Становление "психоделического искусства": Между архаикой и современностью тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Кузьмина, Виктория Александровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат культурологии Кузьмина, Виктория Александровна
Введение.
1. Измененные состояния сознания в современном мире.
1.1. Психоделия: введение в проблематику и различные подходы к изучению.
1.2. Социокультурный и общественно-политический контекст.
1.3. Хиппи, их идеология.
2. Психоделические практики: история и природа явления.
Измененные состояния сознания в неевропейских культурах.
2.2. Галлюциногены в Европе.
3. «Психоделическое искусство».
3.1. «Калифорнийская сцена».
3.2. «Психоделическое искусство».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Антиномия "мудрость - безумие" в контркультуре США 1950-1960-х гг.2009 год, кандидат культурологии Бондаренко, Ольга Юрьевна
Стритстайл как художественное явление молодежной моды: Вторая половина XX - начало XXI веков2006 год, кандидат искусствоведения Музалевская, Юлия Евгеньевна
Парафилософия Карлоса Кастанеды в контексте психоделического мистицизма контркультуры XX века2012 год, кандидат философских наук Ежова, Ольга Анатольевна
Российская рок-музыка 1970-х - 1980-х гг. как социокультурное явление: Опыт культурологического анализа1999 год, кандидат культурол. наук Васильева, Анастасия Аркадьевна
Панк-хардкор субкультура: эстетика и идеология2007 год, кандидат культурологии Шеметова, Татьяна Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление "психоделического искусства": Между архаикой и современностью»
В 60-х годах прошлого века многие исследователи, художники и представители общественности заговорили о «психоделическом искусстве». Под ним с 1960-х годов подразумевался род искусства, связанный с раскрытием образов, инспирированных воздействием галлюциногенов, психоактивные свойства которых тогда активно изучались западными учеными, в том числе в легендарном Гарварде. Хотя примеры использования таких веществ в художественной практике известны уже очень давно, за исследование их взялись только во второй половине XX века. Это было спровоцировано открытием галлюциногенных качеств диэтиламида-25 ли-зергиновой кислоты, более известного как ЛСД. Считалось, что ЛСД способен активизировать подсознательную и бессознательную деятельность и, таким образом, оказывать влияние на творческий потенциал личности. Поэтому часть художников того времени шла на сознательные эксперименты с психоактивными препаратами. В результате проблемы, возникшие вокруг феномена «психоделического искусства», оказались связаны с особым слоем гуманитарного знания, а слово «психоделический» закрепилось в жанровой сетке, особенно в музыке и живописи.
Наиболее актуальны проблемы психоделики для понимания природы ряда современных молодежных субкультур. Как правило, их становление и развитие сопряжено с созданием собственной эстетики и философии, искусства и мифологии. Стремление уйти от действительности у адептов различных контркультур находит различное воплощение. Однако наиболее яркие, самобытные и типичные с точки зрения культурологии и искусствоведения примеры можно найти в тех субкультурах, которые провозглашают альтернативные типы сознания и способы познания, пытаются выстроить собственную «действительность». Примерами могут служить культуры растаманов, рэйверов, хиппи. В диссертационном исследовании прослежена история возникновения, культурные и художественные практики североамериканского «психоделического искусства» 1960-х- первой половины 1970-х годов.
Явления, о которых пойдет речь, возникли не вдруг, а формировались на протяжении тысячелетий. В течение долгого времени во всем мире психоактивные вещества были тесно связаны со служителями различных культов, а позже - с представителями художественных кругов и богемы. В XX веке эта практика продолжала существовать, несмотря на негативное общественное мнение и законодательные запреты в большинстве стран. Использование психотропных веществ служит сильным эмпирическим фактором, и его влияние на культуру и искусство очевидно. Течения искусства, ориентированные на моделирование измененных состояний сознания и связанное с ними мировосприятие, перестали быть достоянием андеграунда. С 1960-х годов до настоящего времени различные элементы специфической «художественной речи» все чаще встречались практически во всех субкультурах прежде всего западного (и не только западного) общества. В этой связи остро встают проблемы, относящиеся к генезису субкультур этого типа и к особенностям искусства, зародившегося в этой среде. И наибольший научный интерес представляет ретрансляция опыта измененных состояний сознания, а также окружающие ее ритуалы и мифы.
В современном обществе обнаруживает себя все возрастающий интерес молодежи, художников и исследователей к неевропейским художественным практикам, обращающимися к раскрытию глубинных слоев сознания, восточной и африканской философиям и этническим верованиям. И необыденные состояния сознания часто становятся компонентом творческого процесса, художественного восприятия, объектом произведений искусства. Однако, несмотря на актуальность этих явлений, вопросы, относящиеся к изучению взаимодействия творческого начала и различных модификаций сознания, явно обойдены вниманием современных представителей научного знания. Тем не менее существуют работы, охватывающие ряд проблем, близких к теме настоящего исследования. В современной науке важнейшую роль в раскрытии данной темы играют труды по философии, этнографии и религиоведению, посвященные изучению художественных и мистических практик (в том числе, с использованием специфических образцов флоры) в неевропейских культурах; ряд работ по социологии, позволяющих понять причины возникновения контркультуры хиппи и «психоделического искусства» в Америке 1960-х годов; исследования в области естественных наук — таких как фармакология, психиатрия, клиническая психология - проливающие свет на природу творчества в измененных состояниях сознания; некоторые искусствоведческие труды, посвященные анализу современных «неклассических» феноменов, таких как хеппенинг, алеаторика и др.
Известно, что и ранее в европейском искусстве существовали течения, в которых целью художника была активизация подсознательных и бессознательных процессов мышления аудитории. С этой точки зрения символизм, абстракционизм и сюрреализм представляются наиболее яркими направлениями начала XX века. Однако впервые это явление было замечено в музыке. Австрийский музыкальный критик Э. Ганслик (18051904), противопоставил идею эстетического восприятия музыки и «патологического» ее восприятия. При этом последнее он определил как «телесное возбуждение» слушателя способность музыки «властно внедряться в нервную систему» «природная власть звуков» «элементарная стихия музыки» тот факт, что «наполовину бодрствующий» реципиент отдается воле укачивающих его звуков, «вместо того, чтобы сконцентрировать на них свое внимание» удовлетворение, доставляемое элементарной стихией музыки» восприятие музыки всего лишь как «удара по чувствам», сопоставимое с наркотическим действием хлороформа, порождающее состояние «отрешенности, сладостно пронизывающей весь организм» такое восприятие, при котором музыка «ощущается как некая стихийная сила природы» физическое воздействие музыки» и «идущая ему навстречу нервная система» патологическая» захваченность музыкой в противоположность «чистому созерцанию музыкального произведенияя»1.
Такой подход дает основания предположить, что одни произведения искусства могут способствовать активизации «патологического» (как его понимает Э. Ганслик) восприятия в большей степени, чем другие. Направленность подобного воздействия искусства тоже может отличаться друг от друга, в зависимости от использования различных выразительных средств и других аспектов художественного языка. В частности, психоделические хеппенинги можно рассматривать как произведения, в которых, благодаря одновременному воздействию различных видов искусства, у участников вызываются изменения в сфере сознания.
Исследований, специально посвященных настоящей проблематике, на сегодняшний день сравнительно немного. Отметим среди них ряд трудов, которые непосредственно проливают свет на вопросы, относящиеся к изучению «психоделического искусства». Среди наиболее важных из них можно отметить работы философов Дж. Лили, Т. Лири, Р. Олперта, Ч. Тарта, разработавших теоретическую базу, которая составила общефилософскую основу «психоделического искусства»; психотерапевтов и психофармакологов С. Грофа, Ф. Баррона, С. Криппнера, изучавших измененные состояния сознания и то, как они отражаются на процессах художественного восприятия и творчества. В области истории современного искусства необходимо упомянуть труды А. Азриэля, Т. Бутровой, П. Вик-ке, Е. Савицкой, а также материалы конференции «Musik als Droge» («Музыка как наркотик») проведенной в 1990 году в Майнце (ФРГ) обществом Villa Musika, посвященные проблемам связи музыки с необыденными состояниями сознания. Существенную помощь в работе над темой оказали также исследования этнографов и культурологов Ф. Бейкера, Р. Грубера, М. Добкин де Риос, Е. Дукова, Т. Маккенны, В. Харитоновой, М. Элиаде, освещающие проблематику альтернативных типов сознания и трактовки мифологии разных народов. Общий фундамент диссертации составили работы социологов С. Фрита и О. Тоффлера, в частности такой труд послед
1 Цит. по: Блаукопф, К. пионеры эмпиризма в музыкальной науке. Сп-б., 2005. С. 146 него, как «Футурошок», описывающий ряд основных проблем, вставших перед людьми второй половины XX века. Интересные факты содержаться в трудах исследователей субкультуры хиппи, ее эстетики, философии и идеологии. В этой связи необходимо отметить такие имена, как Ф. Боно-ски, Ш. Кэйвен, Дж. Де Рогатис, С. Стоун, Г. Шапиро, и Т. Щепанская. В работе над анализом некоторых аспектов мистицизма в неевропейских культурах неоценимую помощь оказали труды Е. Бертельса и А. Шим-мель. В свете того, что эстетика психоделического искусства и идеологическая база хиппи возникли на почве культуры и искусства битников, следует отметить произведения таких писателей как У. Берроуз, Т. Вулф, А. Гинзберг, Дж. Керуак, X. Томпсон, воссоздающих в своих произведениях реалии 1960-х годов.
В настоящей работе предпринят анализ художественной культуры, относящейся к периоду формирования эстетики, философии и базисных принципов психоделии, определивших дальнейший путь ее развития. Поэтому объектом исследования стали произведения, связанные с американской молодежной контркультурой 1960-х годов и являющиеся художественным отражением ее идеологии, ожиданий и картины мира. Это работы таких мастеров, как театральные труппы «Living Theater», «Bread & Puppet», художники P. Гриффин, П. Макс, Г. Гримшоу, рок-группы «Grateful Dead», «Jefferson Airplaine», «Quicksilver Messenger Service», «The Byrds», «The Seeds» и других, чьи работы впервые были выделены, как произведения «психоделического направления», определили его строй, характерные особенности языка и до сих пор считаются его классикой.
Предметом настоящего исследования стало психоделическое направление в рок-культуре 1960-х годов. Эпитет «психоделический» в настоящее время достаточно часто применяется по отношению к художественным произведениям в различных видах искусства: как широко известных и привычных (музыке, живописи, театре, фотографии, кинематографе и мультипликации), так и появившихся уже в XX веке (инсталляциях, перформансах, хеппенингах, лайт-шоу, веб-дизайне).
Изначально термин «психоделическое искусство» был призван обозначать творческие практики, связанные с вызовом, поддержанием, изображением и контролем галлюцинаторной реальности, возникающей в сознании при приеме галлюциногенов - в первую очередь ЛСД и ЛСД-подобных препаратов. Однако подобные переживания, становясь предметом внимания художника, сами по себе являют достаточно туманную картину. Это объясняется во-первых неоднородностью, разнообразием и изменчивостью самих этих переживаний, а во-вторых тем, что задачей художников становится воспроизведение феноменов, лежащих за пределами материального мира при помощи привычных «подручных» средств и способов. И эта парадоксальность, оксюморонность, характеризующая «психоделическое искусство», в настоящее время часто приводит к тому, что задачи и эстетика данного направления часто определяется особенностями субъективного восприятия зрителей, критиков или самих художников.
Однако уже сама эта ситуация, при которой художник может строить обладающие известной степенью вероятности догадки относительно качества, природы и значения галлюциногенных переживаний, говорит о том, что эти переживания - как бы расплывчаты и туманны ни были связанные с ними суждения - уже сумели к сегодняшнему дню сформировать достаточно яркое мнение о своем значении для искусства; создать школу, связанную с их изображением; завоевать свое место в картине мира художников. Кроме того, это подразумевает существование для различных видов искусства своих сложившихся традиций, связанных с ретрансляцией психоделического опыта специфически художественными средствами; а также системы объективных признаков, характеризующих «психоделическое искусство» как самостоятельное художественное течение.
Эти проблемы во многом обуславливают цели исследования, в котором мы проследили процесс зарождения и развития в русле рок-культуры традиции художественного переосмысления и отображения «психоделического» опыта.
Реализация данной цели связана с решением основных исследовательских задач:
- осмыслить и сформулировать методологические основы изучения измененных состояний сознания и их влияния на творческий потенциал человека;
- обозначить социокультурный и общественно-политический контекст «психоделического искусства» в его классическом варианте;
- описать субкультуру хиппи в США 1960-х - 1-й половины 1970-х годов, в среде которых сформировалось «психоделическое искусство»;
- сравнить природу магико-мистических и художественных практик, подобных «психоделическому искусству», в культурах разных типов;
- обрисовать сферу бытования, формы существования и некоторые особенности языка «психоделического искусства».
Работа опирается на общенаучные принципы познания, диалектический, системный, конкретно-исторический подходы. Сложность и многогранность изучаемой проблемы определили и эмпирическую базу работы. Материал, на котором она построена, выходит за границы художественной жизни США 1960-х - первой половины 1970-х годов. Поэтому для его анализа необходим междисциплинарный подход, так как только сочетание разнообразных методов позволяет наиболее полно и объективно рассмотреть все представленные в работе художественные примеры и культурные традиции. В основу исследования легли идеи взаимодействия и взаимопроникновения культур разных типов. Реализация поставленных задач потребовала разнообразных форм анализа архивных материалов, исторической, культурологической, философской, искусствоведческой и другой литературы.
Научная новизна работы заключается в формировании методологической концепции исследования искусства культуры хиппи. Мы рассматриваем это искусство как «европейский» аналог магико-мистических практик, характерных для обществ традиционного типа. Сама же контркультура, ставшая очагом его возникновения, предстает своего рода анклавом традиционной культуры внутри американского общества того периода. Такой подход основан на близости психоделических хеппенингов и ритуалов в неевропейских обществах, а также - что не менее существенно
- близостью ожиданий их участников. При этом важна разница в интеллектуальном уровне и внутреннем мире участников этих ритуалов, что зависит от их возраста, социального положения и, в первую очередь, культуры. Мы пришли к выводу, что в культурах европейского типа у определенной прослойки общества периодически происходит сублимация подсознательного желания осмыслить переживания и образы, накопившиеся в подсознании. Это, в свою очередь, становится причиной возникновения особых практик и связанных с ними «путешествий» по магическим вселенным «расширенного» сознания.
Вопросы, которые мы попытались раскрыть обусловили структуру работы. Она включает введение, три главы, состоящие из семи параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение, включающее 29 репродукций картин и фотографий.
Первая глава «Измененные состояния сознания в современном мире» включает в себя обзор литературы и различных научных подходов к исследованию психоделических художественных практик. В ней также описывается общий социокультурный и общественно-политический контекст «психоделического искусства». В первом параграфе «Психоделия: введение в проблематику и различные подходы к изучению» освещаются вопросы возникновения и этимология понятия «психоделия», история его исследования в различных областях науки и искусства, дан обзор научных работ затрагивающих эту проблему. Следующий параграф «Социокультурный и общественно-политический контекст» посвящен описанию ситуации, сложившейся в североамериканской культуре к началу 1960-х годов. Третий параграф имеет название «Хиппи и их идеология». Он посвящен исследованию субкультуры североамериканских хиппи. В нем идет речь об их корнях, образе жизни. Разъяснены также ключевые моменты философского и мировоззренческого характера, идеологические постулаты и особенности эстетики.
Вторая глава «Психоделические практики: история и природа явления» описывает историю психоделического опыта; повествует о некоторых культурных явлениях, предвосхитивших появление «психоделического искусства» и оказавших влияние на его эстетику. Первый параграф «Измененные состояния сознания в неевропейских культурах» проливает свет не некоторые проблемы, касающиеся психопрактик в мировой художественной культуре, а также предлагает их сравнительный анализ. Второй параграф, «Галлюциногены в Европе», рассматривает европейскую культурную традицию использования психотропных препаратов в художественной практике.
Третья глава посвящена собственно феномену «психоделического искусства». В первом параграфе, «Калифорнийская сцена», даны характеристики ведущих связанных с ним событий, персоналий, круг влияния, среда его бытования и техническое воплощение. Во втором параграфе «Психоделическое искусство» представлена культурологическая характеристика и дан анализ этого феномена, а также описаны основные его методы, техники, арсенал выразительных средств.
В заключении подведены итоги работы, намечены перспективы дальнейшего исследования темы, а также прослежена линия дальнейшего развития «психоделического искусства» и субкультуры хиппи.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Динамика социокультурных ценностей рок-музыки2010 год, кандидат философских наук Шаповалов, Сергей Викторович
Эстетическая составляющая современной молодежной субкультуры: на материале движений "хиппи", "панков", "готов"2013 год, кандидат философских наук Малахова, Елена Владимировна
"Классическая фаза" американского музыкального минимализма2011 год, доктор искусствоведения Кром, Анна Евгеньевна
Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития1999 год, доктор философских наук Апрелева, Виктория Александровна
Эстетика музыкально-исполнительского искусства: По материалам западноевропейской эстетики2002 год, кандидат философских наук Накагава Мики
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кузьмина, Виктория Александровна
Заключение
В своей работе мы попытались пролить свет на природу «психоделического искусства», а также те исторические явления, которые оказались его предшественниками, повлияли на его становление и определили его облик. Сложность этой проблемы и гигантское изобилие материала внутри одной только рок-культуры обусловили необходимость ограничиться примерами из американской художественной жизни 1960-х - начала 1970-х годов, существовавшей в рамках субкультуры хиппи. Однако даже такая суженная задача, как мы убедились, выдвинула ряд методологических проблем, связанных с общетеоретическими трудностями культурологической науки. Во-первых, сохраняются противоречия, продиктованные разницей во взглядах ученых на природу психоделического опыта и возникающие благодаря ему художественные артефакты. Во-вторых число серьезных исследований в области истории и теории культуры, посвященных «психоделическому искусству» настолько невелико, что пока не позволяет выделить более или менее системного подхода к анализу данного явления. Наконец, те множественные и разнообразные влияния, которым подвергалось «психоделическое искусство» в процессе своего возникновения и становления, ставит нас перед необходимостью исследовать только главнейшие из них.
Одна из важнейших мыслей диссертационного исследования - это то, что возникновение феномена психоделии и ее проекция на искусство -не являются одномоментным актом. На наш взгляд здесь следует говорить о сложном и длительном процессе, корни которого нужно искать как в общеисторических закономерностях, так и в законах строения человеческой психики. И в связи с этим хотелось бы подчеркнуть важность междисциплинарного подхода к данной проблеме, ибо, как показал опыт, без рассмотрения социологических, исторических, этнографических, философских и общегуманитарных аспектов этого вопроса, образ психоделии в искусстве выглядел бы искаженным. В настоящей работе - как нам кажется - удалось найти подход к анализу этого и подобных явлений, позволяющий рассматривать их как разновидность ритуала, выявить главнейшие закономерности, объединяющие «психоделическое искусство» и ма-гико-мистические практики, сохранившиеся в обществах архаического типа, а также обозначить основные пути, по которым может продолжаться его дальнейшее исследование.
Позволим себе еще раз перечислить основные выводы, к которым мы пришли в результате исследования:
1. Произведения искусства в культуре хиппи перестают быть только художественным текстом и приобретают практическое и/или магическое значение;
2. Представления об измененных состояниях сознания в субкультуре хиппи наиболее близки к аналогичным представлениям шаманов «примитивных» племен;
3. Прототипы «психоделического искусства» в культурах европейского типа отличаются характером спорадически возникающих очагов;
4. Феномен «психоделического искусства» в своих разнообразных проявлениях является не столько отражением творческого вдохновения художников, сколько продуктом духовного настроя, предпочтений и ожиданий общества;
5. Для психоделических переживаний чрезвычайно важна роль «проводника», ведущего - человека, способного следить за ходом ЛСД-сеанса, управлять ЛСД-переживаниями и в отдельных случаях даже менять структуру человеческой личности. В ходе психоделических хеппенингов такую роль часто играли художники и, в особенности, рок-музыканты;
6. Аналоги психоделических практик встречались и ранее в различных социокультурных и художественных контекстах. Таким образом, психоделическая революция середины 60-х годов имела глубокие исторические корни и была подготовлена широкой практикой предшествующих поколений.
В истории развития рок-культуры появление психоделического рока стало переломным моментом. Более ранние формы рок музыки, среди которых такие популярные как рок-н-ролл, ритм-н-блюз, рокабилли, бугивуги, биг-бит, кантри во множестве своих разновидностей, а также многочисленные другие, выкристаллизовавшиеся к середине 60-х годов, имели набор стандартных, отшлифованных временем канонов. Таким образом, каждая песня использовала устоявшиеся клише, затрагивающие практически все аспекты композиции от стихов до аккордовой «сетки». С появлением acid-rock'а произведения рок-музыки переносятся на качественно новый уровень. Вместе с расширившимся сознанием раздвигаются границы возможностей рок-музыкантов, перестраивается сам музыкальный язык. Все аспекты многогранной, в чем-то противоречивой и чрезвычайно сложной эстетики переносятся на музыку, снимаются все ограничения с текстов, формы, гармонии, аранжировки. Единственным критерием остается правдивость изображения странного неведомого мира психоделического видения мира.
Взгляд на рок-музыку как на серьезный вид искусства, свободное и изобретательное использование выразительных средств, выход далеко за рамки традиционных форм рок-музыки, смелые эксперименты - все эти особенности, впервые появившиеся в психоделическом роке, создали у слушателей совершенно иное представление о рок-музыке. Именно благодаря acid-rock'у стало возможным появление таких сложных ее направлений, как, например, арт-рок, джаз-рок или симфо-рок, рассмотрение которых именно с этой точки зрения предстает чрезвычайно интересной проблемой. Не менее любопытные вопросы ставит перед исследователями также изучение смежных субкультур, рассмотрение которых выходит далеко за рамки настоящей работы, освещающей acid-rock в его классических проявлениях.
Так, например, в задачи автора не входило рассмотрение таких вопросов, как развитие «психоделического искусства» вне его родины (Америки), экстраполяция его идей и эстетики в культуры стран, более поздние и свободные его формы, а также круг влияния и воплощение его методов в других направлениях искусства, на которые оно оказало непосредственное влияние. В нашей работе не представилось возможным охватить комплекс проблем, связывающих тему исследования с проблемами эмпиризма - физиологического воздействия на человека произведений искусства (особенно музыкального). Не менее любопытные перспективы раскрывает изучение психоделии и перед музыкальной психологией. Кроме того, богатейший спектр психического воздействия, присущий психоактивным соединениям различных классов оказывает решающее влияние на конечный характер подобных магико-мистических и художественных практик напрямую связан с различиями в способах достижения измененных состояний сознания. И на наш взгляд, этот фактор безусловно заслуживает отдельного, углубленного рассмотрения. Научная направленность исследования не позволила осуществить комплексный искусствоведческий анализ произведений искусства, относящихся к рассматриваемому направлению - в особенности это касается рок-музыки, в которой появление феномена психоделии произвело поистине революционные изменения.
Весьма любопытно было бы с наших позиций проследить дальнейшее развитие психоделической эстетики, связанное с современной клубно-дискотечной культурой, которую также отличает последовательное стремление охватить по возможности все виды искусства - начиная с ди-джейской музыкальной традиции и заканчивая графита, дизайном одежды и причесок, интерьерами и оформлением «кислотных» вечеринок и т. д. Причем во всех этих проявлениях связь с психоделией 60-х годов представляется нам вполне очевидной. Еще одна область, в которой явно ощущается такая преемственность, связана с компьютерными технологиями: достаточно вспомнить оформление огромного количества сайтов в сети интернет, а также многочисленные видеозаставки, плагины, скринсейверы и другие продукты програмного обеспечения, которые, являясь достаточно молодым направлением в современном искусстве, пока не успели завоевать интерес серьезных исследователей. В этой связи следует добавить, что альтернативные состояния сознания служили источником вдохновения художников не только в двадцатом веке.
Исторически сложилось, что общественное мнение и законодательство наложило вето как на использование психотропных средств, так и на беспристрастное описание их воздействия и культуры потребления, в связи с чем возникает проблема малоизученности этих сложнейших явлений и связанных с ними социальных и культурных вопросов. Тем не менее, уже в наше время популярность медикаментозного воздействия на организм и интерес к психоделическим экспериментам во всем мире возросли до такой степени, что не будет большой ошибкой сказать, что на сегодняшний день она может соперничать с ситуацией наркотического бума 60-х годов.
В заключение скажем несколько слов о том, какая судьба ждала субкультуру хиппи и ее искусство после того как произошел спад психоделического движения. Уже в начале 1970-х годов актуальность культуры и идеологии «прекрасного народа» постепенно начала уменьшаться, бывшие хиппи выросли, научились зарабатывать деньги и жить в ладу с законом и обществом, в свою очередь, превратившись в рефлексирующее поколение старших. Некоторые наиболее яркие элементы культуры хиппи вошли в моду, тем самым был нивелирован весь заключавшийся в них протест; другие, менее заметные - наоборот потеряли свою притягательность для широкого круга молодежи. Настало время иных культур и продиктованных ими иных моральных ценностей. Идеалы мира, любви и нестяжания уступали место более приземленному и прагматичному мировоззрению. Рок-культура, окончательно влившись в шоу-бизнес, разрослась, породив внутри себя изобилие разнообразных течений. Как следствие, начали зарождаться и связанные с ними молодежные субкультуры. Причем самые яркие из них, определившие лицо последующей эпохи, возникали не как идеологические приемники хиппи, а напротив скорее как противовес их идеологии: таковы культуры панков, металлистов, скинхедов, которые характеризует цинизм, нетерпимость, культы зла, силы и разрушения.
В середине 70-х обнаружила себя несостоятельность мечтаний о превращении мира в одну большую коммуну, в которой каждый по мере сил трудится на благо общества и не требует сверх необходимого, где все принадлежат друг другу, объединенные сознанием общины, искусством и галлюциногенами. Время в очередной раз доказало утопичность красивого мифа об Идеальном Обществе, оставив кому-то удовлетворенность, а кому-то - разочарование.
Тем не менее, роль, которую искусство хиппи с его идеями и методами сыграли в мировой культуре XX века, а также влияние, оказанное ими на современное искусство, философию и общественную мысль, трудно переоценить. Массовая популярность культур Востока и Латинской Америки, интерес к сознанию и духовному миру человека, проявившиеся в обществе благодаря культуре хиппи, целые коллекции самых знаменитых кутюрье мира, с использованием длинных волос и потертых джинсов, увлечение медитацией и холотропным дыханием, а также множество других феноменов, раскрывающих глаза рядовым европейцам, расширяющих границы их привычного мироздания, делающих его сложнее и интереснее - во всем этом существенную роль сыграла контркультура Сан-Франциско 60-х годов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Кузьмина, Виктория Александровна, 2006 год
1. Альбедиль, М. Зеркало традиций. С-Пб., 2003.
2. Английская литература. 1945-1980гг. М., 1987.
3. Аркадьев, М. Временные структуры новоевропейской музыки. М. 1992.
4. Бейкер, Ф. Абсент. М., 2002.
5. Березовчук, Л. Социально-психологические проблемы массовой музыкальной культуры. Л., 1990.
6. Бертельс, Е. Персидский театр // История литературы и культуры Ирана. М., 1988.
7. Бертельс Е. Суфизм и суфийская литература // Избранные труды, т. 3. //М., 1965. С. 13-54, 109-117.
8. Блаукопф, К. пионеры эмпиризма в музыкальной науке. Сп-б., 2005.
9. Бодлер, Ш. Искусственный рай. С-Пб., 1992.
10. Боноски, Ф. Две культуры. М., 1978.
11. Боровик, Г. Пролог. М., 1984.
12. Брук, П. Пустое пространство. М. 1976.
13. Бутрова, Т. Американский театр: прошлое и настоящее. Очерки.// На перекрестке традиции и авангарда. М., 1997.
14. Бутрова, Т. Социальная и художественная природа «Театра протеста» США (60-е 70-е гг.). Автореф. М., 1987.
15. Ветрова, Е. Свободный стих в поэзии США 1960-1970 годов. Автореф. Киев, 1983.
16. Воеводина, Л. Миф в контексте культуры. Автореф. к. фи-лос. н. М., 1995.
17. Вулф, Т. Электро-прохладительный кислотный тест. СПб., 2004.
18. Габуда, С. Связная вода. Факты и гипотезы. Новосибирск, 1982.19
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.