Проблема характера в произведениях Ричарда Райта 1940-х - 1950-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Чащина, Елена Александровна

  • Чащина, Елена Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 157
Чащина, Елена Александровна. Проблема характера в произведениях Ричарда Райта 1940-х - 1950-х гг.: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Краснодар. 2013. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чащина, Елена Александровна

Оглавление

Введение

Глава 1. К постановке проблемы характера в произведениях Р.Райта 1940-х - 1950-х годов

1.1. Произведения Райта 1940-х - 1950-х годов в оценках исследователей

1.2. Райт и литературная традиция: к проблеме воплощения характера

чернокожего

Глава 2. Характер и жанровые модели в повести «Черный»

2.1. Жанр «невольничьего повествования»: традиция и новаторство Райта

2.2. Афроамериканская музыкальная и фольклорная традиция: влияние

на поэтику характера

Глава 3. Характер и художественная образность в рассказе «Человек, который жил под землей»

3.1. Метафора как ключ к прочтению образа Фреда Даниэлса

3.2. Фред Даниэле и Парадоксалист: развитие традиции

Ф.М. Достоевского в творчестве Райта

Глава 4. Характер и экзистенциалистская проблематика в романе «Аутсайдер»

4.1. Литературный характер и творческий метод

4.2. Библейские параллели: Кросс Деймон и Иов

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема характера в произведениях Ричарда Райта 1940-х - 1950-х гг.»

ВВЕДЕНИЕ

Ричард Райт - одна из ключевых фигур литературы США середины XX века, писатель, чье творческое наследие, с точки зрения М. Гейсмара, дало ему право называться «подлинным отцом всей современной негритянской литературы» [цит. по: Максимчук 1970: 8]. В произведениях Райта -публицистике, рассказах, повестях, романах - отражен социальный и культурный опыт борьбы чернокожих пасынков за право быть полноправными сыновьями своей страны. Несмотря на непродолжительность творческого пути писателя - немногим более двадцати лет, - ему выпало жить и творить в наиболее динамичный и важный для истории чернокожего населения Америки период. Афроамериканец по происхождению, Р. Райт работал в то время, когда расовый вопрос в стране стоял особенно остро. На литературную арену писатель вышел в 1930-х, когда чернокожее население США развернуло полномасштабную общественную борьбу за свои права, и закончил свой творческий путь в 1960 году, на заре освободительного движения, получившего в журналистской среде название «негритянская революция». Райту удалось не только художественно запечатлеть эпоху, с которой он был органически связан, но и подготовить почву для творчества негритянских художников «новой волны» - Дж. Килленса, Р. Эллисона, Дж. Болдуина и др.

Р. Райт оказался первым в истории американской литературы, кто в масштабе всей нации поднял проблему расового отчуждения чернокожего, которое закономерно порождает ответную волну злобы и насилия. Писателю в своих произведениях удалось жестко и выразительно передать внутреннее состояние человека, страстно желающего утвердиться как личность, но постоянно наталкивающегося на глухую стену неприятия. Такое состояние и приводит постепенно к яростному желанию отомстить за вынужденное унижение и нередко толкает чернокожего на преступление. «Райт сформулировал концепцию ущербности негра как человека, принявшего с

детства внушенную ему самой жизнью мысль о его духовной неполноценности» [Максимчук 1970: 9].

Основным содержанием творчества Райта стали нравственные и психологические последствия расовой дискриминации для человека - как чернокожего, так и белого. Их в полной мере ощутили на себе герои его книг: ставший невольным преступником Биггер Томас из нашумевшего романа «Сын Америки» {Native Son, 1940); жертва полицейского произвола Фред Даниэле, протагонист рассказа «Человек, который жил под землей» {The Man Who Lived Underground, 1944); выросший в условиях неприкрытой сегрегации на американском Юге автобиографический герой повести «Черный» {Black Boy, 1945); неоднозначный персонаж романа «Аутсайдер» {The Outsider, 1953) - философствующий чернокожий преступник Кросс Деймон; обыватель и приспособленец Тайри Тэкер в романе «Долгий сон» {The Long Dream, 1957). Художественные изображения судеб всех перечисленных героев служат яркой иллюстрацией ведущей темы райтовского творчества - деформации личности в условиях расизма, формирования в человеке комплекса неполноценности, культивирования в нём чувства страха, воспитание психологии реванша.

В отечественном райтоведении закрепилась традиция характеристики творчества писателя как двуэтапного. Р. Райт начал свою писательский карьеру в 1930-х годах, сотрудничая в журнале «Ныо мэссиз» и «Дейли Уоркер». Работая в публицистических жанрах, он подготовил почву для последующих художественных произведений. Накаленная обстановка 1930-х годов определила острый социально-критический пафос его первых произведений - новеллистической книги «Дети дяди Тома» {Uncle Toms's Children, 1938) и романа «Сын Америки». Книги вызвал большой общественный резонанс; в особой степени роман, вошедший в списки бестселлеров.

Выбрав для книги название «Дети дяди Тома», Райт подчеркнул полемичность своего замысла по отношению к авторской концепции романа

Г. Бичер-Стоу. Отказываясь видеть в чернокожем только объект для сострадания, писатель создал в рассказах образы людей, чье чувство собственного достоинства не приемлет жалости. Еще резче бунтарская позиция Райта проявила себя в «Сыне Америки». В качестве главного героя писатель выбрал чернокожего выходца из чикагских трущоб, который нашел единственный способ самоутвердиться в обществе - пойти на убийство. Создавая образ преступника, гордящегося тем, что он совершил, Р. Райт предложил новаторскую концепцию личности чернокожего, представив афроамериканца не только жертвой, но и угрозой белому обществу, извратившему человеческую природу беспричинным унижением и насилием.

Выход в свет указанных произведений знаменует собой первый этап творческого пути Райта. Большинство российских литературоведов (среди них - Л.П. Башмакова, Б.А. Гиленсон, A.M. Зверев, И.В. Обухова)1 выделяет его, принимая во внимание приверженность писателя идейно-эстетическим принципам «красного десятилетия», когда Райт, разделявший марксистскую идеологию, сотрудничал с Компартией США. Этот период отличается «значительным вкладом в борьбу прогрессивной литературы США за Человека и ярким свидетельством силы реалистического искусства» [Башмакова 1973: 1]. В американском литературоведении 1930-е годы также выделяют как отдельный период творчества Райта, в котором «Дети дяди

1 Башмакова Л.П. Творчество Ричарда Райта и прогрессивная литература США 30-х годов: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. наук / МГУ. -М., 1973; Гиленсон Б.А. В поисках «другой Америки»: Из истории прогрессивной литературы США. - М.: Худож. лит., 1978; Зверев A.M. Модернизм в литературе США. Формирование. Эволюция. Кризис. - М.: Наука, 1979; Обухова И.В. Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50-е гг. XX века: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. наук / Московский педагогический университет. - М., 1994.

Тома» и «Сын Америки» рассматриваются в качестве образцов «радикальной литературы, близкой к школе Драйзера» [Обухова 1994а: 5].

Второй период творчества писателя, начинающийся с середины 1940-х годов, условно называется «парижским» (в 1947 г. Р. Райт переезжает на постоянное место жительства в столицу Франции). В советской литературной критике его принято характеризовать как время творческого угасания, связанного с идейным кризисом писателя и его увлечением модернистскими течениями в литературе. В отечественной критике закрепилось традиция рассматривать созданные в этот период рассказ «Человек, который жил под землёй» и роман «Аутсайдер» как неоднозначные и противоречивые по своему содержанию произведения, отмеченные явным влиянием экзистенциалистских идей. Только появление романа «Долгий сон» связывается райтоведами с напоминанием «об истинных возможностях писателя-реалиста» [Зверев 1979: 182].

Л.ГТ. Башмакова в своём диссертационном исследовании предлагает трёхчастное членение творчества Р. Райта2. К первому этапу исследователь относит создание книги «Дети дяди Тома» и характеризует его как период становления писателя. Второй период знаменуется появлением самого значительного романа Р. Райта - «Сын Америки». Третий, приходящийся на 1940-50-е годы, характеризуется увлечением писателя модернистскими течениями.

В данной работе мы будем придерживаться двуэтапного членения творчества Райта, определяя разделом 1944 г., на который приходится публикация рассказа «Человек, который жил под землей». Подобный подход, по нашему мнению, не будет отличаться от общепринятого в отечественном литературоведении. Хотя дата перелома в творчестве Р. Райта и связывается обычно со временем его переезда в Париж (1947 г.), всё же в большинстве исследований речь не идет об определенном годе, разделяющем творческий

2 Башмакова Л.П. Творчество Ричарда Райта и прогрессивная литература США 30-х годов: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. наук / МГУ. - М., 1973.

путь писателя на два чётких этапа. Исследователи склоны говорить об идейной и творческой эволюции Райта протяженностью в несколько лет, связанной с отказом писателя от участия в деятельности коммунистической партии.

Актуальность темы и исследования

Актуальность работы обусловлена обращением к малоисследованным произведениям Р. Райта 1940-х- 1950-х гг.

На настоящем этапе развития райтоведения назрел вопрос об углублённом изучении поэтики произведений писателя, где особого рассмотрения заслуживает действительно актуальная для Р. Райта проблема характера.

В работах, посвященных исследованию творчества писателя, особенности его поэтики не остались незамеченными. Различных аспектов художественной организации райтовских текстов касались в своих работах Л.П. Башмакова, Б.А. Гиленсон, Т.Н. Денисова, A.M. Зверев, М.О. Мендельсон, И.В. Обухова, С.А. Чаковский, И. Юркенене. Однако анализ отечественной критики показывает, что такая проблема, как художественное воплощение характера в произведениях писателя, освещена далеко недостаточно. В рамках своего исследования райтоведы часто характеризуют центральный персонаж того или иного произведения Райта, но рассматривают его, как правило, с точки зрения социальной, нравственно-философской или идеологической проблематики.

Ни у одного из отечественных райтоведов в фокусе не находился художественный характер. Л.П. Башмакова нередко акцентирует внимание на особенностях характеров в произведениях Райта, но все же главным предметом исследования в ее работах остается литературный герой. И.В. Обухова ставит одной из задач своей диссертационной работы проследить эволюцию характера в произведениях Р. Райта, но в контексте поисков

этнического характера в негритянской литературе XX столетия . Т.Л. Морозова, говоря о характере Биггера Томаса, смотрит на него как на социальный тип, избранный Райтом для художественного воплощения4. С.А. Чаковский рассматривает героя Райта через призму идейно-эстетической сущности расового конфликта5.

Вопрос о том, что проблема характера, будучи вписанной в общее изучение проблематики райтовских текстов, специально не выделена, определяет выбор темы данной диссертационной работы.

Объектом исследования являются художественные произведения Р. Райта, созданные писателем в 1940-е - 1950-е годы.

Материалом для анализа служат три произведения, относящиеся ко второму периоду творчества Р. Райта и написанные в разных жанрах: рассказ «Человек, который жил под землей» (1944), повесть «Черный» (1945) и роман «Аутсайдер» (1953).

Выбор произведений, относящихся к периоду 1940 - 1950 гг., объясняется их меньшей степенью изученности в отечественном литературоведении, по сравнению с книгами Райта, написанными до 1944 г. - созданными в ключе «литературы протеста». Исключение составляет только повесть «Черный», которой литературоведы при анализе творчества Райта уделяли достаточно много внимания. Роман «Аутсайдер», не переведенный пока на русский язык, наоборот, удостаивался в отечественной критике очень сжатых и чаще всего негативных оценок - как произведение,

3 Обухова И.В. Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50-е гг. XX века: Дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. наук-М., 1994.

4 Морозова Т.Л. Пасынки «великого общества» // Литература США 20 века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой). - М., 1978 — С. 465505.

5 Чаковский С.А. Расовый конфликт и литература США XX века (Негритянская литература в 20-30-60-е годы) // Литература США 20 века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой). - М., 1978 - С. 285-312.

созданное Райтом в период, мнимо оцениваемый как творческий кризис писателя-ренегата.

В данном диссертационном исследовании мы не будем анализировать роман «Долгий сон», поскольку из всех произведений второго периода он единственный, в котором во многом повторяется проблематика произведений 1930-х гг. В то время как выбранные «Чёрный», «Человек, который жил под землёй» и «Аутсайдер» позволяют сконцентрироваться на новых подходах писателя к проблеме личности чернокожего.

Предметом исследования является проблема характера в рассказе «Человек, который жил под землей», повести «Черный» и романе «Аутсайдер».

Цель данной работы состоит в исследовании проблемы характера в произведениях Р. Райта 1940-х- 1950-х годов.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

1. обобщить литературоведческий опыт исследования произведений Райта второго периода творчества;

2. выявить авторскую концепцию личности в произведениях рассматриваемого периода;

3. сопоставить три произведения в аспекте трактовки характеров и проследить закономерности их художественного воплощения;

4. установить связи с традициями афроамериканской литературы (фольклором, жанром «невольничьего повествования», блюзом);

5. определить степень влияния на трактовку характера произведений мировой литературы (на основе сопоставления с повестью Ф.М. Достоевского «Записки из подполья», повестью А. Камю «Посторонний», «Книгой Иова» (Библия)).

Понятийный аппарат диссертации сложился из основополагающих категорий, разработанных отечественными и зарубежными учеными - Р. Бартом, М.М. Бахтиным, С.Г. Бочаровым, А.Н. Веселовским, В.В. Виноградовым, В.М. Жирмунским, Е.М. Мелетинским, Г.Н. Поспеловым,

A.A. Потебней, В.Я. Проппом, Б.В. Томашевским, Р. Уэллеком и О.Уорреном, JI.B. Чернец. При формировании понятийного аппарата учитывались новейшие работы по теоретической и исторической поэтике -Теория литературы. Том I. Литература. - М., ИМЛИ им. A.M. Горького РАН, 2005; Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2003; Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2004; Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986; Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. -М.: НПК «Интелвак», 2001.

При обращении к теоретическим трудам учитывается приоритетная роль конкретно-исторического материала, внимание уделяется рассмотрению основных категорий и понятий художественного творчества (авторства, жанровости, системы характеров, сюжета, композиции, стиля) в специфическом для индивидуальной системы проявлении. Значительная часть терминологии складывается в процессе ознакомления с конкретными работами по истории литературы США (в том числе по истории афро-американской литературы) - Л.П. Башмаковой, A.B. Ващенко, Б.А. Гиленсона Т.Н. Денисовой, Я.Н. Засурского, A.M. Зверева, М.О. Мендельсона, Т.Л. Морозовой, A.C. Мулярчика, А.Н. Николюкина, Е.А. Стеценко, Э.М. Удлер, С.А. Чаковского.

Инструментарием в диссертационной работе служат следующие методы исследования:

- биографический.

Его использование продиктовано прямой связью содержания произведений Р. Райта с тем социальным и культурным опытом, который получил писатель, воспитывавшийся в среде негритянской общины и живший в условиях расовой сегрегации.

— проблемный подход.

Применение данного метода к конкретным произведениям Р. Райта позволяет выявить отдельные проблемы создания художественного характера, связанные с его функционированием внутри поэтической системы наравне с другими категориями. Особого рассмотрения требует проблема соотношения категории характера и художественного метода в творчестве Р. Райта.

- системно-структурный анализ произведений.

Выбранные для анализа произведения, несмотря на их жанровые различия, в контексте творчества Р. Райта представляют некое художественное целое, к которому можно применить методику системного анализа. Допускается также рассмотрение каждого произведения как самодовлеющей художественной системы, в которой специфическим образом проявляет себя категория характера.

- сравнительный метод.

Позволяет выявить общее и специфическое в решении проблемы художественного характера в каждом из произведений писателя. Компаративистский подход также применяется также в тех разделах исследования, где произведения Р. Райта сравниваются с работами писателей-экзистенциалистов (А. Камю), русского классика Ф.М. Достоевского, Библией (Иов).

- типологический метод.

Типологизация становится непосредственным итогом сопоставительного анализа и позволяет выявить закономерности, проявляющиеся в различных произведений Р. Райта одного периода. С её помощью также удаётся обнаружить общие источники и косвенные влияния, которые испытал автор при создании характеров. Сравнительно-типологический инструментарий помогает расширить и углубить интерпретационное поле исследования и дать более объективную оценку рассматриваемым произведениям Р. Райта.

Информационная база исследования:

Для анализа использованы тексты трёх произведений на английском языке. Текст повести «Чёрный» и романа «Аутсайдер» взят из издания 1991 года серии The Library of America. Для анализа «Человека, который жил под землёй» использованы два издания сборника «Восемь мужчин» {Eight теп), в который входит этот рассказ, - издательского дома Thunder's Mouth Press, N.Y. (1987) и Harper Perennial, N.Y. (1989). В ходе исследования привлекаются также переводы повести и рассказа, выполненные В. Голышевым, Ю. Жуковой и А. Мартыновой, отдельные фрагменты которых взяты для цитирования. Роман «Аутсайдер», непереведённый пока на русский, исследуется исключительно на языке оригинала; перевод используемых цитат выполнен автором исследования.

В ходе работы также задействован ряд научных, литературно-критических и фактографических источников о творчестве Райта. В первой главе диссертации приводится обзор трудов российских и зарубежных американистов: Л.П. Башмаковой, A.B. Ващенко, Т.Н. Денисовой, Б.А. Гиленсона, A.M. Зверева, И.В. Обуховой, М.О. Мендельсона, Т.Л. Морозовой, A.C. Мулярчика, А.Н. Николюкина, Э.М. Удлер, С.А. Чаковского, Р. Боуна, М. Грэхем, Э. Марголиса, М. Фабра. Сделана также подборка литературно-критических отзывов современников Райта: Л. Триллинга, С. Льюиса, С. Маркуса, М. Истмана, И. Хоуи. Особую важность представляет использование таких фактографических источников, как интервью самого писателя, представленные в сборнике «Беседы с Ричардом Райтом» (Conversations with Richard and Wright, 1993).

Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые в российской американистике проводится исследование проблемы характера в произведениях недостаточно изученного периода творчества Р. Райта.

При изучении конкретного аспекта художественного творчества писателя, вносится вклад в разработку общих вопросов исторической поэтики американской литературы. В результате исследования уточняется

вопрос о художественном новаторстве Р. Райта и его вкладе в историю развития негритянской, а затем и афроамериканской литературы.

В процессе анализа произведений устанавливается связь поэтики характера в произведениях Р. Райта с жанровыми типами афроамерикаского фольклора. В работе приводятся доводы в пользу влияния жанра «невольничьего повествования», музыкальных (блюз) и фольклорных (трикстер) традиций на создание характера в повести «Чёрный». Сравнительно-сопоставительный анализ характеров Райта с героями Ф.М. Достоевского и А. Камю уточняет и дополняет научные представления о связях Райта с русской и европейской литературными школами. Сделанные наблюдения служат ещё одним доказательством того, что творчество писателя вписывается не только в национальный, но и в мировой историко-литературный контекст. На материале романа «Аутсайдер» ставится актуальная теоретическая проблема соотношения творческого метода Р. Райта и поэтики характера. Её решение позволяет установить, в какой мере изображённый в романе экзистенциалистский герой может служить основанием для причисления художника к реалистическому направлению в литературе второй половины XX в.

Положения, выносимые на защиту:

1. Повесть «Чёрный», рассказ «Человек, который жил под землёй» и роман «Аутсайдер» представляют собой художественное единство, объединенное категорией характера.

2. В художественном мире писателя характер занимает ведущую позицию, подчиняя логике своего развития структуру текста. В образах протагонистов реализована авторская концепция личности, предполагающая реалистическое воспроизведение внутреннего мира чернокожего.

3. В повести «Чёрный» Р. Райт художественно переосмыслил традиционный для афроамериканской литературы жанр «невольничьего повествования», выбрав элементы, способствующие раскрытию характера главного героя (экспозиция, мотив самоопределения, «неудачный» и

«успешный» побег», обращение к негритянским музыкально-поэтическим жанрам, архетип трикстера).

4. В рассказе «Человек, который жил под землей», используя элементы притчи, Райт оказывается в русле идейно-художественных концепций литературы США 1940-х-начала 1950-х гг.

5. Несмотря на близость проблематики «Аутсайдера» экзистенциалистской прозе, при создании образа Кросса Деймона автор предлагает иную трактовку ситуации отчуждения, сохраняя верность реалистическому методу.

6. Благодаря связям с художественными традициями Ф.М. Достоевского («Записки из подполья»), А. Камю («Посторонний»), а также с библейскими текстами («Книга Иова») творчество Райта вписывается не только в национальный, но и в мировой историко-литературный контекст.

Практическая значимость исследования заключается в возможности включения итогов работы в программы учебных курсов по истории литературы США XX века. Многие положения диссертации и конкретный анализ произведений Р. Райта могут быть использованы в спецкурсах по афроамериканской литературе.

Апробация основных положений работы. Результаты исследования обсуждались на теоретическом семинаре Отделения «История культуры (Россия, Сев. Америка)» филологического факультета ФГОУ ВПО «КубГУ» и докладывались на международных конференциях в Российском обществе по изучению культуры США при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова: «Литература во взаимодействии с другими видами искусств» (Москва, 2003), «Проблема свободы выбора в американской цивилизации» (Москва, 2004), «Слово и/как власть: автор и авторитет в американской культурной традиции» (Москва, 2006); на межвузовской конференции «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (Краснодар, 2004).

Структура и объём работы.

Диссертационное исследование выстроено с учетом нескольких принципов. Ведущим из них является хронологический, исходя из которого анализ повести «Черный» (опубликованной в 1945 г., но работу над которой Райт начал в 1937 г.) предваряет анализ рассказа «Человек, который жил под землёй» (написанный в 1942 г.); завершается исследование анализом романа «Аутсайдер» (вышедшего в свет в 1953 г.). Отвечает этой хронологической схеме проблемный принцип: характер в каждом из произведений отражает эволюцию в трактовке Райтом проблемы личности.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографического списка. Изложение содержания исследования включает 140 страниц. Общий объём работы с библиографическим списком составляет 157 страниц. Библиографический список состоит из 173 наименований, из них на английском языке - 42.

ГЛАВА 1. К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Р. РАЙТА 1940-Х - 1950-Х ГОДОВ

1.1. Произведения Райта 1940-х - 1950-х годов в оценках исследователей

Прежде чем приступить к непосредственному анализу критических и литературоведческих оценок произведений Райта 1940-х - 1950-х годов, дадим краткий историографический очерк о степени изученности этой фигуры на родине писателя, а также в отечественной американистике.

Интенсивное освоение творческого наследия Ричарда Райта началось во второй половине 1960-х годов, на волне «чёрного бума», порождённого «негритянской революцией». На фоне возросшего интереса к культуре и литературе чернокожих происходит «второе рождение» Райта для американской и мировой общественности. Основательно подзабытый и читателями, и критиками (после отъезда во Францию писатель подвергся серьёзным нападкам со стороны маккартистов, и его поздние произведения были почти незамечены на родине), Райт вновь оказывается в центре внимания. Переиздаются произведения писателя, публикуются книги о его творчестве. В 1968 году К. Уэбб, знавшая Райта при жизни, выпускает в свет объёмистую биографию писателя, положив тем самым начало фундаментальному исследованию его фигуры6. Появляются несколько монографий о творчестве писателя, среди которых наибольший интерес представляет работа Э. Марголиса «Искусство Ричарда Райта» .

В 1970-х и 1980-х годах внимание к творческому наследию писателя не ослабевает. В 1977 году выходит роман «Американский голод» {American Hanger), посвящённый жизни писателя в Чикаго. Найденное в архиве Райта произведение становится продолжением опубликованной при жизни автора

6 Webb С. Richard Wright: A Biography. - New York: Putnam, 1968.

7 Margolies E. The Art of Richard Wright. - N.Y., 1969.

повести «Чёрный». В указанный период появляются как работы посвященные непосредственно Райту, так и исследования, в которых определяется место писателя в плеяде афро-американских авторов. В 1972 году К. Киннамон создаёт монографию «Становление Ричарда Райта», в которой находит освещение раннее творчество писателя (произведения 1930-х годов)8. В 1980-х годах знаковой оказывается работа М. Уокер «Ричард Райт - демонический гений: портрет писателя», где творчество Райта напрямую соотносится с фактами его биографии9. Особую роль в истории негритянской литературы отводит Райту Т. Моррисон в работе «Присутствие афро-американцев в американской литературе»10. Высокую оценку значения творчества Райта даёт Р. Фелгар. В монографии «Ричард Райт» он характеризует художника как одного из самых значительных прозаиков XX столетия в США11.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чащина, Елена Александровна, 2013 год

Библиографический список

Первоисточники и переводы

1. Бичер-Стоу, Г. Хижина дяди Тома [Текст] / Г.Бичер-Стоу; пер. с англ. А. Е. Полозовой. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 543 с.

2. Достоевский, Ф.М. Записки из подполья [Текст] / Ф.М.Достоевский. Собрание сочинений. В 10 т. Т.4. - М.: Художественная литература, 1956. -С. 133-244.

3. Камю, А. Бунтующий человек: философия, политика, искусство [Текст] / А.Камю; пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

4. Камю, А. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде; Бунтарь: Человек бунтующий [Текст] / А.Камю; пер. с фр. О.И. Скуратович. - Минск: Попурри, 2000. - 543 с.

5. Камю, А. Посторонний. Чума [Текст] / А.Камю; пер. с фр. - Харьков: Фолио, 1999.-335 с.

6. Камю, А. Творчество и свобода: ст., эссе, записные книжки [Текст] / А.Камю; пер. с фр. - М.: Радуга, 1990. - 602 с.

7. Кафка, Ф. Замок [Текст] / Ф.Кафка; пер. с нем. - М. Рудницкого. - СПб.: Азбука, 2011.-477 с.

8. Книга Иова [Текст] // Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические: в рус. пер. с параллельными местами и словарем. - М.: Российское библейское общество, 2002. - С. 538-568.

9. Кьеркегор, С. Страх и трепет [Текст] / С.Кьеркегор; пер. с дат. - М.: Республика, 1993. - 383 с.

10. Ницше, Ф. Антихрист [Текст] / Ф.Ницше; пер. с нем. Сочинения. В 2 т. Т. 2.-М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. - С. 635-696.

П.Райт, Р. Дети дяди Тома [Текст]: отрывки из книги "Uncle Tom's Children" / Р.Райт // Интернациональная литература. - 1938. - № 7. - С. 3-85.

12.Райт, Р. Программа негритянской литературы [Текст] / Р.Райт // Писатели США о литературе. В 2 т. Т.2. - М.: Прогресс, 1982. - С. 128-139.

13. Райт, Р. Человек, который жил под землей [Текст] / Р.Райт; пер. с англ. Сын Америки. Повести и рассказы. - М.: Прогресс, 1981а. - С. 64 -699.

14. Райт, Р. Черный [Текст] / Р.Райт; пер. с англ. Избранное. -М.: Прогресс, 1979. - С.18-137.

15. Райт, Р. Черный [Текст] / Р.Райт; пер. с англ. Сын Америки. Повести и рассказы. -М.: Прогресс, 19816.-С. 417-647.

16. Сартр, Жан Поль. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии [Текст] / Жан Поль Сартр; пер. с фр., предисл. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

17. Сартр, Жан Поль. Что такое литература? [Текст] / Жан Поль Сартр; пер. с фр., Н.И. Полторацкой. - СПб.: Алетейя, 2000. - 466 с.

18. Сумерки богов: [сборник] / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - 397 с. - (Библиотека атеистической литературы). -Содерж.: Антихристианин / Ф. Ницше; Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд; Психоанализ и религия / Э. Фромм; Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю; Экзистенциализм - это гуманизм / Ж. П. Сартр.

19. Твен, М. Приключения Гекльберри Финна [Текст] / М.Твен; пер. с англ. Н. Дарузес. - М.: Глобулус: [НЦ ЭНАС], 2002. - 335 с.

20. Фолкнер, У. Шум и ярость. Осквернитель праха [Текст] / У.Фолкнер; пер. с англ. О. Сороки, М. Богословской-Бобровой. - Краснодар: Соло: Лесинвест ЛТД, 1990.-463 с.

21. Douglass, F. Narrative of the Life of Frederick Douglass, an American Slave, Written by Himself. With Related Documents. [Text] / F. Douglass. - Boston, New York: Bedford/St. Martin's, 2003. - 188 p.

22. Wright, R. Black Boy (American Hunger) [Text] / R.Wright. Later Works. -N.Y.: Literary Classics of the United States, Inc., 1991. - Pp. 1-365.

23. Wright, R. Native Son and How "Bigger" Was Born [Text] / R. Wright. -N.Y.: Harper Perennial, 1993. - 594 p.

24. Wright, R. The Man Who Lived Underground [Text] / R.Wright. Eight Men. -N.Y.: Thunder's Mouth Press, 1987. - Pp. 27-92.

25. Wright, R. The Man Who Lived Underground [Text] / R.Wright. Eight Men. -N.Y.: Harper Perennial, 1989.-Pp 19-84.

26. Wright, R. The Outsider [Text] / R.Wright. Later Works. - N.Y.: Literary Classics of the United States, Inc., 1991. - Pp. 367-841.

Работы по теории и истории литературы

27. Аристотель. Риторика. Поэтика [Текст] / Аристотель. - М.: Лабиринт,

2000. - 224 с.

28. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов [Текст] / Р.Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе / Составление, общая ред. Т.К. Косикова. - М.: Изд-во МГУ, 1987.-С. 387-422.

29. Барт, Р. Нулевая степень письма [Текст] / Р.Барт // Семиотика. Антология / Составление, вступ. ст. и общая ред. Ю.С. Степанова. - М.: Деловая книга,

2001.-С. 327-370.

30. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М.Бахтин. -М.: Сов. Россия, 1979. - 320 с.

31. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М.Бахтин. -М.: Искусство, 1979.-423 с.

32. Большакова, А.Ю. Современные теории жанра в англо-американском литературоведении [Текст] / А.Ю.Большакова // Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 99-130.

33. Борев, Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю.Б. Борев. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 575 с.

34. Бочаров, С.Г. Характеры и обстоятельства [Текст] / С.Г.Бочаров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. -М.: Наука, 1962. - С. 312-451.

35. Бройтман, С.Н. Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум [Текст] / С.Н.Бройтман -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.

36. Великовский, С.И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю [Текст] / С.И.Великовский. - М.: Искусство, 1973. - 240 с.

37. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н.Веселовский. -М.: Высш. шк., 1989. - 404 с.

38. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [Текст] / В.В.Виноградов. - М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1959.-656 с.

39. Власенко, T.JI. Литература как форма авторского сознания [Текст] / Т.Л.Власенко. - М.: Логос, 1995. - 200 с.

40. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое [Текст] / Л.Я.Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1979. - 222 с.

41. Горбунова, Е. Идеи, конфликты, характеры [Текст] / Е. Горбунова. - М.: Сов. Писатель, 1960. - 419 с.

42. Дьяконов, И. Древнееврейская литература [Текст] / И.Дьяконов // Поэзия и проза Древнего Востока. - М.: Художественная литература, 1973. - С. 537550.

43. Евнина, Е.М. Современный французский роман [Текст] / Е.М.Евнина. -М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. - 520 с.

44. Есин, А.Б. Художественный психологизм как свойство литературного стиля [Текст]: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.08 / А.Б.Есин. - М., 1980.-22 с.

45. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. [Текст] / В.М.Жирмунский. - Л.: Наука, 1977. - 408 с.

46. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения [Текст]: сб. науч. тр./ Институт мировой литературы им. А.М.Горького. - М.: Наука, 1986. -336 с.

47. История зарубежной литературы XX века [Текст] / Под ред. Л.Г.Михайловой и Я.Н.Засурского. - М.: ТК Велби, 2003. - 544 с.

48. Категория характера в эстетике и художественном творчестве [Текст]: сб. науч. тр./ Отв. ред. Н.П.Михальская. - М., МГПИ им. В.И.Ленина, 1980. -150 с.

49. Книга Иова [Текст] // Библейская энциклопедия. - [Репр. изд.] - М.: ТЕРРА, 1990.-С. 349-350.

50. Кожинов, В.В. К проблеме литературных родов и жанров [Текст] / В.В.Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. - М.: Наука, 1964. - С. 39-49.

51. Коржов A.C. Русский офицер в прозе первой трети XX века: типология и поэтика характера [Текст]: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / А.С.Коржов. -Тамбов., 2005.- 152 с.

52. Коссак, Ежи. Экзистенциализм в философии и литературе [Текст] / Ежи Коссак; пер. с пол. Э.Я. Гессен. - М.: Политиздат, 1980. - 360 с.

53. Кузнецов, В.Н. Жан-Прль Сартр и экзистенциализм [Текст] / В.Н. Кузнецов. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1969. - 286 с.

54. Кэмпбелл, Дж. Свобода и общество [Текст] / Дж. Кэмпбелл // Вопросы философии. -1992. - № 19. - С. 112-126.

55. Левидов, A.M. Автор - образ - читатель [Текст] / А.М.Левидов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-350 с.

56. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. -М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

57. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / Под ред. А.Н. Николюкина. -М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.

58. Мартьянова, С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности [Текст] / С.А.Мартьянова. - Владимир: Изд-во ВГПУ, 1997.- 121 с.

59. Медриш, Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. [Текст] / Д.Н.Медриш. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980. -296 с.

60. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах. [Текст] / Е.Н.Мелетинский. - М., 1994.- 133 с.

61. Мусхелишвили, Н.Л., Шрейдер, Ю.А. Иов - ситуация Иозефа К. [Текст] / Н.Л.Мусхелишвили, Ю.А.Шрейдер // Вопросы философии. - 1993. - № 7. -С. 172-176.

62. Наумович, Л.С. Принципы создания характера в новеллах Стефана Цвейга [Текст] / Л.С.Наумович // Категория характера в эстетике и художественном творчестве: сб. науч. тр. - М., МШИ им. В.И.Ленина, 1980. - С.93-109.

63. Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы [Текст] / Г.Н.Поспелов. -М.: Просвещение, 1971.-271 с.

64. Потебня, A.A. Эстетика и поэтика [Текст] / А.А.Потебня. - М.: Искусство, 1976. - 614 с.

65. Пропп, В.Я. Поэтика фольклора [Текст] / В.Я.Пропп. Собрание трудов В.Я.Проппа. - М.: Лабиринт, 1998. - 352 с.

66. Силантьев, И.В. Поэтика мотива [Текст] / И.В.Силантьев. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 296 с.

67. Смирнова, H.H. Теория автора как проблема [Текст] / Н.Н.Смирнова // Литературоведение как проблема. - М.: Наследие, 2001. - С.376-392.

68. Стеценко, Е.А. Концепция традиции в литературе XX века [Текст] / Е.А.Стеценко // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - С.47-82.

69. Стрельцов, Г.Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. Анализ философских взглядов Ж.-П. Сартра [Текст] / Г.Я. Стрельцова. - М.: Высш. школа., 1974. - 127 с.

70. Строев, А.Ф. Герой - персонаж - система действующих лиц [Текст] / А.Ф.Строев // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - С.523-555.

71. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум [Текст] / Н.Д.Тамарченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.

72. Теория литературы [Текст]. Т.1. Литература. - М.: ИМЛИ им. A.M. Горького РАН, 2005. - 336 с.

73. Теория литературы [Текст]: в 4 т. / Под ред. Ю.Б.Борева и др. - Т.З: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2003.-592 с.

74. Теория литературы [Текст]: в 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004а. - 514 с.

75. Теория литературы [Текст]: в 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 20046.-368 с.

76. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика [Текст] / Б.В.Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 334 с.

77. Уэллек, Р., Уоррен, О. Теория литературы [Текст] / Р.Уэллек, О.Уоррен; пер. с англ. А. Зверева, В. Харитонова, И. Ильина. - М.: Прогресс, 1978. -326 с.

78. Фёдоров, В.В. Поэтический мир [Текст] / В.В.Фёдоров // Теория литературы. Т.1. Литература. - М., ИМЛИ им. A.M. Горького РАН, 2005. - С. 28-95.

79. Фокин, С. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь [Текст] / С. Фокин. -СПб.: Алетейя , 1999. - 378 с.

80. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра [Текст] / О.М. Фрейденберг.

- Л.: Лабиринт, 1997. - 448 с.

81. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е.Хализев. - М.: Высш. шк., 2000.-398 с.

82. Чернец, Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) [Текст] / Л.В .Чернец. - |М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 192 с.

83. Чудаков, А.П. Предметный мир литературы (К проблеме категорий исторической поэтики) [Текст] / А.П.Чудаков // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. -М.: Наука, 1986. - С. 251-291.

Работы по истории литературы США

84. Башмакова, Л.П. Бенджамин Франклин и проблема «американизма» [Текст] / Л.П.Башмакова // Американский характер. Очерки культуры США.

- М.: Наука, 1991. - С. 84-108.

85. Башмакова, Л.П. Писатели Старого Юга: Джон Пендлтон Кеннеди. Уильям Гилмор Симмс [Текст] / Л.П.Башмакова. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 1997. - 139 с.

86. Ващенко, A.B. Америка в споре с Америкой: (Этнич. лит. США) [Текст] / А.В.Ващенко. -М.: Знание, 1988.-63 с.

87. Ващенко, A.B. Жанр негритянской автобиографии. Возникновение романа [Текст] / А.В.Ващенко // История литературы США. Т. 3. Литература середины XIX в. (поздний романтизм). - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. -С. 493-512.

88. Ващенко, A.B. Литература афро-американцев в послевоенный период [Текст] / А.В.Ващенко // История литературы США. Т. 4. Литература последней трети XIX в. 1865-1900 (становление реализма). - М.: ИМЛИ РАН, 2003.-С. 933-938.

89. Высоцкая, H.A. Концепция личностной сущности афро-американца 1960 - 1980-х годов [Текст] / Н.А.Высоцкая // Американский характер: Очерки культуры США. -М.: Наука, 1991. - С. 292-305.

90. Гиленсон, Б.А. В поисках «другой Америки»: Из истории прогрессивной литературы США [Текст] / Б.А.Гиленсон. -М.: Худож. лит., 1987. - 318 с.

91. Гиленсон, Б.А. История литературы США [Текст] / Б.А.Гиленсон. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 704 с.

92. Гиленсон, Б.А. Современные негритянские писатели США [Текст] / Б.А.Гиленсон. -М.: Знание, 1981. - 64 с.

93. Гиленсон, Б., Юркенене, И. К проблеме воплощения этнического характера в негритянской литературе [Текст] / Б.А.Гиленсон, И.Юркенене // Американский характер: Очерки культуры США. -М.: Наука, 1991. - С. 270291.

94. Гусарова, И.В. Литературная традиция в творчестве афроамериканских писателей в последней четверти XX века: Тони Моррисон, Глория Нейлор, Эллис Уокер [Текст]: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / И.В.Гусарова. -М., 2003.-203 с.

95. Денисова, Т.Н. Индивидуум и человеческая общность в современном американском романе [Текст] / Т.Н.Денисова // Американский характер: Очерки культуры США. - М.: Наука, 1991. - С. 240-256.

96. Денисова, Т.Н. Современный американский роман. Социально-критические традиции [Текст] / Т.Н.Денисова. - Киев: Наукова Думка, 1976. -307 с.

97. Денисова, Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман [Текст] / Т.Н.Денисова. - Киев: Наукова Думка, 1985. - 248 с.

98. Долинин, А. А. У истоков американской культуры: «картина мира» в литературе колоний Новой Англии XVII века [Текст] / А.А.Долинин // Истоки и формирование американской национальной литературы. XVII-XVIII вв. / Под ред. Я. Засурского. - М.: Наука, 1985. - С. 45-86.

99. Зверев, A.M. Модернизм в литературе США. Формирование. Эволюция. Кризис [Текст] / А.М.Зверев. - М.: Наука, 1979. - 320с.

100. История литературы США [Текст]: в 5 т. - Т. 1: Литература колониального периода и эпохи Войны за независимость. XVII-XVIII вв. / Отв. ред. М.М. Коренева. - М.: Наследие, 1997. - 831 с.

101. История литературы США [Текст]: в 5 т. - Т. 2: Литература эпохи романтизма / Отв. ред. A.M. Зверев. - М.: Наследие, 1999. - 463 с.

102. История литературы США [Текст]: в 5 т. - Т. 3: Литература середины XIX в. (поздний романтизм) / Отв. ред. Е.А. Стеценко. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. - 614 с.

103. История литературы США [Текст]: в 5 т. - Т. 4: Литература последней трети XIX в. 1865-1900 (становление реализма) / Отв. ред. П.В. Балдицын. -М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 991 с.

104. История литературы США [Текст]: в 5 т. - Т. 5: Литература начала XX в. / Отв. ред. Е. А. Стеценко. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 991 с.

105. Конен, В. Пути американской музыки. Очерки по истории американской культуры США [Текст] / В.Конен. - М.: Советский композитор, 1977. - 446 с.

106. Конен, В. Рождение джаза [Текст] / В.Конен. - М.: Советский композитор, 1990.-319 с.

107. Лаврухин, A.B. Проблемы жанрово-стилевого своеобразия «Нарратива» Фредерика Дугласа, 1854 г.: (К вопросу о становлении литературы «Черной Америки») [Текст]: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / A.B.Лаврухин. - Орехово-Зуево, 1998. - 297 с.

108. Литературная история Соединенных Штатов Америки [Текст]: в 3 т. / Под ред. Р. Спиллера, У. Торпа, Т.Н. Джонсона, Г.С. Кэнби. - Т. 3 - М.: Прогресс, 1979.-645с.

109. Максимчук, С.С. Негритянский роман в литературе США послевоенного периода [Текст]: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.644 / С.С.Максимчук. - Киев, 1970. - 25 с.

110. Мендельсон, М. Роман США сегодня - на заре 80-х годов [Текст] / М.Мендельсон. -М.: Советский писатель, 1983. -415 с.

111. Мишина, JI.A. Жанр автобиографии в американской литературе 50-70-х годов XX века и социалистическая традиция [Текст]: дисс. ... канд. филол. наук / Л.А.Мишина. - М., 1984. - 169 с.

112. Морозова, Т. Л. Пасынки «великого общества» [Текст] / Т.Л.Морозова // Литература США 20 века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой). -М., 1978 - С. 465-505.

113. Мулярчик, A.C. Пути развития послевоенного американского романа в освещении критики США [Текст] / А.С.Мулярчик // Современное литературоведение США. Споры об американской литературе. - М.: Наука, 1969. - С.274-305.

114. Мулярчик, A.C. Спор идет о человеке. О литературе США второй половины XX века: монография [Текст] / А.С.Мулярчик. - М.: Сов. писатель, 1985.-360 с.

115. Николюкин, А.Н. Тема негритянского протеста [Текст] / А.Н.Николюкин // Основные тенденции развития современной литературы США. -М.: Наука, 1973. - С.217-247.

116. Писатели США. Краткие творческие биографии [Текст] / Сост. и общ. редакция Я.Засурского, Г.Злобина, Ю.Ковалева. - М.: Радуга, 1990. - 624 с.

117. Проблемы становления американской литературы [Текст] / Под ред. Я.Н.Засурского. - М.: Наука, 1981. - 383 с.

118. Рурк, К. Американский юмор. Исследование национального характера: пер. с англ. Л.П. Башмаковой [Текст] / К.Рурк. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1994.-271 с.

119. Сахарова, Н.Г. Поэтический язык блюза США: (Лексико-стилистический анализ) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Н.Г.Сахарова. - М., 1999. - 209 с.

120. Сенкевич, Т.К. Некоторые проблемы современного негритянского романа в США (1940-1952 гг.) и «Невидимый человек» Ральфа Эллисона

[Текст]: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.644 / Т.К.Сенкевич. -Тбилиси, 1971.-37 с.

121. Старцев, А. Марк Твен и Америка [Текст] / А.Старцев. - М.: Советский писатель, 1985.-303 с.

122. Стеценко, Е.А. Судьбы Америки в современном романе США [Текст] / Е.А.Стеценко. -М.: Наследие, 1994. - 240 с.

123. Сурова, О.Ю. «Черный экзистенциализм» и его место в негритянской литературе США XX [Текст] / О.Ю.Сурова // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. 1990. - № 4. - с. 19-27.

124. Тлостанова, М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века [Текст] / М.В.Тлостанова. - М., ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000.-400 с.

125. Туганова, О.Э. Современная культура США [Текст] / О.Э.Туганова. -М.: Наука, 1989.-272 с.

126. Удлер, И.М. В рабстве и на свободе: становление и эволюция документально-публицистического жанра «невольничьего повествования» в XVIII-XIX веках [Текст] / И.М.Удлер. - Челябинск: Энциклопедия, 2009. -239 с.

127. Чаковский, С.А. Афро-американцы и литература США [Текст] / С.А.Чаковский // Проблемы становления американской литературы. - М.: Наука, 1981.-С. 274-295.

128. Чаковский, С.А. Возникновение негритянской литературы [Текст] / С.А.Чаковский // Истоки формирования американской национальной литературы XVII - XVIII вв. - М.: Наука, 1985. - С. 362-383.

129. Чаковский, С.А. Расовый конфликт и литература США XX века (Негритянская литература в 20-30-60-е годы) [Текст] / С.А.Чаковский // Литература США 20 века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой). — М., 1978 - С. 285-312.

130. Чугунова, С.И. Фольклорные мотивы в художественной прозе Тони Моррисон [Текст]: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / С.И.Чугунова. -Чита, 2008.- 152 с.

131. Шустрова, Е.В. Когнитивно-дискурсивное исследование концептуальной метафоры в афроамериканской художественной картине мира [Текст]: дисс. ... доктора филол. наук: 10.02.04 / Е.В.Шустрова. -Екатеринбург, 2008. - 530 с.

132. Baker, Н. A. Blues, Ideology, and Afro-American Literature: A Vernacular Theory [Text] / H. A. Baker. - Chicago: The University of Chicago Press, 1984. -227 p.

133. Baldwin, J. Everybody's Protest Novel [Text] / J. Baldwin // American Literature, American Culture. / Ed. by G.Hunter. - N.Y.: Oxford University Press, 1999. -P.335-339.

134. Bell, Bernard W. The Afro-American Novel and Its Tradition [Text] / Bernard W. Bell. - Amherst: University of Massachusetts Press, 1987.-421 p.

135. Black fiction: New studies in Afro-American novel since 1945 [Text] / Ed. by A. Robert Lee. - London, 1980. - 254 p.

136. Locke, A. The New Negro [Text] / A. Locke // American Literature, American Culture. / Ed. by G.Hunter. - N.Y.: Oxford University Press, 1999. -P.232-239.

137. Morrison T. Unspeakable Things Unspoken: The Afro-American Presence in American Literature [Text] / T. Morrison // American Literature, American Culture. / Ed. by G.Hunter. -N.Y.: Oxford University Press, 1999. - P.538-558.

138. Peary, Charles D. Afro-American literature and culture since World War II: A guide to inform. Sources [Text] / Charles D. Peary. - Detroit, 1979. - 302 p.

139. Roberts, J.W. The African American Trickster as Hero [Text] / J.W. Roberts // Redefining American Literary History. / Ed. by A.LaVonne, Brown Ruoff, Jerry W.Ward, Jr. -N.Y.: The Modern Language Association of America, 1990. - P.97-114.

140. Russian-American Links: African-Americans and Russia = Российско-американские связи: Афроамериканцы и Россия [Текст]: сб. ст. / Кафедра иностранных языков Санкт-Петербургского академ. ун-та РАН / Отв. Ред. Ю.П.Третьяков. - СПб.: Наука, 2009. - 431 с.

141. Washington, William D., Beckoff, S. An Anthology of Outstanding Black Writers. [Text] / William D. Washington, S. Beckoff. - New York: Simon and Schuster, 1972.-316 p.

142. Wintz, Cary D. Black culture and the Harlem Ranaissance [Text] / Cary D.Winz. - Houston: Rice Univ. Press, 1988. - 277 p.

Работы о P. Райте и его творчестве

143. Башмакова, Л.П. Проблемы развития современного американского романа (Р.Райт, Р. Эллисон, Дж. Болдуин) [Текст] / Л.П.Башмакова. -Краснодар, 1979. - 75 с.

144. Башмакова, Л.П. Роман Р.Райта «Сын Америки» в американской критике [Текст] / Л.П.Башмакова // Сборник работ аспирантов. - Краснодар, 1970. - Вып.5. - С.126-137.

145. Башмакова, Л.П. Роман Ричарда Райта «Сын Америки» (К проблеме героя в «негритянском романе» США) [Текст] / Л.П.Башмакова // Американская литература. Проблемы романтизма и реализма. - Краснодар, 1972.-Вып. 1.-С.110-132.

146. Башмакова, Л.П. Творчество Ричарда Райта и прогрессивная литература США 30-х годов [Текст]: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.05/Л.П.Башмакова.-М., 1973.-24 с.

147. Обухова, И.В. Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50-е гг. XX

века [Текст]: автореф. дисс.....канд. филол. наук: 10.01.05 / И.В.Обухова. -

М., 1994а.-20 с.

148. Обухова, И.В. Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50-е гг. XX

века [Текст]: дисс.....канд. филол. наук: 10.01.05 / И.В.Обухова. -М., 19946.

- 143 с.

149. Adams, Т. Richard Wright "Wearing the Mask" [Text] / T. Adams // Richard Wright's Black Boy (American Hunger). A Casebook. / Ed. By W.L. Andrews, D. Taylor. - Oxford: University Press, 2003. - Pp. 171-190.

150. Bakish, D. Richard Wright [Text] / D. Bakish. - N.Y.: Ungar, 1974. - 114 p.

151. Bashmakova, L.P. Richard Wright's Legasy From and For Russia: Gorky or Dostoevsky? [Text] / L.P. Bashmakova // Российско-американские связи: Афроамериканцы в России / Под ред. Ю.П.Третьякова, Е.М.Апенко. - СПб.: Наука, 2009. - С.183-199.

152. Bone R. Richard Wright. - Minneapolis: University of Minnesota Press,

1969.

153. Conversations with Richard Wright [Text] / Ed. by K. Kinnamon and M. Fabre. - Jackson: University Press of Mississippi, 1993. - 253 p.

154. Denissova, T. Richard Wright: The Problem of Self-Identification [Text] / T.Denissova // The Mississippi Quarterly. Spring. - 1997. - Number 2. - Pp. 239253.

155. Ellison, R. Richard Wright's Blues [Text] / R. Ellison // American Literature, American Culture / Ed. by G.Hunter. - N.Y.: Oxford University Press, 1999.-Pp. 326-335.

156. Fabre, M. The world of Richard Wright [Text] / M. Fabre. - Jackson: University press of Mississippi. - 1985. - 268 p.

157. Felgar, R. Richard Wright [Text] / R. Felgar. - Boston: Twayn, 1984. - 189 P-

158. Five black writers. Essays on Wright, Ellison, Baldwin, Hughes, and Le Roi Jones [Text] / Ed. with an introd. By Donald B.Gibson. - New York, London,

1970.-310 p.

159. Hakutani, Y. Creation of the Self in Richard Wright's Black Boy [Text] / Y. Hakutani // Richard Wright's Black Boy (American Hunger). A Casebook / Ed. By W.L. Andrews, D. Taylor. - Oxford: University Press, 2003. - Pp. 131-147.

160. Henderson, M. Drama and Denial in The Outsider [Text] / M. Henderson // Richard Wright. Critical Perspectives. Past and Present / Ed. by H.L. Gates, Jr., K.A. Appiah. - New York: Amistad, 1993. - Pp. 388^07.

161. Kinnamon, K. The Emergence of Richard Wright: A Study in Literature and Society [Text] / K. Kinnamon. - Urbana: University of Illinois Press, 1972. - 200 P-

162. Leibowitz, H. "Arise, Ye Prisners of Starvation": Richard Wright's Black Boy and American Hunger [Text] / H. Leibowitz // Richard Wright. Critical Perspectives. Past and Present / Ed. by H.L. Gates, Jr., K.A. Appiah. - New York: Amistad, 1993. - Pp. 328-358.

163. Marcus, S. The Outsider (1953) [Text] / S. Marcus // Richard Wright. Critical Perspectives. Past and Present. / Ed. by H.L. Gates, Jr., K.A. Appiah. -New York: Amistad, 1993. - Pp. 35-45.

164. Mccarthy, M. Portrait of a Typical Negro? [Text] / M. Mccarthy // Richard Wright's Black Boy (American Hunger). A Casebook / Ed. by W.L. Andrews, D. Taylor. - Oxford: University Press, 2003. - Pp. 41^44.

165. Margolies E. The Art of Richard Wright. N.Y., 1969.

166. Margolies, E. Wright's Craft: The Short Stories [Text] / E. Margolies // Richard Wright. Critical Perspectives. Past and Present / Ed. by H.L. Gates, Jr., K.A. Appiah. - New York: Amistad, 1993. - Pp. 75-97.

167. McCall, D. The Example of Richard Wright [Text] / D. McCall. - N.Y.: Oxford Univ. Press, 1969.-202 p.

168. Miller, E. Voice of a Native Son: the Poetics of Richard Wright [Text] / E. Miller. - Jackson: University Press of Mississippi, 1990. - 120 p.

169. Stepto, R. Literacy and Ascent: Black Boy [Text] / R. Stepto // Richard Wright. Critical Perspectives. Past and Present. / Ed. by H.L. Gates, Jr., K.A. Appiah. - New York: Amistad, 1993. - Pp. 226-254.

170. Tate, Claudia C. Christian Existentialism in The Outsider [Text] / Claudia C. Tate // Richard Wright. Critical Perspectives. Past and Present. / Ed. by H.L. Gates, Jr., K.A. Appiah. - New York: Amistad, 1993. - Pp. 369-387.

171. Thaddeus, J. The metamorphosis of Black Boy [Text] / J. Thaddeus // Richard Wright. Critical Perspectives. Past and Present. / Ed. by H.L. Gates, Jr., K.A. Appiah. -New York: Amistad, 1993. - Pp. 272-284.

172. Webb, C. Richard Wright: A Biography [Text] / C. Webb. - New York: Putnam, 1968.-443 p.

173. Walker, M. Richard Wright, daemonic genius [Text] / M. Walker. - New York: Warner Books, 1988. - 428 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.