Современная русская литература в сети: основные художественные тенденции и свойства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Сарин, Лина
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат наук Сарин, Лина
ОГЛАВЛЕНИЕ
4-17
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СЕТИ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1. Понятие сетературы и ее место в контексте современной русской литературы
1.2. Блоголитература как новая литературная форма и издательская стратегия
1.3. Современная русская сетевая поэзия и формы ее
бытования
1.4. Функции сетературы в современном литературном
процессе
1.5. Электронные площадки и сообщества, которые продвигают современную литературу
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ПИСАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА
2.1. Творчество Д. Глуховского как синтез сетевой и печатной форм литературы
2.2. Вадим Шарапов: блоголитература как путь в литературу
2.3. Борис Акунин: от печатных книг к сетевой словесности
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике: 1990-2000-е годы2012 год, кандидат филологических наук Катаев, Филипп Андреевич
Писательский блог в российском литературном процессе: модели коммуникации, жанровый генезис, авторская поэтика2018 год, кандидат наук Максимова, Татьяна Олеговна
Студенческая жизнь в новейшей российской интернет-литературе2010 год, кандидат филологических наук Розанов, Кирилл Андреевич
Литературные стратегии современных писателей: В. Строгальщиков, М. Немиров2004 год, кандидат филологических наук Лазарева, Татьяна Сергеевна
Литературная и телевизионная критика в Интернете: специфика, типология, принципы взаимодействия2011 год, кандидат филологических наук Садовников, Артем Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная русская литература в сети: основные художественные тенденции и свойства»
ВВЕДЕНИЕ
Современная русская литература представляет собой сложную эстетическую систему, активно развивающую художественные традиции литературы Х1Х-ХХ веков и открытую для воздействия современной цифровой цивилизации и технологической революции. Литература сегодня находится в состоянии вынужденной конкуренции с продуктами массовой культуры: телевидением, популярными кинопроектами, виртуальной реальностью, формируемой сетью Интернет. При этом, литература попадает в определенную зависимость от книгоиздательской индустрии и издательских рекламных стратегий, не ориентированных на получение прибыли, а не на повышение этико-эстетической состоятельности произведений. Все это создает непростые условия, в которых современная русская словесность вынуждена искать как новые художественные формы и новые смыслы для раскрытия своего эстетического и нравственного потенциала, так и новые каналы распространения, новые способы общения с читателем, новые нормы литературной жизни, максимально приближенные к потребностям и восприятию современного читателя.
В этих условиях современная русская литература вынуждена, в
частности, осваивать глобальную сеть Интернет, испытывая на себе влияние
тех технических и содержательных форматов, которые востребованы в
сетевой культуре. Возникает относительно новая для русской литературы
ситуация: художественный текст перестает распространяться не только в
напечатанном (или же рукописном) виде, он тиражируется по электронным
каналам, которые оказывают многообразное воздействие восприятие, на
форму и содержание литературного текста. В частности, размещенный в сети
текст может приобретать такие свойства, как интерактивность
(технологическая возможность осуществления мгновенного диалога с
читателем и получения читательского отклика), процессуальность и
фрагментарность (деление текста на относительно короткие фрагменты,
4
которые обнародуются последовательно в течение длительного времени, создавая эффект постоянного обновления текста, процесса его создания на глазах читателей), мульти- и трансмедийность (возможность использовать несколько каналов для передачи текста и несколько технологических платформ для развития сюжета: сайт, печатное издание, экранизация и т.д.; иными словами, трансмедийность представляет собой многоформатную технологию создания рассказа истории, развертывание повествования посредством использования мультиплатформ и кросс-медийных сериальных изданий)1. Для всех текстов, размещенных в сети, характерна и тенденция к визуализации - использованию графических эффектов, аудио-, видео и других видов сопровождения текста, которые позволяют говорить об определенном художественном синкретизме сетевых литературных текстов.
Соответственно, мы можем выделить специфическую сферу бытования современной русской литературы - сеть Интернет. В сети литература представлена многообразно: во многочисленных библиотеках, на форумах, любительских «писательских» сайтах, на персональных страничках в социальных сетях современных писателей. Появляется особое явление, характеризующее тот новый тип коммуникации, в которую вступает художественный текст, предназначенный для размещения и тиражирования в сети, и называемое сетературой.
Данный термин уже можно считать устоявшимся как среди пользователей сети, так и среди академических исследователей. В частности, мы можем указать на работы Д. Горчева «Сетература»2, С. Корнева «Теория сетературы»3 и М. Наседкиной «Сетература, или Neterature»4, в которых этот термин используется как уже апробированный и подтвердивший свою жизнеспособность; при этом первые из двух указанных авторов (Д. Горчев,
1 Подробнее см. Солдаткина Я.В. Современная словесность: актуальные тенденции в русской литературе и журналистике. М.: МПГУ, 2015. - С. 132-142.
2 Горчев Д . Сетература // Терабайт. - 2000. - N2. http://www.netslova.ru/gorchev/seteratura.html
3 Корнев С. Теория сетературы // Новое Литературное обозрение. 1998. - №4(32). - С. 29-47.
4 Наседкина М. Сетература, или №1ега1иге // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение. Журналистика. - 2001. - № 5. - С 35-38.
С. Корнев) принадлежат к поколению сетевых авторов и теоретиков, которые, собственно, и ввели в обиход само понятие «сетература», а работа М. Наседкиной представляет собой пример использования термина в академическом исследовании. Под сетературой понимают либо художественные произведения, использующие возможности электронных коммуникаций, либо весь массив публикуемой в сети современной литературы. На русской почве «литературный» сегмент Интернета принято обозначать как РуЛиНет: русская литературная сеть. Для зарубежной сетевой литературы у исследователей существует несколько устоявшихся терминов -например, Electronic_literature, Digital literature, Cybertext.
Возникнув в конце 1990-х годов, за последнее десятилетие сетература получила стремительное распространение и в определенном смысле даже «потеснила» традиционную «бумажную» литературу. Оговоримся, что под современной литературой мы понимаем литературу XXI века - литературу, возникшую в современную политическую и социокультурную эпоху и характеризующуюся стилевым разнообразием и обновлением жанровой системы, слиянием художественного, публицистического, документального начал в повествовании, влиянием массовой культуры, диалогом с русской литературой и культурой XIX-XX веков, поисками новых типажей и героев времени, новых форм взаимодействия с читателями. Эти же свойства присущи и современной русской литературе в сети. Произведения, которые мы можем отнести к сетературе, появляются уже в конце 1990-х годов, однако основной массив, представляющий данное явление, - это уже продукт нового тысячелетия.
На сегодня четко обозначились два подхода к определению сетературы: более общий, подразумевающий рассмотрение всего массива современной литературы, публикуемой в Интернете, и более частный, согласно которому критериальными характеристиками сетературного произведения выступают обязательно используемые возможности
электронных коммуникаций - такие, как гипертекст (целостная система
6
текстовых страниц, которая характеризуется наличием перекрестных ссылок, например, с одной части книги на другую), интерактивность (мгновенный диалог с читателем и получение читательского отклика, но и раскрыть характер и степень взаимодействия между автором и читателем), визуализация (как метод преобразования невидимого в видимое за счет различных визуальных средств, доступных автору для отображения художественной картины мира), аудиализация текста (звуковое и голосовое воспроизведение художественного произведение) и пр. Автор настоящей работы согласен с теми исследователями, которые разделяют первый (более общий) подход; использование же электронных эффектов позволяет выделять в рамках сетературы такое явление, как кибература, произведения которой как раз и отличаются тем вниманиям, которое авторы уделяют кибер-эффектам в публикации литературных текстов. Подчеркнем также, что массив кибературных текстов пока остается не очень широким, потому применение термина «сетература» лишь по отношению к этим текстам значительно и неоправданно сужает предмет исследования. Ведь подавляющее большинство сетевых авторов публикуют в Интернете достаточно традиционную прозу, поэзию, публицистику и т.п., в большинстве своем не отличающуюся от печатной литературы, кроме как каналами распространения.
Преобладание в сети произведений графоманских, низкого
эстетического уровня, создаваемых зачастую в психолого-терапевтических
целях (самовыражение, привлечение внимания, выплеск эмоций и их
сублимация) вынуждает нас специально оговорить: в нашей работе в рамках
термина «сетература» рассматриваются только произведения
художественной литературы, чьи авторы являются профессиональными
писателями, исключая, тем самым, и публицистику, и образцы
профессиональной литературной критики и непрофессиональной рецепции
художественных произведений («фанфики»). В работе предпринята попытка
исследовать сетературу как своего рода технологически отграниченную
подсистему современной литературы, в рамках которой рассмотрено бытование в сети современной поэзии, прозы, минижанров.
Актуальность исследования. Современная русская литература в сети представляет собой огромный по количеству текстов и важный для развития литературного процесса, но фактически не исследованный культурный феномен, нуждающийся в научной рецепции. Новые сетевые формы бытования литературы ставят перед исследователями вопрос о филологической интерпретации качественных изменений художественного сознания, о новых свойствах литературы, приобретаемых ею в современную технологическую эпоху, в условиях изменения особенностей коммуникации и профессионального статуса автора и читателя. Возникает необходимость в разработке филологической методологии, направленной на исследование современных способов создания художественного текста, ориентированных как на традиционные, так и на электронные каналы тиражирования (сетевые «писательские стратегии»). Тем самым, актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что современные литературные процессы рулинета и феномен сетературы еще не становились предметом комплексного научного анализа.
Новизна исследования. В диссертации впервые представлено
комплексное исследование русской сетературы как одной из подсистем
современной русской литературы, раскрыта роль и функции сетературы в
развитии литературного процесса: в популяризации и тиражировании
литературного творчества, в повышении интереса к чтению, в создании
мультимедийных повествований, в актуализации диалога между писателем и
читателями, определяющего ряд формально-содержательных параметров
художественного текста. Общие характеристики сетературы рассмотрены в
контексте ключевых тенденций современного отечественного литературного
процесса. В диссертации впервые проанализированы писательские стратегии
ведущих русских прозаиков, размещающих свои тексты в сети Интернет (Д.
Глуховский, Б. Акунин и др.), доказано влияние сети на создание и
8
распространение художественных произведений, сопоставлены принципы написания сетевых художественных текстов для разных сетевых площадок.
Особое внимание обращено на реализацию авторами писательских стратегий в условиях Интернет-коммуникации. Под писательскими стратегиями понимается комплекс творческих мер, направленных на продвижение и популяризацию собственного творчества с использованием возможностей, предоставляемых сетью Интернет и находящихся в зависимости от сетературных характеристик художественного текста.
Степень изученности проблемы и методологическая база исследования. За рубежом тема сетевой литературы освещается наукой с 1990-х годов. Поначалу особое внимание исследователей было обращено на проблемы кибертекста и гипертекста; концептуальной базой при этом выступают труды теоретиков «гипертекстуальности» - Дж. Ландау5, Дж. Болтера, Р. Ланхэма, М. Хайма, ставшие общепризнанной классикой новой академической дисциплины - «интернет-исследований»6. «Классическими» признаются и работы Дж.Д. Болтера, посвященные соотношению традиционной литературы и «кибертекстуальной» электронной7, а также исследования Э.Дж. Аарсета8, М. Хансена9, Н. Хейлса10. В последнее десятилетие очень активно работает в данной сфере Д. Чиккорико11. В этих исследованиях были заложены некоторые фундаментальные
5 Landow G. Hypertext: The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology (Parallax: Re-visions of Culture and Society), 1991; Landow G. Hypertext 2.0: The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology (Parallax: Re-visions of Culture and Society), 1997; Landow G. Hypertext 3.0: Critical Theory and New Media in an Era of Globalization (Parallax: Re-visions of Culture and Society), 2005.
6 Зимина Л.В. Художественная литература. Концептуальные основания издательских стратегий современности: дисс. ...д-ра филол. наук. - М., 2004. - С. 7.
7 Bolter J.D. Writing Space: The Computer, Hypertext, and the History of Writing. - Lawrence Erlbaum Associates, 1991. - 272 p.; Bolter J.D. Writing Space: Computers, Hypertext, and the Remediation of Print. - Lawrence Erlbaum Associates, 2000. - 244 p.
8 Aarseth E.J. Ergodic Literature. Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature. - The Johns Hopkins University Press, 1997.
9 Hansen M. New Philosophy For New Media. - Cambridge: MIT Press, 2004; Hansen M. Bodies in Code: Interfaces With Digital Media. - Routledge, 2006.
10 Hayles N. Writing Machines. - Cambridge: MIT Press, 2002; Hayles N. My Mother Was a Computer: Digital Subjects and Literary Texts. - Chicago: University of Chicago Press, 2005; Hayles N. Katherine. Electronic Literature: New Horizons for the Literary. - Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2008.
11 Ciccoricco D. Reading Network Fiction. - Tuscaloosa, USA: University of Alabama Press, 2007. - 256 pp.; Ciccoricco D. Between Page and Screen: Remaking Literature through Cinema and Cyberspace. - Fordham University Press, 2012; Ciccoricco D. Refiguring Minds in Narrative Media. - University of Nebraska Press, 2015.
методологические подходы к изучению литературы, публикуемой в Интернете, - в частности, поставлена проблема критериальных признаков сетевой литературы, признание возрастающей роли биографического метода при изучении происходящих в ней процессов, и пр.
В России пионерами исследования рассматриваемой темы в конце 1990-х годов стали пользователи специализированного литературного портала «Сетевая словесность» - как собственно теоретики (Э. Шмидт, В. Схелтйенс), так и авторы - писатели и поэты: Д. Горчев, Е. Горный, Л. Вишня, Р. Лейбов, Д. Манин, А. Андреев, А. Караковский, И. Петров, П. Афанасьев, М. Митренина и многие другие). Мы опираемся, в частности, на определение сетературы, данное бельгийским исследователем Вернером Схелтйенсом и опубликованное им в сетевом научно-популярном издании «Сетевая словесность».
С началом тысячелетия активизируется академическая рефлексия проблем сетевой литературы. Следует отметить, в частности, новаторские статьи С. Корнева «Теория сетературы»12 и М. Наседкиной «Сетература, или №1ега1:иге»13, во многом определившую направление дальнейших исследований заявленной проблемы, а также вышедшие почти одновременно работы Ю. Ракиты14, А.Б. Долгополова15, О.Б. Скородумовой16. Также мы должны упомянуть не фундаментальное исследование, но запись прочитанного бакинским профессором А. Гаджиевым спецкурса «Сетература: история, типология и поэтика русской сетевой литературы», поставившего вопрос о самостоятельной эстетической ценности
17
сетературы17.
12 Корнев С. Теория сетературы // Новое Литературное обозрение. 1998. - №4(32). - С. 29-47.
13 Наседкина М. Сетература, или Neterature // Вестник российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение. Журналистика. - 2001. - № 5. - С. 35-38.
14 Ракита Ю. «Кремниевый век» сетевой поэзии // Октябрь. - 2003. - № 4. - С. 175-187.
15 Долгополов А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: структура, особенности организации и функционирования: дис. ...канд. филол. наук. - Тольятти: ТГУ, 2005. - 168 с.
16 Скородумова О.Б. «Сетевая литература» как феномен культуры // Системные исследования культуры / Науч/ ред. В.С. Жидков/ - СПб: Алетейя, 2006 г. - С.255--259.
17 Гаджиев А. Сетература: История, типология и поэтика русской сетевой литературы. - Баку: Мутараджим, 2012. - 76 с.
Глава, специально посвященная сетературе, вошла в изданное в 2011 г. учебное пособие по русской литературе ХХ века18. Среди исследований последних пяти лет особенно выделяются работы Е.В. Пономаревой19, Т.В. Шомина20, Е.И. Григорьевой и И. Ситдикова21, А.А. Минор22, диссертационное исследование Ф.А. Катаева, посвященное трансформации поэтики отечественной прозы в связи с развитием электронных коммуникаций.23 В МПГУ вопросы современной сетевой литературы освещены в работах Т.М. Колядич, посвященных авторским стратегиям формирования читательского спроса в эпоху Интернета24, и Ю.В. Щербининой25, рассматривающей такие связанные с сетевой средой феномены как буктрейлеры, фанфики и др.
Можно говорить о сформировавшемся уже междисциплинарном научном направлении в изучении различных аспектов сетевой литературы, форм ее бытования и закономерностей развития, творчества отдельных авторов и т.д. Во многих работах рассматриваются также конкретные вопросы, связанные с сетературой: особенности сетевой поэзии26,
18 Левченко М.А. Глава 9. Сетература // Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. в 3-х тт./Под ред. С.И. Тиминой. - М.: Издательский центр Издательский центр «Академия», 2011. - 368с.
19 Пономарева Е.В. «Оппозиция» или «позиция»: сетевая литература в современном литературном пространстве Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. - 2012. - Выпуск № 1. - С. 193-207.
20 Шомин Т.В. Категории, связанные с литературой, размещенной в сети Интернет // Вестник УлГТУ. -2012. - № 2. - С. 12-14.
21 Григорьева Е.И., Ситдиков И. От печатного издания к электронному // Природа и общество в эпоху перемен. Серия «Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России». Отв. ред. Кульпин-Губайдуллин Э.С. (соредактор Борисова Е.А.). Вып. XXXVIII. М.: ИД-Энергия, 2014. - С. 271-280.
22 Минор А.А. Современная сетевая поэзия в контексте развития информационных технологий Вестник научных конференций. - 2016. - № 4-3 (8) . - С. 93-95.
23 Катаев Ф.А. Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике: Дисс. ... канд. филол. наук. -Пермь, 2012. - 173 с.
24 Колядич Т.М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по современной русской литературе. - М.: Олимп, 2010. - 352 с.; Колядич Т.М., Капица Ф.С. Медиастратегии современной российской прозы: механизмы формирования читательского спроса.- М., 2017.
25 Щербинина Ю. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России // Вопросы литературы. - 2012. - № 3. - С. 49-57.
26 См., напр.: Иванова М.В., Родин М.В. К вопросу о современной поэзии в контексте развития информационных технологий [Электронный источник] // URL: http://litfront.ru/modern-poetry.html / Дата обращения 15.04.2017.
блоголитературы27, влияние электронных коммуникаций на современные писательские стратегии28 и т.п. Однако комплексного филологического исследования сетературы как части современной русской литературы, а также примеров анализа творчества ведущих сетевых авторов до сих пор предпринято не было.
Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы выявить признаки и художественные свойства сетературы как подсистемы современной русской литературы, проследить основные тенденции литературного прцесса в рулинете на примере ряда авторских персоналий.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
- рассмотреть сущность и содержание понятия «сетература», охарактеризовать ее место в контексте современной русской литературы;
- обосновать своеобразие блоголитературы как новой литературной формы и издательской стратегии;
- осуществить анализ наиболее показательных тенденций в современной русской сетевой поэзии и форм ее бытования;
- выявить роль электронных библиотек, сайтов и сообществ в продвижении современной литературы;
- дать определение и проанализировать влияние писательских стратегий на создание и распространение художественных текстов в сети на примере творчества Д. Глуховского, В. Шарапова, Б. Акунина;
- дать характеристику творчеству Дмитрия Глуховского в контексте синтеза сетевой и печатной литературы;
- охарактеризовать «блоголитературное» творчество Вадима Шарапова в соотношении с традиционной литературой (тематика, жанры, персонажи);
27 См., напр.: Лазуткина Е.В. Особенности коммуникационной модели блогов: научная статья // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - № 66. — С. 201-202.
28 См., напр.: Зимина Л.В. Художественная литература. Концептуальные основания издательских стратегий современности: дисс. ...д-ра филол. наук. - М., 2004. - 381 с.
- проследить эволюцию писательских стратегий Бориса Акунина: от печатных книг к сетевой словесности.
Объектом исследования становится современная русская литература в сети и основные тенденции в становлении и развитии сетевых форм литературного текста, его свойств, признаков и функций, рассмотренные на примере творчества ряда ведущих сетевых авторов (Д. Глуховский, В. Шарапов, Б. Акунин и др.).
Предметом исследования являются писательские стратегии литераторов, наиболее активно использующих возможности Интернета для продвижения своего творчества (Дм. Глуховский, В. Шарапов, Б. Акунин). С этой целью в работе осмысляются художественные свойства их произведений, опубликованных в сети, показательных для сетературы и репрезентативных с точки зрения их востребованности в сети. С нашей точки зрения, именно творчество упомянутых авторов, рассмотренное в совокупности, позволяет сформировать системное представление о закономерностях современного литературного процесса в сети (интерактивность, визуализация, близость к массовой культуре, фрагментарное членение текста для публикации и др.).
Именно сетевая активность указанных писателей стала основным фактором, определившим наш выбор писательских персоналий; второй такой фактор - принадлежность выбранных писателей одновременно к сетературе и к «большой» литературе, каковой на сегодня все еще остается бумажная литература, издаваемая традиционным издательским способом. Немаловажно, что выбранные авторы представляют собой не «элитарный» сегмент литературы, а современную качественную литературу для широких читательских кругов - произведения указанных авторов иллюстративны для избранной научной проблемы, поскольку отражают основные литературные тенденции в создании сетевых художественных текстов, соединяют в себе черты и сетевой литературы, и литературы массовой.
Подчеркнем, что для сетературы в силу особенностей аудитории и каналов распространения принципиально важно характерное для всего современного литературного процесса в целом обращение к кодам, сюжетам и приемам массовой культуры. М.А. Черняк резонно говорит о массовой культуре - и, в частности, о массовой литературе - как об «обязательной срединной составляющей любого культурно-исторического феномена, именно в ней находятся резервные средства для новаторских решений будущих эпох»29. И.И. Саморуков делает важное уточнение: «Массовая литература, репрезентирующая образы и ценности массовой культуры, тем не менее осознает себя как наследница книжной традиции. В этом ее специфика по сравнению с другими видами массового искусства...»30 Это положение массовой литературы «на стыке» массовой и «общей» культуры легко проиллюстрировать и на примере наших авторов; сочетание массово-популярных жанров (фантастика, детектив, фэнтези, историческая беллетристика) и высокого качества лежит в основе их популярности и востребованности. Популярность же, в свою очередь, делает возможным в определенной степени экстраполировать тенденции, отмечаемые нами в творчестве и писательских стратегиях данных авторов, на всю сферу сетературы как таковой. Таким образом, материалом для работы послужили литературные тексты русскоязычных авторов, размещенные в сети Интернет преимущественное внимание сосредоточено на прозаических текстах Дм. Глуховского, Б. Акунина и В. Шарапова, рассматриваемых в контексте корпуса текстов отечественной сетературы.
Основная гипотеза работы: сеть Интернет становится одной из новых форм распространения и популяризации современной русской литературы, образуя виртуальную литературную подсистему - сетературу - в рамках единого литературного процесса, объединяющего на сегодняшний день традиционные «бумажные» и «электронные» художественные тексты.
29 Черняк М.А. Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики: Дисс. д-ра филол. наук. - СПб, 2005. - 488 с.
30 Саморуков И.И. Массовая литература: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Самара, 2006. - 28 с.
14
Сетература отражает закономерности, присущие современному художественному сознанию, но понуждает писателей к созданию комплекса сетевых стратегий написания и тиражирования произведений, который учитывает технологические, формальные и эстетические особенности восприятия текста в сети, а также ожидания и предпочтения массовой сетевой читательской аудитории. Пример творчества Д. Глуховского, В. Шарапова и Б. Акунина иллюстрирует те изменения в оформлении, аудио- и видеосопровождении, в жанрово-стилистическом и композиционном строе художественного текста, которые отражают влияние сетевых площадок и сетевого читателя на эволюцию современной литературы.
Методологическую базу исследования составляют труды МП. Абашевой, Т.М. Колядич, А.В. Костиной, В.А. Мескина, О.Ю. Осьмухиной, Т.А. Пономаревой, Я.В. Солдаткиной, М.А. Черняк, посвященные анализу современного литературного процесса и различным аспектам современной русской литературы. Методология исследования отвечает требованию междисциплинарности и базируется на традициях изучения русской литературы ХХ века, сформированных научной школой кафедры русской литературы (бывшей кафедры русской литературы и журналистики ХХ-ХХ1 вв.) филологического факультета МПГУ: рассмотрение современного литературного процесса в широком социокультурном и философском контексте, в аспекте диалектического взаимодействия традиций русского литературы ХХ века и формально-содержательных поисков, присущих современной литературе.
Методы исследования. В ходе исследования использовались общенаучные эмпирические методы (анализ источников и научной литературы по рассматриваемым проблемам, составление справочно-библиографического аппарата и т.п.). В качестве методологических подходов активно использовались: историко-культурный, историко-генетический и сравнительно-сопоставительный подходы; системный подход,
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Формирование литературного процесса в российском Интернете: Структура, особенности организации и функционирования2005 год, кандидат филологических наук Долгополов, Александр Юрьевич
Литературная жизнь России 1980-2010-х годов в осмыслении А. С. Немзера2024 год, кандидат наук Сягина Елизавета Игоревна
Художественная литература. Концептуальные основания издательских стратегий современности2004 год, доктор филологических наук Зимина, Любовь Васильевна
Интертекстуальные стратегии в сборнике «Нефритовые четки» Бориса Акунина2018 год, кандидат наук Герейханова Камилла Фезамеддиновна
Издательский проект в современном отечественном книгоиздании: типология, особенности моделирования2015 год, кандидат наук Ганова, Мария Евгеньевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сарин, Лина, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Акунин, Б. Квест / Б. Акунин. - М.: АСТ, 2008. - 448 с.
2. Акунин, Б. Любовь к истории / Б. Акунин. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 304 с.
3. Акунин, Б. Сулажин [Электронный источник] / Б. Акунин// URL: https: //soulagine.osminogproj ect.com/books/1/1 /#page/23 (дата обращения 26.04.2017).
4. Акунин Б. Квест. Роман-игра [Электронный источник] / Б. Акунин// URL: https://www.elkniga.ru/akunin (дата обращения 28.04.2017).
5. Глуховский, Д. Метро 2033 / Д. Глуховский. - М.: Популярная литература, 2007. - 400 с.
6. Глуховский, Д. Метро 2033 / Д. Глуховский. - М.: АСТ, Астрель, 2009. - 448 с.
7. Глуховский, Д. Метро 2033 / Д. Глуховский. - М.: АСТ, 2015. - 454 с.
8. Гончаров, В. Первый удар: Антология / В. Гончаров. - М.: Яуза; Эксмо, 2008.
9. Мир фантастики 2014. На войне как на войне. - М.: АСТ, 2014.
10. Роман Дмитрия Глуховского [Электронный источник] // URL: https://vk.com/text (дата обращения 04.07.2017).
11. Шарапов, В.А. * * * [Электронный источник] / В.А. Шарапов// URL: http://leit.livejournal.com/662817.html (дата обращения 08.07.2017).
12. Шарапов, В. Нездоровый смех / В. Шаропов. - М.: АСТ МОСКВА, 2009. - 317 с.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, МОНОГРАФИИ, СТАТЬИ
13. Абашева, М.П., Катаев, Ф.А. Русская проза в эпоху интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность / М.П. Абашева, Ф.А. Катаев. - Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2013.
14. Аникеева, Е.С. Соотношение вербального и визуального компонентов в современном поэтическом дискурсе: дис. ...канд. филол. наук / Е.С. Аникеева. - Кемерово: КГУ, 2015.
15. Арнольд, И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста) / И.В. Арнольд. - СПб.: Образование, 1995. - 317 с.
16. Ахметова, В.В. Тип героя-бунтаря в романах Е.И. Замятина «Мы» и Д.А. Глуховского «Будущее» / В.В. Ахметова// Славянский мир: духовные традиции и словесность: Сборник материалов Международной научной конференции посвященной 250-летию Н.М. Карамзина, 195-летию Ф.М. Достоевского, 125-летию О.Э. Мандельштама. - Тамбов: ООО «Принт-Сервис», 2016. - С. 315319.
17. Барт, Р. S/Z / Р. Барт// Под ред. Г.К. Косикова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с. - 2-е изд., испр.
18. Белова, Е.А. Позиционирование Б. Акунина в интернете / Е.А. Белова// Печать и слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения-2014)/ Сборник научных трудов. - СПб., 2015. - С. 32-36.
19. Березовская, Л.С. Мифологические истоки сюжета о перерождении мира в трилогии Д. Глуховского «Метро 2033» / Л.С. Березовская // Молодежь третьего тысячелетия: Сборник научных статей. - Тула: Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. - С. 587-589.
20. Бобкова, Н.Г. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии: дисс. канд. филол. наук / Н.Г. Бобкова. - Улан-Удэ, 2010. - 189 с.
21. Богданов, В. Электронизация общества как социолого-управленческая
проблема: социальные и познавательные аспекты / В. Богданов//
Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике,
образовании. Организационная коммуникация - 2016: материалы IV
Междунар. научн.-практ. конф., Минск, 7-9 апр. 2016 г. /
153
О.В. Терещенко (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2016. -С. 34-37.
22. Болотова, С.К. Структурно-семантические особенности парцеллированных синтаксических конструкций в прозе Д. Глуховского (на материале сборника «Рассказы о Родине») / С.К. Болотова// Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 7. - № 4. - С. 275-279.
23. Бурцева, Е.А. Жанры сетевой литературы / Е.А. Бурцева// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. [Электронный источник] // URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14665 (дата обращения 15.04.2017).
24. Валентеева, О.А. Феномен «сетературы» в контексте развития русской литературы начала XXI века / О.А. Валентеева// Русский язык. - 2017. -С. 2-3.
25. Визель, М. Гипертексты по ту и эту сторону экрана / М. Визель// Иностранная литература. - 1999. - №10. - С. 169.
26. Гаджиев, А. Сетература: История, типология и поэтика русской сетевой литературы / А. Гаджиев. - Баку: Мутараджим, 2012. - 76 с.
27. Гармаев, А. Нравственная психология и педагогика. Обрести себя / А. Гармаев. - М., 1999. - 135 с.
28. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1970.
29. Горчев, Д. Сетература / Д. Горчев// Терабайт. - 2000. - №2.
30. Григоровская, А.В. Пространственно-временные модификации в российской антиутопии 2000-х годов: романы Д. Глуховского «Метро 2033» и Д. Быкова «ЖД» / А.В. Григоровская// Русский проект исправления мира и художественное творчество Х1Х-ХХ веков / Редактор Н.В. Ковтун. - М., 2014. - С. 351-358.
31. Григоровская, А.В. Реализация функций волшебной сказки в структуре антиутопий Д. Глуховского «Метро 2033» и Д. Быкова «ЖД» /
А.В. Григоровская// Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 2. - С. 82-91.
32. Григоровская, А.В. Фольклорные мотивы пути-дороги и магического бегства в структуре антиутопий Д. Глуховского «Метро 2033» и Д. Быкова «ЖД» / А.В. Григоровская// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 3. -С. 227-234.
33. Григорьева, Е.И., Ситдиков, И. От печатного издания к электронному / Е.И. Григорьева, И. Ситдиков// Природа и общество в эпоху перемен. Серия «Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России» / Отв. ред. Кульпин-Губайдуллин Э.С. (соредактор Борисова Е.А.). Выпуск XXXVIII. - М.: ИД-Энергия, 2014. - С. 271280.
34. Гуанцзе, Ч. Лексические средства создания антиутопического мира в романе Д. Глуховского «Метро 2033» / Ч. Гуанцзе// Иностранные языки в высшей школе. - 2016. - № 1 (36). - С. 115-120.
35. Долгополов, А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: структура, особенности организации и функционирования: дис. ...канд. филол. наук / А.Ю. Долгополов. -Тольятти: ТГУ, 2005. - 168 с.
36. Жилинка, В.В. Специфика темпорального дискурса антиутопии Д. Глуховского «Будущее» / В.В. Жилинка// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 8-1 (62). - С. 24-26.
37. Засурский, И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы / И.И. Засурский. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - С. 166.
38. Зимина, Л.В. Художественная литература. Концептуальные основания издательских стратегий современности: дисс. .д-ра филол. наук / Л.В. Зимина. - М., 2004. - 381 с.
39. Иванова, М.В., Родин, М.В. К вопросу о современной поэзии в
контексте развития информационных технологий [Электронный
155
источник] / М.В. Иванова, М.В. Родин// URL: http://litfront.ru/modern-poetry.html / (дата обращения 15.04.2017).
40. Катаев, Ф.А. Интернет-код в романе Акунина «Квест» / Ф.А. Катаев// Семиозис и культура : лабиринты смысла : монография / Под общ. ред. И.Е. Фадеевой, В. А. Сулимова. - Сыктывкар: Коми пединститут, 2012. - С. 325-328.
41. Катаев, Ф.А. Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике: дисс. ... канд. филол. наук / Ф.А. Катаев. - Пермь, 2012. -173 с.
42. Кознова, Н.Н. Памфлет и фельетон: особенности развития жанра и проблемы «выживания» в современной медиасреде / Н.Н. Кознова// Современные СМИ в контексте информационных технологий. 2-я Всероссийская научно-практическая конференция - 2015. Сборник научных трудов. - СПб.: СПбГУП, 2016. - С. 70-75.
43. Колядич, Т.М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по современной русской литературе / Т.М. Колядич. - М.: Олимп, 2010. - 352 с.
44. Колядич, Т.М. Русская проза рубежа ХХ-ХХ1 веков: учебн. пособ. для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.М. Колядич// Под ред. В.В. Агеносова, Ф.С. Капицы, Т.М. Колядич и др. - М.: «Флинта», 2013. - 506 с.
45. Колядич, Т.М., Капица, Ф.С. Медиастратегии современной российской прозы: механизмы формирования читательского спроса / Т.М. Колядич, Ф.С. Капица. - М., 2017.
46. Корнев, С. Теория сетературы / С. Корнев// Новое Литературное обозрение. - 1998. - №4(32). - С. 29-47.
47. Кругликова, А.Ю. Картина чтения современных студентов: опыт исследования / А.Ю. Кругликова// Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2014. - № 2.
48. Крылова, М.Н. Авторская символика чисел в рассказах Вадима Шарапова / М.Н. Крылова// Филология и литературоведение. - 2014. -№ 9 (36). - С. 54-58.
49. Крылова, М.Н. Обычные и удивительные истории Вадима Шарапова / М.Н. Крылова// Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 4-1 (44). - С. 93-97.
50. Кумар, М. Русская художественная литература в РуЛиНете. Новое явление современной жизни / М.Кумар. - Дели, 2009. - С. 34-35.
51. Лазарева, Т.С. Литературные стратегии современных писателей: В. Строгальщиков, М. Немиров: дисс. канд. филол. наук / Т.С. Лазарева. - Тюмень, 2004.
52. Лазуткина, Е.В. Особенности коммуникационной модели блогов / Е.В. Лазуткина// Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - № 66. - C. 201-202.
53. Левченко, М.А. Глава 9. Сетература / М.А. Левченко// Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования: в 3-х тт./Под ред. С.И. Тиминой. - М.: Издательский центр Издательский центр «Академия», 2011. - 368 с.
54. Ловицкий, H. Хронотоп романа Д. Глуховского «Метро 2033» / Н. Ловицкий// Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-2.
55. Максимова, Т.О. Блог в интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал / Т.О. Максимова// Вестник Череповецкого государсвенного университета. - 2017. - № 1 (76). - С. 124-131.
56. Максимова, Т.О. Блог в творчестве Бориса Акунина / Т.О. Максимова// Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. -2016. - № 5.
57. Менькова, H.H. Языковая личность писателя как источник речевых характеристик персонажей (по материалам произведений Б. Акунина):
дис. . канд. филол. наук / Н.Н. Менькова. - М., 2004. - 164 с.
157
58. Мескин, В.А. По страницам "Большой книги" - 2014 / В.А. Мескин// Вопросы литературы. - 2015. - № 2. - С. 52-70.
59. Мескин, В.А. Реализм - постмодернизм в русской литературе вчера и сегодня / В.А. Мескин// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, Журналистика. - 2014. - № 4. -С. 5-10.
60. Минор, А.А. Современная сетевая поэзия в контексте развития информационных технологий / А.А. Минор// Вестник научных конференций. - 2016. - № 4-3 (8). - С. 93-95.
61. Можейко, М.А. Детектив. Постмодернизм / М.А. Можейко// Энциклопедия. М.: Изд-во Интерпрес сервис, Книжный дом, 2001. -С. 140-144.
62. Наседкина, М. Сетература, или Neterature / М. Наседкина// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Литературоведение. Журналистика. - 2001. - № 5. - С. 35-38.
63. Неклюдов, С.Ю. После фольклора / С.Ю. Неклюдов// Живая старина. -1995. - № 1. - С. 2-4.
64. Осьмухина, О.В. Специфика авторской стратегии Бориса Акунина: жанровый аспект / О.В. Осьмухина// История русского литературного процесса Х1-ХХ вв. и закономерности его развития на современном этапе. Материалы конференции. Чебоксары, 20 ноября 2015 г. -Чебоксары, 2016. - С. 133-139.
65. Петренко, С.Н. Пирожки и порошки: сетевая поэзия между фольклором и литературой / С.Н. Петренко// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - Выпуск № 7 (92). - С. 129-135.
66. Пономарева, Е.В. «Оппозиция» или «позиция»: сетевая литература в современном литературном пространстве Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и
течения / Е.В. Пономарева. - 2012. - Выпуск № 1. - С. 193-207.
158
67. Пономарева, Т.А. Маргинальный герой в прозе Р. Сенчина / Т.А. Пономарева// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, Журналистика. - 2017. - Том 22. - № 7. -С. 274-281.
68. Постмодернизм: взаимодействия в поле культуры (преемственность, диалог, интертекст) // Под редакцией А.Г. Коваленко. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2014. - 315 с.
69. Появление нового жанра - сетевой литературы по О.Б. Скородумовой [Электронный источник] // URL: http://vikent.ru/enc/6031/ (дата обращения 06.04.2017).
70. Просвиркина, И.И., Колесова, Е.В. Категория пространства в произведении Д. Глуховского «Метро 2033»: лексический аспект / И.И. Просвиркина, Е.В. Колесова// Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2013. - Т. 2. - № 6. -С. 47-52.
71. Ревякина, А.А. Феномен «сетевой литературы» в современном интернет-пространстве. (Сводный реферат) / А.А. Ревякина// Социальные и гуманитарные науки. отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал.
72. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1997.
73. Садовников, А.А. Литературная и телевизионная критика в Интернете: специфика, типология, принципы взаимодействия. Диссер. ... кандид. филолог. наук / А.А. Садовников. - М., 2011. - 208 с.
74. Саморуков, И.И. Массовая литература: Автореф. дисс. канд. филол. наук / И.И. Саморуков. - Самара, 2006. - 28 с.
75. Самутина, Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта / Н. Самутина// Социологическое обозрение. -2013. - Т. 12. - № 3. - С. 132-194.
76. Сергунина, Н. Литературная критика в Интернете как явление постмодернизма / Н. Сергунина// Научно-культурологический журнал [Электронный источник] // URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObject s/tgu www.woa/wa/Main?textid=1082&level1=main&level2=articles (дата обращения 10.09.17).
77. Скородумова, О.Б. «Сетевая литература» как феномен культуры / О.Б. Скородумова// Системные исследования культуры / Науч. ред. В.С. Жидков. - СПб.: Алетейя, 2006. - С. 255-259.
78. Снигирева, Т.А., Снигирев, А.В. Борис Акунин. «Любовь к истории»: между книгой и блогом / Т.А. Снигирева, А.В. Снигирев// Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. - 2013. - Выпуск № 2. - C. 199.
79. Соболева, О.В. Гипертекст как способ организации художественной литературы в интернет-пространстве / О.В. Соболева// Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 1 (292). -Филология. Искусствоведение. - Выпуск 73. - С. 130-133.
80. Тимофеева, Г. Литературные блоги: между литературой и журналистикой [Электронный ресурс] / Г. Тимофеева// Relga: электрон. журнал. - 2010. - №11 (209). - URL: http: //www.relga.ru/Environ/WebObj ects/tgu-
www.woa/wa/Main?textid=2684&level1=main&level2=articles (дата обращения 27.06.2017).
81. Черкас, А.Е. Роль героя художественного произведения в раскрытии авторского замысла (на материале романов Д. Глуховского «Метро-2033» и Д. Брауна «Ангелы и демоны») / А.Е. Черкас //Аллея науки. -2017. - Т. 4. - № 9. - С. 52-57.
82. Черняк, М.А. Актуальная словесность XXI века: Приглашение к диалогу / М.А. Черняк. - М. : ФЛИНТА, 2015. - С. 220. - 2-е изд., стер.
83. Черняк, М.А. Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики: дисс. д-ра филол. наук / М.А. Черняк. - СПб., 2005.
- 488 с.
84. Шебалов, Р.Ю. Ономастический сюрреализм в рассказе Д. Глуховского «Перед штилем» / Р.Ю. Шебалов// Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. - 2012. - № 2.
- С. 175-178.
85. Шмидт, Э. Буквальная (не)движимость: дигитальная поэзия в РуЛиНете / Э. Шмидт// Russian Literature. - 2005. - LVII. - P. 423-440.
86. Шмидт, Э. Литературный русскоязычный интернет: между графоманией и профессионализмом / Э Шмидт// Пер. с нем. И. Петрова по заказу «Сетевой Словесности» // Под ред. Е. Горного [Электронный источник] // URL: http://www.netslova.ru/schmidt/liternet.html (дата обращения 20.08.17).
87. Шомин, Т.В. Категории, связанные с литературой, размещенной в сети Интернет / Т.В. Шомин// Вестник УлГТУ. - 2012. - № 2. - С. 12-14.
88. Щербинина, Ю.В. Время библиоскопов: Современность в зеркале книжной культуры / Ю.В. Щербинина. - М.: ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2016.
- 416 с.
89. Щербинина, Ю. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России / Ю. Щербинина // Вопросы литературы. - 2012. - № 3. - С. 49-57.
90. Aarseth, E.J. Ergodic Literature. Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature / E.J. Aarseth. - The Johns Hopkins University Press, 1997.
91. Bolter, J.D. Writing Space: The Computer, Hypertext, and the History of Writing / J.D. Bolter. - Lawrence Erlbaum Associates, 1991. - 272 p.
92. Bolter, J.D. Writing Space: Computers, Hypertext, and the Remediation of Print / / J.D. Bolter. - Lawrence Erlbaum Associates, 2000. - 244 p.
93. Bohn, W. Modern Visual Poetry / W. Bohn. - Newark, DE: University of Delaware Press, 2001.
94. Ciccoricco, D. Between Page and Screen: Remaking Literature through Cinema and Cyberspace / D. Ciccoricco. - Fordham University Press, 2012.
95. Ciccoricco, D. Reading Network Fiction / D. Ciccoricco. - Tuscaloosa, USA: University of Alabama Press, 2007. - 256 pp.
96. Ciccoricco, D. Refiguring Minds in Narrative Media / D. Ciccoricco. -University of Nebraska Press, 2015.
97. Dean, J. Blog Theory. Feedback and Capture in the Circuits of Drive / J. Dean. - Cambrige, UK; Maiden, USA: Polity Press, 2010.
98. Hansen, M. New Philosophy For New Media / M. Hansen. - Cambridge: MIT Press, 2004; Hansen, M. Bodies in Code: Interfaces With Digital Media/ M. Hansen. - Routledge, 2006.
99. Hayles, N. Katherine. Electronic Literature: New Horizons for the Literary / N. Hayles. - Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2008.
100. Hayles, N. My Mother Was a Computer: Digital Subjects and Literary Texts / N. Hayles. - Chicago: University of Chicago Press, 2005.
101. Hayles, N. Writing Machines / N. Hayles. - Cambridge: MIT Press, 2002.
102. Kozak, E. Dmitry Glukhowsky as a Brand: between Literary Creativity and Self-Representation / E. Kozak// Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2017. - № 5 (10). - Pp. 733-740.
103. Landow, G. Hypertext 2.0: The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology (Parallax: Re-visions of Culture and Society) / G. Landow. - 1997.
104. Landow, G. Hypertext 3.0: Critical Theory and New Media in an Era of Globalization (Parallax: Re-visions of Culture and Society) / G. Landow. -2005.
105. Landow, G. Hypertext: The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology (Parallax: Re-visions of Culture and Society)/ G. Landow. -1991.
КРИТИКА, ИНТЕРВЬЮ, ЖУРНАЛИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И
СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ
106. 19% россиян предпочитают чтение в электронном формате [Электронный источник] // URL: http://pro-books.ru/news/3/12890 (дата обращения 06.04.2017).
107. Акунет [Электронный источник] // URL: https://web.archive.org/web/20050309004141/http://www.fandorin.ru:80/ak unet.html (дата обращения: 27.04.2017).
108. Акунин, Б. Бумага контратакует [Электронный источник] / Б. Акунин// URL: http://borisakunin.livejournal.com/105096.html (дата обращения 26.04.2017).
109. Акунин, Б. Другой путь [Электронный источник] / Б. Акунин// URL: http://borisakunin.livejournal.com/148797.html (дата обращения: 29.06. 2017).
110. Акунин, Б. Помощь зала (об «Истории Российского государства») [Электронный источник] / Б. Акунин/ZURL: http://borisakunin.livejournal.com/121054.html. (дата обращения 20.06.2017).
111. Акунин, Б. Старые газеты [Электронный источник] / Б. Акунин// URL: http://borisakunin.livejournal.com/144952.html (дата обращения: 29.06. 2017).
112. Андреев, А. Манифест Сетевой литературы, или Личного опыта поэтической независимости. 1997 г. [Электронный ресурс] / А. Андреев// URL: http://www.zhurnal.ru/slova/esse/manif.htm (дата обращения 15.10.2016).
113. Анистратенко, А. Лоскутное одеяло «Стихиры»: История сайта «Стихи.ру» [Электронный ресурс] / А. Анистратенко// URL: http://www.netslova.ru/anistratenko/stihira.html (дата обращения 20.04.2017).
114. Арбитман, Р.Э. Детектив и фантастика / Р.Э. Арбитман// Русский журнал. - 2003. - №8.
115. «Афтар Жжот»: Вдохнуть. И! не! ды! шать! - М.: АСТ, Хранитель, 2008.
116. Бавильский, Д. Без метафоры [Электронный источник] / Д. Бавильский// URL: http://old.russ.ru/krug/20020304.html (дата обращения 13.09.2017).
117. Берг, М. Гамбургский счет / М. Берг// Новое литературное обозрение. -1997. - № 25.
118. Биргер, Л. «Кликни книжку» [Электронный ресурс] / Л. Биргер// URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2006/08/18/klikni-knizhku / (дата обращения 15.10.2016).
119. Блог в виде книги [Электронный ресурс] // URL: http://ru.knowledgr.com/01444409/Blook (дата обращения 20.10.2016).
120. Блоггеры посягнули на оффлайн // Комсомольская правда. - 2008. -6 марта.
121. Борис Акунин занялся торговлей своими книгами в е-формате [Электронный источник] //URL: http://pro-books.ru/news/3/8162 (дата обращения 26.04.2017).
122. Акунин, Б.: О пиратах и корсарах [Электронный источник] / Б. Акунин/ZURL: http://planetasmi.ru/kontent/11135-boris-akunin-o-piratakh-i-korsarakh. (дата обращения 20.06.2017).
123. Булкина, И. История литературных людей / И. Булкина// Литпросвет, 2015 [Электронный источник] // URL: http://gefter.ru/archive/15090 (дата обращения 08.09.2017).
124. Вавилон. Современная русская литература [Электронный источник] // URL: http://www.vavilon.ru (дата обращения 10.09.2017).
125. Варвары [Электронный источник] // URI: http://subscribe.ru/group/varvaryi/ (дата обращения 15.04.2017).
126. Васильев, А. Графоманы становятся блогерами [Электронный ресурс] / А. Васильев// URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_1644000/1644071.stm (дата обращения 15.10.2016).
127. В июне в издательстве АСТ выйдет новый роман Дмитрия Глуховского [Электронный источник] // URL: https://www.livelib.ru/novelties/post/28100-v-iyune-v-izdatelstve-ast-vyjdet-novyj-roman-dmitriya-gluhovskogo (дата обращения 04.07.2017).
128. Волобуев, Р. Культовый хомяк. Открылся сайт популярного сочинителя Б. Акунина [Электронный источник] / Волобуев// URL: http: //web .archive. org/web/20010412170728/http: //www.liberussia.org: 80/w wwboard/m.phtml?v=291484P. (дата обращения: 27.04.2017).
129. Гелприн, М. О Журнале «Фантастика и детективы» [Электронный источник] / М. Гелприн// URL: http://samlib.ru/f/fantastika_i_d/a0001.shtml (дата обращения 06.04.17).
130. Глуховский, Д. Литература - это вирус, и моя задача им заразить [Электронный ресурс] / Д. Глуховский// URL: http://izvestia.ru/news/552427 (дата обращения 23.10.2016).
131. Горный, Е. Пять лет сетературы / Е. Горный// Нетоскоп, 2002 [Электронный источник] // URL: http://www.netoscope.ru/siteofday/2002/02/28/4889 (дата обращения 11.09.2017).
132. Губайловский, Б. Учреждена Блукеровская премия - за лучшую кни-гу, написанную на основе интернет-журнала [Электронный ресурс] / Б. Губайловский// URL: http://archive.svoboda.org/ll/cult/1005/ll.101305-5.asp (дата обращения 15.10.2016).
133. Данные компании «Литературный клуб», занимающейся разработкой и поддержкой порталов Стихи.ру и Проза.ру, см.: Литературный клуб [Электронный ресурс] // URL: http://www.litclub.ru/ (дата обращения 20.04.2017).
134. Глуховский, Д.: «Будущее». Эксперимент во всех отношениях [Электронный источник] / Д. Глуховский// URL: http://www.unkniga.ru/face/2117-gluhovskiy-buduschee-experiment.html (дата обращения 04.07.2017).
135. Дмитрий Глуховский в гостях у Владимира Аверина и Никиты Белоголовцева [Электронный источник] // Маяк. URL.: http://radiomayak.ru/shows/episode/id/1105308 (дата обращения 12.02.2016).
136. Глуховский Д. «Метро 2033» [Электронный источник] / Д. Глуховский// URL: http://www.metro2035.ru/ (дата обращения 04.07.2017).
137. Дмитрий Глуховский, писатель, автор романа «Метро 2033» [Электронный источник] // URL: https://lenta.ru/conf/dgluhovski (дата обращения 01.07.2017).
138. Дмитрий Глуховский: «Я не считаю себя писателем» [Электронный источник] // Моя Удмуртия URL.: http://www.myudm.ru/interview-gluhovsky.html. (дата обращения 10.02.2017).
139. Дубинский, А. Критика и зритель в пространстве Интернета. Часть 1 [Электронный источник] / А. Дубинский// URL: http://www.dnevkino.ru/articles/?id=25 (дата обращения 10.09.2017).
140. Ермолин, Е. Критик в Сети / Е. Ермолин// Журнал «Знамя», 2003 [Электронный источник] // URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2003/3/erm.html (дата обращения 06.04.2017).
141. Задорнов, М. Да здравствует кризис! [Электронный ресурс] / М. Задорнов// URL: http://coollib.eom/b/89065/read (дата обращения 29.07.2015).
142. Зарипова, А. Все стали писателями / А. Зарипова// Российская газета. -03.06.2011.
143. Из жизни осьминога [Электронный источник] // URLA http://borisakunin.livejournal.com/150082.html (дата обращения 26.04.2017).
144. Изба-читальня [Электронный ресурс] // URL: https://www.chitalnya.ru/ (дата обращения 20.04.2017).
145. Кабанов, А. Из перехваченного письма: Стихи / А. Кабанов// Интерпоэзия. - 2005. - №3.
146. Караковский, А. Литература в Интернете: убежище нового поколения русской интеллигенции / А. Караковский// Сибирские огни. - 2006. -№ 12.
147. Лебедева, В. Четыре мифа о Марте, или Писатель-блогер - тоже писатель / В. Лебедева// НГ ex libris. - 04.05.2012.
148. Литература [Россия, сегодня] [Электронный источник] // URL: http://www.liveinternet.ru/rating/ru/literature/ (дата обращения 20.04.2017).
149. Майзель, Е. Живой Журнал словами писателей. Дмитрий Горчев. Всенародно любимый мизантроп. [Электронный ресурс] / Е. Майзель// URL: http://old.russ.ru:8083/krug/20030711_dg.html (дата обращения
15.10.2016).
150. Макарова, А. Формула появления Блуков [Электронный ресурс] / А. Макарова // URL: http://www.seonews.ru/analytics/formula-poyavleniya-blukov (дата обращения 15.10.2016).
151. МАССОЛИТ [Электронный источник] // URI: http://subscribe.ru/group/varvaryi/ (дата обращения 15.04.2017).
152. Маулер, И. Поэзия [Электронный источник] / И. Маулер// URI: http://www.bards.ru/archives/part.php?id=26590 (дата обращения
15.04.2017).
153. Морозова, С. Дмитрий Глуховский. [Электронный ресурс] / С. Морозова// URL: http://chief-time.su/blog/post/660 (дата обращения 15.10.2016).
154. Моцар, А. Шаман [Электронный источник] / А. Шаман// URL: http://visualpoetry.ru/arc/2008_1/mocar1.php (дата обращения 06.04.2017).
155. О проекте [Электронный источник] // URL: http://www.netslova.rU/common/slova_about.htm#spec (дата обращения 06.04.2017).
156. Песнь об одноухом Гоге [Электронный источник] // URI: http://subscribe.ru/group/varvaryi/287063/ (дата обращения 15.04.2017).
157. Подосокорский, Н. Евгений Ермолин: «Один из самых адекватных жанров современной литературы - это пост в блоге» [Электронный ресурс] / Н. Подосорский// URL:http://philologistHvejoumaLcom/8346140.html (дата обращения 15.10.2016).
158. Подшибякин, А. По живому. 1999-2009: LiveJournal в России / А. Подшибякин. - М.: Колибри, 2010.
159. Попова, H.A. Освобожденный читатель / Н.А. Попова // Лйепшура [Электронный ресурс] URL: http://literratura.org/issue_criticism/1222-natalya-popova-osvobozhdennyy-chitatel.html Дата обращения 14.08.2017.
160. Проект Сбор-Ник [Электронный источник] // URL: http://samlib.ru/n/nesterow_w_j/ (дата обращения 06.04.2017).
161. Пустовая, В. Критик с апельсинами / В. Пустовая// Лайки под фоточкой и зазеркалье литсловарей, 2015 [Электронный источник] // URL: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2015-12-10/5_pustovaya.html (дата обращения 11.09.2017).
162. Ракита, Ю. «Кремниевый век» сетевой поэзии / Ю. Ракита// Октябрь. -2003. - № 4. - С. 175-187.
163. Ранчин, A.M. Романы Б. Акунина и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, нелирическим отступлением и эпилогом / А.М. Ранчин// HJIO. - 2004. - №.67.
164. Революция на книжном рынке [Электронный источник] //Взгляд. URL.: http://vz.ru/society/2008/6/16/176212.print.html. (дата обращения 16.02.2017).
165. Решетко, Д. Слава блогу. Виртуальная литература грозит затмить по популярности традиционные «бумажные» жанры [Электронный ресурс] / Д. Решетко// URL: http://www.newizv.ru/culture/2007-08-17/74584-slava-blogu.html (дата обращения 15.10.2016).
166. Розенталь, Д.Э. Читая Бориса Акунина / Д.Э. Розенталь // Вестник. -2003. - №3. - С. 5-8.
167. Роль критики в современной литературе. Круглый стол на Форуме молодых писателей // Вопросы литературы 2017 [Электронный источник] // URL: http://magazmes.russ.ru/vopHt/2017/3/rol-kritiki-v-sovremennoj-literature.html (дата обращения 11.09.2017).
168. Рубанцева, М. «Сделай сам» для книг и игр / М. Рубанцева// Университетская книга. - 2012. - Т. 10. - № 10 (5). - С. 72-75.
169. Русский переплет [Электронный источник] // URL: www.pereplet.ru (дата обращения 11.09.2017).
170. Сергеева, П. Россиянин завоевал «Нобелевку» по фантастике [Электронный источник] / П. Сергеева// URL: https://vz.ru/society/2007/10/12/116973.html (дата обращения 03.07.2017).
171. Смоленский, В. Русская сетевая литература / В. Смоленский// Библиотека электронной литературы [Электронный ресурс] URL: http: //litresp.ru/chitat/ru/%D0%A 1 /smolenskij -vadim/russkaya-setevaya-literatura (дата обращения 05.10.2017).
172. С нами блог! // Акунин Б. Любовь к истории. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
173. «Сумерки» Дмитрия Глуховского [Электронный источник] // URL: http://www.s-u-m-e-r-k-i.ru/index_old.html (дата обращения 4.07.2017).
174. Сушко, Л. Как убивали Поэзию. Вечность И. Царева-38 // [Электронный источник] / Л. Сушко // URL: http://www.stihi.ru/2013/07/24/2155 (дата обращения 06.04.2017).
175. Схелтйенс, В. Сетература: новое литературное движение? [Электронный ресурс] / В. Схельйенс// URL: http://www.netslova.ru/teoriya/werner.html (дата обращения 06.04.2017).
176. Условия публикации материалов // Интернет-журнал «Красиво сказано» [Электронный источник] // URL: http://wellwritten.ru/static/usloviya-razmeszeniya-materialov.html (дата обращения 06.04.2017).
177. Феоктистова, С. Возвращение Глуховского [Электронный источник] / С. Феоктистова// Взгляд URL.: http://www.vz.ru/culture/2008/! 1/28/229951.print.html. (дата обращения 10.02.2017).
178. Хозяева и активисты сайта «Фандорин!» [Электронный источник] // URL: http://prochtenie-lj.livejournal.com/6434.html (дата обращения: 27.04.2017).
179. Чупринин, С. Критика - это критики. Версия 2.0./ С. Чупринин. - М.: Время, 2015. - 608 с.
180. Шайхутдинова, А. и др. NATASHI.NET (4) Венок сонетов [Электронный источник] / А. Шайхутдинова// URL: http://subscribe.ru/group/massolit/2464854/ (дата обращения 06.04.2017).
181. Шарапов, В. Братушка Макмерфи [Электронный источник] / В. Шарапов// URL: http://samlib.ru/s/sharapow_w_w/ (дата обращения 08.07.2017).
182. Шарапов, В. Кое-что о вере и религии [Электронный источник] / В. Шарапов// URL: http://leit.livejournal.com/661868.html (дата обращения 08.07.2017).
183. Шарапов, В. Патриотизм - последнее прибежище? [Электронный источник] / В. Шарапов// URL: http://leit.livejournal.com/660569.html (дата обращения 08.07.2017).
184. Шарапов, В. Самайн! Комментарии пользователей [Электронный источник] / В. Шарапов// URL: http://leit.livejournal.com/tag/ (дата обращения 08.07.2017).
185. Шерман, А. На живую нитку. Сеть как среда обитания творчества [Электронный источник] / А. Шерман// URL: http://www.netslova.ru/sherman/nitka.htm (дата обращения 11.09.2017).
186. Шошунов, Н. Давайте сплетем венок сонетов Наташе! [Электронный источник] / Н. Шошунов// URL: http://subscribe.ru/group/massolit/897627/ (дата обращения 06.04.2017).
187. Электронное чтение в России: опыт исследования [Электронный источник] // URL: http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/384-elektronnoe-chtenie-v-rossii.html (дата обращения 06.04.2017).
188. Юзефович, Г. Дмитрий Глуховский становится большим писателем, а Ольга Брейнингер - надеждой русской литературы [Электронный источник] / Г. Юзефович// URL: https: //meduza.io/feature/2017/07/01/dmitriy-gluhovskiy- stanovitsya-bolshim-pisatelem-a-olga-breyninger-nadezhdoy-russkoy-literatury (дата обращения 14.08.2017).
189. Юзефович, Ю. Человек-осьминог Борис Акунин/ Г. Юзефович// http://angliya.com/2016/04/21/akunin-osminog/ (дата обращения 26.04.2017).
190. Bloglenta.ru: «Мы сделаем самое интересное медиа Рунета» [Электронный ресурс] // URL: http://webplanet.ru/interview/service/2006/08/30/bloglenta.htm (дата обращения 15.10.2016).
191. Leit [Электронный ресурс] // URL: http://leit.livejournal.com/ (дата обращения 28.05.2017).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.