Становление духовности индивида в процессе образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Навойчик, Евгения Юрьевна

  • Навойчик, Евгения Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 153
Навойчик, Евгения Юрьевна. Становление духовности индивида в процессе образования: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2007. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Навойчик, Евгения Юрьевна

Введение

Глава I. Духовность: состояние и процесс

§ 1. Дух и духовность в контексте философской и религиозной мысли

§2. Рациональные и чувственно-интуитивные аспекты духовности

§3.Социально-культурные факторы становления духовности индивида

Глава II. Образование форм духовности

§ 1. Феномен образования в культуре индивида

§2. Вера в контексте образования

§3. Основные формы воздействия на процесс становления духовности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление духовности индивида в процессе образования»

Актуальность темы исследования. Становление личности связано с усвоением, преобразованием и созданием культурных форм. Человек приобщается к ценностям науки, искусства, морали, религии, то есть ко всем аспектам культуры в процессе образования. Очевидно, что образование - один из важнейших аспектов культуры индивида.

Изменения, происходившие в культуре общества в минувшее столетие, не могли, не отразиться на процессе и результатах образования, особенно в нашей стране. Образцы массовой культуры, культ потребительства с одной стороны, с другой - потеря нравственной основы сначала в религии, а затем в социалистической идее, негативно сказались на культуре России в целом. Это определяет особую актуальность гуманитарных исследований, направленных на изучение специфики форм культуры, их корреляции с образованием, поиск механизмов их оптимального взаимодействия. В рамках философских наук делаются попытки разрешения проблем образования и культуры в их целостности. Анализ их сущности и взаимосвязи, бесперспективность сведения роли образования к разрешению утилитарных запросов общества ставит задачу определения оснований образования.

Духовный мир современного человека формируется под воздействием большого количества противоречивых факторов. Научная картина мира, усвоенная в школе, сочетается в нем с ненаучными - мистическими, эзотерическими и другими «картинами». В эпоху постмодерна не только увеличивается объем информации, воздействующей на индивида, но усложняются способы ее обработки. Соответственно, возможности человека в образовательной области, с одной стороны, возрастают, с другой стороны, затрудняется ценностно-осмысленная деятельность. Тем самым человек частично утрачивает основания, позволяющие обрести целостность.

Конец XX века в развитии философской и педагогической мысли ознаменовался тем, что критика классического разума, расширение трактовки принципов рациональности, нигилизм, характерные для идеологов постмодернизма (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар), распространились и на такой аспект культуры, как образование, особенно его ценностно-смысловую сферу. Самоидентификация человека в культурном, социальном, правовом пространстве означает, по мнению этих философов, «неподлинное бытие», бегство от свободы.

Подобные взгляды не являются в современной науке преобладающими. Многие педагоги и философы (В. Дильтей, Г. Ноль, К. Поппер, Т. Кун) выступают с критикой постмодернизма, говоря о необходимости сохранения базовых ценностей и традиций образования. Тем не менее, популярность и устойчивость идей философии постмодернизма свидетельствуют, во-первых, о кризисе образования и, во-вторых, о необходимости учитывать эти идеи в педагогических концепциях. Если ограничить образование индивида узкими рамками, поставив перед ним прагматические задачи, процесс образования будет сведен к получению конкретных результатов узкоспециального характера. Сужение образовательного горизонта затрудняет приобщение к ценностям культуры.

Центром, смысловым ядром культуры, способным объединить все ее сферы, является духовная составляющая, включающая мировоззренческие идеи, жизненные смыслы, ценности, присвоение которых происходит в процессе образования. Следует отметить и то, что прогрессирующее интеллектуальное «дробление» духовного и материального мира, характерное для философии постмодернизма, делает особенно актуальными исследования, направленные на постижение целостности мира вообще и социума в частности. Итак, актуальность данного исследования определяется значимостью того потенциала, который содержит духовность и необходимостью выяснения возможностей становления духовности в процессе образования.

Степень разработанности проблемы духовности. Проблемы духовности как качества личности всегда вызывали значительный интерес в философии и смежных с ней областях гуманитарного знания.

Однако, сущность «духа» и «духовности» такова, что, несмотря на внимание к этим категориям на протяжении всей истории существования философской мысли они в принципе не могли получить исчерпывающе точного определения, что породило некоторый скепсис в отношении их научности.

Большинство исследователей, начиная с античности, отводили и отводят проблемам духа и духовности важное место в своих трудах. К ним относятся Анаксагор, Платон, Аристотель, Плотин, Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Д. Вико, И. Гердер, Р. Дж. Коллингвуд, В. Соловьев, Н. Бердяев, О. Шпенглер, Т.де Шарден, К. Ясперс, Ф. Коплстон, Х.Г. Гадамер, М. Хайдеггер, Э. Кассирер, Д.В. Пивоваров и другие. Все эти авторы рассматривали духовность как важнейшее качество личности человека, которое имеет ключевое значение в ее развитии и' вхождении в поле культуры. История человечества в их трудах рассматривается в связи с развитием духа, а сущность самого человека в их понимании неотделима от его духовности.

Особое значение в разработке данной проблемы имеют работы ученых, создавших философские системы, в центре которых находится тема духа. Это в первую очередь труды представителей немецкой классической философии. И. Кант подробно рассматривал проблему нравственности, сущность веры, эстетические вопросы как неотъемлемые аспекты духа. Важная роль в разработке проблем духа принадлежит Г.В.Ф. Гегелю, Ф.В. Шеллингу и И.Г. Фихте. В их трудах вопрос движения человеческого духа занимает центральное место. Они выделяют свойства духа - такие как свобода (Фихте и Гегель), творчество, в первую очередь проявляющееся в искусстве (Шеллинг) и стадии движения духа (Шеллинг и Гегель).

Целостный анализ духовности в религиозно-философском аспекте представлен в работах С. Кьеркегора, С. Франка, И. Ильина, У. Джеймса, М. Бубера, причем особенное внимание в них уделяется вопросам природы веры в составе человеческой духовности, а также гносеологическим возможностям веры.

Вопросы становления духовности в образовании с различной степенью полноты затрагивались в трудах С.И. Гессена, Ю. Хабермаса, Д. Дьюи,

B. Дильтея, Г. Гадамера, Д.В. Пивоварова, А.П. Огурцова. Духовность рассматривается ими как качество, обеспечивающее нравственное становление и непрерывное совершенствование человека в процессе образования.

Тем не менее, многие современные исследователи, разрабатывая проблемы философии образования и педагогики, сводят изучение вопросов духовности в образовании исключительно к этическому аспекту. Такие авторы как Б.С. Гершунский, Б.Т. Лихачев, И.З. Гликман, Н.Д. Никандров, JI.A. Кудаева, И.В.Бурцева и др. отводят духовности роль в основном нравственного регулятора.

Практически отсутствуют исследования рассматривающие проблему становления духовности в образовании в единстве всех его аспектов, а становление духовности как развитие совокупности рациональных и чувственно-интуитивных качеств, неразрывно связанных между собой. Анализ современных публикаций по философским наукам показывает, что популярность понятий «дух» и «духовность» сегодня отчасти снижается, однако в процессе поиска решения проблем образования и культуры вновь возникает тема духовности.

Теоретическую основу диссертации составили источники, раскрывающие проблему человеческой духовности с различной степенью полноты: труды Платона, Аристотеля, Плотина, Августина Блаженного, И. Канта, Г.В. Гегеля, Р.Дж. Коллингвуда, Ф. Энгельса, С. Кьеркегора, К. Ясперса, X. Ортеги-и-Гассета,

C. Франка, Т.де Шардена, Х.-Г. Гадамера, О. Шпенглера, М. Хайдеггера, Д.В. Пивоварова и др.

Для теоретического описания разнообразных аспектов духовности, помимо указанных источников, были использованы работы Н.О. Лосского, У. Джеймса, В.Ф. Асмуса, М. Бахтина, А.В. Гулыги, Ф. Коплстона, В.А. Лекторского,

П.П. Гайденко, П.С. Гуревича, Г. Скирбека, Н. Гилье, К. Поппера, Д. Бома, С. Никоненко, Д.В. Пивоварова, JI.A. Микешиной и др.

Для выявления социально-культурных факторов становления духовности были привлечены работы Д. Вико, И.Г. Гердера, Ф. Ницше, К. Каутского, М. Вебера, Я. Буркхардта, К. Юнга, Й. Хейзинги, Ж.-Ф. Лиотара, Э. Кассирера, М. Элиаде, JI. Ионина, В. Феллера и др.

Исследуя гносеологические возможности веры в образовании, мы опирались на труды И. Ильина, Н. Бердяева, С. Соловьева, С. Франка, У. Джеймса, М. Бубера, А. Камю, A.JI. Витгенштейна, А. Дондейна, Ф. Реати, А. Кураева и др.

Изучая процесс становления духовности в образовании, мы привлекали работы С.И. Гессена, В. Дильтея, А. Пуанкаре, Д. Дьюи, Ю. Хабермаса, Г. Зедльмайра, Д.В. Пивоварова, А.П. Огурцова, В.В. Платонова, И.В. Бурцевой, М.С. Кагана, Б.С Гершунского, Н.Д. Никандрова, И.З. Гликмана, JI.A. Харисовой, М.Г. Тайчинова, Т.И. Петракова и др.

Проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса: каким образом качество духовности индивида становится в процессе образования?

Целью является исследование становления духовности индивида в той мере, в какой оно осуществляется в процессе образования - духовности в целом и в ее аспектах, допускающих осознанное культивирование субъектами образовательного процесса. Задачи исследования:

1. Проследить трансформацию понятия «духовность» в историко-философском контексте, выявив сущностные характеристики духовности как качества индивида.

2. Выявить рациональные и чувственно-интуитивные аспекты духовности.

3. Определить социально-культурные факторы, воздействующие на становление духовности.

4. Осуществить теоретическое описание основных составляющих образования, в совокупности обеспечивающих становление духовности индивида.

5. Раскрыть гносеологическое значение веры как одного из важнейших аспектов духовности.

6. Выявить возможности воздействия системы образования на становление духовности индивида в рамках основных форм образовательной деятельности.

Методологические основания диссертационного исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы и подходы: во-первых, диалектический метод, позволивший раскрыть сущность духовности в единстве рациональных и чувственно-интуитивных компонентов, рассмотреть духовность в аспекте становления, во-вторых, системный подход, на базе которого оказалось возможным рассмотрение образования в единстве ряда аспектов общекультурного характера: религии, морали, искусства, науки. В-третьих, междисциплинарный подход, позволил реализовать эвристические возможности истории, педагогики, культурологии, для философского анализа проблемы становления духовности индивида в образовании.

Положения, выносимые на защиту и их научная новизна:

1. Понятие «дух» выражает принцип или идею целостности (мира в целом, социума, эпохи), и в то же время высшую ценность в иерархии ценностей. Духовность - качество личности, обеспечивающее приобщение или стремление к ним. Идея целостности не исчерпывает полностью содержания понятий духа и духовности, но это - наиболее существенная составляющая, которая может быть определена и допускает осознанное культивирование в образовательном процессе.

2. В структуре духовности присутствуют рациональные и чувственно-интуитивные аспекты, которые можно сознательно развивать. Интуиция и вера восполняют те грани бытия человека, которые не могут быть рассмотрены логически. Связь с социумом, осознание себя на уровне «духа эпохи» обеспечивают такие аспекты духовности как способность суждения, здравый смысл и вкус. Эти отчасти иррациональные свойства духовности способствуют обретению целостности, но опираются на рациональные качества - самосознание и рефлексию, способствующие самоопределению человека в мире. Развитие всех обозначенных особенностей происходит в процессе образования.

3. Идея целостности в определенные периоды истории имеет различные возможности реализации, что обусловлено значением и взаимосвязью факторов, определяющих культурную доминанту эпохи. В истории культуры обнаруживаются типичные сочетания условий, в которых взаимодействие указанных детерминант обеспечивает определенную степень развития духовности. Условия, представляющиеся благоприятными, далеко не всегда реально оказываются таковыми. Реально же духовность в своих наиболее зрелых формах становится возможной и действительной в кризисные моменты истории, обеспечивая жизнеспособность социума.

4. Образование - форма духовной эволюции, обеспечивающая приобщение индивида к основным аспектам культуры (науке, религии, морали, искусству). В современной культуре, в отсутствие культурной доминанты, затруднена их корреляция. Поэтому условием самоопределения в образовательном пространстве является автономия личности, которая предполагает приобщение к идеалам, образцам культуры и способность выстраивать собственное образование относительно них (интенциональность).

5. Вера - качество духовности необходимое в образовании на всех его ступенях. Для начального этапа становления личности характерен вид веры-доверия, необходимого для социализации и адаптации в образовательной среде. На средней ступени образования вера-доверие трансформируется в веру-авторитет, без которой невозможно заложить систему знаний и навыки целенаправленной работы под руководством других. На этапе автономии личности вера выступает в качестве горизонта смысла, направляющего личность к непознанному и обеспечивает непрерывное совершенствование человека.

6. Для каждого этапа становления духовности характерна особая форма, в границах которой происходит воздействие на процесс становления духовности. Форма игры соответствует начальному уровню образования, здесь принцип целостности реализуется на сказочно-мифологическом уровне, происходит осмысление мира в синкретичном виде. Задачам средней ступени отвечает форма урока, где закладывается система знаний, происходит овладение методом науки и умением работать в соответствии с целями поставленными другими. На стадии автономии личности образование протекает в форме самостоятельной исследовательской работы и творчества. Здесь свойства, приобретенные на предыдущих этапах, принимают характер единства и образуют новое качество.

Научно-теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: во-первых, материалы исследования содержат теоретические представления о сущностных характеристиках духовности как высшего качества личности, что позволяет рассматривать духовность как основу культуры индивида; во-вторых, осмысление структуры и функций духовности, выявление специфических особенностей ее становления и актуализации в культуре -позволило предложить формы воздействия на процесс становления духовности в образовании; в-третьих, материалы исследования могут быть использованы в системе образования на этапе определения целей и ценностей образования, а также при определении подходов к выбору форм реализации этих целей. Кроме того, данные материалы могут использоваться при подготовке учебных программ по философии, культурологии, а также при подготовке учебного курса по философии образования.

Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на аспирантских семинарах кафедры философии ОмГПУ, изложены в 10 публикациях, докладах и выступлениях: на международной научно-практической конференции «Общечеловеческие императивы и этнонациональные ценности интеллигенции» (г. Иваново, ИГУ, 2005); региональной научной конференции, посвященной 85-летию М.Е. Бударина «Человек в контексте эпохи» (г. Омск, ОмГПУ, 2005); международной научно-практической конференции «Толерантность в межконфессиональном и межэтническом взаимодействии» (г. Оренбург, ОГУ, 2005); первой Всероссийской научной конференции «Философия и социальная динамика в XXI веке: проблемы и перспективы» (г. Омск, ОГУ, Международный институт стратегического проектирования, 2006); научно-практической конференции «Проблемы и тенденции развития исторического и обществоведческого образования в современной России (г. Омск, ОмГПУ,2006).

Отдельные результаты исследования использовались для разработки курсов «Методика преподавания истории», «Культурология», «Методика МХК» в магистратуре, прочитанных на историческом факультете Омского государственного педагогического университета.

Структура и объем работы. Текст диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, содержащего 172 наименования. Работа изложена на 153 страницах компьютерной верстки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Навойчик, Евгения Юрьевна

Выводы по II главе

1. Образование - форма духовной эволюции, здесь происходит приобщение индивида к основным аспектам культуры (науке, религии, нравственности, искусству). Но в современной культуре, в отсутствие культурной доминанты затруднена их корреляция. Поэтому условием самоопределения в образовательном пространстве является автономия личности, которая предполагает содержание в себе идеала, образца культуры и способность выстраивать собственное образование относительно него (интенциональность).

2.Вера - важный аспект духовности, необходимый в образовании на всех его ступенях. Для начального уровня характерен вид веры-доверия, необходимого для социализации и адаптации в образовательной среде. На средней ступени она трансформируется в веру-авторитет, без которой невозможно заложить систему знаний и навыки целенаправленной работы под руководством других. На этапе автономии личности вера выступает в качестве горизонта смысла, направляющего личность к непознанному, непознаваемому и обеспечивает непрерывное движение в образовательном пространстве.

3. Для каждого этапа становления духовности характерна особая форма, в границах которой происходит воздействие на процесс становления духовности. Форме игры соответствует начальный уровень образования, здесь принцип целостности реализуется на сказочно-мифологическом уровне, происходит осмысление мира в синкретичном виде. Задачам средней ступени соответствует форма урока, где закладывается система знаний, происходит овладение методом науки и умением работать в соответствии с целями поставленными другими. На стадии автономии личности образование протекает в форме самостоятельной исследовательской работы и творчества. Здесь свобода и творчество в выборе направления образования и форм его реализации соединяется с ответственностью, самостоятельной постановкой целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что понятия «дух» и «духовность» имели ключевое значение в решении метафизических вопросов в истории философской мысли: они определяли границы познания в гносеологии, в онтологии выражали отношения конечного с Абсолютным, в аксиологии выступали в качестве ценностных ориентиров.

Мы заключили, что понятие «дух» выражает принцип или идею целостности (мира в целом, социума, эпохи), и в то же время высшую ценность в иерархии ценностей. Духовность - качество личности, обеспечивающее приобщение или стремление к ним. Идея целостности не исчерпывает полностью содержания понятий духа и духовности, но это - наиболее существенная составляющая, которая может быть определена и допускает осознанное культивирование в образовательном процессе. Таким образом, мы выяснили, что данные понятия имеют предельные, а потому трудноопределимые характеристики, поэтому, для выявления конкретных форм воздействия на процесс становления духовности в образовании, в структуре духовности были выделены рациональные и чувственно-интуитивные аспекты, которые можно сознательно развивать.

В структуре духовности присутствуют следующие компоненты: интуиция, способность суждения, вера, здравый смысл, чувство вкуса. Интуиция и вера восполняет те грани бытия человека, которые не могут быть рассмотрены логически. Связь с социумом, осознание себя на уровне «духа эпохи» обеспечивают такие аспекты духовности как способность суждения, здравый смысл и чувство вкуса. Эти, отчасти, иррациональные свойства духовности способствуют обретению целостности, но опираются на рациональные качества - самосознание и рефлексию. Это - важные аспекты духовности способствуют самоопределению человека в мире Развитие данных качеств происходит в процессе образования.

Установлено, что возможности реализации идеи целостности в разные периоды истории различны. К факторам, детерминирующим становление духовности, можно отнести: влияние на индивида религии, морали, политики, философских идей, системы образования искусства, науки. Они выступают как условия, особое соотношение которых, определяет доминирующую идею в социально-культурном типе. Так, можно говорить о «благоприятном», «неблагоприятном» и «кризисном» типах культуры. Условия, представляющиеся благоприятными, далеко не всегда реально оказываются таковыми. Реально же духовность в своих наиболее зрелых формах становится возможной и действительной в кризисные моменты истории, обеспечивая жизнеспособность социума. Особую роль тогда играет автономия личности, как способность противостоять задаваемым извне противоречащим собственным духовным устремлениям планам и самостоятельно выстраивать образовательный маршрут. Автономия содержит в себе имманентную устремленность, направленность на образ (идеал), хранящийся в культуре -интенциональность. Исходя из этого, и образование приобретает характер непрерывного задания, самосоздания себя в соответствии с определенным образом.

Образования есть форма духовной эволюции, способная обеспечить приобщение к культуре в ее целостности. Становление духовности в образовании происходит в единстве всех форм культуры: религии, науки, нравственности, искусства. Раскрывая содержание всех этих аспектов, мы можем сказать, что, во-первых, сегодня религия уже не обеспечивает единства культуры, поэтому духовность не предполагает обязательной религиозности. Во-вторых, условием нравственного поведения является автономия личности, обретение подлинной индивидуальности здесь достигается в решении сверхличных задач. В-третьих, в искусстве духовная личность вступает в акт сотворчества, что обеспечивает такой иррациональный аспект духовности как чувство вкуса. В-четвертых, в науке происходит овладение методом, а вера, выступая как горизонт смысла, способствует постоянному расширению границ познания.

Мы пришли к выводу, что вера как важнейшее качество духовности способствует обретению целостности на уровне автономии личности. В образовании вера индивида проходит несколько этапов: на начальной ступени это вера-доверие суждениям других, позже это вера-авторитет. Только на этапе веры-откровения возникают сомнения, критическое отношение к «прописным истинам». Здесь имеет место «воля к вере» как выбор автономной личности.

Учитывая сложную структуру духовности, сочетание в ней рациональных и чувственно-интуитивных аспектов, а также ступени эволюции веры, ориентируясь на категорию автономии, мы выявили возможности воздействия на процесс становления духовности в рамках основных форм образовательной деятельности. В соответствии с тремя ступенями образования, начальной, средней и высшей ступенью автономии условно выделяются формы игры, урока, самостоятельной исследовательской работы и творчества. Каждая форма играет важную роль в становлении духовности личности. Приобщение к целостности на их основе достигается сначала в сказочно-мифологическом осмыслении мира, затем в виде системы знаний и умения работать в соответствии с поставленной целью, и, наконец, на ступени автономии качества, приобретенные на каждом этапе, приобретают характер единства. Важно, что даже на этапе автономии личности мы не можем говорить о полном развитии духовности, так как это качество пребывает всегда в процессе становления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Навойчик, Евгения Юрьевна, 2007 год

1. Августин Аврелий. Об истинной религии. СПб. Киев: Алетейя: УЦИММ-пресс, 1998. - 740 с.

2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники /Пер. с англ. М.: Моск. философ, фонд, 1998. - 343 с.

3. Асмус В.Ф. Проблемы интуиции в философии и математике: очерк истории: XVII н. XX в. -М.: Соцэкгиз, 1963. - 312 с.

4. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1998. - 400 с.

5. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978.-199 с.

6. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. -М., 1986.

7. Безгинова И.В. Духовный феномен древнерусской культуры: теоретический аспект: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. культрол. наук /Ур. гос. ун-т. им. A.M. Горького. Челябинск, 1999. -20 с.

8. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: ACT, 2004. - 333 с.

9. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Уч. для студ. высш. учебн. заведений: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2002. 4.1. - 400 с.

10. Бестужев-Лада И.В. Диалог между религиями: возможен ли? Нужен ли? // Вопросы философии. -М., 2002. -№4. С. 60-66.

11. И. Бизоньо П. Память о будущем: Записки об образах науки. М., 1994. -303 с.

12. Бобырев А. В. Воспитание у подростков общечеловеческих духовно-нравственных ценностей на нестандартных уроках. Ростов н /Д, 2000. -С. 7-12

13. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек.-М., 1993.-№1.-С.7-13.

14. Боголюбов Н.С. Развитие личностных качеств учащихся средствамиизобразительного искусства // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. -1995. №3. -С.37-44.

15. Бородина А. История религиозной культуры: Программа учебного курса. -М.:Б.и, 2000.-33 с.

16. Борев Ю.Б. Эстетика В 2-х т. Смоленск: Русич, 1997.

17. Борхес X.JI. Письмена Бога. М.: Республика, 1992. - 511 с.

18. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук /Воронеж, гос. архитер. строит. Акад. - Воронеж, 1998. -16 с.

19. Бубер М. Два образа веры: сборник /Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. -367 с.

20. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии: Опыт исследования /Пер. с нем. М.: Юрист, 1999. - 591 с.

21. Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства: автореф. дис. доктора пед. наук /Бурцева И.В. МГПУ, 1996. - 13 с.

22. Бытие культуры: сакральное и светское: Сб. статей /Отв. Ред. А.В. Медведев. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1994, - 256 с.

23. ВалеевИ.И., Тайчинов М.Г., Хамитов Э.Ш. Традиционная духовная культура в современной педагогической системе // Современная школа: опыт, проблемы, поиски. М., 1997. - С. 13-38.

24. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Избранные произведения /Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

25. Великие мыслители Востока: Выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи / Пер. с англ. -М.: Крон-Пресс, 1999. 655 с.

26. Витгенштейн JI.O. О достоверности // Вопросы философии. 1991. -№ 2. -С.94.

27. Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Фил. науки. М., 1994. - № 1 -3.

28. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

29. Гадамер Г.-Х. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 367 с.

30. Галицкая И.А. К вопросу о воспитании веротерпимости // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. М., 2001. - С.234-235.

31. Гегель Г.В.Ф. Философия истории / Соч. в 14-Т.-М.: Л., 1935.-Т.8.

32. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х т. М.: Мысль, 1972. - Т.2.

33. Гегель Г.В.Ф. Философия духа /Энциклопедия философских наук в 3-х т. -М.: Мысль, 1977. -Т.З.

34. Гегель Г.В. Ф. Лекции по эстетике. СПб.: Наука, 1999.

35. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1988. - 428 с.

36. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии и гармония знания и веры // Педагогика. М., 1998. - №2. - С.49-57.

37. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

38. Гликман И.З. Вера, религия и педагогика // Наука и школа. М., 2000. -№4. - С. 33-41.

39. Глобалистика. Энциклопедия /Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков, «Диалог» М.: ОАО «Радуга», 2003. - 1328 с.

40. Голубева Г. Отражение библейских мифов в литературе и искусстве // Еженед. прил. к газете «Первое сентября». -1998. март.-№9. - С. 15.

41. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. -1994. №1.

42. Губин В.Д. Философская антропология. М.: Унив. книга: ПЕР СЭ, 2000.-235 с.

43. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995. - 288 с.

44. Гуружапов В.А. Введение подростков в экзистенциальные смыслы мотивов русской пейзажной живописи // Психол. Наука и образование. -1998. №2. - С.98-109.

45. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии, 1992, - №7.

46. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.

47. Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии /Пер. с англ. -М.: Республика, 2000. 315 с.

48. Дмитриева Ю.П. Соборность и проблема воспитания коллективизма // Страницы истории педагогики. Пятигорск, 2000. - С.71-76.

49. Додонов В.И. Понятие духовности и душевности в воспитании человека в контексте русской религиозной философии конца XIX начала XX в.в. // Педагогика и политика в образовании России конца XIX -начала XX веков. -М., 1997.-С.6-22.

50. Домбинская М.Г. Русская религиозная философия как источник возрождения духовной культуры /МГУ им. М.В. Ломоносова: Ин-т. переподготовки и повышения квалификации. М., 1996, -16 с.

51. Дондейн А. Христианская вера и современная мысль. Брюссель: Жизнь с Богом, 1974.-283 с.

52. Дубровский О.И. Религия и разум, М.:РУСАКИ, 2002. - 543 с.

53. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. -204 с.

54. Ермолаева Г.И. Русская религиозная философия о соотношении духовного и душевного // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Томск, 1996. - 4.1. - С. 116-118.

55. Ефименко М.Н. Религия. Традиция. Общество: Опыт соц.- филос. анализа рос. регион, развития: Моногр. /Оренб. гос. пед. ун-т. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001.-295 с.

56. Жанбуршина Г.Б. Попытка педагогической реабилитации религии: (о роли религии в воспитании) // Мир образования. 1996. - С.16-19.

57. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусств /Пер. с нем. СПб.: Axioma, 2000. - 272 с.

58. Ильин И.А. Путь к очевидности: Сборник. М.: Республика, 1993. - 431 с.

59. Ионин Л.Г Социология культуры. М.: Логос, 1996. - 280 с.

60. Каган М.С. Этика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с.

61. Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. СПб.: Алетейя, 2000. - 431 с.

62. Как избежать ошибок в религиозном воспитании детей: Особенности детской религиозности и недочеты нашего воспитания: Составлено по работам В.Зеньковского/ Сост. А. Рогозянский. СП.: Сатисъ,2000. - 93 с.

63. Каменский З.А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса // Вопросы философии. 1995. №2.

64. Каутский К. Происхождение христианства /Пер. с нем. М.: Политиздат, 1990.-463 с.

65. Кант И. Сочинения в 4 т. М.: Наука, 1997.

66. Кантор К.М. Три духовные потенции // Вопросы философии. М., 2002. -№ 12.-С.50-54.

67. Кирьянова Л.В. Русская духовная культура и проблемы нравственного воспитания в православной педагогике /Православие и культура. Н. Новгород, 2002. - С. 203-208.

68. Колесник М. Тело и телесность // Человек в контексте эпохи: материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М.Е. Бударина. Омск, 2005. - СЛ24-128.

69. Коллингвуд Р.Д. Идея истории; Автобиография /Пер. с англ. М.: Наука, 1980.-485 с.

70. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Омск: Изд-во Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 24 с.

71. Коплстон Ф. История философии. Средние века /Пер. с англ. М.: ЗАО Центрополиграф, 2003. - 494 с.

72. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше /Пер. с англ. М.: Республика, 2004. - 542 с.

73. Корольков А.А. Духовная антропология. СПб.: СПб Ун-т, 2005. - 323 с.j

74. Короткевич Г.П. Религия как элемент духовной культуры /Вестник Белорус, гос. ун-т. им. В.И. Ленина. Сер.З: История, философия, экономика, право. -Минск, 1992.-20 с.

75. Костюкова Т.А. Философские основания религиозного воспитания // Образование в Сибири. -1996. №1. - С.26-34.

76. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.: ПЕР СЭ, 2002.-416 с.

77. Кошмина И.В. Соединение религиозно-эстетических предметов в среде образовательно-развивающего процесса современной школы // Эстетическая среда и развитие культуры личности. М., 1999. - С.40-54.

78. Крылова Н.В. Современность и пути формирования духовности личности в русской религиозной философии. СПб.: СПб. ГЭГУ (ЛЭТИ), 2001. - Вып.1. - С.20-25.

79. Кудаева Л.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России // Педагогика. М., 1998. -№ 8. - С.69-73.

80. Кудрявцев Л.Д. Вера, наука и образование // IV Питиримовские чтения. -Тамбов, 1998.-С.23-26.

81. Культурология /Под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2005. - 566 с.

82. Кураев А. О вере и знании без антиномий // Вопросы философии. - М., 1992. -№ 7. -С. 45-64.

83. Кьеркегор С. Страх и трепет: Сборник /Пер. с дат. М.: Тера - Клуб: Республика, 1998. -382 с.

84. Лапшин В. Основы духовной культуры. М.: Школа: Открытый мир, 1997.-79 с.

85. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. М., 2001. -№4. - С. 3-9.

86. Лиотар Ж. Состояние постмодерна /Пер. с фр. М.: СПб: Институтэксперим. социологии: Алетейя, 1998,-159 с.

87. Лихачев А.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога) // Педагогика. -М.,2001. -№3. С. 33-36.

88. Лихачев Б.Т. Школа и церковь: новые отношения? /Сов. педагогика. -1991. -№6. С.33-36.

89. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995. 399 с.

90. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, - 559 с.

91. Любутин К., Пивоваров Д. Синтетическая теория идеального. Псков: ПОИ ПКРО, 2000. - 207 с.

92. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения /Сост. В.К. Брушлинский. М.: Госполитиздат, 1961. - т. 20.

93. Медушевский В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе // Духовный собеседник. Самара, 2001. -№3.

94. Мень А. История религии. В 2 кн. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2001.

95. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс - Традиция, 2002. - 624 с.

96. Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или принципы истинной человечности /Рос. Акад. наук, Ин-т философии, М.: Наука, 1999. - 519 с.

97. Мир воспитания глазами религиозных мыслителей России XIX-XX вв.: Хрестоматия. Рязань: Изд-во РГПУ, 2000. - 222 с.

98. Моторин А.В. Духовное начало в художественном воспитании // Начальная школа на рубеже веков: взгляд в будущее Великий Новгород, 2001.-С.20-35.

99. Мукаева О.Д. Буддийское воспитание в контексте современности // Педагогика. М., 2002. - №2. - С. 38-44.

100. ЮО.Никандров Н.Д. Воспитание и религия (размышления педагога) // Советская педагогика. -М.,1991. -№12. -С.51-56.

101. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия: размышления причтении Библии // Нач. шк. -1997. -№ 6. С.52-57.

102. Никоненко С.В. Английская философия XX века. СПб.: Наука, 2003-776с.

103. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1990.

104. Огурцов А.П. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. - 520 с.

105. Ю5.0лийник В.А., Гуляев В.М. Концепция курса «Введение в основы духовной культуры» // Государственная общеобразовательная школа и религия. М., 1994. - С. 25-40.

106. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс /Пер. с исп. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 509 с.

107. Основы религиоведения: Учебник /Под. ред. И.Н. Яблокова, Ю.Ф. Борункова. М.: Высш. школа, 2004. - 511с.

108. От Аристотеля до Платона: Сочинения. /Пер. с древнегеч. Харьков: Фолио, М.: ACT. - 1999. - 832 с.

109. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 704 с.

110. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Импэто, 1997.-94 с.

111. Петренко П.И. Ушинский К.Д. о религиозном воспитании // Страницы русской педагогики. Пятигорск, 1997. - С. 71-84.

112. Пивоваров Д.В. Дух и душа // Современный философский словарь под общ. ред. В.Е. Кемерова. М.: Академический проспект, 2004. - С.205-209.

113. Пивоваров Д.В. Вера // Современный философский словарь под общ. ред. В.Е. Кемерова. -М.: Академический проспект, 2004. -С.100-103.

114. Пивоваров Д.В. Вера как знание и незнание в религии и философии // Философия и религия в истории и современности. Уфа, 2002. - С.28-38.

115. Пивоваров Д.В. Душа и вера: Монография. Оренбург: ООИПКРО,2003,-223с.

116. Плотин. Избранные трактаты. Мн.: Харвест; М., ACT, 2000. - 320с.

117. Попов JI.A. Нравственное воспитание и религия // Педагогика. М., 1999. -№ 6. — С.109-114.

118. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: в 2-х т /Пер. с англ. М.: Международ, фонд «Культ, инициатива», 1992. - 1 т. - 216 с.

119. Пуанкаре А. О науке / Пер. с фр. М.: Наука, 1983. - 560 с.

120. Пушкин А.С. «Отцы пустынники» // Собрание сочинений в XIII т. М.: Худ. литература, 1968. - т. 3. - С.329.

121. Ратанова Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Ин-т педагогики соц. работы Рос. акад. образования. М., 1998. -24 с.

122. Рациональность на перепутье: в2-х кн. /Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: РОССПЭН, 1999. - кн.2. -368 с.

123. Реати Ф.Э. Религия как освобождающая сила в философии XX века /Пер. с ит. СПб.: Европейский дом, 2001. - 96 с.

124. Религия и образование: Сб. обзоров и реф. / Отв. Ред. Л.В. Скворцова. -М.: РАН. ИНИОН, 2002. 208 с.

125. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии /Сост. В.И. Гараджа. М.: Аспект Пресс, 1996. -775 с.

126. Розанов В.В. Религия и культура. М.: Б-ка «Р.Х. 2000», 2001. - 639 с.

127. Романова А.С. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Чуваш. Гос. ун-т им. И.Н.Ульянова. Чебоксары, 1999. - 22 с.

128. Рубцов В.В. Проблема соотношения светского и духовного в современных образовательных моделях // Московская городская семинария.-М., 1997.-С.13-17.

129. Свобода совести в духовном возрождении Отечества /Рос. независим, ин-т социал. и нац. проб., Исследовательский центр «Религия всовременном обществе». -М.: Б.и., 1994. -154 с.

130. Селезнева Н. Культура и духовное возрождение /Под общ. ред. Т.А. Падун. -Рязань: Рязанский обл. ин-тразвития образования, 1994. 77 с.

131. Ш.Скирбек Г. История философии: Учебное пособие /Пер. с англ. М.: ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

132. Скоморохова М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Иркут. гос. пед. ун-т. Иркутск, 1997. - 20 с.

133. Смысл жизни: Антология /Сост. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994. - 592 с.

134. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика /Пер. с англ. СПб.: Изд-во русс, христин. гуманит. ин-та, 2000. - 1054 с.

135. Сретенский Л.В. Религия и культура // Пастуховские чтения. -Ярославль. 2002. С.239-249.

136. Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном /Под. ред. П. Козловски М.: Республика, 2000. - 383 с.

137. Суслов А.В. Нравственные основания русского космизма: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук /МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 1999.-22 с.

138. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа: Монография. -М.: МГОПУ, 1999. -198 с.

139. Тарасова Л.Н. Нравственно-психологические аспекты духовного развития личности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук /Морд. Гос. ун-т им. Н.П. Огарева. Саранск, 1997. - 22 с.

140. Теплых М.С. Религиозная вера как ценностно-смысловое образование духовного бытия человека // Ценности интеллигибельного мира. -Магнитогорск,2004.-Вып.1. С.149-155.

141. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса /Пер. с франц. М.: Айрис - пресс, 2002. - 335с.

142. Тиллих П. Избранное: Теология культуры /Пер. с англ. М.: Юристъ, 1995.-479 с.

143. Фараджев К. Русская религиозная философия. М.: Весь мир, 2002. - 208 с.

144. Федотова И.А. Православное понимание духовности // Православие и проблемы воспитания: Мат-лы VIII Рожд. правосл.-фил. чтений. Новгород, 2000. - С.234-239.

145. Федяев Д.М. В защиту неподлинного бытия. // Человек в контексте эпохи: материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М.Е. Бударина. Омск. 2005. - С.244.

146. Фейберг E.JI. Наука, искусство и религия // Вопросы философии. -М.,1997. -№ 7. С.59-60.

147. Феллер В. Введение в историческую антропологию. Опыт логической проблемы философии истории. М.: КНОРУС, 2005. - 672 с.

148. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика. 1999. - № 3. - С.65-68.

149. Философия культуры. Становление и развитие / Под. ред. М.С. Кагана. -СПб.: Лань, 1998.-448 с.

150. Флоренский П.А. Христианство и культура. М.: Харьков: Фолио, 2001. -665 с.

151. Фомин В.Е. Национальный дух: метафизическое основание русской религиозной философии /Барнаул, гос. пед ун-т. Барнаул, 2002. - 169 с.

152. Франк С. Душа человека. Мн.: Харвест. М.: ACT., 2000. - 992 с.

153. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Моск. лекции интервью. -М.: Ками: Academia, 1995. 244 с.

154. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления /Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

155. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. -М., 1996. -№9.- С. 136-137.

156. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании общего образования:

157. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук /Казан. Гос. пед. ун-т. -Казань, 2002.-38 с.

158. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании общего образования. -М.: Просвещение, 2002. -335 с.

159. Хейзинга И. Осень средневековья: исследование форм жизненного уклада форм мышления в XIX XV в. во Франции и Нидерландах /Пер. с нидерланд. Сочинения в 3-х т. -М.: Прогресс, 1995. -Т.1.-416 с.

160. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век /Отв. ред. И.Т. Фролов и др. М.: Республика, 1995. -528 с.

161. Чурсина Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: Автореф. дис. на соиск. учен, степен. канд. пед. наук / Елец. гос. ун-т. Елец, 2001. - 18 с.

162. Шапошников Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб.: СПб. ун-т, 1996. - 200 с.

163. Шевченко М.Д. Религиозное сознание и духовная деятельность /Моск. обществ, научн. фонд. -М., 1999. — 281 с.

164. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. - 592 с.

165. Шумихина Л.А. Генезис русской духовности /РАН. Урал. отд. -Екатеринбург, 1998. 399 с.

166. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. -№ 2. -С.135 -137.

167. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / Пер. с фр. СПб.: Алетейя, 1998. - 250 с.

168. Юнг К. Психологические типы / Пер. с нем. СПб.: Унив. кн.: ACT, 1996.-716 с.

169. Якубов 3. О некоторых концептуальных основах изучения религии в школе // Педагогика. М., 2001. - № 4. - С. 109-110.

170. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М.: Политиздат,1991.-527 с.

171. Philosophy of Education. An Encyclopedia / Ed J J. Chambliss. New York; London, 1996.

172. Scheffler I The Language of Education. Springfeld, 1960.

173. The Concept of Education / Ed.by R.S. Peters. London; New York, 1968.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.