Нравственные основания русского космизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Суслов, Алексей Викторович

  • Суслов, Алексей Викторович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 139
Суслов, Алексей Викторович. Нравственные основания русского космизма: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Москва. 1999. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Суслов, Алексей Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

1. КОСМОС КАК ОБЪЕКТ МОРАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОЙ

МЫСЛИ.

1.1. ТЕНДЕНЦИИ КОСМИЗМА В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.

1.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОСМИЗМА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.

1.3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ КОСМИЗМА.

2. НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РУССКОГО КОСМИЗМА.

2.1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ КОСМИЗМ.

2.2 РЕЛИГИОЗНЫЙ КОСМИЗМ.

2.3. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственные основания русского космизма»

Актуальность исследования Сегодня наука проявляет все больший интерес к человеку в том плане, является ли он вершиной развития бесконечного мира, вселенной, или же он представляет собой определенный этап в этом развитии. Этот интерес вызван необходимостью новых знаний о природе человека и его месте в космосе, нового способа мышления о космосе и поиска иных аксиологических оценок в понимании природы, иных нравственных отношений к ней, ибо сегодня человеческая деятельность сама по себе приобретает мощь и размах стихийной силы природы и способна изменить планетарную среду обитания живого или даже уничтожить саму жизнь. .

В философской культурной традиции возникли взаимоисключающие представления о феномене человека и его месте в мире. Так, античная парадигма в целом рассматривает бытие как упорядоченную систему — космос, важной составной частью которого является человек, подчиненный космическому порядку в плане безропотного принятия своей судьбы. Согласно идеям древнеиндийской философии, сформулированным в Упанишадах, все космические силы, созданные Атманом (абсолютным сознанием) и благодаря ему, вошли в человека и создали его тело и душу, являясь силами самого Атмана. А в протоиранской религии, зороастризме, человек помогает Богу-творцу в поддержании порядка, мира.

В интерпретации христианской философии человек — отчасти Бог, отчасти животное, отчасти бесконечен, отчасти конечен. Поскольку человек довольно сложная система, сочетающая в себе телесное, земное, греховное и духовное, божественное начало, то можно понять эти противоречивые суждения, характерные для всей истории религии и философии.

1 Совершенно иной взгляд представлен в трудах К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена, представлявших человека как результат космогенеза, считавших, что развитие человека идет к единому планетарному образованию и экспансии в просторы вселенной. Здесь ученые исходят из понимания человека как космопланетарного существа, как микровселенной, неразрывно связанного бесконечной «нитью жизни» с вселенной, которая является частью сверхвселенной, что предполагает вечность существования жизни и разума. '

- Актуальность исследования русского космизма связана с поисками путей выхода из кризиса, вызванного нарушением экологических связей, разрушающих природу, порождающих отчужденное, антигуманное отношение к космосу, а также с проблемами выживания человечества в условиях глобальных катастроф, а отсюда необходимостью разработки новой, по мнению западных и восточных философов, планетарной этики, способной привести человечество к благой жизни.

В философской литературе обозначена специфика и острота экологической ситуации, чреватой катастрофой для всей земной жизни.1 Специфика в том, что в нынешнюю эпоху происходит переход от тысячелетнего стихийного развития локальных цивилизаций, которые, сменяя друг друга, оставляли после себя разрушенную природу, к мировой цивилизации, чье существование зависит от соблюдения предельно допустимых нагрузок на природу. С точки зрения биологии, в природе действует «правило десяти процентов», то есть в экстремальных условиях земная природа способна выдержать десятикратную нагрузку в сравнении с обычной. Сегодня же созидательная деятельность человека часто нарушает это правило, поэтому она не соотносится с восстановительными возможностями биосферы, поэтому планетарные ресурсы жизнеобеспечения не выдерживают давления цивилизации и идет

1 См.: например, Человек в контексте глобальных проблем. —

М., 1989. процесс их деградации. Если добавить к этому все остальные проблемы, то получим ужасающую картину абсурдности человеческого существования, трагического и неопределенного.

Представители восточной и западной философии для решения этой проблемы предлагают выход к общей нравственной платформе, к так называемой планетарной этике, о необходимости которой говорят К.О. Апель, С. Стоянов, Б. Матилал и др. Планетарная этика призвана защищать культурный плюрализм и отстаивать интересы всего человечества.

В этом смысле и привлекательна концепция русского космизма, уже получающая свое воплощение. Действительно, сегодня биосфера превращается в качественно новый феномен — ноосферу, как диалектическое единство биосферы и техносферы, а человечество — в социальный суперорганизм, обладающий планетарным сознанием, что, в свою очередь, поможет преодолеть кризис, вызванный глобальными проблемами.

Актуальность теории русского космизма прежде всего в том, что она может быть сориентирована на нравственное совершенство человека и человечества. В ней фиксируются закономерности, на основе которых должно осуществляться управление социально-природными процессами как в интересах самого человека, так и прогрессивного развития человеческой цивилизации на планете Земля. А это весьма актуально не только для изучения и решения экологических проблем, создания новой экокультуры, но и для решения проблемы бессмертия, которая всесторонне проанализирована в теории русского космизма.

Степень разработанности проблемы

Сегодня в отечественной литературе нет специальных исследований по нравственной мотивации космизма, также отсутствуют и специальные работы, посвященные этико-философскому анализу проблем, связанных с русским космизмом. В связи с этим в работе над исследованием автору пришлось проанализировать и использовать источники различных направлений философии, связанные с узловыми проблемами диссертации.

Прежде всего диссертант изучил работы, связанные с трактовкой понятия "космизм" и его сущностью. Кстати, этих работ тоже немного. Это труды В.Н. Гиренка, A.B. Гулыги, Л.Э. Венцковского и М.И. Потапенко, В.Н. Дуденкова, В.П. Казначеева и Е.А. Спирина, О.Д. Куракиной, С.Г. Семеновой. Названные авторы стоят в основном на позициях широкой трактовки русского космизма как специфического мировосприятия, как особенности рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего и во всем, как преобладания вселенского над индивидуальным. Учитывая все это, мы определяем космизм как уникальный тип мировосприятия, выражающийся идеей всеединства всего сущего с вселенной, гармонией человека и космоса, а также необходимостью продолжения продуктивных функций сознания в целях достижения бессмертия человека и человечества.

Пожалуй, на удовлетворительном уровне разработана проблема бытия человека, хотя ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единого мнения о месте и роли человека в универсуме. Для изучения этой проблемы автору пришлось проанализировать позицию различных философских школ и направлений от античности и до наших дней на основе многотомной истории философии. Комплексный подход к человеку, его сущности, диалектике отношений с обществом и природой представлен в работах Б.Г. Григорьяна, Л.П. Буе-вой, A.A. Гусейнова, И.Т. Фролова, О.П. Целиковой и др.

Представители зарубежной антропологической мысли акцентируют внимание, прежде всего, на существовании отдельного, конкретного индивида. Следует отметить, что ориентация на индивидуальность человека, его ценности, размышления по поводу человеческой активности, деятельности, свободы и ответственности, моральных установок характерны для многих авторов: А. Камю, Э. Мунье, Г. Парсонса, Ю. Хабермаса, Э. Фромма и др.

Значительное место в нашем исследовании занимает историко-философское учение о душе, которое наиболее полно разработано в трудах Аристотеля, для которого душа — активное целесообразное начало (энтелехия) живого тела, неотделимое от него. В трудах Р. Декарта душа и тело разделены на две самостоятельные, независящие друг от друга субстанции, а И. Кант выводит душу в область трансцендентальных идей, обуславливающих возможность человеческого бытия. Проблема бессмертия души и бессмертия человека является доминирующей в работах представителей религиозной философии: Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Франка, Н. Федорова, П. Флоренского. Что касается отечественной литературы последнего десятилетия, то исследований, посвященных проблеме смерти и бессмертия, не было, кроме небольших статей в философских журналах начала 90-х годов, а также текущих лет. Автор имеет в виду статьи Д.И. Дубровского, В. Пряхина, Р. Галимова и др., в которых подчеркивается, что для достижения бессмертия необходимо решить главную проблему бытия — проблему нравственного очищения человека, изменения нравственных устоев современного общества для чего, в свою очередь, необходима всеобщая воля к выживанию.

Эволюция человека от биосферы к ноосфере как проявление гуманистической философской традиции разрабатывалась в трудах В. Вернадского, Тейяра де Шардена. Именно в работах Вернадского сформулировано учение о биосфере и ее преобразовании в ноосферу. Биосфера Вернадского — это планетарно-космическое естественное явление, и ее живое вещество есть новая геологическая сила в эволюции планеты, когда все изменения, процессы и динамика на будущее определяются разумом человека. Идеи Вернадского получили развитие в работах B.C. Голубева, Э.В. Гирусова, А.Д. Урсула, H.H. Моисеева, A.A. Оносова и др. Ученые подчеркивают, что для выживания человечества есть только один путь — восхождение к ноосфере, всеобщий переход к ноосферному способу производства, где определяющим началом будет в первую очередь человеческая деятельность. А.Д. Урсул в своих работах развивает идеи перехода общества к устойчивому развитию, где одной из его ступеней развития и становления ноосферы будет космическое общество.

Определенные трудности автор испытал при анализе предпосылок русского космизма, которые почти не изучены в нашей литературе, есть определенные наметки в работе

В.Н. Дуденкова, но он отмечает лишь некоторые причины возникновения космизма, тем не менее, они оказались весьма полезными. Анализируя предпосылки русского космизма, диссертант обратился к истории русской культуры и философии, в частности, к трудам В.В. Зенковского, А.Ф. Замалеева, A.A. Галактионова, П.Ф. Никандрова и др.

В связи с анализом различных направлений космизма автор обратился к трудам В. Вернадского, К. Циолковского, А. Чижевского, Вл. Соловьева, С. Булгакова, Е. Блават-ской, Е. и Н. Рерихов, П. Флоренского, С. Франка, Ф. Гиренка, В. Дуденкова, А. Савина и ДР

При обосновании особенностей нравственной мотивации русского космизма автор использовал источники представителей отечественной этики, работы: С.Ф. Анисимова, Б.П. Вышеславцева, A.A. Гусейнова, Д.П. Горского, П.А. Кропоткина, М.Г. Лазарь, М.Г. Макарова, М.П. Медянцевой, Н.О. Лосского, A.B. Разина, Н.К. Рериха, Н.В. Рыбаковой, А.И. Ти-таренко, В.А. Титова, Б.А. Чагина, О.П. Целиковой, а также H.A. Бердяева, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и др.

Цели и задачи исследования. Цель исследования обусловлена научно-практической актуальностью проблемы выживания самой человеческой цивилизации, включающей в себя осознание противоречий между обществом и природой. Целью данного исследования является философское обоснование нравственной мотивации космизма на базе методологических и метафизических оснований современной картины мира. Автор для реализации поставленной цели исследования ставит в данной работе следующие задачи:

• проанализировать тенденции космизма в истории западной философии;

• выявить предпосылки становления космизма в русской философии;

• обосновать нравственную мотивацию космизма;

• раскрыть нравственное содержание основных направлений русского космизма.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Для проведения своего исследования автор опирался на методологию целостного, системного подхода к изучаемой проблеме. Поставленные цели исследования с необходимостью требовали от автора использования метода исторического и логического. В работе использованы положения и теории, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, этиков, социологов и их исследовательские данные.

Источниковедческая база исследования. Основу исследования, проведенного диссертантом, составляют работы:

• труды классиков отечественной и мировой философской мысли: Платона, Аристотеля, Р. Декарта, К. Маркса, В. Ленина, Г. Лейбница, Дж. Локка, Б. Спинозы, И. Канта,

A. Радищева, Г. Сковороды, Вл. Соловьева, Н. Федорова, Д. Юма и др.;

• естественнонаучные, философские и общественно-публицистические труды: С. Булгакова, Н. Бердяева, В. Вернадского, М. Гершензона, Б. Григорьяна, В. Голубева,

B. Зенковского, И. Ильина, Л. Карсавина, Р. Колленгвуда, А. Лосева, Н. Лосского, Н. Моисеева, Э. Мунье, А. Сухово-Кобылина, Г. Парсонса, Тейяра де Шардена, М. Шелера, Е. Трубецкого, П. Флоренского, С. Франка, М. Хайдеггера, Ю. Хабермаса, А. Урсула, А. Чижевского, К. Циолковского и др.;

• работы представителей современной отечественной этической мысли и социальной философии: С. Анисимова, Л. Архангельского, В. Василенко, Б. Вышеславцева, А. Гусейнова, Ю. Давыдова, П. Кропоткина, Г. Лазаря, М. Медянцевой, А. Разина, Н. Рериха, Н. Рыбаковой, А. Титаренко, В. Титова, О. Целиковой и др.

Научная новизна работы состоит в том, что автором:

• дано новое определение космизма как уникального типа мировосприятия, выражающегося идеей всеединства всего сущего с вселенной, гармонией человека и космоса, а также необходимостью продолжения продуктивных функций сознания в целях достижения бессмертия человека и человечества;

• на основе анализа проблем бытия человека в истории западной философии сделан вывод о том, что обращение к тенденциям развития вселенной нельзя исключать из мировоззренческого самоопределения человека;

• впервые проанализированы предпосылки русского космизма. Показано, что возникновение русского космизма было подготовлено всем ходом развития отечественной культуры, науки и философии, что он формировался под влиянием идей обожения космоса, содержащихся в ортодоксальных представлениях православной церкви, формировавшей особенности морального сознания русского народа — его религиозность, искание абсолютного добра, чуткость к искажениям добра злом и возможность достижения благой жизни в Царствии Божьем;

• впервые предпринят философский анализ нравственных оснований космизма и моральных мотивов деятельности представителей различных направлений космизма на современной методологической базе. Автор пришел к выводу, что главной нравственной основой (причиной) космизма и мотивом деятельности русских философов является чувство "долженствования" и обязательства перед живущими и будущими поколениями в сохранении человеческого вида вместе с его планетарно-вселенским окружением;

• сделан вывод, что особенность нравственной мотивации космизма в стремлении к благой жизни человека, который является не только биосоциальным существом, соблюдающим «земную этику», но также и гражданином эволюционизирующего космоса. В основе мотивации лежит обобщающий принцип дополнительности: синтез и диалектическая взаимосвязь истины, добра и красоты, любви, эгоизма, долга, добродетели, стремления к благой жизни, к счастью, к бессмертию через продолжение продуктивных функций сознания;

• сделан вывод, что работы по преобразованию, освоению вселенной необходимы для обеспечения смысложизненной мотивации деятельности человека, подлинного элемента Вселенной, для которого характерна сложная история эволюции и развития, уходящая в неведомое нам будущее, новый (по выражению В. Канке) темпомир. Эти работы помогают осознавать величие и мощь нашей доброй воли перед лицом глобальных проблем современности, способствуют правильному моральному, политическому и экологическому выбору.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Суслов, Алексей Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, русский космизм как универсалистский тип миросозерцания, рассматривающий онтологию мира и человека в их единстве, в диалектической связи микрокосма человека и макрокосма природы, сложился в результате переосмысления представлений древних и западноевропейских философов о бытии человека, о его взаимосвязях с космической средой мира. Возникновение и развитие русского космизма было подготовлено всем ходом развития отечественной культуры, философии и науки, озабоченных поиском иных аксиологических оценок в понимании природы, иных нравственных отношений к ней, поиском путей к бессмертию человечества через его самосовершенствование.

В соответствии с отечественными духовно-культурными традициями и диалектическим снятием западноевропейских идей всеединства в русском космизме они предстали в форме научно разработанной концепции о единстве космоса, жизни, разума. Эта тенденция в равной мере проявилась в различных направлениях космизма: естественнонаучном, религиозном, эстетическом.

Для всех направлений русского космизма характерно выражение наиболее глубоких нравственных мотивов человеческой деятельности: чувства долженствования и обязательства перед живущими и будущими поколениями в сохранении человеческого вида вместе с его планетарно-вселенским окружением. В основе морального мотива, на наш взгляд, лежит принцип дополнительности, объединяющий совокупность таких моральных мотивов, как долг, добродетели, вера, любовь к богу, сыновья любовь к родителям, любовь к природе как космическое чувство, стремление к счастью к благой жизни, и собственно прагматических мотивов бытия, связанных с утверждением достоинства личности в деятельности планетарного масштаба.

Именно любовь, с точки зрения космистов, как онтологический акт, как онтологическая связь, как стремление к единству всего, мира, к вечному, космосу, позволяющее познать «красоту духовную», выступает в качестве доминирующей всеобъемлющей категории в борьбе за бессмертие человечества, которое оно может достичь (мы согласны здесь с А. Гулыгой), изменив свою нравственную природу, сделав этику любви всеобщим принципом поведения, превратив ее в онтологию человеческого бытия. Причем это космическое устремление к бессмертию основано на чувстве ответственности за космос, за созданную культуру, за грядущую ноосферу, которой суждено стать новым фактором развития вселенной, характерно для всех течений космизма.

Наиболее остро проблема смерти и бессмертия ставилась и переживалась в религиозном космизме. Одни представители этого направления отстаивали идею единства человека и природы, связи души и космоса в терминах регуляции и воскрешения. Воскрешение для Н. Федорова — это высшая гарантия бессмертной жизни, достижение которой связано с обретением гармонии как внутри отдельного индивида, так и между всеми людьми. Другие видели достижение гармонии и вечной жизни в самосовершенствовании человека и человечества на нравственных основах: «оправдание добра», сострадание, веры, долженствования и любви к Богу, сыновней любви к родителям и т.д.

Проблема бессмертия глубоко волновала и сторонников естественнонаучного космизма (В. Вернадского, К. Циолковского, А. Чижевского). Для Вернадского, например, нравственное бессмертие индивидуальностей выражается в сохранении их имен в исторической памяти народов. Сопереживая свое единство с вечной вселенной, с биосферой (планетарным разумом человечества), человек теряет способность творить зло, так он осознает, что это ведет к саморазрушению. И в этом один из важнейших нравственных смыслов ноосферы. Человек, осознающий сопричастность, гармоническое единство с ноосферой, достигнет высшей ступени нравственного развития.

С точки зрения космистов, для решения вопросов, связанных с проблемой выживания человечества, необходима гармонично мыслящая личность, осознающая свое высокое человеческое достоинство и моральный долг перед человечеством, выполнение которого требует мужества в принятии трудных взвешенных решений в ситуациях исключительного нравственного напряжения. Отрадно, что учение о биосфере и размышления космистов дают определенные результаты. Так, в последнее время повсеместно распространился новый нравственный принцип «не повреди биосферу, хотя при этом употребляются слова «охрана природы» и т.п. Мы согласны с А. Быховским, что за ними видится совершенно новое нравственное устремление человека. Ученые-космисты верили в созидающие способности гармоничной и свободной мысли, основанной на морали, верили, что свободное творчество и труд культурного человечества способны привести мировое сообщество к ноосферному действительном единству, вернее, не только верили, но и указали пути продолжения продуктивных функций сознания.

В эстетическом направлении космизма также отражены поиски связи между истиной и смыслом человеческого существования. Представители этого направления видели высокую цель мирового процесса в достижении индивидуального бессмертия. Восприятие человека, как существа космического пронизывало поэзию Ф. Тютчева, этику и живопись I. Рериха, прозу В. Одоевского. Единство человека и космоса осмысливалось русскими косми-стами как детерминирующий фактор в самосовершенствовании человека, в достижении им вечности через творение нового, всеобщим трудом в преображении несовершенного бытия.

Русскому космизму присуща озабоченность проблемами сохранения экологического равновесия между обществом и естественной средой, восприятие природы как ценности высшего порядка. Воспетые в художественных произведениях идеалы предполагают глубинное нравственное развитие человека, переориентацию его сознания на новый тип отношений между человеком и природой, а именно, не на господство и управление природой, а на диалектическое единство с ней. В этом единстве человек мыслится как особый, уникальный компонент мироздания, связующее звено между костной материей и высшим проявлением духовности, т. е. космисты ориентируют нас не только на гармоническое постижение мироздания, но и на единство ценностей экологического и социально-духовного как единого аксиологического континуума.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.