Становление английской драматической хроники XVI века и эволюция сценической поэтики жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Добровольская, Анна Вячеславовна

  • Добровольская, Анна Вячеславовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 117
Добровольская, Анна Вячеславовна. Становление английской драматической хроники XVI века и эволюция сценической поэтики жанра: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 1998. 117 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Добровольская, Анна Вячеславовна

Оглавление

страница

Введение

Глава I. Основные предпосылки и условия возникновения

жанра драматической хроники

Глава II. Некоторые особенности становления сценической поэтики английской драматической хроники в первой

половине XVI века ( от интерлюдии к хронике)

Глава III. Драматическая хроника елизаветинской эпохи и публичный театр 90-х гг. XVI в.

("Беспокойное царствование Джона, короля Англии" и

"Жизнь и смерть короля Джона В. Шекспира)

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление английской драматической хроники XVI века и эволюция сценической поэтики жанра»

ВВЕДЕНИЕ.

Данная диссертационная работа посвящена проблеме становления английской драматической исторической хроники XVI столетия и исследованию некоторых особенностей эволюции сценической поэтики жанра. Материалом исследования стала совокупность тех произведений английской средневековой и ренессансной драматургии, в которых можно проследить зарождение, развитие и формирование жанра.

В структуре рассматриваемых произведений может быть выявлен сам процесс перехода от категорий средневекового театра, с присущими ему аллегоричностью и дидактизмом, к историческому мышлению, к задачам отражения современной жизни, к новому театральному языку.

С точки зрения генезиса жанра особый интерес представляет первая английская драматическая хроника - "Король Джон" Джона Бейля. Центром тяжести в работе становится детальное исследование этой пьесы, включающее театроведческую реконструкцию спектакля в парадном зале дома Кранмера.

Особенности жанра хроники в ее зрелых образцах исследуются на материале анонимной хроники "Беспокойное царствование Джона, короля Англии" и хроники В. Шекспира "Жизнь и смерть короля Джона".

Материал, на котором строится исследование, отсутствует в научном обороте в нашей стране: ни моралите и интерлюдии, ни "Король Джон" Дж. Бейля и "Беспокойное царствование Джона, короля Англии" не переведены на русский язык. В отечественном театроведении вопрос об их жанровом своеобразии и значении для становления исторической хроники не исследовался.

Английская дошекспировская драматическая хроника фактически ни разу не становилась реальным поводом для монографического исследования в отечественной исторической науке о театре.

Работы Н.И.Стороженко, посвященные драматургии предшественников В. Шекспира, в частности, его монография о Роберте Грине, касаются проблем развития этого жанра только в контексте творчества отдельных авторов,

отдавших дань жанру драматической хронику. Основная масса работ, затрагивающих вопросы, связанные в английской хроникой, сосредотачивают внимание, главным образом, на высших достижениях жанра в творчестве В. Шекспира. Тема "Шекспир и история" в различных аспектах оказалась в центре внимания отечественных исследователей в послевоенный период. Ее довольно плодотворно разрабатывали А. Аникст, Л. Пинский, А. Смирнов, М.и Д. Урновы, Ю. Шведов и другие. Книга М. Бар га "Шекспир и история" (1979 г.) обращается к неисследованной грани этой темы - хроники Шекспира как воплощение английской исторической мысли XVI века.

Между тем к тому времени, когда В. Шекспир начал пробовать свои силы в исторической хронике, жанр этот уже сформировался и пользовался большой популярностью у публики, что побуждало многих драматургов дошекспировского времени обращаться к нему. Безусловно, большинство дошекспировских образцов жанра сложно назвать шедеврами на все времена, тем не менее в них четко выражены законы и функции жанра драматической хроники и именно они составили тот фундамент, на котором выросло внушительное здание елизаветинской драмы и театра.

Первый обобщающий труд по драматической хронике вышел в 1956 г. Это была книга Ирвина Рибнера (затем дважды переизданная) "Английская историческая драма в шекспировский век" Камнем преткновения большинства исследований стало определение ренессансной исторической хроники как отдельного жанра. Попытки сформулировать, по каким специфическим чертам можно отличить хронику от других пьес елизаветинской эпохи, долгое время не приводили к окончательному результату. Главный предмет споров И. Рибнера с его предшественниками состоял в определении различия между терминами "хроника" и "историческая пьеса" Скажем, почему "Генри V" озаглавлен как хроника, а "Юлий Цезарь" - как историческая пьеса? По мнению. Рибнера, единственное жанровое отличие состоит в том, что сюжет первой взят из английской истории, а второй - из римской. Обосновывать жанровые отличия национальной принадлежностью источника

представлялось И.Рибнеру нецелесообразным. Сами елизаветинцы не слишком заостряли внимание на классификации исторических пьес. В прологе к пьесе "A Warning for Fair Women"(1599) История появляется на сцене вместе с Трагедией и Комедией и даже не вспоминает о таком явлении, как историческая пьеса.

Издатели шекспировского фолио 1623 года разделили его пьесы на трагедии, комедии и истории. Причем "историями" были названы те произведения, которые основывались на британской истории. Конечно, для англичан XVI века историчность таких пьес, как "Юлий Цезарь" или "Король Лир" была неоспорима, и вполне логично было бы согласится с Рибнером, что издатели фолио выделили пьесы, написанные на сюжеты из английской истории, с тем, чтобы расположить их в хронологической последовательности. Но тогда возникает вопрос, видимо, упущенный Рибнером, почему же их интересовала хронология именно этих пьес? Согласившись с исследователем в том, что "пьесы, касающиеся истории любой страны - исторические пьесы" (124, 97) мы склонны все-таки выделить "хронику", если не как отдельный жанр, то как особое национальное явление в жанре, которому подходят основные характеристики исторической пьесы, сформулированные в первой главе данной диссертации. Еще Шеллинг назвал хронику специфически английским произведением, которое появилось в связи с подъемом английского национализма и патриотизма, сопутствовавших борьбе с Испанией. Шеллинг, как и Вильям Бриггс, придерживались мнения, что хроника гораздо ближе к недраматической поэзии, чем к различным формам драмы. Их мнение увековечило так называемый "академический миф, созданный ненавистью прошлого века к моралистам и политикам" (126,19). Как результат, он отмечает неверную оценку формообразующего влияния моралите и аллегории на зрелую елизаветинскую историческую драму. Этот миф был широко распространен и определял хронику тюдоровского времени как

бесформенный, состоящий из слабо связанных между собой эпизодов, вид простонародного зрелища.

Более лестное определение хронике дал профессор А. Харбедж. Разделив шекспировские хроники на исторические и мифологические, он вывел, что основным отличием между двумя группами пьес является то, что во второй группе, куда попало все, кроме десяти английских, трех римских пьес и "Троила и Крессиды", отношения между персонажами в основном личные и семейные, а не политические. И порок и добродетель проявляются главным образом в индивидуальном плане, а не через национальные проблемы или политические пристрастия" (105,143). Соответственно, в исторических пьесах, моральный выбор детерминирован скорее национальным и политическим аспектами, нежели "Личными Также, по его мнению, содержание так называемых мифологических пьес, может свободно меняться в соответствии с замыслом драматурга, то6да\ак автор исторической пьесы более или менее скован источником.

Еще один вклад в определение исторической пьесы сделала Лили Б. Кемпбелл. Хотя критерий, предлагаемый ею, слишком узок, он тем не менее заслуживает внимания. "Драматург-историк использует политику, как оппозицию этике. ... Его больше интересуют добродетели общественные, чем личные... На основе различия между частной и общественной моралью можно определить различие между трагедией и хроникой. Трагедия касается тех человеческих поступков, которые определяются философской категорией "этика", хроника тех, которые определяются как политика" (84,29).

Свое понимание жанра демонстрирует Э.М.У Тиллиард в "Исторических пьесах Шекспира". На примере этого автора отчетливо видны недостатки изучения драматической хроники преимущественно на примере Шекспира. Тиллиард рассматривает хронику, как произведение, предназначенное для освещения событий прошлого в духе "тюдоровского мифа". С этим вряд ли нужно спорить, но только в отношении некоторой части общего количества хроник. Сфера исторической драмы XVI века

значительно шире, хотя бы потому, что в елизаветинской Англии существовала не одна историографическая школа.

XVI век в Британии был веком исторической драмы. Он стал выражением рождения нового типа историографии в стране. Поэтому нельзя не принять во внимание исторические работы, которые служили источниками английских драматических хроник.

Главное же - новизна исследования определяется постановкой принципиальных методологических вопросов. Эволюция мировоззренческой системы и, соответственно, некоторых особенностей сценической поэтики от Средневековья к Возрождению рассматривается в диссертации через историю развития одного сюжета - о короле Джоне. Это позволяет с наибольшей отчетливостью выявить основные этапы развития жанра, особенностей его проблематики и поэтики.

Данное исследование вводит в отечественное театроведение малоизученный материал, что дает возможность создать более полную картину жизни английского театра в переходную эпоху - от Средневековья к Возрождению. Проблема становления жанра, являющаяся одной из неизменно актуальных в искусствоведении, и связанные с ней факты истории театра на данном материале поставлены в широкий историко-культурный контекст.

Основные источники цитируются следующим образом: "Король Джон" Джона Бейля - по книге Elizabethan History Plays. London, 1965, "Беспокойное царствование Джона, короля Англии" - по изданию Дж. В.Сайдера (The Troublesome Raigne of John, King of England, L.,-N.-Y., 1979), в переводе автора. (Первая цифра в скобках после цитаты обозначает сцену или акт, вторая - строку.) "Король Джон" В.Шекспира цитируется по изданию Shakespeare W. The Complete Works, Oxf., 1995 в переводе авторами по собранию сочинений Шекспира в восьми томах под редакцией А.Аникста и А.Смирнова (перевод И.Рыковой). После цитаты моралите или интерлюдий первая цифра в скобках означает номер в библиографии, вторая - номер строки произведения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Добровольская, Анна Вячеславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Открытие Америки и морского пути в Индию, книгопечатание, религиозная Реформация и реформа образования и науки - все это события, из которых складывался XVI век.

Религия всегда наиболее концептуально оформляла опыт массового сознания, обозначая общее направление движения культуры. Реформация, поколебав принцип церковного авторитета в лице Папы Римского и провозгласив право личного суждения в делах веры, во многом определила тот перелом, который в начале XVI века дал импульс развития на столетие вперед.

Протестантизм с его повышенным интересом к внутреннему, личностному миру человека оказал огромное влияние на европейскую историко-культурную традицию. Размышления простых верующих и профессиональных протестантских теологов обнаруживают редкую проницательность в исследовании человеческой духовности и этим объясняется то,что они легко переводятся на язык искусства. Достаточно вспомнить хотя бы "Путь паломника" Д. Беньяна (1628-1688) и "Потерянный рай" Д. Мильтона (1606 - 1654),

Изучение греческой Библии и перевод ее на национальные языки открыли пути к исследованиям в области древней и национальной истории. Но ничто, после перевода Библии на английский язык, так не содействовало объединению разных классов английского общества, как учреждение профессиональных публичных постоянных театров. До того, как протестантизм в Англии принял крайнюю форму пуританизма, он в немалой степени повлиял на театральное искусство эпохи. Ярчайший пример тому -"Король Джон" Д. Бейля. В этой пьесе, написанной священником, принявшим протестантизм в сознательном возрасте, впервые перед актером была поставлена задача изображения реального лица отечественной истории. В ней впервые выведен трагический характер, а не функция Божественного Промысла. Д. Бейль "дорос до идеализации свободной, отвечающей за свои поступки личности, которая составляет первое условие и, так сказать, субстрат драматического творчества" (58, т. Г, 19). В протестантизме Бог мыслился как личное божество. Наиболее очевидное доказательство его существования виделось в реально существующей вере, в практической потребности людей найти оправдание собственной деятельности. А в Англии, где светский властитель взял на себя и духовную власть, где король, посланный Богом, ответственен лишь перед Ним, Бог являлся именно через коронованного героя. Еще прочно стоящая на том же фундаменте, что и моралите, хроника Д. Бейля проводит очевидную аналогию между королем и Мессией. Джон, посланный, чтобы утвердить истинный порядок в государстве, в результате предательства принимает мученическую смерть от врагов истинной веры.

Впрочем, дальнейшие реальные результаты распространения учения протестантизма не были столь позитивны. Основные силы были брошены на борьбу с главным противником - католицизмом. Всю протестантскую Европу охватил один всепоглощающий интерес, который подчинил себе все остальные интересы. Каждое литературное произведение невольно становилось тенденциозным, отражало борьбу враждебных партий, отстаивало свои интересы. Полемический задор проник даже в нейтральную область поэзии. В Базеле, Берне, Цюрихе театр впервые становится орудием реформационной пропаганды. Это передалось и Англии. Но здесь театром сначала воспользовались католики. В 1521 г. по случаю прибытия французского посла в Англию, при дворе Генри VIII, тогда еще католика, было представлен о латинское моралите, в котором выводился "еретик Лютер" в черной монашеской рясе и его жена, одетая в красное шелковое платье (89, 5, 1). Примечательна сама попытка внести современную струю в моралите. Наряду с Религией. Церковью, Ересью и другими аллегориями, здесь также появляются французский дофин и его брат, кардинал и другие вполне реальные персонажи.

Ободренные примером двора католики осыпали приверженцев реформы памфлетами, сатирическими песенками и помимо этого, решили сделать театр средством для распространения своих взглядов. Например, в моралите "Каждый человек" в драматической форме излагалась сущность католического учения об оправдании посредством добрых дел. Протестанты стали платить той же монетой. Сочиняли интерлюдии, в которых осмеивали католические догматы и обряды, пели по улицам куплеты, полные выпадов против Папы. Это направление деятельности сторонников реформы также в полной мере отражено в хронике Д. Бейля. Непристойности Мятежа и Лицемерия, выступающих в качестве неотъемлемых составляющих католицизма, занимают чуть ли не половину текста пьесы. Речи, которыми драматург наделяет персонификации католических пороков, достойны самых грубых площадных фарсов того времени.

Правительство Генри VIII дважды издавало указ, запрещавший "злонамеренным людям" в памфлетах, балладах и интерлюдиях толковать по своему Священное Писание и, вообще, касаться вопросов религии.

Королева Елизавета I была довольно расчетливой монархиней и смотрела на религию с политической точки зрения. А так как духовенство было подчинено светской власти короля, почвы религии и политики соприкасались так тесно, что искусство могло нечувствительно переходить с одной на другую, и драма балансировала на грани тенденциозной исторической хроники и религиозно-политической сатиры. Как это можно видеть, в частности, на примере анонимной хроники "Беспокойное царствование Джона,, короля Англии", где надсадное прославление провозвестника антикатолических реформ сочетается с фарсовыми, сатирическими сценами, персонажами которых являются католические священнослужители.

Новое поколение, воспитанное уже в духе протестантизма, называло мистерии "папистскими пьесами", и даже в самой консервативной части общества появились симптомы неудовлетворенности чисто религиозными сюжетами. На этой волне и появляется тенденция сближения драмы с историей.

Ход религиозной реформы в Англии был весьма своеобразен. Менее чем за тридцать лет государственная религия менялась несколько раз .Попеременно вводился то протестантизм, то католицизм и при этом народ оставался всегда более или менее спокойным зрителем происходивших перемен. В сложившейся в ту пору политической, социальной, культурной ситуации английский народ собственно и был народом- зрителем, касалось ли это реальной жизни или театрального события.

Королевская власть никогда не была так могущественна, как при Тюдорах, правительство никогда еще не пользовалось такой популярностью, к католическому духовенству народ издавна уже питал недоверие и не раз протестовал против вмешательства Рима во внутренние дела государства. Тем не менее ^этот же народ умудрялся оставаться добрым католиком и сохранять обряды и ритуалы католической церкви в богослужении. Только один раз в лице Дж. Уиклифа (1320-1384) была задумана более широкая реформа церкви, основанная на желании снять с нации нравственный гнет католицизма. Но для XIV века это было несколько преждевременно. При последующих попытках церковной реформы в Англии политические вопросы всегда стояли на первом плане. Сущность английской Реформации вплоть до возникновения пуританизма сводилась к вопросу о независимости Англии от римской курии и главенства короля в делах веры. В отличие от Германии, значение реформы в целом было более иерархическое, ¡^ежели нравственное или социальное. Ослабление религиозного фанатизма как следствие мудрой политики Елизаветы, знакомство с классической литературой, открывшей новые горизонты мысли и идеалы политического устройства, влияние итальянского гуманизма, рост национального благосостояния были причинами, вызвавшими к жизни литературу , в том числе драматическую, и театр эпохи Елизаветы. Расцвет драматической хроники приходится как раз на тот исторический момент, когда множество факторов как на государственном, так и на личностном мировоззренческом уровнях, сливаются в ту целостную и гармоничную систему, которую принято называть английским Возрождением.

Структура хроники, принципы ее театрального воплощения, ее философская основа становятся гимном и свидетельством и моделью ренессансного образа мира.

Постепенно на место персонификаций и аллегорических персонажей становятся сначала действующие лица библейской истории, а затем и коронованные герои национального прошлого страны и их реальные противники и соратники. Эта фаза становления хроники отражена во втором/ известном нам образце толкования истории царствования Джона Безземельного, анонимной пьесе "Беспокойное царствование Джона, короля Англии" и одной и ранних хроник В. Шекспира - "Жизнь и смерть короля Джона".Написанные после поражения Армады, эти пьесы больше утверждают и констатируют, чем нападают и защищают. Добавляются мотивы, . упущенные Д. Бейлем, например, ситуация король Джон - принц Артур, спроецированная на конфликт Елизаветы и Марии Стюарт. Значительно секуляризуются, особенно в шекспировский пьесе, остальные,, сходные с бейлевскими, мотивы. Конфликт "человек - государство", характерный для жанра хроники, сосредоточен в центральном персонаже. Оппозиция "королевское - человеческое", еще не столь явная в более идеализированном короле Джоне 1530-60-х гг., уже является определяющей в хронике 1580-90-х гг. Степень идеализации монарха различна и в этих двух пьесах. Если зачастую "Царствование" выглядит старыми мехами, в которые влили молодое вино нового мировоззрения, то театральная и философская целостность шекспировской хроники, при том, что это не лучшая его пьеса, очевидна. На примере взаимоотношений двух персонажей этих пьес - короля Джона и Бастарда можно заметить, как хроника делает последний шаг в Новое время. Как корпоративный инстинкт "каждого человека", искушаемого Пороком и поддерживаемого Добродетелью в соответствии с Божественным Провидением, сменяется могуществом ренессансного индивидуализма. Человек, меблированный добродетелями и пороками, сменяется свободным и совершеным созданием Природы. Мировидение эпохи отражается и в пространственной концепции елизаветинского публичного театра, для которого писалась и в котором ставилась хроника. В структуре драматической хроники, как театрального произведения, запрограммирована модель мира как театра и театра как отдельного мира.

В этих двух хрониках, написанных в одно десятилетие, последовательно завершается формирование исторических принципов отображения событий и становление идейных концепций, ставших основополагающими для периода расцвета английской драматической хроники.

В целом период расцвета драматической хроники приходится на первый период творчества В. Шекспира, в рамках которого происходит и дальнейший процесс постепенной трансформации хроники в сторону усиления черт трагедийного жанра, отражение трагического мироощущения, связанного с крушением гуманизма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Добровольская, Анна Вячеславовна, 1998 год

БИБЛИОГРАФИЯ

I

1. English Moral Interludes, ed. by G. Wickham, London & Melbourne,1985.

2. Elizabethan History Plays. London, 1965.

3. Everyman and Medieval Miracle Plays, ed. by Cawley,A.C., London,1956

4. Eccles M. Ed. The Macro Plays.EETS. Oxford.,1969

5. Five Elizabethan Tragedies. London, 1923

6. .Medieval Drama. Ed. by Bevington, David, Boston:Houghton Mifflin,1975

7. Minor Elizabethan Drama. London, 1936

8. Shakespeare, William, ed. Wells S., Taylor G.,The Complete Works.Oxford, 1995.

9. Shakespeare William, King John, ed by Honigman,E.A.J London, 1954 lOJohn Skelton,Magnyfycence, ed. by Neuss, Paula , Manchester, 1980

11.Three Rastell Plays, ed. by Axton, Richard, Cambridge, 1979

12.Three Tudor Classical Interludes, ed. M.Axton for D.S.Brewer,Cambridge,1982.

13.Two Tudor Interludes, ed.I. Lancashire for The Revels Plays, Manchester. J.Hopkins, 1980

14.Three Late Medieval яМогаН1у Plays, ed. by Lester, G.A., London,1981

15.The Plays of Henry Medwall, ed. by Nelson, Alan H. Cambrdge,1980 n, King of England, Bullough, 1962

16.The Plays of John Hey wood, eds. by Axton, Richard, and Peter Happe Cambridge,1991

17.The Complete Plays of John Bale.2 vols, ed. by Happe, Peter. Cambridge,1985-6

18.The Troublesome Reign of John, King of England, ed. by J.W. Sider. L.-N.-Y., 1979

19.Шекспир В. Собрание сочинений в 8 тт., под ред.А. Смирнова, А. Аникста, М., 1958

20.Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М., 1990

21.Марло К. Избранное. М., 1996

22.Мор Т. Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1973.

II

23.Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М, 1976

24.Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979

25.Бартошевич А. Поэтика раннего Шекспира. М., 1987

26.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978

27.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986

28.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990

29.Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М, 1973

30.Брагина JI.M. Итальянский гуманизм: Этические учения XIV-XV веков. М., 1977

31.Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1906

32.Веселовский А.Н. Данте и символическая поэзия католичества . ВЕстник Европы, 1866, Т. 4,1.

33.Виппер Р.Ю. Возникновение христианской литературы. М. 1946

34.Грановский Г.И. Лекди по истории Средневековья. М., 1986

35.Грин Д.Р. История английского народа. В 4-х томах. М., 1891-92

36.Гуковский H.A. Итальянское Возрождение. Т.1-Л., 1990

37.Гуревич А.Я, Категории средневековой культуры. М., 1984

38.Гуревич А.Я, Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981

39.Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., 1984

40.История всемирной литературы. В 9-ти томах. Т.2,3- М., 1984-85

41.История западноевропейского театра. В 6-ти томах. Т.1-М., 1956

42.Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках. Пг., 1915

43.Католицизм. В кн. :Словарь атеиста. М., 1991

44.Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981

45.Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927

46.Лосев А Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978

47.Мортон А.Л. История Англии. М., 1950

48.Морозов М.М. Избранные статьи и переводы. М., 1954 49.0т мифа к литературе. Сб. статей. М., 1993

50.Магистральный сюжет. Сб. статей. М.,

51.Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драмтургии. М., 1971

52.Подгорский Д.В. Факт и вымысел в английской литературе XVII-XVIII веков. М., 1990

53.Протестантизм. В кн.: Словарь атеиста. М., 1990

54.Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1990

55.Савин А.И. Лекции по истории английской революции. М., 1937

56.Сказкин С.Д. История средних веков. Т.2. М., 1977

57.Стороженко Н.И. История европейских литератур XVI-XVII веков. М., 1899

58.Стороженко Н.И. Предшественники Шекспира.Спб., 1872

59.Стороженко Н.И. Роберт Грин. М., 1978

60.Трайль Г. Общественная жизнь Англии. М., 1897

61.Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. М., 1959

62.Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1959

63.Урнов М.В., Урнов Д. М. Шекспир, его герой, его время. М., 1969

64.Хёйзинга И.В. Осень средневековья. М., 1992

65.Черноземова Е.И. Сситема жанров английской драматургии 80-90-х годов

XVI века. М., 1995 бб.Чернова А.Д. Все краски мира, кроме жёлтой. М., 1987

67.Шведов Ю.Ф. Исторические хроники Шекспира.М., 1964

68.Шейнман М.М. Вера в дьявола в истории религии. М., 1977

69.Ярцева В. История английского литературного языка IX-XV вв. М ., 1985

III

70.Albught C.M. Dramatic publication in England. 1580-1640.V.,1971

71.Allen J.W. History of Political Thought in the Sixteenth Century. London, 1928

72.Anglo S. Sectacle, ageantr and Early Tudor Policy. Oxford., 1969

73.Berlin N. The Base String. The Underwrld in Elizabethan Drama. 1968

74.Bergeron D.M. English Civic Pageantry. 1558-1642. L., 1971

75.Bentley G.E. The Jacobean and Caroline Stage.VV. 5-6.0xford, 1941-56

76.Bentley G.F. The Profession of Players in Shakespeares Time. 1590-1642.Prin., 1984

77. Bevington, David. From Mankind to Marlow: Growth of Structure in the

Popular Drama of Tudor England.Cambridge, 1962

78.Bradbrook M.C. The Rise of the Common Players. A Study f Actor and Society in Shakespeares England. L., 1962

79.Bradbrook M.C. Themes and Conventions of Elizabethan Tragedy. Cambrige 1964

80.Briggs J. The Stage Playworld. English Literature and ts Background. 15801625. L., 1983

81.Boas F. S. Unversity Draa in Tudor Age. Oxford, 1923

82.Blabt Th.B. The Plays of J.Bale/ A Study of Ideas, Technique and Style. Cambrige, 1968

83.Brooke C.F. The Tudor Drama. Boston, 1911

84.Campbell.L. Shakespeares Histories. San-Marino, 1947

85.Chambers E.K. The Medieval Stage. Oxford, 1904

86.Chambers E.K. The Elizabethan Stage. Oxford, 1923

87.Chambers E.K. William Shakeseare: A Study of Facts and Problems. 2 vols. Oxford,1951

88.Carpenter Fr. Metaphor and Simbol in the Minor Elizabetnan Drama. N.-Y., 1967

89.Collier J.P. A History of English Dramatic Poetry in the Time of Shakespeare.

90.Crewe S. Trials of Authorship/ Anterior Forms nad a Poetic Reconstraction from Wyatt to Shakespeare. 1990

91.Collingwood R.G. The Idea of History. Oxford, 1946

92.Craik, T.W. The Tudor Interlude. Leicester, 1958

93.Davenport,W.A. Fifteenth-Century English Drama The Early Moral Plays and their Literary Relations. Cambridge, 1982

94.Davis H.W.C. Medieval England.L.,1995

95.Dunn E. K. The Medieval Cycle as History Play. Studies in the Renaissance VII,1960

96.Dorsten S. The Radical Arts. The Decade of an Elizabethan Renaissance. L.Oxford, 1970

97.Edwards F. Ritual and Drama The Medieval Theatre. L., 1976

98.Fassner F.S.The Historical Revolution. L., 1962

99.Fleischer M.H. The Iconography of the English History Play. S., 1974

100.Fergusson W. The Renaissanse in Historical Thought. Boston, 1948

101.Foxe J. Actes and Monumentes. 1553

102.From the Renaissance to the Counter-Reformation. N-Y,1966

103.Fulke-Grevil G. Thq Life of Philipp Sidney. Oxford, 1907

104.Halliwell-Phillipps A. Adictionary of Archaic and Provincial Words. 2vols.L., 1868-1872

105.Harbage A.B. As They Like It. N-Y, 1947

106.Hale D.G. The Body Politics. A Political Metaphor in Renaissance England. L., 1971

107.Hay D. Polidor Vergil. Renaissance Historian. Oxford, 1952

108.Holmes E. Aspects of Elizabethan Imagery. N-Y., 1966

109.Howard G.E. Shakespeares Art of Orchetration. Ch.,1984 HO.Illustrations of Early English Popular Literature. V.l-2.,1966

111.Kristeller D. Renaissance Thought. N-Y., 1961

112.Kinghorn A.M. The Chorus of History. Literary-historical Ralations in Renaissance Britain. 1485-1558. L., 1971

113.Lewis A. Aspects of Renaissance. L., 1967

114. Levy F. Tudor Historical Thought.San-Marino,1967

115.Maltby W. Thq Black Legend in England. The Development of Anti-Spanish Sentiment. 1558-1660. Durham, 1971

llö.Manheim M/ The Week King Dilemma in the Sakespearean History Play. Syr.-N-Y.,1973

117.Mehl D. The Elizabethan Dumb Show. The History of Drama. 1982

118.Medieval England, ed. by Beader R., L., 1995

119.Medieval English Theatre. Cambrige,1995

120.Menhood M. The Poetry and Humanism. L., 1950

121.Petryburg M. The Excommunication of Queen Elizabeth. English Historical Review, 1892,7

122.Potter R. The English Morality Play. L., 1975

123.Rees A. The Cease of Majesty. L., 1961

124.Ribner I. The English Historical Plays in the Age of Shakespeare. Prin., 1977

125.Richmond H. Shakespeares Political Plays. N-Y., 1967

126.Rossiter W. The English Drama from Early Times to the Elizabethans. L., 1950

127.Rossiter W. Woodstock: The Moral Interlude. L., 1946

128.Rowse A.L. The England of Elizabeth. L., 1951 129.Sidelights in Shakespeare. Stratford-upon-Avon, 1919 130.Sisson Ch. S. The Boars Head Theatre. L., 1972

131.Southern R. The Staging of Plays Before Shakespeare.L., 1973

132.Southern R. The Seven Ages og the Theatre. N-., 1963 133. Southern R. The Medieval Theatre in the Round. L., 1975 134.Spivack, Bernard. Shakespeare and the Allegory of Evil. New York and London, 1958

135.Sprague A.C. The Doubling Parts in Shakespeares Plays. L., 1966 136.Strype J. Annales of the Reformation During Queen Elizabeths Happy Reign, 4 vols., Oxford, 1824

137.Thampson E.N. Literary Bypaths of the Renaissance. 1968

138.Tilliard E. The Elizabethan World Picture. L., 1948

139.Turner R.V. King John. L.-N-Y, 1994

140.Waller G.F. The Strong Nessessity of Time. L., 1976

141. Westfall, Susanne R. Patrons and Performance: Early Tudor Household Revels. Oxford, 1990

142.Wilson E. Englands Elizabeth. 1966

143.Wilson E. William Shakespeares "King John", Cambrige, 1954

144.Wickham G. Early English Stages 1300-1660. Vols 1-2., L., 1980

145.Ullman B.L. History and Tragedy. Translations of the American Philosophical Association, LXXXIII., 1942

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.