Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Штумпф, Светлана Петровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат философских наук Штумпф, Светлана Петровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ИНТУИТИВНО-ОБРАЗНАЯ И РАЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА ДУХОВНОСТИ
1.1 Сущность духовности и её репрезентация в русском религиозно-философском контексте.
1.2 Рационалистическое отражение феномена духовности в западноевропейской традиции.
ГЛАВА И. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДУХОВНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
2.1 Сущностное наполнение духовности как.ценностного основания человеческой жизни.
2.2 Диалектика статической и динамической структуры духовности в аспекте аксиологического подхода.
2.3 «Человекоразмерная» перспектива развития духовности в современном обществе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Духовность человека в контексте экологической культуры2006 год, кандидат философских наук Черникова, Наталья Алексеевна
Толерантность как личностный и культурный феномен2004 год, кандидат философских наук Юровских, Наталья Геннадьевна
Духовность: Социально-философские аспекты исследования2001 год, кандидат философских наук Семенов, Александр Иванович
Интеллигентность: антропологический статус и манифестация в современном мире2006 год, доктор философских наук Келеман, Людмила Анатольевна
Онтология духовности: Сущность и понимание2000 год, доктор философских наук Бородина, Наталья Константиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития»
Актуальность темы исследования обусловлена состоянием современной общественной жизни, для которого больше всего подходит определение «кризисного». Такое положение вызвано социально-экономическими и политическими проблемами, переживаемыми современной Россией - социальным и имущественным расслоением, преобладанием технократического мышления, дегуманизацией общественных отношений, девальвацией «привычных» для людей ценностей.
Нигилистическое отношение к фундаментальным аксиологическим установкам, во многом обусловленное сменой социокультурных ориентиров на абсолютно чуждые нам, россиянам, ориентиры потребительского типа воспроизводства общественной жизни, обостряет интерес к проблемам духовности. В соответствии с происходящими изменениями, охватывающими все области общественно-исторической практики, особую актуальность приобретают проблемы ценностного наполнения социального и индивидуального бытия и связанные с их функционированием вопросы.
Учитывая значимость взаимодействия общественного быгия и общественного сознания в процессе становления и функционирования духовности, следует обратить внимание на актуализацию одной из самых сложных теоретико-методологических задач в познании духовной сферы жизни общества. Среди последних, в первую очередь, следует выделить духовность, гуманизм и человекоразмерность, обладающих едиными аксиологическими характеристиками. Принципиальную значимость приобретает вопрос о направленности самих субъективных действий и связанных с ними проблем: добра и зла, материального и духовного начал в природе человека, характера и смысла его жизни. Особый интерес к вечным вопросам возникает в кризисные моменты истории, и чаще всего инициируется обострением общественной надобности в человеке духовном. Следовательно, вопросы интерпретации многоуровневого содержания понятия «духовность», внутренней связи человеческого существования и развития с универсальными, общезначимыми принципами и ценностями требуют своего разрешения. Именно эти проблемы в последние десятилетия конца ХХ-нач.ХХ1 в.в. являются «запросом» истории, заставляющим до «болезненного надрыва» обострять необходимость анализа проблемы духовности как ценностного основания человеческой жизни. Тем более, что духовное на разных уровнях отношения личности с обществом проявляется по разному, раскрывается различными гранями.
Не менее важным нам представляется рассмотрение духовности не только в качестве атрибута духовной жизни общества, но и в качестве механизма воздействия данного феномена на причины и следствия событий, решающим образом влияющих на историческую со-бытийность (извлечённого опыта) человека и общества. Социально-философский взгляд на проблемы духовности заключается в принятии духовности как онтологического основания случившейся определённости со-бытия, материализации продуктов общественного сознания, и объективизации элементов субъективного мира. Фактически, объективные события общественной жизни представляют собой результат субъективных действий отдельных людей. Выявление, изучение и понимание духовной жизни общества, определяющей характер значимых событий, их подготовку, осуществление, свершение приобретает особый смысл и составляет важную часть настоящего исследования. Таким образом, общественно важные события вызревают, осмысляются и подготавливаются в пространстве внутреннего вопрошания о нуждах мира человеком духовным. Такое философское вопрошание о сущности духовности личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Поэтому так важно понять, как происходит это вызревание событий-поступков, как строится внутренняя работа, готовящая принятие определённого решения. Значительная роль в этом процессе принадлежит духовной рефлексии, именно она формирует субъективную составляющую обоснования необходимости осуществления событий. Как правило, в этой сложной внутренней работе решающая роль принадлежит душевно-духовной организации, ядром которой является мышление. В процессе рефлективной мыслительной деятельности именно оно является «инструментом», с помощью которого происходит поиск и открытие нового. Общеизвестное изречение Г. Гегеля, материалистически преобразованное К. Марксом, утверждает, что мысль не просто отражает, но и «пред-полагает», и творит бытие.
Древние мыслители, а за ними и классики марксизма-ленинизма заметили, что человек, живя в обществе, не свободен от него, что он не просто пассивно приспосабливается к окружающим обстоятельствам, но и преобразует их. Существенной чертой становления такого субъекта является преобладание в его характере таких сущностных, системообразующих качеств, как духовность, человекоразмерность, гуманизм, а также индивидуальных особенностей, интериоризирующих их. Человек как объект и субъект берётся универсально, в единстве всех его структурных уровней, и в то же время он рассматривается как человеческая индивидуальность, личность. Изучение духовности в диалектическом единстве социального и индивидуального представляется целесообразным также в силу того, что результаты такого анализа могут быть использованы для выявления онтологических оснований социализации и индивидуализации человека.
Последние, представляя систему реализуемых духовных принципов с опорой на универсальные, предельные компоненты общечеловеческих ценностей, могут быть приняты в качестве ориентиров для человека и общества. Это весьма существенно для нашей действительности, когда провозглашается и утверждается «свободное» самоопределение личности при фактически реальном отрицании любых ценностных доминант - национальных, религиозных, культурных, моральных. При доведении такой ситуации до логического конца, индивид лишается фундаментальных оснований для жизненной ориентации, для осмысленного морального выбора, остаётся без обоснованных представлений о ценностях, наполненности и смысле человеческого бытия, возможностях их достойной реализации.
Проблема духовности особенно остро воспринимается в сочетании с потребностью противостояния техницизму и экономическому универсализму. Нам представляется, что изменение кризисного состояния нашей жизни в позитивную сторону будет возможно лишь при серьёзном научном осмыслении всестороннего отношения человека к миру общественного бытия. Подчеркнём ещё раз, что необходимость изучения условий преодоления негативных процессов в общественной жизни страны, предполагает настоятельную потребность обращения к анализу такого сложного социокультурного феномена как духовность в его аксиологической направленности. Духовность не существует сама по себе, отдельно от определённых общественных институтов, социального пространства, социального времени, личности. Социально-философский анализ духовности, рассмотрение ценностного наполнения как её главного структурно-образующего компонента позволит глубже и полнее понять природу самого человека, обозначить социальное пространство становления и развития всей целостной системы духовного жизнетворчества личности. Вышеизложенные обстоятельства и стали определяющими при выборе темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблема духовного, как сущностного качества личности, как истинно человеческого в человеке и обществе, с древних времён привлекала внимание философов и исследователей. Прежде всего, она рассматривалась наряду с проблемой выяснения подлинного содержания и назначения человеческого бытия, ценности и цели самой жизни. Уже в античной философии формулируются и разрабатываются различные подходы к толкованию сущности духовного в человеке (Сократ, Платон, Аристотель). Позднее, у Плотина этот феномен представлен в космологической, безличностной, иррациональной трактовке. Традиция сверхрационального постижения смысла духовности, основанная на плотииовском духе, который является потенцией всего сущего - бытия, мышления, жизни - обнимая всё идеальным образом, принадлежит христианским философам (Августин Аврелий, Фома Аквинский).
В эпоху Возрождения и Нового времени проблема духовной характеристики человеческого бытия в пространстве гуманистического восприятия мира приобретает иные, по сравнению со средневековым мировосприятием, оттенки. Формируется культура, при которой пробуждается интерес к познанию внутреннего мира человека, а, следовательно, к духовности (И. Гердер, Т. Кампанелла, Т. Мор, Э. Роттердамский, К. Маркс). Значительное внимание проблема духовного получает в XX веке в западной философии (Т. Адорно, А. Камю, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс).
Но наиболее глубокий анализ проблемы духовности мы находим в отечественной философской традиции. Можно с уверенностью сказать, что ни одна национальная философия не уделяла данной теме столько внимания, как русская мысль. Это связано с глубоким убеждением в существовании особого предназначения России. Подлинно гуманистическое исследование человека, сакральный смысл его бытия, назначения в мире представлены в трудах предтечей русской философской мысли Нила Сорского, Феофана Затворника, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина. Следует подчеркнуть значимость вклада в разработку данной проблемы русской религиозной философии рубежа XIX-XX веков. Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов, В. С. Соловьёв, С. JT. Франк, П. А. Флоренский, Г. Г. Шпет, П. Д. Юркевич придавали огромное значение проблеме духовности. Они раскрывали её в русле религиозной философии, постигая не столько рациональным, сколько интуитивным, эзотерическим, художественным дискурсом. Значительный вклад в изучение проблемы духовности внесли представители XX века - М. М. Бахтин, П. С. Гуревич, И.А.Ильин, Д.С.Лихачёв, Ю. М. Лотман, Л. Н. Столович, А. К. Уледов.
В последние десятилетия XX столетия выделилось несколько направлений в разработке феномена духовности. Наиболее активно проблемы духовности разрабатывают И. К. Джерелневская, В. П. Зинченко,
Н. Н. Изместьева, А. В. Кива, В. И. Слободчиков, В. Э. Чудновский, В. Д. Шадриков, В. Н. Шердаков и др.
Религиозно-этическое направление представлено именами И. В. Безгиновой, Н. С. Катуниной, С. Б. Крымского, В. А. Лекторского, Г. М. Пурыничевой, JI. Н. Смирновой, И. Б. Черновой. Они видят духовность как непреложный императив человеческого бытия, решают её проблемы в религиозном, этическом, эстетическом ключе. Общей для этих авторов является мысль о способности личности переводить универсум внешнего бытия во внутренний мир, их идеи перекликаются с традициями русской религиозной философии.
Ценностно-смысловое направление в разработке проблем духовности представляют работы JI. П. Буевой, М. Ф. Калашникова, Е. М. Калашниковой, JI. Н. Смирновой, 3. В. Фоминой. Эти исследователи рассматривают духовность в плане выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, самодеятельности, жизнетворчества. На их взгляд витальное, функциональное развитие человека не всегда согласуется с реализацией его сущностных сил, духовных потенций.
Этические основания духовности мы находим в работах А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого.
Философско-психологическое направление в анализе духовности осуществляется в трудах отечественных мыслителей - Л. С. Выготского, А. И. Зеличенко, И. М. Ильичёвой, А. II. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна; в исследованиях западных философов В. Вундта, Л. Клагеса, Г. Спенсера, К. Г. Юнга, Э. Фромма.
Гуманистическое измерение духовности представляют работы
A. В. Брушлинского, А. А. Контарева, В. А. Кувакина, В. А. Лекторского,
B. Н. Турченко, И. Т. Фролова.
Наряду с этими аспектами поддерживается интерес к духовности как непосредственно культурио-историческому феномену. Художественно-эстетическое направление отражено в работах Д. С. Лихачёва, А. М. Панченко,
Jl. А. Шумихиной; психолого-игрологическое - в работах Н. Т. Казаковой, Б. Т. Сигова, Й. Хейзинги.
Таким образом, в современной философской литературе уделяется серьёзное внимание проблемам духовности, гуманизма, человекоразмерности, однако они имеют различные грани истолкования и понимания, относятся к различным уровням теоретического рефлексирования. Накоплен большой теоретический и эмпирический материал, составляющий прочную основу для дальнейших исследований, анализа, находок в этой области, служащий исходным методологическим базисом для настоящей работы. Однако восприятие феномена духовности столь широко и многогранно, что его внутреннее наполнение до сих пор точно не обозначено, авторы ограничиваются зачастую лишь общими характеристиками в близкой им научно-исследовательской программе. Это и не удивительно, так как рационально понять данный феномен трудно. На наш взгляд, именно аксиологический аспект даёт возможность постижения особенностей функционирования духовности в обществе как доминанты в духовном мире человека, позволяет установить внутреннюю иерархию её составляющих, исследовать динамику становления и развития. Обобщение, анализ литературы, затрагивающей проблематику духовности, собственные размышления по данному вопросу позволили сформулировать цель и задачи работы.
Объектом исследования является социокультурная природа феномена духовности. Предмет исследования - аксиологические аспекты функционирования духовности в социокультурном пространстве.
Цель исследования
Осуществить презентацию социально-философского анализа феномена духовности. Обосновать ценностное наполнение как главный структурно-образующий компонент духовности.
Задачи исследования
Цель исследования конкретизируется в виде решения нескольких неразрывно связанных задач:
1. Рассмотреть смысл и содержание понятий «Дух» и «Душа» в качестве конституирующих концептов духовности в контексте социально-философского знания.
2. Осуществить анализ духовности в рамках аксиологического вектора структурирования социального и индивидуального бытия.
3. Исследовать соотношение статической и динамической составляющей структуры духовности, активизирующей её модуляции на религиозном, социальном и ментальном уровнях.
4. Определить человекоразмерную перспективу развития духовности в современном обществе, проясняя её действительную и надуманную составляющие.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования служат идеи представителей отечественной философии (от восходящих к Древней Руси до Н. О. Лосского), западно-европейской школы (от Платона до М. Хайдеггера), современных авторов. В них формулируются положения, позволяющие выделить особенности социально-философского анализа проблемы духовности, определить её содержательную составляющую, закономерности генезиса и функционирования.
Методологический аппарат работы включает общие и частные методы познания, что обусловлено местоположением исследуемой проблемы - она находится на границе общей и социальной областей философского знания. Основным используемым методом является диалектический метод, позволяющий использовать принципы диалектического единства, формы и содержания, диалектики общего и единичного, логического, исторического и системно-структурного подходов. Изучение феномена духовности осуществлено с помощью обширного круга современных исследований философской, социологической, культурологической, этической тематики с учётом интегративного характера рассматриваемого феномена.
Методика работы представляет собой анализ научных исследований по проблематике понятий «Дух», «Душа», «Духовность» в классической и современной философской традиции. Это позволяет осуществить социально-философскую дескрипцию проблемы духовности, что, в свою очередь, даёт основания для анализа и выявления влияния рассматриваемого феномена на способ существования личности и человеческого общества в качестве аксиологического ориентира.
Научная новизна исследования вытекает из поставленной цели и заключается в выделении оснований социально-философской и исследовательской стратегии применительно к феномену духовности. К наиболее важным моментам, нуждающимся в защите и представляющим научную новизну авторской идеи, относятся такие положения:
1. Конкретизирована специфика аксиологической направленности духовности в структуре личности, выявлено влияние рассматриваемого феномена на способ существования человеческого общества в целом.
2. Выделены логико-смысловые начала структурирования духовности в аспекте аксиологического подхода, предложены её статическая и динамическая модели.
3. Выявлено, что в социальном пространстве становления и развития ценностной системы жизнетворчества личности духовность определяет специфически человеческое содержание человекоразмерности и концентрирует «человеческое» и меру его наполненности в каждой личности.
4. Показано, что духовность может быть представлена посредством реальности особого рода - виртуальной реальности, выступая в роли маркера, доминирующего в системе ценностей человека и общества.
Положения, выносимые на защиту 1 Духовность занимает одно из центральных мест в пространстве социально-философской теории. Это даёт возможность осмыслить комплексные характеристики взаимосвязи явлений социальных явлений, помогает дифференциации общественного бытия и общественного сознания. Таким образом, ценностное наполнение выступает главным структурнообразующим компонентом духовности. Понятия Дух и Душа позволяют расширить трактовку феномена духовности, выполняя в нём субстанциальную функцию и обуславливая его качественную определённость. Душа выступает в роли внешнего индикатора наполненности духовности, а Дух - внутреннего. Духовность рассматривается как особое качество общественного сознания, - мера социальности человека, приобретаемая им в стремлении к совершенствованию души и духа.
2 Ценностные характеристики духовности выявляют степень соизмеримости человека с интеллигибельными и сенсибельными сторонами мира оказывают влияние на способ существования человека и общества в целом. Реализация диалектического взаимодействия статической и динамической моделей духовности на религиозном, социальном и ментальном уровнях обеспечивает разнообразные варианты наложения их смысловых компонентов и во многом определяет особенности функционирования духовности.
3 Духовность является социокультурным феноменом, выступая условием реализации принципов жизнетворчества, гуманизма и человекоразмерности на всех уровнях социального и индивидуального миров. Духовное наполнение человекоразмерности концентрирует ценностно-смысловое содержание бытия личности и социума. Поэтому необходимо прояснить особенности проявления принципа долженствования и обязанности, детерминирующего развитие и функционирование социальной системы (с точки зрения аксиологического подхода).
4 В виде теоретического допущения исследовательской стратегии духовность рассматривается в пространстве особого рода - виртуальной реальности, выявляются её реальная и возможная составляющие. Вовлечённость в действительный, подлинный процесс общественной жизни в рамках человеческого существования заставляет его участников выбирать систему ценностей и жизненных стратегий, нацеленных на совершенствование жизни. И здесь духовность может и должна исполнять роль аксиологического вектора, маркера субъективных и социальных программ человеческой жизнедеятельности, обладающего огромным потенциалом для превращения возможного в действительное.
Теоретическая значимость работы
Полученные нами результаты можно оценить как определённый вклад в осмысление проблем о духовных ценностях, наполненности, смысле и назначении человеческой жизни; о роли и влиянии отдельных субъективных факторов на объективный ход исторического процесса с соответствующими социальными последствиями; формирования и воспитания духовно зрелой личности; возрождения и трансляции в обществе нравственных ценностей и традиций.
В предложенной нами концепции выдвинуты аргументы для обоснования определяющей роли духовности как сущностного качества жизнетворчества. Эти обобщения и выводы могут быть полезны для специалистов, изучающих социальный опыт развития общества, могут служить основой для дальнейшего исследования социально-философских проблем.
Практическая значимость работы заключается в использовании полученных результатов в процессе преподавания социально-философских, этических, культурологических, исторических дисциплин в высших учебных заведениях, при подготовке специальных курсов и практических занятий для студентов. Ряд положений (материалов) применим в практике воспитательного процесса для формирования мировоззренческой позиции учащихся. Итоги исследования могут быть учтены в совершенствовании образовательных программ, этических аспектов в социальных изысканиях, в разработке моделей ценностного воспитания человека. Отдельные идеи работы, в частности, применялись диссертантом в процессе чтения учебных лекционных курсов «Социальная философия», «Культурология», «Мировая художественная культура», «Этика». Кроме того, концепция аксиологической направленности духовности в социокультурном пространстве может быть использована при разработке и проведении в жизнь государственных и общественных программ, направленных на формирование и воспитание духовно развитой личности, возрождение и трансляцию в обществе нравственных традиций и ценностей.
Апробация исследования
Содержание диссертации и её выводы отражены в статьях, тезисах докладов и выступлениях на международных (1), Всероссийских (4), межрегиональных (2) и региональных (3) научных и научно-практических конференциях. Материалы по разработке проблемы духовности прошли апробацию в читаемых диссертантом курсах по «Социальной философии», «Социологии», «Культурологии», «Этике».
Диссертация обсуждалась на кафедре философии Красноярского государственного аграрного университета и рекомендована для представления к защите.
По теме диссертации написано 11 статей, общий объём публикаций по теме составляет 3,4 печатных листа. В том числе одна работа опубликована в рецензируемом ВАК научном журнале «Вестник Красноярского государственного аграрного университета».
Структура работы
Исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Работа изложена на 156 страницах. Список литературных источников содержит 264 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Индивидуальная форма человеческого бытия в предметном поле социальной философии2000 год, доктор философских наук Лысков, Анатолий Павлович
Антропологизация духовных ценностей в современной культуре2004 год, кандидат философских наук Кобина, Юлия Евгеньевна
Высшие ценности как социально-философская проблема2003 год, кандидат философских наук Павленко, Александр Владимирович
Феномен духовности: Социал.- филос. аспект анализа1997 год, кандидат философских наук Смирнова, Лариса Николаевна
Духовность и гуманизм в открытом обществе: Социально-философский анализ2004 год, доктор философских наук Ботвинова, Анна Валентиновна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Штумпф, Светлана Петровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема духовности в современных условиях приобретает особую остроту и актуальность. Проведённое нами исследование «Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития» позволило выявить содержательное наполнение духовности на базе одного из ключевых положений социально-философского знания - закона взаимодействия различных форм общественного сознания, с одной стороны, и относительной самостоятельности общественного сознания по отношению к общественному бытию, с другой стороны. Данная задача, на наш взгляд, получила своё разрешение. Исследование аксиологической направленности духовности в социокультурном пространстве показало, что экспликация её составляющих элементов даёт возможность представить духовность как сложное интегративное образование в индивидуальных и социальных программах человеческой жизнедеятельности.
Духовность понимается и как проявление исторического сознания, и как целостность психической деятельности человека, и как синтез истины, добра и красоты, и как единство всех нравственных сил человека. Каждая трактовка феномена духовности усиливает одну из его граней, выделяя её из единого целого. Полемизируя с определением духовности в узких смыслах, мы предлагаем собственную трактовку духовности в её расширительном -аксиологическом значении. Мы понимаем данный феномен как качественно-смысловой показатель соизмеримости человека с интеллигибельными и сенсибельными сторонами социального мира, выраженными в ценностных установках и ориентациях духовной сферы жизни человека и общества. Представляя духовность в виде столь сложного образования, мы, тем самым, глубже и полнее показали природу самого человека, обозначили социальное пространство становления и развития всей целостной системы духовного жизнетворчества личности, выявили влияние рассматриваемого феномена на способ существования человеческого общества в целом.
Главная существенная особенность онтологии духовности состоит в том, что она принадлежит к числу фундаментальных (основополагающих) качеств человеческой жизни. Эта особенность проявляется двояко. Во-первых, духовность - качество всеобъемлющее, универсальное, присущее и человеку и обществу. А во-вторых, человеку, личности оно присуще как носителю, а обществу - как соборному обладателю. Источники духовности начинают формироваться в филогенезе и онтогенезе, и востребуются на всём протяжении индивидуального и социального развития человека и общества. Для самого человека духовность является своего рода способом выживания, отстранения от полного поглощения процессом обыденной, повседневной жизни. Она позволяет развивать свой внутренний мир, а результаты этого развития направлять на мир внешний. Духовность в социокультурном пространстве предстаёт как символ, образец, маркер, доминирующий в системе ценностей человека, и теоретически вполне способна тотально «заразить» собою общество.
Руководствуясь целями и задачами, изложенными во введении настоящей работы, в первой главе мы рассмотрели смысл, содержание и эволюцию основополагающих понятий «Дух», «Душа» и «Духовность» в контексте рационально-гносеологических категорий западной философии и религиозно-философском отражении в русской философии. При подробном анализе этих базовых, исходных для рассматриваемого феномена категорий выяснилось, что западная философия, при всём внимании к понятиям дух и душа, элиминирует понятие духовность, уклоняясь в сторону прикладной психологии. Для русской же традиции проблемы духовности носят аподиктический характер, являются непреложным императивом для всей нашей культуры. Более того, духовность выступает как один из конституирующих принципов человеческого бытия, определяя систему целей и смысложизненных ориентиров человека и общества.
Вторую главу мы посвятили анализу социокультурной и гуманистической природы феномена духовности в рамках аксиологического вектора структурирования социального и индивидуального бытия, определили особенности функционирования духовности в современном обществе. Мы пришли к заключению, что духовное пространство является универсальной сферой общественно-исторической деятельности, способом освоения социального мира, а также особым способом соотношения космического (вселенского) и земного (человеческого). Действительно, если рассматривать логико-смысловые особенности духовности, то мы имеем все основания утверждать, что данный феномен следует представить как своего рода динамический процесс, активизирующий модуляции духовности на социальном, ментальном и религиозном уровнях.
И как любая интенция, духовность может иметь различную направленность своего действия. Сама логика её функционирования даёт нам возможность воспринимать пространство духовности двояко. С одной стороны, - как реальный социокультурный феномен, охватывающий, в силу своего аксиологического содержания, все сферы жизнедеятельности человека, определяющий специфически человеческое содержание человекоразмерности и концентрирующий «человеческое» и степень его наполненности в каждой личности. С другой, - лишь как нереализованную возможность, как особый духовный виртуал, обладающий огромным потенциалом, для которого ещё чётко не обозначены пути реализации, выхода из мира иллюзий. Для разрешения этих задач необходим комплекс мер, направленных не только на воспитание и развитие свободной непринудительной активно-деятельной духовной личности, но и на формирование в обществе государственных и социальных институтов, проводящих в жизнь стратегию высоких, общезначимых идей и ценностей, тем самым, создавая условия для следования вектору духовности и функционирования принципа человекоразмерности.
В заключение отметим, что, несмотря на чрезвычайную актуальность данной проблемы для теории и практики в нашей стране, социально-философская аналитика духовности и принципов её функционирования в социуме только начинает формироваться в пространстве научного знания. Завершая работу, посвящённую проблеме аксиологической направленности функционирования духовности в социокультурном пространстве, хотелось бы подчеркнуть, что на самом деле это лишь начало изучения данной проблемы, введение в сложную, многогранную, неисчерпаемую тему. Некоторые аспекты духовности рассмотрены не так подробно, как хотелось бы, другие вынуждено остались за гранью авторского замысла, а иные вовсе не были затронуты.
Дальнейшее исследование рассматриваемого феномена откроет новые его грани, которые ещё недавно оставались вне сферы внимания социально-философского дискурса. Проблема соотношения человека и общества в функционировании духовной сферы, определение механизмов влияния духовности каждого индивида на уровень развития духовности общества в целом, значение этого процесса для исторического развития государства, и далее - мирового сообщества - эти вопросы требуют дальнейшего разрешения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Штумпф, Светлана Петровна, 2007 год
1. Аверинцев, С. Образ античности / С. Аверинцев. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.
2. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер; пер. с англ. Е. А. Цыпина. СПб.: Академический проект, 2000. -255 с.
3. Адорно, Т. Проблемы философии морали / Т. Адорно. М.: Республика, 2000.-239 с.
4. Александров, А. А. Проблема человека в философии Гегеля / А. А. Александров //Философия и общество. -2005. -№1. С. 143-155.
5. Альбисети, В. Быть другом или иметь друзей?: как познать самого себя и других людей / В. Альбисети; пер. с итал. Я. Вольфковича. М.: Паолине, 2000.- 128 с.
6. Анциферова, JI. И. Мудрость и её проявление в разные периоды жизни человека / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 2004. - Том 25, №3. - С. 17-24.
7. Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / X. Арендт. СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.
8. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4х т. /Аристотель. М.: Мысль, 1983 - Т. 4. - 830 с.
9. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в 4х т. / Аристотель. М.: Мысль, 1975-Т. 1. -550с.
10. Асмус, В. Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 2006. - 334 с.
11. Ассаджиоли, Р. Психосинтез: Теория и практика: от душевного кризиса к высшему «Я»: Сборник / Р. Ассаджиоли. М.: REFL-BOOK, 1994. - 314 с.
12. Ахутина, Т. В. JL С. Выготский: культурно-исторические и естественнонаучные подходы к интериоризации / Т. В. Ахутина // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. -2004. -№3 С. 41-56.
13. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура; пер. с англ., под ред. Н. Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000. - 319 с.
14. Бармашова, Т. И. Диалектика сознательного и бессознательного в учении о Софии, церкви и соборности / Т. И. Бармашова // Теория и история: научный журнал. 2004. - № 1. - С. 39-46.
15. Безгинова, И. В. Духовный феномен древнерусской культуры: теоретический аспект: дис. .канд. культуролог, наук / И. В. Безгинова. -Екатеринбург, 1999. 172 с.
16. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М.: Канон, 1994.-384 с.
17. Бергсон, А. Собрание сочинений в 4-х томах / А. Бергсон; пер. с фран. -М.: Московский клуб, 1992. Т 1: Опыт непосредственных данных сознания. Материя и память. - 327 с.
18. Бердяев, Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев. Харьков: Фолио; М.: ООО Издательство ACT, 1999. - 400 с.
19. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. - 446 с.
20. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 175 с.
21. Бердяев, Н. А. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 2: Смысл творчества / Н. А. Бердяев. Париж: YMCA-PRESS, 1991. - 452 с.
22. Берестов, И. В. Аристот ель как предшественник Плотина в учении о первоначале / И. В. Берестов // Гуманитарные науки в Сибири. 2003. - №1. -С. 27-31.
23. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М.: ФАИР-ПРЕСС; М.: Гранд, 2000. - 472 с.
24. Блекки, Д. С. Четыре фазиса нравственности: Сократ, Аристотель, христианство и утилитаризм / Д. С. Блекки. М.: Изд. К. Т. Солдатенкова, 1878.-238 с.
25. Братусь, Б. С. Аномалия личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988. -304 с.
26. Братусь, Б. С. Несмотря ни на что сказать жизни «Да» / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. - 2005. -№3. - С. 112-121.
27. Бросова, Н. 3. «Лесные тропы» бытия. Феноменология истории Мартина Хайдеггера / Н. 3. Бросова // Вопросы философии. 2006. - №11. - С. 155163.
28. Брушлинский, А. В. Психология индивидуального и группового субъекта / А. В. Брушлинский; Ин-т психологии РАН, под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 365 с.
29. Брушлинский, А. В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. 1999. -№5.-С. 110-121.
30. Бубер, Мартин. Два образа веры / Мартин Бубер; пер. с нем., под ред. П. С. Гуревича и др. М.: Республика, 1995. - 464 с.
31. Бугай, Д. В. Определение человека в трактате Плотина / Д. В. Бугай // Вопросы философии. -2003.-№9. С. 151-162.
32. Буева, Л. П. Духовность, художественное творчество, нравственность / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. - №2. - С. 3-9.
33. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
34. Бурханов, Р. А. Трансцендентальная антропология И. Канта и Ф. Шеллинга / Р. А. Бурханов. Екатеринбург: Уральский ун-т; Нижневартовск: Нижневартовский пед. ин-т, 1998. - 245 с.
35. Бхактиведанта, АЧ. Наука самосознания / А. Ч. Бхактиведанта. СПб.: Бхактиведанта Бук Траст, 1991. - 477 с.
36. Быкова, М. Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М. Ф. Быкова, А. В. Кричевский. М.: Наука, 1993. - 271 с.
37. Валинурова, Н. Г. Современный человек: в поисках смысла / Н. Г. Валинурова, О. А. Матвейчев. Екатеринбург: Уральский университет, 2004.-259 с.
38. Васильев, В. А. Аристотель о благе и добродетели / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2004. - №4. - С. 161-174.
39. Волков. Ю. Г. Homo humanus. Личность и гуманизм: (Социологический аспект) / Ю. Г. Волков. М.: Высшая школа, 1995. - 156 с.
40. Волочков, А. А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А. А. Волочков // Психологический журнал. 2004. - Том 25, №2. - С. 17-26.
41. Вундт, В. Очерки психологии / В. Вундт. Московское книгоиздательство, 1912. - 300 с.
42. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997.-140 с.
43. Выготский, Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский; испр. и доп. В. В. Иванов, И. В. Пешкова, 5-е изд., заново сверенное с оригиналом, испр. и доп. - М.: Лабиринт, 1998. - 416 с.
44. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер; пер. с нем. -М.: Искусство, 1991. 367 с.
45. Гайденко, П. П. Постметафизическая философия как философия процесса / П. П. Гайденко // Вопросы философии. 2005. - №3 - С. 128-139.
46. Гальперин П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 330 с.
47. Гачев, Г. Д. Ментальность или национальный космопсихологос / Российская ментальность (материалы круглого стола) / Г. Д. Гачев // Вопросы философии. 1994. -№1. - С. 13-29.
48. Гегель, Г. В. Наука логики. Предварительное понятие // Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. / Г. В. Гегель. - М.: Мысль, 1974. - Т. 1.-452 с.
49. Гегель, Г. В. Философия духа // Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. / Г. В. Гегель. - М.: Мысль, 1977. - Т. 3.-471 с.
50. Гегель, Г. В. Философия природы // Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. / Г. В. Гегель. - М.: Мысль, 1975. - Т. 2. - 695 с.
51. Григорий Богослов. Святитель. Собрание творений в 2-х т. / Григорий Богослов. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994. - Т. 1. - 680 с.
52. Громов, М. Н. Вечные ценности русской культуры к интерпретации отечественной философии / М.Н.Громов // Вопросы философии 1994. -№1. - С.54-61.
53. Громов, М. Н. Максим Грек / М. Н. Громов. М.: Мысль, 1983. - 199 с.
54. Громов, М. Н. Русская философская мысль Х-ХИ веков / М. Н. Громов, Н. С. Козлов. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
55. Гроф, С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф; пер. с англ., 3-е изд. - М.: Ин-т психотерапии, 2000. - 592 с.
56. Грязнова, Е. В. Виртуальная реальность: анализ смысловых элементов понятия / Е. В. Грязнова // Философские науки. 2005. - №2. - С. 125-143.
57. Гуревич, П. С. Философия человека // Личность. Культура. Общество. -2005. Том 7 №11. - С. 262-294.
58. Гуревич, П. С. Человек как микрокосм / П. С. Гуревич // Общественные науки и современность. 1993. - № 6. - С. 179-188.
59. Гусейнов, А. А. Античная этика / А. А. Гусейнов; институт философии РАН. М.: Гардарики, 2004. - 270 с.
60. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов; 3-е изд., доп. и перераб. М.: Мол. Гвардия, 1988. - 269 с.
61. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. М: Гардарика, 1998.-472 с.
62. Гуссерль, Э. Избранные работы / Э. Гуссерль; сост. В. А. Куренной. -М.: Территория будущего, 2005. 458 с.
63. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль; пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2004. - 398 с.
64. Джерелневская, И. К. Человек в социокультурной реальности / И. К. Джерелневская. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.-320 с.
65. Диденко, В. Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения / В. Д. Диденко. М.: Беловодье, 2005. - 279 с.
66. Диллон, Д. Наследники Платона: исследование истории Древней Академии / Д. Диллон. СПб.: Изд. СПбУ, 2005. - 280 с.
67. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский; 2-е изд., испр. М.: Мысль, 1986. - 571 с.
68. Достоевский, Ф. М. Идиот / Ф. М. Достоевский. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1982. - 672 с.
69. Дробницкий, О. Г. Моральная философия. Избранные труды / О. Г. Дробницкий. -М.: Гардарики, 2002. 520 с.
70. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.
71. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; пер. с фран. М.: Канон, 1996. - 430 с.
72. Жохов, А. В. Храм как «Макроантропос» / А. В. Жохов // Человек. -2005.-№5.-С. 91-104.
73. Закамулин, А. И. И.Кант и проблема соотношения чувственности и чистого разума / А. И. Закамулин // Социально-гуманитарные знания. 2005. -№5. - С. 270-282.
74. Заховаева, А. Г. Девальвация личности: откуда черпать человеческое? / А. Г. Заховаева// Философия и общество. -2005. -№3. С. 110-121.
75. Зеличенко, А. И. Психология духовности / А. И. Зеличенко. М.: изд-во трансперсонального Ин-та, 1996. - 400 с.
76. Зеньковский, В. В. (протоиерей). История русской философии / В. В. Зеньковский; 2-е изд. - Париж: YMCA-PRESS, 1989. - Т.1. - 469 с.
77. Зеньковский, В. В. (протоиерей). История русской философии / В. В. Зеньковский; 2-е изд. - Париж: YMCA -PRESS, 1989. - Т.2. - 477 с.
78. Зеньковский, В. В. Единство личности и проблема перевоплощения / В. В. Зеньковский // Человек. 1993. - № 4. - С. 76-89.
79. Зинченко, В. П. Культура и духовность / В. Г1. Зинченко // Вопросы философии. 1996. - №4. - С. 9-10.
80. Зинченко, В. П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания / В. П. Зинченко // Мир психологии. -1999. -№1. С. 97-104.
81. Зинченко, В. П. Ра змышления о душе и её воспитании (Час Души) / В. П. Зинченко // Вопросы Философии. 2002. - №>2. - С. 119-136.
82. Зубов, В. П. Аристотель. Человек. Наука. Судьба наследия / В. П. Зубов. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 366 с.
83. Изместьева, Н. Н. Русская духовность как социально-философская проблема: дис. .канд. филос. Наук / Н. Н. Изместьева. М.: РГБ, 2005. -147 с.
84. Ильин, И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / И. А. Ильин. СПб.: Наука, 1994. - 541 с.
85. Ильичёва, И. М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней) / И. М. Ильичёва. М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 208 с.
86. Ильичёва, И. М. Психология духовности / И. М. Ильичёва. М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 144 с.
87. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры / Иоанн Дамаскин. М. Братство св. Алексия; Ростов н/Дону: Приазовский край, 1992.-464 с.
88. Иоанн Дамаскин. Философская антропология / Иоанн Дамаскин // Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. - Т.1. 4.2. - С. 625-626.
89. Казакова, Н. Т. Самодеятельность качество целостной личности // Личность и научно-технический прогресс / И. М. Чудинова, А. А. Гордиенко, Л. Г. Борисова и др. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. - 301 с.
90. Казакова, Н. Т. Феномен игры в философии: Методологический анализ / Н. Т. Казакова. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. - 200 с.
91. Казакова, II. Т. Философия / Н.Т.Казакова. Красноярск: КрасГАУ, 2003.-299 с.
92. Казанова, Л. В. Жемчужина жизни Свет Вселенной / Л. В. Казанова. -Красноярск: Офсет, 2000. - 173 с.
93. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Р. Кайуа. М.: ОГИ, 2003.-293 с.
94. Калашников, М. Ф. Духовность и индивидуальные сущностные силы человека / М. Ф. Калашников, Е. М. Калашникова // Новые идеи в философии: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: ПГУ, 1998. - Вып. 7. - С. 99-105.
95. Кальной, И. Гражданское общество = Civil society: Истоки и современность / И. И. Кальной, Г. В. Овчинникова, И. Н. Лопушанский и др., 2-е изд., доп. СПб.: Юридический центр-пресс, 2002. - 301 с.
96. Канапацкий, А. Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека / А. Я. Канапацкий // Социально-гуманитарные знания. -2004.-№2.-С. 201-211.
97. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Мысль, 1994. - 591 с.
98. Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. М.: Республика, 2000. - 431 с.
99. Кант, И. Трактаты и письма / И. Кант. М.: Наука, 1980. - 709 с.
100. Кантор, В. К. Меняется ли российская ментальность / В. К. Кантор // Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 39-45.
101. Карлов, Н. В. Честь имени, или о русском национальном самосознании / Н. В. Карлов // Вопросы философии. 1997. - №4. - С. 3-18.
102. Карпов, А. О. К проблеме феноменологии творчества / А. О. Карпов // Философские науки. 2005. - №5. - С. 105-119; 2005. - №6 - С. 121-135.
103. Карпов, А. О. Образовательные универсалии и социокультурная динамика / А. О. Карпов // Мир психологии. 2004. - №2. - С. 235-241.
104. Катунина, Н. С. Проблемы духовности человека: Монография / Н. С. Катунина. Владимир: ВГПУ, 2003. - 109 с.
105. Ю5.Кива, А. В. Духовность и преодоление кризиса / А. В. Кива // Общественные науки и современность. 2001 -№2. - С. 20-30. Юб.Кирстен, Э. Реальность софийского измерения / Э. Кирстен // Человек. -2005. -№ 1.-С. 101-110.
106. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля: лекции по феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе / А. Кожев; пер. с фран. А. Г. Погоняйло, подбор и публ. Р. Кено. СПб.: Наука, 2003. - 791 с.
107. Козельский, Я. П. Метафизика / Я. П. Козельский // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века: В 2-х т. Т.1.- М.: Госполитиздат, 1952. 712 с.
108. Козлова, О. Н. Социология духовной жизни / О. Н. Козлова. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2004. - 194 с.
109. Кон, И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И. С. Кон // Alma mater. 2001. - №11. - С. 35-39.
110. Контарев, А. А. Феномен западноевропейского гуманизма: универсализм, рационализм, глобализм / А. А. Контарев // Философия права.- 2002.-№1.-С. 67-75.
111. Крымский, С. Б. Контуры духовности: Новые контексты идентификации / С. Б. Крымский //Вопросы философии. 1992. -№12. - С. 21-32.
112. Кувакин, В. А. Основы современного гуманизма / В. А. Кувакин, И. М. Борзенко, А. А. Кудишина. ML: РГО, 2002. - 389 с.
113. Кутырев, В. Вечное возвращение / В. Кутырев // Москва. 2000. - №3. -С. 3-17.
114. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор; пер. с дат. Ганзена. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. 415 с.
115. Кьеркегор, С. Несчастнейший / С. Кьеркегор; сост. и коммент. А. Суховей. М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2002.-367 с.
116. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор; пер. с дат., сост. и ред. С. А. Исаева. М.: Республика, 1993 - 382 с.
117. Лакруа, Ж. Чувство и нравственность / Ж. Лакруа // Культурология: Дайджест. 2003. - № 1, С. 176-192.
118. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левинас; пер. с фран. А. В. Парибка. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999.-265 с.
119. Лейбниц, Г. В. Об идеях // Лейбниц, Г. В. Сочинения: В 4-х т. / Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1983. - Т. 2. - 686 с.
120. Лекторский, В. А. Духовность и рациональность / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1996. - №4. - С. 31-35.
121. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А.И.Леонтьев. -М.: Смысл: Academia, 2004. 345 с.
122. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев; под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. -391 е.; Т. 2.-318 с.
123. Лихачёв, Д. С. Великое наследие / Д.С.Лихачёв. ML: Современник, 1975.-367 с.
124. Лихачёв, Д. С. Раздумья о России / Д. С. Лихачёв. СПб.: Логос, 1999. -667с.
125. Лопатин, Л. М. Аксиомы философии. Избранные статьи / Л. М. Лопатин.- М.: РОССПЭН, 1996. 560 с.
126. Лопухова, О. Г. Влияние этнокультуры на становление психологического пола личности / О. Г. Лопухова // Вопросы психологии. -2001.-№5.-С. 73-79.
127. О.Лосев, А. Ф. Владимир Соловьёв и его время / А.Ф.Лосев. М.: Прогресс, 1990.-720 с.
128. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2000. - 878 с.
129. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2х кн. / А. Ф. Лосев - М.: Искусство, 1992. - Кн. 1. - 656 с.
130. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 416 с.
131. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.
132. Льюис, Д. Г. Античная философия: от Евклида до Прокла / Д. Г. Лыоис.- Минск: Галаксиас, 1998. 220 с.
133. Лыоис, Д. Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа / Д. Г. Лыоис.- Минск: Галаксиас, 1997. 206 с.
134. Люшер, М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы / М. Люшер. -Воронеж: НПО «Модек», 1993. 160 с.
135. Майданский, А. Д. Дух и душа: Декарт и Спиноза / А. Д. Майданский // Человек. М.: Наука. - 2006. -№1. - С. 113-124.
136. Мамардашвили, М. К. Стрела познания: сборник / М. К. Мамардашвили.- М.: Тайдекс Ко, 2004. 262 с.
137. Мареева, Е. В. Проблема души в классической и неклассической философии / Е. В. Мареева. М.: Академический Проект, 2003. - 399 с.
138. Маркс, К. К критике гегелевской философии права // Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс; 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1954. - Т. 1.-698 с.
139. Маркс, К. Капитал // Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс; 2-е изд. -М.: Госполитиздат, 1960.-Т. XXI11.-907 с.
140. Маркс, К. Немецкая идеология. Тезисы о Фейербахе // Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс; 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1955. - Т. 111.-629 с.
141. Маслодудова, Н. В. Духовная культура личности и гуманитарное образование / Н. В. Маслодудова Красноярск: Сиб. юрид. ин-т, 2005. - 137 с.
142. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу; под общ. ред. Г. А. Балла и др. М.: Смысл, 1999. - 424 с.
143. Мельник, С. Плотин об идеях единичных вещей / С. Мельник // Логос. -1999.-№6.-С. 59-70.
144. Мень, А. В. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей / А. В. Мень. М.: Фонд имени А. Меня, 1999. - 317 с.
145. Моисеев, П. А. Телесное и духовное у Дионисия Ареопагита / П. А. Моисеев // Гуманитарные науки в Сибири. 2005. -№1. - С. 51-55.
146. Мотрошилова, Н. В. Идеи Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию / Н. В. Мотрошилова; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: Феноменология-Герменевтика, 2003. - 716 с.
147. Мотрошилова, Н. В. Путь Гегеля к «Науке логике». Формирование принципов системности и историзма / Н. В. Мотрошилова. М.: Наука, 1984. -351 с.
148. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. М.: Политиздат, 1991.-463 с.
149. Мур, Дж. Э. Природа моральной философии / Э. Дж. Мур. М.: Республика, 1999.-349 с.
150. Начала христианской психологии / Б. С. Братусь, В.Л.Воейков, С. Л. Воробьёв и др. М.: Наука, 1995. - 234 с.
151. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла: сочинения / Ф. Ницше. М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2006. - 846 с.
152. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М.: МГУ, 1990. - 300 с.
153. Новиков, Н. И. Истины // Новиков, Н. И. Избранные сочинения / Н. И. Новиков. — М., Л.: Гослитиздат, 1954. 744 с.1580 древней и новой русской литературе. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. - 328 с.
154. Огарышева, Е. П. Начало западной рациональной традиции (Ф. Бэкон и Р. Декарт) и буддийское учение об уме / Е. П. Огарышева // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 1999. -№1. - С. 107-109.
155. Одарённость и возраст: развитие творческого потенциала одарённых детей. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 191 с.
156. Ойзерман, Т. И. Кант и Гегель как исторические личности / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. 2006. -№11. - С. 140-154.
157. Ойзерман, Т. И. Марксизм и утопия / Т. И. Ойзерман; Ин-т философии РАН. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 566 с.
158. Оппозиция сакральное светское в славянской культуре: сб. статей / отв. ред. Л. А. Сафронова, М. В. Лескинен. - М.: Институт славяноведения РАН, 2004.-238 с.
159. Орлова, С. Н. Развитие творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности / С.Н.Орлова. Красноярск: Сиб.ГТУ, 2001. -287 с.
160. Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология / Г. Спенсер. Основания психологии. Т. Циген. Физиологическая психология в 14 лекциях. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.-560 с.
161. Панова, О. Ю. «Homo Dei». «Трансценденция Эго» у Карла Юнга и Франца Кафки / О. Ю. Панова // Вестник МГУ. Серия 9: Филология. 2004. -№1. - С. 50-75.
162. Панченко, A.M. О русской истории и культуре / А. М. Панченко. -СПб.: Азбука, 2000. 464 с.
163. Парошина, Р. А. Уроки сердца: духовно-нравственные диалоги / Р. А. Парошина. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2005.-455 с.
164. Петров, М. К. Человекоразмерность и мир предметной деятельности / М. К. Петров // Человек. 2003, - № 1. - С. 5-18.
165. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений в 4х т. / Платон; общ. ред. А. Ф. Лосева и др. -М.: Мысль, 1994. Т. 3.-654 с.
166. Платон. Федр // Платон. Собрание сочинений в 4х т. / Платон; общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1994. - Т. 2. - 528 с.
167. Плотин. Избранные трактаты / Плотин. Минск: Харвест; М.: ACT,2000.-319 с.
168. Прокофьев, А. В. Долженствование и возможность / А. В. Прокофьев // Вопросы философии. 2003. - №6. - С. 69-85.
169. Пурыничева, Г. М. Сущность и истоки русской духовности: Социально-философский анализ: дис. .д. филос. Наук / Г. М. Пурыничева. М., 1999. -350 с.
170. Пушкин, А. С. Стихотворения / А. С. Пушкин. Москва: Астрель, Аст,2001.- 185 с.
171. Радищев, А. Н. О человеке, его смертности и бессмертии / А. Н. Радищев. СПб.: Питер, 2001.- 192 с.
172. Разеев, Д. Н. В сетях феноменологии / Д. Н. Разеев. СПб.: СПбГУ, 2004.-367 с.
173. Разин, А. В. Нравственный мир человека / А.В.Разин. М.: Академический проект, 2003. - 425 с.
174. Ролз, Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. - 372 с.
175. Ромашов, Р. А. Закон, правило, норма, долженствование / Р. А Ромашов // Правоведение. 2001. -№ 6. - С. 13 - 19.
176. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. J1. Рубинштейн. М: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 485 с.
177. Рубинштейн, С. JT. Проблемы общей психологии / С. J1. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976. 423 с.
178. Салов, Ю. И. Психолого-педагогическая рекреалогия: предметная область и теоретико-методологические основания / Ю. И. Салов, Ю. С. юников // Личность. Культура. Общество. 2006. - Т.8 №3. - С. 329334.
179. Сероштан, М. В. Духовно-нравственный вектор современного образования / М. В. Сероштан // Вестник МГУ. Серия 12: Политические науки. 2004. - №2. - С. 81-94.
180. Симонов, К. М. Немного о поэзии / К. М. Симонов // Правда. 1971, -№ 97. - С. 1.
181. Синицин, А. Н. Слово Божие о материи духа, души и плоти. Слово Божие о духовности и бездуховности. Слово Божией матери о России /
182. A. Н. Синицин. М.: Аграф, 2005. - 254 с.
183. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности /
184. B. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
185. Слободчиков, В. И. Реальность субъективного духа / В. И. Слободчиков // Человек. 1994. -№ 5. - С.21-38.
186. Смирнова, JI. Н. Феномен духовности: Социально-философский аспект анализа: дис. .канд. филос. Наук/JI. Н. Смирнова. -М., 1997. 151 с.
187. Соловьёв, В. С. Духовные основы жизни. Философские начала цельного знания // Соловьёв, В. С. Избранные произведения / В. С. Соловьёв. Ростов н/Дону: Феникс, 1998. - 544 с.
188. Соловьёв, B.C. Оправдание добра: Нравственная философия /
189. B. С. Соловьёв. М.: Республика, 1996. - 479 с.
190. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин. — М.: Наука, 1997.-348 с.
191. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992.-543 с.
192. Степанянц, М. Т. Метафора «золотая середина» как ключ к пониманию общего и частного в философии морали / М. Т. Степанянц // Вопросы философии. 2003. - №3. - С. 42-48.
193. Тимофеева, С. В. От Сердца к Сердцу, или «Страна Прикосновения Сердец» / С. В. Тимофеева. Красноярск: Красноярский писатель, 2004. -126 с.
194. Токарева, С. Б. Методологические основания анализа духовности /
195. C. Б. Токарева // Философия и общество. 2005. - № 2. - С.80-100.
196. Тоненкова, М. М. Духовные крылья России: социально-культурные и духовно-сущностные ценности развивающейся России / М. М. Тонеикова. -М.: Амирта-Русь, 2004. 318 с.
197. Торубарова, Т. В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме / Т. В. Торубарова. СПб.: Наука, 1999. - 261 с.
198. Троицкий, Н. И. О воспитании мировоззрения и любви / Н. И. Троицкий. Красноярск: Кларетианум, 2003. -42 с.
199. Троицкий, О. А. Можно ли познать истину? / О.А.Троицкий,
200. B. М. Тунеев, В. Г. Критский // Сознание и физическая реальность. 2004. — Том 9, №4. - С. 23-27.
201. Тузова, Т. М. Ответственность личности за своё бытие в мире / Т. М. Тузова; под ред. А. А. Михайлова; АН БССР, Ин-т философии и права. Минск: Наука и техника, 1987. - 156 с.
202. Туровский, Кирилл. Притча о человеческой душе и теле / К. Туровский // Памятники литературы Древней Руси: XI1 век. М.: Худож. Лит., 1980.1. C. 307-309.
203. Турченко, В. Н. Гуманизм Культура - Гуманитаризм / В. Н. Турченко // Философия и её место в культуре. - Новосибирск.: Наука. Сиб. отделение, 1990.-С. 120-144.
204. Уледов, А. К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1980. - 271 с.
205. Ухтомский, А. А. Избранные труды / А.А.Ухтомский. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. - 358 с.
206. Фейнман, Р. Теория фундаментальных процессов / Р. Фейнман; под. ред. Д. В. Ширкова, пер. с англ. М.: Наука, 1978. - 199 с.
207. Феномен человека: дух, душа, духовность / под. ред. К. Т. Гизятова. -Казань: По городам и весям, 2001. 114 с.
208. Флоренский, П. А. Личность Сократа и лицо Сократа / П. А. Флоренский // Вопросы философии. 2003. - №8. - С. 123-131.
209. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. -М.: Правда, 1990. Т. 1. - 490 с.
210. Фомина, 3. В. Проблема человеческой духовности: Онтологические и аксиологические аспекты: дис. .д. филос. Наук / 3. В. Фомина. Саратов, 1997.-319 с.
211. Франк, С. Л. Непостижимое // Франк, С. Л. Сочинения. / С. Л. Франк -М.: Правда, 1990.-607 с.
212. Франк, С. JI. Смысл жизни / С. JI. Франк. Брюссель: Жизнь с Богом, 1992,- 132 с.
213. Франк, С. Сущность и ведущие мотивы русской философии / С. JI. Франк // Философские науки. 1990. -№ 5. - С. 83-91.
214. Франкл, В. Воля к смыслу / В. Франкл; пер. с англ. Д.Гурьева, А. Суворовой. М.: Апрель-Пресс; М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 368 с.
215. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. -366 с.
216. Фрейд, 3. По ту сторону наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворённость культурой / 3. Фрейд. СПб.: Алетейя, 1998. - 252 с.
217. Фролов, И. Т. Избранные труды: В 3-х томах / И.Т.Фролов. М.: Наука, 2003. - Т.З: Очеловеке и гуманизме. - 788 с.
218. Фролов, И. Т. Новый гуманизм / И.Т.Фролов // Свободная мысль. -1997.-№4-С. 96-102.
219. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1998.-664 с.
220. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм; пер. с англ. Н. Петренко, О. Иванчук. Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1998. - 393 с.
221. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер; пер. с нем. В. В. Бибихина. -М: AD MARGINEM, 1997.-451 с.
222. Хайдеггер, М. Положение об основании. Статьи и фрагменты / М. Хайдеггер; пер. с нем. О. А. Коваль. СПб.: Алетейя; СПб.: Лаборатория метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского университета, 2000. - 289 с.
223. Хайдеггер, М. Сборник статей / М. Хайдеггер; изд. подг. Д. Ю. Дорофеев. СПб.: РХГИ, 2004. - 573 с.
224. Хайдеггер, М. Что значит мыслить? // Хайдеггер, М. Разговор на просёлочной дороге: Избр. ст. позд. периода творчества / М. Хайдеггер. М.: Высшая школа, 1991. - 190 с.
225. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. -М.: Прогресс; М.: Универс, 1993.-478 с.
226. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Цицерон. М.: Наука, 1993.-248 с.
227. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / РАН, Ин-т человека; под ред. И. Т. Фролова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 176 с.
228. Чернова, И. Б. Религиозный аспект византизма и русская национальная духовность: дис. .канд. филос. Наук / И. Б. Чернова. Ростов н/Дону, 2000. - 157 с.
229. Черносвитов, П. Ю. Культура как адаптивная система: ресурсный и информационный аспекты / П. Ю. Черносвитов // Мир психологии. 2004. -№1.-С. 242-253.
230. Чже Цонкана. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения: В 5 т. / Чже Цокана. СПб.: Нартанг, 1998. -Т.4: Этап духовного развития высшей личности. - 232 с.
231. Чудновский, В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни / В. Э. Чудновский // Мир психологии. 1999. - №2, С. 74-80
232. Чудновский, В. Э. Человек и событие (Сцилла и Харибда свободного развития личности) / В. Э. Чудновский // Мир психологии. 2000. - №4. - С. 71-80.
233. Чуринов, Н. М. Совершенная личность и личность свободная / Н. М. Чуринов // Теория и история: научный журнал. 2005. - №1. - С. 5458.
234. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2002. 159 с.
235. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 285 с.
236. Шеллинг, Ф. В. Трансцендентальный идеализм // Шеллинг, Ф. Г. Сочинения в 2-х т. / Ф. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1989. -Т. 2. - 636 с.
237. Шердаков, В. Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности / В. Н. Шердаков // Вопросы философии. 1996. - №4. - С. 27-31.
238. Шестов, JI. Достоевский и Ницше // Шестов, Л. Сочинения / Л. Шестов. -М.: Раритет, 1995.-413 с.
239. Шестов, Л. На весах Иова // Шестов, Л. Сочинения: В 2 т. / Л. Шестов. -М.: Наука, 1993. Т. 2. - 559 с.
240. Шопенгауэр, А. Две основные проблемы этики; Афоризмы житейской мудрости: сборник / А. Шопенгауэр; пер. с нем. Минск: ООО Попурри, 1997.-592 с.
241. Шопенгауэр, А. О духовидении / А. Шопенгауэр; пер. с нем. Р. Крессин. Харьков: Издание А.Дарре, 1889. - IV, 111 с.
242. Шопенгауэр, А. Собрание сочинений: В 5 т. / А. Шопенгауэр; пер с нем., сост., вступ. ст. А. А. Чанышева. М.: Московский клуб, 1992. - Т.1: Мир как воля и представление. - 394 с.
243. Штумпф, С. П. Гуманизм как принцип функционирования духовности / С. П. Штумпф // Актуальные проблемы социальной философии: И Международная научно-практическая конференция: с. трудов. Вып. 2. -Томск: Изд-во ТПУ, 2004. С. 98-100.
244. Штумпф, С. П. К вопросу о смысле и содержании понятия духовности в философии / С. П. Штумпф // История, культура, общество: материалы Всероссийской заочной научной конференции; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2004. - С. 297-301.
245. Штумпф, С. П. К вопросу структурирования духовности: динамическая модель / С. П. Штумпф // Вестник КГПУ им. В. ГТ. Астафьева- 2006(3) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2006. -С. 196-203.
246. Штумпф, С. П. Логико-смысловые основания духовности: проблема структурирования / С. П. Штумпф // Вестник КрасГау. Вып. 14 / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2006. - С. 250-255.
247. Штумпф, С. П. Ретроспективный взгляд на место духовности в этнокультурной динамике общества / С. П. Штумпф // Научный ежегодник КГПУ им. В. П. Астафьева. Вып. 4. Т. И. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. - С. 207-208.
248. Шумихина, Л. А. Генезис русской духовности / Л. А. Шумихина. -Екатеринбург: УРО РАН, 1998. 396 с.
249. Шутц, У. Совершенная ясность: основы жизненной философии / У. Шутц; пер. с англ., общ. ред. А. А. Киселёвой. Харьков: Гуманитарный центр, 2004.-273.
250. Эберт, Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге «Федон» / Т. Эберт; пер. с нем. А. А. Россиуса. СПб.: Изд-во СПбУ, 2005. - 158 с.
251. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. СПб.: Питер, 2002.-352 с.
252. Ясперс, К. Ницше и христианство / К. Ясперс; пер. с нем. Т. Ю. Бородай. -М.: Медиум: Московский философский фонд, 1994. 113 с.
253. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем., 2-е изд.- М.: Республика, 1994. 527с.
254. Ясперс, К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина / К. Ясперс; пер с нем. Г. Б. Ноткина. СПб.: Академический проект, 1999.-238 с.
255. Caplan, S. Е. Social skill account of problematic use Internet / S. E. Caplan // J. of communication.-New-York, 2005. Vol. 55, N4. - P. 721-736.
256. Huth, L. Marketing Kommunikation und Werde - Gestaltung / L. Iluth; IIDK of Berlin, 1994.
257. Rehberg, К. S. Handlungsbezogener Personalismus als Paradigma / K. S. Rehberg I I Berl. J. fur Soziologie. Berlin, 2004. - H4. - S. 451-461.
258. Woods, P. Values intuitive rational action: the dynamic relationship of instrumental rationality and values insights as a form of social action / P. Woods // British J . of sociology. London, 2001. - Vol. 52, N4. - P. 687-706.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.