Специфика культуры этноса: традиции и символика как маркеры самоидентификации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Сёмина Галина Викторовна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат наук Сёмина Галина Викторовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА
1.1. Сущность понятий «культура», «нация» и «этнос» в научных традициях отечественных и западных исследователей
1.2. Роль культурных традиций в самоидентификации этносов
1.3. Основные аспекты проблем трансформаций культур этносов в глобализирующемся мире
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ МАРКЕРОВ КУЛЬТУР ЭТНОСОВ
2.1. Мифологическое и архетипическое в самосознании этносов
2.2. Картина мира северокавказских горцев
2.3. Инварианты религиозных воззрений балкарцев и карачаевцев
ГЛАВА 3. ТРАДИЦИИ СИМВОЛИЗМА В НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ ЭТНОСОВ
3.1. Традиции войлоковаляния у северокавказских народов
3.2. Маркирующая символика войлочных ковров - кийизов
3.3. Искусно орнаментированные кийизы как предметы из мира «вещей»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Сводный каталог традиционных балкаро-карачаевских кийизов по материалам исследований А.Я. Кузнецовой
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сводный каталог традиционных балкарских кийизов на основании собственных полевых исследований
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Каталог современных авторских кийизов балкарских мастериц
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Национальная и религиозная идентичность карачаевцев и балкарцев: исторический аспект2010 год, кандидат исторических наук Джантуева, Фатима Рашитовна
Карачаево-балкарская поэзия ХХ века: этнокультурная специфика, эволюция, жанры2021 год, доктор наук Узденова Фатима Таулановна
Орнаментальный декор в традиционном искусстве народов Северного Кавказа (карачаевцев и балкарцев)2014 год, кандидат наук Султанова, Аминат Мурадиновна
Зоолатрия в традиционной культуре карачаевцев и балкарцев2006 год, кандидат исторических наук Текеева, Лариса Кичиевна
Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии XX века и новейшего времени2009 год, кандидат филологических наук Шаманова, Фатима Дадашевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика культуры этноса: традиции и символика как маркеры самоидентификации»
Актуальность темы исследования
Эпоха глобализации, помимо положительных процессов (интеграций, корпораций, компьютеризаций, коммуникаций), продемонстрировала и огромное количество напряженно-конфликтных ситуаций,
спровоцированных как при выборе регионами своих политических интересов, так и при выборе ими идейно-ценностных приоритетов. Большинство локальных столкновений имело непосредственно этническую подоплеку, возможно потому, что представители этносов еще сильнее пытались себя идентифицировать. Ведь ранее традиционная культура гарантировала им такую идентификацию, а современный человек не знает, «кто он». Несмотря на заявленную тенденцию к формированию мировой метакультуры, повсеместно наблюдается этнический сепаратизм.
Западная техногенная цивилизация своим развитием, нивелирующим признаки этнического многообразия и стандартизирующим культуры народов, бросает вызов этническим сообществам, которым постоянно приходится переосмысливать свои императивы из-за стремительно меняющихся реалий. Сила вызова глобализирующегося мира может оказаться сильнее возможностей этносов Российской Федерации, в культурах которых постоянно идут процессы трансформации, ведущие в итоге к всеобщей унификации. Необходимо исследовать их способность дать адекватный ответ, выйти на новый уровень своего развития, чтобы вызов не оказался непосильным и в этнических сообществах не произошли надломы, ведущие к потере их идентичности. Непосредственно сам процесс стирания этнических границ признан Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации1 регрессивным, поэтому вопросы
1 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: [утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 15
самоидентификации этносов в современном глобализирующемся мире определены стратегически одними из приоритетных.
Российская Федерация является страной полиэтничной и поликультурной, а Северный Кавказ - самый ее густонаселенный регион -можно считать суперполиэтничным, поэтому обозначенная выше проблема крайне актуальна для российской реальности. В настоящей работе анализируется специфика культуры на примере культуры балкарского этноса - малочисленного тюркоязычного народа, проживающего на территории Северного Кавказа и издревле располагавшегося на землях своих предков. Согласно данным переписи населения за 2010 г., численность балкарцев составляла около 113 тысяч человек, а численность близкородственной им народности, карачаевцев - более 218 тысяч человек, что в процентном соотношении составляет 12,7% и 24,5% соответственно относительно всего национального состава Северного Кавказа. Актуальная на сегодняшний день этнокультурная ситуация в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках является весьма нестабильной -культурные традиции нивелируются: имеются серьезные разногласия среди мусульман в вопросах истинности их веры, народные художественные промыслы (войлоковаляние, золотошитье, оружейное дело) под угрозой исчезновения, молодое поколение коренных народов Северного Кавказа практически не знает своего родного языка и обычаев.
При сложившейся ситуации в регионах современная стратегия России направлена на сохранение культурного наследия этносов, что способствует поддержке культурной памяти народов, как основы их идентичности. Также огромное значение на данный момент имеют проблемы переосмысления значимости культурных традиций как в религиозных воззрениях, так и в исчезающих народных художественных промыслах. Для этого необходима не только ревитализация монументальных объектов культурного наследия,
марта 2021 г. № 143)] // [Электронный ресурс] - https://нтр.рф/upload/iblock/ac6/zjbf72o5gvuu5 uaaqkfqv6qlejw744ld/Стратегия%20научно-технологического%20развития%20Российской%20Федерации.pdf
но и мероприятия по каталогизации объектов традиционной культуры этносов. Частью таких объектов, обладающих подлинной культурной ценностью с этнографической и эстетической точек зрения, являются изделия народных художественных промыслов. Таким образом, все сказанное выше обусловливает актуальность проблемы самоидентификации этносов и механизмов сохранения этнической идентичности, тема требует исследования и научного обоснования.
Степень научной разработанности проблемы
Работы отечественных и зарубежных ученых, на которые диссертант опирался в теоретико-методологической части своего исследования, можно систематизировать по нескольким категориям источников.
1. К первой категории источников относятся результаты исследований понятий «этнос» и «нация», «этничностъ» и «идентичность» западными и отечественными учеными. Внимание акцентировалось на работах по формированию и развитию наций в западной науке (теория Э. Геллнера [32]), идентичности (идеи Э. Эриксона [164]), этничности (концепция К. Гирца [37]); в отечественной - этносов и этничности (труды Н.Н. Чебоксарова [160], А.С. Арутюнова [7], А.Я. Флиера [150] et al.). Среди зарубежных авторов выделена теория примордиалъного подхода Э. Смита, в которой он сформулировал определение нации, базирующееся на «концепте ethnie - единице населения или группах с общим предком, с общим коллективным мифом и исторической памятью, с религиозным корнем и "элементами разделяемой культуры"» [130]. Отечественные исследования этносов представлены работами С.М. Широкогорова [161], Ю.В. Бромлея [25], Л.Н. Гумилева [39].
К этой же категории источников относятся результаты исследований, направленных на осмысление этнической самоидентификации, обозначенной как предмет исследования, а также на выявление и изучение маркеров самоидентификации этносов. Это работы Б. Андерсона [3], Ю. Хабермаса [152] et al., которыми этническая идентичность исследовалась
с философских позиций; а также работы Б. Андерсона [3], Л.Н. Гумилева [39], Ю.В. Бромлея [25] & а1 - с культурологических позиций.
2. Ко второй категории источников относятся труды, в которых исследовались культурные традиции, представленные как объект исследований. Из зарубежных авторов анализировались труды М. Вебера [29], А.Б. Гофмана [38], И. Гердера [34], Ш. Эйзенштадта [165], Э. Хобсбаума [155], из отечественных авторов - Э.С. Маркаряна [92],
A.С. Арутюнова [7] & а1. В качестве основополагающей рассматривалась концепция этнолога А.С. Арутюнова [7], обосновавшего утверждение о том, что каждая культурная традиция когда-то была инновацией и впоследствии, принятая обществом, эта инновация становилась традицией. При том, что в отечественной науке проведено множество исследований в этой области, тема культурных традиций и инноваций продолжает оставаться дискуссионной и на сегодняшний день.
3. Третья категория источников, из которых в данном исследовании исходил диссертант, это исследования идей и концепций отечественных и зарубежных философов и культурологов, внесших существенный вклад в разработку проблем теории и истории культуры: в первую очередь Э.С. Маркаряна [92], В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова [53], М.К. Петрова [104-106], а так же М.С. Кагана [61], Г.В. Драча [44-50], Т.С. Паниотовой [103], В.М. Межуева [94], Е.Я. Режабека [109, 110], В.С. Степина [132, 133].
4. Четвертую категорию источников составили труды ученых, которые внесли весомый вклад в разработку проблем культур этносов в философии и культурологии: А.И. Арнольдов [6], Ю.А. Жданов,
B.Е. Давидович [53], Э.С. Маркарян [92], В.М. Межуев [94], А.Я. Флиер [150], Х.Г. Тхагапсоев [148], Ф.С. Эфендиев [165], О.В. Семенова [117]. Кавказская культура в их трудах рассматривалась как целостность с особенностями локальной цивилизации, исторически сложившейся на Кавказе. Конфессиональный компонент этнического сознания исследован в
материалах конференций разных лет, проведенных Южным научным центром РАН.
5. Пятая категория источников - работы, использованные диссертантом в исследовании культурных кодов и смыслов в изделиях народных художественных промыслов, как у разных народов, так и в непосредственно балкарской и карачаевской культурах. Диссертант опирался на результаты научных анализов, которым подвергались разные аспекты культуры: одежда народов Северного Кавказа в исследованиях Е.Н. Студенецкой [134, 135], традиционная орнаментика различных изделий народного художественного творчества в монографии А.Я. Кузнецовой [74], традиционная цветовая семантика народов Северного Кавказа в работе Л.В. Самариной [116], ковровая символика в исследованиях Е.Г. Царевой [156-159], прасимволы кавказской культуры в работе З.А. Кучуковой [75], национальные танцы, обряды и ритуалы в труде М.Ч. Кудаева [73], религиозные воззрения в работе Г.К. Азаматовой [2]. Однако, при всем обилии исследований традиционных культур этносов в целом, а также балкарской и карачаевской культурах в частности проблемы в этой области остаются объектом пристального внимания, поэтому дальнейшие исследования представляют собой достаточно важное направление культурологии.
Таким образом, несмотря на наличие множества научных интерпретаций понятий «национальная культура» и «культура этноса», как за рубежом, так и в России, процессов их самоидентификаций в глобализирующемся мире, диссертант считает, что это направление недостаточно разработано и требуется дальнейший анализ традиционных культур этносов Российской Федерации, составляющих российскую нацию, на фоне процессов их трансформаций в своем цивилизационном развитии. В анализе возможностей этносов Российской Федерации и поиске механизмов сохранения ими своего своеобразия для ответа на вызовы глобализации заключается основная научная проблема.
Объектом исследования выступает специфика традиционной культуры балкарцев и карачаевцев как этносов Российской Федерации в динамике ее развития.
Предметом исследования является самоидентификация этносов посредством таких маркеров, как культурные традиции и знаковая и цветовая символика узорных ковров - кийизов2.
Цель исследования заключается в выявлении основных маркеров самоидентификации этносов посредством исследования специфики культуры этноса и определении основоположности самоидентификации для них.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:
- проанализировать существующие подходы в понимании «культуры», «этноса», «нации», «этничности» и «идентичности» в отечественных и западных исследованиях; дать им характеристику с различных позиций: деятельностного и семиотического подходов, конструктивистской и этносимволической концепций;
- обосновать сущность и значимость самоидентификации для этносов Российской Федерации в эпоху глобализации, обозначить роль самосознания этноса в этом процессе и определить элементы, его формирующие;
- определить основные аспекты трансформаций культур этносов, обозначив их теоретические концепты в цивилизационном развитии, и определить степень их корреляции с аналогичными исследованиями западных ученых, сопоставить вызовы истории с вызовами глобализации;
- проанализировать суть самосознания, формируемого различными типами мышления и образами, как основу самоидентификации этносов;
- исследовать традиции горцев Приэльбрусья в миропонимании как специфической модели их воззрений на мир, выявить особенности восприятия ими окружающего мира; определить факторы, являющиеся основополагающими в процессе формирования традиций;
2 См. Словарь терминов.
- выявить причины формирования религиозно-мифологических воззрений, определивших религиозную идентичность балкарцев и карачаевцев; проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние между сакральной системой и знаковой символической системой, используемыми в ритуальных обрядах, в религиозных практиках;
- проанализировать традиции в технике валяния войлоков и техниках орнаментации кийизов северокавказского региона;
- рассмотреть орнаментальную символику, используемую в композициях многообразных балкаро-карачаевских искусно орнаментированных кийизов, и определить ее значение для их культуры;
- исследовать маркирующие функции предметов «вещного» мира -балкаро-карачаевских кийизов как «культурных текстов».
Источниковедческую базу исследования составили статьи и монографии отечественных и западных ученых. Кроме того, ввиду специфики исследования особую группу источников составили археологические данные из «пазырыкской линии», работы Г. Рубрука [112], О.В. Маргграфа [91], Геродота [35], музейные экспонаты, балкаро-карачаевские узорные войлочные ковры - кийизы, собранные исследователем А.Я. Кузнецовой [74] в монографии «Народное искусство карачаевцев и балкарцев» и систематизированные диссертантом в виде сводного каталога (Приложение 1).
Теоретико-методологические основания исследования
Диссертационное исследование основывается на классических и актуальных исследованиях в области философии, культурологии, истории и этнологии, ориентированных на анализ символического поля воспроизводства маркеров самоидентификации культуры этноса. В методологическую основу диссертационной работы положена сумма последовательного применения общих и частных методов социально-гуманитарного познания, в которой интегрированы результаты рассмотрения культуры этноса с ракурса разных научных дисциплин, что позволяет
говорить о междисциплинарном характере предлагаемой работы. Такое видение структуры диссертационного исследования базируется на методологической установке, согласно которой культурологический подход необходимо основывать на базисе комплексного знания о культуре, знании, способном эвристически использовать результаты исследований других наук.
В методологический корпус диссертационного исследования вошли и базовые общенаучные методы: анализ, синтез, классификация, индукция и дедукция. Таким образом, методологию настоящего исследования составил комплекс общенаучных, культурологических, философских и искусствоведческих методов и подходов, которые помогли проанализировать современные проблемы культуры этноса.
Системный и структурно-функциональный методы позволили выделить такие основополагающие характеристики культур этносов, как традиции и символика, взаимосвязанные между собой как внутри системы, так и с внешней средой, рассматриваемые при этом как единое целое, и выявить важность маркирующей функции культуры. С помощью диахронического метода были оценены исследуемые события и факты истории балкарского и карачаевского народов, а синхронический метод, в свою очередь, помог провести совокупный анализ исторического материала и выявить истоки становления и развития этносов Российской Федерации и их культурных традиций. Для сопоставления основных понятий межэтнических отношений в западных и отечественных исследованиях был выбран компаративистский метод. Использование семиотико-герменевтического метода помогло в интерпретации этнической орнаменталистики и взаимодействии факторов, определяющих роль и место орнамента, цвета, архетипов в народных художественных промыслах балкарцев и карачаевцев, а также в рассмотрении их как «культурных текстов».
Применение конкретно-исторического и герменевтического методов сделало возможным изучение выделенных стратегий в контексте противостояния этносов вызовам глобализации. Их культура исследована
диссертантом в контексте деятельностного подхода на основе работ представителей отечественной культурологической школы - Э.С. Маркаряна и, в частности, ростовской - Ю.А. Жданова, В.Е. Давидовича, Г.В. Драча & а1. Деятельностный подход использован для разрешения противоречий человеческого существования между традицией и инновацией, индивидом и социумом, человеком и природой.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем:
1. Опровергнуты существующие концепции о полном исчезновении фактора этничности, ведущем к интеграции культур в некую метакультуру с формированием мегаобщества или суперэтноса. Показана прямая взаимосвязь потери этнической идентичности и потенциальной возможности исчезновения (гибели) этносов Российской Федерации.
2. Дано понимание сущности культур балкарского и карачаевского этносов, определены основополагающие маркеры - традиции в религиозно-мифологических воззрениях и семиотические коды с используемой в народных художественных промыслах символикой.
3. Показана эволюция в синтезе домусульманских и исламских символов сакральной атрибутики в религиозных практиках балкарцев и карачаевцев, и сделан вывод об эклектичности орнаментальной символики, основанной на синкретичности их религиозных воззрений, и доминировании в их сознании тенгрианского мировидения.
4. Проведено культурфилософское осмысление художественного пространства, свойственного традиционной культуре; определены маркирующие функции искусно орнаментированных кийизов как «культурных текстов» - неких закодированных таким образом посланий предков, увековечивших суть культурного наследия балкарцев и карачаевцев.
5. На основе привлечения различного культурного материала составлены каталоги традиционных балкарских и карачаевских кийизов,
представленных в частной коллекции мецената Р. Локьяева (г. Нальчик), в коллекции районного краеведческого музея Эльбрусского района (г. Тырныауз) и Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург) (Приложение 2), и современных авторских кийизов балкарских мастериц (Приложение 3). Подобных каталогов до настоящего момента не существовало.
Положения, выносимые на защиту:
1. В эпоху глобализации приоритетными являются вопросы выявления специфики культур этносов посредством маркеров - признаков их «непохожести» на иные культуры. Эти признаки, базирующиеся на преемственности поколений и передаче своих культурных традиций и символики - характеристики, определяющие специфику «этнического ядра» российской нации, например балкарцев и карачаевцев, тюркоязычных этносов Северного Кавказа.
2. Самоидентификация этносов - один из основополагающих процессов отделения одного этноса от другого посредством их самосознания (этнонима), формируемого традициями - фундаментом культур этносов и всех стереотипов деятельности человека, стабилизирующих их жизнеспособность. Синтез традиций с нововведениями современности -ответ российской нации на вызовы глобализации, помогающий избежать вечной гонки за призрачной идеей «мирового гражданства» с всеобщей стандартизацией и потерей собственной индивидуальности.
3. Основа современных наций - существующие «реконструированные» этносы с культурами, уже подвергшимися многочисленным трансформациям. Вызовы, бросаемые этносам самой природой, человеческим сознанием или обществом, например, такие как вынужденное переселение балкарцев и карачаевцев или регулярно вводимые культурные новации, трансформируют традиционные устои этнических сообществ. Механизмы, задействованные этносами в период их депортации, с легкостью проецируются на процессы, происходящие в эпоху глобализации. Результаты
этих трансформаций культур этносов России подчеркивают важность доминирования прежней системы ценностей, так, как выбранный еще в советский период, путь российской интернационализации, в отличие от западной вестернизации, является правильным в решении данной проблемы.
4. Самосознание этноса - осознание своего этнического единства, сформированного не только общей территорией проживания, общим прошлым с единым языком, но и пониманием специфических отличий «себя» от «других», основанных на определенном типе мышления, на своих мифологических и архетипических образах. Традиционные общества балкарцев и карачаевцев имеют образный (чувственный) тип мышления с мифологическим мироощущением и набором специфических мифологем, комплексом архетипов, закрепленных на уровне коллективного бессознательного. При этом «лицо» этноса со своеобразным видением окружающего мира находит наиболее полное отражение в традициях его культуры: в формах их религиозных воззрений, в орнаментальной символике изделий народных художественных промыслов.
5. Картина мира - одна из основополагающих характеристик маркеров самоидентификаций этносов. У каждой общности собственная картина мира, складывавшаяся не столько из общей территории и общего предка, сколько из миропонимания, сформированного в процессе их исторического и культурного развития, i.e. из совместного прошлого. Это особый способ восприятия этносом окружающего мира и особенностей понимания устройства мироздания. У каждого этноса своя модель реальности, на основе которой и складываются их традиции.
6. В коллективном сознании этносов формировалась сначала мифологическая картина мира со своими божествами и мироощущением, а затем и религиозная - со своеобразным миропониманием и самобытным инвариантом. Религиозный инвариант балкарцев и карачаевцев развивался на тенгрианском мировидении. Местные традиции и обычаи с элементами доисламских верований (тенгрианства, христианства), переплетаясь с
исламскими, сформировали некую синкретическую форму северокавказской религиозной идентичности. Современные религиозные системы продолжают видоизменяться, но элементы тенгрианства также используются в религиозных практиках.
7. Традиции в технике кошмоваляния3 сохранились до сих пор, видоизменялись на протяжении веков только техники орнаментации войлоков, сформированные локальными традициями этносов. Типы орнаментальных композиций кийизов были обусловлены мифологическими, архетипическими представлениями и религиозными верованиями балкарцев и карачаевцев - этносов со своим историческим прошлым, с самобытной культурой, основанной на его самосознании, на своеобразном менталитете, мироощущении и миропонимании, со своей этнической картиной мира.
8. Традиционная культура основана на преемственности и трансляции своих знаний, умений и специфического мировидения посредством знаков-копий и знаков-символов, которые, сливаясь неразрывно с самой «вещью», выстраивались в своеобразные «культурные тексты», рассказывающие о мировоззрениях людей в разные исторические периоды и об особенностях той культуры, в рамках которой они рождались.
9. С культурфилософских позиций искусно орнаментированные кийизы имеют несколько маркирующих функций: это «культурные тексты», увековечившие суть культурного наследия балкарцев и карачаевцев; элементы межпоколенного и межкультурного диалогов культур этносов; своеобразные диалоги с Другим - авторами, создавшими эти «тексты».
Практическая и научно-теоретическая значимость исследования состоит в осуществленном аналитическом углублении существующих отечественных и западных знаний об объекте и предмете исследования. В настоящей работе культурные традиции балкарского и карачаевского этносов и используемая ими знаковая и цветовая символика рассмотрены как маркеры их самоидентичности, что представляется актуальным как в
3 См.: Словарь терминов.
теоретическом, так и в практическом планах и подчеркивает огромную важность дальнейших исследований.
Результаты, полученные в ходе научных изысканий, могут быть использованы:
- в научных исследованиях таких областей, как этнография, этнология, традициология, кавказоведение и собственно культурология, а также при формировании культурной политики на Северном Кавказе;
- высшими учебными заведениями при подготовке бакалавров и магистров культурологии, музееведения, регионоведения;
- специалистами при разработке учебных курсов, учебников и методических пособий по краеведению;
- общеобразовательными школами в ходе преподавания специализированных дисциплин;
- средствами массовой информации при постановке документальных, документально-публицистических и художественных фильмов, а также телевизионных передач по этноконфессиональной тематике.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности
Тема и содержание диссертации соответствуют научной специальности 5.10.1 - «Теория и история культуры, искусства», в том числе следующим пунктам паспорта специальности: «9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов. Традиции и инновации в истории культуры»; «20. Компоненты культуры (мифология, религия, искусство, образование, просвещение, наука, мораль и др.)»; «33. Культура и этнос. Культура и нация. Этническая и национальная культура»; «90. Концепции культуры как знаковой и символической системы».
Апробация научно-квалификационной работы
По теме исследования опубликовано 20 работ, в том числе 6 статей в изданиях из перечня ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ.
Положения диссертационного исследования были также представлены в виде докладов на научных конференциях различного уровня:
- VIII Российский философский конгресс «Философия в полицентричном мире» (26-28 мая 2022 года, г. Москва);
- V Российский культурологический конгресс «Культурное наследие -от прошлого к будущему» (8-10 ноября 2021 года, г. Санкт-Петербург);
- VII Международный форум историков-кавказоведов «Национально-государственные преобразования на Кавказе: опыт прошлого и современные тенденции» (12-13 ноября 2020 года, г. Ростов-на-Дону);
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Этнокультурное взаимодействие карачаевцев, балкарцев и осетин: по материалам традиционно-бытовой и духовной культуры2011 год, кандидат исторических наук Биттирова, Назифа Хусеиновна
Ритуал в нартовском эпосе народов Северного Кавказа2006 год, кандидат исторических наук Луговой, Кирилл Владимирович
Магические представления карачаевцев и балкарцев в общетюркской мировоззренческой системе2006 год, кандидат исторических наук Кучинаева, Мариям Магометовна
Система архетипических образов в балкарской поэзии 30-50-х годов XX века: на материале произведений К. Кулиева2009 год, кандидат филологических наук Джанхотова, Зауризат Хасановна
Карачаево-балкарская диаспора в Турции: Историко-культурный аспект2000 год, кандидат исторических наук Кипкеева, Зарема Борисовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сёмина Галина Викторовна, 2023 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдулатипов, Р.Г. Человек, нация, общество / Р.Г. Абдулатипов. - М.: Политиздат, 1991. - 224 с.
2. Азаматова Г.К. Эволюция религиозных верований балкарцев: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07/ Азаматова Гюльджан Камилевна; Кабардино-Балкарский гос. ун-т имени Х.М. Бербекова (КБГУ). - Нальчик, 2007. - 22 с.
3. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон; пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С.П. Баньковской. - М.: Кучково поле, 2016. - 416 с.
4. Аполлонов, И.А. Проблемы этничности в современном мире / И.А. Аполлонов // Международная коммуникация и проблемы толерантности (междисциплинарный подход): Материалы Международной научной конференции (6-7 октября 2017 г., Ереван) / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Молчана. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2017. - С. 8 - 9.
5. Аригги, Д. Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени / Д. Аригги; пер. с англ. А. Смирнова и Н. Эдельмана. - М.: Территория будущего, 2006. - 472 с.
6. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию (новая расширенная редакция). Учебное пособие. / А.И. Арнольдов. - М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 352 с.
7. Арутюнов, С.А. Силуэты этничности на цивилизационном фоне / С.А. Арутюнов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 416 с.
8. Асмус, В.Ф. Античная философия. Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. -М.: Высшая школа, 1976. - 543 с.
9. Бабина, Е.Ю. Соотношение понятий «национального» и «этнического» и их место в типологии культуры: дисс. ... канд. философских наук: 24.00.01/ Бабина Екатерина Юрьевна; Ростовский государственный университет. -Ростов-на-Дону, 2005. - 135 с.
10. Базиева, Г.Д. Национальная культура в сравнительной перспективе / Г.Д. Базиева // Вопросы культурологии. - 2012. - № 8. - С. 59 - 62.
11. Балибар, Э. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Э. Балибар, И. Валлерстайн; пер. с фр. И. Глущенко и др. - М.: Логос-Альтера: Ессе Хомо, 2003. - 267 с.
12. Барт, Р. Семантика вещи / Р. Барт // Р. Барт. Система Моды. Статьи по семиотике культуры; пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - С. 416 - 426.
13. Барт, Ф. Введение / Ф. Барт // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова. - М.: Новое издательство, 2006. - С. 9 - 48.
14. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества [сб. избр. тр.] / Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - С. 361 - 373.
15. Бенедикт, Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Р. Бенедикт; пер. с англ. М.Н. Корнилова, Е.М. Лазаревой и В.Г. Николаева. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 256 с.
16. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2003. - 350 с.
17. Бердяев, Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии / Н.А. Бердяев. - Берлин: Обелиск, 1923. - 246 с.
18. Библер, В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) / В.С. Библер // Вопросы философии. - 1989. -№ 6. - С. 31 - 42.
19. Библер, В.С. О книге М.К. Петрова «Язык, знак, культура» / В.С. Библер // [Электронный ресурс]. https://Hbr.Hnk/raznyih-stran-filosofiya/bibler-knige-petrova-yazyik-znak-18586.html. (дата обращения: 26.11.2022).
20. Биджиев, Х.Х. Тюрки Северного Кавказа. / Х.Х. Биджиев. - Черкесск: Карачаево-Черкесское полиграфическое объединение, 1993. - 376 с.
21. Биттирова, Т.Ш. Доисламские верования в Балкарии и Карачае: их отражение в этнокультуре / Т.Ш. Биттирова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - Вып. 10 (76). - Ч. 2. - С. 71 - 73.
22. Блэккет, П. Ученый и слаборазвитые страны / П. Блэккет // Наука о науке: Сборник статей; пер. с англ.; общ. ред. и послесл. проф. В.Н. Столетова. - М.: Прогресс, 1966. - С. 48 - 53.
23. Богомаз, С.М. Вещь в традиционной культуре тюркских народов Центральной Азии / С.М. Богомаз // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 3(4) - С. 121 - 126.
24. Боташева, З.Б. Истоки карачаевского и балкарского театра: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.01/ Боташева Зинхара Биляловна; Российская академия театрального искусства. - М., 2001. -207 с.
25. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. - 418 с.
26. Быстрова, Т. Ю. Культурные смыслы вещи как продукта дизайна / Т.Ю. Быстрова // Известия Уральского государственного университета. -2003. - № 27. - С. 30 - 36.
27. Валеева-Сулейманова, Г.Ф. Специфика исламского искусства в Поволжье на этапе становления / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Вып.1. 2012. С. 47 - 50.
28. Вардзелашвили, Ж.А. Символизация обыденного в языковой картине мира / Ж.А. Вардзелашвили // ACTA LINGÜISTICA. - 2009. - Вып. 3. - № 2.
- С. 64 - 70.
29. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // М. Вебер. Избранные произведения; пер. с нем., сост. и общая редакция: Ю.Н. Давыдов.
- М.: Прогресс, 1990. - С. 602 - 633.
30. Великая, Н.Н. О путях проникновения ислама на Северный Кавказ (VII
- XVIII вв.) / Н.Н. Великая // Гуманитарные и юридические исследования. Научно-теоретический журнал. - 2017. - Вып. 1. - С. 20 - 24.
31. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Евразия: Космос кочевника, земледельца и горца / Г.Д. Гачев. - М.: Институт ДИ-ДИК, 1999. - 368 с.
32. Геллнер, Э. Нации и национализм / Э. Геллнер; пер. с англ. Т.В. Бердиковой, М.К. Тюнькиной; ред. и послесл. И.И. Крупника. - М.: Прогресс, 1991. - 319 с.
33. Геллнер, Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса / Э. Геллнер // Путь: международный философский журнал, 1992. - № 1. -С. 9-61.
34. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер; пер. с нем. и примеч. А.В. Михайлова. - М.: Наука, 1977. - 703 с.
35. Геродот. История / Геродот; пер. и примеч. Г.А. Стратановского; под общ. ред. С.Л. Утченко. - Ленинград: Наука, 1972. - 600 с.
36. Гете, И.В. Учение о цвете. Теория познания / И.В. Гете; пер. с нем. В.О. Лихтенштадта. - Изд. 6-е. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 195 с.
37. Гирц, К. Интерпретация культур / К. Гирц; пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 560 с.
38. Гофман, А.Б. Традиционное или рациональное? Интерпретация традиции в творчестве М. Вебера / А.Б. Гофман // Социологические исследования. - 2008. - № 4. - С. 120 - 129.
39. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л.Н. Гумилев; под ред. В.С. Жекулина; вступ. ст. Р.Ф. Итса. - Ленинград: Гидрометеоиздат. 1990. -526 с.
40. Гусейнов, К.М. Ковровый промысел аварцев (конец XIX - начало ХХ века) / К.М. Гусейнов . - Махачкала: Ин-т истории, археологии и этнографии Дагестанского науч. центра РАН, 2006. - 180 с.
41. Дамаданова, С.Р. Художественный войлок Дагестана как разновидность традиционного художественного промысла / С.Р. Дамаданова // Культурная жизнь Юга России, 2011. - Вып. 1 (39). - С. 12 - 18.
42. Джунусов, М.С. Национализм: словарь-справочник / М.С. Джунусов. -М.: Славянский диалог, 1998. - 284 с.
43. Джуртубаев, М.Ч. Духовная культура карачаево-балкарского народа / М.Ч. Джуртубаев. - Нальчик: Скалар, 1997. - 78 с.
44. Драч, Г.В. У истоков ростовской философско-культурологической школы. Статья 1. М.К. Петров / Г.В. Драч // Наука. Искусство. Культура. -2017. - Вып. 1 (13). - С. 15 - 16.
45. Драч, Г.В. Цивилизация (цивилизации) и культура (культуры) / Г.В. Драч // Цивилизационные исследования на Юге России: монография / Г.В. Драч, Т.С. Паниотова, В.Н. Бадмаев [и др]; отв. ред. Г.В. Драч. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. - С. 9 - 59.
46. Драч, Г.В. Трансформации этнокультуры в условиях глобализации / Г.В. Драч // Материалы I Международного конгресса «Пространство этноса в современном мире». - Грозный: ЧГУ, 2014. - С. 10 - 22.
47. Драч, Г.В. Размышления об этносах и этническом многообразии в современном мире (на материалах I международного конгресса по этнокультуре, г. Грозный) / Г.В. Драч // Научная мысль Кавказа, 2015. - № 1 (81). - С. 39 - 46.
48. Драч, Г.В. Трансформации этнических культур в глобализированном мире: основные аспекты проблемы / Г.В. Драч, Г.В. Сёмина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2019. - № 1. - С. 92 - 101.
49. Драч, Г.В. Цивилизационные исследования на юге России: монография / Г.В. Драч, Т.С. Паниотова, В.Н. Бадмаев [и др.] - Ростов-на-Дону -Таганрог: Южный федеральный университет, 2018. - 301 с.
50. Драч, Г. В. «Реквием по Западу?» (к 100-летию книги Шпенглера «Закат Европы») / Г.В. Драч, Н.А. Малишевская // Научная мысль Кавказа, 2017. - № 4. - С. 14 - 20.
51. Дробышева Н.В. Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа: автореф. дис. ... канд.
филос. наук: 24.00.01/ Дробышева Наталья Владимировна; Рост. гос. ун-т (РГУ). - Ростов-на-Дону, 2004. -28 с.
52. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. Составитель: В.И. Зорин. - Алматы : Сездш-Словарь, 2002. - 408 с.
53. Жданов, Ю.А., Давидович, В.Е. Сущность культуры / Ю.А. Жданов,
B.Е. Давидович. - Ростов-на-Дону: Наука-пресс, 2005. - 428 с.
54. Жукова, И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И.Н. Жукова, М.Г. Лебедько [и др.]; под ред. М.Г. Лебедько и З.Г. Прошиной. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 632 с.
55. Заковоротная, М.В. Культурная-национальная-космополитическая идентичность: концептуальные изменения в XXI веке / М.В. Заковоротная // Ценности и смыслы, 2010. - № 5. - С. 22 - 32.
56. Зиммель, Г. Избранное. Том 1. Философия культуры / Г. Зиммель; сост.
C.Я. Левит, Л.В. Скворцов; пер. с нем. А.В. Дранов и др.; отв. ред. Л.Т. Мильская. - М.: Юрист, 1996. - 671 с.
57. Иванюков, И.И. У подошвы Эльбруса / И.И. Иванюков, М.М. Ковалевский // Вестник Европы, 1886. - Кн. 1. - С. 83 - 112.
58. Иноземцев, В.А. Испытание культурой / В.А. Иноземцев // Бенхабиб С. Притязания культуры: Равенство и разнообразие в глобальную эру; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2003. - С. VII - XXX.
59. Истомина, Н. А. Энциклопедический словарь символов / Н.А. Истомина. - М.: Астрель, 2002. - 1056 с.
60. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. - М.: Логос, 1996. -278 с.
61. Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
62. Казакбиева О.И. Войлочные изделия ногайцев в XIX - начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07/ Казакбиева Ольга Ивановна; Ин-т истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. - Махачкала, 2005. - 29 с.
63. Кардиа, К. Европейская религиозная и культурная идентичность. Вопрос о распятии / К. Кардиа; пер. с итал. И. Смагина. - М.: Центр книги Рудомино, 2011. - 158 с.
64. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер; сост. С.Я. Левит, Л.В. Скворцов; пер. с нем. Б. Вимер и др. - М.: Гардарика, 1998. - 784 с.
65. Кессиди, Ф.Х. Идеи и люди: историко-философские и социально-политические этюды / Ф.Х. Кессиди. - М.: Ин-т философии РАН, 2003. - 228 с.
66. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии / Ф. Кессиди. - СПб: Алетейя, 2003. - 360 с.
67. Кессиди, Ф.Х. Глобализация, функциональная асимметрия мозга и проблема интеграции культур / Ф.Х. Кессиди. - Философия и общество. -2004. - №1. - С. 45 - 52.
68. Кимлика, У. Взлет и падение мультикультурализма? / У. Кимлика // Дискурс Пи, 2013. - Т. 10. - № 1-2. - С. 71 - 82.
69. Кирчо, Л.Б. Мохенджо-Даро / Л.Б. Кирчо // Большая российская энциклопедия. Том 21. - М.: Большая российская энциклопедия, 2013. -С. 339 - 340.
70. Кнабе, Г.С. Семиотика культуры: Конспект учебного курса / Г.С. Кнабе. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. - 63 с.
71. Коротеева, В.В. «Воображенные», «изобретенные» и «сконструированные» нации: метафора в науке / В.В. Коротеева // Этнографическое обозрение, 1993. - № 3. - С. 154 - 165.
72. Крысько, В.Г. Этнопсихологический словарь / В.Г. Крысько. - М.: МПСИ, 1999. - 343 с.
73. Кудаев, М.Ч. Культурное наследие балкарцев и карачаевцев / М.Ч. Кудаев. - Нальчик: Книга, 2012. - 280 с.
74. Кузнецова, А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев / А.Я. Кузнецова. - Нальчик: Эльбрус, 1982. - 175 с.
75. Кучукова, З.А. Вертикаль как прасимвол кавказской культуры / З.А. Кучукова // Вопросы культурологии, 2012. - № 8. - С. 5 - 8.
76. Лавров, Л.И. О некоторых этнографических данных по вопросу происхождения балкарцев и карачаевцев / Л.И. Лавров // Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов (22-26 июня 1959 г.); под ред. М.Ж. Тхашокова, К.Ш. Балкарова. - Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1960. - С. 62 - 69.
77. Лавров, Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.) / Л.И. Лавров. - Ленинград: Наука, 1982. - 224 с.
78. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль; пер. с фр. - М.: ОГИЗ, 1937. - 533 с.
79. Леонтович, Ф.И. Адаты кавказских горцев / Ф.И. Леонтович. -Нальчик: Эльфа, 2002. - 317 с.
80. Лескова, И.А. Лекции по курсу «Мировая художественная культура» / И.А. Лескова. - Волгоград: Перемена, 2009. - 147 с.
81. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
82. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVII - нач. XIX в.) / Ю.М. Лотман. - СПб: Искусство, 1994. -101 с.
83. Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М. Лотман. // Ю.М. Лотман. Избранные статьи. Том I. Статьи по семиотике и топологии культуры.- Таллинн: Александра, 1992. - С. 191 - 199.
84. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - СПб: Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.
85. Лурье, С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2004. - 622 с.
86. Мазаева, Т.А. Этнос в пределах новой онтологии / Т.А. Мазаева // Материалы I Международного конгресса «Пространство этноса в современном мире». - Грозный: ЧГУ, 2014. - С. 6 - 10.
87. Малахов, В.С. Национализм как политическая идеология / В.С. Малахов. - М.: КДУ, 2005. - 320 с.
88. Малашенко, А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / А.В. Милашенко; Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2001. - 180 с.
89. Малкондуев, Х.Х. Мифология балкарцев и карачаевцев / Х.Х. Малкондуев // Фольклор народов Карачаево-Черкесии: жанр и образ. Сб. научных трудов ; отв. ред. А.И. Алиева. - Черкесск: Карачаево-Черкес. НИИ истории, филологии и экономики, 1988. - С. 24 - 40.
90. Мамбетов, Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев / Г.Х. Мамбетов. - Нальчик: Эльфа, 2008. - 61 с.
91. Маргграф, О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства / О.В. Маргграф. - М.: С.В. Лепешкин, 1882. - 288 с.
92. Маркарян, Э. С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / Э.С. Маркарян; составитель и отв. ред. А.В. Бондарев. - СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2014. - 655 с.
93. Маттис, Й. Аспекты культурной антропологии народов Кабардино-Балкарской республики / Й. Маттис. - Нальчик: Полиграф и Т, 2002. - 97 с.
94. Межуев, В.М. Культура как идея / В.М. Межуев // Теоретическая культурология; отв. ред. О.К. Румянцев. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - С. 120-121.
95. Мелетинский, Е.М. Структурно-типологическое изучение сказки / Е.М. Мелетинский // Пропп В. Я. Морфология сказки. - М.: Наука, 1969. - С. 134 - 162.
96. Мизиев, И.М. Балкарцы и карачаевцы в памятниках истории / И.М. Мизиев. - Нальчик: Эльбрус, 1981. - 120 с.
97. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид; пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
98. Миллер, В.Ф. В горских обществах Кабарды / В.Ф. Миллер, М.М. Ковалевский // Вестник Европы. 1884. -Т.2. - С. 540 - 588.
99. Миронов, В.В. Глобализация и угрозы унификации / В.В. Миронов // Философские искания. Московско-Петербургский сборник. - М.: МГУ, 2011.
- С. 7 - 26.
100. Монтескье, Ш. О духе законов / Ш. Монтескье // Электронная библиотека «Гражданское общество». [Электронный ресурс] URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye. O dukhe.pdf. (дата обращения: 27.11.2022).
101. Нарты: героический эпос балкарцев и карачаевцев / Сост. Р.А.-К. Ортабаева и др. - М.: Наука, 1994. - 654 с.
102. Новгородова, Э.А. Древняя Монголия (Некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории) / Э.А. Новгородова. - M.: Наука, 1989. - 381 с.
103. Паниотова, Т.С. Этногенез как фактор культурной идентичности (на примере становления латиноамериканской культуры) / Т.С. Паниотова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2013. - № 6 (73). - С. 51
- 55.
104. Петров, М.К. Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода / М.К. Петров. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. - 398 с.
105. Петров, М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы / М.К. Петров. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004 - 773 с.
106. Петров, М.К. Язык, знак, культура / М.К. Петров. - М.: Наука, 1991. - 328 с.
107. Пиралов, А.С. Краткий очерк кустарной промышленности Кавказа / А.С. Пиралов. - СПб: Якорь, 1913. - 128 с.
108. Российский Кавказ. Книга для политиков. / Под ред. В.А. Тишкова. - М.: Росинформагротех, 2007. - 384 с.
109. Режабек, Е.Я. Мифомышление: когнитивный анализ / Е.Я. Режабек. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 304 с.
110. Режабек, Е.Я. В поисках рациональности. Статьи разных лет / Е.Я. Режабек. - Москва: Академический проект, 2007. - 383 с.
111. Ротенберг, В.С. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский // Вопросы философии. - 1984. - № 4. - С. 78 - 86.
112. Рубрук, Г. Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрука в лето Благости 1253 / Г. Рубрук // Г. Рубрук, Д. Каприни. Путешествие в Восточные страны Плано Каприни и Рубрука / Перевод А.И. Малеина. - М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. - C. 87 - 194.
113. Руденко, С.И. Культура хуннов и ноинулинские курганы / С.И. Руденко. - М.; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР. [Ленингр. отделение], 1962. - 205 с.
114. Руденко, С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая / С.И. Руденко. - М.: Искусство, 1968. - 136 с.
115. Садохин, А.П. Этнология / А.П. Садохин. - М.: Гардарики, 2008. - 278 с.
116. Самарина, Л.В. Цвет в культуре карачаевцев и балкарцев (к истокам формирования традиции) / Л.В. Самарина // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология и фольклор / Ред. Э.Р. Тенишев. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2001. - С. 222 - 240.
117. Семенова, О.В. Социокультурные основания формирования цивилизационного сознания народов Северного Кавказа: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01/ Семенова Ольга Валерьевна; Южный федеральный университет (ЮФУ). - Ростов-на-Дону, 2009. - 28 с.
118. Сёмина, Г.В. Архетипы и этнические символы в национальной культуре / Г.В. Сёмина // Modern philosophic paradigms: interrelation of traditions and innovative approaches. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2015. - P.131 - 134.
119. Сёмина, Г.В. Традиционная техника войлоковаляния и различные техники его орнаментации в исторической ретроспективе_/ Г.В. Сёмина // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. - Т.11. -С. 3501-3505. Ц^: https://e-koncept.ru/2016/86738.htm.
120. Сёмина, Г.В. Балкарские кийизы: к вопросу о символике цветовых предпочтений в традиционной культуре / Г.В. Сёмина // Вопросы культурологии. - 2017. - № 10. - С. 88 - 93.
121. Сёмина, Г.В. Влияние Октябрьской революции 1917 года на этноэлементы традиционной культуры балкарцев / Г.В. Сёмина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Культура «до» и «после» революции 2017 г. в России». - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2017. - С. 253 -261.
122. Сёмина, Г.В. Этносы и нации: к вопросу об этничности (идентичности) в научных традициях отечественных и западных исследователей / Г.В. Сёмина // Вопросы культурологии. - 2018 -№ 6. - С. 10 - 19.
123. Сёмина, Г.В. Самоидентификация этносов сквозь призму творчества и традиций: ответ депортированных народов / Г.В. Сёмина // Сборник материалов VI Международного форума историков-кавказоведов «Народы Кавказа в цивилизационном пространстве России». - Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2019. - С. 563 - 571.
124. Сёмина, Г.В. Диалогизм кийиза как «вещи со смысловыми контекстами» / Г.В. Сёмина // Сборник материалов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Диалог культур сквозь призму искусства: история, теория, прагматика». - Нальчик: изд-во М. и В. Котляровых, 2019. - С. 256 - 259.
125. Сёмина, Г.В. Карачаево-балкарские кийизы как предметы мира «вещей» / Г.В. Сёмина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология,
юриспруденция, политология, культурология». - Майкоп, 2021. Выпуск 2, С.147 - 155.
126. Сёмина, Г.В. Проблемные вопросы сохранения культурного наследия балкарского этноса / Г.В. Сёмина. // Материалы V Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурное наследие - от прошлого к будущему»: программа и тезисы докладов. Сант-Петербург, 8 - 10 ноября 2021 г. - СПб.; М.: Институт наследия, 2021. С. 199-200.
127. Сёмина, Г.В. Некоторые трансформации исламской духовной традиции балкарцев в цивилизационной динамике / Сёмина Г.В., Драч Г.В. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». -2022. - Выпуск 2.- С. 80 - 87.
128. Сёмина, Г.В. Сакральный аспект тейризма в религиозных практиках балкарцев, карачаевцев и тувинцев / Г.В. Сёмина // Культурная жизнь Юга России, 2022. - №2 (85). - С. 109 - 120.
129. Сёмина, Г.В. Орнаментика молитвенных ковриков балкарцев и карачаевцев / Г.В. Сёмина. // Культурная жизнь Юга России. - 2022. - Вып. №1 (84). - С.110 - 118.
130. Смит, Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма / Э. Смит; пер. с англ. А.В. Смирнова, Ю.В. Филиппова, Э.С. Загашвили, И. Окуневой. - М.: Праксис. Серия «Новая наука политики», 2004. - 464 с.
131. Соловьев, В.С. Россия и вселенская церковь / В.С. Соловьев; пер. с фр. Г.А. Рачинского. - М.: Путь, 1911. - 456 с.
132. Степин, В.С. У истоков новой методологии историко-философских исследований (Методологические идеи М.К. Петрова) /
B.С. Степин // М.К. Петров. Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. -
C. 365-393.
133. Степин, В.С. Цивилизация и культура / В.С. Степин. - СПб: СПб ГУП, 2011. - 408 с.
134. Студенецкая, Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. / Е.Н. Студенецкая. - М.: Наука, 1989. - 286 с.
135. Студенецкая, Е.Н. Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев / Е.Н. Студенецкая // Кавказский этнографический сборник. Вып. VI. - М.: Наука, 1976. - С. 202 - 221.
136. Султанова, А.М. Орнаментальный декор в традиционном искусстве народов Северного Кавказа (карачаевцев и балкарцев): дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.04/ Султанова Аминат Мурадиновна; Кабар.-балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова. - Нальчик, 2014. - 166 с.
137. Тавадов, Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник / Г.Т. Тавадов. - М.: Диалог культур, 2011. - 704 с.
138. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор; пер. с англ. -М.: Политиздат, 1989. - 572 с.
139. Тарба, И.Д. Ментальность как внутренний признак этноса / И.Д. Тарба // Межкультурная коммуникация и проблемы толерантности (междисциплинарный подход): Материалы Международной научной конференции (6-7 октября 2017 г., Ереван) / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Молчана. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2017. - С. 10 - 18.
140. Текеев, К.М. Карачаевские и балкарские узорные войлоки (ала киизы) / К.М. Текеев // Советская этнография, 1987. - № 2. - С. 107 - 112.
141. Текеева З.Х. История развития традиционных домашних промыслов и ремесел карачаевцев и балкарцев: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. / Текеева Земира Хыйсаевна; Пятигорский технологический университет, Пятигорск, 2001. - 22 с.
142. Текеева Л.К. Зоолатрия в традиционной культуре карачаевцев и балкарцев: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / Текеева Лариса Кичиевна; Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. - Нальчик, 2006. - 23 с.
143. Текеева, Л.К. Космогонические представления тюркоязычных народов Северного Кавказа / Л.К. Текеева // Вестник Томского государственного университета. История. 2013 - № 1 (21). - С. 196 - 199.
144. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В. Тэрнер; пер. с англ. - М.: Наука, Гл. ред. восточной литературы, 1983. - 277 с.
145. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. / А.Дж. Тойнби; пер. с англ. Е.Д. Жаркова; сост. А.П. Огурцов; вступ. ст. В.И. Уколовой. - М.: Прогресс - Культура, 1996. - 607 с.
146. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В.Н. Торопов. - М.: Прогресс -Культура, 1995. - 624 с.
147. Топоров, В.Н. Гора / В.Н. Торопов // Мифы народов мира: Энциклопедия: в двух томах / гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1980. - Т. 1. - С. 311-315.
148. Тхагапсоев, Х.Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития / Х.Г. Тхагапсоев. - СПб: Астерион, 2008. - 224 с.
149. Уорнер, У. Живые и мертвые / У. Уорнер; пер. с англ.
B.Г. Николаева. - М., СПб: Университетская книга, 2000. - 671 с.
150. Флиер, А.Я. Параметры своеобразия национального культурного наследия / А.Я. Флиер // Вопросы культурологии, 2017. - № 10. - С. 36 - 44.
151. Флоренский, П.А. Макрокосм и микрокосм / примеч: Андроник (Трубачев), В.А. Никитин. // Богословские труды. Т. 24. - М.: Изд. Московской Патриархии, 1983. С. 230 - 241.
152. Хабермас, Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи / Ю. Хабермас. - Донецк: Донбасс, 1999. - 252 с.
153. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления (пер. с нем.; комм. В.В. Бибихина; серия «Мыслители ХХ в.»). - М.: Республика, 1993.
C. 41-63.
154. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. - М.: АСТ, 2017. - 640 с.
155. Хобсбаум, Э. Нации и национализм после 1780 года / Э. Хобсбаум; пер. с англ. А.А. Васильева. - СПб: Алетейя, 1998. - 119 с.
156. Царева, Е.Г. К истории техники и иконографии настенных занавесей «джыйгыч-кииз» / Е.Г. Царева // Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2013. - Вып. 4. - С. 23-31.
157. Царева, Е.Г. Войлоки Евразии / Е.Г. Царева // Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа. (Сб. МАЭ, т. LII.). - СПб: Наука, 2006. - С. 226 - 265.
158. Царева, Е.Г. «Псевдо-племенные» ковры Средней Амударьи как культурный текст / Е.Г. Царева // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2006 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов, Е.А. Михайлова. - СПб: МАЭ РАН, 2007. - С. 41 - 44.
159. Царева, Е.Г. Фрагмент средневекового персидского молитвенного ковра саф в технике зилу / Е.Г. Царева // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. - СПб: МАЭ РАН, 2009. - С. 78 - 83.
160. Чебоксаров, Н.Н. Народы. Расы. Культуры / Н.Н. Чебоксаров, А.И. Чебоксарова; отв. ред. Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1985. - 271 с.
161. Широкогоров, С.М. Исследования основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923 / С.М. Широкогоров. // [Электронный ресурс].- http://www.shirokogorov.ru/s-m-shirokogorov/publications/ethnos (дата обращения: 27.11.2022).
162. Шпенглер, О. Закат Европы. Т. 1. Образ и действительность / О. Шпенглер; пер. Н.Ф. Гарелина. - М.: Попурри, 2019. - 656 с.
163. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде; пер. с фр. - М.: ACADEMIA, 2005. - 224 с.
164. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1996. - 340 с.
165. Эфендиев, Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание: на материалах Северного Кавказа: автореф. дис. ... докт. филос. наук: 24.00.01 / Эфендиев Фуад Салихович; Ростовский государственный университет (РГУ). - Ростов-на-Дону, 1999. - 23 с.
166. Эфендиев, Ф.С. Кийиз как «вещь» в контексте традиционной и современной культуры: архаика и современность / Ф.С. Эфендиев, Г.В. Сёмина // Культурная жизнь Юга России. - 2016. - № 2 (61). - С. 30-33.
167. Юнг, К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг; пер. с нем. -М.: Канон, 1994. - 317 с.
168. Яхтанигов, Х.Х. Северокавказские тамги / Х.Х. Яхтанигов. -Нальчик: Лейтер-ибн-Марат, 1993. - 201 с.
169. Bayar, M. Reconsidering Primordialism: an Alternative Approach to the Study of Ethnicity / M. Bayar // Ethnic and Racial Studies. - 2009. - V. 32. -Iss. 9. - Р. 1-20.
170. Bastian, A. Der Mensch in der Geschieht: zur Begründung einer psychologischen Weltanschauunge / A. Bastian. - Leipzig: Verlag von Otto Wigand, 1860. - 629 S.
171. Bastian, A. Ethnische Elementargedanken in der Lehre von Menschen / A. Bastian. - Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1895. - 225 S.
172. Eisenstadt, S.N. Tradition, Change and Modernity / S.N. Eisenstadt -New York: John Wiley & Sons, 1973. - 367 p.
173. Erikson, E.A. Way of Looking at Things: Selected Papers, 1930 -1980 / E. Erikson; ed. by S. Schleim. - New York: W.W. Norton & Company, 1995. - 816 p.
174. Hall, E.T. Beyond Culture New / E.T. Hall. - New York: Doubleday, 1976. - 298 p.
175. Jung, C.G. Psychologische Typen / C.G. Jung. - Zurich: Rascher Verlag, 1921. - 305 S.
176. Kohn, H. The Idea of Nationalism: A Study in its Origins and Background / H. Kohn. - New York: Transaction Publishers, 1967. - 735 p.
177. Smith, A.D. The Ethnic Origins of Nations / A.D. Smith - Oxford: Blackwell Publishing, 1986. - 312 p.
178. Sperry, R. W. The Great Cerebral Commissure / R.W. Sperry // Scientific American, 1964. - V. 210 (1). - P. 42 - 52.
179. Redfield, R. Folk Culture of the Yucatan / R. Redfield. - Chicago: University of Chicago Press, 1941. - 416 p.
180. Redfield, R. The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole / R. Redfield. - Chicago: University of Chicago Press, 1955. -182 p.
181. Tajfel, H., Turner J.C. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior / H. Tajfel, J.C. Turner // Psychology of Intergroup Relations. - Chicago: Hall Publishers, 1986. - P. 7 - 24.
182. Ting-Toomey, S. Translating Conflict Face-Negotiation Theory into Practice // Handbook of Intercultural Training / S. Ting-Toomey; ed. by D. Landis, J.M. Bennett, M.J. Bennett. - Los Angeles: Sage Publications, 2004. - P. 217-248.
183. Van Evera, S. Primordialism lives! / S. Van Evera // Newsletter of the Organized Section in Comparative Politics of the American Political Science Association, 2001. - Vol. 12. - № 1. - P. 20 - 22.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводный каталог традиционных балкаро-карачаевских кийизов по материалам исследований А.Я. Кузнецовой [74]
АЛА КИЙИЗЫ
Мастер Буслимат Тохаева, с. Хушто-Сырт
Мастер Асият Башиева, с. Бабугент
Мастер Нафисат Тилова, с. Байдаевка
V. к «♦А'ЖУУа/ЛЖ/Ч
СзиЭДшЖшЖиЭДв
Ж1
Мастер Анифа Этезова, с. Булунгу
# # ФШ
Мастер Забидхан Холаева, с. Безенги
Вкатанный узор
Мастер Забидхан Холаева, с. Безенги
Мастер Кеккез Мусукова, с. Верхняя Балкария
Мастер Зайнаб Гербекова, с. Старая Джегута
Мастер Бубли Байкишиева, с. Верхняя Балкария
Мастер Зайнаб Гербекова, с. Старая Джегута
Мастер Халима Гузеева, с. Верхняя Балкария
Мастер Мариам Гаева, с. Кара-Суу
Мастер Лейла Байрамукова, с. Белореченское
Мастер Лейла Байрамукова, с. Белореченское
Мастер Шарифат Хаджиева, с. Байдаевка
Мастер Залимхан Кульчаева, с. Хурзук
▼ ЖлЖ М Т ►к * Л 'А. лг-Ъ?
ГА Л 4 ». А л АЛ АЛ л V А Л ж
Мастер Хамулат Кочкарова, с. Даут
Мастер неизвестен, с. Карасу
II. ЖИЙГЫЧ КИЙИЗЫ
Ковры-занавесы
Ковер-занавес, с. Верхний Чегем (балкарцы, начало ХХ века) Из фондов КБИИФЭ, №382-ф
Ковер-занавес. Мастер Арюба Биттуева, с. Мухол
Ковер-занавес, с. Верхний Чегем (балкарцы начало ХХ века) Из фондов КБИИФЭ, №382-ф
Ковер-занавес.Мастер Халимат Джаппуева, с. Кичмалка
Ковер-занавес, с. Кенделен (балкарцы начало ХХ века).
_Из фондов ГМЭ, №6086-16_
Ковер-занавес, с. Карт-Джурт (карачаевцы XIX века). Из фондов ФЭ,№382-ф
III. БИЧГЕН КИЙИЗЫ
Мастер Афу Толгурова, с. Герпегеж Мастер Мёлек Хаджиева, с. Тегенекли
Мастер Айшат Мисирова, с. Верхняя Балкария Мастер Хаджат Хаджиева, с. Тегенекли
Мастер Зари Узденова, с. Былым Мастер Назифат Богатырева, с. Учкулан
Мастер Афу Толгурова, с. Герпегеж Мастер Хаби Холаева, с. Безенги
». <■•-" лыГ г. > -Лгь. . ш
Мастер Орасхаи Князева, с.Кенделен
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводный каталог традиционных балкарских кийизов на основании собственных полевых исследований
I.
АЛА КИЙИЗЫ
Кийиз из Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург
км # #
Г^ Ааж^М I
Кийиз из Районного краеведческого музея Эльбрусского района, г. Тырныауз
Кийиз из Российского этнографического музея г. Санкт-Петербург
Кийиз из Районного краеведческого музея Эльбрусского района, г. Тырныауз
Кийиз из Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург
Кийиз из Районного краеведческого музея Эльбрусского района, г. Тырныауз
Кийиз из Российского этнографического музея г. Санкт-Петербург
Кийиз из Районного краеведческого музея Эльбрусского района, г. Тырныауз
шш^штш
Кийиз из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Кийи з из Районного краеведческого музея Эльбрусского района, г. Тырныауз
[. I А «*» Л* ж а А.
Кийиз из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Кийиз из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Кийиз из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Кийиз из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
С* ч* Л
ШММ1В
Кийиз из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
уЖа ^^
Кг %
Га.
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Фрагмент кийиза из коллекции Рашида
Локьяева, г. Нальчик Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Фрагмент кийиза из коллекции Рашида
Локьяева, г. Нальчик Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Maw
-с*
►VN
• J», ta
' ^Ji^âi - Ib
^rTf-^ irír*! i
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Фрагмент кийиза из коллекции Рашида
Локьяева, г. Нальчик Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Фрагмент кийиза из коллекции Рашида
Локьяева, г. Нальчик Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
II. ЖИЙГЫЧ КИЙИЗЫ
Жийгыч кийиз из Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург
Жийгыч кийиз из Районного краеведческого музея Эльбрусского района, г. Тырныауз
Жийгыч кийиз из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
III. БИЧГЕН ^ЙШЬ!
Kimíii j из Paйонного краеведческого музея Эльбрусского района, г. Тырныауз
Kийиз из Paйонного краеведческого музея Эльбрусского района, г. Тырныауз
» * +ÖH- i
л *т*
Kiiííiij из Paйонного краеведческого музея Эльбрусского района, г. Тырныауз
KiNrn из Paйонного краеведческого музея Эльбрусского района, г. Тырныауз
KiNrn из коллекции Paшидa Локьяева, г. Нальчик
Kiiííiij из коллекции Paшидa Локьяева, г. Нальчик
w 'W %
i л. л л л A'\v.v:/ >Л ( л %!
Kiiiiiij из коллекции Paшидa Локьяева, г. Нальчик
Kийиз из коллекции Paшидa Локьяева, г. Нальчик
Кийиз из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Кийиз из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Кийиз из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Кийиз из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
Фрагмент кийиза из коллекции Рашида Локьяева, г. Нальчик
IV. НАМАЗЛЫКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Каталог современных авторских кийизов балкарских мастериц
I. АЛА КИЙИЗЫ
Кийиз «Акъ суу», 1,4 х 0,9. Работа Дины Мокаевой-Текуевой
Кийиз «Ручей», 1,5 х 1. Работа Дины Мокаевой-Текуевой
ШМ *
ШША
- • & Як. , •
х. # • . I
Кийиз «Асеней», 0,7 х 1. Работа Дины Мокаевой-Текуевой
Кийиз «Вид на Эльбрус», 1,1 х 1,5. Работа Дины Мокаевой-Текуевой
Кийиз «Нарат», 1,5 х 1. Работа Дины Мокаевой-Текуевой
Кийиз «Прелесть», 1 х 1,5. Работа Дины Мокаевой-Текуевой
Еийиз «Балкария», 1 х 1,5. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Еийиз «Абай къала», 1,4 х 1. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Еийиз «Бык», 1,4 х 1,4. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Еийиз «Горянка», 1,4 х 1. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Диптих «Эльтюбю», 0,7 х 1. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Диптих «Эльтюбю», 0,7 х 1. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Kiiííiij «Дорога», 1,4 х 1. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Kийиз «Жайлыкъ», 1,5 х 1. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
KiNrn «Мамырлыкъ», 1,1 х 1,5. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Kийиз «Таулу эль», 0,6 х 0,9. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Kийиз «Сюймеклик», 1,5 х 1,1. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
KiNrn «горный пейзаж», 0,4 х 0,5. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
II. БИЧГЕН KИЙИЗЫ
Еийиз орнаментальный, 1 х 1. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Еийиз.
Paботa Эзетхан Джаппуевой
Еийиз.
Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Еийиз.
Paботa Эзетхан Джаппуевой
Еийиз, 0,7 х 0,5. Paботa Дины Мокаевой-Текуевой
Еийиз.
Paботa Эзетхан Джаппуевой
Кийиз традиционный, 0,8 х 0,5. Работа Дины Мокаевой-Текуевой
Кийиз «Танг жарыкъ», 1,5 х 0,8. Работа Дины Мокаевой-Текуевой
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.