Зоолатрия в традиционной культуре карачаевцев и балкарцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Текеева, Лариса Кичиевна

  • Текеева, Лариса Кичиевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 217
Текеева, Лариса Кичиевна. Зоолатрия в традиционной культуре карачаевцев и балкарцев: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Карачаевск. 2006. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Текеева, Лариса Кичиевна

Введение.

Глава I. Традиционная экологическая нравственность карачаевцев и балкарцев.

1.1. Тотемистический ракурс понимания природы.

1.2. Анимистический ракурс понимания природы.

1.3. Экологические основы карачаево-балкарского мировоззрения в общетюркской картине мира.

Глава II Культ диких животных в традиционной культуре карачаевцев и балкарцев.

2.1. Офиолатрия в системе карачаево-балкарской традиционной культуры

2.2. Обитатели лесов в традиционном мировоззрении карачаево-балкарского народа.

2.3. Почитание птиц и насекомых в-традиционной культуре карачаевцев и балкарцев

2.4. Боги - покровители диких животных.

Глава III. Почитание домашних животных в культово-обрядовой практике карачаево-балкарского народа.

3.1. Роль и место домашних животных в традиционном хозяйственно-экономическом укладе карачаевцев и балкарцев.

3.2. Культ домашних животных в традиционной культуре карачаевцев и балкарцев.

3.3. Боги - покровители домашних животных

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Зоолатрия в традиционной культуре карачаевцев и балкарцев»

Актуальность темы исследования. В современной этнографии, большое внимание уделяется специфике конкретного движения этнической (культурно-исторической) традиции в более широких процессах этнической истории различных народов. В данном ракурсе этническая история понимается как динамический феномен, механизм содержательной преемственной связи многих поколений в системе сменяющих друг друга социокультурных состояний этносов на протяжении их длительной истории возникновения, функционирования и развития Сама по себе этническая традиция - явление сложное, синтетическое по характеру, развивающихся в ее недрах и взятых со стороны культурно-бытовых элементов и структур общения. В этнических традициях различных народов можно обнаружить компоненты как спонтанного, так и стороннего происхождения, но всегда в их взаимодействии, взаимной обусловленности и органическом единстве. Не только историческая этнография, но и этнография современности в ее исторической ретроспекции не могут обходиться без глубокого анализа конкретно-исторического движения этнических традиций.

Настоящая диссертация по-своему вписывается именно в эту актуальную проблематику современной этнографии, работающей в частности на материалах карачаево-балкарского этноса.

Культ животных - это один из древнейших культов карачаевцев и балкарцев, корни которого уходят в наименее изученные пласты жизни и культуры Э1-носа. Он имеет большое значение особенно для изучения древней истории карачаевцев и балкарцев.

Предлагаемая тема представляет интерес для изучения ранних мифологических представлений карачаево-балкарского этноса о создании мира и устройстве Вселенной (космогонические воззрения).

На примере зоолатрии можно проследить эволюцию знаний (иррациональных и рациональных) карачаевцев и балкарцев о мире, мышления и становления особенностей этноменталитета; показать мироощущение, миропонимание, мировоззрение этноса на разных этапах его развития.

Культ животных проходит через все периоды истории карачаево-балкарского этноса. Исторические и стадиальные его формы связаны с основными этапами развития этноса.

Исследование зоолатрии имеет важное значение для изучения рели1 иозных верований карачаевцев и балкарцев, будучи непосредственно и самым тесным образом связанный с зарождением и развитием первобытных форм религии. Культ животных дает возможность проследить и линию преемственной связи ранних верований с позднейшими монотеистическими религиями - христианской и мусульманской.

Изучение зоолатрии у карачаевцев и балкарцев представляет значительный научный интерес и актуальность и для науки в целом, т.к. представления, на основе которых формировался культ животных универсальны для всех народов, которым он был известен.

Проведение такого исследования важно еще и для систематизации и научного осмысления как старых, так и новых материалов.

Все это обуславливает необходимость и актуальность исследования возникновения и распространения зоолатрии в традиционной культуре карачаево-балкарского этноса.

Объектом диссертационного исследования является карачаево-балкарский этнос (самоназвание «къарачай», «таулу») - группа северокавказских тюрков, дистанцированая от основного тюркского массива и живущая в окружении разноязычных этнических групп, что само по себе представляет научный интерес. От длительности проживания в конкретной этнической среде, исторического прошлого и степени интенсивности межэтнических контактов зависит и формирование специфического религиозного стереотипа данной этнической культуры.

Предметом исследования являются древние религиозные воззрения карачаевцев и балкарцев, в частности, зарождение и распространение зоолатрических представлений, динамика развития которых зависит как от окружающей экосистемы, так и от хозяйственно-культурного типа изучаемого этноса.

Целью данного исследования является изучение зоолатрии в контексте этнической истории и культуры карачаево-балкарского этноса, основываясь на разнообразном материале, рассмотреть культ животных в широких хронологических границах, что позволяет выявить их эволюцию, специфические черты, мноюас-пектность, формы ее выражения и особенности бытования в этнокультуре карачаевцев и балкарцев. В связи с этим выдвигается несколько основных задач.

- проанализировать работы предшественников с целью выявления малоисследованных и дискуссионных вопросов;

- выявить и собрать воедино все сюжеты и мотивы о культе животных, разбросанные в эпосе, сказках, преданиях, определить их стадиальную и времен. . ную последовательность (относительную);

- определить исторические и этнические факторы, оказавшие влияние на формирование и развитие этого культа;

- показать роль зоолатрии в складывании мировоззренческой системы карачаевцев и балкарцев.

Источники и историография. При работе над диссертацией были использованы разные источники. Ценную часть исследования составляет полевой материал, собранный автором в карачаевских и балкарских селах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Использованы также данные археологической науки о предках карачаевцев и балкарцев, характеризующей их как по тюркской культурно-этнической основе общности, так и по кавказскому субстрату. Археологический материал, хотя и фрагментарен, тем не менее, актуален для ретроспективного анализа процесса генезиса идеологических воззрений народа на ранних исго-рических ступенях развития. Исследование данной темы невозможно без привлечения фольклорных сюжетов, без сказок. Известное положение о том, что архаическая сказка выросла из мифа, с которым сохраняет отчетливую сюжетную связь1, ярко и убедительно иллюстрируют карачаево-балкарские народные сказки. В последних немало сюжетов мировоззренческого порядка, через призму которых видны анимистические и тотемистические представления, мотивы реинкарнации (перевоплощения) и другие древнейшие характерные компоненты духовной культуры карачаево-балкарского народа. Еще большую научную ценность представляют собой слагавшиеся на протяжении тысячелетий и содержащие обильный этнографический материал героические нартовские сказания. По словам крупного нартоведа В.И. Абаева, «эпос в отдельных своих чертах хранит следы весьма древних общественных отношений и мифологических воззрений, переплетающихся с позднейшими наслоениями и влияниями».2 Действительно, нартские сказания сохраняют элемент мифотворчества и сказочности, выражают анимистические, тотемистические и зоолатрические представления. Ценность нартских сказаний для нашего исследования заключается в том, что эпос по духу и содержанию является домонотеистическим. При отсутствии письменных источников роль нартских сказаний для исследования древней истории карачаево-балкарско! о этноса возрастает - это ценнейший исторический источник, зеркало жизни народа на ранних ступенях его развития. Именно такие творения имел в виду П. Лафарг, когда писал: «Вследствие точности и правдивости устная литература обладает исторической ценностью больше, чем любое произведение отдельного индивидуума; поэтому ею можно спокойно пользоваться без опасения быть введенным в заблуждение».3

При всей ценности перечисленных источников, все же первоосновной настоящего исследования служит этнографический материал, историческая литература по карачаевцам и балкарцам.

Исследования, касающиеся религиозных аспектов истории и культуры карачаевцев и балкарцев, логично было бы разделить на несколько хронологических частей: дореволюционную (научная и популярная литература), советскую, а также выделить работы зарубежных этнологов (антропологов). Внимание дореволюционных ученых привлекал в основном фольклор, специальных работ, посвященных данной проблеме не было. Следует сказать, однако, что довольно многочисленные публикации фольклорных текстов, осуществленные ими, часто содержат г весьма ценные сведения по домонотеистическим верованиям карачаево-балкарского этноса. В первую очередь это относится к записям русских ученых -В. Миллера, М.М. Ковалевского, Е.З. Баранова, Н.П. Тульчинского, А.Н. Дьячкова-Тарасова и др. Серьезный вклад в этнографическую науку внесен Евгением Захаровичем Барановым. Глубокое знание быта местного населения позволило ему дать емкую характеристику хозяйственного уклада, материальной культуре кара/ чаевцев и балкарцев, поселениям и жилищам, одежде и пище, семейно-брачным отношениям и религиозным верованиям. Им записан фольклорный материал различных народов Северного Кавказа. Фольклорные тексты - сказки и легенды, собранные и изданные этими авторами дают возможность не только провести анализ карачаево-балкарского фольклорного наследия, но проследить историко-культурные связи карачаевцев и балкарцев с соседними народами. Есть такие сведения и в трудах зарубежных исследователей - Г.Ю. Клапрота, В. Преле, И.А. Гюльденштедта, которые большей частью пользовались информацией из первых рук, что увеличивает их значимость. Характерными работами для XIX в. были описательные труды. Ярким примером такого описания можно считать «Кавказскую рукопись» Иоганна Бларамберга. Касаясь вопроса религиозных верований, Бларамберг указывал на то, что большую роль в семейной и общественной жизни горцев играли древние верования и обряды, сохранившиеся у них в разной ciene-ни, в зависимости от того, насколько глубоко, упрочилась в их быту религия: мусульманство или христианство.4

Этот же факт был в обобщающем этническом очерке народов Кавказа отмечен исследователем Н.Ф. Дубровиным в 1-м томе его известного сочинения «История войны и владычества русских на Кавказе».5

Целенаправленное и планомерное изучение разных сторон быта, в том числе и верований, относится к советскому периоду и начало ему было положено исследованиями Г.Ф. Чурсина, в которых, наряду с религиозными представлениями других народов рассматриваются и элементы мифологии карачаевцев и балкар-6 цев.

Доисламские верования карачаевцев и балкарцев рассматриваются и в исто-рико-этнографическом очерке Л.И. Лаврова, в их связи с происхождением и историей этих народов. Ему же принадлежит и первая попытка выявления генетических корней карачаево-балкарской мифологии. Л.И. Лавров различат три слоя: тюркский, представляющий, по его мнению, наследие половцев, аланский, воспринятый в процессе этногенеза и местный кавказский.7

Ценные материалы фольклора и языка, полевые материалы используются в своих работах И.М. Шамановым. Им приводятся свидетельства древних авторов о бытовании культа Тейри (Тенгри) у тюркских народов, анализируются календарные обряды и обряды, связанные с рождением ребенка.8 Большой научный интерес для нас представляют работы И.М. Мизиева, в которых он выявляет генетические корни некоторых карачаево-балкарских культов. Им проведены параллели карачаево-балкарских культов с религиозными воззрениями скифов, гуннов и алан. В своих выводах автор пишет о недостаточной изученности этногенеза карачаевцев и балкарцев и о необходимости и указывает на необходимость дальнейших исследований истории и культуры карачаево-балкарской этнической общности.

Определенный вклад в этнографическое изучение карачаево-балкарской культуры внес Х.Х. Малкондуев. Неизменно в его исследованиях затрагивался религиозный аспект культуры этой автохтонной этнической общности. В его работах приводится богатый фольклорный материал по теме нашего исследования.

Многочисленные примеры зоолатрии приводят у разных народов, в том числе и у народов Кавказа С.А. Токарев, Г.А. Гаджиев, Г.В. Смыр, J1.A. Чибиров, З.П. Соколова, А.Т. Шортанов и др. В их исследованиях рассматриваются исторические корни культа животных, формы его проявления у народов мира, элементы зоолатрии в их обычаях и обрядах.

Постсоветский период развития гуманитарного знания и этнологии в частности характеризуется резким ростом интереса к религиозным вопросам жизни общества. Запретная раннее тема становится модной. В ученом мире появилось множество исследований религиозного возрождения, причем не только мировых «традиционных» верований (культ Тенгри, неоязычество и т.д.).

Особенно хотелось бы отметить вклад в развитие данной проблематики таких ведущих специалистов-кавказоведов, как В.К. Гарданов, М.Ч. Джуртубаев, А.И. Мусукаев, И.И. Маремшаова, М.Д. Каракетов.

Особого внимания заслуживает работа балкарского фольклориста М.Ч. Джуртубаева «Древние верования балкарцев и карачаевцев». В своем фундаментальном исследовании он посвятил отдельную главу «Почитание животных» зоолатрии в традиционной культуре карачаевцев и балкарцев. Среди почитаемых животных он особо выделяет культ волка, оленя и змеи."

Трудно переоценить роль в развитии отечественного кавказоведения А И. Мусукаева. Из-под его пера выходили специальные религиоведческие исследования, такие как «К вопросу о культе барана и древнейшем гадании на бараньей лопатке», «Как понимать приметы». О вере в священные камни, горы, скалы; о «одушевленности» деревьев, о мнении, что кошка менее «благородное» животное, нежели собака рассказывается в статье «Народные приметы карачаевцев и балкарцев».12

Нашего внимания заслуживает исследование д.и.н. И.И. Маремшаовой «Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа». Монография представляет собой первую попытку освещения корней этнического сознания карачаево-балкарского народа через этногенез, экологическую систему, народные обычаи, традиции. Для древнейшего периода истории этносознания, по мнению И.И. Маремшаовой, главным определителем выступала экосистема, адаптация в которой находила выражение в мифотворчестве. Главная идея карачаево-балкарского мифоэкологического сознания - это идея биологической совместимости всех элементов природы, включая человека. Анализируя карачаево-балкарское мифотворчество, Маремшаова обратила внимание на обособленное, выгравированное место коня и барана, что подтверждает и обширный этнографи

13 ческии материал.

Всесторонним исследованием различных аспектов ритуальной жизни карачаевского народа, их космогонических представлений, мифологии и религиозной обрядности, связанных с глубинными -пластами традиционного мировоззрения является монография М.Д. Каракетова «Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев». В центре исследования - культ предков, оформление космического порядка, представления карачаевцев о тени, культы божеств и духов Чоппа, Тейри и Байчы, а также анализ монотеизма применительно к традиционным религиозным воззрениям.14

В плане сравнительного материала религиозных систем представляют интерес работы Б.Х. Бгажнокова, С.Х. Мафедзева, Г.Х. Мамбетова, М.А Харитонова, Г.Н. Симакова и др.

В зарубежной антропологической теории исследования религиозных аспектов культуры играли в XIX в. едва ли не главенствующую роль. Дискуссия вокруг происхождения первобытных форм религий, их роли в социуме захватила все выдающиеся антропологические умы конца XIX- начало XX вв. (Джеймс Фрэзер,15 Эдуард Тайлор,16 Герберт Спенсер,17 Эндрю Лэнг,18 Роберт Маррет19 и др )

Э.Б. Тайлор в своей работе «Первобытная культура» приводит многочисленные примеры зоолатрии. Опираясь на обширный этнографический материал, сопоставляя повторяющиеся явления почитания животных в разных культурах, он осмысливает возникновение зоолатрии как результат первобытного тотемическо-го и анимистического мышления; как одно из значимых явлений первобытной культуры.20

Важную роль в становлении антропологической науки сыграл родоначальник французской социологической школы Эмиль Дюркгейм. Автор доказываем что религиозные верования могли зародиться только в обществе, в сфере коллективных представлений, которые человек получает не из своего личного опыта, а они ему навязываются общественной средой. Таким образом, Дюркгейм провозгласил религию социальным явлением. Именно в тотемизме Дюркгейм видел первоначальную форму религии, клан через тотем обожествляет себя. Мысль о том что «тотемизм сводится к чему-то вроде самопочитания группы», повторяется и

Р. Тернвальдом. Более же подробно дискуссия зарубежных ученых о сущности j тотемизма проанализирована С.А. Токаревым в труде «Ранние формы рели1 и и»."

Клод Леви-Стросс, выдающийся структуралист, изучающий мифологию в своей работе «Тотемизм сегодня» анализирует зарождение и эволюцию домоно-теистических верований.22

Одним из родоначальников данного направления в антропологии являлся Бронислав Малиновский. Разделяя идею Дюркгейма, что религиозное тождественно социальному, Малиновский убедительно доказывает этот постулат на примере «примитивной» религии, охватывающей все аспекты культуры, множество самых разнородных вещей. Он находит моральную ценность и биологический смысл в тотемизме, в системе верований и обычаев, которые, по его мнению, вовсе не является всего лишь плодом детской, бессмысленной и вырождающейся фантазии дикаря.23

Уильям Ллойд Уорнер, испытавший влияние функционалистской концепции Б. Малиновского, культурой называл целостную символическую организацию коллективного опыта. Она состоит, по его мнению, из трех подсистем, одна из которых сакральная, «обслуживающая приспособление людей к неведомому и рационально непостижимому».24

Приведенный выше обзор научной литературы охватывает лишь небольшую часть исследований, изученных в ходе работы над диссертацией.

Таким образом, хотя отдельные элементы древних религиозных верований карачаевцев и балкарцев освещались в работах общего характера или пограничной тематики и даже исследовались специально, многие вопросы проблемы остаются еще не исследованными. Изученный материал в основном посвящен отдельным культам и верованиям. Зоолатрия, как часть домонотеистических воззрений и духовной культуры карачаево-балкарского народа не стала предметом специального исследования. С учетом результатов работы, проделанной предшествующими исследователями, автором сделана попытка восполнить существующий пробел.

Методологическая основа исследования. В методологическом плане при изучении зоолатрии в традиционной культуре карачаевцев и балкарцев автор исходил из концепции функционализма культуры Б. Малиновского25 и символизма

26 культуры его последователя Уильяма Уорнера . Согласно ей, кулыура, как тотальная символическая система, подразделяется на три подсистемы: технологическую (взаимоотношения с природной средой), моральную (социальная организация общества) и сакральную (взаимоотношения верующих с их богами; естественный мир и сверхъестественный мир). Причем Уорнер, являясь в данном вопросе последователем также и Эмиля Дюркгейма, разделяет религиозные феномены на две категории верования и обряды. Поэтому сакральные представления -это системы вербальных и мысленных символов, выражающихся, чаще всего, в фольклоре (мифы, эпос, сказки и т.д.). А ритуалы - символические системы из взаимозависимых слов, действий и материальных символов. Обе категории выполняют связующую функцию между верующими и их богами.

Автор руководствовался также принципом историзма, который не допускает модернизации исторических процессов и событий, но позволяет видеть их в реальном развитии и взаимосвязи; и принципом объективности, который ориентирует наше исследование на всесторонний анализ и оценку фактов, относящихся к настоящей теме в их совокупности и целостности.

Методология работы строилась на:

1. Историческом методе, который позволяет рассматривать изучаемые явления в развитии.

2. Сравнительно-историческом методе, как разновидности исторического, позволяющем путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии зоолатрии и причины типологических сходств и различий в культурах разных народов. В основном мы опирались на историко-типологические сравнения, изучающие сходство конвергентных явлений, а также историко-генетические подходы, исследующие явления, имеющие генетическую связь в их развитии.

3. Аналитический метод, который позволил избежать описательного характера работы и придать ей необходимый уровень теоретических культурологических обобщений.

Научная новизна и практическая значимость исследования. Научная новизна данной работы заключается в том, что исследования зоолатрии у карачаевцев и балкарцев, с позиции ее исторического развития не стал еще предметом специального изучения в этнографии карачаевцев и балкарцев. Отдельные публикации, посвященные изучению религиозных верований карачаевцев и балкарцев, а также описания обрядов, в которых проявляются определенные религиозные воззрения, обогащая в той или иной мере религиоведение и этнографическую науку в целом, не могут тем не менее дать целостного представления о зоолатрии, имевшей место в Карачае и Балкарии с глубокой древности и сохранившейся в виде отдельных пережитков до последнего времени.

Научному анализу подвергаются исторические источники, относящиеся к проблеме, впервые рассмотренные в целостности и системности. С возможной полнотой исследуются представления карачаевцев и балкарцев, связанные с животными, во взаимосвязи с общей исторической концепцией, что позволяет представить зоолатрию в целом, и религиозные верования в частности, как многообразную систему духовной культуры карачаево-балкарского этноса, характери зующуюся внутренним единством.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащийся в ней материал и выводы могут быть использованы при более углубленном изучении религиозных представлений карачаевцев и балкарцев; при написании работ по истории религии и при изучении вопросов духовной культуры карачаево-балкарского народа связанной с его древнейшим мировоззрением.

Приведенные данные могут быть использованы при подготовке лекционных курсов, на спецкурсах и спецсеминарах, при подготовке учебников и учебных пособий, курсовых и дипломных работ по истории духовной культуры народов Северного Кавказа и России.

Тема может быть использована в изучении этноэкологии карачаево-балкарского этноса, которая является малоразработанной. Исследование этой темы может иметь и практический результат, способствуя воспитанию бережного отношения к растениям, животным - всей окружающей человека природной среде, частью которого является и он сам.

Положения и фактические материалы диссертации представляют интерес не только для этнографов-религиоведов, но и для фольклористов и историков культуры.

Примечания:

1. Мифы народов мира. Т. 2. - М., 1982. С. 441.

2. Абаев В.И. Из осетинского эпоса. - M.-JL, 1939. С. 9.

3. Лафарг П. Очерки по истории первобытной культуры. - M.-JL, 1926. С. 54.

4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик, 1974. С. 423.

5. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. -СПб, 1871. Т. 1. Кн.2. С.28.

6. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских горцев. - Махачкала. 1929.

7. Лавров Л.И. «Карачаевцы». - Черкесск, 1978. С275.

8. Шаманов И.М. Народный календарь у карачаевцев // Из истории Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1974; Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка (XIX-XX вв.) // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1980; Шаманов И.М. Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Кара-чае и Балкарии // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1982.

9. Мизиев И.М. Шаги к истокам этнической истории центрального Кавказа. - Нальчик, 1986.

10. Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев.- Нальчик, 1990.

11. Джуртубаев М.И. Древние религиозные верования балкарцев и карачаевцев. - Нальчик, 1991. С. 32-46.

12. К вопросу о культе барана и древнейшем гадании на бараньей лопатке // Тезисы докладов Всесоюзной научной сессии по итогам полевых и антропологических исследований 1988-89. - Алма-Ата, 1991, Как понимать приметы // Советская молодежь, 1998 № 45 от 13 ноября; № 46 от

20 ноября.

13.Маремшаова И.И. Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа. - Минск, 2000.

14. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. - М., 1995.

15.Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии - М., 1983.

16.Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1987.

17.Спенсер Г. Принципы социологии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. - М., 1998.

18.Лэнг Э. Становление религии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. - М., 1998.

19.Маррет Р. Формула тату-мана как минимизм определения религии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология.-М., 1998.

20.Тайлор Э. Указ. соч. С.28.

21 .Токарев С.А. Ранние формы религий. - М., 1990

22.Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. - М., 1994.

23.Малиновский Б. Магия, наука и религия. - М., 1998. С. 48.

24.Уорнер У.Л. Живые и мертвые. - М., 2000.

25.Малиновский Б. Магия, наука и религия. - М., 1998.

26.Уорнер У.Л. Живые и мертвые. - СПб, 2000. С. 534-536.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Текеева, Лариса Кичиевна

Заключение:

Этнография, как наука об этноса^, характеризуется широтой предметного диапазона хронологическим охватом от древнейших времен до наших дней.1 Эю положение общепризнанно. При этом, этнография, включая в нее народное искусство и фольклор, донесла до нас мировоззрение не какой-то определенной эпохи, а как бы в спрессованном виде всю сумму напластываний за всю жизнь человечества.2 Древнейшие религиозные представления в целом, и зоолатрические в частности, воссоздают историческую ретроспективу быта карачаево-балкарского этнического массива в отдаленном прошлом, знакомят нас с его самобытным мировоззрением и общественными отношениями, со взглядами на предметы и явления окружающего мира, с древними формами хозяйства. Все это делает их важным источником для реконструкции исторического прошлого карачаево-балкарского народа.

Известное положение о том, что в религии мало, что создается заново, ярко иллюстрирует и карачаево-балкарская действительность. Очень многие из религиозных концепций родового строя не исчезли с уходом с исторической сцены породившей их реальности, а, наоборот, продолжали обслуживать, освещать быт народа в последующие эпохи.

Анализ реликтов ранних форм религии карачаево-балкарского этноса показывает, что они в пережиточном состоянии донесли до нас многие из древнейших религиозных воззрений. Обстоятельства жизни и быта предков карачаевцев и балкарцев способствовали возникновению и формированию почти всех компонентов древнейшей религиозной идеологии: анимистических и магических представлений, тотемизма и зоолатрии и др. Важно отметить, что пережитки эти сохранились в быту карачаево-балкарского народа до этнографически изучаемого времени.

Как древнейшая форма религиозного сознания людей, анимизм являет собой отражение отдаленных периодов истории человечества. В этих древнейших пластах верований очень трудно выделить особенное от общего, характерное для какого-либо определенного этноса. От Океании до Евразии и Америки можно проследить общность представлений о душе, о строении мира, об одушевленности окружающей природы и т.д.

Пережитки анимистических верований карачаевцев и балкарцев - продукт сложного исторического процесса в котором приняли участие как древнетюрк-скиедак и древнекавказские элементы. 'Анимистические верования, как и традиционное мировоззрение карачаево-балкарского этноса формировалось в тесной связи с окружающей его экологической системой, сохраняя при этом определенное отражение в сакральном мышлении этнические контакты имевшие место на протяжении многовековой истории народа, в том числе и вне Кавказа. Здесь имеется в виду первородный степной элемент и наложившаяся позже экология горного ландшафта. Но, несмотря на столь контрастные геофизические зоны, в которых проходило зарождение формирование традиционного мировоззрения карачаево-балкарского народа, общеэкологические универсалии, такие как земля, небо, солнце, океан и т.п., находили у карачаевцев и балкарцев свои формы выражения, также как у других народов мира.

Культ животных - сложное многослойное и многоплановое явление. Он зародился в глубокой древности в форме тотемизма в среде первобытных охотников, в сознании которых еще существовала неразрывная кровно-родственная связь между всеми живыми существами. Не удивительно, что и на окружающий мир человек, мыслящий такими категориями, переносил кровно-родственные связи. Для него и животные были связаны узами кровного родства, и он сам связан с животными узами кровного родства.3

Тотемистический пласт верований, нашедший отражение в карачаево-балкарском фольклоре, имеет яркие параллели в первую очередь с космогоническими мифами тюркских народов и фольклорными сюжетами кавказских народов. Одним из самых популярных в религиях животным, выступавшим в роли тотеми-ческого предка, был волк, образ которого по-прежнему сакрален в мировоззрении народа. Культ волка ярче всего проявился в матриархальном обличье. Поэтому архаичные формы культа отражают представление именно о прародительнице -волчице. Это подтверждают, многочисленные фольклорные сюжеты и образы.

Таким образом, можно утверждать, что генеалогические легенды, где в роли прародителя выступает волк-самец, а не волчица, являются более поздними.

С возникновением ранней государственности у кочевых народов эгог символ в начале переходит в воинскую идеологию, а затем и в государственную символику. Функция волка заключается не только в рождении рода или племени, но и в обеспечении сакральной связи с небом.

В то же время замена в преданиях волчьего происхождения небесным характеризует период упадка культа волка.

В роли другого тотемического предка карачаево-балкарского этноса выступает олень, что также подтверждается богатым этнографическим и фольклорным материалом.

В период распада родового строя тотемистические верования изживают себя, перерастая постепенно в антропоморфный культ природы и стихий с одной стороны, и в культ животных с другой. Несмотря на явные следы тотемизма в религии карачаевцев и балкарцев, нельзя возводить почитание всех видов животного мира к этой древнейшей форме религиозного мышления. Большую роль в становлении комплекса первобытных представлений карачаевцев и балкарцев играла офиолатрия. Почитание змей, известно еще у кобанцев и алан. Культ змеи в далеком прошлом, по-видимому, был универсальным у карачаево-балкарского народа.

Следует отметить обособленное место коня в традиционной культуре карачаевцев и балкарцев. Конь наделялся карачаево - балкарским мифопоэтическим сознанием особыми качествами. Смеем предположить, что с этим животным ассоциируется в исторической памяти карачаевцев и балкарцев кочевой период их истории, поскольку для любого кочевника лошадь - главный объект жизнеобеспечивающей системы. Особое почитание коня подтверждается как этнографическими, так и фольклорными данными. ,

Среди домашних животных мифопоэтическое сознание выделило также барана, что связано с ведущей ролью этого животного в хозяйственно-экономическом укладе карачаевцев и балкарцев. Из семейства пернатых самое благовейное отношение у карачаевцев и балкарцев проявлялось к орлу. Сохранились следы почитания лебедя, голубя, филина, вороны и др. В тех случаях, когда хотели подчеркнуть особые магические свойства и качества животного, он наделялся белым цветом.

Следующий этап в развитии зоолатрии - возникновение представлений о боге в облике животного. В период, когда боги уже в человеческом облике, их связь с животными прослеживается в их временном превращении или воплощении в животном.4 Часто некоторые из них выступают в роли покровителей животных. Подобные представления характерны для религий многих народов. У карачаевцев и балкарцев к таким божествам относятся: Апсаты - покровитель диких животных и охоты, Тотур (Аштотур) - покровитель волков и охоты; покровителем овец и овцеводства был Аймуш, Маккуруш - покровитель коз и др. В фольклоре карачаевцев и балкарцев сохранилось множество сюжетов с участием этих божеств. Таким образом, меняются представления о животной сущности божес1в, постепенно они освобождаются от животных черт, облагораживаются за счет новых мифов и легенд.

Следует отметить, что зоолатрические представления карачаевцев и балкарцев учили бережному отношению к окружающей природе. Представления наших далеких предков об органическом единстве и взаимозависимости человека и всех элементов природы оказались не просто плодом неразвитого мышления. Сегодня уже известно, что уничтожение природной среды обитания, животного мира ведет также и к уничтожению человечества. И в этом отношении наши предки были разумнее нас.

В целом, зоолатрические представления карачаево-балкарского народа являются сложным многоплановым явлением, несут на себе следы многовекового взаимодействия с культурами многих народов и свидетельствуют о едином пласте культурных традиций для широкого круга народов Евразии. Весьма ощутимо существенное влияние, оказанное на самобытные верования карачаево-балкарского народа со стороны соседних кавказских народов, в среде которых они формировались как самостоятельный этнос. В то же время, сравнительно-исторический взгляд на древнейшие религиозные представления карачаево-балкарского народа позволил обнаружить немало интересных сопоставлений с тюрко-язычными народами Средней Азии и Сибири, а также с древнетюркскими народами. Все это закономерно. Как известно, в основе этногенеза карачаевцев и балкарцев лежат две константы - древнетюркская кочевая и автохтонная кавказская. Слияние этих компонентов, двух картин мира обусловило компонентность карачаево-балкарских зоолатрических представлений и определило их своеобразие. Это свидетельствует о том, что верования и обряды карачаево-балкарского этноса несут на себе следы многовекового взаимодействия с культурами различных народов. И в этом свете привлеченный в диссертации материал представляет интерес, как источник для исследования духовной культуры народов, проживающих в смежных регионах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Текеева, Лариса Кичиевна, 2006 год

1. Источники и литература:

2. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М. JI.,1949.

3. Абаев В.И. Из осетинского эпоса. М. Л., 1939.

4. Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973.

5. Адыги балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974.

6. Азаматов К. Г. Пережитки язычества в верованиях балкарцев. //Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1980.

7. Азаматова М. 3. Адыгский народный орнамент. Майкоп,1360.

8. Алексеев А.Н. Ранние формы религий.- Новосибирск, 1980.

9. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов сибири. Новосибирск, 1992.

10. Алексеева Е. П. О семантике орнамента глинянных и металических изделий из археологических памятников Каорачаево Черкессии и о некоторых культах. // Проблема археологии и исторической истографии карачаево -Черкессии. - Черкесск, 1985.

11. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии -М, 1971.

12. Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа. - Москва, 1993.

13. Артомонов М. А. Скифосибирское искусство звериного стиля. Проблемы скифской археологии. М., 1971.

14. Арутюнов С. А., Окуховская Н. Л. Святые реликвии:миф и действительность. М., 1987.Соколов Ю. И. Русский фольклор. - М. - Л., 1941.

15. Аталиков В.И. Культура народов Кабардино Балкарии. - Нальчик, 2000.

16. Бабаев С. К. К вопросам истории, языка и религии балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 2000.

17. Байрамуков У. 3. Кладезь народной памяти. Анализ легенд в поисках истока. Черкесск, 1993.

18. Байчоров Бекмырза. // Известные люди Карачаево Черкесии, 1997.

19. Байчоров С. Я. Гунно протобулгарско - северокавказские языковые контакты (вопросыязыковых контактов.) - Черкесск, 1982.

20. Баранов Е. Певец гор и другие легенды Северного Кавказа. М., 1914.

21. Бартольд В.В. Сочинения. М., 1968. Т.5.

22. Басилов В. Хозяйство западных туркменемудов в дореволюционный период и связанные с ним обряды и верования/Ючерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана. JI.,1973.

23. Батчаев В. И. К вопросу о генезисе зооморфных узоров Карачаево балкарском орнаменте.// Археолога - этнографический сборник КБНИИ - 4.1. Нальчик, 1979.

24. Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986.

25. Баялиева Т.Д. Доисламские верования и пережитки киргизов.- Фрунзе, 1972.

26. Безертинов Р.Н. Тенгрианство религия тюрков и монголов - Казань, 2004.

27. Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.

28. Биджелов Б. X. Социальная сущность религиозных верований осетин. -Владикавказ, 1992.

29. Биджиев Х.Х. Погребальные памятники Карачая XIV-XVIII вв.//Вопросы средневековой истории Карачаево Черкесии. - Черкесск, 1979.

30. Биттирова Т.Ш. Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев. -Карачаевск, 1999.

31. Бобринский А.А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы). М., 1908.

32. Богораз В.Г. Чукчи. Т. II. С. 1-4.

33. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

34. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. -М., 1823 .

35. Бужетов А. Кистории молотьбы в Закавказье. // Кавказ и Восточная Европа древности. М.,1973.

36. Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. Т. 1. Алма - Ата, 1961.

37. Виноградов В. Б., Межидов Д. Д., Успаев Г. И. Религиозные верования в дореволюционной Чечено Ингушетии. - Грозный, 1981.

38. Винцене Кережи Агнет. Образ коня у финно угорских народов Волго -Камья и Зауралья. Автореферат на соискание степени к. и. н. - М, 1987

39. Военно статистическое обозрение Российской империи. Ставропольская губерния. СПб., 1851. Т. 16 4.1.

40. Вязьмитина М. И. Ранние памятники скифского звериного стиля // Советская арехеология. 1963. № 2.

41. Гадакти М. К. Социально экономические очерки. (Современная Северная Осетия). - Владикавказ, 1908.

42. Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов нагорного Дагестана. -М., 1991.

43. Газета «Кавказ», 1852, №36.

44. Гардеев Н. П. Змея в обрядово-религиозных системах различных народов // Этнографическое обозрение. М., 2002. № 6.

45. Гатиев Б. Суеверия и предрасудки у осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 10. 1976.

46. Географическое и статистическое описание Грузии Кавказа из путешествия г-на академика И.А.Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 71, 72 и 73 гг.-СПб., 1809.

47. Геродот. История. Д., 1972.

48. Грабовский Г.А. Экономическое положение бывших зависимых сословий кабардинского округа. // Сборник сведений кавказских горцах. 1ифлис, 1870. Т. III.

49. Граве. Холодный Кавказ. // Природа и люди. М.,1879.

50. Гранов Б. Н. Скифы.-М., 1971.

51. Гумилев JI. Н. Древние тюрки. М., 2002.

52. Дебет Златоликий и его друзья. Нальчтк, 1983.

53. Дебет Златоликий и его друзья. Балкаро-карачаевский нартский эпос.1. Нальчик, 1973.

54. Джанашия Н. Из религиозных верований абхазов.//Христианский Восток. -ВыпЛ.Спб., 1915.

55. Джанашия Н.С. Статьи по этнографии Абхазии.- Сухуми, 1960.

56. Джуртубаев М. Ч. Древние религиозные верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991.

57. Джуртубаев М.У. Духовная культура карачаево-балкарского народа -Нальчик, 1997.

58. Джуртубаев М.Ч. Духовная культура карачаево-балкарского народа//Ас-Алан. М.,1998. №1.

59. Дзадзиев А. Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этнография и мифология осетин. -Владикавказ, 1994.

60. Древнетюркский словарь. -JI., 1969.

61. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб, 1871. Т. 1. Кн.2.

62. Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. JI.,1975.

63. Дьячков-Тарасов А.Н. Заметки о Карачае и карачаевцах. // Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа. Вып. 25, 1898.

64. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988 .

65. Заянчковский И. Ф. Животные, приметы и предрассудки. М.,1987.

66. Зубов Платон. Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель. СПб., 1835.

67. Иванюков И., Ковалевский М.У подошвы Эльбруса. // Вестник Европы. -М., 1886. Кн. 1.

68. Ионова Ю. В. Пережитки тотемизма в религиозных обрядах корейцев // Религия и мифология народов восточной и Южной Азии. М., 1970.

69. Иордан. О происхождении и деяниях готов. М., 1960.

70. История Дагестана. М., 1967.

71. К вопросу о культе барана и древнейшем гадании на бараньей лопатке // Тезисы докладов Всесоюзной научной сессии по итогам полевых и антропологических исследований 1988-89. Алма-Ата, 1991.

72. Как понимать приметы // Советская молодежь, 1998 № 45 от 13 ноября; № 46 от 20 ноября.

73. Калмыкова Л. В. Образ волка в индоевропейской и Северо- Кавказской традиции // Северный Кавказ: геополитика, история, культура. Материалы Всероссийской научной кеонференции. Москва. - Ставрополь, 2001. Ч. II.

74. Калоев Б. А. Осетины. -М., 1971.

75. Калоев И. JI. Ковалевский И. М. и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979.

76. Караева А. О фольклорном наследии карачаево балкарского народа. -Черкесск, 1961.

77. Каракетов М. Д. Миф и функционирование религиозного культа в заговор-но-заклинательном ритуале карачаевцев и балкарцев. М., 2000.С.220.

78. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М., 1995.

79. Карачаево Балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. - Нальчик, 1983.80. Карачай халкъ джырла.

80. Карачая XIII-XVIII вв. Нальчик, 1991.

81. Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб, 1996.

82. Катаев А. А. Религиозные пережитки у черкесов и пути их преодоления. Автореферат на соискание степени к. и. н. М.,1973.

83. Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. Чебоксары,1955.

84. Киквидзе Я. А. Земледелие и земледельческий культ древней Грузии. Тбилиси, 1983.

85. Ковалева Т. А. Георгиев день у южных славян (обычаи, связанные с животноводством//СЭ. 1979. №2.

86. Ковалевская В. Б. Конь и всадник. Пути и судьбы. М.,1977.

87. Ковалевский М. М., Миллер В. Ф. В горских обществах кабарды // Вес шик Европы. М., 1884. кн. 4.

88. Константинов В. М., Лебедев И. Г., Маловичко Л. В. Птицы в фолькло-ре:мифах, легендах, народных. Москва - Ставрополь, 2000.

89. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М, 1960.

90. Кудаев М. Ч. Древние танцы балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1997.

91. Кудаев М.Ч. Карачаево балкарская этнохореография и символика. -Нальчик,2003.

92. Кузнецов В. А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа.

93. Кузьмина Е. Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов//Скифы и сарматы. -Киев, 1977.

94. Кукашев Р. Ш. К образу лебедя в казахском шаманстве.//ЭО. 2002. №6.

95. Кумыков Т. X. История Кабардино Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрской Социалистической революции. - Т. 1. - Раздел 3.

96. Кушнарев К. X., Чувиншвили Т. Н. Древние культуры Южного Кавказа.

97. Къарачай нарт сезле. Сост. Алиев С. Ч. Черкесск, 1978.

98. Лавров Л. И. Из поездки в Балкарию.//Советская этнография. М,1939.

99. Лавров Л.И. Карачаевцы,- Черкесск, 1978.

100. Лайпанов К.Т, Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. Черкесск, 1993. С.59-61.

101. Лайпанов К.Т, Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов.- Черкесск, 1993.

102. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. СПб, 1906. Т. 2. Вып. 2.

103. Лаушкин К. Д. Одноногие боги (к вопросу о происхождении обораза) // Фольклор и этнография. Л, 1970.

104. Лафарг П. Очерки по истории первобытной культуры. М.-Л, 1926.

105. Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. М, 1994.

106. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М,1957.

107. Лэнг Э. Становление религии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М, 1998.

108. Магаметов А. X. Некоторые вопросы связанные с охотой // Мах дуг. 1964. № 11.

109. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Москва, 1998.

110. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

111. Малкондуев X. X. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 1990.

112. Малкондуев X. X. Историко этнографические исоки и функции осенне -зимних календарных песен карачаевцев и балкарцев.//Календарно - обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1988.

113. Малкондуев X. X. Традиционная обрядовая поэзия балкарцев и карачаев-цев.//Семейно обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1988.

114. Малкъар Къарачай нартла. - Нальчик, 1966. С. 52.

115. Малкъар къарачай нарт таурухла. Сое. Холаев А. 3. - Нальчик, 1966.

116. Малкъар халкъ жырла. Нальчик, 1969.

117. Малкъарлыланы бла къарачайлыланы халкъ поэзия чыгъармачыллыкъла-ры. Сост. Хаджиева Т. М. Нальчик, 1988.

118. Мамбетов Г. X. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие для учителей и учащихся средних школ, ПТУ и техникумов. -Нальчик, 1999.

119. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2002.

120. Маммаев М. М. Змея и скарпион в раннесредневековом прикладном искусстве Дагестана. // Крупновские чтения. Тезисы докладов. Элиста, 1979.

121. Маремшаова И.И. Основы этнического сознания карачаево- балкарского народа. Минск, 2000.

122. Маррет Р. Формула тату-мана как минимизм определения религии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998.

123. Массон В. М. Средняя Азия и Древний Восток. JI.,1964.

124. Материалы и исследовария по балкарской диалектике, лексике и фольклору -Нальчик, 1962.

125. Мижаев М.И. Образ иныжа в адыгском нартском эпосе.//Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии.- Черкесск, 1983.

126. Мизиев И. М. Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик, 1986.

127. Мизиев И.И. Туристическими тропами в глубь веков. Нальчик, 1976.

128. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и

129. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XJII-XVIII вв. Нальчик, 1991.

130. Мизиев И.М., Текеев К.М. Этногенетические аспекты в традициях, культуре и идеологических воззрениях Карачаевцев и балкарцев //Этногенезис карачаевцев и балкарцев. Карачаевск, 1997.

131. Миллер А. А. Изображение собаки в древностях Кавказа. Известия Российской академии истории материальной культуры, II. Спб.,1922

132. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963.

133. Минх Г.Г. Проказа на юге России. // Университетские известия. Киев, 1885 №10.

134. Мифы народов мира. М., 1987. Т. II.

135. Мкртумян Ю.И. К изучению форм скотоводства у народов Закавказья. // Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX -XX вв. М., 1971.

136. Моисей Каганкатваци. История агван. Спб, 1861.

137. Мунчаев P.M. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975.

138. Мусукаев А. И. К истокам фамилий. Нальчик, 1992.

139. Народное поэтическое творчество балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1988.

140. Народы зарубежной Европы.//Народы мира: этногрпфические очерки. -М., 1964. С.

141. Нарты. Осетинский героический эпос М.,1989. Кн.2.

142. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М., 1994.,

143. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIV в. ево-люционная период. Черкесск, 1960,

144. Никифора патриарха Константинопольского краткая историям/Византийский временник. —1950. №6

145. Новицкий В.Ф. В горах Кавказа. СПб, 1903.

146. Образ птицы как один из символов историко культурного единства алтайских народов Центральной Азии.//Тезисы докладов29 сессии постоянной Международной Алтайской коференции. - Ташкент, 1986.

147. Окладников А.П, Окладникова Е.А. Древние рисунки Кызыл-Келя.- Новосибирск, 1985.

148. Опрышко О.П.Старые календарные системы карачаевцев и балкарцев. Черкесск, 1966

149. Ортабаева Р. А-К. Карачаево-Балкарская поэзия // Вопросы фольклора народов Карачаево Черкессии. - Черкесск, 1983.

150. Ортабайланы Римма. Жетегейли жети жулдуз. - Черкесск, 1985.

151. Пиотровский Б.Б. Ваннское царство. Ереван, 1959.

152. Пиотровский Б.Б. Скифы и Урарту. Ереван, 1978.

153. Плетнева С. А. Хазары. М, 1986.

154. Плетнева С.А. От кочевой к городам. М, 1967.

155. Потапов Х.П. Мифология тюркоязычных народов //Мифы народов мира М, 1982.-Т.2.

156. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. J1, 1986.8

157. Раевский Д. С. Очерки идеологии скифосакских племен. М, 1977.

158. Русяева А. С. Земледельческие культы в Ольвии догетского периода: Автореферат на соискание степени к.и.н. Киев, 1975.

159. Ручки сосудов в виде животных на Ханкальском городище.//Археология и вопросы атеизма. Грозный, 1977.

160. Рыбаков Б. А. Космогония и мифология земледельцев эниолиа. Часть 1 П Советская археология. 1965. № 1 2.

161. Сабанчиев Х.-М. А. Дореволюционные исследователи о животноводстве Балкарии в пореформенный период. // Этнография и современность. Нальчик, 1984.

162. Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев. Новосибирск, 1984.

163. Симонов Г. Н. Культ хищных птиц у народов Средней Азии и Казахстана. Диссертация на соискание ученой степени к. и.н. СПБ, 2000.

164. Смирнов А. П. Волжские булгары. -М., 1951.

165. Смирнов А. П. О культурных связях Кавказа с Поволжьем. // Кавказ и Восточная Европа в древности. М., 1973.

166. Смыр Г. В. Эволюция религиозных воззрений абхазов. Диссертация на соискание степени кд и. н. Майкоп, 1997.

167. Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. 1969.

168. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма.-М., 1939. С.32.,

169. Советская тюркология. 1978. № 6.

170. Советская тюркология. № 6. 1978.

171. Соколова 3. П. Животные в религиях. Санкт - Петербург, 1998.

172. Социально экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии 1790-1917. Сборник документов. - Ростов-на-Дону, 1985.

173. Спенсер Г. Принципы социологии // Мистика. Религия. Наука. Классикиtмирового религиоведения. Антология. М., 1998.

174. Стратонович Г.Г.Ритуальное убиение быка.//Религия и мифология народов Восточний и Южной Азии. М., 1970.

175. Сумцов Н. Ф. Ворон в народной словесности.// ЭО. 1890 №1.

176. Суюнчев X. И. Карачаево балкарские лексические параллели. - Черкесск, 1977.

177. Сысоев В.М. Древности по верхнему течению р. Кубани//МАК.-М.,1900.Вып.9.

178. Тавлинов Н.В. В горах Баксанского ущелья (на Северном Кавказе). Природа и охота. 1900. Кн. 1.

179. Тайджанов К. Исмаилов X. Особенности доисламских верований у узбеков- каракуртов// Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии.- М., 1986.

180. Ш.Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1987.

181. Тамалиев А.З. Крупный рогатый скот в Армении в прошлом и настоящем. -Ереван, 1947.

182. Тебуев Р., Хатуев Р. Очерки истории карачаево-балкарцев. Москва -Ставрополь, 2002.

183. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. М., 1989.

184. Теков Б. В. Очерки древней истории археологии Юго Осетии. - Тбилиси, 1971. С. 199.; Афанасьев Г. Е. Дохристианские религиозные воззрения алан. // Советская этнография, 1976. № 1.

185. Токарев С. А. Религия в истории'народов мира. М.,1986.

186. Токарев С.А. О происхождении и ранних формах религии // Наука и религия. М., 1957.

187. Токарев С.А. Ранние формы религии. Москва, 1990.

188. Толгуров 3. X. Движение балкарскккой поэзии. Нальчик, 1984.

189. Толстые Н. И. и С. М.заметки о славянском язычестве. // Обряды и обрядовый фольклор. -М., 1982.

190. Томсон Д. Ж. Исследования по истории древнегреческого общества. М., 1958.

191. Топоров В.П. Мировое дерево// Мифы народов мира.- М., 1980.-Т 1.

192. Троицкая JI.A. Первые сорок дней ребенка (чилля) среди оседлою населения Ташкента и Чикментского уезда// В.В. Бартольду: Туркменские друзья, ученики и почитатели.- Ташкент, 1977.

193. Труды 1 Всероссийского съезда по овцеводству в Москве. М., 1912.

194. Труды комиссии по исследованию современного положения землепользования и землевладения карачаевского народа Кубанской области. Екатери-нодар, 1911. Статистическая ведомость № 1.

195. Тульчинский Н. П. Другой варивнт.// Карачаево балкарский фольклор. -Нальчик, 1983.г

196. Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды. / Терский сборник Владикавказ , 1903. вып. 5.,

197. Уарзиаты В. Праздничный мир осетин.- Владикавказ, 1995.

198. Уорнер У.Л. Живые и мертвые. М., 2000.

199. Урусбиева Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1979.

200. Урусбиева Ф.А. Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза. -Сергеев Посад, 2003.

201. Фалицин А. С. Божества древних славян. СПб., 1884.

202. Федоров А.Я. Половецкое наследие в Приэльбрусье.// Кавказ и Восточная Европа в древности. М., 1973.

203. Филипсон Г.И. Воспоминания./ Русский архив, 1883. Т.З.

204. Фонберг. О пережитке культа быка в селении Карачоле в Крыму.//СЭ. -1936. №3.

205. Фрезер Джеймс Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

206. Хабекирова Х.А. Мир дерева в культуре адыгов. Нальчик, 2001.

207. Хаджиева Т. Эстетическая и утилитарно магическая функция календарных песен балкарцев и карачаевцев.(весеннее - летний цикл)//Календарно -обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1988. С. 64.

208. Хангалов М. Н., Заэтэ А. Облава на зверей древних бурят // Хан алов Д. Н.

209. Собрание сочинений. Улан - Уде , 1958. Т. 1.

210. Харитонов М.А. Образ волка в социокультурной традиции народов центральной Азии. Диссертация на соискание степени к.и.н.- Улан-Уде,2000.

211. Харузин Н. Медвежья присяга и тотемическая основа культа медведя. -СПб, 1899.

212. Хашхожев Э.Н., Георгиев И. Элементы религии протоболгар в языческих верованиях у балкарцев и карачаевцев. // Вопросы Кавкаской филологии и истории. Вып.2. Нальчик, 1994.

213. Хорянский М. История Армении. М.,1893.

214. Цыбульский В.В. Лунно солнечный календарь стран Восточной Азии. 1987.

215. Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали, 1984

216. Чубинишвили Т. Н. К древней истории Южного Кавказа. Тблиси, 19711.

217. Чурсин Г. Ф. Осетины. Этнографический очерк. Тифлис,1913.

218. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских горцев. Махачкала. 1929.

219. Чурсин Г.Ф. Ближайшие задачи этнографического изучения кавказских тюрков. // 1 Всесоюзный тюркологический съезд. Стенографический отчет.- Баку, 1926.

220. Шаманов И. М. Календарь и календарная обрядность карачаевцев и балкарцев.// Календарь и календарная обрядность народов Карачаево Черке-сии. - Черкесск, 1988.

221. Шаманов И. М. Народный календарь карачаевцев.//Из истории Карачаево- Черкесии Черкесск, 1974.

222. Шаманов И.М. Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии //Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1982.

223. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка (XIX-XX вв.) // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980.

224. Шаманов И.М. Развитие скотоводства в Карачае в XIX- нач. XX вв. // Проблемы археологии и исторической этнографии Карачаво Черкессии. -Черкесск, 1985.

225. Шамиладзе В.М. Альпийское скотоводство в Грузии. Тбилиси, 1964.

226. Шамиладзе В.М. Хозяйственно- культурные и социально экономические проблемы скотоводства Грузии. - Тб., 1979,

227. Шевцов В.В. Очерк о Кавказских горских племенах с их обрядами в гражданском, военном и домашнем духе.// «Москвитянин», 1855. №22-24. Кн. 1-2.

228. Шенкао М.А. Нарты, миф, эпос, культура. М., 1997.

229. Шивяков А. И. Образ лягушки в верованиях народов Евразии. Ташкент, 1995.

230. Шнирельман В. А. Образы оленя и лошади в представлениях древних обитателей Северной и Центральной Европы.//Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. М.,1987.

231. Штенберг JL Я. Первобытная религия. М., 1936.

232. Штенберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

233. Эбсеев В. Бараньи рога. Газета «Ленинское знамя», 1981.

234. Frazer J.G Totemism and Exogamy L., 1910.

235. Jochelson W. The Yukaghir and the Yukadhirized Tungus// Jesup North Pacific Expedition/ 1926 V. IX.2. Инфрматоры:

236. Абайханов Марат Абидович, 1943 г.р., а.Кумыш.

237. Абайханова Хаджият Сагитовна, 1929 г.р., г.Черкесск.

238. Аджиева Аминат Назбиевна, 1937 г.р., а.Теберда.

239. Айбазов Умар Юсуфович,1931 г.р., а.Учкулан.

240. Акбаева Земфира Назтровна, 1940 г.р., г. Карачаевск.

241. Бадахов Кемал Алиевич,1928 г.р., а. Кумыш.

242. Байчорова Айсурат Казиевна, 1934 г.р., с.Учкекен.

243. Биджиева Аминат Абидовна,1929 г.р., с.Учкекен.

244. Болуров Ниязбий Алиевич, 1932 г.р., а. Каат Джурт. Ю.Болурова Люаза Хыйсаевна,1931 г.р., а.Карт - Джурт.

245. Борлаков Кази Кумукович, 1936 г.р., а. Теберда.

246. Гаджаева Уркъуят Казбековна, 1935 г.р., с. Терезе.

247. Гербеков Сагит Аубекирович, 1927 г.р., а.Сары Тюз. М.Гочияева ФатиматХызыровна,1933 г.р., с.Терезе.

248. Джанибекова Асият Дахировна, 1934 г.р., а. Учкулан.

249. Джанибекова Фатимат Хыйсаевна, 1938 г.р., с. Важное.

250. Казиев Кази Магомедович, 1938 г.р., с. Мирное.

251. Каппушев Джашарбек Умарович, 1939 г.р., с. Учкекен.

252. Каппушев Ибрагим Асланбекович,1930 г.р., а. Учкулан.

253. Каракотов Аслан Джанибекович, 1941 г.р., а. Карт Джурт. 21 .Каракотова Салима Хасановна, 1929 г.р., а.Карт - Джурт.

254. Кепкеева ЗарифатМухарбиевна,1933 г.р., а. Кумыш.

255. Коркмазов Магомет Ильясович,1932 г.р., с.Красный Курган.

256. Коркмазова Роза Абу Юсуповна,1926 г.р, с. Красный Курган.

257. Кубанов Ахыя Магомедович, 1931 г.р, с.Первомайское.

258. Кубанова Зухат Касымовна, 1930 г.р, а. Хурзук.

259. Лайпанов Асланбек Алиевич, 1934 г.р, а. Сары Тюз.

260. Лайпанова Зарифа Курманбиевна, 1934 г.р, с. Римгорское.

261. Семенова Фатима Хызыровна, 1932 г.р, а.Учкулан.

262. Созаруков Хамит Сулеменович, 1933 г.р, с.Кызыл Покун.

263. Тамбиев Мудалиф Азрет Алиевич, 1935 г.р, с.Римгорское.

264. Тамбиева Шаша Кекчюковна,1930 г.р, с.Кызыл Покун.

265. Текеев Аполиан Ахматович,1929 г.р, с.Кичи Балык.

266. Текеев Кичи Батыр Абдулович, 1940 г.р, с. Учкекен.

267. Текеев Сосланбек Абдулович, 1930 г.р, г. Черкесск.

268. Тохчуков Къурманбиевич, 1926 г.р, а. Хурзук.

269. Узденов Аубекир Наныкович, 1929 г.р, а. Карт Джурт.

270. Узденов Халит Касымович, 1927 г.р, а.Карт Джурт.

271. Урусова Сапият Мухарбиевна,1934 г.р, с.Римгорское.

272. Хубиева Асият Асхатовна, 1938 г. р, с.Джага. 41.Чочиев Билял Сарыевич, 1928 г.р, а. Карт Джурт. 42.Чочиева Зоя Сарыевна, 1931 г.р, а. Карт - Джурт. 43.Чочиева Люаза Сарыевна, 1938 г.р, г. Карачаевск. 44.Эркенова Хаби Чоккаевна, 1923 г.р,с. Терезе.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.