Социальные функции института Русской православной церкви тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Капалин, Алексей Михайлович

  • Капалин, Алексей Михайлович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 193
Капалин, Алексей Михайлович. Социальные функции института Русской православной церкви: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Тюмень. 2009. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Капалин, Алексей Михайлович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.

1.1. Русская православная церковь как социальный институт.

1.2. Социальная роль Русской православной церкви в современном российском обществе.

1.3. Институционализация Русской православной церкви в Сибири.

ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

2.1. Влияние Православия на семейно-брачные отношения.

2.2. Православное образование в регионе.

2.3. Роль Тобольско-Тюменской епархии в решении социальных проблем региона.

2.4. Социальное партнерство государства и Русской православной церкви

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА.

3.1. Религиозная ситуация на юге Тюменской области.

3.2. Оценка населением роли Русской православной церкви в социальном развитии региона.

3.3. Перспективы взаимодействия Русской православной церкви и государства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные функции института Русской православной церкви»

Актуальность темы исследования. Русская православная церковь (далее — РПЦ) в конце XX — начале XXI в. оказалась в центре процессов духовного, нравственного и культурного возрождения народов, традиционно исповедующих Православие. Кризис атеистической идеологии и стремление народов к восстановлению утраченных духовных и культурных традиций побудили многих обратиться к РПЦ. С начала 90-х гг. XX в. религиозная ситуация в нашей стране коренным образом изменилась, многие православные люди осознали значимость веры и православно-христианской системы ценностей для своей жизни.

Исследования религиозной ситуации, проводимые автономной некоммерческой организацией «Левада-центр», за последние десятилетия фиксируют положительную динамику общественного сознания россиян относительно степени их доверия к институту религии, а также высокий уровень религиозной самоидентификации: 94% населения России высказывают «очень хорошее» и «хорошее» отношение к Православию.

Существенно изменился статус РПЦ как социального института: рейтинг церкви по степени доверия на протяжении последних лет находится на достаточно высоком уровне и колеблется около отметки в 37%, опережая Государственную думу, МВД, органы государственного управления Российской Федерации [135].

При этом следует отметить различия в методологии определения показателей «православности» населения. Критики РПЦ с помощью своего социологического инструментария относят к «настоящим» православным всего несколько процентов россиян, указывая на то, что лишь крайне незначительная доля населения знает Священное Писание и демонстрирует высокую активность в своем религиозном поведении. Тогда сколько бы получилось «настоящих» православных в дореволюционной России, если учесть, что многие крестьяне не умели читать, откуда им было знать текст

Библии?! Однако по официальной статистике в 1897 г. в категорию религиозных людей попадали почти 100% населения страны. При этом в конце XIX в. православных было 70%, в 1989 г. в Советском Союзе (по рождению) — 65%, а в 2000-е гг. в России — 76% [135].

В настоящее время в массовом сознании глубоко укоренилось представление о тождественности национальной и конфессиональной принадлежности. В силу того что народы исторически тесно связаны с конкретными религиями, сами эти религии, их таинства и обряды, традиции и праздники воспринимаются как национальное достояние, как неотъемлемая часть исконного духовного богатства народов. Веками существуют следующие стереотипы: «русский — православный», «татарин — мусульманин», «поляк — католик» и т. д. При этом следует отметить, что народам России традиционно присущ достаточно высокий уровень религиозной терпимости практически ко всем конфессиям.

Подобное положение можно констатировать и применительно к Тюменской области, являющейся сложной территорией по этническому и конфессиональному составу. В период освоения нефтегазовых месторождений сюда приехали люди практически со всего бывшего Советского Союза. Сегодня в Тюменской области наиболее крупными национальными группами являются русские, украинцы, татары, белорусы, башкиры. В регионе созданы равные условия для сохранения и развития национально-культурных традиций представителей всех малых и больших народов России, люди живут в мире и согласии. Сбалансированная межконфессиональная политика исключает конфликты на религиозной почве и способствует укреплению мира и согласия.

Изменения, происходящие в обществе за последние пятнадцать лет, позволили РПЦ с помощью прихожан и государства восстановить и построить несколько тысяч православных храмов, подготовить для служения в них священников. В нашей стране имеется ряд проблем, обусловленных реформированием политической, экономической и социальной сфер жизни, а также экономическим кризисом. Это способствует появлению определенной напряженности в обществе, росту социальных конфликтов, возникновению угрозы социальной безопасности. История подтверждает тот факт, что в трудные годы возрастает роль социальной деятельности РПЦ, в связи с чем и возникает актуальная потребность в оценке и прогнозировании возможностей ее участия в этом процессе.

Степень разработанности проблемы. Научное и религиозное познания имеют различный характер. У них разные исходные посылы, цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой. Поэтому РПЦ и светская наука призваны к сотрудничеству во имя должного устроения жизни. Их взаимодействие способствует созданию здорового творческого климата в духовно-интеллектуальной сфере, тем самым помогая созданию оптимальных условий для развития научных исследований социального института РПЦ [43, с. 398].

Вместе с тем необходимо отметить, что в современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне РПЦ рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. На эмпирическом уровне исследуются религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и ценности, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, условия существования религии (сохранения) в обществе.-Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием выступает изучение РПЦ в качестве специфического социального института.

Анализируя степень изученности рассматриваемой темы, можно выделить несколько направлений исследований. Прежде всего, необходимо отметить, что в зарубежной социологии проблемами религии в разные исторические периоды занимались такие ученые, как Д. Белл, Р. Белла, П. Бергер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, JL Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Т. Лукман, Б. Малиновский, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс, А. Р. Редклифф-Браун, Г. Спенсер и др.

В отечественной социологии и философии тема религии была предметом анализа в работах Ю. П. Андреева, В. И. Гараджи, Н. Я. Данилевского, В. И. Добренькова, М. С. Комарова, Б. К. Малиновского, Д.Е.Мануйловой, А. А. Радугина, 'П.Флоренского, А.С.Хомякова, И. Н. Яблокова и ряда других авторов.

Анализу социальных функций религии, а также ее роли в обществе посвящены работы таких зарубежных и отечественных авторов, как М. М. Акулич, П. Бергер, М. Вебер, Ю. А. Гаврилов, Э. Дюркгейм, Ю. П. Зуева, Дж. М. Йингер, Е. Н. Кофанова, И. С. Мавляутдинов, Р. Мертон, М. П. Мчедлов, А. А. Нуруллаев, Ф. Г. Овсиенко, А. Р. Редклифф-Браун, Г. Спенсер, Н. А. Трофимчук, С. Хантингтон.

Значимость конфессионального фактора в развитии российского •общества подчеркнута в работах Дж. Билингтона, Г. Гловели, Е. В. Жижко, М. М. Жунина, Н. Н. Зарубиной, В. О. Ключевского, Т. Б. Коваль, О. А. Платонова, В. Фальцман.

Проблемы взаимоотношений религии и власти рассматриваются в трудах Е. М. Амелина, Л. А. Андреевой, О. Г. Большакова, Л. С. Васильева, А. М. Верховского, В. И. Гараджи, А. В. Митрофановой, Л. Н. Митрохина, Е. Н. Салыгина, Р. Р. Сикоева, Ж. Т. Тощенко, С. Хантингтона, И. Н. Яблокова.

Рассмотрению роли РПЦ в духовном и нравственном развитии общества уделено внимание в работах таких философов и социологов, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, Л. Н. Митрохин, П. А. Сорокин, В. С. Соловьев, Д. М. Угринович, С. Л. Франк, И. Н. Яблоков, а также в современных докладах Патриарха Московского и всея Руси

Кирилла, «Основах социальной концепции РПЦ» и трудах многих других православных публицистов.

Эмпирическими исследованиями религиозности, а также изучением отношения населения к религии и РПЦ занимались такие авторы, как Ю. А. Гаврилов, К. Каариайнен, Н. Г. Каргина, Р. Н. Лункин, М. П. Мчедлов, И. В. Налетова, Л. В. Намруева, Ю. Ю. Синелина, С. Б. Филатов, Д. Фурман, А. Г. Шевченко.

Проблема исследования состоит в необходимости научного обоснования роли РПЦ в современном обществе и разработке на этой основе методологии социального партнерства РПЦ и государства.

К сожалению, научных исследований и публикаций о роли РПЦ в социальном развитии, а тем более о социальной деятельности Тобольско-Тюменской епархии (ТТЕ) недостаточно. В основном сведения по этой теме размещаются на страницах религиозных изданий. На наш взгляд, степень разработанности проблемы находится на самом начальном исследовательском этапе. Требуется дальнейшая наработка опыта и нормативно-правовой базы для социального партнерства Тобольско-Тюменской епархии РПЦ с региональными властями. В связи с этим необходима разработка методики подбора объектов социального служения для православных приходов применительно к современной действительности. Требует изучения и проведения социологических исследований восприятие обществом тенденции возвращения РПЦ в социальной деятельности к рубежам начала XX в. Актуален вопрос подбора и подготовки церковных кадров, занимающихся социальной деятельностью, переподготовки специалистов и руководителей социальных учреждений, разработки программ по их обучению.

Системное решение перечисленных проблем возможно при изучении накопленного опыта, разработке методологии для реализации намеченных преобразований. Это позволяет нам утверждать, что проблемы научного обоснования . роли РПЦ в современном, обществе и практического осуществления социального партнерства РПЦ и государства являются актуальными и определяют необходимость представленного исследования.

Объект исследования — Русская православная церковь как социальный институт.

Предмет исследования — реализация социальных функций Русской православной церкви в современном российском обществе.

Цель исследования — определение влияния Русской православной церкви на российское общество (на примере Тобольско-Тюменской епархии). Цель исследования обусловила следующие задачи:

1) определить теоретические и методологические основания изучения РПЦ как социального института;

2) проанализировать основные институциональные взаимодействия РПЦ на уровне региона;

3) показать роль РПЦ в решении актуальных социальных проблем;

4) провести социологическое исследование роли РПЦ в жизни общества и развитии региона;

5) разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности реализации социальных функций Тобольско-Тюменской епархии РПЦ;

6) разработать концепцию программы «Духовное развитие Тюменской области».

Гипотеза исследования состоит в том, что одной из основных первопричин многих социальных проблем современного российского общества является утрата его духовных и нравственных основ. Это требует от РЕЦ участия в социальной деятельности, реализации социальных функций и расширения сфер ее взаимодействия с государственными и общественными учреждениями социальной направленности.

В качестве методологической и теоретической базы исследования взяты фундаментальные концепции классиков социологии и труды современных ученых. Исследование основано на методологических установках, сформулированных в: рамках социокультурного анализа явлений и процессов; принципах функционального и структурно-функционального анализа; идеях и положениях, обоснованных российскими исследователями религии.

В работе также использовались общефилософские и общенаучные методы исследования и подходы: анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, герменевтика и т. п.

Эмпирическую базу исследования составили нормативные акты, статистические, отчетные аналитические публикации Госкомстата РФ, Управления статистики Тюменской области, архивные материалы Тобольско-Тюменской епархии.

В работе использованы материалы исследования, проведенного под руководством автора в 2008 г. Исследование проводилось в городах и сельских населенных пунктах юга Тюменской области, всего в нем приняли участие 1169 человек старше 18 лет. Выборка — многоступенчатая, квотная, строилась пропорционально половозрастной структуре городского и сельского населения юга Тюменской области. Метод исследования — прямой анкетный маршрутизированный опрос.

Помимо этого, автором был осуществлен вторичный анализ социологических исследований, проведенных различными исследователями по проблемам религиозности населения. Особое внимание при этом уделялось методикам проведения исследований, а также отношению населения к РПЦ и мнению о ее роли в обществе.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: рассмотрен процесс институционализации РПЦ (на примере Тюменской области) и раскрыта ее сущность как социального института; проанализирована роль РПЦ в современном российском обществе, выделены и изучены ее основные социальные функции; выявлены взаимодействия РПЦ на уровне региона (на примере Тобольско-Тюменской епархии) с политическими, образовательными и семейно-брачными институтами; определена роль Тобольско-Тюменской епархии в решении социальных проблем региона, выделены основные направления ее социально значимой деятельности (духовное, нравственное и патриотическое воспитание молодежи; милосердие и благотворительность; психологическая адаптация лиц, попавших в трудные жизненные ситуации; поддержка институтов материнства и детства); осуществлен анализ религиозной активности населения региона, его отношения к религии, а также оценок населением роли РПЦ в социальном развитии региона. При этом выявлено в целом положительное отношение к институту религии и осознание роли РПЦ в обществе; обоснована методология социального партнерства государства и

РПЦ.

Теоретическая значимость заключается в разработке методологии изучения роли РПЦ в современном обществе.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования использованы в работе администрации Тюменской области и Тобольско-Тюменской епархии РПЦ, а также муниципальных образований и приходов. Главные теоретические выводы доведены до руководителей, специалистов и научных кругов в регионах Уральского и Сибирского федеральных округов.

Кроме того, теоретические разработки автора и фактический материал диссертационной работы могут быть использованы >в курсах «Социология», «Социология религии», «Социология духовной жизни».

Научные результаты диссертационного исследования, выносимые автором на защиту:

1. Социальные функции института РПЦ можно определить как способы ее воздействия на общество в целом и его институты. К числу социальных функций РПЦ автор относит: интеграционную, идентификационную, адаптационную, социализирующую, культуротранслирующую, легитимирующую (нормативную), коммуникативную, регламентации и социального контроля. Вся совокупность функций РПЦ определяет ту социальную роль, которую играет данный институт по отношению к обществу. Эта роль состоит в том, что РПЦ несет в общество идеалы нравственности, гуманизма и толерантности, способствует укреплению в обществе законопослушности, патриотизма, уважения к закону и власти, способствует возрождению традиционной русской культуры, решению актуальных социальных проблем.

2. Одной из основных причин многих социальных проблем, затрудняющих развитие современного российского общества, является утрата духовных и нравственных основ, складывающихся в российском обществе на протяжении многих веков и свойственных нашему народу. Развитие социального института РПЦ, использование новых форм вовлечения молодежи в социально полезную деятельность способствуют созданию надежной базы для развития Православия в Тюменской области, что, в свою очередь, благотворно сказывается на развитии региона.

3. Анализ практической деятельности Тобольско-Тюменской епархии показывает, что реализация основных функций РПЦ предполагает развитие следующих главных направлений деятельности: духовное, нравственное и патриотическое воспитание молодежи; милосердие и благотворительность; психологическая адаптация лиц, попавших в трудные жизненные ситуации; поддержка институтов материнства и детства.

4. Эмпирический анализ социологических данных позволяет отнести к разряду первостепенных функций РПЦ культуротранслирующие, нормативные, социализирующие, интеграционные и адаптационные: сохранение и возрождение культурного наследия; воспитание уважения к окружающим; формирование и поддержание в обществе важнейших социально-нравственных качеств; объединение российского общества; участие в реабилитации пострадавших от тоталитарных сект; воспитание чувства патриотизма; оказание социально-психологической помощи в больницах, хосписах, домах престарелых; оказание помощи в решении проблем нищенства и беспризорности. 5. В настоящее время необходимы: переход в иное качество сотрудничества РПЦ и государства; выработка программ социального партнерства; их нормативное закрепление и создание специальных общественных фондов. В частности, имеется необходимость в создании общественного фонда «Духовное развитие Тюменской области», главными задачами которого станут разработка, материальное обеспечение и реализация программ духовно-нравственного характера.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих научно-практических конференциях: «III Рождественские образовательные чтения» (всероссийская, г. Тюмень, 2004 г.); «V Рождественские образовательные чтения» (всероссийская, г. Тюмень, 2006 г.); «Традиция Духовность Правосознание» (всероссийская, г. Тюмень, 2006 г.); «Наследие Сибири: мировоззрение, духовность, культура» (всероссийская, г. Тюмень, 2008 г.); III Всероссийский социологический конгресс (г. Москва, 2008 г.); «Современное общество и социология» (всероссийская, г. Туапсе, 2008 г.); «Глобализация: мифы и реальность» (международная, г. Тюмень, 2008 г.).

Результаты исследования отражены в 16 публикациях, в том числе в одной монографии, семи статьях, восьми тезисах научных докладов.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, библиографического списка, приложений. Основное содержание работы изложено на 167 страницах. Библиография состоит из 179 источников. В приложениях представлены: характеристика выборочной совокупности, образец авторского инструментария и таблицы, отражающие результаты проведенного исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Капалин, Алексей Михайлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия как страна росла и крепла вместе с православной верой. а

Нелегок был этот путь, но российский многонациональный народ создал могучее государство и уникальную цивилизацию мирового значения. Более четырехсот лет назад вместе с русскими пришла в Сибирь православная вера, была создана первая сибирская епархия — Тобольская. Триста лет длился первый этап жизни епархии — время становления в Сибирском крае образования, просвещения, воспитания и социальной деятельности. События российской истории начала XX в. разрушили многовековой духовный уклад жизни народа, произошла утрата нравственных ценностей. В обществе по нарастающей стали проявляться негативные последствия бездуховности и безнравственности, среди которых самым катастрофическим стал демографический кризис. После семидесяти лет гонений на православную культуру, на РПЦ в стране началось духовное возрождение. Произошло и второе рождение епархии. Восстанавливались утраченные приходы, создавались новые, возрождалось духовное образование. У РПЦ вновь появилась возможность социальной деятельности.

Сегодня государство обеспокоено сокращением населения страны. Президент Российской Федерации В. В. Путин в послании Федеральному собранию в 2006 г. предложил программу стимулирования рождаемости, предусматривающую меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка [126]. Однако без духовной составляющей невозможно коренным образом изменить демографическую ситуацию к лучшему. Необходимо объединить усилия государства и РПЦ в реализации социально значимых программ и проектов, с тем, чтобы к материальной составляющей было бы добавлено и духовно-нравственное оздоровление человека и общества.

Во все времена в каждом обществе возникают те или иные политические или социально-экономические проблемы. История нашего

Российского государства имеет много тому примеров. Решить эти болезненные проблемы можно успешно только тогда, когда мы определим причины и выработаем программу оздоровления общества. При этом очень важно учитывать опыт предыдущих поколений. Обращаясь к современной ситуации, можно однозначно сказать, что одной из основных первопричин демографического кризиса и многих социальных проблем является утрата духовных и нравственных основ, сложившихся в нашем обществе на протяжении многих веков и свойственных нашему народу. На трагическом примере нашей страны мы убедились, к чему приводит разрушение духовно-нравственных основ общества — к его вымиранию. Никакие человеческие устремления: ни сила власти вместе с ее материальным базисом, ни образование и наука, ни сила государства и армии — сами по себе не способны сделать человека порядочным и счастливым. Для этого недостаточно только материальной составляющей, нужен порядок в душе, душевное благополучие, которое человек обретает только тогда, когда силы души подчинены законам нравственности и нормам морали. Нарушение нравственного закона приводит человека и общество к страданию в той же мере, что и нарушение или пренебрежение законами физического мира. Проявляя заботу о человеке, важно сознавать, что человек объемлет в себе как материальную природу, так и духовную. Богатый опыт РПЦ в этой области сегодня не востребован в полной мере. Поэтому важно в социальной работе учитывать этот аспект для того, чтобы получить положительный результат.

Сложившаяся в стране духовно-нравственная ситуация требует от РПЦ участия в социальной деятельности и расширения сфер взаимодействия с государственными и общественными учреждениями социальной направленности. Сегодня многие социальные проблемы в нашей стране решались бы гораздо успешней, если бы при этом учитывались традиции народа и опыт социального и духовно-нравственного служения РПЦ.

Материалы диссертационного исследования позволяют рассмотреть сущность РПЦ как социального института, описать его внутреннюю структуру, механизмы управления, выделить основные этапы процесса институционализации (на примере региона), а также определить социальный статус РПЦ в современной обществе.

Осуществленный автором анализ теоретической базы, материалов статистики и архивов Тобольско-Тюменской епархии позволил выделить основные функции РПЦ в современном обществе, проанализировать ее социальную роль и выделить основные направления ее социальной деятельности. К социальным функциям РПЦ были отнесены: интеграционная, идентификационная, адаптационная, социализирующая, культуротранслирующая, нормативная, коммуникативная, а также функция социального контроля.

Основными целями деятельности РПЦ как социального института являются: привнесение в общество идеалов нравственности, гуманизма и толерантности; укрепление законопослушности, патриотизма и уважения к власти; благотворное влияние на брачные и репродуктивные установки населения; воздействие на различные стороны хозяйственной жизни страны; возрождение традиционной русской культуры.

Проведенное под руководством автора работы эмпирическое исследование позволило изучить религиозную ситуацию на юге Тюменской области, показало достаточно высокий уровень религиозности населения. Значительная часть респондентов высказали стремление соблюдать религиозные предписания, хотя и не всегда эти стремления реализуются на практике. Респонденты нередко указывали на наличие объективных затруднений в исполнении религиозных обрядов, что позволяет прогнозировать увеличение религиозной активности населения при осуществлении РПЦ дальнейшей просветительской работы и работы по увеличению числа приходов в епархии.

Для большинства респондентов, даже неверующих, характерно в целом положительное отношение к институту религии и осознание ее роли в обществе. Большая часть опрошенных согласны с суждениями о том, что религия помогает сохранять и обогащать культуру народа, удерживает от дурных поступков, способствует формированию согласия в обществе, помогает переносить трудности жизни, дает ответы на важные вопросы миропонимания.

К разряду первостепенных функций РПЦ респонденты отнесли культуротранслирующие, нормативные, социализирующие, интеграционные и адаптационные (в порядке убывания частоты упоминания): сохранение и возрождение культурного наследия; воспитание уважения к окружающим; формирование и поддержание в обществе важнейших социально-нравственных качеств; объединение российского общества; участие в реабилитации бывших участников тоталитарных сект; воспитание чувства патриотизма; оказание социально-психологической помощи в больницах, хосписах, домах престарелых; оказание помощи в решении проблем нищенства и беспризорности.

Уровень активности РПЦ на территории области респонденты в большинстве своем оценили как средний, но многие затруднились с ответами на вопросы об участии РПЦ в решении социальных проблем. Это, скорее всего, связано с некомпетентностью респондентов в вопросах религии и незаинтересованностью делами РПЦ. Позитивным является отношение респондентов к строительству новых православных храмов и изучению в школах традиционной православной культуры.

Отвечая на вопрос о наиболее актуальных проблемах современного общества, респонденты поставили на второе место в их рейтинге проблемы нравственного характера, на решение которых и ориентирована социальная деятельность РПЦ. Следовательно, те начинания, которые уже есть у РПЦ в целом и у Тобольско-Тюменской епархии РПЦ в частности и которые описаны в работе, необходимо продолжать, расширяя при этом деятельность по многим направлениям, прежде всего в области реализации своих культуротранслирующих, социализирующих, адаптационных, нормативных и интеграционных функций.

Таким образом, важно отметить, что в ходе проведенного теоретического и эмпирического анализа нашла подтверждение гипотеза исследования. Результаты исследования показали, что требуется участие РПЦ в социально полезной деятельности, реализации ее функций и расширении сфер взаимодействия с государственными и общественными учреждениями социальной направленности. Тобольско-Тюменская епархия РПЦ ведет довольно активную работу, нацеленную на развитие, расширение социальной деятельности, но по многим направлениям она еще недостаточна. Роль православия в возрождении духовности уже не вмещается в замкнутые рамки церковных отношений. Пока все взаимоотношения РПЦ и органов власти осуществляются лишь под попечительством областных и окружных органов образования и социальной защиты, а также при активном участии местных администраций.

Необходим переход в иное качество сотрудничества РПЦ и государства, выработка программ социального партнерства и создание специального общественного фонда «Духовное развитие Тюменской области», главной задачей которого станет разработка, материальное обеспечение и реализация программ духовно-нравственного характера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Капалин, Алексей Михайлович, 2009 год

1. Аберкромби Н., Стивен X., Тернер Б. Социологический словарь / Под ред. С;А. Ерофеева. — Казань: Изд-во КГУ, 1997. — 420 с.

2. Аверинцев С.С. и др. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 Т. // С.С. Аверинцев и др. — М.: БРЭ, Т. 2, 1995. — 671 с.

3. Акулич М.М. Социология согласия: Учебное пособие // М.М. Акулич — Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2002. — 240 с.

4. Акулич М.М. Капалин A.M. Религия как социальный институт./ Вестник Челябинского государственного университета. — № 32.- 2008.- С. 8-15.

5. Алексеев В.В., Исупов В.А. Население Сибири в годы Великой Отечественной войны // В.В. Алексеев, В.А. Исупов — Новосибирск: Изд-во «Наука», 1986.- 232 с.

6. Американская социологическая мысль: Тексты./ Под ред. В.И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 с.

7. Аспекты социальной теории и современного общества./ Под ред. С.Е. Кухтерина и А.Ю. Согомонова. — М.: ИС РАН, 2000. — 266 с.

8. Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе.// Социс. — 2004. №9. — С. 102-107.

9. Баранова Т. Религиозная ситуация в России: по данным социологических опросов.// Приложение к газете «Русская мысль». — 1997. №4165.- с.З.

10. Ю.Белл Д. Культурные противоречия капитализма./ Этическая мысль // Д. Белл — М.: Политиздат, 1990. — С. 243-247.

11. П.Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Американская социология.— М., 1972.- 281с.

12. Беляев В.А. Факторы и особенности интеграционной направленности менталитета жителей Татарстана.// Социс. — 2006. №10. — С. 50-57.

13. З.Бердяев Н. А. Судьба России: Репринтное воспроизведение 1918 г. // Н. А. Бердяев — М: Философское общество СССР, 1990. — 240 с.

14. Н.Бердяев Н.А. Христианство и классовая борьба // Искусство Ленинграда.-1990. —№1-2.-С. 5-13.

15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. СПб.: Межрегиональный фонд «Держава». Изд-во Сатисъ, 2002. - 1520 с.

16. Болыпая энциклопедия России. М.: БАЭ, 2004.

17. П.Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной жизни // С. Н. Булгаков — М., 1991.

18. Булгаков С.Н. Христианский социализм // С. Н. Булгаков М: Изд-во Наука,- 1991. —310с.

19. Булгаков С.Н. Труды• социологии и теологии Т. 1. // С. Н. Булгаков. М: Наука, 1997.-251 с.

20. Быковский В.А. Сибирь — земля непростая. Книга 1. Дар Божий. -Екатеринбург: «Баско», 2004. 232 с.

21. Василенко Л. Диалог христианской веры и науки // ОНС. 1993. - №3. -С. 152-163.

22. Вебер М. Избранное. Образ общества / редактор С .Я. Левит. — М.: Юрист, 1994 — 704 с.

23. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии. Введение // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 704.

24. Возмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социс. -№2.-2007. —С. 110-115.

25. Волков Ю.Г. Социология // Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов — М.: Гардарики, 2004. — 512 с.

26. Выступление на XIII международных рождественских образовательных чтениях в Москве. Глазьев С.Ю. Министр образования упорствует // Сибирская православная газета. — 2005. №2. - С.З.

27. Выступление председателя отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галицкого Александра. Церковная жизнь // Журнал Московской патриархии. 2004. - №1. - С. 39.

28. Галецкий В.Ф. Демографическое развитие России через призму переписи населения. 2002 г. // Хроника научной жизни. 2004. - №4.- с. 159-166.

29. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социс. № 4, 2007. — с. 44-50.

30. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии // В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. — М.: Аспект Пресс, 1996. —775 с.

31. Гараджа В.И. Социология религии // В.И. Гараджа. — М.: ИНФРА-М,2007. —348 с.

32. Глобализация, федерализм и региональное развитие: Сборник тезисов. -Тюмень. Изд-во ТюмГУ, 2001. — 168 с.

33. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология // З.Т. Голенкова, М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов. — М., Гардарики, 2004.474 с.

34. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества.// Социс. — 1999. №9. — С. 22-33.

35. Годовой отчет Тобольско-Тюменской епархии за 2007 год. — Тобольск,2008.

36. Гордиенко Н.С. Введение христианства на Руси: домыслы буржуазно-клерикальной пропаганды // Н.С. Гордиенко. М., Знание. - 1987. — 62 с.

37. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах / В. Даль. — М.: Русский язык, 1991. Т.4. - 684 с.

38. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 5: Социальная структура // В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: ИФРА-М, 2004. — 1094 с.

39. Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах Русской православной церкви).// Социс. — 2002. №4. — С. 76 — 85.

40. Доклад о развитии человеческого потенциала в Тюменской области: Доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Тюмень, 2005. — 129 с.

41. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Архиерейский собор Русской Православной Церкви, 18 февраля 1997 г.// Журнал Московской патриархии. 1997. - №1,

42. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия И. Архиерейский собор Русской Православной Церкви, 3—8 октября 2004 г. Ежегодное епархиальное собрание города Москвы. Церковная жизнь.// Журнал Московской патриархии. 2004. - №2.

43. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации // Э. Гидденс. 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 528 с.

44. Дряхлов Н.Н., Давыденко В.А. Социальные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра.// Социс. — 1997. -№7. — С. 143-149.

45. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод предназначения // Э. Дюркгейм. — М.: Канон, 1995. — 352 с.

46. Епархиальная хроника. Выпускницы — сестры милосердия // Сибирская православная газета. — 2005. №2. - С. 5.

47. Епархиальная хроника. Тоболько-Тюменская епархия отметила 15-летие своего возрождения.// Сибирская православная газета. — 2005. №2. -С. 4.

48. Ерасов Б.С. Социальная культурология // Б.С. Ерасов. — М.: Аспект-пресс, 1997. —592 с.

49. Ересько М.Н. Язык религии: смысл и символ. Монография // М.Н. Ересько. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. — 436 с.

50. Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19.09.1997 г.

51. Зборовский Г.Е. Общая социология // Г.Е. Зборовский. — М.: Гардарики, 2004. — 592 с.54.3дравоохранение в Тюменской области (1998—2003). Госкомстат России Тюменской области. Статистический сборник. Тюмень. 2004.

52. Здравоохранение в Тюменской области (2001—2005). Госкомстат России Тюменской области. Статистический сборник. — Тюмень, 2006.

53. Зыков В.В., Елфимова О.С. Введение в безопасность: экономико-социальный аспект: Учебное пособие // В.В. Зыков, О.С. Елфимова. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. — 312 с.

54. Иерей Михаил Денисов. Легализация смертных грехов // Сибирская православная газета. — 2005. №3. - С. 7.

55. Ионин Л.Г. Социология культуры // Л.Г. Ионин. — М.: Логос, 1998. — 279 с.

56. Ионцев В. Особенности демографической ситуации в России и в ее отдельных регионах.// Федерализм. 2004. - №4. — С. 18-26.

57. Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.// «НГ — Религия». 21.07.2004.

58. Исторический опыт социально-демографического развития Сибири. Тезисы, доклады и сообщения всесоюзной научной конференции 12—14 декабря 1989 г. Выпуск 2. Социально-демографическое развитие современной России. — Новосибирск, 1989.

59. Итоги всероссийской переписи населения — 2002. Численность населения Тюменской области. 4 1.- Тюмень, 2004.

60. Итоги всероссийской переписи 1939 года. Основные итоги./ Под ред. Ю.А. Полякова. М.: Наука, 1992.

61. Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е.// Старые церкви, новые верующие. — СПб.: Летний сад, 2000. — 248 с.

62. Калинин П.А. Религиозно-научные основы совершенствования человека: автореф. дис. . канд. филос. наук / Ставропол. гос. ун-т. Ставрополь, 2006. - 21 с.

63. Каргина Н.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социс. — 2004.-№ 1. —С. 45-53.

64. Карпенков С. Роль естественнонаучных и религиозных знаний в современном мировоззрении.// Вестник высшей школы. 2000. - №6. -С.31-33.

65. Касьянов А.А. Дух нации основа государственного строительства и жизнеобеспечения народов. 4.1 // А.А. Касьянов. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1999.-780 с.

66. Килин П.М. Воспроизводство регионального общественного продукта (схемы, модели, балансы).// Учебное пособие. В 3-х книгах. Книга 3. Региональное воспроизводство и региональная экономика // П.М. Килин. -Тюмень: ИПК ТГСХА, 2002.

67. Конфессии и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник./ Ярков А.П., Ересько М.Н., Видт И.Е., Мальчевский А.В. и др. — Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2005. — 280 с.

68. Котельников Г.А., Лебедев С.Д. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур.// Социс. — 2004. №5. — С. 121-129.

69. Краткая социально-демографическая характеристика населения РСФСР // Итоги всероссийской переписи 1989 года. М.: Госкомстат РСФСР, 1991.

70. Куда идет Россия? Власть, общество, личность./ Под общ. ред. Т.И. Заславской. — М.: Интерцентр, 2000. — 451 с.

71. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебное пособие // В.Н. Кузнецов. — М.: Книга и бизнес, 2007. — 423 с.

72. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности // Н.С. Кузнецов. — Свердловск: УРГУ, 1992. — 126 с.

73. Ладоренко В., Ладоренко О. Вера — род духовной свободы. Новый взгляд на религиозное сознание./ Общественные науки и современность. 1991. -№1. - С. 126-136.

74. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян.// Социс. — 1996. -№5. —С. 3-23.

75. Лапин Н.И. Общая социология: учебное пособие для вузов // Н.И. Лапин.

76. М.: Высшая школа, 2006. — 415 с.

77. Лурье С. В. Российская империя как этнокультурный феномен / Цивилизации и культуры. М., 1994. Вып.1. С.126.

78. Луцкевич В. Опасное сближение государства и церкви //"Известия". -№76. — 1995.

79. Любимова А.Б. Статус семьи: проблемы эволюции. Монография // А.Б. Любимова. — Н.-Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. — 251 с.

80. Мавляутдинов И.С. Социальная роль ислама как фактора стабилизации общества: на примере Республики Татарстан. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. социол. н. — Казань, 2007.

81. Малинин Е.Д., Ушаков А.К. Население Сибири. М.: Госкомстат, 1976.

82. Малиновский Б. Магия, наука и религия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1998.- 304 с.

83. Мануйлова Д.Е.Социальные функции религии.// Мануйлова Д.Е. М.: Знание, 1975. - 64 с.

84. Мануйлова Д.Е. Церковь и верующий // Д.Е. Мануйлова. — М.: Политиздат, 1981. — 77 с.

85. Марков Б.В. Философская антропология: очерки, истории и теории // Б.В. Марков. СПб.: Изд. «Лань», 1997.

86. Материалы X Всемирного Русского народного собора // http://oaya.ra/ru/ story 131204.xhtml.

87. Материалы первой всероссийской переписи 1897 года. М.: Наука, 2000.

88. Мень А. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. Предисловие архиепископа Иоанна Шаховского // А. Мень. М.: Изд-во «Слово», 1991. — 191 с.

89. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Р. Мертон. — М.: ACT, Хранитель, 2006. — 873 с.

90. Мисевич К.Н. Географическая среда и условия жизни населения Сибири // К.Н. Мисевич, С.В. Рященко. Новосибирск: Наука. СО, 1988.

91. Митрохин JI.H. Научное знание и религия на рубеже XXI века // Вестник РАН. 2000. - Т.70, N 1. - С.3-13.

92. Митрохин JI.H. Религиозные «культы» в США // JI.H. Митрохин. — М., 1984.

93. Московский А.С., Исупов В.А. Формирование городского населения Сибири (1926— 1939 гг.) // А.С. Московский, В.А. Исупов. Новосибирск: Наука. СО, 1984.

94. Мчедлов М. П. Вера в России в зеркале статистики.// НГ от 17.05.2000.

95. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи.// Социс. — 1998. -№5.-С. 107-111.

96. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России // М.П. Мчедлов. — М.: Научная книга, 2005. — 447 с.

97. Мчедлов М.П, Гаврилов Ю.А, Шевченко А.Г. Кому они доверяют? Современный верующий: социальный портрет и общественно-политические позиции.// Независимая газета от 10.10. 2001.

98. Мчедлов М.П, Гаврилов Ю.А, Шевченко А.Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия.// Социс. — 2004. №9. — С. 95101.

99. Нагевичене В.Я., Пивоваров Д.В. Целостный человек (христианская традиция): Монография // В.Я. Нагевичене, Д.В. Пивоваров. — Екатеринбург: УрГУ, 2005. — 153 с.

100. Налетова И.В. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности.// Социс. — 2004. №5. — С. 130-136.

101. Намруева JI.B. Религия и этническая идентичность в Калмыкии // Социология. — 2006. №1.

102. Население России в XX веке: Исторический очерк. Т 1. 1900—1939. -М.: РОС-СПЭН, 2000.

103. Население России за 100 лет (1897—1997). М.: Госкомстат, 1998.

104. Никольский Н.М. История русской церкви. Издание 3-е. Серия Библиотека атеистической литературы // Н.М. Никольский. М.: Политиздат, 1985. — 448 с.

105. Новокрещенов А. Самоорганизация территориальных общностей и местное самоуправление. Монография // А. Новокрещенов. Новосибирск: Наука. 2002.

106. Обзор Тобольской губернии за 1914 г. Издание Губернского Статистического Комитета. — Тобольск, 1916.

107. Общественное мнение России 2003.: «ROMIR monitoring», http://www.rrnh.ru/products/readymade/public op russia/.

108. Осипов А. Религия, философия, наука на пороге III тысячелетия.// Журнал Московской патриархии. 1999. - №1. - С.75-80.

109. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 2005. — 508 с.

110. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.// М.: ОВЦС МП. — 2001. 128 с.

111. О социальной концепции русского православия./ Под общ. ред. М.П. Мчедлова. — М.: Республика, 2002. — 399 с.

112. Ответственность религии и науки в современном мире./ Под ред. Г. Гутнера. —М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2007.300 с.

113. Официальный сайт Русской православной церкви, http://www.mospat.ru

114. Официальный сайт Территориального органа ФС государственной статистики по Тюменской области, http://www.oblstat.tmn.ru/statinfo.htm.

115. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий./ Учебное пособие // А.П. Панкрухин. М.: РАГС, 2002.

116. Парсонс Т. Система современных обществ./ Под ред. М.С. Ковалевой.

117. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 270 с.

118. Пивоваров Д.В. Философия религии: Учебное пособие // Д.В. Пивоваров. — Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 640 с.

119. Писенко К.А. Соглашение о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами власти Российской Федерации как разновидность административного договора.// Государство и право. 2004. - № 3. - С. 71 — 78.

120. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Том

121. Репринтное издание. М.: Типография №4, 1992. - 1 119 с.

122. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Том1.. Репринтное издание. М.: типография №4, 1992. - 2 455 с.

123. Понкин И.В. Возможен ли и нужен ли закон о религиозных организациях традиционных религий?// «НГ — Религия». №5.

124. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // http://www.kremlin.ru/

125. Православная семья. Т. 1. — СПб, 1996. — 512с.

126. Приветственное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II С.С. Собянину.// Сибирская православная газета. — 2005. №3. — С. 2.

127. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций // А.А. Радугин, К.А. Радугин. М.: Центр, 1997.- 160 с.

128. Рекомендации IV Тюменских рождественских чтений // Сибирская православная газета. — 2005. №2. - С. 7.

129. Религиозность населения Тюменской области. Социологическое исследование.// Аналитическое управление департамента информационной политики администрации Тюменской области, 2002 г. http ,7/adm. tyume n. ru/area/area- i n fo/rel i g. shtm 1.

130. Религия в самосознании народа (Религиозный фактор в индентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов. — М.: Институт социологии РАН, 2008. — 415 с.

131. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии./ Отв. Ред. В.И. Гараджа. — М., Аспект Пресс, 1994. — 775 с.

132. Религия и право.// Информационно-аналитический журнал. /Под ред.А. Пчелинцева. М.: Славянский правовой центр, 2004.

133. Религия и церковь. Данные социологических опросов с 1989 по 2002 год.// Левада-Центр, http://www.levada.ru/religion.html.

134. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб./Росстат. — М.: 2007. — 826 с.

135. Русская Православная Церковь и право: комментарий./ Отв. ред. М.В. Ильичев. М.: Изд-во БЕК.- 1999.

136. Русь Соборная. Высокопреосвященнейший Иоанн Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Санкт-Петербург: Изд-во Царское дело.-1995.

137. Семенов В.Е. Православие как имманентная национальная идея России.// Социология. №1. — 2006. — с. 78-79.

138. Семья в постатеистическом обществе./ Сост. К. Сигов. Киев: Дух i лггера, 2003. 356 с.

139. Синелииа Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения.// Социс. № 7. - 2001. — С. 89-96.

140. СкачковаГ.К. Из истории Иоанно-Введенского женского монастыря //Тобольский хронограф. — Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 1998.

141. Слово архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на ежегодном епархиальном собрании / Сибирская православная газета. -2005. №4. - С. 1 - 2.

142. Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XIII международных Рождественских образовательных чтений.// Сибирская православная газета. — 2005. №2. - С. 1.

143. Смелзер Н. Социология: пер. с англ // Н. Смелзер. М.: Феникс, 1994.688 с.

144. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.// Социс. 2003. - № 1.

145. Сорокин, П. А. Социокультурная динамика // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. -С. 429.

146. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество./ Под ред. А.Ю. Согомонова. —М.: Политиздат, 1992. — 534 с.

147. Социологическая энциклопедия. Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин. В 2-х т., т.1. — М.: Мысль, 2003.

148. Социология: Учеб. Пособие./Под ред. А.Н. Елсукова Минск: ТетраСистемс, 1998.- 560 с.

149. Статистический ежегодник (1990—2002 гг.). Статистический сборник. Тюмень. 2003.

150. Статистический ежегодник: Стат. Сб. в 4-х частях. Ч.1./

151. Территориальный орган Федеральной службы государственнойстатистики по Тюменской области. — Тюмень, 2007.- 340 с.1. Тобольск:1. Тобольск:1. Тобольск:

152. Типография Типография Типография1. Тобольск: Типография1. Тобольск: Типография

153. Струве Н.А. Православие и культура // Н.А. Струве. — М.: Христианское издательство, 1992. — 337 с.

154. Тобольские Епархиальные ведомости, епархиального братства, №12, 1897.

155. Тобольские Епархиальные ведомости, епархиального братства, №1, 1911.

156. Тобольские Епархиальные ведомости, епархиального братства, №5, 1911.

157. Тобольские Епархиальные ведомости. * епархиального братства, №11, 1911.

158. Тобольские Епархиальные ведомости, епархиального братства, №12,1911.

159. Тощенко Ж.Т. Социология: Учебник // Ж.Т. Тощенко. — М.: Юнити-Дана, 2007. — 640 с.

160. Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность // Ж.Т. Тощенко. — М.: Academia, 2007.- 664 с.

161. Турченко В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания: Монография // В.Н. Турченко. Барнаул; Новосибирск: Изд. «АзБука», 2004.

162. Турченко В.Н., Шафранов-Куцев Г.Ф. Россия: от экспериментальное™ к устойчивости (Методология устойчивого развития): Монография // В.Н. Турченко, Г.Ф. Шафранов-Куцев. Тюмень. Изд-во Тюменского государственного университета, 2000.

163. Тюмень начала XXI века. Институт проблем освоения Сибирского отделения Российской академии наук. Тюмень. ИПОС СО РАН. 2002.

164. Тюменская область в цифрах (юбил. стат. сб.). Тюмень, 1994.

165. Угринович Д.М. Введение в религиоведение // Д.М. Угринович. — М., 1985.

166. Узланер Д.А. Секуляризация как социологическое понятие (По исследованиям западных социологов).// Социс. — 2008. № 8. — С. 62 — 66.

167. Уроки и примеры христианской любви. Тобольск: Типография епархиального братства, 1903.

168. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Том 1 // Г.П. Федотов. Санкт-Петербург: София, 1991.

169. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности.// Социс. — 2005. №7. — С. 35-45.

170. Фомичева И.Г. Философия образования, некоторые подходы к проблеме // И.Г. Фомичева. Новосибирск: СО РАН, 2004.

171. Церковная жизнь. // Журнал Московской патриархии. 2004. - №1.

172. Чемикосова Т.А. Трансформация религии как социального института в постсоветской России. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. социол. н. // Т.А. Чемикосова. —Казань, 2007. — 32 с.

173. Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики.// Религия и право. — 2001. №1.

174. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Социокультурная специфика Тюменского региона. Опыт апробации типовой методики «Социологический портрет региона»: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. Ч. II. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - С. 30-33.

175. Широкалова Г.С., Аникина Г.В. Политический выбор Русской православной церкви как фактор, определяющий ее будущее.// Социс. -№10. —2007.-с. 103-113.

176. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества // П. Штомпка. — М.: Логос, 2005. — 664 с.

177. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии // Я. Щепаньский. — М., 1964.

178. Яновский. Р.Г. Мировоззрение и бесструктурное управление.// Безопасность Евразии. — 2006. №1.

179. Яновский Р.Г. Мировоззрение // Р.Г. Яновский. — М., 2007. — 439 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.