Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Мозговой, Александр Викторович

  • Мозговой, Александр Викторович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 128
Мозговой, Александр Викторович. Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Ростов-на-Дону. 2004. 128 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Мозговой, Александр Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

§1.1. Ценность досуга для современного человека.

§ 1.2. Коммуникативные ценности современного человека.

§1.3. Социальные ритуалы и потребность в самореализации.

Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА ПУТЕШЕСТВИЙ, ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ОСООБЕННОСТИ.

§ 2.1. Пространственное движение человека: путешествие как бегство и как познание

§ 2.2. Путешествие как социокультурный феномен: коммуникативный и познавательный моменты.

§ 2.3. Поиск себя в пространственных перемещениях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе»

Актуальность проблемы. В конце XX - начале XXI вв. путешествия становятся неотъемлемой частью жизни большей части населения земного шара. Многообразие маршрутов и направлений, по которым можно путешествовать, увеличивается с каждым годом.

Объяснить популярность путешествий в наше время, на наш взгляд, можно двумя причинами. Во-первых, во второй половине XX в. происходят кардинальные перемены в образе жизни человечества, связанные с перераспределением рабочего и нерабочего времени. В результате стремительного развития технических средств и увеличения производительности труда высвобождается значительная часть времени и возникает проблема его использования. Теперь на развитие человека оказывают влияние не только работа и карьерный рост, но и те занятия, которые наполняют свободное от работы время. А эти занятия, по словам А.Э. Мурзина, включают в себя весь спектр как позитивных, так и негативных, с социальной точки зрения, жизненных проявлений \

С увеличением количества свободного времени все более актуализируется вопрос проведения его вне дома и пределов города как один из способов повышения качества жизни. Загородные поездки на выходные или в отпуск становятся хорошим тоном, престижным занятием, ориентиром в уровне жизни и показателем позиции, которую допустимо и желательно занимать на социальной лестнице.

Вторая причина, по которой становится актуальным изучение социальных практик путешествий, - развитие международных экономических

1 См.: Мурзин А.Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социол. исслед. 1993. №

11. С. 96. I 3 связей и, как следствие, увеличение числа деловых поездок, что расширяет интерес гуманитарных наук к данной проблеме .

Путешествие исследуется в маркетинге (как сфера бизнеса и как рынок рекреационных услуг), изучается с точки зрения одного из аспектов глобализации общества и возросших технических возможностей. Но нас интересует иной подход: что такое путешествие как культурная форма практик индивида.

Выступая в качестве досуговой деятельности, путешествия, на наш взгляд, являются сферой свободной самореализации современного человека и свободного проявления личностных качеств в разных социальных средах. С изменением географического положения человек субъективно меняет привычное социальное положение, соответствующий ему ролевой набор и стиль поведения. Он может чувствовать себя более свободно и раскованно или более ответственно и напряженно (в зависимости от социальной уплотненности окружающего пространства). Поэтому изучение путешествий как свободной досуговой деятельности представляет интерес и для рассмотрения ролевых моделей человеческого поведения.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, обосновывая актуальность избранной темы, - роль путешествий в формировании образов местностей, которые посещает человек, распространении стерео-типизированных представлений об этих территориях3.

Таким образом, путешествие как социальная практика несет на себе значительную социокультурную нагрузку (изменение социального поведения, формирование образов территорий, стремление к самореализации и повышению качества жизни), которая может быть изучена социологиче2

Замятин Д.Н. Образы путешествий: социальное освоение пространства // Социол. ис след. 2002. № 2. С. 21.

3 Замятин Д.Н. Указ. соч. С. 14. скими средствами.

Степень разработанности проблемы. Путешествие как социальное явление включает в себя целый ряд аспектов, позволяющих наиболее полно раскрыть выбранную нами тематику.

Так как путешествия являются частью досуговой деятельности современного человека, в задачи нашего исследования входило рассмотрение значимости досуга. Данный аспект мы раскрывали при помощи методологических разработок в сфере досуга таких ученых, как Т.Г. Анакшина, И.А. Бутенко, Ю.А. Васильчук, Ж.Р. Дюмазедье, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Р.В. Рывкина, Р.А. Стеббинс, Г. Тард,, Э. Хьюз. Теоретические положения и практические выводы, содержащиеся в работах этих авторов, позволили обосновать роль досуга как такового в жизни современного человека, а также значимость качества проведения свободного времени в современном обществе.

При выявлении коммуникативных ценностей современного человека мы обратились к научным трудам В.И. Бойко, И.Р. Купер, Е.Е. Сапелки-ной, А.И. Соловьева. Исследовать данный аспект коммуникативного взаимодействия мы смогли, опираясь на работы И.Макаровой, С. Московичи, Т. Шибутани; привлекая разработки теории коммуникативных аспектов социального капитала Н.Бусовой; раскрывая значимость коммуникативных способностей современного человека, освещенную в трудах 3. Баумана, Дж. Нэсбитта, П. Штомпки, П. Эбурдин,

Рассматривая социальный ритуал как рамки, в которых происходит самореализация личности в повседневной жизни, мы обратились к работам ученых, исследовавших данную проблематику: А.Л. Барковой, Л.Г. Иони-на, Р. Мертона, В.Н. Нечипуренко, И.А. Шмерлиной. В диссертационную работу интегрированы идеи самореализации личности в современном обществе (ЮА. Васильчука, B.JI. Иноземцева, Р.Х. Ганиевой, А.В. Матецкой, И.В. Морозовой, Р.А. Стеббинса, JL Туроу, Ч. Хенди).

С целью выявления мотивов пространственных перемещений человека из одной точки пространства в другую, в диссертации использованы разработки российских и зарубежных ученых в области теории миграции: идеи теории миграции Ж.А. Зайончковской, B.JI. Иноземцева, В.А. Ионце-ва, В.М. Моисеенко, О.С. Чудиновских; исследования тендерных аспектов пространственных перемещений Е.В. Тюрюкановой. Исторические причины путешествий описаны в трудах В.А. Квартальнова, А.А. Крючкова. Путешествие как социокультурный феномен рассматривается в научных работах А.Ю. Александровой, М.Б. Биржакова, Г. Ваккермана, И.В. Зорина, В.А. Квартальнова. Для выяснения современных особенностей путешествий как социального явления использовались данные, опубликованные в журнале «Секрет фирмы», исследования особенностей итальянского туризма В. Бабашева. Для решения поставленных задач также привлечены идеи, содержащиеся в работах Д.Н. Замятина.

Изучая проблему поиска себя в пространственных перемещениях, мы опирались на ролевую концепцию личности, представленную в трудах Ю.Г. Волкова и И.В.Мостовой, Н. Смелзера, Дж. Мида, теорию реального и идеального «Я» А. Фернхема и П. Хейвена, публикации А. Глейзера о пространственных перемещениях человека, А.А. Резванова — о межпоко-ленческих различиях в проведении досуга. При рассмотрении проблемы карнавальности и перевоплощения в путешествии привлекались результаты исследований ритуалов и зрелищ Д. Хандельмана. Такой анализ дал возможность установить взаимосвязь между поиском себя в пространственном перемещении и ассоциированием с образами желаемых социальных ролей.

Рассмотрение данных научных трудов позволило в рамках современной социологической теории выявить, типизировать и описать мотивы и причины, побуждающие людей отправляться в путешествия, проанализировать их социальную значимость.

Объектом исследования в работе выступает путешествие как особый вид социокультурной практики людей в современном обществе.

Предмет исследования - социокультурная мотивация путешествий.

Цель исследования состоит в анализе культурных предпосылок и социальных мотивов путешествий современного человека в контексте общих изменений сферы досуговой (свободной) самореализации личности.

Задачи исследования:

• выявить ценность досуга для современного человека;

• определить значение социокоммуникативного взаимодействия в современном обществе;

• показать возможности социальной самореализации личности в повседневной жизни через социальный ритуал;

• установить причины и раскрыть мотивационные основания пространственных перемещений человека;

• описать путешествие как социокультурное явление через его коммуникативный и познавательный аспекты;

• рассмотреть возможности социальной самореализации человека в пространственных перемещениях.

Гипотеза исследования. Путешествие является в современном мире неотъемлемой частью образа жизни человека и поэтому может быть рассмотрено как досуговая (альтернативная) форма самореализации личности, поскольку она ориентирована на человека, оказывает влияние на стандарты коммуникативного взаимодействия, отношения между людьми и странами, на формирование единого социально-экономического и культурно-познавательного пространства.

Теоретико-методологической основой исследования является рассмотрение путешествий в современном мире как сферы досуговой самореализации личности в условиях свободного выбора социальных практик.

Методологическую базу исследования составляют основные принципы анализа цивилизации досуга Ж. Дюмазедье, теории постиндустриального общества B.JI. Иноземцева, теории социальных коммуникаций, теории миграции, ролевой концепции личности, исследования ритуалов Д. Хандельмана. Автор опирался на методологические подходы в исследовании повседневности, принципы изучения социального взаимодействия и институциональные подходы.

Научная новизна проведенного исследования может быть сформулирована следующим образом: при рассмотрении ценности досуга для современного человека установлено, что значимость досуга возрастает по мере увеличения объемов материального производства и сфера досуга наряду с профессиональной деятельностью становится важнейшей сферой личностной самореализации человека; выявлено, что повышение уровня развития средств передачи информации способствует деформализации пространственного межличностного взаимодействия, смягчая предписания сложившихся норм и правил социального контакта, что позволяет в более полной мере реализовать заложенное в субъектах общения творческое начало и актуализирует игровой аспект коммуникации; определено, что соблюдение социальных ритуалов в процессе пространственных перемещений способствует повышению социального положения индивида и его личностной самореализации в рамках формально предписанных норм поведения, а игнорирование ритуальных форм поведения влечет за собой порицание со стороны референтной группы; раскрыта социально-психологическая и социокультурная мотивация, побуждающая человека к переездам, что позволяет конкретизировать рекламно-маркетинговые стратегии, нацеленные на продвижение туристических услуг и расширение потребностей в этом виде досуговой деятельности; подтверждено, что путешествия как социокультурное явление, их социальные цели и значение изменяются по мере развития общества и сложившейся системы ценностей, а также характера социально-экономических отношений, технологического уровня и совершенствования самого человека; показано, что поиск себя в пространстве связан, прежде всего, с поиском оптимальных социальных ролей и образов, с которыми идентифицирует себя человек. Компенсация идентичности достигается в основном за счет элементов карнавальности, присущих досуговой социальной жизни.

Положения, выносимые на защиту:

1. Досуг - часть образа жизни конкретного человека и общества в целом, его значение для человека зависит от преобладающих в обществе ценностей и существующих стандартов жизнедеятельности; он предоставляет возможность для свободной творческой реализации личностных свойств и в этом качестве выступает индикатором социального успеха личности, что прямо проявляется в характере путешествий.

2. Специфика коммуникативного взаимодействия в современном обществе состоит в способности субъектов переводить его из русла формальных в русло неформальных отношений. Взаимодействие приобретает все более личный и деформализованный характер. При этом, чем выше уровень формализации и ролевых предписаний обыденного межличностного взаимодействия, тем сильнее стремление субъектов общения к выходу за рамки формального взаимодействия, в том числе посредством более или менее продолжительной смены актуального социального окружения в процессе путешествий.

3. Ритуалы являются социально значимой необходимостью, наделяющей человеческое поведение символическим смыслом и упорядочивающей социальную жизнь. Современное общество с характерным для него многообразием, поликультурностью и гибкостью позволяет человеку освободиться от жесткого контроля коллектива, отойти от многих общепринятых форм поведения (ритуалов) и придать более индивидуализированный характер своему социальному бытию посредством перемещения и коммуникативного переключения личности в социальном пространстве.

4. Путешествия представляют собой добровольные пространственные перемещения человека, они могут осуществляться не только в физическом, но и в образном пространствах и имеют социокультурные и психологические основания, побуждающие человека к переездам: во-первых, необходимость удовлетворения валеологических, когнитивных и эстетических потребностей; во-вторых, постоянное стремление человека к улучшению жизненных условий; в-третьих, потребность в рекреации.

5. Как социокультурное явление путешествие выполняет преимущественно две функции: познавательную и коммуникативную. При этом коммуникативная деятельность путешественника направлена на интенсивность информационного обмена и межкультурную проницаемость, а познавательная деятельность в путешествии опосредуется качеством каналов коммуникации. Познание способствует личностному развитию и самореализации путешественника, повышению его культурного уровня.

6. Элемент карнавальности, свойственный практике путешествий, оказывает релаксационный эффект на путешественника, преобразуя социальное поведение человека из обязательного и регламентируемого в свободное и творческое, что позволяет считать социальную практику путешествий сферой досуговой самореализации человека.

Научно-практическая значимость работы. Выводы данного исследования могут быть использованы при организации конкретно-социологических исследований досуга и путешествий, анализе практики социальных ритуалов, а также чтении курсов «Социология культуры», «Социология досуга», «Социология и психология личности».

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в выступлениях автора на научно-практических конференциях, опубликованы в материалах III Всероссийского философского конгресса и других публикациях автора работах общим объемом 4,3 п.л.

Результаты диссертационного исследования использованы в работе Администрации г. Ростова-на-Дону и Администрации г. Сочи Краснодарского края.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (105 источников).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Мозговой, Александр Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании мы попытались раскрыть один из аспектов проведения досуга современным человеком - аспект путешествий и поиска себя в этих путешествиях, а теперь подведем итог.

Прежде всего отметим, что значимость и актуальность путешествий как социокультурного феномена возрастает по мере увеличения доли свободного времени и потребности в коммуникативном обмене в жизни человека.

Как мы могли увидеть, свободное время в современном мире представляет ценность не только в индивидуальном, но и в более широком, социальном масштабе. Его наполненность, конструктивное и рациональное использование зависят от личной культуры, жизненных установок и стремлений человека, а также от преобладающих в обществе ценностей.

Доля свободного времени будет возрастать прямо пропорционально развитию технических средств и увеличения их использования в трудовой и повседневной бытовой жизни человека. Современная информационная эпоха предоставляет, с одной стороны, еще большие возможности для разнообразия досуга и развития личности, а, с другой, дает столько свободного времени, что оно будет значительно превосходить способность человека использовать его конструктивно. Чем больше будет становиться свободного времени, тем более актуальными будут проблемы, связанные с его проведением, тем более разнообразными и оригинальными будут становиться способы его проведения.

Мы говорили о том, что чем разнообразнее у человека работа, тем более разнообразным оказывается свободное время. Принимая во внимание тот факт,что по мере социального развития общества многообразие стилей жизни и профессий в будущем будет только увеличиваться - можно только предположить, насколько сильно возрастет разнообразие возможных вариантов проведения досуга в будущем, когда стиль жизни членов общества станет более разнообразным.

В настоящее время значимость и важность свободного времени в жизни человека настолько велика, что объем и качество досуга являются сегодня не только специфической формой богатства, цр и индикатором социального статуса и социального успеха личности.

Досуг актуализирует проблему свободного межличностного общения.

В современном мире межличностная коммуникация, как канал, опосредующий межличностное общение, сохраняет ведущую роль в формировании личности и ее отношений с внешним миром. В сложных процессах современного общества межличностная коммуникация выступает как противовес массовой коммуникации, опосредуя ее влияние на личность.

Неформальная коммуникация, обнаруживающая себя, как правило, в свободное время, как фактор свободной реализации личности, предоставляет человеку возможность выйти за рамки сугубо формального, ролевого взаимодействия, почувствовать себя в другом качестве, увидеть новые миры. Предоставляя возможность человеку отойти от традиционных форм социального взаимодействия, «примерить» на себя иные роли кроме тех, которые ему навязываются социумом и. формальными организациями, неформальная коммуникация непременно возвышает самоценность человеческой личности и человеческое достоинство.

Ценность неформальной коммуникации для современного человека состоит в том, что в процессе данного социкоммуникативного взаимодействия человек освобождается от формально предписанных норм и правил социального взаимодействия, сохраняя при этом индивидуальный стиль общения и индивидуальные особенности личности.

Современные средства передачи информации позволяют субъектам общения вступать в самые разные неформальные коммуникации, оставаясь при этом в тени, сохраняя свою безопасность и принимая на себя самые разные неформальные роли.

Транснациональный характер современных коммуникаций предполагает постоянное обращение к инокультурному материалу, к привнесенным и неукорененным в национальной культуре стандартам и стереотипам мышления и поведения, практической деятельности.

Повседневная жизнь человека регламентирована и пронизана ритуальными формами поведения. Мы говорили, что ритуал упорядочивает социальную жизнь, поощряя или наказывая тех, кто, соответственно, следует признанному ритуалу и тех, кто его игнорирует.

Современное общество с характерным для него многообразием, поликультурностью и гибкостью позволяет человеку освободиться от жесткого контроля коллектива, отойти от многих общепринятых форм поведения (ритуалов) и придать более индивидуализированный характер, учитывая, прежде всего, свои личные интересы.

Путешествия развиваются и эволюционируют вместе процессами, происходящими в самом обществе. Два аспекта путешествия - коммуникация и познание являются его неотъемлемой частью. Коммуникативная деятельность путешественника направлена на достижение межкультурного сотрудничества. Познание в путешествии опосредуется адекватностью каналов коммуникации. Туризм как частный аспект путешествий и составная часть досуговой деятельности вбирает в себя те же социокультурные смыслы, что и досуг и путешествия.

Мы выяснили, что мотивы, побуждающие человека сниматься с места и оправляться в путешествие, имеют, как правило, социально-психологическую природу и, зачастую, являются следствием неудовлетворенности человека текущими жизненными обстоятельствами.

Здесь, в заключении, мы можем добавить, что еще одним мотивом, побуждающим человека к путешествиям, является мотив поиска себя, ухода от ритуализованной повседневности, принуждающей выполнять обязательные нормы и поиск возможностей социальной релаксации, позволяющей «отдохнуть ото всех».

Мы постарались показать, что поиск себя в пространстве связан прежде всего с поиском тех социальных ролей и образов, с которыми идентифицирует или хотел бы себя человек. Подобная идентификация достигается, в основном, за счет элементов карнавальности, присущих досуговой социальной жизни. Карнавальность социального взаимодействия, достигаемая за счет анонимности в условиях смены актуального окружения и пространства способствует социальной релаксации человека, находящегося в условиях высокой социальной и профессиональной напряженности, а также позволяет достичь самореализации в условиях воображаемой перемены социальных ролей.

Таким образом, общий вывод, который мы можем сделать, будет следующим.

Путешествие есть сфера досуговой самореализации личности, которая позволяет посредством неформального коммуникативного обмена и отступления от предписанных норм и правил на время изменить свой привычный образ жизни и выступить в не совсем привычной для себя роли, выводя человека, тем самым, на новый уровень познания и личного развития.

Данное исследование - попытка обозначить общесоциальные характеристики путешествий, рассмотреть его как социокультурный феномен и» вывить основные аспекты самореализации личности в сфере путешествий.

Учитывая также, что социокультурные аспекты путешествий - мало исследованная гуманитарными науками область, а сами путешествия как социальная практика получают все большее и большее распространение, -поле для дальнейших социологических и иных гуманитарных исследований будет только расширяться вместе с развитием различных видов и способов путешествий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Мозговой, Александр Викторович, 2004 год

1. Азар В. Туризм - еще один феномен XX века // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1999. №10. С.28-31; №11. С.30-33; 2000. №1. С.56-58 .

2. Александрова А.Ю. Географические аспекты эволюции междуна-. родного туризма // Вестник Московского Ун-та. Сер.5. География. 2002. №5. С. 15-19.

3. Анакшина Т. Г. Досуг интеллигенции в Ульяновске // Социологические исследования 2001 № 12. С. 97- 102.

4. Бабашев Л. Туризм как отрасль итальянской экономики // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 2. С. 132- 136.

5. Баркова А.Л. Новый год: символика современного ритуала // Человек. 2002.№1. С. 51-60. ■

6. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М. 2001. 300с.

7. Беккер Г. Теория распределения времени // США: экономика, политика, идеология. 1996. № 1; № 2. С.114-127.

8. Бестужев-Лада И.В. Будущее свободного времени // Клуб. 1998. №6. С. 19-20.

9. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М. 2001. 150 с.

10. Бобков И.В. Нормативная модель досуга // Социологические исследования. 1989. № 2. С.71-74.

11. Бойко В. И. Ценности меняющегося мира (методология исследования) // Гуманитарные науки в Сибири 1995 №2. С. 3-8.

12. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. М, 1999. Т1, с.145

13. Бусова Н. А. Культурные корни социального капитала //Социс 1999 №8.

14. Бутенко И. А. Качество свободного времени у богатых и бедных// Социологические исследования 1998 №7. С. 84-89.

15. Ваккерман Г. Транспорт, торговля, туризм и мировая экономическая система // Международный журнал социальных наук. 1997. № 18. С. 25-45.

16. Васильчук Ю. А. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения 1997 № 9.

17. Васильчук Ю.А. Трансформация потребностей — развитие личности и общества//Полис. 1994 №.5. С. 6-22.

18. Власова А.Н. Свободное время женщин и их общественная жизнь // Женщины в общественных объединениях: Сб. ст. М., 1992. С.54-65.

19. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. М. 1999.370 с.

20. Воробьева Е. За круизами будущее // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 3.

21. Ганиева P. X. Современные психологические теории личности // Гманитарные и социально-экономические науки. 2002. №2. С. 24.

22. Гидденс Э. Социология. М., 1999, с. 100

23. Глейзер А. «Помещенные Я»: пространственная герменевтика я и другого (по данным опросов полицейских в объединенной Германии) // РЖ «Социология». Сер. 11. 1999. № 3. С. 169-175.

24. Городецкий П.Г. Социально-демографические аспекты туризма // Социол. Исследования. 1985. № 4. С.90-94.

25. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А.Д.Чудновского. М., 1998. 352 с.

26. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. М., 1996.312 с.

27. Гэйм Э. Путешествие // РЖ «Социология». 2000. № 1. С. 16-21.

28. Давыдов А.А. Модель социального времени // Социологические исследования. 1998. № 4. С.98Ч 01.

29. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 1. С.83-88

30. Загладина С.М. Индустрия досуга // США: экономика, политика, идеология. 1974. № 2. С.80-89.

31. Зайончковская Ж.А. Внутренняя миграция в России и СССР в XX веке как отражение социальной модернизации // Мир России. 1999. № 4. С. 20-38.

32. Замятин Д.Н. Образы путешествий: социальное освоение пространства // Социологические исследования. 2002. №2. С. 12-21.

33. Золотов А.В. Норма свободного времени как показатель социально-экономического развития // Социологические исследования. 1999. № 12. С.71-76.

34. Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма. С. 267.

35. Зоркая Н. Коммуникативная активность москвичей: чтение книг, газет, журналов // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997. № 4. С. 18-21.

36. Инглехарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества//Полис 1997 №4.

37. Иноземцев B.JI. За пределами экономического общества. М.,1998.

38. Иноземцев B.JI. Иммиграция: новая проблема нового столетия (историко-социологический очерк) // Социс 2003 .№4.

39. Иноземцев B.JI. Экспансия творчества вызов экономической эпохе // Политические исследования. 1997. № 5. С.110-123.

40. Ионин JI. Г. Социология культуры. М., 2000. С. 132.

41. Ионцев В.А. Время великих кочевий // Дружба народов. 2001. №

42. Каргин А.С., Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации // Традиционные формы досуга: история и современность. М., 1993. С. 11-50.

43. Квартальнов В.А. Туризм. М. 2002. 225 с.

44. Квартальнов В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность. Киев. 1989. С. 5.

45. Кисилева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992.

46. Клейберг Ю.А. Программа курса «Социология культуры и досуга» // Социологические исследования. 1993. № 7. С.35-41.

47. Кобяк М. Мировой рынок гостинично-туристских услуг // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 2. С.46-48.

48. Командировка «под ключ»; Путешествие по американски // Секрет фирмы. 2003. № 10. 2 июня 15 июня. С. 62-67.

49. Коммуникация и концепция информационного общества. Социальная реализация информации и умножение новости человеческого события // http: www.humanities.edu.ru

50. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д., Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Пер. с англ. М., 1998. С.710.

51. Кравченко С.А. Модель «общества досуга и развлечений»: Мифы и действительность // Научный коммунизм. 1986. № 5.

52. Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. М. 1999. 189 с.

53. Купер И. Р. Гипертекст* как способ коммуникации // http: www.nir.ru/socio/scipub

54. Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. Сборник обзоров. М. 1987. С. 12-20.

55. Лоусон Т., Тэррод Дж. Социология А -Я. Словарь-справочник. М., 2000, с. 107

56. Льюис Р. Д. Деловые культуры в современном мире. М., 2001.420 с.

57. Макарова И.В. Неформальная коммуникация (социально-филососфский анализ). Дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2003г. 160 с.

58. Маринин М. Как измерить выгоду от туризма? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 9. С.6-7.

59. Матецкая А.В. О типах и направлениях самореализации личности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2000. № 1.

60. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология. Хрестоматия. Сост. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. М., 2003'. 388 с.

61. Моисеенко В.М., Чудиновских О.С. Теория человеческого капитала и исследования миграционных процессов в России // Проблемы прогнозирования // Проблемы прогнозирования. 2001. №.4. С. 124-130.

62. Морозова И. В. Самореализуется ли личность сегодня? // Прикладная психология. 2000. №2. С. 32-35.

63. Морозов М. Маркетинговый анализ развития зарубежного туризма Японии // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 8. С.38-40.

64. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998.350 с.

65. Мурзин А.Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 95-99.

66. Нечипуренко В. Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа). Ростов-на-Дону. 2002.288 с.

67. Новаторов В.Е. Кулыурно-досуговая деятельность: Словарьсправочник. Омск, 1992.182 с. -----

68. Нордстремм К., Ридерстралле Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. М. 2000. 379 с.

69. Нэсбит Дж., Эбурдин П. Мегатенденции 2000: что нас ждет в 90-е годы. М. 1990.415 с.

70. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1996. С. 623.

71. Орлов А.С. Концепция социологии рекреации // Социологические исследования. 1990. № 9. С. 102-106.

72. Орлов Г. П. Свободное время как социологическая категория. Свердловск. 1973, 126 с.

73. Патрушев В.Д. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах // Социологические исследования. 1997. С.44-50.

74. Плюснин Ю. М. Два полюса ценностного развития личности // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. №2.

75. Резванов А.А. Досуговая активность населения: социологический анализ генерационных сдвигов. Дис. На соискание уч. Степени к. с. н. Росто-на-Дону. 2002.170 с.

76. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е издание. СПб. 2002. 560 с.

77. Роберте М. Ритуалы / зрелища // Международный журнал социальных наук. 1998. № 20. С.105-120.

78. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998, с. 132.

79. Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Социологические исследования. 2001. №4. С.32-40.

80. Сабирова С. Где и как будут отдыхать туристы в XXI веке // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1999. № 8. С.35.

81. Сандомирская И.И. Новая жизнь на марше. Сталинский туризм как «практика пути» // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С. 163-172.

82. Сапелкина Е.Е. Коммуникативное взаимодействие: социально-личностный контекст. Дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Росто-на-Дону, 2002.176 с.

83. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 1997.160 с.

84. Ситарам К.С. Когделл Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 2. С. 51 64; № 3, С. 61-67; № 4, С. 107-115.

85. Смелзер Н. Социология. М. 1994. 560 с.

86. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

87. Соловьев А. И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики // Полис. 2002. №6. С. 9-20.

88. Социаличстическая культура и духовный мир человека // Под ред. Бабосова Е.М., Елсукова А.Н., Минск, 1985. 185 с.

89. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из канады) // Социол. Исследования. 2000. №7. С. 65- 72.

90. Тульцева JI.A. Ритуально-праздничная культура в современном досуге // Традиционные формы досуга: история и современность. М., 1993. С. 164-185.

91. Туристский терминологический словарь. Авт-сост. Зорин И.В., Квартальное В.А. М. 1999. С. 415.

92. Туроу JI. Будущее капитализма. Новосибирск. 1999.480 с.

93. МЦГИ, Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН. Т. 2.-М., 1998. С. 112-142.

94. Уордл X. Ямайские приключения: Зиммель, субъективность и экстерриториальность на Карибах // РЖ «Социология». 2002. № 4. С. 8085.

95. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб. 2001.320 с.

96. Филиппов А. Социология пространства // Логос. 2000. № 2. С. 113-150.

97. Хандельман Д. Ритуалы / зрелища // Международный журнал социальных наук. Февраль. 1998. № 20. С. 110 -119.

98. Хенди Ч. Алчущий дух. За гранью капитализма: поиск цели в современном мире // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999, с. 175-185.

99. Хьюз Э. Работа и досуг // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972, с. 68-81.

100. Цукерман B.C. Социокультурные предпочтения в Челябинской области // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 104-109.

101. Человек и рекреация: Материалы Всесоюзн. науч.-методолог. семинара. Сочи, 1992.106 с.

102. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.433 с.

103. Шмерлина И.А. Этологическая концепция ритуала // Человек. 2002. №1. С. 33 -40.

104. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1990.

105. Ямпольская С.М. Динамика досугового общения // Социологические исследования. 1989. № 6. С.69-73.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.