Конструирование телесности в культуре постмодерна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Торопова, Анастасия Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат наук Торопова, Анастасия Александровна
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие телесности: историко-философский обзор
§ 1. Проблема телесности: от античности к неклассической философии
культуры
§ 2. Постмодернистские концепции телесности: между психоаналитическим
и социально-конструктивистским методом
Глава 2. Теоретико-методологические аспекты конструирования телесности
§ 1. Понятие телесности и современные методологические подходы к
конструированию телесности
§ 2. Отчуждение как основная проблема современной философии телесности
Глава 3. Современные стратегии конструирования телесности в культуре
постмодерна
§ 1. Идеализация и схематизация образов человеческого тела: от животного до киборга
§ 2. Стратегии конструирования телесности для повседневности
§ 3. Стратегии конструирования телесности для экстремальных жизненных практик
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Социальные практики конструирования телесности2017 год, кандидат наук Литвинова, Татьяна Ивановна
Философский анализ стратегий телесности современной западной цивилизации2000 год, доктор философских наук Михель, Дмитрий Викторович
Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты2005 год, доктор философских наук Маслов, Роман Владимирович
Телесность в структуре культурных универсалий аполлонийского и дионисийского: На материале культуры русской творческой интеллигенции начала XX века2004 год, кандидат культурологии Иванов, Антон Анатольевич
Телесность как социокультурный концепт2016 год, доктор наук Кузин Иван Владиленович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конструирование телесности в культуре постмодерна»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Повышенный интерес к телесному измерению человека является отличительной чертой современности. Открытия в области медицины и других естественных наук побуждают гуманитариев к радикальному переосмыслению функций человеческого тела, а в некоторых случаях и самой человеческой природы. Так, например, недавно возникшее течение трансгуманизма ставит под сомнение классические представления о человеческой природе как продукте естественного развития неантропных сил - будь то космос или божье творение. С другой стороны, ментальные и психические аспекты человеческого бытия, которые традиционно считались автономными от физиологии, начинают редуцироваться до телесного уровня.
Понятие «телесность» в условиях постмодерна наделяется в гуманитарных дисциплинах настолько множественным смыслом, что опасно размывается четкость границ его содержания. Это понятие используется с целью деконструирования теории параллелизма души и тела, на которой держится здание философской антропологии уже более 2000 лет. Уже неклассическая философия XIX века начала использовать термин «телесность» для обоснования новой антропологии, альтернативной и средневековой теоцентрической и картезианской антропно-дуалистической.
Сегодня осмысление телесности как структуры, изменяющейся под влиянием сознательной деятельности индивидов и коллективных субъектов, является важной задачей философии, наряду с задачами выявления тех принципов, с помощью которых формируются представления о человеке в целом через его соотнесенность с телом.
Люди, сами того не замечая, неизбежно погружены в различные телесные практики; тело индивида непрерывно подвергается
физиологическим изменениям; различные дискурсы влияют на его представления о собственном теле, заставляя корректировать телесную активность: диету, физические нагрузки, рекомендации врачей и информацию о телесных практиках, поступающую из СМИ.
Если в классической философии человек рассматривался как сознательный субъект, контролирующий свое поведение, то постмодернистская мысль радикально меняет концепцию субъекта, приписывая ему подверженность аффективным и бессознательным процессам, а не голосу разума. Аффективное тело трактуется как точка сборки идентичности современного человека.
Степень научной разработанности проблемы. Тема телесности с древности привлекает к себе философскую мысль. Попытки философского осмысления тела были предприняты уже в античности, когда оно интерпретировалось в качестве гносеологической помехи1.
В средневековье философствующие теологи искали способ, как с помощью аскетических практик, трансформирующих тело, достичь спасения2. Телесная проблематика была разработана Р. Декартом3 в рамках его учения о двух субстанциях тела и души.
Картезианская антропология доминировала долгое время до тех пор, как философия жизни в лице своих представителей - А. Шопенгауэра4, Фр. Ницше5 и А. Бергсона6 не проблематизировала связь души и тела на новых основаниях.
1 Платон. Федон // Собрание сочинений в 4 т. Т.2. М., 1993.
2 Жильсон Э. Избранное // Т. 1: Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М., 2000.
3 Декарт Р. О строении человеческого тела // Избранные произведения: К трехсотлетию со дня рождения (1650-1950). М., 1950; Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1989.
4 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. М., 1999.
5 Ницше Фр. Так говорил Заратустра // Собрание сочинений в 5 т. Т. 3. СПб., 2011; Ницше Фр. Антихрист. Проклятие христианству // Собрание сочинений в 5 т. Т. 5. СПб., 2011.
6 Бергсон А. Материя и память // Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999.
К. Маркс7 обращает внимание на социальный аспект телесности. Феноменология (Э. Гуссерль8, М. Мерло-Понти9) обнаруживает многоплановость телесного бытия. Психоанализ10 трактует телесность как совокупность природных желаний и культурных ограничений.
М. Мосс11 одним из первых обнаруживает, что человеческое тело имеет в себе виртуальное коллективное измерение, конституирующее индивидуальное тело. П. Бурдье12, М. Фуко13 исследовали как социальные практики формируют повседневную телесность и представления о «естественном» теле.
Р. Барт14, Ж. Деррида15 и Ю. Кристева16 интересовались множественностью образов тела и связью телесности и текста.
Исследованием субъектов конструирования современной телесности занимались Дж. Агамбен17, Ж.-Л. Нанси18, П. Слотердайк19, Ж. Бодрийяр20.
7 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1 (Кн.1) // Сочинения в 39 т. Т. 23. М., 1960; Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Из ранних произведений. М., 1956.
8 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии // Собрание сочинений. Т. 3. М., 1999.
9 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Изд-во: Наука, Ювента, Gallimard, 1999.
10 Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ и Новый цикл // Собрание сочинений в 10 томах. Т. 1. М., 2006; Фрейд З. Тотем и табу. СПб., 2005; Юнг К. Г. Аналитическая психология и психотерапия: Хрестоматия. СПб., 2001; Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой она раскрылась нам в психоаналитическом опыте. М., 2009.
11 Мосс М. Техники тела. М., 1996.
12 Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.
13 Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996; Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологос: Социология. Антропология. Метафизика: Вып.1. М., 1991; Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002; Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб., 1997; Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999; Фуко М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975- 1976 учебном году. СПб., 2005.
14 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
15 Деррида Ж. Диссеминация. Екатеринбург, 2007.
16 Кристева Ю. Семиотика. Исследования по семанализу. М., 2013; Кристева Ю. Силы ужаса: Эссе об отвращении. Спб., 2003.
17 Агамбен Дж. Грядущее сообщество. М., 2008; Агамбен Дж. Нагота. М., 2014; Агамбен Дж. Суверенная власть и голая жизнь. М., 2011.
18 Нанси Ж.-Л. Corpus. М., 1999; Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Минск, 2004; Нанси Ж.-Л. Сегодня. Лекция, прочитанная в январе 1990 года в Институте философии в Москве // Ad Marginem'93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. М., 1994.
19 Слотердайк П. Сферы: Микросферология. Т.1. Пузыри. СПб., 2005; Слотердайк П. Сферы: Плюральная сферология. Т.3. Пена. Спб., 2010.
20 Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003; Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М., 2006; Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла. М., 2000; Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000; Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
Ж. Делез и Ф. Гваттари21 разрабатывали позитивную программу постмодернистской телесности. Представители феминистского поструктурализма - Дж. Батлер22, Д. Харауэй23 - рассматривают тело как продукт логоцентрической системы.
Вопросами телесности занимаются отечественные исследователи: И. М. Быховская24 и Л. В. Жаров25 исследуют телесность как социокультурный феномен; В. Л. Круткин26 проводит онтологическое различие понятий тела и телесности; Б. Г. Акчурин27 рассматривает телесность в качестве опосредующего звена между социальным и биологическим в человеке; Р. В. Маслов28 уделяет внимание аксиологическим аспектам человеческой телесности; Л. В. Зорина29 анализирует изменчивость образов телесности; В. А. Подорога30 развивает феноменологический подход к осмыслению телесности; С. С. Хоружий31 разрабатывает новую философскую антропологическую концепцию, в которой телесность становится одной из базовых категорий.
Объект исследования - феномен телесности в современной культуре и философской антропологии.
21 Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007; Делёз Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2000.
22 Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология тендерных исследований. Минск, 2000; Батлер Дж. Присвоение телом тендера: философский вклад Симоны де Бовуар // Женщины, познание и реальность: Исследования по феминистской философии.. М., 2005; Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции.Харьков; СПб., 2002.
23 Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х гг. // Гендерная теория и искусство. Антология 1970- 2000. — М.: РОССПЭН, 2005.
24 Быховская И. М. Телесность как социокультурный феномен // Культурология. ХХ век: словарь. СПб., 1997; Быховская И. М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000; Быховская И. М. Физическая (соматическая) культура // Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
25 Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988.
26 Круткин В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. 1997. №4.
27 Акчурин Б. Г. Телесность как проявление человеческого потенциала // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 2.
28 Маслов Р. В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты. Саратов, 2003.
29 Зорина Л. В. Трансформация образа телесности: от архаики к современной альтернативной культуре: автореферат дис. . канд. филос. наук : 24.00.01. Тюмень, 2013.
30 Подорога В. А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию: Материалы лекционных курсов 1992-1994 гг. М., 1995.
31 Хоружий С. С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках // Психология телесности между душой и телом. М., 2005; Хоружий С. C. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. №2.
Предмет исследования - характер и особенности процессов конструирования телесности в условиях постмодернистских тенденций культуры.
Цель исследования: выявить теоретические принципы, на которые опираются субъекты конструирования телесности и разработанные ими конкретные механизмы реализации этих принципов для современных культурных практик.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) определить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме телесности, формировавшиеся в европейской философии;
2) выявить смысловую структуру понятия телесности;
3) сформулировать современные методологические подходы к конструирования телесности и определить характер их взаимоотношений в современной культуре;
4) выявить и охарактеризовать субъектов конструирования телесности;
5) определить причину дисгармоничного сосуществования человека со своим телом в современном мире;
6) описать принципы конструирования телесности и выявить принципы стратегий субъектов современных культурных практик.
В качестве теоретико-методологической основы исследования использован историко-философский анализ понятия телесности, позволяющий обосновать необходимость возникновения этого неклассического понятия в рамках логики развития европейской философии. В осмыслении социокультурных процессов использован системный подход.
На этапе обнаружения и описания структуры понятия телесности был использован структурно-функциональный метод. Для выявления двух культурных программ, формирующих телесное бытие человека, был использован компаративистский метод. При анализе современных стратегий
конструирования телесности был применен герменевтический метод толкования.
Положения, выносимые на защиту:
1) В европейской философии сложились два парадигмальных культурфилософских подхода к осмыслению проблемы телесности и ее конструированию: нормативистский и плюралистический. Нормативистский - это продукт идеологии и культуры модерна, которая берет свои истоки в античных и средневековых теориях союза души и тела. Плюралистический подход к конструированию новой телесности сформировался в условиях научно-технических открытий биологии и других естественных наук под воздействием философии постмодернизма, взявшей на вооружение идею радикального конструктивизма в своей принципиальной борьбе с нормативной системой модерна за децентрацию власти; тело в этой борьбе стало основным инструментом утверждения культурного многообразия;
2) На основе синтеза результатов анализа антропологических концепций и результатов анализа новейших практик конструирования телесности было сконструировано следующее авторское определение телесности:
Телесность - это система отношений между природным телом и размещаемыми на/в нем искусственно созданными символическими знаками. Структура феномена телесности рефлексивно схватывается через соотнесение с тремя топосами - это 1) образ природного тела индивидуума, 2) индивидуальное тело (гибридное образование, возникающее в результате воздействия на природное тело символических средств культуры) и 3) коллективное тело (социокультурная целостность, виртуально присутствующая в сознании индивидов в форме идеальных образцов тел эмпирических субъектов);
3) В современной культуре взаимодействуют два методологических подхода: модернистский, рассматривающий тело эссенциалистски, и радикально-конструктивистский, опирающийся на идею некоего «текучего тела», являющегося функцией перманентного процесса социализации, трансгрессирущей идентичности.
4) Выделено два типа субъектов конструирования телесности: 1) внутренний субъект, 2) внешний субъект. Внутренний субъект - это каждый индивид, который целенаправленно моделирует собственное тело. Внешний субъект может быть эмпирическим (персонализированным) или абстрактным (социальные институты). Внешний субъект может быть скрытым от носителя телесности.
5) Основным препятствием на пути к гармоничному сосуществованию человека со своим телом сегодня является отчуждение тела от его образцов, созданных властными субъектами социальных отношений и функционирующих в современной культуре. Преодолеть отчуждение может возвращение символического, но оно просто не может конституироваться в силу нечеловекоразмерного масштаба потока информации, генерируемой культурой.
6) Источниками конструирования телесности являются теория, практика и дискурс, авторами которых являются вышеназванные субъекты. В ходе герменевтического анализа выявлен ряд принципов, используемых для конструирования: идеализации, схематизации, концептуализации,
программирования, визуализации, эксперимента, ограничения, нормирования, контроля, сложный симбиоз которых делает тело платформой для проектов идеологически конфликтующих субъектов, что не дает преодолеть отчуждение, осложненное потерей человекоразмерности современных технологий.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- проведен сравнительный анализ модернистского и постмодернистского подходов к конструированию телесности;
- осуществлен структурный анализ понятия телесности;
- выявлена специфика современной философской методологии конструирования телесности;
- выявлены субъекты конструирования телесности, их стратегии
- осуществлен герменевтический анализ конкретных культурных феноменов конструирования телесности;
- выявлен комплекс принципов, на которые опираются современные постмодернистские стратегии конструирования телесности.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что исследование позволяет рассмотреть телесность как результат конструирования различных субъектов, функционирующих в современной культуре. В диссертации выявлены субъекты конструирования, их цели и методы.
Материалы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по философской антропологии и философии культуры, культурологии, эстетике.
Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТЕЛЕСНОСТИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ
ОБЗОР
§ 1. Проблема телесности: от античности к неклассической философии культуры
Античный философский подход к проблеме телесности может быть определен следующим образом: «тело как очевидность». Античное мировоззрение воспринимало тело как природное творение, пассивное и случайное для человека. Такими качествами как управление и контроль. обладает не тело, а душа. Выходит, человек - это тот, кто пользуется своим телом, иначе говоря, тело принадлежит душе как вещь. Термин «сома» имеет среди прочих значение «труп». Тело - это вещь сложно управляемая: пока душа созерцает вечные идеи, изменчивое тело подвергается страстям и желаниям, инстинктам и страхам, страдает от агрессивного материального мира. Платон, придавая телу низкий онтологический статус, отрицает его необходимость в диалоге «Алкивиад». Он называет его «темницей» и «могилой» души. В качестве познавательного инструмента тело также оценивается Платоном низко: душа, что-либо исследуя, постоянно обманывается телом. Тело - виновник двоемирия: из-за него помимо мира идей, возникает мир мнений, сотворенный вследствие обманчивости органов чувств.
В политической антропологии Платона телесные особенности
выступают критерием разделения людей на три касты идеального
государства - жрецов, воинов и ремесленников. Телесная конституция
неизменна и обусловлена природой, поэтому она становится условием
возникновения политической иерархии, а также распределения труда и
обязанностей для каждого индивида. Если Платон разделяет людей по
телесному признаку на классы, придерживаясь аристократического подхода к
телу, то Аристотель выстраивает демократическую установку по отношению к телесной организации: «Его подход к телесности имел прагматическую направленность и более функциональный характер. Тело рассматривается Аристотелем как своеобразный орган или орудие души. Оно необходимо душе для осуществления эмпирического опыта. Аристотель отводил ему место материального субстрата деятельности человека»32. Философ обратил внимание на то, что тело и душа достаточно гибки, чтобы быть предметами педагогического воспитания и развития. Тело поддается тренировке и воспитанию, что позволяет человеку развивать исходя из поставленных задач телесные качества: гибкость, ловкость, быстроту, силу и так далее. Развитию этих качеств способствовали античные техники тела: гимнастика, военное искусство, медицина.
Стоики весь мир как психосоматическое единство33. Телесность мира наделялась божественными свойствами. Идея целесообразности всего происходящего опиралась на образ гармоничного мира как тела, в котором безупречно согласованы меж собой все органы. Человека нужно привести к гармонии через манипуляции с телом, чтобы уподобить его совершенному космосу.
Итак, для античных философов душа воспринимается через телесный облик (представление о душе как о скульптурном отображении тела переходит в средневековую философию); тело, являясь самоочевидной вещью, становится общим познавательным топосом практически во всех диалогах Платона: при высказывании абстрактных идей использовался образ тела как наглядного примера, позволяющего выходить на более абстрактный уровень. Тело является пассивной вещью для активной волевой души. Поскольку тело, стремясь удовлетворять свои желания, сопротивляется желаниям души, необходимы инструменты, способные преобразить телесные качества. Таким инструментом выступает ряд телесных искусств,
32 Кривых Л. В. «Культурное тело» как инструмент коммуникации // ЗПУ. 2010. №4. С. 129.
33 Асмус В. Ф. Греческий стоицизм // Античная философия: монография. М., 2003. С. 452.
12
представляющих собой технологии и практики по развитию и улучшению телесных качеств.
Средневековые представления о теле формировались под влиянием христианского мировоззрения и переосмысленных античных идей. Рассмотрим основные линии такого переосмысления. Прежде всего, нужно указать на то, что конфликтность между телом и душой обострилась. Мир перестал восприниматься в качестве божественного тела, как это было распространено в древнегреческой мифологии и в стоической философии. Мир и человек созданы Богом, творящим ex nihilo - без использования телесного субстрата.
Средневековые теологии пересобрали в новую систему прежние античные категории божественного и земного, идеального и материального, духовного и телесного: «Так создается идеал, противоположный античному. На смену преклонению перед красотой человеческого тела приходит подавление телесного начала духовным. В церквах появляются изображения странных, непропорциональных, почти бестелесных фигур, поражающих зрителя выражением какой-то неистовой экспрессии»34.
Тело рассматривалось одновременно и как «сосуд греха», и как «орудие души»: отношения между душой и телом были диалектическими, но не антагонистическими35. Было бы ошибкой утверждать, что тело оценивалось в средневековой теологии исключительно негативно и понималось как нечто однозначно низменное в человеке. «Упор делался на духовные характеристики человека, но этот дух понимался всегда как воплощенный. Сам термин "воплощение", который сейчас стал таким расхожим, несет печать религиозного видения мира. Онтологический статус тела весьма высок как в ветхозаветном, так и новозаветном христианстве»36.
34 Нессельштраус Ц. Г. Искусство в Западной Европе в Средние века. [Электронный ресурс] URL: http://biblioteka.cc/topic/95994-iskusstvozapadnoi-evropi-v-srednie-veka-nesse
35 См.: Ле Гофф Ж. История тела в Средние века. М., 2008.
36 Круткин В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 144.
Тело, являясь носителем первородного греха, но также считалось и потенциальным средством спасения.
Средневековые философы создали образ тела, способный выражать и описывать сложные абстрактные идеи. Образ здорового тела, как организма со слаженной работой многочисленных органов, стал устойчивой метафорой государства. Устройство общества мыслилось по аналогии с соматическими процессами: «Государство (Respublica) - это тело, - писал Ле Гофф. -Правитель занимает в государстве место головы, он подчиняется одному только Богу и тем, кто представляет его на земле, ибо в человеческом теле голова также управляется душой. Сенат занимает место сердца, побуждающего совершать добрые и дурные дела. Функции глаз, ушей и языка обеспечиваются судьями и губернаторами провинций. «Чиновники» и «солдаты» (offlciales и milites) могут быть сопоставлены с руками»37.
Эриугена обращал внимание на то, что нет ни одной телесной вещи, которая бы не указывала бы на умопостигаемый мир. Вечные божественные идеи проявляются через чувственно воспринимаемую красоту, вследствие чего тело оказывается средством для усматривания и созерцания вечных идей.
Фома Аквинский, как и Аристотель, указывал на такое свойство тела, как его податливость влиянию души: «Для св. Фомы, как и для Аристотеля, душа не просто движет тело; она его конституирует. Труп - не тело. Тело существует как таковое благодаря душе. Именно она собирает и организует элементы, называемые сегодня биохимическими (органические и неорганические, но всегда бесформенные элементы), образуя из них живое тело»38. Душа способна управлять телом, но если в античности средством изменения телесных качеств выступала гимнастика, то теперь, когда сформировалась новая культурная ценность - спасение, - в средневековом
37 Ле Гофф Ж. История тела в Средние века. М., 2008. С. 160-161.
38 Жильсон Э. Избранное // Т. 1: Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М., 2000. С. 236.
14
обществе возникла потребность в новых телесных практиках аскезы, нацеленных на достижение такого блага, как спасение души.
Если суммировать идеи средневековья касательно влияния души на тело, то статус тела в основном остался прежним: руководствующееся своими желаниями и аффектами, тело сопротивляется воздействию души, но, тем не менее, оно обладает потенциалом изменений. Поэтому были созданы многочисленные аскетические практики, направленные на укрощение тела и его подчинение воле человека.
Если в средневековой философии доминировала платоническая идея о противопоставлении души и тела, то гуманистический идеал Возрождения был связан с восстановлением самостоятельной ценности человеческой телесности. В эпоху Возрождения ряд мыслителей и деятелей искусства стремились воскресить античную идею калокагатии - гармонии внутреннего и внешнего, телесного и ментального начал в человеке. Ренессансный человек стал магом, стремившимся оказывать влияние на материальный мир, в том числе на телесную природу, как собственную, так и окружающих.
Философия и искусство эпохи Возрождения создали образ прекрасного тела, выражающего идеал гармоничного человека. Прекрасно сложенное тело с соразмерными членами - это визуализированная идея космоса, позволяющая осмыслить основания нового антропоцентрического общества.
В Новое время картезианская антропологическая концепция совершила радикальный разрыв онтологической связи души и тела, оказав фундаментальное влияние на последующую рефлексию взаимоотношений тела и души. Противопоставление тела и души как двух автономных образований привело к формированию влиятельной европейской мировоззренческой установки, согласно которой тело преимущественно рассматривалось в качестве субстанции, искажающей результаты исследований активной души.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Тело как медиа: опыт реконструкции2015 год, кандидат наук Очеретяный, Константин Алексеевич
Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности2008 год, кандидат философских наук Попова, Ольга Владимировна
Аксиология телесности в контексте социокультурного развития2008 год, кандидат философских наук Турухина, Евгения Александровна
Проблема телесности в западном искусстве XX века: онтологический аспект2007 год, кандидат философских наук Острый, Максим Валерьевич
Антропология предела и стратегии формирования субъективности2016 год, кандидат наук Мартынова, Светлана Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Торопова, Анастасия Александровна, 2017 год
Список использованной литературы
1. Автономова, Н. С. Философский язык Жака Деррида / Н. С. Автономова. -М.: РОССПЭН, 2011. - 509 с.
2. Автономова, Н. С. Познание и перевод: опыты философии языка / Н. С. Автономова. - М.: РОССПЭН, 2008. - 702 с.
3. Агамбен, Дж. Грядущее сообщество / Дж. Агамбен. - М.: Три квадрата, 2008. - 144 с.
4. Агамбен, Дж. Нагота / Дж. Агамбен. - М.: Грюндриссе, 2014. - 204 с.
5. Агамбен, Дж. Суверенная власть и голая жизнь / Дж. Агамбен. - М.: Европа, 2011. - 250 с.
6. Азаренко, С. А. Социальная топология в современном обществознании / С. А. Азаренко // Социальная философия и опыт современного обществознания: к 40-летию философского факультета. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. — С. 55-72.
7. Акчурин, Б. Г. Телесность как проявление человеческого потенциала / Б. Г. Акчурин // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 2. - С. 312-320.
8. Аристотель. О душе / Аристотель // Сочинения в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1978. - 549 с.
9. Арто, А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. - СПб.: Симпозиум, 2000. - 442 с.
10. Асмус, В. Ф. Греческий стоицизм / В. Ф. Асмус // Античная философия: монография. - М.: Высшая школа, 2003. - 400 с.
11. Бадью, А. Истина тел и языков / А. Бадью // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». - М.: Алгоритм, 2009. - 270 с.
12. Баева, Л. В. Образ киберчеловека в современной науке и культуре / Л. В. Баева // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2015. №1. - С. 56-69.
13. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
14. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
15. Баткин, Л. М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания / Л. М. Баткин. -М.: РГГУ, 2000. - 1004 с.
16. Баткин, Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. М. Баткин. — М. : Наука, 1989. - 272 с.
17. Батлер, Дж. Гендерное беспокойство / Дж. Батлер // Антология гендерных исследований. - Минск: Пропилеи, 2000. - 297-346 с.
18. Батлер, Дж. Присвоение телом гендера: философский вклад Симоны де Бовуар / Дж. Батлер // Женщины, познание и реальность: Исследования по феминистской философии. - М.: Росспэн, 2005. - 292-303 с.
19. Батлер, Дж. Психика власти: теории субъекции / Дж. Батлер. - Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2002. - 158 с.
20. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - Логос, 2002. -390 с.
21. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1990. - 541 с.
22. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
23. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
24. Бергсон, А. Материя и память / А. Бергсон // Творческая эволюция. Материя и память. - Минск: Харвест, 1999. - 1408 с.
25. Бовуар, С. Второй пол: Т. 1. Факты и мифы. Т. 2. Жизнь женщины / С. Бовуар. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 831 с.
26. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. -М.: Библион-Русская книга, 2003. - 272 с.
27. Бодрийяр, Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 268 с.
28. Бодрийяр, Ж. Прозрачность Зла / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. -257 с.
29. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. — М. : Добросвет, 2000. — 387 с.
30. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: Рудомино, 1995. - 168 с.
31. Брандт, Г. А. Философская антропология феминизма: природа женщины / Г. А. Брандт. - Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2004. - 203 с.
32. Бугуева, Н. А. Телесность человека как социокультурный феномен / Н. А. Бугуева // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 16. - С. 66-71.
33. Булгакова, О. Фабрика жестов / О. Булгакова. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - [Электронный ресурс] URL: http://www.factorvofgestures.eom/script/in-russian#sthash.4iZemJmR.dpbs (Дата обращения: 01.05.2017).
34. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2001. - 562 c.
35. Быховская, И. М. Телесность как социокультурный феномен / И. М. Быховская // Культурология. ХХ век: словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997. - С. 464-467.
36. Быховская, И. М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 206 с.
37. Быховская, И. М. Физическая (соматическая) культура / И. М. Быховская // Морфология культуры. Структура и динамика. - М.: Наука, 1994. - С. 305323.
38. Вайнштейн, О. В. Денди: мода, литература, стиль жизни / О. В. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с.
39. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика / Г. В. Ф. Гегель // Сочинения в 4 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1968. - 328 с.
40. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика / Г. В. Ф. Гегель // В 4 т. Т. 2. - М.: Искусство, 1969. - 328 с.
41. Гелен, А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 151-201.
42. Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Р. Голдберг. - М.: Лё Мш^теш, 2015. - 320 с.
43. Гусарова, К. О. Лучшее украшение женщины и гигиенический прогресс / К. О. Гусарова // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2011. № 19. - С. 115142.
44. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль // Собрание сочинений. Т. 3. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 232 с.
45. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора / Ч. Дарвин // Собрание сочинений в 9 т. Т.3. - Изд-во: АН СССР; Москва, 1939. - 831 с.
46. Декарт, Р. О строении человеческого тела / Р. Декарт // Избранные произведения: К трехсотлетию со дня рождения (1650-1950). - М.: Госполитиздат, 1950. - 712 с.
47. Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Р. Декарт // Сочинения в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1989. - С. 250-296.
48. Декомб, В. Современная французская философия / В. Декомб. - М.: Весь Мир, 2000. - 337 с.
49. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с.
50. Делез, Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Ж. Делез. - М.: Per Se, 2000. - 349 с.
51. Деррида, Ж. Диссеминация / Ж. Деррида. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 608 с.
52. Дьяков, А. В. Жиль Делёз. Философия различия / А. В. Дьяков. - М.: Белый город, 2013. - 503 с.
53. Евстропов, М. Н. «Любое»: онтологический маньеризм Джорджо Агамбена / М. Н. Евстропов // Вестник КрасГАУ. 2014. №12. - С. 291-296.
54. Еровенко, В. А. «Математика балета» в эстетической составляющей философского осмысления танца / В. А. Еровенко // Российский гуманитарный журнал. 2015. №4. - С. 269-281.
55. Жаров, Л. В. Человеческая телесность: философский анализ / Л. В. Жаров. - Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1988. - 128 с.
56. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек. - М.: Издательство «Художественный журнал», 1999. - 236 с.
57. Жильсон, Э. Избранное / Э. Жильсон // T. 1: Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. - М.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 2000. - 495 с.
58. Зарубин, Н. Н. Аскетические, дисциплинарные и самоограничительные практики как фактор формирования стратегий питания в современной России / Н. Н. Зарубин // Вестник Института социологии. 2015. № 14. - C. 30-48.
59. Зиммель, Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель // Собрание сочинений в 2 т. - М.: Юристъ, 1996. - 608 с.
60. Зорина, Л. В. Трансформация образа телесности: от архаики к современной альтернативной культуре : автореферат дис. . канд. филос. наук : 24.00.01 / Л. В. Зорина.— Тюмень, 2013. — 25 с.
61. Ильин, А. Н. Субъект в пространстве философии постмодернизма / А. Н. Ильин // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание.
Умение». 2010. № 1: Философия. Политология. - [Электронный ресурс] URL: http://www.zpu-journal. ru/e-zpu/2010/1/Üym_Subject/ (дата обращения: 10.04. 2017).
62. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 256 с.
63. История тела: В 3 томах / Под ред. А. Корбена, Ж.-Ж. Куртина, Ж. Вигарелло //Т. 3: Перемена взгляда: XX век. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 464 с.
64. Кант, И. Всеобщая естественная история и теория неба / И. Кант // Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1963. - С. 115-262.
65. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1964. - 799 с.
66. Кассирер, Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика, 1998.
- С. 440-723.
67. Кассирер, Э. Философия символических форм / Э. Кассирер // Т. 1: Язык.
- М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 270 с.
68. Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. - М.: Академический проект, 2001. - 316 с.
69. Кобылин, И. И. Исток и сингулярность: Дж. Агамбен и М. Фуко о рождении биовласти / И. И. Кобылин // Философия и общество. 2011. № 3. -171-183 с.
70. Козлова, Н. Н. Социально-историческая антропология / Н. Н. Козлова. -М.: Ключ-С, 1999. - 187 с.
71. Кон, И. С. Открытие "Я" / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
72. Конструктивизм в теории познания / редкол.: В. А. Лекторский, Е. О. Труфанова, И. П. Фарман. - М.: ИФ РАН, 2008. - 169 с.
73. Кравцова, М. В. Собакиада Олега Кулика / М. В. Кравцова. -[Электронный ресурс] URL: http://artguide.com/posts/6957pageH91 (Дата обращения: 09.04.2017).
74. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика : Язык тела и естественный язык / Г. Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.
75. Кривых, Л. В. «Культурное тело» как инструмент коммуникации / Л. В. Кривых // ЗПУ. 2010. №4. - С.127-131.
76. Кристева, Ю. Семиотика. Исследования по семанализу / Ю. Кристева. -М.: Академический проект, 2013. - 285 с.
77. Кристева, Ю. Силы ужаса: Эссе об отвращении / Ю. Кристева. - Спб.: Алетейя; Харьков: Ф-пресс, 2003. - 246 с.
78. Круткин, В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении / В. Л. Круткин // Общественные науки и современность. 1997. №4. - С. 143-151.
79. Куракин, Д. Ю. Модели тела в современном популярном и экспертном дискурсе: к культурсоциологической перспективе анализа / Д. Ю. Куракин // Социологическое обозрение. Т. 10. № 1-2, 2010. - С. 56-74.
80. Кюн, Р. Возвращенное тело: радикальная субъективистская феноменология, примененная к исследованиям телесности / Р. Кюн // Философия человека: традиции и современность. - М., 1991, Вып. 2. - С. 159167.
81. Лакан, Ж. Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой она раскрылась нам в психоаналитическом опыте / Ж. Лакан // Семинары. Книга 2. - М.: Гнозис, 2009. - С. 508-516.
82. Ламетри, Ж. Человек-машина / Ж. Ламетри // Сочинения.— М.: Мысль, 1983. - С. 169-226.
83. Леви-Строс, К. Печальные тропики / К. Леви-Строс. - М.: Мысль, 1984. -220 с.
84. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. - М.: Наука, 1983. - 536 с.
85. Ле Гофф, Ж. История тела в Средние века / Ж. Ле Гофф, Н. Трюон. - М.: Текст, 2008. - 185 с.
86. Лейбниц, Г. В. Монадология / Г. В. Лейбниц // Сочинения в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1982. - С. 413- 429.
87. Лиотар, Ж.-Ф. Заметки о смыслах "Пост" / Ж.-Ф. Лиотар // После времени: французские философы постсовременности. - М.: Иностранная литература, 1994, No 1. - С. 54-66.
88. Липовецкий, Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе / Ж. Липовецкий. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 336 с.
89. Ло, Дж. После метода: беспорядок и социальная наука / Дж. Ло. - М.: Издательство Института Гайдара, 2015. - 344 с.
90. Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1993. - 959 с.
91. Лукиан. О пляске / Лукиан. - [Электронный ресурс] URL: http://lib.rus.ec/b/176843 (Дата обращения: 16.03.2017).
92. Мазин, В. А. Субъект Фрейда и Деррида / В. А. Мазин. - Спб.: Алетейя, 2010. - 255 с.
93. Мамардашвили, М. К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра / М. К. Мамардашвили // Современный экзистенциализм: Критические очерки. - М.: Мысль, 1966. - С. 149-204.
94. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1 (Кн.1) / К. Маркс, Фр. Энгельс // Сочинения в 39 т. Т. 23. - М.: Издательство политической литературы, 1960. - 908 с.
95. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс, Фр. Энгельс // Из ранних произведений. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - С. 517-642.
96. Маслов, Р. В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты / Р. В. Маслов. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2003. - 200 с.
97. Матушкина, М. В. Танец и мышление в немецкой философии искусства конца XX начала XXI в / М. В. Матушкина // Теория и практика общественного развития. 2014. №7. - С.17-20.
98. Медникова, М. Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник / М. Б. Медникова. - М.: Языки славянской культуры, 2007. - 211 с.
99. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. -Издательство: Наука, Ювента, Gallimard, 1999. - 602 с.
100. Мид, М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире / М. Мид. - М.: Росспэн, 2004. - 412 с.
101. Михель, Д. В. Медикализация как социальный феномен / Д. В. Михель // Вестник Саратовского государственного университа. 2011. 4 (60). - С. 256263.
102. Мосс, М. Техники тела / М. Мосс // Общество, обмен, личность. - М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1996. - 242-263 с.
103. Нанси, Ж.-Л. Corpus / Ж.-Л. Нанси. - М.: Ad Marginem, 1999. - 255 с.
104. Нанси, Ж.-Л. Бытие единичное множественное / Ж.-Л. Нанси. - Минск: Логвинов, 2004. - 271 с.
105. Нанси, Ж.-Л. Сегодня. Лекция, прочитанная в январе 1990 года в Институте философии в Москве / Ж.-Л. Нанси // Ad Marginem'93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. - М.: Ad Marginem, 1994. - 424 с.
106. Неллас, П. Обожение. Основы и перспективы православной антропологии / П. Неллас. - М.: Никея, 2011. - 304 с.
107. Нессельштраус, Ц. Г. Искусство в Западной Европе в Средние века / Ц. Г. Нессельштраус. - [Электронный ресурс]. URL:
http://biblioteka.cc/topic/95994-iskusstvozapadnoi-evropi-v-srednie-veka-nesse (Дата обращения: 12.02.2017).
108. Ницше, Фр. Так говорил Заратустра / Фр. Ницше // Собрание сочинений в 5 т. Т. 3. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.— 302 с.
109. Ницше, Фр. Антихрист. Проклятие христианству / Фр. Ницше // Собрание сочинений в 5 т. Т. 5. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.— С. 263-330.
110. Номеровская, А. Д. Проблема нормативности в дискурсе квир-теории / А. Д. Номеровская // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. № 11 (49): в 2-х ч. Ч. II. - С. 125-128.
111. Патырбаева, К. В. Идентичность: социально-психологические и социально- философские аспекты: коллективная монография // К. В. Патырбаева [и др.]. - Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2012. - 249 с.
112. Петров, В. В. Индивид и его телесность в истории европейской философии / В. В. Петров // Тема «живого тела» в истории философии: Материалы научной конференции (Институт философии РАН, май 2015 г.). -М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 288 с.
113. Петров, К. А. Постметафизическая философия Петера Слотердайка / К. А. Петров. - М.: Русайнс, 2015. - 124 с.
114. Петров, К. А. Субъект, человек, телесность в философии Петера Слотердайка / К. А. Петров // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2013. №1. - С. 124-127.
115. Платон. Кратил / Платон // Собрание сочинений в 4 т. Т.1. - М.: Мысль, 1990. - С. 613—682.
116. Платон. Федон / Платон // Собрание сочинений в 4 т. Т.2. - М.: Мысль, 1993. - С. 70-80.
117. Подорога, В. А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию: Материалы лекционных курсов 1992-1994 гг. / В. А. Подорога. - М.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.
118. Психология телесности между душой и телом: исследователям в области телесности / ред.-сост.: В. П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ, 2005. -731 с.
119. Реутин, М. Ю. Немецкая мистика Средневековья. Жизнь во Христе как перформативная практика / М. Ю. Реутин // Вопросы философии. 2014. № 9.
- С. 121-133.
120. Ромм, В. В. Танец и секреты древнейших цивилизаций / В. В. Ромм. -Новосибирск: НГК, 2002. - 456 с.
121. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 638 с.
122. Сартр, Ж. П. Фрагмент из «Критики диалектического разума» / Ж. П. Сартр // Эстетические исследования: методы и критерии. - М.: ИФРАН, 1996.
- С. 236-298.
123. Свендсен, Л. Философия моды / Л. Свендсен. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. — 256 с.
124. Св. Григорий Нисский. Огласительное поучение восьмое. PG45, 33C.
125. Сироткина, И. В. Свободное движение и пластический танец в России / И. В. Сироткина. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - [Электронный ресурс]. URL: https://design.wikireading.ru/3700 (Дата обращения: 17.04.2017).
126. Слотердайк, П. Сферы: Микросферология. Т.1. Пузыри / П. Слотердайк.
- СПб.: Наука, 2005. - 652 с.
127. Слотердайк, П. Сферы: Плюральная сферология. Т.3. Пена / П. Слотердайк. - Спб.: Наука, 2010. - 922 с.
128. Соколова, Д. М. Телесность как субстанция социального / Д. М. Соколова // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. №1. - С. 31-34.
129. Старовойтов, А. В. Телесность человека как предмет познания. -[Электронный ресурс]. URL: http://www.psy-praksis.blogspot.ru/2011/12/blog-post_1539.html (Дата обращения: 12.04.2017).
130. Тимофеева, О. В. «Мы» и «они»: Сообщество после гуманизма / О. В. Тимофеева // Вопросы философии. 2016. № 6. - [Электронный ресурс]. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com content&task=view&id=1413&Itemid=52 (Дата обращения: 21.04.2017).
131. Трубачев, О. Н. Труды по этимологии. Слово. История. Культура / О. Н. Трубачев // В 2 т. Т. 1. - М.: Языки славян. культуры, 2004. - 798 с.
132. Тульчинский, Г. Л. Нечеловеческое / Г. Л. Тульчинский // Проективный философский словарь: новые термины и понятия. - СПб.: Алетейя, 2003. -512 с.
133. Улановский, А. М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация / А. М. Улановский // Вопросы психологии. 2009 №2. - С. 35-45.
134. Ухтомский, А. А. Избранные труды / А. А. Ухтомский. - Ленинград: Наука, 1978. - 358 с.
135. Филиппов, Л. И. Философская антропология Жан-Поля Сартра / Л. И. Филиппов. - М.: Наука, 1977. - 287 с.
136. Фогг, М. История моды. 100 платьев, изменивших мир / М. Фогг. - М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. - 256 с.
137. Фокин, С. Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай / С. Л. Фокин. - Спб.: Издательство Олега Абышко, 2002. - 320 с.
138. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ и Новый цикл / З. Фрейд // Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. - М.: Фирма СТД, 2006. - 608 с.
139. Фрейд, З. Тотем и табу / З. Фрейд. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 256 с.
140. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко. - М.: Касталь, 1996. — 448 с.
141. Фуко, М. Герменевтика субъекта / М. Фуко // Социологос: Социология. Антропология. Метафизика: Вып.1, М., 1991. - С. 284-315.
142. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. — М.: Праксис, 2002. — 384 с.
143. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. - Спб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.
144. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. - М.: Лё Ма^теш, 1999. - 480 с.
145. Фуко, М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975- 1976 учебном году / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2005. - 312 с.
146. Фуко, М. Рождение биополитики : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учебном году / М. Фуко. - Спб.: Наука, 2010. - 446 с.
147. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики : мир - конечность -одиночество / М. Хайдеггер. - Спб.: Владимир Даль, 2013. - 590 с.
148. Хайдеггер, М. Что зовется мышлением? / М. Хайдеггер. - М.: Территория будущего, 2006. - 314 с.
149. Хамбли, У. История татуировки. Знаки на теле: ритуалы, верования, табу / У. Хамбли. - М.: Центрполиграф, 2014. - 272 с.
150. Харауэй, Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х гг. / Д. Харауэй // Гендерная теория и искусство. Антология 1970- 2000. — М.: РОССПЭН, 2005. — С. 322—369.
151. Харитонова, А. М. Понимание человеческого тела в немецкоязычной философии XVIII в. / А. М. Харитонова // Тема «живого тела» в истории философии: Материалы научной конференции (Институт философии РАН, май 2015 г.). - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 288 с.
152. Хоружий, С. С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках / С. С. Хоружий // Психология телесности между душой и телом. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2005. - 731 с.
153. Хоружий, С. C. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии / С. С. Хоружий // Философские науки, 2008, №2. - С. 10-31.
154. Храмова, М. Н. Метаморфозы зооморфных образов в массовой культуре: образ животного и проблема идентификации в возрастных субкультурах / М. Н. Храмова // Труды СПбГУКИ. 2015. Т. 210. - С.177-190.
155. Цветков, А. После прочтения уничтожить: Пособие для городского партизана / А. Цветков. — М.: Амфора, 2009. - 190 с. - [Электронный ресурс]. URL: https: //alexeitsvetkov.wordpress.com/2012/02/05/книга-после-прочтения-уничтожить/ (Дата обращения: 24.03.2017).
156. Чукуров, А. Ю. Конструирование телесности как механизм самоконтроля / А. Ю. Чукуров // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 3. - С. 145-149.
157. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. - М.: Гнозис, 1994. -413 с.
158. Шелер, М. Человек и история / М. Шелер // THESIS: Теория и история экономических и и социальных институтов и систем. 1993. Т. 1, № 3. — С. 132—154.
159. Шеллинг, Ф. В. Й. О конструкции философии / Ф. В. Й. Шеллинг / Сочинения в 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1989. - С. 3-26.
160. Шматко, Н. А. «Габитус» в структуре социальной теории / Н. А. Шматко // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. - С. 6070.
161. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - 496 с.
162. Эко, У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию / У. Эко. -Спб.: Symposium, 2004. - 538 с.
163. Элиас, Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования / Н. Элиас // Т. 1: Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. - М.; СПб.: Университетская книга, 2001. - 330 с.
164. Эпштейн, М. Н. Философия возможного / М. Н. Эпштейн. - СПб.: Алетейя, 2001. - 334 с.
165. Эпштейн, М. Н. Философия тела / М. Н. Эпштейн. — СПб.: Алетейя, 2006. — 432 с.
166. Юнг, К. Г. Аналитическая психология и психотерапия: Хрестоматия / К. Г. Юнг. - СПб.: Питер, 2001. - 504 с.
167. Brann, Eva T. H. What is Postmodernism? / Eva T. H. Brann. - The Harvard Review of Philosophy, Spring 1992. - P. 4-7.
168. Danto, A. The Artworld / A. Danto // The Journal of Philosophy. Vol. 61 (19). American Philosophical Association, 1964. - P. 573-578.
169. Guilbert, G.-C. Madonna as Postmodern Myth: How One Star's Self-Construction Rewrites Sex, Gender, Hollywood and the American Dream / G.-C. Guilbert. - Mcfarland & Co Inc Pub., 2002. - 264 p.
170. Hassan, I. H. The Postmodern Turn: Essays in Postmodern Theory and Culture / I. H. Hassan. - Ohio State University Press, 1987. - 267 p.
171. Klemola, T. Dance and Embodiment / T. Klemola. - Ballet International 1/1991. Ballet-Buhnen-Verlag: Koln, 1991. - P. 71-80.
172. Kristeva, J. Woman Can Never Be Defined // New French Feminisms. N.Y., 1984. - P. 137-141.
173. Negrin, L. Appearance and Identity: Fashioning the Body in Postmodernity / L. Negrin. - Palgrave Macmillan US, 2008. - 210 p.
174. Pitts, V. L. In the flesh. The Cultural Politics of Body Modification / V. L. Pitts. - Palgrave MacMillan, New York, 2003. - 239 p.
175. Rosenblatt, D. The Antisocial Skin: Structure, Resistance, and "Modern Primitive" Adornment in the United States / D. Rosenblatt // Cultural Anthropology, Vol. 12, No. 3, 1997. - P. 287-334.
176. Sontag, S. On Photography / S. Sontag. - New York: Farrar, Strauss and Giroux, 1977. — 165 p.
177. The body, culture and society: an introduction / P. Hancock, B. Hughes, E. Jagger, K. Patterson, R. Russell, E. Tulle-Winton, M. Tyler. - Open University Press, 2000. - 150 p.
178. Tsoulou, M.-G. Philosophical Approaches to Classical Ballet and Modern Dance / M.-G. Tsoulou. - University of Warwick, 2003. - 241 p.
179. Woods, T. Beginning postmodernism / T. Woods. - Manchester University Press, 1999. - 284 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.