Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Ястремский, Тимур Сергеевич

  • Ястремский, Тимур Сергеевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 227
Ястремский, Тимур Сергеевич. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2006. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ястремский, Тимур Сергеевич

Введение

I. Танцевальная электронная музыка в культуре XX века

1.1 Социально-культурные предплки возникновения и популяризации танцевальной электронной музыки в XX веке

1.2 История формирования и развития танцевальной электронной музыки в XX - начале XXI веков. Понятие «танцевальная электронная музыка».

1.3 Классификацияилей танцевальной электронной музыки.

Выводы по I главе

II. Технологические аспекты создания танцевальной электронной музыки на современном этапе развития музыкальной культуры

2.1 Срева выразительни танцевальной электронной музыки

2.2 Студийная практика в процессе создания танцевальной электронной музыки

2.3 Основные направления создания произведений танцевальной электронной музыки

Выводы по II главе

III. Особенности реализации танцевальной электронной музыки

3.1 Формы реализации произведений танцевальной электронной музыки в социально-художественном пространстве современной культуры

3.2 Представление танцевальной электронной музыки в рамках дотек

3.3 Представление танцевальной электронной музыки в виде публикаций на компакт-дисках и других носителях, а также в рамках радийных и телевизионных эфиров

Выводы по III главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков»

Актуальность темы исследования танцевальной электронной музыки в контексте художественной культуры рубежа XX-XXI веков состоит в том, что данное музыкальное направление играет значимую роль в общественной музыкальной жизни, особенно в молодежной среде. Недостаточная изученность, тесная взаимосвязь с другими видами искусства, необходимость комплексного подхода в изучении культурных и музыкальных явлений современности также актуализируют исследование танцевальной электронной музыки с позиций современного искусствоведения.

Необходимо отметить, что музыка, как и искусство в целом, несет в себе не только эстетическую функцию, но и воспитательную. И танцевальная электронная музыка, являясь доминантой молодежной субкультуры современности, в значительной степени определяет эстетические и нравственные ориентации молодых людей. Молодые люди нередко через танцевальную электронную музыку начинают свое знакомство с музыкой как с видом искусства, и воспитательная роль танцевальной электронной музыки, по нашему мнению, в этом плане весьма значима.

Сегодня танцевальная электронная музыка необычайно разнообразна и далеко не всегда отвечает профессиональным критериям качества. Перед нами стоит задача осмысления этого направления с искусствоведческой позиции. Следовательно, вопрос о качестве танцевальной электронной музыки и способах ее функционирования представляется чрезвычайно важным.

Танцевальная электронная музыка благодаря средствам массовой коммуникации занимает все большее место в культурной жизни общества в целом, так как множество теле- и радиопрограмм ориентированы на представление музыки данного направления (Программы «Центр ритма» - канал MTV, Танцевальный хит-парад на Муз-ТВ, «День и Ночь» - СТС-Петербург, программы «Радио-Рекорд», «Европа-Плюс», «Динамит-ФМ», «Радио Спутник» и др.). Но и здесь мы нередко сталкиваемся с отсутствием профессионального подхода к оценке тех или иных произведений, а также качеству их представления.

Танцевальная электронная музыка напрямую связана с развитием современных технологий. Их изменение, развитие, различные способы использования в процессе воспроизведения танцевальной электронной музыки также еще недостаточно исследованы, как и мало исследована сфера использования новейших технологий в качестве средств выразительности современного музыкального искусства. Танцевальная электронная музыка опирается во многом именно на эти средства выразительности.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью искусствоведческого осмысления танцевальной электронной музыки как явления художественной культуры рубежа XX-XXI веков, что отвечает тенденциям развития современной музыкальной жизни и раскрывается в ее конкретных явлениях.

Степень разработанности проблемы. В ходе проведенной работы было установлено, что на современном этапе тематика настоящей диссертации является недостаточно исследованной, и публикаций, посвященных научному осмыслению танцевальной электронной музыки как художественного, социально-культурного и музыкального явления XX-XXI веков, практически не существует.

В отечественном теоретическом искусствознании существует достаточное количество работ, посвященных рассмотрению специфики истории развития музыкального искусства и культуры в XX веке (М.Г. Арановский, Э.Н Артемьев, Б.В. Асафьев, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, JT.B. Кириллина, Ц. Когоутек, В.Д. Конен, С.Т. Махлина, С.С. Павлишин, С.И. Савенко, В.Н. Холопова, Н.Г. Шахназарова, Т.Е. Шехтер и другие)1.

1 Арановский М.Г. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Изд-во ГИИ, 1997. - С. 7-24; Асафьев Б.В. О музыке XX века. - Л.: Музыка, 1982. - 200 е.; Артемьев Э.Н. От технологий конкретной музыки к музыке компьютерной: новые способы музыкального мышления // www.electroshock.ru; Иконникова С.Н. Молодежь и культура. - М.: Знание, 1989. - 64 е.; Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - Л.: Лениздат, 1987. - 205 е.; Каган М.С. Введение в историю мировой культуры.

Каждый век характеризуется своим типом культуры, со своими специфическими особенностями, отличающими одну культурную эпоху от другой. Как справедливо отмечает С.Т. Махлина: «Нет вечной культуры»1. И в этом плане культура XX века - не исключение.

Место XX века в истории мировой музыкальной культуры уникально. Технические изобретения и открытия в области науки изменили лицо мира в XX столетии. Б.В. Асафьев справедливо отмечает, что музыка «восприняла, как восприняла и поэзия, и живопись, все красивое и безобразное, чем живет современный город и современная толпа.» . Музыкальная культура XX века отличается особым разнообразием проявлений взглядов на место и роль музыки в жизни человека, на используемые средства выразительности, способные отразить новое время, эпохи перемен, глобальных войн, революций, научно-технических достижений.

М.Г. Арановский отмечает, что «музыкальное многоязычие воистину стало о эмблемой культуры XX века» . В качестве одной из черт данной тенденции, мы можем отметить, что именно в XX веке логика внеевропейской музыкальной культуры становится доступной для европейских музыкантов.

М.С. Каган в свою очередь указывает на усиливающееся раздвоение культуры на элитарную и массовую, характерное для XX столетия и утверждает,

Книга вторая. - СПб.: Петрополис, 2003. - С. 213-308; Каган М.С. Музыка в мире искусства. - СПб.: UT,1996. -С. 185-211; Кириллина Л.В. Идея развития в музыке XX века // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - С.101-126; Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века / пер. с чешского К.Н. Иванова. - М.: Музыка, 1976. - 367 е.; Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1997. - 540 е.; Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. -СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 1995. - 217с.; Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Автореферат диссертации кандидата искусствоведения / ЛГиК, - Л., 1986. -16 е.; Павлишин С.С. Зарубежная музыка XX века. Пути развития. Тенденции. - Киев: Музична УкраТна, 1980. -212 е.; Савенко С.И. Карлхайнц Штокхаузен // XX век. Зарубежная музыка: очерки и документы: вып.1 / под. ред. М.Г. Арановского и А.А. Баевой. - М.: Музыка, 1995. - с. 11-34; Холопова В.Н. Ритмические новации // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - M.: Изд-во ГИИ, 1997. - С. 553-589; Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. - М.: Музыка, 1971. - 304 е.; Шахназарова Н.Г. Художественная традиция в музыке XX века. - М.: Изд-во ГИИ, 1997. - 134 е.; Шехтер Т.Е. Современное искусство и арт-рынок // Художественный рынок как объект гуманитарного знания: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21-23 января 2004 года. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004. - С.6-13 и другие.

1 Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 1995. - С.168.

2 Асафьев Б.В. О музыке XX века. - Л.: Музыка, 1982. - С. 156.

3 Арановский М.Г. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М.Г. Арановский.-М.: Изд-во ГИИ, 1997.-С. 15. что «во второй половине века проблема раздвоения культуры на элитарную и массовую приобрела новые аспекты, ибо благодаря небывалому развитию техники последняя получила возможность оказывать на художественную культуру такое влияние, какого не могла иметь в прошлом веке, когда она казалась антиподом искусства.»1. В рамках настоящего исследования данное утверждение обретает особую актуальность, поскольку танцевальная электронная музыка относится, прежде всего, к сфере массового искусства и ее появление непосредственно связано с развитием технологий.

Одной из характерных тенденций в музыкальной культуре XX века является внедрение больших денежных средств и законов развития рынка. Влияние бизнеса на массовое музыкальное искусство XX столетия отмечает в своих исследованиях С.Н. Иконникова: «Популярные ансамбли неизбежно сталкиваются с искушением «большого бизнеса», сулящего деньги и прочие блага, и они редко удерживаются, чтобы не попасть в коварные сети. И хотя требования молодежного рынка воздействуют на индустрию пластинок, магнитофонных записей, но могущество капитала в этой отрасли столь значительно, что именно он диктует моду на исполнителей, формирует вкусы молодежи, превращая ее Л увлечения в выгодный товар.» . Необходимо отметить, что законы рынка оказывают значительную роль и в развитии танцевальной электронной музыки.

Для настоящего диссертационного исследования особый интерес представляет утверждение известного отечественного музыковеда В.Н. Холоповой: «XX век - «век ритма». «Ритмическая музыка» XX века была ответом на возросшую в этом столетии активность образа жизни человека. .Ритмика потребовала такой же работы, как сочинение тематизма, гармонии, музыкальной формы»3. Именно вопросы ритма являются одними из ключевых в рассмотрении выразительных средств танцевальной электронной музыки.

1 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. - СПб.: Петрополис, 2003. - С. 277.

2 Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - Л.: Лениздат, 1987. - С. 186.

3 Холопова В.Н. Ритмические новации // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Изд-во ГИИ, 1997. - С, 554, 585-587.

Также немаловажными являются проблемы внедрения электронных технологий в музыкальное искусство и исследования, предпринятые в данном направлении Э.Н. Артемьевым, С.И. Савенко, А.И. Смирновым и другими.

Исследования развития музыкального искусства в XX веке позволяют нам выявить основные предпосылки возникновения и развития танцевальной электронной музыки.

Отдельную группу составляют научные работы, посвященные рассмотрению теории, истории развития музыки сферы «третьего пласта» в XX веке (А.С. Козлов, Д.Л. Коллиер, В.Д. Конен, Е.Б Костюк, И.Л. Набок, Е.В. Овчинников, У. Сарджент, A.M. Цукер и другие)1.

В частности В.Д. Конен в своих исследованиях анализирует историю развития музыки сферы «третьего пласта» в XX веке в США и Европе, не только как музыкального, но и как социально-культурного явления. Выявляются основные предпосылки появления новых направлений в музыке данной сферы. Прослеживается четкая взаимосвязь новых музыкальных явлений XX века с социальными, политическими, культурными, экономическими событиями данного периода. Проводимое автором исследование касается также выразительных средств в основных направлениях музыки сферы «третьего пласта» в XX веке - в джазе и роке. Прежде всего отмечается превалирующая роль рит

1 Козлов А.С. Рок-музыка: истоки и развитие. - М.: Мега-Сервис, 1998. - 192 е.; Коллиер Д.Л. Становление джаза: Популярный исторический очерк. Пер. с англ. - М.: Радуга, 1984. - 390 е.; Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыкальной культуре XX века. - М.: Музыка, 1994. - 157 е.; Конен В.Д. Рождение джаза. - М.: Советский композитор, 1990. - 319 е.; Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1997. - С. 520-538, с. 569-631; Костюк Е.Б. Джаз и современный художественный рынок // Современное искусство и отечественный художественный рынок / под ред. Т.Е. Шехтер. - СПб.: СПбГУП, 2005. - С. 89-112; Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. - Л.: Знание, 1989. - 32 е.; Скафтымова Л.А., Набок И.Л. Музыка и молодежь. (Роль музыкального искусства в идейно-эстетическом воспитании молодежи). - Л.: Знание, 1988. -16 е.; Овчинников Е.В. Архаический джаз: Лекция по курсу «Массовые музыкальные жанры». - M.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. - 56 е.; Овчинников Е.В. Джаз как явление музыкального искусства: К истории вопроса: лекция по курсу «Массовые музыкальные жанры». - M.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 64 е.; Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / Пер. с англ. M.H. Рудковской и В.А. Ерохина; Вступ. статья В.А. Еро-хина; Общ. ред. и коммент. В.Ю. Озерова. - M.: Музыка, 1987. - 296 е.; Цукер A.M. И рок, и симфония. M.: Композитор, 1993. - 304 е.; Цукер A.M. Массовая музыка современной России: смена парадигм // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: Сборник статей. - Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. C.B. Рахманинова, 2005. - С. 134-152; Цукер A.M. Массовая музыка и академическое музыкознание // Цукер A.M. Единый мир музыки: избранные статьи. - Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2003. -С. 222-236; Цукер A.M. Рок в контексте современной музыки // Цукер A.M. Единый мир музыки: избранные статьи. - Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. C.B. Рахманинова, 2003. - С. 306-334. мических выразительных средств, что обосновывается опорой на внеевропейские музыкальные традиции данной музыки.

В рамках настоящего исследования актуальность приобретают также работы A.M. Цукера, посвященные изучению специфики массовых музыкальных направлений. Прежде всего, необходимо отметить исследование в данном ракурсе явления рок-музыки - предшественника танцевальной электронной музыки. Автор выявляет ряд сложностей, возникающих при музыковедческом анализе рок-музыки, среди которых отмечается отсутствие нотных текстов большинства композиций. В связи с этим A.M. Цукер отмечает, что в данном случае возможны все музыковедческие, аналитические операции, однако «они требуют от исследователя повышенной слуховой активности, выдвижения на первый план принципов слухового анализа»1. Использование этих принципов представляется актуальным и в рамках настоящего исследования, так как танцевальная электронная музыка также, как правило, не публикуется в нотопис-ном виде.

Помимо A.M. Цукера специфика рок-музыки, как музыкально-стилистического и социально-культурного явления, рассматривается другими авторами, среди которых выделяются работы И.Л. Набока. Так в исследовании «Рок-музыка: эстетика и идеология», опубликованном в 1989 году, отмечается недостаток на тот момент внимания профессионального музыковедения к рок-музыке, отсутствие каких-либо критериев оценок произведений данного музыкального направления. По нашему мнению, подобную оценку можно дать и нынешнему отношению специалистов-музыковедов к танцевальной электронной музыке. При этом И.Л. Набок отмечает, что «для анализа этого явления (рок-музыки - прим. автора) нужны новые исследовательские приемы, нужен комплексный. подход, сочетающий музыковедческие, философско-эстетические, культурологические, социологические, социально

1 Цукер A.M. Рок в контексте современной музыки // Цукер A.M. Единый мир музыки: избранные статьи. -Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2003. - С. 307. психологические, психофизиологические средства анализа»1. Учитывая тот факт, что танцевальная электронная музыка, по нашему мнению, берет свое начало именно в рок-музыке, данное утверждение представляется актуальным в рамках настоящего исследования.

Однако непосредственно вопросы, относящиеся к сфере танцевальной электронной музыки рубежа XX-XXI столетий, лишь локально освещаются в немногочисленных трудах по этой проблематике, не затрагивая вопросы анализа, систематизации средств выразительности, стилей и подстилей, форм реализации и создания произведений данного музыкального направления.

Имеющиеся публикации по теме настоящего диссертационного исследования можно отнести скорее к научно-популярной литературе, рассчитанной на рядового читателя, так как круг вопросов, и ракурс их рассмотрения имеют поверхностный характер, не ориентированный на глубокое изучение процессов формирования, популяризации и функционирования танцевальной электронной музыки в рамках современной музыкальной культуры.

Для целей настоящего исследования, особый интерес представляет книга А.С. Козлова «Рок-музыка: истоки и развитие», вышедшая в 1989 году и переизданная в 1998 году. Одна из глав данного исследования посвящена музыке стиля «диско» - одного из предшественников современных стилей танцевальной электронной музыки. Большое внимание здесь уделено не только истории развития данного стиля, но и основным социально-культурным, психологическим аспектам его популяризации, функционирования в рамках шоу-бизнеса США 70-х-80-х годов XX века.

Исследованию основных тенденций в современной музыкальной культуре посвящена работа А.Н. Горохова «Музпросвет»2, вышедшая в 2003 году. В ней довольно подробно освещены вопросы истории развития некоторых стилей танцевальной электронной музыки, предпринята попытка оценки степени значимости многих течений в современной музыкальной культуре. Несмотря на

1 Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. - Л.: Знание, 1989. - С. 4.

2 Горохов А.Н. Музпросвет. - М.: Ад Маргинем, 2004. - 335 с. ярко выраженную, по нашему мнению, субъективность суждений автора, данная работа является ценным источником, освещающим исторические и культурные аспекты развития танцевальной электронной музыки в конце XX - начале XXI веков. Немаловажным представляется тот факт, что автор проживает в Германии и имеет возможность более близкого изучения западной музыкальной культуры.

Кроме того, значимыми в контексте настоящей диссертационной работы являются научные труды, посвященные психологическим и социологическим аспектам восприятия музыки слушателями1. Для данной диссертационной работы ключевыми являются вопросы соотношения воспринимаемых человеком музыкальных темпов с внутренними биологическими и физиологическими процессами человеческого организма. Так известный отечественный ученый Е.В. Назайкинский в своем исследовании приводит таблицу соотношений основных музыкальных темпов в диапазоне непосредственного восприятия периодичности и темпов некоторых конкретных областей ритмической деятельности человека (пульс, речь, ходьба). При сопоставлении полученных данных с темпами композиций танцевальной электронной музыки было замечено, что основные темпы композиций танцевальной электронной музыки совпадают, прежде всего, с темпами ходьбы человека.

Отдельную группу исследований представляют труды, посвященные изучению специфической формы музыкального творчества - студийной практики создания композиций электронной музыки: работы с компьютерными программами синтеза, обработки звуков, а также технологических и хуо дожественных аспектов звукорежиссуры, ее акустических основ . В данных Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001. - 252 е.; Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: учебное пособие для вузов. - М.: Высш. школа, 1990. - 303 е.; Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976. -254 с; Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка , 1972. -383; Сохор A.H. Вопросы социологии и эстетики музыки, т.2. - Л.: Советский композитор, 1981.-296 с.

2 Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - С.193.

3 Алдошина И.А., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. - СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2006. -720 е.; Белунцов В.О. Музыкальные возможности компьютера: справочник. - СПб.: Питер, 2000. - 432 е.; Де-ревских В.В. Синтез и обработка звука на PC. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 352 е.; Динов В.Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. - СПб: Геликон Плюс, 2002. - 368 е.; Дворко Н.И., Динов В.Г., Шугаль С.Г., работах рассматриваются основные принципы работы компьютерными музыкальными программами в сферах композиции и исполнительства, раскрываются новые технологические возможности в практической реализации художественных идей.

Так совместная работа С.В. Пучкова и М.Г Светлова «Музыкальные компьютерные технологии: современный инструментарий творчества» охватывает широкий спектр проблем, относящихся к развитию музыкальных компьютерных технологий, а также к практике их применения в решении художественных задач. С.В. Пучков отмечает специфические черты компьютерного музыкального творчества1, указывающие на необходимость наличия у авторов и исполнителей электронной музыки, знаний в области информационных технологий.

В.Г. Динов в своей работе «Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре» раскрывает основные возможности звукорежиссуры в создании фонографических композиций. Рассматриваются специфические свойства записываемых сигналов, процессы их микрофонного приема, обработки. Отдельное внимание уделено фоноколористическим аспектам совмещения звучания различных источников. Несмотря на то, что автор рассматривает преимущественно «живые» акустические инструменты, в рамках настоящего исследования данные вопросы приобретают особую актуальность, так как в них затрагиваются проблемы тембралъных выразительных возможностей в звукозаписи — одного из важнейших художественных средств в электронной музыке.

Также важными представляются исследования основной сферы представления танцевальной электронной музыки - дискотеки, как явления молодежной культуры второй половины XX века, предпринятые А.С. Запесоцким

Кубицкий Ю.А. Основы звукорежиссуры: творческий практикум: учеб. пособие. / под ред. Н.И. Дворко. - СПб.: Издательство СПбГУП, 2005. - 168 е.; Петелин Р.Ю, Петелин Ю.В. Аранжировка музыки на PC. - СПб.: БХВ-Петербург, 1999. - 272 е.; Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Профессиональные плагины для Sonar и Cubase. -СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 592 е.; Петелин Р.Ю., Петелин'Ю.В. Cubase SX. Секреты мастерства. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 640 е.; Пучков С.В., Светлов М.Г. Музыкальные компьютерные технологии: современный инструментарий творчества. - СПб.: СПбГУП, 2005. -232с.; Рабин Д. М. Музыка и компьютер: настольная студия. / перев. с англ. Р.Н. Онищенко и А.Э. Лашковский. - Минск.: ООО «Попурри», 1998. - 272 с. и другие.

Пучков С.В., Светлов М.Г. Музыкальные компьютерные технологии: современный инструментарий творчества. - СПб.: СПбГУП, 2005. - С.30. в его научных работах1. Автор рассматривает основные социальные, культурные, экономические предпосылки появления и развития дискотек, их популяризации среди молодежи. Также предпринято рассмотрение особенностей организации культурного пространства дискотеки с точки зрения психологии воздействия на настроение посетителей. Особенно ценным представляется опыт автора в организации дискотечных мероприятий в нашей стране в 80-х годах XX века, а также сопоставление культурных тенденций в молодежной среде того времени с нынешними реалиями.

В рамках данного исследования немаловажными представляются публикации иностранных авторов, посвященные особенностям развития молодежной культуры второй половины XX века в странах западной Европы и США. Это работы Билла Брюстера (Bill Brewster), Тима Лоуренса (Tim Lawrence), Саймона Рейнолдса (Simon Reynolds), Кея Фикентчера (Kay Fikentscher) и других . В них освещен широкий спектр проблем, связанных развитием танцевальной молодежной культуры, дискотеки, форм творчества, связанных с появлением новой музыкальной профессии - ди-джея, а также многие другие проблемы, относящиеся к тематике данного исследования.

Таким образом, как показал анализ научной литературы, связанной с темой данного диссертационного исследования, существует значительное число трудов, посвященных развитию музыки сферы «третьего пласта» в XX веке, изучению социально-культурной, художественной специфики массовой музыки, вопросам внедрения компьютерных технологий в сферу музыкального творчества, проблемам развития новейших технологий как выразительных средств

1 Запесоцкий А.С. Из истории молодежной культуры: возникновение и развитие дискотек. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004. - 44 е.; Запесоцкий А.С. Музыка и молодежь. - М.: Знание, 1988. - 63 е.; Запесоцкий А.С. Дискотека в досуге молодежи. - Л.: Знание, 1987. - 20 е.; Запесоцкий А.С. Молодежная дискотека: (Пособие для работников культурно-просветительских учреждений и молодежных культурных центров) - М.: ВНМЦНТИКПР , 1988. - 103 е.; Запесоцкий А.С. Методика работы молодежной дискотеки. - Л.: Изд-во ВПШК, 1990,- 103 с.

2 Brewster В., Broughton F. Last night a dj saved my life: the history of the disk jockey - London: Headline Book Pub.,

1999. - 435 p.; Lawrence T. Love saves the day: a history of American dance music culture 1970-1979. - Durham and London: Duke University Press, 2003. - 498 p.; Reynolds S. Generation ecstasy: into the world techno and rave culture. - Boston: Little, Brown, and Company, 1998. - 454 p.; Fikentscher, K. You better work!: underground dance music in New York City. - Hanover & London: Wesleyan University Press, Published by University Press of New England.

2000. - 160 p. и другие. музыки, вопросам психологии музыкального восприятия и других. Однако целостного, теоретико-искусствоведческого изучения танцевальной электронной музыки как явления художественной культуры рубежа XX-XXI веков не проводилось.

Объект исследования - молодежная музыкальная культура рубежа XX-XXI веков.

Предмет исследования - история танцевальной электронной музыки как явления культуры XX-XXI веков, специфика ее средств выразительности и стилей.

Цель диссертационной работы - осмысление танцевальной электронной музыки в контексте музыкальной культуры XX-XXI веков. Достижение поставленной цели предполагает, на наш взгляд, решение следующих задач:

• исследование социально-культурных и художественных факторов, повлиявших на формирование и популяризацию танцевальной электронной музыки в XX веке;

• формулирование понятия «танцевальная электронная музыка»;

• классификация стилей и подстилей танцевальной электронной музыки;

• выявление особенностей, иерархии выразительных средств танцевальной электронной музыки;

• исследование специфики основных направлений создания танцевальной электронной музыки;

• анализ особенностей представления танцевальной электронной музыки в сферах: дискотеки, в рамках радио- и телеэфиров, а также в изданиях компиляций танцевальной электронной музыки на компакт-дисках и других носителях с позиции современного художественного рынка;

• рассмотрение деятельности ди-джеев как особой формы музыкального творчества, основанной на создании нового музыкального произведения - «микса», синтезирующего в себе целые, уже созданные ранее композиции или их фрагменты с новейшими технологиями работы со звуком в соответствии с его художественным замыслом.

Теоретико-методологическим основанием настоящего диссертационного исследования являются труды по философии и теории искусства, эстетике, музыковедению, психологии искусства. В частности, ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:

- эстетико-философское обоснование значения музыкального искусства в системе искусств и социальных функций музыки (Б.В. Асафьев, Н.А. Бердяев, Е.В. Герцман, М.С. Каган, А.Н. Сохор и др.)

- понимание музыкального стиля, как системы музыкального мышления, идейно-художественных концепций, образов и средств их воплощения, возникающей на определенной социально-исторической почве и связанной с определенным мировоззрением (JI.A. Мазель, Ю.Н. Тюлин, В.А. Цуккерман и др.);

- понимание системы средств выразительности музыки как единого комплекса, видоизменяющегося под влиянием исторических, жанровых, художественных факторов (JI.A. Мазель, Ю.Н. Холопов, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман и др.);

- психологическое и социологическое обоснование процессов музыкального восприятия (Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, А.Н. Сохор и др.);

- понимание сферы арт-рынка, как особой специфической среды для формирования новых художественных явлений современного искусства (А.В. Карпов, Т.Е. Шехтер и др.);

- рассмотрение дискотеки, как особой формы досуга, включающей в себя развлекательную, коммуникативную, просветительскую функции, а также как особой специфической среды представления и популяризации танцевальной музыки (А.С. Запесоцкий).

Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией были использованы культурологический, художественно-психологический, типологический методы исследования, метод описания и анализа произведений танцевальной электронной музыки на основе синтеза музыковедческого и зву-корежиссерского анализа.

Источники исследования:

1) научные труды по теме диссертационного исследования (теория и история искусства, музыковедение, звукорежиссура, эстетика, психология и социология искусства);

2) результаты социологических исследований аудитории искусства, в том числе посетителей петербургских дискотек и слушателей танцевальной электронной музыки;

3) профессиональные периодические издания («Шоу-Мастер», «Install-Pro», «Звукорежиссер» и другие) и информационно-художественные интернет-порталы (www.dj.ru, www.inthemusic.ru,www.upliflo.ru,www.atmo.ru, www.di.fm и другие), в которых освещаются события современной музыкальной жизни, рецензируются новые издания танцевальной электронной музыки на компакт-дисках и других носителях;

4) практические разработки автора по созданию композиций танцевальной электронной музыки.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

1) в научном осмыслении явления танцевальной электронной музыки рубежа XX-XXI веков, что заключается:

• в определении понятия «танцевальная электронная музыка»;

• в классификации стилей танцевальной электронной музыки, сформировавшихся на рубеже XX-XXI веков;

• в выявлении основных направлений создания композиций танцевальной электронной музыки;

2) в научном осмыслении практики социального функционирования танцевальной электронной музыки, что выражается:

• в обосновании взаимного влияния процессов создания и представления композиций танцевальной электронной музыки;

• в исследовании нового типа музыкального творчества на примере деятельности ди-джеев.

Практическая значимость. Данное исследование может служить:

1) как искусствоведческая основа для исследований, связанных с проблемами изучения современных музыкальных стилей;

2) как научно-методологическая основа для преподавания таких дисциплин, как «История музыки», «Популярная музыка», «Современная музыка», «Современное искусство» в музыкальных училищах и гуманитарных вузах;

3) как методическое пособие для организации музыкальных культурно-досуговых мероприятий (дискотек и пр.).

На защиту выносятся следующие положения:

1) обоснование социально-культурных и художественных предпосылок появления танцевальной электронной музыки и истории ее развития;

2) типология стилей танцевальной электронной музыки, сформировавшихся на рубеже XX-XXI веков;

3) понимание дискотеки, не только как формы досуга, но и как сферы представления танцевальной электронной музыки, влияющей также на процессы создания ее композиций, а также иные сферы реализации;

4) понимание деятельности ди-джеев как новой формы музыкального творчества.

Апробация работы прошла в рамках курса «Популярная музыка» на кафедре искусствоведения СПбГУП в период 2004 - 2006 гг., а также в рамках лекций по истории современной музыки для учащихся средних школ Санкт-Петербурга в период 2004-2005 гг.

Отдельные положения и результаты исследований также обсуждались на Межвузовской научно-практической конференции «История культуры Петербурга и современность» (30 июня 2005 года), Ежегодных Всероссийских научно-методических межвузовских конференциях «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (29 октября 2004 года, 26-27 октября

2005 года), Всероссийской научно-практической конференции «Современный художественный рынок России: вопросы становления и развития» (31 января

2006 года), а также в ряде научных публикаций.

В первой главе «Танцевальная электронная музыка в культуре XX века» рассматриваются основные социально-культурные предпосылки возникновения танцевальной электронной музыки в XX веке, исследуется история ее формирования. Также приводится определение понятия «танцевальная электронная музыка», классифицируются ее стили.

Во второй главе «Технологические аспекты создания танцевальной электронной музыки на современном этапе развития музыкальной культуры» рассматриваются средства выразительности танцевальной электронной музыки, студийная практика работы над композициями данного музыкального направления, а также выявляются основные направления создания произведений танцевальной электронной музыки.

В третьей главе «Особенности реализации танцевальной электронной музыки» рассматриваются основные формы реализации произведений танцевальной электронной музыки, выявляется их специфические черты и взаимосвязь с процессами создания композиций данного музыкального направления.

В заключении подводятся основные результаты исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Ястремский, Тимур Сергеевич

Выводы по III главе

Таким образом, исследование процесса реализации танцевальной электронной музыки выявило основные области ее применения: 1) дискотека, как основная сфера представления; 2) выпуск на разнообразных звуковых носителях: виниловых дисках, компакт-дисках, DVD-дисках, компакт-кассетах;

3) трансляция в эфире радиостанций и телеканалов; 4) прикладное применение в рекламных и презентационных видео- и аудиороликах.

Особая специфика танцевальной электронной музыки, как одного из наиболее популярных направлений рубежа XX-XXI веков, создает условия для внедрения принципов коммерции в процессы реализации композиций данного музыкального направления. Рассмотрение процесса ее создания и представления с позиций современного художественного рынка выявило основные структурные составляющие комплекса: 1) производители художественных ценностей: авторы, фирмы звукозаписи, ди-джеи; 2) потребители художественных ценностей: посетители дискотек, покупатели компакт-дисков и других носителей с записями композиций танцевальной электронной музыки, слушатели радиостанций, телезрители; 3) институты-посредники: дискотеки, клубные заведения, в рамках которых они функционируют, фирмы-переиздатели, ди-джеи;

4) институты, законодательно регулирующие сферу арт-рынка: авторские общества, ассоциации производителей фонограмм.

208

Заключение

Проведенное исследование - танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX-XXI веков - показало, что формирование и популяризация данного музыкального направления ознаменовали новый этап в эволюции музыкального искусства, а сама танцевальная электронная музыка представляет собой значительную часть «культурного облика» общества данного периода времени.

Исследование социально-культурных и художественных предпосылок, повлиявших на формирование и популяризацию танцевальной электронной музыки в XX веке, выявило три основных фактора: 1) рост популярности в XX веке музыки сферы «третьего пласта» и ее танцевальных жанров; 2) внедрение в музыку сферы «третьего пласта», и в танцевальную музыку, в частности, достижений электронной музыки профессиональной композиторской школы, ее выразительных средств и возможностей; 3) появление и развитие дискотеки, как новой формы досуга молодежи, и как новой специфической среды для представления танцевальной электронной музыки.

На историю формирования стилей танцевальной электронной музыки повлияли идейные убеждения музыкантов, творческие эксперименты, коммерческая направленность, стремление наибольшего воздействия на аудиторию.

Особая специфика и уникальность танцевальной электронной музыки проявляется как в сфере ее создания, выразительных средствах, так и в сфере ее представления, формах реализации.

Рассмотрение студийной практики создания композиций танцевальной электронной музыки выявило ряд особенностей, характерных для данного направления. Так, отсутствие процесса нотной фиксации, когда автор создает в студии звукозаписи «готовую» звучащую композицию, с одной стороны помогает ему более точно донести до слушателей свой творческий замысел, с другой - затрудняет изучение произведений танцевальной электронной музыки для профессионального музыковедения. В связи с этим, при рассмотрении композиций танцевальной электронной музыки, автор данного исследования предлагает использование нового типа анализа - на основе синтеза методов музыковедческого и звукорежиссерского анализа.

В ходе исследования было установлено, что определяющими характеристиками в классификации стилей, сформировавшихся в рамках танцевальной электронной музыки, являются типы звучаний тех или 'иных партий, а также композиций в целом. Были выявлены 6 основных стилей танцевальной электронной музыки, сформировавшихся на рубеже XX-XXI веков: «хаус», «транс», «техно», «брейкбит», «джангл», «хардкор». Каждый стиль рождает множество подстилей, количество которых постоянно умножается. При этом важной характеристической чертой является то, что многие подстили художественно близки друг к другу, и между ними нет жестких различительных границ в средствах выразительности. Одним из определяющих факторов в разделении каждого из стилей танцевальной электронной музыки на подстили является характеристика звучания.

Рассмотрение выразительных средств танцевальной электронной музыки выявило следующие особенности: 1) превалирующая роль ритмических выразительных средств - ритма, метра, акцентов, темпа в общей системе средств музыкальной выразительности; 2) возросшая роль тембральных выразительных средств, непосредственно определяющих тип звучания композиций, а следовательно и принадлежность к стилю, подстилю; 3) незначительная роль высотных выразительных средств - мелодии,: гармонии, лада, темперации. Применение электронных средств обработки звукового сигнала при создании композиций танцевальной электронной музыки позволяет расширить возможности имеющихся средств выразительности за счет их использования.

Внедрение в сферу музыкального творчества электронных музыкальных инструментов, техники звукозаписи, а также компьютерных технологий делает необходимым наличие у авторов профессиональных навыков работы в сфере звукорежиссуры и музыкального программирования.

Исследование выявило, что основными областями реализации танцевальной электронной музыки являются: 1) дискотека, как основная сфера представления; 2) выпуск произведений данного направления на разнообразных звуковые носителях: виниловых дисках, компакт-дисках, DVD-дисках, компакт-кассетах; 3) трансляция в эфире радиостанций и телеканалов. Столь широкое распространение танцевальной электронной музыки еще раз подтверждает ее популярность и востребованность у современного слушателя.

Исследование позволяет сделать следующий вывод: специфика произведений танцевальной электронной музыки в совокупности с особыми условиями ее представления в рамках дискотек, создали естественные условия для появления нового типа музыканта - ди-джея - человека, который посредством работы с уже созданным музыкальным материалом, создает новое музыкальное произведение - «микс».

Рассмотрение примеров композиций танцевальной электронной музыки, а также «миксов» ди-джеев, состоящих из аналогичных композиций, позволило выявить основные направления создания произведений танцевальной электронной музыки: 1) создание самодостаточных, «самостоятельных» композиций; 2) создание композиций как составных частей будущих компиляций. В рамках ди-джейского творчества, направленного на создание «миксов», сформировались также 2 основных направления: 1) «микс» как простейшая непрерывная последовательность звучащих композиций; 2) «микс» как компиляция особого типа, созданная с использованием разнообразных сочетаний фрагментов музыкальных треков, применением обработок сигнала.

Проведенное исследование выявило участие ди-джеев во всех областях реализации танцевальной электронной музыки. «Микс» как форма представления музыкальных композиций данного направления, получил широкое распространение не только в рамках дискотеки, но и при издании на компакт-дисках, трансляциях в рамках радио- и телеэфиров.

Однако основной областью реализации танцевальной электронной музыки остается дискотека. С ней связаны основные факторы развития музыки данного направления, ее популяризации.

Современная дискотека - это отдельная сфера бизнеса, включающая в себя целый комплекс технических, интеллектуальных, творческих средств достижения коммерческого успеха. Танцевальная электронная музыка является непосредственной составляющей этого комплекса. Стилистическая направленность танцевальной электронной музыки, звучащей в стенах того или иного заведения, во многом зависит от его целевой аудитории. Так дискотеки, в рамках которых звучит музыка направления «хард-дэнс»: «хард-хаус», «хард-транс», или «драм-н-бейс» в основном ориентированы на посетителей 1822 лет, в то время как дискотеки, представляющие «дип-хаус», «минимал-техно», «тек-хаус» ориентируются на- более возрастных слушателей, возраст которых от 22-24 лет и старше.

Воздействие танцевальной электронной музыки на посетителей дискотеки строится на взаимодействии всех составных частей дискотечного комплекса: музыка, световое оформление, интерьер клуба.

Коммерческий фактор, играющий немаловажное значение в процессе реализации танцевальной электронной музыки, обосновывает рассмотрение процесса ее создания и представления в новом ракурсе - с позиций современного художественного рынка. В ходе исследования были выявлены основные структурные составляющие этого комплекса: 1) производители художественных ценностей: авторы, фирмы звукозаписи, ди-джеи; 2) потребители художественных ценностей: посетители дискотек, покупатели компакт-дисков и других носителей с записями композиций танцевальной электронной музыки, слушатели радиостанций, телезрители; 3) институты-посредники: дискотеки, клубные заведения, в рамках которых они функционируют, фирмы-переиздатели, ди-джеи; 4) институты, законодательно регулирующие сферу арт-рынка: авторские общества, ассоциации производителей фонограмм.

Правомерность полученных в ходе работы выводов определяется опорой при проведении исследования на философские, культурологические, психологические, социологические, искусствоведческие и музыковедческие принципы, что, применительно к теме диссертации, означало рассмотрение проблемы в контексте реально сложившейся социально-культурной ситуации, основываясь на фундаментальных трудах и позициях ведущих ученых в области искусствоведения, музыковедения, культурологии, эстетики, психологии, звукорежиссуры при разработке теоретической концепции, на достоверных результатах конкретных научных исследований, проводимых по апробированным в отечественном искусствоведении и науке методикам.

Научная новизна работы подтверждается тем, что в ней исследуются социально-культурные и художественные факторы, повлиявшие на формирование и популяризацию танцевальной электронной музыки в XX веке; формулируется понятие - танцевальная электронная музыка; классифицируются ее стили и подстили; исследована специфика основных направлений создания танцевальной электронной музыки; выявлены особенности выразительных средств танцевальной электронной музыки; рассмотрены основные сферы представления танцевальной электронной музыки с позиций современного художественного рынка: 1) дискотека; 2) выпуск произведений данного направления на разнообразных звуковые носителях: виниловых дисках, компакт-дисках, DVD-дисках, компакт-кассетах; 3) трансляция в эфире радиостанций и телеканалов; выявлена и рассмотрена новая форма музыкального творчества на примере деятельности ди-джеев, создающих новое музыкальное произведение - «микс», синтезирующий в себе целые, уже созданные ранее композиции или их фрагменты с новейшими технологиями работы со звуком в соответствии с его художественным замыслом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ястремский, Тимур Сергеевич, 2006 год

1. Алдошина И.А., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2006. - 720 с.

2. Апрелева В.А. Музыка, как выражение и предвосхищение культуры. -СПб.: Инфо-да, 2004. 368 с.

3. Апрелева В.А. Музыка как эстетическая реальность. Теоретически проблемы. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 326 с.

4. Апрелева В.А. Очерки по гносеологии и психологии музыкального процесса. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. 178 с.

5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. -376 с.

6. Асафьев Б.В. О музыке XX века. JL: Музыка, 1982. - 200 с.

7. Баранов Ф. Бесконечный тур Пола Ван Дийка // Шоу-Мастер. 2004. -№4.-С. 88-89.

8. Белунцов В.О. Как стать Ди-Джеем: Создание танцевальной музыки и ремиксов на компьютере. М.: ДЕС.С КОМ, 2001. - 160 с.

9. Белунцов В.О. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. М.: ДЕСС КОМ, 2000. - 512 с.

10. Ю.Белунцов В.О. Музыкальные возможности компьютера: справочник. -СПб.: Питер, 2000.-432 с.

11. Бердяев Н.А. Философия творчества,' культуры и искусства, т. 1. М.: Искусство, 1994. - 541 с.

12. Богачев Г.В. Звуковой редактор WaveLab. М.: Мелограф. 1998. - 118 с.

13. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В. Энциклопедия популярной музыки. -Минск: Экономпресс, 2002. 415 с.

14. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 219 с.

15. Браун Р. Дж. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере / пер. с англ. Ю.А. Левчук. М.: ЭКОМ, 1998. - 447 с.

16. Бурлака А.П., Запесоцкий А.С. В ритме эпохи: Очерки истории музыки «рок». СПб.: Изд-во СПбГУП, 1994. - 85 с.

17. Бытовая музыкальная культура: история и современность: Тезисы докладов научной конференции. Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 1995. -146 с.

18. Володин А.А. Электронные музыкальные инструменты. М.: Энергия, 1970.- 144 с.

19. Высшее гуманитарное образование в условиях современных аудиовизуальных технологий: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, 29-30 января 2004 года. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004. - 184 с.

20. Галлеев Г.М. Светомузыка в системе искусств. '- Казань: Изд-во КГК, 1991.-88 с.

21. Гарбузов Н. А. Зонная природа темпа и ритма. М.: Академия наук СССР, 1950.-75 с.

22. Гарригус С.Р. Sound Forge. Музыкальные композиции и эффекты / пер. с англ. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 366 с.

23. Герцман Е.В. Петербургский Теоретикон. Одесса: Вариант, 1994. -901с.

24. Герцман Е.В. Пифагорейское музыкознание. СПб.: ИЦ Гуманитарная Академия, 2003. - 380 с.

25. Горохов А.Н. Музпросвет. М.: Ад Маргинем, 2004. - 335 с.

26. Грюнберг П.Н. История начала грамзаписи в России. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 650 с.

27. Дворко Н.И. Профессия режиссер мультимедиа. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004. - 160 с.

28. Дворко Н.И., Динов В.Г., Шугаль С.Г., Кубицкий Ю.А. Основы звукоре-жиссуры: творческий практикум: Учеб. пособие / под ред. Н.И. Дворко. -СПб.: Издательство СПбГУП, 2005. 168 с.

29. Деревских В.В. Синтез и обработка звука на PC. СПб.: БХВ-Петербург, 2002.-352 с.

30. Динов В.Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. СПб: Геликон Плюс, 2002.-368 с.

31. Еременко К.А. Музыка от ледникового периода до века электроники. Книга 2.-М.: Сов. Композитор, 1991.-287 с.

32. Живайкин П. Стили популярной музыки. Часть 1 // Звукорежиссер. -2002.-№ Ю. С.78-84.

33. Житомирский Д.В., Леонтьева О.Т, Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны. -М.: Музыка, 1989. 303 с.

34. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. - 252 с.

35. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. JL: Лениздат, 1987. - 205 с.

36. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. М.: Знание, 1989. - 64 с.

37. Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1974. -167 с.

38. Ильин К. История HOUSE // D:PM (Dance Planet Magazine). 2005. - №2 -С. 58-61.

39. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. СПб.: Петрополис, 2003. - 320 с.

40. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

41. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис , 1996. - 415 с.

42. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: UT,1996. - 232 с.

43. Каган М. С. Социальные функции искусства. Л.: ЗнаниеД978. - 34 с.

44. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: учебное пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1990. - 303 с.

45. Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие. Астрахань: ИПЦ «Факел» ООО «Астраханьгазпром», 2001. - 366 с.

46. Карпов А.В. Искусство в интерактивном пространстве культуры // Kafis: сборник научных статей кафедры искусствоведения СПбГУП. Выпуск 1 / Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. СПб.: Литера, 2003.-с. 55-63.

47. Кириллина Л.В. Идея развития в музыке XX века // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - с. 101-126.

48. Кирюхин В. Брейк умер! Да здравствует брейк! // Огонек. 1986. - №43. - с.19-21.

49. Клюев А.С. Онтология музыки. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 144 с.

50. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века / пер. с чешского К.Н. Иванова. М.: Музыка, 1976. - 367 с.

51. Козлов А.С. Рок-музыка: истоки и развитие. М.: Мега-Сервис, 1998. -192 с.

52. Колин М., Годфри Дж. Измененное состояние. История экстази и рейв-культуры / пер. с англ. И. Шебукова. Издание второе, дополненное -М.: Ультра.Культура, 2004. - 360 с.

53. Коллиер Д. Л. Становление джаза: Популярный исторический очерк. Пер. с англ. М.: Радуга, 1984. - 390 с. •

54. Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыкальной культуре XX века. М.: Музыка, 1994. - 157 с.

55. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997. -640 с.63 .Конен В. Д. Пути американской музыки. 2-е изд. М.: Музыка, 1965. -524 с.

56. Конен В.Д. Рождение джаза. М. Советский композитор, 1990. - 319 с.

57. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. - 63 с.

58. Кривцун О.А. Эстетика. Изд. 2-е, доп. М.: Аспект Пресс, 2003. - 446 с.

59. Крунтяева Т.С., Молокова Н.В. Словарь иностранных музыкальных терминов. М.: Музыка, 2000. - 184 с.

60. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2005. - 566 с.

61. Курс теории музыки. Учебное пособие. Издание 3-е / Общ. ред. A.J1. Островского. JL: Музыка, 1978. - 152 с.

62. Кунин Э. Секреты ритмики в джазе, рок и поп- музыке. М.: Синкопа, 2001.-56 с.

63. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. -М.: Сов. Композитор, 1990. 221 с.

64. Мазель Л.А. Анализ музыкальных произведений. М.: Изд-во ИВД, 1959. -366 с.

65. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1991. -376 с.

66. Мазель JI.A. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. -М.: Советский композитор, 1978. 350 с.

67. Мазель JI.A. О мелодии. М.: Музгиз, 1952. - 300 с.

68. Мазель JI.A. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М.: Музыка, 1983.-72 с.

69. Мазель JI.A Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. -616 с.

70. Мазель JI.A., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М: Музыка, 1967. -751 с.

71. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. Часть II. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2000. - 552 с.

72. Махлина С.Т. Взаимодействие видов искусства. JL: Знание, 1974. - 19 с.

73. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб.: Изд-во СПбГАК, 1995.-217 с.

74. Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура. Курс лекций. -СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 1997. 51 с.

75. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

76. Михайлов А.Г., Шилов B.JI. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке. М.: НП Русь, Маг, 1991. - 119 с.

77. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. JI.: Музыка, 1981. -264 с.

78. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Автореферат диссертации кандидата искусствоведения / ЛГиК. Л., 1986. - 16 с.

79. Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: Сборник статей. / Ред-сост. A.M. Цукер. Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. - 268 с.

80. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.З. М.: Советская Энциклопедия, 1981. - Ст. 430-431.

81. Набок И.Л. Методические проблемы анализа социальной природы искусства (на материале советской эстетики 20-х годов): Автореферат диссертации кандидата философских наук. М.: Изд-во МГУ, 1981.-21 с.

82. Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л.: Знание, 1989. - 32 с.

83. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.

84. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

85. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965. - 95 с.

86. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319с.

87. Никамин В.А. Форматы цифровой звукозаписи. СПб.: Элби, 1998. -264 с.

88. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. М.: Изд-во «ГИТИС», 2000. - 440 с.

89. Нопфлер Д. Рок-бизнес. Притворись его знатоком. СПб.: Амфора, Эврика, 2001. - 110 с.

90. Овчинников Е.В. Архаический джаз: Лекция по курсу «Массовые музыкальные жанры». М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. - 56 с.

91. Овчинников Е.В. Джаз как явление музыкального искусства: К истории вопроса: лекция по курсу «Массовые музыкальные жанры». М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 64 с.

92. Овчинников Е.В. История джаза: В 2-х вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1994. -240 с.

93. Овчинников Е.В. Рок-музыка. История. Стили: Лекция. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1985. - 48 с.

94. Орлов Л. Синтезаторы и семплеры // Звукорежиссер. 1999. - № 8. -С. 3-7.

95. Павлишин С.С. Зарубежная музыка XX века. Пути развития. Тенденции. Киев: Музична УкраТна, 1980. - 212 с.

96. Панасье Ю. История подлинного джаза. Л.: Музыка, 1978. — 128 с.

97. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Профессиональные плагины для Sonar и Cubase. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 592 с.

98. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Аранжировка музыки на PC. СПб.: БХВ-Петербург, 1999. - 272 с.

99. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Звуковая студия в PC. СПб.: БХВ-Петербург, 1998.-256 с.

100. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Cubase SX. Секреты мастерства. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 640 с.

101. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Fruity Loops Studio: музыкальная фабрика на PC. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 368 с.

102. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-384 с.

103. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М.: Знание, 1981. - 128 с.

104. Проблемы музыкального ритма: Сборник статей / сост. В.Н. Холопова. -М.: Музыка, 1978.-293 с.

105. Психология масс. Хрестоматия. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом БАХРАХ, 1998.-591 с.

106. Пучков С.В., Светлов М.Г. Музыкальные компьютерные технологии: современный инструментарий творчества СПб.: СПбГУП, 2005. - 232 с.

107. Пучков С.В. Музыкальные компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества: Диссертация кандидата искусствоведения / СПбГУП. СПб., 2002. - 268 с.

108. Рабин Д. М. Музыка и компьютер: Настольная студия / перев. с англ. Р.Н. Онищенко и А.Э. Лашковский. Минск.: ООО «Попурри», 1998. -272 с.

109. Рогинский Я.Я. Изучение палеолитического искусства и антропология // Вопросы антропологии. Вып. 21. - М.: Изд-во Московского Университета, 1965.-С. 151-157.

110. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / Сост. Троицкий А.К.-М.: Книга, 1990. -383 с.

111. Роланд П. Рок и Поп. М.: ИД Гранд, 2003. - 316 с.

112. Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М.Г. Арановский. М.: Изд-во ГИИ, 1997.-876 с.

113. Саванин А. Красиво сводить не запретишь // Install-Pro. 2002. -№ 18-19.-С.42.

114. Саванин A. DJ революция. Stanton v. 1.1 // Шоу-Мастер. 2003. - № 4. -С. 78.

115. Савенко С.И. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века // Музыкальная литература зарубежных стран: Учебное пособие. Вып.6 / Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. М.: Музыка, 1994.-с. 5-28.

116. Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык/Эстетика / Пер. с англ. М.Н. Рудковской и В.А. Ерохина; Вступ. статья В.А. Ерохина; Общ. ред. и коммент. В.Ю. Озерова. М.: Музыка, 1987. - 296 с.

117. Симоненко B.C. Лексикон джаза. Киев: Музична Укра'ша, 1981. -112 с. ;

118. Скафтымова Л.А., Набок И.Л. Музыка и молодежь. (Роль музыкального искусства в идейно-эстетическом воспитании молодежи). Л.: Знание, 1988.- 16 с.

119. Скориков О. DJ Tactics. Турнтаблизм // Шоу-Мастер. 2004. - № 3. -С. 28.

120. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. М.: Музыка, 1990.-318 с.

121. Соколов А.С. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. - 227 с.

122. Современное искусство и отечественный художественный рынок / под ред. Т.Е. Шехтер СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. - 176 с.

123. Софронов Ф.М. Джаз и родственные ему формы в пространстве культуры Центральной Европы 1920-х годов: Автореферат диссертации кандидата искусствоведения / ГИИ. М., 2003. - 15 с.

124. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки, т.2. Л.: Советский композитор, 1981. - 296 с.

125. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки, т.З. JL: Советский композитор, 1983. - 305 с.

126. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975.-202 с.

127. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1970, -192 с.

128. Тан Э. DJ Сандер Кляйненберг / пер. А. Саванина // Шоу-Мастер. -2005.-№2.-С. 116-118.

129. Теоретические проблемы музыки XX века: Сборник статей. Вып.1 / Ред.-сост. Ю.Н. Тюлин. М.: Музыка, 1967. - 512 с.

130. Традиционное и новаторское в современной музыке: Сб. научных трудов / Отв. ред. Е.В. Назайкинский. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1987. -138 с.

131. Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. М.: Искусство, 1991. -203 с.

132. Ульянич B.C. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-выразительной среды в музыкальном искусстве: Автореферат диссертации кандидата искусствоведения / РАМ. М., 1997. - 24 с.

133. Фейертаг В.Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. СПб.: СКИФИЯ, 2001.-564 с.

134. Холопов Ю.Н. Гармония: Теоретический курс: Учебник. СПб.: Лань, 2003.-544 с.

135. Холопов Ю.Н. Методическая разработка по курсу «Анализ музыкальных произведений» («Песенный формы классико-романтического типа») для преподавателей музыкальных училищ и студентов консерваторий. -Минск: Изд-во РМКУЗИ, 1982. 60 с.

136. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М.: Музыка, 1971. - 3 04 с.

137. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм: Научно-методический очерк. -М.: Музыка, 1983.-88 с.

138. Холопова В.Н. Музыкальный ритм: Очерк. М.: Музыка, 1980. - 71 с.

139. Холопова В.Н. Фактура: Очерк. М.: Музыка, 1979. - 87 с.

140. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие.; Московская Гос. Консерватория им. П.И. Чайковского. 2-е изд., испр. -СПб.: Лань, 2001.-496 с.

141. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М.: музыка, 1971.-3 04 с.'

142. Хренов Н.А. Зрелищные формы культуры и массовая публика // Зрелищные искусства. 1988. - Вып.2. - 24 с.

143. Худяков Н. Acid jazz // Jazz Art. 2004. - №1. - C.74-75.

144. Цукер A.M. И рок, и симфония. М.: Композитор, 1993. 304 с.

145. Цукер A.M. Единый мир музыки: избранные статьи. Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2003. - 408 с.

146. Цукер A.M. Проблемы взаимодействия академических и массовых жанров в современной советской музыке: Автореферат доктора искусствоведения / МГТС. М., 1991.- 48 с.

147. Цукерман В. С. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972. - 208 с.

148. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования. Простые формы. М: Музыка, 1980. -296 с.

149. Цуккерман В.А. Анализ, музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. Часть I: Учебник. М.: Музыка, 1988. - 175 с.

150. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964.-160 с.

151. Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. М.: Музыка, 1983.- 172 с.

152. Шахназарова Н.Г. Художественная традиция в музыке XX века. М.: Изд-во ГИИ, 1997.- 134 с.

153. Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. М.: Пресс-Традиция, 2004. - 576 с.

154. Шестаков Г.Ю. Музыка в буржуазной «массовой культуре». М.: Музыка, 1986.- 126 с.

155. Шехтер Т.Е. Современное искусство и арт-рынок // Художественный рынок как объект гуманитарного знания: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21-23 января 2004 года. -СПб., СПбГУП, 2004. С. 6-13.

156. Шехтер Т.Е. Искусство, как реальность. СПб.: Астерион, 2005. - 258 с.

157. Щученко В.А. Введение в историю культуры. СПб.: Изд-во СПбГАК, 1996.-24 с.

158. XX век. Зарубежная музыка: очерки и документы: вып.1 / под. ред. М.Г. Арановского и А.А. Баевой. М.: Музыка, 1995. - 158 с.

159. Reynolds S. Generation ecstasy: into the world techno and rave culture. -Boston: Little, Brown, and Company, 1998. 454 p.

160. Fikentscher, К. You better work!: underground dance music in New York City. Hanover & London: Wesleyan University Press, Published by University Press of New England. 2000. - 160 p.

161. Lawrence T. Love saves the day: a history of American dance music culture 1970-1979. Durham and London: Duke University Press, 2003. - 498 p.

162. Broughton F. How to DJ Right: the art of playing records / F. Broughton, B. Brewster. London: Bantam, 2002. - 284 p.

163. Brewster B. Last night a dj saved my life: the history of the disk jockey / B. Brewster, F. Broughton. London: Headline Book Pub., 1999. - 435 p.

164. Saunders N. Ecstasy: dance, trance & transformation / N. Saunders, R. Doblin. Oakland: Quick American Archives, 1996. - 283 p.

165. McCall T. This Is Not a Rave: In the Shadow of a Subculture. New York: Thunder Mouth's Press, 2001. - 196 p.

166. Артемьев Э.Н. От технологий конкретной музыки к музыке компьютерной: новые способы музыкального мышления // www.electroshock.ru

167. Смирнов А.И. Конкретная музыка // www.theremin.ru

168. LibopaTopmi. «Лукас рассказал.»// http://www.iswith.us/lib/index.php?module=articles&catid=4&id=63&workd ir=news180. История Техно //http ://www.mixmag.ru/mixmag.php?name=article&obj ectid=4

169. Виртуальная Энциклопедия «Википедиа». Биг-бит // http://en.wikipedia.org/wiki/Bigbeat

170. Аудиоверсия интервью С. Полякова // www.ppk.su

171. Inshkur's Guide То Electronic Music // www.di.fm/edmguide/edmguide.html

172. Виртуальная Энциклопедия «Википедиа». Прогрессивные танцевальные жанры // http://en.wikipedia.org/wiki/Progressivedancemusic

173. Интернет-энциклопедия «Ассоипа». Спектр // http://encycl.accoona.ru/?id:=:59251

174. Официальный сайт компании «Stanton» // www.stantondj.com

175. Ньюмарк А. Взгляды на жизнь // http://www.clublife.ru/articles.php?item=61

176. Школа профессиональных DJ РАМ им. Гнесиных. Публикации // www.djmaster-.ru

177. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Золотая молодежь // http://slovari.yandex.ru/

178. Публикации автора по теме диссертации

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.