Спорт в современной культуре: философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Мезинов Владислав Олегович

  • Мезинов Владислав Олегович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 150
Мезинов Владислав Олегович. Спорт в современной культуре: философско-культурологический анализ: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2024. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мезинов Владислав Олегович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Спорт в истории европейской культуры: культурно-

историческая и методологическая экспликация

1.1 «Спорт»: содержание и смысл понятия

1.2 Философско-культурологические стратегии в изучении спорта

Глава 2 Спорт в пространстве современной культуры

2.1 Спорт и техника: между технэ и пред/ставлением

2.2 Спорт в противопоставлении труда и отдыха

2.3 Спорт как квазирелигиозный феномен 103 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Спорт в современной культуре: философско-культурологический анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сложно найти нечто столь противоречивое как современный спорт. Одновременно известное и неизвестное, простое и сложное, обыденное и экстраординарное на уровне феноменального осмысления.

Для многих людей знакомство со спортом начинается в детстве, с занятий в спортивных секциях, которые посещаются по желанию родителей, гораздо реже самих детей. И это неосознанное желание стать сильным, ловким, быстрым, до конца непонятно, желание самого родителя или ребенка, также в большинстве случаев заканчивается через непродолжительное время, оставляя после себя незаконченное «дело» и неизвестность спорта как части жизни, спорта как профессии.

Простое как утренняя пробежка спортсмена - любителя, с минимумом экипировки и только желания, требуемого от самого человека, до сложного процесса подготовки профессионального спортсмена. Рекорд которого становится результатом работы целой команды, тренеров, медиков, диетологов, психологов, иногда инженеров, спарринг-партнеров и различных консультантов. Специального оборудования и инвентаря, одежды и обуви, разработанных с учетом множества физиологических параметров и психологических особенностей спортсмена программ тренировки и отдыха.

Спорт сегодня настолько стал частью обыденности, что спортивная одежда для многих стала повседневной. Измерения активности, такие как счетчик шагов, калорий, выпитой жидкости и прочих параметров, необходимых спортсмену, доступны в каждом смартфоне. Через многочисленные технические устройства спорт и спортивные практики вплетены в повседневную жизнь, но также ничто так не будоражит и очаровывает человека, как футбольный матч любимой команды. Не выходит за рамки рутины как участие в марафоне или состязании по триатлону, ставшими популярными и массовыми сегодня. Спорт прерывает течение дел

и как ничто другое выводит человека за грань его возможностей, прежде всего физических.

Такая противоречивость спорта привлекает внимание и нуждается в изучении, в том числе в соотнесении спорта с ключевыми трендами современной культуры, феноменами жизненного мира человека, живущего здесь и сейчас; что требует обращение к культурно-историческому и культурно-феноменологическому изучению спорта как динамичного явления. Преодоления попыток осовременивания спорта времен античности и выделения специфики именно современного спорта.

Степень научной разработанности проблемы. Недолгая история философии спорта, начавшаяся с середины XX века, позволяет говорить о формировании этого направления философского знания, объектом которого является спорт в различных его проявлениях.

Прежде всего исторических, рассматривающих аспекты возникновения и развития спорта, что представлено в работах Геллера Е.М., Голощапова Б.Р., Григоровича В.В., Куна Л., Мельниковой Н.Ю., Мягковой С.Н., Новоскольцева В.А., Панина-Коломенкина Н.А., Столбова В.В., Трескина

A.В., Фетисова В.А., Финогеновой Л.А., Хмельницкой И.Б., Шанина Ю., Штейнбаха В.Л. И отдельно в рамках изучения олимпийского движения и олимпийских игр: Бубка С.Н., Вилькин Я.Р., Виммерт И.И., Волков А.В., Гаспаров М.Л., Герчак Я.М., Гордин P.Л., Мелик-Шахназаров А.З., Платонов

B.Т., Пьер де Кубертен, Равкин Б.И., Родиченко В.С., Романов Н.Н., Соболев П.А., Суник А., Хавин Б., Чесноков Н.Н., Шанин Ю.В.

Собственно философское осмысление спорта, критерием чего мы можем считать попытки его понятийного определения, выявления его сущности, мы находим в работах Айзенберга К., Алкмайера Т., Андрефф В., Бондаренко С., Вакана Л., Гумбрехта Х.-У., Гуттмана А., Деррида Ж., Зверева В., Кильдюшова О., Косевич Е., Кравчик З., Ленка Г., Лэша К., Макфи Г., Мельник С.В., Мельникова С., Моргана У., Нанси Ж.-Л., Руднева В.,

Секацкого А., Столярова В.И., Твайтмаера Г., Тунсела Ю., Хардеса Дж., Хитцлера Р., Хогевеена Б., Эдгара А., Элкомба Т.Л.

Разработка культурно-философской концепции современного спорта невозможна без обращения к родовому понятию игры, осмысление которого также имеет историю и сложившиеся подходы. Феномен спорта как соревновательной игры рассматривается в трудах Ахмыловской Л.А., Бадью А., Бараниченко Н.В., Барыш А.Ю., Бахтина М., Бенсаида Д., Гадамера Г., Кайуа Р., Ортега-и-Гассета Х., Отан-Матье М.К., Павленко А., Сартра Ж.-П., Тёрнера В., Фрейда З., Хейзинги Й., Чухров К., Шиллера Ф.

Также как антиномии досуга - отдыха и работы в сложном переплетении спорта с обеими сторонами данного противоречия, чему посвящены работы: Арендт Х., Башляра Г., Богдановой Е.И., Богомоловой Е.С., Бодрийяра Ж., Боровинской Д.Н., Васильева А.В., Веблена Т., Воронковой Л.П., Грэбера Д., Грэберн Н., Гуревича П.С., Дашковой Е.В., Дебора Ги, Зевеке О.Ю., Зубофф Ш., Ивушкиной Е.Б., Маркса К., Нанц Т., Нэш Д., Плотниковой В.С., Стаута Дж., Стэндинга Г., Фромма Э., Царьковой П.Е., Чистяковой Д.И., Энгельса Ф., Ясперса К.

Пересечению спорта и техники, при понимании значительного влияния последней на изменения в современной культуре и человеке: Бердяев Н.А., Вышеславцев Б.П., Горохов В.Г., Розин В.М., Кутырев В.А., Митчем К., Мэмфорд Л., Назаретян А.П., Негодаев И.А., Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Попкова Н.В., Рапп Ф., Степин В.С., Хайдеггер М., Фанон Ф.

Спорта и телесности у Адамс К., Арто А., Баттлер Дж., Бодрийяра Ж., Бугуева Н.А., Гваттари Ф., Гиренка Ф.И., Декарта Р., Делеза Ж., Дьякова А.В., Круткина В.Л., Леви-Строса К., Ливитта С., Фетисовой Т.А., Фуко М.

И спорта, и религии как не вполне очевидного и мыслимого, но реально ощущаемого явления в работах: Асада Т., Борисова С.Н., Боянича П., Жижека С., Зенкина С.Н., Кайуа Р., Мосса М., Резника С.В., Римского В.П., Тейлора Ч.

Перечисленные исследователи не претендуют на полноту и исчерпывающий перечень аспектов культуры, связанных с феноменом спорта, однако, очерчивают авторское представление о приоритетах данной работы.

Объект исследования - спорт как феномен культуры.

Предмет исследования - культурное и антропологическое измерение спорта в современной культуре.

Цель исследования - философско-культурологический анализ современного спорта.

Цель исследования определила и совокупность задач:

- реконструировать содержание и смысл ключевого понятия - «спорт» -в философском дискурсе;

- эксплицировать основные философско-культурологические стратегии в изучении спорта;

- определить и охарактеризовать формы взаимопересечения спорта и техники;

- раскрыть антиномии в феномене спорта в контексте труда и отдыха;

- выявить квазирелигиозные основания современного спорта.

Научная новизна исследования:

- реконструированы содержание и смысл понятия спорта, генетически связанные с игрой и состязанием, а также обоснована его культурно-историческая изменчивость;

- эксплицированы основные стратегии в изучении современного спорта, которые исходя из соотношения объекта и состязательной игровой деятельности фиксируются на пресечениях: человек - техника, труд - отдых, повседневность - экстраординарность (избыточность);

- определены формы взаимопересечения спорта и техники в двух аспектах, как спорта - технэ и спорта - пред/ставленности;

- раскрыты основные противоречия спорта как феномена, соединяющего в себе работу и отдых, сконцентрированные в практиках «работы над собой» и поиске «самости»;

- выявлены квазирелигиозные основания современного спорта, понимаемого как переживание «предельного опыта», а также связанного с «очарованностью» телом, его красотой, силой и функциональностью.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Генетически понимание спорта связано с несколькими смысловыми аспектами, среди которых основным является игра, а также состязание. Эти значения восходят еще к Античности. Также как восходит к ней аспект спорта как воспитания и обучения. Не столь явными являются прикладной, а также религиозный смыслы. Культурно-исторический анализ данного феномена поднимает важную проблему осовременивания спорта, что помогает внести методологический ориентир и помочь в определении современного спорта. На этом пути определение спорта возможно через выделение неизменных характеристик, а также учете культурно-исторической и антропологической обусловленности спорта. В качестве «рабочей» дефиниции мы используем определение Аллена Гуттмана, но при этом сохраняем критическую дистанцию, выражающуюся в дискуссионности тезиса об обязательности физического характера спортивных состязаний. И определяем спорт как игровые состязания, всю совокупность игр, которые связаны с соперничеством.

2. Философско-культурологические стратегии в изучении спорта можно выделить на основе специфики соотношения объекта и состязательной игровой деятельности, спортивной практики. Под которой мы понимаем исторически обусловленную (изменчивую) устойчивую игровую деятельность людей, имеющую состязательный характер и цель преобразования человека. Это позволяет выделить несколько направлений проблематизации: человек -техника, включая все множество смыслов, от механизмов учета достижений и необходимого для современного спорта оборудования, до спортивной

экипировки и снарядов; труд - отдых, в том числе в контексте динамики форм, связанных с индустриальными императивами труда и отдыха к более сложным и изощренным практикам принуждения; экстраординарность (избыточность) и повседневность, где спорт можно трактовать как квазирелигию и повседневную практику одновременно.

3. Утверждение о взаимопроникновении спорта и техники в современности основывается тезисе о том, что техника требует от человека определенных качеств и тем самым изменяет его. Спорт «работает» так же. Опираясь на идеи М. Хайдеггера, можно говорить о технике как правильном выполнении упражнения, что близко к изначальному греческому хехУП -искусное исполнение чего-либо и парой к этой категории выступает эпистеме - знание. В этом случае спорт, совместно с техникой или также, имеет отношение к раскрытию истины, что реализуется на двух ровнях: как техника выполнения упражнения, когда спортивная практика является выведением из темноты истины движения; и как раскрытие потаенности бытия (пред/ставлением), что связано с открытостью, показом.

4. Даже на уровне обыденного мышления спорт, ассоциируемый с игрой и развлечением, в контексте противостояния работы и отдыха, находится на стороне последнего. Но как минимум с эпохи позднего модерна происходит смешение труда и отдыха, производительная деятельность постепенно захватывает хронотоп досуга, а сама работа деградирует в «бредовую работу». И спорт начинает пониматься как способ повышения собственной стоимости, постепенно из отдыха и развлечения превращаясь в «работу над собой». В том числе в формате поиска и культивирования «самости» как сферы интимности и заботы, реализующихся через упражнения и дисциплину, практики распределения тел в пространстве и контроля над деятельностью.

5. Связь современного спорта с религиозным можно установить, если определить ее как квазирелигиозность, комплекс экзистенциальных переживаний «предельного опыта», а также совокупность мировоззренческих установок, связанных с почитанием и заботой о себе. Сам «предельный опыт»

в спорте следует понимать, как борьбу «не на жизнь, а на смерть», ведущую к риску и основанную на чрезмерности. Спортивные практики дают возможность человеку соприкоснуться с предельным опытом, являющимся центром квазирелигиозного восприятия. Вторая составляющая понимания квазирелигиозного раскрывает себя через такую характерную черту современной культуры, как визуальное и видимые объекты. В отношении спорта таким зримым объектом является тело спортсмена. В эпоху цифровизации спортивное тело конструируется как поверхность наблюдения, но в то же время как загадочная вещь. Среди характеристик «чарующего» спортивного тела - красота, скорость, сила, а также функциональность. Само тело спортсмена создается через упражнения и ограничения, современную аскезу, сегодня ставшую формой жизни.

Теоретико-методологические основы исследования составил обширный перечень работ, необходимых для определения культурно -исторического контекста феномена спорта, тесно связанного с развитием культуры и человеческой практики. Мы опирались на работы классиков античной мысли (Гомер и Платон), частично средневековой (Августин), но в большей мере современной (М. Хайдеггер, Ж. Бодрийяр, Й. Хейзинга, А. Гуттман) философской традиции. Генетическая связь спорта с игрой потребовала обращения к философии игры и концепциям Й. Хейзинги, Р. Кайуа, З. Фрейда и других авторов.

Методология исследования спорта опирается на культурно-исторический и культурно-антропологический подходы, позволяющие исследовать феномен спорта в его культурно-истерической динамике, выделить современный спорт как специфическое явление в долгой истории спорта.

Задача содержательного определения специфики современного спорта обусловила обращение к актуальным концепциям на пересечении спорта и техники, с обращением к концептам М. Хайдеггера, Р. Кайуа и Ф. Фанона; спорта и труда, концептуально фундированных идеями Т. Веблена, Д. Гребера

и Ж. Бодрийяра; а также спорта и религии, в контексте методологических программ С. Жижека и Ч. Тейлора.

Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью рассмотрения современного спорта как самостоятельного культурного и антропологического феномена. Определении спорта как игровых состязаний, связанных с соперничеством, что проблематизирует данный феномен в точках пересечения с такими важными для современной культуры явлениями как техника, религия и труд.

Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения результатов в сферу инновационных педагогических программ, спортивных технологий, программ развития спорта и физической культуры и др. Теоретические результаты, концептуальные подходы и идеи могут найти применение в системе профессионального образования, в сфере молодежных коммуникаций, проектов по популяризации спорта. Практическая значимость полученных результатов также значима в преподавании философско-культурологических курсов в высших учебных заведениях, в применении новых культурно-воспитательных стратегий в проектировании спортивных программ.

Основные научные положения, выводы и рекомендации кандидатской диссертации «Спорт в современной культуре: философско-культурологический анализ» были внедрены в учебный процесс кафедры философии и теологии института общественных наук и массовых коммуникаций ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

Личный вклад автора диссертационной работы заключается: в авторской постановке теоретической проблемы исследования феномена современного спорта; реконструкции содержания и смысла ключевого понятия в философском дискурсе, экспликации основных философско-культурологических стратегий в изучении спорта, определении форм взаимопересечения спорта и техники, экспликации антиномий труда и отдыха

в феномене спорта, а также выявлении квазирелигиозных оснований современного спорта.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций диссертационного исследования подтверждается привлечением широкого спектра источниковедческой базы по проблемам философии спорта, выявления особенностей современного спорта. Обоснованность выводов и результатов определена применением междисциплинарной, философско-культурологической методологии к исследованию феномена современного спорта. Достоверность научных положений базируется на ответственной проработке философско-культурологического, историко-философского материала по философии и антропологии спорта; на использовании актуального философского и культурологического содержательного понятийно-категориального аппарата.

Исследование соответствует требованиям пунктов 2.1, 2.3 - 2.8, 2.10 - 2.15, 2.17 Положения о присуждении ученых степеней в НИУ «БелГУ», утвержденного ученым советом НИУ «БелГУ» протокол от 26 июня 2023 г. | № 12, и пунктам 9, 12, 17, 25, 33, 45 паспорта научной специальности 5.10.1. Теория и история культуры, искусства (философские науки).

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и методологические результаты диссертационного исследования обобщались в выступлениях и докладах в ряде научных мероприятий, в том числе: X Международной научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры» (2022 год), Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Наука. Культура. Искусство: Актуальные проблемы теории и практики» (2023 год), XI Международной научно-практической конференции «Культура в фокусе научных парадигм» (2023 год), XI Международной научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры: глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» (2023 год), XII Международной научной конференции «Чтения памяти Николая Николаевича Страхова» (2024 год).

Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета и рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликовано 10 научных работ общим объёмом 2,8 п.л., личный вклад автора 1,77 п.л., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ и 1 статья в журнале, индексируемом в международной базе данных Scopus.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1 СПОРТ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ

ЭКСПЛИКАЦИЯ

1.1 «Спорт»: содержание и смысл понятия

Современные исследования спорта достаточно единодушны в утверждении места и времени появления современного спорта или спорта в нашем его понимании. Норберт Элиас1 и Ален Гуттман2, как и многие другие, сходятся в месте его появления, называя таковым Западную Европу (если еще более точно, то Англию), и, с небольшими различиями, время - начиная с конца XVIII до конца XIX века. Так Н. Элиас пишет следующее: «Многие виды спорта, которые сегодня существуют в более или менее схожих формах и популярны во всем мире, возникли в Англии. Оттуда, главным образом во второй половине XIX - первой половине XX столетий, они распространились в другие страны... Английское слово «спорт» также было принято другими странами для определенного рода занятий»3. А. Гуттман указывает на то же место появления спорта, хотя дает немного другую датировку его возникновения: «Современный спорт как общераспространенная и уникальная форма неутилитарных физических соревнований сформировался за период примерно в 150 лет: с начала XVIII до конца XIX века. Мы можем достаточно точно указать время и место его появления. Современный спорт зародился в Англии и распространился из места своего возникновения на Соединенные Штаты, Западную Европу, а затем и весь мир»4.

Одной из причин такой определенности является связь между возникающим спортом и теми социальными изменениями, которые происходили в Европе и Англии в частности на рубеже XVIII и XIX веков.

1 В работах Norbert Elias The Civilizing Process. Oxford, 1978; State Formation and Civilization, Oxford, 1982; а также статье Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. Вып. 3 (54), 2006. С.41-62.

2 Гуттман А. От ритуала к рекорду: Природа современного спорта. М., 2016.

3 Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. Вып. 3 (54), 2006. С.41.

4 Гуттман А. От ритуала к рекорду: Природа современного спорта. М., 2016. С.104.

Прежде всего, речь идет о развитии промышленности и росте рабочего класса, который и стал той средой, на которой возрос современный спорт, все более уходящий от исходной элитарностии и аристократичности.

Стоит уточнить тот момент, что речь идет именно о спорте в его современном понимании, поскольку в более широком значении спорт известен с древнейших времен. Хрестоматийными стали обращения к истории древней Греции и, конечно, наиболее известному феномену - Олимпийским играм. И уже само это обращение, как и его привычность для нас, есть интересный момент, над которым стоит задуматься. Он заключается в нескольких аспектах. Первый из них состоит в осовременивании того, что мы называем спортом. Понимание спорта разворачивается во временной перспективе, идущей от Античности и до современности, подразумевая, в общем-то, некоторое беспрерывное развитие, от античных Олимпийских игр до современных. И античные игры не только легитимируют нынешние, но сами начинают восприниматься в сегодняшнем ключе. Такой казус в историческом восприятии спорта искажает не только историю как таковую, но также осмысление самого спорта, что относится и к попыткам его определения. Смыслы, в общем-то, изначально вложенные в современный олимпизм П. де Кубертеном, исказили античность, но также изменились с течением времени сами5.

Историческую перспективу спорта, отталкивающуюся от Античности, Х. У. Гумбрехт в работе «Похвала красоте спорта» назвал «разрывы». Идея разрывов состоит в том, что история спорта, а мы добавим, и его понимание, не единый процесс развития от Античности и до настоящего времени, сама идея единого восприятия спорта родилась в конце XIX века и носила черты мировоззрения того времени, в частности, романтическое восприятие Античности и тяготение к линейным временным схемам. И если спорта в таком понимании нет, то, возможно, не стоит говорить о спорте вообще, а

только об античном спорте и спорте других эпох. Х. У. Гумбрехт считает, что сам спорт не способствует выстраиванию исторической перспективы и наследованию этого феномена: «Главным образом, что бы мы не называли спортом... все это форма зрелищности, под которой я понимаю любое телодвижение, рассмотренное с позиции присутствия. Среди множества явлений, подходящих под категорию зрелища, формы спортивного зрелища носят особый характер, так как они проникнуты ценностями агона (соревновательности) и арете (стремления к превосходству). И наконец, то, что я называю спортом, всегда будет оказываться на определенном расстоянии от интересов и стратегий, составляющих наш обыденный мир. Каждая из этих особенностей спорта в разные времена являла собой то или иное препятствие к исторической преемственности спорта»6.

Тем не менее, отметим, что сам Гумбрехт, дает трансисторическое определение спорта, отталкиваясь от его античных оснований. Да и только ли ценности агона и арете имеют отношение к античному спорту. Если сужать этот спорт до Олимпийских игр или игр других (Дельфийских, Истмейских, Немейских), то возможно, это так и есть. Но спорт в эпоху Античности выходил за рамки самих игр и был составной частью того, что называли пайдейей. Воспитание гражданина полиса предусматривало его физическое развитие. Масса античных источников свидетельствует о том, что спорт был частью системы образования. И не отделенной от повседневности, как пишет о спорте Гумбрехт, а включенной в нее. Если же заглянуть еще ранее в античную историю, то первое письменное упоминание о том, что можно сегодня назвать спортом, содержится в двадцать третьей песне Илиады, описывающей погребение Патрокла и игры, устроенные после них.

Так после сожжения тела Патрокла на берегу Геллеспонта, напомним, с предшествующим жертвоприношением из числа побежденных, а также

создания над могилой кургана, Ахиллес демонстрирует награды победителям игр:

«Ахиллес же

Там народ удержал и, в обширном кругу посадивши,

Вынес награды подвижникам: светлые блюда, треноги;

Месков представил, и быстрых коней, и волов крепкочелых,

И красноопоясанных жен, и седое железо»7.

Мы не будем перечислять подробное описание игр, данное Гомером, однако уже в этой ранней истории спорта присутствуют скачки, бег, борьба и кулачный бой. Сами игры безусловно имеют ритуальное значение. Как и более поздние игры в Античности. Здесь связь игры с сакральным не только наиболее очевидна, она неразрывно связана с похоронными ритуалами, переходом из мира живых в мир мертвых, из сферы профанного в сферу сакрального. И спорт здесь вторичен как состязание людей, поскольку он происходит не для людей и не ради достижений8. Хотя достаточно рано в Античности появляется и рациональная трактовка спорта как физических упражнений.

У Платона она связана с проектом идеального государства и преимущественно касается той части диалога «Государство», в которой описываются стражи. Так после тезиса о необходимости стражей в государстве для его защиты, он рассматривает вопрос их воспитания и обучения. Достаточно сложного по причине двух противоречащих составляющих природы стражей, которые должны быть яростными с врагами и кроткими со своими гражданами. Поэтому их воспитание складывается из двух составляющих, мусического и гимнастического. И в разговоре с Адимантом Сократ подчеркивает важность и того, и другого:

« - Каким же будет воспитание?

7 Гомер. Илиада. СПб., 2008. С.327.

8 См. Шанин Ю.В. Герои античных стадионов. М., 1979.

Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с давнишних времен. Для тела - это гимнастическое воспитание, а для души - мусическое.

- Да, это так.

- И воспитание мусическое будет у нас предшествовать гимнастическому»9.

Платон в этой части диалога различает спортсменов - атлетов и воинов, предъявляя к последним более строгие требования. Исполняться они должны в рамках программы обучения и спортивные игры являются для него частью обучения. Потому и в диалоге Алкивиад II мы встречаем упоминание о спорте в контексте размышлений о знании и незнании, его пользе и вреде:

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мезинов Владислав Олегович, 2024 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. XIX Олимпийская научная сессия молодых ученых и студентов России: материалы // Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры (история и современность). - М.: Советский спорт, 2008.

2. XX Олимпийская научная сессия молодых ученых и студентов России: материалы // Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры (история и современность). - М.: Советский спорт, 2008.

3. Агамбен Дж. Stasis. Гражданская война и политическая парадигма. / Дж. Агамбен. - СПб.: Владимир Даль, 2021. - 190 с.

4. Агамбен, Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь / Дж. Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2011. - 256 с.

5. Агамбен, Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение / Дж. Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2011. - 148 с.

6. Агамбен, Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима / Дж. Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2012. - 192 с.

7. Агамбен, Дж. Открытое / Дж. Агамбен. - М.: РГГУ, 2012. - 112 с.

8. Агамбен, Дж. Средства без цели / Дж. Агамбен. - М.: Гилея, 2015. - 148 с.

9. Агашин, Э. Моральное измерение науки и техники. - М.: Наука, 1998. - 152 с.

10. Андерсон, П. Истоки постмодерна / П. Андерсон. - М.: Территория будущего, 2011. - 199 с.

11. Арендт, Х. Vita activa, или О деятельной жизни. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.

12. Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина; Под ред. Д. М. Носова / Х. Арендт. - СПб.: Алетейя, 2000. -437 с.

13. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура [Текст]. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.

14. Арто, А. Театр и его двойник // Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. - СПб.; М.: Симпозиум, 2000. - 485 с.

15. Асад, Т. Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерность. / Т. Асад. - М.: НЛО, 2020. - 376 с.

16. Бадью, А. Манифест философии. / А. Бадью. - СПб.: Machina, 2003. - 184 с.

17. Бадью, А. Этика. Очерк о сознании Зла / А. Бадью. - СПб.: Machina, 2006. - 126 с.

18. Балибар, Э., Валлерстайн, И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Э. Балибар, И. Валлерстайн. - М.: ЛОГОХ, 2004. - 285 с.

19. Батай, Ж. Проклятая часть: сакральная социология. / Ж. Батай. -М.: Ладомир, 2006. - 742 с.

20. Батай, Ж. Теория религии. Литература и Зло / Ж. Батай. - Мн.: Современный литератор, 2000. - 352 с.

21. Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения / В. Беньямин. - М.: РГГУ, 2012. - 288 с.

22. Бердяев, Н.А. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства. Т.1. - М., 1994. - С. 123-145.

23. Блаженный Августин Творения (том третий) / О граде Божием. -СПб.-Киев: Алетейя, УЦИИМ-Пресс, 1998. - 595 с.

24. Бодрийяр, Ж., Ясперс, К. Призрак толпы. - М.: Алгоритм, 2014. -

304 с.

25. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 258 с.

26. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

27. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. - Тула, 2013. - 204 с.

28. Болтански, Л., Кьяпелло, Э. Новый дух капитализма / Л. Болтански, Э. Кьяпелло. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 976 с.

29. Борисов, С.Н. Феномен насилия в культурно-антропологических практиках и философской антропологии / С.Н. Борисов. - Белгород: Изд-во НИУ БелГУ, 2013. - 252 с.

30. Боянич, П. Насилие и мессианизм / П. Боянич. - Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. - 224 с.

31. Боянич, П. Провокация. Воззвание и право на переворот. / П. Боянич. - Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2022. - 90 с.

32. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. - Т. 2. Игры обмена / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1988. - 632 с.

33. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. - Т. 3. Время мира / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1992. - 679 с.

34. Бродель, Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. - Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель.

- М.: Прогресс, 1986. - 622 с.

35. Бубка, С.Н. Римский период в истории древнегреческих олимпийских игр / С.Н. Бубка // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. - № 1. -С. 30-37.

36. Бугуева, Н. А. Телесность человека как социокультурный феномен // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - №2 16. - С. 73.

37. Бутовский, А. Д. Собрание сочинений в 4 томах / А. Д. Бутовский.

- Киев: Олимпийская литература, 2009. - 467 с.

38. Васильчук, Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественная наука и современность. - 2001. №1. - С. 45-58.

39. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. - М.: Юрист,

1994. - 704 с.

40. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

41. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

42. Вилькин, Я. Р. Откуда пошли Олимпиады / Я. Р. Вилькин. -Минск: Полымя, 1980. - 48 с.

43. Виммерт, И.И. Олимпийские игры / И.И. Виммерт. - М.: Мир книги, 2007. - 48 с.

44. Волков, А.В. Спарта. Со щитом и на щите / А. В. Волков. -М.: Вече, 2005. - 367 с.

45. Все о спорте: Справочник. Т. 3 / под ред. И. П. Шмидта. - М.: ФиС,

1978.

46. Вышеславцев, Б.П. Кризис индустриальной культуры // Сочинения. - М., 1995. - С. 200-220.

47. Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. - М.: НЛО, 2020. - 185 с.

48. Гвардини, Р. Конец нового времени // Вопросы философии. -

1995. №3. - С. 3-15.

49. Гегель, Г. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. -

526 с.

50. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Академический Проект,2008. - 767 с.

51. Герчак, Я.М. История возникновения и становления Олимпийских игр: движение к объединению народов мира / Я.М. Герчак // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. - 2016. - № 5 (9). - С. 17-24.

52. Гидденс, Э. Последствия современности / Э. Гидденс; пер. с англ. Г. К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича; вступ. статья Т. А. Дмитриева. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. - 352 с.

53. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - М.: Весь мир, 2004. - 120 с.

54. Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 2001. - 478 с.

55. Гоббс, Т. Сочинения в 2 т. Т.1. / Т. Гоббс. - М. Мысль, 1989. - 622

с.

56. Гордин, Р.Л. Очерки по истории античного спорта (Древняя Греция, Рим). - С.-Пб.: Алетейя, 1991. - 367 с.

57. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук. -М., 2004. - 288 с.

58. Горохов, В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX

- нач. XX столетия. - М.: Логос, 2009. - 375 с.

59. Горохов, В.Г., Розин, В.М. Введение в философию техники. - М., 1998. - 192 с.

60. Гребер, Д. Фрагменты анархистской антропологии / Д. Гребер. -М.: Практика, 2014. - 172 с.

61. Григорович, В. В. Всеобщая история физической культуры и спорта / В. В. Григорович. - М.: Советский спорт, 2008. - 167 с.

62. Григорович, Е., Мельников, И., Чертков, В. Мюнхен: олимпиада и политика / Е. Григорович, И. Мельников, В. Чертков. - М.: Сов. Россия, 1974.

63. Гуревич, П.С. Труд как одна из граней человеческого бытия // Философия и культура. - 2014. № 7 (79). - С. 939-942.

64. Гуревич, П.С., Спирова, Э.М. Грани человеческого бытия. - М.: ИФ РАН, 2016. - 173 с.

65. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич.

- М.: Искусство, 1984. - 350 с.

66. Гуревич, А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А.Я Гуревич. - М.: Искусство, 1989. - 368 с.

67. Декарт, Р. О строении человеческого тела // Избранные произведения: К трехсотлетию со дня рождения (1650-1950). - М.: Госполитиздат, 1950. - 712 с.

68. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

69. Делёз, Ж., Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

70. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - М.: Академический проект, 2007. - 495 с.

71. Дмитриев, Т.А. Сокрушительная современность Энтони Гидденса Последствия современности. / Э. Гидденс - М.: Праксис, 2011. - С.7-106. - 352 с.

72. Дьяков, А. В. Жиль Делёз. Философия различия. - М.: Белый город, 2013. - 503 с.

73. Дэвис, Джон А. Эффект Олимпийских игр. Как спортивный маркетинг создает сильные бренды / Джон А. Дэвис. - М.: Рид Медиа, 2013.

74. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек. - М.: Изд-во «Художественный журнал». 1999. - 234 с.

75. Жижек, С. Год невозможного. Искусство мечтать опасно / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2012. - 272 с.

76. Жижек, С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм / С. Жижек. - СПб.: Алетейя, 2005. - 156 с.

77. Жижек, С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом [Текст]/ С. Жижек. - М., 2009. - 336 с.

78. Жижек, С. Накануне господина. Сотрясая рамки / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2009. - 280 с.

79. Жижек, С. О насилии / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2010. - 184 с.

80. Жижек, С. Событие. Философское путешествие по концепту / С. Жижек. - М.: Рипол-Классик, 2018. - 240 с.

81. Жижек, С. Чума фантазий / С. Жижек. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2012. - 388 с.

82. Жижек, С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии / С. Жижек. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 528 с.

83. Жирар, Р. Козел отпущения / Р. Жирар. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. - 336 с.

84. Жирар, Р. Насилие и священное / Р. Жирар. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 448 с.

85. Зенкин, С.Н. Небожественное сакральное. / С.Н. Зенкин. - М.: РГГУ, 2012. - 537 с.

86. Золотые страницы российской спортивной истории. - М.: Издательство МБА, 2011.

87. История физической культуры и спорта. Антология / под ред. А. А. Макарова. - М.: Русь Олимп, 2010.

88. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Р. Кайуа. - М.: ОГИ, 2003. - 296 с.

89. Карнилов, И.К. Инновационная деятельность и инженерное искусство. - М., 1996. - 240 с.

90. Кассирер, Э. Опыт о человеке / Пер. А. Муравьева // Проблема человека в западной философии / Э. Кассирер. - М.: Прогресс, 1988. - 546 с.

91. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля / А. Кожев. - СПб.: Наука, 2003. - 792 с.

92. Кожев, А. Идея смерти в философии Гегеля / А. Кожев. - М.: Логос, 1998. - 208 с.

93. Кочергин, А.Н. Экология и техносфера. - М., 1995. - 180 с.

94. Кудери, Э. Национализм / Э. Кудери. - СПб.: Алетейя, 2010. - 136

с.

95. Кудрин, Б.И. Технетика: Новая парадигма философии техники (третья научная картина мира). - Томск, 1998. - 208 с.

96. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун.

- М.: Радуга, 1982. - 367 с.

97. Кутырев, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. -Нижний Новгород, 1994. - 192 с.

98. Лакан, Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда / Ж. Лакан. - М.: Логос, 1997. - 184 с.

99. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан.

- М.: Гнозис, 1995. - 192 с.

100. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. - М.: Высшая школа, 1996. - 623 с.

101. Латур, Б. Пастер: Война и мир микробов, с приложением «Несводимого» / Б. Латур. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-петербурге, 2015. - 316 с.

102. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого / Ж. Ле Гофф. -М.: Прогресс, 2001. - 440 с.

103. Ле Гофф, Ж., Трюон, Н. История тела в средние века / Ж. Ле Гофф, Н. Трюон. - М.: Текст, 2008. - 189 с.

104. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

105. Лисицын, Б. Спорт и религиозные организации / Б. Лисицын. -М.: ФиС, 1985. - 367 с.

106. Луман, Н. Власть / Н. Луман. - М.: Праксис, 2001. - 256 с.

107. Маркс, К., Энгельс, Ф. Из ранних произведений. - М.: Госполитиздат, 1956. - 689 с.

108. Материалы VII Международного научного конгресса. Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - М: СпортАкадемПресс. 2003 - Том 1.

109. Материалы VII Международного научного конгресса. Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - М: СпортАкадемПресс. 2003 - Том 2.

110. Материалы VII Международного научного конгресса. Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - М: СпортАкадемПресс. 2003 - Том 3.

111. Материалы XII Международного научного конгресса. Современный олимпийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех. - М: Физическая культура, 2008. - Том 1.

112. Материалы XII Международного научного конгресса. Современный олимпийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех. - М: Физическая культура, 2008. - Том 2.

113. Материалы XII Международного научного конгресса. Современный олимпийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех. - М: Физическая культура, 2008. - Том 3.

114. Материалы XIII Международного научного конгресса. Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - Алматы, 2003 - Том 1.

115. Мелик-Шахназаров, А.З. Олимпионик из Артаксаты: [о победителе Олимпийских игр древности Вараздате] / Ашот Мелик-Шахназаров. - Москва: Физкультура и спорт, 1986. - 125 с.

116. Мельникова, Н.Ю. История физической культуры и спорта: учебник / Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин. - М.: Советский спорт, 2013.

117. Мельникова, Н., Мкова, С., Трескин, А. Россия у истоков Олимпийского движения. - М.: ФиС, 1999. - 428 с.

118. Миллер, Д. Олимпийская революция: Олимпийская биография Х.А. Самаранча / Д. Миллер. - М.: ФиС, 1995. - 385 с.

119. Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. - М., 1995. - 224 с.

120. МОК и Международные спортивные объединения: Справочник. -М.: ФиС, 1979.

121. Мода и спорт: [Альбом] / Дом моделей спорт. одежды. - Москва : Физкультура и спорт, 1981. - 42 с.

122. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс. - М.: КДУ, 2011. - 416 с.

123. Мосс, М. Социальные функции священного / Избранные произведения / М. Мосс. - СПб.: Евразия, 2000. - 448 с.

124. Мэмфорд, Л. Миф машины // Вестник МГУ, сер. 12, - 1992, - №1. - С. 10-18.

125. Мэмфорд, Л. Техника и природа // Новая технологическая волна на Западе. - М., 1986. - С. 112-125.

126. Назаретян, А.П. Беспределен ли человек? // Общественные науки и современность. - 1992. - №5. - С. 3-14.

127. Назаретян, А.П. Историческая революция морали: прогресс или регресс? // Вопросы философии. - 1992. - №3. - С. 3-15.

128. Назаретян, А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. - М., 2001. - 368 с.

129. Назаретян, А.П., Лисица, И.А. Критический гуманизм versus биоцентризм // Общественные науки и современность. - 1997. - №5. - С. 3-14.

130. Нанси, Ж.-Л. Непроизводимое сообщество / Ж.-Л. Нанси. - М.: Водолей, 2009. - 408 с.

131. Негодаев, И.А. Философия техники. Ростов-на-Дону, 1997. - 288

с.

132. Некрасов, С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие. - Орёл: ОГУ, 2010. - 289 с.

133. Некрасов, С.И., Некрасова Н.А. Философия техники. Учебник. М.: МИИТ, 2010. - 164 с.

134. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Герцык и др. / Ф. Ницше. - М.: Культурная Революция, 2005. - 880 с.

135. Новая философская энциклопедия. В 4 Т., 2-е изд. - М.: Мысль, 2010. - 736 с.

136. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.

137. Новоскольцев, В.А. Пылающая эстафета / В.А. Новоскольцев. -М.: Физкультура и спорт, 1974.

138. Оливова, В. Люди и игры / В. Оливова. - М.: ФиС, 1985.

139. Олимпийская Хартия: перевод с английского. — М.: 2011.

140. Олимпийский бюллетень № 12 / Сост. Мельникова Н.Ю. — М.: Русь Олимп, 2011.

141. Олимпийский учебник студента: учебное пособие для системы олимпийского образования в высших учебных заведениях. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Советский спорт, 2007.

142. Отто, Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. / Р. Отто. - СПб.: СПбГУ, 2008. - 274 с.

143. Очерки по истории физической культуры: Сб. тр. Вып. 3. — М.: ФиС, 1948.

144. Очерки по истории физической культуры: Сб. тр. Вып. 5. — М.: ФиС, 1950.

145. Очерки по истории физической культуры: Учеб. пособ. Вып. 1. — М.: ФиС, 1938.

146. Павлов, С. Олимпийский год. Итоги. Уроки. Перспективы. — М.: Физкультура и спорт, 1973.

147. Панин-Коломенкин, Н.А. Страницы из прошлого. — М.: Физкультура и спорт, 1951.

148. Петров, М.К. Язык, знак, культура. М.: Политиздат, 2004. - 467 с.

149. Петров, М.К. Античная культура / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1997. - 352 с.

150. Петров, М.К. Историко-философские исследования / М.К. Петров.

- М.: РОССПЭН, 1996. - 510 с.

151. Петров, М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 2004. - 775 с.

152. Платон. Апология Сократа // Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1971. - С. 81-112.

153. Платон. Государство // Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 3, ч I. - М.: Мысль, 1971. - С. 89-454.

154. Платон. Законы // Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 3, ч. 2. - М.: Мысль, 1972. - С. 83-478.

155. Платонов, В.П., Гуськов С.Н. Олимпийский спорт: в 2-х кн. -Киев: Олимпийская литература, 2009. - 456 с.

156. Платонов В.Т. Программа олимпийских игр: история становления и современное состояние, противоречия и перспективы / В. Т. Платонов // Наука в олимпийском спорте. - 2013 - N0 4. - С. 60.

157. Поликарпова, Г.М. Образование и развитие национальных систем физического воспитания в Северной Европы. — М.: Физкультура и спорт, 2008.

158. Поликарпова Г.М. Образование и развитие национальных систем физического воспитания в Новое время: Методическое пособие. - М., 2013.

159. Попкова, Н.В. Техногенное развитие и техносферизация планеты: Монография. - М.: ИФ РАН, 2004. - 256 с.

160. Попкова, Н.В. Техносферные начала в общественном развитии: Анализ современных философских идей: Монография. - Брянск: БГТУ, 2002.

- 198 с.

161. Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

162. Пьер де Кубертен. Олимпийские мемуары. - Москва: Рид Групп,

2011.

163. Равкин, Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969.

164. Ракитов, А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М.: Директ-Медиа, 2014. - 105 с.

165. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991. - 120 с.

166. Рапп, Ф. Перспективы философии техники // Философия техники в ФРГ. - М., 1989. - 184 с.

167. Рачков, В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. -Свердловск, 1991. - 216 с.

168. Римский, В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма / В.П. Римский. - Белгород: БелГУ, 1997. - 199 с.

169. Римский, В.П. Тоталитарный Космос и человек / В.П. Римский. -Белгород: БелГУ, 1998. - 126 с.

170. Родиченко, В. Олимпийская идея для России. - М.: АНО «Диалог культур», 2011.

171. Родиченко, В.С. Спорт и совесть: учебно-методическое пособие для системы олимпийского образования. - М.: Физкультура и спорт, 2007.

172. Розин, В.М. Сущность техники // Право, мировоззрение, философия. - 2004. - № 1-2 (7-8). - 144 с.

173. Розин, В.М. Философия техники. - М.: Наука, 2001. - 304 с.

174. Романов, Н.Н. Восхождение на Олимп. - М.: Советский спорт, 1993. - 321 с.

175. Романов, Н.Н. Трудные дороги к Олимпу. - М.: ФиС, 1987. - 324

с.

176. Российская Государственная Академия Физической Культуры: 80-летию Академии посвящается / Под общ. ред. В.В. Кузина. - М.: Физкультура, образование и наука, 1998.

177. Россия - спортивная держава!: Сборник докладов первого международного спортивного форума. - М., 2010. - 347 с.

178. Россия: Москва - спортивная столица: Энциклопедический справочник / Под общ. ред. С.Н. Мягковой. - М.: Физкультура и спорт, 2004.

179. Савчук, В.В. Топологическая рефлексия. / В.В. Савчук. - М.: «Канон+», 2012. - 416 с.

180. Саид, Э. Культура и империализм / Э. Саид. - СПб.: Владимир Даль, 2012. - 736 с.

181. Саид, Э. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э. Саид. -СПб.: Русский Mip, 2006. - 637 с.

182. Сеннет, Р. Падение публичного человека / Р. Сеннет. - М.: Логос, 2003. - 424 с.

183. Соболев П.А. 'Олимпия, Афины, Рим' -Москва: Физкультура и спорт, 1960. - с. 450

184. Сол, Р. Ублюдки Вольтера. Диктатура разума на Западе. М.: АСТ: Астрель, 2007. - 895 с.

185. Соловьёв, В.С. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. - 892 с.

186. Спорт и перестройка: Сборник научных трудов / ВНИИФК. - М.: ВНИИФК, 1988. - 145 с.

187. Спортивная Россия: олимпийские чемпионы России и Советского Союза: Энциклопедический справочник / Под общ. ред. С.Н. Мягковой. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 345 с.

188. Стратегия развития инфраструктуры массового спорта в России на федеральном уровне: монография / А. В. Аверин, Г. И. Алеева, Н. В. Андреев [и др.]. - Москва : ИНФРА-М, 2024. - 214 с.

189. Стаут Дж. Демократия и традиция. М.: Территория будущего, Прогресс-Традиция, 2009. - 464 с.

190. Столбов В.В. Русско-советская олимпийская Одиссея // Труды ученых ГЦОЛИФКа: Ежегодник. - М.: РИО ГЦОЛИФКа, 1993. - С. 31-36.

191. Столбов, В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: Учебник. - М.: ФиС, 2000. - 238 с.

192. Субботин, В.Я. Жизнь как спорт и жизнь в спорте: монография / В. Я. Субботин; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет». - Тюмень : ТИУ, 2024. - 195 с.

193. Суник, А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже Х1Х -ХХ веков. - М.: Советский спорт. - 345 с.

194. Такач, А. Шестьдесят олимпийских лет / Пер. с англ. М. Дементьевой. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 543 с.

195. Твой олимпийский учебник: Учеб. Пособие для учреждений образования России. - 22-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Советский спорт, 2010. - 144 с.

196. Тейлор, Ч. Секулярный век. / Ч. Тейлор. - М.: ББИ, 2017. - 967 с.

197. Трансформации в современной цивилизации (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 2001. - №1. - С. 3-24.

198. Трескин, А.В., Мельникова Н.Ю. От викингов до олимпийцев. История спорта в странах Северной Европы. - М.: Физкультура и спорт, 2008.

199. Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: интеллектуал в интерьере культурного капитала: моногр. / [В. П. Римский и др.]; под ред. В.П. Римского. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. - 456 с.

200. Фетисов, В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах. Вып. 1. - М.: Сов. Спорт, 2005. - 187 с.

201. Физическая культура и спорт в СССР. - М.: ФиС, 1967. - 145 с.

202. Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии: материалы XII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции магистрантов и молодых ученых «Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии», 19

апреля 2024 г. / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры»; ответственные редакторы: Н. Ю. Мищенко, Е. В. Быков. - Челябинск : УралГУФК, 2024. - 567 с.

203. Философия и история техники // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. - М., МАИ. 2004. - 288 с.

204. Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов / Под ред. В.С. Артамонова. - М., 2008. - 120 с.

205. Философия техники: Подборка статей // Вопросы философии. -2003. - № 10. - С. 5-64.

206. Философская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1962. Т.2. - 576 с.

207. Финогенова, Л.А. Спартакиады народов СССР, их роль в развитии массового физкультурного и спортивного движения: Метод. разработка для студентов ГЦОЛИФК. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1989.

208. Финогенова, Л.А. Участие спортсменов России в Олимпийских играх после распада СССР: Учебное пособие для студентов заочного и дневного факультетов. - М.: РИО РГАФК, 1999.

209. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М.: АСТ, 2007. -

607 с.

210. Фрейд, З. Тотем и табу / З. Фрейд. - СПб.: Азбука-классика, 2005.

- 256 с.

211. Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ: Астрель, 2012. 315 с.

212. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М.: Республика, 1994. - 447 с.

213. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2006.

- 571 с.

214. Фуко, M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. -М.: «Ad Marginem», 1999. - 480 с.

215. Фуко, M. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974—1975 учебном году / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2005. - 432 с.

216. Фуко, М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году. / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2011. - 544 с.

217. Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2007. -677 с.

218. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. - М. : Праксис, 2005. - Ч. 1. - 320 с.

219. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. - М.: Праксис, 2005. - Ч. 2. - 320 с.

220. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. - М.: Праксис, 2006. - Ч. 3. - 320 с.

221. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. -СПб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.

222. Фуко, М. Рождение биополитики: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учеб. году / М. Фуко ; пер. с фр.: А. В. Дьякова.

- Санкт-Петербург : Наука, 2010. - 448 c. - (Programme A. Pouchkine).

223. Фуко, М. Рождение клиники / М. Фуко. - М.: Академический проект, 2010. - 252 с.

224. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко.

- СПб.: A-cad, 1994. - 408 c.

225. Хабермас, Ю. Модерн - незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С. 40-52.

226. Хабермас, Ю. Политические работы / Ю. Хабермас. - М.: Праксис, 2005. - 368 с.

227. Хабермас, Ю. Постмодернизм и культура / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - №4. - 1992. - С.40-53.

228. Хабермас, Ю. Проблема легитимации позднего капитализма / Ю. Хабермас. - М.: Праксис, 2010. - 264 с.

229. Хавин, Б. Все об Олимпийских играх. - М.: ФиС, 1985.

230. Хайдеггер М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. - М., 1993. - С. 150-172.

231. Хайдеггер, М. Бытия и время. Пер. с нем. В.В. Бибихина. / М. Хайдеггер. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.

232. Хайдеггер, М. Время и бытие. / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

233. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге. / М. Хайдеггер. -М.: Высш.шк., 1991. - 192 с.

234. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 2004. - 352 с.

235. Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 1. - С. 20-30.

236. Шанин Ю.В. Олимпия. История античного атлетизма / Ю. В. Шанин; под общ. ред. [и с предисл.] В. И. Кузищина. - Науч.-попул. изд. -Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. - 191 с.

237. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: Учебное пособие / В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 256 с.

238. Шебель, Гейнц. Олимпия и ее игры / Гейнц Шебель. - М.: Эдицион Лейпциг, 1967. - 282 с.

239. Штейнбах, В. Л. (сост.). Большая олимпийская энциклопедия. Т.1 А-Н / В. Л. Штейнбах. - М.: Олимпия Пресс, 2006.

240. Штейнбах, В. Л. (сост.). Большая олимпийская энциклопедия. Т.2 А-Н / В. Л. Штейнбах. - М.: Олимпия Пресс, 2006.

241. Штейнбах, Валерий. Век олимпийский. Книга 1. 1896-1963 / Валерий Штейнбах. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. - 344 с.

242. Щуров В.А. Новый технократизм: Феномен техники в контексте духовного производства: Монография. - Н. Новгород, 1995. - 192 с.

243. Шмитт, К. Диктатура [Текст] / К. Шмитт. - М.: Рипол-Классик, 2018. - 40 с.

244. Шмитт, К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса [Текст] / К. Шмитт. - СПб.: «Владимир Даль», 2006. - 300 с.

245. Шмитт, К. Политическая теология [Текст] / К. Шмитт. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. - 336 с.

246. Шмитт, К. Теория партизана [Текст] / К. Шмитт. - М.: Праксис, 2007. - 301 с.

247. Шмитт, К. Эпоха деполитизаций и нейтрализаций [Текст] // Социологическое обозрение. - 2001. Т. 1. № 2. - С. 47-58.

248. Юнгер, Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли / Э. Юнгер. - СПб.: Наука, 2000. - 539 с.

249. Эдельман, Р. Серьезная забава. История зрелищного спорта в СССР. - М.: Аиро ХХ1, 2008.

250. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Т.1-3. - М.: ФиС, 1961, 1962, 1963.

251. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: В 3-х т. - М.: ФиС, 1961, 1963.

252. Энциклопедия Олимпийского спорта. Под ред. Платонова, В.Н. -Киев: Олимпийская литература, 2004.

253. Энциклопедия современного олимпийского спорта / Под ред. Платонова, В.Н. - Киев: Олимп. лит., 1996.

254. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники // Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. Машина и собственность. СПб.: Владимир Даль, 2002. 564 с.

255. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. М.: Наука, 2002. 539 с.

256. Юнгер, Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли / Э. Юнгер. - СПб.: Наука, 2000. - 539 с.

257. Adams, C., & Leavit, S. (2018). "It's just girls' hockey": Troubling progress narratives in girls' and women's sport. International review for the sociology of sport, 53(2), 152-172.

258. Edgar, A. (2015). The philosophy of sport. The international journal of the history of sport, 32(15), 1804-1807.

259. Elcombe, T. L. (2017). Sport philosophy inquiry in 3 D: A pragmatic response to the (sport) philosophy paradox. Sport, ethics and philosophy, 1-17.

260. Frias, J. L. F., & Trivino, L. P. J. (2016). Will robots ever play sports? Sports, ethics and philosophy, 10(1), 67-82.

261. Hardes, J., & Hogeveen, B. (2016). Flow, skilled coping, and the sovereign subject: toward an ethics of being-with in sport. Sports, ethics and philosophy, 10(3), 283-294.

262. Hopsicker, P. M., & Hochstetler, D. (2016). The future of sport philosophy in higher education kinesiology. Quest, 68(3), 240-256.

263. McFee, G. (2015). On sport and the philosophy of sport: A Wittgensteinian approach. Routledge.

264. Rivers, J. (2017). Grappling with God: Evangelical fight ministries in Rio De Janeiro. PhD diss., Indiana University.

265. Tuncel, Y. (2016). Nietzsche, Sport, and Contemporary Culture. Sports, ethics and philosophy, 10(4), 349-363.

266. Twietmeyer, G. (2015). God, sport philosophy, kinesiology: A Maclntyrean examination. Quest, 67(2), 203-226.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.