Становление и развитие жанра литературной сказки в узбекской советской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Алимов, Сайиткул

  • Алимов, Сайиткул
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Ташкент
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 167
Алимов, Сайиткул. Становление и развитие жанра литературной сказки в узбекской советской литературе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Ташкент. 1984. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Алимов, Сайиткул

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЖАНРА ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ В УЗБЕКСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Глава П. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК ПО ИХ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

Глава Ш. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ

СКАЗОК.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие жанра литературной сказки в узбекской советской литературе»

Актуальность темы. Историю мировой литературы, от самых ее истоков, невозможно представить без идейно-эстетического воздействия устного народного творчества. Связанные с этим процессы, протекающие в общем русле социально-исторического прогресса, по своему содержанию и формам являются сложными и многоплановыми, представляют далеко не только историко-литературный интерес. Вопросы влияния фольклора на письменную литературу, рассматриваемые на основе марксистско-ленинской теории, и ныне чрезвычайно актуальны для изучения обеих форм словесной художественной деятельности человека.

Исследование взаимоотношений письменной литературы и устного народного творчества поэтому представляет собой один из важных факторов изучения как мирового литературного процесса в целом, так и своеобразного пути развития и специфических качеств каждой национальной литературы, поскольку, как известно, искусство любого народа, в том числе узбекская советская литература, развивается в диалектическом взаимодействии традиции и новаторства; понятие же традиции включает в себя фольклор и национальную письменную классику. .

Вопросы, связанные с ролью фольклора в развитии социалистической культуры и искусства, всегда были в центре внимания Коммунистической партии, будучи существенной составной частью гениального ленинского учения о двух культурах в каждой национальной культуре, о народности и партийности искусства.

Классики научного коммунизма, диалектически, дифференцированно подходя ко всем формам идеологии, в том числе художественному творчеству, всегда подчеркивали не только общеэстетическую и высокую этическую значимость фольклора, но прежде всего его классовое социальное содержание, связанное с революционным движением, ростом сознательности народных масс, с общественным прогрессом в целом. К. Маркс и Ф. Энгельс, давая Еысокую оценку устному народному творчеству, писали: "Следовательно, если можно справедливо требовать, чтобы народная книга вообще отличалась богатым поэтическим содержанием, сочным остроумием, нравственной чистотой., - т. е. качествами, которые ео все времена остаются одинаковыми, - то мы наряду с этим вправе также потребовать, чтобы народная книга отвечала своему времени, иначе перестанет быть народной. В частности, если взять современную нам жизнь, ту борьбу за свободу, которой проникнуты Есе явления современности -развивавшийся конституционализм, сопротивление гнету аристократии, борьбу мысли с пиетизмом, жизнерадостности с остатками угрюмого аскетизма, то я не вижу, почему мы не вправе были бы требовать от народной книги, чтобы она в этом отношении прошла не путем малообразованного человека, а показала ему, хотя, конечно, не путем непосредственной дедукции, истинность и разумность этих стремлений, - но ни в коем случае не потворствовала бы лицемерию, низкопоклонству перед знатью и пиетизму"-1-.

Особо следует подчеркнуть, что, отдавая должное народной фантастике, запечатленной в фольклоре, классики научного коммунизма связывали его прежде всего с правдивым отражением действительности при помощи этой фантастики. Б. И. Ленин писал: "Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться"^. М а р к с К. и Энгельс Ф. Об искусстве, т.п.

М.: Наука, 1976, с. 525. р

Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 19.

Следуя ленинским принципам отношения к прогрессивному культурному наследию, советская наука, литературоведение и фольклористика признают и внимательно изучают роль фольклора как в историко-литературном плане, так и в плане его творческого использования в современном литературном процессе.

Если узбекскую советскую литературу рассматривать с этой точки зрения, то процесс ее формирования и те достижения, к которым она пришла сегодня, невозможно представить без участия фольклора. О его влиянии на творчество классиков реализма, на многонациональную литературу социалистического реализма в советском литературоведении и фольклористике имеются десятки фундаментальных трудов1.

В них смысл и характер использования фольклоризмов в письменной литературе рассматривается в аспекте традиции и новаторства и в двух основных направлениях: I) классические формы воздействия, использования устного народного творчества; 2) современные формы воздействия фольклора и творческого его использова

1 Б е р к о в П. Н. Ломоносов и фольклор. - В кн.: Ломоносов. Сборник. М.-Л., 1946; Бутусов В. И. Народное творчество в художественной практике Пушкина. - М., 1949; А з а д о вс к и й М. К. Пушкин и фольклор. - В кн.: Литература и фольклор. Л., 1938; Его же. Фольклоризм Лермонтова. - В кн.: Статьи о литературе и фольклоре. М., I960; Лупанова И. П. Фольклорные основы сказки П. П. Ершова "Конек-Горбунок". - Учен. зап. Петрозаводского гос. ун-та, т. 6, вып. I, 1957; Соколов Ю. М. Некрасов и народное творчество. - Литературный критик,1938, 12;3айденшнур Э. Е. Фольклор народов Востока в творчестве Л. Н. Толстого. - В кн.: Яснополянский сборник. Тула,I960; М а т в е й ч у к Н. Ф. Творчество Горького и фольклор. - Киев, 1969; Христофоров Г. А. Горький и фольклор. - Учен, записки Ташкентского государственного педагогического ин-та, т. 86, 1972; и др. ния, поскольку б советское время по отношению к дореволюционной эпохе взаимодействие фольклорного материала и выработанных им художественных форм с профессиональным искусством приобрело качественно новое содержание. Оно сказывается на всех уровнях: идейно-тематическом, художественно-изобразительном, жанровом и т.д.

Одним из жанров, в котором близость к фольклору наиболее очевидна и где в то же время наиболее наглядна эволюция и степень творческой интерпретации мотивов и художественных средств устного народного творчества, является литературная сказка -жанр, вообще появившийся сравнительно недавно, а в узбекской советской литературе новый. Вот почему изучение впервые в диссертационной работе формирования, развития, своеобразной поэтики и значения узбекской литературной сказки помогает дальнейшему углубленному освещению как общих закономерностей, взаимосвязи письменной литературы и фольклора, так и исследованию данного малоизученного жанра. Исходя из всего этого, рассмотрение проблемы влияния традиций народных сказок на создание литературных сказок, взятой в диссертации как основной объект научного исследования, является актуальной задачей советского литературоведения и фольклористики.

Цели и задачи исследования. В узбекском литературоведении и фольклористике до сих пор не имеется ни одной серьезной работы, где исследовались бы связи народной сказки с жанром сказки лите- " ратурной, хотя творческой практикой наших писателей накоплен обширный материал.

Русское советское литературоведение и фольклористика располагают рядом работ, посвященных рассматриваемой проблематике*.

Слонимский А. Л. Сказки Пушкина. - В кн.: Сказки. Изд. 2-е. М.-Л., 1933, с. 3 - 38; А з а д о в с к и й М. К.

Среди этих исследований выделяются работы крупного советского фольклориста М.К. Азадовского, в которых анализируются литературные сказки А.С. Пушкина1. Наряду с былинами и притчами здесь учитывается роль устной сказочной традиции, благодаря творческому использованию которой сказки великого поэта стали поистине народными. При раскрытии содержания и формы литературных сказок А.С. Пушкина ученый особо останавливается на проблемах живого народного языка, на национальных обычаях, вообще реальной жизни народа, столь широко отраженных в сказочном фольклоре.

Заслуживают особого внимания изыскания советских ученых, которые велись в последние десятилетия на богатейшем материале мировой классики, многонациональной советской литературы и народного искусства. В частности, в исследованиях ленинградского ученого Л.Ю. Брауде литературная сказка объективно рассматривается как самостоятельный жанр, имеющий свои особенности и закономер

Источник сказок Пушкина. - Л., 1938; Пелисов Г. А. О фольклорных основах "Сказок" Пушкина. - Советская этнография, 1950, №4; Аникин В. П. Русские сказки в обработке писателей. -М., 1969; Б а з а н о в В. Г. От фольклора к народной книге. -Л., 1973; Путилов В. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. - Л., 1976; Брауде Л. Ю. Литературная сказка Андерсена и фольклор. - Детская литература, 1978, $10; М о т я ш о в И. Правда сказки. - Дошкольное воспитание, 1976, Л 5; Бахтина В. А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия. - В кн.: Фольклор народов РСФСР, вып. 6. Уфа, 1979; Званцева Е. П. Жанр литературной сказки в художественной литературе. - Горький, 1979; Аникин В. П., Круг л о в Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983. т х А з а д о в с к и й М. К. Литература и фольклор. - Л., 1938; Его же. Сказки Пушкина. - В кн.: Пушкин А.С. Сказки. Л., 1936, с. 105 - 141; Его же. Источник сказок Пушкина. -Л., 1938. ности развития"*-. Однако, в соответствии с избранным материалом, монография Л.Ю. Брауде, посвященная мастерству обработки народных сказок Х.К. Андерсеном, Топелиусом, С. Лагерлёф, А. Линдгрен, Т. Янсоном и другими скандинавскими писателями, не останавливается специально на вопросах традиции и новаторства, не оценивает современное состояние жанра, достижения в этой сфере советских национальных литератур, в которых на основе метода социалистического реализма, по примеру создания литературных сказок в русской советской литературе, жанр обрел новые масштабы и новые идейно-эстетические качества. Между тем, именно здесь, в широком и углубленном аспекте рассмотрения, лежат пути решения принципиальных вопросов теории и практики взаимосвязей фольклора и письменной литературы. Не случайно интерес науки к этой проблематике все более растет, что прослеживается как в повышении активности исследователей, так и в проведении ряда представительных и плодор творных всесоюзных и региональных совещаний , дискуссий на страq ницах научной периодики и т.д. Все это помогло выявить как позитивные сдвиги в изучении проблемы, так и характерные недостатки в данной сфере. "В подходе фольклористов и литературоведов к вопросу о взаимодействии народного творчества и литературы, -справедливо подчеркивает Н. Кравцов, - нередко отмечаются недостатки, которые значительно снижают научную ценность исследова

1 Б р а у д е Л. Ю. Скандинавская литературная сказка. -М.: Наука, 1979. 2 Об этом свидетельствуют всесоюзные и межзональные симпозиумы и конференции, проведенные в Уфе - 1962, Тбилиси - 1963, Улан-Удэ - 1965, Махачкале - 1967, .Душанбе - 1968, Ташкенте -1980 и Кишиневе - 198I. 3

В частности, дискуссия на страницах журнала "Вопросы литературы" в 1973 году. ний. Это, во-первых, описательность, простое перечисление фактов использования писателями фольклоризмов - фольклорных сюжетов,образов и выразительных средств, перечисление примеров влияния литературы и фольклора без теоретического и исторического осмысления этих явлений, без попытки выяснить причины обращения писателей к фольклору и воздействия их творчества на фольклорные произведения. Во-вторых, слишком общий характер рассуждений об использовании в литературе художественного опыта фольклора и фоль-клоризации литературных произведений, об усвоении фольклором литературных средств и приемов без анализа конкретных явлений, теоретизирование без раскрытия национальной специфики явлений и т особенностей индивидуальной творческой манеры писателя"х (подчеркнуто нами. - С.А.).

Узбекское литературоведение и фольклористика в последние годы также обратились к рассмотрению указанных взаимосвязей. В частности, в течение 60-70 годов появилось несколько диссертационных работ2 и научных статей, посвященных вопросам фольклориз Кравцов Н. Фольклор и литература. - В кн.: Взаимодействие литературы и фольклора. Душанбе, 1974, с. 7-8. р

Аскаров С. Фольклорные традиции в узбекской советской поэзии 20-х годов: Автореф. Дис. . канд. филол. наук. - Ташкент, 1966; Мамутов М. Традиции фольклора в узбекской советской поэзии 30-х годов: Автореф. Дис. . канд. филол. наук. - Самарканд, 1973; С а л и е в А. Мастерство Камила Яше-на в использовании фольклора: Автореф. Дис. . канд. филол. наук. - Самарканд, 1973; Аху нбабаев У. Идейно-художественные особенности узбекской советской детской сказки 60-х годов: Автореф. Дис. . канд. филол. наук. - Самарканд, 1974; Абдукулов Т. Узбекская советская детская поэма 30-х годов и фольклор: Автореф. Дис. . канд. филол. наук. - Ташкент, 1978. ма в произведениях национальной классики, узбекских советских писателей, отношению к фольклору Хамзы, А. Кадыри, А. Каххара, X. Алимджана, Г. 1уляма, Миртемира, К. Яшена1. Особенно выделяется фундаментальный монографический труд профессора Н. Маллаева "Алишер Навои и устное народное творчество", где высказаны ценные мысли о роли фольклора в определении народности, гуманизма, р эстетических ценностей наследия великого поэта0.

И все же проблема фольклоризма в письменной литературе во многих случаях понимается еще ограниченно. П.В. Выходцев прав, когда критикует некоторых исследователей, работающих над вопросами взаимоотношений фольклора и литературы, которые до сих пор не могут выйти из узкого круга фольклоризма как такового. Он справедливо подчеркивает, что при изучении этой проблемы необходимо к объекту исследования подходить не односторонне, ограничиваясь только рамками фольклоризма, а следует использовать при этом сравнительно-типологический, структурально-сравнительный о методы анализа, что будет отвечать современным требованиям . Сходной точки зрения придерживается Л.И. Емельянов: "Однако . методологические и методические трудности, встающие перед исследователем в данном случае, весьма однотипны. Они обращались к

-'■Каримов Н. Хамид Олищжон поэзиясида фольклор тра-дициялари. - Узбек тили ва адабиёти масалалари. Туплам. Тошкент, 1959; К а л а л о в Г. >;амза ва фольклор. - Тошкент: Фан, 1975; М у м и н о в Г. Х£мза ва халц огзаки ижодиёти. - Тошкент: Уки-тувчи, 1980; Собиров 0. Ойбек ижодида фольклор. - Тошкент: Фан, 1974; и др. о

Ма ллаев Н. М. Алишер Навоий ва халк огзаки ижодиёти. - Тошкент: Уцитувчи, 1974; Навоий ижодиётининг халкчиллиги.-Тошкент: Ущтувчи, 1981. 3

Выходцев П. В. Новаторство, традиции и мастерство.-Л.: Советский писатель, 1979, с. 108 - НО. таким сторонам литературного произведения, которые с фольклорными источниками, по косвенным образам, так сказать, типологически в каких-то моментах с ними совпадают"*.

В таком упрощенном понимании фольклоризма имеются объективные и субъективные стороны. В первом случае некоторые исследователи явление фольклоризма понимают механически, сводя его к сумме тех или иных сюжетов, мотивов, приемов. Во втором, - задача глубоко выявить фольклорные основы произведения, их эстетическую ценность по сути и не ставится, а походя упоминается о том, что тот или иной писатель обращается к фольклору. Как бы там ни было, понятно, что и то, и другое лишь обедняет подлинно научный, системный анализ произведения, целых литературных явлений и направлений, означает отставание науки и критики от живой практики литературного процесса.

Между тем в наше время единение национальных традиций и современности, прогрессивного этического и эстетического наследия народа и передовых коммунистических идей все чаще находит свое отражение в ярких, талантливых, масштабных произведениях, появившихся именно в результате синтеза лучших достижений фольклора и письменной литературы. Известный советский литературовед Г. Ло-мидзе писал: "Чтобы из фольклора выросла многожанровая письменная реалистическая литература, необходимы благоприятные обстоятельства, духовная, эстетическая атмосфера, при которых сдавленная и медленно развивающаяся в прошлом народная художественная энергия найдет новые широкие пути для ускоренного саморазвития"2.

Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики. -Л.: Наука, 1978, с. 173. 2

Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур. - М.: Современник, 1974, с. 286.

Современный литературный процесс подтверждает это наглядно; причем, вырастая из фольклора, литература ныне не только не отвергает его, но и плодотворно использует. Примером могут служить такие значительные произведения различных родов и жанров, как "Белый пароход", "Буранный полустанок" Ч. Айтматова, "Когда уходят киты" Ю. Рытхэу, "Женитьба кевонгов" В. Санги, "Определение берега" 0. Сулейменова, "Хоанидо и Халерха" С. Курилова, "Дата Туташ-хиа" Ч. Амирэджиби, "Мехри и Вафо" А. Кошутова, "Чинара" А.Мух-тара, "Зов Феникса" А. Матчана и многие другие. Значение этических ценностей, поэтических средств народных легенд, 'сказаний, сказок в художественной структуре этих произведений, как отмечается вдумчивыми исследователями, исключительно велико. Тем более наука и критика должны находиться на уровне новых тенденций развития литературы социалистического реализма.

Исходя из вышеизложенного, цели и задачи диссертационной работы заключаются в следующем: а) выявление исторической обусловленности творческого использования фольклора национальной письменной литературой; б) показ эволюции, своеобразия путей использования узбекской советской литературой устного народного творчества; в) определение жанра литературной сказки как нового явления в развитии узбекской советской литературы; г) показ сходств и различий народных и литературных сказок; д) выявление сути жанра литературной сказки как синтеза принципов метода социалистического реализма и творческой интерпретации народного творчества с целью глубокого отражения современной действительности; ж) определение места жанра литературной сказки в современной узбекской советской литературе и его воспитательного значения.

Материал и источники исследования. После Великой Октябрьской. социалистической революции в узбекской; советской литературе, являющейся составной частью многонациональной советской литературы, появились новые жанры, не сложившиеся ранее. Одним из таких жанров стала литературная сказка. Становление и широкое распространение этого жанра связано с именами X. Алимджана, С. Джуры, Эльбека, Суфизаде, Авлони, Ш. Сагдуллы, творчество которых началось в 20-30-е годы, а также с творчеством К. Мухаммади, А. Рахмата, И. Муслима, П. Мумина, А. Мухтара, Миртемира, М.Шейх-заде, К. Хикмата, Т. Гаипова и др. Известны десятки узбекских поэтических и прозаических литературных сказок, созданных в результате новаторского использования традиций и мотивов устного народного творчества; к ним относятся: "Айгуль и Бахтияр", "Се-мург" X. Алимджана, "Двурогий Искандер" М. Шейхзаде,"Голубой ковер", "Ласточка", "Джаннат" С. Джуры, "Пастух", "Бабочка", "Пар-да-дастурхон", "Сказки", "Прекрасная дева" Эльбека, "Дракон", "Русалка" Миртемира, "Три медведя", "Два сундука", "Аханграбо", "Хитрая лиса" Ш. Сагдуллы, "Новая сказка", "Орел" 3. Дияра,"Сандал и печка", "Жук и мышь", "Драчливая муха и храбрый ветер", "Хан-батыр", "Сказка о мудром деде и его 105 богатырях, сыновьях и дочерях" К. Мухаммади, "Сказка об Иланшахе и его слуге Осе", "Закопанное золото, болтливая женщина и предприимчивый охотник", "Чавкар" К. Хикмата, "Смелый мальчик", "Ласточка, змея и богомол", "Коварство лисы" А. Рахмата, "Безрукий художник","Еще раз о летающем коне", "Изобретение ученого", "Подарок голубого богатыря", "Атомный дракон", "Дракон и техника", "Марсианин" Т. Гаи-поеэ, "Тетик и Инжик" П. Мухаммадияровой, "Самар и Канд" Б. Бай-кабулова, "Адолат" А. Мухтара, "Сали-сурнай" С. Юнусова, "Коварство", "Черная рубашка" М. Рахмана, "История человечества" Э.Ва-хидова, "Священный цветок" Т. Убайдуллы и др. (список можно продолжить).

В диссертации использованы произведения узбекских прозаиков и поэтов, а также мастеров русской и других братских советских литератур, материалы народных сказок, опубликованные или хранящиеся в Узбекском фольклорном архиве им. X. Т. Зарифова.

Научная новизна диссертации. Некоторые из этих произведений изучались как часть национальной детской литературы, однако как особый жанр узбекская литературная сказка до сих пор не рассматривалась. Таким образом, наиболее удачные с идейно-художественной стороны и характерные из этих произведений впервые стали объектом специального исследования, структурально-типологических наблюдений и обобщений с точки зрения связей с народными сказками и особенностями жанра, его эволюцией и местом в узбекской советской литературе.

Литературная сказка в узбекской литературе с самого начала стала формироваться и развиваться на основе передового метода социалистического реализма. В результате творческой обработки на этой основе фольклорного материала, говоря словами М. Горького, "с формальной, смысловой и дидактической" сторон, был создан полноценный жанр, произведения которого в художественной форме отражают актуальные проблемы современности, решают важные воспитательные задачи. М.И. Калинин высоко оценивал устное народное творчество: "Мы знаем, что самые дароЕитые поэты, самые талантливые композиторы становились гениями в своем творчестве только тогда, когда они соприкасались с народным творчеством, когда они обращались к его истокам. Вне этого нет гениальных людей"-1-.

-'-Калинин М. И. О литературе.- М., 1949, с. 194-195.

Исходная новизна и в то же время глубинная связь с традицией исследуемого жанра, необходимость определения его основ и эволюции в узбекской советской литературе потребовали углубленно, а во многом и впервые, рассмотреть следующие актуальные для нашего литературоведения и фольклористики вопросы:

- определение в системе конкретного жанра сущности влияния фольклора на письменную литературу;

- раскрытие генезиса узбекской литературной сказки, возникшей под влиянием народной сказки;

- конкретизация в аспекте традиции и новаторства метода социалистического реализма вопросов влияния сюжетов, мотивов,образов и поэтических средств народных сказок на творчество узбекских писателей;

- индивидуальное творческое мастерство, значение и степень художественной интерпретации при стихотворном, прозаическом и драматическом изложении сюжетов или мотивов народных сказок;

- оригинальные литературные сказки на темы новых обществен-, ных отношений, современной науки и техники, созданные под влиянием поэтики народных сказок;

- выявление основных свойств поэтики жанра литературной сказки;

- роль элементов фантастики и вымысла народных сказок в поэтике разновидностей литературной сказки, в частности, в научно-художественной фантастике, определение своеобразных свойств каждой из разновидностей;

- вопросы, касающиеся традиции литературных сказок, которые являются продолжением народных сказок, их несинкретическая форма по отношению к устному творчеству; сказочная форма повествования о реальных событиях в соответствии с требованиями времени;

- раскрытие воспитательной роли исследуемого жанра в детской литературе.

Методологическая основа и источники работы. Марксистско-ленинский диалектический материализм, ленинское учение об отношении к культурному наследию прошлого определили методологию рабо-^ ты, а структурально-сравнительный анализ - ее методику. Достижения советского литературоведения и фольклористики послужили теоретическим источником.

Практическое и теоретическое значение работы. Впервые в узбекском литературоведении и фольклористике предпринятое специальное изучение жанра литературной сказки определяет теоретическое значение работы: выявление особенностей жанра и его разновидностей и на этой основе дальнейшее углубленное понимание некоторых закономерностей синтеза фольклора и письменной литературы. Положениями и выводами диссертации можно практически воспользоваться:

1. При изучении истории взаимовлияния узбекского фольклора и письменной литературы.

2. При определении схожих и различительных свойств традиционного и современного фольклора.

3. В учебно-педагогической работе в школах, на филологических факультетах вузов: а) при чтении спецкурсов о взаимоотношениях национального фольклора и письменной литературы; б) при изучении курса узбекской советской детской литературы.

4. Для составления учебников и учебно-методических пособий по истории узбекской литературы и узбекской советской детской литературы.

Апробация и публикация. Диссертационная работа обсувдена на совместном заседании кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми и узбекской литературы Ташкентского государственного института культуры, а также на объединенном заседании отделов фольклора, советской и детской литературы Института языка и литературы им. А.С. Пушкина АН УзССР. Материалы диссертации использованы автором в научных докладах на республиканских конференциях молодых ученых, проходивших в Институте языка и литературы им. А.С. Пушкина АН УзССР (1980, 1981, 1982 гг.), а также на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Ташкентского государственного института культуры (1979, 1980, 1981, 1982, I98S, 1984 гг.). По содержанию диссертации опубликованы четыре статьи и одна брошюра.

Объем и структура работы. В соответствии с целями и задачами исследования, работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обоснована актуальность темы исследования, показана степень изученности вопроса, намечены цели и задачи исследования, указано на степень его новизны и практическое значение. В первой главе показаны источники формирования и основные принципы жанра; во второй главе прослежены виды взаимоотношений народных и литературных сказок; в третьей изучена поэтика литературной сказки. В заключении даны основные выводы по теме исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Алимов, Сайиткул

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдение над большим количеством литературных сказок, которые сформировались как самостоятельный жанр в узбекской литературе, их сравнительно-типологический анализ с народными сказками дали возможность сделать следующие общие выводы:

1. Узбекские литературные сказки являются высшей идейно-эстетической ступенью творческой переработки устного народного творчества.

2. Зачатки жанра в национальной литературе впервые появляются в творчестве А. Навои и гульхани.

Фольклор как на ранних, так и на позднейших этапах развития литературы был тем художественным арсеналом, к которому писатели не переставали обращаться в самых разных отношениях"*.

Формирование литературной сказки в качестве самостоятельного жанра связано с развитием узбекской советской литературы в послеоктябрьский период. Идеи ленинской Коммунистической партии, социалистическая действительность, рост взаимосвязей с русской и другими братскими литературами народов СССР явились важными факторами этого развития. Узбекская советская литература, по-новаторски продолжившая в новой эпохе традиции классической литературы и устного народного поэтического творчества, обогатилась новыми жанрами. Являясь одним из таких жанров, литературная сказка, начиная с 30-х годов, обрела свои основные черты и большое общественное звучание в силу следующих факторов.

I. В силу того, что литературная сказка создавалась в традиционном, понятном и близком массам стиле народных сказок, она

Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики, с. 10. быстро нашла своего читателя.

2. Жанр литературной сказки, развивая высокие нравственные идеалы, гуманистические мотивы фольклора, способствовал идеалам и требованиям социалистического общества.

3. Литературная сказка, обогатившись поэтическими средствами народных сказок, выражая актуальные политические и нравственные проблемы современности в сказочной форме, является действенным средством коммунистического воспитания подрастающего поколения.

4. Литературная сказка, построенная на основе синтеза вымысла фантастических элементов волшебных народных сказок и материалистического осмысления действительности, достижений науки и техники, соответствует идейным, духовным и эстетическим запросам современника, читателя всех возрастов.

5. Одним из важнейших свойств литературной сказки является то, что обогатившись всем арсеналом народного творчества на основе достижений поэтики метода социалистического реализма, она вновь возвращает это богатство народу, но уже в другой, развитой форме.

Ныне в узбекской советской литературе создан целый ряд талантливых и значительных реалистических произведений в зрелом жанре литературной сказки. Творческий процесс издания литературной сказки, в зависимости от исторической динамики литературного процесса и индивидуальных авторских склонностей, проходит двумя путями - путем трансформации или стилизации сюжета или мотива народной сказки и следующими двумя способами.

I. Создание литературной сказки с опорой на сюжеты одной или нескольких народных сказок ("Айгуль и Бахтияр", "Семург", "Голубой ковер", "Мечта лесных жителей", "Храбрый ветер и драчливая глуха", "Оханграбо" и др.).

2. Создание оригинальных литературных сказок, связанных с общественно-политическими проблемами, вопросами современной науки и техники, коммунистической морали, без опоры на конкретные сюжеты и мотивы народных сказок. Обращение литературных сказок данного типа к традициям народных сказок, а также дастанов, легенд и преданий прослеживается в поэтических средствах, морфологии, элементах фантастики ("Сандал и печь", "Сказка о мудром деде и его 109 дочерях и сыновьях", "Хан-батыр", "Еще раз о летающем коне", "Подарок зеленого богатыря", "Атомный дракон", "Тетик и Инжик", "Священный цветок").

Произведения, входящие в жанр литературной сказки, можно классифицировать, исходя из характера их внутреннего содержания и внешней формы.

По идейно-художественным свойствам, характеризующим литературные сказки, можно подразделить на: а) литературные сказки героического, общественно-политического характера; б) этиологические литературные сказки; в) аллегорические литературные сказки дидактического характера; г) литературные сказки научно-фантастического характера.

По формальным признакам литературные сказки целесообразно

разделить на три вида: а) литературные сказки, созданные в стихотворной форме; б) литературные сказки, написанные в прозе; в) литературные сказки драматического характера.

Жанр литературной сказки является в современных условиях еысшим проявлением■фольклоризма, живой, конкретной художественной системой взаимоотношений между фольклором и письменной литературой.

Это качественно новое взаимодействие национального художественного наследия и интернационального литературного опыта, традиционного и современного, - пишет А.В. Пошатаева, говоря об одной из определяющих тенденций современного литературного процесса, - являет собою. пример плодотворного синтеза фольклора и литературы в эпоху развитого социализма. Плодотворность и художественная значимость такого взаимодействия проявляются в наши дни и в опыте среднеазиатских литератур, с теш особенностями, которые объясняются своеобразием их исторического развития. Синтез фольклорных и литературных традиций на современном уровне реалистического художественного сознания обогащает современную прозу новым типом повествования."1 Подобная тенденция, безусловно, в особенности относится к жанру литературной сказки в его современном состоянии.

Авторы литературных сказок являются как бы продолжателями устного народного творчества в эпоху развитого социализма и научно-технического прогресса, своеобразными просветителями, знакомящими настоящее и будущее поколения в сказочной форме с идейно-политическими, нравственными, трудовыми традициями старшего поколения.

Емкие по содержанию, легко понимаемые, лаконичные и динамичные по структуре, литературные сказки имеют важное воспитательное и научно-познавательное значение для детей. Известно, что, как и литературная сказка, узбекская советская детская литера

Пошатаева А. В. Фольклор и современность. - В сб.: Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М.: Наука, 1977, с. 208. тура является детищем Октября. Поэтому литературная сказка явилась одним из основных факторов, повлиявших на формирование и развитие узбекской детской литературы. Кроме того, литературная сказка в узбекской советской литературе стала основой для появления жанра фантастики.

Каким бы содержанием ни обладала литературная сказка, к какому бы типу ни принадлежала, решающими факторами остаются зрелость художественного мышления, партийность, гражданская позиция писателя. Вот почему перед узбекской литературной сказкой, ее создателями стоят важные задачи. Несмотря на отмеченные успехи, необходимо еще активнее разрабатывать актуальную, общественно-политическую и нравственную проблематику.

Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "Партия поддерживает все, что обогащает науку, культуру, помогает Боепитанию трудящихся в духе норм и принципов развитого социализма. Оно бережно, уважительно относится к талантам, к творческому поиску художника, не вмешиваясь в формы и стиль его работы. Но партия не может быть безразличной к идейному содержанию искусства. Все мы видим, как по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусств за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма"1.

Для решения этих задач необходим и дальнейший рост мастерства наших писателей, еще более органичное сопряжение ими принципов социалистического реализма с глубинным освоением фольклорных традиций.

1Андропов Ю. В. Речь на июньском. (1983) Пленуме ЦК КПСС. - Коммунист Узбекистана, 1983, Jfc 7, с. 13.

В этом большую помощь литературному процессу может и должна оказать наша литературоведческая и фольклористекая наука, призванная глубже изучать перспективный жанр литературной сказки в общетеоретическом и конкретно-национальном аспектах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Алимов, Сайиткул, 1984 год

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. Т. П. М.: Наука, 1976.

2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. М., 1974.

3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. М., 1974.

4. Ленин В. И. О литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1976.

5. Калинин М. И. О литературе. М., 1949.

6. Цеткин К. О литературе и искусстве. М., 1958.

7. Ленинское наследие и изучение фольклора. М.: Наука, 1970.

8. Горький А. М. Собр. соч. Т. 25. М., 1953.

9. Горький А. М. Собр. соч. Т. 27. М., 1953.

10. Горький А. М. 0 литературе. М., 1955.

11. Горький А. М. Адабиёт хаада. тошкент: Узадабийнашр, 1962.

12. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Правда, 1961.

13. А з а д о е с к и й М. К. Литература и фольклор. Л.: Госкомиздат, 1938.

14. Азадовский М. К. Статья о литературе и фольклоре. -М.-Л.: Художественная литература, I960.

15. Азадовский М. К. История русской фольклористики. Т.1-П, М.: Учпедгиз, 1963.

16. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Т. I. М., 1958.

17. А ф з а л о в М. И. Узбек халд эртаклари х;акида. Тошкент: Фан, 1964.

18. А ф з а л о в М. И. "Гулпари" эртакларига ёзган с^з боши.

19. Тошкент: F. Рулом нашриёти, 1969.

20. Андреев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аар-не. Л., 1929.

21. Андреев Н. П. Фольклор и литература. Литературная учеба, 1936, В 2.

22. Аникин В. П. Русские сказки в обработке писателей. М., 1969.

23. Аникин В. П. Русская народная сказка. М.: Учпедгиз, 1959.

24. Аникин В. П., Кругло вЮ.Г. Русское устное народное творчество. М.: Просвещение, 1983.

25. А у э з о в М. Собр. соч. Т. 5. М.: Художественная литература, 1975.

26. Астахова А. М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М.-Л., 1975.

27. Аскаров С. Фольклорные традиции в узбекской советской поэзии в 20-х годах: Автореф. Дис. . канд. филол. наук. -Ташкент, 1966.

28. Адабиёт назарияси. 1-2 томлар. Тошкент: Фан, 1979.

29. Б а з а н о в В. Г. От фольклора к народной книге. Л., 1973.

30. Б р а у д е Л. Ю. Скандинавская литературная сказка. М.: Наука, 1979.

31. Б р а у д е Л. Ю. Литературная сказка Андерсена и фольклор. -Детская литература, 1978, J£ 10.

32. Белинский В. Г. Танланган асарлар. Тошкент: УзССР Давлат нашриёти, 1955.

33. Бахтина В. А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия. В кн.: Фольклор народов РСФСР. Вып. 6

34. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства.1. М., 1971.

35. Б о б у л о б К. Фольклор жана адабият. Фрунзе: Кыргизистан, 1980.

36. Беленский М. С. 0 мифологии и философии Библии. М.: Наука, 1977.

37. Бертельс Е. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

38. Борковский В. И. Синтаксис сказок. М.: Наука, 1981.

39. Веселовский Л. Н. Собр. соч. Т. ХУ1. М.: Изд-во АН СССР, 1938.

40. Веселовский Л. Н. Историческая поэтика. ГЛ.» 1940.

41. Выходцев П. С. Новаторство. Традиции. Мастерство. М.: Советский писатель, 1973.

42. Волков Р. М. Проблемы соотношения фольклора и действительности. В сб.: Вопросы народно-поэтического творчества. М., I960.

43. Вопросы литературы, 1976, № 8; 1977, № I, № 6; 1978, J6 3, В 5.

44. Вопросы марксистско-ленинской эстетики. М.: Госкомиздат, 1956.

45. Г а с п а р о в М. Л. Античная литературная басня. М.: Наука, 1971.

46. Гулом Р. Фольклордан урганайлик. Узбекистон адабиёти ва санъати, 1939, $ 4.

47. Гулом Г. Танланган асарлар. 8-том. Тошкент: Г. ?улом наш-риёти, 1976.

48. Гусев В. С. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967.

49. Голыгина К. Н. Новелла средневекового Китая. М.: Наука, 1980.

50. Г о р я е в а Л. В. Соотношение устной и письменной традиции в малайской словесности. М., 1979.

51. Д а л г а т У. Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981.

52. Д а м ш и ц Л. Литература и фольклор. Сб. статей. М.: Господи тиздат, 1938.

53. Д е х т я р А. А. Проблемы поэтики дастаноЕ урду. М.: Наука, 1974.

54. Дмитриев А. Турецкие сказки. В кн.: Турецкие народные сказки. М., 1967.

55. Детская литература: Сб. статей. М.: Детская литература, 1979.

56. Детская литература, 19.77, В 5, J& 7; 1978, J& 10; 1981, 2.

57. Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики. Л.: Наука, 1978.

58. Жирмунский В. М. Сказание об Алпомыше и богатырская сказка. Тюркский героический эпос. Л., 1974.

59. Жирмунский В. М., 3 а р и ф о в X. Т. Узбекский народный героический эпос. М., 1947.

60. Еахонгиров F. Еолалар эртаклари. Тошкент: Узбекистон, 1972.

61. Ж а х о н г и р о в F. Узбек болалар фольклори. Тошкент: Уки-тувчи, 1975.

62. Жалолов F. Узбек халк эртаклари поэтикаси. Тошкент: Фан, 1976.

63. Жалолов F. Узбек фольклорида жанрлараро муносабат. Тошкент: Фан, 1979.

64. Зарифов х;. Т. Фольклор ва археология материалларини киё-сий урганиш масалаларига дойр. Узбек тили ва адабиёти, 1958, В I.г

65. Зарифов Х- Т. Октябрдан сунги халк орзаки ижоди. Ада-биёт со^асидаги илмий текширишлар. Тошкент: Уздавнашр,1934.

66. Зарифов X. Т. Узбек совет фольклоридан намуналар (тадцикот, текстлар, лугат). Тошкент: Фан, 1935.3 о и д о в В. Й. Алишер Навоийнинг "Фарход ва Ширин" досто-нига кириш сузи ("Шеърии эпик роман"). Тошкент: УзССР Давлат нашриёти, 1948.

67. Званцев Е. П. Нанр литературной сказки в художественной литературе. Горький, 1979.

68. Зимин А. Когда было написано "Слово"? Вопросы литературы, 1967, В 3.

69. И м о м о в К. Узбек халк прозаси. Тошкент: Фан, 1981.

70. И м о м о в К. Узбек сатирик эртаклари. Тошкент: Фан, 1974.

71. И б р о х; и м о в М. Узбек балладаси. Тошкент, 1974.

72. И б р о х; и м о в М. Адабий жанрлар ^акида баъзи мулох;азалар. -Узбек тили ва адабиёти, 1973, № 6.

73. Каримов Б. Узбек халк эртаклари. Тошкент, 1939.

74. Кравцов Н. Фольклор и литература. В кн.: Взаимодействие литературы и фольклора. Душанбе: Дониш, 1974.

75. К; а ю м о в А. П. Беруний ва адабиёт. Тошкент, 1974.

76. К а ю м о в А. П. Садди Искандарий. Тошкент, 1975.

77. К а ю м о в 1. П. Инцилоб ва ижод. Тошкент: Р. Рулом нашриёти, 1964.

78. Каримов Н. Хамид Олимжон поэзиясида фольклор традицияла-ри. Туп.: Узбек тили ва адабиёти масалалари. Тошкент,1959.

79. Каримбобоева Р. Шукур Саъдулла ижодида фольклор тра-дициялари. Узбек тили ва адабиёти, 1976, $ I.

80. К у шй о н о в М. Ижод сабоцлари. Тошкент, 1973.

81. Кушжо. нов М. Кудцус Мухаммадий. ^удрат Хикглат. Тошкент: Уз. КП МКомитети нашриёти, 1969.ушшонов М. "Табиат алифбеси" китобининг суз бошиси. -Тошкент: Ёш гвардия, 1974.

82. Е; о б у л н и ё з о в Ж. Узбек совет фольклорининг ривожланиш йуллари (I9I7-I94I). Тошкент, 1969.

83. Когарлицкий Ю. Что такое фантастика? М., 1974.

84. Конрад Н. И. Запад и Восток. ГЛ.: Наука, 1972.

85. Косвен М. 0. Ибтидоий маданият тарихидан очерклар. Тошкент, I960.

86. Кононов В. Я. От фольклора к письменности, очерк литературно-фольклорных отношений. Чебоксары: Госиздат, 1971.

87. Костюхин Е. А. Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции. М., 1972.

88. Котляр С. 0. 0 некоторых чертах фольклора Африки южнее Сахары. Фольклор и литература Африки. М., 1970.

89. К и т а й к и н М. Г. Д.Н. Мамин-Сибиряк и народное тЕорчест-ео. Свердловск, 1955.

90. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высшая школа, 1981.

91. Легенда о докторе Фаусте / Изд. подготовлено В. М. Кирмунским. -М.: Наука, 1978.

92. Лихачев Д. К. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967.

93. Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур. -М.: Современник, 1974.

94. Луначарский А. В. Собр. соч. в 8-ми томах. Т. 2-3. -М.: Художественная литература, 1964.

95. Лунин Ю. А. Художественная культура зрелого социализма. -М.: Искусство, 1977.

96. М а л л а е в Н. М. Навоий ижодиётининг халцчил негизи. Тошкент: Укитувчи, 1980.

97. М а л л а е в Н. М. Алишер Навоий ва халк ижодиёти. Тошкент:1. Укитувчи, 1980.

98. М а м а ж о н о в С. Рафур Рулом прозаси. Тошкент: Фан, 1966.

99. М а м а ж о н о в С. Шоир дунёси. Тошкент: Р. Рулом нашриёти, 1974.

100. Михалков С. Все начинается с детства. М., 1972.

101. Мирвалиев С. Узбек романи. Тошкент: Фан, 1969.

102. М и р з а е в И. Бошлангич синфларда хал*; ижодини урганиш. -Тошкент: Укитувчи, 1979.

103. М и р з а е в Т. Халк бахшиларининг эпик репертуари. Тошкент: Фан,

104. М и р з а е в Т. Влияние письменной литературы на дастанное творчество узбекского народа. В сб.: Взаимодействие литературы и фольклора. Душанбе, 1974.

105. М и р з а е в Т. Узбек фольклорининг эпик жанрлари. Узбек халк ижоди буйича тадкикотлар"га ёзган суз боши. Тошкент: Фан, 1981.

106. М и р з а а х м е д о в а П. М. Национальная эпическая традиция в творчестве Чингиза Айтматова. Тошкент: Фан, 1980.

107. М а к с е т о в К. Фольклор хам адабият. Нокис: Каракалпак-стан, 1975.

108. М у х т о р А с к а д. Танланган асарлар. Тошкент: Р. Рулом нашриёти, 1974.

109. М о т я ш о в И. Правда сказки. Дошкольное воспитание, 1976, Я 5.

110. М у м и н о в Р. Хамза ва халк огзаки ижоди. Хамза хакида ма-колалар туплами. Тошкент, 1965.

111. М у м и н о в Р. Традиция фольклора в творчестве Хамзы Хакимза-де Ниязи. В сб.: Взаимодействие литературы и фольклора. Душанбе, 1974.

112. Махмудов Т. Зфмид Олимжоннинг "Ойгул ва Бахтибр" эртак-достони ва унинг фольклор асослари. Туп.: Адабиёт ва ёт. Самарканд, 1969.

113. Мамутов М. Традиции фольклора в узбекской советской поэзии 30-х годов: Автореф. Дис. . канд. филол. наук. Самарканд, 1973.

114. М у р а д о в М. ^амза ва фольклор. Адабий мерос илмий тадки-котлар туплами. Тошкент, 1965. ^л ■

115. М у р а д о в М. "Оймомода аждар^о" фантастик эртаклар туплами-га ёзган суз боши. Тошкент: Ёш гвардия, 1983.

116. Миф, фольклор, литература. Л.: Наука, 1978.

117. Мудрец. Узбекские народные сказки. Тошкент: Ёш гвардия, 1967.

118. М о г и л е в с к и й JI. Т. Марксча-Ленинча эстетика асослари.-Тошкент: Укитувчи, 1974.

119. М е л е т и н с к и й Е. Герой волшебной сказки, происхождение образов. — ш. , 1958.

120. М е л е т и н с к и й Е. Происхождение героического эпоса. -М., 1963.

121. М е г р е л и д з е И. В. Руставели и фольклор "Сабогото Сокор-твели". Тбилиси, I960.

122. Нагишкин Д. Д. Сказки и жизнь. М., 1957.

123. Народные сказания об Александре Македонском. В сб.: Низами, кн. П. Баку, 1970.

124. Новиков Н. В. Образцы восточнословенской волшебной сказки. Л., 1974.

125. Н а з и р I. Болалар адабиёти ва замонаЕийлик. Шарк, юлдузи, 1964, №

126. Новикова А. М., Александрова Е. А. Фольклор и литература. М.: Просвещение, 1978.

127. Национальные традиции и генезис социалистического реализма: Сб. статей. М.: Наука, 1965.

128. Неупокоева И. Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976.

129. Неустроев В. П. Литература Скандинавских стран. М.: Высшая школа, I960.

130. Непомнящий В. Заметки о сказках Пушкина. Вопросы литературы, 1972, J& 3.

131. Никитич М. А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников.

132. Об эпосе "Алпомыш". Материалы по обсуждению эпоса "Алпомыш". Тошкент, 1969.

133. О традициях и новаторстве в литературе и устном народном творчестве: Сб. статей. Вып. I.-Чора, 1964.

134. Олтин олма. Х.аётий эртаклар. Тошкент: Бадиий адабиёт нашриёти, 1966.

135. О л и м ж о н X,. Асарлар Мажмуаси. Уч томлик. 3-том. Тошкент, 1971.

136. Омилова М. А. Мухторнинг "Чинор" романи ва фольклор. -Узбек тили ва адабиёти, 1974, J£ 2.

137. Овчаренко А. И. Социалистический реализм и современный литературный процесс. М.: Советский писатель, 1968.

138. Пушкарев Л. Н. Сказка о Еруслане Лазаревиче. М.: Наука, 1980.

139. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976.

140. Путилов Б. Н. Современные проблемы исторической поэтики фольклора в свете историко-типологической теории. В сб.: Фольклор. Поэтическая система. М., 1977.

141. Путилов Б. Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора. В сб.: Проблемы фольклора. М., 1975.

142. Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.

143. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.

144. Проблемы фольклора: Сб. статей. М.: Наука, 1975.

145. Проблемы поэтики: Сб. статей. Ташкент: Фан, 1968.

146. Проблемы литературных жанров. Томск: Изд. Томского университета, 1972.

147. Проблемы литературы и фольклора Бурятии. Улан-Уде, 1963.

148. Петров В. Т. Роль фольклора в зарождении якутской литературы. Якутск, 1972.

149. Петров В. Т. Фольклорные традиции в якутской советской литературе. М.: Наука, 1978.

150. Петрушин А. И. Мировоззрение и фольклор. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971.

151. Порудо минский В. А рассказать тебе сказку?. М.: Детская литература, 1970.

152. Пошатаева А. В. Литература и фольклор. М.: Изд-во общ. "Знание", 1981.

153. Пошатаева А. В. Фольклор и современность. В кн.: Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. - М.: Наука, 1977.

154. Р а д л о в В. В. Образцы народной литературы тюркских племен. Ч. 3. СПб., 1870.

155. Р а з о в а В. Д. Фольклорные истоки советской поэзии для детей. Л., 1976.

156. Русский фольклор. Вып. ХУШ. Л.: Наука, 1978.

157. Русский фольклор. Вып. XIX. Л.: Наука, 1979.

158. Русская советская поэзия и народное творчество: Сб. статей.

159. JI.: Советский писатель, 1955.

160. Русская литература и фольклор. Л.: Наука, 1970.

161. Розанов И. Народная сказка и белорусская детская литература: Автореф. Дис. . канд. филол. наук. Минск, 1965.

162. Роль фольклора в коммунистическом воспитании: Сб. статей. Улан-Уде: Буряткнига, 1967.

163. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М.: Наука, 1975.

164. Рыбаков Н. И. Жанр сказки в послевоенной советской литературе: Автореф. Дис. . канд. филол. наук. М., 1973.

165. Р о ш и я н у Н. Традиционные формулы сказки. М.: Наука,1974.

166. Султанов И. 0. Адабиёт назарияси. Тошкент: Уцитувчи, 1980.

167. С а и д о в М. Узбек халк достончилигида бадиий майорат масала-лари. Тошкент, 1969.

168. Саримсоцов Б. Узбек адабиётида сажъ. Тошкент: Фан, 1978.

169. Сари м соков Б. Эпик жанрлар диффузияси. Кит.: Узбек фольклорининг эпик жанрлари. Тошкент: Фан, 1981.

170. Салимов Ю. Становление жанра сказочной прозы в персидско-таджикской литературе: Автореф. Дис. . канд. филол. наук. М., 1964.

171. Социалистический реализм и классическое наследие. М.: Гослитиздат, I960.

172. Собиров 0. Узбек реалистик прозаси ва фольклор. Тошкент: Фан, 1979.

173. Собиров 0. Ойбек ижодида фольклор. Тошкент, 1974.

174. Сафаров 0. Бола лик куйчиси. Тошкент: Фан, 1978.

175. Сафаров 0. Куддус Му^аммадийнинг фольклордан фойдаланишига дойр. Узбек совет фольклори масалалари. I-кит. Тошкент, 1970.

176. Специфика фольклорных жанров: Сб. статей. М.: Наука, 1973. Суха й ли Еавхаризода. Гулшани афрухба. - Стали-нобод, 1959.

177. Стенограмма и материалы Первого Всероссийского съезда крестьянских писателей. М.-Л., 1930. Слонимский А. Л. Сказки Пушкина. - В кн.: Сказки. Изд.

178. Л.-М., 1933. Сув кизи. Фантастик эртаклар. Тошкент, 1966. Типологические исследования по фольклору. - М., 1975. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. - М.: Наука, 1980.

179. Турсунов Е. Генезис казахской бытовой сказки. Алма-Ата, 1973.

180. Фольклор. Поэтическая система: Сб. статей. М.: Наука, 1977.

181. Фольклор. Поэтика и традиции. М.: Наука, 1982.

182. Федь Николай. Зеленая ветвь литературы. М.: Современник, 1981.

183. Чернышевский Н. Г. Танланган адабий-танкидий макола-лар. Тошкент, 1950.

184. Чистов К. 3. 0 принципах классификации жанров устной народной поэзии. М., 1964.

185. Ч и к о в а н и М. Я. Драконоборец и святой воин. Труды Тбилисского гос. пед. института им. А. С. Пушкина, В УП, 1949.

186. Чиковани М. Я. Фольклор и мифология. В кн.: Проблемы шольклора. М.: Наука, 1975.

187. Чичеров В. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959.

188. Чиримней В. А. Фольклор и современность. Кишинев: Шти-ница, 1974.

189. Ш а й к и н А. А. Сказка и новелла: Автореф. Дис. . канд. фи-лол. наук. Алма-Ата, 1974.

190. Ш ер мухаммедов П. Ижод мухаббатдир. Тошкент: Р.?у-лом номидаги бадиий адабиёт нашриёти, 1981.

191. Ш е р м у х. а м м е д о в П. Детская литература в Узбекистане.-М.: Детская литература, 1974.

192. Шукуров Н. Услублар ва жанрлар. Тошкент, 1973.

193. Узбек халк эртаклари. I-П томлар. Тошкент, 1963-1964.

194. Узбек халк ижоди. Тошкент, 1967.

195. Узбек совет фольклори масалалари: Туплам. Тошкент, 1970.

196. Узбек тили ва адабиёти масалалари: Туплам. Тошкент, 1959.

197. Узбек халк огзаки поэтик ижоди. Тошкент: Укитувчи, 1980.

198. Узбек совет болалар адабиёти тарихи очерки. Тошкент: Фан, 1978.

199. Эркинов С. Шарк адабиётларида Фарход образининг эволюция-сига дойр. Узбек тили ва адабиёти, 1966, JS 2.3 г а м о в X. Ранг-баранг олам. Тошкент: F. Гулом номидаги адабиёт ва санъат нашриёти, 1979.

200. Халцлар дустлиги адабиётлар дустлиги. - Ученые записки. Т. 99. Ташкент, 1972.

201. Христофоров Г. А. Горький и фольклор. Ученые записки Ташкентского гос. пед. института им. Низами. Т. 86, 1972.

202. Херсонский X. "Сказка о царе Салтане". Кино, 1977, Ш 8.

203. Хоразм эртаклари. Тошкент: УзССР Давлат бадиий нашриёти, 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.