Становление свободы в социально-философском дискурсе современного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Тимошин, Владимир Викторович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 131
Оглавление диссертации кандидат философских наук Тимошин, Владимир Викторович
Введение
Глава 1 Проблема свободы в философии
1.1 Идея свободы в истории философии
1.2 Становление понятия свободы в пространстве специфики социальных отношений
Глава 2 Свобода как феномен общественно-политических отношений
2.1 Проблемы свободы в тоталитарном обществе
2.2 Либерально-демократическая версия свободы 85 Заключение 112 Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Единство общества и социальная свобода человека: Анализ взаимосвязи на примере российского социума2003 год, кандидат философских наук Яковлев, Игорь Андреевич
Политическая свобода: проблема формирования дискурсивного пространства в Модерне2011 год, доктор политических наук Мюрберг, Ирина Игоревна
Эволюция концепции свободы воли в религиозно-экзистенциальной философии Льва Шестова2002 год, кандидат философских наук Пименов, Виталий Юрьевич
Эволюция западных концепций тоталитаризма: Социально-философский анализ1999 год, кандидат философских наук Руссова, Ольга Николаевна
Проблема ответственности в экзистенциальной антропологии США, 1940-980-е гг.1999 год, доктор философских наук Томашов, Валерий Васильевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление свободы в социально-философском дискурсе современного общества»
Актуальность темы исследования.
Понятие «свобода» — одно из наиболее употребляемых в обыденной жизни, гуманитарных и общественных науках, публицистике, политике, средствах массовой информации, педагогической теории и практике. По отношению к каждой личности свобода рефлексируется в качестве абсолютной категории, предоставляющей возможность скорректировать вектор своего поведения вне зависимости от условий и требований повседневности. Любое действие человека обязательно проходит личностно-творческую экспертизу в его сознании на предмет собственного выбора этого действия или принуждения к нему со стороны сложившихся обстоятельств. Следовательно, свобода актуализирована в сознании как индикатор, дающий личности возможность констатации необходимости или случайности каждого поступка.
Для пространства философского знания проблема свободы актуальна как когнитивная категория, позволяющая представить любой изучаемый объект в абстрактно независимом измерении. Свобода в качестве категории фиксирует момент разрыва детерминистско-диалектической последовательности и вносит в пространство объективной реальности элемент активного вмешательства, субъектом которого может быть только человек. Исходя из этого направленность современной философии все больше определяется вектором синергетиче-ской парадигмы, фундаментом которой является текстуально-антропогенное преломление действительности.
В контексте представленного исследования максимальная востребованность проблемы свободы акцентируется на ее социальных интерпретациях. Таким образом, учитывая социальную специфику феномена свободы, невозможно не затронуть, происходящие в настоящее время общественно-политические процессы в значительной степени определяемые распадом Советского Союза и системы стран Варшавского договора. По мнению западных аналитиков, в пространстве исчезнувшей тоталитарной системы должно было возникнуть сообщество государств, придерживающихся принципов и ценностей либеральной демократии. Однако в реальности большинство бывших социалистических республик смогли достичь лишь формальной институциализации структур демократического правления. России необходимо учитывать все изъяны и перегибы в построении демократии по стандартам, экспортируемым Евросоюзом и НАТО. Подобная тенденция особенно характерна для политических систем Украины, Грузии, Латвии и Эстонии. Политическая воля аппарата власти сама по себе еще недостаточна в качестве условия для вживания демократических традиций в глубинные пласты социума. Для того чтобы демократия и свобода действительно стали нормами и принципами, регулирующими общественно-политическую жизнь, каждый человек обязан проделать большую внутреннюю работу по личному освобождению от издержек утилитарно-потребительской мотивации на уровне категорий экзистенции.
В контексте глобальных проблем современности категория свободы является несущей осью противоречий, в которых общество оказалось в начале III тысячелетия. Каким образом следует определять приоритеты деятельности человека с учетом имеющихся противоречий, чтобы сохранить не только гармонию с природой, но и себя в роли уникального этического феномена с присущей лишь ему специфической атрибутикой?
Становление феномена свободы в контексте существующих проблем современного общества является актуальным в представленной диссертации.
Степень разработанности проблемы. Всю совокупность исследований по этой проблеме можно разделить на три группы.
В первую входят работы, в которых свобода рассматривается в аспекте классической философской методологии. Несомненный приоритет при раскрытии проблематики свободы в данном контексте принадлежит сторонникам рационалистской философии: И. Канту [85], Р. Декарту [61], Г. В. Лейбницу [107], Г. В. Ф. Гегелю [43], Б. Спинозе [157]. Фундаментальной основой свободы у них выступают осознанная необходимость, частная собственность и государственное устройство. Представителем данного философского течения, сделавшим акцент на взаимосвязи свободы с феноменом нравственного выбора, был И. Кант. При этом прецедент нравственного выбора выступал императивно по отношению к утилитаристско-прагматической позиции, преимущественно определяющей западно-европейскую философскую мысль. Прагматическая традиция трактовки свободы выбора восходит к философии Нового времени Т. Гоббса и Д. Локка [48; 113]. Более последовательно она разрабатывалась сторонниками французского Просвещения: К. А. Гельвецием [45], Ж.-Ж. Руссо [150], Д. Дидро [68]. Из представителей российской философско-гуманитарной мысли подобную направленность свободы выбора поддерживало крыло западников: Н. П. Огарев [127], Н. Г. Чернышевский [175], Н. А. Добролюбов [69]. С прагматической точки зрения к проблеме свободы подходили также представители диалектического материализма: К. Маркс и Ф. Энгельс [114], В. И. Ленин [109; 110]. В философии XX в. классическо-прагматической трактовки свободы придерживались неомарксисты: Д. Дьюи [73], Д. Роуллс [149], Д. Белл [17]. Из российских ученых, работающих в этом направлении, следует отметить Б. Г. Капустина [88], А. Г. Мысливченко [121], С. Д. Хайтуна [173]. Авторы, интерпретирующие свободу в рамках данной парадигмы, иллюстрируют ее в качестве закономерного результата эволюции общества, определяемой ориентирами рационально-прагматической деятельности. Категориальные и понятийные установки этого философского направления при дискурсивной разработке феномена свободы в основном конкретизированы с точки зрения формальной логики. Ощутимым недостатком приведенной концепции является минимизирование момента волевого участия человека в содержании и структуре свободы. В исследовании он подвергается существенной корректировке.
Вторую группу работ по проблеме свободы составляют труды философов-экзистенциалистов. Значительная роль в ней принадлежит носителям русской философско-этической мысли: Ф. М. Достоевскому [72], С. А. Левицкому [106], В. С. Соловьеву [154]. Наиболее известными западными философами, разрабатывающими данную тематику, являются С. Кьеркегор [102], А. Камю [84], М. Хай-деггер [171]. Отказ от рационалистских концептуальных схем позиционируется в идеях представителей философии жизни А. Шопенгауэра [178] и Ф. Ницше [124]. Большой вклад в изучение проблемы экзистенциального выбора внес французский философ А. Бергсон [19]. Среди современных российских ученых, работающих в этом направлении, необходимо отметить П. П. Гайденко [41], А. П. Скрипника [153], А. А. Гусейнова [59], О. В. Мизонову [117] и И. В. Гор-дяскину [50]. Сторонники экзистенциалистской концепции в отличие от последователей рационалистской в значительной степени расширяют пределы рефлексии свободы на уровне личностного восприятия человека, увеличивая тем самым возможность его активного вмешательства в поиск содержания свободы. Однако они пытаются радикально разделить поле деятельности на моменты, опосредованные потребительской мотивацией, и аспекты, инспирированные творческим началом личности. В результате становится трудно проследить непосредственную творческую мотивацию личности в качестве механизма, активно воздействующего на действительность, так как в любом повседневном поступке утилитарная и креативная составляющие неподвластны четкому разведению с точки зрения абстрактно-логического анализа. Значительное внимание в диссертации уделяется устранению данного недостатка.
В третью группу входят работы, посвященные исследованию проблемы свободы в свете постнеклассической парадигмы, интерпретирующей ее в качестве текстуальной рефлексии объективной реальности. Такие категории, как «текст», «диалог», «полилог», являются ключевыми в дискурсивном пространстве постмодернистской философии. Сегодня постмодернизм - прежде всего философия языка и исследований, связанных с семантическими и семиотическими проблемами. Известные философы Р. Барт [13], Ж. Бодрийяр [30], Ж. Ф. Лиотар [112], Ж. Делез [62], Ж. Деррида [65] внесли определенный вклад в изучение данного вопроса. Несмотря на то, что постмодерн по своей природе предполагает принципиальный плюрализм мнений, тенденций и интерпретаций, по специфике проблемы свободы написано немного работ. Основными их недостатками являются сужение философского дискурса и перенос центра тяжести проблематики свободы преимущественно в семантико-лингвистическое направление. Представленное исследование ощутимым образом придает когнитивной атрибутике постмодернизма вектор философского осмысления действительности.
Объект исследования - феномен свободы как комплексная, обретающая когнитивное становление проблема социальной философии.
Предмет исследования - становление свободы в качестве дискурсивного феномена, актуального для позитивной активности личности в социально-политической организации современного общества.
Цель данной работы состоит в установлении причин, способствующих развитию тоталитарных и плюралистических тенденций свободы в пространстве социальных отношений современного общества.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
1) выявление концептуальных форм свободы в работах отечественных и зарубежных авторов, актуальных для социально-философской рефлексии свободы в настоящее время;
2) формирование концепции свободы, отвечающей специфике социально-антропогенных отношений в структуре современного общества;
3) анализ сущности свободы в рамках тоталитарной тенденции как следствия рационалистических устремлений и утилитарно-потребительской мотивации общества;
4) рассмотрение содержания свободы в границах плюралистических отношений в качестве замещения утилитаристской мотивации общества творческой направленностью личности, реализуемой в процессе ее свободной дифференциации по отношению к повседневно-эмпирической организации объективной реальности.
Теоретической основой исследования являются:
1) работы, отражающие содержание рационалистской концептуальной формы свободы, рефлексирующей ее как рационально-прагматическое познание объективной реальности (Г. В. Ф. Гегель, Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант, К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо);
2) воззрения авторов философско-экзистенциалистского направления, позиционирующих свободу в качестве феномена личностного восприятия действительности (Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Яс-перс);
3) концептуальные идеи философов-постмодернистов, объективирующих свободу как отказ от смысловых установок в границах вербальных и текстуальных практик (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар, М. Фуко);
4) разработки авторов, исследующих феномен свободы в качестве объекта социальной практики (К. Поппер, И. Берлин, Ф. А. Хайек, Р. Пайпс, А. С. Ахиезер).
Методологической основой диссертации выступают общефилософские диалектические принципы: объективности, системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования; методы современной социальной философии: сравнительно-исторический, единства исторического и логического в социальном познании, а также отдельные методы современной теоретической социологии, аксиологии, этики и социальной психологии.
Феномен свободы в качестве системного образования в целом является объектом применения синергетического подхода в решении методологических задач, т. е. междисциплинарных исследований в разработке всех научных направлений.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) устанавливаются принципиальная ограниченность и противоречивость существующих концептуальных форм свободы (рационалистской, экзистенциалистской и постмодернистской) для специфики социально-антропогенного пространства и необходимость в разработке дискурсивной модели свободы, востребованной когнитивной структурой современного общества;
2) свобода утверждается в качестве потенциальной возможности личности дифференцировать себя по отношению к любым условиям повседневной реальности и ее установкам на утилитарно-эмпирическую целесообразность;
3) выявляется зависимость между стремлением общества максимально отвечать требованиям рационалистической целесообразности и его ориентацией на вариант тоталитарного политического устройства;
4) устанавливается единство традиций социального плюрализма и волевой активности личности, направленной на преодоление зависимости от утилитарно-потребительской мотивации и созидающей специфическую форму социально-антропогенного пространства, основанного на потребности человека творчески дифференцировать себя по отношению к повседневной реальности бытия.
Положения, выносимые на защиту.
1. Существующие в настоящее время рационалистская, экзистенциалистская и постмодернистская концептуальные формы свободы не в состоянии предложить обществу модель свободы, способную стать для него адекватной целью в условиях существующей ситуации выбора вариантов социально-политического становления и глобальных экологических проблем.
2. Рационалистская, экзистенциалистская и постмодернистская концептуальные формы свободы достигают понятийного единства и гармонии при ее становлении в качестве категории социально-антропогенного бытия, предоставляющей личности постоянную возможность дифференцировать себя по отношению к закономерностям рационалистического ряда. Причем процесс дифференциации не обусловлен для человека объективной необходимостью и поэтому не является обязательным. Следовательно, для его инициирования требуется доля волевого участия личности как проявление максимальной степени ее освобождения от утилитарно-потребительской мотивации. Именно подобная дискурсивная модель феномена свободы позволяет современному человечеству в перспективе наиболее адекватно воспринимать и разрешать стоящие перед ним проблемы социального, политического, экономического и экологического характера.
3. Тоталитарная тенденция органично взаимодействует с установлением общественного курса на решение социальных проблем исключительно в рамках рационалистической парадигмы. При этом свобода как философско-политическая категория обретает специфическую структуру, свойственную элементам деструктивно-аксиологического ряда. Индивид рефлексирует свободу лишь в случае идентификации себя в качестве средства достижения схем с максимально рационализированной структурой. Поэтому его сознание освобождается от нравственных принципов, личной ответственности, усилия творческого осмысления действительности. Эти эпизоды будут лишними, если главной целью общества становится разрешение утилитарно-потребительских интересов. В то же время любой субъект такого общества, независимо от статуса и положения глубоко бесправен в качестве креативно-антропогенного феномена и лишен даже минимальных гарантий со стороны социума для реализации личностного потенциала.
4. Для формирования социально-плюралистических тенденций и уважения обществом права индивида реализовывать себя в качестве субъекта творческой мотивации свобода должна выступать как потенциальная возможность личности творчески дифференцировать себя по отношению к повседневному опыту объективной реальности. Постижение свободы, заполненной творческим содержанием, требует от личности не примитивного проецирования рациональных схем в сознании, а глубокого анализа значения собственной деятельности и наличия волевой активности, ориентированной на достижение высокой социально-этической самоорганизации. Претендуя на данную модель свободы, личность автоматически принимает на себя колоссальную ответственность за каждый поступок в качестве момента дифференциации от схем рационального бытия. Следовательно, перспективой осмысления подобной модели свободы является нелегкая созидательная работа, сопряженная с грузом ответственности за ее результат. Именно общество, состоящее из индивидов, осознающих ответственность за свои поступки, способно гарантировать каждому из них право на реализацию креативно-личностного потенциала.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит в решении социально-философских проблем свободы, поставленных сорационалистической парадигмы. При этом свобода как философско-политическая категория обретает специфическую структуру, свойственную элементам деструктивно-аксиологического ряда. Индивид рефлексирует свободу лишь в случае идентификации себя в качестве средства достижения схем с максимально рационализированной структурой. Поэтому его сознание освобождается от нравственных принципов, личной ответственности, усилия творческого осмысления действительности. Эти эпизоды будут лишними, если главной целью общества становится разрешение утилитарно-потребительских интересов. В то же время любой субъект такого общества, независимо от статуса и положения глубоко бесправен в качестве креативно-антропогенного феномена и лишен даже минимальных гарантий со стороны социума для реализации личностного потенциала.
4. Для формирования социально-плюралистических тенденций и уважения обществом права индивида реализовывать себя в качестве субъекта творческой мотивации свобода должна выступать как потенциальная возможность личности творчески дифференцировать себя по отношению к повседневному опыту объективной реальности. Постижение свободы, заполненной творческим содержанием, требует от личности не примитивного проецирования рациональных схем в сознании, а глубокого анализа значения собственной деятельности и наличия волевой активиости, ориентированной на достижение высокой социально-этической самоорганизации. Претендуя на данную модель свободы, личность автоматически принимает на себя колоссальную ответственность за каждый поступок в качестве момента дифференциации от схем рационального бытия. Следовательно, перспективой осмысления подобной модели свободы является нелегкая созидательная работа, сопряженная с грузом ответственности за ее результат. Именно общество, состоящее из индивидов, осознающих ответственность за свои поступки, способно гарантировать каждому из них право на реализацию креативно-личностного потенциала.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит в решении социально-философских проблем свободы, поставленных coциально-экономической теорией и практикой как в российском, так и в международном масштабе. Результаты исследования также могут быть использованы:
- при разработке методологических проблем социальной философии, этики, социологии, политологии, религиоведения, культурологии, эстетики, психологии, педагогики и других гуманитарных наук;
- при расширении и углублении системного анализа гуманитарных наук с целью совершенствования системной теории изучения личности;
- в различных областях практики: во взаимоотношениях социально-политических институтов на федеральном и региональном уровнях, в процессе формирования личности, в ходе преподавания учебных дисциплин гуманитарного цикла.
Апробация результатов исследования проходила на кафедре философии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Ев-севьева. Основные положения и выводы диссертации были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания: философский и социологический аспекты» (Саранск, 2002), научно-практических конференциях преподавателей и студентов Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева (2002 — 2006), Огаревских чтениях (Саранск, 2003 - 2006), научных конференциях Мордовского гуманитарного института им. А. П. Макаркина (2005 - 2008), а также отражены в 13 публикациях общим объемом 4, 03 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем составляет 130 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Экзистенциальный эскапизм как социокультурный феномен современного общества2012 год, кандидат философских наук Литинская, Джинна Григорьевна
Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте2006 год, кандидат философских наук Дернова, Лариса Реновна
Архитипы единства человека и природы традиционных обществ и формирование экологической культуры2010 год, кандидат культурологии Флоренская, Вероника Викторовна
Теоретическая модель феномена выбора: социальный идеал и реализация: Теоретико-методологический аспект2004 год, кандидат философских наук Васильева, Нина Александровна
Континуум свободы как социально-аксиологической категории1999 год, кандидат философских наук Каримов, Александр Владиславович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Тимошин, Владимир Викторович
Заключение
Проведенное исследование по проблеме социально-философского содержания феномена «свобода» позволило сделать следующие выводы.
Характерной чертой антропогенной рефлексии является принципиальное несовершенство с точки зрения рационалистической организации по отношению к пространству повседневности, замыкающемуся в своей самотождественности. Следовательно, рефлексия свободы в границах социальной философии рассматривается в контексте преодоления личностью схем утилитарной действительности и обретения вследствие этого способности к дифференциации реальности в противовес легитимности существования в ней утилитарно-эмпирических форм бытия. Именно данная интерпретация предоставляет возможность рассмотренным в исследовании контекстуальным формам свободы неограниченного увеличения своего дискурсивного диапазона относительно изучаемого объекта.
Проблема свободы в социуме в своей основе является проблемой последствия разрыва антропогенной природы с причинно-следственными схемами бытия, так как с ним возникает нелегитимность антропогенной рефлексии. Это обстоятельство инспирирует при восприятии феномена свободы эмоционально-психологическую нагрузку, определяемую чувством утраты рационально-эмпирических гарантий. Если в первой главе исследования данная гипотеза обосновывается, то во второй она обретает доказательную базу в результате анализа динамики социального бытия.
Важным моментом исследования является вывод об истоках тоталитарных отношений в обществе, как следствия его попытки быстрее решить проблемы утилитарной составляющей и тем самым максимально приблизить антропогенную природу к схеме рационального бытия. В достижении момента наибольшей эффективности пространство социальной рефлексии заполняется фетишизированным образом рациональной идеи, которая становится монопольной точкой приложения всего общественного потенциала. В подобной ситуации легко возникают конъюнктурно-спекулятивные элементы в политике, подавляющие во имя рациональной идеи всю многогранную палитру креативно-антропогенных отношений. В жертву также легко приносится и свобода отдельной личности, не имеющей оправдания своей индивидуальности в масштабах глобального социального действия, инициируемого рациональной идеей. Все тоталитарные субъекты искали и ищут оправдание своей политике в максимальном приближении их социально-политических конструкций к наиболее приемлемому, по их мнению, уровню рационального бытия.
Существенным для исследования является вывод о неоднозначности состояния свободы в структуре институтов демократических государств. Формальное состояние демократических институтов, как правило, не имеет решающего значения в отношении истинного статуса свободы в государстве и обществе. Характерно, что оппозиция тоталитарным тенденциям зачастую не является прямым следствием деятельности формальных институтов демократической власти. Последняя является производной от созидательно-творческого потенциала, опосредуемого тенденцией замещения утилитарно-рационалистической детерминанты стремлением к потребности дифференцировать себя по отношению к ней, ориентируясь при этом на поиск постоянно новых вариантов эмпирической нелегитимности антропогенной системы. Каждый такой вариант является структурно-функциональной единицей, находящейся в основе создания различия между социальной рефлексией и пространством объективной реальности, а его реализация есть главный смысл обретения свободы в качестве абсолютной ценности сознания.
Двойственность социального контекста показывает, что в обществе одновременно и параллельно существуют как либерально-демократические, так и тоталитарные тенденции. Первые обоснованы креативно-оппозиционным потенциалом общества, вторые являются следствием фетишизации рациональной идеи. Формальные рассуждения о полярности плюрализма и тоталитаризма нередко сводятся к попытке проводить отдельными государствами конъюнктурно-спекулятивную политику в интересах установления гегемонии.
Характерная черта тоталитарной власти заключается в следующей закономерности: чем больше и глубже тоталитарная тенденция распространяется в социуме, тем больше она будет обращать внимание общественности на формальную сторону существования демократических институтов. В этом случае необходимо четко различать официальную структуру в устройстве демократического правления и степень позитивно-творческого потенциала общества. Нужно иметь в виду, что если момент официальной формы демократического правления начинает превалировать над созидательно-творческой активностью общества, то происходит перерождение социально-мотивационных ориентиров. Это означает, что в обществе утверждаются утилитарно-детерминирующие тенденции, и демократическая власть, претендующая на монопольное право решать, что способствует демократической эволюции, а что нет, по сути, становится субъектом тоталитарных действий с формально-демократическим устройством своей политической системы. Позитивно-творческий потенциал общества, а вместе с ним и непреходящая ценность свободы реализуются только при условии отказа от рационалистических установок в социально-антропогенной динамике. Любое отступление от этой схемы в пользу достижения прагматической целесообразности является уступкой тоталитаризму.
Общество, созидаемое на принципах плюрализма, осознает, что антропогенное пространство в качестве производной различия от рационального универсума есть, хотя и несовершенная, но единственная система для самоидентификации субъект-объектной структуры действительности. Феномен личностного «я» самоидентифицируется лишь в контексте социального измерения, определяемого дифференциацией по отношению к рациональному детерминизму.
Мы познаем иррациональную структуру антропогенной природы, и это познание ее неадекватности дает нам возможность воспринимать все с постоянным эффектом новизны. В этом познании мы всегда формируем новые нюансы социально-антропогенного бытия, что позволяет нам создавать варианты его несовершенства, ибо только они могут возводиться в сравнительные категории. Характерно и то, что нюансов несовершенства имеется бесконечное множество, и мы свободны в их выборе. Таким образом, с точки зрения иррационального дискурса наше социальное действие сводится не к подбору наиболее приемлемых социальных вариантов бытия, а к созданию таких форм социальной онтологии, которые способны рефлексировать антропогенное несовершенство, и мы систематически создаем их различные варианты, принципиально дистанцируя себя от схем рационального присутствия.
Свобода социального выбора - это не свобода выбирать между совершенством и несовершенством, а свобода творить бесконечные варианты несовершенств, дифференцировать их на фоне утилитарно-рационалистских схем и реализовать в них свой креативно-личностный потенциал. Свобода как универсальная социальная ценность берет свое начало с возможности для общества не следовать рациональным схемам, а искать и создавать пусть несовершенный, но собственный путь развития.
Важным моментом исследования явилось формирование понятийного феномена социально-антропогенного пространства, включающего в себя весь атрибутивный набор цивилизационного бытия в противовес рациональной схеме объективной реальности.
Перспективы данного исследования будут связаны с разработкой методологических основ феномена свободы в процессе преподавания учебных дисциплин гуманитарного цикла.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тимошин, Владимир Викторович, 2008 год
1. Августин, Блаженный (Аврелий). Творения. В 4 т. Т. 1. Об истинной религии / Блаженный Август. СПб. : Алетейя ; Киев : Уцилим. - Пресс, 2000. - 742 с.
2. Адорно, Т. Проблемы философии морали / Т. Адорно. М. : Республика, 2000.-239 с.
3. Айзятов, Ф. А. Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы: автореф. дис. . докт. философ, наук / Ф. А. Айзятов. Саранск : б. и., 1999. - 46 с.
4. Айтматов, Ч. Т. Буранный полустанок // Избранное / Ч. Т. Айтматов. -Фрунзе : Кыргызстан, 1983. С. 6 - 268.
5. Араб-Оглы. Свобода // Философский энциклопедический словарь / Араб-Оглы. М., 1983. - С. 595 - 596.
6. Аредаков, А. А. Сознание в онтологиях антропного принципа // Вопросы философии. 2008. - № 1. - С. 45 - 50.
7. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. Никомахова этика / Аристотель. М. : Мысль, 1983.-830 с.
8. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. -Минск : Литература, 1998. 1390 с.
9. Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель. М. : Мысль, 1997.-458 с.
10. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. М. : Текст, 1993. - 303 с.
11. Арон, Р. Мнимый марксизм / Р. Арон. М. : Прогресс, 1993. - 452 с.
12. Ахиезер, А. С. Россия: Критика исторического опыта (социокультурная динамика России: от прошлого к будущему) / А. С. Ахиезер. — Новосибирск : Сибирский хронограф, 1997. 804 с.
13. Барт, Р. Семиотика. Поэтика. Избранные работы / Р. Барт. М. : Прогресс,1989.-617 с.
14. Бахтин, М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб. : Азбука, 2000. - 336 с.
15. Бахтин, М. М. К философии поступка // Работы 20-х гг. / М. М.Бахтин. -Киев, 1994.-С. 9-68.
16. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М.Бахтин. М. : Художественная литература, 1965.-527 с.
17. Белл, Д. Культурные противоречия капитализма // Этическая мысль / Д. Белл. М., 1990. - С. 273 - 255.
18. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память / А. Бергсон. -Минск : Хорвест, 1999. 1607 с.
19. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М. : Советский писатель, 1990.-347 с.
20. Бердяев, Н. А. Новое средневековье : Размышление о судьбе России и Европы / Н. А. Бердяев. М. : Феникс : ХДС-Пресс, 1991. - 61 с.
21. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания / Н. А. Бердяев. М. : Наука, 1990. - 220 с.
22. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности: избр. труды / Н. А. Бердяев. -М.: Флинта, 1999. 312 с.
23. Бердяев, Н. А. Духовные основы русской революции. Опыты 19171918 гг. / Н. А. Бердяев. СПб. : б. и., 1998. - 432 с.
24. Бердяев, Н. А. Философия свободы ; Смысл творчества / Н. А. Бердяев. -М.: Правда, 1989.-607 с.
25. Бердяев, Н. А. Миросозерцание Ф.М. Достоевского / Н. А. Бердяев. М.:1. Захаров, 2001.- 171 с.
26. Берлин, И. История свободы. Россия / И. Берлин. М. : Новое литературное обозрение, 2001. - 544 с.
27. Берлин, И. Философия свободы. Европа / И. Берлин. М. : Новое литературное обозрение, 2001. - 448 с.
28. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2000. - 96 с.
29. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. М. : Добро-свет, 2000. - 457 с.
30. Брюсов, В. Я. Повести и рассказы / В. Брюсов ; сост. С. С. Гречишкина и А. В. Лаврова. М. : Правда, 1988. - 464 с.
31. Бузгалин, А. В. Постиндустриальное общество тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. - 2002. - № 5. - С. 26 - 43.
32. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье. М. : Ин-т эксперементальной психологии ; СПб. : Алетейя, 2001. - 562 с.
33. Валла, Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли / Л. Валла. М. : Наука, 1999.- 474 с.
34. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Вал-лерстайн. М. : Логос, 2004. - 368 с.
35. Вартофски, М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вар-тофски. -М. : Прогресс, 1988. 506 с.
36. Веллмер, А. Модели свободы в современном мире // Социо логос - социология, антропология, метафизика. Вып. 1 / А. Веллмер. - М. : Прогресс, 1991.-С. 11-38.
37. Видра, Д. Над кем смеемся, господа? (Не заблудиться бы в свободах) // Вопросы философии. 2000. - № 5. - С. 135 - 164.
38. Витгенштейн, Л. Голубая книга : лекции и беседы об этике, психологии и религии / Л. Витгенштейн. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. — 128 с.
39. Гагаев, А.А. Теория и методика субстратного подхода в материалистической диалектике / А. А. Гагаев. Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 1991.-305 с.
40. Гайденко, П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте / П. П. Гайденко ; под ред. Т.И. Ойзермана. — М.: Наука, 1990. 127 с.
41. Гартман, Н. Этика / Н. Гартман. СПб. : Владимир Даль, 2002. - 708 с.
42. Гегель, Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук : в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. М., 1977. - Т. 3. - 471 с.
43. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. М. : Мысль, 1990. -527 с.
44. Гельвеций, К. А. Об уме // Соч. : в 2 т. / К. А. Гельвеций. М., 1973. -Т. 1.-С. 165-603.
45. Гидденс, Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Э. Гид-денс. М. : Академ, проект, 2003. - 525 с.
46. Глотова, Г. А. Человек и знак: семиотика-психология : аспекты онтогенеза человека / Г. А. Глотова. Свердловск : Изд-во Уральского ун-та, 1990. -253 с.
47. Гоббс, Т. О свободе и необходимости // Соч. : в 2 т. / Т. Гоббс. М., 1989. -Т.1.-С. 574-611.
48. Гоголь, Н. В. Портрет // Повести / Н. В. Гоголь ; ред. Е. Дворецкая. М.,1984.-С. 343 -450.
49. Гордяскина, И. В. Моральный выбор: феномен сознания и поведения : ав-тореф. дис. . канд . философ, наук / И. В. Гордяскина ; МГУ им. Н. П.Огарева. Саранск, 2001. - 18 с.
50. Грецкий, М. Н. Французская философия сегодня. Анализ немарксистских концепций / М. Н. Грецкий, Н. С. Автономова, JI. И. Филиппов. М. : Наука, 1989.-260 с.
51. Гримак, JI. П. Общение с собой. Начала психологии активности / JI. П. Гримак. М. : Политиздат, 1991. - 319 с.
52. Гримак, J1. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. М. : Политиздат, 1989. - 318 с.
53. Грицанов, А. А. Маркс // Новейший философский словарь / А. А. Грицанов. Минск, 2001. - С. 598 - 599.
54. Грицанов, А. А. Неомарксизм // Новейший философский словарь / А. А. Грицанов. Минск, 2001. - С. 682.
55. Грицанов, А. А. Диалектический материализм // Новейший философский словарь / А. А. Грицанов. Минск, 2001. - С. 319 - 320.
56. Грицанов, А. А. Макиавелли // Новейший философский словарь /
57. A. А. Грицанов, В. И. Овчаренко. Минск, 2001. - С. 584 - 585.
58. Губский, Е. Ф. Свобода // Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М., 1997. - С. 576.
59. Гусейнов, А. А. Перестройка: новый образ морали // Этическая мысль / под ред. А. А. Гусейнова. М., 1990. - С. 5 - 13.
60. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. СПб. : Наука : Ювента, 1998.-317 с.
61. Декарт, Р. Первоначала философии // Соч. : в 2 т. / Р. Декарт ; сост.
62. B. В. Соколов. -М., 1989.-Т. 1.-С. 297-423.
63. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. СПб. : ТОО ТК Петрополис, 1998.-454 с.
64. Делез, Ж. Переговоры / Ж. Делез. СПб.: Наука, 2004. - 235 с.
65. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. М. : AD MARCINEM ; Екатеринбург : Уральский рабочий, 2000. - 511 с.
66. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. СПб. : Академический проект, 2000. - 432 с.
67. Деррида, Ж. Эссе об имени / Ж. Деррида. М. : Ин-т экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 1998. - 192 с.
68. Дидро, Д. Эстетика и литературная критика / Д. Дидро. М. : Художественная литература, 1980. - 658 с.
69. Добролюбов, Н. А. Вопросы, заданные жизнью / Н. А. Добролюбов ; сост. П. А. Николаев. М. : Сов. Россия, 1986. - 351 с.
70. Доленко, Д. В. Геополитика в XXI веке / Д. В. Доленко. Саранск, 2004. -140 с.
71. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы : роман. В 4 ч. Ч. 1-2 / Ф. М. Достоевский. Махачкала : Дагестанское книжное изд-во, 1982. -352 с.
72. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский . -Сыктывкар : Коми книжное изд-во, 1982. 528 с.
73. Дьюи, Д. Демократия и образование / Д. Дьюи. М. : Педагогика - Пресс, 2000. - 454 с.
74. Евлампиев, И. И. Достоевский и Ницше на пути к новой метафизике человека // Вопросы философии. 2002. - № 1. - С. 102 - 118.
75. Зейналов, Г. Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития / Г. Г. Зейналов. М. : Прометей, 2001. - 200 с.
76. Зинченко, В. П. Проблемы психологического развития (читая о Мандельштаме) // Вопросы психологии. 1992. - № 3/4. - С. 50 - 60.
77. Ивин, А. А. Демократия // Философский энциклопедический словарь / А. А. Ивин. М., 2004. - С. 218 - 220.
78. Ивин, А. А. Тоталитаризм // Философский энциклопедический словарь / А. А. Ивин. М., 2004. - С. 822 - 874.
79. Ивин, А. А. Свобода // Философский энциклопедический словарь / А. А. Ивин. М., 2004. - С. 752 - 755.
80. Ильин, В. В. Социальное бытие //Философия : в 2 т / В. В. Ильин. М.,1999.-Т. l.-C. 4-91.
81. Иноземцев, В. JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии, 1998. - № 9. - С. 27 -37.
82. Исмуков, Н. А. Специфика социального познания / Н. А. Исмуков. М. : ИФРАН, 1984.-257 с.
83. Йенсен, Р. Общество мечты / Р. Йенсен. СПБ. : Стокгольмская школа экономики в СПб, 2004. - 270 с.
84. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. - 417 с.
85. Кант, И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма / И.Кант. — М., 1980.-С. 78-278.
86. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Наука, 1999. - 655 с.
87. Кант, И. Метафизика нравов // Соч. : в 6 т. / И.Кант. М., 1965. - Т. 4, ч. 2.-С. 109-466.
88. Капустин, Б. Г. «Свобода от государства» и «свобода через государство» о нелиберальности посткоммунистической России и ответственности либералов // Вопросы философии. 1998. - № 7. - С. 66-75.
89. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознания / С.Г. Кара-Мурза; сост. серии С. М. Булатов, М. Н. Васильев, В. В. Коршунов и др. М. : Эксмопрей, 2002. - 832 с.
90. Кевбрин, Б. Ф. Развитие. Детерминизм. Закон / Б. Ф. Кевбрин / Моск. ун-т потребкооперации М. : БИ, 1998. - 120 с.
91. Кириллов, В. К. Социально-философские проблемы совершенствования личности / В. К. Кириллов. — Чебоксары. : Изд-во ЧТУ, 1994. — 268 с.
92. Клямкин, И. Была ли альтернатива административной системе? // Политическое образование. 1988. -№ 10. - С. 61 - 67.
93. Князева, Е. Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. 1998. - № 4. - С. 165- 163.
94. Козловски, П. Культура постмодерна. Общественно культурные последствия технического развития / П. Козловски. М. : Республика, 1997. - 270 с.
95. Козловски, П. Этика капитализма. Эволюция и общество / П. Козловски. -СПб. : Экономическая школа, 1995. 178 с.
96. Корнева, J1. С. Свобода и детерминизм // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений / Л. С. Корнева. Н. Новгород, 1993. - С. 86 - 88.
97. Кузанский, Н. О. Об ученом незнании // Соч. : в 2 т. / Н. О. Кузанский. М.,1979.-Т. 1.-С. 5- 184.
98. Кузанский, Н. О. О предположениях // Соч. : в 2 т. / Н. О. Кузанский. — М., 1979.-Т. 1.-С. 185-279.
99. Кузанский, Н. О. Малые произведения // Соч. : в 2 т. / Н. О. Кузанский. -М., 1979.-Т. 1.-С. 281 -375.
100. Кузнецов, В. Ю. Проблема социального времени / В. Ю. Кузнецов // Ученые записки. Т. 1.(1994 - 1996). - М. : 1997. - С. 53 - 54.
101. Кузьмина, Г. А. Экзистенциальный опыт и философия // Вопросы философии. 2007. - № 12. - С. 16 - 27.
102. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М. : Республика, 1998. -454 с.
103. Кьеркегор, С. Болезнь к смерти // Этическая мысль / С. Кьеркегор ; под ред. А. А. Гусейнова. -М., 1990. С. 361 - 470.
104. Лапшин, И. И. Философия изобретения и изобретение в философии. Введение в историю философии / И. И. Лапшин. М. : Республика, 1999. - 399 с.
105. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левинас. -СПб. : Высш. религиозно-философская школа, 1999. 265 с.
106. Левицкий, С. А. Трагедия свободы / С. А. Левицкий. М. : Канон, 1995. -512 с.
107. Лейбниц, Г. В. Замечания к общей части декартовых начал // Соч. : в 4 т. / Г.В. Лейбниц. М., 1984. - Т. 3. - С. 165 - 219.
108. Лейбниц, Г. В. Первая часть опытов о справедливости бога, свободе человека и начале зла//Соч. : в 4 т. / Г.В.Лейбниц. М., 1984. - Т. 4. -С. 130- 194.
109. Ленин, В. И. О государстве : лекция в Свердловском университете 11 июля1919г.// Полн. собр. соч. / В. И. Ленин. М., 1981. - Т. 39. - С. 64 - 84.
110. Ленин, В. И. Что делать? // Полн. собр. соч. / В. И. Ленин. М., 1979. - Т. 6.- С. 1 - 192.
111. Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности / Р. Л. Лившиц. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 1997. - 172 с.
112. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодернизма / Ж. Ф. Лиотар. М. ; СПб. : Ин-т экспериментальной социологии «Алетейя», 1998. - 160 с.
113. Локк, Д. Английское свободомыслие / Д. Локк. М. : Мысль, 1981. -301 с.
114. Маркс, К. Манифест коммунистической партии // Избр. произведения : в 3 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М., 1979. Т. 1. - С. 95 - 165.
115. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. -М. : Прогресс, 1992.-415 с.
116. Мерло-Понти, М. В защиту философии / М. Мерло-Понти. М. : Изд-во Гуманитарной литературы, 1996. - 278 с.
117. Мизонова, О. В. Понимание души в западно-европейской и русской философии (этико-психологический аспект) : автореф. дис. . канд. философ, наук / О. В. Мизонова. Саранск : Саранский кооп. ин-т, 2000. - 27 с.
118. Миронов, В. В. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. В. Миронов. М. : Гардарики, 2006. - 639 с.
119. Можейко, М. А. Дадаизм // Новейший философский словарь / М. А. Мо-жейко. Минск, 2001. - С. 285 - 286.
120. Можейко, М. А. Этика // Новейший философский словарь / М. А. Можейко.-Минск, 2001.-С. 1240-1242.
121. Мысливченко, А. Г. Западная социал-демократия: тенденции обновления и модернизации // Вопросы философии. 2001. - № 11. — С. 3 - 16.
122. Мюрберг, И. И. Политика свобода - мораль : Опыт связывания понятий // Вопросы философии. - 2007. - № 4. - С. 24-35.
123. Ницше, Ф. К генеалогии морали // Соч. : в 2 т. / Ф. Ницше. М., 1997. - Т. 2.-С. 407-527.
124. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. Харьков : Фолио, 1999. - 342 с.
125. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч.: в 2 т. / Ф. Ницше.-М., 1997.- Т. 1.-С. 17-230.
126. Ноговицын, О. М. Ступени свободы: логико-исторический анализ категории свободы / О. М. Ноговицын. Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. - 188 с.
127. Огарев, Н. П. Народная политехническая школа // Цель жизни жизнь. / Н. П. Огарев ; сост. и примеч. Л. А. Величанской. - М., 1984. - С. 161 — 187.
128. Ойзерман, Т. И. Наукоучение Фихте волюнтаристическая метафизика свободы и . ее отрицание // Вопросы философии. - 1998. - № 8. - С. 120 — 133.
129. Ойзерман, Т. И. К характеристике философии Шеллинга: принцип необходимости и свободы // Вопросы философии. 1998. - № 8. - С. 108 - 119.
130. Ортега-и-Гассет. Восстание масс / Гассет-и-Ортега. М. : ACT; Ермак, 2005.-269 с.
131. Пайпс, Р. Собственность и свобода / Р. Пайпс. М. : Моск. школа политических исследований, 2000. - 416 с.
132. Панарин, А. С. Искушение глобализмом / А. С. Панарин. М. : Русский национальный фонд, 2000. - 382 с.
133. Пантин, В. И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. 1998. - № 7. - С. 3 - 12.
134. Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1999.480 с.
135. Печатнов, В. О. Тоталитаризм // Философский энциклопедический словарь / В. О. Печатнов. М., 1983. - С. 840.
136. Печатнов, В. О. Тоталитаризм // Философский энциклопедический словарь/В. О. Печатнов. -М., 1989.-С. 817.
137. Печенев, В. А. Правдоискательство: нравственно-философская идея и жизнь // Этическая мысль / В. А. Печенев ; под ред. А. А.Гусейнова. М., 1990.-С. 165-164.
138. Писачкин, В. А. Социология жизненного пространства / В. А. Писачкин. -Саранск : Изд-во Морд, ун-та, 1997. 177 с.
139. Поппер, К. Сочинения. В 2 т. Т. 1. Чары Платона / К. Поппер. М. : Феникс, 1992.-446 с.
140. Поппер, К. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы / К. Поппер. М. : Феникс, 1992. - 525 с.
141. Пригожин, И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. М. : Прогресс, 1986. - 431 с.
142. Пригожин, И. Время, хаос, квант: к решению парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс. М. : Изд-во Прогресс, 1999. - 268 с.
143. Пригожин, И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / И. Пригожин. М. : Наука, 1985. - 327 с.
144. Прудон, П.-Ж. Что такое собственность? Или исследование о принципах права и власти / П.-Ж. Прудон. М. : Республика, 1998. - 367 с.
145. Пьянзин, Э. П. Взаимодействие культур в условиях современной цивилизации (на примере философских культур России и США) : автореф. дис. . канд. философ, наук / Э. П. Пьянзин. Саранск, 1995. - 19 с.
146. Раскин, Д. И. Духовно-нравственные антиномии культур России и Запада в творчестве Ф. М. Достоевского : автореф. дис. . канд. культурологии / Д. И. Раскин. Нижний Новгород : Архитектурный строит, ун-т, 1998. -19 с.
147. Ребер, А. Свобода // Большой толковый словарь. В 2 т. Т. 2. М., 2000. -С. 227.
148. Решетникова, Т. К. Российская массовая культура в аспекте этико-философского анализа : автореф. дис. . канд. философ, наук / Т. К. Решетникова. Саранск : Изд-во МГУ, 1995. - 16 с.
149. Роулс, Д. Теория справедливости // Этическая мысль / Д. Роулс ; под ред. А. А. Гусейнова. М., 1990. - С. 229 - 272.
150. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. М., 1969. - С. 171 - 256.
151. Савкин, Н.С. Социальное познание: Учеб. пособие / Н.С. Савкин. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 64 с.
152. Сапожников, Е. И. Общество потребления в странах Запада. 2007. - 10. -С. 53-63.
153. Скрипник, А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрип-ник М. : Политиздат, 1992. - 350 с.
154. Соловьев, В. С. Избранное / В. С. Соловьев ; сост. А. В. Гулыга, С. JI. Кра-вец. М.: Сов. Россия, 1990. - 496 с.
155. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин. — М. : Наука, 1997.-351 с.
156. Спиноза, Б. Трактаты / Б. Спиноза. М. : Мысль, 1998. - 446 с.
157. Сухарев, А. И. Социология региона как научное направление // Фундаментальные и прикладные проблемы регионологии. Сб. науч. ст. / под ред. А. И. Сухарева, В.В. Козина / НИИ регионологии при Морд. гос. ун-те. -Саранск, 2003.-С. 4-8.
158. Телет. Фрагменты сочинений // Антология кинизма : сб. / АН СССР, Ин-тфилософии ; под ред. И.М. Нахова. -М., 1984.-С. 179-201.
159. Токвиль, А. Демократия в Америке / А. Токвиль. М. : Прогресс, 1992. -559 с.
160. Трофимова, 3. П. Гуманизм. Религия. Свободомыслие / 3. П. Трофимова. -М. : Изд-во Московского ун-та, 1992. 128 с.
161. Туманов, А. А. Обоснование свободы, права и правовой свободы в Критической философии И. Канта : автореф. дис. канд. философ, наук / А. А. Туманов; Мурманский гос. технич. ун-т. Мурманск, 2007. - 26 с.
162. Учайкина, Н. И. Этические идеи в социальных утопиях А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна : автореф. дис. . канд. философ, наук / Н. И. Учайкина. Саранск : Изд-во МГУ им. Н. П. Огарева, 1993. - 19 с.
163. Уэбстер, Ф. Теория информационного общества / Ф. Уэбстер. М. : Аспект Пресс, 2004. - 400 с.
164. Фихте, И. Г. Наставление к блаженной жизни / И. Г. Фихте М. : КА-НОН+, 1997.-400 с.
165. Феизов, Э. 3. Методология научного познания / Э. 3. Феизов. Чебоксары. : Изд-во ЧТУ, 2000. - 590 с.
166. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе // Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. М., 1986. - С. 467-52.
167. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности.1. М.: Касталь, 1996. 448 с.
168. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. М. : AD MARGINEM, 1999. - 478 с.
169. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. М. : Наука, 1992.- 175 с.
170. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М. : AD MARGINEM, 1997.-451 с.
171. Хайек, Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Ф. А. Хай-ек. М. : Новости, 1992. - 302 с.
172. Хайтун, С. Д. Фундаментальная ценность эволюции // Вопросы философии. -2001. -№ 2. С. 162- 163.
173. Черемин, Н. Б. Содержание свободы в различных типах мировоззрений. Ценностный аспект : автореф. дис. . канд. философ, наук / Н. Б. Черемин. -Н. Новгород : Нижегородский гос. ун-т, 1996. 27 с.
174. Чернышевский, Н. Г. Прекрасное есть жизнь / Н. Г. Чернышевский. М. : Молод, гвардия, 1978. - 175 с.
175. Шабунин, Д. М. Формирование гражданского общества: макросоциальные аспекты анализа / Д. М. Шабунин. М. : Изд-во МГУ, 1992. — 350 с.
176. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер ; общ. ред. А. А. Гусейнова. М. : Прогресс, 1992. - 572 с.
177. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. В 2 т. Т. 2 / А. Шопенгауэр. -М. : Наука, 1993.-701 с.
178. Шопенгауэр, А. Об интересном / А. Шопенгауэр. — М. : Олимп : Изд-во ACT-ЛТД, 1997.-432 с.
179. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственности / А. Шопенгауэр. М. : Республика, 1992.-447 с.
180. Шопенгауэр, А. Идеи этики // Избранные произведения / А. Шопенгауэр. -М., 1992.-С. 133- 188.
181. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости // Избранные произведения/А. Шопенгауэр.-М., 1992.-С. 189-370.
182. Шопенгауэр, А. О ничтожестве и горестях жизни // Избранные произведения / А. Шопенгауэр. М., 1992. - С. 63 - 80.
183. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. Новосибирск : Наука : Сиб. изд. Фирма, 1993.-584 с.
184. Ясперс, К. Всемирная история философии. Введение / К. Ясперс. — СПб. : Наука, 1999.-272 с.
185. Bloom, A. Confronting the constitution / A. Bloom. Washington.: A E I Press, 1990.-552 p.
186. Descartes, R. Meditations on first philosophy / R. Descartes. Indianapolis.: Hackett publishing company, 1979. - 90 p.
187. Fiske, S. and Taylor, S. Social cognition / S. Fiske. and S. Taylor. New york. : Randon house, 1984. - 508 p.
188. Aristotle. Nicomachean ethics / Aristotle. Indianapolis.: Hackett publishing company, 1985.- 441 p.
189. Aristotle,s. Ethics / Aristotle,s. London.: 1881. - 333 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.