Специфика изображения афроамериканской идентичности в романах Персиваля Эверетта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Щепачева Инна Владимировна

  • Щепачева Инна Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 155
Щепачева Инна Владимировна. Специфика изображения афроамериканской идентичности в романах Персиваля Эверетта: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2022. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Щепачева Инна Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава I. Место Персиваля Эверетта в современном литературном 15 процессе США

Глава II. Американские культурные понятия и национальный 23 американский характер в романах П. Эверетта

2.1. Феномен «американской мечты» и его интерпретация в романах П. 23 Эверетта

2.2. Поэтика абсурда и пародирование американских реалий в романе 36 «Глиф»

2.3. Стереотипы американского национального сознания в романе 50 «Американская пустыня»

Глава III. Афроамериканский компонент в творчестве П. Эверетта

3.1. Особенности афроамериканской литературной традиции

3.2. Образ афроамериканца в романах П. Эверетта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

128

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

134

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика изображения афроамериканской идентичности в романах Персиваля Эверетта»

ВВЕДЕНИЕ

Персиваль Эверетт (Percival Everett, род. 1956 г.) - современный американский писатель, вступивший в литературу в 80-е годы ХХ века и сегодня являющийся одной из самых заметных фигур национального литературного процесса США. Он представляет важнейшую, а на сегодняшний день практически основную, составляющую мультикультурной американской литературы -афроамериканскую1.

В 1998 г. один из ведущих специалистов по афроамериканской литературе на постсоветском пространстве Н.А. Высоцкая писала, что «разговор о вкладе этнических меньшинств в национальную культуру США традиционно принято начинать с афроамериканской культуры - наиболее богатой и развитой (количественно и качественно), имеющей самые давние традиции, представленной широким спектром имен и явлений» [49, с. 309]. В современной ситуации афроамериканскую культуру уже не называют культурой меньшинства (употребление слова minority по отношению к расовым, этническим и социальным группам является в США неполиткорректным), чему во многом способствовало именно творчество афроамериканских писателей, которые еще в ХХ веке вышли за рамки национальной и расовой литературы, а на рубеже тысячелетий стали феноменом мирового масштаба.

Вне всякого сомнения, в настоящее время «черная» литература переживает период необычайного расцвета. Если даже в середине ХХ в. выход каждой новой книги афроамериканского автора становился событием в литературной жизни США, поскольку это были единичные явления, то сейчас количество имен писателей-афроамериканцев и названий их произведений, предлагаемых читателю, не поддается учету. Если обратиться к американским источникам, то сразу бросается в глаза, что среди лауреатов и финалистов многочисленных

1 Несмотря на то, что понятие «африкано-американцы» (African Americans) признается наиболее корректным представителями данной группы населения США и прочно утвердилось в англоязычном научном сообществе, в нашем исследовании мы использует термин «афроамериканцы» и производное от него «афроамериканский», что, на наш взгляд, больше соответствует нормам русского языка.

литературных премий, включая Пулитцеровскую, Национальную книжную, Американскую книжную, - яркая когорта афроамериканских писателей. Они представляют разные поколения - молодых и зрелых, мужчин и женщин, сторонников литературной традиции и смелых экспериментаторов. Присуждение в 1993 г. Нобелевской премии по литературе Тони Моррисон свидетельствовало о мировом статусе афроамериканской ветви национальной литературы.

Несомненно, что в материальном, психологическом и культурном планах образ Америки во многом сформирован представителями афроамериканской культуры. Отмечая значение негритянского2 компонента в искусстве США, афроамериканский писатель Ф. Кирнс пишет о том, что «тема черного опыта настолько существенна в развитии американской мысли, что ее влияние на литературу было, по меньшей мере, столь же всесторонним, что и опыт фронтира» [188, с. 12].

Специфика афроамериканской идентичности и ее отражения в литературе связана с историческими обстоятельствами. Как отмечала еще Т.К. Сенкевич: «формированию специфических черт культуры негров способствовало «железное кольцо» исторических обстоятельств» [111, с. 12], подразумевая, что основные различия между афроамериканской и другими американскими субкультурами обусловлены существованием в прошлом таких институтов, как рабство и дискриминация.

Когда африканцы попадали на американский континент во времена рабства, их культура почти сразу же искоренялась из их сознания, белые пытались привить новый язык, особый семейный уклад, религию. «Жестокое и молниеносное отсечение негра от его культурных ценностей и привычных связей, имело трудно вообразимое травмирующее влияние на его личность. Тяжелые последствия его деиндивидуализации, усугубленные тремя веками рабства и угнетения, до сих пор оказывают свое влияние. Тем не менее, негр выжил - главным образом потому, что сумел перестроить свою психику вокруг системы ценностей, которую нашел в

2 В русском языке «негритянский» или «черный» не имеет отрицательной коннотации и присутствует в научном обиходе. Так, тема докторской диссертации О.Ю. Пановой -

«Негритянская литература США 18-начала 20 века: проблемы истории и интерпретации [101].

4

своей стране. И он является одним из тех американцев, которому пришлось создавать свою индивидуальность почти полностью на американской основе и в американском окружении» [197, с. 15].

В связи с этим, афроамериканской идентичности присуща определенная двойственность: в основе ее лежали африканские культурные традиции, но развивалась она уже на американской почве, взаимодействуя с господствующей культурой белых американцев, усваивая отдельные ее элементы. Сегодня культура афроамериканцев уже далека от изначальной, африканской культуры, она представляет собой феномен национальной культуры США и оказывает значительное, если не решающее, воздействие на общеамериканские культурные традиции. В свою очередь, национальная литература США оказывает влияние на творчество афроамериканских писателей, обогащая его эстетически.

Еще в начале XX века известный американский общественный деятель, панафриканист и видный участник движения за гражданские права У.-Э.-Б. Дюбуа выдвинул идею о двойственности расово -этнического сознания афроамериканцев, под которой он понимал особый характер их идентичности, осознающих себя и американцами, и неграми одновременно. Афроамериканец «смотрит на себя глазами других», то есть белых. В своей знаменитой книге «Души черных людей» (The Souls of Black Folk, 1903) он писал: «История американского негра - это история этой борьбы, - этого желания приобрести осознающую себя зрелость, объединить два его «я» в лучшее и истинное «я». При этом объединении он не хочет потерять ни одно из своих старых «я»». Негру присуще как бы двойное сознание, он выступает словно в двух ипостасях. С одной стороны, он американец; с другой - темнокожий, человек, пребывающий во враждебном окружении, вынужденный жить с оглядкой, в постоянном напряжении. Дюбуа подчеркивал, что «положение афроамериканцев в США - это проблема века - часть общей проблемы взаимопонимания между цветными и белыми группами, и задача разрушения «расового барьера» в США -общеамериканская и мировая» [167, с. 2-3].

Эту двойственность осознавали многие негритянские писатели. Еще в 1927 г. ее сформулировал Джеймс Уэлдон Джонсон в статье «Дилемма темнокожего автора»: «Писатель афроамериканского происхождения оказывается лицом к лицу с проблемой, которая неведома обычному американскому писателю, - проблемой двойной аудитории. Это больше, чем особая аудитория; это разделенная аудитория, состоящая как бы из двух сегментов, обладающих часто различными, полярными и даже антагонистическими, точками зрения. Его аудитория всегда аудитория черных и белых американцев» [205, с. 371]. Впоследствии эту мысль в той или иной мере повторяли Ч. Чеснат, Л. Хьюз, Р. Эллисон, Р. Райт, Л. Хэнсберри, Т. Моррисон, Э. Уокер, П. Маршал. Сегодня мы видим отражение тех же проблем в творчестве наиболее значимых афроамериканских писателей нового поколения, таких как Э.П. Джонс и К. Уайтхед.

Писатели обращались и обращаются к проблеме двойственности сознания афроамериканцев, оказавшихся в положение людей без прошлого и вынужденных заново конструировать свое «я» в рамках чужой европейской культуры. Этот процесс вынужденного приспособления к доминантной белой культуре приводит к цепи конфликтов, когда чернокожий американец, отождествляя себя с ней одновременно, отвергает ее. Вследствие этого афроамериканские писатели сосредотачивают свое внимание на процессе идентификации героев. Как отмечают большинство исследователей (Н.А. Высоцкая, О.Ю. Панова, Ю.Л. Сапожникова, И.М. Удлер), именно проблема самоидентификации является одной из центральных проблем всей афроамериканской культуры, которая стала на протяжении всего XX столетия краеугольным камнем афроамериканской прозы. Ю.В. Стулов пишет, что «расовая проблема всегда была ключевой в афроамериканской литературе, а вопрос идентичности оставался важнейшим для всех поколений афроамериканских литераторов от Филис Уитли и Фредерика Дугласа до Терри Макмиллан и Рэндалла Кенана. Самоидентификация для героев афроамериканской литературы, которые считали себя «сыновьями Америки», представляла собой мучительный процесс, так как поиск себя для черного

американца ассоциировался с психологическими и физическими травмами» [121, с. 50].

Творчество Персиваля Эверетта является продолжением развития афроамериканской литературы на ее постмодернистском этапе. Он начал свой творческий путь в 1983 г. и продолжает активно работать сегодня. Последний его роман вышел в 2021 г. Он по праву считается одним из ведущих современных афроамериканских писателей, чье творчество можно отнести к новому поколению авторов. Одной из причин интереса к творчеству писателя является заявления писателя, в которых он отрицает афроамериканский компонент в своем творчестве: «В первую очередь, я - американский писатель. Я настолько же черный писатель, насколько вы белый профессор или тот мужчина - полный банкир. Вы можете увидеть во мне черного писателя, если соберетесь сдать меня ку-клукс-клану или администрации Буша» [189, с. 3]. Но все-таки являясь младшим современником таких выдающихся авторов, как Т. Моррисон и Э. Уокер, Эверетт внес новые веяния в афроамериканскую литературу рубежа тысячелетий, представив расовые и национальные проблемы сквозь призму сознания человека, сформировавшегося, когда формально афроамериканцы уже имели равные права с белыми гражданами США. Сегодня уже в качестве признанного мастера он является свидетелем нового витка расовых отношений в Америке и отражает их в своих произведениях. Анализируя творчество Эверетта, мы обращаемся к отражению последних тенденций в развитии афроамериканской литературы как части национальной литературы США в произведениях представителя нового поколения афроамериканских авторов, что определяет актуальность нашего исследования.

Научная новизна данной диссертационной работы заключается в том, что впервые в российском литературоведении представлен анализ романов американского писателя Персиваля Эверетта. Фактически, впервые вводится в отечественный литературоведческий обиход имя уже известного и маститого автора, чьи романы заслужили внимание во всем мире. Романы писателя исследуются с точки зрения отражения афроамериканской идентичности, что

7

является наиболее релевантным подходом в изучении «черной» литературы на сегодняшний день.

Афроамериканская литература рассматривается как часть мультикультурной литературы США, поэтому теоретической основой нашего исследования стали работы, посвященные проблеме мультикультурализма. Среди них можно выделить работы Ч. Бернхеймера «Компаративистика в эпоху мультикультурализма (Параллакс: переосмысление культуры и общества) [152], М. Заборовской «Другие американцы, другие Америки: политика и поэтика мультикультурализма» [224], «Американские идентичности. Мультикультурные голоса современности» под редакцией Р. Пака и Дж. Парини [148], ш. Пиндера «Американские мультикультурные исследования: разнообразие расы, этнической принадлежности, пола и сексуальной ориентации» [202] и др. Эти авторы сходятся во мнении, что сегодня мультикультурные явления занимают центральное место в изучении современных культурных процессов в Соединенных Штатах. Они исследуют этническую, расовую, гендерную, национальную и межкультурную идентичность в американской литературе и культуре.

Что касается отечественных работ, то здесь мы обращаемся к монографии М. Тлостановой «Проблема мультикультурализма и литература США конца ХХ века» [123] и относительно новой работе Е. Бутениной «Мультикультурный роман США» [225]. Книга Тлостановой посвящена анализу проблемы мультикультурализма, как всеобъемлющему фактору современной культуры США, который активно влияет на национальную идеологию, переосмысление идентичности, американский культурный и литературный канон. Особое внимание уделено литературе «пограничья», которую характеризует региональная, этническая, расовая многосоставность, а также переосмыслению категорий расы, этноса и идентичности. В своей книге Бутенина посвящает раздел наиболее значимым представителям афроамериканской литературы и выделяет основные традиции «черной» литературы.

Вместе с появлением новых имен в афроамериканской литературе, с 1970-х гг. начинает интенсивно развиваться афроамериканская литературная критика. В 1990-е гг. были напечатаны основные работы ведущих исследователей афроамериканской литературы, а также сборники литературоведческих статей. Здесь мы выделяем работы Х. Бейкера «Блюз, идеология и афроамериканская литература: народная теория» [149], Г.Л. Гейтса «Сигнифицирующая обезьяна: теория афроамериканской литературной критики» [175], Р. Степто «Из-под маски: исследование афроамериканского повествования» [213]. С одной стороны, авторы этих работ затрагивали общие проблемы такие, как генезис и становление афроамериканской литературы, взаимосвязь между текстами афроамериканских писателей. С другой стороны, авторы находились в постоянно полемике друг с другом. Так, например, Р. Степто выделяет «преджанровый миф» (pregeneric myth) в качестве основания для формирования афроамериканской литературной традиции, в то время как Х. Бейкер ищет другие источники формирования литературной традиции, и в результате он обращается к блюзу, как синтезу народного творчества афроамериканцев. Что касается работы Г.Л. Гейтса, то центральным объектом исследования Гейтса становится образ афроамериканского трикстера, который во многом формирует афроамериканскую традицию.

Значительное число работ, ставших основой для нашего исследования, посвящено афроамериканской литературе в целом, а также творчеству отдельных авторов, в частности. Произведения афроамериканских писателей с 1853 по 2001 г. рассматриваются в объемном труде Б. Белла «Современный афроамериканский роман: народные корни и современные литературные ветви» [150]. Творчеству писателей афроамериканской литературы (Ральф Эллисон, Натаниэль Макки, Джон Эдгар Уайдман, Майкл С. Харпер, Чарльз Джонсон) посвящена книга Ч. Роуэлла «Приготовление каллалу3: 25 лет черной литературы» [204]. Особое внимание ученые уделяют творчеству писателей-женщин. Своеобразие женской афроамериканской литературы определяет Барбара Кристиан в своем труде

3 Каллалу - это популярное Карибское блюдо, родом из Западной Африки, готовится в различных вариациях на всех островах Карибского бассейна.

9

«Черные писательницы-романисты: продолжение традиции, 1892-1976 [159]. Основная часть книги Кристиан посвящена романам трех писательниц конца XX века: Пол Маршалл, Элис Уокер и Тони Моррисон.

В настоящее время в нашей стране и на всем постсоветском пространстве афроамериканская литература США изучается достаточно активно. Среди литературоведов, внесших весомый вклад в исследование афроамериканской литературы и связанных с ней проблем, необходимо отметить Н.А. Высоцкую, Е.В. Гранкину, И.В. Морозову, О.Ю. Панову, Ю.Л. Сапожникову, Ю.В. Стулова, И.М. Удлер и др. Отечественные ученые обращаются к широкому диапазону проблем афроамериканской литературы. Например, историей «черной» литературы с XVIII до конца ХХ века занимается О.Ю. Панова, Ю.Л. Сапожникова и И.М. Удлер занимаются изучением жанра «новые повествования рабов», историей его возникновения, особенностями развития. О.О. Несмелова изучает вопрос рецепции афроамериканской литературы в российском литературоведческом пространстве. Достаточное количество статей исследователей-американистов посвящено творчеству отдельных писателей таких, как Р.Райт, Р. Эллисон, И. Рид, Ч. Джонсон, Э. Уокер, Т. Моррисон и др.

На сегодняшний день в отечественном литературоведении не существует крупных исследований, которые были бы посвящены творчеству П. Эверетта, кроме работ украинской исследовательницы М.Ю. Шкуропат. В своей работе «Роман Персиваля Эверетта «Erasure» как пример авторской художественной критики» [135] ученый анализирует роман с точки зрения писательской критики, а также наличия в нем автобиографических мотивов. Что касается исследований зарубежных ученых, то здесь можно выделить ряд значимых работ, а именно коллективную монографию профессоров Университета штата Миссисипи Кейф Б. Митчелл и Робина Г. Вандера «Перспективы Персиваля Эверетта» [199], монографию Дерека Мауса «Насмехаясь над серьезным: Персиваль Эверетт и Меннипова сатира» [198], главу о творчестве писателя в книге Л. Ларкина «Раса и литературный опыт. Черная литература от Джеймса Джонсона до Персиваля Эверетта» [191]. Как отмечают авторы работ, Эверетт является одним из самых

10

плодовитых, но недостаточно изученных афроамериканских писателей, работающих сегодня. Его работы не привлекли к себе того критического внимания, которого заслуживают. Отдельного внимания заслуживает сборник интервью «Разговоры с Персивалем Эвереттом» [162] под редакцией Дж. Вейксманна. В нем демонстрируются высказывания и умозаключения писателя в отношении расовой и гендерной составляющих его творчества; рассуждения об эклектическом подходе его творчества, искусстве написания текста; некоторые политические, философские, эстетические взгляды писателя. Творчеству писателя посвящены два сборника статей: «Персиваль Эверетт: Трансатлантические чтения» [196] под редакцией Клэр Маниз и Энн-Лор Тиссу и «Читая Персиваля Эверетта, европейские перспективы: Симпозиум-де-Тур» [161] под редакцией Жюльена Клода. Авторы статей касается разных аспектов творчества писателя, но все же выделяют два главных, а именно обращение к афроамериканской литературной традиции и их переосмысление в постмодернистском ключе. Отдельным произведениям посвящены статьи Дж. Бербен-Маси [151], Р. Чонси [157], Л.Р. Де Лили [164], А. Депси [165-166], К. Итона [168], М. Фейфа [170-171], С.Т. Гибсон [178] и др.

Объектом нашего исследования является романное творчество Персиваля Эверетта.

Предметом исследования - изображение афроамериканской идентичности в романах Персиваля Эверетта.

Материалом исследования послужили романы П. Эверетта «Глиф» (Glyph, 1999), «Уничтожение» (Erasure, 2001), «Американская пустыня» (American Desert, 2004), «Я Не Сидни Пуатье» (I Am Not Sidney Poitier, 2009). Выбор романов П. Эверетта определяется несколькими факторами, а именно их местом в творчестве писателя, наличием традиций американской и афроамериканской литературы, а также доступностью в российском литературном пространстве.

Целью работы является выявление специфики проявления афроамериканской идентичности в наиболее знаковых романах П. Эверетта.

Цель работы определила задачи исследования:

11

• дать общий обзор творчества П. Эверетта и выделить романы, которые наиболее значимы для исследования;

• выявить специфику самоопределения писателя;

• проанализировать произведения, в которых наиболее полно отражается национальная составляющая творчества П. Эверетта;

• изучить феномен «американской мечты» и его эволюцию в творчестве писателя, как один из факторов, определяющих национальную самобытность всей американской литературы;

• рассмотреть основополагающие составляющие афроамериканской литературной традиции и их отражение в романах Эверетта;

• определить постмодернистские традиции в романах писателя и их роль в изображении афроамериканской идентичности.

Методика диссертационного исследования строится на использовании историко-литературного метода.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования стали положения, выдвинутые в трудах зарубежных и отечественных исследователей теории мультикультурализма (Р. Пака, Д. Парини, Ж. Цитрина, Е.М. Бутениной, М.В. Тлостановой и др.), по теории литературы (Р. Барта, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана), по теории постмодернизма (И. Хассана, Б. Хукса, Д.В. Затонского, И.П. Ильина, Н.В. Киреевой, В.А. Пронина, Ю.В. Филлиповой и др.), литературоведов-американистов (Х.Г. Гутмана, Г.Х. Мюллера, А.В. Ващенко, Б.А. Гиленсона, А.М. Зверева, О.Б. Карасик, И.В. Морозовой, А.С. Мулярчика, О.О. Несмеловой и др.), исследователей афроамериканской литературы (Б. Белла, Г.Л. Гейтса, Р.Б. Степто, И.В. Вакориной, Н.А. Высоцкой, Е.Г. Масловой, О.Ю. Пановой, Ю.Л. Сапожниковой, Т.К. Сенкевич, Ю.В. Стулова, И.М. Удлер, В.В. Франк и др.), исследователей истории и культуры США (Дж.Т. Адамса, У.Э.Б. Дюбуа, Э.Я. Баталова, Н.Н. Бурейко, Т.Г. Голенпольского, В.П. Шестакова и др.), специалистов по творчеству П. Эверетта (К. Б. Митчелл, Р. Г. Вандера, М. Фейфа, Ч. Роувела, К. Маниз, А. -Л. Тиссу, А. Депси, К. Итона и др.).

Положения, выносимые на защиту:

• Афроамериканская составляющая идентичности П. Эверетта играет значительную, если не главенствующую роль в его творчестве, несмотря на то, что сам он заявляет о принадлежности своего творчества к национальной американской литературе, а не к ее афроамериканскому компоненту.

• П. Эверетт продолжает традиции национальной литературы США, обращаясь к основным понятиям и ценностям - «американской мечте», равенству возможностей, стремлению к счастью, понятию self-made man и т.д., переосмысливая их в ироническом ключе.

• П. Эверетта можно отнести к новому поколению афроамериканских авторов. Он переосмысливает в постмодернистском ключе типичные мотивы, характеры и черты «черной» литературы. Основные художественные приемы в творчестве писателя - пародия и ирония.

• П. Эверетт представляет новое поколение писателей, в творчестве которого происходит отход от традиционной оппозиции «черный-белый», и возникают новые противостояния внутри самого афроамериканского сообщества, которые в буквальном смысле выливаются в спор о том, кто чернее и кто больше афроамериканец.

• Наиболее известные и значительные на сегодняшний день романы писателя - «Глиф», «Уничтожение», «Американская пустыня» и «Я Не Сидни Пуатье» - являются примерами «новой» афроамериканской литературы, где переплетаются национальное и расовое, становящиеся неотделимыми друг от друга.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении особенностей мировоззренческой позиции П. Эверетта, которая складывалась в эпоху постмодернизма, а также в исследовании произведений, в которых наиболее ярко отражается специфика изображения афроамериканской идентичности.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты нашего диссертационного исследования, его основные положения и выводы могут быть

использованы для выявления и изучения тенденций развития современного

13

литературного процесса США, а также при проведении лекционных и практических занятий по курсам современной американской литературы, спецкурсам, посвященных изучению творчества П. Эверетта, афроамериканской литературе.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в статьях и докладах на научных конференциях разного уровня: международных: конференция «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (Казань, КФУ, 2012, 2014, 2021); V научно-практическая конференция «Академическая наука - проблемы и достижения» (Чарльстон, 2014); Зверевские чтения в РГГУ (Москва, 2015); конференция Белорусской ассоциации американских исследований (Минск, 2015); XLIV филологическая конференция (Санкт-Петербург, 2015); научная конференция «Национальные коды в языке и литературе» (Нижний Новгород, 2019, 2020); научная конференция «Экранная история США: мечта, документ, интерпретация» (Москва, 2020); всероссийских: научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т.А. Геллер (Казань, КФУ, 2012, 2013, 2014), научно-практическая конференция «Научные исследования в сфере литературоведения: вызовы нового времени (Екатеринбург, 2014).

Основные положения диссертации отражены в 1 4 публикациях по теме исследования, в том числе в 3 статьях в журналах, входящих в перечень ВАК.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 233 наименований художественной и научно-критической литературы, более 80 из них - на английском языке. Общий объем работы - 155 с.

Глава I. Место Персиваля Эверетта в современном литературном процессе

США

На данный момент творчество Персиваля Эверетта весьма разнообразно. За свою творческую карьеру он отметился во всех родах литературы, за исключением драмы, создав 22 романа, 5 сборников стихотворений, 4 сборника рассказов и книги для детей. Скорость создания произведений и количество написанных за почти четыре десятилетия книг не могли не заметить авторы статей и эссе об Эверетте: «Можно было бы вообразить, что большинство писателей, которые смогли написать огромное количество произведений, страдали бы от недостатка воображения и способностей. Однако Эверетт не относится к числу таких писателей. Он никогда не входит в одну реку дважды. Он экспериментирует и доводит свое творчество до совершенства в разных литературных жанрах, как бы приглашая читателей прокатиться на невероятных американских горках: головокружительных и захватывающих, но в конечном итоге, доставляющих огромное удовольствие» [199, с. 1].

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Щепачева Инна Владимировна, 2022 год

Источники:

1. Моррисон, Т. Песнь Соломона / Т. Моррисон. - М.: Прогресс, 1982. - 178

с.

2. Райт, Р. Сын Америки / Р. Райт. - М., Прогресс, 198. - 233 с.

3. Уокер, Э. Цвет Пурпурный / Э. Уокер. - М.: РОССПЭН, 2004. - 232 с.

4. Эверетт, П. Глиф / П. Эверетт. - М.: Эксмо, 2006. - 448 с.

5. Эверетт, П. Американская пустыня. - [Электронное издание] - URL: http://fictionbook.in/persival-everett-amerikanskaya-pustinya.html?page=29 (дата обращения: 07.11.2021).

6. Эллисон, Р. Человек-невидимка / Р. Эллисон. - Москва, Иностранная литература. - 2013. - № 1. - С. 214-260.

7. Ellison, R. Shadow and Act / R. Ellison. - New York: Vintage, 1995. - 112 p.

8. Ellison, R. Invisible Man / R. Ellison. - N. Y: Random House, 1990. - 581p.

9. Everett, P. American Desert / P. Everett. - New York: Hyperion, 2004. - 256

p.

10. Everett, P. Assumption / P. Everett. - Saint Paul, Minnesota: Graywolf Press, 2011. - 225 p.

11. Everett, P. Erasure / P. Everett. - New York: Faber and Faber, 2001. - 265 p.

12. Everett, P. F/V: Placing the Experimental Novel / P. Everett // - Callaloo. -Vol. 22, N. 1, 1999. - P. 18-23.

13. Everett, P. Glyph / P. Everett. - Saint Paul, Min.: Graywolf Press, 1999. -

407 p.

14. Everett, P. I am Not Sidney Poitier / P. Everett. - Saint Paul, Minnesota: Graywolf Press, 2009. - 236 p.

15. Everett, P. Making Callaloo: 25 Years of Black Literature edited by Charles Henry Rowell / P. Everett. - New York: St. Martin's Press, 2002. - 576 p.

16. Everett, P. Meiosis / P. Everett. - Callaloo, Vol. 24, No. 2, The Johns Hopkins University Press, 2001. - P. 454-467.

134

17. Everett, P. Percival Everett by Virgil Russell / P. Everett. - Saint Paul, Minnesota: Graywolf Press, 2013. - 227 p.

18. Everett, P. Walk me to the Distance / P. Everett. - Dexter, 2014. - 186 p.

19. Morrison, T. A Mercy / T. Morrison. - New York - Toronto: Alfred A. Knopf, 2009. - 167 p.

20. Morrison, Т. Beloved / T. Morrison. - N.Y.: Penguin Books, 1988. - 275p.

21. Walker, A. The Color Purple / A. Walker. - N.Y.: Simon and Schuster, 1985. - 295 p.

22. Wright, R. Black Boy / R. Wright. - N.Y.: Harper Perennial, 1992. - 288p.

23. Wright, R. Native Son / R. Wright. - N.Y.: Harper Perennial, 1992. - 398p.

Теоретическая и научно-критическая литература:

24. Аллен, У Традиция и мечта: критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня / У Аллен. - М.: Прогресс, 1970. - 424 с.

25. Американская литература и общественно-политическая борьба в 60-е -начало 70-х годов ХХ века / под ред. А.С. Мулярчика. - М.: Наука, 1977. - 237 с.

26. Американский характер. Очерки культуры США. Традиция в культуре. -М.: Наука, 1998. - 412 с.

27. Анастасьев, Н. Американцы / Н. Анастасьев. - М., 2002. - 378 с.

28. Американская цивилизация как исторический феномен. Восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли. - М.: Наука, 2001. - 495 с.

29. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления о происхождении и распространении национализма / Б. Андерсон. - М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - 288с.

30. Аникин, Г.В. Литература США и антифашистская борьба / Г.В. Аникин // Литература США ХХ века. Опыт типологического исследования. - М.: Наука, 1978. - С. 239-284.

31. Анцыферова, О.Ю. Университетский роман: жизнь и законы жанра [Электронный ресурс] / О.Ю. Анциферова // Вопросы литературы. - 2008. - №4. -URL: www.http://magazines.russ.ru/voplit/2008/4/an13.html (дата обращения: 07.11.2021).

32. Армейсков, С.А. Образ Африки и афроамериканская культурная идентичность / С.А. Армейсков // Культурология: Дайджест ИНИОН РАН. - М. -2010. - №3. - С.26-32.

33. Армейсков, С.А. Проявления афроамериканской легитимирующей идентичности в культуре США [Электронный ресурс] / С.А. Армейсков // Актуальные и инновационные исследования: Наука и практика. Электронное научное издание. - 2010. - №2. - URL: http://actualresearch.ru/nn/2010_2/Article/culturology/armeyskov.html (дата обращения: 08.10.2021).

34. Барт, Р. Смерть автора / Р. Барт // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 384-391.

35. Баталов, Э.Я. Русская идея и Американская мечта / Э.Я. Баталов. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 384 с.

36. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

37. Башмакова, Л.П. Творчество Ричарда Райта и прогрессивная литература США 30-х годов: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. (10.01.05) / Башмакова Луиза Петровна. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 24 с.

38. Бондарева, Е.Е. К вопросу о зарождении понятия «American Dream» -«Американская мечта» / Е.Е. Бондарева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - Белгород, 2013. - №5. - С. 82-86.

39. Бурейко, Н.Н. К вопросу об американской национальной идентичности (политико-идеологические факторы ее становления) / Н.Н. Бурейко // Studia Humanitatis. - Москва, 2013. - № 1. - С. 1-9.

40. Буренина, О. Д. Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслина / О. Д. Буренина // Абсурд и вокруг: Сб. статей. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 7-72.

41. Бутенина, Е.М. Гибридная идентичность как литературная проблема (на материале китайско-американской женской прозы XX века): дис. ... канд. филол. наук / Е.М. Бутенина. - Владивосток, 2006. - 205с.

42. Ващенко, А.В. Америка в споре с Америкой / А.В. Ващенко. - М.: Прогресс, 1988. - 64 с.

43. Ващенко, А.В. Историко-эпический фольклор северо-американских индейцев / А.В. Ващенко. - М.: АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького, 1989. - 240 с.

44. Ващенко, A.B. Новые литературные континенты. История зарубежной литературы XX века / под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. - М.: TK Велби, 2003. - 482 с.

45. Вакорина, И.В. К вопросу о некоторых особенностях афроамериканской картины мира / И.В. Вакорина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 23 (277). Филология. Искусствоведение. - Вып. 69. - С. 27-31.

46. Витгенштейн, Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Новое в зарубежной лингвистике. - М. - 1985. - С. 79-128.

47. Высоцкая, Н.А. Афроамериканский театр: европейские параллели и влияния / Н.А. Высоцкая. - М.: Наука, 1995. - 111 с.

48. Высоцкая, Н.А. Культурный плюрализм как эстетическая проблема / Н.А. Высоцкая // Сб. материалов XXXV Международной конференции Российского общества по изучению культуры США 11-18 декабря 2009 / под ред. Л.Г. Михайловой. - М.: МедиаМир, 2011. - С. 49-50.

49. Высоцкая, Н.А. От «универсума» к «плюриверсуму»: смена культурной парадигмы в США / Н.А. Высоцкая // Американский характер: очерки культуры США. - М., Наука, 1998. - С.309-332.

50. Гарагуля, С.И. Антропонимическая прагматика и идентичность индивида: опыт системного описания личных имен в США: дис. ... д-ра филол. наук / С.И. Гарагуля. - М., 2009. - 418 с.

51. Гиленсон, Б.А. В поисках «другой» Америки: из истории прогрессивной литературы США / Б.А. Гиленсон. - М.: Художественнаялитература,1987. - 315с.

52. Голенпольский, Т.Г. «Американская мечта» и американская действительность / Т.Г. Голенпольский, В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1981. -207 с.

53. Гранкина, Е.В. «Свой голос» афроамериканской литературы: от «невольничьего повествования» к Нобелевской премии / Е.В. Гранкина // Весщ БДПУ. Сер. 1, Педагогка. Пыхалогш. Фшалопя. - 2011. - № 2. - С. 44 - 48.

54. Гусарова, И.В. Литературная традиция в творчестве афроамериканских писателей последней четверти XX века: Тони Моррисон, Глория Нейлор, Элис Уокер: дис. .канд. филол. наук / И.В.Гусарова. - М., 2003. - 203 с.

55. Дианова, В.М. Постмодернистская ситуация в культуре ХХ века / В.М. Дианова // Философия культуры: становление и развитие. - Спб.: Изд-во «Лань», 1998. - С. 351-362.

56. Долгиева, М. Б. Особенности становления героя в романах Т. Моррисон и Э.Уокер / М.Б. Долгиева // Актуальные проблемы филологии: материалы II междунар. науч. конференции. - Краснодар: Новация. - 2016. - С. 49-54.

57. Дюбуа, У.Э.Б. Воспоминания / У. Э. Б. Дюбуа. М, Издательство иностранной литературы, 1962. - 87 с.

58. Жерновая, О.Р. Изменения американской национальной идентичности: трансформация этноса / О.Р. Жерновая // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2012. - №3(17). - С. 60-63.

59. Жирмунский, В.М. Теория литература. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский. - М.: Наука, 1977. - 407 с.

60. Затонский, Д.В. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств / Д.В. Затонский. - М.: АСТ Фолио, 2000. - 256 с.

61. Зверев, А.М. «Американская трагедия» и «американская мечта» (К проблеме национального идейно-художественного своеобразия литературы США) / А.М. Зверев // Литература США XX века. Опыт типологического исследования. - М.: Наука, 1978. - С. 134-208.

62. Зверев, А.М. Модернизм в литературе США: формирование, эволюция, кризис / А.М. Зверев. - М.: Наука, 1979. - 318 с.

63. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 230 с.

64. Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 2001. - 384 с.

65. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.

66. Карасик, О.Б. «Американская мечта» в романах Ф. Рота / О.Б. Карасик // Ученые записки Казанского государственного ун -та. Серия: Гуманитарные науки. - Казань, 2011. - Кн. 2. - Т. 153. - С. 210-219.

67. Карасик, О.Б. Американская идентичность в трилогии Филипа Рота / О.Б. Карасик // Американцы в поисках идентичности: сб. статей. - М.: РГГУ, 2013. - С. 91-98.

68. Карасик, О.Б. Взаимодействие расового и этнического компонентов в современной литературе США / О.Б. Карасик // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического ун-та. - Казань, 2010. - № 1. - С. 64-68.

69. Карасик, О.Б. Еврейская литература США на рубеже XX -XXI веков: в поисках идентичности. Монография / О.Б. Карасик. - Казань, РИЦ «Школа», 2015. - 308 с.

70. Карасик, О.Б. К вопросу о мультикультурализме в современной литературе США / О.Б. Карасик // Вестник Пятигорского государственного лингвистического ун-та, 2009. - № 4. - С. 218-221.

71. Карасик, О.Б. Постмодернистские тенденции в романах Филипа Рота / О.Б. Карасик // Татьянин день: сб. статей и материалов четвертой республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день»)». - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 119125.

72. Карасик, О.Б. Этническое своеобразие романов Филипа Рота: дис. .канд. филол. наук / О.Б. Карасик. - Казань, 2006. - 156 с.

73. Карасик, О.Б. Эволюция творчества американских еврейских писателей второй половины XX - начала XXI веков: дис. .док. филол. наук / О.Б. Карасик. - Казань, 2015. - 444 с.

74. Клюев Е. RENYXA: литературы абсурда и абсурд литературы / Е. Клюев. - М., 2004. - 384 с.

75. Князева, Л.В. Феномен «пассинга» в афроамериканской литературе 1920-1930-х годов / Л.В. Князева // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - Воронеж, 2009. - №2. - С. 43-45.

76. Коновалова, Ж.Г. «Американская мечта» в художественно-документальной литературе США второй половины ХХ века: дис. канд. филол. наук / Ж.Г. Коновалова. - Казань, 2009. - 213 с.

77. Кормилицына, А.Н. Феномен «будущего американца» в творчестве Ч.У. Чесната / А.Н. Кормилицына // Научный журнал КубГАУ. - Краснодар, 2014. -№102(08). - С. 1-9.

78. Кучерук, И. В. Основные концепты американского национального характера: культурологический анализ / И.В. Кучерук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 226-230.

79. Кушнарева, Е.С. Мультикультурализм в США / Е.С. Кушнарева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология

и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - №1 (7). - С. 125-127.

80. Лаврентьев, А.И. «Черный юмор» в американском романе 1950-1970-х гг.: дис. .канд. филол. наук / А.И. Лаврентьев. - Ижевск. - 2004. - 169 с.

81. Лакан, Ж. Стадия «зеркала» и её роль в формировании функции «я»/ Инстанция буквы, или Судьбы Разума после Фрейда / Ж. Лакан. - М.: Логос, 1997. - с.7-14.

82. Левченко, Е.В. Маргинал как герой нашего времени (на примере женской этнической прозы США 1980-2000гг.) / Е.В. Левченко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -Санкт-Петербург, 2008. - С.147-152.

83. Литинский, А.Л. Образы Африки в общественной жизни афроамериканцев в XX в / А.Л. Литинский // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 124-134.

84. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1970. - 384 с.

85. Маслова, Е.Г. Традиции магического реализма в романном творчестве Т. Моррисон 1970-1990-х годов: дис. .канд. филол. наук / Е.Г.Маслова. - Казань, 2012. - 206 с.

86. Мендельсон, М.О. «Американская трагедия» Теодора Драйзера / М.О. Мендельсон. - Москва: Худож. лит., 1971. - 103 с.

87. Морозова, И.В. Зора Нил Херстон. Каково это - чувствовать себя цветной? / И.В. Морозова // Иностранная литература. - Москва, 2017. - № 7. - С. 208-214.

88. Мулярчик, А.С. Послевоенные американские романисты / А.С. Мулярчик. - М.: Художественная литература, 1980. - 279 с.

89. Мулярчик, А. С. Спор идет о человеке: о литературе США второй половины ХХ века / А.С. Мулярчик. - М.: Советский писатель, 1985. - 360 с.

90. Некрасов, С.И. Американский мультикультурализм [Электронный ресурс] / С.И. Некрасов, Н.А. Некрасова, В.В. Платошина. - URL: http://www.rae.ru/monographs/127-4133 (дата обращения: 12.07.2021).

91. Немировская, Л. З. Проблема социокультурной идентичности и самоидентификации / Л.З. Немировская // Вестник РосНОУ. - Москва, 2012. - № 1. - С. 20-29.

92. Несмелова, О.О. Пути развития отечественной литературной американистики XX века / О. О. Несмелова. - Казань: Кн. дом, 1998. - 257 с.

93. Николюкин, А.Н. Утраченные надежды (американская литература и крушение «американской мечты») / А.Н. Николюкин. - М.: Знание, 1984. - 64 с.

94. Основные тенденции развития современной литературы США / под ред. М.О. Мендельсона. - М.: Наука, 1973. - 398 с.

95. Панова, О.Ю. К истории афроамериканской литературной традиции: жанр признаний преступников в 18 веке и складывание автобиографического канона / О.Ю. Панова // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - Москва, 2014. - № 1. - С. 101-106.

96. Панова, О.Ю. «Линия цвета»: репрезентация расовой границы в американской литературе / О.Ю. Панова. - М.: Издательство Московского университета, 2014. - 264 с.

97. Панова, О.Ю. Литература афроамериканцев / О.Ю. Панова // История литературы США. Литература начала ХХ в. Т. V. - Москва, ИМЛИ РАН. - 2009. -С.800-868.

98. Панова, О.Ю. Литературный гид. «Роман-невидимка» Ральфа Эллисона/ О.Ю. Панова // Иностранная литература. - Москва, 2013. - № 1. - С. 203-264.

99. Панова, О. Ю. Менестрельная традиция: моделирование образа негра в американской популярной культуре / О.Ю. Панова // Вопросы театра. - Москва, 2014. - № 1-2. - С. 207-216.

100. Панова, О.Ю. Моделирование образа черной расы в американской культуре и литературе рубежа XIX-XX веков / О.Ю. Панова // Гуманитарные и

социально-экономические науки. Филология. - Ростов-на-Дону, 2014. - №1. - С. 78-82.

101. Панова, О.Ю. Негритянская литература США 18-начала 20 века: проблемы истории и интерпретации: дис.... док. филол. наук / О.Ю.Панова. -Москва, 2014. - 787 с.

102. Панова, О.Ю. Становление литературной традиции: прецедент и канон в афроамериканской литературе / О.Ю. Панова // Литература как прецедент. - Москва, Экон-информ, 2010. - №1. - С.154-164.

103. Панова, О.Ю. У истоков: складывание канона, топики и тематических констант афроамериканской литературной традиции / О.Ю. Панова // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. - Москва, 2013. - №5. - С. 83-91.

104. Пискун, Е.В. Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер: дис. .канд. филос. наук / Е.В. Пискун. - Москва, 2001. - 176 с.

105. Полищук, Н.А. Пол Битти и джазовая стратегия XXI века в афроамериканской литературе / Н.А. Полищук // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - Москва, 2012. - №18(98). - С. 229-240.

106. Попова, Н.В. «Американская мечта»: история развития концепта и его интерпретация в романе Т. Драйзера «Американская трагедия» / Н.В. Попова // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2017. - № 03 (57). - С.42-46.

107. Пронин, В.А. Современный литературный процесс за рубежом [Электронный ресурс] / В.А. Пронин, С.П. Толкачев. - URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook026/01/topicsw.htm (дата обращения: 13.06.2021).

108. Рабееах, С.К.Б. Теоретическая модель «американской мечты» в литературоведении / С.К.Б. Рабееах, Д.А. Чугунов // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж, 2018. - №4. - С.75-79.

109. Сапожникова, Ю.Л. Категория идентичности как художественная доминанта в афро-американских классических и новых историях рабов (XIX -XXI вв.): дис. .док. филол. наук / Ю.Л. Сапожникова. - Иваново, 2015. - 457 с.

110. Сапожникова, Ю.Л. Новые повествования рабов как жанровая модификация исторического романа / Ю.Л. Сапожникова // Вестник Военного университета. - Москва, 2011. - №2 (26). - С. 64-67.

111. Сенкевич, Т.К. Некоторые проблемы современного негритянского романа в США (1940-1952) и «Невидимый человек» Р. Эллисона: автореф. .канд. филол. наук: / Т.К. Сенкевич. - Тбилиси, 1971. - 37 с.

112. Сторчеус, С. В. Афроамериканский детектив: взгляды современных литературоведов и полемика / С.В. Сторчеус // Научный журнал КубГАУ. - 2014.

- №102(08). - С. 1-9.

113. Стулов, Ю.В. Афро-американский роман на рубеже XX-XXI веков / Ю.В. Стулов // Актуальные проблемы современной американистики (культурологический аспект): материалы III Междунар. науч. конф. (Минск, 2728 февр. 2007 г.): БГУ. - Минск, 2011. - С. 146-15.

114. Стулов, Ю.В. Двойственное сознание афро-американца в творчестве афро-американских писателей / Ю.В. Стулов // Культура и литература США: Проблемы поэтики и эстетики: материалы XXV междунар. конф. ОИКС. - М., 1998. - С. 87-98.

115. Стулов, Ю.В. Жанр нео-невольничьего повествования в современной афроамериканской литературе / Ю.В. Стулов // Вестник Львовского университета.

- Львов, 2012. - № 20. - С. 160-166.

116. Стулов, Ю. В. История литературы США: литература начала XX в. Том 5. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 991 С. / Ю. В. Стулов // Известия РАН. Серия Литература и языка. - 2012. - Т. 71. Вып. 1. - С. 65-67.

117. Стулов, Ю.В. Маргинальный герой современного афроамериканского романа [Электронный ресурс] / Ю.В. Стулов // Доклад 44 международной филологической конференции. - Санкт-Петербург, 2015. - URL: http://conference-spbu.ru/en/conference/30/reports/2484 (дата обращения: 05.05.2021).

144

118. Стулов, Ю.В. «Невольничье повествование» и современный афроамериканский исторический роман / Ю.В. Стулов // Гуманитарный вектор. -Чита, 2010. - № 4 (24). - С. 151-160.

119. Стулов, Ю.В. Переосмысление истории в современном афроамериканском романе / Ю.В. Стулов // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. -Нижний Новгород, 2010. - №12. - С. 140-154.

120. Стулов, Ю.В. Проблема канона в современном американском литературоведении / Ю.В. Стулов // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: сборник статей и материалов межд. науч. конф. (3-6 мая 2006 г.), Изд-во Казанского ун-та. - Казань, 2007. - С. 444-453.

121. Стулов, Ю.В. Раса, гендер, идентичность в современном афроамериканском романе / Ю.В. Стулов // Вестник СПбГУ. - Санкт-Петербург, 2010. - №9(4). - С. 50-58.

122. Тлостанова, М.В. Литература старого Юга. У.Г. Симмс, Дж.П. Кеннеди. История литературы США. Т.2. / М.В. Тлостанова. - М., Прогресс, 1999. - 324 с.

123. Тлостанова, М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца ХХ века / М.В. Тлостанова. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. - 400 с.

124. Удлер, И.М. Афроамериканские «невольничьи повествования» как документальный источник рабства в США / И.М. Удлер // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2009. - № 5 (143). Филология. Искусствоведение. Вып. 29. - С. 118-123.

125. Удлер, И.М. Невольничьи повествования в культуре и истории США 17-19 в. / И.М. Удлер // Пограничные процессы в литературе и культуре: сб. статей по материалам Междунар. науч. конф. Перм.ун-т. - Пермь, 2009. - С. 1719.

126. Удлер, И.М. «Невольничьи повествования» XVIII века: становление жанра / И.М. Удлер // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Вып. 17. - Челябинск, 2007. - № 22. - С. 144-149.

145

127. Удлер, И.М Реальность и мечта в жанре «невольничьего повествования» XVIII в. / И.М. Удлер // Актуальные проблемы современной американистики (культурологический аспект): материалы III Междунар. науч. конф., (Минск, 27-28 февр. 2007 г.): БГУ. - Минск, 2011. - С. 28-35.

128. Удлер, И.М Традиционные американские ценности в «повествованиях» и публицистике бывших рабов / И.М. Удлер // Вестник ЮУрГУ. - Челябинск, 2005. - №11. - С. 94-97.

129. Франк, В. В. Феномен «американской мечты» и его отражение в философии США / В. В. Франк // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - Белгород, 2006. - № 3. - С. 262.

130. Филлипова, Ю.В. «Дискурсы сознания» и «дискурсы о сознании» в «новой волне» литературы постмодернизма: автореф. дис. .канд. филол. наук / Ю.В. Филиппова. - Санкт-Петербург, 2017. - 142 с.

131. Чащина, Е. А. Проблема характера в произведениях Ричарда Райта: автореф. дис. .канд. филол. наук / Е.А. Чащина. - Воронеж, 2013. - 20 с.

132. Шестаков В.П. Американская культура: в поисках национальной идентичности (Часть I) [Электронный ресурс] / В.П. Шестаков // Культурологический журнал. - 2012. - №4 (10). - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/amerikanskaya-kultura-v-poiskah-natsionalnoy-identichnosti-chast-1 (дата обращения: 15.07.2021).

133. Шестаков, В.П. Американская культура: в поисках национальной идентичности (Часть II) [Электронный ресурс] / В.П. Шестаков // Культурологический журнал. - 2013. - №1 (11). - URL: http://pdf.knigi-x.ru/21psihologiya/10384-1 -udk-9308573-shestakov-amerikanskaya-kultura-poiskah-nacionalnoy-identichnosti-chast-2-annotaciya-vtoraya-chast.php (дата обращения: 15.07.2021).

134. Шестаков, В.П. Судьбы «американской мечты» в художественной культуре США: политический кинематограф США: итоги десятилетия / В.П. Шестаков // Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х гг. XX в. - М., 1982. - С. 43-77.

146

135. Шкуропат, М.Ю. Роман Персиваля Эверетта «Erasure» как пример авторской художественной критики / М.Ю. Шкуропат // Свгтова л^ература на перехрест культур i цивiлiзацiй. - Симферополь, 2013. - Выпуск 7 (2). - С.321-333.

136. Щепачева, И.В. Абсурд как основное средство изображения действительности в романе Персиваля Эверетта «Американская пустыня» / И.В. Щепачева // МНЦ «Сфера общественных наук». Ежемесячный научный журнал. -2014. - №3. - С. 115-117.

137. Щепачева, И.В. Восприятие вьетнамской войны и ее последствий в романе Персиваля Эверетта «Отведи меня вдаль» / И.В. Щепачева // Война в американской культуре: тексты и контексты: сб. статей, 2-е изд. / под ред. В.И. Журавлевой, И.В. Морозовой, Х.Б. Фернандеса. - М.: РГГУ, 2019. - С. 140-147.

138. Щепачева, И.В. Интертекстуальность как культурный диалог в романе П. Эверетта «Уничтожение» / И.В. Щепачева // Национальные коды в европейской литературе XIX-XXI вв. Литературный канон в контексте межкультурной коммуникации: коллективная монография. Часть 2 / отв. ред. Т.А. Шарыпина, И.К. Полуяхтова, М.К. Меньшикова. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. - 294 с. - С.271-277.

139. Щепачева, И.В. Образ Америки в романе П. Эверетта «Я Не Сидней Пуатье» / И.В. Щепачева // Татьянин день: сборник статей и материалов Десятой всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день»), посв. памяти Т.А. Геллер (23-25 января 2013 г., Казань). - Казань-Нижний Новгород: Фабрика печати, 2013. - Вып.10. -С.173-177.

140. Щепачева, И.В. Образы реальных личностей в романах П. Эверетта / И.В. Щепачева // Филология и культура. - Казань, 2013. - №1 (31). - С. 175-177.

141. Щепачева, И.В. Поэтики абсурда в романе Персиваля Эверетта «Глиф» / И.В. Щепачева // Татьянин день: сборник статей и материалов девятой республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посв. памяти Т.А. Геллер (25-27 января

147

2012 г., Казань). - Казань; Нижний Новгород: ИП Кузнецов, 2013. - Вып.9. -С.177-181

142. Щепачева, И.В. Традиции американской литературы в творчестве Персиваля Эверетта / И.В. Щепачева // Академическая наука - проблемы и достижения: материалы V международной научно-практической конференции, 12 декабря 2014 г., North Charleston, USA. - North Charleston: Create Space, 2014. -Т.1. - С.162-166.

143. Щепачева, И.В. Традиции афроамериканской литературы в творчестве Персиваля Эверетта / И.В. Щепачева // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2015. - Т.157. Кн.2. - С.254-260.

144. Щепачева, И.В. Художественное своеобразие романа П. Эверетта «Уничтожение» / И.В. Щепачева // Филология и культура. Philology and Culture. -Казань, 2015. - №1 (39). - С. 266-268.

145. Adams, J. T. The Epic of America / J.T. Adams. - Boston: Little, Brown, and Co., 1931. - 433 p.

146. A New Literary History of America / Ed. by G. Marcus, W. Sollors. -Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 2009. - 1095 p.

147. American Diversity. American Identity / ed. by J.K. Roth. - N.Y.: Basic Books, 1995. - 715 p.

148. American Identities. Contemporary Multicultural Voices / ed. by R. Pack and J. Parini. - Middlebury College Press, 1994. - 389 p.

149. Baker, H. A. Blues, Ideology, and Afro-American Literature: A Vernacular Theory / H.A. Baker. - Chicago, 1984. - 227 p.

150. Bell, B.W. The Contemporary African American Novel: Its Folk Roots and Modern Literary Branches / B.W. Bell. - Amherst: University of Massachusetts Press, 2003. - 490 p.

151. Berben-Masi, J. "The Jailhouse Baby Blues", or Literal and Literary Prisons in Glyph by Percival Everett: Allegory, Irony, Self-Reflection, and Socio-Academic Analysis / J. Berben-Masi // Presses universities François-Rabelais. - 2007. -P. 49-60.

152. Bernheimer, Ch. Comparative Literature in the Age of Multiculturalism (Parallax: Re-visions of Culture and Society) / Ch. Bernheimer. - Johns Hopkins University Press, 1994. - 224 p.

153. Beth, J. H. The American Dream and the Power of Wealth / J. H. Beth. -New York: Routlege, 2006. - 248 p.

154. Bragg, J. The American Dream / J. Bragg, M. Drayton. - London.: Longman, 2004. - 64 p.

155. Cannon, U.T. Against the Grain: Black Masculine Narrative Insurgency in Contemporary Fiction / U.T. Cannon. - The University of North Carolina, 2003. - 324 p.

156. Caputa, S. Resistance and Protest in Percival Everett's Erasure / S. Caputa // Review of International American Studies. - 2020. - Vol.13. -№1. - P. 145-157.

157. Chauncey, R. Van Go's Pharmakon: "Pharmacology" and Democracy in Percival Everett's Erasure / R. Chauncey // Johns Hopkins University Press and Saint Louis University, African American Review. - 2014. - Vol. 47.1. - P. 101-111.

158. Chireau, Y. P. Black Magic: Religion and the African American Conjuring Tradition / Y. P. Chireau. - L.A.: University of California Press, 2006. - 222 p.

159. Christian, B. Black Women Novelists: The Development of a Tradition, 1892-1976 / B. Christian. - Greenwood Pub Group, 1980. - 275 p.

160. Citrin, J. American Identity and Politics of Multiculturalism / J. Citrin, D.O. Sears. - Cambridge University Press, 2014. - 352 p.

161. Claude, J. Reading Percival Everett, European Perspectives: Symposium de Tours / J. Claude. - Tours, France: PU François Rabelais, 2007. - 83 p.

162. Conversations with Percival Everett / Edited by J. Weixlmann. - University Press of Mississippi, 2013. - 191 p.

163. Cullen, J. The American Dream: A Short History of an Idea that Shaped a Nation / J. Cullen. - New York: Oxford UP, 2003. - 214 p.

164. De Lilly, I. R. Manifest Content without a Dreamer: A Freudian Analysis of Percival Everett's Erasure / I.R. De Lilly // A Journal of Transdisciplinary Writing and Research from Claremont Graduate University. - 2013. - Vol.2. - P. 1-10.

149

165. Depci, A. Parody of Racial Cliché in Percival Everett's Erasure / A. Depci // The Journal of International Social Research. - 2013. - Vol. 7(29). - P. 281-294.

166. Depci, A. Identity Erasure in Percival Everett's Erasure and I am Not Sidney Poitier / A. Depci // International Journal of Social Science. - 2013. - Vol. 6 Iss.2. - P. 329-350.

167. Du Bois, W.E.B. The Souls of Black Folk/ W.E.B. Du Bois. - Radford: Wilder Publications, 2008. - 116 p.

168. Eaton, K. Deconstructing the Narrative: Language, Genre, and Experience in Erasure / K. Eaton // Nebula. - 2006. - P. 220-232.

169. Erikson, E. Childhood and Society / Erik Homburger Erikson. - Norton, 1993. - 445 p.

170. Feith, M. Blueprint for Studies in the African American (Neo)Baroque / M. Feith // Transatlantica. - 2009. - №1. - P. 1-21.

171. Feith, M. Manifest Deathtiny: Percival Everett's American Desert of the Real / M. Feith // Reading Percival Everett. - 2017. - Vol. 1. - P. 183-201.

172. Fikes, R. Jr. How Major Book Review Editors Stereotype Black Authors / R.Jr. Fikes // The Journal of Blacks in Higher Education. - 2001. - No. 33. - P.110-113.

173. Franklin, B. The Autobiography of Benjamin Franklin / B. Franklin. - New York: Dover Publications, 1996. - 136 p.

174. Gates, H.L. The Blackness of Blackness: A Critique of the Sign and the Signifying Monkey // Black Literature and Literary Theory, ed. by H. L.Gates. - N. Y., 1984. - 286 p.

175. Gates, H. L., Jr. The Signifying Monkey: A Theory of African-American Literary Criticism / H. L. Gates, Jr. - N.Y.: Oxford Univ. Press, 1989. - 290 p.

176. Gates, H. L. Preface to Blackness: Text and Pretext / H. L. Gates // Afro-American Literature: The Reconstruction of Instruction, ed. by D. Fisher and R. B. Stepto. - N.Y.: The modern Lang. Assoc. Of America, 1979. - P.44-69.

177. Gates, H. L. Canon Formation, Literary History, and the Afro-American Tradition: From the Seen to the Told/ H.L. Gates // Afro-American Literature Study in

the 1990s ed. by H.A. Baker, Jr. and P. Redmond. Chicago: The Univ. of Chicago Press. - 1989. - P. 14-39.

178. Gibson, S.T. Invisibility and the Commodification of Blackness in Ralph Ellison's Invisible Man and Percival Everett's Erasure / S.T. Gibson // Canadian Review of Comparative Literature. - 2010. - sec.1. - P. 353-367.

179. Gilroy, P. The Black Atlantic, Modernity and Double Consciousness / P. Gilroy. - Cambridge: Harward UP, 1993. - 280 p.

180. Gilroy, P. Against Race: Imagining Political Culture Beyond The Color Line / P. Gilroy. - Cambridge: Harward UP, 2000. - 416 p.

181. Gretlund, J.N. Percival Everett: Mediating Skin Color / J.N. Gretlund // Aktuel Forskning. - 2010. - P. 1-7.

182. Gutman, H.G. Work, Culture & Society in Industrializing America, 18151919 / H.G. Gutman // American Historical Review. - 1973. - №78. - P. 542-543.

183. Hassan, I. The Postmodern Turn: Essays in Postmodern Theory and Culture / Hassan. - Columbus: Ohio State Univ. Press, 1987. - 267 p.

184. Herskovits, M. The Negro's Americanism / M. Herskovits // The New Negro, ed. by Alain Locke. - N. Y.: Boni, 1925. - P.353-36.

185. Hoffman, A. Review of Suder / A. Hoffman // New York Times Book Review. -N.Y., 1983. - P.9-26.

186. Hooks, B. Postmodern Blackness / B. Hooks // Postmodern Culture. -1991. - Vol.1. - P. 1-11.

187. Images of the Negro in American Literature (Ed. by S.L. Gross and J.E. Hardy). - Chicago and Lnd.: The University of Chicago Press, 1969. - 321 p.

188. Kearns, F.E. The Black Experience. An Anthology of American Literature for the 1970-s / F.E. Kearns. - N.Y., 1970. - 650 p.

189. Kincaid, J. An Interview with Percival Everett / J. Kincaid. - Callaloo, Proquest Research Library. - 2005. - 377 p.

190. Knight, M. My Friend, Percival / M. Knight // Callaloo. - 2005. - Vol. 28. - P. 292-296.

191. Larkin, L. Race and the Literary Encounter. Black Literature from James Johnson to Percival Everett / L. Larkin. - Indiana University Press, 2015. - 215 p.

192. Le Roi, J. The Myth of "Negro Literature" / J. Le Roy // Within the Circle: The Anthology of Afro-American Literature. - N.Y, 1993. - 171 p.

193. Literary Essentials: African American Literature Ed. Tyrone William. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.enotes.com/topics/erasure#summary-the-novel (дата обращения: 15.07.2021).

194. Locke, A. The New Negro / A. Locke // Black Voices: Anthropology of Afro-American Literature. Ed. A. Chapman. - N.Y, 1968. - 519 p.

195. Major, C. Review of Zulus / C. Major // Washington Post, Washington. -1990. - 4 p.

196. Maniez, C. Percival Everett. Transatlantic Readings / C. Maniez, А.-L, Tissut. - Le Manuscript, 2007. - 197 p.

197. Margolis, E. Native Sons: Critical Studies of Twentieth Century Negro American Literature / E. Margolis. - N.Y., 1968. - 209 p.

198. Maus, D. Jesting in Earnest: Percival Everett and Menippean Satire / D. Maus. - Columbia: U of South Carolina, 2019. - 192 p.

199. Mitchell, K.B. Perspectives on Percival Everett / K.B. Mitchell, R.G. Vagner. - The University Press of Mississippi, 2013. - 167 p.

200. Muller, G.H. New Strangers in Paradise: The Immigrant Experience and Contemporary American Fiction / G.H. Muller. - Lexington, Kentucky, University Press of Kentucky, 1999. - 270 p.

201. Ojo-Ade, F. Afterword: What's in a Name? / Of Dreams Deferred, Dead or Alive: African Perspectives on African-American Writers / F. Ojo-Ade // Westport, Conn.: Greenwood Press. - 1996. - P. 181-186.

202. Pinder, S.O. American Multicultural Studies: Diversity of Race, Ethnicity, Gender and Sexuality / S.O. Pinder. - SAGE Publications Inc., 2012. - 544 p.

203. Rank, M. R Chasing the American Dream: Understanding What Shapes Our Fortunes / M. R. Rank, T. A. Hirschl, K. A. Foster. - Oxford, 2014. - 232 p.

204. Rowell, Ch. H. Making Callaloo: 25 Years of Black Literature / Ch. H. Rowell. - St. Martin's Press, 2014. - 320 p.

205. Roucek, J.S. The Negro Impact on Western Civilization / J.S. Roucek. -Grand Central Publishing, 1970. - 371 p.

206. Russet, M. Race Under Erasure; For Percival Everett, a Piece of Fiction / M. Russet // Callaloo. - 2005. - Vol.28.2. - P. 358-368.

207. Sánchez-Arce, A. M. "Authenticism", or the Authority of Authenticity / A.M. Sánchez-Arce // Mosaic: A Journal for the Interdisciplinary Study of Literature. -2011. - №40 (3). - P.139-155.

208. Shchepacheva, I. Collective Memory in P. Everett's Novel «I am Not Sidney Poitier» / I.V. Shchepacheva, O.B. Karasik, O.E. Osovsky // Utopia y Praxis Latinoamericana. - 2020. - Vol.25. Is. Extra 7. - P.257-263.

209. Shchepacheva, I. Phenomenon of the American Dream in Percival Everett's Novels / I.V. Shchepacheva, G.A. Frolov, M.K. Bronich // Herald NAMSCA. - 2018. - №3. - P. 715-717.

210. Shchepacheva, I. "Not Black Enough": African American Identity in Percival Everett's Novels / I. Shchepacheva, O. Karasik // Journal of Language and Literature. - 2015. - Vol.6. - No.1. - P. 222-225.

211. Shchepacheva, I. Percival Everett's Creativity in the Context of Contemporary American Literature / I. V. Shchepacheva, O.B. Karasik, Y.V. Stulov // Opcion. - 2019. - Vol.35. Special Issue 22. - P. 1122-1134.

212. Shchepacheva, I. To Whom the Oscar Goes: The Image of African American in Percival Everett's Novels and Sidney Poitier's Films / I.V. Shchepacheva, O.B. Karasik // Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. -2016. - Vol.20. Special Issue. - P. 215-219.

213. Stepto, R.B. From Behind the Veil: A Study of Afro-American Narrative / R.B. Stepto. - Urbana: University of Illinois Press, 1979. - 203 p.

214. Stepto, R.B. Teaching Afro-American Literature: Survey or Tradition. The Reconstruction of Instruction / R.B. Stepto // Afro-American Literature: The

Reconstruction of Instruction, ed. by D. Fisher and R. B. Stepto. - N. Y., 1979. - P. 824.

215. Stulov, Y. Addressing the Problem of Gender: African American Fiction at the End of the 20 Century / Y. Stulov // American Literature at the Edge of XX-XXI Centuries. - Kiev: Institute of Int.Relations Publishers. - P. 368-377.

216. Tissut, A.L. Percival Everett by Virgil Russell: le laboratoire du roman / A.L. Tissut // Miranda. - 2018. - No 17. - P. 1-14.

217. Trilling, L. The Liberal Imagination. Essays on Literature and Society / L. Trilling. - N.Y., 1970. - 252 p.

218. ULff, C.A. Invisible Fathers: Investigating Percival Everett's "Lower Fresquencies" / C.A. Ulff // Université de Versailles-Saint-Quentin. - 2015. - No 1. - P. 1-9.

219. Washington, T.B. Up from Slavery / T.B. Washington. - N. Y., 1965. -

216 p.

220. Winsi, J. B. Healthcare Hell and Revelations of a Compelled Black Woman / J. B. Winsi. - USA: Universe Books, 2004. - 108 p.

221. Wittgenstein, L. Philosophical Investigation / L. Wittgenstein. - Oxford, 1953. - 232 p.

222. Wright, R. Impressions and Perspectives / R. Wright Ed. D. Ray, R. Farnsworth. Ann Arbor. - MI: University of Michigan Press, 1973. - 125 p.

223. Weixlmann, J. Allusion and Misdirection: Himes, Meosis and Everett's Erasure / J. Weixlmann // African American Review. - 2016. - Vol. 19. - N. 2. - P. 145-156.

224. Zaborowska, M. Other Americans, Other Americas: The Politics and Poetics of Multiculturalism / M. Zaborowska. - Aarhus University Press, 1998. - 215 p.

Справочная литература:

225. Бутенина, Е.М. Мультикультурный роман США. Учебное пособие / Е.М. Бутенина. - М.: Флинта, 2013. - 108 с.

226. Киреева, Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов / Н.В. Киреева. - М.: Флинта: Наука, 2004. -216 с.

227. Лаврентьев, А.И. «Черный юмор» и американский характер: учеб. пособие по спецкурсу / А.И. Лаврентьев. - УдГУ, Ижевск, 2009. - 290 с.

Электронные ресурсы:

228. CNN Larry King Live "Interview with Sidney Poitier" [Электронный ресурс] - URL: http://edition.cnn.com/TRANSCRIPTS/0805/11/lkl.01.html (дата обращения: 16.07.2021).

229. Dischinger M. The Construction of Place [Электронный ресурс] / M. Dischinger. - URL: https ://www.academia.edu/13892771 /_The_Construction_of_Place_An_Interview_Wit h_Percival_Everett_ (дата обращения: 15.08.2021).

230. Galff, D. Books in Brief: Fiction; Ralph Walks, Theory [Электронный ресурс] / D. Galff. - URL: https://www.nytimes.com/1999/11/28/books/books-in-brief-fiction-ralph-walks-theory-talks.html (дата обращения: 19.07.2021).

231. Lingan, J. I Am Not Sidney Poitier by Percival Everett [Электронный ресурс]. - URL: http://quarterlyconversation.com/i-am-not-sidney-poitier-by-percival-everett (дата обращения: 15.07.2021).

232. Moore S. Deconstructing Ralph [Электронный ресурс] / S. Moore. -URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/WPcap/1999-11/28/040r-112899-idx.html?noredirect=on (дата обращения: 15.07.2021).

233. Poole, S. How Baby Hates Barthes's Time [Электронный ресурс] / S. Poole. - URL: https://www.theguardian.com/books/2004/jun/05/featuresreviews.guardianreview18 (дата обращения: 15.07.2021).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.