Социальные практики конструирования телесности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Литвинова, Татьяна Ивановна

  • Литвинова, Татьяна Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 142
Литвинова, Татьяна Ивановна. Социальные практики конструирования телесности: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Тверь. 2017. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Литвинова, Татьяна Ивановна

Оглавление

Введение

Глава 1. Социальный профиль телесности

1.1.Теоретико-методологические основания исследования

1.2. Философские дискурсы «общества контроля»

1.3. Телесность как социальный конструкт в проекции дисциплинарного общества

Глава 2. Социальные практики формирования телесности в рамках дисциплинарного общества

2.1.Физическая культура как реализация практик массового контроля за телесностью

2.2.Конструирование «коллективного тела» в практике физкультурного парада

2.3.Актуализация свободной телесности в условиях формирования дисциплинарного общества

2.4.Индивидуализация дисциплины тела в современных хореографических практиках

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные практики конструирования телесности»

Введение

Актуальность исследования. Вся история человечества свидетельствует об особом отношении различных культур к феномену тела. В современном социальном знании тело человека является отражением различных социальных практик. Телесность человека, будучи визуальным воплощением социального бытия, является универсальной социальной ценностью. Наиболее явственно это подтверждается в процессе формирования общества индустриального типа, основанного на идеях свободы человека, автономии личности и т. д. Однако социальная жизнь в современную эпоху ярко демонстрирует разрыв между практиками индивидуальной свободы и регулярно воспроизводимыми практиками коллективных управляемых действий.

Утрата практик телесной индивидуальности, телесной свободы, ярко проявившаяся в социальных реалиях XX века, свидетельствует о возможных рисках формирования деиндивидуализированной телесности имплицитно конституирующей массовое деперсонализированное сознание.

Социальное бытие человека современности наиболее ярко выражает диссонанс индивидуального и массового, личного и социального, автономного и деперсонализированного сквозь призму телесного контроля. Телесная индивидуальность, как феномен социальной жизни, находит свое воплощение в современности в различных дискурсах и практиках. Вместе с тем диалектика свободы и дисциплины тела во многом объяснима парадигмальными установками самого общества modernity, в котором одновременно сосуществуют и стремление к полной свободе человеческого тела и требования жесткого контроля над человеком и его телом. Мишель Фуко справедливо полагал, что телесность в дисциплинарном обществе является объектом контроля, а основным методом контроля оказывается упражнение, благодаря которому тело становится дисциплинированным и управляемым, телесность в современном обществе стала

более индивидуализированной, но существуют коллективные образы, которыми люди стремятся соответствовать.

Социальные реалии XX века в их тоталитарной разновидности ярко продемонстрировали процесс девальвации человеческой индивидуальности через технологии телесного принуждения, дрессировку и атомизацию тела. Публичная демонстрация тела-механизма репрезентирует растворение человеческой индивидуальности в коллективе, показывает легкость перехода человека в состояние «винтика» безликой социальной массы.

Построение, формирование общества, как целостного феномена, невозможно без образов тела, инструкций различного рода по его оформлению, развитию и функционированию, формирования отношения к телесности, как к категории человеческого существования. В рамках теории социального конструктивизма телесность осмысляется как тело человека, подвергшееся влиянию множества различных социальных факторов.

Телесность, как категория человеческого существования, становится тем самым важнейшим фактором социального бытия. Практики конструирования телесности модерных обществ, отражая одновременно индивидуальную специфику существования человека и его социальный образ, предельно заостряют проблему индивидуальной и социальной составляющих природы человека.

В XXI веке культурные противоречия, научные и технологические прорывы, цивилизационные риски требуют глубокой рефлексивной работы по оценке существующих и непрестанно возникающих практик конструирования телесности.

В условиях их умножения и усложнения значительно возрастает вероятность «мягкого», но непрестанного контроля и управления телесностью, что предопределяет возникновение новых рисков социального бытия личности.

Степень разработанности проблемы. Современное социогуманитарное знание, включая дисциплинарное пространство социальной философии, интерпретирует человеческое тело и телесность как феномены, во многом детерминируемые социальными нормами, установками и ожиданиями. Тело

человека рассматривается как социальный конструкт определённого рода, располагаемый в различных идеологических и социальных координатах. Социальное бытие в целом, как и социальное существование личности невозможно без социально регламентированного представления о теле, артикулированных методов его «воспитания» и функционирования, без четко выраженного отношения к телесности, как к категории человеческого существования. В истории философии мы обнаруживаем широкий ряд значений понятия «тело», а проблематика телесности занимает достаточно широкую сферу человеческого бытия.

Аристотель, Эпикур, Плутарх, Платон, Сенека, Цицерон1 тело рассматривали с точки зрения физического субстрата, у которого материальная оболочка подчинена духовной, идеальной субстанции. Значительный вклад в понимании проблемы взаимоотношения тела и души внесли Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс2.

Углублённый анализ проблемы человеческой телесности осуществлён философами феноменологического направления - Э. Гуссерлем, М. Мерло-

-5

Понти . В работах этих мыслителей человек как субъект обладает первостепенной важностью, что обусловливает описание и осмысление такого важного элемента субъективности, как тело. В этом ключе рассматривали телесность такие отечественные ученые, как В.Л. Круткин, А.Ш. Тхостов, Б.В. Марков, В.А. Подорога, П.Д. Тищенко, Б.Г. Акчурин4. И.М. Быховская, И.С. Кон, В.Н.

1 Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1976-1984; Платон. Диалоги: Платон. СПб.: Азбука-классика, 2009; Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Алетейя, 2000; Плутарх. Сочинения. М.: Художественная литература, 1982; Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985; Эпикур. Главные мысли // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986.

2 Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. М.: Госполитиздат, 1957; Локк Дж. Сочинения: в 3 т. М.: Мысль, 1985; Локк Дж. Два трактата о правлении. М.: Социум, 2014; Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1994; Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. М.: Мысль, 1964.

Гуссерль Э. Логические исследования / пер. с нем. В.И. Молчанова. М.: Академический проект, 2011. Т.П. Ч.1: Исследования по феноменологии и теории познания; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М: «Ювента», «Наука», 1999.

4 Круткин В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 143-151; Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002; Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань»,

Никитин, Л.В. Жаров, И.Е. Сироткина рассматривают телесность в социокультурном аспекте1.

Особое значение в переосмыслении человеческого тела и телесности в религиозном контексте, возвышении телесности путём её одухотворения имеет отечественная философская традиция. Заданная В.С. Соловьевым установка на одухотворение физической телесности, ее обращения в так называемую светлую телесность царства чистых духом, нашла яркое отражение в сочинениях многих

л

философов Серебряного века . Принципиально позитивное отношение к телу человека, осмысление его значения в преобразовании целостной человеческой природы стало одной из характерных черт последователей Соловьева -представителей философии всеединства - С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского . Возвышение телесности, понимаемое, прежде всего, как углубление связи человека с Богом, привело ряд философов русского Ренессанса к расширению проблематики путем артикуляции таких оригинальных идей о телесности, как андрогинизм и любовь (Н.А. Бердяев), аскетизм (С.Л. Франк), «метафизика пола» (В.В. Розанов)4. В противоположность взглядам на

1997; Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995; Тищенко П.Д. Жизнь и власть: Био-власть в современных структурах врачевания // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып.4 / Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 2010. 255 с.; Акчурин Б.Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: Дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11: Уфа, 2004 315 с.

1 Быховская И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал УРСС, 2000; Никитин В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд. М.: Когито-Центр, 2006; Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И.С. Кон. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 605 с.; Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988; Сироткина И.Е. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 320 с.; Сироткина И.Е. Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. 208 с.

2 Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 2 т. М., 1990. Т.2.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Избранное / сост., послесл. и коммент. В. В. Сапова. М.: Канон, 1997. С. 9-296; Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.: Прогресс, VIA, 1992; Флоренский П.А. Христианство и культура. М.: Издательство Фолио, 2001.

4 Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989; Франк С.Л. С нами Бог // Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992; Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства. М.: Дружба народов, 1990.

тело человека, как вместилище социальных практик и некую знаковую конструкцию, русские философы обосновывали принцип духовно-телесного единства и рассматривали телесность как необходимое условие полноты телесного бытия. Многие из них полагали, что физическая сущность человека должна стремиться к духовному очищению и возвышению материальной сферы, к поиску истины, к поискам духовного возрождения человечества.

Ж.-О. Ламетри конципировал идею «человека-машины», редуцировав тело человека к модели самозаводящегося, по сути, часового, механизма1. Идеи представителей экзистенциализма - Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, А. Камю, Г. Марселя2 - оказали сильное воздействие на понимание природы телесности человека в XX веке. Философы данного направления рассматривали влияние телесных экспрессии и переживаний на внешний и внутренний языки тела. А. Лоуэн, разрабатывая «биоэнергетический» метод психотерапии, артикулировал обратную связь психических эксцессов на состояние тела человека3. М. Мосс, анализируя телесные и физиологические проявления в различных обществах, выделил специфические «техники тела»4.

Сопоставляя человека и уровни живого, природного, большое значение телу и человеческой телесности уделяли мыслители философско-антропологического направления - М. Шелер, Х. Плесснер, А. Гелен, П.С. Гуревич5, придерживающиеся принципа дуализма божественного и естественного в

1 Ламетри Ж.-О. Сочинения. М.: Мысль, 1983.

Ясперс К. Философия. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. Книга 1. Философское ориентирование в мире; Сартр Ж.-П. Трансценденция Эго. М.: Модерн, 2011; Камю А. Избранное. М.; Прогресс, 1969; Камю А. Бунтующий человек, М.: Издательство политической литературы, 1990; Марсель Г. Метафизический дневник, СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2005.

3 Лоуэн А. Предательство тела. М.: Деловая книга, 1999.

4 Мосс М. Общества, обмен, личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011.

5 Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. М. : Издательство «Гнозис», 1994; Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 152-201; Плесснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 96-151; Гуревич П.С. Человек как микрокосм // Общественные науки и современность. 1993. №6.

человеке, и полагающие, что на формирование образа тела, телесность влияют социальные нормы и ценности, культурные традиции.

Наиболее последовательны в тенденции к символизации феномена человеческой телесности были философы постмодернизма - Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари, М. Фуко, Ж. Бодрийяр1, понимающие телесность, как необходимое условие осознанного проявления индивидуальности. Тело, выступающее носителем социальных практик (производственных, властных, культурных), реализуя собственные желания и аффекты, становится социальным конструктом. Изучению феномена тела в исторической перспективе посвятили свою работу Ж. Ле Гофф и Н. Трюон2.

Во многих работах к вопросу телесности обращается М. Фуко, понимающий человеческое тело, как способ демонстрации влияния дисциплинарных пространств. К окончательному выводу о важности тела в процессе возникновения и восприятия смысла приходит Ж.-Л. Нанси в работе «Corpus», где рассматривает телесность не только как физиологическую составляющую личности, но и как единственно возможную форму выражения и обнаружения

3

социальности человека .

Феномены тела и телесности представляют большой интерес для современных зарубежных философов и ученых. Данной проблематике посвящены различные коллективные монографии, материалы конференций и сборники научных статей. Наиболее значимы сред них - «Философия тела. Отказ от картезианского дуализма» (1970), «Тело как средство экспрессии» (1975), «Ридер Тела. Социальные аспекты человеческого тела» (1978), Тернер Б. «Тело и общество» (1986), Физерстоун М., Хепворт М., Тернер Б. «Тело: социальный

1 Деррида Ж. Голос и феномен. М.: Алетейя, 1999; Делёз Ж. Post scriptum к обществам контроля // Делёз Ж. Переговоры. 1972-1990. СПБ.: «Наука», 2004. С. 226-233; Гватарри Ф., Делёз Ж. Что такое философия? М.: Академический проект, 2009; Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: «Ad Marginem», 1999;.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: «Добросвет», 2000; Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика, 2006; Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Постум, 2017.

о

Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в Средние века. М.: «ТЕКСТ» 2008. 189 с.

3 Нанси Ж.-Л. «Corpus». М.: «Ad Marginem», 1999. 255 с.

прогресс и теория культуры» (1991), «Тело» (1993)1. Социальные репрезентации тела в философском и социальном дискурсах изучали такие мыслители, как Т. Полемус, Ж. Шеффер, Д. Лонг, Д. Уэлкер, С. Вильямсон, Ж.М. Бертело, П. Е. С. Фройнд, Б. Тернер2.

Вопросами социальных практик и тела, как социального конструкта, занимались виднейшие социологи XX - начала XXI вв.: М. Вебер, Т. Парсонс,

-5

П. Бергер, Т. Лукман, Э. Гидденс, П. Бурдье, Дж. Урри .

Из отечественных ученых, рассматривавших телесность в этом ключе, можно отметить В.В. Волкова, О.В. Хархордина, Т.И. Заславскую4.

Комплексные исследования человеческой телесности с акцентированием внимания на различных аспектах данного феномена представлены в работах современных российских ученых М.В. Колесника, Ю.В. Оленкина, А.С. Тихонова, М.И Цоя, И.В Кузина5.

1 The Philosophy of the Body. Rejection of Cartesian Dualism. Chicago, 1970; The Body as a Medium of Expression. London, 1975; Polhemus Т. (ed.) The Body Reader. Social Aspects of the Human Body. N.Y., 1978; Terner B.S. The Body and Society. Oxf, 1986; Featherstone М., Hepworth М., Turner B. The Body: Social Progress and Cultural Theory. L., 1991; The Body. London, etc.: Sage Publications Ltd., 1993.

Polhemus Т. Social Bodies // The Body as a Medium of Expression. London, 1975; Shaffer J. Persons and Their Bodies // Philosophical Review, 1966. № 1; Long D.C. The Philosophical Concept of a Human Body // The Philosophy of the Body. Chicago, 1970; Welker D. On the Necessity of Bodies // Erkenntnis - Dordrecht. 1988. № 3; Williamson C. Attitudes towards the Body: Philosophy and Common Sense // Philosophical quarterly. 1990. №161; Berthelot J.M. Sociological Discourse and the Body // Theory, Culture and Society, Cleveland, 1989. № 3; Freund P.E.S. Bringing Society into the Body: Understanding Socialized Human Nature // Theory and Society. Amsterdam etc. 1988-1989. № 6; Turner B.S.. Recent Developments in the Theory of the Body // M. Featherstone et al. (eds.). The Body. London, etc.: Sage Publications Ltd., 1993, p. 1-35.

3 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990; Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум. 1995; Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем: альманах. М.: Зима. 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 57-82; Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект. 2015; Бурдье П. Начала. М.: SocioLogos, 1994; Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001; Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия.М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

4 Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008; Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учеб. пособие. М.: Дело, 2004.

5 Колесник М.В. Телесность массовой культуры: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Омск, 2007. 163 с., Оленкин Ю.В. Диалектика духовного и телесного в физической культуре: дис. ...

Телесность и тело в призме становления и развития физической культуры и спорта затрагивались в работах таких исследователей, как М. О'Махоуни, Л. Куна, И.М. Быховской, Н.Н. Визитея1.

Формирование особых дисциплинированных тел, на дрессуру которых любое общество затрачивало значительные усилия - один из признаков цивилизации. Каждая культура формировала собственное отношение к тем или иным телесным практикам и к телу в целом.

В дописьменный период тело воспринималось как некий целостный феномен. Тело выступало как объект ритуальной деятельности и одновременно как объект для обрядов инициации. Для его изменения применялись самые различные, как правило, очень болезненные практики трансформации тела: шрамирование, татуирование, клеймение, пирсинг, «бинтование ног», обрезание, клиторэктомия, изменение формы черепа и др.

Во времена Античности появилась первая теоретически проработанная концепция телесности, в основе которой были массовые представления древних греков о здоровом образе жизни, гигиене, и размышления античных философов о телесном и психическом здоровье. В эпоху Средневековья акценты поменялись -выработались сложные телесные практики сдерживания аффектов и влечений, религия взяла на себя решение проблемы надзора за греховностью, страстями человеческой души, для чего активно стали использовать практики покаяния, телесного наказания и аскетизма.

канд. филос. наук: 09.00.11. Чебоксары, 2008. 157 с., Тихонов А.С. Проблема причинности во взаимоотношениях души и тела: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. Чебоксары, 2009. 249 с., Цой М.И. Эволюция концептов телесности человека (философско-антропологический аспект): дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Тула, 2009. - 154 с.; Кузин И.В. Телесность как социкультурный концепт: дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01. Санкт-Петербург, 2016. 424 с.

1 О'Махоуни М. Спорт в СССР: физическая культура - визуальная культура / пер. с англ. Е. Ляминой, А. Фишман. М.: Новое литературное обозрение, 2010; Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982. 400 с.; Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. Вып. 2. С. 19-27; Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев, 1989.

В эпоху Возрождения наблюдается возврат к идеалам Античности. В культуре Ренессанса мы вновь видим идеальные тела богов, богинь и героев, воплощающих различные телесные достоинства. В искусстве снова начинают цениться образы мужчин и женщин в полном расцвете сил.

Новое время и Просвещение исходят из трактовки телесности в контексте примата разума человека1. Происходит оттачивание, рафинирование уже известных телесных практик в дисциплинарных пространствах общества -больницах, казармах, школах, армии. Подробный и многосторонний анализ данных тем осуществляет Мишель Фуко в трудах «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы», «Рождение клиники», «Забота о себе. История сексуальности», «Использование удовольствий. История сексуальности», «Рождение биополитики»2.

С конца XIX века телесность выступает фундаментальным феноменом человеческого бытия и ее изучению в разных аспектах в ключе панфизиологизма уделяют внимание мыслители, ставшие наиболее значимыми для философии XX века - Ф. Ницше3, З. Фрейд4, К.Г. Юнг5. В конце XX века наиболее рельефный анализ социального измерения телесности предприняли М. Фуко, рассматривая

1 Рассадин С.В. «Зло рациональности»: влияние концепта «ratio» на формирование социального дискурса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2012. № 3 (27). С. 138-143.

2 Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова, под ред. И. Борисовой. M.: Ad Marginem, 1999. 480 с.; Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 310 с.; Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. Т. 3. Киев: Дух и Литера, 1998; Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. / пер. с фр. В. Каплуна. СПб.: Академический проект, 2004. 432 с.; Фуко М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 уч. году / пер. с фр. А. В. Дьяков. СПб.: Наука, 2010. 448 с.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Полное собрание сочинений: в 13 т. / пер. с нем. В. М. Бакусева, Ю. М. Антоновского, Я. Э. Голосовкера и др.; ред. совет: А. А. Гусейнов и др.; Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2005-2014. Т. 4. 2077. 432 с.

4 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. 456 с.

5 Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Издательство «Ренессанс», 1991. 304 с.

дисциплинарные пространства контроля над телами1, и Ж. Бодрийар, изучая мышление соблазна2.

Одна из ключевых особенностей этого этапа - появление массовой культуры и в связи с этим - формирование новых культурных ценностей в отношении телесности, внедряемых в массовое сознание, принятие этих ценностей массами. Ориентация визуальной культуры на зрелищное шоу, эмоциональность и эффективность придаёт человеческому телу небывалую самоценность. Наиболее чётко это прослеживается в кинематографе, фотографии, хореографии. И в тоже время в условиях возникновения тоталитарных режимов в Европе XX века тело человека начинают рассматривать как государственную принадлежность, как ценный ресурс и, в связи с этим задействуют новые практики дисциплинирования тела. Особенно ярко это было выражено в сфере спорта и массовых зрелищ политического характера (демонстраций, смотров, парадов). Телесность, таким образом, стала выступать «социальной структурой» тела, выражающей действующие социальные условия, настраивающей восприятие человеком своего физического «Я».

В центре внимания нашего исследования - теоретические констелляции и эмпирические репрезентации телесности как социального феномена. Анализ множественных и разнообразных практик формирования телесности в модерных обществах, а также учет концептуальной амбивалентности феномена современной телесности в условиях наличных социальных реалий предопределил выбор темы исследования, объектом которого являются социальные практики телесности, а предметом - практики формирования телесности в современном мире.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - социально-философский анализ практик формирования телесности в контексте современного социального бытия, а также осмысление реальных практик конструирования тела в условиях дисциплинарного общества.

1 Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1977-1978 уч. году / пер. с фр. Ю.Ю. Быстрова, Н.В. Суслова, А.В. Шестакова. СПб.: Наука, 2011. 544 с.

2 Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000.

Для достижения данной цели поставлены следующие взаимосвязанные задачи:

- проанализировать философские дискурсы дисциплинарного общества;

- на основе междисциплинарного анализа выявить возможности трансформации телесности как объекта социальных практик;

- эксплицировать способы массового контроля над телесностью через развитие практик физической культуры;

- раскрыть специфику формирования коллективного тела в практике физкультурного парада;

- осмыслить условия появления и детерминанты существования практики свободной телесности;

- проанализировать возможности и пределы реализации свободы тела в практиках современной хореографии.

Методологическая основа исследования определяется задачами анализа проблемы и структурой диссертационной работы. В работе нашли применение социально-философские и общенаучные принципы познания. В качестве основных применялись следующие подходы и методы: проблемный подход, позволяющий определить тело и телесность как концентрированное выражение социальных противоречий в модерных обществах; социально-конструктивистский подход, задающий концептуальную основу понимания механизмов формирования социальных практик; диалектический метод, способствовавший раскрытию взаимосвязей телесных практик и модернизационных социальных процессов; сравнительный метод, дающий возможность выявления черт сходства и различий в различных исторических обществах; метод дискурсивного анализа, обеспечивающий качественную интерпретацию текстов и высказываний людей, определяющих своё понимание практик телесности в конкретных социально-исторических условиях. В ходе анализа феномена телесности в структуре социальных связей и отношений активно использовался структурный подход. В процессе анализа феномена физической культуры в исследовании использовался культурологический подход,

позволяющий сопоставить феномен культуры и инициируемые им ценности и нормы определённой социальной практики. В работе большое внимание уделялось телу как социальному конструкту, механизмам формирования социальных практик, дисциплинарным пространствам и социальным институтам физической культуры и хореографического искусства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Литвинова, Татьяна Ивановна, 2017 год

Список литературы

1. Абдоков, Ю.Б. Музыкальная поэтика хореографии: Пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора / Ю.Б. Абдоков. - М.: МГАХ: РАТИ-ГИТИС, 2009. - 272 с.

2. Акчурин, Б.Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Акчурин Б.Г. - Уфа, 2004. -315 с.

3. Алкемейер, Т. Стройные и упругие: политическая история физической культуры / Т. Алкемейер // Логос. - 2009. - № 6. - С. 194-213.

4. Аристотель. Сочинения: в 4 т / Аристотель. - М.: Мысль, 1976-1984.

5. Баглай, В.Е. Этническая хореография народов мира: учебное пособие / В.Е. Баглай. Ростов на\Д., 2007. - 405 с.

6. Баер, У. Творческая терапия - Терапия творчеством (Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности) / У. Баер. - М.: Независимая фирма «Класс», - 2013. - 552 с.

7. Баксанский, О.Е. Когнитивное конструирование реальности: Философия образования / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 256 с.

8. Балет: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с.

9. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

10. Бергер, П. Конструирование социальной реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.

11. Бердяев, Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 608 с.

12. Бернстейн, Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса / Б. Бернстейн. - М.: Просвещение, 2008. - 208 с.

13. Блок, Л.Д. Классический танец: История и современность./ Блок Л.Д. -М.: Издательство «Искусство», 1987. - 556 с.

14. Бодрийяр, Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика, 2006. - 272 с.

15. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.

16. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр. М.: Постум, 2017.

- 320 с.

17. Бодрийяр , Ж. Соблазн / Ж. Бодрийяр. - М.: Ad Marginem, 2000. - 319 с.

18. Большая советская энциклопедия. 1936. - Т.57.

19. Большой толковый словарь русского языка / ред. С. А. Кузнецов.- СПб.: Норинт, 2003. - 1536 с.

20. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

21. Бурдье, П. Начала / П. Бурдье. - М.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.

22. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2001. -

562 с.

23. Быховская, И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела / И.М.Быховская. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.

24. Быховская, И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы / И.М. Быховская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996.

- Вып. 2. - С. 19-27.

25. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс. 1990. -

808 с.

26. Вигарелло, Ж. Искусство привлекательности: История телесной красоты от Ренессанса до наших дней / Ж. Вигарелло. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 432 с.

27. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) / Н.Н. Визитей. - Кишинев: Штиница, 1989. - 110 с.

28. Волков, В.В. Теория практик / В.В. Волков, О.В.Хархордин. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.

29. Гватарри, Ф. Что такое философия? / Ф. Гватарри, Ж. Делез. - М.: Академический проект, 2009. - 261 с.

30. Гелен, А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 152-201.

31. Гидденс, Э. Девять тезисов о будущем социологии / Э. Гидденс. // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем: альманах. - М.: Зима. - 1993. Т. 1. - Вып. 1. - С. 57-82.

32. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации Э. Гидденс. - М.: Академический проект. 2015. - 528 с.

33. Гоббс, Т. Избранные произведения: в 2 т. / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 1964.

34. Громов, Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю. И. Громов. - СПб.: Издательство «Планета музыки», 2011. - 256 с.

35. Гуревич, П.С. Человек как микрокосм / П.С. Гуревич. // Общественные науки и современность. - 1993. - №6. - С. 179-188.

36. Гурова, О. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью / О. Гурова. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 288 с.

37. Гуссерль, Э. Логические исследования / пер. с нем. В.И. Молчанова / Э. Гуссерль. - М.: Академический проект, 2011. Т.П. Ч.1: Исследования по феноменологии и теории познания. - 565 с.

38. Декарт, Р. Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1994.

39. Делёз, Ж. Post scriptum к обществам контроля // Делёз Ж. Переговоры. 1972-1990. / Ж. Делёз. - СПБ.: «Наука», 2004.- С. 226-233.

40. Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. - М.: Академический проект, 2015. - 482 с.

41. Делёз, Ж. Общество контроля / Ж. Делёз. // Элементы. Евразийское обозрение.- № 9. - 1998. - С. 3-10.

42. Деррида, Ж. Голос и феномен / Ж. Деррида. - М.: Алетейя, 1999. - 208 с.

43. Евсеев, Е.Ю. Физическое воспитание / Е.Ю. Евсеев. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 380 с.

44. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2010. - 248 с.

45. Жаров, Л.В. Человеческая телесность: философский анализ /Л.В. Жаров. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1988. - 128 с.

46. Зайферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Д.Зайферт. - СПб.: Издательство «Планета музыки», 2012. -128 с.

47. Заславская, Т.И. Современное российское общество; Социальный механизм трансформации: учеб. Пособие / Т.И. Заславская. - М.: Дело, 2004. -400 с.

48. Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. - М.: Дело. 2002. - 528 с.

49. Захаров, Р.В. Записки балетмейстера / Р.В. Захаров. - М.: Искусство,

1976. - 351 с.

50. Захаров, Р.В. Слово о танце / Р.В. Захаров. - М., «Молодая гвардия»,

1977. - 160 с.

51. Захаров, Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта / Р.В. Захаров. - М.: Искусство, 1983. - 224 с.

52. Звездочкин, В.А. Классический танец. Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусств и культуры / В.А. Звездочкин. -Ростов на/Д.: Феникс, 2003. - 416 с.

53. Каган, М.С. Философия культуры. Становление и развитие / М.С. Каган. под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. - СПб.: Издательство Лань, 1998. - 448 с.

54. Камю, А. Бунтующий человек /А. Камю. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - 415 с.

55. Камю, А. Избранное / А. Камю. - М.; Прогресс, 1969. - 383 с.

56. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти. - М.: «Ad Marginem», 1997. -

527 с.

57. Килошенко, М.И. Психология моды / М.И. Килошенко. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.

58. Климов, А.А. Основы русского народного танца: учебник для студентов хореографических отделений ин-тов культуры, балетмейстерских факультетов театр. ин-тов и учащихся хореограф. Училищ \ А.А. Климов. - М.: Искусство, 1981. - 270 с.

59. Колесник, М.В. Телесность массовой культуры: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. / Колесник М.В. - Омск, 2007. - 163 с.

60. Кон, И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И.С. Кон. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 605 с.

61. Костина, А.В. Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования / А.В. Костина. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 288 с.

62. Кох, И.Э. Основы сценического движения: Учебник / И.Э. Кох. - СПб.: Издательство «Планета музыки», 2010. - 512 с.

63. Крейдлин, Г. Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) / Г.Крейдлин. // Тело в русской культуре. Сборник статей / сост. Г. Кабакова и Ф.Конт. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 400 с. - С. 19-38.

64. Круткин, В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении / В.Л. Круткин. // Общественные науки и современность. - 1997. - №4. - С. 143-151.

65. Кузин, И.В. Телесность как социкультурный концепт: дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01. Кузин И.В. - Санкт-Петербург, 2016. - 424 с.

66. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л.Кун. - М.: Радуга, 1982. - 400 с.

67. Ламетри, Ж.-О. Сочинения / Ж.-О. Ламетри. - М.: Мысль, 1983. - 510 с.

68. Ламетри, Ж.-О. Человек-машина // Ламетри Ж.-О. Сочинения / 2 изд. / Ж.-О. Ламетри. - М.: Мысль, 1983. - С. 169-226.

69. Ле Гофф, Ж. История тела в Средние века / Ж. Ле Гофф, Н.Трюон. - М.: «Текст» 2008. - 189 с.

70. Лесгафт, П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. - М.: Физкультура и спорт. 1987. - 358 с.

71. Локк, Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк. - М.: Социум, 2014. -

494 с.

72. Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1985.

73. Лопухов, А.В. Основы характерного танца / А.В. Лопухов., А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. - СПб.: Издательство «Планета Музыки», 2010. - 344 с.

74. Лосев, А.Ф. Дерзновение духа / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1990. -

366 с.

75. Лосский, Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм / Н.О. Лосский. - М.: Прогресс, VIA, 1992. - 208 с.

76. Лоуэн, А. Предательство тела / А.Лоуэн. - М.: Деловая книга, 1999. -

326 с.

77. Маликов, Е.В. Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики: научная монография / под ред. М.С. Кухта / Е.В. Маликов. - М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2012. - 304 с.

78. Марков, Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б.В. Марков. - СПб.: Издательство «Лань», 1997. 384 с.

79. Марсель, Г. Метафизический дневник / Г. Марсель. - СПб.: Наука. Ленинградское отделение, - 2005. - 587 с.

80. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. - М: «Ювента», «Наука», 1999. - 602 с.

81. Михайлов, В.В. Физическая культура в тоталитарной системе: ценности и цели / В.В. Михайлов, В.М. Тумаларьян // Материалы конференции молодых ученых и студентов РГАФК. - М.,: РГАФК 1999. - С. 55-58.

82. Мосс, М. Общества, обмен, личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс. - М.: КДУ, 2011. - 416 с.

83. Музыка и хореография современного балета: сб. статей. - Л.: Музыка, 1977. - Вып.2. - 240 с.

84. Музыка и хореография современного балета: сб. статей. - Л.: Музыка, 1979. - Вып.3. - 208 с.

85. Нанси, Ж.-Л. «Corpus» / Нанси Ж.-Л. - М.: «Ad Marginem», 1999. - 255 с.

86. Никитин, В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд / В.Н. Никитин. - М.: Издатель: «Когито-Центр», 2006. - 320 с.

87. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / пер. В.В. Рынкевича под ред. И.В. Розовой. - М.: «Интербук», 1990. 301 с.

88. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Полное собрание сочинений: в 13 т. / пер. с нем. В.М. Бакусева, Ю.М. Антоновского, Я.Э. Голосовкера и др.; ред. совет: А. А. Гусейнов и др.; Инт философии РАН. М.: Культурная революция, 2005-2014. - Т. 4. - 2077. - 432 с.

89. Новерр, Ж.Ж. Письма о танце / Ж.Ж. Новерр. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. - 384 с.

90. Оленкин, Ю.В. Диалектика духовного и телесного в физической культуре: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. / Оленкин Ю.В. - Чебоксары, 2008. - 157 с.

91. О'Махоуни, М. Спорт в СССР: физическая культура - визуальная культура / пер. с англ. Е. Ляминой, А.Фишман / М. О'Махоуни. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. 296 с.

92. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1991. - 587 с.

93. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т.Парсонс. - М. : Академический Проект. 2000. - 880 с.

94. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца / В.М. Пасютинская. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с.

95. Платон. Диалоги: Платон / Платон - СПб.: Азбука-классика, 2009. - 654

с.

96. Плесснер, X. Ступени органического и человек / Х. Плесснер. // Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 96-151.

97. Плутарх. Сочинения / Плутарх. - М.: Художественная литература, 1982.

98. Подорога, В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию / В.А. Подорога. - М.: Ad Marginem, 1995. - 340 с.

99. Райх, В. Характероанализ / В.Райх. - М.: ТЕРРА, 1999. 464 с.

100. Рассадин, С.В. «Зло рациональности»: влияние концепта «ratio» на формирование социального дискурса / С.В. Рассадин. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2012. - № 3 (27). - С. 138-143.

101. Розанов, В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства /В.В. Розанов. - М.: Дружба народов, 1990. - 304 с.

102. Сальникова, Е.В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты / Е.В. Сальникова - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 472 с.

103. Сартр, Ж.-П. Трансценденция Эго / Ж.-П. Сартр - М.: Модерн, 2011. -

160 с.

104. Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Сенека. - М.: Алетейя, 2000. - 384 с.

105. Серебренников, Н.И. Поддержка в дуэтном танце: учебник / Н.И. Серебренникова. - Л.: Искусство, 1985. - 144 с.

106. Сеченов, И.М. Записки русского профессора от медицины / И.М. Сеченов. - М.: Издательство АСТ, 2014. - 288 с.

107. Сироткина, И.Е. Свободное движение и пластический танец в России / И.Е. Сироткина. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 320 с.

108. Сироткина, И.Е. Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников / И.Е. Сироткина. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. - 208 с.

109. Словарь терминов гимнастики и основ хореографии / авторы-составители: А.И. Рябчикова и Ж.Е. Фирилева. СПб.: Детство-пресс, 2009. - 288 с.

110. Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера: Учебное пособие для студентов культ.-просвет. факультетов вузов культуры и искусства / И.В. Смирнов. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

111. Современная западная философия. Энциклопедический словарь - М.: Культурная Революция, 2009. - 392 с.

112. Соколова, Д.М. Проблема телесности в символическом пространстве коммуникативной социальности // Символические формы телесности (российские перспективы и ретроспективы): сб. статей / под. ред. И.В. Кузина. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2013. - 269 с. С. 21-28.

113. Соловьев, В.С. Смысл любви / В.С. Соловьев. // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 2 т. - М., 1990. Т.2.

114. Спиноза, Б. Избранные произведения: в 2 т. / Б. Спиноза. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957.

115. Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский -М.: Искусство, 1983.

116. Тихонов, А.С. Проблема причинности во взаимоотношениях души и тела: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. / Тихонов А.С. - Чебоксары, 2009. - 249 с.

117. Тищенко, П.Д. Жизнь и власть: Био-власть в современных структурах врачевания // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып.4 / Рос. акад. наук, Ин -т философии. М.: ИФРАН, 2010. 255 с.

118. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. -М.: Русский язык, 1978.

119. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 2001.

120. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. -Репринтное издание. М., 1995.

121. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой // Избранное / сост., послесл. и коммент. В. В. Сапова. - М.: Канон, 1997. - С. 9-296.

122. Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

123. Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / Дж. Урри. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 336 с.

124. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

125. Флоренский, П.А. Христианство и культура / П.А. Флоренский. - М.: Издательство Фолио, 2001. - 672 с.

126. Франк, С.Л. С нами Бог / С.Л. Франк // Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 511 с.

127. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / Фрейд З. - М.: Наука, 1989. - 456 с.

128. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко / пер. с фр. В. Наумова, под ред. И. Борисовой. - М.: Лё Мш^теш, 1999. - 480 с.

129. Фуко, М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1977-1978 уч. году / М. Фуко / пер. с фр. Ю.Ю. Быстрова, Н.В. Суслова, А.В. Шестакова. - СПб.: Наука, 2011. -544 с.

130. Фуко, М. Забота о себе. История сексуальности. Т. 3 / М. Фуко. Киев: Дух и Литера, 1998. - 288 с.

131. Фуко, М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. / М. Фуко / пер. с фр. В. Каплуна. - СПб.: Академический проект, 2004. - 432 с.

132. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко / пер. с фр. И. К. Стаф. - М.: АСТ МОСКВА, 2010. - 698 с.

133. Фуко, М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 уч. году / М. Фуко / пер. с фр. А. В. Дьяков. - СПб.: Наука, 2010. - 448 с.

134. Фуко, М. Рождение клиники / М. Фуко. - М.: Смысл, 1998. - 310 с.

135. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики. Мир - конечность -одиночество / М. Хайдеггер. - М., Издательство «Владимир Даль», 2013. - 592 с.

136. Хмельницкая, И.Б. Спортивные общества и досуг в столичном городе начала ХХ века: Петербург и Москва / И.Б. Хмельницкая. - М.: Новый хронограф, 2011. - 336 с.

137. Ходоров, Дж. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение / Дж. Ходоров. - М.: «Когито-Центр», 2009. - 221 с.

138. Худеков, С.Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал / С.Н. Худеков. - М.: Эксмо, 2010. - 544 с.

139. Цицерон. Философские трактаты / Цицерон. - М.: Наука, 1985. - 382 с.

140. Цой, М.И. Эволюция концептов телесности человека (философско-антропологический аспект): дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / М.И. Цой. -Тула, 2009. - 154 с.

141. Чайковская, Е.А. Узоры русского танца / Е.А. Чайковская. - М.: «Советская Россия», 1972. - 160 с.

142. Чувство, тело, движение. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2011. -

368 с.

143. Шелер, М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Избранные произведения. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 490 с.

144. Шереметьевская, Н.В. Танец на эстраде / Н.В. Шереметьевская. - М.: Искусство, 1985. - 416 с.

145. Энафф, М. Маркиз де Сад: Изобретение тела либертена / М. Энафф. -СПб.: ИЦ Гуманитарная Академия, 2005. - 447 с.

146. Эпикур. Главные мысли / Эпикур // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986.

147. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.: Издательство «Ренессанс», 1991. - 304 с.

148. Ясперс, К. Философия / К. Ясперс. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. - Книга 1. Философское ориентирование в мире.

149. Berthelot, J.M. Sociological Discourse and the Body / J.M. Berthelot // Theory, Culture and Society. - Cleveland, 1989. - № 3.

150. Featherstone, M. The Body: Social Progress and Cultural Theory / M. Featherstone, M. Hepworth, B. Turner. - L., 1991.

151. Freund, P.E.S. Bringing Society into the Body: Understanding Socialized Human Nature / P.E.S. Freund // Theory and Society. - Amsterdam etc., 1988-1989. -№ 6.

152. Long, D.C. The Philosophical Concept of a Human Body / D.C. Long // The Philosophy of the Body. - Chicago, 1970.

153. Polhemus, T. (ed.) The Body Reader. Social Aspects of the Human Body / T. Polhemus. - N.Y., 1978.

154. Polhemus, T. Social Bodies / T. Polhemus // The Body as a Medium of Expression. - London, 1975.

155. Shaffer, J. Persons and Their Bodies / J. Shaffer // Philosophical Review. -1966. - № 1.

156. Terner, B.S. The Body and Society / B.S. Terner. - Oxf, 1986.

157. The Body as a Medium of Expression. - London, 1975.

158. The Body. - London, etc.: Sage Publications Ltd., 1993.

159. The Philosophy of the Body. Rejection of Cartesian Dualism. - Chicago,

1970.

160. Turner, B.S. Recent Developments in the Theory of the Body / B.S. Terner // M. Featherstone et al. (eds.). The Body. - London, etc.: Sage Publications Ltd., 1993. -P. 1-35.

161. Welker, D. On the Necessity of Bodies / D. Welker // Erkenntnis -Dordrecht. - 1988. - № 3.

162. Williamson, C. Attitudes towards the Body: Philosophy and Common Sense / C. Williamson // Philosophical quarterly. - 1990. - №161.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.