Становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского: Личность и факторы ее формирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кирдяшова, Евгения Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кирдяшова, Евгения Васильевна
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В. В.ЗЕНЬКОВСКОГО
В ДОРЕВОЛЩИОНЫИ ПЕРИОД.■.
1.1. Общественно-научная и педагогическая деятельность
В. В. Зеньковского в дореволюционный период
2.1. Становление педагогической концепции В-В.Зеньковского и его воззрений на личность и Факторы ее развития
Выводы по 1 главе.
Глава 2. РОЛЬ В-В.ЗЕНЬКОВСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ.
2.1. Педагогическая и общественная деятельность
В. В. Зеньковского в белградско-пражский период.
2.2. Развитие педагогических воззрений В-В.Зеньковского в белградско-пражский период.
Выводы по 2 главе.
Глава 3. КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
В-В.ЗЕНЬКОВСКОГО.-.
3.1. Педагогическая и религиозно-философская деятельность В.В.Зеньковского и ее влияние на формирование концепции религиозного воспитания. Основные факторы воспитания. Место и роль религии в Формировании личности
Выводы по 3 главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Философия образования В.В. Зеньковского2005 год, кандидат философских наук Попова, Ольга Владимировна
Проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Петрова, Елена Владимировна
Христианско-педагогическая антропология В. В. Зеньковского в современном контексте1999 год, кандидат педагогических наук Любан, Татьяна Никифоровна
Концепция воспитания целостного человека в наследии В.В. Зеньковского2009 год, кандидат педагогических наук Глущенко, Екатерина Александровна
Теоретические основы педагогической системы В. В. Зеньковского2000 год, кандидат педагогических наук Зверева, Татьяна Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского: Личность и факторы ее формирования»
Актуальность исследования. Имя Василия Васильевича Зеньковского С1881-1962) - известного русского педагога, психолога, общественного и религиозного деятеля России и Российского Зарубежья, человека и мыслителя, волею судьбы оказавшегося за пределами родной страны, - возвращается в научное и культурно-образовательное пространство современной России.
Целостное восприятие всего богатства духовных ценностей России, понимание своеобразия национальной культуру невозможно без глубокого изучения проблем образования и педагогической мысли, а также практической деятельности виднык представителей русской эмиграции, в особенности это касается В. В. зенысовского как одного из зачинателей общественно-педагогического движения и видного теоретика педагогики, в.в.зеньковский - автор более ста оригинальных работ по различным вопросам философии образования, педагогики, психологии, истории педагогики и культуры, большинство из которых неизвестно современному читателю. Изучение педагогического, психологического и философского наследия В.В.Зеньковского, не только продолжившего традицию русской классической педагогики и отстаивавшего гуманистические идеи формирования личности, может иметь серьезное значение для современной педагогической науки.
Изучение педагогического наследия В.В.зеньковского важно для целостного представления о различных направлениях педагогической мысли Российского Зарубежья, в частности ее философско-религиозного направлениями обогащения современной педагогики незаслуженно забытыми идеями и положениями. Оно представляет интерес для решения современных проблем сохранения национальных традиций и русской школы в условиях ближнего зарубежья.
Историографический анализ проблемы показывает, что основное внимание исследователей Российского Зарубежья в целом сосредоточено на изучении истории, литературы, философии и культуры. Общепризнан вклад В.В.Зеньковского в развитие русской философии и богословия. В педагогической историографии жизни и деятельности В.В.Зеньковского можно выделить два этапа: зарубежный и российский.
К первому этапу относятся работы, выполненные за рубежом в 20-50 гг. XX в., раскрывающие основные веки биографии
B.В.Зеньковского как общественно-педагогического и религиозного деятеля С К. Андроников /135/, С.Верховской /143/, К.А.Ельча-нинов /156/, Б.Зайцев /157/, Л.А.зандер /159/, А.Князев /165/, марита Р.Гризетти /172/, И. В. Морозов /181/, Н.К.Рауш /183/, Ю.Юрьев /213/ и др.). Исследовались историко-философские воззрения С С. Л. Франк, Н. 0. Лососий, С. Четвериков и др.). Впервые педагогический анализ наследия В.В.Зеньковского был дан
C.и. Гессеном в очерке "Русская педагогика в XX веке" /152/. Кроме того, в.в.Зеньковский представил собственную концепцию в общем контексте педагогической мысли XX в. ("Русская педагогика в XX веке". Париж, 1934) /110/.
Второй этап - этап исследований жизни и деятельности В.В.Зеньковского в СССР и современной России - неоднороден. В советских энциклопедических изданиях наследие В.В.Зеньковского рассматривалось как "религиозно-мистическое", ФальсиФици-рущее философскую мысль России и враждебное марксизму-ленинизму. В истории педагогической мысли советского периода анализу его идей, естественно, не нашлось места.
В 90-х годах началось исследование проблем образования и педагогической мысли Российского зарубежья. Издание педагогических произведений В.В.Зеньковского открыло для современной педагогики целый пласт оригинальных идей. В работах М.В.Богуславского /221, 223/, С. Ф. Егорова, В. м. Мальцевой /242, 243, 244/, Е.Г.Осовского /252, 253, 254, 255, 256, 257, . 258, 259, 260, 261/, Л.А.Романовой /270, 272/,' и ДР- Д^9 характеристика жизненного и творческого пути В. В. Зеньковского, обозначены основные проблемы научных изысканий мыслителя, освещены отдельные аспекты его педагогических; психологических и религиозно-философских воззрений. ;
Исследованием JL А.Романовой "Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В.Зеньковско-го" С19963 /271/ положено начало изучения педагогического наследия В. В. Зеньковского на диссертационном уровне.
Историографический анализ проблемы показывает, что, несмотря на глубокий интерес и изученность отдельных аспектов и периодов творческой деятельности В. В.Зеньковского, пока не осуществлен целостный историко-педагогический анализ жизни, деятельности и педагогического наследия мыслителя во взаимосвязи с перипетиями его судьбы, основными этапами биографии, развитием философско-религиозных, психологических и богословских воззрений.
Противоречие между значительностью личности В. В. Зеньковского, его вкладом в историю и теорию педагогической мысли и недостаточной разработанностью кардинальных аспектов его педагогического наследия определило выбор темы диссертационного исследования - "Становление и эволюция педагогических воззрений В.В.Зеньковского: личность и Факторы ее формирования".
Названное противоречие обозначило проблему исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каков вклад В.В.Зеньковского в развитие русской педагогической мысли XX в.; какие факторы и условия предопределили эволюцию его педагогических воззрений.
Решение этой проблемы составляет цель исследования -проанализировать взгляды и основные направления педагогической деятельности В. В. Зеньковского в контексте развития педагогической мысли Российского Зарубежья, выявить основные условия и факторы, предопределившие их эволюцию.
Объектом исследования является научное наследие В.В.Зеньковского как философа, психолога, педагога и богослова в системе развития гуманитарных наук Российского зарубежья.
Предмет исследования - становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского, его взгляды на личность и факторы ее формирования.
Сформулированные выше проблема, цель, объект и предмет исследования определили следующие его задачи®
- изучить основные этапы жизни и общественно-педагогической деятельности В. В.Зеньковского;
- проанализировать научное наследие и его вклад в развитие педагогической мысли России и Российского Зарубежья;
- дать характеристику условий и Факторов, повлиявших на эволюцию педагогических взглядов ученого в различные периоды жизни и деятельности.
Методологической основой исследования явились философские концепции образования и культуры Сантропологическая, культурологическая и цивилизационная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования, наиболее приемлемым является культурологический подход к проблемам развития школы, образования и педагогической мысли Российского Зарубежья, находившейся на стыке разных культур России и стран проживания. В связи с этим продуктивной является идея "диалога культур" СМ.М.Бахтин, В.С.Библер и др.) как основа историко-культурологического анализа различных парадигм воспитания.
Методологическое значение для нашего исследования имели труды по истории образования, педагогики, философии и культуры. Российского Зарубежья Р. И. Александровой /215а/, м. В. Богуславского /221, 222/, В.И.Додонова /230, 231/, Г. Б. Корнетова /235/, В.М.Мальцевой /242, 243/, Е.Г. Осовского /255, 256, 261/, З.И.Равкина /267, 268, 269/ и др.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: изучение, анализ и систематизация педагогической литературы, периодики, исторических документов и архивных материалов; сравнительно-сопоставительный анализ теоретической и практической деятельности В.В. Зеньковского в области образования в контексте российского общественно-педагогического движения эмиграции, раскрытие ее специфики; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов, в диссертации применялись также теоретические методы анализа, синтеза, аналогии, актуализации, систематизации, классификации.
В работе использован как метод исследования метод периодизации. Выступая как "прерыв" непрерывного исторического процесса, периодизация указывает этапы относительно однородного развития и условные границы изменений изучаемого Феномена. В педагогической биографии В. В. Зеньковского наш выделено три основных периода: киевский С1900-1918) - период научного становления, начала общественно-педагогической деятельности ученого; белградско-пражский С1918-1926) - первый период эмиграции, новый этап его общественно-педагогической и научной деятельности ; парижский с1927-1962) - второй период эмиграции, усиление религиозно-педагогической деятельности и разработки русской православной педагогики. данная периодизация обусловила структуру исследования.
В качестве основных источников исследования выступили труды В.В.Зеньковского в области философии, педагогики, психологии, богословия, литературы; педагогические и философские работы теоретиков Российского Зарубежья, сподвижников и современников В-В.Зеньковского СА.Л.Бема /137, 138/, Н.А.Бердяева /139, 140, 218/, С. Н. Булгакова /225/, С.Верховского /143/, С.И.Гессена /149, 150, 151, 152, 153/, Л.А.Зандера /158, 159, 160/, с.л.Франка /202, 203, 204, 205/, С.Четверикова /206, 207, 208, 209, 210, 211/ и др.); историко-педагогическая и общепедагогическая литература, научно-педагогическая литература первой половины XX века; материалы периодической печати русской эмиграции; научная и историко-педагогическая литература по анализируемой проблеме.
В работе использованы материалы Государственного архива Российской Федерации С Фонды "Пражского архива"), Русского государственного исторического архива С е.- Петербург).
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе документальных источников и литературы осуществлен целостный анализ наследия В. В. Зеньковского и исследованы факторы, обусловившие их эволюцию на разных этапах его жизни и деятельности; предложена периодизация педагогической и общественной деятельности ученого и богослова, характеризующая ее основные этапы; изучена эволюция педагогических взглядов мыслителя на личность и факторы ее Формирования; показана роль В. В. Зеньковского в становлении религиозной педагогики, основанной на кристианской антропологии; рассмотрен его вклад в различные отрасли педагогического знания и образовательную практику Российского Зарубежья.
Практическая значимость настоящего исследования в том, что представленные в нем материалы о жизни и педагогическом наследии В.В.Зеньковского, восполняя пробелы современного знания об истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья, могут быть использованы при Создании нового поколения учебный пособий по истории школы и педагогики, спецкурсах по образованию и педагогике Российского Зарубежья в педагогических вузах, повышении квалификации педагогических работников.
Апробация и внедрение. Результаты и выводы исследования докладывались на Федеральной научно-практической конференции С Н.Новгород, 1995), XYII сессии Научного Совета по проблемам образования и педагогической науки (Москва, 1996), на ежегодных научных конференциях Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева С1994-1998), на конференции молодых ученых СМосква, 1997), на Второй Всероссийской научной конференции "Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья" (Саранск, 1997).
На защиту выносятся следующие положения: г. В.В.Зеньковский С1881-1962) - видный философ, педагог, историк педагогики, психолог, богослов дореволюционной России и Российского Зарубежья. Его педагогическое наследие представляет собой важную составную часть русской педагогики XX в. и должно быть включено в общий контекст российского и мирового историко-образовательного процесса.
2. Педагогические воззрения Зеньковского прошли сложный путь эволюции, связанный с драматическими событиями его жизни и творческой биографии. Основными факторами и условиями, предопределившими становление, развитие и эволюцию его взглядов, стали: вынужденная эмиграция и жизнь в изгнании, условия социума эмиграции и трагедия детей-эмигрантов, активная научная, общественно-педагогическая и общественно-религиозная деятельность в условиях эмиграции, переход от светской жизни в лоно православной церкви, междисциплинарность научного и религиозного познания и др. В эволюции воззрений можно выделить три основных периода: киевский, белградско-пражский и парижский, каждый из которых характерен принципиальными изменениями в научных позициях ученого.
3. Значительна роль В.В.Зеньковского как организатора общественно-педагогического и религиозно-педагогического движения российской эмиграции. Его участие в развитии школьного дела, становлении содержания образования русской школы за рубежом, национального воспитания, детского и молодежного движения и организации защиты детства, педагогических съездов и совещаний, журналистики и др. способствовали формированию оригинальной педагогической концепции В.В. Зеньковского, отражавшей опыт, накопленный в дореволюционный период, достижения мировой педагогической мысли, напряженный научный поиск, потребности образования и воспитания детей в условиях эмиграции.
4. Для научной концепции В. В. Зеньковского характерен аксиологический подход. Личность выступает как главная ценность воспитания. По мере эволюции его воззрений от неконфессиональной педагогики к православной педагогике, основанной на христианской антропологии, усиливается представление о личности как богоподобном образе. Основными Факторами, определяющими Формирование и развитие личности, В. В. Зеньковский считал единство биологических, социальных и эсхатологических начал воспитания- Концептуальным ядром системы духовного воспитания личности является идея целостности и иерархичности, единства развития телесности, интеллекта, социальности, религиозной, моральной, эстетической сфер личности. На последнем этапе В. В. Зеньковским была разработана целостная концепция воспитания личности в свете христианской антропологии и "оцерковле-ния школы".
Структура диссертации, диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - нач. XX вв.2010 год, доктор философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии И.А. Ильина: 1883-19542005 год, кандидат педагогических наук Асанова, Лидия Ивановна
Национальное образование и воспитание детей и подростков в российском зарубежье, 20-50-е годы ХХ века2000 год, кандидат педагогических наук Дубровина, Светлана Константиновна
Философско-антропологические основания российской педагогики XIX - начала XX вв.2004 год, доктор философских наук Петрунина, Тамара Алексеевна
Проблемы нравственного воспитания в философско-педагогической мысли русского эмигрантского зарубежья (20 - 40-е годы XX века)2001 год, кандидат педагогических наук Гулюкина, Оксана Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кирдяшова, Евгения Васильевна
Выводы по 3-ей главе
1. Парижский период жизни Зеньковского связан с заведыванием кафедрой педагогики и руководством Религиозно-педагогическим кабинетом Свято-Сергиевского православного богословского института. Переломным в его духовной жизни стало принятие священнического сана С1941). Теоретическая деятельность в эти годы постепенно сосредоточилась на проблемах христианской философии, антропологии, космологии, апологетики.
2. В этот период им создано направление русской религиозной педагогики СЗандер, Лаговский, Четвериков и др.). Ученым были сформулированы принципы православной педагогики, в которых сочетаются религиозно-нравственные идеалы и общечеловеческие ценности. Среди них примат духовного воспитания над интеллектуальным, целостности личности, иерархичности души и духовного воспитания, уважения свободы личности и другие. Продолжая идею религиозной педагогики как педагогики мировоззренческой, Зеньковский считал, что она должна стать, особенно в России, оплотом борьбы против антирелигиозной культуры. Опираясь на идеи христианской антропологии и личности как образа и подобия Божия, Зеньковский сформулировал аксиологический подход к личности ребенка как самоценности высшего порядка, подчеркнув этим меру ответственности и значимость миссии педагога. Они определили личностно-ориентированное понимание воспитательного процесса, общечеловеческий и гуманистический характер педагогической деятельности в целом. Общую задачу религиозного воспитания В.В. Зеньковский видел в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, запросы у детей, дать им окрепнуть и созреть.
3. Высшей целью педагогики Зеньковский считал раскрытие образа Божия в детях путем подготовки их к настоящей и будущей жизни. В образовании главной становится идея "оцерковления жизни", а вместе с ней и школы, имевшая в виду активное духовно-нравственное и интеллектуальное воздействие церкви на все стороны жизни, культуры, образования, социальной жизни в целом, приобщение к христианским ценностям. Педагогика Зеньковского, как верно отмечал С.И.Гессен, "не только религиозная педагогика и даже не только вероисповедальная, она - церковная педагогика"/-192^584 /.
4. Огромное внимание в социализации ученый уделял внешкольному религиозному образованию. Основной и наиболее продуктивной формой религиозной внешкольной работы он признавал религиозные кружки, различные формы культуры и творчества? особо отмечал исключительное значение религиозных съездов молодежи; прекрасным образцом внешкольной религиозной работы он считал Русское Студенческое Христианское Движение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материалы нашего исследования, посвященного проблемам становления и эволюции педагогических взглядов В.В.Зеньковского, позволили сделать следующие выводы.
Неуклонно возрастающий интерес к философско-педагогическому наследию Российского Зарубежья обусловлен вполне осознанной необходимостью восполнить пробел в объективном научном исследовании малоизученного пласта национальной культуры, концептуально осмыслить то, что было внесено выдающимися нашими соотечественниками в развитие педагогики. Необходимость осмыслить глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, в том числе и в сфере образования, с учетом исторических традиций развития духовной культуры России и ее менталитета, во многом определила наше обращение к творчеству одного из наиболее ярких представителей Российского Зарубежья - В.В.Зеньковского.
Педагогические взгляды В.В.Зеньковского, не только продолжившие традицию русской религиозно-философской мысли, но и явившиеся одной из практически реализовавшихся попыток переосмысления процесса развития педагогики на путях христианского миропонимания, дают возможность выхода на одну из актуальнейших проблем современности - проблему педагогико-антропологического обоснования теории и практики образования.
Видный русский философ, психолог, богослов В. В. Зеньковский внес значительный вклад в развитие педагогики XX века. Драматическая судьба ученого-эмигранта обусловила непростой путь эволюции его педагогических и религиозно-философских воззрений. Анализ показывает, что в разные периоды жизни Скиевский, белград-ско-пражский, парижский!) доминирующими оказывались те или иные политические, социальные или психологические факторы, влиявшие на основные события жизни и научного творчества, среди которых следует выделить организаторскую и научно-педагогическую деятельность в эмиграции, особенности детского, научного, педагогического и религиозного социума, динамику мировоззрения, переход от светской жизни в лоно православной церкви и др.
Как историк образования он впервые дал анализ развития русской педагогики XX в., отметил зарождение "новой педагогики", указав на две важные ее тенденции: стремление педагогики к органическому синтезу и целостности воспитания и перенос акцентов с проблем образования на. целостный личностно-ориентированный воспитательный процесс.
Исследование позволило определить источники, питавшие педагогическую концепцию Зеньковского и влиявшие на эволюцию его взглядов на личность и факторы ее формирования:
- мировая и русская философия, его личный вклад в нее, который общепризнан, участие в философско-религиозном движении эмиграции; антропологизм и социальность философских воззрений- Непосредственный участник философско-религиозного Ренессанса в России начала XX в., а затем сподвижник видньпс русских философов, оказавшихся в эмиграции С С. Булгаков, Л.А.Зандер, Н. 0. Лосский, С.Л.Франк, С.Четвериков), Зеньковский обратился к анализу истории европейской и русской философской мысли и ее влияния на гуманитарные науки, на культуру и образование. Главное отличие русской философии он видел в антропоцентризме философских исканий, увлеченности темой о Человеке, смысле его жизни и судьбы, моральных императивах, ее "панморализме". Отмечая религиозность ее представителей, он отрицал теоцентризм русской философии. Антропологизм С философский и религиозно-православный) и социальность философских воззрений Зеньковского обратили его внимание к "вечным" и актуальным проблемам культуры, образования, воспитания, самопознания и самосовершенствования личности, духовной жизни в эмиграции и России и послужили основой его педагогических взглядов.
- высокая научно-исследовательская психологическая культура, исследование проблем психологии детства, пола, педагогической и религиозной психологии: использование современных методик исследования, глубокое и критическое овладение всем опытом мировой психологической науки;
- русская педагогика, воззрения таких "зодчих русской культуры", как Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лес-гафт, П.Ф.Каптерев, С.А.Рачинский и др., их гуманистический и религиозно-педагогический потенциал. В.В.Зеньковскому принадлежит целый ряд очерков истории русской педагогики, начиная с возникновения религиозной богословско-педагогичесокй мысли и кончая педагогикой XX в., в том числе анализом становления и развития педагогики в советской России. Он впервые четко определил зарождение и тенденции развития "новой педагогики" в России, научного этапа педагогики, указав на две важные тенденции: стремление к органическому синтезу и целостности воспитания и перенос акцентов с проблем образования на целостный воспитательный процесс;
- философские, психологические, духовно-нравственные, религиозные идеи великой русской литературы - А. С. Пушкина, Н. В.Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л. Н.Толстого, их восприятие проблем человека, смысла жизни и смерти, условий и факторов его развития. Как религиозного деятеля и богослова его привлекали эсхатологические аспекты их творчества, возможности его использования в религиозном воспитании;
- история, теория и практика образования в зарубежных странах, критический анализ ведущих направлений педагогики Европы и Америки С руссоизм, гербартианетво, вальдорфская педагогика, движение "новых школ" и теория трудовой школы, фрейдизм и др.), ориентированных на развитие личности. Зенъковский изучал постановку внешкольного религиозного образования в Америке, одним из первых осуществил критический анализ вальдорфской педагогики, идей Р. Штай-нера;
- активная деятельность по созданию русской системы образования за рубежом, учитывавшая национальный менталитет, реалии западного образа жизни, внедрение инновационного педагогического опыта в предреволюционной России, а затем в эмиграции;
- хотя у Зеньковского нет специальных работ советологического характера, можно говорить о влиянии "советского фактора" на его научную-деятельность. Тема советской философии и педагогики присутствует в его работах. Он вынужден был резко откликаться на критику его философских воззрений. В советской педагогике он видел противоречивость философских оснований, "теологизм", утопизм, прагматизм, моноидеологизм, классовый подход к детству, претенциозность, поспешность в использовании инноваций. Вместе с тем положительная оценка была дана идеям и практике С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, М.М.Рубинштейна;
- православная религия, религиозная и религиозно-педагогическая деятельность, обусловившие его мировоззренческие позиции, ставшие основой его системы русской православной педагогики.
В центре научных и религиозных исканий В. В. Зеньковского стояла личность развивающегося ребенка в целостном образовательном процессе, ее биологический, социальный и эсхатологический пласты в их "иерархическом"' строении. Он глубока исследовал факторы, обусловливающие духовно-нравственное вызревание личности. В христианской антропологии он нашел основания для построения оригинальной педагогической концепции духовного воспитания личности. Его привлекала в ней возможность соединить общечеловеческие и религиозные ценности, придать педагогике гуманистический характер, поставить личность в центр воспитательного процесса с его личностной ориентацией, подчеркнуть приоритетность духовного воспитания над эмпирическим, чисто интеллектуальным-Определяющим стал взгляд на воспитание личности как образа и подобия Божия.
Обобщая, можно сказать, что в педагогике Зеньковским пройден путь от неконфессиональной гуманистической педагогики, строящейся на религиозных началах, до православной педагогики "духовного устроения", основанной на христианской антропологии, от педагогического плюрализма до "мировоззренческой" религиозной педагогики. В его взглядах нашли свое выражение сплав русской и западно-европейской культуры, философии, психологии и педагогики, их соединение с православной религиозно-философской мыслью.
Следует согласиться с выводом С.И-Гессена о том, что педагогические воззрения Зеньковского последнего периода жизни - это не просто религиозная или вероисповедальная педагогика, это церковная педагогика. И это следует иметь в виду при современном использовании педагогического наследия выдающегося мыслителя.
Данное исследование не исчерпывает всего многообразия и мно-гоаспектности педагогического наследия В.В.Зеньковского. В последующем самостоятельным предметом исследования могут стать его наследие в области педагогической психологии, дошкольной и социальной педагогики, полового воспитания и др.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кирдяшова, Евгения Васильевна, 1998 год
1. Труды В. В. Зеньковского, литературные и архивные источники
2. Зеньковский В.В. Автономия и теономия//Путь. Париж, 1926. -N 3. - С. 301-315.
3. Зеньковский В. В. Апологетика. Париж, 1957. - 262 с.
4. Зеньковский В. В. Апологетика: обзор литературы, посвященной естественно-научной апологетике//Православная мысль: Труды Православного Богословского Института в Париже. Париж, 1928. - Вып. 1. - С. 219-222.
5. Зеньковский В. В. Беседы с юношеством' о вопросах пола. Париж, 1929. - 72 с.
6. Зеньковский В.В. Б.Л.Вышеславцев как ФилосоФ//Новый журнал. -Нью-Йорк, 1955. N 40. - С. 252-261.
7. Зеньковский В. В. Вера и знание//Православие в жизни. Нью-Йорк, 1953. С. 27-53.
8. Зеньковский В. В. Воспитательная проблема в школе//Бюллетень Педагогического Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, 1925. Кн. 9. - С. 15-18.
9. Зеньковский В. В. Гоголь и Достоевский/0 Достоевском. Сб. ст. под ред. А. Л. Бема. Прага, 1929. - С. 65-76.
10. Зеньковский В.В. Дар свободы. Париж, -19.-3. - 24 с.10с- Зеньковский В. В. Дети и война. 0 влиянии войны на детскую психику. Пг., 1915. - С. 38-66.
11. Зеньковский В. В. Дети эмиграции. Детская душа в наши дни. -Прага, 1925. -251 с.
12. Зеньковский В, В. Духовность и душевность//Вестник РСХД. Париж, 1926. N 9. - С. 43-44.
13. Зеньковский В.В. Духовный облик современной молодежи//Вес-тник Педагогического Бюро. Прага, 1929. - N 16-17. - С. 29-31.
14. Зеньковский В.В. Единство России//Народоправство. М., 1917.- N 5.- С. 2.
15. Зеньковский В.В. Епископ Иоанн ССан-Францискский) "Записки о любви к Богу и человеку"//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1959. - U 2.- С. 50.
16. Зеньковский В. В. Живое предание. Париж, 1937. - 195 с.
17. Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания//Вестник Педагогического Бюро. Прага, 1929. - N 16-17. - С. 6-9.
18. Зеньковский В.В. Знание и вера//Православие в жизни. Нью-Йорк, 1954. 105 с.
19. Зеньковский В.В. Идея всеединства Вл. Соловьева//Православная мысль. Париж, 1955. - Вып. IX. - С. 51-65.
20. Зеньковский В.В. Идея православной культуры//Православие и культура. Берлин, 1923. - С. 25-46.
21. Зеньковский В.В. Идея религиозной науки: мой ответ господину Сережникову//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. - N 8-9. -С. 26-33.
22. Зеньковский В. В. Идея христианского реализма//Вестник РСХД. -Париж-Нью-Йорк, 1954. N 33. - С. 19-22.
23. Зеньковский В.В. Из журналов и газет//Педагогическая мысль.- Киев, 1905. Вып. 1. - С. 188-192.
24. Зеньковский В.В. Искусство и духовная жизнь в нас//Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1930. - N 12. -С. 1-4.
25. Зеньковский В.В. История русской'философии. Париж, 1950. -Т. 1. - 230 с. - Т. 2. - 250 с.
26. Зеньковский В. В. К вопросу о совещаниях между родителями и педагогическими советами//Педагогическая мысль. Киев, 1904.•- Вып. 2. С. 117-123.
27. Зеньковский В. В. К юбилею А. П.Чехова//Вестник РСХД. Париж-Нью-йорк, 1959. - N 4. - С. 8-10.
28. Зеньковский В. В. Коренная проблема современной педагоги-ки//Русская школа. Прага, 1935. - N 2-3. - С. 11-18.
29. Зеньковский В. В. Критические заметки на книги 1Л. 0. Гершензона и В.И.Иванова "Переписка из двух углов". М.-Берлин, 1922" //Православие и культура. Сборник религиозных статей под ред. Зеньковского В.В. - Берлин, 1923. - С. 222-223.
30. Зеньковский В. В. Критический отзыв на перевод Караваевым В. А. книги Э.Васманна "Итоги сравнительной психологии"//Вопросы философии и психологии. М., 1907. - Кн. 89. - С. 535-536.
31. Зеньковский В. В. Кто фальсифицирует историю русской Филосо-Фии//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1955. - N 4. - С. 30-35.
32. Зеньковский В. В. Курс общей психологии. Прага, 1925. - 212 с. •
33. Зеньковский В.В. К.Грос. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. - И с.
34. Зеньковский В. В. К.Д.Ушинский//Зодчие русской культуры. -Прага, 1926. С. 57-65.
35. Зеньковский В. В. Л. Шестов "Афины и Иерусалим"//Вестник РСХД.- Париж-Нью-Йорк, 1952. N 5. - С. 30-31.
36. Зеньковский В. В. Мечты о Росеии//Веетник РСХД- Париж-Нью-Йорк, .1957. - N 47. - С. 20-25.
37. Зеньковский В. В. Моим друзьям/Памяти о. Василия Зеньковского. Париж: РСХД, 1984. С. 104-116.
38. Зеньковский В.В. Мы снова зовем//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. - М 2. - С. 28.
39. Зеньковский В. В. Н. В. Гоголь. Париж, 1961. - 262 с.
40. Зеньковский В.В. Н. 0. Лосский//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1961. - N 1. - С. 3-4.
41. Зеньковский В.В. На пороге.зрелости. Париж, 1952. - 47 с.
42. Зеньковский В. В. Национальный вопрос в свете христиан-ства//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1934. - N 4. - С. 7-12.
43. Зеньковский В. В. Наша эпоха. Париж, 1952. - 47 с.
44. Зеньковский В.В. Несколько впечатлений//Вестник РСХД. Па-риж-Ныо-Йорк, 1927. - N 8. - С.- 20-21.
45. Зеньковский В. В. Несколько слов в ответ г.Сережникову//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. -, N 3. - С. 22-26.
46. Зеньковский В.В. Новый труд по вопросу об ассоциации//Вопро-сы философии и психологии. М., 1906. - Кн. 82. - С. 92-126.
47. Зеньковский В.В. Новый этап//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1935. - N -. - С. 12-18.
48. Зеньковский В. В. Нужно ли педагогу иметь миросозерца-ние?//Вестник РСХД. Париж, 1959. - N 54. - С. 56-57.
49. Зеньковский В.В. О внешкольном религиозном образовании//Рус-ская школа за рубежом. Прага, 1927-1928. - Кн. 26. - С. 290-291.
50. Зеньковский В.В. О иерархическом строении души//Научные труды Русского народного университета в Праге. Прага, 1929. -Кн. 2. - С. 3-46.
51. Зеньковский В.В. О мнимом материализме русской науки и философии. Мюнхен, 1956. - 71 с.
52. Зеньковский В.В. О национальном воспитании//Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1929. - N 8. - С. 1-2; 1930. - N 10.- С. 1-3; 1931. - N И. - С. 1-4.
53. Зеньковский В.В. О педагогическом интеллектуализме//Русская школа за рубежом. Прага, 1923. - Кн. 4. - С. 1-21.
54. Зеньковский В. В. О религиозном воспитании в семье. Париж, 1928.- С. 56-95.
55. Зенъковский В.В. О современной молодежи//Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1929. - N 3. - С. 1-2.
56. Зеньковский В. В. О так называемом "Экуменическом вопросе"//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. - N 6. - С. 3-7.
57. Зеньковский В. В. О чуде. Возможность и реальность чудес. -Варшава, 1929. 30 с.
58. Зеньковский В. В. Об образе Божием в человеке/УПравославная мысль. Париж, 1930. - Вып. 2. - С. 102-126.
59. Зеньковский В.В. Об участии Бога в жизни мира//Правбславная мысль. Париж, 1947. - Вып. 5. - С. 19-23.
60. Зеньковский В. В. Об участии Господа в жизни человека//Правос-лавная мысль.- Париж, 1947. Вып. 6. - С. 83-89.
61. Зеньковский В. В. Обзор новейших работ по психологии детства С1923 33)//Русская школа. - Прага, 1934. - N 1.- С. 47-55.
62. Зеньковский В.В. Окамененное нечувствие: у истоков агрессивного безбожия//Правоелавная мысль, 1951. Вып. 8. - С. 35-47.
63. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. Т. 1. Христианское учение о познании. - Франкфурт, 1960. - 149 с.
64. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. Т. 2. Христианское учение о мире. Франкфурт, 1960. - 186 с.
65. Зеньковский В. В. Основы экуменического общения//Вестник РСХД.- Париж-Нью-Йорк, 1934. N 12. - С. 13-21.
66. Зеньковский В. В. Очерк моей внутренней биографии//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1962. - N 66-67. - С. 8-15.
67. Зеньковский В. В. Очерк моей философской системы//Вестник РСХД.- Париж-Нью-Йорк, 1962. N 66-67. - С. 37-39.
68. Зеньковский В. В. Очерки идеологии РСХД//Вестник РСХД. Па-риж-Ныо-Йорк, 1929. - N 5. - С. 20-24.
69. Зеньковский В.В. Очерк о педагогическом интеллектуализ-ме//Русская школа за рубежом. Прага, 1923. - Кн. 2-3. - С. 1-30.
70. Зеньковский В. В. Памяти В. Н. Лосского//Вестник РСХД. Париж-Нью-йорк, 1958. - N 48.- С. 37.
71. Зеньковский В. В. Памяти доктора Д.Мотта//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1955. Ы 4. - С. 2-3.
72. Зеньковский В. В. Памяти митрополита Владимира//Вестник РСХД.- Париж-Нью-Йорк, 1959. N 4. - С. 2-3.
73. Зеньковский В. В. Памяти митрополита Евлогия//Православная мысль. -.Париж, 1947. Вып. 5. - С. 19-23.
74. Зеньковский В.В. Памяти М.й. Лот-Бородиной//Вестник РСХД. -Париж-Нью-Йорк, 1957. Ы 46. - С. 34.
75. Зеньковский В. В. Памяти Н. В. Гоголя//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1959. - N 2. - С. 1-3.
76. Зеньковский В. В. Памяти о. Сергия Четверикова/УВестник РСХД.- Париж-Нью-Йорк, 1957. N 45. - С. 37-39.
77. Зеньковский В. В. Памяти Пушкина//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1937. - N 1-2. - С. 37-39.
78. Зеньковский В. В. Педагогика. М., 1996. - 170 с.
79. Зеньковский В. В. Педагогика и психология/УРусская школа за рубежом. Прага, 1924. - N 9. - С. 1-24.
80. Зеньковский В.В. Перед съездом//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1927. - N 8. - С. 19. '
81. Зеньковский J3. В. Перед съездом//Вестник Педагогического Бюро. Прага, 1929. - N 13. - С. 1-3.
82. Зеньковский В. В. Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Париж, 1936. - 167 с.
83. Зеньковский В. В. Письма издалека//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1927. - N 2. - С. 18-20, N 3. - С. 20-23.
84. Зеньковский В.В. Платон в истолковании П. Наторпа//Вопросы философии и психологии. М., 1908. - Кн. 95.- С. 588-619.
85. Зеньковский В.В. По выходу книги В.С.Варшавского "Незамеченное поколение"//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1956. - Ы 42. - С. 34-37.
86. Зеньковский В.В. Православие в жизни.- Нью-Йорк, 1953. 411 с.
87. Зеньковский В. В. Православие и культура. Берлин, 1923. -285 с.
88. Зеньковский В.В. Предисловие к сборнику "Православие и культура"//Православие и культура. Берлин, 1923. - С. 2-6.
89. Зеньковский В.В. Предпосылки в строительстве новой шко-лы//Русская школа за рубежом. Прага, 1923. - N 2-3. - С. 216-230.
90. Зеньковский В. В. Принцип индивидуальности в психологии и пе-дагогике//Вопросы философии и психологии. М., 1911. - Кн. 108 - С. 369-393, Кн. 110. - С. 814-855.
91. Зеньковский В. В. Проблема космоса в христианстве//Живое предание. Православие в современности. Париж: JMKA - PRESS, 1937. - С. 63-81.
92. Зеньковский В.В. Проблема психической причинности. Киев, ^ 1914. - 120 с.
93. Зеньковский В.В. Проблема школьного воспитания в эмигра-ции//Русская школа за рубежом. Прага, 1929. - Кн. 32. - С. 170-183.
94. Зеньковский В. В. Проблема школьного воспитания в эмиграции/Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. М., 1996. - С. 296-312.х 95. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934. - 256 с.
95. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.
96. Зеньковский В. В. Проблемы культуры в русском богословии//Вес-тник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1952. - N 25. - С. 3-10, 1953. -N 26. - С. 5-12, N 28. - С. 2-10, N 29. - С. 8-15.
97. Зеньковский В. В. Программа по курсу общей психологии. Прага, 1924. 212 с.
98. Зеньковский В. В. Психология детства. Лейпциг, 1924. - 348с.
99. Зеньковский В. В. Психолого-педагогические воззрения А. Нечае-ва//Вопросы философии и психологии, 1906. N 82. - С. 92-126.
100. Зеньковский В.В. Пути Движения и Россия//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1931. - N 6. - С. 9-13.
101. Зеньковский В. В. Пять месяцев у власти С15 мая 19октября 1918 г.): Воспоминания/Публикация текста, ред. М. А. Колерова. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1995. - 240 с.
102. Зеньковский В. В. Религиозное воспитание и религиозное обра-зование//Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1929. -Ы 4. С. 1-2.
103. Зеньковский В.В. Религиозное движение среди русской молодежи в эмиграции//Путь. Париж, 1925. - N 1. - С. 121-127.
104. Зеньковский В.В. Религиозные темы в творчестве Б. И. Зайцева: к 50-летию творческой деятельностИ//Вестник РСХД. Париж, 1952. - N 1, - С. 19.
105. Зеньковский В. В. Рецензия на книгу М. Ettlinger "Untersuchungen uber die Bedeutung der Deszenden2theorie fur die Psychologie/ZBonpocbi философии и психологии. ML, 1907. - Кн. 90. - С. 721-723.
106. Зеньковский В. В. Россия и православие. Киев, 1916. - 75 с.
107. Зеньковский В.В. Русская земля: Альманах для юношества. -Париж, 1928. 101 с.
108. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа: Критика европейской культуры и русских мыслителей. Париж, 1955. - 279 с.
109. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. С приложением очерка О.С.Субботиной "Советская педагогика после 1931 г.".-Париж, 1960. 55 с.
110. Зеньковский В.В. Свобода и соборность//Путь, 1927. N 7. -С. 3—22.
111. Зеньковский В.В. Связь нерушимая//Сб. памяти Н.Е.Осипова. -Прага, 1936. С. 101-113.
112. Зеньковский В.В. Современные учения о разуме//Православная мысль, 1957. Вып. .11. - С. 73-85.
113. Зеньковский В.В. Современное состояние психофизической проблемы. Киев, 1905. - 37 с.
114. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. -М.: Моск. просвет, комиссия, 1918. 91 с.
115. Зеньковский В.В. Старые молодым. Париж, 1960. - 107 с.
116. Зеньковский В.В. Страничка из истории русской педагогики С С. И. Гессен) //Вестник РСХД. Париж-НькЯЙорк, 1959. - N 52. - С. 59-60.
117. Зеньковский В.В. Судьба Халкидонеких определений//Пра-вославная мысль. Париж, 1953. - Вып. 9. - С. 51-65.119.-Зеньковский В.В. Факты и размышления//Путь. Париж, 1927. -N 8. - С. 73-88.
118. Зеньковский В.В. философские мотивы, в русской поэзии. Пушкин и его современники С Баратынский, Веневитинов>//Вестник РСХД. Париж-НькнИорк, 1959. - N 3. - С. 12-23.
119. Зеньковский В.В. философские мотивы в русской поэзии. Ф. И. Тютчев//Вестник РСХД. Париж-НькьЙорк, 1959. - N 4.1. С. 30-38.
120. Зеньковский В.В. философские мотивы в русской поэзии. А. К. Толстой//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1961. - N 2. -С. 37-43.
121. Зеньковский В. В. Христианское воссоединение: экуменическая проблема в православном сознании. Париж, 1933.
122. Зеньковский В.В. Церковь и школа. Церковная школа//Вопросы религиозного воспитания и образования. Париж, 1927. - Вып. 1. - С. 28-50, С. 100-110.
123. Зеньковский В.В. Церковная школа//Русская школа за рубежом. Прага, 1927-28. - Кн. 26.- С. 291-292.
124. Зеньковский В.В. Чаадаев П.Я. как религиозный мысли-тель//Православная мысль, 1947. Вып. 5. - С. 75-91.
125. Зеньковский В.В., 1909, Киев Сстипендиат по кафедре философии). Отзыв проф. А. Гилярова о нем. ЦГИА СССР. Ф.733 0.154. Д. 376. Л. 35-36.
126. Зеньковский В.В., 1909, Киев. Переписка с Попечителем учебного округа об оставлении его при университете для подготовки к профессорско-преподавательской деятельности, его Спечатные) сочинения. ЦГИА СССР. Ф.733 0.154. Д.377. Л.239-246.
127. Зеньковский В.В., 1911, Киев. Заключение ученого комитета МНП по отчету о его научных занятиях при университете. ЦГИА СССР. Ф.733 0.155. Д. 16. Л.74.
128. Зеньковский В-В., 1912, Киев. Магистрант по кафедре философии. Перечень работ, автобиография. ЦГИА СССР. Ф.733 0.155. Д. 375.
129. Зеньковский В.В., 1916, Киев. Магистр философии. ЦГИА СССР. Ф. 740 0.18. Д. 13. Вх. N'924. Послужной список, присланный при назначении Зеньковского В.В. и. д. экстраординарного профессора по кафедре философии.
130. Зеньковский В.В., 1916, Киев. Магистр философии. ЦГИА СССР. Ф. 733 0.156. Д. 582. Л. 30-35: отзыв профессора А. Гилярова о Зеньковском В.В., автобиография.
131. Зеньковский В. В. Педагогическая психология. Лекции, читанные профессором В.В. Зеньковским в весенний семестр 1924 года. ЦГАОР СССР. Ф. 5773 0.1. Д. 48. Л. 1-49.
132. Литература Российского Зарубежья
133. Андроников К. О.Василий Зеньковский как богослов/Памяти отца Василия Зеньковского. -Сб. Париж: РСХД, 1984.- - С. 71-82.
134. Андроников К. Рецензия на работу -В.В.Зеньковского "Основы христианской философии" Т. II С186 с.) "Учение о мире"//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1964-65. - N 75-76. - С. 102-106.
135. Бем А. Итоги первого съезда деятелей русской зарубежной шко-лы/УРусская школа за рубежом. Прага, 1923. - Кн. 2-3. - С. 1-30.
136. Бем А. Л. Школа и дети в эмиграции//Свободная Россия. Прага, 1924.- N 3. - С. 168-173.
137. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж,1935. 250 с.
138. Бердяев Н.А. 0 назначении человека. Опыт ортодоксальной этики.- Париж, 1931. 287 с.
139. Бицилли П.М. Народное и человеческое//Современные записки. -Париж, 1925. Кн. 25. - С. 484-494.
140. Бицилли П.М. Нация и народ//Современные записки. Париж, 1928.- Кн. 37. - С. 342-355.
141. Верховской С. Отец В.Зеньковский//Новый журнал. Нью-Йорк, 1962.- N 70. - С. 271-285.
142. Внешкольный съезд С1-3 июля, 1928 г.)//Вестник Педагогического Бюро. Прага, 1928. - С. 9-11.
143. Вопросы религиозного воспитания и образования. Париж, 1927. - Вып. 1.-254 с.
144. Воспоминания 500 детей-змигрантов С С предисловием Зеньковского В. В.)//Бюллетень Педагогического Бюро по делам, средней и низшей русской школы за границей. Прага, 1923. - N 4. - С. 9-31.
145. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955. - 296 с.
146. Вышеславцев Б.П. Христианство и социальный вопрос. Варшава, 1929.- 37 с.
147. Гессен С.И. К открытию русского педагогического института в Праге//Русская школа за рубежом. Прага, 1923. - Кн. 2-3. -С. 95-100.
148. Гессен С.И. Мировоззрение и образование//Русская школа. -Прага, 1934. N 1. - С. 3-22.
149. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию .- Берлин: Слово, 1923. 420 с.
150. Гессен С.И. Русская педагогика в XX веке//Учитель.~ Белград, 1939. N 9-10& - С. 556-584.
151. Гессен С.И. Школа и хозяйство//Русская школа. Прага, 1938. - N10.- С. 18-23.
152. Долгоруков П. Д. Русская беженская школа//Русская школа за рубежом. Прага, 1924. - С. 63-83.
153. Евразийский семинарий в Праге//Евразийская хроника. Прага, 1926.- Ы 5. - 86 с.
154. Ельчанинов К.А. Отец Василий как философ/Памяти о. Василия Зеньковского.- Париж: РСХД, 1984. С. 67-70.
155. Зайцев Б. Ушедшему//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1962. -N 66-67.- С. 22-24.
156. Зандер Л. А. Два пути работы//Вестник РСХД. Париж, 1927. -N 4.- С. 15-17, N 5. - С. 19-20.
157. Зандер Л. А. Отец Василий как общественный деятель//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1962. - Ы 66-67. - С. 24-27.
158. Зандер Л. А. Статья по поводу выхода в свет-1 т. Основ Христианской антропологии СВ.В.Зеньковского)//Вестник РСХД. -Париж-Нью-Йорк, 1962. N 61. - С. 50-60.
159. Зернов Н.М. За рубежом: Белград Париж - Оксфорд С Хроника семьи Зерновых- 1921-1972 гг.). - Париж, 1973. О Зеньковском В. В. в гл. IY: Белградский студенческий кружок и его руководители. - С. 29-30.
160. Зернов Н.М. Русские писатели эмиграции: биографические сведения, библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре С1921 -1972). Бостон, 1973. - о Зеньковском В. В. - С. 52-53.
161. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974. - 382 с. О Зеньковском В. В. - С. 36, 122, 237, 153, 269, 347.
162. Карцевский С. И. Русская школа за границей//Своими путями. -Прага, 1925. N 8-9. - С. 41-43.
163. Князев А- Отец Василий Зеньковский//Вестник РСХД. Париж-Нью-йорк, 1962. - N 66-67. - С. 15-19.
164. Ковалевский П.Е. Роль русской эмиграции в мировой науке. -Мюнхен, i960. 227 с.
165. Лаговский И. А. В час испытаний//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1927. - N'11. - С. 5-9.
166. Лаговский И. А. Русская молодежь здесь и там//Вестник РСХД. -Париж-Нью-Йорк, 1934. Ы 5. - С. 9-16.
167. Лаговский И. А. Советская жизнь//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1939. - N 11. - С. 22-27.
168. Лапшин И. И. Рецензия на. работу В. В. Зеньковского "Психология детства"//Русская школа за рубежом. Прага, 1926. - N 17. -513-517.
169. Маклаков Ю. Принцип соборности и его применение//Благовест. -Париж, 1930. N 1. - С. 37-95.
170. Марита Р. Гризетти. Памяти моему духовному отцу Со В. В. Зень ко веком)//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1962. - N 66-67. - С. 35-36.
171. Материалы для библиографии русских научных трудов за рубежом. Вып. 1 С1920-1930). Белград, 1931. - 394 е., Вып. 2 С1930-1940). - Белград, 1941. - 384 с.
172. Морозов М. В. Отец Василий друг молодежи//Вестник РСХД. -Париж-Ныо-йорк, 1962. - Ы 66-67. - С. 27-33.
173. Новгородцев П. Существо русского православного созна-ния//Православие и культура: Сборник религиозно-философских статей под ред. В.В.Зеньковского. Берлин, 1923. - С. 7-23.
174. Первый педагогический съезд во Франции СПариж. 19-20 мая 1929 г.)//Вестник Педагогического Бюро. Прага, 1929. - N 19-20.- 16 с.
175. Переселение душ. Проблема бессмертия в оккультизме ихристианстве. Сборник статей: Н. Бердяева, о.С.Булгакова, Б.Вышеславцева, В.В.Зеньковского, Г.В.Флоровского, С.Франка. -., 1935. 167 с.
176. Плюханов Б.В. РСХД в Латвии Эстонии (материалы к истории РСХД): JMCA-PRESS, 1993. 310 с.
177. Православие и культура: Сб. религ.-филос. ст./Под ред. Зеньковского В.В. Берлин: Русская книга, 1923. - 237 с.
178. Проблемы русского религиозного сознания. Сборник статей: Б.Вышеславцева, Н.Бердяева, Л.Карсавина, В.В.Зеньковского, С. Франка, Н. Лосского, Н. Арсеньева. - Берлин: JMCA - PRESS, 1924. - 389 с.
179. Протокол религиозно-педагогического семинара//Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1930. - N 1.- С. 4-7.
180. Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия. Изложение по его рассказам Т. Манухиной. Париж, 1943. - 678 с. -о В. В. Зеньковском С. 450-451.
181. Рауш Н. К. Отец Василий как человек и пастырь/Памяти о. Василия Зеньковского. Париж: РСХД, 1984. - С. 62-66.
182. Религиозно-Педагогическое Совещание в Париже 6-9 сентября 1927 г.//Бюллетень Педагогического Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. Прага-Париж, 1927. - 27 с.
183. Руднев В.В. Зарубежная школа (1920-1924 гг.). Париж, 1924. - 278 с.
184. Руднев В. В. Судьбы эмигрантской школы. Прага, 1929. - 7 с.
185. Руднев В.В Условия жизни детей змиграции//Русская школа за рубежом. Прага, 1927-1928. - Кн. 26. - С. 182-198.
186. Русская земля. Альманах для юношества (Ко дню русской культуры)/ Под ред. А.М.Черного и В.В.Зеньковского. Париж,1928. 101 с.
187. Русская религиозная мысль XX века: Сборник статей под ред. Полторацкого Н. П. Питтсбург, 1975. - 413 с.
188. Русские в Праге. 1918-1928 гг./Под ред. Постникова С.П. -Прага, 1928. 351 с.
189. Русские во Франции. Справочник/Под ред. Зеелера В.Ф. Париж, 1937. - 86 с.
190. Русское педагогическое общество в Париже//Вестник Педагогического Бюро. Прага, 1929. - N 3. - С. 1-2.
191. Сборник памяти С. JL франка/Под ред. прот. о. В. Зеньковского. Мюнхен, 1954. 193 с.
192. Сережников К. Г. О религиозной науке и религиозной философии (Ответ профессору В.В.Зеньковскому)//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. - N 2. - С. 15-21.
193. Сережников К. Г. философия или теология//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. - N 3. - С. 17-22.
194. Татаринова Е. Русская молодежь в Зарубежье//Возрождение. -Париж, 1971. N 233. - С. 114-123; N 234. - С. 125-134.
195. Татаринова О-В. ".Ив душе моей ликование" Воспоминания о русском философе В. Зеньковском. /Публ. А. Козырева//Континент. М., 1994. - N 79.- С. 243-260.
196. Троицкий С. Проблема брака в христианском сознание/Православие и культура. Берлин, 1923. - С. 87-112.
197. Трубецкой Г. Красная Россия и Святая Русь. Париж, 1931. -42 с.
198. Трубецкой Е. Н. Мировоззрение в красках и линиях//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1934. - N 11. - С. 11-29.
199. Федотов Г. П. Национальное и вселенское//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1928. - N 6. - С. 1-5.
200. Франк С. Л. Личная жизнь и социальное строительство. Париж,1934. 35 с.
201. Франк С. JI. Материализм как мировоззрение. Париж, 1928. -35 с.
202. Франк C.JI. С нами Бог. Париж, 1964. - 560 с.
203. Франк С. JI. Сочинения. М., 1990. - 60? с.
204. Четвериков С. Безвозвратно' ушедшая Россия. Берлин, б. г. -109 с.
205. Четвериков С. 0 религиозных запросах детей и подрос-тков//Вопросы религиозного воспитания и образования. Париж, 1927. - Вып. 1. - С. 7-99.
206. Четвериков С. Оптина Пустынь: Исторический очерк и личные воспоминания. С приложением писем И. В. и Н. П. Киреевских, Московского митрополита Филарета, Н. В. Гоголя и др. лиц к оц-тинским старцам. Париж, 1926. - 184 с.
207. Четвериков С. 0 трудностях религиозной жизни- в детстве и юности//Путь. Париж, 1932. - N 34. - С. 52-63.
208. Четвериков С. Путь чистоты: Из бесед пастыря-законоучителя. -Париж, 1929. 39 с.
209. Четвериков С. Теософия и христианство//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1927. - N 10. - С. 5-8.
210. Шидловский С.И. Воспоминания. Берлин. Ч. 1. - 224 е., 4.2.- 212 с.
211. Юрьев Ю. К кончине протоиерея В. Зеньковского//Вестник РСХД. -Париж-Нью-Йорк, 1962. N 66-67. - С. 20-22.
212. Яковенко Б. В. Десять лет русской философии 1914-1924 гг.//Логос. - Международный ежегодник под ред. Гессена С.И.- Прага, 1925. Кн. 1. - 237 с. 0 Зеньковском В. В. - С. 197.
213. Научная литература по проблемам культуры, философии, педагогики, психологии
214. Алексеев П. В. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20 годы.- М., 1993. 288 с.
215. Асмус В. Ф. философия в киевском университете в 1914 1922 гг. СИз воспоминаний студента)//Вопросы философии. - М., 1990.- N8.- С. 90-109.
216. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности.- М., 1918. 305 с.
217. Бим-Бад Б.М. Идеи "педагогической антропологии" в Рое-сии//Педагогика. М., 1990. - N 9. - С. 102-110.
218. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по педагогической антропологии й философии образования. М., 1994. - 112 с.
219. Богуславский М.В. Пока горит свеча среди бушующего мира: о педагогическом наследии В.В.Зеньковекого//Учит. газета. -М., 1994. N 6. - 8 февр.- С. 22.
220. Богуславский М.В., Васильева С.Н. Школа "первой волны" эмиг-рации//Учит. газета. М., 1993. - N 37. - С. 8.
221. Борисов В. П. Российская научная эмиграция первой волны//Рос-сийские ученые и инженеры в эмиграции. М., 1993. - С. 5-12.
222. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1917. - 213 с.
223. Вентцель К.Н. Рецензия на работу В. В. Зеньковского "Принцип индивидуальности в психологии и педагогике"//Свободное воспитание. М., 1912. - N 9. - С. 29-46.
224. Владыкина В. А. Русская школа за рубежом: организация» содержание образования С 1920-е годыЗ//Образование и педагогика Русского Зарубежья. М., 1995. - С. 29-43.
225. Гершунский Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании//Пе-дагогика.- М., 1992.- N 5-6. С. 3-13.
226. Гордиенко Н. С. Эволюция русского православия С20 80 гг. XX столетия). - М., 1984. - 64 с.
227. Додонов В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личнос-ти//Педагогика.- М., 1994. N 3. - С. 73-76.
228. Додонов В. И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. - М., 1994. - 140 с.
229. Духовность: современность и ретроспектива: Межвузовский сборник научных трудов. Н.Новгород: НГПУ, 1995. - 212 с.
230. К биографии В. В. Зеньковского/Подготовка к печати и предисловие Ю. Н. Сухарева//Начала. М., 1993. - N 3. - С. 156-159.
231. Касьян А. А. Грани ответственности ученого/Духовность: современность и ретроспектива: Межвузовский сборник научных трудов.- Н.Новгород: НГПУ, 1995. С. 50-62.
232. Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. М., 1994. -138 с.
233. Косик В. И. Из истории начала российской эмиграции//Славяно-ведение.- М., 1992. N 4. - С. 3-6.
234. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994. 164 с.
235. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значе-ние/Избр. пед. соч.- М.: Педагогика, 1988. С. 16-228.
236. Летние общеобразовательные курсы, устроенные Киевским Фребе-левским обществом для народных учителей в г. Киеве в 1911 и 1912 гг. Киев, 1913. - 70 с.
237. Литература Русского Зарубежья в фондах библиотек Москвы С Краткий справочник). М., 1993. - 40 с.
238. Лосский И.О. История русской философии. М., 1991. - 560 с.
239. Мальцева В.М. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности/'/Пе даго гика.- М., 1994. N 4. - С. 96-98.
240. Мальцева В.М. Общечеловеческое и духовное развитие личности К изучению философского наследия В.В.Зеньковского С1881-1962)./'/Край смоленский. Смоленск, 1992. -N 11-12. - С. 130-133.
241. Материалы к сводному каталогу периодических и продолжающихся изданий Российского Зарубежья в библиотеках Москвы С1917-1990 гг.). М., 1991. - 87 с.
242. Методы педагогических исследований/Под ред. А. И. Пискунова. -М., 1979. 256 с.
243. Мир философии. М., 1991. - Т. 1. - 647 е., Т. 2.- 625 с.
244. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. Т. 1. Ставрополь: Кавказ, край, 1992. - 416 с.
245. Никонов К. И. Современная христианская антропология С анализ основных направлений и методологии обоснования религии). -Дисс.докт.Фил.наук. М., 1990. - 404 с.
246. Обозрение преподавания на осеннее полугодие 1913 г. С приложением расписания лекций. Киев, 1913. - 18 с. - О В. В. Зеньковском С. - 2.
247. Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья: Тезисы Всероссийской научной конференции по проекту "Национальная школа России"/Под ред. Осовского Е.Г. Саранск, 1994.- 75 с.
248. Осовский Е.Г. Альтернативная педагогика 20-х годов//Педаго-гика. -М., 1992. -N 3-4. С. 74-82.
249. Осовский Е.Г. К вопросу о периодизации развития педагогической науки в Российском Зарубежье//Современные проблемы психолого-педагогических наук. Саранск: МГПИ, Межвуз. сб. науч. тр., 1997. - Вып. 9. - С. 3-5.
250. Осовский Е.Г. К вопросу об эволюции педагогических взглядов В.В.Зеньковекого//История образования: наука и учебный предмет/Материалы федеральной науч. конференции. Н. Новгород, 1996. - С. 43-46. .
251. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья: состояние и проблемы исследования//Образова-ние и педагогическая мысль Российского Зарубежья: Тезисы Всероссийской научной конференции. Саранск, 1994. - С. 4-6.
252. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского Зару5ежья//Педагогика. М., 1995. - N 3. - С. 41-47.
253. Осовский Е.Г. Педагогика Российского Зарубежья С 10-30-е гг. XX в.)//Живые педагогические идем С К 70-летию
254. А. В. Плеханова). Владимир, 1996. - С. 92-99.
255. Осовский Е.Г. Психологи Российского Зарубежья С 20-50-е гг. XX в.): И.И.Лапшин, И.О.Лосский, П.А.Сорокин, С.И.Четвериков С материалы к "Психологическому словарю")//Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Вып. 6. - Саранск, 1996. - С. 3-6.
256. Осовский Е.Г. С. И.Гессен: педагогика как прикладная Филосо-фия//фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. - С. 27-43.
257. Осовский Е.Г. С. И. ГЕссен: странности судьбы//Педагогика. -М., 1993. N 6. - С. 57-59.
258. Отчет о деятельности Киевского Фребелевского общества за 1912/13 и 1913/14 гг. -Киев, 1915. 56 с. - О В. В. Зеньковском. - С. 18-19.
259. Очаг слушательниц Киевского Фребелевского института. Киев, 1914-15. - 5 с.1. S/b '
260. Полонский В.М. Методы исследования проблем образования//Пе-дагогика. М., 1994. - N 2. - С. 10-15.
261. Православная педагогика в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Владимир: ВГПУ, 1998. - 202 с.
262. Пряникова В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник. М., 1995. - 150 с.
263. Равкин З.И. Историзм как методологический принцип педагоги-ки//Пе даго гика. М., 1985. - N 10. - С. 47-54.
264. Равкин З.И. История педагогики и современность//Педагогика.- М., 1988. Ы 7. - С. 102-108.
265. Равкин 3. И. Мифы и реалии' в истории отечественной педагоги-ки//Педагогика. М., 1991. - N 10. - С. 110-117.
266. Романова JI.A. Православная педагогика Российского Зарубежья. В.В.Зеньковский/Православная педагогика в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Владимир: ВГПУ, 1998. - С. 170-198.
267. Романова ЛТА. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В. В. Зеньковского. Дисс.канд. пед.наук.- Владимир, 1996. 185 с.
268. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. - Т. 1.- 608 с.
269. Российское образование. История и современность СКоллективная монография под ред. С. Ф. Егорова!). М., 1994. - 253 с.
270. Русская эмиграция в Югославии. М.: Индрик, 1996. - 350 с.
271. Русский космизм: Антология философской мысли/Под ред. Семеновой С. Г., Гачевой А. Г. М., 1993. - 365 с.
272. Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.- 742 с.
273. Сапов В. В. В.В. Зеньковский. Очерк жизни и творчества. М., 1996. - С. 550-557.
274. Современные проблемы истории образования и педагогической науки/Под ред. З.И.Равкина. Т. 3. - М., 1994. - 224 с.
275. Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х т. М., 1989. - Т. 1. - 586 с., Т. 2. - 623 с.280.' Соловьев В. С. Смысл любви. М., 1994. - 224 с.
276. Сухачева В. А. Журнал "Русская школа за рубежом"//Педагогика. М., 1994. - N 3. - С. 123-125.
277. Трубецкой Е.Н. Великая Россия и кризис патриотизма. Ростов-на-Дону, 1919. - 45 с.
278. Ушинский К. Д. Полное собрание сочинений. — АПН РСФСР. — М.-Л. . 1950. Т. 3. - 383 о.
279. Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. Пособие для пел. университетов, институтов и колледжей/Сост. Осовский Е.Г. Осовский О.Е. — М.* Институт практической психологии. 1996. 528 с. .
280. Челпанов Г. Отчет о деятельности психологической Семинарии при Университете св. Владимира за 1902-1906 гг. . — Киев. 1907. 11 с. - 0 В. В. Зеньковском - С. 11.
281. Шпет Г. Критические заметки к проблеме психической причинности С По поводу книги В.В. Зеньковского "Проблемы психической причинности". Киев. 19145. — Киев. 1914. — 31 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.