Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.14, кандидат экономических наук Алексеев, Антон Рудольфович
- Специальность ВАК РФ08.00.14
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат экономических наук Алексеев, Антон Рудольфович
Введение.
Глава /. Современные мировые тенденции развития отрасли звукозаписи.
1.1. Место электронных развлекательных услуг в системе современных услуг.
1.2. Исторические особенности развития фонографической промышленности.
Глава II. Особенности отрасли, производящей электронные развлекательные услуги на национальном и мировом уровнях.
2.1. Производственная структура компаний.
2.2. Особенности мирового рынка конечной продукции индустрии звукозаписи.
2.3. Проблемы налогообложения сферы электронных развлекательных услуг в отдельных странах.
Глава III Интеллектуальная собственность в отрасли, производящей электронные развлекательные услуги и международные соглашения по ее защите 77 3.1. Основные аспекты защиты интеллектуальной собственности в сфере индустрии звукозаписи.
3.2. Электронный развлекательный продукт как специфический объект собственности.
3.3. Рынок интеллектуальной собственности в Российской Федерации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Мировая экономика», 08.00.14 шифр ВАК
Музыкальная звукозапись как феномен культуры2012 год, кандидат культурологии Коваленко, Олег Алексеевич
Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков2006 год, кандидат искусствоведения Ястремский, Тимур Сергеевич
Защита авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере: Уголовно-правовой и криминологический аспекты2003 год, доктор юридических наук Трунцевский, Юрий Владимирович
Российский рынок популярной музыки: Структура, функционирование, пути развития1999 год, кандидат философских наук Шейко, Андрей Валерьевич
Социально-экономические последствия фальсификации ценных бумаг, документов и фирменной продукции США2001 год, кандидат экономических наук Скрыпникова, Марина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг»
Важной особенностью развития мировой экономики второй половины XX века является «сервисная революция». Она характеризуется резким усилением значимости сферы услуг в производстве валового внутреннего продукта, обеспечении занятости, конечном потреблении населения. Научно-технический прогресс способствовал появлению новых видов экономической деятельности, таких как деловые, информационные, персональные развлека-* тельные услуги. Электронные развлекательные услуги заняли важное место в структуре производства и потребления. Их высокий динамизм, широкая доступность, большая перспективность привлекают инвесторов, а специфический характер продукта и многовариантность путей развития обуславливают пристальное внимание государственных структур и интерес научных исследователей.
Индустрия звукозаписи в настоящее время является крупнейшей среди отраслей, производящих электронные развлекательные услуги, помимо этого, накопившей за свою длительную историю богатый опыт работы с немате-т риальными активами и отличающейся широчайшей географией деятельности. Она удовлетворяет потребности и запросы людей всех возрастов, культур и убеждений. А благодаря небольшой стоимости и частому обновлению основных фондов отрасль быстро реагирует на появляющиеся технические новинки и новые способы ведения бизнеса, способствуя их дальнейшему утверждению в других сферах экономической деятельности. Именно по этому на сегодняшний день она находится в числе лидеров по применению цифровых технологий и электронной торговли. 4* Успех индустрии звукозаписи - рост мировых продаж с 27 до 38 млрд. долларов в течение 1990-х годов - главным образом определяется инвестициями в развитие массовой культуры. Производители фонограмм вкладывают миллиарды долларов в развитие национальных культур, давая возможность осуществлять свои проекты огромному множеству артистов самых разных направлений и стилей по всему миру.
Индустрия звукозаписи - это отрасль, направленная на создание и продвижение определенных талантов, и в силу этого обстоятельства она полностью зависит от защиты авторских прав. Авторские права являются краеугольным камнем музыкального бизнеса, позволяющим исполнителям, композиторам и звукозаписывающим компаниям вкладывать свои средства в процесс созидания будучи уверенными в том, что никто без их разрешения не сможет воспользоваться результатами их труда.
Поэтому в условиях, когда мировая экономика развивается по направлению все большей компьютеризации общества, применению новейших цифровых и коммуникационных технологий в бытовой сфере и розничной торговле, важно оценить влияние, оказываемое данными процессами на традиционные виды деятельности. Особое внимание следует обратить на те из них, которые в значительной степени связаны с использованием интеллектуальной собственности (нематериальной составляющей) в процессе производства, поскольку их продукция обладает рядом специфических особенностей. Наиболее показательным объектом для исследования является отрасль звукозаписи с ее новейшими технологиями хранения и распространения информации и богатым опытом защиты прав интеллектуальной собственности. Ситуацию в ней полезно рассматривать при оценке любых рынков товаров и услуг развлекательного содержания, поскольку отрасль является наилучшим показателем степени развития современных технологий и объема накопленного опыта хозяйствования в данной сфере.
Значимость изучения мирового опыта и текущего состояния дел в мировой звукозаписывающей индустрии высока и для современной российской экономики, с одной стороны, воспринимающей передовые мировые тенденции в сфере электронных технологий, а с другой - осуществляющей структурные преобразования и пытающейся построить современные отношения в сфере прав интеллектуальной собственности. Для России это важно еще и потому, что в стране практически отсутствуют собственные маркетинговые исследования по данной проблеме, необходимые для анализа сбыта и перспектив развития компаний звукозаписи.
Актуальность изучения музыкальной промышленности значительно повысилась в последние несколько лет в связи с вхождением в общепринятую практику интернет-торговли и распространения информации по всемирной компьютерной сети. Новые тенденции в производстве и особенно в распространении интеллектуальных продуктов требуют всестороннего анализа. Результаты такого анализа, проведенного на примере индустрии звукозаписи, применимы ко всему спектру электронных развлекательных услуг, но помимо этого имеют и то преимущество, что позволяют учесть проблемы, пока не & характерные для всех видов данных услуг. Это связано с тем, что звукозаписывающая отрасль уже сегодня сталкивается с проблемами, с которыми производители других видов услуг только будут иметь дело по мере развития технологий хранения и передачи данных.
Длительная история существования авторского права и особая актуальность, которую приобрели в последнее десятилетие вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, предопределили существование большого количества работ, посвященных нормативно-правовым аспектам защиты авторского и смежных прав. Однако, имеющиеся многочисленные публика** ции, как российских, так и зарубежных ученых-юристов концентрируются в основном на юридической стороне вопроса, подробно анализируя существующие законодательные акты и международные соглашения.
В то же время ощущается острый дефицит литературы, посвященной экономическим аспектам деятельности отраслей, связанных с производством продукции с высокой составляющей интеллектуальной собственности. Также необходимо отметить практически полное отсутствие публикаций на русском языке, описывающих путь развития и принципы функционирования индуст-* рии звукозаписи. В диссертации предпринята попытка показать деятельность отрасли с экономической, организационной, правовой, исторической и технической точек зрения, а также проанализировать обозначившиеся в последнее время тенденции ее развития.
Целью работы является анализ особенностей развития рынка музыкальной продукции в период быстрого распространения новых информационных технологий и оценка возможностей заинтересованных сторон по разрешению проблем, с которыми сталкивается фонографическая промышленность. При этом в качестве предмета исследования выступает совокупность явлений и взаимосвязей в сфере торговли электронными развлекательными услугами, рассматриваемая на примере индустрии звукозаписи, а объектом исследования является организационная структура и принципы деятельности отрасли в целом и отдельных входящих в нее компаний, а также аспекты, связанные с использованием прав интеллектуальной собственности на музыкальные произведения. Особое внимание уделено анализу текущего положения на мировом рынке, перспективам его развития и наиболее актуальным проблемам его функционирования.
Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие задачи: проанализировать этапы развития рынка предварительно записанных музыкальных носителей, оценить экономический потенциал новых технологий в сфере звукозаписи; изучить организационную структуру компаний-участников рынка и Ш общие принципы функционирования отрасли; я выявить особенности продукции индустрии звукозаписи с производственной, маркетинговой и потребительской точек зрения; исследовать особенности государственного регулирования отрасли, прежде всего с позиций особой природы конечного продукта звукозаписи; рассмотреть основные формы и методы защиты прав интеллектуальной собственности, уделив особое внимание последним тенденциям, связанным с развитием интернета;
Р» я проанализировать характеристики развлекательного продукта как специфического объекта собственности, созданного преимущественно с использованием интеллектуального труда, и проявление их на примере фонографической промышленности; оценить степень развития и перспективы рынка интеллектуальной собственности в сфере развлекательных услуг в Российской Федерации.
Хронологические рамки диссертации охватывают преимущественно 1990-2000 гг., то есть период, в течение которого наиболее явно проявились существующие проблемы и обозначились новые пути развития. При изучении отдельных аспектов, отличающихся проявлением и на более ранних этапах, временные рамки исследования существенно расширяются.
Теоретической и методологической основой диссертации являются публикации российских и зарубежных ученых-экономистов по проблематике рынка электронных развлекательных услуг, ученых-юристов по проблемам прав интеллектуальной собственности, а также разработки международных организаций, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности и проблемами индустрии звукозаписи.
При подготовке диссертации были использованы труды М.М. Богуславского, С.А. Григоряна, Е.Н. Жильцова, А.Д. Корчагина, М.Н. Кузнецова, А. Маддисона, Ю.Г. Матвеева, М. Портера, М. Ростокера, А.П. Сергеева, Р. Уолиса, В.П. Шатрова и других авторов. Существенную помощь в работе оказали материалы Международной федерации звукозаписи, Американской ассоциации звукозаписи и Европейского музыкального офиса.
В основу исследования положены современные методы научного познания, включая исторический, сравнительный, функциональный и графический анализ, а также системный подход.
Информационную базу исследования составили статистические публикации Американской ассоциации звукозаписи, Международной федерации звукозаписи, Европейского музыкального офиса, Британской фонографической ассоциации, а также данные, приведенные в российской и зарубежной периодической печати.
Научная новизна исследования представлена следующими положениями и выводами:
-выявлены особенности организационной структуры компаний в сфере звукозаписи, состоящие в том, что в создании конечного продукта участвуют структуры разного профиля (композиторы, исполнители, производители носителей, средства массовой информации);
- установлено, что в силу слабой зависимости музыкального товара от национальной принадлежности рынка, компании могут экономить на издержках, не неся затрат на адаптацию продукта к рынку соответствующей страны, что в условиях глобализации представляет явные конкурентные преимущества для компаний, занятых в индустрии звукозаписи;
-раскрыта специфика конечного продукта звукозаписи: высокая интеллектуальная составляющая, легкость копирования, легкость распространения не только внутри страны, но и за национальные границы;
- определены основные трудности налогообложения в сфере звукозаписи и раскрыты пути решения этой проблемы, в частности, путем переноса всего налога на материальные носители, как на основной объект налогообложения;
-на основе анализа специфики продукции звукозаписи показаны сложности защиты прав интеллектуальной собственности и раскрыта роль различных форм ее защиты в современных условиях; они представлены, прежде всего, оперативным реагированием правовой базы на возможности новых технологий, техническими наработками, позволяющими контролировать копирование продукта, и усилиями, направленными на неукоснительное исполнение существующих законов.
Практическая значимость исследования заключается в его направленности на систематизацию сведений об организационных, экономических и правовых аспектах деятельности, связанной с предоставлением электронных развлекательных услуг, и на рассмотрение и анализ современных тенденций развития индустрии звукозаписи.
Материалы диссертации могут быть использованы в работе компаний, осуществляющих производство и продажу предварительно записанных музыкальных носителей, при определении маркетинговых стратегий и планировании развития. Исследование представляет интерес для научных работников, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности и торговли услугами, преподавателей ВУЗов при подготовке соответствующих разделов учебных курсов в институтах экономического профиля.
Похожие диссертационные работы по специальности «Мировая экономика», 08.00.14 шифр ВАК
Тенденции развития телевидения США в начале XXI века: 2001-2006 гг.2006 год, кандидат филологических наук Макеенко, Евгений Игоревич
Разработка метода оценки конкурентного потенциала предприятий индустрии развлечений2009 год, кандидат экономических наук Стальная, Виталина Алексеевна
Эффективность механизма реструктуризации российских предприятий: на примере компаний звукозаписывающей индустрии2007 год, кандидат экономических наук Кознова, Ольга Александровна
Синтезированный музыкально-художественный проект как явление культуры рубежа XX - XXI веков2009 год, кандидат искусствоведения Моряхин, Владимир Анатольевич
Заключение диссертации по теме «Мировая экономика», Алексеев, Антон Рудольфович
Заключение
Современное общество характеризуется высоким уровнем развития сферы услуг. В передовых странах на отрасли, производящие различные виды нематериальных благ, приходится от 70 до 80% валового внутреннего продукта и еще больший процент занятых в экономике. Научно-технический прогресс способствовал развитию новых видов услуг, таких как информационные, деловые, развлекательные услуги. Под влиянием с одной стороны сформировавшегося спроса, направленного на удовлетворение рекреационных потребностей (благодаря росту ресурса свободного времени и располагаемого дохода), а с другой - научно-технического прогресса появился новый рынок электронных развлекательных услуг. В его основе лежали новейшие электронные и информационные технологии, а базой являлось желание людей эффективно заполнять свободное время. Наиболее крупной из этого набора услуг стало производство и распространение предварительно записанной музыки.
Фонографическая промышленность возникла в конце XIX века, когда человечество научилось записывать и хранить звуки на материальном носителе. Но лишь в середине XX века с изобретением пластиков производство звукозаписей достигло значительных масштабов. Сначала в качестве носителей использовались виниловые пластинки. Запись музыки возможна была лишь на специальном оборудовании, но тем не менее желание слушать любимые произведения в любое время способствовало резкому росту ранее практически незаметной отрасли хозяйства. Следующим изобретением стала магнитная лента. Более удобный носитель имел новую особенность - на него можно было самостоятельно записывать звук в домашних условиях. Это привело к появлению ранее неизвестных проблем с частным копированием охраняемых законом об авторском праве произведений. Очередной музыкальный носитель - компакт-диск стал синтезом новейших электронных и оптических технологий и обеспечил невиданные ранее качество звучание и удобство пользования. Это изобретение дало новый стимул развитию отрасли, которая на сегодняшний день производит продукции примерно на 40 млрд. долларов, являясь самым крупным рынком как среди рынков электронных развлекательных услуг, так и среди рынков, торгующих интеллектуальной собственностью.
Как производство, так и потребление продукции фонографической промышленности сконцентрировано главным образом в развитых странах, на которые приходится порядка 80% всех операций действующих в данной отрасли компаний. При этом большая часть музыки продается на компакт-дисках (более 70% от всех проданных альбомов), на втором месте находятся уже морально устаревшие кассеты. Оставшуюся незначительную часть занимают грампластинки, хотя их производство прекратили все крупные фирмы, и новые форматы хранения записей. К ним относятся цифровые кассеты, минидиски и DVD диски, при этом последние демонстрируют очень высокие темпы роста, поскольку предоставляют потребителям ряд дополнительных развлекательных возможностей. Помимо этого данные о продажах включают реализацию музыкального видео - записей концертов и сборников видеоклипов, которые хотя формально и являются видеопродукцией, но реально имеют свою стоимость только в качестве определенного формата записи музыки, дополненного зрительной информацией.
Исходя из тенденций развития отрасли и анализа текущего состояния рынка, приведенных в первой главе, можно заключить, что общий объем реализации предварительно записанных музыкальных носителей будет медленно увеличиваться. Структура носителей будет испытывать влияние бурного роста DVD технологий, но при этом компакт-диски еще долгое время будут оставаться превалирующим форматом, a DVD диски, очевидно, переместятся на вторую позицию.
Что касается производителей фонограмм, то несмотря на то, что их количество во всем мире исчисляется сотнями, реально лишь пять крупнейших компаний доминируют на рынке, концентрируя около 3Л всех продаж. Такая концентрация объясняется особенностями индустрии звукозаписи. Дело заключается даже не в том, что на стадии тиражирования и рекламы конечного продукта проявляются преимущества крупных структур. А в том, что производство музыки - это высокорискованный бизнес с невысокой средней доходностью и высокими первоначальными вложениями в каждый проект. По статистике лишь один из десяти проектов становится прибыльным. Такая ситуация объясняет высокие цены на популярные альбомы, так как компании должны покрывать издержки по изданию тех произведений, которые не имели коммерческого успеха. Поэтому крупным корпорациям значительно легче выжить в условиях высококонкурентного рынка поскольку они имеют своего рода «подушку безопасности» в виде коллекций старых произведений, пользующихся стабильным спросом и приносящих гарантированный доход.
Однако легкость вхождения в отрасль привлекает множество новых игроков. Проблема заключается в том, что войти в отрасль действительно легко, но вот удержаться в ней не имея успешных проектов с высокой доходностью невозможно, а осуществление таких проектов под силу, за редким исключением, лишь крупным фирмам. Таким образом, основываясь на анализе текущего положения дел и существующих барьеров для новых участников рынка, можно сделать вывод, что в отрасли по-прежнему будут доминировать пять ведущих компаний. Возможность продажи продукции без адоптации на рынках различных стран, проанализированная в диссертации, обуславливает транснациональный характер этих крупнейших производителей. Данный факт предоставляет явные конкурентные преимущества фирмам отрасли в условиях глобализации, но в силу достижения высокого уровня интернационализации деятельности уже на сегодняшний момент, дальнейшее экстенсивное развитие по этому пути практически невозможно.
Фирмы звукозаписи играют ключевую роль в организации создания альбомов, их производстве и распространении. Крупнейшие компании обладают собственными студиями, заводами по производству дисков и сетью распространения. Однако необходимость проведения дорогостоящих рекламных кампаний новых изданий и организация современных способов продажи записей заставляет производителей фонограмм искать пути взаимодействия с крупными медиа-холдингами. С другой стороны, сами фирмы звукозаписи представляют интерес для медиа-холдигов в качестве поставщиков развлекательного продукта и для электронных корпораций в качестве производителей товара, для потребления которого собственно и нужна домашняя электроника. Такая взаимная заинтересованность привела к ряду крупных слияний в сфере информационно-развлекательной индустрии, в результате чего крупнейшие компании оказались входящими в состав огромных холдингов, объединяющих производителей в сферах информационных, развлекательных, интернет услуг, электробытовой техники, издательского бизнеса и торговли.
Что касается каналов распространения звукозаписей, то здесь лидерство удерживают такие традиционные способы, как специализированные магазины и другие торговые точки, предлагающие диски в качестве одной из частей своего ассортимента. При этом многие компании имеют собственные розничные сети. Но более распространенным явлением среди фирм грамзаписи стала организация собственных клубов рассылки записей по почте. Этот ход позволил производителям получать больший доход с проданных альбомов при снижении их цены для конечного покупателя. Ценовой фактор играет очень значительную роль в спросе на развлекательные продукты, поскольку последние относятся к предметам роскоши и имеют высокую эластичность спроса по цене и доходу потребителей. Самым последним веянием в области распространения записей стала продажа альбомов через всемирную компьютерную сеть интернет, но особое значение приобрела торговля музыкой через интернет без участия физического носителя, то есть в форме файлов, переписываемых с музыкального сервера на компьютер пользователя.
На первых порах записи передавались по сети на некоммерческой основе, но компании, осознав перспективы подобной деятельности, а также угрозы, исходящие от подобных распространителей, фактически нарушающих авторские права, также активно включились в процесс. Отсутствие физиче-1 ского носителя и прямой контакт производителя и покупателя позволяют не только экономить на издержках производства носителя, транспортировки и продажи, что в конечном итоге снижает цену альбома, но и предоставляют , возможность продажи отдельных композиций, а не целых дисков. Это позволяет гибче реагировать на быстро меняющийся потребительский спрос и намного лучше прогнозировать успех того или иного проекта. На этой основе необходимо сделать вывод о том, что компании звукозаписи должны взять на вооружение преимущества интернета и новейших цифровых технологий передачи данных. Как показано в работе, это на сегодняшний день основной способ расширения рынка записей, а кроме того способ лучшего прогнозирования успеха проекта. Последнее позволяет снизить риск неудачи нового альбома, что является единственной возможностью решения проблемы относительной неэффективности деятельности компаний. | Проблема бесконтрольного распространения продукции в сфере фоно
А графической промышленности, как и в любой другой сфере электронных ус, луг, содержащих высокую долю интеллектуальной собственности, стоит I очень остро. Международная юридическая практика накопила большой опыт по защите нематериальных продуктов человеческой деятельности. Сюда относятся законы об авторском праве и смежных правах на национальном уровне, а также значительное число международных соглашений и конвенций, регулирующих торговлю интеллектуальной собственностью. Музыкальный бизнес, как и всякий другой вид деятельности, связанный прежде > всего с нематериальной составляющей, полностью зависит от четкого соблюдения законодательных норм, и это определяет важность правовых вопросов для функционирования отрасли. По новому данный вопрос встал тогда, когда научно-технический прогресс сделал крайне легким копирование продукта после его выпуска в свет. Мировая практика пошла по косвенному пути защиты прав авторов от несанкционированного личного копирования, введя так называемый налог на частное копирование. Данным налогом облагаются чистые аудио- и видеоносители, а также записывающая аппаратура, а собранные средства распределяются между авторами в соответствии с популярностью их произведений. Однако проблема в основном стала заключаться в незаконном производстве копий в промышленных масштабах с целью получения дохода. Данное явление получило название пиратства и приобрело угрожающие размеры.
Особенности электронных развлекательных продуктов, к которым относятся и звукозаписи, такие как большие инвестиции в производство продукта, легкость его копирования, трудность контроля и владения нематериальными активами и другие, стали питательной средой для масштабного подделывания издаваемых альбомов с целью получения доходов путем ухода от необходимых авторских выплат и возмещения издержек на создание продукта. Многократная разница в цене на пиратскую и легальную продукцию создает хорошие условия для стабильного рынка сбыта контрафакга при отсутствии надлежащих мер судебно-правовой защиты. Благодаря этому на сегодняшний день каждый третий продаваемый в мире предварительно записанный аудионоситель является поддельным, а сама проблема пиратства стала основной для отрасли. Наиболее высока активность преступников в развивающихся странах, в то время как высокоразвитые страны столкнулись с проблемой несанкционированного распространения записей через интернет, завоевывающего все большую популярность. Поскольку данное обстоятельство появилось лишь за последние несколько лет, механизм борьбы с этим злом пока находится в стадии разработки и апробации.
Учитывая большие перспективы распространения музыки через всемирную компьютерную сеть и высокую скорость становления данного процесса, следует отметить, что звукозаписывающие компании и государственные организации, занимающиеся защитой прав интеллектуальных собственников, имеют ограниченный ресурс времени для становления правил игры в данной сфере. Это значит, что заинтересованные лица должны сконцентрировать свои усилия на по-возможности наиболее быстром и четком решении проблемы.
Подводя итог современному состоянию рынка электронных развлекательных услуг и тенденциям его развития (рассмотренным на примере индустрии звукозаписи) можно заключить следующее:
0 успешное функционирование рынка полностью зависит от проработанности правовой базы и степени исполнения законодательства по интеллектуальной собственности, причем данная зависимость усиливается при научно-техническом прогрессе; деятельность в сфере электронных развлекательных услуг является высокорискованным бизнесом, требующим крупных первоначальных капиталовложений; развитие идет по пути снижения рискованности операций, но помимо этого первоначальные инвестиции имеют тенденцию к росту; низкие барьеры для вхождения в отрасль компенсируются высокими рисками, и в ближайшее время новичкам по-прежнему будет чрезвычайно сложно удержаться на рынке; отрасли, производящие электронные развлекательные услуги, относятся к высококонцентрированным и глубоко интегрированным, несмотря на присутствие множества мелких независимых производителей; данная ситуация очевидно сохранится, несмотря на широкие возможности, предоставляемые небольшим компаниям новыми технологиями; легкость копирования продукта после его выпуска составляет ключевую особенность продукции производителей электронных информационно-развлекательных услуг, это обстоятельство обуславливает высокие масштабы подделок товаров, а также нелицензированного использования в личных целях; развитие интернета вывело данную проблему на новый уровень и от успехов технического противодействия неразрешенному копированию во многом зависит благополучие отрасли.
Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Алексеев, Антон Рудольфович, 2002 год
1. Б им Р.П., Джейгер Ф., Мак-Грэт У.Б., "Применение законов о защите прав интеллектуальной собственности в Соединенных Штатах Америки", Москва: Юридическая школа им. Дж. Маршалла, 1998.
2. Богатова Л.Ю., "Права авторов произведений науки, литературы и искусства", Москва: Диалог-МГУ, 1999.
3. Богуславский М.М., "Международное частное право", Москва: Международные отношения, 1997.
4. Вишневецкий Л.М., Иванов Б.И., Левин Л.Г., "Формула приоритета. Возникновение и развитие авторского и патентного права", Ленинград: Наука, 1990.
5. Гаврилов Э.П., "Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах", Москва: Правовая культура, 1996.
6. Григорян С.А., "Всемирная торговая организация: правовые проблемы вступления России", Ростов-на-Дону: Рост. гос. экономическая академия, 1998.
7. Гуревич С.М., "Экономика средств массовой информации: Учебное пособие", Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 1999.
8. Жильцов Е.Н., "Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг", Москва: Изд-во МГУ, 1991.
9. Жильцов Е.Н., Восколович Н.А., Казаков В.Н., "Экономика сферы платных услуг", Казань, 1996.
10. Кузнецов М.Н., "Правовые вопросы охраны интеллектуальной собственности в международном частном праве", Москва: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1977.
11. Кузнецов М.Н., "Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве", Москва: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1988.
12. Матвеев Ю.Г., "Международная охрана авторских прав", Москва: РусДвор, 2000.
13. Никифорова Н.В., "Услуги в системе мировой торговли. Научно-аналитический обзор", Москва: АН СССР ИНИОН, 1990.
14. Николин В.А., "Компакт-диски и CD-устройства", С.-Петербург: Лань, 1997.
15. Пиндайк Р., Рубинфельд Д., "Микроэкономика", Москва: Дело, 1992.
16. Ростокер М., "Экономические основы защиты прав интеллектуальной собственности в условиях информационной революции", Москва, 1998.
17. Сергеев А.П., "Авторское право России", С.-Петербург: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1994.
18. Терехова О.В., "Индустрия досуга в США: Экономическое исследование", Москва: Наука, 1983.
19. Фейгельсон В.М., "Интеллектуальная собственность, недобросовестная конкуренция и ноу-хау", Москва: Российское агентство по патентам и товарным знакам, Всероссийский НИИ патентной информации, 1997.
20. Шатров В.П., "Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права", Москва: Международные отношения, 1982.
21. Шатров В.П., "В.О.И.С.", Москва: Международные отношения, 1969.
22. Чуковская Е.Э., "Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование", Москва: РосКонсульт, 1999.
23. Bailey J., "Electronic commerce: prices and consumer issues for three products: books, compact discs and software", Paris: OECD DSTI/ICCP/IE(98)4/Final, 1998.
24. Degeratu A., Rangaswamy A., Wu J., "Consumer choice behaviour in online and regular stores: the effects of brand name, price and other search attributes", Cambridge, Massachusetts, 1998.
25. Denisoff R. S., "Tarnished Gold: The Record Industry Revisited", New Brunswick, NJ: Transaction Books, 1986.
26. Fink M., "Inside the Music Business: Music in Contemporary Life", New York: Schirmer Books, 1989.
27. Hietala M., "Services and Urbanization at the turn of the century: the diffusion of innovations", Helsinki: Studia Historica, 1987.
28. Kurabashi Y., Matsuda Y., "Economic and social aspects of the performing arts in Japan", Tokyo: Hitotsubashi Univ., 1988.
29. Maddison A., "Monitoring the World Economy, 1870-1992", Paris: OECD, 1995.
30. Porter M., "How competitive forces shape strategy", Harvard Business Review, p. 137-145, March-April 1979.
31. Salkever A., "Digital Music's New Battle Hymn", Business Week, June 21,2001.
32. Schreyer P., "The contribution of information and communication technology to out1.put growth: a study of the G7 countries", Paris: OECD, 2000.i
33. Д 53. "Intellectual property rights: The music and film industry: Hearing before the Subcomm. on internal economic policy and trade of the Comm. on internal relations,
34. Журнал "Коммерсантъ" №39 1994; №4,39 1995; №10 1996.
35. Журнал "Эксперт" №17 1996; №41,43 1997; №5 1998; №10,49 1999; №12 2000; №15,32,35 2001.
36. Журнал "The Economist", num. 7912 1995; num. 8063,8074 1998.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.