Социокультурные детерминанты иконописной традиции Древней Руси: на примере трактовки образа Богоматери тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Александрова, Анна Сергеевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат наук Александрова, Анна Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Специфика иконописи как явления культуры
1.1. Понятия «икона» и «иконопись» в древнерусской культуре
1.2. Ценностные составляющие иконописи на Руси
1.3. Социокультурная специфика иконописных школ
христианского мира
Выводы по первой главе
Глава 2. Осмысление и трактовка образа Богоматери
иконописными школами Древней Руси
2.1. Образ Богоматери в иконописи
2.2 Почитание Божией Матери на Руси
в историко-культурном аспекте
2.3 Ценностно-смысловая трактовка образа Богородицы
в иконописных школах Древней Руси
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социокультурные детерминанты иконописной традиции Древней Руси2017 год, кандидат наук Александрова Анна Сергеевна
Иконографическая традиция изображения Акафиста Богоматери в русской культуре XV - начала XVIII веков2007 год, кандидат культурологии Самсонова, Ирина Васильевна
Иконное наследие Самарского края: от традиции к формированию региональной художественной школы2024 год, кандидат наук Чибикова Инга Юрьевна
Архетип материнства в древнеязыческих и христианской культурах и религиях: нарративный аспект2007 год, кандидат культурологии Васильева, Ирина Ивановна
Диалектика сакрального и профанного в иконописной культуре России2020 год, кандидат наук Коханая Оксана Витальевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные детерминанты иконописной традиции Древней Руси: на примере трактовки образа Богоматери»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Исторический опыт свидетельствует о высокой значимости религиозных ценностей для развития и стабильного состояния культуры. На них основывались как инновационные движения в обществе, так и консервативное утверждение незыблемости существующих социальных порядков, моральных норм, художественных канонов как богоустановленных. Отношения религии и культуры сложны и амбивалентны, что особенно остро чувствуется сейчас, на грани тысячелетий, сквозь призму глобализации, поиска национальной идеи и многих других животрепещущих проблем нашего времени. Религия выступает специфической культуротворческой силой, которая, с одной стороны, вырывает человека из рутинного образа действий и открывает для него иные жизненные и смысловые горизонты, что неизбежно ведёт к изменению норм поведения, философских идей, художественных форм. С другой стороны, религия, помещая существование человека в мир абсолютных ценностей, не имеющих исторического измерения, как бы обесценивает перемены, происходящие в конкретный исторический этап жизни культуры. Очевидно, что религия имеет свой механизм культурного воспроизводства, не совпадающий с другими автономными сферами культуры, но в то же время зависимый от них. Между изменениями в религиозной сфере и общей динамикой культуры существуют взаимообратные связи, системный характер которых ещё не изучен в полной мере.
Иконопись в целом и Богородичные иконы являются культурологиче -ски значимым и многогранным объектом для исследования не только композиционно-художественного, но и ценностно-смыслового своеобразия икон в социокультурном аспекте. Они разнообразны по содержанию, композиционной структуре, выражению идеи. Некоторые типы икон Божией
Матери были менее каноничны. Это давало иконописцам разных школ определённые возможности для осмысления образа в русле актуального социально-культурного контекста и создания значительного числа разнообразных семантических вариаций.
Актуальность темы исследования обусловлена также предпринятым впервые интегративным междисциплинарным исследованием четырёх древнерусских иконописных школ разных территориальных областей, так как искусство и культурная специфика этих школ являются довольно важным дополнением глубокого понимания целостной картины мира, её различных составляющих в Х1-Х1У веках. Выявлены близкие друг другу факторы, повлиявшие на развитие иконописи разных школ рассматриваемого периода, установлены определённая взаимосвязь, взаимовлияние социально-общественных явлений и процессов, протекавших в гуманитарной духовной сфере - в истории и художественной культуре. Раскрыта степень воздействия этих процессов на состояние общества, прежде всего, духовно-нравственное. Нравственные, ценностные отношения в обществе занимают важнейшее место, так как они пронизывают все другие отношения: экономические, семейные, политические и др., являясь, таким образом, структурообразующими, что отмечалось всегда в философской и культурологической литературе. Посредством особой специфики социокультурных детерминант художественная культура воздействует на все стороны духовной жизни человека, на его интеллект, чувства, силу воли, следовательно, и на его моральный облик в целом. Следовательно, художественная культура (особенно в контексте иконописи) представляет собой огромную силу, являясь средством формирования нравственного облика человечества, менталитета отдельных социумов и общегосударственной мен-тальности определённого периода.
Степень разработанности проблемы.
Ведущими мыслителями уделялось много внимания проблемам ду-
ховной культуры в России на разных этапах её существования. Художественная культура представляется важной частью культуры духовной, формирующей определённый тип сознания общества, качество цивилизации.
В процессе работы над диссертационным исследованием собран и обобщён относящийся к важной культурологической теме материал, изучены основные труды, раскрывающие проблематику художественной культуры в целом, и иконописи, в частности. Следует отметить, что тема исследования требует обращения к теории и истории культуры в той части, где они исследуют роль религии и религиозной культуры в социокультурных процессах общества и особенности динамики религии как социокультурного феномена. Также необходимо было обратиться к исследованиям по истории, философии, истории религии, иконописи и к трудам религиозных деятелей.
Религия рассматривается как феномен культуры и как объект культурологического исследования в фундаментальных работах таких специалистов, как A.A. Аронов, А.И. Арнольдов, H.A. Бердяев, Г.В. Гриненко, П.С. Гуревич, А.Я. Зись, H.A. Ильин, И.К. Кучмаева, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, В.А. Ремизов, М.В. Силантьева, П.А. Флоренский. Эти авторы связывали с художественной культурой и искусством понятия «социальное», «нравственное», «эстетическое», «этическое» и т.п., видя будущее в совершенствовании данных сфер.
В художественной культуре преобладает проблематика нравственности и духовности, другими словами, нравственного и эстетического идеала общества. О влиянии искусства на духовный мир человека говорили в своих трудах М.Н. Громов, В.И. Мельник, М.Я. Сараф, Б.В. Сафронов, Т.Н. Суминова, Л.Н. Столович, A.B. Сухарев, Ю.У. Фохт-Бабушкин, М.М. Шибаева. В историко-культурном аспекте христианство исследовали Ю.А. Бубнов, В.П. Даркевич, В.В. Мильков, A.C. Панарин, Н.В. Синявина, В.Н.
Топоров, Л.А. Успенский. В числе исследователей, изучающих влияние религии на современное общество, особо хотелось бы выделить Г.И. Ав-цинову и религиозных мыслителей, таких, как протодиакон A.B. Кураев, митрополит Антоний Сурожский, Игнатий Брянчанинов, епископ Тихон Шевкунов, архимандрит Иоанн Крестьянкин, протоиерей Валериан Кречетов.
Методология и принципы исследования A.A. Аронова, И.К. Кучмае-вой, Д.С. Лихачева в контексте понимания закономерностей и механизмов наследования культуры отражают комплекс проблем духовной и материальной составляющих художественной культуры. Многоаспектность художественного творчества, его глубокую детализированную разработку демонстрируют труды Г.С. Батищева. Труды A.A. Зимина, A.B. Медведева, A.C. Панарина, C.B. Рыбакова имеют большое значение в понимании процессов глобализации, а также особой роли православной цивилизации.
Проблема взаимосвязи культурно-исторических детерминант и форм и тенденций развития художественной культуры исследуется в работах O.A. Кривцуна, И.П. Леонтьевой, Б.А. Успенского, в них представлена специфика искусства как формы культуры и художественной жизни в общем, выявлена зависимость ментальности от культурно-исторического развития и наследия той или иной страны.
Исследованию иконописной традиции, вопросов Богородичной иконографии, богословия образа и его историко-культурного контекста посвящено множество научных монографий и статей. Общие вопросы древнерусской живописи исследовали М.В. Алпатов, В.И. Антонова, С.Н. Булгаков, Ф.И. Буслаев, В.Н. Лазарев, Г.В. Попов, Э.С. Смирнова, П.А. Флоренский. Богословскими аспектами иконы занимались такие исследователи, как H.A. Барская, В.В. Бычков, преп. Иосиф Волоцкий, преп. Иоанн Дамаскин, св. Феофан Затворник, св. Григорий Палама, А.Н. Стрижев, И.К. Языкова. Характерные черты иконографии Божией Матери изучали
А.И. Анисимова, Н.П. Кондаков, И.А. Маясова, Е.Я. Осташенко, В.Д. Са-рабьянова, Э.С. Смирнова, Т.В. Толстой, Л.А. Щенникова. Большое влияние на ход данного диссертационного исследования оказали труды М.М. Алленова, H.H. Волкова, H.A. Дмитриевой, монахини Иулиании (М.Н. Соколовой), A.A. Михайловой, П. А. Флоренского.
Актуальность темы и степень ее научной разработанности на сегодняшний день определили структуру диссертации, позволили четко сформулировать объект, предмет, цель и задачи данного исследования.
Объектом исследования являются социокультурные детерминанты иконописной традиции Древней Руси.
Предмет исследования - взаимосвязь богословского, социокультурного и аксиологического содержания Богородичных икон различных школ иконописи, а также характерные отличия иконописных школ, определяемые их историко-культурными характеристиками.
Цель исследования заключается в культурологическом раскрытии способов воплощения иконописными школами социокультурных детерминант содержания Богородичных икон, обеспечивающих единство созерцательного духовного мира и зримого материального мира культуры, и составляющих традицию древнерусской художественной культуры.
Задачи исследования в соответствии с заявленной темой диссертационной работы следующие:
1) охарактеризовать специфику иконописи как феномена славянской культуры;
2) определить ценностные социокультурные составляющие иконописной традиции на Руси;
3) дать краткий обзор и характеристику различных иконописных школ Древней Руси в социокультурном аспекте;
4) рассмотреть процесс появления и развития Богородичных икон, традиций изображения Богоматери в соответствии с богословскими, сим-
волическими и культурными канонами;
5) выявить значимые историко-культурные аспекты почитания Богоматери на Руси;
6) дать полные культурологические характеристики ценностного осмысления и выражения образа Богоматери древнерусскими школами иконописи - Новгородской, Псковской, Владимиро-Суздальской и Московской.
Рабочая гипотеза исследования: Историко-культурные особенности развития Руси способствовали появлению уникальных особенностей ико-нописания, отличающих одну иконописную школу от другой. Наиболее очевидно это выразилось в иконах Богородичного цикла, поскольку почитание Богоматери на Руси традиционно связано с представлениями о Её помощи, справедливости и милосердии, что было крайне значимым во многих исторических событиях и повседневных коллизиях. Таким образом, социокультурные аспекты иконографии Божией Матери представляют собой культурологическую тему, несравненно более обширную и сложную, как и более разнообразную, чем все прочие разделы христианской иконографии.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили методы различных гуманитарных дисциплин. Это предопределено междисциплинарным характером исследования. В работе над диссертацией мы использовали методологические подходы, традиционные для культурологии (истории и теории культуры) философии религии и религиоведения. В работе применялся социокультурный подход, раскрывающий единство социального и культурного в мире в целом и в религии, в частности. Иконописная традиция как предмет нашего анализа потребовала обращения к искусствоведческой методологии, в частности, в плане иконологического и герменевтического подходов, предполагающих поиск скрытых значений и культурных смыслов; структурно-функциональный
метод помог нам определиться со структурой и иерархией компонентов такого семиотически сложного объекта, как икона, метод системного обобщения позволил осмыслить всю сложность богородичных образов как единое целое (пользуясь разработками о. П. Флоренского).
Методы исследования: культурологический, иконографический, герменевтический, историко-генетический, структурно-функциональный и системный анализ. Для исследования также были важны историко-описательный, семиотический и феноменологический методы.
Научная новизна диссертационного исследования.
Несмотря на довольно большое количество работ по истории русской культуры и иконографии, серьёзную разработанность проблем художественной культуры в культурологии, в данной диссертации нами впервые предложена целостная характеристика социокультурных детерминант иконописной традиции Древней Руси, выразившихся в различиях осмысления образа Богоматери:
1) выявлено, что специфика иконописи как феномена славянской и, в частности, древнерусской культуры в первую очередь заключалась в выражении ценностно-ориентированных смыслов образов, выполнявших функцию объединения человека и высшего духовного начала;
2) определены ценностные социокультурные составляющие иконописи на Руси;
3) дан краткий обзор и сформулированы характеристики различных иконописных школ Древней Руси в культурологическом аспекте;
4) проанализирован процесс появления и развития Богородичных икон, традиций изображения Богоматери в соответствии с богословскими, символическими и культурными канонами;
5) выделены значимые историко-культурные аспекты почитания Богоматери на Руси;
6) в рамках культурологических характеристик ценностного осмысле-
ния и выражения образа Богоматери древнерусскими школами иконописи - Новгородской, Псковской, Владимиро-Суздальской и Московской -определены культурно обоснованные художественные различия данных школ, выявленные в результате компаративного анализа изображений Богородицы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что настоящая диссертация является своего рода этапом комплексного изучения отечественной иконописной традиции с точки зрения культурологического познания и семантико-семиотического анализа древнерусской художественной культуры. Решение задач, направленных на достижение заданной цели позволило еще раз подчеркнуть общую культурологическую и, конкретно, историко-культурную, духовную и художественную значимость православного содержания текста иконы.
Понимание языка иконописи, её величия, особой роли в современной культуре (светском и религиозном дискурсе) помогает адекватно воспринимать и использовать её ценности и культурное наследие как источник мотивации к глубинной духовности русской православной культуры. Разработка данной темы важна и имеет большое значение не только в рамках теории и истории культуры, но и для исследований в смежных научных дисциплинах: философии, социологии, религиоведении, истории искусства.
Практическая значимость данного диссертационного исследования.
Материалы, основные положения и результаты работы могут быть ис-пользованы:
- при разработке программ и учебных курсов по теории и истории культуры, религиоведению, истории искусства в вузах и других профессионально ориентированных учебных заведениях;
- при разработке материалов смежных учебных дисциплин, связанных с преподаванием отечественной истории, а также истории культуры;
- при подготовке экскурсионного материала в музейной практике;
- при конкретном индивидуальном изучении православной иконописи и её особенностей.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Диссертационное исследование, посвященное изучению ценностных ориентиров иконописных школ Древней Руси (на примере трактовки образа Богоматери), соответствует пунктам 1.3. Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры, 1.7. Культура и религия, 1.9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов, 1.12. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре и 1.15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества паспорта специальности 24.00.01 - Теория и история культуры.
Положения, выносимые на защиту.
1. Сущность иконописи как феномена славянской культуры состоит в выражении ценностно-ориентированных смыслов образов, выполнявших функцию объединения человека и высшего духовного начала. Задача иконы заключается в том, чтобы вызвать стремление к преображению, тяготение к высшему и неизменному. Все нюансы взаимоотношений человеческой природы и духа выводятся в иконном образе за пределы истории и преломляются сквозь призму целостности, тем самым возвращая культуре магистральный духовный вектор ее бытия.
2. Ценностные социокультурные составляющие иконописной традиции на Руси изначально духовно обусловлены, в первую очередь такими константами культуры, как простота, милосердие, нравственность и аскетизм, что и подчеркивается всем спектром выразительных средств русской иконописи.
3. Несмотря на общие для всех установки православия, почерк иконописных школ Древней Руси (и, тем более, Руси и Византии) отличается как
с точки зрения временных и пространственных характеристик разных культурных локусов, так и по индивидуальным показателям. Значительное влияние на специфику изображения всегда оказывал историко-культурный контекст творчества иконописцев и школ, что, в частности, может быть убедительно доказано на примере икон разных периодов Новгородской, Московской и Строгановской школ.
4. Иконография образа Богоматери совершенствовалась в течение ряда столетий в соответствии с культурными установками христианской истории. В результате, иконы Богородичного цикла непротиворечиво соединили в одно целое религиозное, нравственное и художественное чувство, поставив во главу угла сплав высокой духовности с милосердием и жертвенностью материнской любви, одинаково доступными пониманию как просвещенной личности, так и простого народа.
5. Самым распространённым сюжетом русской иконы стало изображение Богоматери, выступающей в русском историко-культурном контексте охранительницей и заступницей. В свете этого особого восприятия образ Богоматери на Руси получил множество особых форм, освящённых издревле благословением Церкви. Однако, при сохранении охранительной и защитительной функции, главными чертами, характерными для изображения Богородицы на русских иконах, стали лиричность, просветлённость и отрешённость духовного созерцания.
6. Сравнительный анализ иконописных образов Богоматери работы Новгородской, Псковской, Владимиро-Суздальской и Московской школ показывает, что характерные отличительные художественные черты, манера и способы исполнения при написании образа Богородицы в Х1-ХУ веках для каждой из школ складывались индивидуально с учетом неповторимого культурного контекста, но исходя из общих ментальных установок русской средневековой культуры. Что, в свою очередь, позволяет говорить о глубинных социокультурных детерминантах и ценностно-смысловых
нюансах, придающих уникальность каждому образу целостной и гармоничной русской богородичной иконографии.
Апробация работы.
Данная диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и истории культуры Московского государственного института культуры.
Основные положения диссертации стали основой докладов на конференциях: 2-я Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы гуманитарных наук в современных условиях развития страны» (14 января 2015 г., г. Санкт-Петербург, доклад «Ценностно-ориентационные составляющие иконописи на Руси»); Международная научно-практическая конференция «Общество, наука и инновации» (13 марта 2015 г., г. Уфа, доклад «Культурологические особенности отличия древнерусской иконописи от западной на примере Богородичных икон»); 10-я международная научно-практическая конференция (17-29 марта 2015 г., г. Одесса, доклад «Ересь иконоборчества: актуальные вопросы современности»); 16-я Международная научная конференция «Цивилизация знаний: российские реалии». (24-25 апреля 2015 г., г. Москва, доклад «Древнерусская иконопись: исторические аспекты становления, иконописные школы Руси»).
По теме диссертации опубликовано 8 авторских статей общим объёмом 2 п.л.
Структура диссертационного исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая состоит из трех параграфов), заключения, списка литературы, включающего 260 источников, и приложения.
ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА ИКОНОПИСИ КАК ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятия «икона» и «иконопись» в древнерусской культуре
Изучение культурологических аспектов русской иконописи, по сути, еще только начинается. На сегодняшний день разрешено множество исторических, искусствоведческих, эстетических и религиоведческих вопросов, связанных с иконой, но это нисколько не исчерпывает данную проблематику. Дело в том, что православная икона - это не только одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа, но и особый вид миропонимания и самовыражения, своеобразное «духовное поле в физическом пространстве»1, задающее направление вектора культуры, вектора ментальности как для средневекового, так и для современного человека, ежеминутно находящегося в ситуации экзистенциальной тревоги и духовного выбора.
«Вопрос о смысле жизни, будучи по существу одним и тем же во все века, с особою резкостью ставится именно в те дни, когда обнажается до дна бессмысленная суета и нестерпимая мука нашей жизни.
Сложность современного хаоса для России состоит в том, что он зачастую освещен культурой. Биологизм и материализм превалируют над духовными ценностями человечества. Речь идёт не только о сохранении нашей цельности и независимости, а о спасении самого смысла человеческой жизни против надвигающегося хаоса и бессмыслицы. Духовная борьба неизмеримо важнее и труднее борьбы физической. Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти или в Бога, или в зверя. В настоящий исторический момент человечество стоит на перепутье»2.
1 Языкова И.К. Богословие иконы. М.: Общедоступный православный университет, 1995. С. 3.
2 Трубецкой E.H. Умозрение в красках // Иконы великой России. М., 2011. С. 229 - 233.
Так говорил киязь E.H. Трубецкой в публичной лекции в 1916 году, но всё вышесказанное как нельзя точнее описывает культурную и религиозную ситуацию в России в настоящее время, спустя столетие. Это ещё раз подчёркивает актуальность незыблемых православных истин, церковного уклада с точки зрения не только религии, но и культуры русского народа. Икона представляет собой интереснейший объект для изучения, являясь одним из важнейших элементов Православной Церкви.
Известно, что икона возникла ранее христианской древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Но именно на Руси иконное писание получило наибольшее распространение и почитание.
Причина проста: дерево служило у нас основным строительным материалом. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок (растёртых на яичном желтке) иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - «левкасом»), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе - статуя, а в Византии - мозаика1.
Теургическое искусство на Руси было важным элементом культуры народа. Наши иконописцы видели эту красоту, которою спасается мир, и увековечили её в красках2.
Выражение страданий русского народа как нельзя лучше отобразилось в иконе. Но вопросы, имевшие место и в дни святого Сергия Радонежского, с новой силой задаются и в наше время: быть или не быть России .
1 Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. С. 162.
2 Трубецкой E.H. Умозрение в красках // Иконы великой России. М., 2011. С. 234.
3 Трубецкой E.H. Россия в её иконе // Иконы великой России. М., 2011. С. 336.
Церковная живопись - иконопись - достойна внимания и исследования не по одной лишь художественной части, но и по внутренней её связи с догматами и таинствами православной церкви, по влиянию на религиозную жизнь русского народа. Много веков русская народность почитает иконы как возможность умственного и нравственного самосовершенствования. «Икона для русского народа, - по выражению А. Стенли, - то же, что Библия для реформата»1.
По словам Астерия, церковного писателя IV в., живопись является второй грамотностью, иконопись же в свою очередь понимается как исповедание веры наравне с Библией, только данное исповедание глаголет не буквами, а изображением, понятным как грамотному, так и необразованному, для которого иконы и есть своего рода книги. Выходит, иконопись -нечто среднее между писанием и преданием2. И именно в иконописи так остра борьба двух миров всей истории человечества - материального и ду-
3
ховного .
Икона - священный образ, в котором имеется выражение телесного и духовного, человеческого и божественного, видимого и невидимого. Благодаря ей мы имеем возможность приблизиться к опыту Церкви, святым, понять главные идеи Православного вероучения, воспринять тот взгляд на мир, присущий христианскому миросозерцанию в целом.
Икона есть одновременно и свидетельство веры или, иначе говоря, своего рода некий итог вероучения Церкви, и эстетико-художественная ценность. При таком рассмотрении первый момент является важным фактом преимущественно для верующих людей, второй же составляет культурное достояние людей различных мировоззрений и религиозных пред-
1 Снегирев И.М. Взгляд на православное иконописание // Философия русского религиозного искусства. М., 1993. С. 101 - 112.
2 Арсеньев В. О церковном иконописании // Иконы великой России. М., 2011. С. 142.
3 Трубецкой E.H. Два мира в древнерусской иконописи // Иконы великой России. М., 2011. С. 275.
почтений, как подчёркивает митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир1.
Иконописное искусство Древней Руси всегда глубоко символично при изображении потустороннего, однако оно обладает своеобразным священным реализмом при отображении посюсторонней любви реальности2.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков2007 год, кандидат искусствоведения Лаврешкина, Наталья Юрьевна
Образ Богоматери в живописи православия и католицизма XIV-XVI веков2003 год, кандидат философских наук Белова, Дарья Николаевна
Формирование русской богородичной иконографии XVII-XIX веков в контексте западноевропейских влияний образа "Непорочное зачатие"2022 год, кандидат наук Суворова Евгения Юрьевна
Религиозная живопись ярославских художников рубежа XX - XXI веков: вопросы формирования региональной школы2005 год, кандидат искусствоведения Мухина, Надежда Николаевна
Особенности старообрядческой богослужебной культуры и их отражение в произведениях художественного творчества, конец XVII - XIX в.1999 год, кандидат исторических наук Захарова, Светлана Олеговна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Александрова, Анна Сергеевна, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверинцев, С.С. Другой Рим : Избранные статьи / С.С. Аверинцев. -СПб. : Амфора, 2005. - 366 с.
2. Аверинцев, С.С. Крещение Руси и путь русской культуры / С.С. Аверинцев // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. - М. : Столица, 1991. - С. 53-60.
3. Аверинцев, С.С. София - Логос : словарь / С.С. Аверинцев ; под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. - Киев : Дух и литера, 2006. - 912 с.
4. Алдошина, Н.Е. Язык духа / Н.Е. Алдошина // Техники и технологии в сакральном искусстве. Христианский мир. От древности к современности : сб. статей. - М. : Индрик, 2012. - С. 179-184.
5. Александрова A.C. Древнерусские школы иконописи как культурологический феномен / A.C. Александрова // Успехи современной науки. - 2017 - № 4. - С. 74-77.
6. Александрова A.C. Культурологические характеристики древнерусской иконописи / A.C. Александрова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 10. - Т. 6. С. 33-34.
7. АлександроваА.С. Специфика русской иконописи как явления культуры в религиозном аспекте / A.C. Александрова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 4. С. 95-99.
8. Алексеев, А.Ю. Учение о православной иконе в системе конкретной метафизики о. Павла Флоренского : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.06 / А.Ю. Алексеев : СПбГУ. - СПб., 1995. - 203 с.
9. Алешкина, Л. В. Гимнография двунадесятых праздников в богословском и иконографическом осмыслении : учеб. пособие / Л.В. Алешкина. - М. : Киновек, 2013. - 240 с.
10.Алпатов, М.В. Немеркнущее наследие / М.В. Алпатов. - М. : Просвещение, 1990. - 304 с.
11.Ананьева, Т.А. Икона «Богоматерь на престоле» XIII в. / Т.А. Ананьева // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1975. - М. : Наука, 1976. - С. 138-144.
12.Анастасова, Е. Летящая икона - семантика и функции одной легенды / Е. Анастасова // Studia mithologica slavica. - 2007. - № 10. - С. 229-237.
13.Анатолий (Мартыновский), о. Об иконописании / о. Анатолий (Мартыновский) // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. - М. : Прогресс, 1993. - С. 71-100.
14.Андерсон, П. Россия, Польша и Ченстоховская икона Богородицы / П. Андерсон. - М. : ББИ, 2003. - 166 с.
15.Андреев, И.О. О «деле дьяка Висковатого» / Н.О. Андреев // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. - М. : Прогресс, 1993. - С. 292-317.
16.Анисимов, А.И. Владимирская икона Божией Матери / А.И. Анисимов. -Praha : Seminarium Kondakovianum, 1928. - 45 с.
17.Анисимов, А.И. История Владимирской иконы в свете реставрации / А.И. Анисимов // Труды Секции искусствознания Института археологии и искусствознания РАНИОН. II. - М., 1928. - С. 92-107.
18.Анисимов, А.И. Научная реставрация и рублевский вопрос / А.И. Анисимов // О древнерусском искусстве : сборник статей. - М. : Центр. гос. реставрационные мастерские, 1983. - С. 105-134.
19. Анисимов, А.И. Раскрытие памятников древнерусской живописи / А.И. Анисимов // О древнерусском искусстве. - М. : Центр. гос. реставрационные мастерские, 1983. - С. 95.
20. Антонова, В.И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери / В.И. Антонова // Византийский временник. -1961. - Т. 18. - С. 198-205.
21. Антонова, В.И. «Одигитрия Смоленская» раннего XIV в. и ее владелец Иван Мамонтов / В.И. Антонова // Средневековая Русь. - М. : Наука, 1976. - С. 258-270.
22. Антонова, В.И. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации : в 2 т. / В.И. Антонова, Н.Е. Мнёва. - М. : Искусство, 1963. - Т. I. - 394 с.
23. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию / А.И. Арнольдов. - М. : НАКиОЦ, 1992. - 349 с.
24. Аронов, A.A. История русской культуры: узловые вопросы (IX-XX вв.) / A.A. Аронов. - М.: Экон-Информ, 2008. - 171 с.
25. Аронов, A.A. Русское предвозрождение / A.A. Аронов. - М. : Экон-Информ, 2009. - 207 с.
26. Арсеньев, В. О церковном иконописании / В. Арсеньев // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. - М. : Прогресс, 1993. - С. 140-144.
27. Афанасий (Иевтич), иером. Учение о Пресвятой Богородице у св. Иоанна Дамаскина / иером. Афанасий (Иевтич) // Православная мысль. -1971. - Вып. 14. - С. 40-61.
28. Афанасьев, В.В. Купина Неопалимая / В.В. Афанасьев // Памятники Отечества : альманах. - 1991. - № 1. - С. 11-17.
29. Барабанов, Н.Д. Культ иконы Одигитрии в Константинополе в аспекте византийского народного благочестия / Н.Д. Барабанов // Море и берега. К 60-летию Сергея Павловича Карпова от коллег и учеников. - М. : Индрик, 2009. - С. 241-258.
30. Барская, H.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи / H.A. Барская. - М. : Просвещение, 1993. - 223 с.
31. Барсов, Е.Ф. Христианская поэзия и искусство в связи с новозаветными апокрифами / Е.Ф. Барсов // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина.
- М. : Прогресс, 1993. - С. 123-139.
32. Бартосик, Г. Богородица в богослужении Востока и Запада / Г. Барто-сик. - М. : Изд-во Францисканцев, 2003. - 105 с.
33. Бартосик, Г. От Нее родился Христос : Краткие очерки по библейской мариологии / Г. Бартосик. - М. : Изд-во Францисканцев, 1999. - 80 с.
34. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. -СПб. : Изд-во РГХИ, 1997. - 464 с.
35. Белик, Ж.Г. Иконописное наследие мастерской Пешехоновых / Ж.Г. Белик. - М. : Индрик, 2011. - 168 с.
36. Белоброва, O.A. Икона Богоматерь Иверская в России / O.A. Белоброва // Белоброва O.A. Очерки русской художественной культуры XVI-XX веков. - М. : Индрик, 2005. - С. 324-339.
37. Белоброва, O.A. Об иконах Богоматерь Кипрская и Богоматерь Кик-кская в русской культуре XVII - начала XVIII в. / O.A. Белоброва // Белоброва O.A. Очерки русской художественной культуры XVI-XX веков. - М. : Индрик, 2005. - С. 315-323.
38. Белова, Д.Н. Образ Богоматери в живописи православия и католицизма XIV-XVI веков : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 / Д.Н. Белова ; Мое. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М., 2003. - 208 с.
39. Белътинг, X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / X. Бельтинг ; пер. с нем. К.А. Пиганович. - М. : Прогресс-Традиция, 2002.
- 752 с.
40. Бердяев, H.A. Кризис искусства / H.A. Бердяев. - М. : СП Интерпринт, 1990. - 48 с.
41. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства / H.A. Бердяев. - М. : Искусство, 1994. - 240 с.
42. Бессонов, H.H. Иконописание в России. (Краткий очерк развития русской церковной живописи с древнейших времен до настоящего времени) / И.И. Бессонов. - Калуга : Типо-литография губернского правления, 1914. -87 с.
43. Библия. Любое издание.
44. Битва суздальцев с новгородцами и чудо иконы Богоматери «Знамение» 1170 г. / тексты и сост. З.П. Морозовой. - М. : ГИМ, 1999. - 35 с.
45. Бобров, Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. - СПб. : Мифрил, 1995. - 256 с.
46. Бобров, Ю.Г. Псковская школа живописи в XVI веке / Ю.Г. Бобров, Н.М. Ткачева // Древний Псков. История. Искусство. Археология: Новые исследования : сб. статей. - М. : Изобразительное искусство, 1988. -С.236-268.
47. Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1365 года : сборник материалов; каталог выставки. - М. : Авангард, 1995. - 193 с.
48. Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искус-
стве. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
49. Богословие образа. Икона и иконописцы: антология / сост. А.Н. Стри-жев. - М. : Паломникъ, 2002. - 464 с.
50. Болотцева, И.П. Ярославская иконопись второй половины XVI-XVII веков: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / И.П. Болотцева ; Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. - Л., 1984. - 225 с.
51. Борисова, Т.С. Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» из Успенского собора Московского Кремля / Т.С. Борисова // Материалы и исследования. Вып. 25. - М., 2014. - С. 60-78.
52. Браверман, М. Агни Парфене (книга о Пресвятой Богородице и Прис-нодеве Марии) / М. Браверман. - СПб. : Ладан, 2015. - 176 с.
53. Брюсова, В.Г. К атрибуции произведений живописи домонгольского времени. «Ярославская Оранта» («Богоматерь Знамение») / В.Г. Брюсова // Русское искусство XI-XIII вв. - М. : Изобразительное искусство, 1986. -С. 73-99.
54. Брюсова, В.Г. Русская живопись XVII века / В.Г. Брюсова. - М. : Искусство, 1984. - 338 с.
55. Буланин, Д.М. Сказание о иконе Богоматери Иверской / Д.М. Буланин // Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вторая половина XIV-
XVI в. / отв. ред. Д.С. Лихачев. - Л. : Наука, 1989. - Ч. 2 - С. 362-365.
56. Булгаков, С. Икона, её содержание и границы / С. Булгаков // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. - М. : Прогресс, 1993. - С. 281-291.
57. Бусева-Давыдова, И.Л. Богоматерь Седмиезерная. К вопросу о сложении иконографического типа / И.Л. Бусева-Давыдова // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. - М. : Мартис, 1996. - С. 363-384.
58. Бусева-Давыдова, И.Л. Образ мира в иконах строгановской школы / И.Л. Бусева-Давыдова // Древнерусское искусство: исследования и реставрация. Сб. научных трудов. Памяти Николая Николаевича Померанцева. -М. : ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря, 2001. - С. 120-122.
59. Бусева-Давыдова, И.Л. О свободе средневекового искусства: художник и иконографическая традиция / И.Л. Бусева-Давыдова // Церковное искусство, его восприятие и преподавание : материалы Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов. - М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. - С. 152-172.
60. Бусева-Давыдова, И.Л. К иконографии Богоматери Владимирской в
XVII веке / И.Л. Бусева-Давыдова // X научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой : сборник статей. - Ярославль : Аверс Пресс, 2006. -С. 74-82.
61. Бусева-Давыдова, И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия / И.Л. Бусева-Давыдова. - М. : Индрик, 2008. -364 с.
62. Буслаев, Ф.И. Общие понятия о русской иконописи / Ф.И. Буслаев //
Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. - М. : Прогресс, 1993. С. 113— 122.
63. Бухарев, И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы / И.Н. Бухарев. - М. : Аксиос, 2002. - 480 с.
64. Бычков, В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство / В.В. Бычков. - М. : Ладомир, 2009. - 633 с.
65. Вагнер, Г.К. О системном подходе к изучению русской художественной культуры / Г.К. Вагнер // Проблемы русской средневековой художественной культуры : сб. статей. - М. : Искусство, 1990. - С. 5-17.
66. Вагнер, Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве / Г.К. Вагнер. - М. : Искусство, 1974. - 268 с.
67. Василий Великий, Святитель, арх. Кесарийский. Творения : в 2 т. / Василий Великий. - М. : Сибирская Благозвонница, 2008-2009. - Т. 1. -750 с. - Т. 2. - 1232 с.
68. Васильева, O.A. Иконы Пскова / O.A. Васильева. - М. : Северный паломник, 2006. - 512 с.
69. Вахрина, В.И. Иконы Ростова Великого / В.И. Вахрина. - М. : Северный паломник, 2006. - 448 с.
70. Вздорное, Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век / Г.И. Вздорнов. - М. : Искусство, 1986. - 384 с.
71. Вздорное, Г.И. Русская культура. Середина XIII - XV век / Г.И. Вздор-нов // Русь. История и художественная культура X-XVII веков. - М. : Ис-кусство-XXI век, 2003. - С. 205-316.
72. Вилинбахоеа, Т.Б. Об иконе «Богоматерь Умиление (Белозерская)» / Т.Б. Вилинбахова // Искусство Руси, Византии и Балкан XIII века : тезисы докл. конф. Москва, сентябрь 1994. - СПб. : Наука, 1994. - С. 40-41.
73. Витхамар, А. Энциклопедия русской иконы: История, сюжеты, школы, художественные особенности / А. Витхамар. - М. : ЗАО «БММ», 2011. - 264 с.
74. Власов, В.Г. Византийское и древнерусское искусство : словарь терминов / В.Г. Власов. - М. : Дрофа, 2003. - 224 с.
75. Власова, Т.Б. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» из Благовещенского собора / Т.Б. Власова // Благовещенский собор Московского Кремля : материалы и исследования. - М. : Московский Кремль, 1999. -С.154-163.
76. Вопросы реставрации : сб. 2. - М. : Центр. гос. реставрационные мастерские, 1928. - 228 с.
77. Воронин, H.H. Смоленская живопись XII-XIII веков / H.H. Воронин. -М. : Искусство, 1977. - 184 с.
78. Галъченко, М.Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Древней Руси : Избранные работы / М.Г. Гальченко. - М.-СПб. : Алетейя, 2001. - 496 с.
79. Гладкая, М.С. Иконостас собора Рождества Богородицы в городе Суздале / М.С. Гладкая. - Владимир : Фолиант, 2002. - 128 с.
80. Головкова, Д.С. «Богоматерь Неопалимая Купина»: иконография и символика / Д.С. Головкова // Искусство христианского мира. - М. : Изд-во ПСТБИ, 2003. - Вып. 7. - С. 205-220.
81. Горбунова-Ломаке, И.Н. Опыт введения в христианское искусствознание / И.Н. Горбунова-Ломаке. - СПб. : Сатисъ, 2012. - 464 с.
82. Гордиенко, Э.А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь / Э.А. Гор-диенко. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. - 468 с.
83. Гордиенко, Э.А. Основные направления в художественной культуре Новгорода XIV в. / Э.А. Гордиенко // Древнерусское искусство XIV-XV вв. - М. : Наука, 1984. - С. 156-167.
84. Горшкова, В.В. «Золотой век» Ярославля. Опыт культурографии русского города XVII - первой трети XVIII века / В.В. Горшкова, О.И. Добря-кова, Д.Ф. Полознев, Т.А. Рутман. - Ярославль : Изд-во Александра Рут-мана, 2004. - 220 с.
85. Горшкова, В.В. Ярославские иконы XIII-XVI веков / В.В. Горшкова, A.B. Федорчук // Каталог собрания икон. - Ярославль : Ярославский художественный музей, 2002. - Т. 1. - С. 19-35.
86. Грабарь, И.Э. Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 годов / И.Э. Грабарь // Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. - М. : Наука, 1966. С. 112-208.
87. Грабарь, И.Э. Древнейшая песнь материнства. К вопросу о происхождении и эволюции иконографического типа Богоматери «Умиление» («Eleousa») / И.Э. Грабарь // Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. - М. : Наука, 1966. - С. 209-221.
88. Гребенюк, В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы / В.П. Гребенюк. - М. : Биоинформсервис, 1997. - 140 с.
89. Гребенюк, В.П. Лицевое «Сказание об иконе Владимирской Богоматери» / В.П. Гребенюк // Древнерусское искусство. Рукописная книга. - М. : Наука, 1972. - С. 338-363.
90. Гриненко, Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. Логико-семиотический анализ сакральной магии / Г.В. Гриненко. - М. : Новый век, 2000. - 448 с.
91. Грищенко, A.B. Вопросы живописи. Вып. 3: Русская икона как искусство живописи / A.B. Грищенко. - М. : Изд. автора, 1917. - 266 с.
92. Громова, Е.Б. История русской иконографии Акафиста. Икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля / Е.Б. Громова. - М. : Индрик, 2005. - 304 с.
93. Губарева, О.В. Божия Матерь в Ее иконах. Опыт художественно-богословского анализа / О.В. Губарева. - М. : Паломник, 2006. - 160 с.
94. Гусева, Э.К. Московские и смоленские иконы «Богоматери Оди-гитрии» и сложение общерусской иконографии «Одигитрии Смоленской»
в XV - начале XVI века / Э.К. Гусева // Русская художественная культура XV-XVI веков : сб. статей. - М. : Наука, 1998. - С. 92-117.
95. Гусева, Э.К. О ранних изображениях Одигитрии в искусстве Древней Руси / Э.К. Гусева // Русское искусство XI-XIII вв. - М. : Изобразительное искусство, 1986. - С. 12-30.
96. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В.И. Даль. - М. : Прогресс, 1994. - Т. 2. - 912 с.
97. Дешлер, Ж.-П. Икона Божьей Матери, именуемой «Неопалимая Купина». Интерпретация «мистико-дидактической» иконы / Ж.-П. Дешлер // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия: сб. статей. - М. : ГосНИИР, 2001. - С. 315-322.
98. Древнерусская живопись. Иконописные школы и художественные центры // iconrussia.ru/painting/icon_painting_school/detail.php?ID=1422
99. Дурново, Л.А. Техника древнерусской живописи / Л.А. Дурново // Символ. - 1987. - Вып. 18. - С. 127-142.
100. Евдокимов, И. Север в истории русского искусства / И. Евдокимов. -Вологда : Изд. Северных Кооперативных Союзов, 1921. - 232 с. + 23 ил. на отд. листах.
101. Евдокимов, П.Н. Искусство иконы: Богословие красоты / П.Н. Евдокимов ; пер. с фр. иеромонаха Димитрия (Захарова) и Е.Л. Майданович. -Клин : Христианская жизнь, 2005. - 384 с.
102. Евсевий Кесарийский. Церковная история / Евсевий Кесарийский. -СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2013. - 544 с.
103. Евсеева, Л.М. Аналойные иконы в Византии и Древней Руси. Образ и литургия / Л.М. Евсеева. - М. : Университет Дмитрия Пожарского, 2013. -640 с.
104. Еремина, Т.С. Мир русских икон: История, предания / Т.С. Еремина. -М.: Терра-Книжный клуб, 2002. - 352 с.
105. Еремина, Т.С. Мир иконописцев: История, предания / Т.С. Еремина. -М.: Терра-Книжный клуб, 2005. - 416 с.
106. Еремина, Т.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания / Т.С. Еремина. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 480 с.
107. Жегин, Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства) / Л.Ф. Жегин. - М. : Искусство, 1970. - 124 с.
108. Живов, В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры / В.М. Живов. - М. : Языки славянской культуры, 2002. - 760 с.
109.Жидкое, Г.В. Московская живопись средины XIV века / Г.В. Жидков. - М. : РАНИОН, Интернациональная тип. «Мосполиграф», 1928. - 142 с.
110. Забелин, И.Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского / И.Е. Забелин // Археологические известия и заметки. - 1895. - № 2-3. - 94 с.
111. Замятина, H.A. Терминология русской иконописи / H.A. Замятина. -М. : Языки русской культуры, 2000. - 272 с.
112. Зинон (Теодор), архимандрит. Беседы иконописца / Зинон ; предисл.
С.С. Аверинцева. - СПб. : Библиополис, 2003. - 144 с.
113. Зисъ, А.Я. Философское мышление и художественное творчество / А.Я. Зись. - М. : Искусство, 1987. - 255 с.
114. Зэндлер, Э. Генезис и богословие иконы / Э. Зэндлер // Символ. - 1987.
- Вып. 18. - С. 13-54.
115. Иванова, И.А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» / И.А. Иванова // Труды Отдела древнерусской литературы. - М.; Л.: Наука, 1966. - Т. 22 - С. 419-436.
116. Ивинская, А. Свет преломленного времени в иконном пространстве / А. Ивинская. - М. : Христианский Восток, 2002. - 176 с.
117. Игнашина, Е.В. Тихвинский образ Пресвятой Богородицы. Сказание в иконе / Е.В. Игнашина, Л.А. Колесникова, Ю.Б. Комарова. - М. : ИП Верхов С.И., 2013. - 76 с.
118. Игнашина, Е.В. Русская икона XI-XIX веков в собрании Новгородского музея. Путеводитель по экспозиции / Е.В. Игнашина, Ю.Б. Комарова. -М. : Северный паломник, 2004. - 164 с.
119. Игошева, Т.В. О собрании богородичных икон А. Блока / Т.В. Игошева // Русская антропологическая школа. - 2007. - Вып. 4. - Ч. 1. - С. 364-376.
120. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. A.M. Лидов. - М. : Индрик, 2006. - 700 с.
121. Изображения Божией Матери и святых Православной Церкви / рисунки свящ. Вячеслава (Савиных) и Н. Шелягиной. - М. : Издание храма Спаса Нерукотворного образа в Андрониковом монастыре, 1996. - 336 с.
122. Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века : сб. статей памяти В.М. Сорокатого. - М. : Индрик, 2008. - 408 с.
123. Иконостас: Происхождение - развитие - символика: сб. ст. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 751 с.
124. Ильин, И.А. Одинокий художник / И.А. Ильин. - М. : Искусство, 1993.
- 352 с.
125. Иннокентий (Борисов), арх. Сочинения: в 6 т. / арх. Иннокентий (Борисов). - СПб., 1908. - Т. II. - 297 с.
126. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры / Иоанн Дамаскин. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2003. - 135 с.
127. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения / Иоанн Дамаскин. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. - 400 с.
128. Иоанн (Крестъянкин), архимандрит. Проповеди / архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - М. : Отчий дом, 2010. - 592 с.
129. Исаак Сирин. Слово 48-е / Исаак Сирин // Исаак Сирин. Слова подвижнические // orthodox.ru/lsn/is/index.php
130. Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии : сб. научных трудов / ред.-сост. A.B. Рындина, А.Л. Баталов. - М. : НИИ теории и истории изобразит. искусств, 1994. - 198 с.
131. История русского искусства. - М. : Изд-во АН СССР, 1954. - Т. II. -426 с.
132. Каган, М.Д. Сказание о иконе Богоматери Толгской / М.Д. Каган, A.A. Турилов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1998. - Вып. 3: (XVII в.). - Ч. 3. П-С. - С. 400-407.
133. Камло, П. Иоанн Дамаскин - защитник святых икон / П. Камло // Символ. - 1987. - Вып. 18. - С. 55-70.
134. Кириллин, В.М. О книжности, литературе, образе жизни Древней Руси / В.М. Кириллин. - М. : Глобал Ком, 2013. - 296 с.
135. Кириллин, В.М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Оди-гитрия» / В.М. Кириллин. - М. : Языки славянских культур, 2007. - 330 с.
136. Кирьянова, С.А. Композиционная роль пейзажа в русской иконе 2-й половины XVII - 1-й трети XVIII в. / С.А. Кирьянова // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2013. -Вып. 2. - С. 107-114.
137. Киселев, А.Н. Чудотворные иконы Божией Матери в истории России / А.Н. Киселев. - М. : Сретенский монастырь, 2000. - 288 с.
138. Ключевский, В.О. Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери / В.О. Ключевский. - М. : Благо, 1995. - 48 с.
139. Козарезова, О.О. Таинство Слова и Образ Троицы. Богословие ис-ихазма в христианском искусстве / О.О. Козарезова. - М. : Прометей, 2013. - 144 с.
140. Колпакова, Г.С. Икона : Атлас православной иконы / Г.С. Колпакова, И.К. Языкова. - М. : Феория, 2013. - 520 с.
141. Колпакова, Г.С. Икона Богоматери Дексиократусы рубежа XV и XVI вв. К сложению иконографии Богоматери Консолационе / Г.С. Колпакова // Источники по истории реставрации и изучения памятников русской худо -жественной культуры. XX век. (По материалам научной конференции 6-10 августа 2003). - М. : Индрик, 2005. - С. 248-263.
142. Колпакова, Г.С. Искусство Византии. Поздний период. 1204-1453 гг. / Г.С. Колпакова. - СПб. : Азбука-классика, 2010. - 320 с.
143. Колпакова, Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С. Колпакова. - СПб. : Азбука-классика, 2010. - 528 с.
144. Колпакова, Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С. Колпакова. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 600 с.
145. Кондаков, Н.П. Иконография Богоматери : в 2 т. / Н.П. Кондаков. -СПб. : Тип. Императорской академии наук, 1914-1915. - Т. 1. - 387 с. -Т. 2 (Ч. 1, 2). - 249+452.
146. Кондаков, Н.П. Русская икона : в 4 т. / Н.П. Кондаков. - М. : Культурно-просветительный фонд им. Сергея Столярова, 2004. - Т. 1. - 192 с. -Т. 2. - 220 с. - Т. 3. - 182 с. - Т. 4. - 418 с.
147. Копировский, A.M. Введение во храм: Очерки по церковному искусству / A.M. Копировский. - М. : Культурно-просветительский фонд «Пре-
ображение», 2015. - 312 с.
148. Кривцун, O.A. Искусство и мир человека / O.A. Кривцун. - М. : Знание, 1986. - 112 с.
149. Кривцун, O.A. Эволюция художественных форм: культурологический анализ / O.A. Кривцун. - М. : Наука, 1992. - 299 с.
150. Кривцун, O.A. Ценности культуры и судьбы искусства / O.A. Кривцун.
- М. : Знание, 1989. - 63 с.
151. Кудасевич, И. Матерь Искупителя / И. Кудасевич. - М. : Изд-во Францисканцев, 2000. - 352 с.
152. Кучмаева, И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры / И.К. Кучмаева. - М. : Гос. акад. славянской культуры, 2006.
- 257 с.
153. Лазарев, В.Н. Искусство Новгорода / В.Н. Лазарев. - М. : Искусство, 1947. - 178 с.
154. Лазарев, В.Н. История византийской живописи / В.Н. Лазарев. - М. : Искусство, 1986. - 194 с.
155. Лазарев, В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. / В.Н. Лазарев. - М. : Искусство, 2000. - 395 с.
156. Лазарев, В.Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования / В.Н. Лазарев. - М. : Наука, 1970. - 343 с.
157. Леонтьева, И.П. Феномен символа: опыт осмысления и исследования в европейской культуре : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / И.П. Леонтьева ; Мое. гос. ун-т к-ры и иск-в. - М., 2003. - 185 с.
158. Леонтьева, И.П. Языки культуры / И.П. Леонтьева. - М. : МГИК, 2016. - 84 с.
159. Лидов, A.M. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре / A.M. Лидов. - М. : Дизайн. Информация. Картография, 2009. - 360 с.
160. Лихачев, Д.С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси / Д.С. Лихачев // Успенский собор Московского Кремля. - М. : Наука, 1985.
- С. 17-23.
161. Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев. - СПб. : БЛИЦ, 1999. - 192 с.
162. Лихачев, Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. - СПб. : Искусство-СПБ, 2007. - 440 с.
163. Лихачев, Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени / Д.С. Лихачев. - Л. : Художественная литература, 1985. - 352 с.
164. Лихачев, Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи: Изображение Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон/ Н.П. Лихачев. - СПб. : Изд. Имп. рус. археол. общ-ва, 1911. - 307 с.
165. Лосев, А.Ф. Философия, мифология, культура / А.Ф. Лосев. - М. : Политиздат, 1991. - 525 с.
166. Лосский, В.Н. По образу и подобию / В.Н. Лосский. - М. : Изд. Свято-Владимирского Братства, 1995. - 92 с.
167. Лосский, В.Н. Смысл икон / В.Н. Лосский, Л.А. Успенский. - М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет : Эксмо, 2014. - 336 с.
168. Любимое, Л.Д. Искусство Древней Руси / Л.Д. Любимов. - М. : Просвещение, 1981. - 336 с.
169. Малыгина, И.В. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности / И.В. Малыгина. - М. : МГУКИ, 2005. - 282 с.
170. Малышееский, H.H. О церкви и иконе св. Богородицы под названием «Пирогоща», упоминаемых в летописи и в Слове о полку Игореве / И.И. Малышевский // Чтения в историческом обществе Нестора-летописца. -СПб., 1891. - Кн. 5. - Отд. 5. - С. 113-133.
171. Маханъко, М. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века / М. Маханько. - М. : БуксМАрт, 2015. -432 с.
172. Милъкое, В.В. Осмысление истории Древней Руси / В.В. Мильков. - М. : Алетейя, 2000. - 384 с.
173. Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахерн-ской в России : сб. статей / авт.-сост. : C.B. Гнутова, Г.В. Сидоренко, И.М. Соколова. - М. : Декарт, 2005. - 88 с.
174. Муан, Ж. Краткий очерк развития мариологического учения / Ж. Муан // Символ. - 1984. - Вып. 11. - С. 76-88.
175. Муравьёв, А.Н. Путешествие по святым местам русским / А.Н. Муравьёв. - М. : Институт русской цивилизации 2014. - 768 с.
176. Муратов, П.П. Русская живопись до середины XVII века. История русского искусства / П.П. Муратов. - СПб. : Библиополис, 2009. - Т. 2. -464 с.
177. Надеждин, H.H. Изображение Божией Матери / Н.И. Надеждин // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. - М. : Прогресс, 1993. - С. 65-70.
178. Найденова, Л.П. Христианские мотивы регулирования социального поведения в России XV-XVI веков / Л.П. Найденова. - М. : ИРИ РАН, 2013. - 248 с.
179. Неженец, H.H. Русь соборная в образном слове, или Искусство художественности / Н.И. Неженец, А.Н. Неженец, Е.М. Реуцкая. - М. : Раритет, 2011. - 472 с.
180. Некрасов, А.Н. Великий Новгород и его художественная жизнь / А.И. Некрасов. - М. : Т-во «В.В. Думнов, наел. бр. Салаевых», 1924. - 95 с.
181. Некрасов, А.Н. Возникновение московского искусства / А.И. Некрасов. - М. : Ин-т археологии и искусствознания РАНИОН, Мосполиграф, 1929. - T. I. - 245 с.
182. Некрасов, А.Н. Древнерусское изобразительное искусство / А.И. Некрасов. - [М.] : Изогиз, Полиграфтехникум, 1937. - 395 с.
183. Некрасов, А.И. Древний Псков и его художественная жизнь / А.И. Некрасов. - М. : Т-во «В.В. Думнов, наел. бр. Салаевых», 1923. - 74 с.
184. Николов, П.Н. Богословие иконы (опыт исторического изложения догмата иконопочитания) : дис. ... канд. богословия / П.В. Николов ; Московская духовная академия. - Сергиев Посад, 2000. - 164 с.
185. Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / ред.-сост. A.M. Лидов. - М. : Индрик, 2009. - 912 с.
186. Панарин, A.C. Православная цивилизация в глобальном мире / A.C. Панарин. - М. : Алгоритм, 2002. - 496 с.
187. Перцев, Н.В. О некоторых приемах изображения лица в древнерусской станковой живописи XII-XIII вв. / Н.В. Перцев // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. 8. - Л. : ГРМ, 1964. - С. 89-92.
188. nempie, I.M. Богородиця: ютор1я культу / I.M. Петр1в. - К. : Видав-ництво пол1тично1 л1тератури Украши, 1990. - 123 с.
189. Плюханова, М.Б. «Богородичное возрождение»: к постановке проблемы / М.Б. Плюханова // Древняя Русь. Пространство книжного слова. Историко-филологические исследования. - М. : Языки славянской культуры, 2015. - С. 256-293.
190. Повесть временных лет. Любое издание.
191. Подлинник иконописный. - М. : Паломник, 1996. - 250 с.
192. Подобедова, О.И. Икона «Введение во храм» XV века из собрания Московской духовной академии / О.И. Подобедова // Древнерусское искусство XV-XVII веков : сборник статей. - М. : Искусство, 1981. - С. 137138.
193. Подобедова, О.И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40-х - 70-х годов XVI в. / О.И. Подобедова. - М. : Наука, 1972. - 198 с.
194. Покровский, Н.В. Евангелие в памятниках иконографии / Н.В. Покровский. - М. : Прогресс-традиция, 2001. - 564 с.
195. Покровский, Н.В. Русские иконы / Н.В. Покровский // Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. - СПб. : Тип. А. Лопухина, 1900. - С. 376-397.
196. Полное собрание русских летописей : Т. 2: Ипатьевская летопись. -СПб. : Тип. М.А. Александрова, 1908. - 638 с.
197. Попова, О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в. Его связи с Византией / О.С. Попова. - М. : Искусство, 1980. - 256 с.
198. Рагэн, И. Книга о Марии / И. Рагэн // Символ. - 1984. - Вып. 11. - С. 9-75.
199. Ранкур-Лаферъер, Д. Традиция почитания икон Богоматери в России глазами американского психоаналитика / Д. Ранкур-Лаферьер. - М. : Ла-домир, 2005. - 352 с.
200. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Раушенбах. - СПб. : Азбука-классика, 2002. - 320 с.
201. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи / Б.В. Раушенбах. - М. : Наука, 1975. - 185 с.
202. Ремизов, В.А. Ценностно-мировоззренческий анализ культуры личности : автореф. дис. ... докт. культурологии : 24.00.01 / В.А. Ремизов ; Мое. гос. ун-т к-ры и иск-ва. - М., 2000. - 60 с.
203. Ровинский, Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века / Д.А. Ровинский. - СПб. : Изд. A.C. Суворина, 1903. - 333 с.
204. Рубан, Ю.И. Благовещение Пресвятой Богородице / Ю.И. Рубан. - Л. : Хронограф, 1991. - 144 с.
205. Рыжов, Ю.В. Философия иконы в традиции Востока и Запада / Ю.В. Рыжов // gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Article/ryjov_filikon.php
206. Рындина, К.А. Специфика ценностно-ориентационных составляющих художественной культуры переходных периодов в истории России : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / К.А. Рындина ; Гос. акад. славян. культуры. - М., 2008. - 210 с.
207. Саликова, Э.П. Отражение исторических константинопольских реалий в иконографии иконы последней четверти XIV века «Похвала Богоматери с Акафистом» / Э.П. Саликова // Проблемы русской средневековой художественной культуры. - М. : ГММК, 1990. - С. 45-56.
208. Сарабъянов, В.Д. История древнерусской живописи / В.Д. Сарабья-нов, Э.С. Смирнова. - М. : ПСТГУ, 2007. - 752 с.
209. Сараф, М.Я. Опыт типологии культуры / М.Я. Сараф. - Голицыно : Голицынский военный институт ФПС, 2003. - 100 с.
210. Сафронов, Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности / Б.В. Сафронов. - М. : Знание, 1984. - 96 с.
211. Сахаров, И.П. Исследования о русском иконописании / И.П. Сахаров. - СПб. : Тип. Я. Трея, 1850.
212. Сергий Радонежский и русское искусство второй половины XIV -первой половины XV века в контексте византийской культуры. Тезисы докладов международного научного симпозиума. Москва, 10-12 ноября 2014 года. - М. : ГИИ, 2014. - 54 с.
213. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 63-е / Симеон Новый Богослов // Симеон Новый Богослов. Творения : в 3 т. - М., 1890. - Т. 2. - С. 108-125.
214. Синявина, Н.В. История русской культуры / Н.В. Синявина. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 314 с.
215. Скабалланович, М.Н. Введение во храм Пресвятой Богородицы / М.Н. Скабалланович. - К. : Изд. журнала «Проповеднический листок», 1916. - 115 с.
216. Скабалланович, М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы / М.Н. Скабалланович. - К. : Пролог, 2004. - 190 с.
217. Скабалланович, М.Н. Рождество Христово / М.Н. Скабалланович. -
Джорданвилль : Тип. прп. ИоваПочаевского, 1979. - 196 с.
218. Скабалланович, М.Н. Успение Пресвятой Богородицы / М.Н. Скабал-ланович. - К. : Пролог, 2003. - 190 с.
219. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. - М. : Издание Русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря, 1904. - 394 с.
220. Смирнова, Э.С. Икона Древней Руси. XI-XVII вв. / Э.С. Смирнова // История иконописи. - М. : ИП СИВ, 2010. - С. 119-164.
221. Смирнова, Э.С. «Смотря на образ древних живописцев». Тема почитания икон в искусстве Древней Руси / Э.С. Смирнова. - М. : Северный паломник, 2007. - 384 с.
222. Снегирев, И.М. Взгляд на православное иконописание / И.М. Снегирев // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антология. - М. : Прогресс, 1993. - С. 101-112.
223. Соколова, И.М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Московского Кремля / И.М. Соколова // Древнерусское искусство: Исследования и атрибуции. - М. : Наука, 1997. - С. 413-427.
224. Соколова, М.Н. (монахиня Иулиания). Труд иконописца / М.Н. Соколова. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 225 с.
225. Солоухин, В.А. Чёрные доски / В.А. Солоухин. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 448 с.
226. Столович, Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал / Л.Н. Столович. - М. : Искусство, 1969. - 351 с.
227. Суминова, Т.Н. Художественная культура как информационная система : мировоззренческие и теоретико-методологические основания : дис. ... докт. филос. наук : 24.00.01 / Т.Н. Суминова ; Мое. гос. ун-т к-ры и иск-в. - М., 2006. - 342 с.
228. Тарасов, О.Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России / О.Ю. Тарасов. - М. : Прогресс-культура, Традиция, 1995. - 496 с.
229. Трубецкой, E.H. Два мира в древнерусской иконописи / E.H. Трубецкой // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антология. - М. : Прогресс, 1993. - С. 220-246.
230. Трубецкой, E.H. Россия в её иконе / E.H. Трубецкой // Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск : Сибирь XXI век, 1991. - С. 71-101.
231. Трубецкой, E.H. Умозрение в красках / E.H. Трубецкой // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антология. - М. : Прогресс, 1993. - С. 195-219.
232. Тюлъкин, В.И. Художественно-композиционный анализ Богородичных икон : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / В.И. Тюлькин ; РГПУ. - СПб., 2009. - 153 с.
233. Успенский, Б.А. Семиотика искусства. Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве / Б.А. Успенский. - М. : Языки русской
культуры, 1995. - 360 с.
234. Успенский, Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л.А. Успенский. - Переславль : Изд-во Братства во имя святого князя Алек-сандраНевского, 1997. - 656 с.
235. Федоров, A.B. Тайна царской святыни. История Феодоровской иконы Божией Матери / A.B. Федоров. - СПб. : Царское дело, 2012. - 208 с.
236. Феодор Студит. Послание к Платону о почитании икон / Феодор Студит // Символ. - 1987. - Вып. 18. - С. 249-252.
237. Филатов, В.В. Словарь изографа / В.В. Филатов. - М. : Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1997. - 288 с.
238. Флоренский, П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству / П.А. Флоренский. - СПб. : Мифрил, Русская книга. - 365 с.
239. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство и духовный мир человека / Ю.У. Фохт-Бабушкин. - М. : Знание, 1982. - 110 с.
240. Царевская, Т.Ю. Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси второй половины XIV века / Т.Ю. Царевская. - М. : Северный паломник, 2007. - 616 с.
241. Ченцова, В.Г. Икона Иверской Богоматери (Очерк и истории отношений Греческой церкви с Россией в середине XVII в. по документам РГАДА) / В.Г. Ченцова. - М. : Индрик, 2010. - 416 с.
242. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / ред.-сост. A.M. Ли-дов. - М. : Мартис, 1996. - 560 с.
243. Шалина, И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии / И. А. Шалина. - М. : Индрик, 2005. - 536 с.
244. Шалина, И.А. Чудотворная икона Богоматерь Одигитрия и ее вторничные хождения по Константинополю / И.А. Шалина // Искусство христианского мира. - 2003. - № 7. - С. 51-74.
245. Шафажинская, Н.Е. Монастырская просветительская культура России / Н.Е. Шафажинская. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 232 с.
246. Шибаева, М.М. Культура в «зеркале» русской мысли / М.М. Шибаева. - М. : МГУКИ, 2001. - 250 с.
247. Шибаева, М.М. Русская эстетика: опыт исканий и обретений : учеб. пособие / М.М. Шибаева. - М. : МГУКИ, 2012. - 138 с.
248. Шнуровозова, Т.В. 200 православных исцеляющих икон / Т.В. Шну-ровозова. - М. : Рипол Классик, 2010. - 328 с.
249. Щенникова, Л.А. Владимирская икона Божией Матери. Главная святыня России / Л.А. Щенникова. - СПб. : Метропресс, 2013. - 76 с.
250. Этингоф, O.E. К иконографии «ласкающей Богоматери» («Гликофи-лусы») / O.E. Этингоф // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. - Л. : ДмитрийБуланин, 1995. - С. 96-115.
251. Этингоф, O.E. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. / O.E. Этингоф. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 312 с.
252. Юрьева, Т.В. Православный иконостас как культурный синтез : дис.
... докт. культурологии : 24.00.01 / T.B. Юрьева ; Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2006. - 566 с.
253. Языкова, И.К. Богословие иконы / И.К. Языкова. - М. : Общедоступный православный университет, 1995. - 118 с.
254. Языкова, И.К. Богословские основы иконы и иконография : История иконописи / И.К. Языкова, игумен Лука (Головков) ; под ред. Т.В. Моисеевой. - Тверь : Тверской полиграфический комбинат, 2010. - 287 с.
255. Angelidi, С. The Veneration of the Virgin Hodegetria and the Hodegon Monastery / C. Angelidi, T. Papamastorakis // Mother of God. Representations of the Virgin in Byzantine Art / ed. M. Vassilaki. - Athens : Skira, 2000. -P. 373-387.
256. Bara, A. From the Holy Scriptures to Holy Images. The Gospels in Icons according to the Eastern Orthodox Tradition / A. Bara. - Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. - 88 p.
257. Cracco, G. Alle origini dei santuari mariani: il caso di Loreto / G. Cracco // Loreto crocevia religioso traltalia, Europa e Oriente. - Brescia, 1997. - P. 97164.
258. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfürstentums Moskau. - Berlin-Leipzig, 1933. - 103 p.
259. Ostrogorskij, G. Les decisions du Stoglav» concernant la peinture d'images et les principes de l'iconographie byzantine / G. Ostrogorskij // Orient et Byzance, premier Recueil a la memoire de Th. Ouspensky. - Paris, 1930. -P. 395-402.
260. Pentcheva, B. The Activated Icon: The Hodegetria Procession and Mary's Eisodos / B. Pentcheva // Images of the Mother of God. Perceptions of the The-otokos in Byzantium / ed. M. Vassilaki. - L. : Routledge, 2004. - P. 195-208.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.