Становление и развитие Санкт-Петербургской школы промышленного дизайна. Конец XIX в. - начало XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Мирзоян, Светлана Вагаршаковна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 250
Оглавление диссертации кандидат наук Мирзоян, Светлана Вагаршаковна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Г Л А В А I.
ПРЕДЫСТОРИЯ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА
1.1. Экономическая и социокультурная обусловленность раннего этапа зарождения школы промышленного дизайна
1.2. Предпосылки создания новой профессии - «художник в промышленности» и формирование основ образовательного процесса будущей Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна
(вторая половина Х1Х-начало XX вв.)
1.3. Становление Центрального училища технического рисования барона Штиглица (ЦУТР барона Штиглица) как начальный этап формирования Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна (конец Х1Х-начало XX вв.)
1.4. Первые учебные программы и преподавательский состав Центрального Училища технического рисования барона Штиглица (ЦУТР барона Штиглица)
1.5. Школа в период революций 1917 года и в послереволюционный период. (ВХУТЕМАС. ВХУТЕИН)
Г Л А В А II.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ШКОЛЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ (1930-1948 гг.)
2.1. Становление Ленинградского художественного училища (ЛХУ) по архитектурной отделке зданий в период Великой Отечественной войны
2.2. Актуальность создания школы мастеров в послевоенное десятилетие.
Роль училища в восстановлении памятников Ленинграда
2.3. Образование Ленинградского художественно-промышленного училища (ЛХПУ) и Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища (ЛВХПУ). Профессорско-преподавательский состав
Г Л А В А III.
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА (1948-2015 гг.)
3.1. Проблемы эволюции понятий в формировании основных терминов и их реальное значение в промышленном дизайне
3.2. От художника декоративно-прикладного искусства до промышленного дизайнера
3.3. Становление современного образовательного процесса ЛВХПУ-СПГХПА (1948-2015 гг.)
3.4. Культурные особенности Ленинградской - Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна. (первая половина ХХ-начало XXI вв.)
3.5. Проблематика проектной ситуации и методов дизайн-проектирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
232
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Творчество В. И. Шистко в контексте печатной графики Ленинграда – Санкт-Петербурга2021 год, кандидат наук Голикова Ирина Сергеевна
Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица: История создания и формирования коллекции2000 год, кандидат искусствоведения Прохоренко, Галина Евгеньевна
Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий2017 год, кандидат наук Вуль, Ольга Александровна
Станковая эмаль Ленинграда – Санкт-Петербурга второй половины XX – начала XXI в.: истоки и эволюция2020 год, кандидат наук Александрова Яна Александровна
Авторское ювелирное искусство Ленинграда-Санкт-Петербурга второй половины XX века: Истоки и эволюция2002 год, кандидат искусствоведения Габриэль, Галина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие Санкт-Петербургской школы промышленного дизайна. Конец XIX в. - начало XX в.»
введение
В прошлые десятилетия (60-70-е гг. ХХ века) промышленный дизайн, был наиболее востребованным направлением дизайна, одним из значительных факторов эстетической культуры в России. В последние годы он уступил свои позиции, став не таким превалирующим, как, скажем, средовой и графический дизайн. Однако сегодня пришло ясное осознание необходимости подъема промышленности России. Обширная отечественная, международная, выставочная и конкурсная практика промышленного дизайна, тематика научных конференций и симпозиумов подтверждают его возрождение, востребованность и практическую необходимость, которой обладал промышленный дизайн в прошлом, в известные 60-90-е гг. ХХ века в России и в частности в Ленинграде-Санкт-Петербурге.
Так, например, за этот период прошли выставки промышленного дизайна: 1323 мая 1988 года в особняке Шувалова на Фонтанке «Дизайн: образование, проект, продукт», 17 декабря -14 января 1990-1991 года в Ленинградском Доме технической пропаганды «Дизайн Ленинграда», ежегодные выставки, начиная с 1997 года «Модулор» в Санкт-Петербурге, (в дальнейшем с периодичностью через каждые два года), ежегодные выставки «Виктория» в Москве, постоянные выставки отечественных и иностранных дизайнеров в Союзе дизайнеров России Санкт-Петербурга, в ВЦЪТНАЦР, (галерее дизайна Санкт-Петербурга), международные выставки промышленного дизайна зарубежных стран в залах Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии и «Этажах» (галерея дизайна Санкт-Петербурга), где основная часть участников -студенты и дипломники художественно - промышленных вузов, а также
международные конкурсы, в которых наши дизайнеры постоянно принимали участие, занимая призовые места.
Хотя примет динамики развития промышленного дизайна в настоящее время нет, тем не менее гипотетически намечается расширение сферы влияния отечественного промышленного дизайна на будущее современное промышленное производство. В связи с этим, дизайн-образование должно не только чутко реагировать на этот процесс «возрождения промышленности», но и предвосхищать его, опережать во времени, должна уточняться роль дизайн-образования, его новых аспектов и требований, влияющих на формирование студентов как будущих высококвалифицированных специалистов. Проблема профессионального дизайн-образования, одного из направлений в области отечественной эстетической и проектной культуры является актуальной для промышленного дизайна и его дальнейшего профессионального формирования.
Эта проблема заставляет обратить пристальное внимание на его дальнейшее усовершенствование и расширение сфер творческой деятельности, выявление основных закономерностей самоопределения и дальнейшего творческого развития и формирования дизайн-образования связанные с его особенностями как в прошлом, так и в современных условиях.
Изучение и освоение наследия Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна актуализируется в связи с возрождающимся к нему интересом и с проблемой отношения к традициям, которое приобретает не только теоретическое, но и практическое значение на современном этапе, когда гипотетически расширяется сфера влияния промышленного дизайна и когда промышленный дизайн потенциально становится одним из доминирующих и жизнеспособных «жанров» проектного творчества и занимает важнейшее место в отечественной эстетической культуре.
До настоящего времени, вопросы поднятые в представленной к защите работе, ещё не являлись предметом всестороннего искусствоведческого исследования как общекультурного, художественно-образного понимания проблем предметного
мира, которое создало бы методическую базу и предпосылки для дальнейшего изучения и развития Школы промышленного дизайна.
Однако, обращение к истокам, изучение самого процесса развития системы дизайн-образования прошлых эпох и в настоящее время - время интенсивных поисков стиля современного дизайна, художественного осмысления его пространственно-тектонических решений при использовании ноу-хау, современных материалов, высоких технологий изготовления - не могли не породить иную, современную эстетику промышленного дизайна и подход к преподаванию основ промышленного дизайна. Это не может не породить таких же поисков и в области «прикладных» (сопутствующих) дизайну искусств (и предметов), в том числе рисунке (как форме познания композиции, пространства, формы), живописи, скульптуре, архитектуре, не могут не вызывать и в них поисков иных, созвучных дизайну форм выражения.
Актуальность выбранной темы исследования определяется возможностью впервые проанализировать, систематизировать и освоить не изученный ранее материал наследия Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна, и, в дальнейшем, соотнести её с реалиями настоящего времени.
Актуальность темы обусловлена глобальными изменениями, происходящими в сфере высшего образования современной России. Пристальное внимание дизайнеров, искусствоведов, теоретиков дизайна и искусствознания обращается сегодня к опыту отечественных школ дизайна. На этом фоне крайне интересными представляются проблемы становления, совершенствования и выявления основных закономерностей самоопределения, дальнейшего творческого развития и формирования Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна как в прошлом, так и в современных условиях. В связи с этим уточняется роль отечественной школы промышленного дизайна, а также и Санкт-Петербургской Школы как ее неотъемлемой составной части в структуре современной и будущей эстетической культуры.
Кроме этого, актуальность исследования определяется стремлением автора к историческому обобщению, поиску истоков Школы промышленного дизайна,
научному осмыслению развития сферы промышленного дизайна, что крайне важно для роста и трансформации образовательных процессов на новом историческом этапе. Что касается истории и предыстории зарождения и развития Школы промышленного дизайна от Центрального училища технического рисования барона Штиглица (ЦУТР барона Штиглица) до Школы промышленного дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, (СПГХПА им.А.Л.Штиглица), поэтапности и хронологических границ ее становления, то, как показывает анализ, вопрос этот оказался малоизученным, хотя находился в пределах интересов и внимания теоретиков и исследователей. Проблема исторического самоопределения Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна, представляющая несомненный интерес, не стала объектом научного исследования в контексте именно предыстории и общей истории, теории и практики отечественной Школы промышленного дизайна. Результаты исследования помогут сформулировать особенности Школы, а соответственно, определят ее место в современном дизайне и системе дизайн-образования.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы, связанной с изучением особенностей становления, функционирования, формирования и развития Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна как значимого фактора духовной, эстетической и художественной культуры общества во всем многообразии исторического развития.
Состояние вопроса. В отечественной и зарубежной литературе прошлых эпох и настоящего времени не встречаются работы, рассматривающие и изучающие процесс развития школы промышленного дизайна как системы дизайн-образования (именно в ЦУТР барона Штиглица и в СПГХПА им. А.Л. Штиглица). Отсутствует также изучение системы методов преподавания ЦУТР барона Штиглица, в частности образовательных методик, основ, создающих определённую стилистику при трактовке (проектировании) образа.
Начиная с 60-х годов ХХ века в отечественном искусствознании появился интерес к изучению и систематизации материала по теории промышленного
дизайна. Практика промышленного дизайна существовала задолго до 1960 г., но она активно не изучалась и не получила научного осмысления. В 60-80-е гг. выходят статьи И.Л. Маца, «Проблемы художественной культуры XX века», Е.Н. Лазарева о дизайне как технико-эстетической системе, книга С. А. Соломонова и В.Э. Винтмана «Художественное конструирование промышленных изделий»; книга И.А. Вакса «Художник в промышленности», ряд статей практиков и теоретиков дизайна и искусствоведения в бюллетене «Техническая эстетика» о художественно-конструкторских проектах, о работе художника-конструктора в промышленности. Получают своё обоснование методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна (О.И. Генисаретский), выявляется потенциал основных направлений и школ дизайна ХХ века как в области проектирования конкретного предметного мира, так и во взаимодействии материальной и художественной культуры ХХ века (В.Р. Аронов). Исследованию методологии зарубежного и отечественного дизайн-проектирования были посвящены работы Д. А. Азрикана, В.Р. Аронова, Н.В. Воронова, Е.М. Глазычева, А. Л. Дижура, А.Н. Лаврентьева, Е.Н. Лазарева, В.Ф. Сидоренко, Ю.С. Сомова, Е.В. Черневич и других авторов. В 1970-1980 гг. большим вкладом в изучение и систематизацию материалов по истории и современной практике зарубежного и отечественного дизайна явились фундаментальные труды отечественных исследователей: Г.А. Арамяна, В.М. Глазычева, Л. А. Жадовой, К.М. Кантора, Л. А. Кузьмичёва, А.Н. Лаврентьева, Г.Б. Минервина, Л.Б. Переверзева, В.Ф. Сидоренко, В.И. Тасалова, Д.Н. Щелкунова и других авторов, а также ценные материалы научно-методической серии «Дизайн-образование».
Что касается петербургских искусствоведов - следует сказать о работе М.Э. Гизе, посвящённой протодизайну - выявлению истоков художественных начал в технике, а также работе Э.М. Глинтерник об историческом самоопределении графического дизайна в проектной культуре России (1880-1980 гг.). Петербургские искусствоведы Г.А.Власова, Т.Е.Тыжненко, Г.Е.Прохоренко раскрыли предысторию Санкт-Петербургской школы дизайна без дальнейшего изучения ее в современных условиях.
Работы перечисленных авторов позволяют рассмотреть проблемы дизайн-образования с учетом изменившихся социально-экономических и социокультурных условий и направленности современной Школы промышленного дизайна. Однако историей школы промышленного дизайна теоретики дизайна занимались фрагментарно. Рассматривалась в основном история отдельных направлений дизайна таких как отрасли художественной промышленности (керамика, стекло, текстиль, металл). Что касается истории становления и развития образовательной системы в промышленном дизайне, особенно Санкт-Петербургской от ЦУТР барона Штиглица до СПГХПА им. А.Л. Штиглица, то она оказалась, в какой-то степени, за пределами интересов теоретиков дизайна и искусствоведения. Тем не менее большую ценность, кроме материалов научно-методической серии «Дизайн-образование» представлял семинар «Круглый стол» посвященный дизайн-образованию, а также вопросам специфики образования дизайнеров в региональных школах. устраиваемый редакцией бюллетеня «Техническая эстетика», где кроме теоретиков дизайна и искусствоведения, принимали участие и педагоги кафедр промышленного дизайна отечественных вузов.
Проблемам современного образования в подготовке промышленного дизайнера уделялось внимание в книге «Ленинградская школа дизайна» (опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной), книга была частью проекта «Библиотека дизайнера и эргономиста», удостоенного в 1997 году Государственной премии, где наряду с ленинградскими специалистами выступали и специалисты ВНИИТЭ В.Ф. Сидоренко, А.Г. Устинов. В книге дается обстоятельный анализ специфики, современного состояния и развития школы, а также концептуальные программы учебных процессов всех дизайнерских кафедр училища. Отдельно исследованием Ленинградской Школы промышленного дизайна занимался А.Г. Устинов, который говоря о методике художественно-пропедевтико-проектного обучения, в частности, утверждает, что методика не носит нормативного характера, а непрерывно меняется и развивается, сохраняя только отправные принципы и, в сущности, неотрывна от личности её создателей.
Ю.В. Назаров в книге «Постсоветский дизайн (1987-2000)» и в статьях сборника "Служу российскому дизайну", говорит об особенностях российской школы промышленного дизайна и, в частности, о Санкт-Петербургской -Ленинградской, стоящей особняком. Автор подчеркивает, что преподаватели школы внедряют в процесс обучения новые подходы дизайнерского проектирования, постановку и решение проблем, что, безусловно, сказывалось на уровне студенческих работ. Ю.В. Назаров констатирует, что в работах ведущих петербургских дизайнеров, отчетливо просматривается взаимосвязь между ценностями художественной традиции и остротой современных технических решений.
Проблемам подготовки промышленного дизайнера с середины 1960-х уделялось также внимание в отдельных публикациях в методических исследованиях специалистами ВНИИТЭ и другими специалистами. (И.А. Вакс, Е.Н. Лазарев, Л.С. Катонин).
Как показывает анализ состояния вопроса, проблема существования Школы промышленного дизайна в российском проектном творчестве и художественной культуре, ее историческое самоопределение как одной из наиболее востребованных сегодня форм дизайнерского творчества стало объектом научного исследования в контексте общей истории, теории и практики отечественного дизайна.
Автор в настоящей работе опирался на труды В.М. Глазычева, А. Л. Дижура, Л.А. Жадовой, А.Н. Лаврентьева, Г.Н. Листа и других специалистов ВНИИТЭ, которые внесли неоценимый вклад в изучение и систематизацию материалов по истории и современной практике отечественного и зарубежного искусствоведения и дизайна, а также на фундаментальные труды по истории и теории культуры, искусства, дизайна и эстетики таких отечественных и зарубежных авторов, как Ю.Б. Борев, О.И. Генисаретский, Э.М. Глинтерник, М.С. Каган, К.М. Кантор, К.А. Кондратьева, А.В. Лосев, Ю.М. Лотман, И.Л. Маца, Ю.В. Назаров, В.Ф. Сидоренко, В.И. Тасалов, П.А. Флоренский, С.О. Хан-Магомедов. Идея, положенная в основу данного научного исследования состоит в целостном
культурно-историческом и теоретико-методологическом осмыслении генезиса промышленного дизайн-образования, а также Школы промышленного дизайна как одной из областей культуры. Это означает не только изучение особенностей становления Санкт-Петербургской-Ленинградской Школы промышленного дизайна, но и выявление диалектики этих школ на протяжении всего рассматриваемого периода 1879-2015 гг.
Цель исследования— воссоздать историю становления, самоопределения и развития Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна. Определить характерные особенности концепции формирования этой Школы. Создать фундаментальную основу для будущих исследований истории, теории, методики отечественных Школ промышленного дизайна. На основе изучения актуальной проблемы по оригиналам изделий дизайна, иллюстрациям и литературным источникам и на основе анализа особенностей промышленного дизайна прошлых лет и изучения его актуальной проблемы, автор даёт современным профессионалам и студентам аспект формирования и становления промышленного дизайна.
Задачи исследования состоят в последовательности обозначения проблем и положений исследования с целью показать задачи школы промышленного дизайна в художественно-промышленном вузе:
• Выявление исторических истоков Санкт-Петербургской школы промышленного дизайна, рассмотрение их как части достояния Российской художественной культуры и как первоосновы эволюционного процесса становления, являющейся важной для дальнейшего развития отечественной школы промышленного дизайна.
• Анализ путей становления, формирования и самоопределения Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна от ЦУТР барона Штиглица до СПГХПА им. А.Л. Штиглица.
• Выявление, обоснование и рассмотрение специфики становления Школы промышленного дизайна советского периода, т.е. Ленинградской,
сохраняющей истоки и традиции ЦУТР-ЛВХПУ - как факт её историко-культурной и социально-экономической обусловленности. • Систематизация этапов формирования современной профессионально-образовательной системы Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна и выявление проблематики проектной ситуации и методов дизайн-образования.
Объектом исследования является наследие Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна, которое включает в себя творческий, проектный метод и проектную культуру, образовательные традиции и особенности, зафиксированные в виде архивных материалов, документов, фондов, ученических и дипломных работ от времени их формирования со второй половины Х1Х века до начала ХХ1 века включительно, а также свидетельства и воспоминания педагогов, современников, учеников отражающих пути развития Школы, влияющих на формирование сегодняшних процессов в российском дизайн-образовании. Кроме этого, для работы использовались материалы из собрания Российской национальной библиотеки, Государственной библиотеки России, Научно-библиографического архива РАХ, материалы сконцентрированные в библиотечном и музейном фондах СПГХПА им. А. Л Штиглица. библиотеки СПГХПА им. А. Л .Штиглица, включающей 60000 томов и музея с 15000 экспонатов являющихся одними из крупнейших собраний специальной литературы и произведений декоративно-прикладного искусства не только в Санкт-Петербурге, но и в стране.
Кроме того использовались материалы архива кафедры промышленного дизайна СПГХПА им. А. Л .Штиглица, личного архива первого директора ЛХУ Иосифа Александровича Вакса, личного архива автора, а также уставы, постановления и законы, приказы по ЛХУ, ЛХПУ, ЛВХПУ и СПГХПА им. А.Л.Штиглица, каталоги, проспекты и буклеты выставок, рецензии, материалы периодической печати профессиональных журналов..
Изучение промышленного дизайна, являющегося одним из главных предметов в многопрофильном художественно-промышленном вузе, основой образования
будущих промышленных дизайнеров, ищущего свои формы стыковки с другими кафедрами — кафедрами рисунка, живописи, технических дисциплин, которые концептуально весьма не схожи с выпускающей кафедрой промышленного дизайна и не всегда соответствуют требованиям подготовки промышленных дизайнеров.
Предметом исследования является феномен Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна, специфика проектно-художественного подхода и особенности процесса его развития, связанного с изменениями историко-культурной и социально-экономической среды на разных исторических этапах и экономических парадигмах существования Школы.
Кроме того, предмет исследования динамика развития Школы как последовательный, эволюционный, художественно образующий процесс неразрывно связанный с традициями ЦУТР, ЛХУ, ЛХПУ, ЛВХПУ, наследником которых является Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. (СПГХПА им. А.Л.Штиглица).
Границы исследования хронологически определяются основными этапами развития школ ЦУТР-ЛВХПУ-СПГХПА от периода основания в 1876 г. Исследование охватывает период с 1879-2015 гг., что позволяет в полной мере выявить проблемы исследуемого материала, несмотря на его разрозненность и не полную сохранность документальных и архивных фондов.
Гипотеза исследования состоит из ряда предположений:
В истории формирования базовых Школ российского промышленного дизайна - Санкт-Петербургской, Московской и Харьковской — можно последить явные закономерности. Общий вектор их развития берет начало в установках близкого к традиционной культуре художественно-промышленного образования и через опыты и эксперименты русского авангарда, через поиски методологического и научного обоснования середины 20 века подходит к сегодняшней системе профессиональной подготовки промышленного дизайна
Обзор истории художественных школ России (Московской и Ленинградской-Санкт-Петербургской) подчеркивает обширность, область и полноту изучаемого
материала, которые заключаются в том, что показаны особенность, сходство и различие двух школ дизайна. Обобщается материал по проблеме, используются данные по литературе и публикации по дизайну, имеющие научную ценность, несмотря на некоторые суждения и оценки, связанные как с личными взглядами специалистов - теоретиков дизайна и некоторыми установками отечественного искусствоведения советского периода. Вопросам изучения школы дизайна были посвящены многие публикации специалистов-теоретиков дизайна. Вопрос становления и развития Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна является достаточно самостоятельной, но мало изученной.
Системный подход к исследуемой проблеме подразумевающей широту взглядов исследователя и степень изученности позволили определить основные научные положения диссертации выносимые на защиту и составляющие концепцию. Для полноты изучения особенностей отечественного дизайна необходимо сравнить две выдающиеся Школы (Московскую и Санкт-Петербургскую), которые мажорно прозвучали в истории отечественной культуры. История этих художественных Школ в России, вопрос об их роли в формировании, становления и развития отечественного дизайна как самостоятельной ветви, особенно когда дизайн-деятельность стала одной из самых приоритетных в области современной культуры - рассматривались в трудах. которые, безусловно, представляют свою научную ценность некоторых отечественных специалистов (Ю.В.Назаров, А.Н.Лаврентьев, В.Ф.Сидоренко, А.Г.Устинов и другие специалисты).И. тем не менее, вопрос изучения, становления и развития Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна представляет большой интерес для специалистов в области теории и методики дизайна.
Знакомство с историей становления и развития Санкт-Петербургской Школы промышленного дизайна, как самостоятельной ветви отечественной культуры поможет в известной степени, предвидеть пути дальнейшего развития Школы, что необходимо, в первую очередь, для обучения молодых специалистов. Хорошо подобранные иллюстрации дают возможность с большей наглядностью
представить себе всю историю развития Санкт-Петербургского промышленного дизайна от первых шагов. Появившихся во второй половине 19 века до последних дней нашего времени. Степень изученности материала дает возможность показать особенность, а также сходство и различие двух школ (Московской и Санкт-Петербургской). История художественных Школ в России, вопрос об их роли в формировании становления и развития промышленного дизайна как самостоятельной ветви в отечественной культуре рассматривались в трудах целого ряда отечественных историков искусства и специалистов — теоретиков дизайна, особенно когда дизайн-деятельность стала одним из самых приоритетных в области современной культуры.
Несмотря на социальные и политические катаклизмы 19-20 веков, Санкт-Петербургская - Ленинградская Школа промышленного дизайна всегда сохраняла культурно-художественное своеобразие, и, вместе с тем, развивала новаторские креативные подходы к созданию образцов промышленной продукции. Благодаря этому, Школа стала полноправным и самобытным субъектом отечественной проектной культуры.
Уровень профессиональной подготовки мастеров и преподавателей ЦУТР барона Штиглица и ЛХУ, ДХПУ, ЛВХПУ-СПГХПА им. А.Л. Штиглица позволил им разработать эксклюзивные методики обучения дизайну. На протяжении 130 лет деятельность педагогов базировалась на сохранении и преемственности базовых традиций Российского образования, что способствовало созданию уникальной Школы.
Методика исследования. заключается в аналитическом наблюдении за процессами развития Санкт-Петербургской-Ленинградской Школы промышленного дизайна, в комплексном подходе к изучению этой Школы как объекта, имеющего свою специфику и закономерности развития, связанными как с прошлым школы, так и с современным ее состоянием. Методический аппарат исследования, кроме системного анализа и комплексного изучения истоков дизайнерской Школы барона Штиглица, включает также изучение архивных источников, изобразительных и документальных материалов, трудов
специалистов, исследующих проблемы промышленного дизайна и Школ промышленного дизайна на протяжении периода с конца XIX вплоть до начала XXI вв.
Методика, используемая в диссертации, способствует аналитическому исследованию процесса формирования, становления профессионально-образовательной системы ЦУТР - СПГХПА - впервые рассмотренного в историческом контексте захватывая период конца Х1Х - начала ХХ1 вв. Важным для автора было определение векторов эволюции Школы в предыдущей эпохе, «элементов» определяющих «лицо» последующих методов преподавания и особенностей проектно-художественного подхода. На защиту выносятся:
• Исторические корни Санкт-Петербургской-Ленинградской Школы промышленного дизайна, заложившие фундамент, определившие преемственность традиций и процесс развития промышленного дизайна в России.
Условия существования Школы, предпосылки и особенности ее становления, функционирования, формирования и развития как значительный фактор духовной, эстетической, проектной и художественной культуры.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Стилевая эволюция костюма в предметно-пространственной среде Санкт-Петербурга XVIII – начала XXI века: комплексное исследование2023 год, доктор наук Ванькович Светлана Михайловна
Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг.2001 год, доктор искусствоведения Глинтерник, Элеонора Михайловна
Фигуративная пластика в ленинградском-петербургском художественном стекле2016 год, кандидат наук Субботина, Олеся Сергеевна
Ленинградская керамика как феномен отечественного искусства второй половины XX века2011 год, кандидат искусствоведения Гусарова, Юлия Васильевна
Акварель в российской детской книжной иллюстрации в 1980-2020-е годы2024 год, кандидат наук Шэн Кэжэнь
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мирзоян, Светлана Вагаршаковна, 2017 год
Библиографический список
1. Абрамова А. Наследие ВХУТЕМАСа // Декор. искусство СССР. - М., 1964. - № 4. - С. 8-9.
2. Адаскина Н. А. Из истории художественного образования в СССР. ВХУТЕМАС, 1920-1926: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения/ МГУ. М., 1975.-19 с.
3. Адаскина Н. Л. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа /1920-1926/. - М., 1979.- С. 13-29.-(Техн. эстетика: Тр./ВНИИТЭ; Вып. 21).
4. Азрикан Д. А. Вычесть временное из постоянного // Мир дизайна, весна. СПб., 2001.- С. 40-44.
5. Азрикан Д. А. Информативность формы - необходимое условие её эстетического совершенства // Техн. эстетика.- 1966.-№ 2. - С.10-13.
6. Азрикан Д. А. Форма как визуальное сообщение // Техн. эстетика. -1967. -№ 2. - С. 28-31.
7. Азрикан Д. А. С точки зрения проектировщика. - М., 1980.-С.143-170.-(Техн. эстетика: Тр./ВНИИТЭ; Вып. 25).
8. Азрикан Д. А., Мирзоян С. В. и др. Открытое письмо правительствам ССР и республик, руководителям промышленности, деятелям культуры// Техн. эстетика. - 1990. - № 10. - С. 1.
9. Александров А. Полный англо-русский словарь. - СПб., 1899. - С. 203-204.
10. Александров А. Полный англо-русский словарь. - Пг., 1916. - С. 206.
11. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. - М., 1935. - С. 181-182.
12. Арватов Б. Сегодняшние задачи искусства в промышленности // Советское искусство. - М., 1926. - № 1. - С. 86.
13. Аронов В. Р. Дизайн в культуре XX века: Анализ теорет. концепций: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 1995. - 38 с.
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Аронов В. Р. Художник и предметное творчество: Проблемы
взаимодействия материальной и худож. культуры XX в. - М., 1987. - 232 с.
Архив И. А. Вакса 1919-1986. - СПб., - 400 с.
Там же.- С. 25-40.
Там же.- С. 50-63.
Там же.- С. 80-112.
Там же.- С. 130-151.
Там же.- С. 170-185.
Там же. - С. 201-240.
Там же. - С. 251-270.
Там же. - С. 290-310.
Там же. - С. 320-368.
Архитекторы об архитекторах. Ленинград - Петербург. XX век. СПб.,
1999. - С. 251-252.
Там же. - С. 346-347.
Там же. - С. 376-389.
Там же. - С. 474-476.
Баранов Н. В. Силуэты блокады. - Л., 1982. - С. 115-122.
Баумгартен Е. Художественная промышленность // Зодчий.-1902.-№ 4. -
С. 41-44.
Белинский В.Г. Том II. Статьи и рецензии. - М., 1948. - С. 753-760. Там же. - С. 784-791. Там же. - С. 802-810.
Бибикова А. Художественное образование как серьёзный фактор в промышленном развитии страны // Техн. и коммерч. образование. - 1908. -№ 7. - С. 28-30; № 8. - С. 24-26; 1909. - № 4. - С. 26-29. Бизунова Е. М. О художественно-конструкторской подготовке профессионально-технических кадров: История и современные проблемы // Техн. эстетика. - 1984. № 2. - С. 25-26.
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Блэк М. Обучение художественному конструированию// Декор. искусство СССР. - М., 1966. - № 2. - С. 2-4.
Большая советская энциклопедия. Т. 6. - М., 1971. - С. 349. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1981. - 399 с.
Борев Ю.Б. Художественная культура XX века (теоретическая история). -М., 2007. - 495 с.
Бродский В. Вещи в быту. - Л., 1929. - С. 48.
Бутовский В. И. О приложении эстетического образования к промышленности в Европе и в России в особенности. СПб., 1870. - 55с. Бучкин П. Д. Картины и воспоминания . НП «Родные просторы». - СПб., 2007. - С. 19-20.
Бучкин П. Д. О том, что в памяти. - Л., 1962. - С. 27-35.
Там же. - С. 36-37.
Там же. - С. 43-46.
Там же. - С. 54-76.
Там же. - С. 122-123.
Там же. - С. 181-185.
Там же. - С. 190-193.
Там же. - С. 195-210.
Быков З. Н. и др. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. - М., 1986. - С. 7-8. Валькова Н.П. Оценка качества учебной композиции. Сб. Композиция в промышленности и в декоративно-прикладном искусстве. - Л., ЛВХПУ. -1973.- С. 98-103.
Вакс И.А. К вопросу о художественном конструировании. Сб. Эстетика в промышленности. Вып. 2. - Л., ЛВХПУ. - 1964. - С. 3-29. Вакс И.А. Работа художника конструктора в промышленности / Эстетика в промышленности: Инструктивно-метод. пособие. Ч. I. -Л., 1966. - С. 6-12. Вакс И. А. и др. Курс основы композиции разрабатываемой в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной // Техн. эстетика. - 1966. - № 2. - С. 10-11.
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
Вакс И. А., Саруханов В. Работа студентов над художественно-
конструкторским объектом //Техн. эстетика. - 1966. - № 1. - С. 24-27.
Вакс И. А. Художник в промышленности. - М., 1965. - С. 64.
Васин О. А., Талащук А. Ю. и др. Проектирование и моделирование
промышленных изделий. - М., 2004. - 692 с.
Витте С. Ю. Воспоминания. - М., 1960. - С. 181.
Вихарева Н. И. Рождение новой профессии /по воспоминаниям З.Н. Быкова/. - М., 2006. - С. 55-125.
Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. - СПб., 1993. -267 с.
Власова Г. А. Училище барона А.Л. Штиглица. Школа мастерства. М., 2004. - С. 10.
Власова Г. А. Наследие выдающейся школы. «Подвиг просвещённой благотворительности» // Каталог выставки работ учащихся Санкт-Петербургского Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. - М., 2002. - 31 с.
Власова Г. А. Художник и промышленность // Наше Наследие. - 2006. - С. 15-16.
Власова Г. А. Школа художественного мастерства // Наше Наследие. -2006. - № 77. - С. 16-20.
Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. Ч. 2: Русский дизайн, производственное искусство. - М., 1998. - 146 с. - Гл. 3-4. Воронов Н. В. Российский дизайн. Том I. - М., 2001. - 423 с. Воронов Н. В. Российский дизайн. Том II. - М., 2001. - С. 6-340. Там же. - С. 374-382.
Воронов Н. В. Что такое дизайн? - М., 1969. - 40 с.
Воронов Н. В. Эстетика техники: очерки истории и теории. - М., 1927. - 171 с.
Вольненштейн В. Опыт современной эстетики. - М., - Л., 1931.-С.нет Выгодский Л.С. Психология искусства. - М., 1987. - 344 с.
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
Гарибян С. А., Мещанинов А. А. Требования производства к подготовке дизайнеров //Техн. эстетика. - 1982. - № 5. - С. 12-13. Гартвиг А. Ф. 70-летие Строгановского училища. - М., 1901. - С. 176. Генисаретский О. М. Вещь, образ и переживание в художественном проектировании / художественное моделирование комплексного объекта/-М., 1981. - С. 34-54: (Техн. эстетика: Тр./ВНИИТЭ; Вып. 31). Генисаретский О. И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна: Автореф. дис. .д-ра искусствоведения / ВНИИ техн. эстетики. - М., 1990. - 44 с.
Генисаретский О. От метода к теории // Декоративное искусство СССР. -М., 1968. - № 12. - С. 20-21.
Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. - М., 2006. - 317 с.
Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. - М., 1970. - С. 191.
Глазычев В. Л. Проблемы массовой культуры // Вопр. философии. - 1970. -№ 12. - С. 14-16.
Глазычев В. Л. Функция-конструкция-форма // Декоративное искусство СССР. - 1965. - № 4. - С. 2-4.
Гизе М. Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII- начала XX века. - Л., 1978. - 280 с.
Гизе М. Э. Зарождение и развитие художественного конструирования в России XVIII- начала XX века: Дис. в виде докл. ... д-ра (искусствоведч.) наук / Гос. худож. - пром. ун-т им. С.Г. Строганова. - М., 1997. - 62 с. Глинтерник Э. М. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 2001. - 63 с.
Глинтерник Э. М. О создании нового Высшего художественно-технического учебного заведения в Петрограде (с 1922 г.). / Материалы научной конференции «Время дизайна». - СПб., 2005. - С. 43-49. Гропиус Вальтер. Границы архитектуры. М., 1971. - С. 113-119.
искусство. - СССР. - 1965. - № 4. - С. 36-37.
90. Данилов С. Г. Дизайн /Аспекты педагогики и методологии/. - СПб., 2000. -С. 4-74.
91. Данилов С. Г., Мирзоян С.В. Школа Вакса // Мир дизайна. - СПб., 2000. -С. 8-13.
92. Дизайн в системе культуры: / Материалы совещ./ ВНИИТЭ. - М., 1982. -71 с.
93. Дизайн: Кат. работ студентов-дизайнеров каф. пром. искусства БГТХИ. -Минск., - 1975. - 64 с.
94. Дизайн: Очерки теории системного проектирования // Н.П. Валькова и др.: Научн. ред. М.С. Каган. - Л., 1983. - 185 с.
95. Дмитриева Н.Московское училище живописи, ваяния и зодчества. -М.,1951.-172с.
96. Дубин Г. Дизайн в системе современной социалистической культуры. //искусство Прибалтики. Таллин. - М., 1981. - С. 319.
97. Ежегодник Министерства торговли и промышленности по вопросам художественно-промышленного образования. Вып. I. - М., 1913. - С. 7.
98. Жадова Л. А. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН: Страницы истории. - 1970. - № 11.
- С. 5-9.
99. Жадова Л. А. О теории советского дизайна 20-х годов. Вопросы технической эстетики. Вып. I. - М., 1968. - С. 78-107.
100. Жадова Л. А. О терминологии и понятиях в сфере промышленного искусства // Техн. эстетика. - М., 1964. - № 7. - С. 14-15.
101. Житенёва Н. В. Петербургские меценаты. - СПб., 2004. - 124 с.
102. Журнал торжественного заседания Совета Центрального Училища технического рисования барона Штиглица 9-го января 1902 г. С.Петербург. Невская типография, Шлиссельбургский проспект, № 5, 1903 г.
- 17 с.
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
Журнал торжественного заседания Совета Центрального Училища технического рисования барона Штиглица 9-го января 1903 г.,.С-Петербург.,- С-6..
Захаров А. П., Мирзоян С. В. Художественное конструирование в Латвийской ССР. Десятилетние итоги. Практика художественного конструирования. - М., 1975. - С. 110-120. - (Техн. эстетика: Тр. /ВНИИТЭ; Вып. 9).
Земпер Г. Практическая эстетика /Пер. с анг. В. Калиша. - М., 1970. - 320 с. Зенкевич Е., Перлина Э. Художественное конструирование сегодня. - М., 1975. - С. 3-27. - (Техн. эстетика: Тр./ВНИИТЭ; Вып. 9). Зомбарт В. Художественная промышленность и культура. - СПб. «Улей» 6 т., 1908. - С. 3-11.
Там же. - С. 54-83. Изобразительное искусство. № 1.- Петербург, 1919.-87с. Иванова-Веэн Л.И., Аксенова С.В. Архитектурно-художественное образование в Москве-СПб.,2013.-С.10-20.-(Вестник СПГУ технологии и дизайна №3)
Исаченко В. Cenius loci Максимилиан Месмахер. // Наше наследие. - 2006. -№ 77. - С. 37-41.
Industrial design and international servey UNESKO ICSID, march., 1967. - Р. 35.
Искусство в системе культуры / АН СССР; Сост. и отв. ред. М.С. Каган. -Л., 1987. - 272 с.
История Академии наук СССР, т. I, М., 1958, с. 35
Каган М. С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. - Л., 1961. - 160 с.
Каган М. С. Морфология искусства. - Л., 1972. - 440 с. Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 415 с.
117. Казаринова В., Фёдоров М. О композиции. Основные категории закономерности // Техн. эстетика. - 1965. - № 12. - С. 2-7.
118. Калязина Н. В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. - Л., 1990. - 272 с.
119. Кантор К. М. Красота и польза: Социол. вопр. материально-худож. культуры. - М., 1967. - 279 с.
120. Кантор К . М. Общественная природа дизайна / к постановке вопроса о социологии дизайна //Декор. искусство СССР. - М., 1966. - № 10. - С. 2-5.
121. Кантор К. М. Правда о дизайне: Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия, 1955-1985: История и теория. - М., 1996.
- 286 с.
122. Кильпе Т. Основы архитектуры. - М., 1989. - С. 72-96.
123. Клубиков Б. И. Краткий эвристический словарь-справочник: Учебное пособие. - Л., ЛВХПУ-ЛИСИ, 1979. - 64 с.
124. Клубиков Б.И., Журавская Т. М. Методика проектного обучения на кафедре дизайна. Общие установки. Программа курса «Проектирование и моделирование» / Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Методические материалы. - М., ВНИИТЭ. - 1990. - С. 18-32.
125. Клубиков Б. И., Данилов С. Г. Эвристический аспект процесса композиции / Сб. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве. -Л., ЛВХПУ. - 1973. - С. 57-64.
126. Кузьмичев Л. А., Азрикан Д. А. и др. Основные термины дизайна. - М., 1989.
- 87 с.
127. Кузнецов Е. Сборник классных работ учеников ЦентральногоУчилища технического Рисования барона Штиглица за 1904 г. - СПб, 1904.
128. Кондратьева К. А. Экология культуры и проблемы гуманизации дизайнерского проектирования: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / ВНИИТЭ. - М., 1993. - 27 с.
129. Кони А. Ф. Старый Петербург: Воспоминания старожила - Пг., 1922. - 80 с.
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
Константин Коровин вспоминает ... - М., 1990. - 608 с. Конструктивисты из Обмоху и Татлин / ИНХУК, 1921-1922 г.г. - М., 1979. - С. 63-110. - (Техн. эстетика: Тр. / ВНИИТЭ; Вып. 21). Ле Корбюзье. Модулор. - М., 1976. - С. 5-24. Там же. - С. 182-222.
Краткие сведения о Центральном училище технического рисования б. Штиглица. - СПб., 1881. - 14 с.
Краткие сведения о Школе рисования в отношении к искусствам и ремёслам основан. гр. С.Г. Строгановым. - М., 1838. - 16 с. Кринский В. Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А. Элементы архитектурно-пространственных композиций. - М., 1968. - 108 с.
Кузнецов Е. Сборникъ классныхъ работъ учениковъ ЦентральнагоУчилища техническаго Рисования барона Штиглица за 1904 г. - СПб., 1911. - 24 с. Лаврентьев А. Н. История дизайна: Учеб. пособие. - М., 2006. -303 с. Лаврентьев А. Н. Традиции и эксперимент в отечественном дизайне. 19201990 г.г.: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения.-М., 1996.-60 с. Лазарев Е. Н. Дизайн как технико-эстетическая система: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 1984. - 36 с. Лазарев Е. Н. Дизайн машин. - Л., 1988. - 256 с. Лазарев Е. Н. Краткий словарь по технической эстетике.Л.,1968.-40 с. Лазарев Е. Н. Краткий словарь по эргономике: Учеб. пособие. - Л., 1974. -27 с.
ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. - Л., 1946. - С. 6.
ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Работы студентов 1951-1970 г.г. - Л., 1973. -112 с.
Ленинградская школа дизайна. / Метод. материалы серия «дизайн-образование». - М., 1990. - 100 с.
Лисаевич И. И. На крыльях Меркурия. СПб., 2004. - С. 105-106. Литвинов.В. Практика современной экспозиции.-М.,2006.-339 с. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб., 2005. - 704 с.
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб., 1994. - 398 с. Луначарский А. В. На Западе. - М., 1927. - С. 65.
Любомирова Е. Е. Всероссийские художественно-промышленные выставки: Из истории отечественного дизайна: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1991. - 23 с.
Малясова Г.В.Первые СГХМ в Москве1918-1920гг.:к истории формирования.-СПб.,2013.-(Вестник СПГУ технологии и дизайна) серия № 3 искусство и филологические науки),-С.21-23.
Макаренко Н. Е. Школа императорского Общества поощрения художеств, 1839-1914. - Пг., 1914. - 115 с.
Макаров К. О художественной форме в дизайне /Сб. Эстетика и производство. - М., МГУ., 1969. - С. 82-94.
Маркузон В. Ф. О специфике языка предметно-пространственной среды: /семиотич. аспект/. - М., 1979. - (Техн. эстетика: Тр./ВНИИТЭ; Вып. 20). -С. 11-31.
Материалы по истории дизайна. ВНИИТЭ. - М., 1969. - 139 с.
Маца И. Л. История эстетический учений/Учебное пособие. - М., 1962. -
107 с.
Маца И. Л. Проблемы художественной культуры XX века. - М., 1969. - С. 111-125.
Там же. - С. 135-166. Там же. - С. 178-196.
Международная художественно-промышленная выставка // Нива. - СПб., 1907. - № 42. - С. 694.
Messmacher. M. prof. Das Kunstgewerbemuseum Baron Stieglitzsehen Central-Zeiehensehule. - St. Peterburg., - 1885-1896. - 58 р.
Методика художественного конструирования. - М., ВНИИТЭ, - 1978. - С. 3-13.
Мещанинов А. А. Дизайн. Точка над Й. - СПб., 2008. - 219 с.
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
Механик Н.С. Основы пластической анатомии. М., 1958. - 352 с. Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Выпуск I. - М., 1976.
- С. 11-34.
Там же. - С. 62-82.
Минервин Г. Б., Мунипов В. М. Красота машин и вещей. - М., 1975. - 151 с. Минервин Г. Б., Устинов А.Г., Фёдоров М.В. ВНИИТЭ. - М., 1970. Мирзоян С. В. Америка глазами российского дизайнера // Месмахеровские чтения. - СПб., 2001. - С. 89-92.
Мирзоян С. В. Дизайн и интеллект // Месмахеровские чтения. - СПб., 2002.
- С. 52-58.
Мирзоян С. В. Интеллект в дизайне // Дизайн в России: проблемы теории и практики: Материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 1998. - С. 85.
Мирзоян С. В. Иосиф Александрович Вакс - основатель Ленинградской школы дизайна // Месмахеровские чтения. - СПб., 2001. - С. 40-51. Мирзоян С. В. Художественно-промышленная выставка 1908 г. //Месмахеровские чтения. - СПб, 1999. - С. 96-97.
Мирзоян С. В., Данилов С. Г. Школа Вакса // Мир дизайна, осень. - СПб., 2000.-С. 8-13.
Михин Н.А.Центральное Училище технического рисования барона Штиглица.Историческое исследование.Рукопись.5.т. С.429. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники - педагоги. - М., 1991. -416 с.
Московское высшее художественно-промышленное училище /бывшее Строгановское/. - М., 1965. - 91 с.
Московская школа дизайна: Метод. материалы. /Дизайн-образование/ - М., 1991. - 180 с.
Мюллер В. К. Англо-русский словарь. - М., 1930. - С. 288-289.
Наследие выдающейся школы. «Подвиг просвещённой
благотворительности». - М., 2002. - С. 5.
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
Научно-библиографический архив РАХ, фонд 7, оп. I., д. 93, л. 2. Протокол № 52 от 12.11.1921.
Научно-библиографический архив РАХ, фонд 7, оп. I., д. 91, л. 10-13. Научно-библиографический архив РАХ, фонд 7, оп. I., д. 137, л. 6. Научно-библиографический архив РАХ, фонд 7, оп. I., д. 93, л. 12 Наши учителя // Информационный бюллетень СПб Союза дизайнеров. -СПб., 2003-2004., - С. 37-54.
Наши учителя // Информационный бюллетень СПб Союза дизайнеров. -СПб., 2005., - С. 56-76.
Назаров Ю. Постсоветский дизайн (1987-2000). М., 2002. - 412 с. Нива. - СПб., 1907. - № 42. - С. 694.
Нельсон Дж.. Проблемы дизайна / пер. с англ. Д. Куниной, Д. Сильвестрова. - М., 1971. - 207 с.
Нейманд С. Е. Иосиф Вакс (1899-1986). // Техническая эстетика. - 1987. - № 8. - С. 20-21.
Нешумов Б. В. и др. Художественное проектирование. - М., 1979. - 175 с. Новикова Л. И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. - М., 1976. - С. 67-135. Там же. - С. 214-284.
Новикова Н., Эндер А. Ленинградский филиал ВНИИТЭ. - М., 1975. - С. 82-94. - (Техн. эстетика: Тр ./ВНИИТЭ; Вып. 9).
Норман Д. Дизайн первичных вещей. - М., СПб. - Киев., 2006.- С. 139-141. Там же. - С. 219-226. Там же. - С. 355-358.
Основные черты развития художественного конструирования в период 1970-1973 годов. / Художественное конструирование в СССР. - М., ВНИИТЭ. - 1975. - С. 3-7.
Основные термины дизайна. Краткий словарь - справочник. - М., ВНИИТЭ. - 1989. - 88 с.
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
Основы технической эстетики: расширенные тезисы. - М., ВНИИТЭ. -1970. - 158 с.
Основы методики художественного конструирования. - М., ВНИИТЭ. -1970. - 279 с.
Остроумова - Лебедева А. П. Автобиографические записки. 1-11., - М., 1974. - С. 43.
Отчётная выставка школы барона Штиглица / Столица и усадьба. - 1916. -№ 52. - С. 16.
Отчёт о деятельности Петроградского центрального училища технического рисования барона Штиглица за 1912/13 учебный год. - Пг., 1916. - 26 с. Отчёт о состоянии и деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица и его отделений за 1897-1898 учебный год. -СПб., 1899. - С. 12.
Отчёт Строгановского училища за 1909-1910 г.г. - СПб., 1910. - С. 9. Павлов И. Моя жизнь и встречи. - М., 1949. - С. 64.
Павловский А. Художественно-конструкторское образование в свете современных концепций дизайна // Техн. эстетика.-1975.-№ 7. С. 15-17. Папанек В. Дизайн для реального мира. - М., 2004. - 414 с. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Исследования и материалы. Вып. 8. - СПб., 2005. - С. 356-359.
Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура: /История, теория, методология /. - Л., 1991. - 35 с.
Петров-Водкин К Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия. Переверзев Л. Б., Антонов Р. О. Анализ опыта зарубежного дизайна. - М., 1974. - С. 3-8. - (Техн. эстетика: Тр./ВНИИТЭ; Вып. 7). Там же. - С. 56-113.
Подвиг века // Художники, скульпторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда / Автор-составитель Нина Паперная. - Л., 1969. - С. 322-325. Там же. - С. 297-298.
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
Положение о художественно-промышленном обществе в Москве, утвержденное 18 декабря 1864 г. - М., 1865. - 8 с.
Положение о художественно-промышленных учреждениях ведомства Министерства промышленности и торговли. // Техническое и коммерческое образование. - М., 1902. - № 5. - С. 40-45.
Положение о Санкт-Петербургском Центральном училище технического рисования барона Штиглица. - СПб., 1894. - ст. 17.
Положение о Санкт-Петербургском Центральном училище технического рисования барона Штиглица, С-Петербург, Невская типография, Шлиссельбургский проспект, № 15, 1904. - 21 с. Проблемы дизайна 4: Сборник статей. - М., 2007. - 319 с. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов. - Л., 1972. - 87 с.
Прохоренко Г. Е. Музей - учебная программа и наглядное пособие // Наше Наследие. - 2006. - № 77. - С. 21-23.
Прохоренко Г. Е. Музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица. История создания и формирования коллекции: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2000. - С. 13-21. Прохоренко Г. Е. Сановник, меценат и коллекционер Александр Александрович Половцов // Наше наследие. - 2006. - С. 24-28. Пузанов В. И. Проектное осознание формы. Сб. Проблемы формообразования и композиции промышленных изделий. - М., 1975. - С. 188-206. - (Техн. эстетика: Тр./ВНИИТЭ; Вып. 11).
Раппе Т. Западно-европейское прикладное искусство в музее Училища барона Штиглица //Наше Наследие. - 2006. - № 77. - С. 29-39. РГИА, ф. 790, оп. 1, д. 4, л.2.
РГИА, ф. 790, оп. 1, д. 6, л. 25. Прошение А. Л. Штиглица на имя Александра II от 6 января 1876 года. РГИА, ф. 790., оп. 1, д. 20, л. 28. РГИА, ф. 790., оп. 1, д. 20, л. 38.
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
РГИА., ф. 790, оп. 1, д. 370. Журнал Совета. - 1878-1895, л. 83.
РГИА, ф. 790, оп. 1, д. 1, л. 7-14. Устав Санкт-Петербургского
Центрального училища технического рисования барона Штиглица. СПб.,
1877.
Там же. - Номера параграфов 37-41.
Родченко А. М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма / Авт. вступ. ст. Г. А. Недошивин, С. О. Хан-Магомедов. - М., 1982. - 222 с.
Розин В. М. От традиционной парадигмы образования - к новой. // Техн. эстетика. - 1990. - № 6.- С. 10.
Розенблюм. Художник в дизайне. / Опыт работы центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже. -М, 1974., - 175 с.
Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени. М., 1971. - 207 с.
Роот Н. Ф. Воспитание и развитие прикладного искусства и художественной промышленности в России // Тр. Всероссийского съезда художников в Петрограде (дек. 1911 - янв. 1912). - Пг., 1914. - Т. 2. - С. 218-222.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.