Континуум свободы как социально-аксиологической категории тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Каримов, Александр Владиславович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 205
Оглавление диссертации кандидат философских наук Каримов, Александр Владиславович
Введение.
1. Классические традиции изучения свободы в истории философской мысли.
1.1. Гносеолого-онтологический анализ свободы.
1.2. Социально-аксиологический подход к изучению свободы.
2. Основные тенденции развития идеи свободы в современной философии.
2.1. Постклассическая онтология свободы. Тупики гносеологизма.
2.2. Современная социальная философия о противоречивом характере идеи свободы.
2.3. Горизонты свободы: контуры новой парадигмы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема свободы в контексте теории деятельности2006 год, кандидат философских наук Кирюшин, Алексей Николаевич
Проблема свободы в социальной философии1999 год, доктор философских наук Агамов, Александр Александрович
Философские основания свободы2003 год, кандидат философских наук Румянцев, Леонид Борисович
Нравственные ценности в праве1999 год, кандидат юридических наук Мишина, Ирина Дмитриевна
Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века2011 год, доктор философских наук Днепровская, Инесса Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Континуум свободы как социально-аксиологической категории»
Актуальность темы диссертации обусловлена неослабевающим теоретико-мировоззренческим интересом к проблеме свободы, которая является центральной для любого философского дискурса. Не случайно свобода традиционно считается одной из высших человеческих ценностей и стремление к ней свойственно людям на протяжении всей истории общества. В современных же условиях вопрос о свободе приобретает особую остроту. Во многом это определяется нарастанием противоречий как внутри мирового сообщества, так и в современном российском обществе. Они в большой степени связаны с двумя разнонаправленными векторами развития социума: к установлению жесткого порядка и к нарастанию хаоса. Обе эти крайние тенденции развития отнюдь не способствуют реализации и упрочению идеалов свободы и других базовых человеческих ценностей.
В конце XX века человеческое сообщество все яснее осознает необходимость гуманизации всех сфер своей жизнедеятельности. Мировые войны и катастрофы способствовали обострению интереса к проблеме человеческого существования, привели к поиску новых путей и способов разрешения конфликтов разного уровня. Осознание ценности жизни каждого человека овладевает ныне умами людей всех континентов. Приоритетным направлением развития мирового сообщества все более становится стремление удовлетворять разнообразные потребности каждой личности.
В мире существует немало проблем, которые требуют своего незамедлительного решения. Одним из самых неблагополучных регионов может в скором времени оказаться и наша страна. Ведь затянувшийся "переходный" период, переживаемый ныне российским обществом, сопровождается размытостью общественных целей, дезориентацией группового и индивидуального сознания, разрушением привычного для большинства людей экономического уклада. Изменение устоявшихся социальных структур ведет к маргинализации значительной части населения. В этих условиях остро встает вопрос об отношении к личности как ценности, о праве каждого человека на самоопределение. Свобода, провозглашаемая в качестве фундаментальной ценности, цели всех преобразований, зачастую приобретает негативную окраску, вызывает раздражение и неприятие. Фактические антиподы свободы принимаются массовым сознанием за подлинную свободу, затрудняя аутентичное понимание последней. Как глобальные проблемы современности, так и трудности преобразований в нашей стране способствуют тому, что традиционные мировоззренческие вопросы приобретают новое звучание, заставляя философскую мысль искать творческие пути их адекватного осмысления.
В этих условиях все острее встает необходимость понимания свободы как сущности и явления, уточнения содержания и форм этого феномена. К тому же смысл свободы все еще остается недостаточно определенным в философской теории, поэтому не случайно имеют широкое распространение весьма разнообразные ее трактовки как на уровне обыденного, так и теоретического сознания. Когда же о свободе говорят фактически на разных языках, то нередко исчезает сам предмет обсуждения. Еще Г. Гегель отмечал, что ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы, и ни об одной не говорят обычно с такой малой степенью понимания ее" [63. Т.З. С.324]. А французский мыслитель А. Камю предлагал вообще отказаться от поисков сущности свободы, откровенно признаваясь: "Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу ощутить лишь свою собственную свободу" [107. С.54]. Поэтому важно выявить современное социально-философское содержание идеи свободы, опираясь на уже существующие и обладающие научным и социально-политическим авторитетом интерпретации этого понятия.
Перед диссертантом стояла задача найти общее в разнообразии концепций, выделив важнейшие смысловые уровни. Именно поэтому в диссертации использовано понятие "континуум", которое призвано охарактеризовать поле действия данного феномена, включающее в себя непрерывное и, вместе с тем, дифференцированное пространство свободы.
Являясь неотъемлемой чертой человеческой деятельности, свобода представляет собой сложный и многогранный феномен, в котором выражается противоречивость положения субъекта. Связь свободы с такими категориями, как необходимость, ответственность, смысл жизни, целесообразность, причинность и т.п. свидетельствует о взаимозависимости решения проблемы свободы и других ключевых онтолого-гносеологических и социально-аксиологических вопросов.
Если в прошлом внимание исследователей акцентировалось преимущественно на онтологических и гносеологических аспектах свободы, то ныне назрела настоятельная необходимость изучения свободы как фундаментальной человеческой ценности. Социально-философский анализ свободы, опирающийся как на опыт прошлого, так и на реалии сегодняшнего дня, должен послужить теоретической базой для разработки данной проблемы в обществознании и способствовать более тесной связи философского мировоззрения с практическими потребностями общества. Исследование свободы в указанном контексте призвано ответить на животрепещущие вопросы теоретического мировоззрения и социально-политической практики конца XX столетия.
Степень научной разработанности проблемы. Свобода - одна из вечных проблем философии. Едва ли можно найти сколько-нибудь крупного мыслителя, который бы не уделял ей внимания. Тем не менее, понимание свободы в отечественной и мировой философской мысли остается весьма противоречивым. Причина этого кроется, прежде всего, в объективной сложности феномена и в непосредственной связи предлагаемых трактовок свободы с идеологией и социально-политической практикой.
Из мыслителей прошлого, сыгравших особенно значительную роль в исследовании феномена свободы, следует назвать имена Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, Г.В. Лейбница, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Шопенгауэра, Дж.С. Милля, Г. Спенсера и др. [67, 258, 155, 150, 109-110, 62-63, 163, 312-313, 167168, 256-257].
Большое внимание уделялось данной проблеме в русской философии. Так, в начале XX века фундаментальному исследованию она подвергалась в работах H.A. Бердяева, Н.О. Лосского, П.И. Новгородцева, Г.В. Плеханова, C.JI. Франка, JI. Шестова [33-35, 157, 181, 203, 275-276, 310-311] и др.
Дальнейшее развитие изучения свободы в нашей стране связано с марксистской парадигмой социального познания. В ее рамках были достигнуты значительные успехи, о чем свидетельствуют работы Т.И. Ойзермана, В.Е. Давидовича, И.В. Бычко, В.Н. Голубенко, Э.В. Ильенкова, Г.Н. Гумницкого, K.M. Никонова, JI.B. Скворцова [193, 75-77, 45-46, 68, 98, 73, 178-179, 248-249] и др.
Среди многообразия современных западных школ и концепций свободы следует, в первую очередь, выделить труды представителей экзистенциальной философии: Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. Аббаньяно. [239-240, 107, 288-289, 324, 1]. В них нашло отражение понимание свободы как "данности", непременного условия подлинного бытия. Свобода, выражаемая в акте выбора, провозглашается этими мыслителями, неотъемлемым свойством человеческой природы. Причем выбор ценен сам по себе, без учета его позитивной или негативной направленности.
Проблемы построения свободного общества и прежде всего общества свободного предпринимательства, послужили предметом рассмотрения таких современных западных социальных мыслителей, как К. Поппер, Ф.А. Хайек, Э. Геллнер, Р. Дарендорф, М. Нот-турно [206-208, 290-292, 336-337, 64, 79, 328, 185-186]. С учетом русских национальных традиций классические либеральные концепции модифицированы Б.С. Пушкаревым, С.А. Левицким [217, 149] и др.
Во многом контрастируют с трудами сторонников частной собственности и свободной конкуренции работы западных марксистов и неомарксистов: Г. Аптекера, Р. Гароди, С. Ниринга [15, 59-61,
331-332, 180] и др. С гуманистических позиций дает критику западного идеала свободы Э.Фромм [278-283], которая перекликается с более радикальными взглядами Г. Маркузе [162, 338-339] и В. Райха [219].
В последние годы заметно усилился интерес к изучению проблемы свободы и в нашей стране, и за рубежом. Среди отечественных исследователей здесь следует отметить работы М.А. Абрамова, И.И. Булычева, К.С. Гаджиева, А.Ф. Зотова, Б.Г. Капустина, JI.A. Когана, А.К. Кудрина, Г.Д. Левина, A.JI. Никифорова, О.М. Ноговицына, А.И. Ореховского, В.И. Пернацкого, В.Н. Самченко, Г.Л. Тульчинского, В.Г. Федотовой, В.Ф. Шаповалова [2-3, 41-43, 56-58, 92-94, 114-116, 124, 136-138, 148, 177, 184, 195, 200, 234-236, 266268, 270-271, 304-306] и многих других. За рубежом активно разрабатывают проблемы свободы М. Дж. Адлер, 3. Бауман, Б. Гиббс, П. Грималь, С. Невилл, Р. Нисбет, П. Рикер, В. Франкл, П. Фейерабенд [325, 327, 334, 335, 340, 341, 224-225, 277, 272] и др.
Новые аспекты изучаемой проблемы в последние годы наметились в ряде диссертационных исследований. Отметим в данной связи работы С.М. Байкеновой, A.M. Бекарева, A.A. Белоусова, С.А. Ветрова, И.К. Клестова, О.В. Козловой, A.M. Максимова, Д.Н. При-ходько, И.В. Родненко, В.Н. Самченко, Н.Б. Черемина, З.М. Хасаиа, С.И. Шарипова, Л.В. Яроша [24, 31, 32, 51, 123, 125, 160, 212, 227, 237-238, 297-298, 374, 307, 323] и др.
Многообразие существующих подходов и точек зрения требует систематизации, уточнения содержания понятий используемых понятий и категорий, переосмысления традиционных представлений о свободе в связи с новыми запросами современной эпохи. Следует, далее, учесть тот факт, что, несмотря на обилие трудов по проблеме свободы, ряд ее аспектов остается недостаточно исследованным. В первую очередь сказанное касается социально-аксиологического понимание свободы, которое пока не получило достаточного теоретического обоснования ни в отечественной, ни в мировой философии. Стремление к исследованию этого аспекта проблемы в той или иной степени имело место в работах Г.К. Ермолиной, И.И. Логанова, М.С. Кагана, А.Г. Мысливченко [86-87, 154, 104-105, 172] и др.
Исследование свободы в социально-аксиологическом ракурсе представляется особенно актуальным в новой международной обстановке, ибо ныне, как никогда ранее, повысились требования к ответственности человека за свои действия. От выбора стратегии глобального развития мировым сообществом зависит будущее нашей цивилизации. Российскому же народу предстоит определиться с моделью собственного развития, найти оптимальные параметры, которые бы позволили бы субъектам Российской Федерации занять достойное место в современном цивилизационном процессе.
Проблема свободы является неисчерпаемым источником философских размышлений, она была, есть и будет предметом теоретического исследования. На бесконечном пути к истине должно быть расставлено еще немало вех.
С учетом вышесказанного определены предмет, цели и задачи диссертационной работы.
Предметом исследования является проблема свободы в сопоставлении социально-аксиологическогих и гносеолого-онтологических ее сторон.
Цель исследования: анализ специфики свободы как, в первую очередь, социально-аксиологической, по своей сущности, категории.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- выявить устойчивое содержание концепций свободы, эксплицитно или имплицитно присутствующих в произведениях классиков философской мысли;
- дать классификацию основных направлений развития идеи свободы;
- проследить идейно-теоретические истоки современных философских подходов;
- определить наиболее перспективные пути изучения свободы, отвечающие современным мировым и российским реалиям общественного развития;
- исследовать свободу в диалектическом единстве с ее социальными антиподами;
- раскрыть связь свободы с близкими и соотносительными категориями.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В качестве методологической основы используются принципы материализма и диалектики в изучении общественных явлений. Эти принципы нашли свое воплощение путем применения методов восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, а также сравнительного анализа авторитетных направлений, достигших в изучении проблемы свободы наиболее значимых результатов. В исследовании феномена свободы мы исходим как из ее классических трактовок, так и из современных интерпретаций этой категории.
Непосредственной базой диссертационной работы является сопоставление гносеолого-онтологического и социально-аксиологического подходов к изучению проблемы свободы.
Научная новизна исследования. К новым результатам, полученным диссертантом и выносимым на защиту, относятся следующие:
1. Установлено, что понятие "свобода", несмотря на его многоуровневый и многоаспектный характер, используется в философии в двух основных и не сводимых друг к другу значениях. Бинар-ность идеи свободы выражается в существовании двух основных подходов, которые обозначены как гносеолого-онтологический (онто-гносеологический) и социально-аксиологический.
2. Выявляется неоправданность тотального соотнесения свободы с категорией необходимости, поскольку они выступают как антиподы лишь в определенном (гносеолого-онтологическом) контексте. При этом свобода нередко сближается в данном контексте с категорией случайности, служит ее не вполне строгим и корректным синонимом.
3. Подлинный смысл, или же сущность, свободы раскрывается лишь в соотнесении ее с социально-аксиологическими категориями (ответственность, творчески-позитивный выбор и др.) Подлинная свобода не существует изолированно от своих социальных антиподов (произвола, несвободы, покинутости, зависимости, контрсвободы), а образует с ними известное диалектическое единство. При этом сущность свободы заключается в творчески-позитивном выборе субъектом образа мышления и действования.
4. Постижение континуума свободы невозможно на пути ее односторонне рационалистического или иррационалистического толкования. Свобода, по своему содержанию, выступает как глубоко диалектическое единство рациональной и иррациональной сторон.
5. Человеческое действие является подлинно свободным только при соблюдении ряда условий, в первую очередь, если оно не выступает деструктивным фактором по отношению к другим социальным образованиям или субъектам деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Категория свободы по своей сущности носит социально-аксиологический характер, который далеко не всегда находит необходимое освещение в философской литературе самого различного рода (в том числе в учебниках, справочных изданиях и т.д.). Приоритет аксиологического понимания изучаемой проблемы нуждается в специальном и весьма серьезном научном и мировоззренческом обосновании, чему и посвящена данная работа.
Уточняя содержание категории свободы, автор диссертации стремится переориентировать внимание исследователей с гносеоло-го-онтологических на социально-аксиологические ее аспекты. Развитие данного подхода призвано способствовать конкретизации понятия свободы, более обоснованному и органичному его использованию в социально-философских, социологических, этических, политологических, юридических, экономических и других исследованиях.
Полученные автором результаты могут быть использованы также в образовательно-педагогических целях, поскольку выяснение содержания понятия свободы требуется при разработке и чтении курсов по социальной философии и теоретической социологии, политологии и этике, религиоведению и др. Содержание диссертаци
13 онной работы может быть востребовано и при подготовке лекций по истории философской мысли.
Материалы исследования целесообразно использовать также при разработке различных социально-политических программ, принятии законодательных актов и т. д.
Апробация работы. Основные положения данного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, применялись при чтении лекций по социальной философии, проведении семинарских занятий. О результатах исследований докладывалось на научных конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ: "Державинские чтения" в 1996, 1997,1998 и 1999 годах, "Конференции молодых ученых" ТГУ в 1997,1998 и 1999 годах, на международной конференции "Война и общество" (Тамбов, 1999).
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы, изложенных на 205 страницах. Список использованной литературы включает 342 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Феномен свободы в философской антропологии: генезис неклассической парадигмы2009 год, кандидат философских наук Шумилкина, Оксана Геннадьевна
Проблема истины в философском познании2000 год, доктор философских наук Копцева, Наталья Петровна
Ценность свободы в социальной этике православия2005 год, кандидат философских наук Черноусова, Ирина Дмитриевна
Эволюция концепции свободы воли в религиозно-экзистенциальной философии Льва Шестова2002 год, кандидат философских наук Пименов, Виталий Юрьевич
Свобода в системе ценностей российского общества2010 год, кандидат философских наук Клименко, Сергей Сергеевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Каримов, Александр Владиславович
Заключение
На всем протяжении существования теоретико-мировоззренческого исследования свободы отчетливо выделяются два его основных направления: гносеолого-онтологическое и социально-аксиологическое. При этом в каждом из них обнаруживаются противоположные тенденции. Так, гносеолого-онтологическое течение не лишено социально-аксиологических элементов и, наоборот, ценностный подход к свободе редко полностью отвлекается от гносеолого-онтологического. Однако наличие обеих выделенных тенденций отнюдь не приводит к абсолютному их уравновешению. Как правило, один из магистральных подходов все же является преобладающим.
В свою очередь, каждое из двух основных направлений внутренне дифференцированно. Так, онто-гносеологическое направление следует разграничить на рационалистические и иррационали-стические концепции, а социально-аксиологическое - на индивидуалистические и коллективистские, эгалитарные. В данном контексте рационализм связан с пониманием свободы как производной от постигнутой необходимости, а иррационализм - с признанием возможности беспричинной и непознаваемой свободной активности субъекта. Индивидуализм в понимании свободы проявляется в постулировании свободы как высшей личностной ценности, которая имеет более фундаментальное значение, чем остальные социальные идеалы и может даже в чем-то ограничивать такие ценности, как, например, равенство и братство. На этой методологической базе возможна и более детальная классификация философских концепций свободы.
Характеризуя основные черты перспективной парадигмы изучения свободы, следует подчеркнуть потребность в квалификации свободы как такого феномена, который является неотъемлемым свойством подлинно человеческого бытия и одной из величайших ценностей. Поэтому целесообразно ограничить употребление категории свободы сферой социальной реальности, человеческой деятельности. Подобно тому, как пространственно-временной континуум выступает формой материального бытия, так и свобода выступает неотъемлемой характеристикой общественного бытия. Доминирующим в мировой философии переломного периода между вторым и третьим тысячелетием от Р.Х. все очевиднее становится аксиологический подход в двух его ипостасях: позитивной и негативной. Первая связана с пониманием свободы как высшей, а порой и абсолютной ценности. Негативная ориентация связана с критикой роли свободы в современном мире, обоснованием возможности "бегства" от нее. В последнем случае свобода ассоциируется фактически с чем-то таким, что прямо противоположно ей по своей социальной сущности. Эти две тенденции аксиологического понимания свободы выражают реальную противоречивость исследуемого феномена.
Онтологические корни свободы лежат в способности субъекта выбирать альтернативные возможности. При этом, однако, выбор может быть как социально- позитивным, так и социально-негативным. Поэтому парадигма свободы не сводится к констатации наличия у человека альтернативных путей выбора способов рефлексии и образа действия. Возможность выбирать лежит в основе не только свободы, но и ее реальных антиподов, т.е. антисвободы, контрсвободы, произвола, вседозволенности. Сущность свободы как некоторого общественного блага не всегда видна за ее многообразными проявлениями. Сущность свободы нередко теряется на фоне близких к ней феноменов, которые, имея ту же основу, тем не менее, отличаются от нее по своей реальной общественной направленности и в действительности представляют собой ее антиподы. Смысл подлинной свободы заключается в творчески-позитивном выборе, который исключает противопоставление свободы ответственности как принципиально различных категорий. Подлинная свобода естественным и закономерным образом предполагает ответственный выбор. Следует, далее, иметь в виду, что творчески-позитивная свободная деятельность в основе своей является глубоко цивилизаци-онной, культурной и нравственной деятельностью.
Что касается гносеолого-онтологического анализа свободы, то последний неоправданно преувеличивает связь свободы с необходимостью. Следует также отметить необоснованность гносеологиза-торского противопоставления свободы и необходимости как абсолютно взаимоисключающих категорий. Подобная антиномичность возникает при фактическом отождествлении свободы со случайностью, причем невозможность абсолютной свободы обосновывается невозможностью существования абсолютной случайности. Подобная трактовка свободы ведет к мировоззренческому тупику. Она делает проблему теоретически неразрешимой и, следовательно, контрпродуктивна в качестве методологии дальнейших исследований.
Основываясь на признании общечеловеческих идеалов свободы, равенства и братства, необходимо сделать вывод о принципиальной неразделимости данных ценностей в их истинном смысле. Противоречия же между свободой и равенством существуют только в определенных общественно-исторических условиях, поэтому неправомерно их абсолютизировать. В реальной жизни свобода, не ставшая подлинной свободой, и равенство, не достигшее своей оптимальной формы, неизбежно вступают между собой в конфликт. Однако в своем идеальном выражении эти ценности фактически характеризуют один и тот же способ социального бытия и являются в некотором роде тождественными.
Реализация человеком собственного творческого потенциала, достижение подлинного социального прогресса немыслимо без совместных усилий всех представителей мирового сообщества, как на микро-, так и на макроуровне. Обращая особое внимание на роль индивидуального начала в становлении свободы, необходимо выделить ряд направлений формирования свободной личности и определить условия, которые должны быть выполнены социумом для достижения свободным субъектом возможности полной самореализации. Безусловно, свободная личность возможна только в свободном обществе, а последнее формируется на основе свободы конкретных индивидов.
Стремление наметить общие контуры решения проблемы свободы в современном теоретическом мировоззрении свойственно ученым самых разных направлений. Поэтому результаты диссертации целесообразно использовать в дальнейшем не только философами, но и психологами, социологами, политологами, правоведами, экономистами и представителями других дисциплин. Формирование развернутой доктрины свободы возможно только при комплексном
176 подходе к ее изучению со стороны философских и научных отраслей современного познания.
Определяющим для разработки проблемы свободы в конкретных дисциплинах должно стать ее общефилософское понимание как непреходящей ценности, как творческой позитивной деятельности, соответствующей идеалам Истины, Добра и Красоты. Именно аксиологический компонент свободы должен выйти на передний план в канун третьего тысячелетия, когда на каждом человеке лежит огромная ответственность за судьбу не только своего народа, но и всей планеты.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Каримов, Александр Владиславович, 1999 год
1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода//Вопросы философии. 1992. - №8. - С. 146-157.
2. Абрамов М.А. Неопределенность свободы/УВопросы философии. 1996. - №10. - С.58-70.
3. Абрамов М.А. Проблема свободы и свобод в Британской философии века Просвещения // Социальная философия и философская антропология. М.,1995. - С.26-42.
4. Августин Блаженный. О благодати и свободном произволении // Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. -М.: Мысль, 1987. С.532-557.
5. Агацци Э. Ответственность подлинное основание для управления свободной наукой//Вопросы философии. - 1992. - №1. - С.30-40.
6. Адлер Г. Анархизм. СПб., 1906. - 47с.
7. Адлер М. Макс Штирнер и современный социализм// Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа,1994. - С.485-495.
8. Акиндин Ю. Подобие или пародия//Философские исследования. 1995. - №3. - С.277-303.
9. Актон Д.Э.Э.Д. Очерки становления свободы. The history of freedom and other essays. London: Overseas publishers interchange, 1992. - 207c.
10. Ю.Алексеева Т.А. Демократия как идея и процесс//Вопросы философии. 1996. - №6. - С.16-35.11 .Американские просветители. Избр. произвел, в 2-х т. Т.1. -М.: Мысль, 1968. 519с.; Т.2. - М.: Мысль, 1969. - 445с.
11. Английские материалисты XVIII в. Собр. произвел, в 3-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1967. - 405 с. ; Т.З. - М.: Мысль,1968. -550с.
12. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. -155с.
13. Апресян Р.Г., Гусейнов A.A. Демократия и граждан-ство//Вопросы философии. 1996. - №7. - С.3-16.
14. Аптекер Г. О природе демократии, свободы и революции. -М.: Прогресс, 1970. 127с.
15. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом,1996. -672с.
16. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1984. - 830с.
17. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. -303с.
18. Арон Р. Мнимый марксизм. М.: Прогресс, 1993. - 384с.
19. Артемов В.М. Свобода в системе приоритетных ценностей современного образования//Философия и общество. 1998. -№5.-С.118-136.
20. Артемьева О.В. Демократия в России и Америке//Вопросы философии. 1996. - №6. - С. 164-171.
21. Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. М.Мысль, 1977. - 188с.
22. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля/УВопросы философии. 1995. - №1. -С52-69.
23. Байкенова С.М. Свобода человека в условиях рыночных отношений. Автореф. диссер. . канд. филос. наук. Алма-ты, 1996. -22с.
24. Бакунин М.А. Избр. соч. в 5-ти т. Т.4. - П.;М.: Голос тру-даД 920. - 266с.
25. Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем.( 1828-1876). В 4-х т. Т.З. - Период первого пребывания за границей. - М.: Изд-во об-ва политкаторжан, 193 5 - 571с.; Т.4. - В тюрьмах и ссылке. - М.: Изд-во об-ва политкаторжан, 193 5 - 622с.
26. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. - 623с.
27. Батищев Г.С. Найти и обрести себя//Вопросы философии. -1995. №3. - С.103-109.
28. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.,1986. -541с.
29. Башляр Г. Рациональный детерминизм и технический де-терминизм//Наука и человечество. М.,1991. - С. 130-243.31 .Бекарев A.M. Свобода человека в социальном пространстве. Диссертация . д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1993. - 389с.
30. Белоусов A.A. Свобода и запрет. Диссертация на соиск. учен, степени канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 1993. -172с.
31. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с.
32. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - 607с.
33. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - 383с.
34. Берк Э. Размышления о революции во Фран-ции//Социологические исследования. 1993. - №4. - С. 147151.
35. Бибихин В.В. Свое, собственное//Вопросы философии. -1997. №2. - С.71-81.
36. Борзых В.В. О свободе морального выбора/УВопросы философии. 1992. - №1. - С. 175-177.
37. Будь лицом: ценности гражданского общества: В 2-х т. -Томск: Томский ун-т, 1993. Т.1. - 260с.; Т.2. - 254с.
38. Булгаков С.Н. Христианская социология//Социологические исследования. 1993. - №10. - С. 120-149.
39. Булычев И.И. О категориальной сущности идеи свободы // Вестник тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. -Тамбов,1996. Вып. 3-4. - С. 123-124.
40. Бунге М. Холотехнодемократия: альтернатива капитализму и социализму/УВопросы философии. 1994. - №6. - С.42-46.
41. Бычко И.В. В лабиринтах свободы. М.: Политиздат, 1976. -159с.
42. Гароди Р. Крутой поворот социализма. Frankfurt/Main: Посев,1974. - 332с.
43. Гароди Р. Марксизм XX века. М.: Прогресс, 1967. - 166с.
44. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524с.
45. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М.: Мысль,1975. - 452с.; Т.З. - М.: Мысль,1977. - 471с.
46. Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. М.: Ad Marginem,1995. - 222с.
47. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинско-го//Вопросы философии. 1994. - №1. - С.87-101.
48. Герцен А.И. Соч. в 2-х т. Т.1. - М.: Мысль,1985. - 592с.; Т.2. - М.: Мысль, 1986. - 654с.
49. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1989. - 622с.; Т.2. - М.: Мысль,1991. - 732с.
50. Голубенко В.Н. Необходимость и свобода. М.: Наука, 1974. - 200с.
51. Гольбах П.А. Избр. произв. в 2-х т. М.: Соцэкгиз,1963. -Т.1.-716с.; Т.2.-564с.
52. Гордон Л.А. Общество "недовольных". Особенности массового сознания в переходный период //Политические исследования. 1998. - №3. - С.32-48.
53. Горяинов Д.А. Проблема свободы в русской культуре // Философские науки. 1997. - №3-4. - С. 144-155.
54. Грушин Б.А. Возможность и перспективы сво-боды//Вопросы философии. 1988. - №5. - С.3-18.
55. Гумницкий Г.Н. Марксистская диалектика как система. -М.:3нание, 1987.-64с.
56. Бычко И.В. Познание и свобода. М.: Политиздат, 1969. -215с.
57. Бьюкенен Дж. Конституция экономической полити-ки//Вопросы экономики. 1994. - №6. - С.104-113.
58. Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы круглого стола) //Вопросы философии. 1993. -№2. - С.3-32.
59. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. -М.: Наука, 1989. 476с.
60. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки //Социально-политический журнал. -1997. №4. - С.92-105.
61. Ветров С.А. Отчуждение в трансформируемом обществе. Автореф. диссер. .канд. филос. наук. Омск,1995. - 22с.
62. Водолагин A.B. Онтология политической воли. Тверь, 1992. 112с.
63. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. -М.,1997. 300с.
64. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1989. - 752с.
65. Всеобщая декларация прав человека//Диалог. 1990. - №18. - С.48-51.
66. Гаджиев К.С. Размышления о свободе//Вопросы философии. -1993. №2. - С.33-46.
67. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века/вопросы философии. 1992. - №2. - С.3-25.
68. Гаджиев К.С. Эпоха демократии? //Вопросы философии. -1996. №9. - С.3-22.
69. Гароди Р. Альтернатива. М.: Прогресс, 1972. - 173с.
70. Гусев В.И. Драма свободы//Вопросы философии. 1990. -№3. - С. 170-172.
71. Давидович В.Е. Грани свободы. М.: Молодая гвардия, 1969. - 224с.
72. Давидович В.Е. Проблемы человеческой свободы. Львов: Изд-во Львов, ун-та, 1967. - 248с.
73. Давидович В.Е., Каган М.С. Диалектика необходимости и свободы//Философские науки. 1985. - №4. - С.51-58.
74. Давыдов Ю.Н. О роли революционного насилия в либеральной экономике//Москва. 1996. - №10. - С. 116-134.
75. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе//Вопросы философии. 1990. -№9. - С.69-75.
76. Декарт Р. Соч. в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1989. - 656с.81 .Детерминизм и современная наука: Межвуз. сб. науч. тр. -Воронеж, 1992. 146с.
77. Долинский В.А. Невольник свободы //Свободная мысль. -1997.-№6.-С.174-188.
78. Друкер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. -М.: 1994. 379с.
79. Евдокимов П.Г. Свобода личности и гражданская ответственность// Социальная активность и свобода личности: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград, 1981. - С.50-62.
80. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Неотвратимость либерализма в России//Вопросы философии. 1996. - №6. - С. 158163.
81. Ермолина Г.К. Идеал справедливости и действительность. -Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд-во. Иванов, отделение, 1991.- 160с.
82. Ермолина Г.К. Личность, равенство, свобода. Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд-во. Иванов, отделение, 1990. - 154с.
83. Жуков В.Н. Свобода и ценности//Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума 12-13 мая 1993 г. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. кадрового центра. - С.60-62.
84. Зиновьев A.A. Запад. Феномен западнизма. М.: Центрпо-лиграф,1995. - 461с.90.3иновьев A.A. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М.: Центрполиграф,1994. - 496с.
85. Зиновьев A.A. Смута. М.: Келвори,1995. - 495с.92.3отов А.Ф. Метафизика свободы//Свободная мысль. 1992. - №3. - С.106-114.
86. Зотов А.Ф. Метафизика свободы//Философские исследования. 1992. - №3. С.106-114.; 1993. - №1. - С.21-36.
87. Зотов А.Ф., Смирнова Н.М. Метафизика сво-боды//Философские исследования. 1993. - №2. - С.94-102.
88. Иванов A.B. О свободе определения и об определении сво-боды//Философские науки. 1990. - №11. - С. 100-105.
89. Ивлев В.Ю. Категории необходимости, случайности и возможности: их смысл и методологическая роль в научном познании//Философия и общество. 1997. - №5. - С.108-125.
90. Игнатов А. Богословские аргументы в политической борьбе//Вопросы философии. 1997. - №5. - С. 15-30.
91. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464с.
92. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества //Политические исследования. 1997. -№4. - С.6-32.
93. ЮО.Индивидуализм и соборность//Москва. 1996. - №9. -С.140-151.
94. Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной формации. М.,1995. - 336с.
95. Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществове-дения//Вопросы философии. 1997. - №10. - С.29-44.103 .Исторические типы рациональности: В 2-х т. Т.1. -М.:ИФРАН,1995.-350 с.
96. Ю4.Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. -205с.
97. Каган М.С., Мальский И.С. Обсуждение проблемы свободы на философском семинаре//Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.б.Философия, политология, социология, психология, право. 1993. - Вып.1. - С.116-121.
98. Юб.Калмыков Р.Б. Анатомия свободы. Иваново, 1995. - 25с.
99. Ю7.Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - 415с.
100. Ю8.Канетти Э. Масса и власть. М.: Ас1 Маг§теш,1997. - 528с.
101. Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.З. - М.: Мысль, 1964. - 800с.; Т.6. - 1966. - 743с.
102. Ю.Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - 709с.
103. Кантор B.K. Демократия как историческая проблема Рос-сии//Вопросы философии. 1996. - №5. - С.32-51.
104. И.Капустин Б.Г. "Свобода от государства" и "свобода через государство": о нелиберальности посткоммунистической России и ответственности либералов//Вопросы философии. 1998.-№7.-С.66-75.
105. Капустин Б.Г. Либеральная идея и Россия: Пролегомены к концепции современного российского либерализма//Иное. -Т.1. М.: Аргус,1995. - С.125-162.
106. Пб.Капустин Б.Г. Современность как принуждение и как свобода//Вопросы философии. - 1998. - №4. - С. 19-39.
107. Каримов A.B., Каримов В.А. Анархизм как апология свободы // Вестник Тамбовского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 1997. - Вып. 3. -С.66-70.
108. Каримов A.B., Каримов В.А. Проблема свободы и необходимости в философии Лейбница // Ш Державинские чтения. Философия. Социология. Политология. История, теория и социология культуры. Право. Экономика. История. Тамбов, 1998.-С.5.
109. Карпенко A.C. Логика, детерминизм и феномен прошло-го//Вопросы философии. 1995. - №5. - С.72-81.
110. Карпенко A.C. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М.: Наука, 1990. - 215с.
111. Керимов Д. А. О свободе, равенстве и равнопра-вии//Социологические исследования. 1994. - №8-9. -С.120-126.
112. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра//Вопросы философии. 1994. - №11. - С.171-188.123 .Клестов И.К. Проблема синтеза детерминистского и ценностного подходов в обществознании. Автореф. диссер. . канд. филос. наук. М.,1996. - 22с.
113. Коган JI.A. Триединство свободы//Вопросы философии. -1997.-№5. С.31-43.
114. Козлова О.В. Проблема свободы в русской экзистенциальной философии: Автореф. дис. .канд. филос. наук/Ярославская гос. мед. академия. Ярославль, 1996. -24с.
115. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: Изд-во С. -Петерб. унта, 1995. - 280с.
116. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей//Политические исследования. -1993. №2. - С.97-106.
117. Констан Б. Об узурпации//0 свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. - С. 198-249.
118. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. -М.: Политиздат, 1980. 360с.
119. Красиков В.И. Метафизика самоопределения. Кемерово: Изд-во Кемеров. гос. ун-та; Кузбассвузиздат,1995. - 220с.
120. Кропоткин П.А. Нравственные начала анархизма. М.: Издание Московской федерации анархистских групп, 1918. -64с.
121. Кропоткин П.А. Речи бунтовщика. М.,1918. - 154с.
122. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Правда, 1990. - 638с.
123. Кроче Б. Либеральная концепция как концепция жиз-ни//Вестник Моск. гос. ун-та. Сер.7. Философия. - 1997. -№2. - С.44-53.
124. Круглов А. Природа человека и идея прогресса//Здравый смысл. 1997/1998. - Т.2. - №2(6). - С. 12-25.
125. Кудрин А.К. О культурных предпосылках свободы // Свобода, творчество и перестройка. Ярославль, 1991. - С.8-11.
126. Кудрин А.К. Проблема истины в гуманитарном познании //Философский альманах. Иваново,1998. - №1-2. - С.38-49.
127. Кудрин А.К., Козлова О.В. Свобода и рациональность в философии Льва Шестова // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. Ярославль, 1995. - С.88-89.
128. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека//Вопросы философии. -1997. №2. - С.57-70.
129. Кузьмина Е.И. Психология свободы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 195с.
130. Куфанов A.B. Субъективный фактор и типология социального детерминизма//Вестник Моск. гос. ун-та. Сер.7. Философия. - 1997. - №3. - С.65-76.
131. Кучуради И. Экономическое неравенство, права человека, демократия и свободный рынок//Вопросы философии. -1993. №6. - С.115-118.
132. Кьеркегор С. Страх и трепет: этические трактаты. М.: Республика, 1993. - 383с.
133. Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество//Вопросы философии 1992. - №12. - С.112-126.
134. Лаке Дж. О плюрализме человеческой природы//Вопросы философии. 1992. -№10. - С.103-111.
135. Иб.Ламонт К. Свобода должна быть свободой на деле. М.: Иностранная литература, 1958. - 334с.
136. Лебон Г. Психология социализма. СПб.: Макет, 1995. -542с.
137. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ//Вопросы философии. 1997. - №1. - С.56-68.
138. Левицкий С.А. Трагедия свободы. 2-е изд. - Б.м.: Посев, 1984. - 350с.
139. Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1982-1989. - Т.1. -637с.; Т.2. - 686с.; Т.З. - 734с.; Т.4. - 554с.
140. Лекторский В.А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма (взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера/УВопросы философии. 1995. -№10.-С.27-36.
141. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. - Т. 18. Материализм и эмпириокритицизм. - М.: Политиздат, 1968. - 526с.
142. Либерализм в России. М.: ИФРАНД996. - 451с.
143. Логанов И.И. Свобода личности. М.: Мысль, 1980. - 158с.
144. Локк Дж. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1985-1988. - Т.1. -621с.; Т.2. - 560с.; Т.З. - 670с.
145. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 366с.
146. Лосский И.О. Избранное. М.: Правда, 1991. - 622с.
147. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. - С.290-545.
148. Максимов A.M. Измерения свободы. Екатеринбург, 1994.- 151с.
149. Максимов A.M. Отчуждение и освоение как измерения свободы: проблема синтеза христианской и марксистской альтернатив. Диссертация .канд. филос. наук. Екатеринбург, 1993. - 150с.
150. Маннгейм К. Консервативная мысль//Социологические исследования. 1993. - №1. - С.126-138;№4. - С.135-146;№9. -С.127-139;№11.-С.114-126.
151. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и начало социальной теории//Философия и общество. 1997. - №5. - С.224-249.
152. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.20. - М.: Госполи-тиздат,1961. - 828 с.
153. Масарик Т.Г. Либерализм/УВопросы философии. 1997. -№10. - С.118-131.
154. Межуев В.М. От власти идеологии к индивидуальной свободе // Общественные науки и современность. 1991. - №4.- С.52-59.
155. Миголатьев A.A. Философия человека. М.,1995. - 100с.
156. Милль Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. В 3-х т. Т.1. М.: Прогресс, 1980. - 495с.; Т.2. - 1980. - 480с.
157. Милль Дж.С. О свободе. СПб.: В.И. Губинский,1901. -237с.
158. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Индивид, личность, постиндустриальное общество//Свободная мысль. 1996. -№7. - С.102-116.
159. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. 239с.
160. Монтескье Ш.Л. Избр. произвед. М.: Политиздат, 1955. -800с.
161. Мысливченко А.Г. Феномен внутренней свободы// О человеческом в человеке. М.,1991. - С.207-229.
162. Налетов И.З., Протащик A.A. Соотношение причинности и необходимости//Философские науки. 1985. - №4. - С.59-67.
163. Невважай И.Д. Свобода и знание. Саратов, 1995. - 203с.
164. Нерсесянц B.C. Прогресс равенства и будущность социа-лизма//Вопросы философии. 1990. - №3. - С.46-56.
165. Нерсесянц B.C. Ценность права как триединства свободы, равенства и справедливости// Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М.,1996. - С.4-11.
166. Никифоров А.Л. Соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности//Исторические типы рациональности. М.,1995. - Т.1. - С.282-298.
167. Никонов K.M. Свобода личности при социализме. М.: Высшая школа, 1984. - 95с.
168. Никонов К.М., Никольский Ю.С. Основания свободной деятельности//Социальная активность и свобода личности: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград, 1981. - С. 12-22.
169. Ниринг С. Свобода: обещание и угроза. Критика культа свободы. М.: Прогресс, 1966. - 192с.181 .Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. - 639с.
170. Новик В. Демократия как проблема меры//Вопросы философии. 1996. - №7. - С.83-91.
171. Новиков К.А. Свобода воли и марксистский детерминизм. М.: Политиздат, 1981. - 128с.
172. Ноговицын О.М. Ступени свободы: Логико-исторический анализ категории свободы. Л.: Изд-во Ленинград, унта, 1990. - 192с.
173. Ноттурно М. Критика Поппером научного социализма или Р.Карнап и его сотрудники//Вопросы философии. 1995. -№12. - С.70-87.
174. Ореховский А.И. Свобода, ответственность, регуляция. -Новосибирск, 1995. 85с.196.0т абсолюта свободы к романтике равенства. Из истории политической философии. - М.,1994. - 212с.197.0черки социальной антропологии. СПб.: Петрополис,1995. - 154с.
175. Пантин И.К. Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности/ЛВопросы философии. 1996. -№6. - С.3-15.
176. Пелагий. Послание к Деметриаде //Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. - С.594-635.
177. Пернацкий В.И. Введение в российскую политологию. Философский анализ. Нижний Новгород, 1996. - 168с.
178. Пинскер Б., Пияшева Л. Собственность и свобода//Новый мир. 1989.-№11.-С.184-188.
179. Платон. Соч. в 3-х т. Т.З.Ч.1. - М.: Мысль,1971. - 687с.; Т.З. 4.2. - М.: Мысль, 1972. - 678с.
180. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5-ти т. Т.1. - М.: Госполитиздат, 1956. - 848с.
181. Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества (Опыт России). М.,1998. - 424с.
182. Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. - 320с.
183. Поппер К. Логика социальных наук//Вопросы философии.- 1992.-№10.-С.65-75.
184. Поппер К. Нищета историцизма//Вопросы философии. -1992. №8. - С.49-79.;№9. - С.22-48.;№10. - С.29-58.
185. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М.: Феникс; Международный фонд "Культурная инициатива",1992. - Т.1. - 448с.; Т.2. - 528с.
186. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX XX вв. - Иваново,1994. - 371с.
187. Поссенти В. Демократия и христианство//Вопросы философии. 1996. - №7. - С.92-102.
188. Право. Свобода. Демократия: материалы круглого сто-ла//Вопросы философии. 1990. - №6. - С.3-31.
189. Приходько Д.Н. Отчуждение и пути его преодоления: Ав-тореф. дис. . д-ра филос. наук/ Томский гос. ун-т. -Томск, 1995. -31с.
190. Проблемы становления гражданского общества в России.- Красноярск, 1996. 410с.
191. Прохоров М.М. О предельных основаниях человеческого бытия//Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - 1998. - Вып.2. - С. 19-25.
192. Пуляев В.Т. Россия накануне XXI века: идеология, рынок, гуманизм//Социально-политический журнал. 1997. - №3. -С.3-13.
193. Пучинский В.М. Обусловленность и свобода психическо-го//Философские исследования. 1997. - №1. - С.75-93.
194. Пушкарев Б.С. Россия и опыт Запада: избранные статьи 1955-1995 годы. М.: Посев. Российский филиал,1995. -335с.
195. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Власть и собствен-ность//Социологические исследования. 1991. - №1. - С.50-61.
196. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.: Университетская книга, 1997. - 380с.
197. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. - 287с.
198. Раушер А. Частная собственность в интересах человека труда: ее значение для личной свободы и социального порядка. М.: Дело, 1994. - 64с.
199. Рачков П.А. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности// Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия. -М.,1995. - №2. - С.19-36.
200. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: Петрополис, 1994- . - Т.1. Античность. -1994 - 320с.; Т.2. Средневековье. - 1994. - 354с.; Т.З. Новое время. - 1996. - 712с.
201. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.,1995. -160с.
202. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.,1995. - 411с.
203. Рисмен Д. Некоторые типы характера и обще-ство//Социологические исследования. 1993. - №3. - С. 121-129;№5. - С.144-151.
204. Родненко И.В. Антропогенная детерминация развития и свобода в многомерном мире. Диссертация . канд. филос. наук. -М., 1993. 168с.
205. Рормозер Г., Френкин A.A. Новый консерватизм: вызов для России. М.,1996. - 237с.
206. Российская история: традиции и перспективы либеральных реформ/Юбщественные науки и современность. 1997. - №6. - С.68-84.
207. Роулс Дж. Теория справедливости. Глава 1. Справедливость как честность//Вопросы философии. 1994. - №10. -С.38-52.
208. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. - 703с.
209. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В 3-х ч. 4.1: Введение: философия и жизнь. СПб, 1997. - 224с.
210. Самсонова Т.Н. Справедливость равенства и равенство справедливости. М.,1996. - 136 с.
211. Самченко В.Н. К вопросу о переводах классика/Философские науки. 1990. - №3. - С. 127-130.
212. Самченко В.Н. Размышления о свободе//Философские науки. -1991.-№4.-С.3-15.
213. Самченко В.Н. Связь и свобода. Эволюция связи в природе и обществе. Красноярск, 1995. - 151с.
214. Самченко В.Н. Связь и свобода: Эволюция связи в природе и в обществе. Диссертация на соискание ученой степени доктора философ, наук. - Красноярск, 1995. - 188с.
215. Самченко В.Н. Связь и свобода: Эволюция связи в природе и в обществе: Автореф. дис. . д-ра филос. наук /Тюменский гос. ун-т. Тюмень, 1996. - 27с.
216. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994. -234с.
217. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. произведения. М.: Республика, 1994. - 494с.
218. Сафрански Р. Философствовать значит мочь начата/Вопросы философии. - 1997. - №4. - С.97-108.
219. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе//Вопросы философии. 1990. - №2. - С.4-25.
220. Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума 12-13 мая 1993 г. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. кадрового центра. - 144с.
221. Свобода личности в праве: Исследование по вопросу об обязанностях личности перед обществом и ограничениях прав и свобод человека по статье 29 всеобщей декларации прав человека. Нью-Йорк: ООН, 1993. - 254с.
222. Свобода, творчество и перестройка. Ярославль, 1991. -146с.
223. Сергеев К.А., Торубарова Т.В. Антропоцентрическое измерение свободы в новоевропейской философии //Вестник
224. С.- Петерб. ун-та. Сер.6. Философия, политология, социология, психология, право. - СП 6,1994. - Вып. 2. - С.25-32.
225. Сивков О.Я. Судьба как неизбежная цепь событий. Основы теории философии. М.: Ассоциация "Коньково", 1994. -32с.
226. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. - 319с.
227. Скворцов Л.В. Социальный прогресс и свобода. М.: Политиздат,! 979. - 190с.
228. Собственность: право и свобода. Сб. М.: Ин-т государства и права РАН, 1992. - 127с.
229. Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспек-тивы/Юбщественные науки и современность. 1997. - №1. -С.13-23.
230. Сокулер З.А. Спор о детерминизме во французской философской литературе//Вопросы философии. 1993. - №2. -С.140-149.
231. Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. М.: Мысль,1990. - Т.1. - 895с.; Т.2. - 824с.
232. Сохранит ли человечество человечность? Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М.: Международные отношения, 1989. - 269с.
233. Социальная активность и свобода личности: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград, 1981. - 136с.
234. Спенсер Г. Индукция социологии//Философия и общество. 1997. - №2. - С.214-241;№3. - С.184-215;№4. - С.200-225;№5. - С. 192-223.
235. Спенсер Г. Личность и государство//0 свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. -М.: Наука, 1995. С.414-436.
236. Спиноза Б. Этика. М.; Л.: Соцэкгиз,1933. - 224с.
237. Степин B.C., Толстых В.И. Демократия и судьбы цивили-зации//Вопросы философии. 1996. - №10. - С.3-18.
238. Стоянович С. От марксизма к постмарксизму//Вопросы философии. 1990. - №1. - С. 147-154.
239. Творчество и свобода: межвуз. сборник. Воронеж: ВГУД994. - 204с.
240. Тиктин X. Возможен ли рыночный социа-лизм?//Альтернативы. 1997. - №1. - С.8-24.
241. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. - 559с.
242. Толстых A.B. Личность: историческая семантика и проблема понятийного определения//Философские исследования. 1995. - №3. - С.40-58.
243. Трояновская М.О. У истоков нового общества: Томас Джефферсон и формирование идеологии американского либерализма//Проблемы американистики. Вып. 10. Либеральная традиция в США и ее творцы. М.: Изд-во МГУ, 1997. -С.22-44.
244. Тульчинский Г.Л. Об одной ошибке русской филосо-фии//Вопросы философии. 1995. - №3. - С.83-94.
245. Тульчинский Г.Л. Российский потенциал сво-боды//Вопросы философии. 1997. - №3. - С.16-30.
246. Тульчинский Г.Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб.,1996. - 412с.
247. Успенский П.Д. В поисках чудесного. 2-е изд. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1996. - 525с.
248. Федотова В.Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития//Вопросы философии. -1998. №5. - С.3-20.
249. Федотова В.Г. Свобода или равенство?//Философские науки. 1991. - №4. - С. 16-34.
250. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. -М.: Прогресс, 1986. 543с.
251. Философия и политика (материалы "круглого столам/Вопросы философии. 1996. - №1. - С.3-41.
252. Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. СПб.: Мифрил,1993. - Т.1. -687с.; Т.2. - 798с.
253. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика,1992. - 511с.
254. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. -479с.
255. Франки В. Человек в поисках смысла. М.:Прогресс,1990. - 368с.
256. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 672с.
257. Фромм Э. Бегство от свободы. 2-е изд. - М.: Прогресс, 1995. - 256с.
258. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430с.
259. Фромм Э. Здоровое общество//Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юристъ,1995. - С.273-597.
260. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. 240с.
261. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. -415с.
262. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. - 576с.
263. Фукуяма Ф. Конец истории// Вопросы философии. 1990. - №3. - С.134-148.
264. Фурье Ш. Избр. соч. в 4-х т. Т.2. - M.;JI.: Изд-во АН СССР,1952. - 396с.
265. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. -М.,1995. 244с.
266. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad marginem,1997. -452с.
267. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. 192с.
268. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. -176с.
269. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Новости, 1992. - 304с.
270. Хайек Ф.А. Общество свободных. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. - 310c.
271. Хасаиа З.М. Философская проблема свободы человека. Диссертация . д-ра философских наук. Тбилиси, 1990. -374с.
272. Хевеши М.А. Анархизм и нигилизм как умонастроения //Социологические исследования. 1998. - С. 119-126.
273. Хейде Л. Осуществление свободы. Введение в гегелевскую философию права. М.: Гнозис,1995. - 247с.
274. Хельд К. Подлинная экзистенция и политический мир//Вопросы философии. 1997. - №4. - С.38-49.
275. Черемин Н.Б. Содержание свободы в различных типах мировоззрения: ценностный аспект: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1996. - 24с.
276. Черемин Н.Б. Содержание свободы в различных типах мировоззрения: ценностный аспект. Диссертация . канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1996. - 264с.
277. Черткова Е.Л. Рациональность критика - свобо-да//Исторические типы рациональности. - М.,1995. - Т.1. -С.299-316.
278. Шабанова М.А. Свобода в условиях реформ. Динамика и метаморфозы ограничений//Свободная мысль. 1996. - №4. - С.62-72.
279. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте сво-боды//Социологические исследования. 1995. - №9. - С.8188.
280. Шадур И.М. К вопросу о детерминизме//Философские исследования. 1997. - №1. - С.94-105.303 .Шапиро И. Введение в типологию либерализ-ма//Политические исследования. 1994. - №3. - С.7-12.
281. Шаповалов В.Ф. Либерализм и российская идея//Социологические исследования. 1996. - №2. - С.45-55.
282. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века. М.: Флинта; Наука, 1998. - 272с.
283. Шаповалов В.Ф. Человеческая внерациональность и свобода личности//Свободная мысль. 1994. - №1. - С.75-84.
284. Шарипов С.И. Возможности и пределы свободы. Диссертация . канд. филос. наук. М.,1994. - 116с.
285. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб: Лань, 1997. - 190с.
286. Шеллинг Ф.Ф.Й. Соч. в 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1989. -636с.
287. ЗЮ.Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: опыт адогматическо-го мышления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 215с.
288. Шестов Л. Соч. в 2-х т. М.: Наука, 1993. - Т.1. - 668с.; Т.2. - 560с.
289. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. - 479с.
290. З.Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. - 448с.
291. ЗН.Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в ми-ре//Вопросы философии. 1994. - №1. - С.85-86.
292. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. - 560с.
293. Шубкин В.Н. Насилие и свобода. Социологические очерки. М.: На Воробьевых. ИС РАН, 1996. - 264с.
294. Эй длин Ф. Карл Поппер и теория демокра-тии//Философские науки. 1990. - №5. - С.69-80.
295. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. - 704с.
296. Эрн В.Ф. Сочинения. -М., 1991. 576с.
297. Юхананов Р.Ю., Кудря Д.П. Фундаментальность свободы как культуры // Культура. Традиции. Образование. -М.,1995. Вып. 3-4. - С.188-203.
298. Якобе В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика// Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 102-110.
299. Янов А. Российские либералы против русской истории/Дружба народов. 1996. - №11. - С. 112-131.
300. Ярош JI.B. Взаимосвязь свободы и ответственности в становлении личности как субъекта деятельности. Диссертация . канд. филос. наук. Киев, 1991. - 179с.
301. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527с.
302. Adler M.J. The Idea of freedom. Dialectical Examination of the Conception of Freedom. Garden City, N.Y.: Doubleday and company, 1958. - 690p.
303. Arvon H. L'anarchisme. P.: Presses Universitaires de France, 1995. - 128 p.
304. Bauman Z. Freedom. Milton Keynes: Open university Press,1988. - 106p.
305. Dahrendorf R. The new liberty. Survival and Justice in a changing world London, 1975. - 102p.
306. Dobzhansky Th.G. Biological basis of human freedom. -N.Y.,1956. -139 p.
307. Duval J.-F. Flamboyante liberté. Essai sur la philosophie de Nicolas Berdiaev visionnaire et prophete de notre temps. St. Vincent sur Jabron,1992. - 315p.
308. Garaudy R. Appel aux vivauts. P.: Editions du Seuil,1979. -404p.
309. Garaudy R. Mon tour du siecle en solitaire. Mémoires. -P.,1989.-453p.205
310. Gardiner P. Kierkegaard. Oxford: Oxford University Press,1988. - 120 p.
311. Gibbs B. Freedom and liberation. L.: University of Sussex Press, 1976. - 144 p.
312. Grimai P. Les erreurs de la liberté. Paris, 1989. - 206 p.
313. Hayek F.A. Law, legislation and liberty. Vol. 2. The mirage of social justice. Chicago and London, 1978. - 196p.
314. Hayek F.A. The constitution of liberty. Chicago: The University of Chicago Press, 1978. - 568p.
315. Marcuse H. Negations: essays in critical theory. Boston: Beacon Press, 1968. - 290p.
316. Marcuse H. One-dimensional man. Boston: Beacon Press, 1966. -260p.
317. Neville R.C. The Cosmology of Freedom. New Haven and London: Yale University Press, 1974. - XI,385p.
318. Nisbet R. The present age. Progress and Anarchy in Modern America. N.Y.: Happer and Row Publishers, 1988 - 146p.
319. Turner B.S. Equality. Chichester,L.,N.Y.,1986. - 144p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.