - 2003, - №9.
244. Шеллинг. Ф.В. Философские исследования о сущности человеческой свободы. - Спб. 1908.
245. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. - Т. 4. - М, 1897.
246. Шестов Л. И. Киргегард и экзистенциальная философия. -М., 1992.
247. Шустин В., протоиерей. Запись об отце Иоанне Кроштадтском и об оптинских старцах. - Скит; Ставр. Ком. Общества Красного Креста, 1991.
248. Экземплярский В.И. Старчество // Дар ученичества: сборник / Сост. П.Г. Проценко. -М.: Руссико, 1993.
249. Эразм Ротердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе волиЮразм Ротердамский. Философские произведения. - М., 1986.
250. Эрн В. Великий и слабый // Слово. - 1998. - № 5. - С. 95-99.
251. Эспина А. История экономических учений. - СПб., 1998.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.