Становление и развитие светского образования в дореволюционном Дагестане тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мамедов, Седредин Мамедович
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 215
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мамедов, Седредин Мамедович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Социально-педагогические и исторические предпосылки возникновения системы светского образования в Дагестане.
1.1. Педагогический потенциал народной педагогики Дагестана.'.
1.2. Арабо-мусульманская школа в Дагестане-(коранские школы, мактабы и медресе).
ГЛАВА 2. Зарождение и развитие системы светского образования в Дагестане.
2.1. Система образования, школьная сеть и ее типы в дореволюционном Дагестане.
2.2. Содержание образования в светской школе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Народное образование в Дагестане во второй половине XIX - начале XX веков2002 год, кандидат исторических наук Муслимова, Амира Салиховна
Становление и развитие образовательной сферы Дагестана в условиях российских трансформаций: конец XIX-30-е годы XX в.2012 год, кандидат исторических наук Аюбова, Шуайнат Исрапиловна
Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в.2004 год, кандидат исторических наук Гаджиева, Фарида Гаруновна
Становление и развитие светского образования в Дагестане: Вторая половина XIX в. - XX в.2004 год, доктор исторических наук Адухов, Магомед Джабраилович
Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв.2007 год, кандидат педагогических наук Адухова, Алёна Магомедовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие светского образования в дореволюционном Дагестане»
Неоспоримо значение школы, дела просвещения в развитии духовной жизни народа, в вовлечении его в общечеловеческий культурный процесс. Исследование истории народного просвещения и школы позволяет не только проследить на всех этапах развития процесс духовного роста общества, но и определить закономерности роста, смены форм, методов и содержания образования отражающих логику педагогического процесса, оценить актуальность опыта прошлого для современности.
Современная реформа российской системы образования охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Она обусловлена насущными потребностями настоящего времени, всем ходом исторического развития российской школы. Реформа образования предполагает учет региональных особенностей социально-экономического и этнокультурного развития народа, его образовательных традиций. Она предусматривает оригинальные подходы к решению педагогических проблем -соотношения обучения и воспитания, взаимосвязи школы, семьи и общественности, поиск эффективных путей управления образовательными учреждениями и в целом их системой. Это особенно важно в современных условиях децентрализации и регионализации управления образовательными системами, выработки региональных образовательных стандартов и региональной образовательной политики.
Поэтому изучение истории светского образования в Дагестане с учетом современных социально-педагогических и образовательных задач приобретает особую актуальность. Оно позволяет глубоко и всесторонне рассмотреть проблемы образования, их истоки, учесть исторический опыт обучения и воспитания, выявить историко-культурный потенциал региональной системы образования. Без этого невозможно будет научно обоснованное конструирование региональной образовательной системы.
Не менее важный научный аспект актуальности той или иной работы - то, насколько она восполняет брешь в современном научном знании. Исследование малоизученных (а порою фальсифицированных) проблем истории становления и развития светского образования в Дагестане имеет и особую научную ценность. Оно позволяет восполнить пробелы в изучении исторического развития светского образования в Дагестане в общей отечественной системе образования, представить эту систему в комплексе и целостности всех состовляю-щих ее элементов. Кроме того, оно имеет важное образовательно-воспитательное значение для формирования профессионального самосознания педагогических кадров Дагестана.
В работе актуализированы идеи обучения и воспитания, сконцентрированные в традициях народной педагогики, которые на протяжении веков выполняли весьма существенную роль в развитии духовной культуры народов Дагестана, оказывали свое (в советские годы часто не признаваемое) позитивное влияние на семейную и социальную педагогику.
Исследования, проведенные дореволюционными историками, носили преимущественно описательный характер, сводились к освещению вопросов, касающихся природно-географического положения, социально-политических событий и оценке стратегического значения края. Как фоновый материал давались сведения о культуре и быте народов Кавказа.
Весьма ценный фактический материал, характеризующий состояние народного образования в дореволюционном Дагестане, содержится в работах Е.й. Козубского [53,54,55,56], П. Услара [122,123,124, 125], С.Фарфоровского[127], Г.Э.Алкадари[12], Д.Бутаева[120], А.0марова[85,86] и др. Целый ряд работ не лишен тенденциозного подхода в освещении истории народного образования в области. Восхваляя "цивилизаторскую" политику царизма, они пытаются преподнести Дагестан как край, без особой национальной культуры, где проживали "дикие племена", занимающиеся разбоем и грабежами. Однако необъективность данного подхода замечалась и критиковалась другими авторами, что нашло отражение в нашем исследовании.
В первой половине XX в. появляются фундаментальные работы выдающихся востоковедов В.В.Бартольда[13,14], А.Н.Генко[29], И.Ю.Крачковского[60], посвященные исследованию исторического прошлого народов Дагестана. В этих трудах содержатся ценные сведения по вопросам образования, в частности материалы о конфессиональной школе. Но вопросы развития светского образования в них не получили достаточно полного отражения.
Начиная с 50-х годов проводится ряд исследований по изучению исторического прошлого народов Дагестана. Их результатом стало издание в 1957 г. двухтомника "Очерки истории Дагестана" [94] и в 1967-1969 гг."Истории Дагестана" [47] в четырех томах.
Вопросы развития культуры и народного образования более полно освещены и нашли свое отражение в работах А.А.Абилова [3], Б. М. Багандова, С. Ф. Губарева[31], А. Р. Исмаилова[45,46], С.М. Омаро-ва [87,88], Ш.Д.Хасбулатова [130,131]. Эти ученые рассматривают различные аспекты создания и развития в Дагестане отечественной (советской) системы школьного образования. Данной теме посвящен коллективный труд "Школьное образование в Дагестане" [200], вышедший в 1968 году. Изучению вопросов истории народного просвещения дореволюционного Дагестана посвящены исследования Хасбулатова А.П. [129], Селимханова А.К. [116,117,118], Абдуллаева М.А. [1], в которых на богатом фактическом материале рассматриваются те или иные проблемы становления образования в крае. Значительный интерес для нашего исследования представляют работы Каймаразова Г.Ш. [48,49,50,51], в которых на широкой источниковедческой базе показан процесс становления государственной системы школьного образования, характеризуется роль и место конфессиональной школы в системе просвещения на различных этапах истории дореволюционного Дагестана. Однако в указанных работах доминирует статистический подход, нет глубокого анализа содержательных и процессуальных аспектов постановки светского образования.
В трудах историков советского периода утверждалось, что народное образование в национальных окраинах России до революции находилось в жалком состоянии, что народы, лишенные элементарных прав на образование, не имели своей письменности, школ, где бы обучение велось на родном языке. Женское начальное образование среди большинства нерусских народов находилось в зачаточном состоянии.
В идеологизированных работах советских историков категорически утверждалось, что мизерное образование, на которое могли рассчитывать народы национальных окраин, царизм всецело подчинил задачам проводимой им русификаторской политики, что школа была превращена в орудие гнета передовой мысли, прибежище невежества и темноты. С этой целью царское правительство старалось сохранить неизменными мусульманские школы, обучение в которых подчинялось догмам Ислама. Сведения, сообщавшиеся учащимся этих школ, носили схоластический характер и не соответствовали научным данным. Подобные идеологизированные оценки носили печать своего времени. В современных условиях реформирования образования они нуждаются в объективном анализе и уточнении. А это возможно на основе источников, ставших доступными историкам образования.
В предлагаемой работе мы попытались показать процесс становления и развития светского образования в Дагестане и рассмотреть содержание, формы и методы обучения в русской школе, прослеживая влияние идей народной педагогики и сосуществовавшего одновременно мусульманского образования на процесс становления светской школы в Дагестане.
Значение идей и опыта народного воспитания в развитии педагогической мысли отмечали многие выдающиеся мыслители разных времен и народов.
Пристальное внимание ученых к изучению народной педагогики обусловлено многими обстоятельствами, вытекающими из развития педагогической науки на современном этапе.
Вопросы образования и народной "дидактики" в известной степени интересовали и исследователей этнопедагогики Дагестана. К наиболее значимым исследованиям по проблемам этнопедагогики народов Дагестана относятся работы Магомедовой З.М.[62], Мирзоева Ш. А. [72], Пашаевой P.M. [98], Саидова Т.Г. [108], Якубова З.Я. [203] и др., рассматривающие различные аспекты прогрессивных идей и традиций в народной педагогике Дагестана. Исследования эти проводились в контексте существовавшей в то время образовательной парадигмы марксизма, подвергающейся в наши дни пересмотру.
При всей значимости и ценности работ по проблемам народного образования Дагестана совершенно очевидно отсутствие целенаправленного педагогического исследования, всесторонне рассматривающего процесс становления светского образования в свете современных задач формирования региональной системы образования в Дагестане. Для восполнения этого пробела нами определена и исследована тема "Становление и развитие светского образования в дореволюционном Дагестане".
Объект исследования: - система светского образования в дореволюционном Дагестане.
Предмет исследования: - процесс зарождения и развития светского образования в Дагестане ( тенденции в эволюции образовательных учреждений, их региональные особенности, образовательная политика правительства в регионе).
Цель исследования: раскрыть и проанализировать процесс зарождения и развития светского образования в дореволюционном Дагестане, показать сущность, направленность и специфику этого процесса на разных этапах общественного развития.
Хронологически исследование охватывает главным образом XIX и начало XX в., однако, насколько позволяют имеющиеся источники, в нем освещаются вопросы, относящиеся и'к более раннему периоду, а также вопросы этнопедагогики Дагестана.
Гипотеза исследования:
1. систематизация и обобщение историко-педагогического материала по проблемам становления светской школы в Дагестане позволит выявить ценностные ориентиры, этнокультурно-значимые приоритеты для формирующейся в наши дни концепции региональной системы образования в Дагестане;
2. введение в научный оборот ранее малоизвестных или неизвестных историко-педагогических источников позволит выявить факты и тенденции развития системы образования Дагестана, создаст возможность пересмотра традиционных историко-педагогических взглядов на развитие образования в этом регионе;
3. объективный историко-педагогический анализ известных и вновь введенных источников позволит выявить в.истории дореволюционного светского образования Дагестана тенденции и факторы, учет которых может способствовать совершенствованию современной системы школьного образования Дагестана.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой в диссертации решены следующие задачи исследования:
- раскрыты содержащиеся в этнопедагогике и практике мусульманского образования Дагестана исторические предпосылки зарожде-.ния светской школы и становления ее государственно-общественного характера;
- выделены и охарактеризованы важнейшие подходы к обучению и воспитанию на различных этапах исторического развития светского образования в Дагестане;
- выявлены ведущие идеи и целевые установки организации светских школ;
- дана характеристика учебно-воспитательного процесса в средней школе и ее различных типах на основе сравнительного анализа структуры и содержания учебных планов и программ;
- раскрыты значимые для современной образовательной системы Дагестана этнопедагогические ценности и возможности использования опыта организации светского образования в Дагестане при формировании региональной образовательной политики.
Методологическую основу исследования составляли: принцип историзма в историко-педагогическом познании; логико-исторический подход к анализу развития познавательных систем и образовательного процесса; системный подход в исследовании образования, позволяющий исследовать процесс становления и развития системы образования в ее органических "внешних" взаимосвязях с развитием общества как макросистемы и в глубинных "внутренних" взаимосвязях и взаимозависимостях ее различных структурных компонентов; ведущие концептуальные положения теории образования, в частности о движущих силах образовательного процесса, о взаимосвязи и взаимовлиянии общественного развития и развития образования, об опережающем развитии образования, о соотношении истории образования и истории педагогической мысли; теоретические положения политической истории образования, связанные с истоками формирования образовательных' доктрин и концепций, с диалектикой политики и педагогики и др.
Методы исследования в целом характерны для историко-педаго-гических работ: описание и объяснение, анализ и синтез, классификация исторического материала; сравнительно-исторический и исто-рико-типологические методы; историко-статистический анализ обширных статистических данных; метод актуализации, нацеленный на выделение и анализ исторических явлений и фактов, знание которых способно обогатить современную теорию и практику образования, содействовать решению их насущных проблем.
Источниками исследования являлись:
- труды исследователей экономики, материальной культуры и быта народов Дагестана, в которых воссоздаются характеристика жизни, быта, культуры и отчасти трудового воспитания молодого поколения;
- фольклорные материалы на русском языке и языках народов Дагестана ( в том числе описания традиционных народных праздников, игр, традиций и обычаев дагестанцев);
- труды историков, писателей и путешественников дооктябрьского периода по проблемам культуры и образования в Дагестане (в том числе в периодической печати);
- труды ученых по развитию общественной мысли в дооктябрьский и советский периоды, а также по народному образованию в Дагестане (включая диссертации, статьи, очерки и монографии по истории педагогики и этнопедагогики);
- материалы государственных архивов - рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, ЦГА РД;
- опубликованные источники такие, как "Акты Кавказской археографической комиссии"[АКАК], обзоры Дагестанской области, отчеты и циркуляры попечителя КУО, "Кавказские календари", "Кавказские сборники", "Сборники материалов для описания местностей и племен Кавказа"[СМОМПК], "Сборники сведений о кавказских горцах"[ССКГ], "Дагестанские сборники".
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (1989-1995 гг.) - поисковый. Обоснование проблемы, анализ уровня ее научной разработанности, выявление и анализ новых и малоизученных источников, определение цели, задач, гипотезы исследования.
ВТОРОЙ ЭТАП (1995-1997 гг.) - научно-исследовательский. Анализ и пополнение первоначального круга источников, систематизация собранного материала, критический пересмотр традиционных оценок дореволюционной практики светского образования в Дагестане.
ТРЕТИЙ ЭТАП (1997-1998 гг.) - теоретическое обобщение и оформление результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Новый подход к периодизации истории развития системы образования в Дагестане.
2. Актуализация для современной системы образования и воспитания гуманистических ценностей народной педагогики Дагестана.
3. Пересмотр традиционных оценок практики организации как мусульманской, так и светской систем образования в Дагестане с середины XIX века по 1917 г.
4. Значимость систематизированных в исследовании этнопедаго-гических образовательных ценностей и результатов анализа практики мусульманского и светского образования для разработки региональной образовательной политики Дагестана.
Достоверность результатов исследования подтверждается: комплексным анализом изучаемых процессов, явлений и фактов; соответствием выводов и оценок исторической реальности и современной методологии историко-педагогического анализа; рассмотрением этой реальности в ее непрерывном развитии; адекватностью исследовательских подходов, приемов и методов поставленным задачам; существенным расширением традиционного круга источников по истории образования, их критическим анализом; сопоставлением полученных данных с исследовательскими результатами общепризнанных научных разработок.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней:
- раскрыты исторические предпосылки, истоки, факторы, тенденции и этапы зарождения и развития светской школы в Дагестане;
- показана решающая роль общественного фактора в развитии системы светского образования;
- раскрыты, концепция и базовые принципы строительства светской школы, выдвинутые передовой русской педагогической мыслью;
- проанализированы типология светских учебных заведений, сущность, характер и специфика отдельных типов школ, особенности их организации, управления и финансирования, их роль и место в общей системе светского образования;
- проведен сравнительный анализ содержания образования, учебных планов и программ различных типов средней школы на разных этапах их развития;
- выявлены разнообразные методы и формы организации обучения в средних учебных заведениях;
- существенно расширен круг источников изучения истории светского образования ( на основе ранее не привлекавшихся обширных данных проведен историко-статистический анализ системы светского образования в Дагестане, раскрывающий эволюцию ее структуры, динамику и географию ее развития).
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в исследовательской и образовательной практике, при создании программ и учебных пособий по истории образования, при проведении спецкурсов и спецсеминаров по развитию светского образования в Дагестане. Результаты исследования могут быть также использованы в ходе разработки в Дагестане региональной образовательной политики, создания инновационных учебных заведений, программ и концепций, уставных документов и тактики оперативного управления вновь создаваемыми светскими образовательными учреждениями.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Роль России в становлении и развитии светского образования в Дагестане во второй половине XIX - начале XX веков2009 год, кандидат исторических наук Халилова, Фарида Наримановна
Конфессиональное образование в Дагестане: история и современность2005 год, кандидат исторических наук Рагимова, Периханум Ферезуллаевна
Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева: конец XIX - начало XX века2008 год, кандидат педагогических наук Магдилова, Патимат Магомедовна
Идеи дагестанских мыслителей в истории развития национально ориентированного образования: конец XIX начало XX в.2011 год, кандидат педагогических наук Кагирова, Асият Хасбулаевна
Становление и развитие женского светского образования в Дагестане: Последняя четверть XIX в. - первая половина XX.в.2005 год, кандидат педагогических наук Каримулаева, Эльмира Магомедовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мамедов, Седредин Мамедович
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:
1. Организация русскоязычных учреждений светского образования в Дагестане непосредственно сопутствовала военной и экономической колонизации этого региона, его включению в политико-экономическое и культурно-образовательное пространство Российской империи.
2. Позитивными аспектами этого процесса можно считать:
- раскрытие для молодежи Дагестана возможностей получения современного качественного светского образования;
- расширение культурно-образовательного пространства как России, так и Дагестана, создание и расширение "рынка образовательных услуг" разнотипных учебных заведений.
3. Негативными аспектами организации системы светского образования в Дагестане в дореволюционный период были:
- явная недостаточность государственных субсидий на организацию необходимого числа школ;
- отсутствие в регионе с развитыми образовательными традициями учреждений высшей профессиональной школы.
4. В процессе усиления системы русскоязычных светских учебных заведений традиционное мусульманское образование теряет свои позиции в городах и административных центрах под влиянием не столько административного давления имперских колониальных властей, сколько из-за своей сравнительно низкой конкурентоспособности на рынке предлагаемых образовательных услуг. На наш взгляд, именно это обстоятельство,а не насильственная русификация населения (как пропагандировалось при Советской власти) послужило причинами медленной эволюции ряда традиционных мусульманских школ в новометодные (о чем писалось в разделе 1.2.)
5. Полученные в процессе исследования данные позволяют по новому рассмотреть ряд историко-педагогических взглядов, сложившихся в советской идеологизированной истории педагогики и школы на национальных окраинах России.
5.1. В отличие от доминировавшей в истории педагогики концепции НАСИЛЬСТВЕННОЙ, ГРУБОЙ русификации населения национальных окраин, следует отметить достаточную осторожность, "социальную деликатность" проводимой имперскими властями образовательной политики, проявлявшуюся:
- в отказе от грубого навязывания русского языка как единственного языка получения образования;
- создание специальных (хотя и небольших) стипендиальных фондов для одаренных детей из местного населения;
- подготовке национальных педагогических кадров;
- создание "компромиссных" вариантов учебных планов, совмещавших изучение русского и арабского языков, изучение ислама в правительственных горских школах;
- привлечение к преподаванию офицеров из мусульман;
- заботе о создании материально-технической и методической базы светских школ (по крайней мере, на уровне, значительно превосходящем традиционные мусульманские школы);
Выявление таких фактов позволяет пересмотреть традиционную для советской историографии и истории педагогики РЕЗКО НЕГАТИВНУЮ ОЦЕНКУ образовательной политики императорской России на Кавказе в пользу более взвешенных оценок, основанных на источниках, ставших доступными нашему исследованию.
В годы Советской власти национальная политика, в том числе в области образования, была намного грубее - от закрытия и слома мечетей до депортации целых народов.
5.2. Широкий спектр видов образовательных учреждений, создаваемых русским правительством в Дагестане, с позиций деидеологи-зации истории педагогики может быть оценен не столько как бессистемность образовательной политики, сколько как создание широкого рынка разнообразных образовательных услуг для разных слоев населения (аналогично тому, как это делалось в России). Это, на наш взгляд, заслуживающая внимания исследователей тенденция,' актуальная для сегодняшней экономики и культуры Дагестана и современной образовательной политики.
Номенклатура наименований типов школ, созданных русским правительством для населения Дагестана, включает:
1. мусульманское училище с преподаванием русского языка;
2. уездные училища в составе трех классов;
3. четырех и пятиклассные уездные училища;
4. городские окружные школы;
5. школы военных воспитанников при полках (50-60-е годы XIX века) и линейных батальонах;
6. горские школы на статусе уездных и первоначальных училищ, в т.ч. с - с пансионатами.
7. четырехлетние с подготовительным классом прогимназии;
8. гимназии и прогимназии;
9. реальные училища;
10.профессиональные школы и училища;
И. одноклассные начальные училища;
12.сельские школы с общежитиями (на статусе двухклассных училищ);
13.частные женские школы с 6-летним курсом преподавания (Те-мир-Хан-Шура);
14.начальные женские училища;
15.женские прогимназии;
16.женские гимназии.
Параллельно с этой системой образования существовали мусульманские и еврейские конфессиональные школы.
5.3. Еще одним историко-педагогическим вымыслом (по крайней мере - по отношению к Дагестану) было сформировавшееся в идеологизированной педагогической литературе представление о СОЗНАТЕЛЬНО СПЛАНИРОВАННОМ ВТ0Р0С0РТН0СТИ образовательных учреждений, их программ и педагогических кадров, предназначенных для инородцев в России. Факты говорят, что учебные достижения учащихся в школах и гимназиях Дагестана не только не уступали, но порою превосходили успехи учащихся лучших учебных заведений Юга России (например, Ставропольскую гимназию). Введенные нами в научный оборот материалы педагогических комиссий и совещаний предреволюционного Дагестана показывают высокую методическую квалификацию педагогов, глубоко анализировавших свои достижения и затруднения (раздел 2.2.).
5.4. Необъективными являются и высказывания советских историков об УЩЕМЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ - не только образованные люди из местного населения (в основном, офицеры, чиновники, муллы) привлекались к обучению в открывавшихся светских школах, но порою и оплачивались лучше россиян (данные по училищу в Темир-Хан-Шуре, раздел 2.1.). Кадры педагогов готовились также из лучших выпускников горских школ, что способствовало их закреплению в школах, адаптации на местах и сохранению преемственности в образовательной практике.
5.5. Реально царское ПРАВИТЕЛЬСТВО СПОСОБСТВОВАЛО СОЗДАНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ АЛФАВИТОВ И ОБУЧЕНИЮ НА РОДНЫХ ЯЗЫКАХ для оптимизации процесса обучения детей горцев на родных языках - факт, усиленно замалчивающийся советскими историками как не вписывающийся в картину реакционного имперского режима ( равно как и стремление властей стимулировать светское образование горцев в интересах социальной стабильности в регионе).
5.6. Имперское ПРАВИТЕЛЬСТВО отнюдь НЕ ПОДАВЛЯЛО МЕСТНУЮ ИНИЦИАТИВУ СОЗДАНИЯ ИЛИ РЕФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (обычно в заведения более высокого уровня образования), а достаточно щедро (для своего времени) их финансировало, привлекая средства местного населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с современной методологией научно-педагогического исследования заключительная часть диссертации призвана не только обобщать на концептуальном уровне выводы глав и параграфов, но и намечать перспективы дальнейшей научной и методической работы по проблематике исследования.
1. В процессе становления светского образования в Дагестане можно условно выделить 5 основных этапов.
1.1. Первый этап ДОМИНИРОВАНИЯ АДАТА - исторически сложившегося народного права и адекватного ему морального кодекса горцев. Истоки этого периода теряются в глубине веков, а его завершение приходится на время становления в Дагестане арабо-мусульманской системы образования (IX-X века). Светские элементы народной педагогики в этот период полностью определяют образ жизни и поведения горцев. Содержательные компоненты этнопедагогической культуры Дагестана достаточно хорошо описаны, но историко-педагогические пласты их становления требуют специального изучения. Вопрос же о письменной культуре этого периода до сих пор, на наш взгляд, недостаточно раскрыт из-за слабой изученности и недоступности соответствующих источников. Тем не менее представляется маловероятным, чтобы такой социально-экономический значимый в период всей истории Востока регион, как Дагестан, бывший воротами из Центральной Азии в Европу, оставался бесписьменным. Хотя по истории образования Дагестана имеется немало работ, тем не менее до сих пор практически неизученными (из-за отсутствия доступных источников) являются влияния на светское образование Дагестана зороаст-рийского Ирана, Прикаспийской Албании, Хазарского Каганата, половецких государственных объединений, Золотой Орды и России.
Со всеми этими государственными структурами народы Дагестана достаточно активно взаимодействовали, воспринимали и передавали социально-политические и культурные воздействия, многие из которых, возможно, лежат в истоках этнокультуры отдельных народов, населяющих Дагестан.
1.2. Второй этап - ДОМИНИРОВАНИЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, дополняемой АДАТОМ как ведущим фактором семейно-ро-дового воспитания. Элементы светского образования в этот период, как показывают данные нашего исследования, практически вытеснены из образовательных учреждений (типичных для всего мусульманского Востока) в сферу семейной и социальной педагогики. Они как бы консервируются и кристаллизуются на этнопсихологическом уровне. Тем не менее роль ориентиров в повседневном поведении остается преимущественно за ними как за "базовыми" компонентами воспитания, в то время, как арабо-мусульманская грамотность больше выступает в качестве показателя внешней образованности, приобщенности к культуре Ислама (не являющейся исконно коренной для Дагестана) .
1.3. Третьим этапом становления светского образования в Дагестане можно считать период с 30-х годов XIX века (начало активной военной колонизации Дагестана) до Октябрьской революции. Он характерен постепенным, но в достаточной степени бесплановым С03
ДАНИЕМ СИСТЕМЫ СВЕТСКИХ РУССКИХ И РУССКО-ТУЗЕМНЫХ ШКОЛ РАЗНОГО ТИПА в Дагестане. Несомненно, что доминирующей государственной идеей их организации была идея КОЛОНИЗАТОРСКОЙ просветительной политики, ориентированной на создание русифицированной опоры среди местного населения и,особенно, его элитных слоев. Но эта политика не была грубым насаждением и уничтожением местной образовательной культуры, проводилась достаточно осторожно, учитывая взрывоопасность региона, свободолюбие и гордость горцев. Стремление горцев дать детям качественное светское образование стимулируется более прогрессивными, чем в мусульманской школе, методиками преподавания и возможностями повысить свой социальный статус выпускникам русских и русско-туземных школ.
Реально в этот период сосуществуют две конкурирующие образовательные культуры - российская, европоцентричная по своей содержательно-программной направленности и арабо-мусульманская. Последняя ослабляется к началу XX века и постепенно идет на уступки светским элементам образования, свидетельством чего является создание новометодных (джадидских) школ. Сосуществование этих двух образовательных культур позволяет в целом удовлетворять образовательные потребности горцев. Тем не менее в этот период сохраняется (хотя и начинает под влиянием социально-экономических и политических преобразований ослабляться) доминирующая роль этнопе-дагогических норм АДАТА в повседневной бытовой жизни горцев.
1.4. Четвертым периодом становления светского образования в Дагестане, выходящим за рамки нашего исследования, является период становления и развития советской школы в условиях тоталитарного социалистического государства (до рубежа 80-90-х годов XX века). В перспективных исследованиях этого этапа необходимо воепользоваться ранее закрытыми источниками и с позиций системного анализа проследить сохранение и развитие образовательных ценностей Дагестана.
1.5. Пятым периодом можно считать последнее десятилетие, когда под влиянием процессов децентрализации, автономизации, муниципализации управления (в том числе - в системе образования) перед Дагестаном встали задачи выработки собственной региональной образовательной политики.В основу ее должны быть положены, как отмечалось во Введении, региональные образовательные стандарты и региональная концепция образования. И стандарты, и концепция для адекватного отражения сложившейся образовательной ситуации и научно обоснованного проектирования необходимой Дагестану современной национальной школы должны опираться на историко-культурные и образовательные ценности региона, выявленные и освещенные без идеологической предвзятости.
2. Исследования в области этнопедагогики Дагестана, проведенные в XIX-XX веках, в настоящее время дают для решения проблем регионализации образования ценный социокультурный материал. Но описательно-этнографический характер этого материала требует переработки с позиций исторической психологии и гуманистической концепции личностно-ориентированного образования в контексте социально-значимых проблем воспитания молодежи современного Дагестана:
- сохранения мира и добрососедства между общинами, народностями, конфессиями;
- восстановления высоконравственного горского этикета в межличностном общении;
- сохранения традиционно высокого престижа знаний, учености как одного из основных критериев духовности;
- деятельной взаимопомощи в общине,
- гуманного отношения старших к детям и подросткам;
- усиления внимания родителей к воспитанию нравственных устоев ребенка в раннем детстве.
3. Особого педагогического и социально-психологического анализа заслуживает изучение причин и факторов, ослабляющих в наши дни действие традиционных духовных ценностей этнопедагогики и этнопсихологии Дагестана, для определения оптимальных средств их реконструкции в массовое педагогическое сознание как учителей, так и родительской общественности.
4. В процессе проектирования и формирования инфраструктуры образовательного пространства Дагестана и региональных образовательных стандартов следует учитывать историко-культурные традиции и опыт господствовавшей более тысячелетия арабо-мусульманской школы. В организационно-педагогическом плане для современности имеет значение не столько опыт и программно-содержательный аспект арабо-мусульманской школы, сколько сложившиеся и сохраняющиеся этические взаимоотношения учеников, учителей и родителей, а также опыт самоуправления учащихся в конфессиональной школе.
5. В целях предотвращения распространения экстремистских идей панисламизма, сохранения и развития в Дагестане светского образования следует широко пропагандировать объективные истори-ко-педагогические знания о реальной позитивной и негативной роли арабо-мусульманских школ, без умаления или гипертрофии ее исторических заслуг в развитии просвещения и культуры в Дагестане.
6. Особого внимания исследователей истории педагогики Дагестана заслуживает выявление новых источников как архивных, так и мемуарных (в том числе зарубежных, эмигрантских), освещающих процесс становления и распространения новометодных (джадидских) школ. Как показывает наше исследование, они в значительной степени выступали в качестве опосредующего переходного звена между традиционным арабо-мусульманским образованием и внедряемым российским правительством светским образованием.При этом они отражали (в основном, на уровне содержания и методики преподавания) нарастающие образовательные потребности местного населения, выступая в роли определенной модели социально-образовательного компромисса в конфликте двух конкурирующих образовательных культур -русской православной европоцентричной и мусульманской.
Возможно, более глубокое изучение 'организации и социально-педагогических функций новометодных школ откроет еще невскрытые резервы становления региональной образовательной политики современного Дагестана.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мамедов, Седредин Мамедович, 1998 год
1. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.- 174 с.
2. Абиева Э.Г. Мифология и религия как источники формирования философской мысли в Дагестане: Автореф. . дис. канд. филос. наук, Махачкала, 1997.- 20 с.
3. Абилов А.А. Очерки советской культуры народов Дагестана.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.- 267 с.
4. Агаев А.Г., Назаревич А.Ф. Литература народов Дагестана. Народное творчество и литература XIX начала XX вв. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1966.- 271 с.
5. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа,- Махачкала: Дагучпедгиз, 1971,- 235 с.
6. Агаширинова С.С., Сергеева Г.А. К вопросу о формировании новых праздников и обрядов у народов Дагестана// Советская этнография,- 1966.- N 4. С. 18-21.
7. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин, XIX начало XX в. - М.: Наука, 1978.- 304 с.
8. Акты Кавказской археографической комиссии,- Тифлис, 1904. Т.XII.
9. Алибеков.И.Г. Народное образование на Кавказе. Тифлис,1903.
10. Алиев А. К. Семейно-бытовые традиции народов Дагестана // Женщины Дагестана.- 1966,- N4,- С. 12.
11. И. Алиева Ф. Комок земли ветер не унесет. М.: Молодая гвардия, 1967.- 367 с.
12. Алкадари Г.Э. Асари-Дагестан.- Махачкала: Юпитер, 1994.171 с.
13. Бартольд В.В. Культура мусульманства,- Петроград: Огни, 1918.- 110 с.
14. Бартольд В.В. Сочинения. В 9 т. Т.Н. 4.1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и восточной Европы, М.: Изд-во вост. лит., 1963.- 457 с.
15. Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа, с 1722 по 1803 год. В 3 частях. Спб, 1869.
16. Вердеревский Е.А. Плен у Шамиля. Ч.II,- Спб. 1856.
17. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926,- •95 с.
18. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974.- 376 с.
19. Габиев С. Лаки: Их прошлое и быт: СМОМПК, Вып.ХХШ.-1906,- 110 с.
20. Гаджиева А.С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966,- 62 с.
21. Гаджиева С.Ш. Кумыки,- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961.- 387 с.
22. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967,- 104 с.
23. Гамзатов Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.- 420 с.
24. Гамзатов Р. Высокие звезды.- Минск: Мастацкая литература, 1962,- 290 с.
25. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Кн.1-2.- Махачкала: Дагкниго-издат, 1989,- 441 с.
26. Ган К.Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан: СМОМПК. Вып.XXXI. 1899.
27. Гасанов М.М. Афористические жанры дагестанского фольклора. Дис. .канд. филол. наук.- Махачкала, 1967.
28. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1971,- 77 с.
29. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение //Труды второй сессии Ассоциации арабистов. М.; Л., 1941.
30. Глиноецкий Н. Поездка в Дагестан: Военный сборник. N1.1862.
31. Губарев С.Ф. Деятельность коммунистической партии по созданию и развитию советской школы в национальных республиках Северного Кавказа 1920-1941. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. -128 с.
32. Дагестан в русской литературе. T.I-II.
33. Далгат Б. О русско туземных школах: Машинопись.1894.
34. Данилевский Н. Кавказ и его горские племена в нынешнем их положении. М., 1846.- 95 с.
35. Дело канцелярии начальника Дагестанской области.- 1851.
36. Дибиров М. Дагестанская народная физическая культура. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975,- 110 с.
37. Дибиров М. Народные игры и спорт в Дагестане.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1968,- 160 с.
38. Днепров Э.Д. Российское образование: Программа стабилизации //Сов. педагогика.- 1991.- N 9.- С. 3-10.
39. Диепров Э.Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики (1918-1977).- М.: 1981.
40. Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России, 1918-1977.- М.: НИИ ОП, 1979.-'446 с.
41. Просвещение национальностей: Журнал,- 1934, N3.
42. Зиссерман А.Л. Двадцать пять лет на Кавказе. Ч.I—II.— СПб., 1879.- 123 с.
43. Известия грузинских летописей: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып.22,- Тифлис, 1897.
44. Ильина. Т.А. Педагогика,- М.: Просвещение, 1984.- 496 с.
45. Исмаилов А.Р. Культурная революция в Дагестане: Исторический опыт и современные проблемы. Ростов н/Д: РГПИ, 1984.-84 с.
46. Исмаилов А.Р. Ликвидация неграмотности в Дагестане.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1970.- 134 с.
47. История Дагестана. T.I-IY.-M.: Наука, 1967-1969.
48. Каймаразов Г.Ш. Великая Октябрьская социалистическая революция и культурное строительство в Дагестане.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1959.- 31 с.
49. Каймаразов Г.Ш. Влияние России на развитие культуры и просвещения дореволюционного Дагестана: Дис. .канд. истор. наук,- 1955.
50. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана.- М.: Наука, 1971.- 475 с.
51. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.-159 с.
52. Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века.- Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994.- 280 с.
53. Козубский Е.И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища 1880-1889,- Порт-Петровск, 1890.
54. Козубский Е.И. История города Дербента.- Темир-Хан-Шура: Русская типография В.М.Сорокина, 1906.- 468 с.
55. Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие: Дагестанский сборник. Вып.1. Темир-Хан-Шура, 1902.
56. Козубский Е.И. Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. 1890-1899,- Темир-Хан-Шура: Русская типография, 1901.- 36 с.
57. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики, М,: Просвещение, 1982,- 447 с.
58. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы.- М.: Учпедгиз, 1947.- 246 с.
59. Косвен М.0. Этнография и история Кавказа,- М., 1961.
60. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. T.YI. М.; J1.: Изд-во Акад. наук СССР, I960.- 739 с.
61. Магомедов З.К. Из истории женского образования в Дагес-тане//Народное образование.- 1981,- N9,- С. 112.
62. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания,- Махачкала: Дагучпедгиз, 1980.- 56 с.
63. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. М. , 1960.
64. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды,- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.- 268 с.
65. Магомедов P.M.Легенды и факты. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969,- 240 с.
66. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XYIII и начале XIX веков,- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957.- 408 с.
67. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана,- Махачкала: Д'агучпедгиз, 1992,- 140 с.
68. Магомедов P.M. Проблема происхождения дагестанских народов в дореволюционной историографии// Ученые записки ДГУ им.В.И.Ленина. 1960. Т. VI.
69. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1956. Т. 7.- 699 с.
70. Махмутова А.X. Становление светского образования у татар. Казань: Издательство казанского университета, 1982.- 96 с.
71. Миллер А.А. Древние формы в материальной культуре современного населения Дагестана: МЭЛ. Т. IY. Вып. 1. Л., 1927.- 80 с.
72. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.- 184 с.
73. Модзалевский Л.Н. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 гг. Тифлис, 1880.
74. Назаревич А. Отобранное по крупицам.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958.- 144 с.
75. Назаревич А.Ф. Пословицы и поговорки народов Дагестана.-М., 1958.
76. Обзор Дагестанской области за 1892 г.- Темир-Хан-Шура, 1893,- 115 с.
77. Обзор Дагестанской области за 1896 г.- Темир-Хан-Шура, 1897.- 87 с.
78. Обзор Дагестанской области за 1899 г.- Темир-Хан-Шура, 1900,- 165 с.
79. Обзор Дагестанской области за 1902 год,- Темир-Хан-Шура: Русская типография, 1903,- 105 с.
80. Обзор Дагестанской области за 1905 год.- Темир-Хан-Шура: Русская типография, 1907.- 75 с.
81. Обзор Дагестанской области за 1913 год.- Темир-Хан-Шура: Русская типография, 1915.- 97 с.
82. Обзор Дагестанской области за 1915 год.- Темир-Хан-Шура: Русская типография, 1916.- 72 с.
83. Обзор деятельности ведомства М-ва народного просвещения за время царствования императора Александра III.(Со 2 марта 1881 г. по 20 октября 1894 г.).- СПб., 1901.- 524 + 109 С.
84. Ожегов С. И. Словарь русского языка, М.: Русский язык, 1978,- 847 с.
85. Омаров А. Воспоминания муталима//ССКГ. Вып.I.- Тифлис,1868.
86. Омаров А.Как живут лаки//ССКГ. Вып.II,- Тифлис, 1869.1. С. 46.
87. Омаров С.М. Женское образование в Дагестане.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1960. 36 с.
88. Омаров С.М. Первые годы строительства советской школы в Дагестане.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1968.- 43 с.
89. Описание Дагестана, 1804 г.// История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв: Архивные материалы.- М.: Изд-во Восточной литературы, 1958.- 137.
90. Отчет о деятельности общества вспомоществования нуждающимся ученикам Темир-Хан-Шуринского реального училища за 1897 год. 20 с.
91. Отчет о деятельности общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области. За время с открытия общества с 21 октября 1905 г. по 1 января 1907 г.- Темир-Хан-Шура, 1907.- 62 с.
92. Отчет о состоянии Дагестанской области за 1869 г.- Те-мир-Хал-Шура, 1869.
93. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1884-1899 гг.- Тифлис, 1900.- 133 с.
94. Очерки истории Дагестана. Т.I-II.- Махачкала, 1957.
95. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в./Э.Д.Днепров, 0.Е.Кошелева, Г.Б.Корнетов и др.; Под ред. Э.Д.Днепрова.- М.: Педагогика, 1989,- 479 с.
96. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX в./Ш.И.Ганелин, Л.Д.Глубоковских, П.В.Горностаев и др.; Под ред. А.И.Пискунова.- М.: Педагогика, 1976.- 600 с.
97. Памятная книжка и адрес-календарь Дагестанской области на 1901 год / Под ред.Е.И.Козубского. Темир-Хан-Шура, 1901.-257 с. f
98. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана: Дис. . канд. пед. наук.- 1972.
99. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: Дагестанская область.- Спб, 1905.- 212 с.
100. Пословицы и поговорки даргинцев,- Махачкала, 1951.
101. Поэзия народов Дагестана/А.Б.Аликберов и др.; Под ред. А.Б. Аликберова.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1954,- 717 с.
102. Протокол общего собрания "Общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области", состоявшегося 26 марта 1906 г.- Темир-Хан-Шура, 1907.
103. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902).- СПБ, 1902.- 512 с.
104. Рудольф Н.Ф. Обзор деятельности К.У.О. за 1908-12 гг.-Тифлис, 1914.- 230 с.
105. Рудольф Н.Ф. План дальнейшего распространения народного образования в Дагестане.- Тифлис, 1913.- 43 с.
106. Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Ф.9. On. I. Д. 159.
107. Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Исторический Отдел. Оп.5. Д.39.
108. Сайдов Т.Г. Традиции народов творят человека.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.- 84 с.
109. Сборник Материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып.19.- Тифлис, 1894.
110. Свистунова А.И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане.- Махачкала, 1973,- 149.
111. ССКГ. Вып.I. Тифлис, 1868.
112. ССКГ. Вып.II. Тифлис, 1869.
113. ИЗ. ССКГ. Вып. III. Тифлис, 1870.
114. ССКГ. вып. VII. Тифлис, 1873.
115. ССКГ. Вып. XIX. Тифлис, 1894.
116. Селимханов А.К. К истории народного образования в Дагестане 1850-1940.: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- Махачкала, 1954,- 24 с.
117. Селимханов А.К. йз истории просвещения в Дагестане в XIX веке// Ученые записки Дагестанского государственного университета.- Махачкала, 1957. T.I.- С.137-156.
118. Селимханов А.К.Историческая справка о датах открытия школ в Дагестане// Ученые записки Дагестанского государственного университета.- Махачкала, 1958. Т.II.- С.92-105.
119. Слово о Дагестане/Сост. М.Бутаев.- Махачкала: Дагкниго-издат, 1967.- 79 с.
120. Туземец. Грамотность в горах Дагестана //Этнографическое обозрение.- 1900,- N I.
121. Усачева Р.Ф. Формирование системы женского среднего образования в России (60-е годы XVIII 60 годы XIX вв.): Автореф. дис. . канд. пед. наук,- Ростов н/Д, 1997,- 26 с.
122. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе,- Тифлис: 1881.- 581 с.
123. Услар П.К. 0 распространении грамотности между горца-ми//ССКГ. Вып.III,- Тифлис, 1870.
124. Услар П.К. Об исследовании кавказских языков. Т.П.Тифлис, 1888.- 117 с.
125. Услар П.К. Предположение об устройстве горских школ//Этнография Кавказа. Т.I.- Тифлис, 1887.
126. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2.-М.: Педагогика, 1988,- 492 с.
127. Фарфоровский С. Дагестанская мусульманская школа/журнал Министерства народного просвещения ЖМНП.- 1915. Нояб.
128. Ханбиков Я.И. Значение исследований фольклорных материалов: Доклады АПН РСФСР.- М.: 1961.- 43 с.
129. Хасбулатов А. П. История советской школы в Дагестане: Дис. . канд. пед. наук.- 1947.
130. Хасбулатов III. Д. Народное образование в Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1958.- 77 с.
131. Хасбулатов III. Д. Народное образование в Дагестанской АССР в первые годы Советской власти,- Махачкала: Дагучпедгиз, 1953.- 52 с.
132. Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX в.- М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 263 с.
133. Хетагуров Коста. Собрание сочинений в 3 т. Т.З.- М.: Художественная литература, 1974.- 397 с.
134. Хрестоматия по истории педагогики. Т.IV, Ч.II.- М.: Государственное учебно педагогическое издательство, 1936.- 516 с.
135. Хоретлев А.0. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX в.- начало XX в.).- Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1957,- 100 с.
136. Центральный государственный архив РД. Ф.2. On.1. Д.1.137. ЦГА РД. Ф.2. On. 1. Д. 1.138. ЦГА РД. Ф.2. 0П.2. Д. 8.139. ЦГА РД. Ф.2. Оп.2. Д. 24.
137. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 98.
138. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 99.
139. ЦГА РД. Ф.2. Оп.2. Д. 100.
140. ЦГА РД. Ф.2. Оп.2. Д. 107.
141. ЦГА РД. Ф.2. Оп.2. Д. 109.
142. ЦГА РД. Ф.2. Оп.2. Д. 110.
143. ЦГА РД. Ф.2. Оп.2. Д. 117.
144. ЦГА РД. Ф. 2 Оп.2. Д. 123.
145. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 134.
146. ЦГА РД. Ф.2. Оп. 2. Д. 142.
147. ЦГА РД. Ф.2. Оп. 2. Д. 147.
148. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 148.
149. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 149.
150. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 225.
151. ЦГА РД. Ф. 2. Оп.З. Д. 26.
152. ЦГА РД. Ф. 2. Оп.З. Д. 68.
153. ЦГА РД. Ф. 2. Оп.З. Д. 210.
154. ЦГА РД. Ф.З. On. I. Д. 22.158. ЦГА РД. Ф.5. On. 1. Д. 1.159. ЦГА РД. Ф. 6. Оп. 2. Д.З.
155. ЦГА РД. Ф.6. Оп. 2. Д. 23.
156. ЦГА РД. Ф.6. Оп. 2. Д. 28.162. ЦГА РД. Ф.6. Оп. 4. Д.З.
157. ЦГА РД. Ф. 6. Оп. 5. Д. 7.
158. ЦГА РД. Ф.7. On. 1. Д. 27.
159. ЦГА РД. Ф. 21. ОП.З. Д. 2д,
160. ЦГА РД. Ф. 76. Оп. 2. Д. 6.
161. ЦГА РД. Ф. 76. Оп. 2. Д. 10
162. ЦГА РД. Ф. 81. Оп. 2. Д. 12
163. ЦГА РД. Ф. 81. Оп.З. Д. 4.
164. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д. 6.
165. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д. 10
166. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д. 12
167. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д.15
168. ЦГА РД. Ф. 84. ОП. 1. Д.16
169. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д.18
170. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д. 19.
171. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д. 26.
172. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д. 27.
173. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д. 31.
174. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д. 32.
175. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д. 33.
176. ЦГА РД. Ф. 84. On. 1. Д. 39.
177. ЦГА РД. Ф. 84. Оп.2. Д. 9.
178. ЦГА РД. Ф. 84. ОП. 2. Д. 15.
179. ЦГА РД. Ф. 84. оп.2. Д. 18.
180. ЦГА РД. Ф. 84. Оп.З. Д. 8.
181. ЦГА РД. Ф. 84. ОП.З. Д. 10.
182. ЦГА РД. Ф. 84. Оп.4. Д. 8.
183. ЦГА РД. Ф. 84. Оп.4. Д. 36.
184. ЦГА РД. Ф. 84. Оп.4. Д. 40.
185. ЦГА РД. Ф. 84. Оп.6. Д. 8.
186. ЦГА РД, Ф. 85. оп.4. Д. 1.
187. ЦГА РД. Ф. 126. Оп.2. Д. 59В.
188. ЦГА РД. Ф. 126. оп.2. Д. 61.
189. ЦГА РД. Ф. 126. Оп.2. Д. 70.
190. ЦГА РД. Ф. 126. оп.2. Д. 71.
191. ЦГА РД. Ф.133. ОП. 2. Д. 2.
192. Центральный государственный исторический архив. Ф.821. Оп.150. Д.420: Из "Записки департамента духовных дел о магоме-тянских школах восточной части России", составленной после 1910 г: датировка дается по содержанию "Записки".
193. Чикобаева А.С. Грузино-аварские надписи XIV века в Дагестане// Известия Грузинского филиала АН СССР. Т.1.- 1940.
194. Школьное образование в Дагестане./Г.Ш.Каймаразов, С.М. Омаров и др.; Под ред. Г.Ш.Каймаразова.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1968.- 267 с.
195. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура: Историко-этногра-фические этюды. М.; JI., 1949.
196. Юшков С. В. К вопросу об особенностях феодализма в Да-гестане/УУченые записки Свердловского государственного педагогического института.- Свердловск, 1938. Вып.I.- С.77.
197. Якубов З.Я. Социально-педагогические аспекты системы воспитательной работы школы в условиях малых народов Дагестана: Дис. . канд. пед. наук. М., 1977.- 199 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.