Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Полоцкая, Елена Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 246
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Полоцкая, Елена Викторовна
Введение
Глава I. Теоретические основы социального воспитания детей-сирот в православном приюте
1.1 Религия как фактор социализации детей, подростков, молодежи
1.2 Потенциалы православия в социальном воспитании детей-с и рот
1.3 Опыт социального воспитания детей-сирот в православных приютах России: история и современность
Глава ii. Реализация педагогических условий социального воспитания детей-сирот в православном приюте
2.1 Особенности социального воспитания в православном приюте
2.2 Педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте 1 I I
2.3 Анализ результатов опытпо-эксперименталыюй работы 148 Заключение 172 Список литературы 176 Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование государственно-общественной системы социально-педагогической поддержки детей-сирот в России2008 год, кандидат педагогических наук Разоренова, Елена Львовна
Социально-педагогические условия воспитания детей-сирот в малочисленном детском доме2009 год, кандидат педагогических наук Грибков, Дмитрий Николаевич
Развитие системы призрения и воспитания детей-сирот Уфимской губернии XIX - начала XX веков2009 год, кандидат педагогических наук Сиренко, Юлия Валериевна
Профессиональная ориентация и воспитание несовершеннолетних группы риска в социальных приютах для детей и подростков2008 год, кандидат педагогических наук Тарусин, Виктор Анатольевич
Исторический опыт взаимодействия органов московского городского самоуправления и церковно-православных приходов в деле защиты детей в начале XX века2007 год, кандидат исторических наук Сунцева, Янина Витальевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте»
Актуальность исследовании обусловлена острым системным кризисом 90-х годов в нашей стране, отразившимся не только на материальном, но и на духовно-нравственном здоровье населения, приведшем к нестабильности института семьи, росту числа безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков, появлению социального сиротства. Сегодня в России около полумиллиона сирот, из которых 95% - социальные сироты.
Современная картина призрения детей, оставшихся без попечения родителей, неутешительна. Существующие государственные учреждения, в которых находятся такие дети, во-первых, переполнены; во-вторых, многие из них испытывают серьезные финансовые затруднения; в-третьих, нуждаются в квалифицированных кадрах; в-четвертых, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов экономики, трудности в общении, социальный инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - вот тот далеко не полный перечень проблем, которые грозят ребен-ку-спроте.
В последние годы в педагогической и психологической пауке значительно усилился интерес к разработке вопросов, связанных с воспитанием детей-сирот, пх соцналыю-иедагогпческой поддержкой, с деятельностью различных учреждений их призрения. Много внимания этим процессам уделяется в исследованиях, посвященных детям «группы риска» (JI.M. Антонова, И.Ф. Дементьева, II.И. Казакова, А.Л. Лнхтарникова, Л.Я. Олифе-ренко, H.H. Савина, Т.Н. Шульга н др.), особенностям социального развития ребенка, лишившегося попечения родителей (Ж.А. Захарова, B.C. Мухина, И.И. Осипова и др.), причинам и природе социального сиротства
B.B. Беляков, В.И. Брутмап, O.A. Дорожкииа, A.M. Нечаева и др.), организации воспитательной работы в детских домах и профилактики разного рода отклонении у их воспитанников (JI.В. Байбородова, И.Е. Байтиигер, М.А. Ковальчук, Е.В. Козлова, В.В. Маркушева, Е.А. Обухова, О.В. Решетников, A.B. Роготиева, М.И. Рожков и др.), патронату (J1.C. Алексеева, Ж.А. Захарова, И.И. Оспиова и др.). В то же время аспекты социального становления воспитанников в условиях православного приюта не стали предметом специального изучения.
Поэтому для современного российского общества и государства актуальным остается вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и интеграции в систему социальных отношении.
Все это делает необходимым анализ воспитательного процесса в различных учреждениях, которые проводят работу с данной категорией детей и подростков, в том числе осмысление опыта деятельности православных приютов.
Начавшийся по существу новый этап в милосердно-благотворительной деятельности Русской православной церкви был связан с реализацией благородной миссии в отношении детей-сирот. Она стала выполняться в сложный период жизни российского общества, возрождая традиции, издавна существовавшие в деятельности русской православной церкви. Становится очевидной необходимость изучения и практического применения зарубежного п отечественного опыта воспитания, социализации детей-сирот в конфессиональных приютах и школах, которые, используя потенциалы религии, помогают восстановить духовно-смысловое па-чало своей жизни, сформировать собственное мировоззрение, базирующееся па религиозных и национальных ценностях и установках.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время еложилось несколько противоречии:
- между все возрастающей потребностью в организации социально-педагогической помощи п защиты детей-сирот и недостаточной эффективностью ее оказания в государственных учреждениях, которые испытывают разного рода затруднения;
- между увеличением числа детей, лишенных попечения родителей, и необходимостью диверсификации учреждений, в которых осуществляется процесс их социального становления;
- между потребностью научной разработки содержания, форм и методов социального воспитания детей-сирот в конфессиональных учреждениях и недостаточным освещением этих проблем в научных исследованиях;
- между историческим и современным зарубежным и отечественным опытом социального воспитания детей, лишенных попечения родителей, в конфессиональных приютах и недостаточным его осмыслением в педагогической теории;
- между признанием необходимости совершенствования процесса социального воспитания детей-сирот в условиях православного приюта и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к этому.
Осознание данных противоречий, актуальность темы исследования, недостаточная ее разработанность в социально-педагогической науке позволили сформулировать проблему исследования: при каких педагогиче ских условиях процесс социального воспитания детей-сирот в православном приюте протекает эффективно?
Цель исследовании: выявить п охарактеризовать педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте.
Объект исследовании: процесс социального воспитания детей, лишенных попечения родителей, в православном приюте.
Предмет исследовании: педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте.
В основу исследования положена гипотеза: социальное воспитание детей, лпшеппых попечения родителей, в православном приюте протекает эффективно, если его содержание предусматривает сочетание светского и религиозного элементов, социально-бытового и ценностного ориентирования; физического, нравственного и социального закаливания; базируется на идеях семейственности их жизнеустройства и открытости.
Исходя из цели н гипотезы, были поставлены и решались следующие задами:
1) раскрыть сущность православного воспитания и охарактеризовать его социализирующие потенциалы;
2) проанализировать исторический и современный опыт социального воспитания детей-сирот в православных приютах России;
3) определить содержание, формы и методы социального воспитания, обеспечивающие успешную социальную адаптацию детей-сирот в православном приюте;
4) выявить и обосновать педагогические условия эффективного социального воспитания детей, лишившихся родительского попечения, в православном приюте.
Теоретико-методологической базой исследовании стали:
- общенаучные идеи системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, 10.Г1. Сокольников, JI.il>. Спирин, Э.Г. Юдин и др.); деятелиюстпого (К.А.Абульхаиова-Славская, J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн, З.Ф. Чехлова, В.Д. Шадрнков, Д.Б. Элькоппи и др.); личпостио-орнеитпрованиого (£.В. Бопдаревская, C.B. Кульпевпч, А. Маслоу, К.Роджерс, В.В. Сериков, A.C. Хуторский, И.С. Якиманская и др.) подходов;
- основные положения теории и методики христианского воспитания (A.C. Ананичев, U.E. Голубииский, В.В. Зепьковский, A.B. Карташев, C.B. Климов, С.С. Куломзниа, II.10. Матвеева, И.Д. Никаидров, Б.В. Ничипо-ров, Т.В. Склярова, Р.В. Янушкявичюс и др.); проблемы духовного воспитания с позиций диалога православной и светской педагогики (В.А. Беляева, И.А. Соловцова и др.);
- концептуальные представления о сущности н содержании социального воспитания (A.B. Волохов, М.А. Галагузова, A.B. Мудрик, М.И. Рожков, В.А. Фокип и др.), особенностях организации носиитательио-образовательиой и соцмалыю-педагогическоп деятельности в конфессиональных учреждениях для детей-сирот (Т.А. Аксененко, Л.В. Байбородова, И.А. Бобылева, A.M. Голик, Ж.А. Захарова, В.И. Кливер, М.А. Ковальчук, 10.М. Мерзляков, A.M. Нечаева, A.M. Овчинников, М.В. Стрельцова и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретические (анализ философской, психологической, соцнальпо-педагогпческой литературы в аспекте изучаемой проблемы, педагогического опыта н собственной деятельности, моделирование), эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование, метод независимых характеристик) и опытио-эксиеримептальпая работа.
Базой исследования явились: Ковалевский детский дом, Православный детский приют для девочек при Троице-Сыпаново Пахомиево-Ыерехтском монастыре, приют для детей-сирот имени праведного Иоанна Кронштадтского при Богоявлсиско-Апастасинпом женском епархиальном монастыре г. Костромы.
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:
- па первом этапе (2002 - 2003 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись методологические и методические подходы к ее изучению, накапливался и систематизировался опыт воспитательной работы в сиротских учреждениях России;
- па втором этапе (2003 - 2005 гг.) разрабатывалась концепция исследования и программа ее опытно-экспериментальной проверки, проектировалась и апробировалась модель социального воспитания в православном приюте, собирался фактический материал, свидетельствующий о педагогических условиях эффективного социального воспитания в таком конфессиональном приюте, проводилось уточнение отдельных положений гипотезы;
- на третьем этапе (2005 - 2006 гг.) обобщались и осмысливались результаты опытпо-эксперимеиталыюй работы, осуществлялась их теоретическая интерпретация, оформлялось диссертациоипое исследование, разрабатывались научно-методические рекомендации.
Обоснованность н достоверность результатов исследования обеспечивались непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиции автора, логикой опытпо-эксперпмепталыюй работы, использованием взаимопроверяющпх теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам, предмету и объекту изучения.
Лпчпып вклад автора состоял в разработке общего замысла и основных принципов исследования, в руководстве и непосредственном участим в опытно-экспериментальной работе, в повышении квалификации педагогов, в анализе результатов и обобщении материалов.
Паучпаи новизна н теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
- проведен анализ содержания социального воспитания в православных приютах, определены его потенциалы, раскрыта сущность;
- разработана модель социального воспитания в православном приюте;
- выявлены п обоснованы педагогические условия эффективного социального воспитания дегей-сирот в православных приютах;
- выделены п охарактеризованы критерии и показатели определения эффективности социального воспитания таких детей в православном приюте.
Практический значимость исследования состоит в том, что:
- полученные в его ходе результаты могут быть положены в основу программ социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и педагогов, работающих с такими детьми в конфессиональных приютах;
- систематизированный теоретический материал и опыт организации социального воспитания детей-сирот в православном приюте может быть использован в работе педагогов-организаторов, социальных педагогов, в их подготовке и повышении квалификации.
По результатам исследования разработай и внедрен спецкурс «Основы православного воспитания детей-сирот» для студентов Института педагогики и психологии КГУ им. H.A. Некрасова.
Апробации и внедрение результатов исследования: ход, основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр социальной педагогики и социальной работы КГУ им. H.A. Некрасова, на традиционных научно-практических конференциях аспирантов и молодых ученых Института педагогики и психологии КГУ им. H.A. Некрасова, па церковно-обществениом форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (Москва, 2004 г.), международном симпозиуме «Гендерпые ценности и самоактуалнзация личности и малых групп в XXI веке» (Кострома, 2004 г.), международной научно-практической конференции «Региональные особенности социальной адаптации мигрантов» (Кострома, 2005 г.), па Всероссийской православной научно-богословской копферепцпп «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского. Православная паука вчера, сегодня, завтра» (Екатеринбург, 2005 г.), па курсах повышения квалификации для социальных педагогов и со цп ал ы I ы х рабоп I и ко в.
Основные положении, выносимые на защиту:
1) Социальное воспитание в православном приюте носит целенаправленный идеалосообразиый характер, базируется на динамике перехода от комментированного изложения взрослыми концептуальных идей мировоззрения к их принятию детьми через включение отдельных элементов в повседневную жизнедеятельность п создание ситуации для самостоятельного воспроизведения в будущем.
2) Социальное воспитание в конфессиональном приюте реализует информационную, смыслообразующую, коммуникативную, ресоциализирующую функции, осуществляется в различных видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой), её ядром является духовность и нравственность, которые базируются на ценностях (Истина, Добро, Красота, Служение), влияющих па интеллектуальную, эмоцпоналыю-мотивационную, экзистенциальную сферы.
3) Педагогическими условиями его успешности являются: сочетание в социальном воспитании светского и религиозного элементов, социально-бытовое н ценностное ориентирование, физическое, нравственное и социальное закаливание; семейственность жизненного устройства и открытость.
Структура диссертационного исследования определена его логикой. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Воспитание детей в детских социальных приютах2005 год, кандидат педагогических наук Савенкова, Светлана Владимировна
Социально-культурные условия адаптации детей-сирот в детском доме семейного типа2004 год, кандидат педагогических наук Дорогонько, Зоя Васильевна
Специфика процесса социализации детей-сирот в системе муниципальных интернатных учреждений: на примере Кемеровской области2012 год, кандидат социологических наук Нестеров, Артем Юрьевич
Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров: На опыте Троице-Сергиевой Лавры2002 год, кандидат педагогических наук Ананичев, Александр Сергеевич
Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье2009 год, доктор педагогических наук Захарова, Жанна Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Полоцкая, Елена Викторовна
Заключенно
В последние годы в педагогической и психологической науке значительно усилился интерес к разработке вопросов, связанных с воспитанием детей-сирот, их социально-педагогической поддержкой, с деятельностью различных учреждений их призрения.
В то же время аспекты социального становления воспитанников в условиях православного приюта не стали предметом специального изучения.
Поэтому для современного российского общества и государства актуальным остается вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и интеграции в систему социальных отношений.
Как свидетельствует анализ нсторпко-педагогической литературы, во все периоды своего существования Русская православная церковь особое внимание уделяла детям, оставшимся без попечения родителей, подкидышам.
Особенностями всех православных приютов были: небольшой состав воспитанников; приоритетность индивидуальной формы работы с детьми, выбитыми из жизненной колеи; упор на семейнообразность отношений, ориентация на компенсацию и реабилитацию; продолжительность пребывания в них воспитанников не зависела от какого-либо определенного срока; трудовое участие детей совместно с педагогами в самообеспечении; сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Традиции православных приютов в начале XX века были нарушены социальными катаклизмами, которым подверглась страна.
Начавшийся по существу новый этап в милосердно-благотворительной деятельности Русской православной церкви был связан с реализацией благородной миссии в отношении детей-сирот. Она стала выполняться в сложный период жизни российского общества, возрождая традиции, издавна существовавшие в деятельности Русской православной церкви.
Анализ опыта функционирования современных православных приютов показывает:
- в них па воспитании находится небольшое количество детей для того, чтобы успешно вести индивидуальную коррекционно-развивающую работу и ресоциализацию воспитанников;
- они устроены по типу семейного учреждения, для того чтобы компенсировать детям такой важнейший отсутствующий в их жизни фактор социализации, как семья;
- ядром воспитательной работы становятся духовность и нравственность. Первая трактуется как устремленность личности к избранным целям, ценностным характеристикам сознания; вторая - как совокупность общих принципов поведения людей по отношению к обществу и друг к другу. Используя системный анализ, метод экспертных оценок, приемы моделирования и реконструкции, нами разработана модель социального воспитания в православном приюте, которая включает целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.
В ходе исследования было установлено, что реализация этой модели социального воспитания в православном приюте достигается при соблюдении ряда условий: сочетание светского н религиозного элементов, социально-бытового и ценностного ориентирования; физического, нравственного и социального закаливания; базируется па идеях семейпообразности и открытости.
Результаты опытно-экспериментальной работы по социальному воспитанию в православном приюте как воспитательной организации определялись через: экспертную оценку, которую по специально разработаппоп схсмс давали педагоги, работающие с данными детьми; включенное наблюдение; опрос воспитанников; анализ документов, писем и судеб выпускников приютов.
Совокупная оценка общих показателей социальной воспитанности (отношение к людям, направленность личности, тревожность, агрессивность, избегание неудач, планы на будущее, адаптивность, активность, автономность) свидетельствует в целом о положительной динамике, более высоких воспитательных результатах в том приюте, где реализовывались все три обозначенные педагогические условия.
Таким образом, результаты исследования показали, что если выполняется совокупность педагогических условий, которые сформулированы в гипотезе, то процесс социального воспитания детей и подростков в православном приюте протекает успешнее, его выпускники имеют твердые убеждения, сформированный социальный и личностный статус, более адаптированы к жизни в меняющемся обществе, демонстрируют большую устойчивость при воздействии па них неблагоприятных жизненных факторов.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, доказало обоснованность теоретических положений, разработанной модели и позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ научных публикаций, социально-педагогической литературы показывает, что конфессиональное воспитание обладает значительным потенциалом в социализации молодежи, приобщая ее к культурному достоянию этноса, христианским ценностям, нравственным нормам, дает поведенческие образцы через поступки воспитателей.
2. Социальное воспитание в православном приюте носит целенаправленный идеалосообразиый характер, базируется па динамике перехода от комментированного изложения взрослыми концептуальных идей мнровоз-дания к их принятию через включение отдельных элементов в повседневную жизнедеятельность н создание ситуаций для самостоятельного воепроизведения в будущем.
3. В решении задач социального воспитания огромное значение принадлежит интеграции принципов православного воспитания (ненасилия, своевременности, единства педагогических влияний, личностности, аптрополо-гичности) и собственно социального воспитания (дополнительности, куль-туросообразпости, центрации), реализации воспитательно-образовательных программ или элективных курсов типа «Человек», направленных на познание социальной действительности и накопление опыта самостоятельного взаимодействия с социальной реальностью.
4. Социальное воспитание детей, лишенных попечения родителей, в православном приюте протекает эффективно, если его содержание предусматривает сочетание светского и религиозного элементов, соцнальпо-бытового и ценностного ориентирования; физического, нравственного и социального закаливания; базируется па идеях семейнообразности и открытости.
Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение обозначенной проблемы. Перспективными для дальнейшего изучения являются такие вопросы, как: влияние конфессиональной специфики приюта на особенности содержания, форм и методов социального воспитания несовершеннолетних; интеграция деятельности разных служб с целью повышения качества образования и социального воспитания питомцев приютов; подготовка педагогов для конфессиональных приютов и повышение их квалификации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Полоцкая, Елена Викторовна, 2006 год
1. Аверипцев С. Христианство в истории европейской культуры: Фрагменты лекции, прочитанной в одном из московских лицеев// Лицейское и гимназическое образование. 1999. - № 2. - С. 34-39.
2. Агафонов А. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
3. Дом милосердия»// Воспитание школьников-2003.-№5.-С. 51.
4. Ажиакипа 11.Б. Социальная работа Русской Православной церкви// Отечественный журнал социальной работы. 2004. - № 1. - С. 59-62.
5. Азаров Ю. Беспризорность и детская преступность наши беды// Воспитание школьников. 2002. - № 7. - С. 60-63.
6. Азаров 10. Как пайти веру: Как изучать проблему духовности в средней школе?// Педагогический вестник. 1997. - № 9. - С. 3.
7. Азарова Е.А. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры: Автореф. дис.канд. пед. паук. Рос-тов-на-Доиу, 2004. - 25 с.
8. Акимова Е. Содружество// Социальная работа. 2003.-Ы 1.-С. 39-40.
9. Аксененко Т.А. Педагогические условия социализации воспитанников школы-интерпата: Автореф. дне. . канд. пед. наук. Пенза, 2002.-18 с.
10. Ананичев A.C. Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров: (на опыте Троице-Сергиевой Лавры): Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002. - 22 с.
11. Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (середина XIX начало XX века): Автореф. дис.канд. пед. наук-М., 2000.-20 с.
12. Андреева И.Н. Антология но истории и теории социальной педагогики. -М., 2000.-174 с.
13. Антология педагогической мысли христианского Средневековья/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. В 2-х Т. М., 1994.-352с.
14. Антология социальной работы: в 5 Т. Т. 1: История социальной помощи в России/ Сост. М.В. Фирсов. М., 1995. - 288с.
15. Антонова Л.Н. Региональное управление соцналыю-педагогической системой поддержки детей группы риска: Автореф. дис.д-ра пед. наук. М., 2005.-46 с.
16. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России//Социологические исследования. -2003. -№9. -С. 61
17. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи// Учитель. 1998. - №3. -С.31.21 .Архиепископ Ивановский и Кипешемский. О семье и воспитании М., 1998. -75 с.
18. Архимандрит Иоанн. О воспитании детей. М., 1996. - 1 15 с.
19. Архиреева Т.В. Структурированная проективная беседа как метод диагностики личностных проблем воспитанников детского приюта// Вестник психосоциальной и коррекциопио-реабнлитацнониой работы. 2003. -№4.-С. 52-63.
20. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование// Педагогика. 2003. - №8. - С. 35-41.
21. База данных по различным отраслям науки «Научная ceTb»//http://w\vw.nature.ru/.
22. База данных по социальной работе Социально-реабилитационного Центра (с приютом) для несовершеннолетних г.Кемерово// http:// www.kuzbassnet.ru/social/.
23. База данных по социальной работе Центра духовного развития молодёжи Данилова монастыря Московского патриархата// http://www.synergia.itn.ru/kei-igma/.
24. Байбородова Л.В., Жедупова Л.Г., Ковальчук М.А., Посысоев О.Н., Рожков М.И. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот. Ярославль. - 1999. - 67 с.
25. Байтингер И.Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома: Автореф. дис.канд. пед. наук. Челябинск, 2000. - 18 с.
26. Балашов N.B. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной Концепции Русской православной Церкви. М., 2001. -96 с.
27. Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. пед. наук. Кострома, 1999. - 19 с.
28. Баркова H.H. Нравственный идеал в русской педагогике: (Вторая половина XIX нач. ХХв.)//Педагогика. - 1998. 2. - С. 70-75.
29. Барулин B.C. Социальная философия. М., 2000. - 560 с.
30. Басов АЛ I. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников: Автореф. дис.капд. пед. паук. Кострома, 1999. - 22 с.
31. Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной работы и педагогики в России. Кострома, 1999. - 364 с.
32. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.М. История социальной педагогики. -М., 2005.-256 с.
33. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.I I. Социальный педагог: Введение в профессию. М., 2006. - 256 с.
34. Безрогов В.Г. «Станьте как дети»: педагогические идеи Нового Завета// Педагогика. 2002. - № 4. - С. 55-62.
35. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1994. - 338 с.
36. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России: Исторический очерк.-М., 1993.-84 с.
37. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком// Педагогика. 1996. - № 5. - С. 3 - 9.
38. Благотворительность и милосердие// Сб. науч. тр. Федер. Службы занятости России/ Под ред. В.Н. Ярской. Нижний Новгород, 1997. -242 с.
39. Бобылева H.A. Педагогические условия постиптерпатной адаптации выпу-Ф скпиков образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенныхродительского попечения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Владимир, 2000. - 22 с.
40. Бобылева H.A., Зотова H.A., Петрусепко О.В. Детский дом без детей. М., 2005.-80 с.
41. Богомолова J1.H. Педагогика Российского Зарубежья в контексте диалога// Российское Зарубежье: Образование, педагогика, культура в 20-50-е годы XX века. Саранск, 1998. - С. 62-67.
42. Богушева Е. Воспитание девочки верующими родителями от рождения добрака. М., 2002. - 160 с.
43. Большой энциклопедический словарь. Москва - Санкт-Петербург, 2002. - 1456 с.
44. Бордовская Н.В., Реап A.A. Педагогика. СПб., 2004. - 300 с.
45. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированиый подход//Гумаиистиче-екая и трапсперсопальиая психология: Хрестоматия. Минск, 2000. - С. 159-187.0 50.Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. - 216 с.
46. Бродский М.А. Чтение и обсуждение библейских сюжетов и образов со школьниками среднего и старшего возраста. М., 1995.
47. Брутман В. Причины социального сиротства: Аналитический взгляд на проблему//Социальная работа. 1994. - № 2/5. - С. 36-41.
48. Ф 53.Быков A.B., Шульга Т.Н. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков.-М.,2001.—100 с.
49. В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. М., 2001. - 304 С.
50. В начале пути. М., 2002.-320 с.
51. Валеев И.И., Тайчннов М.Г., Хамитов Э.Ш. Традиционная духовная культура в современной педагогической системе: Роль религии и традиций в духовном развитии учащихся национальных школ Российской Федерации//
52. Ф Современная школа: опыт, проблемы, попски.-М.,1997.-С. 13-38.
53. Вальков В.И. Межведомственный подход к социально-педагогической работе//Педагогика. 1999. 8. - С. 100-104.
54. Варзапова Т.И. Молодежь и религия: Возрастные и тендерные аспекты религиозности//Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Инф.-аналнт. бюллетень РАГС. М., 1998.-№ 1-2.-С. 10-19.
55. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. -М., 2000.-440 с.ф бО.Васюкова H.A. Словарь иностранных слов. М., 2001. - 640 с.
56. Владимиров А.(священник) Урок целомудрия: Проблемы нравственного воспитания с позиций православия//Педагогика.-1997.-№ 4-С.52-57.
57. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. -М., 2001.-443 с.
58. Воспитание детей. M., 2000. - 120 с.
59. Воспитание здорового ребенка. Хрестоматия в двух частях. М., 2004.420 с.
60. Все дети наши. - M., 1998.
61. Вучетич Е. Проблема общественного служения в работах М.М. Тараева// Журнал Московской патриархии. 1992. -№ 9. - С. 45 - 46.
62. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей: анализ статистических данных. М., 2000. - 35 с.
63. Галицкая H.A., Метлик И.В. Изучение религии в светской школе и проблема воспитания веротериимости/Юбразование. -2003. -№ 6. С. 23-42.
64. Гармаш JI.C. Назначение, цели п задачи примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура»// Образование.• 2003.-№3.-С. 26-33.
65. Гершупский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: Гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М., 1998. -С. 492-573.
66. Гликмаи И. Вера, религия и педагогика// Aima mater. 2002. - № 3. - С.32.37.
67. Глнкмаи И. Вера, религия и педагогика// Наука и школа. 2000. -№ 4. - С.33.41.
68. Гликмап И. Религия и школа//Учитель. 1999. - № 6. - С. 36-40.
69. Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства: Ресоциализация детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в Химкинском приюте для детей и подростков. М., 2000. - 192 с.
70. Голубинскии Е.Е. История русской церкви. М., 1997. -926 с.
71. Гордеева М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении положения детей в Российской Федерации// Отечественный журнал социальной работы. 2004. - № 1. - С. 36-43.
72. Горченко С.А. Специфика современного общества и концепция социальной работы с детьми-сиротами// Все дети паши. - М., 1998. - С. 200-205.
73. Горшкова Е.А. Воспитательные дома и приюты в Российской империи // Педагогика. 1995. - № I. - С. 117-119.
74. Государственная семейная политика: опыт регионов России по социальной защите семьи и детства. М., 1999. - 94с.
75. Гребнев Л.С. Комментарий к приказу о религиозном образовании от 10.07.2003 № 2883// Образование. 2003. - № 4. - С. 5-8.
76. Гребиев Л.С. Образование и будущее России в многоконфессионалыюм мире// Образование. 2003. - №3. - С. 4 -13.
77. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание (выступление Министра образования РФ В.М.Филиппова на Седьмых Рождественских чтениях 24 января 1999 г.)// Школа духовности. 1999.-№ 4. - С. 9-13.
78. Гусев Г.В. Социальная педагогика Православной Церкви// Педагогика.1999.-№3.-С. 92-96.
79. Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Автореф. дис.канд. пед. наук. Кострома, 2005. -25 с.
80. Давыдова Н.Д. Коновалова О.В. Христианство. Две тысячи лет: история и современность/ /Библиография. 2000. - №4. - С. 70-77.
81. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание/ В.И.1. Даль. -М., 2002. -984 с.
82. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: геиезпс и профилактика. М.,2000.-48 с.
83. Дети без родителей. Данные из отчета о проверке деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ по выполнениюпрограммы «Дети-сироты»// Милосердие.ги. 7 июня 2004.
84. Дети социального риска и их воспитание/ Под ред. Л.М. Шипицынной.1. СПб., 2003.-с. 144.
85. Детский дом // http://detdom.net.ru// http://detskiedomiki.ru.
86. Детское счастье. М., 1998. - 56 с.
87. Додопов В.И. Понятие духовности и душевности в воспитании человека в контексте русской религиозной философии конца XIX начала XX вв.// Педагогика и политика в образовании России конца XIX- начала XX веков. - М., 1997. - Ч. I . - С. 6-22.
88. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (18 февраля 1997 г.)//Журнал Московской патриархии. 1997. -№ 3. - С. 12 - 82.
89. Доклад председателя отдела по делам молодежи Московского Патриархата Архиепископа Костромского и Галичского Александра. Архиерейский Собор 2004// Седмица.ру. 3-8 октября 2004.
90. Дорожкина О. «Надежда» детям-сиротам: помощь в самостоятельном жизнеустройстве// Народное образование. - 2002. -N» 6. - С. 175-179.
91. Дорожкина О. Трудная пора жизнеустройства: Общественная организация воспитанников детских домов и школ-интернатов «Надежда»// Социальная работа. 2003. - N I. - С. 30-32.
92. Дорожкина O.A. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: Дне.д-ра пед. паук. М., 2001. - 405 с.
93. Дорожкипа O.A. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: Автореф. дис.д-ра пед. наук. М., 2001.-41 с.
94. Доронина Л.Г. Воспитание духовности на уроках словесности// Школа духовности. 2000. - №4. - С. 37-40.
95. Дубицкий В.В. Актуальность идей К. Маихейма о социальном воспитании// Социологические исследования. 2004. - № 8. - С.
96. Дымнова Т. Психотерапевтические функции религии: Религия и семья // Школа. 1996.-№5.-С. 62-67.
97. Егоров В. Преподавание научных дисциплин в школе как один из возможных путей Богопозиания // Школа. -2000. -№ 1. С. 24-26.
98. Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. Ясная По• ляпа, 1997.
99. Ельцова Мария Новоселье в детском приюте «Отрада и утешение»// Церковный вестник. 2003. - № 17(270). - http://www.tserkov.info.
100. Ельчанинов А. История религии. М., 1991. - 249 с.
101. Ермолин A.A. Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения «Новая цивилизация»: Автореф. дис. .иканд. пед. паук. М., 2002. - 22 с.
102. Зарайская JT. Пробуди и укрепи: Православная этика// Народное образова• ние. 2000. - № 3. - С. 195-199.
103. Захарова Ж.А. Социально-педагогические основы воспитания усыновленного ребенка в семье: Автореф. дне.канд. пед. наук. Кострома, 2001.- 19с.
104. Зборовский Г.Е., Костина И.Б. К взаимодействию религиозного и светского образований в современных условиях// Социологические исследования.-2002.-№ 12.-С. 107-112.
105. Зеиьковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской аптропоф логии/ Ред. и сост. П.В.Алексеев. М., 1996. - 270 с.
106. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. - 347 с.
107. Зеиьковский В.В. Церковь и школа/ Публик. В.А. Владыкиной // Русская школа. М., 1994. - С. 103-122.
108. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача.• М., 2001.-475 С.
109. Ильин В. Православие//Смена.-2002.-№ 12.-С. 112-120.ф 117. История социальной работы/ Под ред. И.Г. Зайиышева. М., 1998.
110. Какими вырастут наши дети/Сб. ст. интернет-журнала Сретенского монастыря «Православие.ру». М., 2003. - 176 с.
111. Какурин A.A. Что такое духовность?// Школа духовности. 2000. - № 3. -С. 6-15.• 120. Калашникова A.A. Проблемы социализации детей-сирот в закрытыхучреждениях// Социальная политика социального государства. Нижний Новгород, 2002. - С. 302-304.
112. Калинина Г.В. Православной маме: в ожидании первенца. М., 2001. -256 С.
113. Камаева Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилита• циоиного пространства для дезадаптированных детей: Структура, задачи// Вестник психосоциальной и реабилитационно-коррекционной работы. • 1999.-№ 1.-С. 73-78.
114. Каменская E.H. Педагогика: курс лекций. Росгов-па-Дону, 2004. -160 с.
115. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. A.M. Арсеньева. М. 1982. - 704 с.
116. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. - 125 с.
117. Караковский В.А. Учитель и время // Школа. 1996. -№ 2.-С. 5-6.
118. Карина О.В. Социально-психологические особенности проявления за• щитиых механизмов у детей в условиях приюта: Автореф. дис.канд. психол. наук. Иваново, 2005. - 23 с.
119. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1.-М., 1992.-568 с.
120. Карунин Е.А. Сергий Радонежский как покровитель отечественного просвещения// Мир образования образование в мире. - 2003. - № 3. - С.• 129-133.
121. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков ф характера у детей и подростков. М., 2000. - 301 с.
122. Киселев Г.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание// Вопросы философии. 2000. - № 6. - С. 18-33.
123. Кливер В.И. Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа: Автореф. дис. .
124. Ф канд. пед. наук. Кемерово, 1999. - 23 с.
125. Климов C.B. Христианский смысл милосердия // Милосердие/ Под ред. Мчедлова М.П. M., 1998. - С. 23 - 89.
126. Ковалёва Л. Идея земца Перотте. Яковлевский сельский приют // Губернский дом . 2000. - № 3. - С. 45-46.
127. Козлова С.А. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я -человек». М., 2001 - 96 с.
128. Колесникова Н.Б. Педагогические основы формирования индивидуаль-Ф ного нравственного сознания младших школьников: Автореф. дис.канд.пед. паук. Самара, 1999. - 20 с.
129. Колодин А. Политика полумер: Религиозное образование: Проблемы остаются//Учитель. 1998. -№ 6. -С. 14-18.
130. Колодин A.B. Религиозное образование в государственной школе: История и современные аспекты // Школа. 1998. - № 6. - С. 42-68.
131. Комарова Е. Образование и православне//Учительская газета. 1998. -№25.-С. 6-7.ф 140. Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности // Журнал Московской патриархии. 1991. - № 7.-С. 40 - 42.
132. Костикова М.Н. Вероисповедная политика министерства народного просвещения российской империи в XIX веке: Автореф. дис.д-ра пед. наук. Курск, 2002. - 35с.
133. Кравченко Д.Н. Классические педагогические системы Ж.-Ж. Руссо и * И.Ф. Гербарта в аспекте православной педагогики. Курск, 2004. - 22 с.
134. Краевскнй В.В. Воспитание или образование?// Педагогика. 2001. -m №3,-С. 3-10.
135. Кузьмин К.В, Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). М, 2003. -480 с.
136. Кузьмина СЛ. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания// Педагогика. 1999.-№ 2.-С. 76-81.
137. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М., 1994.
138. Куломзина С.С. Семья малая Церковь: записки православной матери и бабушки. - М., 1997. - 48 с.
139. Кураев А. Табу на духовность: Религиозное воспитание // Престижное воспитание. 2000. - № 1. - С. 29-30.
140. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в России: комплексное решение проблемы. М., 2002.-64 с.
141. Ледиев B.C. Духовпо-правствеипая культура в образовании человека/ Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. -№ 6. - С. 3-6.
142. Липскпй И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики// Педагогика. 2001. -№ 10.-С. 13-20.
143. Лихачев А.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога)// Педагогика. 2001. - № 3. - С. 33-36.
144. Лихачев А.Е. Нравственное разложение и православие// Педагогика. -1999.-№ 6.-С. 114-119.
145. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995.-282 с.
146. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия/ Ред.-сост. B.C. Мухина.-М., 1991.-223 с.
147. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию: Рассказы о мировых религиях, сказки, истории и притчи, игры, занятия и беседы. Кн. 3. М., 1999. - 576 с.
148. Лубова Т.А. Деятельность детских общественных объединений как фактор нравственного закаливания подростков: Автореф. дне.канд. пед. паук. Кострома, 2002. - 18 с.
149. Лукашенкин А. Ведомственные учреждения императрицы Марии: губернское попечительство детских приютов// Иир://пйо.р5коу.ш/1^о2002/?1ор1с=ёокЫ&ё=8.
150. Лушников И. Возвращаясь к глобальным проблемам человека// Воспитание школьников. 2001. - № 5. - С. 34-36.
151. Любан Т.Н. Христианская педагогика В.В.Зепьковского // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 1996. - Вып.2. - С. 191-194.
152. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001. -208 с.
153. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000. - 176 с.
154. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций. М., 2002. - 256 с.
155. Маркович Д.Ж. Общая социология. М., 1998. -432 с.
156. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогической мысли // Московская правда. - 22.02.2005. - № 39. - с. 7.
157. Матвеева НЛО. Методология социального познания в русской религиозной философии //Социологические исследования.-2004.-№1 -С.61-69.
158. Материалы общероссийской конференции (Москва, 15-19 января 2001 года). М.: 2001.-208 с.
159. Мачильский В.А. Духовная культура России «Дорога к храму»: Программа// Искусство и образование. 1999. -№ 4. - С. 82-107.
160. Медведева И., Шишова Т. Духовный детдом. Часть 1.// Интернет-журнал Сретенского монастыря. 10 февраля 2004.
161. Мерзляков 10.М. Проектирование воспитательной системы образовательного учреждения для детей-сирот: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Оренбург, 2005. 25 с.
162. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М., 2004. -384 с.
163. Митрополит Владимир. Азбука православного воспитания. М., 2002. -159 с.
164. Митяев Л.Л. Детская деревня SOS как развивающая среда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2005.- 18 с.
165. Михайлов Ю.П. Психология мужества: Нравственная подготовка юио• ши.-СПб., 1999.-63 С.
166. Молодов A.I I. Краткий курс православной педагогики. Кострома, 2001. - 104 с.
167. Монастырь и дети// Нескучный сад. 2002. - № 1(2). -http://vstrecha.glasnet.ni/NC/0102/59/59.htm.
168. Мошкова И.I I. Семья и воскресная школа. М, 2003. - 125 с.
169. Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. М., 2001. - 320 с. 179. Мудрик A.B. Социализация человека. - М., 2005. - 200 с.• 180. Мудрик A.B. Социальная педагогика. М, 2002. - 200 с.
170. Мурашов В.И. Духовность отечественного образования как интегральный ресурс российских реформ// Школа духовиости.-1998.-№ 4.- С.23-40.
171. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего// Социологические исследования. 2002. - № 7. -С. 69-82.
172. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот// Социологические исследования. 2001. - № 4. - С. 70-77.
173. Насветникова О.М. Пснхолого-педагогические условия безопаснойадаптации воспитанников учреждений интернатного тина: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Брянск, 2000. - 16 с.
174. Наш православный дом. М., 2000. - 320 С.
175. Нелидов А.Л., Щелиппиа Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома// Вестник психосоциальной икоррекционно-реабилнтацнопной работы. 2003. -№ 2. - С. 31-39.
176. Нечаева A.M. Охрана детей-спрот в России (История и современность). -ф М., 1994.-176с.
177. Никандров H. Русское православие и российская национальная идея// Aima mater. 1999. - №3. - С. 23-28. t 189. Никапдров Н.Д. «Верьте в Россию и любите ее»: Из доклада Президента
178. РАО «Православие и российская национальная идея» на VII Международ® пых Рождественских образовательных чтениях 24 января 1999 г.// Воскресная школа. 1999. 8. - С. 4-5.
179. Никандров Н.Д. Духовность залог свободы человека// Школа духовности. - 1998. - №2. - С. 40-44.
180. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека// Педагогика. 1998. 4. -С. 3-8.
181. Никапдров Н.Д. Нравственные уроки православия// Педагогика. 1997. -№ 3. - С. 3-9.
182. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия: Размышления при чтении Библии//Начальная школа. 1997. 6. -С. 52-57.
183. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание па рубеже тысячелетий.-М., 2000.-304 с.
184. Никандров Н.Д. Слово о православии и образовании в России// Начальная школа. 1996. - №5. - С. 58-64.
185. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социаль-% ного педагога. М., 2005. - 399 с.
186. Ничппоров Б. Воспитание девочки-христианки//Домашиее воспитание.• 1998.-ЖЗ.-С. 13-14.
187. Ыичипоров Б. Воспитание мальчика-христиаиина//Домашнее воспитание. 1998. - №3. - С. 8-12.
188. Ничипоров Б.В. О христианской педагогике в России// Введение в христианскую психологию. М., 1994.-С. 139-169.
189. Ф 202. О воспитании детей в духе целомудрия и чистоты.-М.,2000.-64 с.
190. О христианской семье. М., 1998. - 98 с.
191. О христианском воспитании детей. М., 1996. - 153 с.
192. Обухова Е.А. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантпого поведения в условиях общеобразовательного учреждения: Автореф. дис. канд. иед. паук. Курган, 200 - 21 с.
193. Общество, государство и религия// Интернет-журнал Сретенского монастыря, I"iUp://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/jurnal.cgi. ® 207. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М., 2004. -480 с.
194. Овчинников A.I I. Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната: Автореф. дис.канд. нед. наук. Тула, 2002. - 23 с.
195. Огапов A.A., Хангельдиева И.Г. Теория культуры.-М.,2004.-416 с.
196. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.-921 с.
197. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2004. - 256 с.
198. Осипов А. Принципы воспитания в христианской педагогике// Воспитание школьников. 1999. - №4. - С. 5-8.
199. Осипова И.И. Патронат-межведомственная система профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних. Кострома, 2005. - 172 с.
200. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства и право* нарушений несовершеннолетних. М., 2005. - 280 с.
201. Основы правствеипости/Авт.-сост. Р.В. Япушкявичюс, О.Л. Янушкяви-ф чепе.-М., 2004.-504 с.
202. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001.- 127 С.
203. Осорииа М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб., 2004.-276 с.
204. Панкратов A.B. Духовное воспитание в свете современного естествознания// Педагогика. 2000. - №7. - С. 23-29.
205. Педагогика/ В.А. Сластеннн, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М., 1997. 512 с.
206. Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадтского. Опыт православной педагогики. М., 1993.-С. 95 - 105.
207. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М., 2003.-528 с.
208. Пейкова 3. Молодежь, церковь и будущее: Обсуждаем проблему// Высшее образование в России. 2000. -№4. - С. 80-93.
209. Пейкова З.И., Прусак А.И. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви («круглый стол»)// Социологические исследования. -2001.-№ 8.-С. 96-103.
210. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М., 1997. - 144с.
211. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. СПб., 2005.-В 2-х тт. - 1184 с.
212. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовпо-правствепиого подростков: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1999.-28 с.
213. Петренко Г1.И. К.Д. Ушипский о религиозном воспитании// Страницы истории педагогики. Пятигорск, 1997. - Вып.8. - С. 71 -84.
214. Пимеиова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте// Воспитание школьников. 2003. - №4. - С. 2932.; №5.-С. 20-27.
215. Плеханов Е. Религиозное образование в отечественной педагогической культуре// Aima mater. 2003. - №10. - С. 26-32.
216. Положение "О церковно-приходских воскресных школах", утв. Указом
217. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7.07.99. N 3786// Отдел• религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: http://www.rel.org.ru/base 1 .html.
218. Положение детей в Российской Федерации. Итоги социальной политики 1990-х годов и перспективы: Обзор. М., 2003. - 31 с.
219. Понкин И.В. Мусульманский платок в светской школе: Проявление религиозной принадлежности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: правомерность, допустимость и ограничения// Образование. 2003. - №№ 6-7.
220. Попов JI. Драма духовности: О роли религиозных учений в воспитании//
221. Народное образование. 1997. - №5.- С. 63 -64.
222. Попов J1.A. Нравственное воспитание и религия// Педагогика. 1999. -№6.-С. 109-114.
223. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М., 2003. - 64 с.
224. Православие в жизни/ Сб. ст. под ред. С. Верховского. Клип, 2002.446 с.ф 239. Православие в России. М., 2000. - 440 с.
225. Православие и культура: XI Рождественские православно-философские чтения. Нижний Новгород, 2002. - 358 с.
226. Православие и проблемы воспитания: Материалы VII Рождественских православно-философских чтений О роли православия в воспитании юно• шества и в формировании национальной идеи. Нижний Новгород, 2000.
227. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография/ Сост. Д.Е. Самогаев. М., 2003. - 304 с.
228. Православная культура: Приложение к письму Минобразования РФ от22.10.2002 г. №14-52-876 // Образование в современной школе. 2003. -№4. - С. 12-22.
229. Православный детский лагерь. Организаторам детского досуга. М.,2003.- 112с.• 245. Практикум по тендерной психологии/ Под ред. И.С. Клеципой. СПб.,2003.-479 с.
230. Прекуп И.Г. Преподавание религиоведческих дисциплин как актуальная проблема современной системы образования// Совершенствование учебно-воспитательной работы в процессе модернизации общего образования. -Ярославль, 2003.-с. 140-149.
231. Преодоление трудностей социализации детей-сирот/ Под ред. J1.B. Бай-бородовой Ярославль, 1997. - 203 с.
232. Примерный типовой Устав Православного детского приюта//Сайт Отдела религиозного образования н катехизации Русской Православной Церкви: http://www.rel.org.ru/ustavl .html.
233. Принципы православной педагогики// Образовательный вестник. 1999. -№1 (1).
234. Приют для детей-сирот имени праведного Иоанна Кронштадтского// 4 church.kostroma.net/appl3.htm.
235. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону, 1998. - 544 с.
236. Развитие личности ребёнка: проблемы, решения, поиск. (Материалы международной научно-практической конференции. 12-14 мая 1994 года).-М., 1995.-65 с.
237. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры// Педагогика. 1998. - №5. - С. 17-22.
238. Репортажи из православных детских домов// Нескучный сад. №1(2).-2002 - http://www.nsad.ru.
239. Решетников О.В. Проект «Путевка в жизнь»: Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. М., 2004. - 64 с.
240. Рогозянский А. У истоков педагогики христианства// http://synerg.narod.ru/ROGOSlSTOCI.htm.
241. Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. Книга для верующих и неверующих родителей. СПб., 2001. -190 С.
242. Рожков М.И. Концепция социального закаливания детей// Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000. - С. 90-94.
243. Рувииский Л.И. Духовный учитель и как им стать: Вопросы нравственно-эмоционального совершенствования// Педагогический вестник. 1998. -№6.-С. 2-3.
244. Рузапова Н.П. Социальное служение русской православной церкви (на примере монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь)// Отечественный журнал социальной работы. 2004. - № 1. - С. 30-35.
245. Русское православие: вехи истории/ Науч. ред. А.И. Клибанов. М., 1989.-719 с.
246. Рыбинский Е.М. Фонд имени детства. М., 1997. - 256 с.
247. Сайт епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности// http://www.miloserdie.ru/.
248. Сатаева Г.А. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома: Автореф. дис. . канд. пед. паук. Казань, 2004. -21 с.
249. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиферепко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. М., 1995.
250. Святейший патриарх Алексий И: О социальном служении церкви. I пленум Советского фонда милосердия и здоровья// Журнал Московской патриархии. 1991. - № 7. - 39 - 40.
251. Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Церковь молится о мире// Vip-premier. февраль 2004.
252. Священник Алексий Уминский. Заметки о высшем искусстве// http://ao.orthodoxy.rn/arch/012/012-umin.htm.
253. Священник Дионисий Тацис. Поучения старцев. -М., 1997.-110 с.
254. Священномучепнк Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Азбука православного воспитания. М., 2002. - 158 с.
255. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. М., 2002 - 176с.
256. Семейкина Т.В. Становление воспитательной системы детского реабилитационного центра: Автореф. дис. капд. пед. паук. Иркутск, 2004.-20 с.
257. Семепкова Т.Н. Формирование ценностных ориеитаций воспитанников образовательных учреждений интернатного типа: Автореф. дис. . капд. пед. наук. Кемерово, 2004. - 24 с.
258. Сидоренков A.B. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России// Вопросы психологии. 2000. - №5. - С.48-56.
259. Сидорова Л.К. Организационно-педагогические условия деятельности детских домов на современном этапе: Автореф. дис. . канд. пед. паук. -М., 2001.-24 с.
260. Сизипцева Л. Запах приютского хлеба // Губернский дом. 2002. - №3. -С. 47-48.
261. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении / Под ред. Н.М. Иовчук. М., 2003. - 211 с. ^ 278. Склярова Т.В. «Детдомовский день» в нашем храме// Нескучный сад. -2002.-№3.-С. 1-3.
262. Склярова Т.В. Пути и возможности православного воспитания в современной общеобразовательной школе// http://vvvvvv.light.orthodoxy.ru.
263. Склярова Т.В. Современные аспекты социально-педагогической деятельности// Образование. 2004.-№11.-С. 30-36.
264. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Автореф. дис. . канд. иед. паук. М., 1995.-16 с.
265. Словарь по социальной педагогике/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002.-368 с.
266. Словарь по управлению для руководителей системы образования. -Нижний Новгород, 1997. 170 с.
267. Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. Е. И. Холостовой. -М., 1997.-418 с.
268. Соловьёва И. Крестьянские сироты XIX века// Нескучный сад. 2002. -• №3286. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общ. ред. М.А. Галагузовой.1. М, 2003.-416 с.
269. Ф 287. Социальная психология: Краткий очерк/ Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина.-М., 1975.-319 с.
270. Социальная энциклопедия/ Ред. А.П. Горкип и др. М., 2000. - 438 с.
271. Соцпалыю-исихлогическая помощь детям-жертвам семейного насилия/ Под ред. H.H. Ершовой. М., 2005. - 124 с.
272. Спасайте детей: Поучения святителя Иннокентия, Митрополита Мое ко в* ского, апостола Сибири и Америки. СПб., 1998. - 175 с.
273. Становление нравственной личности: Материалы, опубликованные в ф «Учительской газете» за период с января по декабрь 1995 организацией
274. Международная школьная программа в сотрудничестве с Министерством образования РФ Использование христианского подхода в формировании нравственных и этических ценностей личности. М., 1996.
275. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. М.,• 1998.-368 с.
276. Стрельцова М.В. Опыт Новочсркасского детского дома по успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Вестник психосоциальной и коррекционио-реабилитациониой работы. -2004.-№2.-С. 76-84.
277. Стрельцова М.В. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ав-тореф. дис. канд. пед. паук. М., 2004. - 22 с.
278. Сурова Л.В. Куда нам плыть?: На путях к подлинному диалогу // Педагогика. 1998. -№3. - С. 48-53.
279. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Владимир, 1996. - 496 с.
280. Сурова Л.В. Православная педагогика как Общественное и Духовное явление// http://catacomb.org.ua.
281. Тарханова И.10. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков: Автореф. дис. канд. пед. паук.-Ярославль,2005.-24 с.
282. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1998. - 511 с.
283. Трухов В.Е. Педагогический аспект православно-ориентированной средыв отечественном образовании: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004. - 26 с.
284. Усачева Е. Приюты: временное пристанище или адаптация к нормальной жизни// Народное образование. 2002. - №5. - С. 200-202.
285. Усольцев А.И. Русская Православная Церковь и религиозное образование в России. Правовой аспект//1шр://ш\у\у.ргок1теп.ш/аЧ1с1е889.1ит1.
286. Филиппов В. Российская система образования па рубеже тысячелетий:ф обретение духовности// Воспитание школьников. 2000. — №4. - С. 5-10.
287. Филиппов Филипп О духовном здоровье детей// Все дети паши. - М., 1998.-С. 221-224.
288. Философия социальной работы/Под ред. В.И. Мирохипа. М., 1998. -208 с.
289. Фирсов М.В. История социальной работы в России М., 1999.-256 с.
290. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002. -492с.
291. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992. - 240 с.
292. Фонд «Мир семьи»// http://www.fw.ru/.
293. Форсова В. Православные семейные цениости//Социологические исследования. 1997.-№1. - С. 64.
294. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. М., 1997.-416 с.
295. Фурсов А. Им спится Эльбрус// Воспитание школьников. 2001. -№7.• С. 73-76.
296. Христианская мораль и этика: основа общества. М., 1993 -229 с.
297. Чепуриых Е.Е. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СПб., 2000. - 54 с.
298. Чепуриых Е.Е. Организационно-педагогические основы социальной защиты детей в сфере образования: Автореф. дис.д-ра пед. наук. Ярославль, 2001. - 38 с.
299. Чепуриых Е.Е. Пути решения проблем социального сиротства в Российской Федерации// Все дети паши. - М., 1998. - С. 46-56.
300. Четвериков С. О задачах и средствах религиозного воспитания и образования.-М., 1927.-56 с.
301. Четвериков С. О трудностях религиозной жизни в детстве и юности. -М., 1927.-28 с.
302. Чуев А. Христианская социальная политика в современной России//
303. Социальная работа. 2003. - N 1. - С. 9-10.
304. Шакурова M.B. Методика и технология работы социального педагога. -М., 2002.-272 с.
305. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. -М., 2005.-734с.
306. Шевчук C.B. Развитие идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского: Автореф. дне. канд. пед. наук. Ярославль, 2006. -19 с.
307. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002. - 208 с.
308. Шестуи Е. Педагогика русской цивилизации// Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. М., 2003. - С. 10-20.
309. Шестуи Е. Православная педагогика. М., 2001. - 560 с.
310. Шишова В.И. Организационно-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждении государственной поддержке детства: Автореф. дис.канд. пед. паук.- Ростов па - Дону, 1999. -21 с.
311. Шульга Т.Н., Олиференко Л.Я., Быков A.B. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Уч.пособие. М., 2003. - 400 с.
312. Шульга Т.П., Слот В., Спапиярд X. Методика работы с детьми «группы риска».-М., 2001.- 128 с.
313. Щуркова U.E. Классное руководство: игровые методики. М., 2001. -224 с.
314. Экоиомцев (Игумен Иоанн). Православное образование в России: традиция и развитие, уроки, перспективы// Педагогика. 1999. - №4. - С. 15-21.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.