Специфика ингушской культуры: Эстетический и духовно-нравственный аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Харсиева, Лилия Магомет-Тагировна

  • Харсиева, Лилия Магомет-Тагировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, ст. Орджоникидзевская
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 166
Харсиева, Лилия Магомет-Тагировна. Специфика ингушской культуры: Эстетический и духовно-нравственный аспекты: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ст. Орджоникидзевская. 2003. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Харсиева, Лилия Магомет-Тагировна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ДОМИНАНТНЫЕ УСТАНОВКИ ИНГУШСКОЙ

КУЛЬТУРЫ.

1.1 Эстетизация традиций как основа национальной ингушской культуры.

1.2 Единство человека и природы.

1.3 Культурный герой - «яхь йола к1ант».

Глава II КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1. Любовь («безам») как проявление прекрасного и возвышенного в человеке.

2.2,Осмысление культуры ингушского народа через трагическое и героическое.

2.3. Культурно-национальная специфика комического «беламедар».

2.4. Безобразное «ийрчадар» в мировоззрении ингушского народа.

Глава III. СПЕЦИФИКА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ИНГУШЕЙ.

3.1. Нормы культуры в традициях, обычаях, обрядах ингушского народа.

3.2. Духовные ценности свадебного обряда.

3.3. Священное «дазахьама» - форма гармонизации культуры.

3.4. Базовые ценности ингушской культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика ингушской культуры: Эстетический и духовно-нравственный аспекты»

Актуальность темы исследования. Происходящие сегодня в России кардинальные изменения в социально-экономических, политических и межкультурных сферах жизнедеятельности народов резко обозначили проблему межэтнических отношений, необходимость выявления их этических и эстетических оснований. Северный Кавказ является наиболее сложным и пёстрым в этнокультурном отношении регионом, одним из самых многонациональных в мире. Идеологические изменения в стране, особенно в Северо-Кавказском регионе, привели к росту национального самосознания народов, тяготеющего к историческим истокам: когда, где и откуда произошли их предки, что, конечно, отрадно; но чтобы процесс национального самосознания не оказался трагичным, необходимо разнообразными средствами развивать и совершенствовать национальную духовность, базируясь на эстетических и этических ценностях.

В настоящей работе анализируется специфика ингушской культуры, причем материалом для исследования служат традиции, обычаи, нравы и т.д. ингушей и их художественно-образное осмысление в романе Идриса Базоркина «Из тьмы веков», который заслужил всенародное признание — как энциклопедия жизни ингушского народа второй половины XIX - начала XX века. Диссертант позволит себе заявить, что по своей значимости роман Базоркина «Из тьмы веков», для представителей ингушского народа, где по-философски осмыслено понимание действительности в переломные периоды истории на стыке XIX — XX веков, является тем, что и эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» для русского народа, для всей мировой цивилизации.

Роман «Из тьмы веков» приблизился к эпопее как наиболее высокой форме эпического повествования, и даёт изображение народа в трудные для его существования периоды. «Я ещё не встречал подобной книги на местную тему, - пишет в своём письме к автору романа кавказовед Е.И.Крупнов, - написанную так ярко, интересно, впечатляюще и с таким знанием жизни и быта описываемого народа. Это подлинное эпическое полотно.»1 И. Базоркин изображает частную и народную жизнь, осмысливает судьбы людей русского и ингушского обществ, государства, русской нации, всей России в ответственный момент их исторического бытия. И. Базоркин изобразил национальную историю и культуру народа как единый, органически взаимосвязанный процесс становления общественной и духовной жизни, стараясь «обхватить всё» - свод быта, нравов, духовной культуры, верований и идеалов народа в драматический период его истории. Темы родины и чужбины, добра и зла, честности и подлости, благородства и низости, любви и коварства, мужества и трусости, показанные в романе, отражают культурное содержание жизни ингушского народа, сложный процесс формирования национального самосознания.

Несмотря на то, что описанные события относятся к концу Х1Х-началу XX в., вполне актуальным является обращение к народной мудрости, к непреходящим ценностям ингушского народа. Надо научиться ценить эти духовные ценности, с учётом интернационального и национального исторического прошлого, и установить взаимное мирное сосуществование народов, живших издавна на древней земле Кавказа, для чего необходимо глубокое знание друг друга. В этом заключена актуальность темы, ибо подобные исследования обогащают не только национальную культуру, но и культурологическую науку в целом, и способствуют сближению народов России.

Изучение основ национальной культуры представляется актуальным, поскольку рост национального самосознания народов Северного Кавказа протекает на фоне политической дестабилизации, резкого обострения межэтнических противоречий. Изучение духовного наследия народов, как ингушского, так и других - немаловажная составляющая при проведении политики национальной стабилизации и национального примирения, основывающейся на знании национального склада характера, психологии, обычаев и традиций, религиозных умонастроений народа.

1 Патиев Я. А я иду. Назрань. 2000. С.112.

Этно-фольклорные мотивы и основа романа Идриса Базоркина «Из тьмы веков» дают веский повод для философских размышлений о месте человека на земле, о его назначении, существуя не сами по себе, а в тесном сочетании с социальными, историческими многим философским проблемами.»1.

В культурной картине мира, в этико-эстетических взглядах Идриса Базоркина четко выслеживается цель «открытия своего народа», его духовного потенциала, всему миру, и об этом он писал в своём письме поэту В.Журавлёву: «.раскрыть для нашего читателя почти неизвестный ему народ, его сугубо национальные, а следовательно общечеловеческие проявления характеров, отношения к действительности, эмоций»2.

Степень научной разработанности проблемы. Произведение Идриса Базоркина «Из тьмы веков» оказалось в центре внимания многих исследователей разных профессий: этнографов, литературоведов, лингвистов, историков, социологов. В эстетической науке А. Танкиевым были частично затронуты вопросы фольклорной символики. Однако культурологический анализ романа не был предметом специального исследования.

Работа А.Танкиева «Духовные башни ингушского народа»3, оказала особую помощь в раскрытии данной проблематики. Основное внимание в этом сборнике автор сосредоточил на изучении этических и эстетических ценностей, отражённых в мифологии и фольклоре ингушей, в их обычаях, обрядах и традициях, с учётом народного миропонимания и мироощущения. Наиболее ценным для исследователя является научный анализ религиозных, эстетических, этических представлений ингушей, анализ категорий ингушской эстетики: «хо-задар» (красивое), «беламедар» (комическое), «майрал» (героическое); этическое и эстетическое в идеальной личности (яхь йола к1ант); а так же исследование фольклорной символики по роману И. Базоркина "Из тьмы веков".

1 Мусукаева А. К вопросу этно-фольклорной основы романа И.Базоркина «Из тьмы ве-ков».//Тезисы Всероссийской научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения известного учёного и просветителя Ахриева Чаха Эльмурзиевича. Назрань. С.6.

2 Патиев Я. А я иду. Назрань. 2000. С. 124.

3 Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. Саратов. 1997.

Весьма интересный и содержательный материал, связанный с изучением культурного своеобразия ингушского народа, его традиций изображения и осмысления явлений действительности, дан в сборнике научных трудов ЧИИИСФ «Вопросы эстетики фольклора и литературы чеченцев и ингушей»,1 составителем которого является А.Х.Танкиев. Он, в частности, отмечает, что в фольклоре и литературе действуют общие объективные законы, согласно которым происходит процесс познания мира, но у каждого народа, как известно, формируется своё специфическое отношение к действительности, что должно быть учтено в изучении культуры, национального фольклора и литературы. В статье И. Б.Мунаева «О некоторых морально - эстетических нормах поведения героев Илли вайнахов» показаны на примерах «илли» (песни) возвышенные и героические деяния с точки зрения песенных идеалов. Х.М.Мусаев в статье: «К вопросу о героическом в романе М.Мамакаева «Мюрид революции»» показывает героический характер главного героя - А. Шерипова. Категория комическое представлена в работе М.Х.Шовхаловой, через рассказы А.Х.Хамидова «Абу-бешар», и А.А.Ведзижева «Муте новраш». Комическое осмысляется в духе народного его понимания на определённом этапе исторического развития чеченского и ингушского народов. Авторы поднимают также остросоциальные темы и злободневные проблемы.

Определённый интерес представляют статьи публициста и исследователя, этнографа конца XIX-XX в. Чаха Ахриева; мифолого-легендарный материал устного народного творчества в монографии И.А.Дахкильгова "Мифы и легенды вайнахов"; работа У.Б. Далгат "Героический эпос чеченцев и ингушей", исследования Алироева И. Ю., Кудусовой Ф., Мальсагова А. О. и другие.2

Ряд сведений о культурных ценностях содержится в этнографических исследованиях путешественников и исследователей быта ингушей и других на

1 Вопросы эстетики фольклора и литератур чеченцев и ингушей. Сб. научн. тр. ЧИИИСФ, Грозный, 1985.

2 Ахриев Ч. Ингушские праздники. // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып V, разделШ, - Тифлис,1871.; Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный, Книга, 1991.; Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М. Наука, 1972.; Алироев И. Ю. История и кульродов Кавказа, таких как Грабовский Н.Ф., Крупное Е.И., Семёнов Л.П., Яковлев Н.1, и др.

Большой интерес представляют фундаментальные труды Борева Ю. В своих трудах автор исследует проблемы эстетической культуры, привлекая широкий материал мирового классического, современного зарубежного и советского искусств. В монографии «О трагическом» Ю. Борев поставил своей задачей рассказать о том, как на различных исторических этапах большая литература трагедийного звучания решала вопросы о неповторимости индивидуальности и об ее взаимоотношении с обществом, о радости подвига и об ответственности личности перед историей, об общественном смысле жизни и о бессмертии. С проблемами эстетической культуры, с её законами и категориями знакомят нас так же работы: Бердяева Н.А., Ванслова В.В., Волкова Е., Воронина Л.А., Каган М.С., Кашина Н.В., Крюковского Н.И., Лосева А.Ф., Столовича Л.Н., Шестаковича В.П.2, и т.д.

Важное методологическое значение имеют монографии Астаханова И.Б., Бурова А.И., Воронина Л.А., Говоруна Д.И., Зольгер К.-В.-Ф. Эрвин, Махмудова А.Г., Самохвалова В.И., Эдмунд Бёрк и т.д. . тура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994.; Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. Грозный, 1991.; Мальсагов А.О. Нарт - орстхойский эпос вайнахов. Грозный, 1970.

1 Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского округа. Вып.З. Тифлис.1870.; КрупновЕ.И. Средневековая Ингушетия. М. 1971.; Семёнов Л.П. Фригийские мотивы в древней Ингушской культуре. Известия. История. Т.1. ВыпЛ-й. Грозный. 1959.; Яковлев Н.Ф. Ингуши. М. 1925.

2 См.: Борев Ю. Эстетика. М. Политиздат, 1969.; Его же: О комическом.М.: Искусство, 1957.; Его же: О тргаическом. М. Советский писатель. 1961.; Его же: Эстетика. М.:Политиздат,1988.; Ванслов В.В. Проблема прекрансого. М., 1957.; Волкова Е. Произведение искусства-предмет эстетического анализа. М., 1975.; Воронина JI.A. Основные эстетические категории Аристотеля. М.: Высшая школа, 1975.; Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. № 9.М.1985.; Каган М.С., Холостова Т.В. Культура - философия - искусство. М.: Знание,1988. Кашина Н.В. Жанр как эстетическая категория. М.: Знание, 1984.; Крюковский Н.И. Основные эстетические категории. Минск. Изд-во БГУ, 1974 Лосев А.Ф. Очерки античности символизма и мифологии. М.1930.; Его же: История эстетических ценностей. М.: Искусство, 1965.; Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М. Политиздат, 1972.; Шестакович В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М. Наука, 1973.

3 См.: Астаханов И.Б. Эстетика. М. Московский рабочий, 1971.; Буров А.И. Эстетика, Проблемы и споры. М. Искусство, 1975.; Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. М. Высш.шк., 1975.; Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. К. Выща шк., 1990.; Зольгер К.-В.-Ф. Эрвин. Четыре диалога а прекрасном. И об искусстве, (пер.с нем.) М. Искусство, 1978.; Махмудов А.Г. Торжество прекрасного. Казань, Татарское

Определённый интерес представляют: книга Н.Силаева «Эстетика труда», в которой речь идёт о глубокой внутренней потребности человека изменять природу посредством труда; Д.Д. Среднего «Основные эстетические категории», где даётся тщательный анализ основных эстетических категорий, а так же художественных образов литературных произведений; монография профессора Апресяна Г.З. «Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе», посвященная одному из важнейших аспектов духовного мира личности - эстетическому отношению человека к миру окружающей природы. На основе описания явлений природы, многочисленных отрывков из художественной литературы, примеров из различных жанров искусства, собственных наблюдений автор показывает каким образом происходит формирование и удовлетворение эстетических потребностей человека1.

Значительно активизировалась работа по диссертационным исследованиям, достигнуты значительные успехи в изучении культурологических проблем фольклора и литературы: Акиева X. М. Этическое и эстетическое в культуре вайнахов. М. 1996.; Бадалов В. Героический эпос и проблема прекрасного (на материалах азербайджанских народных героических дастанов). Баку, 1971.; Евменова И.Н. Творческое наследие М.М.Филипова как выражение реального направления в русской культуре. М. 2000г.; Оруджева С.З. Единство серьёзного, трагического, смехового и катарсиса в эстетике М.М.Бахтина. М. 2000г.; Уразаева Т.Т. Фило-софско - эстетические проблемы художественного развития М.Ю. Лермонтова. М. 1996г.; Федотова Л.Г. Концепция свободы в творчестве Н.А. Бердлева. М. 2000г.; Шебзухова Ф.А. Социально-культурные процессы и их отражение в Черкесской художественной литературе. М. 2000г.; Яруллина Н. Идейно-эстетическое своеобразие творчества Галза Исхаки. М. 2000г., и др. кн. изд., 1989.; Самохвалов В.И. Красота против энтропии. М. Наука, 1990.; Эдмунд Бёрк. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М. Искусство, 1979.

1 Силаев Н. Эстетика труда. М. Искусство, 1962. ; Савилова Т.А. Эстетические категории. Киев-Одесса, Вища школа, 1977.; Средний Д. Д. Основные эстетические категории. М. Знание, 1974.;1 Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. М. Знание, 1981.

Однако, как уже было сказано, культурологический анализ романа, его духовных основ, таящихся в традициях, обычаях, культурной картине мира ингушского народа, не был предметом специального исследования. Без такого рода анализа простое знакомство с художественным произведением не даст желаемого результата. Недаром А.С. Пушкин говорил лишь о «пробуждении добрых чувств» искусством, но никак не об их рождении.

Объект исследования — материальная и духовная культура ингушского народа.

Предмет исследования — особенности этико-эстетической культуры ингушей.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в анализе специфики ингушской культуры в ее духовно-нравственном и эстетическом аспектах.

Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:

- осуществить комплексный культурологический и философский анализ романа-эпопеи И.Базоркина «Из тьмы веков» как «зеркала» культуры ингушского народа;

- исследовать особенности духовной культуры, эстетической картины мира ингушей;

- изучить «горскую» специфику единения человека и природы;

- определить особую роль категории «священное» в статуировании ингушской культуры;

- выявить единство морального и эстетического моментов в традициях, обрядах, материальной и духовной деятельности ингушей.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды и теоретические наработки ростовской культурологической школы -Ю.А.Жданова, В.Е.Давидовича, Г.В.Драча, современных этнокультурологов, специалистов по Северному Кавказу.

В качестве методологической основы исследования выступает диалектические принципы историзма (как составляющая современной теории познания), единства исторического и логического в теоретическом мышлении.

Диссертант стремился соединить опыт учёных республики Ингушетии и других народов в исследовании культурологических проблем фольклора и литературы.

Информационную базу исследования составляют: роман Идриса Базоркина «Из тьмы веков»; этнографические данные, мифы и легенды ингушей, связанные с этико-эстетическим и философским содержанием романа; выводы и положения, содержащиеся в фундаментальных трудах представителей отечественной и зарубежной культурологической науки.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- проведен комплексный культурологический и философский анализ романа-эпопеи И.Базоркина «Из тьмы веков», в результате которого выявлены динамика и сравнительные характеристики культурной картины мира ингушей - в художественно-образном воплощении и в реальной системе традиций, обрядов и верований;

- определена специфика «священного» («даза хьяма») в ингушской культуре как формы гармонизации мировосприятия, отношений человека и природы, возникшего в результате синтеза языческих и исламских воззрений;

- показана органическая целостность эстетического и нравственного моментов в доминантных установках культуры ингушского народа — образе культурного героя («яхь йола к1ант»), отношения к Родине («наьна чи»), этикета («эздел»), взаимопомощи («белхи»), любви («безам») и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Роман Идриса Базоркина «Из тьмы веков» есть сосредоточение культурных ценностей ингушского народа. Автор выразил в своём произведении всю народную философию, народное миропонимание и мироощущение; отношение ингушского народа к проблемам добра, чести, прекрасного, возвышенного, трагического, священного и др.

В философии романа затронуты глубокие мировоззренческие проблемы ингушского народа конца XIX-XX вв. В нем отражены идеи гуманизма, дружбы и братства людей. Он глубоко национален, но, тем не менее, пронизан уважением ко всем народам, живущим на земле, ему чужды национальное недоверие и враждебность, и в этом его общечеловеческая ценность.

2. Калой-Кант - идеальный герой ингушского нартского эпоса, наделённый лучшими народными качествами. В диссертации раскрыто философское содержание идеальной личности (яхь йола к1ант). Таковым является человек, отвечающий всем требованиям ингушского этикета — эздел. Калой (яхь йола к1ант) венчает всю систему культурной картины мира и пронизывает собой содержание всех эстетических и этических категорий. Характер главного героя формируется исключительно в трагических обстоятельствах, но трагическое в Калое осмысляется как основа становления и утверждения личности.

Идеальная личность постоянно стремится к совершенствованию, для культурного героя общественное стоит выше личного и стимулом этой борьбы, этого совершенства является понятие «яхь». Постоянное следование «яхь» открывает для личности возможности для совершенствования, ибо является этическим народным кодексом соревнования в благородстве, чести, стыде и совести. Необходимо отметить, что это понятие исторически изменчиво, идеализируя личность необходимо учитывать исторический период времени, экономические и социальные условия.

3. Ингуши испытывали влияние различных религий в силу своего места проживания, и в XIX—начале XX вв. мы можем зафиксировать эволюцию идеи священного в культуре ингушей: здесь есть элементы и древнейших языческих воззрений, но в основном мы имеем дело с той стадией развития религиозных представлений, когда эпоха языческих верований уступает место новой идеологии — исламу. Народ искал в высших силах спасение, избавление от страданий и нищеты. Исследуя идею священного, осмысляя долгий путь исторического становления религиозного мировоззрения ингушского народа, можно утверждать, что свойствами священного наделялись представления, объекты, молитвы, просьбы и всё то, что как-либо связывалось с воззрением ингушей на устройство мира, с пониманием того, что есть сверхъестественные силы, создавшие человека и всё сущее, покровительствующие и защищающие его. Идея о всемогуществе этих сил, заставляет поклоняться им, просить лучшей доли, повиноваться установленным законам. Эти воззрения во многом являются результатом художественно-образного осмысления человеком того, как устроен мир и окружающая действительность.

Благодаря сложившемуся устойчивому понятию единобожья (монотеизма) в ингушской среде, что по своей структуре во многом соответствует понятиям о верховном боге - Дяла, процесс перехода язычества в исламскую идеологию, происходит относительно безболезненно. Имя Дяла и сегодня воспринимается как синоним Аллаха. Их имена слились настолько, что свободно употребляются одно вместо другого, во всех молитвах, просьбах, воззваниях ингушиговорят - Дяла. Поэтому идеи священного (даза х1ама) трансформируются в сознании ингушского народа; всё, что связано с именем Аллаха, тоже мыслится священным. Отголоски прежних верований, придание многим вещам, явлениям, идеям свойств святости находят место не только в сфере традиционной культуры, но и в сегодняшней жизни. Многие обряды и обычаи исполняются неосознанно, как проявление священного (даза х1ама), как деяния положительные и их даже порой не замечали даже муллы.

Изучение категории священное (даза х1ама) в философии романа, в реальной жизни ингушского народа, даёт ясное представление о том, что священное является неотъемлемой частью ингушского народа, отражает образ его мышления. С этим понятием связаны их восприятие мира, чаяния и надежды; оно выступает как самая важная форма познания мира, гармонии и порядка, человека и природы.

4. Мир горцев - это единый космос, в котором слиты человек и окружающая его природа, который влияет на психологию народа, формирует национальный характер, его ценностные установки, вкусы и жизненные идеалы. Здесь вызревают морально-эстетические нормы обычаев и традиций, через которые реализуются процессы социализации и инкультурации.

Самой высшей духовной ценностью для ингушского народа является ценность родной земли, — эта Земля предков, Родина, Отцовский Дом. Другие ценности земли, родных гор - как источник благ, как место надёжной защиты в определённую историческую эпоху, представляются как само собой разумеющиеся. Основная мысль о прекрасном в бытии народа, о гармонии и миропорядке сконцентрирована у ингушей в понятии «жить среди своего народа и на своей земле».

Родина, Земля отцов, и Горы — вот основной Космос, таящий в себе огромный поток энергии, вечный очаг, согревающий мысли и души ингушей.

5. Другая, немаловажная духовная ценность в жизни ингушского народа — это дружба и взаимопонимание между народами. Эта одна из основных идей философии романа. Страна гор, где ценят в человеке общечеловеческие ценности и царствуют Законы гор. Страна гор — это не территориальное название, это нечто выше этого, это духовное сообщество людей, объединенных меж собой каким-то общим древним корнем. У них общий дом - Горы, и особые правила поведения, которые учитывают особенности этого необычного Космоса. И что бы сегодня не происходило в политике, высший разум, а он всегда живёт в обществе, не даст исчезнуть той высокой материи, тому высокому взаимопониманию между людьми, вышедшими из Страны гор.

В народном сознании ингушей на протяжении веков формировались традиции дружеских добрососедских отношений с другими народами. Существовали даже такие обычаи, как вежарал (побратимство), и доттаг1ал (дружба, дружество), которые заключались как между представителями одного народа, так и представителями разных национальностей. Целью этих обычаев было создание благоприятных условий для экономического и вытекающего отсюда культурного сотрудничества между народами, проживавшими в стране «былин.-Кавказ». Обычаи вежарал и доттаг1ал помогали решать миром возникавшие конфликтные ситуации и проблемы как внутри общества, так и за его пределами. Эти же идеи отражал и общеизвестный кавказский обычай куначества, который в свою очередь сыграл немаловажную роль в укреплении дружеских отношений между народами.

6. Идеи справедливости - а именно кровной мести и абречества- рассмотрена как объективная реальность исторического развития ингушского общества, которые в определённую эпоху сыграли немаловажную роль для поддержания общественных устоев.

Основная идея, которая звучит в обычае кровной мести - эта идея справедливости (нийсал), стремление выработать в каждом члене общества мысль о том, что нельзя пренебрегать другой жизнью, другой честью.

7. Духовные ценности свадебного обряда раскрывают нравственно-эстетические устои общества. Свадебный обряд рассмотрен как концентрация культурных норм ингушского этикета - эздел. Здесь же представлены и формы увеселительных мероприятий и эстетическое содержание традиционной формы брака, присущая как ингушскому народу, так и другим народам Кавказа — умыкание.

8. Аксиологический анализ культуры ингушского народа дает возможность вычленить общечеловеческое содержание этико-эстетических ценностей ингушей. Речь идет об идее святого отношения к понятию Родина «наьна чи»; идее дружбы и братства народов Кавказа; ценности данного слова (деша да); отношении народа к труду (не только как к способу выживания, а как к способу самоутверждения и самореализации); этикете уважения и почитания старших, взаимопомощи «белхи», принципе «деша да» (хозяин слова), понимании любви («безам») как проявлении прекрасного и возвышенного в человеке, роли трагического, комического, безобразного, прекрасного в формировании культурного мира народа.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве спецкурсов по культурологии, эстетике народной культуры, методических материалов по истории этики и эстетики ингушей, религиоведению. Актуальность данной темы, углублённое исследование этико-эстетических ценностей разбивает сложившийся стереотип о «второсортных» нациях народов Северного Кавказа, в частности ингушского народа и данное исследование может послужить одним из начал в выявлении эстетических ценностей народа и ингушской художественной литературы; раскроет пе ред представителями других народностей этико-эстетические особенности ингушской литературы, что создаст предпосылки для взаимообогащения и взаимопроникновения литературных и культурных ценностей, а так же позволит самим ингушам осознать себя носителями одной из древнейшей высокоразвитой культуры.

Апробация работы. По теме опубликованы 4 статьи в объёме двух печатных листов. Основные положения диссертации были заслушаны в виде докладов на научных конференциях, проходивших в Пятигорске, в Магасе и имели положительные отзывы.

Структура диссертации. Структура диссертации определяется задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Харсиева, Лилия Магомет-Тагировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показало исследование роман Идриса Базоркина «Из тьмы веков» есть сосредоточение эстетических и этических ценностей ингушского народа. Автор выразил в своём произведении всю народную философию, народное миропонимание и мироощущение; отношение ингушского народа к проблемам прекрасного, возвышенного, комического, трагического, безобразного и священного. «Мир художественного видения, - писал М.М.Бахтин, - есть мир организованный, упорядоченный, и завершённый».1 Именно поэтому, на долю художественной литературы выпала честь стать выразительницей демократических, гуманистических и освободительных идей

В философии романа затронуты глубокие мировоззренческие проблемы ингушского народа конца Х1Х-ХХвв. Здесь отражены идеи гуманизма, дружбы и братства людей. Он глубоко национален, но, тем не менее, пронизан уважением ко всем народам, живущим на земле, ему чужды национальное недоверие и враждебность, и в этом его общечеловеческая ценность. Но чтобы этические и эстетические ценности в романе полностью выполняли возложенные на них функции, необходимо их глубокое, научное, всестороннее изучение, для решения этой проблемы и призвана работа диссертанта, где исследован эстетический аспект в романе И.Базоркина «Из тьмы веков».

Для исследования эстетического ингушского народа в романе И.Базоркина "Из тьмы веков", диссертант рассмотрел эстетические ценности народного сознания, отражённые в фольклоре - основы национальной культуры и национального самосознания. Роман является одним из ярких произведений, где используются эстетические ценности фольклора и фольклорные произведения органически включаются в ткань повествования, тем самым, расширяя художественные возможности литературы.

1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1986. С. 172.

Эпилог несёт в романе глубоко философскую и эмоциональную нагрузку, где автор творчески использовал народную ингушскую эстетическую и этическую философию, как способ обобщения изображаемого, поэтому отдельно исследовано эстетическое эпилога, чрезвычайно насыщенного, со своеобразным напевом, направленное на достижение более высокого уровня философского осмысления бытия народа.

Колой—Кант — идеальный герой ингушского нартского эпоса, наделённый лучшими народными качествами. В диссертации раскрыто философское содержание идеальной личности (яхь йола к1ант). Таковым является герой романа Калой, человек, отвечающий всем требованиям ингушского этикета — эздел. Калой (яхь йола к1ант), венчает всю систему эстетического сознания и пронизывает собой содержание всех категорий эстетики. Характер главного героя формируется исключительно из трагических моментов, но трагическое в Калое осмысляется - как основа становления и утверждения личности.

Философия природы и человека рассмотрена как органическое целое, неразрывно связанное друг с другом, своего рода Космос ингушского народа, привыкшего соотносить все свои душевные переживания с явлениями природы, и мысля себя неотъемлемой частью этого Космоса.

Эстетическая ценность категории «безам» (любовь) - как основную форму проявления прекрасного, видится через призму понимания ингушского народа. Находясь во власти этого непередаваемого, всеобъемлющего чувства, человек стремится соблюдать принципы нормативности того общества, того народа, той семьи, где он жил и воспитывался. Поэтому Зору выходит замуж за нелюбимого, ибо не может переступить главный и нерушимый закон своего общества — безмолвное послушание воле родителей. Тема раскрыта по традиционным категориям эстетики, такими как: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, низменное, с учётом эстетического своеобразия ингушского народа, его традиций изображения и осмысления явлений действительности.

Эстетическое содержание романа — это нечто цельное, состоящее из общепризнанных категорий. Прекрасное рассматривается в своём многообразие в совокупности народных представлений, идей, воззрений, чувств о прекрасном и идеальном в человеке, в природе, и в обществе.

Категории трагическое и героическое представлены как взаимообусловленные. Трагическое рассматривается в народном сознании ингушей не как безысходность бытия народа, не как обреченность и смирение со своей участью, а как героическое, в постоянной борьбе за свою свободу и за выживание. В осмыслении автора романа это, если можно так сказать, то становится трагическим героизмом, то героическим трагизмом. Эта идея красной нитью проходит через всё повествование и является одной из основных идей философии романа.

Комическое (беламедар) осмысляется в духе народного его понимания на определённом этапе исторического развития ингушского народа. Комическое выступает и в виде смеха, и в виде злобной иронии или острой сатиры, шутки или сарказма. Формы и мера смеха определяются национальными особенностями и своеобразием эстетической культуры народа.

С этой же точки зрения рассматривается и безобразное (ийрчадар). Осмысление безобразного в романе невозможно без определённого эстетического идеала. Всё, что противоречит эстетическим нормам идеального, прекрасного, должного, оценивается как безобразное или низменное.

Но «эстетическое многообразие и богатство действительности и искусства обуславливают выдвижение помимо традиционных, устойчивых категорий, новых эстетических категорий и понятий»1. В работе исследователь попытался рассмотреть отдельно категорию священное. Как эстетическая категория в эстетической философской науке она не выступает, но в философско-энциклопедицеском словаре, за 1997 год, даётся трактовка слову священное: «таинственная, покоряющая сила, выражающаяся в чувстве, перед которой человек приходит в ужас и дрожит, но которая одновременно восхищает его и делает счастливым».2

1 Борев Ю. Указ. соч. С.215.

2 Философско-энциклопедический словарь. М. 1997. С. 407.

Исследуя эстетические идеи священного, осмысляя долгий путь исторического становления религиозного мировоззрения ингушского народа, можно утверждать, что свойствами священного наделялись сверхъестественные силы, создавшие человека и всё сущее, покровительствующие и защищающие его. Идея о всемогуществе этих сил, заставляет поклоняться им, просить лучшей доли, повиноваться установленным законам. Все эти воззрения являются результатом эстетического осмысления человеком того, как устроен мир и окружающая действительность.

Эстетические категории связаны с областью эстетической культуры, составляющей существенную часть духовной жизни общества, рассматриваются в органической образной совокупности и носят синтезирующий характер.

Основное внимание в работе диссертант сосредоточил на изучении этических и эстетических ценностей, отражённых в обычаях, обрядах, традициях, с учётом народного миропонимания и мироощущения.

Этикет уважения и почитания старших определяется как основополагающий фактор в гармоническом развитии ингушского общества. Идея этикета имеет общечеловеческую значимость, и является одним из идеализируемых народных ценностей. Говоря о благополучии в семье и в обществе, ингуши говорят, что здесь соблюдается принцип «воакха1чун - воакхаг1л, замаг1чун - за-маг1л», что означает, «старшему — почести, младшему - уважение». Именно это условие является критерием гармонии семейных и общественных отношений в ингушском обществе. Основная идея заключалась в том, что он призван соблюдать дисциплину и общественный порядок, которые зависели от соблюдения принципов повиновения старшинству.

Идеи гостеприимства всегда считались добродетелью не только ингушского народа, но и всех народов Кавказа. Главная идея последнего — это достойный приём гостя, согласно этикету и это было первое правило, что прививали ребёнку мужского и женского пола, для воспитания «эздий саг» (человека, отвечающего всем требованиям народной моральной этики - эздел).

Идеи справедливости - а именно кровной мести и абречества рассмотрена как объективная реальность исторического развития ингушского общества, которые в определённую эпоху сыграли немаловажную роль для поддержания общественных устоев.

Основная идея, которая звучит в обычае кровной мести - эта идея справедливости (нийсал), стремление выработать в каждом члене общества мысль о том, что нельзя пренебрегать другой жизнью, другой честью.

Духовные ценности свадебного обряда раскрывают нравственно-эстетические устои общества. Свадебный обряд рассмотрен как концентрация эстетических и этических норм ингушского этикета — эздел. Здесь же представлены и формы увеселительных мероприятий и эстетическое содержание традиционной формы брака, присущая как ингушскому народу, так и другим народам Кавказа — умыкание.

В работе так же даётся научный анализ аксиологическим ценностям ингушского народа, таящими в себе общечеловеческие эстетические ценности. Здесь воспеты идеи святого отношения к понятию Родина «наьна чи»; идеи дружбы и братства народов Кавказа; ценность данного слова (деша да); святое отношение к коню, а так же отношение народа к труду не только как к способу выживания, а как к способу самоутверждения и самореализации.

Исследователь в данной работе сосредоточил своё внимание изучению эстетических ценностей, отражённых в обычаях, традициях и в самобытной культуре ингушского народа, стараясь выявить то, что являлось и является наиболее ценным в культуре и истории, что способствует развитию межнациональных отношений и ликвидации всякого рода национального недоверия. В этом роль и значение романа «Из тьмы веков», ибо во все времена, основная задача, стоящая перед обществом — это воспитание всесторонне-развитой гармоничной личности.

С учётом того, что основы человечности закладываются как в семье, так и в обществе, было бы целесообразней ввести во всех северокавказских республиках, а именно в старших классах, на базе уроков русской литературы, обязательный курс лекций по литературе народов Кавказа, ибо изучение духовной культуры только своего народа, чревато переходом национальной гордости в национальную кичливость и чванство. Во избежании этого, необходимо в оценке обычаев и традиций, духовной культуры народа определяющее значение придавать их содержанию, общечеловеческим идеалам и нормам морали, которые заключены в них, при этом, не акцентируя на исключительность. Именно через художественно-отражённую правду, лучше и глубже познаётся действительность. Как писал Оноре Бальзак: «хорошо написанные исторические романы стоят лучших курсов истории»1. Народный эстетический опыт, накопленный в романе Идриса Базоркина призван формировать в человеке подлинно человеческое отношение друг к другу, что чрезвычайно важно в условиях террористического засилья и национального недоверия.

Конечно «Жизнь всякого народа, - отмечал Белинский, - проявляется в своих, ей одной свойственных формах» . Эта неоспоримая аксиома, поэтому и важен научный подход в изучении духовных ценностей. Оноре Бальзак. Собрание сочинений в 15-ти томах, Т.15. С. 296.

2 Белинский В.Г. ПСС. Т.10. М. 1956. С.ЗОЗ.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Харсиева, Лилия Магомет-Тагировна, 2003 год

1. Акиева X М. Этическое и эстетическое в культуре вайнахов. Автореф. дис. канд. филос. наук.- М., 1996.- 18с.

2. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. Махачкала, 1985.

3. Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII — начале XIX в. М., 1988.

4. Азиев М., Марковин В., Чахкиев Д. Каменная летопись страны вайнахов. М., 1994.

5. Албакова Ф.Ю. Проблемы развития традиционной культуры вайнахов: Учебное пособие. М: МГУ, 1999.

6. Алёшина JI.O. О вежливости, такте, деликатности. Л.: Лениздат, 1990.-253с.

7. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М., 1974.

8. Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.

9. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. — Грозный: РИК Ичкерия, 1994. 206с.

10. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов.- Грозный: Чечено-Ингушское издательско полиграфическое объединение. Книга, 1990.- 368с.

11. Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. — М.: Знание, 1981 -95с.

12. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой ли-тератур-ный процесс. — М., 1972. 26с.

13. Ахриев Чах. Ингуши.(их предания, верования и поверья). // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.VI11.,- Тифлис, 1875. -40с.

14. Астаханов И.Б. Эстетика. М.:Московский рабочий, 1971. — 440с.

15. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М. — Л.: Гос. Политиздат, 1960. - 548с.

16. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-243с.

17. Аристотель. О душе. 1976. Т. 1. - Кн. 3.

18. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Д., 1977.

19. Арутюнов С.А. Народы и культура. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

20. Базоркин М. История происхождения ингушей. Нальчик, 2002.

21. Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987.

22. Бетрозов Р. Этническая история адыгов. Нальчик, 1996.

23. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

24. Бромлей Ю.В. Этнос и география. М., 1972.

25. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX века. Л., 1988.

26. Булгаков С.Н. Размышления о национальности// Сочинения. Т. 2.

27. Бахтин М.М. Вопросы литераторы и эстетики. М., 1975. — 504с.

28. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: Эль-фа, 1999. - 96 с.

29. Белинский В.Г. ПСС.- М.: Художественная литература, 1956. 474с.

30. Бергсон А. Смех. — М.: искусство, 1992.- 127с.

31. Бердяев Н.А. О русской философии. Свердловск, 1991. - 287с.

32. Бёрк, Эдмунд. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. - 237с.

33. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской классической культуры, литературы и языка. М.: Космополис, 1994,- 237с.

34. Борев Ю.Б. О комическом. -М.: Искусство, 1957. — 232с.

35. Борев Ю.Б. Эстетика. — М.: Политиздат, 1988. 495с.

36. Буров А.И. Эстетика: Проблемы и споры.- М.: Искусство, 1975.—231с.

37. Васильев JI.C. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи»// Этика и ритуал в традиционном Китае. — М. Наука, 1988. 342с.

38. Вертепов Г. Пантюхин И Сказания об ингушах. Майкоп: Адыгея,- 1991.- 72с.

39. Волков Ю., Хунагов Р., Шадже А. Гуманизм и полиэтническая Россия. Майкоп, 2001.

40. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля.- М.: Высшая школа, 1975 .-126с.

41. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Минск, 1994.

42. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.

43. Волкова Н.Г. Этническая история: содержания понятия. // СЭ, 1985. №5.

44. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо. Психо. Логос. М., 1995.

45. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории и философии. 1993. Кн. 1.

46. Гуревич А.Я. Изучение ментальностей. // СЭ, 1988. № 3.

47. Гуревич П.С., Шульман О.И. Ментальность как культуры // Философские науки. 1995. № 2-4.

48. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта. М.: Наука, 1982. — 328с.

49. Гачев Г.Д. Национальные образы мира.- М.: Наука, 1988. -448с.

50. Генко А.Н. Из исторического прошлого ингушей. Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1930. - С.681-761

51. Гнедич.П.П. Всемирная история искуств.- М.: Современник, 1998. 432с.

52. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства.-К.: Выща шк., 1990.-143 с.

53. Громов А.А. Философия любви. М.: Прометей,1990.-166с.

54. Громов Е.С. Начало эстетических знаний: эстетика и искусство. М.: Сов. художник,1984.-335с.

55. Гнедич П.П. Всемирная история искусств.-М.:Современник,1996 494с.

56. Головокуров В.Т. Эстетические нормы как регулятор эстетической деятель- ности в устном народном творчестве.-М.,1978.- 19с.

57. Гусев В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики.- М.-Л.: Изд- во Академии наук СССР, 1963.-204 с.

58. Гусев В.Е. Эстетика фольклора.- Л.:Изд-во АНСССР, 1967.-123с.

59. Гусейнов А.А. Великие моралисты.-М.: Республика, 1995.-351с.

60. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности.-М.:Изд-во МГУ, 1974.- 157с.

61. Давидович В. Е. Существует ли кавказская цивилизация?// Научная мысль Кавказа. 2000 № 2.

62. Далгат. У Б. Героический эпос чеченцев и ингушей: Исследования и тексты. М.: Наука, 1972 - 466.

63. Дзарахова З.М.-Т. «О категориях «хозадар» (прекрасное), «беламедар» (комическое) в свадебном этикете и обряде «ловзар».// Вестник ПГЛУ. — 1999.-№2.- С.50-54.

64. Дзарахова З.М.-Т. К вопросу об этнокультуре ингушей в контексте современного развития цивилизации//Современные подходы в исследовании проблем истории и языка ингушского народа. Республиканская научная конференция. Сб. тезисов. Магас, 2002.

65. Джеймс М. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. М.: Наука, 1993.-432с.

66. Дивненко О.В. Эстетика.-М.:Изд-ский центр А3,1995.-283с.

67. Дидро Д. Эстетика и литературная критика.- М.: Худ. Литература, 1980.-231с.

68. Долгов К.М. От Киргегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М.: Искуство, 1990. -397с.

69. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Майкоп, 1999.

70. Забудко О.С. Эстетическая природа лирики как рода искусства. Киев,1986. 20с.

71. Зись А. Лекции марксистско-ленинской эстетики.вып.2. М.: ВТО, 1964.- 234с.

72. Зольгер К.-В.-Ф. Эрвин. Четыре диалога а прекрасном. И об искусстве. Пер.с нем. М.: Искусство, 1978.- 432с.

73. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

74. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962.

75. Ингушетия и ингуши. Автор концепции и составитель. М.Яндиева, ред. А.Мальсагов. Назрань-Москва. 1999.

76. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

77. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания. -М., 1974.

78. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985.-№ 9.- С.91-102.

79. Кашина Н.В. Жанр как эстетическая категория.-М.: Знание, 1984.- 64с.

80. Каган М.С. Эстетическое учение Чернышевского. — M.-JI.: Искусство, 1958.-170с.

81. Кажаров В. X. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII — первой половине XIX в. Нальчик, 1994. 322с.

82. Категории этики и эстетики. Сборник научных трудов. -Д.: ЛГПИ,1973.- 159с.

83. Конфуций. Лунь к>й. (Пер. В.А.Кривцова. Древнекитайская философия. М. 1972. Т.1.

84. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа.-М.: Наука, 1960.-520с.

85. Крюковский Н.И. Основные эстетические категории. —Минск: Изд-во БГУ,1974.-288с.

86. Кривцун О. А. «Эстетика»- М.: Изд-во Аспект-Пресс, 1998.- 430с.

87. Кулиев К. Собрание сочинений в Зх томах.Т.1 — М.: Художественная литература, 1976.-556с.

88. Куценко В.А. Эстетика как наука.- М.: Наука, 1967. 233с.

89. Козлов В.И. О понятии этнической общности // СЭ, 1967. № 2.

90. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

91. Леонтович Ф. Адаты кавказских горцев. Нальчик, 2002.

92. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.

93. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. // Соч. в 3 т. М., 1985. т. 1.

94. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

95. Лосский Н.О. Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии // Путь, 1926.

96. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Н.О. Лосский. Бог и мировое зло. М., 1994.

97. Лурье С.В. Историческая этнология. М, 1997.

98. Лосев А.Ф. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965.-374с.

99. Лосев А.Ф. История античной эстетики.Т.1.-У111.- М.:1963-776с.

100. Лукиан Собр. Соч. Т.2. М.-Л.: Наука, 1935. - 545с.

101. Мальсагов Д.Д.,Ошаев Х.Д. Устное поэтическое творчество Чечено-Ингушского народа.- Очерк истории чечено-ингушской литературы,- Грозный, 1974.

102. Малышев И.В. Эстетическое в системе ценностей / Автореферат дисс. канд. филос. наук,- Ростов-на-Дону. 1971.-17с.

103. Маремшаова И.И. Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа. Минск, 2000.

104. Маремшаова И.И. Фактор ментальности в традиционной системе воспитания балкарцев // Журнал "Тарих". № 6, 1998.

105. Мерешков С.А. Ингушский этикет//Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа (Тезисы общероссийской конференции 23-25 сентября 1997 года). Пятигорск, 1997.

106. Мурад Базоркин и ингушская историческая наука//Всероссийская научная конференция. Сб. тезисов. Магас, 2002.

107. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990.

108. Пантин И.К. Национальный менталитет и история России // Вопросы философии, 1994. № 1.

109. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Наука, 1955. -324с.

110. Мораль и эстетическая категория. Некоторые актуальные проблемы. -М.:Наука, 1974.-295с.

111. Махмудов А.Г. Торжество прекрасного.-Казань: Татарское кн. Изд., 1989.-159с.

112. Моррис Уильям. Искусство и жизнь.-М.:Искусство,1973.-512с.

113. Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства.-М.: Искусство, 1994.-606с.

114. Мурад Базоркин и ингушская историческая наука//Всероссийская научная конференция. Сб. тезисов. Магас, 2002.

115. Муриан В.М. Искусство. М.: Знание, 1966. - 248с.

116. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Учебное пособие.-М.: Высшая школа, 1978. -352с.

117. Основы религиоведения. Под. Ред. И.Н.Яблокова. М. Высш. шк.1998.-480с.

118. Полозов. В дебрях Закавказья // The Bakhmeteff Archive of the Library of the Columbian University (далее: BAR). New York. P. 1-2.

119. ОшаевХ.Д. К истории возникновения чеченских героико- эпичсе-ких песен. Т.П. вып. 1. — Грозный: Известия ЧИНИИИЯЛ., 1960. 132с.

120. Путилов. Героический эпос черногорцев. — Л.:Наука, 1982. — 232с.

121. Радугина А.А. Эстетика. -М.: Изд-во Центр, 1998. -240с.

122. Радугин А.А. Философия /курс лекций / М.: Изд-во Центр,1997.-272с.

123. Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. -СПб.: изд. Лань. 1998.256с.

124. Россия и Кавказ: сквозь два столетия. — СПб., 2001.

125. Самохвалов В.И. Красота против энтропии. М.: Наука, 1990. — 176с.

126. Семенов Л.Л. К вопросу о мировых мотивах в фольклоре ингушей и чеченцев.-Владикавказ,1933.

127. Силаев Н. Эстетика труда. М.: Искусство, 1962.- 323с.

128. Современное Кавказоведение. Справочник персоналий. Ростов н/Дону, 1999.

129. Средний Д.Д. Основные эстетические категории. М.: Знание, 1974. - 112с.

130. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. Из-во политической литературы.-М., 1972-271с.

131. Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов-М.: Политиздат, 1988.- 592 с.

132. Семенов Л.Л. К вопросу о мировых мотивах в фольклоре ингушей и чеченцев.-Владикавказ,1933. Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998.

133. Солоневич И.Л. Дух народа // Наш современник. 1990. №5.

134. Сорокин П.А. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство// Экономический вестник России. 1992. №2.

135. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

136. Струве П.Б. Национальный эпос и идея государства //Patrionica. Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.

137. Толгурова З.Х. Белая шаль. М.: современник, 1982. -335с.

138. Толгуров Т.З. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа.- Нальчик:Эльбрус, 1999. — 125с.

139. Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Ростов н/Дону, 2001.

140. Хараев Ф.А. Дух, душа и будущность.Нальчик:Эль-Фа, 1996.- 432с.

141. Хетагуров.К. Собрание сочинений в 4х т. Т.4. М.1960. — 495с.

142. Худушин Ф.С. Эстетический идеал.-М.:3нание, 1985.-64с.

143. Хатчесон и др. Эстетика. М.:Искусство, 1997.- 480с.

144. Хацкевич Д.Х. Природа как эстетическая ценность. М.: Высшая школа, 1987. - 120с.

145. Чернышевский HP. Прекрасное есть жизнь. -М: Молодая гвардия,1978 -174с.

146. Чернышевский Н.Г. Эстетика. Литература. Критика.-Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979.-383с.

147. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения М.: ОГИЗ-СОЦЭК ГИЗ, 1938. - 587с.

148. ЧесновЯ.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1988.

149. Швейцер-Перхендельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара. М., 1998.

150. Шенкао М.А. Проблемы возрождения религиозной ментальности у народов Карачаево-Черкессии // Философские и религиозные проблемы истории и современности. Ставрополь, 1996.

151. Шестакович В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение гармонии в истории эстетической мысли.- М.:Наука, 1973 .-25 6с.

152. Щедрин Н. (М.Е.Садтыков) ПСС, Т.Х 11,-м. 1936.-461с.

153. Эстетика и литература. Статьи болгарских критиков, пер. с болг. -М.: Художественная литература, 1966. — 367с.

154. Эстетика поведения. / Сост. и ред. В. И. Толстых. М.: Искусство, 1965,-255с.

155. Эффендиев О.Н. Эстетический идеал и его воплощение в народном творчестве. Баку, 1964. — 23с. '

156. Эфендиев Ф.С. Эгнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.

157. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики.-М.:3нание,1986.-62с.

158. Яковлев Н. Ингуши. М.-Л., 1925.

159. Яндаров А.Д. О времени, условиях и причинах распространения ислама в Чечено-Ингушетии//Религия в СССР: информационно-справочный бюллетень. Вып. 3. Грозный, 1990.

160. Berger P.L. Zur Dialektik von Religion und Gesellschaft. Elemente einer soziologischen Theorie. Frankfurt. 1973.

161. Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris. 1912.

162. Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Le soufi et le commissaire. Les confreries musulmanes en URSS. Paris, 1986.

163. Bennigsen Broxup M. Caucasian Muridism in Soviet historiography // Jemaleddin of Kazikumukh. Naqshbandi treaty. Oxford, 1986.

164. North Caucasus Barrier. The Russian advance toward the Muslim world. Ed. by M. Bennigsen Broxup. London, 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.