Духовность и принцип деятельности: Соц. аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Осипова, Анна Валентиновна

  • Осипова, Анна Валентиновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 186
Осипова, Анна Валентиновна. Духовность и принцип деятельности: Соц. аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 1998. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Осипова, Анна Валентиновна

Введение.

Глава I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ВИДЫ.

1.1. Деятельность как сущностная характеристика человеческого бытия.

1.2. Структура и мотивация деятельности.

Глава II. ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Понятие духовности: сущность, содержание, формы бытия.

2.2. Структура духовности. a) Гносеологическая составляющая духовности ("теоретизм"). b) Нравственное содержание духовности ("этизм"). c) Эстетические ценности как компонент духовности ("эстетизм").

Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, ДУХОВНОСТЬ.

3.1. Педагогическая деятельность и её особенности.

3.2. Общение в системе педагогической деятельности как средство формирования духовности.

3.3. Формирование духовности как основная гуманистическая задача воспитания и образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовность и принцип деятельности: Соц. аспект»

Проблема взаимоотношения материи и духа как основополагающая в философии в современных условиях требует новых обсуждений с позиций тех политических, социальных, экономических и культурных отношений, которые характерны для конца XX века. Несомненно, что эти обсуждения являются важным средством обогащения материализма, преодоления той его "однобокости", того его искаженного образа, в котором материя представлена как косное, пассивное, бездеятельное начало. Сегодня проблемы "мыслящего духа", содержания и специфики духовного приобретают особое значение. Актуальным остается выяснение границ, предела противоположности материи и духа.

Целью данной работы является раскрытие сущности духовности как одной из важнейших характеристик личности. Кроме этого, феномен духовности рассматривается применительно к тем процессам, которые происходят сегодня в образовании и прежде всего в связи с его гуманизацией и гуманитаризацией. Это тем более актуально, что гуманитаризация, с одной стороны, оказывается закономерностью развития не только российского, но и мирового образования, а с другой — она является важнейшим средством реализации духовности, формирования жизненной позиции личности, внутреннего мира человека. При этом основной акцент будет сделан на выявление причин, в силу которых духовность занимает особое место в новой парадигме образования, адекватной XXI веку.

В контексте гуманистического воспитания и образования человек должен рассматриваться как субъект активной, целесообразной деятельности, как личность, имеющая "мужество пользоваться собственным умом"1. А это делает актуальным и необходимым возвращение в теорию и практику воспитания и образования понятий "дух", "душа", "духовность" и других, непосредственно к ним примыкающих, наполнение их материалистическим содержанием. Культура обращения с этими понятиями — необходимое условие раскрытия сущности человеческого бытия во всем его многообразии. Мир человека не может быть раскрыт и осмыслен во всей его глубине и полноте, противоречивости и содержательности без обращения к проблеме духовности. При этом отметим, что в данной работе духовность рассматривается в ее светском понимании, как наименее исследованном.

Конечно, проблема духа, духовности в широком смысле слова — это классическая философская проблема. Поэтому вряд ли можно указать философскую систему, в которой эта проблематика не обозначалась бы и не рассматривалась. Но её постановка, скажем, в классической немецкой философии и в русской философии существенно различна. Так, если для первой характерен абстрактно-теоретический подход, то для второй — нравственно

1 Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 6. —

М.: Мысль, 1967. С. 27. гуманистический, непосредственно связанный с человеком, с "правдой жизни" (Н. А. Бердяев).

Здесь же нужно отметить, что проблема духовности более широкое звучание приобрела в психологии, чем в философии. В философии при её исследовании, а точнее, освещении, основное внимание уделялось хотя и связанным с нею вопросам духовной жизни общества и личности, духовной сферы общества, духовного мира личности, духовного производства1, но не самому феномену духовности. Последний, в целом, был отдан идеалистической философии и религии. Это совершенно неоправданно, поскольку именно вокруг феномена духовности группируются все другие, связанные с человеком, вопросы — культуры, гуманизма, гуманитаризации образования и многие другие.

Актуальность темы исследования возрастает, если учесть её не только философское, но и нравственно-гражданское содержание, те социально-экономические, политические и морально-нравственные явления, которые переживает Россия на пути к рыночной экономике и рыночным отношениям в целом. В условиях духовного кризиса, наличие которого признается, в сущности, большинством философов, социологов, политологов и особенно педагогов, поиски выхода из него приобретают особую актуальность. Выход же из этого кризиса "невозможен без единой стратегии, в основе которой лежит опора на духовно-культурный

1 Отметим лишь некоторые из работ этого направления: Коган Л. Н. Духовная потребность и деятельность личности // Философские науки, 1976, № 1; Уледов А. К. Духовная жизнь общества. — М.: Мысль, 1978; Барулин В. С. Социальная философия. В 2-х ч. — М.: Изд-во МГУ, 1993; Бачинин В. А. Духовная культура личности. — М.: Политиздат, 1986. потенциал России, ее историческое духовное наследие"1. А это требует обращения к духовности во всем многообразии форм её проявления, ее специального анализа. Работы в этом направлении появляются2. В связи с этим нужно особо отметить консолидирующую роль "Круглых столов" журнала "Вопросы философии" по проблемам духовности и духовной жизни современного человека3.

Положительным является тот факт, что и в учебной литературе появляются разделы, специально посвященные проблеме духовности, новым подходам к вопросу о соотношении материального и духовного, основному вопросу философии4.

1 Россия сегодня: реальный шанс. — М.: Обозреватель, 1994. С. 29.

2 См.: Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989. Грани духовного. Межвузовский сборник научных трудов. — Владимир: Изд-во ВГПИ, 1993; Карпинская Р. С. Человек и его жизнедеятельность (философско-публицистический очерк). — М.: Знание, 1988; Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12; Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М.: Политиздат, 1988; Никитин Е. П. Духовный мир: ограниченный космос или разбегающаяся вселенная // Вопросы философии. 1991. № 8; О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991; Сачков Ю. В. Проблема духовного и основной вопрос философии // Природа. 1989. № 5; Федотова В. Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. № 3; Федотова В. Г. Цена прогресса. — М.: Знание, 1988 и др.

3 См.: Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности (материалы "Круглого стола") // Вопросы философии. 1989. № 1; Российская ментальность (материалы "Круглого стола") // Вопросы философии. 1994. № 1; Духовность, художественное творчество и нравственность (материалы "Круглого стола") // Вопросы философии. 1996. № 2 и др.

4 См.: Бережной Н. М. Социальная философия. Ч. I. Учебное пособие. — М.: Изд-во ГАСБ и У, 1996; Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. — М.: Изд-во ТЕИС, 1996; Егоров В. С.

В условиях нравственно-духовного кризиса, все большего отчуждения человека от культуры, отказа от десятилетиями складывавшихся стереотипов и ценностей и перехода к новым ценностным ориентациям общество особые надежды возлагает на образование. В этих условиях реформа образования должна быть направлена прежде всего на формирование и развитие духовности человека, его внутреннего мира, приобщение его к мировой и отечественной культуре. Особая значимость в этом контексте образования и в том, что без его успешного реформирования не могут быть действенными и эффективными и социально-экономические преобразования в стране.

Все это определило выбор темы диссертационного исследования. При этом сыграла свою роль и недостаточность разработки проблемы духовности в ее диалектико-материалиетическом и светском понимании.

Основной целью данного диссертационного исследования является раскрытие сущности духовности в её соотношении с принципом деятельности. Последнее необходимо в силу того, что сама духовность обнаруживает свою деятельностную сущность, это и позволило ряду авторов утверждать то, что духовность реализует себя прежде всего в средствах достижения тех или иных целей. Это, в свою очередь, сделало необходимым решение триединой задачи: 1) раскрытие специфики духовной деятельности и его места во всей системе человеческой деятельности; 2) анализ форм

Рационализм и синергизм. — М.: Советский спорт, 1997; Егоров Ю. Л., Костина Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: гуманитаризация, информатизация, духовность. — М.: Изд-во РАГС, 1996 и др. бытия духовности, способов ее существования; 3) выяснение места и функций духовности в структуре личности.

Поскольку вопросы духовности, духовной культуры личности, задачи образования в плане воспитания и формирования развитой личности в современных условиях или исследованы явно недостаточно, или теоретические модели и выводы, сформулированные к условиям 70—80-х годов, оказываются неприменимыми к той ситуации, в которой находится сегодня Россия, в данной работе основное внимание уделено философско-методологическому и концептуальному их осмыслению, без чего затруднительна их эффективная реализация в педагогической деятельности, в системе образования в целом.

Методологической и источниковедческой базой данного исследования являются принципы и идеи, разработанные как в марксистской, так и в немарксистской (русской и западной) философии и педагогике.

1) Несомненно, должны быть названы два принципа, непосредственно связанные с марксистской философией и методологией: 1) концепция специфики духовного производства и практической детерминации духовной деятельности; 2) принцип оборачивания метода (Umschlag in der Methode), суть которого состоит в том, что исторически вторичные объекты — духовные феномены — становятся исходными, первичными по отношению к той деятельности, на которой они базировались. На основе этого принципа обосновывается идея об относительной самостоятельности теоретического знания, об использовании духовных феноменов для осмысления практической деятельности, для построения прогнозов и гипотез и т.п.

2) Широко использовались работы отечественных философов (Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, Э. В. Ильенкова, М. К. Мамардашвили, Г. С. Батищева, Ю. В. Сач-кова, В. Г. Федотовой и др.), психологов (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе, В. В. Давыдова и др.) и педагогов (Б. Т. Лихачева, С. И. Архангельского, В. Д. Шадрикова и др).

3) Специально должны быть названы представители западной и философской, и психологической мысли, которые способствовали выработке определенной исследовательской позиции диссертанта, обоснованной в данной работе (А. Бергсон, К. Ясперс, В. Франкл, Э. Фромм, Й. Хейзинга и др.).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в выдвижении и обосновании следующих основных положений и выводов: уточнено понимание духовного производства и духовной деятельности; обосновано положение о необходимости активизации фактора духовности как необходимого условия выхода России из духовно-нравственного кризиса, в котором она оказалась в процессе перехода к рыночной экономике; проанализировано понятие духовности, её структура и типы (виды); обоснована идея социокультурной природы духовности; выявлены формы бытия духовности; раскрыта взаимосвязь деятельности, образования и духовности, сформулированы задачи гуманистического воспитания и образования как основных средств формирования духовности личности; акцентировано внимание на необходимости гуманизации и гуманитаризации образования как условия повышения эффективности учебного процесса и становления духовного лица человека.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Московского государственного института электронной техники — Технического университета и получила положительную оценку. Основные положения диссертационного исследования докладывались на Международной научной конференции "Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века" (Москва, Зеленоград, 1996 г.), на научной конференции "Философия и образование" (Рязань, 1995 г.), а также в публикациях диссертанта:

1) Духовность и принцип деятельности. — М.: Изд-во ЗелО, 1997. 121 е.;

2) Педагогическое воздействие как средство формирования чувственного образа // Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века. — М.: Изд-во ЗелО, 1996. С. 140-141;

3) Духовность в парадигме образования XXI века. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН. № 52831. - М., 1997. 36 с. (В соавторстве с д.ф.н. проф. Егоровым Ю. Л.), описание в: «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Депонированные научные работы», раздел «Науковедение», № 1, 1998;

4) Формирование духовности как основная гуманистическая задача воспитания и образования // Философия. Управление. Образование. Сб. научн. ст. Вып. 1. — М.: Изд-во ЗелО, 1998. С. 201-209.

Практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, в лекционных курсах по философии по ряду тем теории познания, по проблемам человека, по многим темам социальной философии. Эти материалы и выводы непосредственно имеют выход на программу гуманитаризации учебного процесса, как в высшей, так и в средней школе.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Объём работы — 187 стр. машинописного текста. Список литературы включает 211 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Осипова, Анна Валентиновна

Заключение

В преддверии третьего тысячелетия новым содержанием наполняется призыв основоположника синергетики как образца постнеклассической науки И. Р. Пригожина сделать все науки гуманитарными. Конечно, различия между "двумя культурами" — естественно-научной и гуманитарной, игнорировать нельзя. Тем не менее мысль И. Р. Пригожина исключительно глубока: она требует примата гуманитарного мышления, проникновения его в "тело" науки. В условиях же отсутствия гуманитарного мышления, целостности культуры трудно говорить о торжестве духовности, гуманистического начала, вне которых проблемы "экологического императива" (Н. Н. Моисеев), устойчивого развития и выживания человечества не только не могут быть решены, но даже не могут быть просто осмыслены.

Современная наука, в том числе и педагогическая, оказалась далека от античного образа этически и эстетически насыщенного знания, в котором познавательное, нравственное и художественное отношение к действительности были объединены и наука представляла синкретическую целостность. В то же время сегодня постепенно формируются элементы нового типа рациональности, нового образа знания, в котором этические измерения, нравственные и эстетические ценности входят в качестве явных ведущих и организующих начал. В становлении нового образа науки и человека ведущая роль принадлежит духовности, важнейшим средством формирования и развития которой является образование. Наука — образование — духовность все больше и больше обнаруживают свое единство, наиболее полно реализующееся в культуре как показателе человеческого в человеке.

И тем не менее в индустриальном обществе, в мире машин "материальные ценности возобладали над духовными. Установился примат объективного над субъективным, безличных социальных структур над живой человеческой деятельностью"1. Выход из этой тупиковой ситуации в переходе к новым формам общественной жизни, к новым видам технологии. Этой технологией должна быть информационная технология, а общество, основанное на ней, информационным2, или, по терминологии В. И. Вернадского, ноосферным.

Все это означает переход к постиндустриальной, информационной цивилизации, "ведущей роли от материально-вещественных элементов производства к духовно-идеальным"3, становление новых видов деятельности.

Образование должно быть важнейшим средством сохранения культурой своей целостности, способом преодоления разобщенности между поколениями и народами, необходимым условием прогресса общества. Оно должно внести свой определяющий вклад в совершенную организацию социума, в осмысление проблемы

1 Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 70.

2 См.: Тихонов М. Ю. Информация. Информационные технологии. Информационное общество. — М.: Изд-во "ЗелО", 1997.

3 Бакиров В. Цит. соч. С. 68. свободы и ее обретения, поскольку только духовно развитый и образованный человек может быть действительно свободным.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Основная задача воспитания и образования — это всестороннее развитие личности. Л. Н. Коган полагает, что главным критерием всестороннего развития личности можно считать "свободную реализацию личности в основных видах социальной деятельности"1. Понятие "всесторонность" имеет различие в механистическом и диалектическом истолковании. С точки зрения механистического понимания "всесторонность" рассматривается как часть механистического детерминизма, который не видит разницы между необходимыми и случайными связями. Это понятие рассматривается как количественная бесконечность.

В диалектико-материалистической трактовке понятие "всесторонность" рассматривается как сущность, связанная с общественной практикой. То есть здесь затронуты те необходимые элементы, которые составляют ее специфическую определенность в системе человеческой практики. Духовное воспроизводство "всесторонности" человека как личности означает воспроизводство его как целостности, как диалектической системы его сущностных свойств.

Всесторонне развитая личность как социальный тип личности может формироваться только в обществе, которое является субъектом собственной истории и в котором индивид выступает как участник этой субъективности общества, т. е. индивид должен освоить важнейшие, существенные достижения человеческой

1 Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. — М., 1984. С. 50. культуры, в которых проявляется всесторонность человеческого общества.

2) Воспитание духовного в человеке — это сложный, многогранный, всеобъемлющий процесс. "Духовность — высшая личностная установка индивида в человеке — это высшее измерение человеческого бытия1. Духовность выступает "как способ самостроительства личности и конституируется в виде призвания ее носителя" . Исследование человека и его духовной природы в настоящий момент прежде всего обращено к тем сторонам сущности человека, его жизнедеятельности, которые характеризуют его в качестве ключевого, творческого начала, созидающего объективные социальные и культурные формы своего бытия — это государство, религия, наука, искусство.

3) Гуманизация и гуманитаризация образования предполагают взаимосвязь всех форм человеческого бытия с субъективно-человеческим фактором, как конкретно исторических продуктов человеческого творчества, как таких образований, которые своим возникновением обязаны, прежде всего конкретным потребностям и интересам человека, его творческим способностям и возможностям; "наполнение" естественных и технических наук социокультурным содержанием; обращение к бесценным памятникам отечественной и мировой культуры, включение их в процесс формирования мышления и поведения человека, адекватных новым условиям социального бытия, новым

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. С. 93.

2 Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 21. политическим и экономическим реалиям"1.

Реформа образования направлена на решение этой важной проблемы в условиях возрастающей роли человеческого фактора, совершенствования всех сторон и граней личности, развитие "всех человеческих сущностных сил" , обретение человеком подлинной свободы. Только действительно свободное общество может реализовать идеалы Истины, Добра и Красоты как важнейших составляющих духовности, её содержания.

1 Костина Т. И. Гуманитаризация и компьютеризация образования как фактор формирования духовности личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. — М., 1995. С. 5.

2 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - М., 1965, Т. 46, ч. 1. С. 476.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Осипова, Анна Валентиновна, 1998 год

1. Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.

2. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985.

3. Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI в. Материалы Международной научной конференции / Под ред. Б. В. Леванова, Ю. Л. Егорова. — М.: Изд-во ЗелО, 1996.

4. Алексеев П. В., Панин В. А. Философия. Учебник. — М.: ТЕИС, 1996.

5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Прогресс, 1977.

6. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. — М.: Политиздат, 1980.

7. Арефьева Г. С. Социальная активность. — М.: Мысль, 1974.

8. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. — М.: Политиздат, 1979.

9. Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980.

10. Барулин В. С. Социальная философия. В 2 ч. — М.: МГУ, 1993.

11. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность.1993. № 1.

12. Бачинин В. А. Духовная культура личности. — М.: Политиздат, 1986.

13. Белоусов П. А. Антропологическое измерение духовности // Грани духовного. — Владимир: Изд-во ВГПИ, 1993.

14. Бергсон А. Восприятие изменчивости. — СПб, 1913.

15. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. 1990. № 1.

16. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М.: Книга, 1991.

17. Бережной Н. М. Социальная философия. Ч. 1. Учебное пособие. — М.: Изд-во ГАСБ и У, 1966.

18. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т. 2. — М.: Искусство, 1964.

19. Берштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М.: Педагогика, 1966.

20. Благушин Е. Г. Проблемы нравственного развития личности. — М.: Политиздат, 1977.

21. Богомолов А. С. Диалектика и рациональность // Вопросы философии. 1978. № 7.

22. Богословский В. В. Общая психология. — М.: Высшая школа, 1985.

23. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человеком человека. М.: МГУ, 1982.

24. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. — М.:1. Наука, 1961.

25. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978.

26. Бэн Л. Психология. СПб, 1887.

27. Васильев И. К. Эмоции и мышление. — М.: Мысль, 1950.

28. Волькенштейн М. В. Красота науки // Наука и жизнь. 1988. № 9.

29. Волков Г. Н. Три лика культуры. — М.: Молодая гвардия, 1986.

30. Воронович С. А., Плетников Ю. К. Категория деятельности в историческом материализме. — М.: Мысль, 1975.

31. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3, 4. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшина. — М.: Педагогика, 1983.

32. Гаврилова Г. П. Экспансия как специфический способ познания человека человеком. — Краснодар, 1975.

33. Гегель. Философия религии. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1975.

34. Гегель. Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1974-1975.

35. Гегель. Эстетика. В 2 т. Т. 1,2. — М.: Искусство, 1969.

36. Гейзенберг В. Значение красоты в точной науке // Шаги за горизонт. — М.: Прогресс, 1987.

37. Герасимов И. Г. Знание о знании (Логико-методический этюд) // Когнитивная эволюция и творчество. — М.: ИФРАН, 1995.

38. Грани духовного. Межвузовский сборник научных трудов. — Владимир. Изд-во ВГПИ, 1993.

39. Гулыга А. В. Принципы эстетики. — М.: Политиздат, 1987.

40. Гусейнов А. А. Моральный выбор. — М., 1980.

41. Давыдов Ю. Н. Этика любви и методика своеволия (Проблемы нравственной философии). 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1989.

42. Дахин А. В. Методология и теория деятельности. Тезисы X симпозиума. — Горький, 1982.

43. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1989.

44. Делокартов К. X., Комиссарова Г. А. Философия образования и социальные трансформации // Философские проблемы образования. — М.: РАГС, 1966.

45. Деятельность: теория, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990.

46. Джеймс С. Психология. — СПб, 1922.

47. Диксон Дж. Проектирование, изобретательство, анализ и принятие решений. — М.: Мир, 1969.

48. Дильтей В. Описательная психология. — СПб, 1924.

49. Дильтей В. Избранное. СПб, 1952.

50. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. — М.: Знание, 1980.

51. Достоевский Ф. М. Идиот. — М.: Гослитиздат, 1955.

52. Дробницкий О. Г. Научная истина и моральное добро // Наука и нравственность. — М.: Политиздат, 1971.

53. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — М.: Политиздат, 1989.

54. Духовность, художественное творчество и нравственность (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996.

55. Дьюи Дж. Теоретические аспекты познания личности. — Лондон, 1968.

56. Дьякова Н. Я. Английский романтизм. — М.: Знамя, 1978.

57. Егоров В. С. Рационализм и синергизм. — М.: Советский спорт, 1997.

58. Егоров Ю. Л. Методологические проблемы современного научного познания. — М.: МИЭТ, 1993.

59. Егоров Ю. Л., Костина Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: гуманитеризация, компьютеризация, духовность, философские и методологические проблемы. — М.: РАГС, 1996.

60. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М.: Политиздат, 1990.

61. Залыгин С. П. Культура и личности // Новый мир. 1989. № 11.

62. Зеленов Л. А. Становление личности. — Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1989.

63. Зелеченко А. И. Психология духовности. — М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.

64. Зинченко В. П. Человеческий интеллект и технократическое мышление. — М.: Педагогика, 1988.

65. Зинченко В. П. Человек развивающийся. — М.: Тривола, 1994.

66. Злобин Н. С. Деятельность — труд — культура // Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990.

67. Золотое правило нравственности. — 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1988.

68. Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство.— Киев: Украина, 1977.

69. Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во МГУ, 1980.

70. Ильенков Э. В. Гуманизм и наука // Наука и нравственность. — М.: Политиздат, 1971.

71. Ильин С. Н. Искусство общения. — М.: Педагогика, 1985.

72. Каган М. С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988.

73. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974.

74. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 3. — М.: Мысль, 1964.

75. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 5. — М.: Мысль, 1966.

76. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 6. — М.: Мысль, 1967.

77. Карпинская Р. И. Человек и его жизнедеятельность (философско-публицистический очерк). — М.: Знание, 1988.

78. Келле В. Ж., Ковальзон М. М. Теория и история. Проблемы теории исторического процесса. — М.: Наука, 1981.

79. Книжность как феномен культуры (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1994. № 7—8.

80. Князев В. Н. Параметрические свойства личности. — М.: Педагогика, 1989.

81. Ковалев А. М. Психология личности. — М.: Политиздат, 1970.

82. Коган Л. Н. Духовная потребность и деятельность личности // Философские науки. 1976. № 1.

83. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. — М.: Мысль, 1984.

84. Кон И. С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978.

85. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979.

86. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980.

87. Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание. — М.: Политиздат, 1979.

88. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. — М.: Политиздат, 1988.

89. Коршунов А. М., Тутов Л. А. Роль гуманитарного знания в процессе формирования человека // Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века. — М.: ЗелО, 1996.

90. Костина Т. И. Гуманитаризация и компьютеризация образования как фактор формирования духовности личности. Автореф. дисс. на соискание ученой степени к. ф. н. М.: МИЭТ, 1995.

91. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12.

92. Кукушкина Е. И. Гносеология в системе философского мировоззрения. — М.: Знание, 1983.

93. Кукушкина Е. И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика. — М.: Политиздат, 1989.

94. Культура. Образование. Человек. Тезисы докладов международной конференции. — М.: Изд-во МГУ, 1966.

95. Кучиньска А. Прекрасное, миф и действительность. — М.: Прогресс, 1987.

96. Леви В. Искусство быть другим. — М.: Знание, 1980.

97. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.

98. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.

99. Леонтьев А. Н. Педагогическое общение. — М.: Изд-во МГУ, 1970.

100. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Политиздат, 1959.

101. Лихачев Д. С. XVII век в русской литературе // XVII век в мировом литературном развитии. — М.: Прогресс, 1992.

102. Лихачев Д. С. Память истории священна. — М.: Сов. Писатель, 1986.

103. Лихачев Д. С. Прошлое — будущему. — Л.: Наука, 1986.

104. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995.

105. Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М.: Политиздат, 1988.

106. Лосев А. Ф. Русская философия // Век XX и мир. 1988. № 3.

107. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. — М.: Прогресс, 1992.

108. Мамардашвили М. К. Интеллигенция в современном обществе // Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1990.

109. Маркарян Э. С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопросы философии. 1972. № 10.

110. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. — М.: Госполитиздат, 1955—1965.

111. Ш.Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Политиздат, 1956.

112. Маслова И. К. Стиль руководства учителя как способ социального психологического воздействия. — М.: Высшая школа, 1973.

113. Мерзон JI. Я., Владыкина JI. Ф. Научное общение и творчество ученого. — JL: Изд-во ЛГУ, 1977.

114. Мясищев В. Н. Проблемы сознания. Материалы симпозиума. — М., 1969.

115. Мясищев В. Н. Тезисы симпозиума «Социально-мотивационные и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. — М.: Инст-т практической психологии, 1970.

116. Наука и нравственность. — М.: Политиздат, 1971.

117. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1989. № 1.

118. Недошивин Г. А. Искусство. — М.: Искусство, 1962.

119. Немов Р. С. Стратометрическая концепция и проблемы групповой эффективности. — М.: Мысль, 1980.

120. Никитин Е. П. Духовный мир: ограниченный космос или разбегающаяся вселенная // Вопросы философии. 1991. № 8.

121. Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. М.: Логос, 1955. Т. XIX. 1994. № 3.

122. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — М.: Прогресс, 1979.

123. Общая газета. 21—27 авг. 1997. № 33.

124. Остер Г. Вредные советы. — М.: Педагогика, 1989.

125. О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991.

126. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Прогресс, 1985.

127. Петровский А. В. Психология развивающейся личности. — М.: Педагогика, 1987.

128. Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1950.

129. Плеханов Г. В. Избр. философские произведения. Т. 1. — М.: Политиздат, 1956.

130. Полани М. Личностное знание. — М.: Прогресс, 1985.

131. Розин В. М. Проблема целостного изучения человека //О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991.

132. Розин В. М. Философия гуманитарного образования. Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.

133. Раушенбах Б. В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991.

134. Решетова 3. И. Психологические основы профессионального обучения. — М.: Изд-во МГУ, 1985.

135. Риккерт Г. Принципы естественно-научного образованияпонятий. СПб., 1994.

136. Российская ментальность (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1994. № 1.

137. Россия сегодня: реальный шанс. — М.: Обозреватель, 1994.

138. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989.

139. Рубцов А. В. Художественное произведение как модель завершенного познания // Вопросы философии. 1979. № 10.

140. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981.

141. Рувинский Л. И. Самовоспитание личности. — М.: Мысль, 1994.

142. Сагатовский В. Н. Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. — М.: Молодая гвардия, 1987.

143. Сачков Ю. В. Проблема духовного и основной вопрос философии // Природа. 1989. № 5.

144. Симонов П. В., Ершов П. М. Что такое душа // Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989.

145. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989.

146. Сноу Ч. Две культуры. — М.: Прогресс, 1973.

147. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1979.

148. Соковкин В. М. О природе человеческого общения. — М.: Мысль, 1989.

149. Соколов В. М. Социология нравственного развитияличности. — М.: Политиздат, 1986.

150. Соловьев В. С. Красота в природе. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1988.

151. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1957.

152. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М.: Политиздат, 1972.

153. Столович Jl. Н. Красота. Добро. Истина. Очерки истории эстетической аксеологии. — М.: Изд-во Республика, 1994.

154. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. — М.: Прогресс, 1975.

155. Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М.: Прогресс, 1965.

156. Титаренко А. И. Нравственный прогресс. — М.: Политиздат, 1969.

157. Тихонов М. Ю. Информация. Информационные технологии. Информационное общество. — М.: Изд-во ЗелО, 1997.

158. Толстой JI. Н. Философские заметки, дневники и записные книжки. — Л., 1935.

159. Трубников Н. Н. Наука и нравственность (о духовном кризисе европейской культуры) // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М.: Политиздат, 1990.

160. Тугаринов В. П. Теория ценностей. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

161. Турченко В. Н. Основы стратегии образования (Новая парадигма — императив устойчивого развития) // Материалы международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». — Новосибирск: Инст-т философии и права СОРАН, 1995.

162. Узнадзе Д. Психологические исследования. — М.: Мысль, 1966.

163. Уледов А. К. Духовная жизнь общества. — М.: Мысль, 1978.

164. Уледов А. К. Нравственное воспитание как важнейший фактор всестороннего развития личности. — М.: Политиздат, 1979.

165. Устюгова Е. Н. Проблема смысла культуры в буржуазной культурологии XX века // Искусство в системе культуры. — Д.: Изд-во ЛГУ, 1991.

166. Федотова В. Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. № 3.

167. Федотова В. Г. Цена прогресса. — М.: Знание, 1988.

168. Фейербах Л. Избранные философские произведения. — М.: Мысль, 1960.

169. Философия любви. В 2 ч. / Под ред. Д. П. Горского. Ч. 1. — М.: Политиздат, 1990.

170. Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. — Новосибирск, 1981.

171. Франк С. Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992.

172. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

173. Фрейнберг Е. Л. Интуиция и логика в искусстве и науке. — М.: Наука, 1992.

174. Фресс Д. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. Леонтьева. — М.: Мысль, 1985.

175. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. — М.: Политиздат, 1989.

176. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990.

177. Хараш А. У. О механизме общественной детерминации индивидуальной деятельности // Общение и деятельность. Прага, 1981.

178. Харламов И. Ф. Методологические проблемы теории нравственности и отношение к ней // Педагогика. 1979. № 4.

179. Хойзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс, 1992.

180. Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива. Автореф. дисс. д-ра психологических наук. — М., 1980.

181. Шадриков В. Д. Социальные науки и гуманитаризация высшего образования в России (О развитии гуманитарного образования) // Высшее образование в России. 1992. № 3.

182. Шелер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. № 5.

183. Швейцер А. Культура и этика. — М.: Прогресс. 1973.

184. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. — М.: Политиздат, 1984.

185. Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Политиздат, 1969.

186. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности. — М.: Знание, 1982.

187. Шрейдер Ю. А. Гуманитаризация знания и управление информационной средой // Вестник АН СССР. 1978. № 3.

188. Эстетическое воспитание в современном мире. — М.: Минкульт, 1991.

189. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1978.

190. Юнг К. Г. О феноменологии духа в сказках // Урания. 1994. № 1-2.

191. Якобсон П. Я. Изучение чувств у детей и подростков. — М.: Педагогика, 1961.

192. Якобсон С. Г. Психологические проблемы эстетического развития детей. Научно-исследовательский институт Академии пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1984.

193. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986.

194. Якунин В. А., Кондратьева JI. С. Психологические аспекты нравственного формирования личности. — JL: Изд-во ЛГУ, 1982.

195. Ярошевский М. П. Дискуссия как форма научного общения. — М.: Педагогика, 1988.

196. Alderfer С. P. Existence / Relatedness and Growth Human Needs in Organizational Settings. — N. Y.: The Free Press, 1972.

197. Botkin J., Elmandjra M., Malitza M. No Limits to Learning: Bridgirg the Human Cup. A Report to the Club of Rome. — N. Y., 1979.

198. Dufren V. Pour l'homme. L'analyse du processes. — Paris: Vonton, La Haye, 1976.

199. Dearden R. F. Theory and Practice in Education // Journal of the Philosophy of Education. Vol. 14, № 1, 1980.

200. Coombs P. H. The World Crisis in Education: the View from the Eighties. — New York: Oxford University Press, 1985.

201. Landis. The international et of social expression. — London, 1929.

202. Lukacs L. Przeslanki wlasnegosniata driel sztuki. Hudia estetycxne. 1968. № 5.

203. National Goals for Education. US Department of Education. — Washington D. C. July, 1990.

204. Newton I. The Meaning of Beauty. — London, 1967.

205. Madsen K. B. Theories of Motivation. — The Kent State University Press and Munkslaard, 1968.

206. Maslow A. Motivation and Personality — 2 nd ed. — N. Y.: Harper and Row, 1970.

207. Mc Celland D. Power: The Juner Experience. — N. Y.: Irvington, 1975.

208. Meadows D., Perelman L. Limits to Growth: A Challenge to Higher Education // Prospect. Vol. 7, № 1. 1977.

209. Papert S. Mindstorms. Children, Computers, and Powerful Ideas. Basic Books, Inc., Publishers. N. Y., 1980.

210. Peters R. The Philosophy of Education. Oxford University Press, 1973.

211. Scheler M. Nesen und formen der sympathie. — Munhen, 1928.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.