Способы и формы актуализации социальной справедливости в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Сачкова Екатерина Андреевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат наук Сачкова Екатерина Андреевна
Введение
Глава 1. Теоретико-методологический анализ социальной справедливости
1.1. Социальная справедливость в западноевропейском и российском социально-философском и научном дискурсе
1.2. Понятие социальной справедливости: философско-методологический анализ
Глава 2. Социальная справедливость как консолидированное основание модернизации российского общества
2.1. Справедливость как регулятивный принцип социальной системы
2.2. Аксиологическое моделирование социальной справедливости
2.3.Социальная справедливость в системе государственного проектирования: мобилизационный и инновационный контексты
2.4.Коммуникативное измерение социальной справедливости: консолидационные возможности
Заключение
Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры2003 год, кандидат философских наук Александров, Юрий Васильевич
Справедливость как принцип этико-правового регулирования социальных отношений2011 год, кандидат философских наук Макеева, Марина Васильевна
Идеал справедливости в социально-гуманистическом измерении2014 год, кандидат наук Торосян, Ольга Азатовна
Конституционный принцип справедливости: юридическая природа и нормативное содержание2009 год, доктор юридических наук Пресняков, Михаил Вячеславович
Справедливость как социальный феномен и философская категория2013 год, кандидат наук Кудринская, Наталья Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Способы и формы актуализации социальной справедливости в России»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Проблемы социальной справедливости являются основным смысловым ориентиром, определяющим стратегию преобразования современной российской государственности.
Социальное государство как цель реформирования общества базируется на двух основных принципах - субсидиарности и самоответственности. Первый принцип обозначает ресурсные возможности максимального государственного участия в социальной помощи населению и в защите его от социальных рисков, второй - возлагает решение социальных проблем на самих граждан.
Возникает вопрос, в какой же мере такая стратегическая цель российской социальной политики будет способствовать консолидации общества и его устойчивому социальному развитию?
В связи с этим заслуживает внимание опыт строительства социального государства в советском социалистическом обществе. Во-первых, в социальном государстве данного типа утвердился принцип солидарности, предполагающий справедливое распределение (уравнительное), государственную поддержку культуры, образования, здравоохранения и т.д. Во-вторых, принцип субсидиарности касался защиты населения при предоставлении основных социальных услуг (бесплатность образования и здравоохранения, минимальная стоимость коммунальных услуг, средств коммуникации и связи).
В конечном итоге система справедливости данного социального государства использовалась западными демократическими государствами в разработки многих социальных программ. В этом случае справедливость обеспечивалась на основе социального контракта между государством и обществом, накладывающего ограничение на использование логики рыночной прибыли в масштабе западного общества в целом.
Вместе с тем концепция социального государства в рамках российского
конституционализма выступает разумным компромиссом между наследием
3
социалистического опыта социальной справедливости и рыночным императивом радикальных либеральных реформ, который обозначен краткой формулой социальной справедливости - «право на достойное человеческое существование».
Такая формулировка отличается двусмысленностью и допускает возможность противоположных интерпретаций статуса социальных прав, обобщенных в понятии достойной жизни как справедливой.
Это обстоятельство практической политики во многом объясняет то, что в постсоветской России еще не создан понятный социально значимый идеал справедливости, а протекающие в конкурентной борьбе процессы адаптации и внедрения ее ценностей в основание и регулятивный принцип модернизации общества не имеют достаточной социальной опоры и зачастую носят имитационный характер.
Поэтому изменение социальных смыслов, идеалов и ценностей справедливости предполагает моделирование сценариев и создание реальных ситуаций, которые невозможны без современного социогуманитарного знания. Вместе с тем социальная философия справедливости уже не может носить сугубо гипотетический характер. Она должна помочь обществу оценить эффективность сознательного использования всего потенциала справедливости как консолидированного основания модернизации общества и регулятивного принципа российской социальной системы.
Востребованность социальной справедливости как предмета дискуссионных обсуждений возрастает в условиях глобализации социально-экономических процессов, ставящей на повестку дня проблему занятости и взаимной ответственности государства, бизнеса и гражданского общества, что актуализирует социально-философскую разработку новых концептуализаций данной проблемы.
Степень научной разработанности темы
Социально-философский дискурс справедливости формировался от
Аристотеля и стоицизма до естественно-правовой мысли Нового времени и
Просвещения и определялся как сочетание справедливости с этической и
4
политической добродетелью, с разумностью Божественной воли или договором самосознательных индивидов. Во второй половине девятнадцатого века представления о справедливости как формальном принципе равенства сменились пониманием социальной справедливости как материального принципа равенства в распределении (Новгородцев П.И.).
В русской философской традиции, вплоть до рубежа XIX -XX веков, социальная справедливость не становилась предметом социально-философской концептуализации (отсутствуют специальные дискуссии о смысле данного понятия, трактаты о справедливости, возможные теоретические интерпретации). Дискуссиям о социальной справедливости был дан старт уже в конце XIX века (спор Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева об отношении права и нравственности (в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1897 году по поводу книги Соловьева «Оправдание добра»)). По сути это было обсуждение полярных версий понимания справедливости - классического либерального понятия «формальная справедливость», то есть равенства прав, и «современной» социал-либеральной концепции, признающей также и равенство материальных условий реализации основных прав личности.
В конце XIX - начале XX веков сугубо русское понимание справедливости как аксиомы социально-философского дискурса было наиболее полно выражено во взглядах Н. Михайловского, которые оказали существенное влияние на формирование интеллектуальной русской традиции социальной справедливости как духовно-нравственного поиска единства правды-истины и правды-справедливости.
В теоретико-методологическом плане современные трактовки социальной справедливости представлены в неолиберальных концепциях (И. Берлин, К.Поппер, Д. Роулз, Р. Дворкин, Р. Дарендорф, а также Д. Белл, Р. Нозик, Ф.Хайек и др.); коммунитаристских концепциях (А. Макинтайр, А. Сен, М.Сэгдел, М. Уолцер, М. Нассбаум и др.), в том числе теории утилитаризма (Г. Сиджуик и его последователи Б. Барри, Р. Барроу, Ю. Каменка и др.).
В целом каждая из концепций в методологическом плане выстроена
5
достаточно четко и последовательно, имеет историческую перспективу, что позволяет перевести проблему актуализации справедливости как культурного инварианта западноевропейских ценностей в практическую плоскость.
Социально-философское значение справедливости в качестве регулятивного принципа социального устройства, как правило, описывается через понятия «социального порядка», а также свободы индивида и ее сбалансированности с благом общества. Он ориентирован на аксиологию справедливости, в терминологии Т. Парсонса, как «функционального императива» любой социальной системы.
Среди отечественных социально-философских исследований социальной справедливости заслуживает внимание работа Т.В. Дыльновой, трактующая справедливость в качестве основы консолидации и развития современного российского общества; концептуальный анализ социально-мобилизационных условий социального порядка С.М.Дорохова; труды Н.Г. Асмуса, А.Н. Гвинтовкина, А.А. Дьякова, Н.В.Печерской, Г.Г. Слояна, касающиеся коммуникативной природы социальной справедливости, ценностных оснований коммуникаций и коммуникативного измерения социальных практик.
Философско-методологический анализ социальной справедливости представлен работами Л.М. Буровой (проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков), В.В. Балахонского, В.А. Кушелева, Н.И. Кудринской, Ю.В. Пую, (социальная справедливость как философское понятие и социальный конструкт), А.Я. Кожурина, А.В. Сажина (историко-философские трактовки социальной справедливости в единстве онтологического, гносеологического и аксиологического измерений), А.А. Королькова, В.И. Стрельченко, А.А. Грякалова, (социальная справедливость как правда-истина, как ценность и идеал в социокультурном измерении), М.И. Козлова, Г.Ю. Канарша, Б.Н. Кашникова, Н. Плотникова (социальная справедливость в контексте русской традиции и российской ситуации), А.В. Прокофьева (теория межкультурной справедливости).
Особое место занимают работы В.Г. Федотовой, посвященные ценностным измерениям третьего пути для России в модернизационном и глобализационном процессе, где социальной справедливости отводится роль системообразующего основания, а также работы Райнера Келлера по социологии знания и методологии дискурсивного анализа общественных рисков, экологической коммуникации и социологии СМИ.
Вместе с тем проблема актуализации социальной справедливости как консолидированного основания развития российского общества еще не становилась предметом социально-философской концептуализации.
Объектом диссертационного исследования выступает российское общество модернизационного типа в его либерально-демократической динамике к свободе индивида, а предметом - социальная справедливость как консенсуальная форма баланса свободы и равенства в условиях современных трансформационных процессов.
Целью диссертационной работы является социально-философский анализ социальной справедливости как консолидированного основания российского социального государства.
Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
1. Систематизировать и критически оценить основные концептуальные версии справедливости в западноевропейском и российском социально -философском дискурсе.
2. Определить через сущностные признаки актуальную для современного мира дефиницию понятия социальной справедливости.
3. Обосновать значимость социальной справедливости как регулятивного принципа российской социальной системы.
4. Выявить особенности и перспективы аксиологического моделирования социальной справедливости.
5. Показать системообразующую роль социальной справедливости в государственном проектировании солидарности и субсидиарности.
6. Дать характеристику коммуникативной природы социальной справедливости в ее консолидационном социокультурном контексте.
Теоретико-методологической основой диссертации выступают принципы социально-философской компаративистики, системно-структурного анализа, диалектического детерминизма, методы социального моделирования и глобалистики, культурологический, социологический и цивилизационный подходы.
В социально-философском аспекте используются труды классиков философской мысли, отечественных и зарубежных мыслителей, посвященных анализу сущности социальной справедливости, ее аксиологической и коммуникативной природы, неолиберальным и коммунитарным трактовкам свободы и равенства, глобализации и модернизации.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1. Систематизированы основные концептуальные версии справедливости в западноевропейском и российском социально -философском дискурсе, главное отличие которых определяется моральными доминантами равенства, основанного на разумной человеческой жизни и единстве правды-истины и правды-справедливости в стремлении к справедливому мироустройству.
2. Социальная справедливость существует и развивается в трех основных формах бытия: отношения распределения, воздаяния или обмена; индивидуальное и общественное (групповое) сознание; моральный и юридический императив (установление).
Вместе с тем основным объектом социальной справедливости является система однородных групп отношений распределения, воздаяния или обмена.
Определены сущностные признаки понятия социальной справедливости в договорной традиции как системы однородных групп отношений, реализуемой в концептуальной культурно-цивилизационной формы баланса свободы и равенства в демократическом социальном государстве и гражданском обществе. При этом российская социальная справедливость относится к этатисткому типу в современной концепции социального государства и гражданского общества.
3. Обоснована значимость социальной справедливости как регулятивного принципа российской социальной системы, реализуемого в ценностно-функциональном измерении в системе однородных групп отношений.
4. Выявлены особенности аксиологического моделирования социальной справедливости, обеспечивающего конкурентные преимущества традиционных ценностей консолидации государства, гражданского общества и индивида в условиях перехода от мобилизационного к инновационному типу социального развития.
5. Дана характеристика коммуникативной модели актуализации социальной справедливости как идеологического и социологического основания модернизации российского общества.
На защиту выносятся следующие положения.
1. По степени влияния на общественные процессы социально-философская концептуализация справедливости в современном западноевропейском варианте базируется на этике Канта, либеральной теории справедливости Т. Гоббса, концепции «справедливости как честности» Роулза и представляет собой либеральное понимание равенства, основанного на достоинстве человеческой жизни, на секулярном обществе и ограниченном в возможностях государстве.
В российской интерпретации, обусловленной социокультурной спецификой развития страны, концептуализация социальной справедливости базируется на иных принципах, в основе которых лежат фундаментальные ценности русской ментальности высшего (духовно-нравственного) порядка ее социальных опор, обеспечивающих стремление к единству правды-истины и правды-справедливости.
2. Социальная справедливость - это нормативная идея доминанты исторически конкретной культурно-цивилизационной формы баланса свободы и равенства индивидов, которая институционализирует контрактные отношения между социальным государством и гражданским обществом на основе принципов солидарности и субсидиарности.
3. Социальная справедливость как подсистема сложной социальной системы общества накапливает и реализует консолидирующий потенциал только тогда, когда в отношениях носители справедливости учитывают ее ценностные и регулятивные потенции в их предметном единстве.
В этом случае социальная справедливость как регулятивный принцип проявляется в атрибутах механизма социальной регуляции: цели, средства и результата функционирования.
Актуализация социальной справедливости осуществляется с помощью определенных способов (стратегии и тактики) и в рамках соответствующих форм (адаптации и внедрения), которые представляют собой совокупность условий перехода справедливости из одного состояния в другое.
4. Аксиологическое моделирование социальной справедливости направлено на обеспечение конкурентных преимуществ традиционных ценностей консолидации государства, гражданского общества и индивида в едином пространстве ее идеологического и социологического проектирования в условиях перехода к инновационному типу общественного развития.
5. Современная коммуникативная модель актуализации социальной справедливости ориентирована на изменение ее ценностной значимости в виртуальной реальности.
Этот процесс воспринимается не только как средство общения (сетевой интерфейс сторонников одних ценностей и фактор их распространения), но и как социокультурная мера солидарности и самоответственности в условиях их универсального взаимодействия в той среде, которая в состоянии порождать рискогенность феномена справедливости (искажение реального образа и т.д.).
Научно-теоретическая и практическая значимость
диссертационного исследования состоит в том, что его результаты
позволяют определить способы и формы актуализации тех или иных
составляющих социальной природы справедливости (прежде всего,
культурно-цивилизационной), ее социально-онтологических и
содержательно-интерпретационных оснований в качестве
10
консолидированного основания реформирования российской государственности.
Социально-философская концептуализация социальной справедливости позволяет интерпретировать ее в качестве регулятивного принципа модернизации общества как сложной социальной системы, определяет особенности аксиологического моделирования баланса свободы и равенства в контрактных отношениях государства, гражданского общества и индивида в условиях глобализации.
Полученные результаты исследования можно использовать в преподавании специальных курсов по социальной философии, политической социологи, философии политики и права, философии справедливости, теории государственного управления, а также в проведении профессиональных тренингов и в разработке социокультурных проектов в регионах, территориях (кластерах) страны.
Они имеют важное значение для выработки стратегии и тактики государственной социальной политики и социальных программ защиты населения в условиях санкционных ограничений некоторых зарубежных стран.
Апробация работы. Основные выводы и результаты диссертационного исследования прошли апробацию в исследовании творческого потенциала Коломны и составлении социокультурного портрета коломенского жителя, 2009-2010гг.; в разработке Концепции культурной политики Пермского края, 2009-2010гг.; в программах социокультурного развития территорий г. Москвы (2012-2015 гг.).
Основное содержание диссертации отражено в 16 научных публикациях, в том числе в 7 изданиях, которые входят в список ВАК Минобрнауки России, общим объемом 5,0 п.л.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседание кафедры философии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена».
Структура диссертации определяется логикой последовательного решения основных задач работы и включает в себя введение, 2 главы, состоящие их 6 параграфов, заключение и список литературы. Общий объем диссертации составляет 186 страниц.
Глава 1. Теоретико-методологический анализ социальной справедливости.
1.1. Социальная справедливость в западноевропейском и
российском социально-философском и научном дискурсе
Идея социальной справедливости является неотъемлемой частью духовной религиозно-нравственной сферы жизни социума. Более того, она, как концепт, является фактором интеграции общества, без которого невозможно обеспечить его выживание в любом социокультурном пространстве.
Неслучайно уже первые памятники культуры свидетельствуют о значимости этой идеи в социальной жизни. Известные науке ранние мифы о мире содержат образ справедливости как меры всех вещей (богиня Дике). Так, в Дигестах Юстиниана усматривается, что: «...право получило свое название от (слова) «справедливость», ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть искусство доброго»1. Народам Древнего Востока богиня справедливости виделась всё замечающей и всегда бодрствующей. До сих пор такое многообразие образов справедливости в общественных представлениях не только характеризует текущую социокультурную специфику, но и предопределяет будущее развитие социума.
Научное осмысление этой проблематики начинается с самого зарождения гуманитарной мысли. Именно социальная философия аккумулировала и представила человечеству справедливость в качестве изначальной неоднозначной и многоаспектной категории, которая относится к области морали, нравственности и права. Так, на многозначность категории, отражающей особое явление социальной жизни, указывал еще Аристотель в своей «Никомаховой этике»2.
Философский вопрос о социальной справедливости, в личной жизни индивидуума, о ее ценностных началах в общественных отношениях
1 Дигесты Юстиниана. Кн. 1 / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.: Статут, 2002. С. 83.
2 Аристотель. Этика. М., 2010. С. 132.
относится к числу основных проблем устойчивого и поступательного развития общественного устройства социума.
Поэтому поиск ответа на вопросы о месте и роли справедливости в социокультурном пространстве, о концепте и понятии этого явления является исходным началом любого исследования этого объекта.
Представляется, что исследование социальной справедливости как концепта и как понятия означает появление исследовательской возможности рассмотрения ее развития в двух взаимосвязанных исследовательских плоскостях:
- с точки зрения историко-философского осмысления развития идеи социальной справедливости;
- с точки зрения выделения философско-методологических оснований исследования социальной справедливости как сложного многомерного явления.
Такой комплексный подход (историко-философский и философско-методологический) к феномену справедливости как концепту и понятию представляется наиболее продуктивным. Он позволяет сформировать внутренне непротиворечивые методологические основы глубокого и всестороннего понимания принципов обеспечения единства гносеологических, онтологических и аксиологических оснований социальной справедливости, способов и форм актуализации ее идеологических и социологических составляющих в конкретной социокультурной среде.
В истории цивилизации стремление к состоянию справедливого общества обеспечивается, прежде всего, системой моральных ценностей в сфере общественных и личных отношений и характеризуется процессами и результами ее трансформаций.
Поэтому рассмотрение концепта социальной справедливости, как концентрированного выражения культуры, означает попытку историко-философского анализа идей об этом явлении, которые наполнены особым ценностным содержанием, обеспечивающим их социальную конкурентоспособность в изменяющемся мире.
В философии Древнего Востока и Древней Греции, хоть и по-разному, справедливость, как правило, рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как космический порядок, отразившийся в социальном порядке.
Именно в античности социальная справедливость как продукт культуры впервые была соотнесена с идеями равенства, распределения и воздаяния. С. Воронина обоснованно отмечает, что такой взгляд на долгие времена обусловил определение социальной справедливости в системе координат этих понятий3.
Философы Древней Греции, определяя смысл жизни как приближение к истине, разрешая эту проблему, не могли обойти вниманием вопрос: Что есть справедливость? Они, по-разному определяя ее истоки: откуда происходит справедливость - «от Бога», «от природы» или от человеческого установления? акцентировали внимание на внутреннее единство добра и справедливости как добродетели, существующей наряду с мудростью и рассудительностью (морально-этический аспект социальной справедливости) и на ключевую идею представления справедливости как идеи взаимообмена (социально-психологический аспект этой идеи).
Так, Гераклит Эфесский рассматривал справедливость как идеальный мировой порядок, «божественный логос», которому подчинены и люди, и боги4. Он обращал внимание на то, что «для бога все прекрасно, хорошо и справедливо, а люди одно считают несправедливым, а другое -справедливым»5. Представляется, что такой порядок как мера всех вещей по Гераклиту характеризовало реальную жизнь Древней Греции, поиск духовного смысла справедливой (идеальной) жизни.
По мнению другого древнегреческого мыслителя, Сократа, справедливость, как и всякая другая добродетель, есть мудрость, она драгоценнее всякого золота. Для Сократа эпическое, правовое и
3 Воронина С. Социальная справедливость и глобализация: понятие социальной справедливости в процессе глобализации. LAP LAMBERT Academic Publishing. 2010. С.16.
4 См.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 50.
5 См.: Кессиди Ф.Х. Гераклит. М., 1982. С. 156.
политическое в справедливости неразделимы. Справедливость и всякая другая добродетель есть знание6.
Платон (Аристокл) был одним из первых философов, который предпринял попытку создать идеальную модель государства на основе принципов справедливости. Теория идеального государства наиболее полно представлена Платоном в труде «Государство» и развита в «Законах». Именно Платон первым понял важность проблемы природных основ справедливости и их соотношения с социальными институтами, что во многом предопределило развитие философской мысли в сторону поиска смысла и места справедливости в соотношении с социальными институтами. По мнению одного из видных оппонентов его учения К.Поппера философия Платона о справедливости ориентирована на правильное устроение души отдельного человека, которое возможно только в справедливом устройстве лучшего государства7. Его концепция справедливости заключается в том, что справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе8. «Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя»9.
Важно отметить, что такая концепция справедливости оказалась настолько убедительной, что она оказалась востребованной философами в разные периоды истории. Так, она была отчетливо выражена и в традиции гегельянства (например, у одного из ведущих представителей школы абсолютного идеализма Ф.Брэдли в его Этических исследованиях, 1877г.).
Особо следует выделить наследие Аристотеля, которому удалось построить стройную концепцию справедливости. Философия Аристотеля является не только логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук. Стагирит обращал внимание на то, что «Главной
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Справедливость как социокультурный идеал2001 год, кандидат философских наук Скоробогатская, Светлана Ивановна
Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости2010 год, кандидат философских наук Ижаев, Осман Манафович
Становление представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли2011 год, кандидат наук Маликов, Гайрат Рустамович
Справедливость как социокультурный феномен2016 год, кандидат наук Карчагин, Евгений Владимирович
Социальная справедливость в российском обществе: социально-философский анализ2010 год, доктор философских наук Сажин, Александр Викторович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сачкова Екатерина Андреевна, 2016 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонов Ю.А. Социальный порядок в России. Ростов н/Д, 2000.
2. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей// Журнал российского права, 2013, N 3.
3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.
4. Аубакирова И.У. Неолиберальный и этатистский подходы в дискурсе о государственном управлении// Юридический мир, 2014, N 7.
5. Андреев А.П. Селиванов А.И. Русская традиция. М. 2004.
6. Аргунова В.Н. Социальная справедливость: социологический анализ. Дисс. ... док. соц. наук. СПб., 2005.
7. Аристотель этика. Спб., 1998.
8. Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1983.
9. Аристотель. Этика. М., 2010.
10. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998.
11 Аршинов В.И., Лебедев М.В. Европейская субъективность и виртуальный субъект постнеклассической науки// Вопросы искусственного интеллекта. 2008. № 1.
12. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. Челябинск. 2005.
13. Безвербный А.А. Социальная справедливость: состояние и перспективы в России: Автореф. ... дисс. канд. соц. наук. Ростов н/Д., 1996.
14. Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.
15. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М., 1983.
16. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994.
17. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.
18. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990.
19. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
20. Берлин И. Русское народничество// Берлин И. История свободы. Россия. М., 2001.
21. Беседа главного редактора журнала "Российский адвокат" Р.А. Звягельского с Ф.М. Бурлацким // Российский адвокат. 2007. N 5.
22. Беспалова Т.В., Верещагин В.Ю., Филатов Г.А. Русская национальная идентичность: Монография. Ростов н/Д., 2005.
23. Бурова М.Л. Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX веков: Дисс. ... канд. филос. наук. СПб.,
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
42
43
2003.
Бишток Ф.И., Ермакова А.И., Наумова Н.Ф. и др. Проблема социальной справедливости в зеркале современной экономической теории. М.: УРС, 2002.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры/Пер. с фр./ М., 2006.
Бородин О.А. Эволюция концепции справедливой стоимости// Международный бухгалтерский учет. 2011, N 23.
Бринк Линдси Глобализация: повторение пройденного. М., 2006.
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // URL: http: //socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/burde. htm.
Бурдье П. Социология социального пространства. М.-СПб., 2007.
Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов. М., 2005.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990;
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения / М. Вебер. М., 1990.
Величко А.М., Зуева Ю.А., Коженко Я.В., Любашиц В.Я. и др. Проблемы и противоречия государственного управления в современной России: монография. М., 2013.
Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 - 1910 гг. / Сост., коммент. Н. Казаковой; предисл. В. Шелохаева. М., 1991.
Волков Ю.Г. Креативный класс - альтернатива политическому радикализму с. 84-92 // Социологические исследования. 2014. №7.
Волков Ю.Г., Барков Ф.А., Верещагина А.В., Посухова О.Ю., Сериков А.В., Черноус В.В. Средний класс в Ростовской области: поведенческие стратегии, ценностные установки и социальные ресурсы становления с. 45 // Гуманитарий Юга России. 2015. №1.
Войниканис Е.А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. М., 2013.
Воронина С. Социальная справедливость и глобализация: понятие социальной справедливости в процессе глобализации. LAP LAMBERT Academic Publishing. 2010.
Гвинтовкин А.Н. Виртуальное пространство как среда социализации молодежи в условиях становления информационного общества (на примере Ростовской области): Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов н\Д., 2013.
Гоббс Т. Левиафан. М., 2001.
Голынчик Е.О., Гулевич О.А. Обыденные представления о справедливости // Вопросы психологии. 2003. N 5.
Голынчик Е.О., Гулевич О.А. Обыденные представления о справедливости // Вопросы психологии. 2003. N 5.
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Горшков М.К. «Русская мечта»: опыт социологического измерения// Социс. 2012. № 12.
Горшков М.К. Российское общество как оно есть. М., 2011.
Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М., 2011.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и исправл. М.: ИС РАН. 2010.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Ценностные ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодежи. URL: http:// wciom.ru/ fileadmin/ Monitoring/ 95_1/ 2010_ 1%2895%29_ 2_ Gorwkov_ Weregi.pdf.
Гражданское и политическое в российских общественных практиках / под ред. С. В. Патрушева. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013.
Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977.
Гришанова А.Г. Миграционные мосты в Евразии: старые партнеры и новые возможности // Миграционное право. 2012, N 4.
Гулевич О.А. Межгрупповые отношения: направления социально-психологического исследования. М.: Ин-т психологии им. Л.С. Выготского, 2006. Ч. 1. Когнитивный подход.
Гулевич О.А. Социальная психология справедливости. - М.: Изд.-во «Институт психологии РАН», 2011.
Гулевич О.А. Социальная психология справедливости: бизнес, политика, юриспруденция. М., 2007.
Гулевич О.А. Социальная психология справедливости: бизнес, политика, юриспруденция. М., 2007.
Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве// Право и политика, 2007, N 7.
Давидович В.Е.Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989.
Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М., 2003.
Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках. М., 1953.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина, науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург, 2007.
Делягин М. Глобальный требования к России//Наш современник. 2004. № 2.
Деменчук П., Кольчугин Д. Проект построения творческого кластера на территории кампуса Дальневосточного федерального университета// Сборник материалов международной конференции «Творческие
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
76
78
79
80
81
82
83
84
индустрии и креативная экономика как пространство исследовательской и проектной деятельности». М., 2012.
Деньгуб Ю.В. Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества: социологический анализ: Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2005.
Джерард Зак. Справедливая стоимость - соблазны манипулирования отчетностью. Новые глобальные риски и методы их выявления; Пер. с англ. М., 2011.
Дигесты Юстиниана. Кн. 1 / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.: Статут, 2002.
Дилигенский Г.Г. «Запад» в общественном сознании/Юбщественные науки и современность. 2000. № 5.
Домострой. СПб., 1891.
Дорохов С.М. Социально-мобилизационные условия социального порядка в российском обществе (отв. редактор Хунагов Р.Д.). Ростов н/Д., 2012.
Дорохов С.М. Социально-мобилизационный потенциал управления в российском обществе: условия и пути развития. Ростов н/Д., 2013.
Дробницкий О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.
Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ //Вопросы психологии. 1993. № 5.
Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М., 2007.
Дугин А. Геополитика. М.: Академический проект, 2011.
Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством - Изд. 4-е, М., 2007.
Дугин А. Социология геополитических процессов. М., 2011.
Дугин А. Этносоциология. М.: Академический проект, 2011.
Дугин А.Г. Выбор Президента Путина: патриотизм или либерализм? // Политический класс. 2005. № 5.
Дугин А. Агония
либерализма. URL:http://www.russia.ru/news/politics/2012/9/21/1085.html.
Дыльнова Т.В. Социальная справедливость как основа консолидации и развития современного российского общества: Дис. ... докт. социол. наук. Саратов, 2005.
Дьяков А.А. Социально-философский анализ коммуникативных оснований социальной практики: Дис. ... канд. фил. наук по специальности 09.00.11 - Социальная философия. Саратов. 2012.
Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. 2001 г. // URL: http://voluntary.ru/dictionary/567/word/.
Дэвид Майерс Социальная психология. СПб., 1997.
Ефремов В.А. Теория концепта и концептуальное пространство // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. N 104.
Жариков Ю.С. Уголовно-правовое регулирование и механизм его
178
реализации. М., 2009.
85. Жукоцкий В.Д. Русский марксизм в религиозном измерении (историко-философский аспект). Автореферат диссертации... докт. филос. наук. Екатеринбург, 2000.
86. Заиченко Г. А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. 1985. № 4.
87. Закураева Л.Б. Особенности справедливости в социальном пространстве современной России (отв. ред. Кумыков А.М.) Ростов н/Д., 2009.
88. Залысин И.Ю. Политическое насилие (теоретико-методологический анализ): Дисс. .док. полит. наук. Москва, 1995.
89. Заславская Т.И. Современное российское общество: социетальный механизм трансформации. М., 2004.
90. Зверев М.К. Особенности социальной солидарности в современном российском обществе: Дис. ... канд. фил. наук. Иркутск, 2009.
91. Здравомыслов А.Г. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.
92. Зеленцова Е. О проекте «Творческие индустрии и креативная экономика: развитие научно-практических междисциплинарных исследований и проектной деятельности»// Сборник материалов международной конференции «Творческие индустрии и креативная экономика как пространство исследовательской и проектной деятельности». М., 2012.
93 Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание/ Пер. с англ./Общ. ред. Л.М. Карнозовой. М., 1998.
94. Зорькин В. Доверие и право. Российская газета. 29.04.2013.
95. Зюганов Г.А. Глобализация и судьба человечества. М.: Молодая гвардия, 2002.
96. Ижиков М. Ю.Культурный релятивизм как проблема взаимодействия международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека // Вестник Пермского университета, 2012, N 1.
97. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Спб, 1994.
98. История философии. М., 1940. Т. 1.
99. Интервью: Деньги для модернизации// Банки и деловой мир, 2012, N 4.
100. Ионин Л.Г. Российские метаморфозы: культурная трансформация и социальные изменения. М., 1999.
101. Искусство государственной стратегии: Мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага. - М.: Изд. Институт Гайдара, 2011.
102. К. Поппер Открытое общество и его враги. М., 1992.С. 23.
103. Калашников Б.Н. Концепция социальной справедливости Аристотеля: опыт реконструкции. Этическая мысль. Вып. 2. М., 2001. С. 56.
104. Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1965.
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
Кант И. Трактаты. М., 2006.
Капустин Б.Г. К понятию политического насилия // Полис. 2003. N 6.
Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. М. 2001.
Карцов А.С. Правовая идеология русского консерватизма. М., 2010.
Кашников Б.Н. Критика современного дискурса справедливой войны// Военно-юридический журнал", 2012, N 11.
Кашников Б.Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России / НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.
Кивинен М. Прогресс и хаос. СПб. 2001.
Кобяков А.Б., Хазин М.Л. Закат империи доллара и конец "Pax Americana". М.: Вече, 2003.
Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции. Архангельск. 2010.
Кудринская Н.И. Справедливость как социальный феномен и философская категория: автореф. дис. ... канд. фил. наук. СПб., 2013.
Конникова Л.А. Ценностные основания коммуникаций в культуре: Дисс. ... канд. культурологии. Красноярск, 2005.
Корольков А.А. Правда как гармония норм права и нравственности// Философия права. 2013. №1
Красноруцкий П.П. Духовное самоопределение российской молодежи в условиях глобализации : Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н\Д., 2013.
Кубякин Е.О. Социальные и социокультурные основы молодежного экстремизма в современной России // Общество и право, 2011, N 1.
Канарш Г.Ю. Политическая справедливость (Запад и Россия)// Знание, понимание, умение. 2007. №2.
Канарш Г.Ю. Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма // Гуманитарные науки: теория и методология. 2005. N 1.
Канарш Г.Ю. Справедливость как морально-политическая категория: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2005.
Канарш Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация : монография / Г. Ю. Канарш. М. : Изд-во Моск. гуманит. Ун-та, 2011.
Кутырев В.А. Традиция и ничто// Философия и общество. 1998.№ 6.
Левакин И.В. Право и религиозно-нравственные нормы российского общества // Журнал российского права. 2012, N 6.
Ленин В.И. ПСС. 5-е изд. Т. 33.
Лесевицкий А.В. Проблема теории либерализма в историософии Ф.М. Достоевского. // Политика, государство и право. - № 5 Май 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2012/05/330.
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер.
180
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
литературы и языка. 1993. Т. 52. N 1. Лихачев Д.С. Русская культура. 2006.
Логинов А.В. Россия и Евразия. Евразийский вектор: поиски российской цивилизационной идентичности в XX столетии. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013.
Макаров Ж.В., Федоровский А.П. Социокультурный креатив как теоретико-методологическая проблема//Философия права. 2013г. № 4.
Макеева М.В. Справедливость как принцип этико-правового регулирования социальных отношений: Дисс. ... канд. филос. наук. Шуя. 2011.
Макухина Е. Проект «творческий Краснодар» // Сборник материалов международной конференции «Творческие индустрии и креативная экономика как пространство исследовательской и проектной деятельности». М., 2012.
Мальцев Г.В. Нравственные основания права. Изд. 2-е. М., 2009. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19.
Мартыненко Б.К. Насилие и справедливость// Общество и право, 2010, N 4.
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2009.
Маршак А.Л. Культура: социологические смыслы и социальные реалии / пред. М.К. Горшкова. - М., 2013.
Меняющаяся социальность: контуры будущего: Круглый стол журнала "Полис" и Института философии РАН // Полис. 2011. N 11.
Мирзаханян Э.С. Дискуссия о проблеме рационального обоснования социальной справедливости в западной философии второй половины XX - начала XXI века: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2008.
Михайлов В.В. Социальные ограничения: Структура и механика подавления человека. Изд. 2-е испр. и доп. - М., 2006.
Михайлова М.М. Представления заключенных и законопослушных граждан о справедливости и вера в справедливый мир - сравнительный анализ// Юридическая психология, 2010, N 3.
Мишель А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции. М., 2008.
Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ \Под ред. В.С. Малахова и В.А. Тишкова. М.2002.
Мунтян Г.М. Социальная справедливость: философские основания и формы понимания: Дисс. ... канд. фил. наук. Волгоград. 2009.
Мунтян Г.М. Социальная справедливость : философские основания и формы понимания : дисс. ... канд. фил. наук. Волгоград, 2009.
Мчедлова М.М. Устойчивость российской цивилизации: испытание толерантностью // Россия реформирующаяся: Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 7. М., 2008.
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
Н. Кристи Борьба с преступностью - доходная индустрия// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 5.
Назаретян А.П. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд // Вопр. философии. 2009. N 5.
Настольная книга по медийному саморегулированию. Под ред. М.А. Федотова. М., 2009.
Наумов А.С. Российский либерализм: истоки, содержание, влияние на социально-экономические процессы в стране (конец 18 - начало 20 веков): Автореф. дисс. ... канд. эк. наук. М. 2007.
Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1999.
Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. N 3.
Нешатаева Т.Н. Решения Европейского суда по правам человека: новеллы и влияние на законодательство и правоприменительную практику: Монография. М., 2013.
Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
Норберт Э. О теории цивилизации. М., 1976.
Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии, 1999, № 10.
Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Манастырный А.А., Тюрин М.Е. Юридические архетипы в правовой политике России. Ростов н\Д. 2009.
Пую Ю.В. Истоки и генезис феномена манипулирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки (философия, история, культурология, языкознание, литературоведение, право). СПб., 2008. № 11(72).
Пую Ю.В. Социально-философские основания антропологии манипулирования: автореф. дис. ... док. философ. наук. СПб., 2010.
Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии \\ Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.
Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998.
Пахомов П.В. Детерминанты становления власти как основного субъекта русской истории//Философия и общество. 2007. № 4.
«Пермский проект» Концепция культурной политики Пермского края: Агентство «творческие индустрии» Н.В. Гладких, Е.В. Зеленцова, Е.Х. Мельвиль, А.В. Попов, Е.А. Сачкова, К.Л. Филимонова. 2010.
Печерская Н.В. Метаморфозы справедливости: историко-этимологический анализ понятия справедливость в русской культуре//Полис. 2001.№ 2.
Печерская Н.В. Справедливость: социальная аналитика и прагматика представлений: Дисс. .канд. филос. наук. СПб., 2000.
Плотников Н. Вводный доклад второго заседания «Гефтеровских
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
чтений» «Понятие справедливости в русском политическом дискурсе»// Российский сетевой журнал Русский журнал» (russ.ru) 11.03.2012.
Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. М.,
2003.
Платон. Государство. М., 2005.
Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданнейшего доклада графа Витте. Гос. публ. ист. б-ка России. М., 2001.
Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости (под ред. Г.Н. Комковой). М., 2009.
Пресняков М.В. Конституционная концепция справедливости//Известия вузов. Правоведение, 2011, N 6.
Прокофьев А.В. Этнокультурная справедливость (этические проблемы политики культурного признания). Институт философии РАН. Грант РГНФ 2005-2006. Проект № 05-03-03433а.
Прокофьев А.В. Теория межкультурной справедливости: поиск нормативных оснований // Человек. 2006. №1.
Прокофьев А.В. Феномен общественной морали: философский анализ: Дис. ... докт. фил. наук. М., 2006.
Развитие медиации в России: теория, практика, образование: Сборник статей (под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко). М., 2012.
Ралько В.В.Соотношение понятий права и справедливости с позиции концепции интуитивного права Л.И. Петражицкого// История государства и права, 2011, N 23.
Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003. Сочинения Н.К. Михайловского. Т. 1. СПб., 1896. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997.
Святохина Г.Б. Социальная справедливость: Актуальные проблемы и пути их решения: Дисс. ... канд. филос. наук. Уфа. 2007.
Севастьянов А.М. Социологическое измерение социальной несправедливости: опыт Организации Объединенных Наций и Совета Европы // Омбудсмен, 2012, N 2.
Сажин А.В. Социальная справедливость в российском обществе: Автореф. дис. док. филос. наук. Краснодар. 2010.
Семененко И.С. Культурные факторы и механизмы формирования национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI в. // Полис.
2004. N 1.
Стрельченко В.И. Рациональность и гуманистические идеалы образования // New Credo . 2005. № 2 (42).
Сигалов К.Е. Взаимосвязь моральных и правовых ценностей //
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
Гражданское общество в России и за рубежом, 2013, N 2.
Скворцов И.П. О перспективах развития социальной культуры современной России// Общество и право, 2011, N 5.
Слоян Г.Г. Коммуникативный дискурс справедливости: дисс. ... канд. фил. наук. СПб,. 2009.
Смирнов А.В. Справедливость (опыт контрастного понимания)// Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998.
Смирнов А.Г. Культурные практики достижения справедливости в России: диалектика формального и неформального: дисс. ... канд. фил. наук. М., 2010.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 1962.
Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / Перев. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. Предисловие С. П. Капицы. М., 2002.
Соснина Л.М. Тенденции исследования справедливости в зарубежной социальной психологии // Психологический журнал. 2006. N 5.
Социальные стандарты качества жизни: Сборник статей /Под общ.ред. А.В. Очировой, В.Н. Бобковой, Н.С. Григорьевой. М., 2008.
Социальный портрет молодежи Российской Федерации: аналитический доклад, М., 2011.
Сошнев А.Н. Социальное здоровье в социальных целях гражданского общества //Социальное и пенсионное право. 2013, N 2.
Сэгдел М.Либерализм и границы справедливости М., 1980.
Сэндел М. Либерализм и пределы справедливости // Современный либерализм: сб. статей / Пер. с англ., сост., предисл. Л.Б. Макеевой. М., 1998.
Тард Г. Сравнительная преступность. М., 1907.
Тейлор Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами. М.: Современный либерализм, 1998.
Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
Тихомиров С.А. Теория игр в управленческих коммуникациях // Аудитор, 2013, N 2.
Тугов Р.Г. Формирование и консолидация гражданской общественности в России: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. Ростов н\Д., 2013.
Уолцер М. Сферы справедливости: защита плюрализма и равенства. М., 1983.
Уткин Г.Н. Православные корни идеи правды в эпоху Средневековья на Руси // История государства и права. 2007. N 24.
Федан М.А. Гражданская и национальная идентичности: общее и особенное // Философия права. 2013. № 4.
Федотова В.Г. Вызовы левым взглядам и их трансформация
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
//Исторические судьбы социализма. М., 2004.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.