Эстетическая составляющая современной молодежной субкультуры: на материале движений "хиппи", "панков", "готов" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Малахова, Елена Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат философских наук Малахова, Елена Владимировна
Содержание
Введение
ГЛАВА I. Молодежная субкультура: феноменология. Хиппи,
панки, готы
§ 1. Хиппи
§ 2. Панки
§ 3. Готы
ГЛАВА II. Молодежная субкультура - анализ и синтез
§ 1. Методологические подходы и принципы исследования
молодежной субкультуры
1.1. Молодежная субкультура и контркультура
1.2. Проблема конфликта поколений
1.3. Структурализм как метод изучения молодежной субкультуры
2.1. Эстетическая составляющая молодежной субкультуры
2.2. Символ в молодежной субкультуре
2.3. Мифы молодежной субкультуры
2.4. Эстетика символа и мифа в молодежной субкультуре
2.5. Хиппи - миф о любви
2.6. Панки - манифестанты безграничной свободы
2.7. Готы — символическое преодоление смерти
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Стритстайл как художественное явление молодежной моды: Вторая половина XX - начало XXI веков2006 год, кандидат искусствоведения Музалевская, Юлия Евгеньевна
Панк-движение как феномен современной неформальной молодежной субкультуры: на материалах Республики Бурятия2011 год, кандидат культурологии Чечева, Анастасия Владимировна
Панк-хардкор субкультура: эстетика и идеология2007 год, кандидат культурологии Шеметова, Татьяна Николаевна
Молодежная мода как культурно-эстетический феномен второй половины XX в.2000 год, кандидат философских наук Добросмыслова, Ирина Геннадьевна
Субкультура современной российской молодежи: социологический анализ2010 год, кандидат социологических наук Брешин, Алексей Андреевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическая составляющая современной молодежной субкультуры: на материале движений "хиппи", "панков", "готов"»
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что эстетика молодежной субкультуры - феномен, возникший в современной культуре и прочно связанный с ней - до сих пор не находит достаточного отражения в научных трудах. Между тем, выявив сущность и истоки этой эстетики, мы смогли бы, наконец, лучше понять, какое место занимает в культурном контексте сама молодежная субкультура, что ищут (и находят) те, кто обращается к ней.
Основной проблемой, волновавшей автора данной работы, было происхождение и значение эстетической составляющей молодежной субкультуры. И чем дальше продвигалось исследование, тем яснее становилось, что на вопрос о возникновении эстетического аспекта молодёжной субкультуры нельзя ответить, не выяснив, каковы истоки самой этой субкультуры.
Для изучения эстетики молодежной субкультуры нами были выбраны конкретные субкультуры: хиппи, панков и готов, примерами из которых мы иллюстрируем свои выводы.
Мы не случайно избрали именно эти три субкультуры. К хиппи мы обратились потому, что именно они были едва ли не самым массовым, и, бесспорно, одним из наиболее значимых молодежных движений XX века. Мы сейчас говорим о молодежном движении, потому что далеко не сразу умонастроения молодежи того периода оформились в субкультуру, которую мы можем наблюдать и сегодня.
Субкультура хиппи, помимо всего прочего, оказала огромное влияние на многие другие, более поздние направления, в частности, на панков и готов. И чтобы проследить, как видоизменялась молодежная субкультура, как влияли друг на друга различные течения внутри нее, мы рассматриваем все три перечисленные субкультуры в их взаимосвязи, охватывая, таким образом, период более чем в полвека.
Субкультуры хиппи, панков и готов возникли последовательно и очень тесно связаны между собой. Каждая последующая явилась реакцией на предыдущие, пытаясь преодолеть их, но одновременно сохраняя преемственность по отношению к ним. Так, пессимистичный и нигилистически настроенный панк выразил разочарование части молодежи в идеалах любви и мира, провозглашенных хиппи. От идеи создания коммун и попыток построить некое идеальное сообщество, свободное от жадности и насилия, панки обратились к локальному противостоянию массовой культуре. Они создают свои журналы, магазины, звукозаписывающие компании, стремясь отделиться не столько территориально, сколько экономически.
Что касается готической субкультуры, то она, в свою очередь, напрямую связана с субкультурой панков, от которой и ведет свое происхождение.
В конце 70-х годов из панк-субкультуры выделилось довольно немногочисленное направление - постпанк. Не особенно отличаясь от панков в плане музыки и имиджа, постпанки, однако, считали, что панк как направление изжил себя. От социального протеста и эпатажа они обратились к личным переживаниям и экзистенциальному поиску. Именно из этого направления и возникла современная готическая субкультура.
В этой среде появился интерес к мировоззренческим вопросам. Но протестный потенциал молодежной субкультуры проявился и здесь, даже в этой, казалось бы, далекой от социальных разногласий области. Готы обратили свое внимание в первую очередь на теневые стороны бытия, которые почти не находят отражения в современной массовой культуре, хотя их не чуждается культура высокая. Во многом именно это определило интерес готов к классической литературе и музыке.
Изучение этих трех отдельных субкультур позволило нам увидеть, как на протяжении почти полувека менялись воззрения молодых людей на собственную субкультуру, на современное общество и их место в нем, а
также, что наиболее интересно нам, - как видоизменялась эстетика молодежной субкультуры.
Надо сказать, что эстетика молодежной субкультуры, с одной стороны, так или иначе фигурирует в работах очень многих ученых, но, с другой стороны, почти никогда не становится предметом самостоятельного исследования. Едва ли не единственной известной нам работой, целиком посвященной эстетике молодежной субкультуры, является диссертация Э. А. Раманаускайте1, защищенная в Москве в 1991 году. Это интересное исследование, к сожалению, прошло почти незамеченным, несмотря на то, что содержащиеся в нем идеи о взаимосвязи семантики и эстетики молодежной субкультуры нашли отражение во многих более поздних и более известных работах.
Яркая, многоликая и внешне противоречивая молодежная субкультура уже давно стала объектом пристального внимания исследователей. Однако философы ее, как правило, не изучают. Этим занимаются, в основном, этнографы, социологи и психологи. Причём из всех перечисленных, пожалуй, только этнографы изучают молодёжную субкультуру как самоценную реальность, поэтому их исследования отличаются добросовестностью и богатством собранного материала. Остальные же видят в ней прежде всего проблему — общества или личности. И относятся к субкультуре как к проблеме, которую надо изучить для того, чтобы эффективнее решить. Для субкультуры же «решение проблемы» будет означать скорое или постепенное исчезновение.
Мы придерживаемся мнения, что для того, чтобы понять сущность феномена молодежной субкультуры, важно иметь в виду следующее: она -не болезнь общества, которую надо лечить и можно вылечить. Это - его нормальное состояние. Появление современной молодежной субкультуры связано с социализацией молодежи в обществе, с экономическими
1 Раманаускайте Э.А. Молодежная субкультура как эстетический феномен. М., Московский государственный институт культуры, 1991.
подъемами и спадами, - но не напрямую, а косвенно. Точно так же оно косвенно связано и с изменением роли семьи для подростков, и даже не в последнюю очередь с секуляризацией мировоззрения в XX веке.
Молодёжную субкультуру можно рассматривать и с точки зрения её функций в современном обществе, и в исторической перспективе, а также как творчество, поиск, проявление той активности, которая совершенно сознательно противится всякой регламентации извне.
Степень разработанности проблемы
Что касается источников, посвященных молодежной субкультуре и позволяющих пролить свет на нее, то их условно можно разделить на две большие группы. Первая представляет собой исследования ученых, взгляд на субкультуру извне. Вторая - это мнения о субкультуре самих ее представителей, которые называют себя «неформалами» (это название мы также будем использовать).
Работа с материалами второй группы определяется их спецификой. Они включают в себя фольклорные жанры: песни, стихи, анекдоты; руководства для новичков - историю и традиции субкультуры, принципы поведения в ней. Отдельно стоит выделить работы, написанные о субкультуре самими ее представителями и содержащие в себе ее критический анализ. Подобные материалы по жанру могут представлять собой эссе, литературные манифесты2, энциклопедии или даже полноценные научные труды. В последнем случае появляется уникальная возможность совместить взгляд «извне» и «изнутри», когда исследователь, долгое время сам связанный с субкультурой, предпринимает попытку теоретически осмыслить свой собственный, часто многолетний опыт3.
2 Один из самых известных манифестов: Сталкер, Генерал, Воробей. Манифест (Москва, 1987) // Журнал «Вместе». 2005. № 3.
о
В пример можно привести следующие работы: Макпил Л., МаккеГт Дэк. Прошу, убей меня!: Подлинная история панк-рока в рассказах участников. М.: Альпина нонфикшн, 2012., Brill D. Subversion or Stereotype? The Gothic Subculture as a Case Study of Gendered
Одной из особенностей созданных субкультурой текстов является то, что большая их часть никогда не печаталась. Самые основные тексты ходили в списках или же выходили в самиздате мизерными тиражами, что значительно затрудняет их поиск.
Ситуация несколько улучшилась, когда в нашу повседневную жизнь вошел Интернет. Значительная часть текстов перекочевала на созданные неформалами сайты. Это сделало информацию намного более доступной, а саму субкультуру в целом - гораздо менее «закрытой». О том, как процесс постепенного «сбрасывания покровов» отражается на динамике развития субкультуры, мы более подробно поговорим в Главе I.
На Интернет-источники мы ссылаемся лишь в том случае, когда необходимые материалы не существуют в печатных изданиях, приравнивая эти отсылки к устным свидетельствам, с которыми также приходится работать исследователю.
Что же касается методов работы с молодежной субкультурой, то они стали обсуждаться не сразу. Нужно было время, чтобы воспринять субкультуру молодых не как антикультурный феномен, а как полноправную часть культуры.
Молодёжные движения 1950 - 1960-х годов, с их резким и подчас вызывающим протестом против устоявшихся культурных норм, часто определялись учёными термином «контркультура», носившим выраженный оценочно-социальный характер (источники протестов — нежелание работать, служить в армии, употребление наркотиков и т. д.)
Исследованию контркультурной составляющей молодежной субкультуры посвящен § 1 (подпараграф 1.1.) Главы II нашего исследования. Мы опираемся на работы Теодора Роззака4, Чарльза Рейча3, Герберта
Identities and Representations. Giessen, 2006. Matzke P. & Seeliger Т. Das Gothic- und Dark Wave-Lexikon. Berlin, 2003.
4 Roszak Th. The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition. Anchor Books, Doubleday & Company, Inc. Garden City, New York, 1969.
Маркузе6, Эриха Фромма7, Зигмунда Фрейда8, Дэниела Белла9, а также советских и российских ученых: Ю. Н. Давыдова и И. Б. Роднянской10, А. Ю. Мельвиля и К. Э. Разлогова11, П. С. Гуревича12, С. И. Левиковой13.
Появление молодёжной субкультуры также заставило задуматься о проблеме конфликта поколений. Этому вопросу посвящено исследования американского культуролога М. Мид14.
Однако мы считаем, что этот фактор является не причиной, а скорее предпосылкой возникновения молодёжной субкультуры. Чтобы выявить непосредственные причины её появления, необходимо изучать её как специфическую «культуру в культуре». Данный подход позволяет и требует, с одной стороны, наблюдать субкультуру изнутри (использовать так называемый метод включённого наблюдения), а с другой стороны, искать связующие звенья между ней и основной культурой.
Так молодёжную субкультуру начали рассматривать в первую очередь этнографы. Им же принадлежат наиболее плодотворные разработки в сфере методологии - подход к изучению молодёжной субкультуры как коммуникативной системы с определёнными структурными характеристиками. Одним из примеров удачного использования данного метода в нашей стране стала монография Т. Б. Щепанской. Вопрос о методе
5 Reich СИ. A. The Greening of America. Penguin Books, Cox & Wyman Ltd, London, 1972.
6 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., Издательство ACT, 2003.
7 Фромм Э. Иметь или быть. М., ACT: Астрель, 2011.
8 Фрейд 3. Неудобства культуры // Художник и фантазирование. М., Республика, 1995.
9 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., Academia, 2004.
10 Давыдов 10. Н., Родпяпская И. Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., Наука, 1980.
11 Мельвиль А. Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М., Искусство, 1981.
1 "7
Гуревич П. С. Контркультура // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга, 1998.
13 Левикова С. PI. Молодёжная субкультура. М., 2004.
14 Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. // Левикова С. PI. Молодёжная субкультура. М., 2004.
поднимает и М. М. Соколов в статье «Как писать этнографию молодёжной субкультуры»15.
Вопрос метода интерпретации полученных данных о молодежной субкультуре будет более подробно рассмотрен в § 1 (подпараграф 1.3.) Главы II данной работы.
Цель диссертационного исследования - выявить значение, а также причины и способы возникновения эстетической составляющей молодежной субкультуры.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
- дать определение объекту и предмету исследования;
- дать феноменологическую характеристику объекта исследования;
- определить методологические основы изучения молодежной субкультуры;
- выявить сущность, причины и предпосылки возникновения эстетической составляющей молодежной субкультуры на примерах выбранных нами отдельных субкультур хиппи, панков и готов;
- выяснить значение эстетической составляющей для молодежной субкультуры, а также проследить взаимосвязи с более обширным культурно-историческим контекстом;
- попытаться прогнозировать дальнейшее видоизменение объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является сама молодежная субкультура, представленная здесь тремя отдельными субкультурами: хиппи, панков и готов.
Предметом исследования стала эстетическая составляющая молодежной субкультуры.
15Соколов М. М. Как писать этнографию молодёжной субкультуры // http://subculture.narod.ru/ 1ех18/иприЬП5Ьес1/5око1оу.Ыш
Теоретическая и методологическая основы исследования.
Многообразие проявлений молодежной субкультуры требует от исследователя выработки особого подхода к этому предмету. Одной из основных трудностей его изучении до сих пор является отсутствие единой методологической базы. Молодежную субкультуру изучают этнографы, социологи, психологи, философы и даже юристы. Все эти исследователи пользуются в своей работе различными и зачастую никак не пересекающимися методами.
Изучая молодежную субкультуру, прежде всего, следует задаться вопросом, что именно мы понимаем под этим словосочетанием.
Понятие «молодежная субкультура» сформировалось постепенно, в процессе осмысления учеными этого феномена и его собственного развития и видоизменения.
Употребляя термин «молодежная субкультура», мы тем самым заранее задаем как рамки, так и определенный ракурс рассмотрения проблемы. Обращаясь к происхождению употребляемой нами терминологии, мы получаем возможность намного глубже проникнуть в суть соотносимого с термином предмета.
Для начала проясним, что мы понимаем под субкультурой и кого относим к молодежи.
Субкультура. Субкультуру в настоящее время чаще всего определяют следующим образом: как «особую сферу культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами»16. Как видим, данный термин охватывает достаточно широкий спектр объединений, общей чертой которых является обособленность внутри породившего их единого культурного пространства.
16 Гуревич П. С. Субкультура//Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2. С. 236.
Возможны и другие определения. В некоторых из них акцент делается на динамическом аспекте субкультуры. Т. Б. Щепанская, например, определяет субкультуру как «знаковую и нормативную систему,
1 п
воспроизводимую во времени» . Для нас это определение важно ещё и потому, что оно говорит о субкультуре как о знаковой системе, то есть как о некоем языке. А воспроизводство субкультуры во времени позволяет поставить вопрос о том, откуда берутся необходимые «ресурсы» для этого. Забегая вперёд, скажем, что в данной работе субкультура будет рассматриваться именно как язык со своими специфическими означаемыми и означающими.
Как справедливо замечает С. И. Левикова, принадлежность к субкультуре может быть делом сознательного выбора, тогда как базовую
1 К
культуру, в которой родились и выросли, мы не выбираем . Субкультуры всегда используют тот субстрат, который предоставляет им базовая культура, модифицируя при этом культурный материал согласно устремлениям своих носителей.
Сейчас некоторые исследователи используют также термин «постсубкультура», на что указывает в своей книге Е. Н. Шапинская19, хотя область применения этого понятия пока довольно размыта. Например, к постсубкультурам (молодежным) относят так называемую клубную культуру, с чем нам трудно согласиться, так как это сугубо коммерческое явление, созданное отнюдь не молодежью, а для нее, причем лишь для обеспеченной ее части.
Шапинская также акцентирует внимание на понятиях стиля и идентичности, которые используются при изучении молодежной субкультуры. Исследователь справедливо, на наш взгляд, замечает, что «стиль в субкультуре "нагружен" сигнификацией»20 и задачей ученого в
17 Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004. С. 15.
18 Левикова С. И. Молодёжная субкультура. М., 2004. С. 12-13.
19 Шапинская Е. Н. Образ Другого в текстах культуры. М.: КРАСАНД, 2012. С. 130.
20 Там же. С. 122.
данном случае «является различить скрытые сообщения, заключенные в коде, ... которые имплицитно репрезентируют те самые противоречия, которые они стремятся разрешить или скрыть»21. Молодежная субкультура отстаивает свою идентичность перед лицом Другого - основной, «магистральной» культуры, в то время как последняя, с одной стороны, постоянно присваивает стилевые особенности субкультуры посредством культурной индустрии, с другой стороны, через масс-медиа конструирует наиболее «удобный» образ субкультуры.
Молодёжь. Что касается понятия «молодёжь» применительно к нашему исследованию, то здесь на первый план выступает скорее не биологический, а социальный возраст, связанный с получением образования и приобретением специальности. К молодёжи с социологической точки зрения можно отнести старшеклассников, студентов ВУЗов и техникумов, а также тех, кто лишь недавно приступил к трудовой деятельности, но ещё не достиг максимальной степени участия в ней"". К данной категории причисляют, кроме того, людей, не состоящих в браке и не имеющих детей, хотя не все исследователи считают необходимым учитывать этот критерий23.
На базе социальной группы с перечисленными выше характеристиками и появилась современная молодёжная субкультура.
Молодежная субкультура. Сейчас этот термин превалирует в работах исследователей. Однако при такой относительной унификации у данного термина неизбежно возникло множество трактовок. В то же время те, кто рассматривает субкультуру изнутри (как например, Маккейн и Макнил, Эбби Хоффман и многие другие) как правило, вообще не употребляют указанного термина. Они видят хиппи, панков, рокеров, готов и других, но «молодежной субкультуры вообще» для них не существует. Подобные работы обычно
21 Шатшская Е. Н. Образ Другого в текстах культуры. М.: КРАСАНД, 2012. С. 122.
22 Левикова С. И. Молодёжная субкультура. М., 2004. С. 21.
23 Там же. С. 23.
детально рассматривают отдельные течения, но не стремятся к дальнейшим обобщениям.
Интересующая нас эстетическая составляющая молодежной субкультуры может рассматриваться отдельно лишь в целях анализа. Целостным объектом нашего исследования является, без сомнения, сама молодёжная субкультура. Однако прежде чем говорить о ней, необходимо прояснить как значение этого термина, так и область его применения.
Определение по роду и видовому отличию мало что нам даст: молодёжная субкультура будет субкультурой молодёжи, и не более того. Можно рассмотреть отдельно, что такое молодёжь, и что такое субкультура, что мы и сделали. Но всё же, и этого было бы не достаточно, потому что в конце мы придём к тому же, с чего начали, объединив путём простой конъюнкции два определения в одно.
Чтобы наше определение было верным, оно должно с необходимостью содержать в себе причину возникновения и особый способ бытия молодёжной субкультуры. Критерии, которые мы выберем для определения, чрезвычайно важны, так как именно они помогут нам отсечь всё ненужное и определить дальнейший путь исследования.
Во второй главе пятой книги «Метафизики» Аристотель выделяет четыре причины бытия вещи: материю, форму, начало движения (собственно, причину) и цель24. Попробуем применить всё это по аналогии к нашему предмету.
Первое: «субстратом» для молодёжной субкультуры должна быть, естественно, молодёжь.
Вторре: «формой» можно считать субкультуру как особый способ организации молодёжи в сообщество. Ведь субкультура - не просто конгломерат представлений, а особый тип структурной организации, обладающий собственным языком и нормами.
Далее: непосредственной причиной возникновения молодёжной субкультуры тоже следует считать саму молодёжь. Здесь надо чётко разделить причины и предпосылки. В число последних может входить множество социальных, экономических, психологических и иных факторов.
И наконец, целью существования молодёжной субкультуры должно быть удовлетворение потребностей самой молодёжи; каких именно - об этом в Главе II нашего исследования.
В результате применения такого комплексного критерия мы отсекли: объединения, включающие не только молодёжь; объединения, не имеющие собственной субкультуры; объединения, созданные либо не самими молодыми людьми, либо не для их нужд. Это, например, блатная субкультура, разнообразные клубы по интересам, созданные поп-культурой досуговые формы времяпровождения, разнообразные политические и религиозные организации. Все они останутся за рамками данного исследования, так как не удовлетворяют по крайней мере одному из заданных критериев. Таким образом мы смогли сузить поле нашего исследования до вполне приемлемых рамок.
Молодежная субкультура — это особая форма организации молодых людей в сообщество, обладающая своим языком, обычаями, нормами; созданная молодежью для удовлетворения своих собственных потребностей и не несущая выраженной политической или религиозной направленности.
Экономической предпосылкой её возникновения стал переход к постиндустриальному обществу. НТР середины XX века потребовала от специалистов более высокого уровня квалификации. Удлинившийся период обучения, сложность трудоустройства подростков сразу после школы, возросшая конкуренция на рынке труда - всё это затягивает период социализации молодёжи, благоприятствуя появлению субкультур. Способствует этому и развившаяся индустрия досуга, хотя, опять же, далеко не все исследователи молодёжной субкультуры склонны считать её досуговым времяпровождением.
Эстетическая составляющая молодежной субкультуры. Прежде чем говорить о ней, необходимо прояснить, что вообще мы понимаем под эстетическим. Здесь мы опираемся на труды Александра Баумгартена" , Иммануила Канта , Серена Кьеркегора" , А. Ф. Лосева" . О них мы более подробно говорим в § 2 (подпараграф 2.1.) Главы II.
На основании рассмотренных концепций мы сформулировали рабочее определение эстетической составляющей объекта нашего исследования.
Эстетическая составляющая молодежной субкультуры - это все чувственно воспринимаемые аспекты субкультуры, отношение к которым строится на основании эмоционального одобрения или отвержения, связанного с их формой, и осуществляет не утилитарную, но мировоззренческую функцию.
Мы рассматриваем молодежную субкультуру в первую очередь как специфическую коммуникативную среду. Проследив процессы возникновения ее знаков, мы одновременно смогли бы приблизиться к пониманию того, что в действительности представляет собой ее эстетическая составляющая.
Одни и те же объекты субкультуры могут иметь и знаковую, и эстетическую функцию. Хотя в последней некоторые внешние наблюдатели могут им и отказать, для приверженцев субкультуры их музыка, одежда, рисунки и многое другое представляются действительно ценными именно с эстетической точки зрения.
° Баумгартеп А. Г. Эстетика/ А. Г. Баумгартен // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: в 5-ти томах.- М.: Искусство, 1964. Т. 2.
26 Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2010; Кант И. Критика способности суждения СПб.: Наука, 2006.
27 Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев: АО «А1гЬапс1», 1994.
28 Лосев А. Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. М., 1979. Цит. по Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., Гардарики, 2004.
Для изучения молодежной субкультуры и ее эстетической составляющей нами был выбран структурно-семиотический метод. Здесь
^о 30
мы опираемся на работы Яна Мукаржовского" , Ролана Барта , Умберто Эко31, Т. Б. Щепанской32. В § 1 (подпараграф 1.3.) Главы II дано описание структурализма как метода и его использования применительно к эстетике молодежной субкультуры.
Положения, выносимые на защиту:
- исследование молодежной субкультуры должно быть одновременно теоретическим и феноменологическим; для изучения феноменологии субкультуры необходимо использование метода включенного наблюдения, а для ее теоретического анализа следует учитывать как точку зрения ученых — сторонних наблюдателей субкультуры, так и бытующие внутри нее воззрения;
- молодежную субкультуру можно рассматривать как контркультуру только с рядом существенных оговорок, уяснив предварительно различные значения понятия «контркультура» (которое, по мнению отдельных авторов, может означать не только течения, привносящие в культуру новое, но и действия, направленные против культуры вообще);
- молодежная субкультура представляет собой знаковое поле, специфическую коммуникативную среду;
- эстетическая составляющая молодежной субкультуры напрямую связана с символикой и мифологией последней;
- эстетика символа и эстетика мифа в молодежной субкультуре существенно различаются по происхождению и значению и должны рассматриваться отдельно;
- присущее молодежной субкультуре мироощущение мифологично по своей природе, оказывает формообразующее влияние на возникновение
Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994.
30 Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.
31 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004.
Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.
знакового поля субкультуры и определяет значение ее эстетической составляющей;
- между субкультурой и основной культурой возможен «перевод», а также взаимопроникновение и разнообразные заимствования эстетических объектов, переходящих из одного контекста в другой;
- динамика молодежной субкультуры свидетельствует о возросшем количестве заимствований эстетических объектов из массовой культуры, проникающих в молодежную субкультуру, что может привести к постепенному «размыванию» последней.
Научная новизна работы
Эстетическая составляющая молодежной субкультуры представлена полноправным объектом философско-эстетического анализа и исследована с применением структурно-семиотического метода и метода включенного наблюдения. Выявлены конкретные механизмы появления и изменения этой составляющей на структурном уровне, а также ее значение для молодежной субкультуры в целом. Установлена прямая взаимосвязь между коммуникативным, эстетическим и мировоззренческим аспектами молодежной субкультуры и то взаимное влияние, которое молодежная субкультура и основная культура оказывают друг на друга.
Научно-практическая значимость диссертации
Формы взаимного влияния молодежной субкультуры и основной культуры позволяют, с одной стороны, вписать молодежную субкультуру в общекультурный контекст, а с другой стороны, лучше понять роль субкультуры в культурных процессах XX - начала XXI веков. Также, анализируя знаковую и эстетическую составляющую отдельных субкультур, мы сможем увидеть лежащее в их основе мировоззрение, что позволит сказать, какая часть молодежи и с какими устремлениями приходит в ту или иную субкультуру, и что надеется там найти. Все это - хороший индикатор состояния общества в конкретный момент времени, так как молодежная субкультура все же во многом является ответом на те или иные не
удовлетворенные обществом запросы. Кроме того, при появлении в молодежной среде новых идей и символов, пользуясь данной работой, можно будет попытаться спрогнозировать, в какое субкулыурное направление это выльется и какой будет его эстетическая составляющая.
Апробация исследования
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры эстетики философского факультета МГУ им М. В. Ломоносова 12 ноября 2012 года. Основные положения диссертации отражены в публикациях по теме диссертации:
Статьи, опубликованные в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикаций основных результатов докторских (кандидатских) диссертаций:
1. Малахова Е. В. Телесное в молодежной субкультуре: семантика и эстетика//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2011. № 1. - М.: Издательство Московского университета. С. 74-88. - 0,9 п.л.
Публикации по теме диссертации в других изданиях:
2. Малахова Е. В. Эстетическая составляющая молодежной субкультуры//Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОШСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, A.B. Андриянов. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2010. -0,1 п.л.
3. Малахова Е. В. Синхрония в эстетике современной молодежной субкультуры/Л/ Овсянниковская Международная эстетическая конференция «Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике». Сборник научных докладов / Ред.: Е. А. Кондратьев - М.: Издатель Воробьев A.B., 2012. (Электронное издание) С. 263-267. - 0,3 п.л.
Объем и структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Общий объем работы - 167 стр.
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века2005 год, кандидат культурологии Самоявцев, Михаил Владимирович
Молодежная субкультура как игровая мифоритуальная система2013 год, кандидат философских наук Лагутина, Анастасия Владимировна
Становление "психоделического искусства": Между архаикой и современностью2006 год, кандидат культурологии Кузьмина, Виктория Александровна
Молодежные субкультуры в российском обществе: теоретические подходы и современные практики2006 год, кандидат социологических наук Райхштат, Антон Олегович
Молодежные "электронные" субкультуры как социокультурный феномен2000 год, кандидат культурол. наук Родионов, Сергей Викторович
Заключение диссертации по теме «Эстетика», Малахова, Елена Владимировна
Заключение
Как мы выяснили в ходе нашего исследования, эстетическая составляющая молодежной субкультуры напрямую связана со структурной организацией последней. Мы разобрали, как именно проявляется эстетическая функция в символах и мифах, составляющих субкультуру.
В каждой из рассматриваемых нами молодежных субкультур есть свой осевой, центральный миф, вокруг которого складывается субкультура. В субкультуре хиппи - это миф о любви, в субкультуре панков — миф о свободе, в субкультуре готов - миф о смерти и бессмертии. И каждый из этих мифов, как мы установили, находит выражение в соответствующих символах.
Эстетическая составляющая символа чрезвычайно важна для молодежной субкультуры, особенно на ранних этапах, когда символы, попадая в субкультуру, еще не разворачивают полностью всего множества своих значений. На данном этапе основанием для выбора того или иного символа может стать как раз его пластическая форма, воспринятая эстетически, как «субъективная целесообразность», не отображающая ничего, кроме самой себя. Уже позднее те символы, значения которых раскрываются в субкультуре и связываются с ее основополагающим мифом, могут задержаться в ней и сформировать вокруг себя новый, доселе не существовавший контекст.
В то же время, во всех рассматриваемых субкультурах есть и те современные мифы-знаки (по сути, пустые), о которых писал Ролан Барт. Из них во многом состоит пространство субкультуры. Ведь субкультурные стили на самом деле являются, по большей части, эклектичным нагромождением заимствований, лишенных своего первичного значения и воспринимаемых как некие пустые формы, которые каждый волен наполнить содержанием по своему усмотрению.
Барт говорит про «вращающийся турникет» между смыслом и формой, который способствует незаметному и «безболезненному» восприятию скрытых за современными мифами концептов. В принципе, то же самое можно сказать и о тех знаках-мифах, которые присутствуют в субкультуре и способны скрывать различные внеэстетические значения.
Поскольку эстетические суждения (или суждения вкуса, по Канту) не подразумевают никакого доказательства, то если нечто признано прекрасным (или, хотя, бы, эстетически значимым), оно, с одной стороны, воспринимается цельно и некритически - а это значит, что все «сопутствующие» внеэстетические значения тоже стремятся быть воспринятыми подобным образом; с другой стороны, требует всеобщего согласия с данной оценкой (что также может распространяться на внеэстетические значения).
Что же касается тех мифов, которые лежат в основе той или иной молодежной субкультуры, то в них эстетическая составляющая, с одной стороны, не выделена, как и в архаических мифах, с другой стороны, несет поистине смыслообразующую функцию. Сам построенный вокруг мифа своеобразный «универсум» субкультуры воспринимается эстетически именно потому, что он определенным образом упорядочен, осмыслен, и новые знаки и эстетические объекты могут появляться в субкультуре только тогда, когда они соотносятся с этим мифом — например, в субкультуру, основанную на мифе о любви, не должны проникать описания войны или насилия, они будут всеми силами отторгаться. Таким образом, миф организует и подчиняет своей логике весь контекст субкультуры.
Согласно Мукаржовскому, для эстетической функции важен в первую очередь знак сам по себе (как означающее), а не только то, что он означает. Он «способен обозначать общее, ни к какому конкретному факту не привязанное отношение человека к универсуму»269. Именно таковыми являются знаки молодежной субкультуры. Они в общем виде отражают
269 Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. С. 126. самую суть мировоззрения приверженцев субкультуры, не всегда эксплицированную, но присутствующую в каждом знаке субкультуры. В этих знаках - действительность, именно такая, какой они ее видят. Без эстетической составляющей картина мира будет как минимум бедной и неполной, а может быть, и вовсе не сможет быть построена.
Мукаржовский пишет, что практическое отношение к миру способно привести к автоматизму, бесконечному завоеванию, накоплению и исчерпанию. Кстати, именно от подобного молодые люди иногда стремятся «сбежать» в субкультуру. Жизнь часто видится им (может быть, не совсем безосновательно) некой расписанной до мелочей рутиной. Далеко не у всех учеба была интересной, детство - безоблачным, отношения с родными и сверстниками - основанными на взаимопонимании, а начало карьеры -вселяющим уверенность в завтрашнем дне. Иногда отсутствие надежды на самореализацию в привычных рамках заставляет искать за их пределами нечто, способное придать смысл в первую очередь личностному существованию здесь и сейчас.
Без своей эстетики молодежная субкультура не смогла бы существовать. С одной стороны, она не привлекала бы столько последователей. С другой, стороны, они не относились бы к ней с таким пиететом. Молодежная субкультура существует так долго и так «плодотворно», потому что дает своим приверженцам именно то, чего они хотят, причем не откладывая «в долгий ящик».
Отдельный молодой человек вполне может «найти себя» и вне всякой субкультуры. Но вот сама субкультура как продукт современного общества все равно будет существовать в той или иной форме, даже если станет немногочисленной.
Одна из важных особенностей эстетических суждений вообще, и в молодежной субкультуре в частности, - это невозможность (или очень малая возможность) их доказательства и убеждения оценивающего. Затрудненность любого спора по поводу эстетических оценок приводит к тому, что их либо принимают полностью и безоговорочно, либо не принимают вовсе. Эстетические суждения сложно и навязать, и оспорить. Они представляются делом свободного выбора, даже если выбор этот иллюзорен и продиктован многочисленными присущими индивиду культурными установками. Эта возможность свободного выбора и свободного же присвоения действительности оценок - еще один фактор, привлекающий в субкультуру.
Другое дело, что многие приверженцы субкультур не отдают себе отчета в том, что их эстетическая позиция (якобы оппозиционная большинству) на деле так же сформирована и поддерживается уже сложившимися в субкультуре нормами и «канонами».
Молодежная субкультура также не в последнюю очередь является реакцией на мировоззренческий вакуум, в котором зачастую оказываются современные молодые люди. Предусмотренные традиционными обществами пути выхода как конструктивной, так и деструктивной энергии молодежи отошли в прошлое вместе с соответствующим укладом. Сакральное инициирование в сообщество оказалось заменено светским понятием социализации. Однако некие архаические пласты в нашей культуре и нашем сознании, видимо, до сих пор напоминают о себе, вызывая к жизни мифологию в новом облике — в том числе, и в обличие молодежной субкультуры.
Эстетическое здесь вновь приобретает тот онтологический статус, которым оно наделялось в мифе. В этой работе мы не раз повторяем, что молодежная субкультура выражает себя по преимуществу эстетически, но в самой субкультуре просто-напросто нет разделения на форму и содержание с превалированием того или другого, нет разделения на этику, эстетику и онтологию, как не было в архаических сообществах. Отсюда и интерес молодежной субкультуры ко всяческой эзотерике, и вознесение на пьедестал музыкантов и художников. Как мы уже говорили, в субкультуре человек искусства - это почти подвижник, который выражает чаяния многих (как Боб Марли или Борис Гребенщиков, например).
Появление тех или иных идей или мифологем в молодежной среде происходит стихийно. Мы полагаем, что «вбросить» их туда целенаправленно очень сложно, если для них нет уже готовой почвы. Поэтому мы отвергаем «коммерческое» происхождение молодежной субкультуры. Однако «оформление» этих стихийных воззрений может сильно варьироваться, и здесь действительно возможны самые разнообразные влияния, в том числе и попытки коммерческого продвижения «продукта», созданного для соответствующей аудитории. Точно так же, зная мифологемы зарождающихся направлений, можно попытаться прогнозировать, какая символика будет выбрана, и какими будут эстетические заимствования из других культурных контекстов. Повторим, что на этом этапе на субкультуру вполне можно воздействовать, что и пытаются делать с большим или меньшим успехом коммерческие и прочие организации.
Понимание механизмов функционирования субкультуры позволяет также исследовать динамику уже существующих направлений. Если проследить развитие конгломерата рок-ориентированных молодежных субкультур, можно отметить общее усложнение стилистики при уменьшении количества основных используемых символов.
Так, одежда хиппи может быть как очень броской, так и довольно простой, однако практически все элементы, отличающие ее от облика остальных индивидов, несут большую символическую нагрузку, предполагающую сложные и «многослойные» толкования.
К тому же, изначально не было индустрии, нацеленной на производство одежды хиппи. Хиппи одевались ярко, носили множество разнообразных украшений. Но свою одежду и аксессуары они подбирали (или изготавливали) сами. Скип Стоун пишет, что «ни один уважающий себя хиппи никогда не носил ничего с какими-либо логотипами»270.
0*7 л Stone S. Hippies From A to Z. Their Sex, Drugs, Music and Impact on Society from the Sixties to the Present. Published by Hip, Inc. Silver City, New Mexico, 2008. P. 25.
Внешний вид панков уже более сложен в плане одежды и причесок. Ирокезы, английские булавки в ушах, мартинсы, поношенные косухи и рваные джинсы. Для панков, кстати, магазины с одеждой и атрибутикой существовали с самого появления этой субкультуры, как и для рокеров. Однако «Анархия» - тот единственный символ, который признается практически всеми панками, несмотря на то, что активно используется и другая, более или менее «радикальная» символика.
Что касается готов, то их «мода», как мы видели, еще более детализирована. Символов же в готической субкультуре не много. Анх -основной знак готической субкультуры, который является полноценным символом и предполагает многоступенчатое толкование.
Готическая субкультура предстает наиболее «мифологизированной» и одновременно наиболее эстетизированной, так как наблюдаемая «часть» современного мифа-знака, его означающее, имеет эстетическую природу. В то же время, если понимать миф в общепринятом значении, как рассказ, где в закодированном виде отражены основы миропонимания того или иного сообщества, то субкультуры хиппи и панков будут гораздо богаче в этом отношении, чем более молодая готическая субкультура.
Мы полагаем также, что за этапом развития субкультуры, когда в ней начинают преобладать современные, описанные Бартом мифы, неизбежно следует размывание субкультурного стиля в массовой культуре. Возможно, это происходит потому, что сам подобный миф есть порождение и форма существования современной массовой культуры, или же оттого, что теряется «скрывающая» функция языка. Если неизвестный символ нельзя трактовать никак, то неизвестный знак-миф вполне поддается толкованию, пусть даже и превратному. Таким образом, начиная функционировать и воспроизводиться по законам массовой культуры, молодежная субкультура постепенно просто становится частью последней. Это можно наблюдать на примере многочисленных заимствований из «субкультурных» стилей одежды, что может быть весьма успешным с коммерческой точки зрения. От подобной судьбы стараются спасти свою субкультуру панки, используя принцип DIY, хиппи, которые сами организуют свои фестивали, издают журналы и т.д.
Субкультура способна временно как бы замкнуться в себе, чтобы не исчезнуть. Однако ее развитие - это неизбежно усложнение, взаимодействие с иными культурными контекстами и постоянный поиск собственной эстетики как формы для выражения своего мировоззрения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Малахова, Елена Владимировна, 2013 год
Библиография
1. Аверинцев С. С. Символ // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
2. Андреев А., Туровский Д. Эмо и готы отстаивают свои цвета // Газета «Коммерсантъ» № 125/П(3942) от 21.07.2008.
3. Аксютина О. А. Власть и контркультура в 1980-е — 1990-е годы. Панк как этика и эстетика противостояния в СССР, России и Беларуси // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. Форум немецких и российских исследователей /Под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова, И. Грабовского. М.: АИРО-ХХ, 2002.
4. Аксютина О. DIY-протест против коммерческой культуры в постсоветском пространстве: массовая музыка и андеграунд // Массовое сознание и массовая культура в России: история и современность. (Сборник статей) / Под ред. А.П. Логунова, Л.Г. Березовой, Н.В. Иллерицкой, Е.В. Барышниковой. М.: РГГУ, 2004.
5. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., «Мысль», 1976.
6. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992.
7. Ах, готы...на руках колготы // http://warrax.net/78/goths.html.
8. Бадж Э. А. У. Египетская книга мертвых. М.: Эксмо, 2004.
9. Байчоров А. М. От «разбитого» поколения к контркультуре (парадоксы молодёжного протеста в США). Минск. Издательство БГУ им. В. И. Ленина, 1982.
10. Балакирев Е. Сага о Системе // Журнал «Вместе». 2006. №2-4.
11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.
12. Баумгартен А. Г. Эстетика / А. Г. Баумгартен // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: в 5-ти томах.- М.: Искусство, 1964. Т. 2.
13. Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990.
14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., Academia, 2004.
15. Богомолова М. Те, которых нет // http://hippy.ru/04.htm.
16. Бредова 3. и Година А. Столкновение субкультуры и силовых структур (на примере разгона фестиваля «Радуга» 4 августа 1998 г.)// http://subculture.narod.ru/texts/book2/bredova-godina.htm.
17. Вентере Дж. Школа гота: насущное руководство для готов и всех, кто питает к ним симпатию. СПб.: Азбука, 2012.
18. Геннеп А., ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: «Восточная литература», 1999.
19. Гирц К. Интерпретация культур М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
20. Totí // http://www.liveinternet.ru/users/alsar/blog.
21. Готы: людоеды или жертвы СМИ?//http://www.baltinfo.ru/ 2009/02/22/n76341.
22. Громадин В. В. Феномен музыки цифрового века: вопросы теории. М., Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2010.
23. Гуревич П. С. Контркультура // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга,1998.
24. Гуревич 77. С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая. М., Издательство политической литературы, 1991.
25. Гуревич 77. С. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983.
26. Давыдов Ю. Н. Контркультура и кризис социализации молодежи в условиях «общества потребления»//Социологические исследования, 1977, №3.
27. Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., Наука, 1980.
28. Ерохина Н. Н. Социосемиотические основы молодежной субкультуры. Тамбов, 2006.
29. Зиброва Е. Поклонники «темной романтики» опасности для общества не представляют // Санкт-Петербургские Ведомости Выпуск № 180 от 26.09.2007.
30. Кадырова А. Старый хиппи по кличке Томми // Вечерняя Казань, № 5859 (2373-2374).
31. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003.
32. Как покрасить волосы в неестественный цвет// http://old.gothic.ru/goth.htm.
33. Как танцевать готику // http://www.idance.ru/show.php?id_a=:335.
34. Кант И. Критика способности суждения СПб.: Наука, 2006.
35. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2010.
36. Каримов Р. Черно-белая Готика//Газета «АиФ Я хочу всё узнать!», выпуск 23 (71) от 06.12.2005.
37. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1: Язык. М., Академический проект, 2011.
38. Керви А. Молодежные Субкультуры США и Великобритании с конца 40-х по наши дни. М., 1997.
39. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу (Становление греческой философии). СПб, Алетейя, 2003.
40. Коваленко Н. Н. Эти страшные, страшные хиппи // Семья и школа. № 3, 1990.
41. Кокарев А. И. Панк-рок от А до Я. М.: Музыка, 1992.
42. Коротаев А. В., Халтурина Д. А. Мифы и гены: Глубокая историческая реконструкция. М.: Либроком/1Ж88, 2010.
43. Корзун Н. В. Рок, игры, мода и реклама, М., «Советская Россия», 1989.
44. Коряковг{ев А. Что такое «молодежная субкультура»? // Журнал «Урал» №9, 2006.
45. Кравчек Д. И. Кто такие эмо и готы: как родителям понять, куда «вляпался» их ребенок. М.: ACT, 2010.
46. Крутоус В. П. Эстетика и время. Книга взаимоотражений. СПб.: Алетейя, 2012.
47. Левикова, С. И. Динамическая модель молодежной субкультуры // Международный исторический журнал. №19, 2002.
48. Левикова С. И. Молодёжная субкультура. М., 2004.
49. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
50. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: ООО «Издательство ACT», 2000.
51. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., Академический проект, 2008.
52. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.
53. Лотман Ю. М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2001.
54. Любительская проза и поэзия // http://old.gothic.ru/literature/amateur/ prose/beata/prose.htm
55. Любительская проза и поэзия // http://old.gothic.ru/literature/amateur/ poetry/kassi/poetry.htm)
56. Макнил Л., Маккейн Дж. Прошу, убей меня!: Подлинная история панк-рока в рассказах участников. М.: Альпина нонфикшн, 2012.
57. Мамардашвили М. К, Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1997.
58. Манхегш К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
59. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
60. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., Издательство ACT, 2003.
61. Марченков А. А. Правозащитный карасс в ювенильном море. Эссе о молодежных практиках, близких идеологии прав и достоинства человека. Альманах «Будущее прав человека в России» Вып.1, февраль 2007.
62. Мешер H. Белый негр. Беглые размышления о хипстере // Вопросы философии. №9, 1992.
63. Мельвиль А. Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М., Искусство, 1981.
64. Миф и художественное сознание XX века /Отв. ред. Н. А. Хренов. Гос. Институт искусствознания, М., 2011.
65. Молодежные движения и субкультуры Петербурга. СПб, 1999.
66. Молодежный Петербург: движения, организации, субкультуры. СПб, 1997.
67. Mud М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. // Левикова С. И. Молодёжная субкультура. М., 2004.
68. Миранда. Анекдоты хиппи. // http://www.hippy.ru/hk5.htm.
69. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994.
70. Мясникова А. С. Социально-философский анализ феномена контркультуры. М., 2008.
71. Надрова Е. Нашествие готов//Российская газета: Неделя, № 3839 от 05.08. 2005.
72. Невский Б. 10 и 1 файл про киберпанк//Мир фантастики. №53; январь 2008.
73. Немцов М. К вопросу об эстетике панка//ДВР, №9, Владивосток -Москва, 1989.
74. Никитина И. П. Культура и природа. // Философия: энциклопедический словарь. Под ред. А. А. Ивина. М., 2004.
75. Новиков А. И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Лениздат, Ленинград, 1972.
76. Омельченко Е. Л. Молодёжные культуры и субкультуры. М., 2000.
77. Омельченко Е. Л. Поколение Text: новые имена молодежной культуры // Журнал «Рекламные Идеи» 2/08.
78. Омельченко Е. Л. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» // Журнал «Отечественные записки» № 3, 2006.
79. Пнвоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. — Петрозаводск: Карелия, 1991.
80. Попов М., Невский Б. Очарованные паром // Мир Фантастики. № 31 (3); март 2006.
81. Рак И. В. Египетская мифология. СПб.: «Журнал "Нева"», «Летний сад», 2000.
82. Раманаускайте Э.А. Молодежная субкультура как эстетический феномен. М., 1991.
83. Рахимова М. В. Концепт популярной культуры в современной англоамериканской культурфилософии: философско-эстетический аспект. М, 2009.
84. Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии (критика и анализ). Издательство АН Армянской ССР, Ереван, 1980.
85. Слободян А. Миф о всеобщей любви// Журнал «РгееТлте», 2003, №12 — декабрь.
86. Слюсаревский Н. Н. Субкультура как объект исследования // http://www.countries.ru/library/ typology/subkultura.htm.
87. Соколов М. М. Как писать этнографию молодёжной субкультуры// http://subculture.narod.ru/ 1ех18/иприЬНз1^/8око1оу.1шт1.
88. Солнцева Л. Затянувшийся поиск новых целей деятельности / Эволюция культурной деятельности в новом столетии: Социально-экономические аспекты культурной политики. В 3-х т. Т. 1. Очерки культурной жизни России на рубеже веков. СПб., 2005.
89. Сорок два правила пермского гота//http://www.diary.ru/~malwina/ р 19727432.Ы:т?оат
90. Сталкер, Генерал, Воробей. Манифест. (Москва, 1987) // Журнал «Вместе». 2005. №3.
91. Султанова М. А. Философия контркультуры Теодора Роззака. Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2009.
92. Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000.
93. Тема «готика и религия» // http://ottodixforum.ru/viewtopic.php?t=161.
94. Троицкий А. К. Back in the USSR. СПб.: Амфора, 2009.
95. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., Гардарики, 2004.
96. Фрейд 3. Неудобства культуры // Художник и фантазирование. М., Республика, 1995.
97. Фромм Э. Иметь или быть. М., ACT: Астрель, 2011.
98. Хапаева Д. Р. Готическое общество. Морфология кошмара. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
99. Хорева Н., Лопухина А., Ларин С. Субкультура хиппи: попытка культурологического анализа//Школа радости: 825-й маршрут. М.: Педагогическое общество России, 2004.
100. Хоффман Эбби. Сопри эту книгу! М, Гилея, 2003.
101. Чудинова Е. Портрет гота // Газета «Наше время». 12.02.2007. № 29.
102. Что такое стимпанк (паропанк)?//http://steampunker.ru/page/ steampunk_about.
103. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность? Томский государственный университет, Томск 2005.
104. Шапинская Е. Н. Образ Другого в текстах культуры. М, КРАСАНД, 2012.
105. Шевченко О. К. Миф как форма освоения власти // Культура Народов Причерноморья (Симферополь). 2009. № 162.
106. Щепанская Т. Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003.
107. Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.
108. Эко У. Имя Розы. СПб.: Симпозиум, 2009.
109. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004.
110. Элааде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2000.
111. Янышев Сид. Автостопом - по Европам! Кое-что из истории мирового «хиппизма // http://hippy.ru/f20.htm
112. Brill D. Subversion or Stereotype? The Gothic Subculture as a Case Study of Gendered Identities and Representations. Giessen, 2006.
113. Dark City - Ведущее издание о тяжёлой музыке. 2001-2007 гг., № 4-5, 729,31,34, 40.
114. D.I.Y., sellout, keep punk-rock elite и прочие интересные вещи // http://kievpunk.at.ua/publ/l-l-0-17.
115. Goodlad, Lauren М. Е., Bibby М. Goth: Undead Subculture. Durham, N.C.: Duke University Press. 2007.
116. Gothic FAQ. Информация о готике // http://oId.gothic.ru/music/ gothfaq.htm
117. Graffin G. A Punk Manifesto (03/2002) // http://punkhistory0. tripod.com/ punk/id2.html.
118. Hebdige D. Hiding in the Light: On Images and Things. London: Routledge, 1988.
119. Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. London: Routledge, 1979.
120. Hodkirtson P. Goth: Identity,. Style and Subculture (Dress, Body, Culture Series). Berg, Oxford, 2002.
121. Kirtchev Ch. As. A Cyberpunk Manifesto// http://project.cyberpunk.ru/ idb/cyberpunk_manifesto.html.
122. Lacayo R. A Piece of Our Time // TIME Magazine, Mar. 27, 2008.
123. Lotus Rose. I'm so goth // http://loteyrose.com/IAMSOGOTH.htm.
124. Matzke P. & Seeliger T. Das Gothic- und Dark Wave-Lexikon. Berlin, 2003.
125. O'Hara Cr. The Philosophy of Punk: More Than Noise. AK Press, Edinburgh, Scotland, 1995.
126. Person L. Notes Toward a Postcyberpunk Manifesto. // Nova Express Volume 4, № 4 (16), Winter/Spring 1998.
127. Reich Ch. A. The Greening of America. Penguin Books, Cox & Wyman Ltd, London, 1972.
128. Rimbaud Penny. The Last of The Hippies - An Hysterical Romance. Columbus, OH : Anok & Peace Press, 1982 (reprinted from the booklet that came with a box set of LPs by Crass entitled «Christ - the Album»).
129. RIP - Журнал сумрачной эстетики. 2006 г., № 7.
130. Roszak Th. The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition. Anchor Books, Doubleday & Company, Inc. Garden City, New York, 1969.
\Ъ\. Stone S. Hippies From A to Z. Their Sex, Drugs, Music and Impact on Society from the Sixties to the Present. Published by Hip. Inc. Silver City, New Mexico, 2008.
132. The Post-Subcultures Reader / Edited by David Muggleton and Rupert Weinzierl. Oxford, New York, 2003.
133. Yoffe M. Russian Hippie Slang, Rock-n-Roll Poetry and Stylistics: the Creativity of Soviet Youth Counterculture. USA, the University of Michigan, 1991.
134. Youth: The Hippies // Time Magazine. Vol. 90 No. 1, 07.07.1967
135. Zhuk, Sergei I. Rock and roll in the Rocket City: the West, identity, and ideology in Soviet Dniepropetrovsk, 1960-1985 / Washington: Woodrow Wilson center press, 2010.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.