Социокультурные основания духовности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Чекалина, Наталья Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат философских наук Чекалина, Наталья Евгеньевна
Введение.
Глава 1. Философско-методологические основания анализа проблемы духовности.
§ 1. Основные концептуальные подходы к анализу содержания понятия «духовность».
§ 2. Специфика и сущность социокультурного подхода к проблеме духовности.
Глава 2. Процесс социально-исторического воспроизводства духовности: специфика функционирования и механизмы реализации.
§ 1. Факторы формирования и воспроизводства духовности как социокультурного феномена.
§ 2. Образование как способ трансляции социокультурных оснований духовности.
§ 3. Духовность как принцип бытия человека в современном мире.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Духовность, ее подобия и антиподы в культуре2009 год, доктор философских наук Хомутцов, Сергей Васильевич
Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития2007 год, кандидат философских наук Штумпф, Светлана Петровна
Философский анализ истинности человеческой духовности: онтологический аспект2009 год, кандидат философских наук Канапацкий, Никита Александрович
Духовная основа социализации студенческой молодёжи2006 год, кандидат философских наук Каратеева, Наталия Александровна
Мир повседневности в философском контексте проблематики духовного бытия2010 год, кандидат философских наук Албаева, Ирина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные основания духовности»
Актуальность темы исследования определяется сложным характером развития современного российского общества и необходимостью поиска устойчивых оснований и принципов социального и личностного бытия. В условиях дисгармоничного существования человека и радикальных трансформаций, затронувших практически все жизненные сферы и требующих пересмотра ряда нормативно-ценностных структур социальной системы, проблема духовности в различных ее аспектах вызывает особый интерес.
Наряду с задачами экономического и социального развития общества встает не менее важная проблема духовного совершенствования человека и изменения его внутреннего пространства. Перспектива построения гражданского общества, основанного, в том числе, на принципах духовного развития и нравственного самосовершенствования, требует выявления базовых факторов и механизма формирования и воспроизводства духовности как социокультурного феномена. Раскрытие данного механизма, а также способов его укоренения на уровне повседневного бытия позволяет наметить возможные пути реализации духовности в качестве основополагающего принципа существования человека и общества.
Необходимость исследования социокультурных оснований духовности вызвана потребностью преодоления негативных последствий человеческой деятельности в различных сферах общественного бытия. Кроме этого, социокультурный подход к проблеме духовности открывает новые возможности смыслового обогащения человеческого бытия в мире повышенной динамики и утраты нравственных ценностей.
Актуальность исследования проблемы духовности сквозь призму социокультурных оснований, обращение к ее эвристическому и методологическому потенциалу диктуется потребностями прогнозирования явлений социальной жизни, задачами ее управления, процессами, происходящими в духовной сфере в целях предотвращения нежелательных вариантов общественного развития, а также необходимостью разработки эффективных условий социального устройства и гуманистического отношения к человеку. Реализация этих потребностей обусловливает возможность своеобразной «вторичной» легитимации духовности и ее утверждения в качестве принципа бытия человека и общества.
Отсутствие целостной концепции духовности в силу специфики этого феномена затрудняет решение более конкретных вопросов, связанных с рассмотрением характера и сущности аспектов духовности, но при этом оставляет пространство для исследователей данной проблемы. Актуализация проблемы связана со смещением акцента в сторону изучения, в первую очередь, личностного аспекта духовности. Этим обусловлена потребность в осмыслении духовности сквозь призму ее социокультурных оснований.
Степень разработанности проблемы. Тема духовности изначально находилась в проблемном поле философии, однако различные эпохи высвечивали разные ее аспекты. Античность акцентировала внимание на индивидуально-этической стороне духовности (Платон, Аристотель, Эпикур и др.). Данный аспект духовности вновь актуализируется в периоды Просвещения и Нового времени. Это сопровождается рациональным подходом к духовному миру человека, а также сопрягается с идеями совершенствования в духе гражданственности и высоконравственности (Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант, ГТегель).
Особо следует говорить о христианской традиции, в которой духовность непосредственно связана с любовью, со стремлением к совершенству, к Богу, то есть понимается в религиозно-нравственном ключе. Эта традиция оказала определяющее воздействие на интерпретацию духовности в средневековой философии, в которой она связывается со стремлением человека постичь и почувствовать в себе нечто более глубокое, чем он сам - тайну Божественного (Августин Аврелий и др.). Данный подход получил свое продолжение и развитие в традиции русской религиозной философии, практически все представители которой стояли на позициях религиозного истолкования духовности.
Общий посыл христианства рассматривать духовность как переживание человеком Бога, стремление к совершенству и состоянию благодати, отразился в понимании духовности как нравственного совершенства, ведущего к бессмертию (В.С.Соловьев), как преодоления эгоцентризма и «одуховления» жизни (Н.А.Бердяев), как высшей составляющей души, жизни души в духе, как высшего онтологического слоя человеческой души, специфицируемой в качестве особой реальности (С.Л.Франк, И.А.Ильин). Идеи богоподобия, своеобразия и уникальности духовных возможностей человека раскрываются также в трудах Н.О.Лосского, С.Н.Булгакова, В.В.Розанова, Е.Н. и С.Н. Трубецких. Данный подход в целом может быть охарактеризован как религиозно-антропологический. Следует выделить ряд ученых, интерпретирующих духовность как приобщение человека к универсальному одухотворенному началу мира - космическому принципу, наделяющему его сверхъестественными силами - В.И.Вернадский, Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Н.К.Рерих.
Необходимо отметить, что проблема духовности является в большей степени предметом интереса российских исследователей, поскольку именно в русской философии такое огромное значение придается вопросам смысложизненных поисков, в то время, как для западной философии проблема духовности не типична. Анализируя искусство, мораль и науку, западные ученые фактически не оперируют категорией «духовность». Отечественная философская традиция долгое время не уделяла должного внимания проблеме духовности, поскольку синонимизация понятий «дух» и «сознание», а также вторичность последнего по отношению к определяющей роли материи не способствовали развитию интереса к данной теме. Возобновление интереса к проблематике духовности произошло в середине 1970-80-х годов XX века. Для работ того времени характерна рационализация понятия «духовность», что однако имеет и свои «плюсы»: обращение к рациональной стороне духовности обогатило представление о ней. Надо сказать, что зачастую исследовалась не сама духовность, а сопряженные с ней понятия: «духовная культура», духовный мир», «духовная жизнь» и т.д. (А.К.Уледов, М.С.Каган, В.Ж. Келле, Т.В.Холостова и др.).
За последние два с половиной десятилетия ситуация значительно изменилась, появилось огромное число работ по данной тематике, что обусловлено, с одной стороны, многогранностью самого феномена «духовность», а с другой - разнообразием подходов, используемых исследователями. Онтологию духовности рассматривали И.А.Бокачев, Н.К.Бородина, АЛ.Канапацкий, Г.П.Меньчиков и др. Аксиологический подход, интерпретирующий духовность как ценностное содержание сознания, использовали в своих работах С.С.Аверинцев М.М.Бахтин, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, В.Г.Федотова. На когнитивный подход в понимании духовности опирались ЮЛЪВяземский, ПЛ.Гальперин ИМ.Ершов, С.Б.Крымский, П.В.Симонов, Г.М.Ярошевский. Деятельностный подход к духовности продемонстрирован в работах ЯА.Гайдученок, Л.И.Казакова, Э.ИМартынова, В.И.Толстых и др.
Понимание духовности как системы личностной активности и отношения к различным сферам жизнедеятельности человека, реализуемой в целостности познания, духовных чувств и целеполагания, отражено В.А.Бачининым, И.Ф.Вединым, Т.Б.Старченко, Н.Н.Ярошенко. Ценностно-рационального подхода в интерпретации сущности духовности придерживаются ЛЛ.Буева, В.П.Зинченко, В.Ж.Келле, В.А.Лекторский, В.Н.Шердаков. Социальный аспект духовности рассматривается Г.Э.Бурбулисом, В.Е.Кемеровым, Ю.Н.Козыревым, И.В.Силуяновой, Т.В.Холостовой. Выяснением собственно культурного смысла, а также культурных и антропологических аспектов духовности занимались Е.А.Аралова, В.С.Библер, Я.Э.Голосовкер, В.А.Кутырев, М.К.Мамардашвили, В.А.Ремизов, В.И.Слободчиков. Теория и методология социокультурного подхода к анализу явлений находится в сфере интересов А.С. Ахиезера, Б.С.Ерасова, С.Э.Крапивенского, Н.И.Лапина, Б.В.Листвиной.
Подчеркивая основательность и значительные достижения перечисленных авторов, необходимо отметить, что в основном интерес современных исследователей направлен на рассмотрение онтологического и антропологического аспектов проблемы духовности, в то время, как ее социокультурный аспект, вопрос о ее социокультурных основаниях еще недостаточно прояснен. Все это позволяет говорить о необходимости дальнейшей работы по изучению этого аспекта.
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы -выявление социокультурных оснований духовности, рассмотрение их взаимосвязи и роли в процессе ее формирования и социально-исторического воспроизводства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать основные воззрения на понятие духовности в социально-философской мысли;
- определить содержание понятия «духовность» в ее личностном и социокультурном аспектах, а также раскрыть характер соотношения данных аспектов;
- рассмотреть специфику функционирования социокультурной реальности, выявить ее элементы и факторы, детерминирующие процесс формирования и социально-исторического воспроизводства духовности;
- проследить историческую трансформацию и становление института образования как способа трансляции социокультурных оснований духовности;
- обозначить специфику и перспективу реконструкции социокультурных оснований духовности в современном российском обществе.
Объектом исследования является феномен духовности. Предметом - совокупность факторов социокультурной реальности, выступающих в качестве социокультурных оснований духовности, обусловливающих ее формирование и процесс социально-исторического воспроизводства.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили принципы диалектики, компаративного анализа, обобщения, исторический и системный методы познания. Автор также использовал социокультурный подход к анализу рассматриваемых явлений. Теоретической основой и источниками диссертационного исследования являются как труды представителей классической философской мысли, так и работа современных отечественных и зарубежных мыслителей.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- раскрыто понятийно-категориальное содержание духовности в ее личностном и социокультурном аспектах;
- показан детерминирующий характер социокультурного по отношению к духовности и раскрыта специфика соотношения личностного и социокультурного аспектов феномена «духовность»;
- определены факторы социокультурной реальности, обусловливающие формирование и воспроизводство духовности как социокультурного феномена;
- рассмотрена роль образования в качестве способа трансляции социокультурных оснований духовности;
- выявлен эвристический потенциал и уточнены возможности светской модели духовности как принципа социальной трансформации.
В результате проведенного исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
1. Духовность есть качественно определенная самоинтенция по отношению к внутреннему и внешнему миру, характеризующаяся многомерностью наполнения и имманентно обусловливающая сущностную основу человеческого бытия. В качестве своеобразного фенотипа и поддерживающего условия для становления и реализации духовности выступает многообразие ее значимых компонентов (нравственных, эстетических, психологических, познавательных, аксиологических и т.д.)
2. Социокультурный подход к проблеме духовности, являясь одним из методологических оснований ее исследования, предполагает рассмотрение духовности как определяющего фактора по отношению ко всем элементам социума, к содержанию и специфике самого социокультурного, а также выражает детерминирующий характер связи социокультурного и духовности. Личностный и социокультурный аспекты духовности (которые в силу своей естественно-генетической взаимосвязи выступают как ее сущностные уровни) влияют на формирование духовности согласно принципу круговой референции.
3. Формирование духовности как социокультурного феномена и ее социально-историческое воспроизводство осуществляется посредством выстраивания и трансляции ее социокультурных оснований, обеспечивающих действие механизма преемственности. В качестве базовых социально-исторических предпосылок, фундирующих феномен духовности, выступают система ценностей, традиция, идентичность и менталитет. Содержательно-функциональные характеристики этих предпосылок позволяют охватывать все уровни бытия и создавать условия для формирования и воспроизводства духовности как социокультурного феномена.
4. Важным способом трансляции социокультурных оснований духовности является образование, осуществляющее передачу фрагментов социокультурного опыта в процессе взаимодействия его носителей -социальных субъектов. Реализация трансляционно-коммуникативной функции образования не только обеспечивает конституирование общей со-бытийности и преемственности жизни человечества, но и влияет на механизм формирования и воспроизводства духовности как социокультурного феномена благодаря включенности в процесс образования ее социокультурных оснований, совместное функционирование которых и поддерживает действие этого механизма.
5. Духовность как социокультурный феномен может рассматриваться в качестве системообразующего принципа бытия человека и общества, что позволяет преодолеть складывающуюся дискретность между реальной ситуацией и желаемой моделью социума, приемлемого для жизни. Актуализация данного принципа становится возможной благодаря укоренению в повседневности духовник идеалов и ценностей при помощи механизмов социального конструирования реальности. Оно осуществляется посредством институционализации социокультурных оснований духовности и механизма перевода их функционирования в режим привычных повседневных операций.
Теоретическая ■ практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования общих теоретико-методологических установок и конкретных положений при рассмотрении явлений и процессов социальной реальности, связанных с проблемой духовности, ее конституирования и укоренения в бытии. Проведенный анализ имеет определенное значение для практического решения задач по возрождению культурных и духовных ценностей, нравственных начал в обществе, определения конструктивных тенденций развития современного российского общества. Полученные результаты могут быть применены для разработки целостной концепции духовности в социальной философии, философской антропологии, философии культуры, социальной психологии. Выводы и положения работы могут быть использованы в качестве теоретического материала для дальнейших исследований в этих областях знания, а также в преподавательской практике, при составлении образовательных программ.
Апробация работы. Материалы диссертации нашли свое отражение в семи научных публикациях, обсуждались на VI Межвузовской конференции студентов и молодых ученых (Волгоград, 13-16 ноября 2001г.), на П Межрегиональной научно-практической конференции «Творчество молодых -региону: итоги и перспективы» (Волгоград, март 2006г.), а также на ежегодных научных сессиях Волгоградского государственного университета.
Структура работы соответствует цели исследования и логике решения проблем. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Повседневность в социально-философском контексте: теоретико-методологический анализ2011 год, доктор философских наук Полякова, Ирина Павловна
Онтологическая истинность духовности2004 год, доктор философских наук Канапацкий, Александр Яковлевич
Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников1999 год, доктор педагогических наук Власова, Татьяна Ивановна
Эпистемологические аспекты философии образования2005 год, доктор философских наук Майер, Борис Олегович
Особенности русской духовности в XX веке: Социально-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Анисимова, Ольга Георгиевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Чекалина, Наталья Евгеньевна
134 Заключение
Исследование проблемы духовности является необходимым и обязательным условием гармоничного существования человека в мире, поскольку духовность является сущностной характеристикой бытия личности и общества.
Данная работа представляет собой попытку осмысления одного из аспектов целостного феномена духовности на основе выявления ее социокультурных оснований. Мы стремились показать не только возможность теоретического исследования феномена с позиции социокультурного подхода, но и реальность конституирования и укоренения духовности на уровне повседневного бытия.
В результате исследования мы пришли к выводу, что, исходя из многообразия сущностных компонентов духовности, органическое единство и взаимосвязь которых обеспечивает условия для ее становления и развития, духовность может быть определена как качественно определенная самоинтенция по отношению к внутреннему и внешнему миру, характеризующаяся многомерностью наполнения, имманентно обусловливающая сущностную основу человеческого бытия. Кроме того, социокультурный аспект духовности выступает как один из сущностных уровней ее проявления, генетически связанный и взаимообусловленный духовностью личности. Определение характера взаимозависимости данных аспектов духовности, специфики их взаимообусловленного функционирования, привело нас к дефиниции каждого из них. Исследование содержания духовности как социокультурного феномена, а также анализ механизмов социокультурной преемственности позволил выявить следующие факторы, детерминирующие процессы формирования и социально-исторического воспроизводства духовности: ценности, традиции, идентичность и менталитет. Все эти факторы выступают в качестве социокультурных оснований духовности, трансляция и реконструкция которых обеспечивает действие механизмов преемственности и конституирования духовности.
Ведущую роль в трансляции социокультурных оснований духовности выполняет взаимодействие и коммуникация социальных субъектов - носителей фрагментов социокультурного опыта, осуществляемая, в том числе, в процессе образования. Исполнение образованием своей трансляционной и коммуникативной функций не только позволяет формировать общечеловеческую со-бытийность и преемственность, но и влияет на процесс конституирования и воспроизводства духовности посредством совместного функционирования включенных в структуру и содержание образования ее (духовности) социокультурных оснований.
Особо следует выделить способность личности и общества конституировать духовность на уровне повседневности и в общесоциальном масштабе при помощи механизмов социального конструирования реальности. Оно осуществляется посредством институционализации социокультурных оснований духовности и механизма перевода их совместного взаимообусловленного функционирования в режим привычных повседневных операций. Преодоление сложившегося в современном российском обществе разрыва между сущим и должным может быть достигнуто благодаря укоренению и воспроизведению на уровне повседневного бытия духовных идеалов и ценностей, что позволит обеспечить утверждение духовности в качестве системообразующего принципа бытия личности и социума.
Специфика проведенного исследования заключается в акцентировании возможности перевода теоретического исследования в область практического применения - на уровень повседневности и в выявлении потенциала подобного перехода. На наш взгляд, при помощи выявленных механизмов становится возможным установление отлаженного функционирования процессов трансляции и реконструкции социокультурных оснований духовности, а, следовательно, нормализация процесса формирования и воспроизводства духовности, нарушенного в результате трансформационных процессов в современном российском обществе. Представляется, что основные выводы диссертации могут быть учтены при разработке концепции духовного реформирования социума в целях содействия воспроизводству духовности в качестве основополагающего принципа бытия человека и общества, что, в конечном счете, должно способствовать преодолению социально-антропологического кризиса.
Выход за пределы рамок конкретного государства и общества в пространство общемирового масштаба и анализ складывающейся ситуации показывает, что дальнейшее развитие цивилизации в ее техногенной заданности без духовной составляющей не просто бесперспективно, но и драматично. А потому перед человечеством стоит задача не только сохранения уже имеющихся, но и поиска новых способов оптимизации бытия человека и общества, ориентированных на взращивание духовности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чекалина, Наталья Евгеньевна, 2007 год
1. Аврелий Августин. Исповедь / Августин Аврелий // Аврелий Августин. Лабиринты души / Августин Аврелий. Симферополь, 1998.- С.21-206.
2. Агацци, Э. Человек как предмет философии / Э.Агацци // Вопросы философии. -1989. №2. - С.24-35.
3. Айер, А. Человек как предмет научного исследования / А.Айер // Философские науки. -1991. №1. - С.120-136.
4. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф.Анисимов.- М., 1988. 2532. с.
5. Антонов, А.Н. Научные традиции и диалектика развития науки / А.Н.Антонов // Традиции в познании и культуре. М., 1986. - С.3-12.
6. Апресян, Р.Г. Одухотворенность / Р.Г.Апресян // Человек. -1996. -№4. С.60-74.
7. Аристотель. Сочинения: В 4т. /Аристотель.- М, 1975. Т. 1. 378 с.
8. Артемьева, Т.В. Европейская идентичность и российская ментальность / Т.В.Артемьева, М.И. Микешин // Вопросы философии. 2002. - № 2. -С.181-184.
9. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта в 3-х томах. / А.С.Ахиезер. М., 1991. Т.З. - 470 с.
10. Ахиезер, А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии / А.С.Ахиезер // Вопросы философии. 2000. - №9. -С.29-45.
11. Ахиезер, А.С. Социальная философия в усложняющемся мире / А.С.Ахиезер, М.Э. Рябова // Общественные науки и современность. -2005. № 3. - С.137-143.
12. Бадмаев, В.Н. Феномен национальной идентичности (социально-философский анализ): дис. . д-ра фил ос. наук / В.Н.Бадмаев.-Волгоград, 2005. 292 с.
13. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век / В.С.Библер. М., 1990. - 431 с.
14. Бородина, Н.К. Онтология духовности: сущность и понимание: дис. д-ра филос.наук / Н.К.Бородина. Волгоград, 2000. -290 с.
15. Боуэн, М. Духовность и личностно-центрированный подход / М.Боуэн // Вопросы психологии. -1992. №3-4. - С.24-34.
16. Бохеньский, Ю. Духовная ситуация времени / Ю.Бохеньский // Вопросы философии. -1993. № 5. - С.94-98.
17. Бранский, В .П. Теоретические основания социальной синергетики / В.П.Бранский // Вопросы философии. 2000. - № 4. - С.112-129.
18. Бубер, М. Я и Ты / М.Бубер // Бубер, М. Два образа веры / МБубер. -М., 1995.-С. 15-92.
19. Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л.ПБуева // Вопросы философии. -1996. №2. - С.3-9.
20. Булгаков, С.Н. Сочинения в 2-х томах / С.Н.Булгаков; вступ. ст., сост. и прим. С.С. Хоружего. М., 1993. - Т. 1. - 603 с.
21. Бурбулис, Г.Э. Духовность и рациональность / Г.Э.Бурбулис, В.Е.Кемеров. М., 1986. - 135 с.
22. Бурдье, П. Социология политики / П.Бурдье; сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко. М., 1993. - 336 с.
23. Василенко, И.А. Политическое время на рубеже культур / И.А. Василенко // Вопросы философии. -1997. №9. - С.46-56.
24. Василенко, И.В. Социокультурная мобильность как философская проблема: дис. . канд. филос. наук / И.В.Василенко. Волгоград, 1996. -153 с.
25. Власова, В.Б. Традиция как социально-философская категория / В.Б.Власова // Философские науки. -1980. №4. - С.30-39.
26. Василюк, Ф.Б. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е.Василюк. М., 1984. - 200 с.
27. Ветрова, О.А. Особенности влияния искусства на менталитет русского человека: автореф. дис. . канд. социол. наук / О.А.Ветрова. Курск, 2004.- 18 с.
28. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н.Бессонова. М., 1988. - 704 с.
29. Гайденко, П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Кьеркегора / П.П.Гайденко. М., 1970. - 189 с.
30. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В Зт. / Г.В.Ф. Гегель.-М., 1977. Т.3.-471 с.
31. Генон, Р. Очерки о традиции и метафизике: Пер. с франц. / Р.Генон. -СПб., 2000.-320 с.
32. Гершунский, Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: Опыт экспертного исследования российского и американского менталитетов // Б.С.Гершунский. М., 1999. - 604 с.
33. Гжегорчик, А. Духовная коммуникация в сфере идеала ненасилия / А.Гжегорчик // Вопросы философии. -1992. №3. - С.54-65.
34. Глазьев, С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии / С.Ю.Глазьев // Социс. -1996. №6. - С.50-62.
35. Глюксман, А. Новейшие похождения двуногого без перьев /
36. A.Глюксман // Философские науки. -1990. №4. - С.80-89,
37. Голосовкер, Я.Э. Миф моей жизни / Я.Э.Голосовкер // Вопросы философии. -1989. №2. - С.110-115.
38. Гуляихин, В.Н. Правовой нигилизм в России: монография /
39. B.Н.Гуляихин. Волгоград, 2005. - 280 с.
40. Гуревич, П.С. Культура как объект социально-философского анализа / П.С.Гуревич // Вопросы философии. 1984. - №5. - С.48-63.
41. Гуревич, П.С. Человек как микрокосм / П.С.Гуревич // Общественные науки и современность. -1993. № 6. - С.179-188.
42. Гуревич, ILC. Философская антропология: опыт систематики / П.С.Гуревич // Вопросы философии. -1995. №8. - С.92-102.
43. Гуревич, П.С. Философская антропология французских «новых философов» / П.С.Гуревич, И.С.Нарский // Философские науки. -1990. №4.-С.76-79.
44. Гуревич, П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуманит.вузов / П.С.Гуревич. М., 1995. - 288 с.
45. Гусейнов, АЛ. Этика: учебник / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. М, 1998.-472 с.
46. Гусейнов, А.А. Этика: Энциклопедический словарь / АЛХусейнов. -М., 2001.-669 с.
47. Гущина, Е.А. Социокультурный срез истории: вопросы периодизации: дисканд. филос. наук / Е.А.Гущина. Волоград, 2003. - 141 с.
48. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж.Деяез. СПб., 1998. - 384 с.
49. Добреньков, В.И. Общество и образование / В.И.Добреньков, В.Я.Нечаев. М, 2003. - 381 с.
50. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г.Дробницкий. М., 1977.-330 с.
51. Дряхлов, Н.И. Традиции и модернизация в современной России / Н.И. Дряхлов // Социс. -1992. №10. - С.33-37.
52. Дубов, И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И.Г. Дубов // Вопросы психологии. -1993. №5. - С. 20-29.
53. Дубровский, Д.И. Проблема идеального / Д.И.Дубровский. М., 1983. -230 с.
54. Душков, Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета / Б.А.Душков. Екатеринбург, 2002. - 448 с.
55. Емельянов, Р.А. Собственность как социокультурный феномен: дис. . канд. филос. наук / Р.АЕмельянов. Волгоград, 2000. -131 с.
56. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: В 2-х частях: пособие для вузов / Б.С.Ерасов. М., 1994.4.1. - 3791. с.
57. Жукова, Н.Г. Глобализация и сохранение национальной идентичности / Н.Г.Жукова // Философия и общество. 2006. - № 2. - С.146-152.
58. Завьялов, М.Г. Традиция как способ самоидентификации общества: автореф. дис. . канд. филос. наук / М.Г.Завьялов. Екатеринбург, 1997.-21 с.
59. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности /
60. A.Г.Здравомыслов. М., 1986. - 223 с.
61. Золотухина-Аболина, Н.П. О специфике высших духовных ценностей / Н.П. Золотухина-Аболина // Философские науки.-1987.-№4.-С. 11-18.
62. Игнатенко, Т.Н. Социокультурная преемственность как фактор развития социальных систем: дис. . канд. филос. наук / Т.И.Игнатенко. Волгоград, 1998. -146 с.
63. Идентичность: Хрестоматия // Сост. Л.Б.Шнейдер. М., 2003. - 272 с.
64. Ильенков, ЭЛ. Проблема идеального / Э.В.Ильенков // Вопросы философии. -1979. №7. - С.145-158.
65. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А.Ильин // Ильин, И.А. Путь к очевидности / ИЛ.Ильин. М., 1993. - С.134-289.
66. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: в 2-х т. / И.А.Ильин. СПб., 1994. - 544 с.
67. Ильичева, И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней) / И.М.Ильичева. М., 2003. -208 с.
68. Иноземцев, B.JI. Концепция постэкономического общества /
69. B.Л.Иноземцев // Социологический журнал. -1997. №4. - С.71-78.
70. Иноземцев, B.JI. Понятие творчества в современной экономической теории / В.Л.Иноземцев // Полис. -1992. №1-2. - С. 178-187.
71. Иноземцев, В.Л. Экспансия творчества вызов экономической эпохе / В.Л.Иноземцев // Полис. -1997. - №5. - С.110-122.
72. Иноземцев, В Л. Современное постиндустриальное общество: природа противоречия, перспективы: Учеб. пособие для вузов / В.Л.Иноземцев. -М., 2000.-303 с.
73. Ионин, Л.Г. Социология культуры: учебное пособие / Л.Г.Ионин. М., 1998.-280 с.
74. Каган, М.С. О духовном (опыт категориального анализа) / М.С.Каган // Вопросы философии. 1985. - №9. - С.91-102.
75. Каган, М.С. Философия культуры / М.С.Каган. СПб., 1996. - 416 с.
76. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С.Каган. СПб., 1997. -206 с.
77. Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. М., 1974. - 328 с.
78. Камю, А. Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде / А.Камю // Камю, А. Миф о Сизифе. Бунтарь / А.Камю. Мн., 1998. - С. 13-142.
79. Канапацкий, АЛ. Мир истинной духовности и система образования /
80. A.Я.Канапацкий. Уфа, 2002. -188 с.
81. Кант, И. Критика чистого разума / И.Кант. Мн., 1998. - 960 с.
82. Карлова, Л.В. Конституирование духовности как философская проблема: автореф. дне. . канд. филос. наук / Л.В.Карлова. Томск, 2004. - 30 с.
83. Кассирер, Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э.Кассирер // Философские науки. -1991. №7. - С.91-134.
84. Келле, В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры /
85. B.Ж.Келле // Вопросы философии. 2005. - № 10. - С. 38-54.
86. Кессиди, Ф.К. Глобализация и культурная идентичность / Ф.К.Кессиди // Вопросы философии. 2003. - № 1. - С.76-79.
87. Киссель, М.А. Дороги свободы Ж.П.Сартра / М.А.Киссель // Вопросы философии. -1994. №11. - С.171-188.
88. Климов, Е.А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза / Е.А.Климов // Общественные науки и современность. 1995. - №6. - С.140-149.
89. Ковалев, А.М. Генезис образования как социального института: дис. . канд. филос. наук / А.М.Ковалев. Волгоград, 1998. -136 с.
90. Козлова, О.Н. О методах анализа социокультурных явлений / О.Н.Козлова // Соте. 1993. -№11.- С.138-146.
91. Колеватов, В.А. Социальная память и познание /В.А.Колеватов. М., 1984. -190 с.
92. Кондаков, И.В. Архитектоника русской культуры / И.В.Кондаков // Общественные науки и современность. -1999. №1. - С.159-172.
93. Кондаков, И.В. Русская культура: Краткий очерк истории и теории: учебное пособие для студентов вузов / И.В.Кондаков.- М., 1999.- 360 с.
94. Корнейчук, Э.А. Менталитет: истоки и исторические формы (социально-философский анализ ментальностей первых христиан): дис. канд. филос. наук / Э.А.Корнейчук. Волгоград, 2001. -155 с.
95. Крапивенский, С.Э. Девальвация личности и современная персонологня / С.Э.Крапивенский, Э.Фельдман // Философия и общество. 2003. - №4. - С.26-46.
96. Крапивенский, С.Э. Девальвация личности: причины и возможности коррекции / С.Э.Крапивенский, Э.Фельдман // Философия и общество. 2004. - №2. - С.24-47.
97. Крапивенский, С.Э. Социальные революции и современный мир / С.Э. Крапивенский. Волгоград, 2005. - 364 с.
98. Крымский, Ф.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации / Ф.Б.Крымский // Вопросы философии. 1992. - №12. -С. 21-28.
99. Ксенофонтов, В.И. Духовность как экзистенциальная проблема / В.И.Ксенофонтов // Философские науки. -1991. №12. - С.41-52.
100. Кузин, A.M. Духовное начало во Вселенной / А.М.Кузин // Вопросы философии. -1998. №8. - С. 167-170.
101. Кузьмин, М.Н. Человек гражданского общества как цель образования в условиях полиэтничного российского социума / М.Н.Кузьмин, О.И.Артеменко // Вопросы философии. 2006. - № 6. - С.40-51.
102. Культурология XX век: Энциклопедия в 2-х томах. М., 1998. Т.2.-446с.
103. Кутырев, В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия / В.А.Кутырев // Вопросы философии. 2001. - № 8. -С.56-65.
104. Кутырев, В.А. Традиция и ничто / В.А.Кухырев // Философия и общество. -1998. № 6. - С.170-190.
105. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С.Кьеркегор. М.,1993. - 383 с.
106. Лабиринты одиночества // Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. - 6231. с.
107. Лапин, Н.И. Антропосоциетальный подход: методологические основания, социологические измерения / Н.И.Лапин // Вопросы философии. 2005. - № 2. - С. 17-29.
108. Лапин, Н.И. Проблема формирования современного социетального порядка в России / Н.И.Лапин // Вопросы философии. 2006. - № 11.-С.3-13.
109. Лапин, Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России / Н.И.Лапин // Социс. -1993. №9. - С.17-28.
110. Лапин, Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России / Н.И.Лапин // Социс. -1994. №5. - С.3-8.
111. Лебедев, А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование / А.Б.Лебедев. Казань, 1991. -100 с.
112. Левинас, Э. Время и Другой. Гуманизм Другого человека / Э. Левинас; вступ. ст. и комментарии Г.И.Беневич. СПб., 1998. - 272 с.
113. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. / Ж. Ле Гофф. Екатеринбург, 2002. - 328 с.
114. Лейбин, В. Экология духа: от самоуничтожения к самоспасению /
115. B.Лейбин // Общественные науки и современность. 1992. - №5.1. C.163-168.
116. Листвина, Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития / Е.В.Листвина; под ред. В.Б. Устьянцева. -Саратов, 2001. -168 с.
117. Лифшиц, М. Об идеальном и реальном / М.Лифшиц // Вопросы философии. 1984. - №10. - С.120-145.
118. Лосев, А.Ф. Человек / А.Ф.Лосев // Философские науки. 1988. - №10.- С.66-76.
119. Малахов, B.C. Неудобства с идентичностью / В.С.Малахов // Вопросы философии. -1998. №2. - С.43-53.
120. Малахов, B.C. Русская духовность и немецкая ученость / B.C. Малахов // Вопросы философии. -1993. № 5. - С.111-114.
121. Мамардашвили, М.К. Мысль под запретом (Беседы с А.Э. Эпельбуен) / М.К.Мамардашвили // Вопросы философии. -1992. №4-5.-С.100-115.
122. Мамардашвили, М.К. Философия и личность / М.К.Мамардашвили // Человек. -1994. №5. - С.5-19.
123. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К.Мамардашвили. М., 1992. - 415 с.
124. Марков, Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета / Б.В. Марков. СПб., 1993.- 232 с.
125. Марсель, Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы / Г.Марсель; сост., вступ. ст. и прим. Г.М.Тавризян. М., 1995. - 216 с.
126. Марченко, В.В. Концептуальный комплекс «идентичность тождество- единство» и его методологическая роль в социально-философском исследовании: автореф. дис. . канд. фил ос. наук / В.В.Марченко. -Ульяновск, 2000. 26 с.
127. Мигранян, А.М. Россия в поисках идентичности (1985-1995) /1. A.М.Мигранян. М., 416 с.
128. Межкультурная коммуникация и проблема национальной идентичности: Сборник научных трудов // Ред. Л.И.Гришаева и Т.Г.Струкова. Воронеж, 2002. - 648 с.
129. Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе // Ред.
130. B.И.Кабрин и О.И.Муравьева. Томск, 2004. - 282 с.
131. Михеев, М.Ю. Платоновская душа: к воестановлению смысла / М.Ю.Михеев // Философские науки. -1999. №1-2. - С.83-114.
132. Моисеев, Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле / Н.Н.Моисеев // Вопросы философии. -1990. №6. - С.32-45.
133. Монтень, М. Опыты. Избранные главы: пер. с франц. / М. Монтень; сост., вступ. ст., примеч. В.П.Яковлев. Ростов-на-Дону, 1998. -544 с.
134. Мурашов, В.И. Идея духовности как основа и способ социальной жизни / В.И.Мурашов // Школа духовности. -1999. №6. - С. 21-35.
135. Мусхелипшили, H.J1. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и депрагматизация коммуникации / Н.Л. Мусхелишвили, В.М.Сергеев, Ю.А.Шредер // Вопросы философии. -1997. №10. - С.45-58.
136. Назаретян, А. Беспределен ли человек? / А.Назаретян // Общественные науки и современность. -1992. №5. - С.176-183.
137. Назаретян, А. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма / А.Назаретян // Общественные науки и современность. -1991. №6. - С.74-80.
138. Назарова, М.П. Социальная память как предмет философского анализа: дис. канд. филос. наук / М.П.Назарова. Волгоград, 1997. -136 с.
139. Никитин, С.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся Вселенная / С.П.Никитин //Вопросы философии. -1991. №8.- С.3-13.
140. Никитин, С.П. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии / С.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова // Вопросы философии. -1995. №8. - С.73-91.
141. Никитина, И.В. Искусство и обыденное сознание в социокультурной реальности современной западной цивилизации / И.В.Никитина // Общественные науки и современность. 2005. - № 3. - С.166-175.
142. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология // Сост. и ред. В.Л.Иноземцев. М., 1999. - 644 с.
143. Новая философская энциклопедия: В 4т. // ИФ РАН. М., 2000. Т.П.-6342. с.
144. Новгородцев, ПИ. Об общественном идеале / П.И.Новгородцев. М., 1990.-254 с.
145. Новейший философский словарь // Сост. А.А.Грицанов. Мн., 1998. -896с.
146. Огурцов, А.П. Трудности анализа ментальности / АЛОгурцов // Вопросы философии. -1994. -№1. С.50-53.
147. Ойзерман, Т.И. Не пора ли позитивно переосмыслить полузабытую «теорию факторов»? / Т.И.Ойзерман // Социс. 2004. -№ 4. -С.3-14.
148. Ойзерман, Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. -1989. № 2. - С. 51 -62.
149. Омельченко, Н.В. Первые принципы философской антропологии / Н.В. Омельченко. Волгоград, 1997. -196 с.
150. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет, X. Камень и небо / X. Ортега-и-Гассет. М., 2000. - С. 171-250.
151. Очерки феноменологической философии // Ред. Я.А.Слинина и Б.В.Маркова. СПб., 1997. - 224 с.
152. Парсонс, Г. Человек в современном мире / Г.Парсонс.- М, 1985.- 429с.
153. Пассмор, Дж. Культурные универсалии / Дж.Пассмор // Философские науки. -1990. №11. - С.110-114.
154. Платон. Собрание сочинений: в 4 Т.-Т.2 / Платон. М., 1993. - Т.2.-528с.
155. Платонов, Г.В. Проблемы духовности личности (состав, типы, назначение) / Г.В.Платонов, А.Д.Косичев // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. -1998. №2-3. - С. 16-33.
156. Плахов, В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования / В.Д.Плахов. М., 1982. - 220 с.
157. Поиски и традиции: Сборник критических статей // Сост. В.В.Фадеев. -Л., 1986.-333 с.
158. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф.Поршнев. М., 1979.-232 с.
159. Ракитов, А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А.И.Ракитов // Вопросы философии. -1994. № 4. - С. 14-34.
160. Ребане, Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания / Я.К.Ребане // Вопросы философии. 1982. - №8. - С.44-54.
161. Ремизов, В.А. Духовность как культурная ценность личности / В.А.Ремизов // Философские науки. -1997. №2. - С. 158-161.
162. Рикер, П. Человек как предмет философии /П.Рикер // Вопросы философии. 1989. - №2. - С.41-50.
163. Розанов, В.В. Уединенное; Сочинения / В.В.Розанов.- М., 1998.- 912 с.
164. Самосознание европейской культуры XX в.: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе // Сост. Р.А.Гальцева. М., 1991. - 366 с.
165. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм / ЖЛСартр // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А.Яковлева. - М., 1989. - С.319-344.
166. Сверчкова, Л.П. Субъект духовного производства: методологический анализ / Л.П.Сверчкова. Л., 1988. - 128 с.
167. Свидерский, В.И. О философском осмыслении современности / В.И.Свидерский // Философские науки. -1990. №5. - С.100-103.
168. Сергеева, А.В. Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальностъ / А.В.Сергеева. М., 2004. - 328 с.
169. Середа, Л.В. Проблема идентичности в контексте коммуникации:автореф. дисканд. филос. наук / Л.В .Середа. Екатеринбург, 1997.-18 с.
170. Силуянова, И.Н. Духовность как способ жизнедеятельности / И.Н.Силуянова // Философские науки. -1990. №12. - С.100-105.
171. Симонов, П.В. Происхождение духовности / П.В.Симонов, П.М.Ершов, Ю.ГЪВяземский; отв. ред. М.Г.Айрапетянц. М., 1989.-3502. с.
172. Слободчиков, В.И. Реальность субъективного духа / ВЛСлободчиков // Человек. -1994. №5. - С.21-38.
173. Соколов, Э.В. Культура и личность / Э.В.Соколов. Л., 1972. - 228 с.
174. Соловьев, B.C. Оправдание добра. Нравственная философия / В.С.Соловьев // Соловьев, B.C. Сочинения: В 2 т. / В.С.Соловьев. М., 1988. Т.1. - С.47-560.
175. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А.Сорокин; общ. ред., сост. и предисл. АЛО.Согомонов. М., 1992. - 543 с.
176. Социальные знания и социальные изменения // Отв. ред. В.Г.Федотова. -М.:ИФРАН, 2001.-284 с.
177. Социокультурное пространство диалога // Отв. ред. Э.В.Сайко. М., 1999.-219 с.
178. Спиноза, Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье / Б.Спиноза // Спиноза, Б. Избранные произведения / Б.Спиноза. Ростов-на-Дону, 1998.- С.23-131.
179. Спиноза, Б. Этика / Б.Спиноза // Спиноза, Б. Избранные произведения / Б.Спиноза. Ростов-на-Дону, 1998. - С. 325-591.
180. Стефанов, И.С. Измерение духовного кризиса / И.С.Стефанов // Философские науки. -1990. №12. - С. 105-110.
181. Стиль и традиция в развитии культуры: сборник научных трудов // Отв. ред. Э.В.Соколов. Л., 1989. -173 с.
182. Столович, JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксиологии / Л.Н.Столович. М., 1994. - 464 с.
183. Стризое, А.Л. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия / А.Л.Стризое. Волгоград, 1999. - 340 с.
184. Сыродеева, А. Мир малого. Опыт описания локальности / А.Сыродеева. М.: ИФРАН, 1998. -124 с.
185. Тельнова, Н.А. Феномен целостности человека: метафизический статус и методика исследования / Н.А.Тельнова. Волгоград, 2000. -296 с.
186. Тиллих, П. Мужество быть / П.Тиллих // Тиллих, П. Избранное: Теология культуры / П.Тиллих. М., 1995. - С.7-131.
187. Токарева, С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности / С.Б.Токарева. Волгоград, 2003. -256 с.
188. Токарева, С.Б. Проблема знания в свете гносеологического и социокультурного подходов / С.Б.Токарева // Вести. ВолГУ, Сер.7. Философия. Вып.2. Волгоград, 2002. - С.27-34.
189. Трофимов, В.К. Истоки и сущность русского национального менталитета (социально-философский анализ): автореф. дис. . д-ра филос. наук / В.К.Трофимов. Екатеринбург, 2001. - 43 с.
190. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н.Трубецкой // Трубецкой, Е.Н. Избранные произведения / Е.Н.Трубецкой. Ростов-на-Дону, 1998. -С. 17-336.
191. Уледов, А.К. Духовное обновление общества / АХУледов. М., 1990. -333 с.
192. Уледов, А.К. Общественная психология и идеология / А.К.Уледов. -М., 1985.-268 с.
193. Фадеева, Т.М. Единая Европа: наследие и судьба / Т.М.Фадеева // Вопросы философии. -1992. №4. - С. 108-117.
194. Федотова, В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения / В.Г.Федотова // Вопросы философии. 2000. - №4. - С.3-27.
195. Федотова, В.Г. Духовность как фактор перестройки / В.Г.Федотова // Вопросы философии. -1987. №3. - С. 11-28.
196. Федотова, В.Г. Духовное и душевное / В.Г.Федотова // Философские науки. 1988. - №7. - С.50-58.
197. Федотова, В .Г. Социальное конструирование общества, приемлемого для жизни / В.Г.Федотова // Вопросы философии. 2003. -№11.- С.З-18.
198. Франк, СЛ. Смысл жизни / С.Л.Франк. М., 2004. -1573. с.
199. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник / В.Франкл; общ. ред. ЛЛ.Гозмана, Д.А.Леонтьева; вступ. ст. Д.А.Леонтьева. М., 1990. -368 с.
200. Фромм, Э. Здоровое общество / Э.Фромм // Фромм,Э. Мужчина и женщина / Э.Фромм. М., 1998. - С. 127-452.
201. Фрэзер, Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. / Дж.Дж.Фрэзер. М., 2006. - 960 с.
202. Фуко, М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы: пер.с франц. / М.Фуко; под ред. И.Борисовой. М., 1999. - 478 с.
203. Фукуяма, Ф. Конец истории / Ф.Фукуяма // Вопросы философии. -1990. № 3. - С.134-148.
204. Харитонович, Д.Э. Arbor mundi: Мировое древо / Д.Э.Харитонович // Вопросы философии. -1994. №10. - С. 183-186.
205. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В.Хесле // Вопросы философии. -1994. № 10. - С. 112-123.
206. Холостова, Т.В. Проблемы духовности человека / Т.В.Холостова // Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Л., 1979. - С.82-94.
207. Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / В.Ю.Хотинец. Екатеринбург, 2002. -124 с.
208. Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений / С.Э.Крапивенский, Н.В.Омельченко, А.Л.Стризое и др.; под ред. д-ра филос.наук, проф. С.Э. Крапивенского. Волгоград, 1998. - 240 с.
209. Цыганков, АЛ. Национальная идентичность и политико-экономические стратегии в постсоветском пространстве /
210. A.П.Цыганков // Вопросы философии. 2001. - № 11. - С. 15-28.
211. Человек и духовность / Отв. ред. В.Г.Федотова. Рига., 1990. -152 с.
212. Человек как субъект культуры // Отв. ред. Э.В.Сайко.- М., 2002.- 446 с.
213. Чучин-Русов, А.Е. Природа культуры / А.Е.Чучин-Русов // Общественные науки и современность. 1995. - №6. - С.128-139.
214. Шабатура, Л.Н. Традиция в социокультурном развитии личности: автореф. дис. д-ра филос. наук /Л.НЛ1абатура. М., 2004. - 43 с.
215. Шацкий, Е. Утопия и традиция / Е.Шацкий; общ. ред. и послесл.
216. B.А.Чаликовой. М., 1990. - 456 с.
217. Шевяков, М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования: дис. . канд. филос. наук / М.Ю.Шевяков. -Волгоград, 1994. -134 с.
218. Шумихина, Л.А. Генезис русской духовности. Автореферат дис. .д-ра филос.наук. / Л.А.Шумихина. Екатеринбург, 1998. - 49 с.
219. Щербинина, Н.Г. Архаика в Российской политической культуре / Н.Г.Щербинина // Полис. -1997. №5. - С. 127-139.
220. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К.Ясперс. М, 1994. - 527 с.
221. American spiritualities: a reader // Ed. by C.L. Albanese.-Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 2001. 530 p.
222. Berry, Bonnie Social Rage: Emotion and Cultural Conflict / Bonnie Barry. -New York; London: Garland Publishing, 1999. XIV, 280 p.
223. Chai, Sun-Ki Choosing an identity: a general model of preference and belief formation / Sun-Ki Chai. Michigan: The University of Michigan Press, 2001.-УШ, 344 p.
224. The Cultural Identity of Central Europe: Proceed, of the conf. "Europe of Cultures: Cultural Identity of Central Europe". Zagreb, 22-24 November, 1996 // Ed. N. Svob-Dokic. Zagreb: Inst, for Internat. Relations Europe House Zagreb, 1997. - 212 p.
225. Flugel, I. C. Man, morals and society: A psychoanalytical study / I.S. Flugel. New York; International Universities Press, 1970. - 328 p.
226. Howard, Michael C. Contemporary Cultural Antropology / Michael C. Howard. New York: Harper Collins College Publishers, 1993. - 416 p.
227. McLean, George F. Tradition. Harmony and Transcendence / George F. McLean. Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 1994. - 165 p.
228. Memoirs of the spirit // Ed. by E.S. Gaustad. Grand Rapids, Michigan; Cambridge: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1999. - 356 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.