Современное исполнительство на саксофоне в аспекте расширения звуковых возможностей инструмента тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Беговатова, Мария Андреевна

  • Беговатова, Мария Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 310
Беговатова, Мария Андреевна. Современное исполнительство на саксофоне в аспекте расширения звуковых возможностей инструмента: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Казань. 2012. 310 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Беговатова, Мария Андреевна

Оглавление

Введение

Глава первая. Исполнительский процесс и компоненты исполнительской техники саксофониста

Раздел 1. Трактовка и содержание музыкально-исполнительского процесса

Раздел 2. Исполнительская техника как комплекс слухо-двигательной и интонационно-выразительной организации игры на саксофоне

Раздел 3. Компоненты исполнительской техники саксофониста

Глава вторая. Систематика специфических приёмов игры на

саксофоне

1.1. Глиссандо

1.2. Вибрато

1.3. Тремоло и трели

1.4. Штрихи

1.5. Гармонические звуки, альтиссимо-регистр и флажолеты

1.6. Мультифоники (аккорды)

1.7. Четвертитоновая и микротоновая альтерация

1.8. Приемы спектрального звучания

с тембровыми модификациями

1.9. Шумовые и ударные эффекты

1.10. Бифония и приемы с использованием голосовой фонации

1.11. Перманентное дыхание

Глава третья. Специфические приёмы звуко извлечения в современном саксофонном репертуаре

Раздел 1. Пути формирования современного саксофонного репертуара и особенности его использования в концертно-конкурсной практике

Раздел 2. Очерки по исполнительскому анализу современного репертуара саксофона

Очерк 1. Денисов Э. Соната для саксофона-альта и фортепиано 125 Очерк 2. Нода Р. «Импровизация» №1 для саксофона-альта соло 149 Очерк 3. Павленко С. Соната для саксофона-альта и фортепиано 16С

Очерк 4. Йошимитцу Т. Соната «Пушистая птица» 178 Очерк 5. Тараненко И. «В поисках пути» для саксофона соло

Заключение

Список использованных источников

Приложение I 234 Приложение II (СБ диск)

Приложение III 23

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современное исполнительство на саксофоне в аспекте расширения звуковых возможностей инструмента»

Введение

Актуальность темы. Отечественное искусство игры на духовых инструментах является неотъемлемой частью общероссийской музыкальной культуры и её истории. Будучи связанным преемственностью с мировыми исполнительскими школами, оно имеет собственные богатые художественные традиции, творческий опыт, накопленный не одним поколением российских музыкантов-духовиков.

Важное место в отечественном искусстве игры на духовых инструментах принадлежит саксофонной школе, которая представляет собой яркое и перспективное творческое направление1. Сегодня она имеет заслуженное признание, как в России, так и за её пределами благодаря высокому уровню исполнительского мастерства саксофонистов и академического, и джазового направления. На базе ведущих музыкальных ВУЗов нашей страны была воспитана целая плеяда выдающихся саксофонистов, реализовавшихся и как солисты, и как камерные

2 V/

исполнители, и как артисты оркестра . В течение нескольких десятилетии существования профессионального академического образования отечественной исполнительской школой был накоплен большой педагогический опыт, созданы значительные научные и методические

1 Главенствующая роль в саксофонном искусстве принадлежала и принадлежит французской школе. Именно во Франции, на родине саксофона, были заложены традиции исполнительства, которые сразу стали мировым эталоном. Во Франции был открыт первый факультативный класс саксофона (в Парижской военно-музыкальной гимназии), проходили первые конкурсы саксофонистов. В 1845 году Г. Кастнер выпустил первую «Школу игры на саксофоне». Представителями французской композиторской школы были созданы первые сольные сочинения для саксофона. Среди этих сочинений: «Концертное соло» (1858), написанное кларнетистом и композитором Г. Клозе, «Первое соло для альт-саксофона» (1865) Д. Демерсмана. Первый композиторский опыт обращения к камерной музыке для саксофона относится к 1857 году, когда Ж.-Б. Сенжели создает «Квартет» в 4-х частях. Звучавшая до этого только в составе симфонического оркестра, группа саксофонов выступает теперь в новом качестве.

2 Становление академического образования саксофонистов пришлось на начало 70-х годов прошлого века. Класс саксофона был «официально» открыт в 1965 году на Военно-дирижёрском факультете, возглавил его выдающийся саксофонист А.Б. Ривчун. Позже факультативный класс появляется в Ленинградской (1971) и Московской (1975) консерваториях. Класс саксофона в РАМ им. Гнесиных был открыт в 1973 году. Уже через два года класс саксофона был открыт в Казанской консерватории, возглавил его солист оркестра О.Л. Лундстрема В.Э. Деринг.

труды, посвященные осмыслению как отдельных сторон исполнительского процесса саксофониста, так и структуры этого процесса в целом. Еще одним свидетельством зрелости отечественной исполнительской школы стало создание качественного сольного и ансамблевого, концертного и учебно-педагогического репертуара.

Во второй половине XX века в музыке для духовых инструментов наметилась заметная тенденция к обновлению исполнительской техники за счет введения новых приемов игры и особых игровых эффектов. Эта тенденция была связана с поисками композиторами новых, необычных звучностей в музыке для духовых и коснулась, прежде всего, сольной и ансамблевой литературы3. С 70-х годов прошлого столетия новые приемы игры получают все большее распространение, становясь чуть ли не главным репрезентантом «современности» в создающейся для духовых инструментов музыке. В этот период появляются сочинения для саксофона JI. Берио, Э. Денисова, Д. Лигети, Р. Ноды и других авторов, в которых используются подобные специфические приемы.

Эти приемы получили свое графическое отображение в нотации и специальное терминологическое обозначение. В современной научной и педагогической саксофонной литературе за комплексом новых приемов закрепилось название «специфические», или - как синонимы: «новые», «современные», «нетрадиционные», «специальные». Подобный терминологический ряд используют в своих работах Иванов В.Д.4, Мясоедов В.В., Майоров A.A., Кириллов C.B.

3 В состав симфонического оркестра саксофон ввел Ж. Визе в музыке к драме А. Доде «Арлезианка». Далее Ж. Массне обращается к саксофону в операх «Вертер» и «Иродиада», у Дж. Мейербера саксофон встречается в опере «Африканка», у К. Сен-Санса - в кантате «Прометей». В симфонической музыке наиболее известные примеры использования саксофона - в «Картинках с выставки» М. Мусоргского в оркестровой обработке М. Равеля, «Симфонических танцах» С. Рахманинова, «Болеро» М. Равеля.

4 Иванов В.Д. следующим образом определяет понятие специфический прием: «Современные приемы звукоизвлечения - особый, специфический интонационно-смысловой и двигательно-технический комплекс, оформленный соответствующими технологическими, звуковыми и выразительными приемами игры» [109, с. 95].

Появление специфических исполнительских приёмов значительно обогатило тембровую и интонационно-выразительную палитру деревянных духовых инструментов, в том числе и саксофона. Это качественно новое звуковое явление, с одной стороны, открыло музыкантам перспективы дальнейшего развития творческой исполнительской мысли, а с другой - усложнило оценочную эстетику, слуховое восприятие звукового поля и, что очень важно, способствовало возрастанию требований к музыкальному интеллекту исполнителя. В целом, комплекс нетрадиционных приёмов игры с его звуковым материалом стал существенным дополнением к традиционному механизму звукоизвлечения и связанному с ним художественному интонированию, изменив во многом психоакустическую среду исполнения, её эталоны.

Вполне очевидно, что сегодня в современной исполнительской практике на саксофоне существует заметная востребованность новых приемов игры. На сегодняшний день в арсенале концертирующего саксофониста, претендующего на право называться профессиональным музыкантом, должен быть полный набор технических средств, как традиционных, так и специфических. Репертуар концертирующего саксофониста уже трудно представить без включения сочинений современных авторов, широко использующих новые приемы игры на саксофоне. Владение ими требуется почти на всех современных конкурсах, при участии в мастер-классах и конгрессах саксофонистов, как всероссийских, так и международных. В последнее десятилетие можно говорить об известной «академизации» этой исполнительской технологии игры в рамках исполнительской культуры на духовых инструментах. Поэтому неудивительно, что на данный момент в учебном процессе наблюдается тенденция ко все более широкому внедрению специальных приемов в методику обучения.

Несмотря на заметные достижения в практической области игры на саксофоне эта игровая специфика требует углубленной научной разработки, подробного анализа её структуры и содержания. Поднимаемая в работе проблема является актуальной, поскольку данная игровая саксофонная специфика ещё недостаточно изучена. Понимание явления невозможно также без проникновения в художественный замысел современных музыкальных сочинений, характеризующихся усложнённым гармоническим языком, изощрённым метроритмом, особыми формами мелодического синтаксиса, необычными тембральными красками. Подобного рода исследования, освещающие значение, роль приемов в музыкальном тексте, на сегодняшний день отсутствуют.

В целом, написание данного диссертационного исследования является откликом на запросы современной исполнительской и педагогической практики музыкантов-духовиков.

Объектом исследования в настоящей работе становится художественно-творческий процесс исполнительства на современном саксофоне.

Предмет исследования это новые приемы игры на саксофоне в современной исполнительской практике: специфика их игры в условиях осуществления музыкально-исполнительского процесса, воспроизведение через музыкальный текст.

Цель данной работы определяется необходимостью проведения всестороннего, комплексного исследования исполнительской и художественной сторон техники игры на современном саксофоне с опорой на фундаментальные положения теории музыкального исполнительства, музыковедческой науки в целом, музыкальной психологии, методики обучения игре на духовых инструментах.

Из обозначенной цели вытекают следующие основные задачи исследования:

- с позиций современной науки составить представление о специфике музыкально-исполнительского процесса саксофониста и о его компонентах;

- исследовать комплекс новых, специфических приёмов игры на саксофоне;

- проанализировать концертный репертуар, созданный отечественными и зарубежными композиторами для саксофона во второй половине XX - начале XXI века, в котором используются специфические приемы;

- раскрыть художественно-выразительное значение специфических приёмов в современных музыкальных произведениях, провести музыковедческий и исполнительский анализ образцов оригинальной сольной литературы для саксофона.

Теоретическое осмысление поставленных в данной работе задач нацелено как на более глубокое познание проблем, связанных с особенностями тех или иных сторон культуры игры на современном саксофоне, так и на раскрытие новых технических и интонационно-выразительных возможностей инструмента.

Методологическая база исследования, её основные источники. При разработке проблем, связанных с темой данного научного исследования, автор опирался на современные теоретические методы исследования: историко-логический, структурно-системный, музыкально-эстетический.

В процессе разработки темы были учтены ценные идеи, положения и выводы, содержащиеся в научно-методических трудах как отечественных, так и зарубежных музыкантов-духовиков: Е.Т. Андреева, В.Н. Апатского, В.В. Березина, Л.П. Богданова, Н.В. Волкова, Б.А. Дикова, Т.А. Докшицера, А.Т. Иванова, В.Д. Иванова, К.А. Квашнина, C.B. Кириллова, С.Я. Левина, В.А. Леонова, P.A. Маслова, И.П. Мозговенко,

A.M. Паутова, И.Ф. Пушечникова, C.B. Розанова, В.В. Сумеркина, Р.П. Терёхина, Ю.А. Усова, A.A. Федотова, Е.Е. Фёдорова, Б. Бартолоцци (В. Bartolozzi), К. Делянгля (С. Delangle), Р. Дика (R. Dick), С. Рашера (S. Rascher), Э. Руссо (Е. Rousseau^ Л. Тила (L. Teal), Ф. Хемке (F. Xemke) и др.

Осмыслению многообразных явлений и процессов, происходящих в музыкально-исполнительском творчестве, способствовало изучение целого ряда работ в области теоретического музыкознания, музыкальной психологии, эстетики таких авторов, как: М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, М.М. Берлянчик, Л.Л. Бочкарёв, А.Л. Готсдинер, Л.С. Гинзбург, Т.С. Кюрегян, Л.А. Мазель, А.Л. Маклыгин, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, A.C. Соколов, А.Н. Сохор, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов, H.H. Токина, Л.А. Федотова, В.Н. Холопова, Ю.Н. Холопов, Т.В. Чередниченко, Ю.А. Цагарелли, B.C. Ценова, Г.М. Цыпин, О.Ф. Шульпяков и многих других.

Материалом для исследования послужили музыкальные произведения для саксофона отечественных и зарубежных авторов, представляющих различные композиторские школы и направления. Это сочинения Б. Броннера, Т. Буевского, Э. Денисова, Д. Капырина,

B. Мясоедова, С. Павленко, Е. Подгайца, Л. Присса, И. Тараненко, Д. Смирнова, Ю. Чугунова, А. Шапиро, Т. Антонио (Т. Antonio), Л. Берио (L. Berio), Б. Бриттена (В. Britten), Ф. Борна (F. Borne), Ф. Вудза (F. Woods), Дж. Гершвина (G. Gershwin), Й. Гиса (J. Gies), К. Делянгля (С. Delangle), Т. Йошимитцы (T. Yoshimatsu), Р. Ноды (R. Nöda), К. Лоба (С. Lauba), Дж. Сэйна (J. Sain), Б. Крола (В. Krol), Дж. Шапиро (G. Shapiro), Э. Хонора (Е. Honour), Б. Хуммеля (В. Hummel) и др.

В исследовании нашли отражение результаты творческого опыта ведущих российских исполнителей и педагогов-духовиков, а также

результаты исполнительской и педагогической деятельности автора данной работы.

Степень разработанности темы. Сегодня можно констатировать, что исполнительская практика отечественных саксофонистов уже имеет собственный теоретический фундамент - науку об этой сфере творчества музыкантов-духовиков. Не подлежит сомнению и перспективность расширения данной научной базы и проверки на практике её теоретических положений.

Реализация творческого потенциала в академической сфере игры получила своё отражение в методических статьях отечественных саксофонистов: «К проблеме становления отечественной школы игры на саксофоне» (1985) и «Постановка амбушюра саксофониста» (1990) М.К. Шапошниковой, «Вопросы начального обучения игре на саксофоне» (1999) Г.Н. Хамова. Серьёзным шагом на пути к пониманию специфики джазового саксофонного исполнительства стала публикация учебных пособий A.B. Осейчука: «Начальное обучение игре на саксофоне» (1986), «Работа над произведением джазовой классики в специальном классе саксофона» (1987), «Школа джазовой игры на саксофоне» (1991), а также «Методическое пособие по импровизации для саксофона и других духовых инструментов» (2004) Ж.А. Ильмер. Научный багаж саксофонистов совсем недавно пополнился диссертационным исследованием С. Кириллова «Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений» (2010).

Способствовал значительному расширению научно-методологической и учебно-педагогической базы и целый ряд опубликованных работ В.Д. Иванова, одного из ведущих исследователей -саксофонистов, основными из которых являются: «Об использовании рациональной аппликатуры при игре на саксофоне» (1983), «Современные отечественные и зарубежные школы для саксофона» (1985), «Саксофон»

(1990), «Основы индивидуальной техники саксофониста» (1993), «Школа академической игры на саксофоне» (в 3-х частях, 2003- 2005 гг.), «Словарь музыканта-духовика» (2007).

Несмотря на основательную теоретическую и методическую помощь, оказанную отечественными учеными и педагогами-методистами творческой практике, не все проблемные вопросы игры на саксофоне еще достаточно освещены в научных трудах. Список отечественных работ, посвященных нетрадиционной технике игры на саксофоне, ограничивается рядом отдельных статей. Этой проблематике посвящены работы: «Современные приёмы игры на саксофоне» (1994) В.В. Мясоедова, «Современные выразительные средства в практике игры на саксофоне» (2004) A.A. Майорова, «Трактовка современных исполнительских приёмов в музыке для деревянных духовых инструментов» (2002), «Выражение эмоциональной отзывчивости на сонорно-акустические эффекты в исполнительстве на деревянных духовых инструментах» (2006) В.Д. Иванова.

В этом плане, безусловно, единственным основательным трудом в отечественной музыковедческой литературе является диссертация В.Д. Иванова «Современное искусство игры на саксофоне» (на соискание ученой степени доктора искусствоведения, 1997), в которой затрагивается данная проблематика. В ней рассматриваются такие вопросы как: история создания инструмента, становление зарубежных и отечественных исполнительских школ, формирование репертуара для саксофона в XIX-XX веках. В одной из глав, посвященной современной технике, приводятся новые приемы игры.

Между тем, в зарубежном музыкознании в этом направлении ведется активная исследовательская работа. Один только список, например, защищенных в 90-е годы в университетах США диссертаций, специализирующихся в области современного саксофона, весьма

внушителен. Можно выделить такие ценные исследования, как: «Мультифоники на саксофоне» (1989) Т. Берджерона, «Альтиссимо-регистр на сопрано, альт и тенор саксофонах» (1990) Т. Фелкамфа, «Посттональные мелодические упражнения и этюды для современного саксофониста» (1993) Д. Гоубла, «Импровизация» № 1 и «Пульс 72» Р. Ноды: аналитические очерки» (1995) А. Вэна, «Секвенция VII Л. Берио для сопрано-саксофона» (1996) М. Альбонетти, «Тезаурус саксофонных мультифоник и руководство к их практическому применению» (1998) Б. Фелпса и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- современный музыкально-исполнительский процесс саксофониста рассматривается как целостная система, в которую техника игры новых приемов впервые встраивается как важнейший и неотъемлемый ее компонент; анализируются элементы техники и соответствующие функциональные действия исполнителя, связанные с достижением необходимого художественно-творческого результата;

- предлагается расширенная систематика новых приемов игры на саксофоне с практическими рекомендациями к их исполнению;

- рассматриваются пути формирования современного концертного репертуара, в котором используются новые приемы, и функционирование его в современной музыкальной практике;

- на основе анализа обширного пласта современной саксофонной литературы выявляются закономерности использования специфических приемов в музыкальном тексте, их фоническое, синтаксическое и композиционное значение.

Важно отметить, что в работе все аспекты, связанные с новой техникой, рассматриваются в комплексе. В отечественной музыковедческой литературе до сих пор отсутствует комплексное исследование, специально посвященное данной проблематике.

В настоящее время перед искусствоведческой наукой стоит задача синтеза выводов, сделанных в рамках отдельных дисциплин (музыкальной психологии, педагогики, теории культуры и искусства, эстетики и т.д.), и создания на этой основе стройной системы знаний, в том числе и в области музыкально-исполнительского творчества музыкантов-духовиков. Во всяком случае, с помощью такого системного знания можно не только существенно дополнить и уточнить, но и целостно отобразить структуру и механизм функционирования современного музыкально-исполнительского процесса саксофониста. По существу, системный подход имеет место во всех главах работы.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать имеющийся в данной работе материал в целях совершенствования исполнительской и педагогической деятельности саксофонистов. С точки зрения значимости данное исследование имеет одновременно и теоретическую, и практическую направленность. Часть материала может быть востребована при чтении курса лекций по истории и теории музыкального исполнительства, в методике обучения игре на духовых инструментах в средних и высших музыкальных образовательных учреждениях. Кроме того, отдельные положения диссертации могут заинтересовать композиторов, музыковедов. Полученные в ходе исследования данные открывают перспективы для дальнейших научных и методических разработок в области музыкальной педагогики и исполнительства.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка использованной литературы, включающего 299 наименований на русском и иностранны* языках, дискографии, нотных приложений.

В первой главе рассматривается структура исполнительского процесса саксофониста как целостной системы, анализируются его

компоненты и соответствующие действия саксофониста, направленные на достижение необходимой художественно-творческой цели. В первом разделе главы «Трактовка и содержание музыкально-исполнительского процесса» дается представление о развитии отечественной научно-методической мысли. Во втором разделе: «Исполнительская техника как комплекс слухо-двигательной и интонационно-выразительной организации игры на саксофоне» исполнительский процесс представлен как многоуровневый феномен, где интеллектуальное, психическое, эмоциональное и творческое начала тесно взаимодействуют друг с другом. В третьем разделе «Компоненты исполнительской техники саксофониста» обсуждается исполнительская техника: дыхательная, амбушюрная, артикуляционная, пальцевая.

Во второй главе предлагается расширенная систематика новых выразительных средств - специфических приемов игры на саксофоне. Приемы объединяются в группы по способу звукообразования и звукоизвлечения. Каждый прием снабжен практическими рекомендациями для исполнителя: приводятся различные аппликатурные варианты, даются технические указания в отношении техники дыхания, техники языка, губ. На основе обработки целого пласта современного репертуара, отечественного и зарубежного, приемы иллюстрируются примерами из художественной литературы или учебных пособий.

В третьей главе, в первом ее разделе «Пути формирования современного саксофонного репертуара и особенности его использования в концертно-конкурсной практике» проводится обзор концертного репертуара, написанного отечественными и зарубежными композиторами для саксофона во второй половине XX - начале XXI века. Рассматриваются пути создания музыкальных сочинений, включающих специфические приемы, особенности их использования в современной музыкальной практике. Освещается деятельность наиболее ярких

представителей отечественной и зарубежной саксофонных школ, пропагандирующих современное искусство.

Второй раздел составляют пять аналитических очерков. В них дается теоретический и исполнительский анализ следующих сочинений из оригинальной сольной литературы для саксофона. Это: Соната для саксофона-альта и фортепиано Э. Денисова, «Импровизация» № 1 для саксофона-альта соло Р. Ноды, Соната для саксофона-альта и фортепиано С. Павленко, Соната «Пушистая птица» Т. Йошимитцы, «В поисках пути» для саксофона-соло И. Тараненко.

Такое построение раздела обусловлено тем, что современный саксофонный репертуар аналитически еще не был проработан в отечественном музыкознании. Сочинения Ноды, Йошимитцы, Павленко, Тараненко впервые становятся предметом аналитического изучения. В анализе Сонаты для саксофона-альта и фортепиано Денисова мы опираемся на теоретические наблюдения Ю. Холопова и В. Ценовой, внося при этом существенные дополнения.

Все рассматриваемые сочинения являются высокохудожественными образцами саксофонной литературы. Для данного исследования важным критерием отбора явилось то, что «Соната» Денисова и «Соната» Павленко (ученика Денисова) стали одними из первых отечественных сочинений для саксофона, в которых были использованы специфические приемы; Соната «Пушистая птица» Т. Йошимитцы и «Импровизация» № 1 Р. Ноды входят в программы большинства международных конкурсов саксофонистов; пьеса Тараненко «В поисках пути» включена в сборник, выпущенный в связи с Международным конкурсом исполнителей на духовых и ударных инструментах, который проходил в Санкт-Петербурге в 2005 году.

Предлагаемый в работе метод анализа нацелен на выявление роли специфических приемов, их фонического, синтаксического и

композиционного значения в музыкальном произведении. Решение поставленной задачи предполагает рассмотрение художественного «контекста существования» специфических приемов: в очерках исследуются особенности формообразования, закономерности музыкально-синтаксического развития, тембровая организация сочинений.

В разделе Заключение делаются выводы по всему исследованию. В ходе работы над диссертацией определились возможные направления дальнейших исследований в области современного исполнительства на духовых инструментах.

Приложение I содержит таблицу сочинений современных авторов с перечнем использующихся в них специфических приемов.

Приложение II содержит видео-приложение: Соната для альта-саксофона и фортепиано Э. Денисова в исполнении Ж.-М. Лондейкса.

Приложение III содержит нотные материалы, использованные в третьей главе: «Импровизация» №1 Р. Ноды, «Соната» С. Павленко, «Соната» Э. Денисова, «В поисках пути» И. Тараненко, «Соната» Т. Йошимитцы.

Глава первая. Исполнительский процесс и компоненты исполнительской техники саксофониста

Раздел 1. Трактовка и содержание музыкально-исполнительского

процесса

Ключевой категорией, передающей осуществление адаптивной игровой деятельности музыканта-духовика, является музыкально-исполнительский процесс. С развитием научно-методической мысли содержательное наполнение этой категории обновлялось, отражая все те важные изменения, которые происходили в науке об исполнительстве на духовых инструментах.

Первыми, кто обратился к исследованию специфики исполнительского процесса музыканта-духовика, были ведущие отечественные педагоги, профессора Московской консерватории В.М. Блажевич, Н.И. Платонов, C.B. Розанов, А.И. Усов. В изданных ими учебных и методических руководствах большое значение придавалось изучению основных принципов звукоизвлечения и выработке навыков, связанных с техникой игры.

В одном из наиболее фундаментальных трудов того времени, «Основах методики преподавания игры на духовых инструментах» (1935), Розанов излагает ряд принципов преподавания, которые станут отправными методологическими пунктами для дальнейшего развития научно-методической мысли отечественных музыкантов-духовиков:

1) в основу правильной постановки исполнительского аппарата должно быть положено знание анатомии и физиологии органов, участвующих в процессе игры;

2) в индивидуальной учебной работе следует опираться на сознательное усвоение музыкального материала исполнителем;

3) развитие технических навыков должно проходить во взаимосвязи с художественным развитием учащегося;

4) формировать музыкальный вкус учащегося нужно на основе высокохудожественного репертуара;

5) необходимо воспитывать не узкого специалиста, а всесторонне грамотного музыканта, художественную личность (см. о музыкально-исполнительском процессе [197]).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Беговатова, Мария Андреевна, 2012 год

Список использованных источников

1. Абдуллин Э., Николаева Е. Теория музыкального образования. -М.: Академия, 2004. - 336 с.

2. Андреев Е. Основные вопросы начального обучения игре на саксофоне // Основы начального обучения игре на инструментах военного оркестра. - М.: ВДФ при МГК, 1972. - С. 93 - 126.

3. Андреев Е. Пособие по начальному обучению игре на саксофоне. -М.: ВДФ при МГК, 1973. - 264 с.

4. Андреев Е. О работе над продолжительными звуками, гаммами, арпеджио и основными штрихами в процессе индивидуальных занятий с музыкантами // В помощь военному дирижёру. М.: ВДФ при МГК, 1984. -Вып. 23.-С. 21-40.

5. Александрова Н. Типы музыкального интонирования // Одесская консерватория. - Одесса, 1990. - 51 с. - Деп. в НИО Информкультура гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина 09.07.90., № 2322.

6. Алексеев А. Интерпретация музыкальных произведений. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 32 с.

7. Алексеев А. Творчество музыканта-исполнителя. - М.: Музыка, 1991.-104 с.

8. Анохин П. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики // Биологические аспекты кибернетики. М.: Наука, 1962. - 71 - 91.

9. Апатский В. Духовое вибрато // Вопросы муз. исполнительства и педагогики. - Киев, 1979. - С. 67 - 81.

10. Апатский В. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства. - Киев: НМПУ, 2006. - 432 с.

11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994. - 352 с.

12. Арановский М. Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974. - 335 с.

13. Арановский М. Симфонические искания: Исследовательские очерки. - Л.: Совет, композитор, 1979. - 287 с.

14. Арановский М. Музыка и мышление // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. - М: Ком Книга, 2007. - С. 10-43.

15. Арановский М. Всё решает талант // Муз академия. - 2004. - № 2. -С. 86-87.

16. Арчажникова Л. Голубева М. Моделирование музыкального образа на основе системы музыкально-слуховых представлений // Сов. педагогика. - 1976. - № 12. - С. 73-80.

17. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музгиз,1963. -

379 с.

18. Асафьев Б. О музыке XX века. — Л.: Музыка, 1982. - 200 с.

19. Баранцев А. Актуальные проблемы исполнительства на духовых инструментах // Деревянные духовые инструменты (история, теория, ррхив). — Петрозаводск: Петрозавод. гос. консерватория, - 1996. - Вып. 2. -С. 87-107.

20. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

21. Беликова В. Музыкальное исполнительство как вид художественно-творческой деятельности: Дис. ... канд. искусствоведения. -Киев, 1990.- 122л.

22. Березин В. Лев Михайлов // Портреты сов. исполнителей на духовых инструментах. — М.: Сов. композитор, 1989. - С. 141-163.

23. Березин В. Начальный период обучения на духовых инструментах в связи с возрастными особенностями учащихся // Муз. исполнительство и педагогика. — М.: Музыка, 1991. - С. 143-154.

24. Берез ин В. История исполнительства на духовых инструментах в отечественном музыкознании // Оркестр. - 2006. - № 4, декабрь. - С. 6 - 12.

25. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994. - Т. 1. - 554 с.

26. Берлянчик М. Проблемы фундаментализации и преемственности в обучении музыканта: педагогическая концепция Б.Л. Яворского // Вопросы подготовки музыканта-педагога. — Магнитогорск: Магнит, гос. консерватория, 1997. - С. 61-82.

27. Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций: Психологические и семиотические аспекты // Аспекты теоретического музыкознания. Проблемы музыкознания. - Вып. 2. - Л.: Музыка, 1989. - С. 95 - 122.

28. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. - Л.: Музыка, 1974. - 144 с.

29. Блох О. Специфика формирования исполнительской культуры // Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 25 - 31.

30. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. -М., 1989.-267 с.

31. Богданов JI. Проблемы интонирования на духовых инструментах // В помощь военному дирижёру. - М.: ВДФ при МГК, 1984. - Вып. 23. - С. 41-59.

32. Богданов Л. Теоретические основы исполнительского анализа и интерпретации музыкального произведения // Лекции по теории исполнительства и методике обучения игре на духовых и ударных инструментах. - М.: ВДФ при МГК, 1991. - С.31 - 60.

33. Бодина Е. Творческая природа музыкального исполнительства: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Киев, 1975. - 24 с.

34. Бонфельд М. Введение в музыкознание. - М.: ГИЦ «Владос», 2001.-224 с.

35. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: Изд. дом «Классика - XXI», 2006. - 253 с.

36. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. - 1975. - № 1. - С. 68 - 79.

37. Бычков Ю. Целостный анализ музыкального произведения и формы проявления активности музыкального сознания. - М., 1984. - 56 с.

38. Браудо И. Артикуляция. - JL: Музыка, 1973. - 197 с.

39. Вартанова Е. Музыкально-теоретические аспекты логики игрового мышления / Сарат. консерватория. - Саратов, 1990. - «17» с. -Деп. в НИО Информкультура гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина 19.06.90., № 2304.

40. Вдовиченко В. Некоторые вопросы подготовки студента-духовика к концертному выступлению // Исполнительство на духовых инструментах: история и методика. - Киев: Киев. гос. консерватория, 1986.

С, 59-64.

41. Вискова И. Пути расширения выразительных возможностей деревянных духовых инструментов в музыке второй половины XX века. -Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2009. - 24 с.

42. Вискова И. Инструментальный тембр как элемент художественной выразительности // Музыковедение. - 2008. - № 8. - С. 24 -41.

43. Вискова И. Проблемы терминологии в современной исполнительской практике на деревянных духовых инструментах // Муз. академия. - 2009. - № 1. - С. 154 - 158.

44. Вискова И. Деревянные духовые инструменты в системе средств музыкальной выразительности // Художественный текст. Автор и исполнитель (Матер, межд. инструментоведческой конференции, посвящённой 100-летию К.А. Верткова). - СПб.: Российский институт истории искусств, 2007. - С. 173 - 177.

45. Вицинский А. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением // Музыкальная психология. - М.: Моск. гос. консерватория, 1992. - С. 186 - 202.

46. Волков A.B. К вопросу необходимости академического саксофона // Муз. инструменты. - № 177, весна, 2008. - С. 14 - 15.

47. Волков Н.В. Основы управления звучанием при игре на кларнете: Дис. канд ... искусствоведения. Л., 1987. - 188 л.

48. Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-духовика // Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего профессионального музыкального образования / Материала науч. практ. конференции. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. - С. 45 - 47.

49. Волков Н.В. Психофизические основы и принципы постановки - убттого аппарата исполнителя на язычковом духовом инструменте. - М.: Научно-метод. центр по худож. образованию, 2005 - 49 с.

50. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыкантов // Вестник МГУКИ, 2006. - № 4 (16). - С. 168 - 170.

51. Волков Н.В. Новые тенденции в методике обучения игре на духовых инструментах // Теория, методика и история исполнительства на духовых инструментах. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. - Вып. 168. - С. 195-203.

52. Волков Н.В. Теория и практика искусства игры на духовых инструментах. — М.: Академ, проект, 2008. - 399 с.

53. Волков Н.М. Об исполнительской артикуляции при игре на трубе // вопросы теории и практики музыкальной педагогики. - Минск: Бел. гос. консерватория, 1989. - С. 61 - 63.

5А.Выготский Л. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. -

342 с.

55. Г арбузов H. Н.А. Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог. -М.: Музыка, 1980. - 2709 с.

56. Гаринова Н. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990. - 17 с.

57. Гигов К. Основные проблемы исполнительства на духовых инструментах в камерном ансамбле: Дис. канд. искусствоведения. — М., 1977.- 198 л.

58. Гинзбург Л. О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства // Гинзбург JI.C. - Исследования, статьи, очерки. - М.: Музыка, 1971. - С. 209 - 250.

59. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. — М.: Музыка, 1981.-148 с.

60. Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. — М., 1980. - С. 127 - 140.

61. Голубева И. Музыкально-эстетический вкус: сущность, структура, методы формирования // Современные подходы к проблеме развития одарённых детей в системе дополнительного музыкального образования. - М.: МГУКИ, 2006. - 154 - 157.

62. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. — Л.: Музыка, 1985. 137 - 143 с.

63. Горбачёв В. Двойное стаккато на язычковых духовых инструментах // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1966. - Вып. 2. - С. 112 - 188.

64. Готсдинер А. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления, - М., 1974. - С. 230.

65. Готсдинер А. Концертное исполнение как специфическая форма социального общения // Проблемы психологического воздействия. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 1978. - С. 128 - 149.

66. Готсдинер А. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (к вопросу об эстрадном волнении) // Методические записки по вопросам музыкального образования. — М.: Музыка, 1991. - Вып. 3. -С. 182-192.

67. Готсдинер А. Музыкальная психология. —М.: ВИНИТИ, 1993. -

190 с.

68. Гржибовская Р. Проблема формирования внутренне-слуховых (художественно-образных) представлений у учащихся-музыкантов. -Лвтореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1982 - 134 с.

69. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века, 50 - 80 годы. - М.: Сов. композитор, 1989. -206 с.

70. Григорьева Г. Новые эстетические тенденции музыки второй Головины XX века. Стили. Жанровые направления // Теория современной композиции. - М.: Моск. гос. консерватория, 2005. - С. 23 - 39.

71. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики. -М.: Музыка, 1986. - Вып. 7. - С. 65 - 81.

И.Григорьев В. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1987. -С. 25-37.

73. Григорьев В. Исполнитель и эстрада. — Магнитогорск: Магнитог. гос. консерватория, 1998. - 156 с.

1 А.Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. - М.: Классика XXI, 2007. - 256 с.

75. Гуренко Н. Микрохроматическая музыка и проблема её слухового восприятия // Музыковедение. - 2010. - № 4. - С. 50 - 54.

16. Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы. - М.: музыка, 1964. -

218 с.

11. Дегтярёв А. Учителя и ученики. Актуальные вопросы современного музыкального исполнительства и обучения на духовых инструментах. - М.: Моск. гуманит. ун-т, 2008. 203 - 210 с.

78. Демченко М. Проблемы формы и содержания // Вокальное образование начала XXI века. - М.: МГУКИ, 2006. - С. 70 - 74.

79. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. — М.: Музгиз, 1962. - 116 с.

80.Диков Б. О работе над гаммами // Методика обучения игре на духовых инструментах. — М.: Музыка, 1966. - Вып. 2. - С. 211-231.

81. Диков Б. Настройка духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. — М.: Музыка, 1976. - Вып. 4. - С. 71-85.

82.Диков Б. Методика обучения игре на кларнете. — М.: Музыка, '983 . - 192 с.

83. Диков Б. Проблемы теории и практики исполнительства на кларнете системы Т. Бёма: Автореф. дис. доктора искусствоведения. — М., 1985. - 45 с.

84. Диков Б. Специфические приёмы звукоизвлечения на деревянных духовых инструментах // В помощь военному дирижёру. - М.: ВДФ при МГК, 1984. - Вып. 23. - С. 63 - 74.

85 .Докшицер Т. Из записной книжки трубача: Заметки об исполнительском мастерстве музыканта. - М.: ЮФЦ «Русские фанфары», 1995. - 108 с.

86. Докшицер Т. Путь к творчеству. - М.: ИД «Муравей»Д999. - 216

с.

87. Дубинец Е. Знаки звуков: о современной партитурной нотации // Киев, 1999. - С. 58.

88.Дувирак Д. Темброво-динамические аспекты музыкального мышления: Автореф. дис ... канд. искусствоведения. - Киев, 1987. - 18 с.

89. Еетихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. - Тамбов, 1994. -С. 43 - 54.

90. Живов B.JI. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

91. Зеленкова Т. Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства. - Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999.-23 с.

92. Иванов А.Т. О нетрадиционных приёмах звукоизвлечения в кларнетном исполнительстве // В помощь военному дирижёру. — М.: ВДФ при МГК, 1990. - Вып. 28. - С. 96-114.

93.Иванов А.Т. Техника непрерывного дыхания в исполнительстве на кларнете // В помощь военному дирижёру. — М.: ВДФ при МГК, 1994. -Вып. 29.-С. 38-47.

94. Иванов В.Д. Об использовании рациональной аппликатуры при игре на саксофоне // В помощь военному дирижёру. М.: ВДФ при МГК, 1983.-Вып. 22.-С. 112-156.

95. Иванов В.Д. Концерт для саксофона с духовым оркестром Д. Браславского (исполнительский анализ) // Моск. гос. консерватория. - М., 1983. - 13 с. - Деп. в НИО Информкультура гос. б-ки им. В.И. Ленина 14.12.83 г., №570.

96. Иванов В.Д. Современные отечественные и зарубежные школы для саксофона / Моск. гос. консерватория. М., 1985. - 24 л. - Рук. деп. в НИО Информкультура гос б-ки СССР им. В.И. Ленина 10.09.85 г., № 943.

97. Иванов В.Д. Основные проблемы теории и практики игры на саксофоне в военном оркестре: Дис. ...канд. искусствоведения. - Л., 1988. - 247 л.

98. Иванов В Д. Саксофон. - М.: Музыка, 1990. - 64 с.

99. Иванов В.Д. Основы психодиагностики изучения музыкантов военных оркестров // Лекции по теории исполнительства и методике обучения игре на духовых инструментах. - М.: ВДФ при МГК, 1991. - С. 6 -20.

100. Иванов В.Д. Научно-теоретические основы постановки при игре на духовых инструментах // Лекции по теории исполнительства и методике обучения игре на духовых и ударных инструментах. - М.: ВДФ при МГК, 1991.-С. 21-30.

101. Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста. -М.: Музыка, 1993. - 54 с.

102. Иванов В.Д. Применение специальных дыхательных упражнений при обучении и игре на духовых инструментах // В помощь военному дирижёру. - М.: ВДФ при МГК, 1994. - Вып. 29. - 19 - 36.

103. Иванов В.Д. Два шедевра Глазунова // Российский брасс-вестник. - 1996. - № 7 - 8. - С. 26 - 27.

104. Иванов В.Д. Становление и эволюция джазового саксофонного исполнительства: История, генезис, стилистика / ВДФ при МГК. - М., 1996. - 81 с. - Деп. в НИО Информкультура Российской гос. б-ки 11.04.96 г., № 3024.

105. Иванов В.Д. Современное искусство игры на саксофоне: проблемы истории, теории и практики исполнительства: Дис. ... доктора искусствоведения. - М., 1997. - 296 л.

106. Иванов В.Д. Трактовка современных исполнительских приёмов в музыке для деревянных духовых инструментов // Современное музыкальное образование: актуальные вопросы педагогики, методики, практики. - Москва: ГМПИ им. М. Ипполитова-Иванова, 2002. - С. 30 -34.

107. Иванов В. Д. Школа академической игры на саксофоне.- Ч. 1. -М.: Брасс-коллегиум, 2003. - 150 с.

108. Иванов В.Д. Выражение эмоциональной отзывчивости на сонорно-акустические эффекты в исполнительстве на деревянных духовых инструментах // Эмоциональный компонент эстетического образования: проектирование, реализация и оценка. - Тула: ТГПУ им. Л. Толстого, 2006. -С. 330-333.

109. Иванов В Д. Словарь музыканта-духовика. - М.: Музыка, 2007. - 128 с.

110. Иванов В.Д. Проблема подготовки студентов-духовиков музыкального вуза к ансамблевой деятельности // Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: проблемы, перспективы развития. _ М.: МГУКИ, 2010.-С. 17-23.

111. Иванова И. «Европа - Азия»: от контактов к взаимопониманию // Муз академия. - 2002. - № 3. - С. 22 - 26.

112. Казунина И. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано: Дис. ... канд. искусствоведения. -М., 1998, 143 л.

113. Каган М. Музыка в мире искусств. - СПб.: «Ut», 1996. - 232 с.

114. Карауловский И. Звуковысотная интонация на духовых инструментах и проблемы исполнительского строя // Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1979. - Вып. 45. - С. 15 - 32.

115. Касьяненко JI. О художественном образе и средствах его воплощения в исполнительском искусстве / Киев: Киевская гос. консерватория, 1989. - 22 с. - Деп. в НИО Информкультура гос. б-ки им. В.И. Ленина ОЗ.. 10.89 г., № 2144.

116. Катунян М. Эдуард Артемьев: «Музыка - это канал связи с Вселенной (интервью) // Музыка в школе. - 2002. - № 4.

117. Квашнин К. Вопросы формирования музыкального тембрового слуха при обучении игре на духовых инструментах / Куйбышев: Куйб. инт культуры, 1989. - 21 с. - Деп. в НИО Информкультура гос. б-ки им. В.И. Ленина 20.27.89 г., № 1940.

118. Квашнин К. Художественное интонирование при игре на духовых инструментах: возможность совершенствования / Куйбышев: Куйб. ин-т культуры, 1989. - 21 с. - Деп. в НИО Информкультура гос. б-ки им. В.И. Ленина 26.07.89 г., № 2084.

119. Квашнин К. Активизация обратных связей как метод формирования тембрового слуха при игре на духовых инструментах: Автореф. дис. ... кандидата искусствоведения. - Л., 1991. - 24 с.

120. Квашнин К. Сонористика и исполнительство на духовых инструментах. - Самара: СГАКИ, 2004. - 30 с.

121. Кириллов С. М. Готлиб. Концерт для саксофона-альта с духовым оркестром // Вестник МГУКИ, 2009. - № 5. - С.230 - 233.

122. Кириллов С. Особенности формирования художественного образа в аспекте интерпретации музыкального произведения // Известия Самарского научного центра РАН. - Самара, 2009. - Т. 11, № 4 (5). - С. 1068-1073.

123. Кириллов С. Проблема музыкального мышления в контексте исполнительской деятельности музыканта-духовика // Известия Самарского научного центра РАН. - Самара, 2009, - Т. 11, № 4 (5). - С. 1357- 1365.

124. Кириллов С. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений. - Автореф. канд. искусствоведения. - Ростов-на Дону, 2010. - 22 с.

125. КоллиерДж. Становление джаза. - М.: Радуга, 1991. - 351 с.

126. Конен В. Пути американской музыки. - М.: Сов. Композитор, 1977. - 245 с.

127. Конен В. Рождение джаза. - М.: Сов. Композитор, 1984. - 312

с.

128. Копылова Е. Луарский край, Уральский край // Муз. академия. - 1992. - № 3. - С. 125- 126.

129. Корженевский А. Работа над музыкальным произведением без инструмента // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Киев: Киев. гос. консерватория, 1979. - С. 33 - 50.

130. Корыхалова Н. Музыкальное произведение и способ его существования // Сов. музыка, 1971. - № 7. - С. 60 - 65.

131. Корыхалова Н. Интерпретация музыки. - Л.: Музыка, 1979. -

208 с.

132. Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины: возникновение, развитие значений и их оттенки использования в разных стилях. - СПб.: Композитор, 2000. - 272 с.

133. Кочнев Ю. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации. - Дис. ... канд. искусствоведения. - Л. 1970. - 160 л.

134. Куров Н. Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в Вузе культуры и искусств: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 24 с.

135. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. — Л.: Музыка, 1973. - ч. 1. - 262 с.

136. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. — Л.: Музыка, 1983. - ч. 2. - 192 с.

137. Леонидов Р. Взаимодействие интонационно-выразительного и операционального уровней в исполнительском процессе: Дис. ... канд. искусствоведения. - JL, 1989. - 172 л.

138. Леонов В. Целостный анализ звукоизвлечения и звукообразования при игре на фаготе. - Элиста, 1992. - 265 с.

139. Леонов В. Основы теории исполнительства и методики обучения игре на духовых инструментах. - Ростов-на Дону: Рост. гос. консерватория, 2010. - 345 с.

140. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. - М.: Музыка, 1990. - 224 с.

141. Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. - М: Моск. гос. консерватория, 1998. - 176 с.

142. Лонг М. Заметки педагога // Выдающиеся пианисты-педагоги о музыкальном искусстве. - М.: Музыка, 1968. - С. 208 - 235.

143. Мазель Л. О природе и средствах музыки.- М.: Музыка, 199179 с.

144. Мазель Л. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. - М.: Сов. композитор, 1978. -351 с.

145. Мазель В. Музыкант и его рука. - СПб.: Композитор, 2002. -

180 с.

146. Майоров А. Современные выразительные средства в практике игры на саксофоне // Музыкальное развитие студента: инновационные идеи и перспектива. - Самара: Сам. гос. академия искусств, 2004. - Вып. 3. -С. 163- 169.

147. Макпыгин А. Ценова В. Сонорика // Теория современной композиции. — М., 2005.

148. Макпыгин А. Сонорика в музыке советских композиторов. Дисс.... канд. искусствоведения. — М.:МГК, 1985.

149. Маслов Р. Развитие исполнительства и педагогики на кларнете в Москве (в период 1940-1960 гг.): Дис. ... канд. искусствоведения. — М., 1991.- 186 л.

150. Маслов Р. Некоторые вопросы историографии исполнительства и педагогики на кларнете в Москве // История, теория и практика исполнительства на духовых и ударных инструментах (Тезисы докладов Международной научной конференции). - Ростов-на-Дону, 1997. -С.

151. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976. - 253 с.

152. Медушевский В. Интонационная форма музыки. - М.: Сов. Композитор, 1993. - 266 с.

153. Медушевский В. О методе музыковедения // Методологические проблемы музыкознания. — М.: Музыка, 1987. - С. 206-208.

154. Медушевский В. О происхождении и сущности серьёзной музыки // Музыка в школе. - 2002. - № 4.

155. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. -М.: Сов. Композитор, 1983. - 226 с.

156. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. - М.: Музыка, 1975. -

78 с.

157. Мороговский А. Новое в исполнительской технике на кларнете // Вопросы инструментоведения / Рос. институт истории искусств. - СПб. 2004. - Вып. 5. - Ч. 2. - С. 80 - 82.

158. Мозговенко И. О выразительности штрихов кларнетиста // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1964. -Вып. 1.-С. 79-106.

159. Мясоедов В. Современные приёмы игры на саксофоне // В помощь военному дирижёру. - М.: ВДФ при МГК, 1994. - Вып. 29. - С. 48 -69.

160. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. - 383 с.

161. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988.

- 254 с.

162. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. — М.: Владос, 2003.

- 248 с.

163. Назайкинский Е. О предметности музыкальной мысли // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. - М., 2007. - С. 44 -69.

164. Назаров Н. Основы музыкально-исполнительской техники и методы её совершенствования. — JL: Музыка, 1969. - 134 с.

165. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.

166. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Заметки педагога. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.

167. Носуленко В. Психология слухового восприятия. — М.: Наука, 1988.-216 с.

168. Озеров В. Теория музыкального мышления и проблемы целостности в музыке // Методологические вопросы теоретического музыкознания. —М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. - С. 17-21.

169. Олексий В. Н. Непрерывное дыхание при игре на деревянных духовых инструментах // Методические рекомендации для музыкальных училищ. — Киев : РМК, 1983. - 16 с.

170. Орджоникидзе Г. К вопросу о специфике музыкального мышления // Вопросы музыкознания. - Т. 3. - М., 1960. - С. 282 - 301.

171. Орвид Г. Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусства игры на трубе // Мастерство музыканта-исполнителя. - Вып. 2. - М.: Сов. композитор, 1976. - С. 186 - 210.

172. Паутов А. Эстетические проблемы культуры звука на медных духовых инструментах \\ В помощь военному дирижёру. - М.: ВДФ при МГК, 1984. - Вып. 23. - С. 91 - 107.

173. Переверзев Н. Исполнительская интонация. - М.: Музыка, 1989.-208 с.

174. Песня Л. В.Пикуль. Концертино для саксофона и фортепиано (некоторые вопросы исполнительского анализа) // Вопросы истории, теории и практики исполнительства на духовых инструментах. -Владивосток, 2005. - Вып. 3. - С. 106 - 117.

175. Петров В. Основы начального обучения на кларнете французской системы // Вопросы музыкальной педагогики. - Вып. 10. — М.: Музыка, 1991. - С. 61-78.

176. Петров Н. Формирование личности музыканта-исполнителя в процессе взаимодействия преподавателя и студента: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999.-165 л.

177. Петрушин В. Музыкальная психология. - М.: Пассим, 1994. -

304 с.

178. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. — М.: Музгиз, 1958. - 47 с.

179. Петрушин В. Музыкальная психотерапия. - М., 1999. - 176 с.

180. Подуровский В., Суслова П. Психологическая коррекция музыкально-исполнительской деятельности. —М.: Владос, 2001. - 320 с.

181. Пономарёв Я. Психология творчества и педагогика. - М.: Наука, 1976.- 303 с.

182. Просолов Е. Художественное воспитание исполнителя как проблема современного музыкального образования. — Тольятти: Тольят. ин-т искусств, 2003. - 84 с.

183. Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. - М.: Музыка, 1977. - 96 с.

184. Психология музыки и музыкальных способностей:

Хрестоматия / Сост.- ред. А.Е. Тарас. - M.: АСТ, 2005. - 270 с.

185. Пушечников И. Искусство игры на гобое. - СПб.: Композитор, 2005.-312 с.

186. Рагс Ю. О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии: Автореф. ... дис. канд. искусствоведения - М., 1970.

- 21 с.

187. Ражников В. Исполнительство как творчество // Сов. музыка. -1972. - № 2. - С. 72.

188. Ражников В. Исследование музыкально-исполнительского образа // Вопросы психологии. - 1978. - № 2. С. 70 - 80.

189. Ражников В. Резервы музыкальной педагогики. - М.: Знание, 1980.-96 с.

190. Ражников В. Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования.

— Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1986. - С. 56-69.

191. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: ЦАПИ, 1994. - 141 с.

192. Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. — М.: Музыка, 1972. -Вып. 7. - С. 3-17.

193. Раппопорт С. Художественное представление и художественный образ // Эстетические очерки, - М.. 1973. - Вып. 3. - С.

194. Раппопорт С. Книга по эстетике для музыкантов. - М., 1982. -

с.

195. Ройтерштейн М. Основы музыкального анализа. - М.: ГИЦ «Владос», 2001.- 112 с.

196. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. - М.: Музыка, 2001. - 144

с.

197. Розанов С. Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1938. - 2-е изд. - 52 с.

198. Русакова А. Об исполнении музыки Лучано Берио // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века / Мат. науч.-практ. конференции «Культура России 2001 - 2005 гг.». -М.: ГМПИ им. М. Ипполитова-Иванова, 2003. - С. 37 - 43.

199. Савенко С. В ракурсе постмодерна // История отечественной музыки второй половины XX века. - СПб., 2005. - С.541 - 554.

200. Сайгушкина О. Художественный образ в творчестве музыканта-ис-полнителя: Дис. ... канд. искусствоведения. — Л., 1979. -170 л.

201. Салдаева Г. Проблемы оптимизации профессионального становления музыканта-исполнителя (на материале фортепианного искусства): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Магнитогорск, 2003. - С. 25.

202. Самойленко Е. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А .Я. Эшпая: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2001. - 155 л.

203. Сенькин И. О педагогической направленности в подготовке духовика / Самара, 1993. - 18с. - Деп. в НИО Информкультура Рос. гос. б-ке от 15.04.93 г., №2717.

204. Скляров А. О воздействии музыкального исполнительства на художественно-эстетическое формирование личности / Харьк. ин-т

культуры. - Харьков, 1990. - 14 с. - Деп. в НИО Информкультура гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина 23.07. 90., № 2329.

205. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М.: Музыка, 1973. - 446 с.

206. Смирнов М. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990. -318 с.

207. Советская музыка 70 - 80-х годов: Эстетика, Теория, Практика (Под ред. А.Л. Порфирьева). - Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1989. - 85 с.

208. Соколов А. Музыкальная хронология XX века // Теория современной композиции. - М.: Моск. гос. консерватория, 2005. - С. 14 -22.

209. Сохор А. Воспитательная роль музыки. — Л.: Музыка, 1975. -

63 с.

210. Сохор А. Стиль, метод, направление // Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. 4. - Л.: Музыка, 1965. - 34 с.

211. Сохор А. Музыка как вид искусства. - М.: Музыка, 1970. - 192

с.

212. Сраджев В.П. Проблемы развития фортепианной техники. -Ташкент, 1987. - 121 с.

213. Степанов Н. Музыкальное исполнительство: оптимизация исполнительских действий в музыкальном творчестве. - М.: МГУКИ, 2006. - 233 с.

214. Степанов А. Особенности темброобразования кларнета: Дис. ... канд. искусствоведения. - Л., 1989. - 130 л.

215. Степанова М. Самосознание музыканта-исполнителя: некоторые психологические и педагогические аспекты. — М.: Моск. гос. консерватория, 2001. - 233 с.

216. Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. - М.: Музыка, 1987. - 176 с.

217. Тарасова Л. Современные тенденции музыкальной педагогики // Современное музыкальное образование: актуальные вопросы педагогики, методики, практики. - М.: ГМПИ им. М. Ипполитова-Иванова, 2002.-С.8-11.

218. Терентьева Н. Основы творческого музицирования. - СПб.: Образование, 1995. - 60 с.

219. Терёхин Р., Апатский В. Методика обучения игре на фаготе. -М.: Музыка, 1988. - 208 с.

220. Тимошенко А. Концепция звука в американском музыкальном экспериментализме // Российский ин-т истории искусств и европейское инструментоведение: Тез. междунар. науч. конф. - СПб.: Рос. ин-т. истории искусств, 2002. - С. 48 - 50.

221. Токина Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. - Саратов.: Сарат. гос. ун-т, 1972. - 33 с.

222. Толмачёв М. Оркестровая направленность в обучении музыкантов-духовиков / Горький; Горьк. гос. консерватория, 1989.- 24 с.-Деп. в НПО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина от 07.07.89 г., № 2044.

223. Усов Ю. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1917-1967) // Методика обучения игре на духовых инструментах. — М.: Музыка, 1971. - Вып. 3. - С. 160-192.

224. Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. - М.: Музыка, 1984. -216 с.

225. Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути её совершенствования // Проблемы музыкальной педагогики. — М.: Моск. гос. консерватория, 1981. - С. 61- 89.

226. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. — М.: Музыка, 1986. - 191 с.

227. Усов Ю. Советская школа игры на духовых инструментах в 1960-1980-е годы // Музыкальное исполнительство и современность. — М.: Музыка, 1988. - Вып. 1. - С. 179-212.

228. Усов Ю. Организация учебного процесса по специальности на духовом отделении // Методические записки по вопросам музыкального образования (Сост. А. Лагутин). - М.: Музыка, 1991. - Вып. 3. - С. 16- 87.

229. Фарбштейн А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышления. - М., 1974. - С. 75 - 80.

230. Фарбштейн А. Музыка и эстетика. - Л.: Музыка, 1976. - 208 с.

231. Федотова Л. Индивидуальные принципы структурности гармонического материала в современной музыке: Дис. канд. искусствоведения. - К., 2003: - 230 л.

232. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1975. - 159 с.

233. Федотов А. Дыхание и некоторые вопросы музыкальной фразировки // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1975, - С. 64 - 77.

234. Федотов А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом // Методика обучения игре на духовых инструментах. — М.: Музыка, 1976. - Вып. 4 - С. 86-109.

235. Федотов А., Плохоцкий В. О возможности чистого интонирования при игре на духовых инструментах // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1964. - Вып. 1. - С. 56 - 78.

236. Фёдоров Е. К вопросу об эстрадном волнении // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1979. - Вып. 43. - С. 107 - 118.

237. Фёдоров Е. Исполнительское дыхание музыканта-духовика. -Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1990. - 34 с.

238. Фёдоров Е. О психологической подготовке музыканта-исполнителя к концертному выступлению // Деревянные духовые инструменты (история, теория, архив). — Петрозаводск: Петрозавод. гос. консерватория, 1996. - Вып. 2. - С. 127-152.

239. Фёдоров Е. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах: Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И Глинки, 2004.- 112 с.

240. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.

- М.: Музыка, 1968. - 78 с.

241. Фриче В. Социология искусства. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

- 208 с.

242. Хамов Г. Вопросы начального обучения игре на саксофоне // Вопросы истории, теории и методики обучения игре на духовых инструментах. - Владивосток: Дальневосточный гос. ин-т искусств, 1999. -Вып. 2. - С. 27 - 36.

243. Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. - М.: Композитор, 1993. —312 с.

244. Холопова В. Музыка как вид искусства. — СПб.: Из-во «Лань», 2000. - 320 с.

245. Холопова В. «Музыка» Софьи Губайдуллиной: микротоны высотности и величие смысла // Муз. академия, - 2005. - № 2. - С. 34 - 40.

246. Холопова В. Ритмика Э.В. Денисова // Музыка Эдисона Денисова: Мат. науч. конф. - М.: Моск. гос. консерватория, 1995. Вып. 11.

- С. 24 - 38.

247. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. - М., 1982. - С. 52 - 104.

248. Холопов Ю. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. - Вып. 6. - М., 1985. - С. 130 - 151.

249. Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. - М.: Сов. композитор, 1971. - 304 с.

250. Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. - СПб.: Композитор,2008. - 368 с.

251. Цыпин В. Обобщение творческого опыта как научная проблема // Музыкальное образование: уроки истории (под ред. В.В. Медушевского). - М.: Моск. гос. консерватория, 1991. - С. 79 - 85.

252. Цыпин Г. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. — М.: Сов. композитор, 1988. — Кн. 1. - 382 с.

253. Цыпин Г. К проблеме психической саморегуляции в художественно-творческой деятельности // Психология искусства. - М., 2003. - Т.З, Ч. 2.,-С. 55-65.

254. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности. — М.: Музыка, 1994. - 300 с.

255. Цыпин Г. Исполнитель и техника. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 192 с.

256. Цуккерман В. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика // Интонация и музыкальный образ. - М.: Музыка, 1965. - 350 с.

257. Чередниченко Т. Критика современных зарубежных музыковедческих концепций 70 - 80-х годов. М., 1985. - 44 с.

258. Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. - М.: Музыка, 1994.-Вып. 2.-389 с.

259. Черных А. Советское духовое инструментальное искусство. — М.: Сов. композитор, 1989. - 320 с.

260. Черных А. Интеграция джаза и академической музыки // Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 120 - 123.

261. Черняков И. Эстетика игры и художественное творчество. -М.: «ТЕК ЛТД», 1993.- 122 с.

262. Шанахян М. Музыкальный образ, его исполнительская интерпретация и восприятие: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. -М., 1988.-23 с.

263. Шапошникова М. К проблеме становления отечественной школы игры на саксофоне // Актуальные вопросы теории и пратики исполнительства на духовых инструментах. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985.-Вып. 80.-С. 22-37.

264. Шапошникова М. Постановка амбушюра саксофониста // Современное исполнительство на духовых инструментах. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. - С. 92 - 108.

265. Шаймухаметова Л. Семантический анализ в работе музыканта-исполнителя // Музыкальное содержание и педагогика. - Уфа, 2005.-С. 229-242.

266. Шульгин Д. Признание Эдисона Денисова. - М.: Издательский дом «Композитор», 1998. - 433 с.

267. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. - Л.: Музыка, 1973. - 104 с.

268. Шульпяков О. О психофизическом единстве исполнительского искусства // Вопросы теории и эстетики. - Л., 1973. - Вып. 12. - С.

269. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. - Л.: Музыка, 1986. - 128 с.

270. Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб.: Композитор, 2005. - 36 с.

271. Шульпяков О. Скрипичное исполнительство и педагогика. -СПб.: Композитор, 2006. - 496 с.

272. Эшпай А. Жажда движения // Сов. культура. - 1982. - № 86, 26 октября.

273. Ягу дин Ю. О развитии выразительности звука // Методика обучения игре на духовых инструментах. М: Музыка, 1971. - Вып. 3. - С. 193-203.

274. Ямпольский И. Исполнение музыкальное // Музыкальная энциклопедия. - Т. 2. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - С. 583 - 591.

275. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. - М.: Постскриптум, 1993.-312 с.

276. Ярустовский Б. Интонация и музыкальный образ. - М.: Музыка, 1965. - 353 с.

277. Ashton D. Saxophone sound // Clarinet and saxophone. - vol. 15, N 1, 1990. - p.24 - 25.

278. Aebersold I. Charlie Parker omnibook. - N. Y.: Atlantic Music Corp., 1978. - 143 p.

279. Bartolozzi B. New Sounds for woodwind. London: Oxford University Press, 1967. - 86 p.

280. Bay B. Jazz sax studies // Mel Bay publications. - 1979. - 73 p.

281. Billar F. Histoire du saxophone. - Paris: Josepf Clims, 1986. - 336

P-

282. Black R. Exploing the altissimo register of the saxophone // Instrumentalist. - 1979, vol. 32, April. - p. 48 -49.

283. Caravan R. Preliminary exercises and etudes in contemporary techniques for saxophone. Dorn production. - 1980. - 44 p.

284. Corney G. An approach the saxophone harmonics // Woodwind World. - 1972, Vol. 11, N 3, Juin. - p. 11 - 13.

285. Delangle C. Le saxophone a cle d'harmonique // APES. - 1993, N 20, Mai. - p. 32 -34.

286. Dick R. Circular breathing for the flutist // R. Dick. — New York, 1987. - 51 p.

287. Hemke F. Teacher's guide to the saxophone. - Elkhart, Indiana,

1977. - 28 p.

288. Hemke F. Teaching saxophone tone production // Instrumentalist. -

1978, Vol. 32, April. - p. 37 - 39.

289. Jarret T. The first British saxophone congress // Clarinet and Saxophone. - 1990, Vol. 15, N 4, - p. 40 - 45.

290. Kientzy D. Les sons multiples aux saxophones. - Salabert, 1982. -80 p.

291. Londeix J.-M. A Comprehensive Guide to the Saxophone Repertoire: 1844 - 2003 (Editor - Bruce Ronkin). - Cherry Hill, USA: Roncorp, Inc, 2003. - 646 p.

292. Londeix J.-M. Hello! Mr. Sax. - Paris: Alphonce Leduc, 1989. -113 p.

293. Luckey R. Saxophone altissimo high notes development for the contemporary player. - Lafayette: Olympia Music Publishing, 1992. -200 p.

294. Prati H. Approche de la musique contemporaine. Paris: Gerard Billaudot Editeur. - 1985. - 27 p.

295. Rascher S. Top tones for the saxophone. - N. Y.: Carl Fisher Music, 1941.-24 p.

296. Rousseau E. Saxophone high tones. - St. Louis: MMB Music, 1978. - 37 p.

297. Runyon S. High notes for saxophone // Instrumentalist. - 1974, Vol. 29, Dec.-P. 56-57.

298. Saxophone // The New Grove Dictionary of jazz. - London: MacMillan Press, 1988. - Vol. II. - P. 418 - 424.

299. Teal L. The art of saxophone playing. - New Jersey: Summy -Birchard Music, 1963. - 111 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.