Справедливость как социальный феномен и философская категория тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Кудринская, Наталья Ивановна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат наук Кудринская, Наталья Ивановна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Справедливость как социальный феномен
1.1. Происхождение идеи справедливости и ее развитие в эпоху Античности, Средневековья и Нового времени
1.2. Осмысление социального феномена справедливости в Новейшей философии
Глава II. Справедливость как философская категория
2.1. Онтологические основания справедливости
2.2. Гносеологические аспекты справедливости
2.3. Аксиологические основания справедливости
2.4. Прагматические аспекты справедливости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
t
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Способы и формы актуализации социальной справедливости в России2016 год, кандидат наук Сачкова Екатерина Андреевна
Справедливость как фактор устойчивого развития: социально-философский анализ2011 год, кандидат наук Князев, Александр Петрович
Идеал справедливости в социально-гуманистическом измерении2014 год, кандидат наук Торосян, Ольга Азатовна
Образ справедливости в современной культуре: рефлексия и образовательные практики2024 год, кандидат наук Шестакова Наталья Николаевна
Нравственные ценности в праве1999 год, кандидат юридических наук Мишина, Ирина Дмитриевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Справедливость как социальный феномен и философская категория»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В социально-философской мысли проблема справедливости занимает существенное место. В последние годы её принято рассматривать в качестве социального феномена и философской категории, затрагивающих практически все сферы общественной жизни. Во-первых, современные представления о справедливости представляют собой ценность для анализа социальной действительности и решения вопросов об изменении общественных отношений. Объективный взгляд на различные явления жизни общества в качестве справедливых или несправедливых - это отображение политических, экономических, правовых, социальных и др. условий, которые их вызвали. Во-вторых, категория справедливости - это вечная тема размышлений человека о смысле жизни с нравственно-этических позиций, поэтому актуальность проблемы справедливости с философской точки зрения является оборотной стороной ее вечности. В понятии «справедливость» заложен конкретный ценностный смысл для каждого поколения. Отметим, что интерес к проблеме справедливости значительно усиливается в эпоху социально-политических кризисов, когда происходит ломка сложившихся ценностей и традиций в духовном развитии человечества. Современную социальную ситуацию можно рассматривать в качестве очередного этапа переосмысления справедливости, имеющего свою специфику.
В этой связи насущно необходимым становится рассмотрение проблемы справедливости с двух позиций - как социального феномена и философской категории.
Актуальность проблемы справедливости как социального феномена в российском обществе обусловлена, во-первых, необходимостью разработки теоретической модели справедливого социума с учетом онтологических, гносеологических, аксиологических и прагматических проблем бытия на фоне
усугубления социально-экономического неравенства; во-вторых, практической
значимостью, поскольку философский анализ ключевых оснований справедливости откроет перспективу проектирования и осуществления эффективной социальной политики в будущем; в-третьих, с каждым годом в современном российском обществе увеличивается необходимость переосмысления главных принципов учения о бытии, теории познания, аксиологии, объективности истины.
В связи с этим отметим, что проблема неравенства в российском обществе с каждым годом все больше обостряется, обнаруживая противоречия между принципами нравственности и свободы, либерализмом и демократией1. Теоретически обосновано, что достижение социальной справедливости в обществе укрепляет «уверенность людей в преемственности их самоидентификации и в постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они действуют»2. Если в государстве преобладает идеология социальной справедливости, это способствует достижению полноценной жизнедеятельности граждан в условиях гуманного и справедливого общества. Однако трансформационные процессы в российском обществе не завершены, сопровождаются нивелированием существующих представлений о равенстве - неравенстве (справедливости - несправедливости)
л
современной социальной реальности . Все это обусловило необходимость расширения идейно-концептуального поля исследуемой проблемы.
Актуальность проблемы справедливости как философской категории состоит, прежде всего, в доминировании духовных мотивов в историко-философской традиции, преобладании нравственных ценностей над
1 Зорькин В.Д. Философия права: прошлое настоящее и будущее// Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционнй экономики. М.: Летний сад,2010. С.30
2 Szfraniec К. The Polish Systems Residue or the Question on the Role of the Countryside and the Peasantry in the Process of Systematic Transformation // Polish Sociological Review. Vol. 3,2004. P. 219-244.
3 Зорькин В.Д. Философия права: прошлое настоящее и будущее// Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционнй экономики. М.: Летний сад,2010. С.32
материальными, вечных поисках смысла жизни. В настоящем исследовании для лучшего понимания категории «справедливость» в философской мысли представлен процесс формирования представлений о справедливости с позиций двух аспектов - диахронического и синхронического. Если диахроническая (рассмотрение понятия «справедливость» на различных этапах его исторического развития) трактовка справедливости достаточно известна, то понимание справедливости в синхроническом плане (современная интерпретация одновременно происходивших социально-политических и др. событий относительно биполярного поля «справедливость -несправедливость») пока изучено недостаточно.
Актуальность темы настоящего исследования также обусловлена тем, что решение проблемы справедливости с позиций социального феномена и философской категории требует прогресса философской теории в целом, т.е. необходимо углубленное исследование некоторых фундаментальных оснований реализации принципов справедливости в современном обществе. Это связано с тем, что философские основания справедливости остаются неизменными, определяя сущность данного феномена с позиций онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии. Отметим, что современная философская мысль представлена, главным образом, работами, в которых феномен справедливости изучается с позиций правового или нравственно-этического аспектов.
Вместе с тем нет исследований, посвященных осмыслению справедливости через призму философских оснований, за исключением, работ советского периода, в которых философские основания справедливости рассматривались через идеологические клише прошлого века. В современной литературе укажем на работу «Социальная справедливость» Г.М.Мунтяна1, в
' Мунтян Г.М. Социальная справедливость: философские основания и формы понимания / Мунтян Геннадий Михайлович • автореф.. . канд. филос. наук. Волгоград. 2009.
которой онтологические основания справедливости рассматриваются через категорию меры и равенства.
С онтологической точки зрения справедливость традиционно понимается как бытийная упорядоченность и устроенность. В большинстве современных исследований справедливость трактуется в связи с категориями меры и равенства. Однако до настоящего времени эти онтологические основания справедливости не получали своей конкретизации, а именно: феномен справедливости не рассматривался как степень общественно-бытийного равновесия между свободой и ответственностью, правами и обязанностями, как пропорциональность, или «справедливое неравенство» между людьми разных способностей, прилежания и мотивации, т.е. в контексте политико-правовой культуры.
В рамках гносеологии до сих пор не был представлен философский анализ справедливости как непознаваемой и познаваемой категории (трансценденция - симуляция). Также в современной литературе отсутствует анализ понятия справедливости с точки зрения его ценностного содержания и практической реализации философских воззрений относительно данного феномена. Все вышеперечисленные проблеммы мы решаем в настоящем исследовании.
Философский анализ идейно-концептуального поля справедливости с позиций наиболее значимых аспектов этого понятия связан, на наш взгляд, с достижением двух важных исследовательских целей. Во-первых, нужно реконструировать те аспекты понятия справедливости, которые так или иначе связаны с осмыслением сущности бытия (онтологические основания), процессом познания (гносеологические основания), понятием ценностей (аксиологические основания) и интересов (прагматические основания). Во-вторых, необходимо расширить идейно-концептуальное поле понятия справедливости, то есть определить наиболее оптимальную форму философского обоснования справедливости с учетом базовых представлений,
сформировавшихся на разных этапах истории философской мысли. И в контексте многозначной проблематики философских исследований интегративный подход к феномену справедливости с этих позиций наиболее оптимален в рамках социальнолй философии.
Степень разработанности проблемы. Первые попытки осмыслить специфику справедливости практически совпадают с ее осмыслением в период Античности (Платон, Аристотель, Сократ). В основе понимания справедливости как философской категории, по нашему убеждению (основываясь на ис-
1 2 следованиях A.A. Гусейнова , В.В. Зеньковского и др.), - глубокие противоречия между существующими интерпретациями справедливости в системах права и нравственности. Это связано с переходом от теоцентрической картины мира Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберий-ский, Пьер Абеляр), к антропоцентрическому пониманию идеи справедливости в Новое время (Н. Макиавелли, Т. Мор, Ж. Боден и др.).
С одной стороны, представители раннего либерализма (теория общественного договора в понимании Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо) пытались обосновать право индивида на свободу (принцип равной свободы Канта), а с другой - навязывали ему необходимость подчинения авторитарной власти («воля к власти» Ницше).
Немаловажную роль сыграли труды западных мыслителей при рассмотрении справедливости в политическом и правовом контекстах, обеспечивающих более целостное восприятие проблемы справедливости именно как философской категории (в теоретическом аспекте) или социального феномена (в практическом аспекте). В этой связи несомненный интерес представляют идеи Р. Дворкина3, Р. Дарендорфа1, Р. Нозика, А. Гевира,
1 Гусейнов A.A. Свобода и справедливость: точки сопряжения // Ведомости НИИПЭ. Вып. 28: Свобода и/или справедливость / Ред. В.И. БакштановскиЙ, H.H. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2006. С. 17-83.
2Зеньковский В.В. История русской философии. М.-. Академический Проект, Раритет, 2001.
3 Дворкин Р. Справедливость и права / Р. Дворкин //Отечественныезаписки. 2011. № 2 (10). 131-138с.
2 л
С.Анспергера , С.М.Гриффина в которых переосмысливается идеально-типическая модель справедливости Дж. Роулза в либерально-демократических обществах. Подробный анализ критических взглядов на абстрактно-рационалистический подход к осмыслению проблемы справедливости Дж. Роулза дается в монографии Т.А. Алексеевой «Справедливость как политическая концепция: очерк современных западных дискуссий»4.
Также нельзя умалять значение научных изысканий О. Хеффе5, который впервые предлагает рецепцию современной справедливости как толерантности (социальная обязанность людей друг перед другом). Кроме того из современных исследований справедливости как социального феномена целесообразно выделить работы Г.Ш.Аитовой6, М.Л.Буровой 1, АЛЗ.Сажина 8, Р.К.Шамилевой9, Г.Хилла10 в которых проблема справедливости рассматривается в тесной связи с социальным неравенством.
1 Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: Очерк политической свободы / Р. Дарендорф. М.: РОССПЭН, 2002.
2 Arnsperger, С. John Rawls et lengagement moral // Rev. de metaphysique et de morale. - P., 1998. - A. 105, N 2. - P. 237-257
3 Griffin, S.M. Reconstructing Rawls's theory of justice: Developing a public values philosophy of the constitution // New York univ. law rev. - 1987. - Vol. 62, N 4. - S. 715-785
4Алексеева Т.А. Справедливость как политическая концепция: очерк современных западных дискуссий. М.: Московский общественный научный фонд. 2001..
5 Хеффе О. Справедливость: философское введение / Пер. с нем. О.В. Кильдюшова. М.: Прогресс, 2007.
6 Аитова Г.Ш. Новое в понимании справедливости в эпоху глобализации: социально-философский анализ / Аитова Гульнара Шайдулловна. Автореф. дис. кандидата философских наук. М., 2011.
7 Бурова М.Л. Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX - начала XX веков / Бурова Мария Леонидовна. Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2003..
8 Сажин А.В. Социальная справедливость в российском обществе: социально-философский анализ / Сажин Александр Викторович. Автореф. дис. доктора философских наук. Краснодар, 2010..
9 Шамилева Р.К. Проблема справедливости в истории и современности: социально-философский аспект / Шамилева Роза Камилевна. Автореф. дис.... докт. филос. наук : 09.00.11. М, 2009.
10 Hill, G. Justice and natural inequality // J. of social philosophy. - Villanova, 1997. - Vol. 28, N 3. - P. 16-30
Заслуживает отдельного внимания монография М.И. Козлова «Социальная справедливость в контексте русской традиции»1, посвященная исследованию идеи социальной справедливости в отечественной социальной философии середины XIX - XX веков. Также стоит отметить значение монографии Г.Ю.Канарша «Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация»2, в которой справедливость рассматривается как социальная (распределительная) и этико-политическая категория. Кроме того здесь представлена попытка сравнительного анализа западных либеральных теорий справедливости, которые основываются на приоритете принципов равенства и свободы, и теорий этнокультурной (межкультурной) справедливости, предлагающих новую версию демократического общественного договора в условиях культурной неоднородности общества.
Также нельзя умалять значительную роль для раскрытия сущности справедливости в настоящем исследовании трудов следующих ученых: М.С.Козловой, В.П.Котенко (анализ понятия научных и философских оснований); О.Д.Гаранина и А.И.Козлова (онтологические основания науки как ее объект и предмет); В.И.Стрельченко (соотношение теории познания с философским осмыслением справедливости); В.В.Тузова (справедливость как фактор устойчивости социальной системы), В.А.Кушелева, К.С.Пигрова, Ю.В.Пую, А.А.Грякалова, В.В.Балахонского (взаимосвязь категории справедливости с социумом); А.М.Орехова (обоснование справедливости как социального феномена); А.Я.Кожурина (понимание справедливости в истории философии); А.Маслоу (теория потребностей и ценностей); В.Г.Галушко, А.Г.Шабу-
1 Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т». Архангельск, 2010 (КИРА).
2 Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.
рова, В.С Нерсесянца, (справедливость как духовная ценность); Л.Ю.Пионткевича (справедливость как культурная и моральная ценность); М.С.Яницкого (справедливость как оценочная категория); И.Кучуради, Д.Гудинга (практическое применение категории «справедливость») и др.
Тем не менее, упомянутые выше работы рассматривают лишь отдельные аспекты проблемы, связанные с формированием справедливости как социального феномена и философской категории в отечественной философской мысли. Необходимость выбора темы диссертационного исследования обусловлена также тем, что проблема справедливости в социально-философском ракурсе является не до конца изученным процессом.Настоящее исследование восполняет существующие в проблемном поле социальной философии концептуальные и методологические пробелы.
Гипотеза исследования: справедливость - это не только и не столько социокультурное понятие, но реальное действие. Во многих сферах общественной жизни философская категория справедливости выступает в качестве разумного устройства социума и как результат познавательной деятельности.
Концепция диссертационного исследования заключается в исследовании сущности справедливости путем выделения её главных составляющих - философских оснований, - поиск которых осуществляется в сфере человеческого познания через процесс обоснования. Изучение справедливости в контексте с понятием философских оснований придает ей объективность, трансформируя из области идеальной (мыслимой категории) в реальную (социальный акт, действие).
Теоретико-методологическая база исследования. В диссертационной работе автор опирается на фундаментальные категории и принципы социальной философии, которые в методологических аспектах основываются на системном подходе исследования социальных явлений. Применение данного подхода позволяет рассматривать эволюцию категории «справедливость» в рамках
целостного исторического процесса на основе структурно-функционального анализа, определяя, таким образом, разнородные измерения этого процесса и скрепляющие их связи. Согласно такому анализу, в исследовании выявляются противоречия в понимании справедливости, разрешение которых требует поиска новых смысловых рецепций проблемы справедливости.
В связи с тем, что автор пытается определить особенности интерпретации справедливости с точки зрения двух ее аспектов - как философской категории и социального феномена - в исследовании значительное место уделяется сравнительному анализу отечественной и западной традиций понимания справедливости (компаративистский подход).
В процессе поиска и обоснования теоретических истоков концепций справедливости, существующих в философской мысли, диссертант использует диалектический метод, составляющий методологическую основу исследования. Это позволяет увидеть единство исторических и логических аспектов проблемы справедливости в существовании двух противоположных сторон (тезис -антитезис) в исследуемой действительности. Противоречия, обязательно возникающие между этими сторонами, снимаются только посредством их синтеза. Это значит, что столкновение двух аспектов воплощения справедливости - философской категории формально-правового равенства и социальной идеи общего блага - всегда ведет к увеличению непонимания и расхождений во взглядах между сторонниками разных теорий интерпретации справедливости. Чтобы решить данное противоречие, необходим синтез, при котором принципы справедливости соответствуют социально-экономическим и культурно-историческим особенностям развития сообществ в ходе исторического процесса.
Цель диссертационного исследования - проанализировать проблему справедливости с позиций ее понимания как социального феномена и философской категории, реконструировать философско-мировоззренческие
основания справедливости. Для достижения поставленной цели в настоящем исследовании ставятся следующие задачи.
1. Проследить историю происхождения и развития философских представлений о справедливости от Античности до Нового времени.
2. Рассмотреть особенности осмысления справедливости как социального феномена в философии Новейшего времени.
3. Выявить фундаментальные онтологические основания справедливости.
4. Определить гносеологические аспекты феномена справедливости.
5. Выявить ценностные основания справедливости.
6. Определить прагматические аспекты справедливости как философской категории на современном этапе развития философской мысли.
Объектом исследования являются представления о справедливости в истории философской мысли (от истоков до современности); предметом исследования выступает проблема справедливости как социального феномена и философской категории, исходящая из анализа философских оснований справедливого общественного устройства.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1.Происхождение идеи справедливости и ее развитие на протяжении основных исторических этапов философской мысли связано с обоснованием этого понятия как социального феномена. Общие представления о справедливости в трудах философов Античности, Средневековья и Нового времени можно сравнить с колебаниями маятника, так как в ходе истории постоянно наблюдались переходы от одной крайности в другую, воплощая в сущности бытия такие антиномии, как воля - власть, индивидуальное -коллективное, справедливое - несправедливое.
2. Дискуссии о справедливости осуществлялись в пространстве между социально-правовым и нравственным аспектом. В течение истории
наблюдается закономерная последовательность в их чередовании: в период Античности и Нового времени приоритет - за правовым подходом, в эпоху Средневековья и Новейшего времени опять происходит смещение в сторону аксиологического подхода.
3. На современном этапе центральная проблема справедливости лежит в социальной плоскости и ее основным вопросом является соответствие качества реальных отношений между людьми социальному качеству или сущности социального, решение которых в различные исторические периоды колебалось между справедливостью как идеалом человеческих отношений и соглашением между людьми. Решение этого вопроса требует анализа соответствия аксиологического аспекта онтологическому, а поэтому проблемное поле справедливости представляет собой рассмотрение меры соответствия реального социального отношения сущности социального.
4. Онтологические основания идеи справедливости состоят в условиях достижения равновесия, с одной стороны, между общественной значимостью и гарантированной бытийной свободой индивидуального поведения, а с другой -между мерой такой свободы и мерой ответственности субъекта. Фундаментальное онтологическое основание справедливости целесообразно рассматривать не как равенство, а как пропорциональность, формулируя при этом категорию «справедливого неравенства» между людьми разных способностей, прилежания и мотивации
5. Смена основных исторических эпох отмечена эволюцией понимания справедливости от непознаваемости к познаваемости, или от трансценденции к симуляции. На современном этапе развития философской мысли феномен справедливости - это не только социокультурное понятие, но и реальное действие. Модель анализа категории справедливости составляет уровневую структуру: на первом уровне располагаются идеалистические факторы, затем следуют содержательные (регулятивные структуры), и верхний уровень
составляют функциональные факторы, на которые возложена функция конструирования для решения проблем справедливости.
6. Аксиологическими основаниями в общефилософском плане выступает структурированная ценностная или иерархическая шкала категорий, с учетом которых формируются ценности и антиценности, идеалы и антиидеалы. Анализ понятия справедливости с точки зрения его ценностного содержания позволяет выявить два аспекта аксиологии справедливости - индивидуальный и социальный. Иначе говоря, справедливость есть ценность в большей степени либо для индивида, либо для социума. Категория справедливости в рамках социума ценна, однако не является вершиной ценностной шкалы, так как служит для достижения высшей ценности. Категория справедливости в рамках мировоззрения личности становится ценностью-императивом, основой и критерием иных ценностных категорий.
7. Философские системы направлены не только на теоретическое обоснование категории «справедливость», но и на реализацию своих воззрений на практике. Основным методом реализации справедливости является трансляция ее от одного человека к другому. Средствами трансляции служат: обучение принципам справедливости, собственный пример, стимулирование собственного понимания нравственности и справедливости. Гарантом поддержания чувства справедливости становятся: окружение, разделяющее чувство справедливости, подчинение идеологии церкви или государства.
8. Решение антиномии «справедливость - несправедливость» осуществляется посредством диалектического синтеза, при котором принципы справедливости вступают в зависимость от социально-экономических и культурно-исторических особенностей развития сообществ в ходе истории. Без учета этого трудно осуществить трансформацию философской категории «справедливость» в сферу социального, т.е. практически невозможно осуществить переход исследуемой проблемы из мыслимой категории в реальный акт, действие.
Научная новизна исследования заключается в том, что диссертанту удалось по-новому сформулировать и представить свой вариант решения важного теоретико-методологического проблемного поля справедливости посредством выявления фундаментальных философских оснований исследуемого феномена.
Научная новизна конкретизирована в следующих наиболее значимых результатах исследования:
1. Концептуально рассмотрен путь от теории справедливости к способу воплощения принципов справедливости в различные исторические периоды. Доказано теоретическая несостоятельность утверждений о справедливости лишь как всеобщем благе или сохранении личностных интересов.
2. Выделены и проанализированы два подхода к пониманию феномена справедливости - социально-правовой и нравственный.
4. Предложена концепция анализа концепта справедливости, в основе которой лежит принцип единства онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии.
5. Выявлены фундаментальные онтологические основания справедливости. В частности, обоснована ценность справедливости как идеала, доказан диалектичный характер справедливости, определено взаимоотношение равенства и пропорциональности в понимании исследуемого феномена.
6. Теоретически обоснован механизм осуществления трансляции философской категории «справедливость» в сферу социального, т.е. обеспечения перехода справедливости из мыслимой категории в реальный акт, действие.
7. Определены гносеологические основания справедливости, устанавливающие соотношение модели разума и результата познавательной деятельности. В частности, разработана модель выявления гносеологических аспектов справедливости, сочетающая в своей структуре комплекс содержательных, идеальных и функциональных факторов; представлена
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальная справедливость: философские основания и формы понимания2009 год, кандидат философских наук Мунтян, Геннадий Михайлович
Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза: социально-философский анализ2007 год, кандидат философских наук Савсерис, Олеся Анатольевна
Справедливость как объект социально-философского исследования2013 год, кандидат философских наук Гроздилов, Сергей Вячеславович
Справедливость как социокультурный феномен2016 год, кандидат наук Карчагин, Евгений Владимирович
Конституционный принцип справедливости: юридическая природа и нормативное содержание2009 год, доктор юридических наук Пресняков, Михаил Вячеславович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кудринская, Наталья Ивановна, 2013 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абеляр Пьер. Теологические трактаты / Пьер Абеляр. М.: Гнозис,1995. 412 с.
2. Августин Аврелий. Творения. В 4 т. / Аврелий Августин. О Граде Божием. СПб.: Алетейя, 1998. Т. 4. 589 с.
3. Августин Аврелий. О граде Божьем / Аврелий Августин. М.; Минск: Харвест-АСТ, 2000. 1296 с.
4. Аитова Г.Ш. Новое в понимании справедливости в эпоху глобализации: социально-философский анализ / Аитова Гульнара Шайдулловна. Автореф. дис. канд. филос. наук. М, 2011.34 с.
5. Аквинский Фома. Сумма теологий. Часть I / Фома Аквинский. СПБ.: Алетейя, 2007. 560 с.
6. Алексеев С.С. Право: опыт комплексного философского исследования / С.С. Алексеев. М.: Статут, 1999. 711 с.
7. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы / С.С. Алексеев. М.: НОРМА, 1999. 336 с.
8. Алексеева Т.А. Справедливость как политическая концепция: очерк современных западных дискуссий / Т.А. Алексеева. М:МОНФ. 2001.244 с.
9. Алексеева Т.А. Справедливость как проблема политической философии / Алексеева Татьяна Александровна. Дис. д-ра филос. наук. М.: ИФРАН, 1992. 388 с.
10. Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулза / Т.А. Алексеева. М.: Наука, 1992. 112 с.
11. Александров, Ю. В. Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.филос.н.: Спец.
24.00.01 / Александров Ю. В.; Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. -Великий Новгород: 2003. - 24 е.;
12. Аргунова, В. Н.. Социальная справедливость: социологический анализ: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.социол.н.: спец. 22.00.01 / Аргунова Вера Николаевна; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург: 2005. - 40 с.
13. Аристотель. Сочинения. В 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1983-1984. Т. 4. 830 с.
14. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. Минск: Литература. 1998. 1392 с.
15. Балахонский В.В. / Системно-информационные и синергетические основания философского осмысления феномена социальной безопасности. В.В. Балахонский В.В. // Философия права: Научно-теоретический журнал. 2011. № 1 (44). С. 19-23.
16. Бахтин М.М. Сочинения в 7т. / М.М. Бахтин. М.: Русские словари, 2003. Т.1. 957с.
17. Беленькая A.C. Слагаемые авторитета / A.C. Беленькая. М.: Знание, 1983. 96 с.
18. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория / З.А. Бербешкина. М.: Мысль, 1983. 203 с.
19. Бербешкина З.А. Проблемы справедливости в марксистско-ленинской этике / З.А. Бербешкина. М.: Высшая школа, 1974. 160 с.
20. Бердяев H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1993. 383 с.
21. Бердяев H.A. Философия неравенства / H.A. Бердяев. М.: Илма-Пресс, 1990. 288 с.
22. Бердяев H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев. М.: Правда, 1989.607 с.
23. БодрийярЖ Система вещей/Ж БодрийярМ:Рудомино, 1999.224 с.
24. Бубер М. Проблема человека / МБубер. Киев.: Ника-центр, 1990.132с.
25. Бурова M.JI. Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX - начала XX веков / Бурова Мария Леонидовна: Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2003. 161 с.
26. Веденина, H.A. Современный политический либерализм и проблема социальной справедливости : диссертация... кандидата исторических наук : 23.00.01. - Москва, 2003. - 159 с.
27. Вальверде К. Философская антропология / К. Вальверде. М. : Христианская Россия, 2000. 412 с.
28. Галушко В.Г. Моральные ценности и социальное взаимодействие /
B.Г. Галушко // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2010. № 2. С. 109-114
29. Гайворонюк, Н.В. Философское понимание социальной справедливости: Автореф.дис.... канд. филос. наук / Льв.гос.ун-т им. И.Франко. - Львов, 1990. - 17 с.
30. Гадамер Г.Г. Истина и метод / Г.Г.Гадамер. М.: Прогресс, 1998. 704 с.
31. Гаранина, О. Д.; Козлов, А.И. Онтология справедливости: антропологические аспекты // Науч. вестн. МГТУ ГА. - М., 2005. - N 95. -
C. 47-55.
32. Гвардини Р. Конец нового времени / Р. Гвардини // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127.
33. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. Кн.1. СПб.: Наука, 1993. 350 с.
34. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. Кн.З. СПб.: Наука, 1999. 582 с.
35. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения / Г.В.Ф. Гегель. М.: Наука, 1978. 440 с.
36. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2 т. / Г.В.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1971. Т. 2. 630 с.
37. Гегель Г.В.Ф. Философия духа / Г.В.Ф. Гегель. Сочинения. М.: Госполитиздат, 1956. Т. 3. 371 с.
38. Гегель Г.В.Ф. Философия истории / Г.В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1993.480с.
39. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1990. 524 с.
40. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? / Ю.Б. Гип-пенрейтер. М.: Астрель, 2008. 254 с.
41. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. / Т. Гоббс. М. Мысль, 1989. Т. 1. 622 с.
42. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1991. Т. 2. 731 с.
43. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине / Т. Гоббс. М.: Акт, 2001.304 с.
44. Голенков, С.И. Онтологические основания справедливости // Человек в культуре России: Материалы VIII всерос. науч.-практ. конф., посвящ. дню слав, письменности и культуры. - Ульяновск, 2000. - С. 29-30.
45. Горлянский, В.А. "Камень преткновения" и онтологические основания справедливости //Свобода и справедливость. - Ниж. Новгород, 1993. -С.32-35.
46. Гранкин С.М. Справедливость как основная аксиологическая категория в социальноправовых воззрениях H.H. Алексеева // Философия права. -2007.-№ 1.-С. 20-25.
47. Грачева Н.Г. Только русским не хватает чувства справедливости / Н.Г. Грачева // Комсомольская правда. 2011. С. 7. 12 мая. URL: http://kp.rU/dailv/25684.4/889256/ (дата обращения: 14.04.12).
48. Гринберг Л.Г. Новиков А.И. Критика современных буржуазных конвенций справедливости / Л.Г. Гринберг. А.И. Новиков. Л.: Наука, 1977. 170 с.
49. Грякалов A.A. Духовные ценности и космо-антропология детства// Духовные горизонты детства: материалы XVII международной конференции «Ребенок в современном мире.Духовные горизонты детства», - СПб, 2010,- С. 18-19
50. Гудинг Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности / Д. Гудинг: Пер. с англ. Ярославль: Норд, 2004. Т. 2. Кн. 2. 480 с.
51. Гусейнов A.A. Античная этика / A.A. Гусейнов. М:Гардарики, 2003. 270 с.
52. Гусейнов A.A. Свобода и справедливость: точки сопряжения / A.A. Гусейнов // Ведомости НИИПЭ. Вып. 28: Свобода и/или справедливость / Ред. В.И. Бакштановский, H.H. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2006. С. 17-83.
53. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности / A.A. Гусейнов. М.: Изд-во МГУ, 1974. 155 с.
54. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: Очерк политической свободы / Р. Дарендорф. М.: РОССПЭН, 2002. 288 с.
55. Дебор Г.Э. Общество спектакля / Г.Э.Дебор.М.: Логос, 1991. 184 с.
56. Деньгуб, Юлия Васильевна. Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества: Социологический анализ: диссертация... кандидата социологических наук : 22.00.04. -Москва, 2005. - 122 с.
57. Дворкин Р. Справедливость и права / Р. Дворкин // Отечественные записки. 2011. №2 (10). С. 131-138.
58. Дыльнова, Т. В.. Социальная справедливость как фактор устойчивого развития общества: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.социол.н.: специальность 22.00.04 / Дыльнова Татьяна Владимировна; [Сарат. гос. техн. ун-т]. - Саратов: Б.и.: 1998. - 22 с.
59. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с.
60. Зорькин В.Д. Философия права: настоящее, прошлое и будущее // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и констититуциональной экономики. М.: Летний сад. 2010. С.28-46.
61. Ильин И.А. Наши задачи / И.А. Ильин. М.: АЙРИС-пресс, 2008.Т. 1.515 с.
62. Ильин И.А. Наши задачи / И.А. Ильин. М. : АЙРИС-пресс, 2008. Т. 2.507 с.
63. Ильин И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. Собр. соч. В 10 т. М., 1994. Т. 3. 592 с.
64. Ильин И.А. В поисках справедливости / И.А. Ильин. Собрание сочинений. В Ют. / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. Кн. 1.496 с.
65. Ильин И.А. О справедливости / И.А. Ильин. Собрание сочинений. В 10 т. // Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1994. Т. 3. 592 с.
66. Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 134-289.
67. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / И.А. Ильин. СПб.: Наука, 1994. 544 с.
68. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2: философия XV -XIX вв., уч. для ВУЗов / под ред. Н.В. Мотрошиловой. изд. 2. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А Шичалина, 1998. 560 с.
69. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
70. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация / Г.Ю. Канарш. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.236 с.
71. Каменская, М. В. Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект : автореферат дис.... кандидата философских наук :
09.00.11 /М.В. Каменская ; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. -Москва, 2009. - 27 с.
72. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Мысль, 1994. 591 с.
73. Кант И. О педагогике / И. Кант // Трактаты и письма. М.: Мысль, 1980. 456 с.
74. Кант И. Основоположение к метафизике нравов / И. Кант. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. С. 55.
75. Кант И. Сочинения. В 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1964. Т. 2. 511 с.
76. Кант И. Сочинения. В 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1965. Т. 4. 544 с.
77. Кант И. Метафизика нравов / И. Кант. Сочинения в 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, A.B. Гулыги, Т.Н. Ойзермана. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 2. 478 с.
78. Кант И.Трактаты и письма / И. Кант. М.: Мысль, 1980. 709 с.
79. Кант И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. Сочинения в 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, A.B. Гулыги, Т.П. Ойзермана. М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 1.493 с.
80. Каримов В.А. Б.Н. Чичерин о соотношении права и нравственности / В.А. Каримов // Духовное наследие Б.Н. Чичерина и современность. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. С.41-44.
81. Кашников Б.Н. Исторический дискурс российской справедливости / Б.Н. Кашников // Вопросы философии. М., 2004. № 2. С. 32-33.
82. Кашников Б.Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России / Б.Н. Кашников. Великий Новгород: НовГУ, 2004.287 с.
83. Кентерберийский Ансельм. Сочинения / Ансельм Кентельберийский. М: Канон, 1995.396 с.
84. Кирхнер Ф. История философии с древнейшего до настоящего времени / Ф. Кирхнер. М., Директ-Медиа, 2009. 384 с.
85. Кожурин А.Я. Тема «сверхчеловека» в контексте философских исканий XIX - начала XX века / А.Я. Кожурин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. №5 (10): Общественные и гуманитарные науки (философия). С. 97-109.
86. Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции / М.И. Козлов / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев.(Аркт.) федер. унт». Архангельск, 2010 (КИРА). 201 с.
87. Козлова М.С. Природа научного познания. Логико-методологический аспект / М.С. Козлова. Минск: БГУ, 1979. 272 с.
88. Кочергин М.С. Социально-философский и междисциплинарный дискурс о справедливости // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2007. № 2. С. 42-47.
89. Котенко В.П. Основания науки / В.П. Котенко. СПб.: Кольна, 2000. 154 с.
90. Коэн Д. Гражданское общество и политические теории / Д. Коэн, Э. Арто. М.: Прогресс, 2003. 784 с.
91. Кравцов Р.В. Правовые и нравственные ценности в воспитании личности / Р.В. Кравцов // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 5. С. 20-25.
92. Кузьмина A.B. Нравственные аспекты либеральной концепции справедливого общества и морально-психологическаяфилософия Дж. Ро-улза / A.B. Кузьмина. М.: Типография ОАО «Внешторгиздат». 1998.128 с.
93. Куликова, О. О. Проблема социальной справедливости в споре Дж.Ролза и Р.Нозика : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.03. -Москва, 2004. - 134 с.
94. Кушелев В.А. Анатомия рациональности и принципы ее самоорганизации / ВА.Кушелев. Красноярск.: Красноярский Университет. 2011. 321с.
95. Кучуради И. Справедливость социальная и глобальная / И. Кучуради // Вопросы философии. 2003. № 9. С. 17.
96. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэртский. Пер. и прим. М.Л. Гаспаров ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева (Серия «Философское наследие»). М.: Мысль, 1979. С. 270283.
97. Леви В.Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок / В.Л. Леви. М.: Торобоан, 2007. 352 с.
98. Левинас Эммануэль. Путь к другому / Э.Левинас. СПб.: СПбГосударственный университет, 2006. 236с.
99. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности / Ж. Ледлофф. М.: Генезис, 2003. 207 с.
100. Локк Дж. О государственном правлении. Избранные философские произведения в 2 т. / Дж. Локк. М.: Соцэкгиз. 1960. Т. 2.532 с.
101. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. / Дж. Локк. Пер. с англ. и лат. М.: Мысль, 1988. Т. 3. 668 с.
102. Лосев А.Ф. Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев. A.A. Тахо-Годи. М., 2005. 378 с.
103. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
104. Маркс К. К критике политической экономии // К. Маркс. Ф. Энгельс. Избранные произведения в 3 т. М.: Политиздат. 1980. Т. 1. С. 536.
105. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. сочинений / К. Маркс. Ф. Энгельс. 2-е изд. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. Т. 20. 643 с.
106. Мартин Г.-П. Шуманн X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию / Г.-П. Мартин. X. Шуман. М.: Альпина, 2001. 335 с.
166
107. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу: Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», 1997. 304 с.
108. Москаленко В.В. Социализация личности: философский аспект / В.В. Москаленко. К.: «Вища школа», 1986. 200 с.
109. Мунтян Г.М. Социальная справедливость: Философские основания и формы понимания / Мунтян Геннадий Михайлович. Дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2009. 138 с.
110. Нерсесянц, B.C. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости: Манифест о цивилизме. -М.: НОРМА, 2001.-61 с.
111. Нестерук Е.С. Справедливость в современном российском правосознании / Нестерук Евгений Сергеевич. Дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2008. 143 с.
112. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. Пер. с нем. М.: «Рефл-бук», 1994. 352 с.
113. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. Пер. с нем. М.: Культурная Революция, 2005. 880 с.
114. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1996. Т. 2.829 с.
115. Ницше Ф. Фридрих Ницше: мученик познания / Ф. Ницше. Пер. К. Свасьяна. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 35. URL: http://www.nietzsche.ru/biograf/analiz/svasian/?curPos=l (дата обращения: 14.04.12).
116. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. СПб.: Азбука-классика, 2004. 338 с.
117. Осипов И. Д. Философско-правовые основания российского конституционализма //Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и констититуциональной экономики. М.: Летний сад. 2010. С.94-102.
118. Петражицкий JI.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. СПб.: Лань, 2000. 608 с.
119. Пигров К.С. Социальная философия / КС. Пигров. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.297 с.
120. Пирогов Г. Г. Социальная справедливость: генезис идей / Г. Г. Пирогов, Б. А. Ефимов // Социологические исследования. - 2008. - № 9, Сентябрь2008. - С. 3-11.
121. Пирогов, Г.; Ефимов, Б. Теория социальной справедливости: Истоки и развитие // Наука. Культура. О-во. - М., 2007. - N 4. - С. 66-72.
122. Пионткевич Л.Ю. Проблема справедливости в социальной философии / Л.Ю. Пионткевич // Философия и общество. 2009. №2. С. 72.
123. Платон. Государство. Законы. Политика / Платон. М.: Мысль. 1998. 798 с.
124. Платон. Диалоги / Платон. СПб.: Азбука. 2000. 455 с.
125. Платон. Избранные диалоги / Платон. М.: ЭКСМО, 2009. 768 с.
126. Платон. Сочинения. В 4 т. / Платон. Пер. с древнегреч. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та. 2007. Т. 3. Ч. 1.752 с.
127. Платон. Сочинения. В 3 т. / Платон. М.: Мысль, 1968. Т. 1. 623 с.
128. Платон. Сочинения. В 3 т. / Платон. М.: Мысль, 1970. Т. 2. 611 с.
129. Платон. Сочинения. В 3 т. / Платон. М.: Мысль, 1971. Т. 3. Ч. 1. 687 с.
130. Платон. Сочинения. В 3 т. / Платон. М.: Мысль, 1972. Т. 3. Ч. 2. 678 с.
131. Платон. Сочинения: В 3 т. / Платон. М.: Мысль, 1968. Т. 1. 623 с.
132. Платон. Сочинения: В 3 т. / Платон. М.: Мысль, 1979. Т. 3 Ч. 1. 594 с.
133. Пую.Ю.В.Гражданское общество - гарант минимизации манипулирования / Ю.В.Пую // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2009, № 4. - С.71-77.
134. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера / П. Рикер. М.: Искусство, 1996. 270 с.
135. Рикер П. Право и справедливость / П. Рикер. М.: Аграф, 2002. С. 128.
136. Роулз Дж. Теория справедливости / Дж. Роулз. Пер. с англ. и науч. ред. В.В. Целищева. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. 535 с.
137. Роулз Дж. Теория справедливости / Дж. Роулз // Вопросы философии. М., 1994. № 10. С. 38-52.
138. Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства / Ж.-Ж. Руссо // Антология мировой философии. В 4 т. М., 1970. Т. 2. С. 562.
139. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права / Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М, 1998.416 с.
140. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми / Ж.-Ж. Руссо. Об общественном договоре. М., 1997. С. 83.
141. Руссо Ж.-Ж. Трактаты / Ж-Ж. Руссо. М.: Наука, 1969. 703 с.
142. Сажин A.B. Социальная справедливость в российском обществе: социально-философский анализ / Сажин Александр Викторович. Автореф. дис. доктора философских наук : Краснодар, 2010. 45 с.
143. Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений : Материалы симпоз., 12-13 мая 1993 г. / [Ред. Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский и др.]. - Н. Новгород : Изд-во Волго-Вят. кадрового центра, 1993.- 142 с.
144. Савсерис O.A. Теоретические истоки концепции справедливости Дж. Роулза // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. - 2007. Т. 13. № 2. С. 247-250.
145. Слоян, Г. Г. Коммуникативный дискурс справедливости : автореферат дис.... кандидата философских наук : 09.00.11 / Г.Г.Слоян ; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2009. - 24 с.
146. Слоян Г.Г. Коммуникативная парадигма справедливости / Г.Г. Слоян // Рациональность и коммуникация. Тезисы VII международной научной конферанции. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та., 2007. С. 150-151.
147. Смирнов Н.Г. Государство Солнца / Н.Г. Смирнов. М.: Изд-во Ф. Конюхова, 2002. С. 83-89.
148. Снайдер М. Снайдер Р. Ребенок как личность. Становление культуры справедливости и воспитание совести / М. Снайдер. Р. Снайдер. М.: Смысл, 1994. 237 с.
149. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. / B.C. Соловьев. М.: Мысль.1988. Т.1. 892 с.
150. Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур / М.Т. Степанянц // «Вопросы философии». № 3. М., 1996. С. 146.
151. Стрельченко В.И. Очерки истории и философии науки / В.И. Стрельченко. СПб.:Изд-во Политехнического Университета, 2012. 564 с.
152. Социальная справедливость в массовом сознании российского общества : общие результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации // Социология власти. - 2004. - N 2. - С. 39-48. -(Исследования).
153. Тузов В.В. От хаоса к порядку: проблемы самоорганизации социальной системы / В.В. Тузов. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2002. 152 с.
154. Фейербах Л.А. Сущность христианства /Л.А.Фейрбах. М.: Мысль, 1965. 151с.
155. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981.445 с.
156. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. М.: ИНФРА-М, 2003. 576 с.
157. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
158. Франк С.Jl. Непостижимое. Сочинения / С.Л. Франк. М.: Правда, 1990. 607 с.
159. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Джона Роулза / Ю. Хабермас // Вопросы философии. М., 1994. № ю. С. 53-67.
160. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. С. 79-174.
161. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер. М.: Издательство «Русское феноменологическое общество», 1997. 176 с.
162. Хайдеггер М. Ницше / М. Хайдеггер. Пер. А. Шурбелева. СПб.: Владимир Даль, 2006. Т. 1.604 с.
163. Хайдеггер М. Ницше / М. Хайдеггер. Пер. А. Шурбелева. М.: Эксмо, 2007. Т. 2. 229 с.
164. Хайдеггер М. Ницше и пустота / М. Хайдеггер; сост. О.В. Селин. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. 304 с.
165. Харт Г.Л.А. Понятие права / Г.Л.А. Харт. Пер. с англ. / Под общ. ред. Е.В. Афонасина и C.B. Моисеева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 302 с.
166. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства / О. Хеффе. М: Прогресс, 1994. 319 с.
167. Хеффе О. Справедливость: философское введение / О. Хеффе. Пер. с нем. О. В. Кильдюшова М.: Прогресс, 2007. 313 с.
168. Чичерин Б.Н. Философия права / Б.Н. Чичерин. СПб.: Наука, 1998. С. 67-216.
169. Шабуров А.Г. «Справедливое» и «несправедливое» в современном идеологическом дискурсе / А.Г. Шабуров // Без темы. 2007. № 2 (4). С. 21-27.
170. Шамилева Р.К. Проблема справедливости в истории и современности: социально-философский аспект / Шамилева Роза Камилевна. Автореф. дис.... докт. филос. наук. М, 2009. 57 с.
171. Шахермайр Ф. Александр Македонский / Ф. Шахермайр. М: Наука, 1986.383 с.
172. Шевченко А.А. Равенство и справедливость // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. - 2006. - Т. 4, № 1. -С. 46-50.
173. Шихардина, Т.Н. Толерантность и справедливость: От Джона Локка к Джону Рол су // Проблема ценностей общества и личности в философии. -Курган, 2002. - С. 66-74.
174. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. С. 181-187.
175. 100 этюдов о Канте / Общ. ред. В.В. Васильева. М.: КДУ, 2005. 272 с.
176. Arnsperger, С. John Rawls et lengagement moral // Rev. de metaphysique et de morale. - P., 1998. - A. 105, N 2. - P. 237-257.
177. Bidet, J. Elogiu principiului liberei diferente // Polis. - Buc., 1999. - N 1. - P. 21-29.
178. Buchanan, A. Rawlss law of peoples: rules for a vanished Westphalian world // Ethics. - Chicago, 2000. - Vol. 110, N 4. - P. 697-721.
179. Griffin, S.M. Reconstructing Rawls's theory of justice: Developing a public values philosophy of the constitution // New York univ. law rev. - 1987. - Vol. 62, N 4.-S. 715-785.
180. A summa of the Summa: the essential philosophical passages of St. Thomas Aquinas' Summa theologica / Ed. by P.Kreeft Ignatius Press, 1990. p. 169170.
181. Hill, G. Justice and natural inequality // J. of social philosophy. - Villanova, 1997.-Vol. 28, N3.-P. 16-30
182. Jagers, S.C. Justice, liberty and bread - for all?: On the compatibility between sustainable development and liberal democracy. - Goteborg: Dep. of polit. science, 2002. - 324 p., fig. - (Goteborg studies in politics; N 79). - Bibliogr.: p. 297-317.
183. Ellard G. Marx's Social Ontology: Individuality and Community in Marx's Theory of Social Reality by Carol C. Gould // The American Political Science Review, Vol. 73, No. 3 (Sep., 1979), p. 854.
184. Graham, K.M. The political significance of social identity: a critique of Rawlss theory of agency // Social theory a. practice. - Tallahassee, 2000. - Vol. 26, N 2. - P. 201-222.
185. Klosko, G. Rawls's "political" philosophy and American democracy // Amer. polit. science rev. - Wash., 1993. - Vol. 87, N 2. - P. 348-359. - Bibliogr.: p. 358-359.
186. Kowalski, J. Idea of equality and the law // Studies in the theory a. philosophy of law. - Wroclaw etc., 1986. - Vol. 1. - P. 21-25.
187. Li, X. A critique of Rawls's "freestanding" justice // J. of appl. philosophy. -Abingdon, 1995. - Vol. 12, N 3. - P. 263-271.
188. Locke J. Two Treatises of Government / John Locke. Cambridge.: Universiti press, 1988. 464 p.
189. Marin, M. Echilibrul reflectiv: o cerinta gresit inteleasa? // Polis. - Buc., 1999. -N l.-P. 30-46.
190. Moriarty, J. Desert and distributive justice in 'A theory of justice' // J. of social philosophy. - Maiden (MA), 2002. - Vol. 33, N 1. - P. 131-143.
192.
193.
194.
Pogge, Th. Rawls and global justice // Canad. j. of philosophy. - Edmonton, 1988. - Vol. 18, N 2. - P. 227-256.
Shaw, B.J. Rawls, Kant's "Dictrine of right", and global distributive justice // J. of politics. - Austin (Tex.), 2005. - Vol. 67, N 1. - P. 220-249. - Bibliogr.: p. 247-249.
Temkin, L.S. Inequality: a complex, individualistic, and comparative notion // Social, political, and legal philosophy. - Boston; Oxford, 2001. - P. 327-353.
Szfraniec K. The Polish Systems Residue or the Question on the Role of the Countryside and the Peasantry in the Process of Systematic Transformation // Polish Sociological Review. Vol. 3, 2004. p. 219-244.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.