Становление и сущность планетарного сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Веретенников, Николай Яковлевич

  • Веретенников, Николай Яковлевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1993, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 148
Веретенников, Николай Яковлевич. Становление и сущность планетарного сознания: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Саратов. 1993. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Веретенников, Николай Яковлевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ПЛАНЕТАРНОГО СОЗНАНИЯ

IЛ.Социокультурные предпосылки становления планетарного сознания

1.2.Современная историческая ситуация и новые факторы становления планетарного сознания

ГЛАВА Г1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНЕТАРНОГО СОЗНАНИЯ

2Л.Сущность и основные особенности планетарного сознания

2.2.Основные аспекты содержания планетарного сознания

ГЛАВА Ш ПЛАНЕТАРНОЕ СОЗНАНИЕ КАК РАЦИОНАЛЬНАЯ И

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГЛОБАЛИСТИКИ

3.1.Планетарное сознание - основание сознательной жизнедеятельности человечества

3.2,Планетарное сознание как условие решения экологических проблем современности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и сущность планетарного сознания»

Обращение к проблеме становления и сущности планетарного сознания вызвано рядом причин, связанных с глобальными изменениями в человеческом обществе и в его взаимоотношениях с природой на рубе-\ же XX и XXI веков. Ныне человечество стоит перед беспрецендентной перестройкой планетарного масштаба, затрагивающей все стороны его бытия. Проблемные ситуации, порожденные развитием человеческой * цивилизацией в XX столетии: выживания и сохранения человечества в ядерный век, глобальные экологические проблемы, проблема человеческих коммуникаций, общения и другие носят планетарный характер и требуют своего безотлагательного решения.

Человечество поставлено перед выбором: либо стать человечеством, объединиться в планетарном масштабе на основе принципов гуманизма, либо исчезнуть как феномен материи. Вот почему сегодня активно идёт поиск принципов нового взаимоотношения между личностью и обществом, между современными обществами и государствами, находящимися на разных ступенях социального развития и характеризующиеся различными культурными традициями. Понимание смысла существования человека в общечеловеческом историческом временном потоке - это задача выходит на передний план и в обыденном, и в научном сознании,

Человечество, вступая в полосу ускоренных преобразований, нуждается в философском осмыслении возможных сценариев своей ближайшей эволюции. При этом в мире выявляется определенное согласие относительно приоритета гуманистических ценностей, как условия решения кардинальных проблем современности.

Идёт поиск новых духовных оснований развивающегося человеческого мира, духовных оснований человечества XXI века. А это в рамках ропиально-филосовского анализа человечества требует новых подхо- , дов, новых категорий и новых методов исследований общественной жизни в её глобальных масштабах. Превращение истории человечества во всемирную историю требует и соответствующего общечеловеческого сознания и самосознания.

Техногенная цивилизация, руководствуясь самоуверенным принципом покорения природы, подвела к опаснейшему кризису экосистемы. Но человечеством .уже осознано, что окружающая природная среда находится на пределе своих экзистенциальных возможностей. Тонкое согласование человеческой активности и природных факторов становится основным условием, определяющим будущность цивилизации, да и всего рода человеческого. Обеспечение коэволюции природы и общества может быть осуществлено сознательной деятельностью всего человечества, в основе которой лежа.т принципы планетарного сознания, в формировании которых особую роль должна сыграть философия, ибо она в первую очередь ответственна за формирование нового ценностно-нравственного кодекса, регулирующего отношения людей с природой, нового экологического сознания как индивида, так и человечества в целом.

Именно в русле реальных потребностей в новых мировоззренческих принципах и ориентирах, выработки и обосновании новых программ человеческой жизнедеятельности, особенно актуальна становится постановка проблемы планетарного сознания, как стадиальной формы развития общественного сознания.

Говоря об уровне разработанности, поставленной темы диссертационного исследования, необходимо отметить, что в литературе проблема феномена планетарного сознания в целостном его рассмотрении ещё не ставилась.

Отдельные аспекты планетарного сознания нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых. Так, развивая ноосфер

- О ную концепцию, В.И. Вернадский выдвинул положение о активной позиции человеческого сознания в строительстве будущего. Научная мысль социально организованного человечества, по Вернадскому, становится геологической силой, планетарным явлением, решающим фактором становления ноосферы. Труды В.И.Вернадского пронизывает мысль о единстве человека и природы в самом широком смысле слова, в планетарных её измерениях. Он выдвинул совершенно новое понимание управляющей планетарной роли геологического сознания людей. Учёный завещал, чтобы человек как житель планеты, мыслил и действовал т в планетарном масштабе.

В интегральном учении о ноосфере Тейяра де Шардена заложена идея перерастания "феномена человека" в "феномен человечества", который "возрастает лишь на основе возрастания сознания, то есть о видения. По мере социальной эволюции человечества происходит "сращивание мыслящих душ в направлении энергичной концентрации о сознания". Эволюция, по Тейяру, это возрастание сознания, образование мыслящегося покрова планетарного размера в целях единства действий всех людей планеты. "Земля, - пишет Тёйяр де Шарден, -окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного 4 единодушного мышления .

И.М.Забелин в полном согласии с Тейяром де Шарденом развивает в материалистическом ключе концепцию ноосферы - сферы разума,

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.2, Научная мысль, как планетарное явление. М.1977. С.24.

2. Шарден Тейяр де. Феномен человека. МЛ987. С.37.

3. Шарден Тейяр де. Феномен человека. М.1987. С.191.

4. Там же. С.199.

- б которая по его мнению реально зафиксирована в средствах массовой информации. "Ноосфера, - утверждает ученый, - высший продукт, созданный коллективным мозгом, мозгом всего человечества". И.М.Забелин выделяет три пласта ноосферы: информацию (наследственную через гены, ДНК), инстинкты и мысль. Третий пласт - это человеческая мысль, развернувшаяся в ноосферу. Как и В.И.Вернадский, Забелин, в отличие от идеалистических воззрений Тейяра де Шардена, рассматривает становление ноосферы, коллективного мозга человечества вместе с реальным всемирным историческим процессом.

Социально-нравственный, гуманистический аспект глобального сознания широко представлен в докладах Римскому клубу. В глубокой связи с ними западная глобалистика, в частности "школа глобального развития" (йк.Гэлбрейт, Р.Барнет, Р,Мюллер, Э.Ласло, С.Бергсен р и др.), выдвигает концепцию "глобального сознания". Е.Масуда делает вывод, что характерной чертой будущего общества станет "глобализм" - ощущение единства человечества, мирный симбиоз его и природы, возникновение, не признающего границ, "глобального информационного пространства". Западными футурологами ставится задача реформирования сознания человечества. Для них характерна апелляция к человеческому разуму, который один только и способен изменить существующее земное сообщество. Э.Ласло разрабатывает сценарий осуществления "революции мировой солидарности" через реформы сферы сознания человечества, достижения "глобального уровня сознания и солидарности".

1. Забелин И.М. Физическая география и наука будущего. МД970.

C.I23. См. также Шейнин Ю.М. Интегральный интеллект. М.,1970.

2. Миоонов A.A. Концепция развития транснациональных карпораций.

М.,1981.

Приоритет общечеловеческих ценностей, становление и сущность нового гуманизма как основы планетарного сознания, обстоятельно исследовались в работах И.Т.Фролова, В.В.Загладина, А.И.Новикова, Л.В.Скворцова и других ученых.^ Социально-нравственный аспект планетарного сознания изложен А.Швейцером, ( Э.Фроммом, Р.Хиггинсом, Б.Калликотт и др. .Придавая определяющее значение общечеловеческим ценностям и культурно-истрическому универсализму, названные ученые апеллируют к становлению глобального сознания как к решающему фактору будущего мирового развития. Общечеловеческие ценности, по их мнению, являются духовным фундаментом, исходным ориентиром социальной жизни и человеческого существования.

Социально-политический аспект планетарного сознания рассмотрен в работах А.С.Капто, А.И.Костина, Г.Г.Дилигенского, В.И.Шев3 ченко, В.Л.Алтухова и др. В них проводится положение о том, что новое историческое качество бытия человечества вызвало к жизни и новую форму сознания и мышления человеческого сообщества. Его качественное отличие от всех предшествующих состоит в осознании взаимозависимости и целостности мира. Целостность сегодняшнего мира обусловила планетарный характер теории, отражающей этот мир - нового политического мышления. Признание абсолютной ценности человеческой жизни лежит в основе общечеловеческого, планетарного сознания. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М., 1989; Социализм и прогресс человечества; Глобальные проблемы цивилизации. М., 1987; Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989; Новиков А.И. Классовый подход и новое мышление. Л.,1988. О

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.

Капто A.C. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. М.,1990; Костин А.И. Глобальные проблемы современности и идеологическая борьба. МГУ., 1989 и др.

Наиболее полно в нашей литературе раскрыто содержание социально-экологического аспекта планетарного сознания. Назовем лишь отдельных авторов ряда работ, которые анализируют социально-экологические проблемы и дали определение названному аспекту глобального сознания. Это Э.В.Гирусов, Г.В.Платонов, Н.Н.Киселев,

Ч J М.И.Будыко, Н.Н.Моисеев, И. Пригожин, Г.А.Кузнецов и др. По нашему мнению, наиболее адекватно точку зрения на планетарный аспект экологического сознания излагают Э.В.Гирусов, Г.В.Платонов: экологическое сознание - это совокупность взглядов, теорий, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды в плане оптимального их решения применительно к конкретным социальным и природным возможностям. Западные ученые Уайт Л., Атфильд Р., Ролстон Ш., о

Инэда К., Калликотт Б. излагают основы экологической этики.

Плодотворные результаты достигнуты в исследовании феномена косЯ мизации человеческого сознания, в частности, экологического.

В целом же проведенный анализ уровня разработанности проблемы становления и сущности планетарного сознания позволяет говорить об особой актуальности следующих основных целей и задач настоящего диссертационного исследования.

Во-первых, в диссертации планируется обосновать, что становление планетарного сознания обусловлено антропологическим единством j ——-—-—■——-—•—————

4 т

Взаимодействие общества и природы. M.I986: За гармонизацию взаимоотношений человека с природой. М. 1989; Платонов Г«В,

Йиалектика взаимодействия общества и природы. М. 1989;Киселев H.H. ировоззрение и экология. Киев. I990j Кузнецов Г.А. Экология и б^дцее: Анализ философских основании глобальных прогнозов. М. о

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М. 1990.

Турсунов А. Философские основания космологии. М. 1977: Шксшенко Ю.А. Философия, экология, космонавтика. М. 1983; Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М. 1990.

- 9 — человечества, становлением единства, всемирности человеческой истории, в частности, общностью проблем глобалистики, стоящих перед современным человечеством и требующих для своего решения объединенных усилий объединенного человечества, В истоках планетарного сознания лежит осознание этой общности рода человеческого и судеб ^ человечества; признание абсолютной ценности человеческой жизни; идеи мира как единственно достойной формы человеческого существования; развитие всесторонних мировых связей. ж

Во-вторых, исследовать духовные факторы становления планетарного сознания: формирование мировой культуры, интернационализация науки, историческое единство познавательного процесса; образование глобальной информационной сферы.

В-третьих, раскрыть сущность и содержание планетарного сознания, выделив такие его особенности как сущностную связь с видом гомосапиенс, присущие ему некоторые "вечные" истины, его диалогичность, ноосферность, над идеологический характер, соборность. К важным задачам диссертации следует отнести исследование основных аспектов в содержании планетарного сознания фипософско-нравственный, социально-политический, социально-экологический.

В-четвертых, развернуть анализ планетарного сознания как основы сознательной жизнедеятельности человечества и одного из основных условий решения глобальных проблем современности.

За методологическую основу исследования феномена планетарного сознания были взяты: учение о ноосфере, концепция универсального эволюционизма, а также принципы социокультурного и деятельностно-го понимания сущности сознания.

Раскрывая в диссертации предпосылки становления планетарного сознания, мы используем методологическое положение, высказанное А.Н.Лоем о том, что "онтологический дуализм сознания в том и состоит, что предметность сознания не исчерпывается внешним,

- ю умозрительным" (теоретическим) отношением к выделяемому объекту, знания* Оборотной стороной мироотношения нашего сознания и является та "историческая ниша", та совокупность определенных, конкретно-исторических условий духовного воспроизводства оснований познания, в которые мы "врастаем", делаем их точкой опоры для познания. И это касается не только эпистемологических, но и нравственных, эстетических и других мировоззренческих оснований.

Мир - не только та действительность сущего, которую предстоит осваивать, а, следовательно, которая может войти в наше представление, но и то, на чем мы прочно уже стоим, что уже наше, некоторым образом " свое" (освоенное), неотделимое от нас, представляет собой условие (возможность) представлять объект, относиться к нему. Мир существен полагаемыми в нем условиями, внутри которых выглядит самоочевидным для знания воспроизводство его культурно-исторических оснований".^

К положениям диссертационного исследования, имеющим определенную научную новизну и практическую ценность мы относим следующие:

1. Прежде всего новой является сама постановка вопроса о сущности и становлении планетарного сознания, попытка целостного рассмотрения и категориального анализа его как особой стадиальной формы общественного сознания.

2. Впервые осуществлен анализ факторов, которыми обусловлено перерастание общественного сознания в планетарное»

3. Выянпены основные особенности планетарного сознания, к которым мы относим ноосферность, космичность, вселенскость, соборность, диалогичность, надидеологичность.

-■» 1 .11 и. Лой А.Н. Сознание как предмет теории познания. Киев,1988, С.53-54

- II

4. Содержание планетарного сознания рассматривается через выделение его основных аспектов: философско-нравственного, социально-политического и социально-экологического.

5. Подчеркивается императивный характер планетарного сознания и его роль в качестве ведущего духовного фактора успешного решения глобальных общечеловеческих проблем.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Планетарное сознание является новой стадиальной формой существования, той, которой оно становится в условиях экономической, социально-политической и культурной интеграции человечества, превращения истории отдельных географических регионов, этносов, культур во всемирную историю, историю объединенного человечества. Планетарное сознание - это принципиально новое состояние всех ментальных структур человечества, характеризующихся отказом от принципов насилия в качестве "повивальной бабки истории" и утверждением новых нравственных принципов, призванных объединить, одухотворить и очеловечить человечество, придать его самосознанию космическое измерение. Планетарное сознание - это принципиально негеоцентрическое сознание, воспринимающее разум как космическое явление, а земное человечество как одну из форм материализации рациональных процессов в универсуме.

2. Факторами становления планетарного сознания являются: становление мировой культуры, различных форм всеобщности и универсалий в сфере культуры; постоянно проявляющаяся тенденция к единству науки, наличие общности воззрений на мир; образование глобальной информационной сферы, способствующей формированию новых представлений о характере общечеловеческих задач; обострение глобальных проблем, которые одновременно выступают как и психологические, и социальные, и экономические, и технические и политические; выход человека в космос; существование различных международных демократических движений, организаций, в том числе и миро-, вых религий.

3. Планетарное сознание, как новая стадиальная форма существования общественного сознания, характеризуется следующими специфическими особенностями: во-первьк,оно синкретично в том смысле слова, что все его аспекты содержания взаимодействуют, пересекаются, совмещаются, влияют на другие формы сознания; во-вторых, является носителем системы общечеловеческих "вечных истин" и ценностей, тех самых, которые независимо от исторического времени и пространства делали и делают человека человеком, выдавливая из него все нечеловеческое, превращая сообщества людей в объединенное и просвещенное человечество; в-третьих, планетарное сознание ноосферно, ибо планетарно по своему масштабу осмысления принципиального нового типа объединения двух систем предметного мира- человеческого общества и окружающего его природного мира, оно ноосферно в той самой мере, в какой пронизано пониманием ответственности за судьбы разума и жизни на Земле; в-четвертых, планетарное сознание космично, так как на базе преодоления геоцентрических воззрений на феномен человека, утверждает подход к нему как космическому феномену, к истории человечества как продолжению истории всего универсума; в-пятых-, оно диалогично по своей сути, выступая результатом диалога культур, этносов, общественно-политических систем, партий и общественных движений; в-шестых, оно над, подчеркиваем, не вне, а над идеологично, стоит принципиально над схваткой существующих в мире систем ценностей и является тем состоянием общественного сознания, в котором должны найти примерение, на основе признания примата общечеловеческих интересов, крайности любых идеологических систем, наконец, в-седьмых, планетарное сознание соборно, так как оно содержит - 13 в себе признание наличия сокровенных онтологических связей между ' всеми существами в мире, связей, которые преодолевают все преграды во времени и пространстве. Соборность основывается на "безусловных, не зависимых от внешних структур" положениях, обеспечивающих преемственность и единство как церкви, так и в целом человеческой истории.

4. Содержание планетарного сознания выражается в следующих его основных аспектах: фипософско-нравственном, в основе которого лежит признание абсолютной ценности человеческой жизни; социально-политическом, основанного на признании многообразия, многомерности мира, находящегося в непрерывном процессе интеграции в экономически, политически и культурно объединенное человечество; социально-экологическом, сущность которого заключается не только в осознании неразрывной связи общества и природы, но и исторического трагизма сложившейся экологической ситуации и поиска путей выхода из неё. о. Планетарное сознание носит императивный характер и выступает в качестве одного из основных факторов решения глобальных общечеловеческих проблем современного мирового развития. Рассматриваемое в тесной связи с человеческой практикой оно есть тот общественный феномен, с помощью которого в идеальной, мыслительной форме осуществляется не только интеграция людей в человечество, но и вырабатывается программа оптимального решения общечеловеческих проблем.'

Учитывая указанные положения, вынесенные на защиту, мы полагаем, что они предопределяют фундаментальное влияние планетарного сознания на все элементы структуры общественного сознания и современную теоретическую и практическую деятельность. г V г

- -14

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Веретенников, Николай Яковлевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение планетарного сознания как стадиальной формы общественного сознания было осуществлено преимущественно в социокультурном аспекте. Объективными основаниями формирования и развития названного феномена являются прежде всего становление единства человеческой истории, её всемирности, развитие мировых экономических связей. Кроме того, в качестве объективных и мощных факторов, обусловливающих становление планетарного сознания в современных условиях, стало возникновение и угрожающее обострение проблем глобалистики. Только социально, политически и духовно объединенное человечество, только пронизанное ментальными структурами планетарного сознания, человечество способно противостоять экзистенциальному вызову эпохи - стать планетарным сообществом, основывать бытие своего сознания на принципах планетарного сознания или исчезнуть как феномен материи.

Становление планетарного сознания совершается в основном в двух сферах: в области естествознания и в гуманитарной сфере усилиями философов и социальных мыслителей. Разумеется, это исключительно сложный и противоречивый процесс. Человечество склонно не спешить избавляться от своих прежних способов миропонимания, мировосприятия и мировоззрения.

В диссертации планетарное сознание было определено как особая, стадиальная форма общественного сознания, которая отличается от предшествующих целым рядом специфических свойств: синтетической интегральностью,системой "вечных истин" и ; общечеловеческих ценностей, диалогичностью, ноосферностью, космизмом и рядом других. И главное, планетарное сознание самым радикальным образом на всю свою глубину пронизано сакраментальными принципами нравственности. И это важно подчеркнуть особо. Планетарное сознание

- 131 потому и является новой стадиальной формой развития общественного сознания, что оно несет человечеству новые объединяющие его принципы нравственности. Оно планетарно потому, что оно по новому-нравственно.

В содержании общечеловеческого, планетарного сознания выделены и рассмотрены такие аспекты как философеко-нравственный, социально-политический, социально-экологический. Каждый из них находится в сложном взаимопереплетении друг с другом. Можно выделить и такие аспекты как военно-политический и эстетический, которые заметно расширяют и углубляют анализ содержания планетарного сознания.

Формирование планетарного сознания осуществляется не только в сфере теории, чистой мысли, но и в практической деятельности. Осуществление опыта планетарного сознания в глобальном его масштабе в практике через взаимодействие целесообразного и естественного»

Осуществление опыта планетарного сознания в глобальном его масштабе реализуется в практике через взаимодействие, целесообразного и естественного.

В последней главе обосновывается, что глобальные беды надвигающиеся на современную цивилизацию, в большей мере, чем какие-либо другие обстоятельства, вызывают необходимость выработки общепланетарной стратегии, основанной на приоритетах общечеловеческих ценностей. При этом, утверждение в самосознании народов общего понимания ценности бытия человека как верховного блага оказывается главной предпосылкой планетарного сознания, а руководство принципами гуманизма, в которых следует понимать прежде всего высокие требования каждым человеком к самому себе, явится главным условием дальнейшего прогресса человеческого рода. Сама практика человечества должна быть поднята гуманистическим миро-\ воззрением на качественно новый уровень.

I *

Через конкретные формы человеческого единства личность приходит к пониманию, истинных принципов, находит их практический эквивалент в реальных формах деятельности. Историческая диалектика создает объективные условия для формирования коллективного субъекта, соединения интересов индивидов как основы планетарного сознания. Бытие человека оказалось включенным в общепланетарные связи. Его самосознание обретает глобальные, общеисторические измерения.

Бесспорно, процесс становления планетарного сознания, определяемый влиянием объективных' социокультурных и е с те с твеннона у ч -| ных факторов, должен сопровождаться активной деятельностью различных социальных институтов, владеющих особыми способами и механизмами воздействия на сознание людей. 1 Перспектива дальнейшего анализа полученных новых результатов и вынесенных на защиту положений, естественно, не исчерпывает всё » многообразие этой проблемы. В этой связи дальнейшая перспектива философского анализа представляется следующей: ! - расширить рассмотрение содержания планетарного сознания ещё двумя его аспектами: эстетического и военно-политического;

- рассмотреть механизм воздействия и влияния планетарного сознания на все формы и элементы структуры общественного сознания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Веретенников, Николай Яковлевич, 1993 год

1. Аверьянов А.К. Системное познание мира: Методологические проблемы, М,: Политиздат, 1985, -263 с.

2. Алексеев В.П. Становление человечества, М.: Политиздат, 1984, - 462 с.

3. Алтухов ВЛ. Диалектика целостного мира и новое мышление./

4. Мировая экономика и международные отношения. М., 1989, - №9,- с.53-65.

5. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль» 1988. - 415с.

6. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1988. - 258 с.

7. Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981.7» Баландин Р.К. Вернадский; жизнь, мысль, бессмертие. М.:

8. Знание, 1988. 208 с. с. Балл ер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М.:

9. Наука, 1987. 225 с. 9. Баткин Л.М, Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989, - 272.

10. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986. - 269<

11. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология Пг.: Колос, 1921.- 432 с.

12. Библер B.C. Культура. Диалог культур.// Вопросы философии.- М., 1989. № 6. - с. 32-42.

13. Биология в познании человека, М.: Наука, 1989. - 256 с.

14. Брюханов В.А. Мировоззрение К.Э.Циолковского и его научно-техническое творчество. М.: Соцэкгиз, 1959. - 170 с.1. X d4 —*

15. Буева JI.П. Общественный прогресс и гуманизм. М,: Знание, I 1985. - 64 с.

16. Бункина М.К., Климов Ю.М., Мотылев В.В. Разум против безуtмия: "Соц.«экон. аспекты новых массовых движений". М.: Мысль, 1987 - 252 с.1.V

17. Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. М.: Политиздат,1989. 131 с.

18. Бэкон Ф. Новый Органон. М.: Соцэкгиз, 1938. - 244 с.

19. Вазюлин В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии.- М.: йзд-во МГУ, 1988. 328 с,

20. Васинский А.И. Пейзаж будущего, М.: Политиздат, 1985. --206 с.

21. Вдовиченско Л.Н. Альтернативное движение в поисках альтернатив. М.: Мысль, 1988. - 186 с.

22. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М.: Л: Изд-во АН СССР, 1940. 25 с.

23. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимиии. М,: Наука, 1980- 320 с.

24. Вернадский В.И. Очерки геохимии. М.: Наука, 1983. - 422 с.

25. Вернадский В.И. Биосфера. (Избранные труды по биогеохимиии).I1. М.: Мысль, 1987. 376 с.

26. Вернадский В.И. Живое вещество. М»: Наука, 1978. - 358 с.

27. Вернадский В.И. Научная мычль как планетное явление. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1977, кн.2 - 191 с.

28. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и еёокружения. М»: Наука, 1965. - 374 с. 29. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство иsвремя в неживой природе. М.: Наука, 1977. - 191 с.1.i i

29. Вернадский В.И. Мысли и замечания о Гёте как натуралисте. В кн. В.И. Вернадский. Избр, тр. по истории науки. М.: Наука, 1981, с,242-289.

30. Вернадский В.И. Страницы автобиографии. М.: Политиздат, 1981, - 350 с.

31. В.И.Вернадский и современность. М,: Наука, 1986, - 232 с.

32. Вернадский и современный мир. М.: Молодая гвардия, 1988,352 с.

33. В.й. Вернадский и современная наука. Л.: Наука. Лен. отд. 1988, - 112 с.

34. Взаимодействие общества и природы. Философско-методологичес-кие аспекты экологической проблемы. М.: Наука, 1986, -349 с,

35. Владимиров Ю.С. Пространство время: явные и скрытые размерности. - М.: Наука, 1989, - 191 с.

36. Войтыло К. Основания этики.// Вопросы философии. М., 1191. - № I. -с. 29-59.

37. Волков Г.Н. У колыбели науки. М.: Молодая гвардия, 1971,224 с.

38. Впереди своего века. Изд. Машиностроение. М.: 1970, - 310с.

39. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере, -М.: Просвещение, 1989, 160 с.

40. В поисках нового мировоззрения: И.Пригожин.,Е. и Н, Рерихи. М.: Знание, 199I. - 64 с.

41. Ганжин В.Т. Социалистическая нравственность как система: проблемы, процессы, отношения. М.: МГУ, 1987. - 167 с»

42. Гегель. Энциклопедия философских наук. т. I. Наука логики.-М,: Мысль, 1974, 452 с,44» Гегель. Соч. М,, Л., 1930, т. I, с.153.

43. Гегель. Энциклопедия философских наук. ТД* Наука логики.1. М.: Мысль, 1974. 452 с.

44. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М.: Знание, 1990, - 64 с.

45. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. ~М.: Прогресс, 1990. 495 с. .

46. Горбачев M.G. Перестройка и новое мыишение для нашей страны и для всего мира. М.: Политиздат, 1988. - 271 с.

47. Горбачев М.С. Выступление в Организации Объединенных Наций,7 дек. 1988 г. М.: Политиздат, 1988, - 32 с.

48. Грибанов Д.П. Философские взгляды А. Эйнштейна и развитие теории относительности. М.: Наука, 1987, » 272 с.

49. Гринишин Д.М., Корнилов C.B. Иммануил-Кант-ученый, философ, гуманист. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 147 с.i 52. Громыко А.А., Ломейко В.Б. Новое мышление в ядерный век.

50. М.: Международные отношения, 1984, 292 с.j

51. Громыко А. и др. Выживут ли земляне? М.: Прогресс, 1989.-200 с.

52. Гришин С.Д., Лесков Л.В. Индустриализация космоса: Проблемыи перспективы. М.: Наука, 1987. - 352 с.

53. Грушин Б.А* Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М,: Политиздат, 1987. - 368 с.

54. Гутеров В.А» Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 288 с.

55. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. -М.: Прогресс. 1982. 312 с.

56. Дадаян B.C. Орбиты планетарной экономики. ~ М.: Наука, 1969. 192 с.

57. Диалог и коммуникация философские проблемы. (Материалы "круглого стола") /Вопросы философии. 1989, - № 7, с.3-27.

58. Диалог в Брайтоне. Человек в настоящем и будущем. М.: Знание, 1989. - 64 с.

59. Диалоги: Полемич. статьи о возможных последствиях развития современной науки. М.: Политиздат, 1979. - 397,с.

60. Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философеко-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990, -399 с,

61. Друянов В,А. Загадочная биография Земли. М.: Недра, 1989.159 с,

62. Дилигенский Г.Г. Марксизм и проблемы массового сознания./ Вопросы философии. 1983, №11, с. 3-15.

63. Дилигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизации./ Вопросы философии. 1991, №3, с.29-42.

64. Дубинин Н.П. Что такое человек. М,: Мысль, 1983, - 334 с.г--* оубко Е.Л., Титов В.А, Идеал, справедливость, счастье. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 191 с.

65. Ерахтин A.B. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. 152 с.

66. Ермичев A.A. Три свободы Николая Бердяева. М.: Знание, 1990. - 64 с.1. TQQ — -S. Ov

67. Ермошин B.B. Проблемы войны и мира в политике--правовых учениях Нового времени. М.: Наука, 1989. - 207 с.

68. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. - 352 с.

69. Забелин И.М. Физическая география и наука будущего. М.: Мысль, 1970. - 176 с.

70. За гармонизацию взаимоотношений человека с природой. М.: Наука, 1989. - 172 с.

71. Залыгин СЛ. Поворот. М.: Мысль, 1987. - 77 с.

72. Заренков H.A. Теоретическая биология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 216 с.

73. Зеньковский В.В. История русской философии* Т.2.~Л,:Зго, 1991.

74. Зигель Ф.В. Путешествие по недрам планет.- М.: Недра, 1988. 220 с.

75. Зотов А.Ф. Структура научного мышления.-М.: Политиздат, 1973. 182 с.

76. Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий./ Вопросы философии. -М., 1989. №9, с.3-15.

77. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс. М.: Изд-во Моек.ун-та, 1989. - 232 с.

78. Илларионова Н.В.,Илларионов Н.С. Социально-экологические аспекты ускорения общественного развития. Кишинев, Штиинца, 1988. - 130 с.

79. Ирибаджаков Н. Критика метафизического разума. М.: Прогресс, 1983. - 479 с.

80. Кал ай ко в И. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984.240 с.

81. Кибернетика и ноосфера. М.: Наука, 1986, - 160 с.

82. Кимелев Ю.А. »Полякова Н.Л, Наука и религия: историко-культурный очерк. М.: Наука, 1988. - 173 с.

83. Капто A.C. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы.-М.: Политиздат, 1990. 432 с.

84. Кинг А. Какой видится модель будущего, /Проблемы мира и социализма. M., 1987. - №5, с.36-38.

85. Киселев H.H. Мировоззрение и экология. Киев, Наук.думка. 1990. - 216 с.

86. Клюев A.B., Косов Ю.В. В фокусе общечеловеческих проблем.-Л.: Лениздат, 1989. 160 с.

87. Коган Л.Н» Человек и его судьба, М.: Мысль, 1983.- 283 с.

88. Козин Н.Г. Бесконечность. Прогресс. Человек» (Статус человека в объективной реальности). Изд-во Саратовского ун-та.1988, 200 с.

89. Козлова H.H. Социализм и сознание масс, (социально-философские проблемы). М,: Наука, 1989. - 160 с.

90. Комаров В.Н., Пановкин Б.Н, Человек познающий. М.: Моек, рабочий, 1983. - 220 с.

91. Комаров В.Н. В космическом зеркале. М.: Сов. Россия,1989, 240 с.100, Косолапов В.В., Гончаренко А.Н. XXI век в зеркале футурологии. М. : Мысль, 1987. - 238 с.

92. Костин А.И. Глобальные проблемы современности и идеологическая борьба. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989, - 256 с.

93. Диалектика и проблема иррационального. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 478с.

94. Крымский С.Б., Кузнецов В.М. Мировоззренческие категории в современном естествознании. Киев, Hayкова думка, 1983. - 222 с.

95. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса, М.: Политиздат, 1986. - 399 с.

96. Кузнецов Б.Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. М.: Наука, 1972. - 607'.

97. Кузнецов Б.Г. Этюды об Эйнштейне.- М.: Наука. 1970 495 с.

98. Кузнецов Г.А. Экология и будущее. Анализ философских оснований глобальных прогнозов. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 160 с. ПО. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание,практика. М.: Политиздат, 1989. - 303 с,

99. Культура, человек и картина мира. М.: Наука. 1987.- 349с.

100. Кутырев В.А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. М.: Мысль, 1988. - 202 с.

101. Кууси П. Этот человеческий мир, М.: Прогресс, 1988. - 368с.

102. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М.: Наука, 1987. - 136 с.

103. Ленин. Философия. Современность. М.: Политиздат, 1985.447 с.

104. Лейбин В.М» Зарубежная глобалистика: проблемы и противоречия. М.: Знание, 1988. - 64 с,

105. Ливанова А. Три судьбы. Постижение мира. М.: Знание,1969. 352.

106. Лой А.Н. Сознание как предает теории познания. Киев.: Наукова думка, 1988. - 247 с.

107. П9. Лосев АЛ. Дерзание духа. M. : Политиздат, 1988. - 366 с.

108. Лось В.А. Человек и природа. Социально-философские аспекты экологических, проблем. М. : Политиздат, 1978. - 224 с,

109. Лихачев Д.С. Воспитание в себе гражданина мира.// Проблемы мира и социализма, 1987. №5.-с,40.

110. Маждович И.П.,Маждович В.И. Очерки по истории географических открытий. В 5-ти т. тЛ. М,: Просвещение, 1982. -288с.

111. Мамедов Н.М. Экология и техника (проблемы оптимальной ориентации развития техники). М.: Знание, 1988. - 64 с.

112. Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск: Наука, IV о о • Т / 3 о •

113. Маркс. Философия. Современность» М.: Политиздат, 1988. -414 с.

114. Маркс К. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Изд.2-е. т.4.с.427-428.

115. Методология в сфере теории и практики. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1988. - 306 с.

116. Мец К.В. Будущее христианства.// Вопросы философии. М.: 1990. - №9. - с.83-131.

117. Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли.-М.: Наука, 1988. 384 с.

118. Митрохин Л.Н. Христианство и борьба за мир,//Вопросы философии, -М., 1984, Ш.-c.S?.

119. Михайлов Ф.Т, Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990. - 222 с.

120. Михайловский В.Н., Хон Г'.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира. Л.: Изд. ЛГУ, 1989. - 128 с.

121. Моисеев H.H. Логика универсального эволюционизма и кооперативность./ Вопросы философии, М., 1989. - №8. - с.52-66.1. X 42 ~

122. Моисеев K.K. Экология, нравственность и политика. // Вопросы философии. М., 1989. - №5, - с.3-25.

123. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм.// Вопросы философии. -М., 1991. №3. - с.3-28.

124. Мольтман Ю. Теология надежды. //Вопросы философии.-М., 1990. №9, - с.132-148.13?. Москаленко А.Т.»Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1989. 205 с.

125. Молчанов В,И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высш. шк., 1988. - 144 с.

126. Мотрошилова Н.В. Философия и социальные императивы. Коммунист. М., 1988. - №16. - с.59-62.

127. Мощный фактор мировой политики: Встреча М.С.Горбачева с представителями международной общественности, 2 июня 1988 г. М.: Политиздат, 1988. - 46 с.

128. Нажмудинов Г.М. Проблема человека в немарксистской философии США XX века. Свердловск. Изд-во Урал, ун-та, 1989.164 с.

129. Наука и искусство географии: Спектр взглядов ученых СССР и США. М.: Прогресс, 1989. - 200с.

130. Никитина Л.Г. "Новая философия" для старого мира.- М.: Мысль, 1987. 166 с.

131. Никифоров A.C. Познание мира. М,: Сов,Россия. 1989.- 192 с.

132. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 192 с.

133. Новиков А.И. Классовый подход и новое мышление. Л.: Лениздат, 1988. - 175 с.14?. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры.// Вопр. фил ос. 1989. Ш. с.51-62.

134. Общественное сознание и его формы, М,: Политиздат, 1986. - 367 с.

135. Общество и сознание. М.: Прогресс, 1984. - 239 с.

136. Овчинников H.<S. Тенденция к единству науки. М.: Наука,1988, 272 с.

137. Ояех Л.Г. Цивилизация и революция, Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1989. - 192 с.

138. Панарин A.C. Стиль "ретро" в идеологии и политике. (Критические очерки французского неоконсерватизма), М.: Мысль,1989. 220 с,

139. Парсонс Г. Человек в современном мире. М,: Прогресс, 1985. - 429 с.

140. Перчик E.H. Среда человека: предвидимое будущее. М.: Мысль, 1990. - 365 с.

141. Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, 1988. -272 с.

142. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 429 с.

143. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы, М.: Изд-во МГУ, 1989. 191 с.

144. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985, 193 с.

145. Полищу к М.П. В преддверии натиска "третьей волны". Контуры планетарной цивилизации в общественно-политической мысли Запада. М.: Наука, 1989. - 160 с,

146. Попов A.C., Радугин A.A. Христианские фу турол о г иче с кие концепции: Критический анализ. М.: Мысль, 1987, - 202 с.

147. Поршнев Б.Ф. 0 начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М.: Мысль, 1974. - 487 с.

148. Поршнев Б.Ф, Социальная психология и история. М,: Наука, 1979. - 232 с.

149. Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989. - 256 с. 166. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М.: Наука, 19 ои. — 312 с»

150. Цукшанский Б.Я. Обыденное сознание. Опыт философского осмысления. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1987. - 152 с.

151. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. -М.: Политиздат, 1982. 303 с.

152. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. -М.: Изд-во Иностр. лит-ры, 1957. 555 с.

153. Ре те юм АЛО. Земные мира. -М.: Мысль, 1988. 266 с.

154. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973. - 402 с.

155. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте куль туры в современном обществе,-М.: Политиздат, 1991. -336с.

156. Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно. М.: Прогресс, 1989.• -т р3 X. С j с»

157. Самохвалова В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма.//

158. Философские науки. М., 1992. - №3. - сЛ61-167.

159. Семченко А.Т, Современный апокалипсис: Критика идеологии катастрофизма. М.: Политиздат, 1989, - 126 с.

160. Сердюк A.M. Непростые заботы человечества: научно-технический прогресс, здоровье человека, экология. -М.: Политиздат, 1988. 299 с.

161. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Диалектика категориальных форм познания. (Космос Аристотеля и наука нового времени). Л.: Изд-во ЛГУ. 1987. - 167 с.•<•. Симеонова A.M. Человек рядом. М.: Политиздат, 1989. 1.о 9 С *

162. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. ~ М.: Наука,х. \у tifzj » ¿50 s с •

163. Симкин Г.Н. Рождение Этосферы.// Вопросы философии.- М., 1992. №3. - с.95-103.

164. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание.-М,: Политиздат, 1983. 264 с.

165. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. - 319 с.

166. Скибицкий М.М. Мировоззрение, естествознание, теология. -М.: Политиздат, 1986. 223 с.

167. Скинер Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов? М.: Мир, 1989. - 264 с.

168. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия.-М.: Изд-во МГУ, 1989. 200 с.

169. Соловьев B.C. Собр. соч. в 10 т. 2-ое изд. - Спб., 1911-1914.

170. Социализм и прогресс человечества: Глобальные проблемы цивилизации. М.: Политиздат, 1987. - 447 с.

171. Спасский Б.И. Физика для философов. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 188 с.

172. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

173. Тавризян Г.М., 0. Шпенглер., Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.:Искусство, 1988. - 272 с.

174. Тарасенко Н.Ф. Природа, технология, культура. Киев: Наук, думка, 1985. - 255 с.

175. Тарасов Л.М. Чудо в зеркале разума. Л.: Лениздат, 1989. - 254 с.- 146

176. Толстой Л,Н, Поли. собр. соч., М. Л., 1935.

177. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия» М.: Наука, 1987. - 255 с.

178. Туреунов А» Философия и современная космология. М.: Политиздат, 1977. - 191 с,

179. Туреунов А. Философские основания космологии (Идея единства микрокосма и макрокосма в истории философии и современной науке), М.: Знание, 1977. - 64 с.

180. Цколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец У начало УП века). - М.: Наука, 1989. -320 с.

181. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., Мысль, 1968. - 324 с.

182. Уледов А.К. Перестройка и сознание. М.: Мысль, 1988.106 с.

183. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990.1CJ о •

184. Урсул А.Д. Человечество, Земля, Вселенная. (Филос. проблемы космонавтики). М.: Мысль, 1977. - 264 с.

185. Урсул А.Д., Школенко Ю.А. Человек и Вселенная. М.: Знание, 1980. - 64 с.

186. Уткин А.И. Американская футурология международных отношений в XX веке. М.: Наука, 1989. - 176 с,

187. Учение В.й. Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности. (Тезисф докладов Всесоюзной конференции," посвященной 125-летию со дня рождения В.И.Вернадского, -М.: 1988г., 30-31 мая). М.: 1988. 2/П-272 с.

188. Федякин И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М.: Наука, 1989. - 216 с.

189. Филатов ВЛ1. Научное познание и мир человека, М.: Политиздат, 1989, - 270 с.

190. Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991, - 413 с.

191. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1979. - 336.

192. Фролов И.Т. Человек-наука-гуманизм (фил ос офс ко-публицистический очерк проблемы). М.: Знание, 1982. - 64 с.

193. Фролов И.Т. 0 человеке и гуманизме: Работы разных лет, -М.: Политиздат, 1989. 559 с.

194. Холличер В. Личность и гуманизм. М.: Прогресс. 1981, -174 с.

195. Холодный Н.Г. Избранные труды. В 3-х. т. Изд. АН УССР Киев, 1957.

196. Циолковский К.Э. Воля Вселенной, Неизвестные разумные силы. Калуга, 1928.

197. Человек-наука-природа, Диалектико-материалистические основы научного миропонимания. Л, изд. Лен. ун-та. 1986, 136 с.

198. Черноушек М. Психология жизненной среды, М,: Мысль, 1989.174 с.

199. Чижевский АЛ. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль,1976. 367 с.

200. Чинакова Л.И. Социальный детерменизм. Проблема движущих силразвития общества. М.: Политиздат, 1985. - 159 с.

201. Чувство земли: Советские писатели и ученые об охране родной природы, об экологии хозяйствования. М.: Мысль, 1988.269 с.

202. Евебс Г.М. Идея ноосферы и социальная экология.// Вопросы философии. М., 1991. - №. с. 36-45.

203. Швейцер А. Культура и этика. М,: Прогресс, 1973. - 343 с.

204. Шейнин Ю.М. Интегральный интеллект. М.:Мол.гвардия, 1970.255 с.-» 222. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. ~ М.: Наука,1976. 368 с.

205. Школенко Ю.А. Философия, экология, космонавтика: (критический очерк буржуазных доктрин). М.: Мысль, 1983. - 192 с.

206. Школенко Ю.А. Наш дом биосфера (Философско-публидиотический очерк). М.: Знание, 1988. - 64 с.

207. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности, М., Прогресс, 1990. -495.

208. Экологическая безопасность: какие дороги ведут к цели. -М.: Знание, 1990. 64 с.

209. Ярошевский Т. Размышления о человеке: марксистская концепция личности и принципы соц. гуманизма. М.: Политиздат, 1984. - 198 с.

210. Ярошевский МЛ'. История психологии.-М.: Мысль, 1985. 575 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.