История развития художественного образования в Алтайском крае: Вторая половина XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат исторических наук Бочковская, Вера Игоревна

  • Бочковская, Вера Игоревна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 279
Бочковская, Вера Игоревна. История развития художественного образования в Алтайском крае: Вторая половина XX века: дис. кандидат исторических наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Барнаул. 2006. 279 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Бочковская, Вера Игоревна

Введение.

Глава I Художественное образование как важная составляющая художественной культуры России.

1.1. Сущность и содержание понятия «художественное образование».

1.2. Из истории художественного образования на Алтае до 1917 года.

1.3. Становление художественного образования на Алтае в первой половине века XX века на основе общероссийских тенденций.

1.4. Роль выдающихся художников в развитии художественного образования Алтая в первой половине XX века.

Глава II. Художественное образование как фактор развития художественной культуры Алтайского края в 1950 - 1980-е годы.

2.1. Послевоенные годы: художественные студии.

2.2. Становление и развитие детского художественного образования: художественные школы, школы искусств.

2.3. Открытие Новоалтайского художественного училища как важный этап развития художественного образования на Алтае.

2.4. Влияние художественного образования на развитие художественной культуры Алтайского края.

2 жлючение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История развития художественного образования в Алтайском крае: Вторая половина XX века»

Актуальность исследования. Художественное образование является важной составляющей художественной жизни региона. От степени развития художественного образования 'зависит уровень духовно-художественной культуры как отдельных возрастных и социально-профессиональных групп, так и художественной интеллигенции Алтайского края. Именно художественное образование является условием зарождения и трансляции неповторимых традиций в сфере регионального искусства, фактором формирования уникальных художественных традиций.

Политические преобразования конца XX века оказали существенное влияние на сложившуюся систему художественного образования Алтайского края. Еще не устоявшиеся новые традиции переходного периода негативно сказываются на качестве художественного образования, приводят к снижению уровня профессионализма во всех его областях. Но, как известно, именно высокий уровень образования может обеспечить адекватное художественное воспроизведение и воссоздание модели мира, образа жизни людей, транслировать культурные ценности, социальные нормы и жизненные смыслы. Особое значение приобретает художественное образование и воспитание художественной культуры личности.

В настоящее время художественное образование широко развивается и приобретает все новые формы. Это художественные школы, школы искусств, изостудии, частные мастерские. Количество желающих получить начальное художественное образование растет с каждым годом. Конкурс в Новоалтайское художественное училище, даже с появлением в середине 90-х годов отделения «Дизайн» в Алтайском государственном техническом университете и кафедры ► дизайна в Алтайской государственной академии культуры и искусств, остается по-прежнему на высоком уровне.

Недостаточно изучена история художественного образования Алтая: по данной теме нет трудов обобщающего характера. Если к истории художественных студий и художественной школы 20-х - 30-х годов обращались в своих работах, посвященных художественной культуре первой половины XX века, такие исследователи, как Л.И. Снитко и Т.М. Степанская, то по истории художественного образования второй половины XX века научных исследований не проводилось. А между тем именно этот период явился важным в становлении и развитии художественного образования на Алтае.

Степень изученности темы. Проблему художественного воспитания и образования исследовал выдающийся художник-педагог Б.М. Неменский. В основу системы преподавания изобразительного искусства Б.М. Неменский ставил необходимость широкого введения искусства в школьную практику и видел в этом один из основных путей формирования духовной культуры подрастающего поколения. Личным педагогическим примером художник подтвердил эффективность своей системы, основанной на поэтапном приобщении детей к искусству.

История художественного образования, начиная с Канцелярии от строений и заканчивая исследованием педагогического опыта и систем различных школ второй половины XIX - начала XX века, была представлена в трудах Э.М. Белютина, А. И. Зотова, Н.А. Дмитриевой, Н.М. Молевой и др., изданных в 60 - 70-х годах.

История художественной жизни в Сибири и на Алтае в конце XVIII -начале XIX веков раскрыта в работах В.Ф.Гришаева, З.Г. Карпенко, А.Н. Копылова, Н.Я. Савельева, Т.М. Степанской, М. Овчинниковой, А.П. Уманского и др.

История художественной жизни в Сибири и на Алтае первой половины XX века подробно освещена в книгах П.Д. Муратова и Л.И. Снитко. В них исследуется художественная жизнь Алтая, определяется место художественного образования в художественной культуре данного периода и характеризуются основные этапы его становления. Однако главной целью этих работ была характеристика развития художественной культуры на Алтае в целом, и авторы не ставили своей задачей всесторонний анализ особенностей художественного образования. В связи с этим целый ряд проблем, связанных с историей формирования учебно-методической базы и исследованием тенденций развития удожественного образования на Алтае, оказался вне поля зрения исследователей.

Развитие художественной культуры на Алтае в послевоенные годы, когда основной и единственной формой художественного образования являлись самодеятельные студии, рассмотрено в статьях И.Б. Каруниной, JI.H. Лихацкой и др.

Следует отметить работу С.Д. Бортникова «Художественная интеллигенция Сибири (1961 - 1980 гг.)», где анализируются профессиональная, политическая и общественная деятельность художественной интеллигенции Сибири и ее наиболее ярких представителей. Выделены специфические черты художественной интеллигенции как социальной группы общества, рассмотрены формы и методы подготовки ее кадров.

На основе анализа литературы можно сделать вывод, что в литературе широко представлен период первой половины XX века. В основном изучение художественного образования осуществляется в контексте художественной культуры в целом, либо в рамках творчества отдельного художника-педагога. Проблема художественного образования в Алтайском крае в 1950 — 1980 годы до настоящего времени не получила достаточного освещения и самостоятельной разработки в искусствоведческой науке.

Цель исследования: выявить особенности развития художественного образования в Алтайском крае во второй половине XX века. Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия "художественное образование" как важной составляющей художественой культуры России XX века.

2. Изучить состояние художественного образования на Алтае до 1917 года.

3. Исследовать тенденции развития художественного образования в России и в Алтайском крае в первой половине XX века.

4. Проследить динамику развития художественного образования в Алтайском крае середины XX века.

5. Выявить ведущих художников-педагогов и определить их роль в развитиии художественного образования в Алтайском крае в 1950 - 1980-ые годы.

Объект исследования: художественное образование России XX века.

Предмет исследования: особенности развития художественного образования в Алтайском крае второй половины XX века.

Хронологические рамки: XX век.

Территориальные рамки: Россия, Алтайский край.

Методология и методы исследования.

Исторический подход и хронологический принцип являются методологическим фундаментом нашей работы.

На общей концепции работы сказались идеи, представленные в трудах Н.М. Молевой и Э.М. Белютина, посвященных истории становления и развития русской художественной школы. Н.М. Молева выдвинула тезис о том, что изучение русской художественной школы имеет относительно понимания всего национального искусства неизмеримо большее значение, чем знакомство со школами в любой другой стране и культуре. Ее анализ необходим для определения путей формирования национального художественного метода. Совмещение в учебном процессе теории и практики, связь учебных заданий с приобретением навыков профессиональной работы (причем последнее в напосредственной близости к зрелым художникам путем наглядного изучения их метода), интерес к натуре - таковы были ведущие принципы художественного образования в России.

Методика исследования основана на принципе единства теории и практики образовательного процесса; принципе историзма и объективности, а также базировалась на использовании диалектического, конкретно-исторического и системно-структурного подходов к анализу рассматриваемых вопросов, элементов искусствоведческого и стилистического анализа.

Источники. Источниковую базу исследования составили материалы Центра хранения Архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), исполнительного комитета Алтайского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ФР. 141), Отдела культуры исполкома Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся (ФР. 428), Барнаульского городского Совета народных депутатов (ФР. 428), Отдела народного образования. В ходе исследования были использованы опубликованные документы Министерства культуры СССР, собрание документальных материалов по празднованию 50-летия советской власти на Алтае (ФР. 1152), статистические данные, методические разработки, каталоги, периодическая печать, воспоминания художников-педагогов и выпускников художественных учебных заведений края.

Научная новизна диссертации:

1. Художественное образование Алтайского края 1950 - 1980-х годах исследовано в историко-теоретическом аспекте на основе комплексной методики.

2. История развития художественного образования в Алтайском крае в 19501980-е годы рассмотрена в отношении к общим процессам развития региональной художественной жизни и процессам развития художественного образования в России этого периода.

3. Введены в научный оборот архивные источники и опубликованные материалы, позволившие выявить и систематизировать историю развития художественного образования на Алтае во второй половине XX века.

4. Показана история формирования учебно-методической базы барнаульских художественных школ и Новоалтайского художественного училища.

5. Определена роль персоналий в становлении и развитии художественного образования в Алтайском крае в 1950 - 1980 годах.

6. Раскрыты особенности развития художественного образования в Алтайском крае: влияние столичного художественного образования на методическое обеспечение художественных школ и художественного училища; формирование педагогического состава Новоалтайского художественного училища на основе выпускников Дальневосточного института искусств; подтверждена определяющая роль личности художников-педагогов.

Теоретическая и практическая значимость.

Материалы анализа могут служить основанием для дальнейших теоретических изысканий в области исследования истории изобразительного искусства второй половины XX века.

Полученные результаты могут использоваться для разработки спецкурсов «История изобразительного искусства России», «История изобразительного искусства Алтайского края» и применяться в цикле социально-гуманитарных дисциплин.

Положения, выносимые на защиту.

1. В условиях развития профессионального и самодеятельного изобразительного искусства Алтайского края возникла потребность в местных профессиональных кадрах, подготовку и обучение которых взяли на себя художественные школы и Новоалтайское художественное училище.

2. Одновременно с подготовкой профессионалов в художественных учебных заведениях проводилась работа по приобщению населения к изобразительному искусству в самодеятельных студиях, которые создавали богатый творческий потенциал и во многом предвосхитили деятельность профессиональных учебных заведений края.

3. Процесс творческой отчетности (организация регулярных выставок) продемонстрировал высокую значимость творческой деятельности художественных учебных заведений Алтайского края для художественного воспитании населения.

4. Недостаточность материально-технической базы художественных учебных заведений Алтайского края, достигшая кризисного состояния в конце 80-х - 90-х годов, создала неблагоприятные условия для их развития.

Апробация. По теме диссертации были сделаны выступления с докладом и сообщения на методологических семинарах кафедр «Культурологии и истории искусств» Алтайского государственного университета (АлтГУ), «Теории и истории художественной культуры» Алтайской государственной академии культуры и искусства (АлтГАКИ) и методических советах Барнаульской щколы искусств №1. Выступления на республиканской научно-практической конференции «Культурное наследие Сибири», региональной научно-практической конференции, посвященной 275-летию Барнаула «Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы», научно-практической конференции, посвященной 60-летию организации «Союз художников Алтая», научно-практической конференции «Молодежь -Барнаулу».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Бочковская, Вера Игоревна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной целью художественного воспитания является обучение будущих зрителей искусства. Искусства предстающего в определенном единстве и целеустремленности - как наследие культуры отношений к самому обществу, культуры отношения к человеку и к миру вещей, культуры отношения к миру природы. Основной целью художественного образования является подготовка не зрителя, а будущего художника. В нем наследие искусства предстает как профессия, где господствуют языковые навыки и знания, основывающщиеся на таких исходных элементах, как композиция, линия, цвет, объем, пространство. В этом заключается отличие таких понятий как «художественное образование» и «художественное воспитание». К их содержанию и сущности обращались в своих работах многие философы, писатели и педагоги. Среди них Дж Вазари, Ф. Шиллер, И.Г. Гаман, Л.Н. Толстой, Г.П.Федотов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.В. Бакушинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, М.С. Каган.

Художественное образование на Руси имеет глубокие традиции и ведет свою историю с XVII века, когда роль художественно-образовательного центра принадлежала Оружейной палате. В середине XVIII века идейное руководство изобразительным искусством и профессиональное воспитание специалистов становятся задачей широкого государственного и общественного значения, и созданная Академия художеств многие десятилетия являлась единственным в стране высшим учебным заведением.

В настоящее время система Министерства культуры РФ включает в себя сеть высших и средних художественных учебных заведений, обеспечивающих все стадии обучения художника. Учащие общеобразовательных школ, проявившие способности к изобразительному искусству, принимаются в детские художественные школы, с четырех и семилетней программой обучения. Специалистов со средним художественным образованием (художников-исполнителей, мастеров по различным художественным специальностям, учителей рисования) готовят училища. Художников высшей квалификации готовят высшие учебные заведения (академии, институты, высшие художественно-промышленные училища), а также архитектурные, театрально-художественные, театральные, полиграфические, текстильные и технологические институты, Всесоюзный институт кинематографии, некоторые институты искусств. Учителей рисования для средних общеобразовательных школ готовят на художественно-графических факультетах педагогических институтов.

Повсеместно осуществляется художественное воспитание населения в самодеятельных кружках и студиях изобразительного искусства. Учащиеся, которых пополняют затем контингента художественных учебных заведений.

Обобщая все изложенное в основной части диссертационной работы, мы отмечаем, что историю художественного образования на Алтае в 20-м веке можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап - это создание в художественных студий, а также Алтайской губернской советской художественной школы в начале 20-х годов. В их работе активное участие принимали такие художники, как В.В. Карев, E.JI. Коровай, М.И. Курзин, С.Р. Надольский, А.О. Никулин, Н.А. Янова-Надольская.

Новый этап в истории художественного образования связан с именами А.Н. Борисов и А.В. Худяшева. А.Н. Борисов неоднократно пытался организовать в Барнауле художественные студии, а в 1928 добился утверждения проекта художественного училища, к сожелению не получившего своего воплощения.

К истории создания художественных студий, а также Алтайской губернской советской художественной школы обращались в своих работах такие исследователи как Л.И. Снитко и Т.М. Степанская. Однако главной целью этих работ была характеристика развития художественной культуры на Алтае в целом, и они не ставили своей задачей всесторонний анализ особенностей художественного образования начала XX века.

По истории художественного образования второй половины 20 века научных исследований не проводилось. А между тем именно этот период явился ключевым в становлении и развитии художественного образования на Алтае.

Начало 50-х годов является еще одним этапом в истории художественного образования. Эти годы отмечены повышением творческой активности трудящихся, в том числе и в вопросах культурного строительства и основной формой художественного образования являются художественные студии. Две из которых, наиболее значимые - это студия изобразительных искусств при клубе Алтайского тракторного завода в Рубцовске и студия изобразительных искусств при клубе завода «Трансмаш» в Барнауле, были организованы в 1951 году. Руководителем изостудии при клубе АТЗ был Владислав Владимирович Тихонов, но гораздо большую известность имела изостудия при клубе завода «Трансмаш», возглавляемая Алексеем Васильевичем Иевлевым. Позже подобные студии и кружки появились и в других домах культуры и учебных j заведениях, но по степени значимости и по продолжительности существования ни одна из них не сравнялась со студией А.В Иевлева.

Следующим этапом является открытие в 1966 году Барнаульской детской художественной школы. С момента ее открытия и по 28 июня 1990 года школа была единственным в городе учебным заведением в области дополнительного образования, программа которого включала изучение дисциплин изобразительного цикла, скульптуры, а также теоретического курса по истории искусств, что соответствовало начальному художественному образованию.

Вся учебная работа в БДХШ велась по программам утвержденным УУЗом Министерства культуры СССР и РСФСР. Впоследствии педагогами школы стали создаваться собственные методические разработки. Написанный И.И. Самозванцевым проект «Программы по рисунку, живописи, композиции для школ искусств» победил в Третьем республиканском смотре-конкурсе методических работ в 1987 году и был награжден дипломом 1 степени. Работа представляла ценность и была актуальной, так как художественные отделения в

ДШИ, организованные на основе экспериментальных планов не имели соответствующих программ.

Программа по рисунку, живописи и композиции для детских школ искусства» И.И. Самозванцева до сих пор является основной в работе педагогов школы, многие из которых были ее учениками.

В 1971 году было открыто Новоалтайское художественное училище. В этом же году свой первый выпуск сделала Барнаульская детская художественная школа, являющаяся начальным звеном в системе художественного образования. И открывшееся художественное училище решало проблему дальнейшего образования наиболее талантливых выпускников школы.

Методика преподавания специальных дисциплин в НХУ с первых дней развивало традиции русской реалистической школы. Главной целью обучения являлось овладение художественным мастерством. Большое внимание уделялось углубленному изучению академического рисунка, живописи, основных законов композиции.

С момента его основания преподавание в художественном училище велось на основе типовых программ, разработаннных на базе Московского художественного училища памяти 1905 года, являющегося опорой для всей сети художественных училищ страны. Позже программы и методические разработки появились у преподавателей училища. Значительный вклад в становление эффективной системы образования внесли преподаватели училища члены Союза художников России, живописцы С.К. Двойное и А.П. Ботев. Большую работу по подготовке специалистов в настоящий момент ведут члены КСХА заслуженные художники РФ В.А. Раменский и И.С.Хайрулинов, заслуженные работники культуры Б.Н. Лупачев, Б.Г. Босько, ведущий алтайский скульптор-практик, педагог Л.В. Рублева.

Эти и другие профессиональные художники, посвятившие художественному училищу большую часть своего жизненного пути, стали фундаментом, на котором строится система обучения на живописно-педагогическом м дизайнерском направлениях.

Во второй половине 90-х годов в барнаульских ВУЗах стали появлятся дизайнерские отделения. Созданное в Алтайском государственном техническом университете отделение «Дизайн» во многом опиралось на методическую базу училища. Кафедра дизайна в Алтайском государственном институте искусств и культуры была открыта благодаря энтузиазму и профессионализму выпускников НГХУ.

Таким образом, основы художественного образования, заложенные на Алтае в середине 20 века первыми профессиональными художниками, определили дальнейшее его развитие. Одной из особенностей которого явилось то, что на протяжении всей истории своего существования художественное образование на Алтае в своих методических основах следовало за Россией.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Бочковская, Вера Игоревна, 2006 год

1. Академии художественные // БСЭ. М., 1978. Т.1. - С. 311.

2. Бортников С.Д. Художественная интеллигенция Сибири (1961-1980гг.) / С.Д. Бортников. Барнаул. Изд-во АГИИК, 1997. 133 с.

3. Бикетов В.А. Культура Алтая в годы ВОВ / В.А. Бикетов // Алтай в прошлом и настоящем. Барнаул, 1987. С. 227-229.

4. Гаврилов Н.С. Алтай в ВОВ / Н.С. Гаврилов. Барнаул: АКИ, 1990. 247 с.

5. Газиева Э.Д. Е.Л. Коровай / Э.Д. Газиева // Авангард, остановленный на бегу. Л.: Аврора, 1989. 283 с.

6. Галкина И.К. Развитие изобразительного искусства Алтая в годы ВОВ / И.К. Галкина // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: АКИ, 1977. С. 35-43.

7. Галкина И.К. Художник А.Н. Борисов / И.К. Галкина // Материалы научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г.И. Гуркина. Барнаул, 1996. С. 61-65.

8. Гаман И.Г. // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 107.

9. Горобченко В.К. Роль музыкальных, художественных школ и школ искусств в эстетическом воспитании подрастающего поколения / В.К. Горобченко // Тезисы доклада к краевой научно-практической конференции. Барнаул. 1983. С. 22-26.

10. Ю.Гришаев В.Ф. П.К. Фролов П.К. / В.Ф. Гришаев // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 384.

11. Дмитриева Н.А. Московское Училище живописи, ваяния и зодчества / Н.А.Дмитриева. М.: Искусство, 1951. 172 с.

12. Зотов А.И. Академия художеств СССР. Краткий очерк. / А.И. Зотов. М.: Изд-во АХ СССР, 1960. 91 с.

13. История русского искусства. / Отв. ред. Н.Г. Машковцев. М.: Искусство, 1957.-Т. 1.

14. Каган М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган. JL: Знание, 1978. 34 с.

15. Каган М.С. Философия культуры. / М.С. Каган. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. 415 с.

16. Карпенко З.Г. Горная и металлургическая промышленность Западной Сибири в 1700-1860 годах / З.Г. Карпенко. Новосибирск: Изд-во Сиб. Отд-ния АН СССР, 1963. 215 с.

17. Карпунина И.Б. Развитие сельской художественной самодеятельности на Алтае в послевоенные годы (1946-1950) / И.Б. Карпунина // Алтай в прошлом и настоящем. Барнаул, 1987.

18. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири 17 начала 19 веков / А.Н. Копылов. Новосибирск: Наука, 1974. 252 с.

19. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. -Т.ЗЗ.

20. Ленин В.И. полное собрание сочинений. Т. 41.

21. Ленинградское высшее художественно-промышленное училище // БСЭ.М., 1978. Т. 14. 327 с.

22. Лихацкая Л.Н. А.В. Иевлев / Л.Н. Лихацкая // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2.

23. Луначарский А. Об изобразительном искусстве / А. Луначарский. М., 1967. Т.2.

24. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги / Н.М. Молева. М.: Просвещение, 1991. 413 с.

25. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств 18 века/Н.М. Молева. М.: Искусство, 1956. 519 с.

26. Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера Канцелярии от строений и русская живопись первой половины 18 века. М.: Искусство, 1965. -335 с.

27. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа 2 половины 19 начала 20 века / Н.М. Молева. М.: Искусство, 1967. 391 с.

28. Московское высшее художественно-промышленное училище // БСЭ. М„ 1978. -Т.17. -С. 51.

29. Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов / П.Д. Муратов. JL: Художник РСФСР, 1974. 142 с.

30. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. Воспитания: Кн. для учителя / Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1987. 253 с.

31. Овчинникова М. Мастер живописи / М. Овчинникова // Сибирские огни. 1971. №3.

32. Павлюченков А.С. Некоторые проблемы изучения истории советского изобразительного искусства / А.С. Павлюченков // Вопросы художественно-педагогического образования. М., 1976. С. 5-18.

33. Петренко B.C. С.Р. Надольский / B.C. Петренко // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2.

34. Приходько Л.Н. Развитие художественной самодеятельности в Западно-сибирской деревне в годы ВОВ / Л.Н. Приходько // Культурная жизнь Сибири в 17-20 вв. Новосибирск.: НГУ, 1981.

35. Савельев Н. Я. Алтайские камнерезы / Н.Я. Савельев. Барнаул: АКИ, 1956. 71 с.

36. Снитко Л.И. Художественная жизнь Советского Алтая (10 30 -е годы) / Л.И. Снитко // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: АКИ, 1977. С. 5-15

37. Снитко Л.И. Первые художники Алтая. Н.И. Чевалков / Л.И. Снитко // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: АКИ, 1977. С. 27. 35.

38. Снитко Л.И. Первые художники Алтая / Л.И. Снитко. Л.: Художник РСФСР, 1983. 155 с.

39. Степанская Т.М. Культура и искусство / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1995. Т.1.

40. Степанская Т.М. А.Н. Борисов / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С.81.

41. Степанская Т.М. А.О. Никулин / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 245-246.

42. Степанская Т.М. В.П. Петров / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 276-277.

43. Степанская Т.М. Г.И. Гуркин / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 116-117.

44. Степанская Т.М. Е.Л. Коровай / Т.М. Степанская // Энцикопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 189.

45. Степанская Т.М. М.И. Мягков / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 236.

46. Степанская Т.М. Художественная жизнь Барнаула / Т.М. Степанская // История культуры. Барнаул: РИА Алтапресс, 2000. С. 84-89.

47. Степанская Т.М. Я.Н. Попов / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 289.

48. Суздалев П.К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны / П.К. Суздалев. М., 1965. 468 с.

49. Толстой Л.Н. Об искусстве / Л.Н. Толстой. М.: Художественная литература, 1983.

50. Уманский А. О судьбе собраний П.К. Фролова / А.О. Уманский // Алтай. 1962. №1.

51. Уфимцев В.И. Говоря о себе / В.И. Уфимцев. М.: Сов. Художник, 1973. 135 с.

52. Федотов Г.П. Судьба и грехи Росси: Изб. Ст по философии рус. Истории и культуры: в 2 т.. Санкт-Петербург: София, 1991. Т.1. 349 с.

53. Художественное воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. М. С. 549.

54. Художественное образование //БСЭ. М., 1958. -Т.46. С. 404-406.

55. Художественное образование//БСЭ. М.,1978. -Т.28. С. 415-416.

56. Художественное творчество // Российская педагогическая энциклопедия. М. С. 550-552.

57. Художественно-ремесленные училища // БСЭ. М., 1958. Т.46.-С. 406.

58. Художественно-ремесленные училища // Российская педагогическая энциклопедия. М. С. 552.

59. Художественные школы // Российская педагогическая энциклопедия. М.

60. Шиллер Ф. // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С. 749.1. Источники:

61. Документы по культурному строительству Советской власти

62. Декреты Советской власти. М., 1957.

63. Документы по культурному строительству на Алтае

64. Должностная инструкция преподавателей НГХУ // Текущий архив НГХУ.

65. Культурное строительство на Алтае 1917-1941 // Документы и материалы. Барнаул: АКИ. 1980.

66. Культурное строительство на Алтае 1941-1977 // Документы и материалы. Барнаул: АКИ. 1990.

67. Положение о художественной школе Новоалтайского государственного художественного училища // Текущий архив НГХУ.1. Архивные материалы

68. Историческая справка к фонду муниципального образовательного учреждения культуры «Барнаульской детской школы искусств №1» Отдела культуры администрации Г. Барнаула Алтайского края // Текущий архив НГХУ.

69. ЦХАФ АК. Ф.141. Оп.1. Д. 155.

70. ЦХАФ АК. Ф.141. Оп.1. Д.7а.

71. ЦХАФ АК. Ф. 1152. On. 1. Д. 19.

72. ЦХАФ АК. Ф.141. Оп.1. Д. 155.

73. ЦХАФ АК. Ф.312. Оп.7. Д.80.

74. ЦХАФ АК. Ф.428. Оп.1. Д.83.

75. ЦХАФ АК. Ф.312. Оп.7. Д. 1299.1. Статистические материалы

76. Информационные материалы по итогам 1998-1999 учебного года. -Барнаул. 1999.

77. Народное хозяйство Алтайского края за 50 лет Советской власти: Статистический сборник. Барнаул, 1967.1. Опубликованные материалы

78. Бийской детской художественной школе 25: Каталог. -Бийск. 1997.

79. Босько Б.Г. Методика ведения наброска от пятна, как связующего между рисунком и живописью: Методологическая разработка для преподавателей художественного училища.

80. Вторая городская выставка работ учащихся БДХШ: Каталог / Е.М. Соколова: Вступ. ст. Барнаул. 1989.

81. Выставка В.В. Тихонова Каталог / Н. Подакова: Вступ. ст. Рубцовск. 2000.

82. Галкина И.К. Оранжевое небо // Алтайская правда. 1979. - 30 января.

83. Галкина И.К. Праздник детского творчества. 1979. - 19 января.

84. Гракова О. Семейный потртрет в интерьере // Алтайская правда. -1983.- 19 марта.

85. Демин Н. Новоалтайское художественное // Молодежь Алтая. 1971. - 27 октября.

86. Иевлев А.В. Творческое содружество // Алтайская правда. 1966. - 12 марта.

87. Ильина Т. Ночной костер у реки // Алтайская правда. 1991. - 3 августа.

88. Капов Е. Самый первый вернисаж // Молодежь Алтая. 1976. - 21 октября.

89. Козлов Ю. Не могу взять в толк // Алтайская правда. 1989. - 4 октября.

90. Кошкарева JI. Школа искусств // Алтайская правда. 1977. - 24 ноября.

91. Кузнецова Е. Дом, в котором живет красота // Вечерний Новоалтайск. -2001.-25 октября.

92. Леонидова 3. Прекрасная «болезнь» // Молодежь Алтая. 1960. - 13 августа.

93. Леонов В. Открытие мира // Алтайская правда. 1989. - 8 апреля.

94. Лихацкая Л. Что там, за гранью? // Молодежь Алтая. 1998. - 5 февраля.

95. Лупачев Б.Н. Десятое лето училища // Алтайская правда. -1981.-19 июля.

96. Малахова Ж. Красота глазами ребенка // Вечерний Барнаул. 2001. -3 октября.

97. НГХУ 30 лет: Каталог. - Барнаул. 2001.

98. Новоалтайскому художественному 25 // Вечерний Барнаул. - 1996. -12 ноября.

99. Объявление о приеме в БДХШ // Алтайская правда. 1966. - 15 сентября.

100. Объявление о наборе в БДХШ №1.

101. Первой художественной 35 // Вечерний Барнаул. - 2001. - 17 ноября.

102. Попов В. «Алтай моя вторая родина //Алтайская правда. - 1984. -1 февраля.

103. Попов В. Тень учителя // Алтайская правда. 1989. - 11 февраля.

104. Порошин А. Раздобыли бумагу, краску // Молодежь Алтая. 1971.- 2 июня.

105. Рябова Е. Рисуют будущие художники // Алтайская правда. 1982.- 4 марта.

106. Рябова Е. Академия художеств в Барнауле это вполне реально // Свободный курс. - 1997. - 8 мая.

107. Салин Р. Нет перспективы у мвстеров? // Молодежь Алтая. 1993.- 9 апреля.

108. Самозванцев И.И. Тематический план по рисунку, живописи и композиции для детских школ искусства: Методические рекомендации. Барнаул. 1987.

109. Скулов В. Полдень и сумерки // Алтайская правда. 1988. - 29 мая.

110. Снитко JI.И. Большой скульптор // Алтайская правда. 1967ю - 19 августа.

111. Снитко Л.И. Он пел Алтай // Алтайская правда. 1966. - 5 ноября.

112. Снитко Л.И. «Потребность в красоте» // Алтайская правда. 1967. -18 февраля.

113. Соколова Е.М. Главная выставка // Алтайская правда. 1996. - 19 апреля.

114. Сорокин Ю. Н. Здравствуй будущий хдожник // Алтайская правда.- 1976. 16 ноября.

115. Степанская Т.М. Научить восприятию мира // Алтайская правда. -1976. -18 апреля.

116. Хайрулинов И.С. Сколько теперь ждать? // Алтайская правда. -1990.-16 мая.

117. Хайрулинов И.С. Хоть бы перышко из крыла жар-птицы // Алтайская правда. 1991.-20 декабря.

118. Чехова Е. Восемь Буратино маэстро Щербакова // Молодежь Алтая.- 1995.-24 февраля.

119. Шеваров Г. «По сему рисунку.» // Алтайская правда. 1977. - 14 сентября.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.