История становления и развития художественного воспитания в России во второй половине XIX - начале XX веков: На примере Самары тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Прыскина, Елена Александровна

  • Прыскина, Елена Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Самара
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 177
Прыскина, Елена Александровна. История становления и развития художественного воспитания в России во второй половине XIX - начале XX веков: На примере Самары: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Самара. 2001. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Прыскина, Елена Александровна

щ стр.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛА XX ВВ. /. 1 .Художественное образование в процессе развития личности: основные идеи российской педагогики на рубеже веков.

1.2. Художественное образование как объект социальной политики.

1.3. Постановка «образования изящного вкуса», воспитания ума, сердца и возражения» в учебных заведениях России: на примере изобразительного искусства.

ГЛАВА II ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В САМАРЕ (вторая половина XIX - НАЧАЛО XX вв.).

2.1. Образовательное и воспитательное значение культурной жизни в дореволюционной Самаре.

2.2. Изобразительное искусство в системе общего образования Самары.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История становления и развития художественного воспитания в России во второй половине XIX - начале XX веков: На примере Самары»

Преодоление противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования различных факторов личностного развития.

По данным социологических исследований за последние тридцать лет к числу действенных факторов ученые относят искусство. Однако статистика показывает, что отношение большого числа людей к искусству индифферентно. Так, жители села (почти 91%) и горожане (около 57%) не бывают на спектаклях, не посещают художественных выставок; мало читают художественную литературу: в городе - около 70%, в сельской местности - около 60%. Снижается число учащихся, которые относят искусство к своим любимым занятиям на досуге. За последние годы художественно - воспитательная работа с детьми претерпела негативные изменения: традиционная внеклассная сеть детских художественных школ практически разрушена; ликвидирована внешкольная педагогическая работа (закрыты Дворцы пионеров, не функционируют кружки при Дворцах культуры и т.п.), то есть в значительной степени утерян интереснейший опыт взаимодействия учебных заведений и учреждений культуры.

В результате, как показывают наши исследования, общество утрачивает возможность решать в рамках образовательной системы серьезные художественно - воспитательные задачи. Особое значение в этом смысле должен приобрести художественный цикл программных дисциплин: литература, музыка, изобразительное искусство. Эти предметы в силу специфики содержания способны влиять на формирование внутреннего мира растущего человека.

Однако приходится констатировать, что в учебных заведениях (в частности школах) художественный цикл не выполняет указанной функции в силу:

- непонимания администрацией школы, родителями, а зачастую и учителями значения и возможности названных дисциплин. Отсюда, использование неадекватных способов преподавания;

- отнесение художественных дисциплин к разряду «третьестепенных» (то есть не только обязательных, но и не очень нужных) со всеми вытекающими последствиями: недооценка способности детей к творческому освоению курсов;

- «снисходительно-десертное» отношение взрослых разных рангов.

Такое положение дел характеризует российскую действительность. Исторический экскурс показывает, что в российской педагогической мысли второй половины ХЗХ - начала XX веков представителями гуманно-демократического и революционно-демократического направлений развития эстетического воспитания (В.П.Острогорский, К.Д.Ушииский, В.Я.Стоюнин, П.Ф.Каптерев, М.И.Демков, Н.Г.Чернышевский, С.Т.Шацкий, Н.А.Добролюбов, Г.В.Плеханов) было установлено, что «приобщение» детей к миру прекрасного, развитие у них творчества по законам красоты должно осуществляться на фундаменте общечеловеческой культуры, как - то: овладение народной мудростью, родным словом; упрочение связи ребенка с трудом, природой, искусством, обществом. При этом в обучении непременно признавалось самоценность личности воспитанника; отмечалась необходимость следования за его познавательными потребностями с учетом индивидуальных особенностей.

Художественная культура является объектом постоянного внимания исследователей из разных областей знаний.

На философском уровне изучают ее методологическую основу, содержание, структуру и функции (Ю.Б.Борев, М.С.Каган, А.Я.Зись); психологи постигают специфику художественных способностей и художественного творчества (П.М.Якобсон, В.Медушевский, Б.Теплов и др.), а педагогов интересует процесс формирования личности под воздействием художественной культуры (Б.М.Неменский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, А.А.Мелик-Пашаев и др.) (25; 26; 55; 64; 87; 88). Указывая на богатейший духовный потенциал различных видов искусств, которые интегрирует художественная культура, Ю.Б.Борев, А.Г.Егоров, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Ю.А.Лукин, А.В.Пирадов, Ю.О.Фохт-Бабушкин и др. подчеркивают ее относительную самостоятельность и рассматривают в более узком плане - в сопоставлении с эстетической культурой. А.Г.Егоров, например, первую (художественную культуру) определяет как ядро второй (эстетической культуры). Л.Н.Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил социального субъекта в художественном освоении действительности. Ю.Б.Борев обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме. М.С.Каган отмечает способность искусства раздвинуть границы реального опыта жизни. Ю.У.Фохт-Бабушкин констатирует прямую зависимость художественного творчества и умственного развития.

В психологии и педагогике воздействие искусства на человека рассматривается с точки зрения его участия в формировании личности (126; 225; 279; 281). Эстетическое познание искусства и всех иных явлений мира сопровождается развитием таких особых черт и качеств личности как эстетический идеал, эстетические переживания (159, 11). Психологи единодушны во мнении, что художественная деятельность, направленность на получение положительных результатов является непременным условием формирования эстетических переживаний, творческих способностей детей, художественного развития личности (258; 184). Не случайно современная педагогика в качестве важнейших задач видит создание и реализацию всеобъемлющей системы «приобщения» каждого подростка к духовным ценностям, аккумулированным в различных видах искусств; обеспечение художественного образования каждого школьника; определение минимума знаний, умений и навыков в сфере искусства в число обязательных для человека, вступающего в жизнь.

Необходимость обоснования сущности, природы и воспитательных возможностей «художественной педагогики» (45, 20) как одного из направлений теории воспитания и организации практики массового художественного «всеобуча» доказывается и зафиксированным в исследованиях социологов реально существующим противоречием (которое отмечается практически всеми авторами). Это наличие среднего и высшего образования у молодежи и отсутствие достаточно (а может быть, даже удовлетворительного) уровня их художественного развития. Имея возможность воспринимать высококачественную художественную продукцию, представители юного поколения ориентируются на художественные произведения среднего уровня, не требующие отдачи умственных и эмоциональных усилий, специальной подготовки для осознания. Б.Неменский считает, что, видимо, «всю значимость эстетического образования каждого мы осознаем недостаточно», если допускается существование подобной ситуации. Он предлагает преподавать изобразительное искусство и музыку не только в начальной школе, среднем звене, но и в старших классах - «самом важном периоде формирования личности человека» (148, 9).

Большой вклад в разработку теории эстетического воспитания внесли отечественные ученые (В.В.Ванслов, Ю.Б.Борев, А.И.Буров, Н.А.Дмитриева, А.Г.Егоров, М.С.Каган, М.Ф.Овсянников, В.А.Разумный, В.К. Скатерщиков С.Т.Шацкой, В.Н.Шацкая, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Н.И.Киященко, И.А.Каиров, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев, Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, М.А.Верб, И.Ф.Гончаров, Б.П.Рождественский, Л.А.Волович и другие).

Ученые разных направлений единодушно оставляют приоритет за преобразующим воздействием искусства на личность (отмечают его просветительную, воспитательную, общественно-преобразовательную, познавательно-эвристическую функции). Однако историки педагогики до сего времени не ставили своей задачей целостное систематическое исследование концепций, теорий художественного воспитания, их функционирования в педагогическом процессе.

Актуальность проблемы исследования, на наш взгляд, определяется необходимостью использования исторического опыта для преодоления доминирующего в педагогической практике одностороннего подхода к приобщению учащихся к культуре на основе признания художественного развития целостным процессом, а не только становлением отдельных специальных способностей.

В современном образовании со всей очевидностью выявляются противоречия:

• между необходимостью поднять уровень художественного образования учащихся и возможностями отдельных учебных предметов эстетического цикла в приобщении к культуре, искусству;

• между необходимостью изучения изобразительного искусства в школе как явления искусства, где существенная роль отводится эмоционально-образному восприятию жизни, и господством на уроках интеллектуализма, в результате чего искусствознание подчас заслоняет в сознании школьников собственно искусство.

Стремление указать один из способов разрешения этих противоречий, апеллируя к опыту прошлого, определило тему нашего исследования.

Осознание этих противоречий обуславливает поиск путей обучения и воспитания детей школьного возраста в области художественного воспитания; требует проведения научных исследований проблемы в историкопедагогическом контексте. Последнее предполагает не только изучение, но и осмысление, анализ и творческое использование научного наследия и исторического опыта художественного образования в России; обобщение современной педагогической действительности.

При этом целесообразным оказывается рассмотрение означенной проблемы не только в общегосударственном масштабе, но и в рамках отдельно взятого региона. Особый интерес в этом плане представляет имеющий богатую и своеобразную историю культурного развития многонациональный Поволжский регион (в частности Самара) - уникальное образование, отдельные территории которого «оказались включены в единое общественно-политическое целое, стянутых хозяйственными связями, соединены общностью совместной жизни и исторических судеб, подчинены общему самостоятельному типу цивилизационного процесса» (99, 10).

Исследования показали, что система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях дореволюционной Самары - это малоизученный пласт теории и истории образования страны, так как историческая и искусствоведческая науки, в силу объективных причин сосредоточивали свое внимание преимущественно на специальных учебных заведениях - Академии художеств, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Строгановском училище технического рисования, Центральном училище технического рисования барона Штиглица, некоторых крупных художественных школах России и на их ведущих представителях. В педагогической теории и практике отсутствуют специальные исследования особенностей исторического развития региональных школ. Обычно включают частные сведения, в которых не отражена педагогическая деятельность мастеров искусства. Поэтому рассматриваемая проблема имеет не только педагогическую значимость, но и историко-познавательную.

Анализ идей художественного образования, выдвинутых педагогами второй половины XIX - начала XX веков, представляется достаточно актуальным, потому что позволяет использовать теоретическое наследие педагогов для создания новых концепции художественного образования и воспитания, совершенствования содержания, форм и методов художественного образования и воспитания в современных условиях и повышения эффективности процесса.

Объект исследования - процесс развития художественного образования в России и Самаре второй половины XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - тенденции развития художественного образования в России и региональные особенности становления художественного образования в Самаре второй половины XIX - начала XX вв.

Цель исследования - раскрыть тенденции развития художественного образования в Самаре и выявить возможности использования накопленного опыта второй половины XIX - начала XX вв. обучения школьников изобразительному искусству в современном образовании.

В исследовании мы исходили из следующего положения: если художественное образование в России второй половины XIX - начала XX вв. было объектом социальной политики, то его реализация в различных типах учебных заведений средствами обучения учащихся рисованию становилось эффективным тогда, когда:

- в учебные программы различных типов учебных заведений включался учебный предмет «рисование»;

- реализация содержания образования на уровне учебного предмета «рисование» осуществлялась педагогами - профессионалами;

- содержание образования на уровне учебного предмета «рисование» сочеталось с повышением их педагогической квалификации;

- педагогическое руководство художественным освоением детьми мира в процессе овладения ими графической грамоты, как компонента искусства осуществлялось в различных организациях форм обучения.

В соответствии с проблемой, целью и объектом исследования были определены следующие основные задачи:

1) раскрыть тенденции развития художественного образования в России и Самаре второй половины XIX - начала XX вв.;

2) выявить региональные особенности становления художественного образования в Самаре второй половины XIX - начала XX вв.;

3) на основе осмысления опыта по реализации содержания образования на уровне учебного предмета «рисование» в различных типах учебных заведений в России второй половины XIX - начала XX вв. апробировать программу «Технология обучения студентов изобразительному искусству»;

4) выявить возможности использования педагогического опыта прошлого в области художественного образования в современной школе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Полем развития субъективности учащихся в современных условиях должно стать художественное образование, которое как компонент культуры и искусства является ведущим способом художественного освоения мира. Однако в современном образовании существуют противоречия между ролью учебных предметов эстетического цикла в воспитании культурного человека и их местом в учебном плане различных учебных заведений. Одним из способов разрешения данного противоречия должна стать апелляция к опыту прошлого в аспекте формирования содержания образования на уровне учебного предмета «изобразительное искусство».

2. Положение о необходимости организации художественного освоения детьми мира в процессе овладения ими графической грамоты как компонента искусства не могло основываться только на реализации «уединенной» формы обучения учащихся. Требовалось такое сочетание организационных форм обучения, при котором воспитание искусством становилось способом приобщения детей к эстетическим ценностям, способом осознания и понимания содержания образования на уровне учебного предмета «рисование».

3. Стратегия деятельности образовательных учреждений в области художественного образования детей в различных учебных заведениях могла стать эффективной тогда:

- когда учитывались тенденции развития художественного образования в России;

- когда учащиеся обучались графической грамоте;

- когда в деятельности педагогов - профессионалов реализовывались различные организационные формы обучения;

- когда повышение педагогической квалификации базировалось на обобщении опыта обучения учащихся рисованию в российской и зарубежной школе.

Научная новизна исследования:

1. Раскрыты тенденции развития художественного образования второй половины XIX - начала XX веков (подготовка педагогов - специалистов, попытка дифференциации обучения, попытка соединения образования и воспитания и пр.).

2. Выявлены региональные особенности становления художественного образования в Самаре второй половины XIX - начала XX вв.

3. Определены возможности использования педагогического опыта прошлого в области художественного образования в современной школе.

4. Создана и апробирована программа «Технология обучения студентов изобразительному искусству».

Теоретическая значимость. Опора на педагогический опыт прошлого в области художественного образования детей позволит осуществить широкий подход к ориентации современных учеников на художественное освоение мира; расширит научные представления о роли изобразительного искусства в приобщении учащихся к эстетическим ценностям в формировании образности, как внутренней формы художественного освоения мира, в которой происходит превращение духовного в материальное и материального в духовное; будет способствовать разработке вопросов общепедагогической подготовки и повышению теоретического уровня преподавания дисциплин той части, которая относится к способам художественного освоения мира.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических вузов в области освоения ими содержания учебного курса «Философия и история образования»; в том, что в исследовании выявлены возможности использования педагогического опыта прошлого в аспекте реализации содержания образования на уровне учебного предмета «изобразительное искусство»; в создании апробации педагогического курса «Технология обучения студентов изобразительному искусству».

Методологической основой диссертационного исследования послужили диалектико-материалистические положения о роли искусства как особой формы общественного сознания, его значении в формировании мировоззрения, развития культуры человека, а также о значимости учебных заведений и общественных, культурных учреждений в воспитании личности. Представление о целостности сложнейших системных объектов познания позволило рассмотреть компоненты воспитательного процесса в единстве закономерных взаимосвязей.

Источниковедческая база исследования.

1. Опубликованные материалы: документы, исходящие от правительственных учреждений (своды законов, распоряжения министерств просвещения, уставы и отчеты учебных заведений; документы неправительственных организаций (обществ, товариществ, съездов); инструкции и циркуляры правительственных органов управления образованием (Учебных комитетов Министерства народного просвещения, Св. Синода, канцелярии Ведомства учреждений императрицы Марии); справочная и библиографическая литература (как прошлых лет, так и современная); периодическая печать ("Журнал Министерства народного просвещения", "Отечественные записки", "Русская школа", "Мир искусства, "Вестник образования", "Педагогический сборник" и др.); мемуары (воспоминания артистов Александрийского театра П.Стрепетовой, Ленского, Писарева, А.Кригера; художников - К.Петрова-Водкина, И.Н.Крамского, П.Антокольского).

2. Неопубликованные материалы: документы из Фондов Департамента народного просвещения, Учебного комитета при Св. Синоде, частично -Канцелярии Ведомства по учреждениям императрицы Марии Российского государственного исторического архива в г. Санкт-Петербурге (РГИА); из фондов Самарского женского епархиального училища, Самарского учительского института, Самарской 3-ей женской гимназии княгини А.С.Хованской Государственного архива Самарской области (ГАСО). В этих архивах выявлен значительный фактологический материал о работе учебных заведений различных ведомств в области художественного образования детей и учителей. Ряд архивных материалов вводится в научный обиход впервые.

Этапы исследования. Первый этап (1992 - 1994 гт.) Изучение научной литературы и исследований по проблеме содержания художественного воспитания на уроках изобразительного искусства в средних учебных заведениях дореволюционной России. На втором этапе (1994 - 1997 гг.) -сопоставление, анализ архивных и опубликованных документов, освещающих официальные требования государственных органов России второй половины XIX - начала XX вв., проверялась и уточнялась гипотеза исследования, раскрывалась структура художественного образования в средних учебных заведениях дореволюционной России. На третьем этапе (1997

1999гг.) обобщался и систематизировался собранный материал, выявлялись основные результаты исследования, делались теоретические обобщения и выводы, завершалось оформление диссертационной работы.

Методы исследования. Конструктивно-генетический; культурологический; сравнительно-сопоставительный анализ различных источников, документов, а также печатных и архивных материалов; метод исторической структуризации. ф Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась как научной методологией, так и полнотой и разнообразием используемых материалов и соответствием методов и цели исследования поставленным задачам.

Апробация и внедрение в практику. Основные положения диссертационного исследования отражены в 34 публикациях. Результаты исследования докладывались на научно-практических и научно-теоретических регио-^ нальных и международных конференциях: Барнаул, Волгоград, Калининград,

Москва, Пенза, Рига, Самара, Ульяновск, Шуя, Калуга, Кинель, Бийск, Омск, Орск, Ростов - на - Дону, Кострома.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Прыскина, Елена Александровна

Выводы по II главе

Анализ художественного образования в Самаре второй половины XIX -начала XX вв. с позиции научного знания о содержании образования и принципах его реализации позволяет сделать следующие выводы.

Становление и развитие образования в Самаре рубежа веков было обусловлено социально - экономическим развитием, ускорившим процесс становления капиталистических отношений, и общественно-педагогическим движением, проявившимся в активной деятельности лучших педагогов-просветителей края. Эти и другие факторы изменили образовательную ситуацию в губернской Самаре.

Подготовка будущих учителей осуществлялась в земской четырехлетней школе «для приготовления сельских учительниц».

Уровень подготовки в самарских учебных заведениях был достаточно высок. Их выпускники могли с честью держать экзамен в столичных вузах.

Социально-экономические реформы 60-х годов XIX века поставили новые задачи в сфере образования, что привело к появлению в Самаре разнообразных типов школ. К таковым относятся: общественные (земские), государственные (МНП), духовные (Св. Синода) и другие. Количественное соотношение учебных заведений разных типов зависело от уровня заинтересованности различных ведомств в развитии образования. Анализ документов свидетельствует о приоритете того или иного типа учебных заведений на различных этапах исследуемого периода.

Анализ педагогических исследований, архивных материалов позволил констатировать, что художественное образование в России на рубеже веков понималось как преподавание ряда предметов эстетического цикла: рисования, черчения, музыки, пения, игры на музыкальных инструментах, рукоделие. Была осознана необходимость повышения внимания к указанным предметам, ведущим среди которых признавалось, в силу своей самодостаточности рисование. Оно получило статус не только «приложения», но и «осознанной необходимости» в общеобразовательном курсе, более того, оно стало предметом специализации учебных заведений. Отношение к предметам эстетического цикла в Самаре соответствовало общероссийским взглядам на художественное образование. Местные власти способствовали созданию и апробации программ по рисованию и занимались проблемой повышения профессиональной подготовки учителей. Хотя в самарской структуре общего образования художественное направление не получило системного оформления и ограничилось введением отдельных дисциплин в школьный Л курс, но примечательным было стремление местных властей доверить воспитание ума, сердца и воображения» самарцев профессионалам - художникам, людям, имеющим положительный педагогический опыт. Такое отношение к предметам эстетического цикла определялось осознанием их необходимости и, в целом, соответствовало общему состоянию развития педагогической мысли в России на рубеже XIX - XX вв. • В результате анализа учебных планов и учебных программ по рисованию установлено, что основным содержанием и методом профессиональной и общеобразовательной подготовки считалось рисование с натуры, вначале простых плоских предметов, затем объемных (бытовых и геометрических) в отдельности и их группы (учебные натюрморты) с помощью правил и законов линейной перспективы. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников-профессионалов, искусственно О переносилось на общее образование. Основной теоретической и методической базой обучения являлась классическая школа реализма, разработанная мастерами русской академической школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое осмысление опыта отечественного художественного образования в России и Самаре второй половины XIX - начала XX вв., проведенное в настоящем исследовании позволяет сделать следующие выводы:

1. Особая роль художественного образования в развитии подрастающего поколения определилась характером изменений, происходящих в социальной и художественной жизни российского общества конца девятнадцатого и начала двадцатого столетия. Пройдя путь от возникновения потребности высказаться, и высказаться грамотно, до осознания важности не количества приобретенных знаний, а формирования способности их приобретать, общественная мысль пришла к выводу о необходимости с помощью искусства образовывать и воспитывать личность. Художественному образованию и воспитанию в России рубежа веков, как и в европейской педагогике, отводилась роль «провинции в большой империи общего воспитания», на долю которого выпала честь быть силой, способной спасти Россию, вывести ее из темноты и невежества на «дорогу прогресса». В середине прошлого века все в обществе было готово к осознанию искусства как боеспособного оружия в борьбе за духовную культуру народа, за саму жизнь.

2. Государственная педагогическая концешщя90-х гг. утверждала мысль о том, что школа должна не только учить, но и воспитывать детей в широком плане, в том числе и в эстетическом направлении (тогда как в предшествующий период большее внимание уделялось образовательным функциям преподаваемых «художественных предметов»).

3. Рассматривая государственную политику конца XIX - начала XX веков области художественного образования, можно выделить следующее: начиная с 80-х гг. Министерство образования стремилось определить место «художественным предметам» в общей системе преподавания в учебных заведениях, рассматривая художественное образование как «отрасль общего образования, клонящуюся к развитию вкуса и к ознакомлению учащихся с прекрасным». Художественное образование переместилось в ряд важнейших воспитательных задач. Предметы этого цикла рекомендовались Министерством для обязательного изучения. Поднимался вопрос о подготовке квалифицированных специалистов для преподавания «художественных предметов». Обращалось внимание на важность преподавания искусств, начиная с первой ступени школьного образования. Эта положительная тенденция прослеживается в деятельности всех министров, возглавлявших ведомство народного образования в рассматриваемый период. Наряду с определенными успехами в области эстетического воспитания большинство позитивных идей так и не было реализовано в связи с частой сменой министров, двойственной политикой правительства по отношению к этим вопросам. На практике оказалось, что лишь изобразительное искусство как предмет смогло стать основным проводником идей Министерства просвещения в художественном образовании и воспитании.

4. Ко второй половине XIX века русская школа рисунка существенно продвинулась не только в плане практических разработок, но и в теории. Необходимость в предмете стала ощущаться как ведущими художниками и столичными педагогами, так и рядовыми учителями, особенно с того момента, когда в школе появились наглядные пособия. Бытовало мнение, что рисунком педагог может прояснить и углубить свою мысль, а ученик - лучше «воспроизвести воспринятое», что графическая грамотность «научает» внимательнее наблюдать и анализировать окружающие предметы и явления, развивает воображение и воспитывает эстетическое чувство. Предмет был признан, однако до решения проблем, связанных с организацией его преподавания и до завоевания новыми методами обучения широкой учительской аудитории было еще далеко. По причине «недостатка времени» и «по недостатку хороших учителей» в 1864 г. уставом средних учебных заведений рисование было исключено из числа обязательных предметов, оно осталось в программе в виде факультативов.

5. Художественное образование, воздействие на сознание и чувства учащихся в целях расширения кругозора и развития убеждений, формирования художественных навыков рассматривалось на рубеже XIX - XX веков как необходимый образовательный и воспитательный компонент. Привить понимание прекрасного через непосредственное включение в творческий процесс, раскрыть внутреннюю и внешнюю привлекательность изобразительного искусства - в этом виделась современникам задача системы обучения рисованию в общеобразовательной сфере России конца XIX - начала XX вв.

6. На рубеже XIX XX вв. в Самаре создалась определенная образовательная структура, обеспечивающая достаточно высокий уровень знаний. Об окончательно оформившейся системе говорить было еще рано, нововведения в этой области были чаще стихийным ответом на потребность времени, чем результатом продуманных решений. Самара, как и Россия в целом, находилась в состоянии разработки программ, поиска методов преподавания в учебных заведениях как общеобразовательных предметов в целом , так и тех из них, которые относятся к «художественным».

7. Художественное образование рассматривалось как преподавание ряда предметов эстетического цикла, куда входили: рисование, черчение, музыка, пение, игра на музыкальных инструментах, рукоделие. Ведущей дисциплиной было рисование, которое обладало некоторой самодостаточностью: было не только «приложением», «осознанной необходимостью» в общеобразовательном курсе, но и стало предметом специализации учебных заведений (художественных школ, училищ, Академии). В самарской структуре общего образования художественное направление не получило системного оформления и ограничилось введением отдельных дисциплин в школьный курс, но примечательным было стремление местных властей доверить «воспитание ума, сердца и воображения» самарцев профессионалам - художникам, людям, имеющим положительный педагогический опыт. Такое отношение к предметам эстетического цикла определялось осознанием их необходимости и, в целом, соответствовало общему состоянию развития педагогической мысли России на рубеже веков.

8. Структура специального художественного образования в Самаре включала в себя лишь несколько звеньев - классы и школы живописи, организованные местными художниками. Власти не ставили задачу создания какой-либо специальной сети учреждений художественного образования и лишь иногда оказывали поддержку инициативе интеллигенции Самары. Более полное образование будущие художники получали в столичных специальных учебных заведениях: Петербургской Академии Художеств, Строгановском училище, Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

9. Понимание необходимости просветительской деятельности кругами интеллигенцией, инициировавшей культурные процессы в жизни дореволюционной Самары, с одной стороны, и многообразие культурных явлений, составлявших социально-художественную среду города с другой - и сформировали потенциал, оказавший влияние на художественное образование и воспитание в Самаре середины XIX- начала XX вв.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Прыскина, Елена Александровна, 2001 год

1. Адрес-календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1874 год. Самара, 1874. 235 с.

2. Алабин П.В. Двадцатипятилетние Самары, как губернского города. Самара, 1877. 347.с.

3. Алабин П.В. Трехвековая годовщина города Самары. Самара, 1887. 548с.

4. Алешинцев И.А. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX в. СПб.: Русская школа, 1908. 88 с.

5. Аннаев Н, Он жил в Самаре // Волжская коммуна. 16 ноября. 1966. С.6.

6. Аннаньев Н. Самара, 1887-й . П Волжская коммуна. 1966. 21 сентября. С.4.

7. Антокольский М.М. Его жизнь, творения, письма и статьи. СПб., 1905. 156с.

8. Антология педагогической мысли России вт.пол. XIX н. XX вв. М.: Наука, 1990. 607 с.

9. Ю.Архангельский Н.А. Город Самара. Исторический очерк. Самара, 1923. 80с.

10. П.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. 144 с.

11. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. Jl., М.: Искусство. 1966. 244 с.

12. З.Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX вв. Л.: Музыка, 1979. 344с.

13. Бегак Б. Воспитание искусством. М., 1981. 148 с.

14. Бейер В.И. Преподавание рисования в лондонских народных школах // Вестник учителей рисования. Спб., 1903.- №4. С.78-85.

15. Бейер В.И. Преподавание рисования в лондонских народных школах // Вестник учителей рисования. Спб., 1903,-№3. С.71-83.

16. Белинский ВТ. Избранные педагогические сочинения /Под ред. Е.Н.Медынского, М-Л., 1918. 249 с.

17. Беляев А. П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном // Путешествие в прошлое. Самара: Кн. изд-во, 1992. С. 185-187.

18. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб., 1909,323 с.

19. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. М., 1910. 168 с.

20. Блонский П.П. Воспитание человека // Вестник воспитания. 1917. №6-7. С.15-33.

21. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. М.: Статистика, 1964. 195 с.

22. Боголепов Н.П. Записки Е.Б. М., 1912. 398 е.

23. Богуславский М.В. Граф Игнатьев // Магистр, 1993. №4. С.22-25.

24. Борев Ю.Б. Природа искусства и специфика его воздействия на личность // Эстетическое развитие и воспитание молодежи. М., 1988. 235 с.

25. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 2-е. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1988. 496 с.

26. Борщева О. Образовательные учреждения города Самары в 19 столетии Н Алабинские чтения. Самара, 1995. С.83-91.

27. Бударин М.Е. Просветительская деятельность ссыльных на Обском Севере // Проблемы культуры городов России: Материалы Второго всероссийского научно-практического семинара. В 2-х ч. Омск, 1996. С. 163170.

28. Буслаева Л П. История развития просвещения и школы народов СССР с X в. по октябрь 1917 г. Горький: Кн. изд-во, 1984. 110 с.

29. Буслаева Л.П. Ученическое самоуправления в русской дореволюционной школе и педагогике, как средство воспитания учащихся. Автореферат. к.п.н. Л., 1970. 16 с.

30. Бусыгин О.Н. Русское население Среднего Поволжья. Казань: Кн. изд-во, 1966. 40 с.

31. Бутов А.Ю. Народное учительство России в общественно-педагогическом движении конца 19 начала 20 вв. М.: Педагогика, 1991. 258 с.

32. Вадзинская А. О преподавании изящных искусств в женских средне-педагогических учебных заведениях // Вестник воспитания. 1895. №4.

33. B$SHdjib К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М., 1911. Т.2. 153с.

34. Веселовский Б.Б. Всеобщее обучение и земство // Юбилейный земский сборник (1864 1914). СПб., 1914. 473 с.

35. Вессель Н.Л. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М.: Учпедгиз., 1959. 320 с.

36. Вессель Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа. СПб., 1903. 68 с.

37. Виноградов А.П., Пиналов С.А., Чернявский Г.И. История культурно-просветительской работы в СССР. Харьков: Кн. изд-во, 1969. 352 с.

38. Возвращение Самары. Самара: Кн. изд-во, 1992. 151 с.

39. Волков А. Искусство в первоначальном образовании // Вестник воспитания. 1898, №2. С. 133 -169.

40. Володин В.И. Из истории художественной жизни города Куйбышева: конец XIX начало XX в. М.: Советский художник, 1979. 176 с.

41. Волчаский В.Я. Элементарный курс рисования. 4.1-3. Лодзь, 1898. 172 с.

42. Ганелин И.И. Очерки по истории средней школы в России вт.пол. XIX в. М.: Учпедгиз., 1954. 300 с.

43. Герасимов С.А. Воспитание кинорежиссера. М.: Искусство, 1978. 356 с.

44. Гиппиус Г.А. Очерки теории рисования как общего учебного предмета. СПб., 1844. 167 с.

45. Глазычев B.JI. Культурный потенциал городской среды. Дисс. к.п.н. М., 1991. 157 с.

46. Глеб Н.И. Успенский семидесятых начала восьмидесятых годов. Харьков: Кн. изд-во, 1955. 138 с.

47. Гончаров И. Духовное сердце грядущей России // Начальная школа. 1994. №4. С.23-25.

48. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. 128 с.

49. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М.: Педагогика, 1974. 272 с.

50. Горина Т.Н. История русского искусства. В т. Т.1,2, М.: Искусство, 1981. 347 с.

51. Горина Т.Н. Русское искусство вт. пол. ХЕХ в. М.: Искусство, 1962. 389 с.

52. Город Самара в конце XIX в. // В кн. Вопросы обществоведения, филологии и методики. Куйбышев: Кн. изд-во, 1973. 327 с.

53. Громов Е.С. Начала эстетических знаний. Популярный очерк. М., 1971. 195 с.

54. Гурвич И.А. Экономическое положение русской деревни. Нью-Йорк, 1892 (русское издание 1896). 198 с.

55. Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары (Книга для любителей российской истории). Самара: Кн. изд-во, 1992. 67 с.

56. Демидов А., Демидова И. Ах, Самара-городок. (Книга для любителей российской истории). Самара: Кн. изд-во, 1993. 69 с.

57. Демков М.И. История русской педагогики. Ч.З. Новая русская педагогика (XIX в.). М., 1904. 295 с.59й. Дистервег А. Собрание сочинения. М., 1961. 233 с.

58. Дмитриева Н.А. Живое прошлое. Судьба искусства: век XIX, век XX // Иностранная литература. 1988. № 1. С. 198.

59. Дмитриева Н.А. Московское училище живописи ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951. 170 с.

60. Драматический имени Горького. Куйбышев: Кн. изд-во, 1976. 108 с.

61. Евин И.Е. Синергетика искусства. М.: Искусство, 1993. 156 с.

62. Егоров А.Г. Научно-техническая революция и художественная культура. М.: Искусство, 1987. 135 с.

63. Егоров С.Р. Теория образования в педагогике России начало XIX в. М.: Педагогика, 1987. 152 с.

64. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской Социалистической революции). М.: Просвещение, 1986. 431 с.

65. Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения 1858-1905 г.г. СПб., 1905. 58 с.

66. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.: Педагогика, 1978. 160 с.

67. Загорский Ф.Н. Андрей Константинович Нартов. JI.: Просвещение, 1969. 84 с.70.3апесоцкая Л. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПБ., 1996.256 с.

68. Звягинцев Е. Проекты новых просветительских обществ // Вестник воспоминания. 1901. N2. С.25-32.72.3еленко В. Через 11 лет // Русская школа. 1914. N1. С.345-377.

69. Зюганов Г. Образование и его место в жизни общества // Alma mater. №1. 1996. С.12-17.

70. Из истории русского искусства вт. пол. ХЕХ нач. XX в. М.: Искусство, 1978. 151 с.

71. Измайлов С. Курс рисования. М.: Просвещение, 1880. 278 с.

72. Иосифов II. Наглядное обучение черчению и рисованию. СПб., 1866. 267с.

73. Искусство и жизнь: к съезду деятелей по кустарной промышленности (развитие художественного вкуса у кустарей) // Художественно-педагогический журнал. 1910.-№3. С.30-35.

74. Искусство и педагогика: из культурного наследия России XIX XX вв.: Хрестоматия. СПб., 1995. 463 с.

75. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М.: Искусство, 1981. 257с.

76. Историко-культурная энциклопедия самарского края. Персоналии. Самара, 1994. 344 с.

77. История развития системы образования Поволжья (на материалах Самарского субрегиона). Сб. ст. Самара: Изд-во Сам ГПУ, 1997. 168 с.

78. История русского искусства. Т.5. М.: Искусство, 1960. 489 с.

79. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Просвещение, 1978. 423с.

80. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Просвещение, 1974. 389 с.

81. Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. 1994 .N4.С. 5678.

82. Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. 1996.№5.С. 7783.

83. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Глава XVII. Народные школы, земства и правительство // Педагогика. 1995. №3. С.81 92.

84. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1976. С. 68-104.

85. Карелин А.А. Условия устройства и бытия городских и исторических музеев // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде (декабрь 1911 январь 1912 гг.). Пг„ 1912. 478 с.

86. Киприянова 3. Художественное образование в школе и новые приемы его преподавания. СПб.: Русская школа, 1908. 36 с.

87. Клинчин А. Михаил Семенович Щепкин. М.: Искусство, 1960. 39 с.

88. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Педагогика, 1989. 134 с.

89. Колпенский В.В. Сельская школа после крестьянской реформы. В 10 кн. Кн. 5, М., 1922. 267 с.

90. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища XIX в. до февральской революции 1917 г.). М.: Педагогика, 1956. 267 с.

91. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования / М.Н.Кузьмин, А.А.Сусуколов, В.К.Бацын, М.Б.Ешич. М., 1994. 279 с.

92. Коренблит М., Надольская М. Уроки рисования, как метод исследования личности // Русская школа. 1914. №4. С. 15 23.

93. Корецкий А. Передвижники в Самаре // Волжская заря. 1972. 18 декабря. С.4.

94. Коробочко А. Вниз по матушке по Волге // Юный художник. 1984. №6. С.30-33.

95. Кощевич В. Современное рисование (так называемое «свободное») в народной школе/Пер. с хорватского Н.Бахтина. СПб., 1911. С.7.

96. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во Сам ГПУ, 1994. 165 с.

97. Крамской И.Н. Письма. Статьи. В 2-х т. М.: Искусство, 1965. Т.1. 351 с.

98. Краткие сведения о состоянии Самарской мужской классической гимназии за время с 1 октября 1891 г. по 1 октября 1892 г // Губернские ведомости. 1892. NN257, 259, 264.

99. Краткий курс педагогики. 4-е изд. Спб., М.: Педагогика, 1916. 253 с.

100. Краткий отчет о состоянии начального образования в Самарском уезде за 1900-1901 г г. Самара, 1901. 194 с.

101. Краткий отчет о состоянии начального образования в Самарском уезде за 1904 г. М., 1905. 114 с.

102. Краткий отчет о состоянии начального образования в Самарском уезде за 1899-1900 г.г. Самара, 1900. 108 с.

103. Кригер В.А. Актерская громада. Русская театральная провинция (18901900 гг.). Воспоминания. М.: Молодая Гвардия, 1976. 235 е.

104. Крылов И.А. Полн. собр. соч. В 4-х тт. Пг., 1918. Т.З. С.246.

105. Кузьмин Н. Российские гимназии начала века // Народное образование. 1992. №6. С. 23-28.

106. Куйбышевская областная библиотека. Куйбышев: Кн. изд-во, 1960. 15с.

107. Куйбышевский оперный. Куйбышев: Кн. изд-во, 1981. 288 с.

108. Куйбышевский художественный музей. Куйбышев: Кн. изд-во, 1959. 25с.

109. Куйбышевский художественный музей. Русское и советское искусство. М.: Советский художник, 1955. 192 с.

110. Культурная деятельность. Опыт системного исследования. / Под ред. Л.Н.Когана. М.: Наука, 1981. 58 с.

111. Курс педагогики для учительских институтов. T.l. М., 1917. 183 с.

112. Лихачев Е.О. Материалы для истории женского образования в России. СПб., 1880. 234 с.

113. Лубенко В.В. Единство художественного воспитания и обучения в образовательном процессе. Автореферат. к.п.н. М., 1994. 24 с.

114. Лукин Ю. Художественная культура современного человека. М., 1991. 124 с.

115. Луначарский А.В. «Что такое образование?» // Кн.: Революция -искусство дети. М., 1968. С. 81 - 83.

116. Луначарский А.В. О музыке и музыкальном театре. В 3-х т. М., 1981. Т.1.С. 175.

117. Малахов В.А. Искусство и человеческое мироотношение. Киев, 1988. 251 с.

118. Мамонтов Я. Проблемы эстетического воспитания // Известия Московского коммерческого института. Экономический отдел. Кн.2. М., 1914. С. 34- 79.

119. Марков П. Предисловие к учебнику А.П.Сапожникова // Сапожников А.П. Курс рисования. СПб., 1879. С. 1-3.

120. Мартынов Н.А. О преподавании рисования. М, 1884. 89 с.

121. Маслов И. Краткий очерк 25-летию существования самарской школы сельских учительниц. Самара, 1898. 29 с.

122. Матюшенский А. Церковно-приходские школы Самарской епархии за 50 лет ее существования (1851-1901 г.г.). Самара, 1902. 35 с.

123. Медведков А.П. Краткий исторический обзор хода работ по реформе средней школы Министерства народного просвещения с 1871. СПб., 1915. 79 с.

124. Межов В.И. Материалы для истории народного просвещения в России. Т.З. СПб., 1877. 639 с.

125. Мельников Н. Шаляпин здесь // Волжская заря. 1993. 4 февраля. С.4.

126. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Церковь и школа. В 4 ч. 4.2, СПб., 1905.344 с.

127. Миронов Г.М. Поэт нетерпеливого созидания. М.: Наука, 1965. 158 с.

128. Михайлова М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX в. М.: Педагогика, 1966. 135 с.

129. Мокрицкий A. JI. О преподавании черчения и рисования в гимназиях (особое мнение) // Педагогическое обозрение. 1869, №9. С.58-69.

130. Народное образование в Самарской губернии // Памятная книжка Самарской губернии на 1915 год. С.31-44.

131. Народное просвещение в Самарской губернии по сведениям за 1881 год. // Самарские губернские ведомости. 29 сентября. 1882. С.6.

132. Народное просвещение. Учебные заведения // Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1903 год. С.242-245;

133. Народный театр (Письмо в редакцию). // Осколки. 1882. N48. С. 5-6.

134. Наш край (Сб. ст.). Куйбышев: Кн. изд-во, 1976. 146.с.

135. Наш край. Самарская губерния Куйбышевская область. Куйбышев: Кн. изд-во, 1966. 440 с.

136. Наш край. Хрестоматия для преподавания истории СССР и уч-ся старших классов средней школы. Куйбышев.: Кн. изд-во. 1966. 439 с.

137. Некоторые данные о постановке рисования в элементарных школах Франции // Циркуляр по Одесскому учебному округу. Одесса: 1900. №8. С. 502- 515.

138. Неменский Б.М. Культура искусство - образование: Цикл бесед. М.: Центр худ. культуры, 1993. 79 с.

139. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Молодая гвардия, 1982. 252 с.

140. Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании. М.: Молодая гвардия, 1974. 188 с.

141. Никольская А.А. Отечественная педагогическая мысль накануне Октября 1917 г. // Педагогика. 1996. №2. С.93- 104.

142. Носков А.И. Александр Николаевич Островский в Самаре // Самарский краевед. Самара: Кн изд-во, 1994. С. 126-138.

143. Очерки истории и культуры Поволжья. Куйбышев, 1978. 205 с.

144. О вопросе сенсуалистической наглядности в учебном процессе российской школы рубежа веков. См.: Кларин В.М., Петров В.М. Символическая наглядность: прошлое или будущее? //Магистр. 1996. №2. С.51-57.

145. О детских праздниках // Вестник воспитания. 1893. №1. С. 199 -234.

146. О необходимости введения народной системы образования и о предварительных для этого занятиях //Журнал для воспитания. №10. 1959. С. 183- 196.

147. Об успехах распространения грамотности и образования в Самарской губернии // Самарские губернские ведомости. 7 мая. 1860. С.5-6.

148. Обозрение успехов народного образования в Самарском крае с 1856 по 1859 г.г. // Самарские губернские ведомости. 1859. N 30, 32. С.2-3. С.3-4.

149. Орлицкий Ю.Б. Хранить вечно. Куйбышев: Кн. изд-во, 1989. 146 с.

150. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Под ред. Н.А.Кушаева. М., 1986. 89 с.

151. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976. 367 с.

152. Ососков А.В. Вопросы истории начального образования в России (вторая пол. XIX нач. XX вв.). Уч. пособие в 2 ч. М.: Просвещение, ч. 1 1974. 170 с., ч. 2 1975. 179 с.

153. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861- 1912 гг.). М.: Просвещение, 1982. 208 с.

154. Отчет о работе Самарской земской школы для образования сельских учительниц за 1876-77 уч. год. Самара, 1877. 26 с.

155. Отчет о работе Самарской земской школы для образования сельских учительниц за 1877-78 уч. год. Самара, 1878. 34 с.

156. Отчет о работе Самарской земской школы для образования сельских учительниц за 1878-79 уч. год. Самара, 1879. 26 с.

157. Отчет о состоянии начального образования в Самарской губернии за 1891 год. Самара, 1892. 44 с.

158. Отчет о состоянии подведомых Дирекции народных училищ Самарской губернии и внешкольного народного образования за 1908 год. Самара, 1909. 225 с.

159. Отчет Самарского отделения Императорского русского музыкального общества и состоящих при нем классов за 1904 1905 гг. Самара, 1906, 23с.

160. Отчет Самарского педагогического совета о состоянии и деятельности школы за 1881-82 уч. год. Самара, 1882. 44 с.

161. Очерк состояния Самарской гимназии с 1856 по 1863 гг. Самара, 1864. 25с.

162. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Конец XIX начало XX вв. М.: Педагогика, 1991. 236 с.

163. Очерки истории школы и педагогической мысли второй половины XIX в. М.: Педагогика, 1976. 489 с.

164. Пальм Г.А. Театр в провинции. // Исторический вестник 1912 г. Т.30. №11. С.728-732.

165. Памятная книжка Самарской губернии за 1863-1864 г.г. Самара, 1864. 233 с.

166. Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышев: Кн. изд-во, 1984. 250 с.

167. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогический очерк. М.: Просвещение, 1979. 235 с.

168. Панина С.В. Искусство в народной аудитории // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде (декабрь 191.1 январь 1912 гг.). Пг., 1912.468 с.

169. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы (конец XIX начало XX вв.): Дисс. . д.п.н. Новгород, 1997. С. 142.

170. Педагогика и политика в образовании России конца XIX начала XX вв.: Материалы конференции молодых ученых. В 2-х ч. М.: Просвещение, 1997. 4.2. 359 с.

171. Пелипенко А. А. культурная динамика в зеркале художественного сознания // Человек. 1994. №4. С.59-63.

172. Первухин J1. П. Новая полная школа самообучения в школе. СПб., 1887. 288 с.

173. Петров-Водкин К.С. Письма, статьи, выступления, документы. М.: Советский художник, 1991. 384 с.

174. Петров-Водкин К.С. Пространство Эвклида. Моя повесть. Л.: Лениздат, 1932. 168 с.

175. Пийрсалу А.В. Влияние расширенного художественного обучения на умственное развитие учащихся. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1976. 24 с.

176. Пирогов Н.И. Вопросы жизни (Из педагогического наследия ученого: Ст. 1856 г.)// Психологический журнал. 1994. Т. 15. №4. С. 137-147;

177. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.496 с.

178. Письмо М.М.Антокольского В.В.Стасову. Вена. 17/29.5.1874 // Антокольский М.М. Его жизнь, творения, письма и статьи. Пг.,1905. 246 с.

179. Попечители моей школы // Русский начальный учитель. 1906. №№7,8. С.23-25.

180. Попов П.К. Город Самара: Материалы для его истории. // Календарь Самарской губернии на 1873 год. Самара: Кн. изд-во, 1873. 250.С.

181. Постановка преподавания рисования в начальных школах // Вестник учителей рисования. СПб., 1902. №2. С.77-82.

182. Прейслер И.Д. Основательные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству. СПБ., 1735. 236 с.

183. Прелести «Выставки искусств» г. Винтера. Самарская хроника // Самарская газета. 1886. №66. С.6-7.

184. Преображенский П. Рост народного образования в Самарской губернии со времен крестьянской реформы (за 50 лет) // Известия Самарского общества народных университетов. 1911. №5. С.55-58.

185. Преображенский П.А. Очерк истории Самарского края. Самара, 1919. 96 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.