Реинституционализация Русской православной церкви в современном российском обществе: функционально-ролевой аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Янакова, Елена Валерьевна

  • Янакова, Елена Валерьевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2013, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 163
Янакова, Елена Валерьевна. Реинституционализация Русской православной церкви в современном российском обществе: функционально-ролевой аспект: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Ростов-на-Дону. 2013. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Янакова, Елена Валерьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Социокультурные и институциональные факторы изменения социальной роли Русской православной церкви в трансформирующемся российском обществе

1.1 .Социокультурный контекст функционирования Русской православной церкви в современной России: феномен «религиозного

возрождения»

1.2. Специфика функционирования института Русской православной

церкви в современных макросоциальных условиях

Глава 2. Социально-психологические факторы изменения социальной роли православия и Русской православной церкви

2.1. Восприятие россиянами православия и Русской православной церкви: социально-психологический фактор ролевых изменений

2.2. Самопозиционирование Русской православной церкви как социального агента: социальная концепция Русской православной

церкви

Глава 3. Границы и перспективы реинституционализации и расширения социальной роли Русской православной церкви в пространстве современной России

3.1. Социальное партнерство Русской православной церкви с государством: возможности институционального взаимодействия

3.2. Состояние православной религиозности населения и перспективы расширения социально-политической роли Русской православной

церкви в экспертном измерении (на материалах Юга России)

Заключение

Литература

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реинституционализация Русской православной церкви в современном российском обществе: функционально-ролевой аспект»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия произошло радикальное изменение отношения государства к религиозным ценностям и институтам, что отразилось и на степени участия религиозных институтов в общественной жизни и решении социальных проблем. Если в период господства марксистской моноидеологии религиозные институты были отчуждены от государства и общества - речь идет не только о законодательном отделении, но и о фактическом отчуждении и оттеснении церкви на периферию общественной жизни, то в настоящее время происходит активное возвращение общества и индивидов к религиозным ценностям и традициям, растет социальная значимость религиозных организаций. В целом, можно говорить о практическом изменении социальной роли и функций религиозных институтов, хотя в правовом отношении они остаются конституционно отделенными от государства. В настоящее время общество все глубже осознает, какую роль сыграло православие в формировании национальных культурных ценностей, насколько значимо поддержание этих ценностей в условиях модернизации и глобализации, и какой ущерб национальному самосознанию россиян нанесло длительное отчуждение от религиозной культуры. В свою очередь, правящая элита общества видит в православии мощный мировоззренческо-идеологический потенциал, способный работать на укрепление государственности и российской идентичности.

Все большее число россиян соотносят себя с православными идеалами и ценностями. Возрастает роль религиозной составляющей в системе общегражданской идентичности россиян. В последние десятилетия социологические исследования фиксируют высокий уровень религиозной самоидентификации и положительную динамику отношения россиян к институту религии. По данным всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМом в 2010 г., 75 % россиян причисляют себя к православным

христианам, 84 % исповедующих христианство являются крещеными, около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники, и лишь 54 % из них знакомы с содержанием Библии1. В общественном сознании отношение к религии, вере и православно-христианской системе ценностей стало положительным, хотя отношение к церкви как институту и активизации его участия в социальной жизни остается неоднозначным. Несмотря на эту неоднозначность, на сегодняшний день Русская православная церковь (далее - РПЦ) пользуется авторитетом и доверием у значительной части населения страны.

Таковы объективные факты, свидетельствующие об изменении общественной роли православия и РПЦ за последние десятилетия. Что касается субъективной позиции самой церкви, то она в настоящее время осознанно стремится к расширению своего общественного влияния и готова к обновлению взаимоотношений с обществом. С этой целью Русской православной церковью был создан богословский документ «Основы социальной концепции РПЦ». Кроме того, по мнению большинства экспертов, основным показателем идущего возрождения православной жизни в России является развитие религиозного образования и духовно-просветительской работы РПЦ, увеличение количества приходов, монастырей и храмовых комплексов, а также православных школ, гимназий и духовных семинарий, что также свидетельствует о стремлении РПЦ к более активному самопозиционированию в обществе и расширению своего участия в процессах социокультурного обновления и социальной стабилизации. Как нам представляется, можно утверждать, что в современной России имеет место тенденция к практическому постепенному расширению объема институциональных функций РПЦ при сохранении ее прежнего формального конституционного статуса.

1 ВЦИОМ. Верим ли мы в Бога? 2010. [URL]: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid= 13365

Происходящие изменения, связанные с превращением РПЦ в реальный субъект общественных отношений, расширением ее социальных функций и ее активным участием в социальных процессах, обусловливают социально-практическую актуальность темы настоящего исследования. Кроме того, обращение к данной теме актуально и в связи с негативно-критическим отношением к возрастанию социальной роли религиозных институтов со стороны радикально-либеральной и атеистически настроенной части общества, создающим повод для социальной напряженности.

Помимо этого, данная тема обладает и научно-теоретической актуальностью, обусловленной возрастанием в последнее время исследовательского интереса к изучению роли религии и ее основных функций в общественных процессах, а также дефицитом теоретических представлений об этих процессах, сложившимся в силу длительного доминирования атеистически-ориентированного обществознания.

Степень научной разработанности темы. Современные социологические представления о функционировании религиозных институтов в обществе базируются на использовании теоретико-методологических подходов, разработка которых восходит к классическому периоду истории социологии. Общетеоретические проблемы влияния религиозных институтов и ассоциируемых с ними ценностных представлений на социальные процессы были подняты еще М. Вебером и

Л

Э. Дюркгеймом . В трудах Дюркгейма были заложены методологические основы функционалистского подхода к изучению религии, тогда как М. Вебер ввел в инструментарий социологической науки принципы понимающего подхода к анализу религиозного поведения и влияния содержания религиозных ценностных представлений на развитие социальных процессов. В дальнейшем свой вклад в изучение социального влияния, функций и практик религиозных институтов внесли и

2 Вебер М Избранное Образ общества / Ред С Я Левит М Юрист, 1994, Дюркгейм Э Религия и общество Сост В И Гараджа, Е Д Руткевич М Аспект Пресс, 1996

представители структурного функционализма Р. Мертон, Т. Парсонс, и стоящий на позициях феноменологической социологии П. Бергер и др.3

В современной отечественной социальной науке общетеоретические проблемы функционирования религиозных институтов рассматриваются в работах таких авторов, как В.И. Веремчук, Ю.Г. Волков, М.Е. Добрускин, Г.Е. Зборовский, Г.И. Козырев, М.П. Мчедлов, Е.О. Настоящее, В.Н. Нечипуренко, В.Г. Тахтамышев и др.4 Эти исследователи пользуются системным и структурно-функциональным подходами, дающими им возможность интерпретировать деятельность Русской православной церкви в обществе как функционирование социальной подсистемы, взаимодействующей с другими подсистемами.

Российскими исследователями, в частности, активно разрабатывается проблематика, связанная с развитием взаимоотношений государственной власти и религиозных институтов; здесь необходимо упомянуть работы Э.В. Ананьева, JI.A. Андреевой, З.Г. Большакова, Е.В. Добреньковой, O.E. Казьминой, A.B. Логинова, A.B. Митрофановой, JI.H. Митрохина, Ж.Т. Тощенко и др.5

3 Мертон Р Социальная теория и социальная структура М ACT, Хранитель, 2006, Парсонс Т О социальных системах М Академический Проект, 2002, Бергер П Приглашение в социологию М,1996

4 Веремчук В И Социология религии Учеб пособие М Юнити-Дата, 2012, Волков ЮГ Социология Ростов н/Д, 2012, Добрускин MEO социальных функциях церкви (на материалах Русской православной церкви) // Социологические исследования 2002 № 4, Зборовский Г Е Общая социология М Гардарики, 2004, Козырев Г И Социология М, 2003, Мчедлов МП Религиоведческие очерки Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России М Научная книга, 2005, Настоящее Е О Нормы социальной регуляции в Русской православной церкви Дис канд социол наук СПб, 2010, Нечипуренко В Н Самыгин СИ, Полонская И Н Религиоведение социология и психология религии Ростов н/Д, 1996, Тахтамышев В Г Религия и современное государство // Транспорт-2003 Труды науч -теор конф проф -препод состава В 2-х частях / РГУПС Ростов н/Д, 2003 Ч 1

5 Ананьев Э В Социальная концепция Русской православной церкви ответ Церкви на вызовы времени // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом 2010 № 4 , Андреева Л А Процесс рехристинизации в секуляризованном российском обществе // Социологические исследования 2008 № 8, Большакова 3 Г Влияние Русской православной церкви как социального института на процесс социализации личности // Вестник Нижегородского университета им Н И Лобачевского Сер Социальные науки 2011 № 4 (24), Добренькова ЕВ Общественная конфессиональная молодежная политика /ЕВ Добренькова, С О Елишев // Вестник Московского университета Сер 18 Социология и политология Науч журн - 2010 - №3, Казьмина О Е Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России этноконфессиональная составляющая проблемы М , 2009, Логинов А В Власть и вера Государство и религиозные институты в истории и современности М , 2005, Митрофанова А В Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации 2008 Вып 1, Митрохин Л Н Научное знание и религия на рубеже XXI века// Вестник РАН 2000 T 70 № 1, Тощенко Ж Т Социология Учебник М Юнити-Дата, 2007

Теоретические разработки в области указанной проблематики

дополняются эмпирическими исследованиями отношения современных россиян к религии и, в частности, РПЦ, осуществляемыми такими авторами как Ю.А. Гаврилов, К. Каариайнен, Д. Фурман, И.Г. Каргина, Р.Н. Лункин, С.Б. Филатов, А.Г. Шевченко и др6.

Значение конфессионального фактора для развития российского общества и, в частности, религиозная ситуация на Юге России освещаются в работах отечественных философов, культурологов, социологов и историков: В.В. Бобров, O.E. Казьмина, A.M. Капалин, О.Ф. Лобазова, В.В. Черноуса и др7.

В последнее время усиленное внимание исследователей уделяется растущему социальному влиянию Русской православной церкви; так, в Южном регионе среди авторов, пишущих по этой теме, можно назвать таких как М.А. Аствацатурова, A.B. Громова, М.Ю. Денисенко, В.В. Кулаков, В.Д. Лаза, A.C. Свистухина, В.В. Заярный, С.А. Раздольский, C.B. Рыжова и

ДР8.

6 Гаврилов Ю А , Шевченко А Г О некоторых тенденциях изменения этнорелигиозной структуры населения России // Вестник Института социологии 2012 № 4, Каариайнен К, Фурман Д Религиозность в России в 90-е гг // Старые церкви, новые верующие СПб Летний сад, 2000, Каргина Н Г Самоидентификация верующих социальная мотивация // Социологические исследования 2004 № 1, Филатов СБ Лункин Р Н Свобода религии в России от авторитаризма к общественной дискуссии (Материалы Международной научной конференции «Свобода религии и демократии старые и новые вызовы») Киев, 2010

7 Бобров В В Социализирующая роль Русской православной церкви Автореф дис канд филос наук Саранск, 2005, Казьмина О Е Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России этноконфессиональная составляющая проблемы М , 2009, Капалин А М Социальные функции Русской православной церкви Дис канд социол наук Тюмень, 2009, Лобазова О Ф Религиозность современного российского общества социально-философский анализ Автореф дис докт филос наук М, 2010, Православие в исторических судьбах Юга России Отв ред Черноус ВВП Южнороссийское обозрение Ростов н/Д, 2004 Вып 20

8 Аствацатурова МА Конфессиональный фактор внутрирегиональных отношений // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов 2005 № 59, Гпомова А В Социологический анализ современной религиозной ситуации региональный аспект // Диалог государства и религиозных объединений в пространстве современной культуры Сборник статей междунар науч -практ конф Волгоград, 2009, Денисенко МЮ Социальная концепция Православия в жизни современной России автореф дис канд философ наук Ставрополь, 2009, Кулаков В В Религиозный фактор и национальная безопасность России на материалах Южного федерального округа дис канд филос наук М , 2006, Лаза ВД Опыт миссионерской деятельности Русской православной церкви на Кавминводах в конце XIX - начале XX вв // Южнороссийское обозрение Ростов н/Д, 2004 Вып 20, Свистухина А С Православие как фактор современных российских трансформаций Автореф дис канд филос наук Ставрополь, 2009, Заярный В В Русская православная церковь в современном политическом процессе Автореф дис канд полит наук Ростов н/Д, 2003, Раздольский С А Русский период (XVI - начало XIX столетий) христианизации Кавказа Новационное воздействие христианства на культуры горских народов Майкоп АГУ, 2007, Рыжова С В Становление православной идентичности русских традиционно-культурные и гражданские основания//Социологические исследования 2010 №12

Эта актуальная для современной России тематика вызывает интерес специалистов в разных областях социального знания. В этой связи особого упоминания заслуживает коллективный труд российских философов и религиоведов «О социальной концепции русского православия» под редакцией М.П. Мчедлова9, в котором осуществлен первый основательный обзор практически всех проблем, затронутых в «Основах социальной концепции РПЦ» (отношение РПЦ к государству, политике, праву, обществу, институту семьи, нации и др.). Стоит отметить также исследование C.B. Панпушина10, где на самом общем уровне рассматривается стабилизирующее влияние религиозных институтов, и в частности, значительное внимание уделено анализу деятельности РПЦ.

Таким образом, проведенный анализ степени изученности темы позволяет заключить, что в отечественной научной литературе нашли отражение многие аспекты влияния РПЦ на состояние российского общества. Однако среди имеющихся научных разработок пока еще практически отсутствуют специальные социологические исследования, в которых бы анализировались и оценивались с научной точки зрения процессы складывающегося социального партнерства РПЦ и государства, расширение объема социальных функций и общественной роли РПЦ. Актуальность этой проблематики, ее востребованность современной социальной практикой обусловили выбор данной темы в качестве предмета специального социологического исследования.

Цель исследования заключается в выявлении факторов, возможностей и перспектив изменения социальной роли и функций Русской православной церкви в современном российском обществе.

В соответствии с этой целью формулируются следующие исследовательские задачи:

9 Мчедлов М.П. Социальная концепция РПЦ: Методология, характерные черты // О социальной концепции русского Православия. М., 2002.

10 Панпушин C.B. Традиционные религии как фактор стабилизации современного российского общества и укрепления государственности: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2010.

- показать социокультурный контекст институциональных практик РПЦ в современном российском обществе;

- определить специфику социального функционирования РПЦ в условиях переходного состояния общества;

- выявить состояние православной религиозности современных россиян как субъективную предпосылку изменения социальной роли РПЦ;

- на материалах социальной концепции РПЦ рассмотреть ее самопозиционирование как социального агента в новых условиях;

- оценить возможности и перспективы социального партнерства РПЦ и государства;

- на материалах эмпирического социологического исследования выяснить оценку состояния православной религиозности населения экспертным сообществом Юга России.

Объектом исследования являются современные институциональные практики Русской православной церкви.

Предмет исследования составляет изменение роли и функций Русской православной церкви в контексте реинституционализации православия в трансформирующемся российском обществе.

Гипотеза исследования. В российском обществе православие традиционно представляло собой системообразующий социокультурный институт, выполнявший социализационные, нормативно-регулятивные и идентификационные функции. Этот институт, представленный в институциональной структуре общества в основном Русской православной церковью, подвергся деинституционализации в послереволюционный период, когда транслируемые церковью нормы и ценности утратили регулятивное значение. Соответственно сократились до минимума социальные функции религии и церкви.

В настоящее время в обществе идет процесс реинституционализации православия и РПЦ, подразумевающий расширение социальных функций церкви как религиозной организации, рост репрезентированности

9

православия в системе образования, участие РПЦ в решении ключевых социальных проблем. Формируется новая траектория взаимодействия РПЦ, государства и гражданского общества, характеризуемая как социальное партнерство и позволяющая шире использовать потенциал православия и РПЦ в поддержании российской цивилизационной идентичности и социальной стабилизации.

Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи и труды классиков мировой социологической мысли: М. Вебера, предложившего методологию исследования роли религиозных институтов и влияния религиозных смысложизненных представлений на характер социального действия; Э. Дюркгейма, разработавшего применительно к исследованию религиозных феноменов принципы структурно-функционального анализа; Т. Парсонса, идеи которого дают возможность рассматривать религиозные институты с точки зрения их системных функций - как необходимый элемент для самосохранения и воспроизводства системы; П. Сорокина, создавшего социокультурный подход, позволяющий исследовать в единстве ценностно-культурные и социальные составляющие общественной жизни. В качестве исходного пункта объективного социологического анализа религии автор использует понимание ее как социокультурного института со своей сферой значений и ценностей, интегрированного в институциональную структуру и функционирующего в тесной связи с другими социальными институтами.

Однако все указанные выше методологические подходы разрабатывались классиками социологии на предельно общем уровне, и их применение к социокультурной и институциональной специфике современного российского общества нуждается в конкретизации. С этой целью в качестве дополнительной методологической канвы в работе использованы идеи и положения отечественных социологов и религиоведов, касающиеся социальной роли и места РПЦ в функционировании российского общества. Среди авторов этих работ необходимо назвать таких

10

исследователей, как В.И. Гараджа, Д.Е. Мануйлова, JI.H. Митрохин, М.П. Мчедлов, Ж.Т. Тощенко, И.Н. Яблоков и др.

В работе также использовались методы и методики проведения социологического исследования, в частности, метод экспертного интервью, метод контент-анализа.

Эмпирическую базу исследования составляет осуществленный автором вторичный анализ социологических исследований Фонда «Общественное мнение» (ФОМ)11, Всероссийского института изучения

| л . ч

общественного мнения (ВЦИОМ) и исследовательской службы «Среда» , «Левада-центра»14 и др., а также самостоятельно проведенное автором в 2012 г. социологическое исследование в форме экспертного интервью. В качестве экспертов выступили ученые, священники и госслужащие Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. В интервью приняли участие 18 экспертов - специалистов по проблемам взаимоотношений государства и религиозных организаций. В ходе исследования автор стремился определить социальный статус РГТЦ в его динамической и функциональной характеристики, а также показать специфику восприятия РПЦ со стороны российского общества, в данном случае, с точки зрения экспертов, представляющих сферу науки, религии и государственного управления.

В работе использованы материалы СМИ, в том числе интернет-ресурсы Русской православной церкви: «Патриархия.Яи» - официальный сайт Московского Патриархата; «Mospat.Ru» - официальный сайт Отдела внешних церковных связей; «Богослов.Ли» - богословский портал; официальный канал Русской православной церкви на сервисе Youtube; «Дон Православный» - официальный сайт Донской митрополии, «Ставропольская

" ФОМ. Доверие Русской православной церкви. 2010. [URL]: http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom 1001 /d 100110

12 ВЦИОМ. Сколько православных в России? 2010. [URL]: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=l 3365

13 Исследовательская служба «Среда». Как россияне оценивают деятельность Патриарха Кирилла? 2011. [URL]: http://sreda.ora/opros/devatelnost-patriarkha

14 Аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». Общественное мнение - 2012. Религия. М.: Левада-Центр, 2012. [URL]: http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2012

митрополия» - официальный сайт Ставропольской и Невинномысской епархии, «Православная Кубань» - официальный сайт Екатеринодарской и Кубанской епархии и т.д.

Данное диссертационное исследование содержит следующие элементы научной новизны:

- показано, что в последние десятилетия в российском обществе институциональные практики Русской православной церкви реализуются в новом социокультурном контексте, который определяется процессом религиозного возрождения в обществе и обусловленными им изменениями в системе ценностей населения, уровне его религиозности;

- обосновано, что в ходе системной трансформации российского общества сложились предпосылки для реинституционализации РПЦ, находящей проявление в расширении ее социальных функций и изменении траекторий ее взаимодействия с государством;

- выяснено в результате самостоятельного эмпирического социологического исследования, что в настоящее время состояние религиозности современных россиян свидетельствует в целом о росте авторитета и социального престижа православия и РПЦ, и тем самым - о расширении потенциала влияния РПЦ как социального института на общественное сознание;

- в результате контент-анализа «Социальной концепции РПЦ» выяснено, что самопозиционирование РПЦ по отношению к обществу и государству изменяется в сторону активизации социального участия и принятия большего объема социальной ответственности;

- показано, что сложившиеся в современном российском обществе институциональные конфигурации и социокультурный контекст создают возможность выстраивания новых траекторий взаимодействия РПЦ и государства в социальной сфере, характеризуемых как взаимонезависимое партнерство;

- выявлено, что экспертное сообщество Юга России в целом высоко оценивает социальную роль православия и РПЦ и перспективы их влияния на общество, которые связываются с позитивными социальными ожиданиями.

Приведенные элементы новизны конкретизированы в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. За последние десятилетия в российском обществе произошло радикальное изменение социокультурного контекста социальных взаимодействий, обусловленное отказом от государственной моноидеологии, плюрализацией и дифференциацией культурных ценностей россиян, но в то же время - периодом посттрансформационной аномии и ценностно-нормативной неопределенности. Реакцией на эти процессы стали постепенное возвращение в общество религиозных ценностей, позитивная переоценка культурно-исторической роли православия и других традиционных для России конфессий, поиск в религиозной сфере идей и ориентиров, потенциально способных стать основой духовно-социальной реинтеграции общества. Эта социокультурная динамика сформировала новый контекст взаимодействия Русской православной церкви как социального института с обществом и государством.

2. Советский период характеризовался деинституционализацией религиозных институтов, в том числе РПЦ, что выразилось в ее эксклюзии в качестве агента ряда социальных функций: были практически нигилированы ее социализирующая, ценностно-нормативная, социально-интегративная функции. Атеистическая государствообразующая идеология придавала антагонистический характер взаимодействию государства и общества с религиозными организациями. В результате системной трансформации и деидеологизации общества, инициированной в 1990-е гг., изменилась конфигурация взаимодействия государства с религиозными организациями, что создало объективную возможность для начала процесса реинституционализации РПЦ и возвращения ей части утраченных

социальных функций при сохранении светского характера общества и государства.

3. Результаты эмпирических социологических исследований свидетельствуют о стабильном росте доверия и позитивных социальных ожиданий значительного числа россиян по отношению к РПЦ, а также возросшем удельном весе православной религиозной идентификации в структуре национальной гражданской идентичности. При этом анализ полученных данных обнаруживает скорее формальный характер православной идентификации большинства причисляющих себя к этой конфессии. Однако в целом, исследования позволяют заключить, что в массовом сознании населения православная религиозность воспринимается позитивно и ассоциируется со стабильностью социального порядка, укреплением традиционных ценностей, возвращением к национальной культуре и духовности, и это можно рассматривать как индикатор психологической готовности россиян к социокультурной реинституционализации и расширению социальной роли РПЦ.

4. Проведенный контент-анализ текста социальной концепции РПЦ позволяет констатировать изменение самопозиционирования РПЦ в обществе: в настоящее время церковь позиционирует себя как влиятельный и активный макроактор российского социального пространства, готовый к принятию на себя ответственности за моральное состояние общества и к осознанному сотрудничеству с государственными и гражданскими структурами, направленному на стабилизацию общества, укрепление социального порядка и возрождение традиционных для отечественной культуры нравственных ценностей. В то же время текст Концепции свидетельствует о стремлении церкви как социального макроактора сохранять духовную и мировоззренческую независимость от государства, светского общества и современных идеологий, базировать свой подход к решению современных проблем на фундаменте православного мировоззрения и присущем ему понимании человека и общества.

5. В современном российском обществе имеются объективные и субъективные предпосылки для формирования новой институциональной конфигурации взаимодействия государственных и общественных структур с РПЦ, которую можно охарактеризовать как конструктивное социальное партнерство взаимонезависимых макроакторов. При этом данная конфигурация институтов не должна повторять симбиотическую модель сосуществования государства и православия дореволюционного периода. Развитие демократической государственности и гражданского общества создает возможность превращения РПЦ в независимый от государства социокультурный институт с широкими санкционированными гражданским обществом социально-ролевыми функциями. В настоящее время взаимонезависимое партнерство государства и церкви реализуется в практике решения отдельных социальных проблем, но отсутствие законодательной базы не позволяет говорить о его институционализации.

6. Экспертный опрос, проведенный автором с целью оценки религиозной ситуации на Юге России, выявлено достаточно положительное отношение опрошенных, независимо от их собственного вероисповедания, к институту церкви и его социальной деятельности, что показывает растущий социальный авторитет РПЦ и православия. Значительная часть экспертов отмечает при этом доминирование у населения формальной православной религиозности, что также свидетельствует о возрастании социального престижа религиозной обрядности. Эксперты, в целом, одобряют складывающееся партнерство государства и РПЦ, отмечая его конструктивный для решения общественных проблем характер и, соответственно, значительные перспективы религиозного влияния на социальное развитие российского общества. Однако, в ответах большинства экспертов фиксируется неравенство возможностей активного социального участия РПЦ и других традиционных конфессиональных организаций, что выступает фактором роста противоречий в межконфессиональных отношениях современной России.

Научно-теоретическая значимость исследования обусловлена острой актуальностью и недостаточной научной разработанностью темы диссертации, а также тем, что полученные в ходе работы над ней результаты способствуют углублению и развитию имеющихся теоретических представлений о социальной роли православия и РПЦ в трансформирующемся российском обществе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные автором результаты могут быть использованы при разработке политики государственных структур по отношению к РПЦ и другим конфессиям для повышения эффективности участия религиозных институтов и организаций в решении социальных проблем на региональном уровне, в налаживании межконфессионального диалога. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по дисциплинам «Социология», «Социология религии». Материалы диссертации также могут представлять интерес для средств массовой информации и других структур, занимающихся проблемами религиозности, культуры, духовности.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих научно-практических конференциях: Международная научная конференция «Регионы Юга России: вызовы мирового кризиса и проблемы обеспечения национальной безопасности» (г. Ростов-на-Дону, 9-10 апреля 2009 г.); Международная научно-практическая конференция «Кавказ - наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 18 - 19 сентября 2009 г.); Международная научно-практическая конференция «Духовность России в условиях глобализации» (г. Ростов-на-Дону, 22 - 23 апреля 2010 г.); II Международная научно-практическая конференция «Кавказ - наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 21 - 23 сентября

2010 г.); Всероссийская научная конференция «Геополитическая миссия России в XXI веке и национальная идея» (г. Ростов-на-Дону, 17-18 марта

2011 г.); Путь в науку: Молодые ученые об актуальных проблемах

социальных и гуманитарных наук (г. Ростов-на-Дону, 22 апреля 2011 г.); Международная научно-практическая конференция «Модернизация России: региональные особенности и перспективы» (г. Ростов-на-Дону, 21 - 22 апреля 2011 г.); IV международная школа молодого социолога «Модернизация и интеграционный потенциал регионов Кавказа» (Абхазия, г. Новый Афон, 2011 г.); III Международная научно-практическая конференция «Кавказ - наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 29 сентября 2011 г.); Путь в науку: Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук (г. Ростов-на-Дону, 17 апреля 2012 г.); Международная научно-практическая конференция «Социальное партнерство в России: фактор инновационного развития и общенациональной солидарности» (г. Ростов-на-Дону, 20 апреля 2012 г.); V школа молодого социолога «Российское общество: проблемы идентичности и формирования гражданских институтов» (Краснодарский край, с. Дивноморское, 2012 г.); Международная научно-практическая конференция «Кавказ: проблемы реинтеграции социокультурного пространства и вызовы региональной безопасности» (г. Ростов-на-Дону, 24 -25 сентября, 2012 г.).

Результаты теоретического, методологического и практического характера, полученные в ходе работы над диссертационным исследованием, отражены в 19 публикациях общим объемом около 6 п.л., в том числе в 4-х статьях в ведущих изданиях рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Янакова, Елена Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном российском обществе идет сложный процесс религиозного возрождения, затрагивающий все без исключения традиционные для России конфессии. Однако совершенно особая ситуация складывается в отношении православия и Русской православной церкви: здесь возрождение религиозности и рост участия граждан в конфессиональной обрядности сопровождаются активным конструктивным взаимодействием РПЦ, общества и государства. Эти тенденции наблюдаются и в деятельности других традиционных конфессий, но именно в православии они наиболее интенсивны.

Анализируя эти процессы, можно выделить их основные объективные, т.е. институциональные и средовые, и субъективные - социально-психологические - предпосылки.

К первым относятся те изменения в социокультурной среде и функционально-ролевой структуре общества, которые связаны с возрождением религиозности на массовом уровне, созданием духовных образовательных учреждений и открытием новых приходов; с расширением участия РПЦ в реализации социализационной функции - интеграцией религиозного института в образовательный и воспитательный процесс; с возвращением общества к пониманию глубокого смысла и общественной значимости религиозных ценностей как базы нравственных норм и фундаментального основания национальной культурной идентичности.

Социальная роль православия и РПЦ в настоящее время возрастает, что отражает стремление общества к использованию огромного, в течение долгого времени невостребованного потенциала православия как опоры общественной нравственности и духовно-культурной идентичности.

Ко вторым факторам мы бы отнесли возросшую на порядок готовность населения рассматривать РПЦ как авторитетный и легитимный социальный институт, способный заниматься решением многочисленных встающих перед

139

Россией социальных проблем. Отчуждение населения от государства и его разочарование в многочисленных политических партиях и иных инстанциях способствует росту общественного доверия к институту РПЦ как традиционному, укорененному в истории и культуре народа, сохраняющему и пропагандирующему в массах нравственные ценности. В то же время уважительное и заинтересованное отношение государства к институту РПЦ порождает рост социального престижа воцерковленности, участия в православных культовых практиках. С другой стороны, растет и субъективная готовность самой РПЦ к более широкому социальному участию, к взятию на себя наряду с государством и гражданским обществом ответственности за судьбу страны и ее культуры. Об этом говорит контент-анализ «Основ социальной концепции РПЦ» - документа, отражающего изменения в социальной позиции церковных иерархов, заинтересованных сейчас не только в сохранении веры и церкви, но и в расширении ее социального влияния, в ее активном участии в делах общества.

В настоящее время формируется новая институциональная траектория сотрудничества государства, гражданских структур и церкви в интересах укрепления, стабилизации и нравственного оздоровления общества. Ее можно назвать социальным партнерством, уже сложившимся фактически, но не обретшим институционально-правового оформления. Опасения, с которыми встречает эти изменения либерально мыслящая общественность, связаны, на наш взгляд, с тем, что еще свежи исторические ассоциации с симбиозом православия и политической системы, основанной на самодержавии, в дореволюционной России. Но социальное партнерство государства и церкви в сегодняшнем российском культурно-политическом контексте приобретает иную конфигурацию: закрепленная законодательно независимость РПЦ от государства обеспечивает для нее возможность сохранять традиционно-религиозные позиции и ценности и отстаивать их перед государством, пропагандировать их в обществе. РПЦ превращается в один из негосударственных социальных институтов, в элемент гражданского общества, поскольку основанием церкви являются сообщества верующих, представляющие собой социальную горизонталь.

Проведенное нами эмпирическое социологическое исследование было осуществлено методом экспертного интервью и направлено на выявление степени и характера православной религиозности жителей Юга России. Кроме того, мы ставили перед собой задачу выяснить, как эксперты оценивают расширение социальной роли и функций РПЦ и какие перспективы для общества видят в этом отношении. По результатам исследования можно заключить, что население демонстрирует сейчас активный рост православной религиозности, причем формальная идентификация с православной верой значительно опережает показатели реальной воцерковленности. Эксперты высоко оценивают социальные ожидания населения по отношению к РПЦ как институту, а также уровень доверия граждан к церкви как макроактору, участвующему в решении социальных проблем. Тем не менее, в рамках поликонфессиональной и полиэтничной страны не может не возникнуть вопрос о преференциях, предоставленных государством РПЦ, которые можно трактовать как нарушение конституционного равноправия всех традиционных конфессий и принципов отделенности церкви от государства. Эксперты не высказали однозначного мнения по этому вопросу.

Зато они дали высокую оценку потенциалу РПЦ и православия как социокультурного института в отношении формирования национальной идентичности россиян в условиях глобализации. По мнению экспертов, затруднительной в условиях России была бы интеграция православия в политическую систему через формирование политической партии православной идейной окраски, по аналогии с подобными партиями в западных странах.

В целом эксперты отметили тенденцию реинституционализации православия в России и отсутствие институционально-правовой базы для формального закрепления социального партнерства РПЦ и государства. На

141 наш взгляд, необходим переход в иное качество выработки программ социального партнерства государственной власти и Русской православной церкви. РПЦ значимый общественный институт, который может способствовать развитию формирующегося российского гражданского общества. Ее опыт в области образования, воспитания и социального служения полезен и его следует использовать государству. Со своей стороны государство должно совершенствовать законодательную базу церковно-государственных отношений, укреплять механизм их регулирования с целью сохранения прав и свобод, гарантированных российским гражданам конституционными принципами.

Проблема поиска эффективной модели взаимоотношений РПЦ, общества и государства на долгое время останется актуальной и нуждается в дальнейшем социологическом изучении.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Янакова, Елена Валерьевна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова Г. А. Роль православия в развитии отечественной культуры // Гуманитарное знание. 2007. № 23.

2. Аверинцев С.С. По ту сторону изоляционизма / Аверинцев С.С. Собрание сочинений. К.: ДУХ I Л1ТЕРА, 2006.

3. Адриан (Пашин), игумен. Русская православная церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия: семинар в Московском центре Карнеги. 2011. [URL]: http://www.bogoslov.ru/text/1546808.html

4. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь, общество, политика: взгляд из Москвы // Церковь и время. 2008. № 1 (42).

5. Аберкромби Н. Социологический словарь / Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; Под ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.

6. Ананьев Э.В. Социальная концепция Русской православной церкви: ответ церкви на вызовы времени // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. № 4.

7. Ананьев Э.В. Социальные учения западно-христианских традиций: концепция возможности или программа необходимости // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. № 3.

8. Андреева Л.А. Процесс рехристинизации в секуляризованном российском обществе // СОЦИС. 2008. № 8.

9. Андреева Л. А. Феномен секуляризации в истории России: цивилизационно-историческое измерение. М., Институт Африки РАН. 2009.

10. Андрейченко A.C. Идея симфонии властей как основа отечественного государственно-правового консерватизма // Материалы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей. Таганрог, 2006. Ч. 2. С. 3 - 6.

11. Архиерейский собор РПЦ. 1994. Документы. Доклады. М., 1995. С. 189.

12. Аствацатурова М.А. Конфессиональный фактор внутрирегиональных отношений // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2005. № 59.

13. Афанасьев H.H. Христианство и социальный вопрос // Православная община. 1999. № 53.

14. Бабасян Н. Батюшки на госслужбе // Новое время: Еженедельный журнал. 2001. № 29.

15. Балашов Н. Основы социальной концепции Русской православной церкви («круглый стол») / Пейкова З.И., Прусак А.И. // Социологические исследования. 2001. № 8.

16. Башкиров В., прот. Основы социальной концепции РПЦ (Краткий аналитических обзор) // XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск, 24 - 26 мая 2006 г): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества» / Отв. ред. А.Ю. Бендин. Минск, 2007.

17. Белла Р.Н. Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Мысль, 1972.

18. Белова Т.П. Позиция Русской православной церкви в отношении гражданского общества // Государство, общество, церковь в истории России XX века. Иваново, 2008.

19. Бергер П.Л. Понимание современности / Пер. с англ. // Социологические исследования. 1990. № 7.

20. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996.

21. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 2006.

22. Бестужев Е.Л. Современное русское православие как политическая религия // Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий. Казань, 2006.

23. Бобров B.B. Социализирующая роль Русской православной церкви: Дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2005.

24. Большакова З.Г. Влияние Русской православной церкви как социального института на процесс социализации личности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2011. № 4(24).

25. Будов А.И. Государственно-церковные отношения в гражданском обществе России // Гуманитарные и социально (экономические науки). 2008. № 1 (38).

26. Бурьянов С.А. Свобода убеждений, совести и религии в современной России. М., 2007.

27. Булычев Ю.Ю. Православие, национальная идея и социальная идея -основополагающие компоненты нашего цивилизационного проекта // Информационно-аналитическая служба Православие. Самодержавие. Народность. [URL]: http://www.ruskline.ru/author/b/bulychev_yurii_yur evich/

28. Величко A.M. Церковь, власть и политика // Православная государственность: 12 писем об Империи. СПб., 2003.

29. Вениамин (Новик), игумен. Анализ 1-5 глав Основ социальной концепции РПЦ // Социологические исследования. 2002. № 4.

30. Вениамин (Новик), игумен. Христианское понимание прав человека // Религия в современной системе международных отношений: Либерализм и традиционное самосознание. СПб., 2007.

31. Верховский A.M. Религиозные организации и возможности идеологического проектирования в путинской России // Двадцать лет религиозной свободы в России / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

32. Вовченко Б.В. Церковь и государство в учении современной Русской православной церкви: Дис. ... канд. полит, наук. М., 2010.

33. Возмителъ A.A. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социс. 2007. № 2.

34. Волков Ю.Г. Социология // Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, A.B. Попов. М.: Гардарики, 2004.

35. Волков Ю.Г. Социология. Ростов н/Д, 2012.

36. Выступление митрополита Волоколамского Илариона на тему: Государство и церковь в России: 20-летний опыт взаимоотношений на II православно-католическом форуме (о. Родос, Греция). 2010. [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/text/l 301914.html

37. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в выпуске телепрограммы «Слово пастыря». 2011. [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/textyi475397.html

38. Выступление председателя отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галицкого Александра. Церковная жизнь // Журнал Московской патриархии. 2004. № 1.

39. Газета «Наш Мир». Сколько православных в России? [URL]: http://nm2000.kz/news/2010-04-07-25920

40. Гараджа В.И. Социология религии // М.: ИНФРА-М, 2007.

41. Гараджа В.И. Социология религии. «Основы социальной концепции Русской православной церкви» («круглый стол»). 2001.

42. Гройс В.Г. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. № 1.

43. Громова A.B. Социологический анализ современной религиозной ситуации: региональный аспект // Диалог государства и религиозных объединений в пространстве современной культуры: Сборник статей междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2009.

44. Денисенко М.Ю. Социальная концепция православия в жизни современной России: Дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2009.

45. Дивногорцева С.Ю. Религиозно-нравственное воспитание как внутренняя потребность личности // XVIII Ежегодная богословская

конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М., 2008. Т. 2.

46. Добренькое В.К, Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 5: Социальная структура. М.: ИФРА-М, 2004.

47. Добренъкова Е.В. Общественная конфессиональная молодежная политика / Е. В. Добренькова, С. О. Елишев // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология : Науч. журн. - 2010. -№3. - С. 220-232.

48. Добренъкова Е.В. Ценностные ориентации москвичей и ожидания от русской православной церкви / Е. В. Добренькова, Э. А. Несимова, О. А. Кочарина // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология: Науч. журн. - 2011. - №3. - С. 133-147.

49. Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви) // Социс. 2002. № 4.

50. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской Патуиархи и Русской православной церкви от 2 августа 1999 г.

51. Доклад митрополита Солнечногорского, управляющего делами Московской Патриархии Сергия // Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13-16 августа 2000 г. Материалы. М.: Издательский совет Московского Патриархата. Благотворительный фонд «Рождество-2000», 2001.

52. Доклад председатель ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на IX Рождественских образовательных чтениях // [URL]: www.patriarhia.ru

53. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Архиерейском Соборе // Журнал Московской патриархии. 2008. № 9.

54. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Архиерейский собор Русской православной церкви. 1997 г. // Журнал Московской патриархии. 1997. № 1.

55. Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // «Полис». 2001. № 2.

56. Дугин А.Г. О Патриархе Кирилле: Мы получили подлинного «Князя Церкви» 2010. [URL]: http://www.nakanune.ru/articles/14468/

57. Дугин А.Г. Доклад: XX Рождественские чтения. 2012. // [URL]: http://www.evrazia.tv/content/hh-rozhdestvenskie-chteniya-doklad-professora-g-dugina

58. Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: На Кавказе необходимо развивать епархиальную жизнь во всей ее полноте. [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/text/l 560139.html

59. Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Необходимо определить стратегию развития церковного образования в условиях северокавказского региона. [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/text/1750047.html

60. Ермацанс И.А. Институализация Русской православной церкви на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале XX вв.: на материалах развития Камчатской и Благовещенской епархии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Благовещенск, 2006.

61. Журнал «Эксперт». Христианство с политическим уклоном. 2012 г. [URL]: http://expert.rn/2012/01/12/hristianstvo-s-politicheskim-uklonom/

62. Журнал Московской Патриархии. 1990. № 3.

63. Журнал Московской Патриархии. 2001. № 1.

64. Журнал Московской Патриархии. 2004. № 6.

65. Забаев И.К. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия // Социальная реальность. 2007. № 9.

66. Заявление в связи с обострением трагических событий в Чечне // Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриарха. 1995.

67. Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004.

68. Зеленков М.Ю. Государственно-религиозные отношения: правовой аспект: Учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа. М., 2004.

69. Зимин А.И. Основы социальной концепции Русской православной церкви (круглый стол) / Пейкова З.И., Прусак А.И. // Социологические исследования. 2001. № 8.

70. Зуев Ю.П. Православная этика // Религиоведение: энциклопедический словарь.

71. Иванов В.Н. Нация // Социологический словарь / Сост. Г.В. Осипов, J1.H. Москвичев. М., 2008.

72. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

73. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ЛОГОС, 1996.

74. Ипатов А. Богословские аргумент в политической борьбе // Вопросы философии. 1997. № 5.

75. Исаев А. В Социально-политическое партнерство органов государственной власти и Русской православной церкви в современной России: Автореф. дис. ... канд. полит, наук. Орел, 2011.

76. Исследовательская служба «Среда». Как россияне оценивают деятельность Патриарха Кирилла? 2011. [URL]: http://sreda.org/opros/deyatelnost-patriarkha

77. Каариайнен К. и Фурман Д. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России - теоретический и политический журнал «Свободная» 2003. № 7.

78. Каариайнен К. и Фурман Д. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России // СПб.; М.: Летний сад, 2000.

79. Казьмина O.E. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России: этноконфессиональная составляющая проблемы. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009.

80. Капалин А.М. Социальные функции института Русской православной церкви: Автореф. дис. ...канд. социол. наук. Тюмень, 2009.

81. Каргина И.Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризации сакрального в христианских обществах // Социологические исследования. 2010. № 6.

82. Катехизис Католической Церкви. М., 1998.

83. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Доклад на IX Рождественских образовательных чтениях // [URL]: www.patriarhia.ru

84. Кирилл (Гундяев), митр. Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 2.

85. Кирилл (Гундяев), митр. Церковь и общество в свете Основ социальной концепции Русской православной церкви // Церковь и время. 2002. № 2 (19).

86. Кирилл, митр. Вступительное слово // Основы социальной концепции Русской православной церкви. М., 2008.

87. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Россия и православный мир: доклад на VIII Всемирном Русском Народном Соборе // [URL]: http://www.fortrnaster-proiect.nl/kodeks.dok

88. Клюшников A.B. Роль «Симфонии» светской и духовной власти в политическом устройстве современной России // Православие и власть: традиция и современность. СПб., 2007.

89. Козырев Г.И. Социология. М., 2003.

90. Комаров М.С., Яковлев A.M. Энциклопедический социологический словарь. 1995.

91. Комаров М.С. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.

92. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература. 1993.

93. Конференция «Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы». Москва. 2010. [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/text/l 142982.html

94. Конференция с Всеволодом Чаплиным: «Православная церковь: роль в современном мире». 2011. [URL]: http://ria.ru/online/20110316/354568473.html

95. Костогрызова Л.Ю. Симфония властей в Византии: опыт взаимодействия государства и Церкви // Актуальные проблемы истории, политики и права: Сборник научных трудов преподавателей и адъютантов. Вып. 8. Екатеринбург, Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2008.

96. Костюк К.Н. Три портрета. Социально-этические воззрения в Русской православной церкви конца XX века // Континент. 2002. С. 113. [URL]: http://magazines.russ.rU/continent/2002/113/kost.html

97. Костюк К.Н. Русская православная церковь в гражданском обществе // Социально-политический журнал. 1998. № 2.

98. Кочергин А. IV Всемирный сбор кубанских казаков // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2004. № 57.

99. Красиков А. Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. 2-е изд. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009.

100. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс - Энциклопедия, 1994.

101. Краткий словарь по социологии. М., 1988.

102. Крылов К. Государственная религия будущего // Отечественные записки. 2001. № 1.

103. Кто нападает на Церковь? Взгляд социологов // [URL]: http://www.nsad.ru/articles/kto-napadaet-na-cerkov-vzglyad-sociologov?print= 1

104. Кулаков B.B. Религиозный фактор и национальная безопасность России: на материалах Южного федерального округа: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2006.

105. Кураев А. Ответы молодым / Диакон Андрей Кураев. Саратов: Изд-во Сарат. епархии; М: Изд-во Моск. подворья Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости).

106. Кураев А. Почему православные такие? / Диакон Андрей Кураев. М: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008.

107. Куренной В. От рассвета до расцвета // Политический журнал. 2005. №25 (76)// [URL]:

http://www.politiournal.ru/index.php?action=Articles&dirid~67&tek=3891&i ssue-112

108. Куренной В. Православие и идентичность // Политический журнал. 2007. // [URL]: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id= 13710

109. Кырлежев А. Церковь и мир в социальной концепции Русской православной церкви // Русская мысль. 2000. № 4334.

110. Лебедев С.А. О религиозном возрождении, секуляризации и фундаментализме: к проблеме соотношения понятий. Интернет-журнал социальных дискурс-исследований «Соционавтика». [URL]: http://www.socionavtika.net/Staty/diegesis/lebedew2.htm

111. Лебедев С.А. Парадоксы духовного и культурного и проблема религиозного возрождения. Интернет-журнал социальных дискурс-исследований «Соционавтика». [URL]: http://www.socionavtika.net/Staty/diegesis/lebedew4.htm

112. Лебедев С.А. Философия: торжество секуляризма или религиозное возрождение? Известия Науки - Блоги. 2004. [URL]: http://www.inauka.ru/blogs/article50860.html

113. Лебедев С.А. Светская культура как фактор православной миссии в современной России // Интернет-журнал. 2004. [URL]: http://www.pravoslavie.ru/iurnal/printl02.htm

114. Лобазова О.Ф. Религиозность современного российского общества: социально-философский анализ: Автореф. дис. ... докт. филос. наук. М., 2010.

115. Логинов A.B. Власть и вера. Государство и религиозные институты в истории и современности. М., 2005.

116. Лопаткин P.A. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М., 2001.

117. Лопаткин P.A. Процессы в религиозной сфере жизни современного российского общества // Вероисповедная политика российского государства. М., 2003.

118. Лосский Н.О. История русской философии. М., 2007.

119. Маклюен М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

120. Мануйлова Д. Е. Социальные функции религии. М.: Знание, 1975.

121. Мануйлова Д.Е. Церковь и верующий. М.: Политиздат, 1981.

122. Маслаков С. «Вечерний Ставрополь». 2011. [URL]: http://www.vechorka.ru/gazeta/?b=view&articleID=22287

123. Мартыненко B.B. Государство и церковь. М., 2003.

124. Маслова О.М. Основы социальной концепции Русской православной церкви («круглый стол») / Пейкова З.И., Прусак А.И. // Социологические исследования. 2001. № 8.

125. Метлик И.В., Склярова Т.В. Религиозное образование Русской православной церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология», вып. 4 (23), ПСТГУ, 2011. С. 7-24.

126. Милосердие: Учебное пособие / Под ред. Мчедлова М.П. М., 1998.

127. Митрополит Кирилл: «Мы должны вернуться к воспитанию ценностей». 2007. [URL]: http://www.izvestia.ru/news/323956

128. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выступил на заседании, посвященном сотрудничеству Церкви и государства в сфере социального служения. 2011. [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/text/1665794.html

129. Митрохин Л.Н. Если есть Бог, то все позволено // НГ-Религия. 2002.

130. Митрохин JI.H. Научное знание и религия на рубеже XXI века // Вестник РАН. 2000. Т. 70. № 1.

131. Митрохин J1.H. О религии, атеизме и православии // Религия и СМИ. 2002. [URL]: http://www.religare.ni/2 1062.html

132. Морозова И.Н. Проблема христианства и культуры в традиции отечественной духовности (мнения, гипотезы, аспекты методологии исследования) // Известия Уральского гос. ун-та. 2007. № 54.

133. Мосс М. Социальные функции священного / Пер. с фр. СПб., 2000.

134. Мухаметов А. Религия вернулась в глобальную повестку дня // [URL]: http://www/islam.ru/pressclub/analitika/revigol//

135. Назаров Н.М., прот., Филиппенко Н.Г. Международная научная конференция «Православие и мир: экклесиология - антропология -культура» // Богословские труды. 2007. Сб. 41.

136. Настоящее Е.О. Нормы социальной регуляции в Русской православной церкви: Дис. ...канд. социол. наук. Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб, 2010.

137. Нестерова А.Г. Религиозные организации в условиях становления гражданского общества // Власть. 2010. № 12.

138. Нечипорова Е.В. Милосердие и благотворительность в деятельности Русской православной церкви // Научные ведомости Белгородского государственного университета, серия: Философия. Социология. Право. 2009. Т.57. №7. С. 187-192.

139. Новикова Р.П. Права и свободы в свете православия: В условиях глобализации // Философские проблемы глобализации: общество, культура, право. Ростов н/Д., 2007.

140. О социальной концепции русского православия / Под ред. Мчедлова М.П. М., 2002.

141. Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.: Центральный дом духовного наследия. Объединение исследователей религии, 2002.

142. Определение освященного юбилейного архиерейского собора Русской православной церкви об «Основах социальной концепции Русской православной церкви» // Информационный бюллетень Отдела церковных связей Московского Патриарха. 2000. № 8.

143. Орлов М.О. Социальная концепция Русской православной церкви: традиция и инновации // Религиозный фактор в процессе становления гражданского общества в современной России. Саратов, 2004.

144. Осипов Г. В. Православная церковь в жизни российского общества // Алексей II, Патриарх Московский и Всея Руси. Россия. Духовное возрождение. М., 1999.

145. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2005.

146. Основы Социальной концепции Русской православной церкви («круглый стол»). Социологические исследования. 2001. № 8.

147. Основы Социальной концепции Русской православной церкви // [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/textyi 41422

148. Основы Социальной концепции Русской православной церкви. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Приложение. [URL]: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/basics/18.html

149. Основы Социальной концепции Русской православной церкви. М., 2008.

150. Основы Социальной концепции Русской православной церкви. Служба коммуникации ОВЦС. Официальный Web-сайт Московского Патриарха: [URL]: http://www.patriarchia.ru/

151. Панпушин C.B. Традиционные религии как фактор стабилизации современного российского общества и укрепления государственности: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2010.

152. Перцева И.В. Понятие социального служения Русской православной церкви // XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М., 2007. Т. 2.

153. Петров В.П. Если не мы, то кто? М.: Изд-во «Форум», 2010.

154. Пивоваров Ю. Высокая в целом оценка деятельности Патриарха -вполне логичный результат этой деятельности. [URL]: http://www.pravmir.ru/akademik-yurii-pivovarov-VYsokaya-ocenka-deyatelnosti-patriarxa-vpolne-logichna/

155. Писенко К.А. Соглашение о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами власти Российской Федерации как разновидность административного договора // Государство и право. 2004. № 3.

156. Полякова Т. Визит делегации ОАЭ // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2000. № 34.

157. Понаморева-Павлова Е. На южном направлении // Вечерний Ставрополь. 2005.

158. Предстоятель Русской православной церкви вручил указы о назначении правящим архиереям новообразованных епархий Северного Кавказа. [URL]: http://www.patriarchia.rU/db/text/l441366.html

159. Проект федерального закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций». Вносится депутатами С.Ю. Глазьевым и А.Н. Белоусовым. [URL]: http://www.atheism.ru/archive/text/l 114.phtml

160. Путин B.B. Активная деятельность Русской православной церкви -фактор стабильности российского общества // Журнал Московской Патриархии. 2004. № 6.

161. Путин В.В. Даже атеисты воспитаны на христианских ценностях. 2011. [URL]: http://www.religare.ru/2 89686 1 21.html

162. Пчелинцев A.B. Право на свободу совести в социальных концепциях религиозных объединений России // Религия и право. 2009. № 4.

163. Раздолъский С.А. Монастыри Кавказской Епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа. ЦСРИ и П ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Южнороссийское обозрение. Вып. 33. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.

164. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М., 2001.

165. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. М.: Юриспруденция, 2001.

166. Религия, свобода слова, государственно-церковные отношения в России: Справочник. М.: Издательство РАГС, 1997.

167. Речь Предстоятеля Русской церкви перед Преосвященными архиереями юга России. 2005. [URL]: http://www.mospat.ru/archive/9540-l.html

168. Роль религии в жизни современного российского общества / Сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. (г. Арзамас, 20 ноября 2009 г.). Нижний Новгород: Изд-во НИЦ Поволжья «Нижегородское религиоведческое общество». 2010.

169. Российские социологи провели масштабный опрос о роли Церкви в жизни общества // [URL]:: http://www.religare.ru/2_60618.html

170. Российский Кавказ. Книга для политиков / Под ред. В.А. Тишкова. М.: ФГНУ «Росинформагротех». 2007.

171. Россия и мир в 2020 г. М.: Европа, 2005.

172. Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба. Нужна ли России христианская партия? 2012. [URL]: http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/01/17/nuzhna_li_rossii_hristianskaya_p artiya

173. Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба. Так сколько же в России православных? 2011. [URL]: http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/10/03/tak_skolko_zhe_v_rossii_pravosl avnyh

174. Русская православная церковь, права человека и дискуссии об общественном устройстве / Материалы научного семинара. Вып. 7. М.: Научный эксперт, 2007.

175. Рыжова C.B. Становление православной идентичности русских: традиционно-культурные и гражданские основания // Социологические исследования. 2010. № 12.

176. Рязанцев И. В российском обществе усиливается роль религии // [URL]: http: //www.sps.ru/?id=214041 /

177. Савицкая H., Московцева Т. Учителя и церковь // «НГ-Религии». № 2 (49). 2000.

178. Святейший Патриарх Кирилл: Образование - важная сфера взаимодействия Церкви и государства. 2011. // [URL]: http ://www.patriarchia.ru/db/text/1392562.html

179. Седов JT.A. Современная западная социология. 1990.

180. Семенов В.Е. Православие как имманентная национальная идея России. // Социология. 2006. № 1.

181. Серое Б. Слово и дело патриарха // Эксперт. 2011. №5.7-13 февр.

182. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // социологические исследования. 2001. № 3.

183. Ситников А. Церковь и государство: проблемы и перспективы взаимоотношений. Аналитическое обозрение 2001. [URL]: http://www.pravoslavie.ru/analit/cerkovgsudars.htm.

184. Сколько в России православных? 2012. [URL]: http://www.pravmir.ru/skolko-pravoslavnyx-v-rossii/

185. Смирнов М.Ю. Очерк истории российской социологии религии. СПб., 2008.

186. Смирнов М.Ю. Социология религии: Словарь. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2011.

187. Смирнов М.Ю. Социология религии в трудах Р.П. Шлаковой (часть 1) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Вып. 4. СПбГУ, 2011.

188. Совместное обращение епископа Майкопского и Адыгейского Пантлеимона и муфтия республики Адыгея и Краснодарского края

158

Нурбия Емижа // Ансимов Ю.Н., Алтунин В.Н. Антитеррористическая деятельность: опыт, организация, правовая основа. Майкоп, 2003.

189. Современная американская социология. М.: МГУ, 1994.

190. Соглашение о социальном партнерстве между Русской православной церковью и Уральским федеральным округом. 2010. [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/text/l 141705 .html

191. Соглашение о социальном партнерстве между Русской православной церковью и Республикой Саха (Якутия). 2010 // [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/text/! 281744.html

192. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.

193. Социологическая статистика//Русь державная. 1999. № 1 (57).

194. Социологическая энциклопедия / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин: В 2 т. М.: Мысль, 2003. Т. 1.

195. Социологический справочник. 1990.

196. Столяр А. Государство и Церковь: по закону и «на самом деле». // Отечественные записки. 2001. № 1.

197. Тарусов К. Караван добра // Вечерний Ставрополь. 1998. 17 апреля.

198. Тяха А. Политическое позиционирование Церкви при Путине // Отечественные записки. 2001. № 1.

199. Угринонич Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

200. Участники Свято-Игнатиевских чтений обсудили вопросы реформы духовного образования и актуальные задачи церковной науки на Северном Кавказе. 2011. [URL]: http://centralnoe-blagochinie.ru/detail.php?ID=705

201. Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997. № 125-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.

202. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6.

203. Фонд «Общественное мнение». Опрос населения «Доверие Русской православной церкви» // [URL]: http://www■relig,iopolis.org/documents/245-fom-doveriye-фc-opros-14-01 -2010.html

204. Формы социального партнерства между государственными, церковными и общественными организациями на уровне муниципальных образований обсудили в Мордовии. 2010. 11 февраля [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/text/1067185 .html

205. Холмогоров Е. Застенчивая иерократия. Заметки на полях «Основ социальной концепции РПЦ» // Отечественные записки. 2001. № 1.

206. Хоперская JJ.JI. Проблемы общественной стабильности на Юге России // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2004. № 54.

207. Хоперская Л., Харченко В. Этап внутренней консолидации казачьего движения // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2004. № 54.

208. Церковно-общественный вестник // Приложение к газете «Русская Мысль». 1997. № 11.

209. Цыганенко Н.В. Особенности функционирования социального института религии. (Региональный аспект): Дис. ... канд. социол. наук. Барнаул, 2004.

210. Чапнин С. Церковь формирует свое правое поле // Независимая газета. 2000. № 236 (2298). 14 дек.

211. Щепанъский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1964.

212. Элиаде М. Священное и мирское // Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. М., 2000.

213. Южнороссийское обозрение // Православие в исторических судьбах Юга России // ЦСРИ и П ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. 2003. Вып. 16.

214. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Симонов В.В., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Куропаткина О.В., Нетесова М.С., Сазонова Е.С., Силантьев Р.А., Хвыля-Олинтер А.И., Ярутич А.Ю. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М.: Научный эксперт., 2009.

215. Ярушникова О.В. Социальное учение христианства: религиоведческий анализ католической и православной доктрин: Дис. ...канд.филос.наук. Ростов н/Д., 2005.

216. O'Dea Th. F. The Sociology of Religion. NJ: PrenticeHall, 1966.

217. Ellwood R. The Politics of Myth: A Study of C.G. Jung / Mircea Eliade and Joseph Campbell. State University of New York Press. Albany, 1999.

218. Holt J.C. Introduction to Patterns in Comparative Religion / by Mircea Eliade. Lincoln: University of Nebraska Press, 1996.

219. Martin D. The secularization issue: prospect and retrospect // The Brittish Journal of sociology. Vol. 42. № 3. September. 1997.

220. Tillich P. The Protestant Era. N.Y., 1966.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.