Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии: Вторая половина XIX-конец XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Долгашев, Константин Александрович

  • Долгашев, Константин Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 476
Долгашев, Константин Александрович. Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии: Вторая половина XIX-конец XX в.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2005. 476 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Долгашев, Константин Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

СОСТОЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШИИ ВО

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.

§1. Социально-педагогические предпосылки становления и развития в Чувашии художественно-профессионального образования во второй половине

XIX — начале XX в.

§2. Становление художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — начале XX в.

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

ЧУВАШИИ В 20-90-е годы XX в.

§1. Общая характеристика состояния художественно-профессионального образования в Чувашии в 20 —

60-е годы XX в.

§2. Становление и развитие высшего художественно-профессионального образования в Чувашии в 60 —

90-е годы XX в.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии: Вторая половина XIX-конец XX в.»

Российская Федерация находится сегодня в состоянии больших политических и социально-экономических преобразований. Возникшая ситуация требует разумных, глубоко продуманных действий во всех отраслях жизнедеятельности страны, в том числе и в области образования, которое напрямую связано с социально-экономическим, политическим и духовным развитием общества.

Состояние системы образования последних лет отчетливо высветило требование времени: отечественному образованию незамедлительно следует начать гуманистически ориентированное реформирование процессов обучения и воспитания молодежи и соответствующую подготовку педагогических кадров. При этом необходимо помнить, что механическое повторение западного опыта для российской системы образования является неприемлемым. У нашей страны имеется свой богатейший опыт в области воспитания подрастающего поколения и подготовки педагогических кадров, свои традиции, которые подходят для нашего восприятия мира, для нашего менталитета.

Россия,— многонациональная страна. Изучение тенденций становления и развития системы образования в Чувашии дает возможность лучше представить современные проблемы общего и профессионального образования и пути их решения. В этой связи опыт, накопленный чувашской национальной общеобразовательной и профессиональной школой за годы своего существования, является исключительно важным для совершенствования современной системы образования.

Большое значение имеет изучение становления и развития художественно-педагогического образования в Чувашии во второй половине XIX —конце XX в. Здесь особый интерес представляет богатейшее наследие выдающегося просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева, многолетний опыт работы Симбирской чувашской учительской школы, Алатырского художественногравёрного училища, а впоследствии — Чебоксарского художественного училища и Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева.

Педагогическая наука во многом исходит из того, что изучение путей становления и развития профессионального образования во второй половине

XIX —конце XX в. важно для современной системы образования, которая представляет собой один из важнейших источников разрешения современных задач подготовки специалистов в сфере образования, в том числе и в области художественно-профессионального. Чтобы поднять приоритеты отечественной педагогики и при решении образовательных задач уметь анализировать и понимать все закономерности исторического процесса, необходима историзация педагогического опыта. Положительные идеи прогрессивных педагогов прошлого, опыт профессиональной школы необходимо критически осмыслить и заимствовать всё наиболее передовое для дальнейшего развития современной научной мысли, совершенствования художественно-педагогического образования. Конструктивно-критически переосмысленные в аспекте современных проблем, эти идеи могут быть приняты на вооружение для более верного и действенного решения сегодняшних задач профессиональной школы.

В нашем исследовании искомую проблему мы рассматривали на фоне становления системы общего образования в России в 60-е г. XIX — 20-е г.

XX в. и ее дальнейшего развития в советское время (20-е-90-е годы XX в.). В региональной историографии данного периода особое место занимают труды А.И. Анастасиева, Н.И. Ильминского, М.Ф. Суперанского, Д. Троицкого, И.Н. Ульянова и др. В них содержится обширный материал, отражающий своеобразие становления и развития образования в Поволжье и Приуралье, на территории которых в исследуемый нами период располагались современные районы и города Чувашской Республики.

Вопросами изучения истории становления и развития системы образования дореволюционной России в свое время занимались такие исследователи, как A.M. Арсеньев, M.B. Богуславский, A.M. Вежлев, В.М. Величкина, Н.К.Гончаров, В.М. Горохов, JI.JI. Дадон, Э.Д. Днепров, Г.Е. Жураковский, Н.В. Зекеев, H.A. Константинов, H.H. Кузьмин, Д.И. Латышина, В.Р. Лейки-на-Свирская, Е.К. Медынский, Л.Ф. Норова, Е.Г. Осовский, A.B. Ососков, Ф.Г. Паначин, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Е.Ю. Ромашина, В.А. Ситаров, В.З. Смирнов, H.H. Смирнов, И.А. Соловков, В.Я. Струмин-ский, М.Ф. Шабаева, П.Н. Шимбирев, М.И. Эсин и др. Построенные на обширном фактическом материале, их исследования не только дополняют друг друга, но и в известной мере компенсируют отсутствие обобщенных исторических трудов, раскрывают богатство и своеобразие системы школы и образования, функционировавшей в тот или иной исторический период.

В научных работах Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, H.A. Константинова, Ф.Ф. Королева, E.H. Медынского, В.А. Ротенберг, М.Ф. Шабаевой и др. раскрыты общепедагогические аспекты и отдельные проблемы истории отечественного среднего образования на рубеже XIX и XX в.

Деятельность различных типов средних специальных учебных заведений (мужских и женских гимназий, реальных училищ, кадетских корпусов, технических училищ, учительских семинарий и т.п.) на том или ином этапе общественного развития исследовались Н.И. Алпатовым, А.Н. Веселовым, Ш.И. Ганелиным, П.А. Зайончковским, H.H. Кузьминым, Е.Г. Осовским и др.

Специфика регионально-этнических аспектов общего и профессионального образования применительно к региону Среднего Поволжья нашла отражение в работах марийских историков В.Ф. Абрамова и П.А. Апакаева; чувашских исследователей A.B. Арсентьевой, И.И. Демидовой, В.Д. Димитрие-ва, А.Г. Иванова, A.C. Казимова, Т.Н. Петровой, П.С. Попова, К.Н. Санукова, O.A. Сергеева, Л.А. Таймасова, В.М. Тарасовой и др.

Вопросы становления и развития народного просвещения в Чувашии были рассмотрены в научных трудах Г.А. Алексеева, Е.В. Васильева, Г.Н. Волкова, П.В. Денисова, В.Д. Димитриева, Д.Е. Егорова, Л.А. Ефимова, Т.Н. Петровой, Т.С. Сергеева, В.Т. Харитонова и др.

Рассмотрению педагогического наследия И.Я. Яковлева и его воспитанников посвящены научные труды Г.А. Александрова, М.Д. Василенко, Г.Н. Волкова, А.Е. Землякова, A.A. Кондратьева, Н.Г. Краснова, JI.H. Ивановой, М.В. Илларионовой, М.В. Максимовой, Г.Н.Плечова, С.С. Спиридонова, И.Я. Тенюшева, М.В. Черновой и др.

Изучением отдельных аспектов подготовки специалистов в условиях среднего специального и высшего образования в разное время занимались С.Ф. Балянова, JI.A. Ефимов, О.Г. Максимова, Г.В. Николаева, О.В. Парфенова, Т.С. Сергеев и др.

Проблемы подготовки художников-профессионалов, развития изобразительного искусства нашли свое отражение в научных трудах В.И. Акулович, Е.А. Александровой, Ю.В. Викторова, А.Г. Григорьева, В.М. Зубец, А.И.Иванова-Ехвета, H.A. Князева, Е.И. Максимова, И.П. Павлова,А.А.Трофимова, H.A. Ургалкиной, JI.M. Харитоновой и др.

Однако до настоящего времени не было изучено становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в.

Все вышеизложенное дает нам основание утверждать, что имеется противоречие между реальными запросами педагогической науки и практики в использовании накопленного опыта художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX вв. и недостаточной его изученностью. Это определило проблему нашего исследования: каковы основные этапы и тенденции становления и развития художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX— конце XX в.?

Целью исследования стало решение данной проблемы.

Объект исследования: художественно-профессиональное образование в России во второй половине XIX — конце XX в.

Предмет исследования — художественно-профессиональное образование в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в.

Гипотеза исследования: если осмыслить опыт художественно-профессионального образования, накопленный в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в. с позиции историко-ретроспективного и сравнительно-сопоставительного подходов к рассмотрению социальных явлений, то многие достижения, анализируемые с точки зрения их педагогической ценности и социального опыта, могут быть полезными и перспективными для внедрения их в действующую систему общего образования вообще и профессионального образования в частности. Особенно актуальным это становится в период модернизации профессионального образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть социально-педагогические предпосылки становления и развития художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в.

2. Рассмотреть становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — начале XX в.

3. Охарактеризовать процесс развития системы художественно-профессионального образования в 20-е-90-е годы XX в.

Методологической основой исследования явились общефилософский принцип объективности, требующий глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемой проблемы; диалектический метод познания, предполагающий целостное и всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи; системный подход как общеметодологический принцип науки, а также системное понимание педагогической деятельности; принцип единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, теоретического и практического познания прошлого и его связи с современностью.

В ходе работы мы опирались на имеющиеся исследования П.А. Апакае-ва, В.М. Беркутова, Ю.В. Викторова, Г.Н. Волкова, А.Г. Григорьева, В.Д. Ди-митриева, Л.А. Ефимова, А.Е. Землякова, А.И.Иванова-Ехвета, Н.Г. Краснова, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой, Т.С. Поляковой, Я.И. Ханбикова и др., в которых подвергнуто позитивному и критическому анализу становление и развитие системы образования, истории и культуры народов Поволжья.

При рассмотрении различных аспектов проблемы развития художественно-профессионального образования в России во второй половине XIX — конце XX в. нами были использованы фундаментальные труды по отечественной истории педагогики, профессиональной школы (С.Я. Батышев, А.Н. Веселов, Ф.Ф. Королев, Е.Г. Осовский, Ф.Н. Паначин и мн. др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: историко-ретроспективный и сравнительно-сопоставительный (изучение, сравнение и сопоставление научно-педагогической литературы по теме исследования и различных архивных материалов; приказов и распоряжений соответствующих органов управления образования и отчетов различных учебных заведений, имеющихся в изданиях федеральной и республиканской печати; документов, характеризующих деятельность Симбирской чувашской школы, Алатырского художественно-граверного училища, Чебоксарского художественного училища и Чувашского госпединститута, и мемуарно-публицистической литературы; материалов периодической печати и др.), также методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения архивных и опубликованных материалов.

Хронологические рамки исследования включают в себя период с начала 60-х годов XIX века, когда в ходе общероссийской реформы народного образования было положено начало созданию отечественной системы образования, в том числе и профессионального, а заканчиваются 90-ми годами XX столетия, поскольку после 1917 года общее и профессиональное образование стало развиваться на совершенно иных основах, основах социалистического реализма. Актуальность выбранного периода определяется многообразием внутренних и внешних общественно-политических событий, которые влияли на ход развития народного образования как в России в целом, так и в

Чувашии в частности. Этот период характеризуется развитием и становлением всей системы начального, среднего и высшего специального образования, включением в этот процесс не только государственных структур, но и общественных организаций. Он связан с весьма противоречивыми шагами правительства и различных общественных организаций в этой области. Именно в этот период интенсивно шел процесс создания и системы художественно-профессионального образования.

Завершение нашего исследования 90-ми годами XX в. вызвано, с одной стороны, окончанием советского периода развития общества, а с другой — новыми подходами к реформированию системы образования вообще и художественно-профессионального в частности.

Источниковая база исследования представляет собой совокупность следующих компонентов: опубликованные документы и материалы, отражающие становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX —конце XX в.; документация нормативного характера (законодательные акты, уставы учебных заведений, инструкции, протоколы, учебные программы); отчеты Симбирской чувашской учительской школы и инспектора чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1917 гг.); статистические источники; материалы съездов, совещаний и дискуссий по вопросам общего и профессионального образования; мемуарная и публицистическая литература и др.

Большое значение для нашего исследования имело обращение к материалам, имеющимся в Центральном государственной архиве Чувашской Республики, Государственном архиве Ульяновской области, Национальном архиве Республики Татарстан, Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан, архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук, фонде рукописей музея И.Я. Яковлева Чувашского государственного педагогического университета, а также к материалам исследований чувашских историков-педагогов и краеведов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2000-2001 гг.) — осмысление проблемы и оценка ее изученности отечественными исследователями. На данном этапе анализировалась научно-методическая литература по исследуемой проблеме; определялись общая идея, проблема, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования.

Второй этап (2001-2004 гг.) — изучение архивных материалов, мемуар-но-публицистической литературы, материалов периодической печати и научно-методической литературы, характеризующих особенности и основные этапы развития отечественного школьного художественного образования во второй половине XIX — второй половине XX в. и деятельность И.Я. Яковлева и его учеников по совершенствованию художественного образования в чувашских школах; проведение сравнительно-сопоставительного анализа собранного материала и его оценка.

Третий этап (2005 г.) — систематизация материала и оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Достоверность исследования обеспечивается системно-историческим подходом к изучению проблемы, четкой методологической обоснованностью исходных положений, использованием большого количества историко-педа-гогического материала, адекватностью методов исследования его предмету, цели и задачам.

Научная новизна состоит в том, что в нем: рассмотрены социально-педагогические предпосылки развития художественно-профессионального образования в Чувашии в исследуемый период; выделены этапы и тенденции становления развития художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в.; выявлен вклад Симбирской чувашской школы в становление и развитие художественно-профессионального образования во второй половине XIX в.; исследовано состояние художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в; впервые использованы архивные документы, не введенные ранее в научный оборот.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные факты, их анализ и теоретическое обобщение способствуют обогащению научных представлений о состоянии художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в. Оно актуализирует педагогические идеи прошлого, имеющие некоторое сходство с современными проблемами художественно-профессионального образования и открывает новые направления и аспекты исследования путей развития отечественной системы профессионального образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты обогащают имеющиеся историко-педагогические сведения по исследуемой проблеме; дают возможность дальнейшего изучения педагогического наследия И.Я. Яковлева и его учеников; результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий и монографий по данной проблематике, в процессе преподавания «Истории педагогики» и соответствующих спецкурсов, а также при подготовке студентами педвузов рефератов, курсовых и дипломных работ по данной дисциплине.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследуемый период — относительно самостоятельный этап, длительный, противоречивый, но очень важный в развитии отечественной системы художественно-профессионального образования. Он характеризуется постепенным переходом от практико-эмпирического подхода в его организации и осуществлении к созданию научно обоснованной системы подготовки художников-живописцев, художников-педагогов, учителей изобразительного искусства, черчения и труда.

2. Развитие художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в. было обусловлено целым рядом социально-педагогических предпосылок. Основными из них, на наш взгляд, являются следующие: появление на разных этапах исторического развития общества новых классов (буржуазии, капиталистов, рабочих, крестьян, интеллигенции) и выдвижение более прогрессивной их частью требований, направленных на ликвидацию тех или иных ограничений и недостатков во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в области образования, вследствие чего, по их мнению, повысился бы образовательный и культурный уровень народа; создание на каждом из этапов развития художественно-профессионального образования учебно-материальной и нормативно-правовой основы деятельности школы, в том числе и профессиональной; работа соответствующих органов, ведомств и учреждений с выделением в ней тех или иных аспектов на каждом историческом этапе развития системы образования: создание системы народного образования, ее реформирование и модернизация; строительство новых школ; подготовка учительских кадров; поиск оптимального содержания, форм и методов обучения учащейся молодежи; разработка нормативно-правовых документов, интенсивное развитие учебно-материальной базы различных учебных заведений и т.п.; создание отечественной системы профессионального образования и проведение многоплановой работы по организационно-управленческому и научно-методическому обеспечению процесса подготовки специалистов, в том числе и художественно-профессионального направления; проведение различного рода съездов, совещаний, конференций, курсов и т.п., на которых активно обсуждались вопросы, связанные с поиском путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки специалистов для всех отраслей народного хозяйства, в том числе и для организации художественного образования молодежи; создание целого ряда центров (учебных, научных, исследовательских), на которые возлагалась работа, связанная с прогнозированием дальнейших путей развития системы общего и профессионального образования, определением содержания образования и технологий обучения молодежи, разработкой научно-методических, а иногда и государственно-нормативных, документов, осуществлением научно-методической помощи педагогическим коллективам учебных заведений, подготовкой научной и учебной литературы, и т.п.

3. Процесс становления и развития художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в. был неоднозначным, многоаспектным и длительным. Условно его можно разделить на три этапа.

Первый этап — 60-е годы XIX — 20-е годы XX в. Начальный этап этого периода характеризуется отсутствием в Чувашии специализированных учебных заведений, которые бы готовили кадры для осуществления художественного образования молодежи и специалистов в области изобразительного искусства, которых в эти годы в Поволжье было очень мало. В основном все они были выпускниками Петербургской и Московской художественных академий.

Подготовка учителей к проведению уроков по рисованию и труду осуществлялась в рамках обучения учащихся в училищах Министерства народного просвещения, университетах, имевшихся в то время в крупных городах (например, Казанский университет), Симбирской чувашской учительской школе и других аналогичных ей учебных заведениях.

Второй этап — 20-е-60-е годы XX в. Этот этап связан с открытием в Чувашии в 1934 г. Алатырского художественно-гравёрного училища (в 1941 году оно было преобразовано в Чувашское художественное училище, а в 1948 году — в Чебоксарское художественное училище). На базе этого училища с 1941 года начали функционировать два отделения: художественно-педагогическое и художественно-оформительское. Его открытие положило начало работе по созданию системы подготовки специалистов в области художественного образования молодежи: учителей изобразительного искусства и черчения для общеобразовательных школ республики и художников-оформителей. Наиболее талантливые из них поступали учиться в академии художеств, на художественно-графические факультеты педагогических вузов России и другие учебные заведения художественного профиля. Этот период — период интенсивной работы по созданию, с учетом социально-экономических условий, нормативно-правовой и учебно-материальной базы, привлечению всех специалистов в области изобразительного искусства к работе в данном учебном заведении, определению содержания профессиональной подготовки специалистов, ее технологии и т.д.

Третий период — 60-е-90-е годы XX века. Он знаменует собой дальнейшее развитие среднего специального художественного образования и становление в Чувашии системы подготовки художников-педагогов и учителей изобразительного искусства, черчения и труда на базе высшего педагогического учебного заведения (в связи с открытием в 1960 г. в Чувашском государственном пединституте художественно-графического факультета). В эти годы идет интенсивная работа по обновлению и созданию учебно-правовой документации (учебные планы и учебные программы), подготовке методических рекомендаций и разработок, квалификационных характеристик и т.п., определению и созданию учебно-материальной базы, подбору педагогических кадров, приему абитуриентов, обучению и воспитанию студенческой молодежи, их трудоустройству и др.

Для этого периода была также характерна и разносторонняя общественно-педагогическая, художественно-творческая и оформительско-выставочная работа студентов и преподавателей. В это же время произошли и некоторые изменения в целевых ориентирах системы подготовки специалистов в области художественного образования (от подготовки художников-живописцев к подготовке художников-педагогов, учителей ИЗО, черчения и труда).

4. Основные тенденции, которые имели место быть в процессе становления и развития системы художественно-профессионального образования в Чувашии в рассматриваемый период, можно охарактеризовать следующим образом: от полного отсутствия в Чувашии во второй половине XIX в. каких-либо специальных учебных заведений (а следовательно, отсутствия и соответствующих кадров), готовящих специалистов в области художественного образования (подготовка педагогов к проведению уроков рисования и труда осуществлялась в тех учебных заведениях, где готовили учителей для различного типа начальных и средних школ, а специальной подготовки художников-живописцев, художников-оформителей и художников-педагогов в Чувашии в этот период не было), осуществления подготовки соответствующих кадров в различного рода средних художественно-промышленных учебных заведениях Петербурга и Москвы и низших художественно-промышленных учебных заведениях, существовавших в этот период в единичных экземплярах в России (например, Строгановское и Петербургское центральные училища технического рисования) до постепенного открытия учебных заведений, отделений, факультетов в педучилищах и вузах, где осуществляли художественное образование (детские художественные школы (или студии) — художественные училища — отделения «Черчение и изобразительное искусство» в педучилищах — художественно-графические факультеты педвузов) и где готовили будущих художников, художников-педагогов, художников-оформителей, учителей ИЗО, черчения и труда; принятия целого ряда нормативно-правовых документов в области художественно-профессионального образования, издания учебников и учебных пособий по профильным учебным дисциплинам, а также различного рода руководств по преподаванию этих дисциплин и т.п.; создания научно обоснованной системы подготовки специалистов в области высшего профессионального художественного образования.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и живописи Чувашского государственного педагогического университета им. И .Я. Яковлева, на всероссийских, республиканских и межвузовских научно-практических конференциях (г. Чебоксары, 2002-2004 гг.), на ежегодных научных сессиях аспирантов, докторантов и научных сотрудников. Основные положения диссертации нашли отражение в 7 публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Долгашев, Константин Александрович

Анализ архивных материалов и научной литературы по теме исследова ния показал, что в истории становления и развития художественно-професси онального образования не было столь значимого периода, как вторая полови на XIX — конец XX в.Важными обстоятельствами в рассматриваемый период, повлиявшим на становление и развитие системы художественно-профессионального образо вания в Чувашии, были внешние факторы, среди которых — образовательная политика государства, проявлением которой стала постоянная реформатор ская деятельность Министерства народного просвещения; характер взаимо связей и обусловленности системы образования вообще, в т.ч. и художест венного, социально-экономическими, политическими, национальными и культурными событиями и явлениями, имевшими место в этот исторический период.Прежде всего следует отметить, что при всех реформах, проводимых во второй половине XIX и начале XX в., на систему образования, в том числе и профессионального, смотрели как на политическое явление. Содержание об щего образования и профессиональной подготовки оценивалось не по их значению в деле общего развития, не по их педагогическому достоинству, а по степени политической благонадежности, понимаемой в духе той или иной политической партии. При проведении образовательных реформ почти не учитывались педагогические цели. Достаточно было появления нового поли тического веяния, перемены в настроении правящих сфер, чтобы начать но вую реформу. После каждой из таких реформ внутренний строй учебных за ведений оставался почти без перемен, учебные заведения оставались по прежнему «политическим» учреждением, а вся реформа сводилась только к политической переоценке преподаваемых в них предметов. Эта тенденция не утратила своей актуальности и в советское время. Гипотетически в работе нами предполагалось, что в ходе изучения про цесса становления и развития художественно-профессионального образова ния в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в. важно было раскрыть социально-педагогические предпосылки, существование которых оказывало существенное влияние на решение исследуемой нами проблемы. Наше ис следование этого аспекта рассматриваемой в данной работе проблемы пока зало, что к основным социально-педагогическим предпосылкам развития системы общего и профессионального, в том числе и художественно-профес сионального образования в рассматриваемый период можно отнести: — многонациональный и разноконфессиональный состав различных со циальных групп сельского и городского населения; — необычайно высокую плотность сельского населения; — низкий уровень развития производственных отношений во второй половине XIX в., который приводил к большой занятости детей в домашнем хозяйстве, что вызывало нежелание части населения отдавать детей на про должительное обучение в школу; — социально-экономическую и культурную отсталость тюркских и финно-угорских народов до 1917 года и заинтересованность государства в улучшении этого положения в конце XX века; — особенности, связанные с национальными и религиозными тради циями и обычаями чувашского народа в воспитании подрастающих поколе ний; — достаточно высокие, особенно во второй половине XX в., темпы рос та школьного строительства, сопровождающееся увеличением численности учащихся, что, в свою очередь, требовало ускоренной подготовки большого числа педагогов; — постепенное укрепление финансового, учебно-материального и хо зяйственного положения школ, особенно во второй половине XX в.;

— активные и разносторонние поиски путей совершенствования содер жания образования, в том числе и профессионального, организации процесса обучения и методики преподавания учебных дисциплин [138, 57]; — открытие средних специальных и высших учебных заведений, гото вящих специалистов для всех отраслей народного хозяйства, в том числе и для системы образования и культуры; — явственно обозначившуюся начиная с середины XIX века обществен ную потребность в осуществлении профессионального образования артистов, исполнителей, художников и т.п., которая по мере развития общества так или иначе получила удовлетворение на каждом из исторических этапов его раз вития; — расширение, начиная с конца XIX века, масштабов подготовки спе циалистов в стенах высшей школы России, усложнение структуры этой под готовки, все увеличивающуюся ее многопрофильность и постепенное фор мирование к концу этого периода государственного сектора среднего специ ального и высшего профессионального образования.Анализ различных архивных источников и материалов исследований ученых показал, что состояние художественно-профессионального образова ния во второй половине XIX в. в России в целом можно охарактеризовать следующим образом: — в этот период шла активная работа по созданию определенной систе мы художественно-профессионального образования, причем вначале были открыты учебные заведения (академии, вузы), готовящие специалистов выс шей квалификации и значительно позже средние художественно профессиональные учебные заведения (училища, школы), готовящие спе циалистов среднего звена, а затем низшие художественно-профессиональные учебные заведения (начальные училища и школы, художественно ремесленные юхассы и курсы), в которых занимались подготовкой специали стов низшего звена. — почти полностью отсутствовало внешнее (государственное) регули рование содержания художественно-профессионального образования — учебных планов, учебных программ и т.д.; — в силу ряда объективных причин и прежде всего из-за отсутствия в то время специальных работ по методике преподавания изобразительного ис кусства из>^ение спецдисциплин не было распределено с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики той или иной ступени обучения, со держания изучаемого материала и т.д.; — содержание изучаемого материала и методика овладения им обучаю щимися в большей своей части носили прикладной характер, хотя в отдель ных типах учебных заведений (академия, вузы) процессу подготовки специа листов постепенно придавался теоретический характер.Что касается состояния художественно-профессионального образования в Чувашии, то в этот период оно осуществлялось на базе низших и средних художественно-промышленных учебных заведений. Учителей школ для пре подавания рисования и труда готовили в условиях учительских семинарий и училищ. Специальной подготовки учителей изобразительного искусства и труда не проводилось.Большую роль в подготовке учителей, в том числе и для ведения занятий по рисованию и труду, в эти годы сыграла Симбирская чувашская учитель ская школа.В первые же годы существования советской власти в Чувашии местные советы развернули активнзпю и разностороннюю деятельность по практиче скому осуществлению культурной революции, работу по ликвидации безгра мотности, переустройству школ, открытию народных домов и клубов,но не было ни одного учебного заведения, которое осуществляло бы подготовку специалистов в области художественного образования. Лишь единицы наи более талантливых юношей обучались в Академии художеств гг. Санкт Петербурга, Москвы, Казани и т.д. (А.А. Кокель, М.С. Спиридонов, Н.К. Сверчков, Ф.Л. Лаврентьев, Ю.А. Зайцев и др.). Начало становления системы художественно-профессионального обра зования в Чувашии следует отнести к 1934 году, когда по ходатайству пред приятий, издававших в те годы печатную продукцию, в г. Алатыре было от крыто художественно-гравёрное училище (ныне Чебоксарское художествен ное училище). За годы своего существования оно не только подготовило сот ни высококвалифицированных специалистов в области художественно профессионального образования, но воспитало многих художников и худож ников-педагогов, ставших впоследствии известными не только в Чувашии, но и в России,. Кроме того, это училище за годы своего существования накопи ло ценный опыт подготовки художников и педагогов в области изобрази тельного искусства в условиях среднего специального образования. Его пло дотворная деятельность значительно способствовала становлению системы художественно-профессионального образования в 20-е-60-е годы XX в. в Чувашии и обеспечению системы образования учителями ИЗО и труда.Новый этап в развитии художественно-профессионального образования в Чувашии связан с открытием в 1960 году на базе физико-математического факультета Чувашского государственного педагогического института худо жественно-графического отделения и его преобразованием в начале 1964/65 учебного года в художественно-графический факультет.60-90-е годы XX в. в Чувашии характеризуются активным поиском наи более эффективных путей совершенствования художественно-профессио нального образования, разработкой учебных планов и учебных программ, повышением профессионального мастерства педагогов, ростом активности студентов в общественно-педагогической и оформительской работе в Чуваш ской Республике,в училищах, в вузе и на художественно-графическом фа культете, улучшением учебно-материальной базы, совершенствованием со держания, форм и методики преподавания всех учебных дисциплин, повы шением роли различного рода практик в становлении будущего учителя художника и т.п. В конечном итоге вся эта плодотворная и многоаспектная деятельность педагогических коллективов, деканатов и общественных организаций препо давателей и студентов способствовала улучшению качества подготовки спе циалистов — учителей изобразительного искусства, черчения и труда. Кроме того, выпускники этих учебных заведений постоянно пополняли ряды и ху дожников, своими работами прославивших в последующие годы Чувашию не только в СССР, но и за ее пределами.За годы советской власти была создана система художественно-профес сионального образования, которая включала в себя детские художественные школы, художественное училище, художественно-графический факультет педвуза. В основу ее развития был положен метод социалистического реа лизма.Исследование показало, что основные тенденции процесса становления и развития художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в. можно охарактеризовать следующим образом: от полного отсутствия каких-либо специальных учебных заведений, готовящих специалистов в области художественного образования, (а следо вательно, практического отсутствия и соответствующих кадров) во второй половине XIX в. и осуществления подготовки соответствующих кадров в различного рода средних художественно-промышленных учебных заведени ях (гг. Санкт-Петербург и Москва) и низших художественно-промышленных учебных заведениях (например, Строгановском и Петербургском централь ных училищах технического рисования), существовавших в этот период в единичных экземплярах в России (подготовка педагогов к проведению уро ков рисования и труда осуществлялась в тех учебных заведениях, где готови ли учителей для различного типа начальных и средних школ; специальной подготовки художников-живописцев, художников-оформителей и художни ков-педагогов в Чувашии в этот период не было), до постепенного создания целой сети учебных заведений, где осуществляли художественное образова ние (детские художественные школы (или студии), художественные училища

(отделение «Черчение и изобразительное искусство» в педучилищах), худо жественно-графические факультеты педвузов, готовившие будущих худож ников, художников-педагогов, художников-оформителей, учителей ИЗО, черчения и труда); принятия целого ряда нормативно-правовых документов в области художественно-профессионального образования, издания учебников и учебных пособий по профильным учебным дисциплинам, а также различ ного рода руководств по преподаванию этих дисциплин и т.д.; создания на учно обоснованной системы подготовки специалистов в области художест венного образования, в основном соответствующей требованиям общества к таким специалистам.Процесс становления и развития художественно-профессионального об разования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в. был неодно значным, многоаспектным и длительным. Условно его можно разделить на три этапа.Первый этап — 60-е годы XIX в. — 20-е годы XX в. — характеризуется отсутствием в Чувашии специализированных учебных заведений, где гото вили бы кадры для осуществления художественного образования молодежи и специалистов в области изобразительного искусства, которых в эти годы в Поволжье было очень мало. В основном все они были выпускниками Петер бургской и Московской художественных академий.Подготовка учителей к проведению уроков по рисованию и труду осу ществлялась в рамках обучения учащихся в училищах Министерства народ ного просвещения, университетов, имевшихся в крупных городах (например, Казанский университет), Симбирской чувашской учительской школе и дру гих аналогичных ей з^ебных заведениях.Второй этап — 20-60-е годы XX в. — связан с открытием в Чувашии в 1934 г. в г. Алатыре художественно-гравёрного училища (в 1941 г. оно было преобразовано в Чувашское художественное училище, а в 1948 г. — в Чебок сарское художественное училище). На базе этого училища начали функцио нировать два отделения: художественно-педагогическое и художественно- 1 4 8 -

оформительское. Его открытие положило начало созданию системы подго товки специалистов со средним специальным образованием в области худо жественного образования: учителей изобразительного искусства и черчения для общеобразовательных школ республики и художников-оформителей.Наиболее талантливые из них поступали учиться в Академии художеств, на художественно-графичесьсие факультеты педагогических вузов России и дру гие учебные заведения художественного профиля. Этот период — период интенсивной работы по созданию нормативно-правовой и учебно материальной базы, привлечению всех специалистов в области изобрази тельного искусства к работе в данном учебном заведении, определению со держания профессиональной подготовки и ее технологии и т.д.Третий этап — 60-90-е годы XX в. — знаменует собой дальнейшее раз витие среднего специального художественно-профессионального образова ния и становление в Чувашии системы подготовки художников профессионалов и учителей изобразительного искусства, черчения и труда на базе высшего педагогического учебного заведения (в связи с открытием в 1960 г. в Чувашском государственном пединституте художественно графического факультета). В эти годы идет интенсивная работа по обновле нию и созданию учебно-правовой документации (учебные планы, учебные

программы),подготовке методических рекомендации и разработке квалифи кационных характеристик и т.п., определению и созданию организационно педагогических условий и учебно-материальной базы, подбору педагогиче ских кадров, приему абитуриентов, обучению и воспитанию студенческой молодежи, их трудоустройству и др.Для этого периода была также характерна и разносторонняя обществен но-педагогическая, художественно-творческая и оформительско-выставочная работа студентов и преподавателей. В это время произошли и некоторые из менения в целевых ориентирах системы подготовки специалистов в области художественно-профессионального образования (от подготовки художников- 1 4 9 -

живописцев к подготовке художников-педагогов, учителей ИЗО, черчения и

труда).В заключение следует подчеркнуть, что накопленный опыт становления и развития художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине Х1Х-конце XX в. не только имеет теоретико-познавательное значение, но и обладает научно-педагогическим потенциалом, необходимым для дальнейшего совершенствования современной системы обш;его и про фессионального образования и изменения его содержания и технологии пре подавания в условиях модернизации системы образования.Исследование не исчерпывает полностью всю проблематику данного ис торического периода. В частности, оно не затрагивает историю художествен но-профессионального образования последнего десятилетия XX в. с выходом на современное состояние этого вида профессионального образования. Тре бует своего изучения и исследование особенностей преподавания изобрази тельных искусств в различных типах учебных заведений и на разных этапах общественного развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Долгашев, Константин Александрович, 2005 год

1. Физика 2,5 199 163 36 3 2 2 2 27. Химия 110 78 32 2 2 2

2. Иностранный язык 180 180 2 2 2 2 2Итого: 1330 1262 68 13 12 14 10 10 6 4 5

3. II. Специальный цикл Рисунок 2, 4,6, 8,10 1,3,5, 7,9 1617 1617 8 8 8 8 8 9 10 10 12 12

4. Живопись 2,4, 6, 8,10 1,3, 5, 7,9 1348 1348 6 6 6 6 6 6 8 10 12 21

5. Композиция 2,4,6, 8,10 1,3, 5,7,9 414 414 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4

6. Декоративное оформление 8 7 72 72 2 2

7. Черчение и начертательная геометрия 2, 4, 6,8, 10 376 376 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4

8. Перспектива 34 34 2

9. Пластическая анатомия 72 50 22 2 2

10. Психология 53 53 2 1

11. Педагогика 6 70 70 2 2

12. Методика преподавания рисовании и черчения 89 89 2 2 1

13. История изобразительных искусств 6,8,10 249 220 29 1 2 2 2 2 420. Лепка 1,2 72 72 2 2

14. Техника живописи и технология живописных материалов 34 17 17 2

15. Изучение дополнительного учебного материала 74 74 1 1 1 1Итого: 4574 573 4001 21 22 20 24 24 26 29 29 33 36

16. I. Физическое воспитание 214 214 2 2 2 2 2 21.. Педагогическая практика 182 182 2 3 2 3Всего 6300 1835 4465 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36

17. V. Факультативные предметы: Русский язык 126 2 2 1 1 1

18. Физическое воспитание 243 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2

19. I. Общеобразовательный цикл История СССР 4,6 142 142 2 2 2 2

20. Новая и новейшая история 127 127 2 3 2

21. Основы политических знаний 8 89 89 2 3

22. Литература 2 286 286 2 2 2 2 2 2 2 2

23. Физика 2,5 199 163 36 3 2 2 2 27. Химия 110 78 32 2 2 2

24. Иностранный язык 180 180 2 2 2 2 2Итого: 1349 1281 68 15 15 14 10 8 4 4 5

25. II. Специальный цикл Рисунок 2,4, 6, 8,10 1,3, 5,7,9 1920 1920 10 10 10 10 10 12 12 12 12 12

26. Живопись 2,4,6, 8,10 1,3, 5, 7,9 1450 1450 6 6 6 6 6 6 10 10 14 14

27. Композиция 2,4, 6, 8,10 1,3, 5,7,9 474 474 2 2 2 2 2 2 2 4 4 6

28. Декоративное оформление 106 106 2 2 2

29. Черчение и начертательная геометрия 10 414 414 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4

30. Перспектива 70 70 2 2 2

31. Пластическая анатомия 72 50 22 2 2

32. Психология 70 70 2 217. 11едагогика и история педагогики 6 142 142 2 2 2 2

33. Методика преподавания рисовании и черчения 142 142 2 2 2 2

34. История изобразительных искусств 4, 6,8,10 278 240 38 2 2 2 2 2 2 2 220. Лепка 1,2 72 72 2 2

35. Техника живописи и технология живописных материалов 72 42 30 2 2

36. Изучение дополнительного учебного материала 102 102 1 2 1 1 1Итого: 5384 788 4596 23 24 26 30 30 33 35 34 36 39

37. I. Физическое воспитание 231 231 2 3 2 2 2 21.. Педагогическая практика 254 254 2 2 3 3 4 Всего 7218 2069 5149 40 42 42 42 42 41 42 42 40 39

38. V. Факультативные предметы: Русский язык 55 2 1

39. Физическое воспитание 107 1 1 1 1 1 1

40. История КПСС 1,3 2 170 84 86 4 2 3

41. Марксистско-ленинская философия 4,5 140 80 60 4 4

42. Политическая экономия 6,7 140 70 70 4 4

43. Научный коммунизм 9 8 70 30 40 4 2

44. Основы научного атеизма 8 24 18 6 2

45. Марксистко-лснинская эстетика 9 38 30 8 3

46. Иностранный язык 9 1,2,3,4 240 240 4 4 3 2

47. Физическое воспитание 1,2,3,4 140 140 2 2 2 2

48. Возрастная физиология и школьная гигиена 2 50 42 8 3

49. Психология 4 7 100 80 20 4

50. Педагогика с историей педагогики 3,5 1 150 100 30 20 2 3 2 1

51. Методика преподавания изобразительного искусства, черчения и трудового обучения 8 6 7 140 50 90 3 3 2

52. История искусств 2,6,7 4,8 5 290 200 60 30 2 2 2 2 2 2 2 2

53. Рисунок 2,7,10 1,3,4,5,9 830 30 800 5 5 5 5 6 5 5 5 6 5

54. Живопись 3,10 1,4,5,7,9 790 30 760 4 4 6 4 6 6 4 5 5 5

55. Композиция 6,8,10 150 20 130 2 2 1 2 2 2

56. Скульптура и пластическая анатомия 2,3,5 130 20 110 2 2 1 2

57. Начертательная геометрия 1,2 150 70 80 4 4

58. Черчение 6,9 3,5,7 290 40 250 1 2 2 2 2 2 2 2 2

59. Техническая механика 4 2 110 50 60 2 2 1 1

60. Технология конструкционных материалов 1 80 40 30 10 4

61. Практикум в учебных мастерских и охрана труда 2,4,6,8,10 350 20 330 2 3 2 3 2 2 2 3 4

62. Основы машиноведения 6 50 20 30 3

63. Технология машиностроения и взаимозаменяемость 5 60 30 30 1 2

64. Основы технического и художественного конструирования 8 10 8 110 20 90 2 2 2 3

65. Технические средства обучения 7 40 20 20 2

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.