Социально-психологические особенности Я-концепции представителей этноса Саха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Нафанаилова, Мария Семеновна

  • Нафанаилова, Мария Семеновна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 189
Нафанаилова, Мария Семеновна. Социально-психологические особенности Я-концепции представителей этноса Саха: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Санкт-Петербург. 2007. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Нафанаилова, Мария Семеновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИИ.

1.1. Я-концепция как объект исследования в зарубежной и отечественной психологии.

1.2. Когнитивный компонент Я-концепции: образ Я.

1.3. Аффективный компонент Я-концепции: самоотношение.

1.4. Я-концепция в культурном контексте.

1.5. Я-концепция этноса саха (на примере анализа стереотипа).

Выводы по главе 1.:.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Организация и этапы исследования.

2.2. Процедура культурной адаптации методик.

2.3. Характеристика выборки.

2.4. Методы исследования.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭТНОСА САХА.

3.1. Образ Я в структуре Я-концепции представителей этноса саха.

3.2. Особенности самоотношения представителей этноса саха.

3.3. Соотношение независимых и взаимозависимых конструктов в структуре

Я-концепции представителей этноса саха.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-психологические особенности Я-концепции представителей этноса Саха»

Актуальность. Исследование категории «Я», ее составных частей приобретает особую актуальность в связи с изменениями социальных ценностей, кризисом идентичности и осмыслением внутриличностных конфликтов. Я-концепция в системе самосознания личности рассматривается как относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой строится взаимодействие с другими людьми и отношение к самому себе. В качестве исходных структурных элементов Я-концепции рассматриваются образ «Я», самоотношение и самооценка.

Я-концепция как особая субъективная реальность является объектом междисциплинарных направлений, при этом различные теоретические конструкции и методологические подходы к изучению Я-концепции не соотносятся друг с другом. Обзор зарубежных и отечественных исследований проблемы Я-концепции позволяет сделать вывод о том, что существуют противоречивые взгляды на данную категорию, ее структурные и содержательные составляющие.

В современной психологии рассматривают частные формы Я-концепции (фальшивое «Я» у В.В. Столина, фантастическое «Я» у А.А. Налчаджяна, «Я-физическое» у Е.Т. Соколовой, «Я-реальное» и «Я-идеальное» у И.С. Кона, К. Роджерса, К. Хорни, М. Розенберга и др., зеркальное «Я» у Кули, «Я» в обществе у Мида и др.). Параллельно с интересом к рациональным структурам Я-концепции изучаются ее эмоциональные аспекты. Многие отечественные ученые ставят проблему Я-концепции узко специфично, в рамках своего конкретно-научного подхода (социально-психологического, медицинского, возрастного и т.д.).

В последние годы всё большую популярность приобретает теория интегративного подхода к Я-концепции как «сложноструктурированному феномену» (B.C. Агапов, И.В. Барышникова, А.В. Иващенко и др.). Исследователи концентрируют свое внимание на том, чтобы раскрыть «Я» как системное образование, установить его системные качества, показать взаимосвязь и взаимозависимость его элементов и компонентов в рамках общей структуры (Е.С. Шильштейн).

Российскими учеными также исследуются проблемы Я-концепции в структуре самосознания: особенности самоотношения, образ физического «Я», специфика самопрезентации, тендерные различия в самопредставлении (В.Н. Куницына, Л.В. Куликов, В.В. Хороших, Ю.В. Лазарева и др.), Я-концепция в условиях быстрых социальных изменений, идентичность в мегаполисе, временные аспекты Я-концепции и идентичности, Я-концепция во взаимосвязи с виртуальной реальностью и т.д. (С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, Н.Г. Орлова. А.Г. Жичкина и др.).

Особое значение в формировании ощущения «Я» и идентичности имеет культура. Я-концепция - важный ориентир для понимания поведения в любых контекстах. В зависимости от ведущей системы ценностей для представителей различных этнических групп свойственны специфические типы Я-концепции. Одной из таких типологий, используемых для дифференциации Я-концепции, является выделение независимого и взаимозависимого «Я» (Д. Мацумото, X. Маркус, III. Китаяма, Н. Розенбергер и др.). Независимое «Я» является способом определения своего «Я» как своих собственных мыслей, чувств, действий; взаимозависимое «Я» - определение своего «Я» исходя из собственных взаимоотношений с другими людьми и признания того, что собственное поведение часто обусловлено мыслями, чувствами и действиями других.

Исследование Я-концепции этнических групп способствует более глубокому пониманию психологических характеристик и социального поведения людей в разных ситуациях. Выделение различных Я-конструктов внутри культуры необходимо для описания, объяснения и прогнозирования поведенческих стратегий представителей разных социальных и демографических групп.

Анализ проведенных научных исследований свидетельствует о том, что недостаточно разработаны структура Я-концепции, взаимодействие в структуре Я-концепции ее основных компонентов: когнитивного и эмоционального. Среди большого количества материала и теоретических концепций, посвященных различным аспектам Я-концепции, очень мало работ, затрагивающих специфику Я-концепции этнической группы, ее особенностей в мультикультурной (полиэтнической) среде.

Необходимо добавить, что социально-психологические аспекты Я-концепции этноса саха недостаточно изучены. Существующие исследования проведены преимущественно в контексте исследования социальных стереотипов и установок этнического самосознания.

Целью данной работы является изучение социально-психологических особенностей Я-концепции представителей этноса саха.

Для выполнения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучение особенностей содержания образа «Я» представителей этноса саха (когнитивного компонента Я-концепции).

2. Исследование самоотношения и самооценки представителей этноса саха (аффективного компонента Я-концепции).

3. Выявление особенностей соотношения независимых и взаимозависимых конструктов в структуре Я-концепции представителей этноса саха.

4. Сравнение содержания Я-концепции представителей саха и русских этнических групп.

5. Поиск вариативности в общей структуре Я-концепции представителей этноса саха.

Предметом исследования являются социально-психологические особенности Я-концепции представителей этноса саха.

Общая гипотеза исследования: Я-концепция представителей этноса саха как сложный социально-психологический феномен обладает спецификой, детерминированной социокультурными, демографическими и личностными факторами. Данная гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:

1. Существуют внутриэтнические вариации структурных компонентов Я-концепции представителей этноса саха (когнитивного и аффективного) в зависимости от социально-демографических характеристик - пола, возраста, места проживания.

2. Соотношение независимых и взаимозависимых конструктов в содержании Я-концепции представителей этноса саха в разных социальных группах неодинаково.

3. Содержание Я-концепции представителей саха и русской этнических групп обладает специфичностью, которая проявляется в разных категориях самовосприятия и уровнях самооценки, а также общей направленности Я-концепции.

В качестве объекта исследования выступили представители этноса саха, проживающие в г. Якутске и Центральной Якутии в количестве 290 человек в возрасте от 18 до 55 лет. Контрольную группу составили представители русского этноса в количестве 80 человек. Всего обследовано 370 человек.

Методологической основой исследования являются принцип системного подхода, а также научные работы отечественных и зарубежных ученых, в которых заложены принципы анализа сознания и самосознания, Я и Я-концепции (концепция трехкомпонентной структуры Я-концепции У. Джеймса, В.А. Ядова, И.С. Кона, Р.Бернса, Д. Майерса и др., концепция самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева; теория множественности Я-концепции А.В. Иващенко, B.C. Агапова, И.В. Барышниковой, Е.С. Шилыптейн; теория социальной идентичности А. Тэшфела; теория самокатегоризации Дж. Тернера; идея о взаимозависимой и независимой Я-концепции X. Маркуса и Ш. Китаямы, идея мультикультурной идентичности Д. Мацумото).

Теоретическую базу исследования составили разработанные в отечественной и зарубежной психологии положения: о становлении самосознания в контексте общей проблемы развития личности (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова); о различных аспектах Я-концепции: факторах формирования, структурных компонентах Я-концепции, временных аспектах Я-концепции, возрастной специфике Я-концепции и др. (Р. Берне, У. Джемс, Раусте фон Врихт, Г. Оллпорт, К. Роджерс, М. Розенберг, Дж. Тернер, А. Тешфел, Markus, Э. Эриксон, К.А. Абульханова, B.C. Агапов, И.В. Барышникова, А.В. Иващенко, И.С. Кон, В.А. Ядов А.А., Налчаджян, A.J1. Свенцицкий); о самоотношении (Р. Берне, Блок и Робине, У. Джемс, Куперсмит, М. Розенберг, И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); о культурном аспекте Я-концепции (М. Херсковиц, Хофстед, Cousins, Cross, Kitayama, Markus, Roland, Shweder, Triandis, Д. Мацумото, Е.П. Белинская, H.M. Лебедева, О.А. Тихомандрицкая).

В работе использовались следующие методы исследования: шкала измерения независимости и взаимной зависимости (модификация Сингелиса); шкала самоосознания А. Фенигштейна, М.Ф. Шейера и А.Х. Басса; методика исследования самоотношения Столина-Пантилеева (МИС); методика изучения уровней самооценки Будасси, проективный рисунок «Автопортрет», интервью. Весь диагностический комплекс был переведен на якутский язык и адаптирован к якутскоязычной выборке.

При обработке полученных результатов исследования применялись методы статистической обработки данных: контент-анализ; непараметрический критерий «угловое преобразование Фишера»; ранговая корреляция Спирмена; S - критерий тенденций Джонкира.

Этапы исследования. Сбор эмпирического материала проводился в три этапа.

На первом этапе (2003-2004 гг.) - поисковом - был проведен анализ состояния изученности проблемы в зарубежной и отечественной психологии, разработаны основные теоретические положения исследования, определены методы и методики исследования в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования, проведено пилотажное исследование.

На втором этапе (2004-2005 гг.) - эмпирическом - проведено основное исследование, осуществлен сбор материала.

На третьем этапе (2005-2007 гг.) - заключительном - осуществлен количественный и качественный анализ эмпирических данных, проведена интерпретация полученных результатов, подведены итоги исследования, оформление диссертационного исследования, выработка рекомендаций.

Научная новизна. Впервые исследована вариативность когнитивных и аффективных компонентов в структуре Я-концепции представителей этнической группы. Сделан качественный анализ когнитивной составляющей Я-концепции. Выявлены возрастные и тендерные особенности выраженности Я-конструктов некоторых социальных категорий населения. Обоснована дуальность независимых и взаимозависимых Я-конструктов представителей этноса. Сделан сравнительный анализ содержания Я-концепции представителей саха и русских этнических групп.

Практическая значимость работы. Результаты исследования использованы в разработке лекционных и семинарских занятий в практике преподавания дисциплин социально-психологического цикла. Полученные в исследовании данные об особенностях Я-концепции народа саха использованы при разработке и построении уникальных моделей и стратегий организации психологической помощи представителям этнической группы при проведении тренинговой, коррекционной и консультативной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Я-концепция представителей этноса саха как сложный социально-психологический феномен обладает спецификой, детерминированной социокультурными, демографическими и личностными факторами.

2. Общая структура Я-концепции представителей этноса саха характеризуется внутриэтническими вариациями, т.е. представителям разных социальных и демографических групп присущи различные категории самопредставлений. а) Когнитивный компонент Я-концепции представителей этноса саха в наибольшей степени определяет рефлексивный образ; б) отличительной характеристикой аффективного компонента Я-концепции представителей этноса саха является закрытость и склонность к самообвинению на фоне общего позитивного отношения к себе.

3. Выраженность независимых и взаимозависимых конструктов в структуре Я-концепции представителей этноса саха характеризуется наличием двух тенденций: независимая Я-концепция, выражающаяся в определении своего «Я» как своих собственных мыслей, чувств, действий, характерна для молодежи, мужчин и горожан; взаимозависимая Я-концепция для которой свойственно определение своего «Я» исходя из собственных взаимоотношений с другими людьми - для испытуемых среднего и зрелого возраста, женщин и сельчан.

4. Я-концепция представителей этноса саха характеризуется относительной гармоничностью ее содержательных компонентов по сравнению с Я-концепцией представителей русской этнической группы.

5. Я-концепция представителей этноса саха в большей степени преломляется через категории общения и деятельности, в то время как у представителей русской этнической группы через личностные самоописания.

С л>. У

10

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялось путем публикаций, участия в конференциях. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной и этнической психологии факультета психологии Якутского госуниверситета имени М.К. Аммосова; представлены в докладах на научно-практических конференциях: международных (Владивосток, 2003-2005; Самара, 2004-2006; Новосибирск, 2004), всероссийских (Санкт-Петербург, 2002), региональных (Якутск, 2002-2007). Материалы исследования использованы при разработке лекционных и семинарских занятий по курсу социальной и этнической психологии, психологии межкультурного общения, социальной психологии личности.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, 3 приложений, списка литературы. Работа изложена на 189 страницах, иллюстрирована 15 таблицами, 5 рисунками, 6 диаграммами. Список литературы насчитывает 180 наименований, из них 21 - на английском языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Нафанаилова, Мария Семеновна

выводы

В целом, гипотеза исследования о том, что Я-концепция представителей этноса саха как сложный социально-психологический феномен обладает спецификой, детерминированной социокультурными, демографическими и личностными факторами подтверждается.

1. В когнитивном компоненте Я-концепции представителей этноса саха преобладает рефлексивное «Я». Образ «Я» дифференцирован и отличается большой когнитивной сложностью, значимыми факторами которого являются как идеальные, так и ценностно-проблемные представления о себе.

2. Отличительной характеристикой аффективного компонента Я-концепции представителей этноса саха является закрытость, неспособность или нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе, склонность к самообвинению на фоне общего позитивного отношения к себе.

3. Самооценка представителей этноса саха в меньшей степени определяется через субъективные переживания, наиболее важными критериями оценки себя и других выступают качества, связанные с деятельностью субъекта (вдумчивость, понятливость, точность, трудолюбие, увлеченность, аккуратность, находчивость, работоспособность).

4. Соотношение независимых и взаимозависимых конструктов в структуре Я-концепции представителей этноса саха характеризуется наличием двух тенденций: в одинаковой выраженности как индивидуалистической, так и коллективистической тенденции в восприятии себя и других. Независимые конструкты (индивидуалистические тенденции) в большей степени выражены у мужчин, молодежи и городских жителей, а взаимозависимые конструкты (коллективистические тенденции) - у женщин, взрослых и сельских жителей.

5. Установлены взаимосвязи между содержательными компонентами Я-концепции представителей этноса саха: взаимозависимое «Я» тесно связано с конфликтностью и самообвинением, а независимое «Я» - с закрытостью, самоуверенностью и позитивным эмоциональным состоянием.

6. Обнаружены тендерные различия в содержании Я-концепции. Я-концепция мужчин отличается большей независимостью, осознанием своих возможностей, официальной самопрезентацией и низким уровнем самоотношения. У женщин в большей степени выражены взаимозависимость, позитивность, склонность приукрашивать недостатки, образное и эмоциональное самовосприятие, стремление к идеальному «Я» на фоне признания собственных недостатков.

7. С возрастом наблюдается тенденция увеличения общей позитивной установки к собственному «Я». Я-концепция молодежи характеризуется большей независимостью, выраженностью социальных ролей, осознанием своей этнической принадлежности, средним уровнем субъективного благополучия на фоне низкого уровня общего самоуважения и аутосимпатии, склонностью к субъективным переживаниям, а также доминированием образного, эмоционального и негативного самовосприятия, стремления к идеальному и должному «Я». У взрослых содержание Я-концепция отличается большей взаимозависимостью, позитивной направленностью и самоуважением.

8. Я-концепция сельских жителей характеризуется большей взаимозависимостью, высоким уровнем субъективного благополучия, высоким уровнем саморуководства и самопривязанности на фоне внутренней конфликтности, преобладанием «должного Я», а также восприятием себя через конкретные действия. Я-концепция городских жителей отличается большей независимостью, выраженностью социальных ролей, низким уровнем

142 субъективного благополучия, более позитивным самоотношением и в то же время большей неудовлетворенностью собой.

9. Содержание Я-концепции представителей саха и русской этнических групп обладает специфичностью. Данные различия проявляются в разных категориях самовосприятия и уровнях самооценки.

В самоописаниях у представителей этноса саха преобладают понятия, связанные с категориями общения и деятельности, в то время как у представителей русской этнической группы личностные самоописания.

Я-концепция представителей этноса саха характеризуется относительной гармоничностью ее содержательных компонентов по сравнению с Я-концепцией представителей русской этнической группы. Для представителей этноса саха характерны средняя самооценка, более позитивный образ «Я», более высокие показатели ощущения социально-психологического комфорта и более высокий уровень удовлетворенности жизнью, а для представителей русской этнической группы - высокая самооценка, более негативный образ «Я», более низкие показатели ощущения социально-психологического комфорта и относительно низкий уровень удовлетворенности жизнью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы была достигнута цель исследования: изучение социально-психологических особенностей Я-концепции представителей этноса саха. Решение поставленных задач предполагало анализ когнитивного и аффективного компонентов Я-концепции, независимых и взаимозависимых конструктов в структуре Я-концепции, сравнение содержания Я-концепции представителей саха и русских этнических групп, поиска вариативности в общей структуре Я-концепции представителей этноса саха.

Объектом исследования явились представители этноса саха, среди которых было выделено 6 групп: мужчины и женщины, студенты и люди среднего возраста, городские и сельские жители. Общее количество экспериментальной выборки - 290 человек, в т.ч. 200 человек среднего возраста (от 25 до 55 лет) и 90 молодых людей (от 18 до 24 лет). Контрольную группу составили представители русской национальности г. Якутска в количестве 80 человек. Возрастной диапазон контрольной группы -от 25 до 55 лет. Всего обследовано 370 человек.

В ходе исследования были изучены когнитивный и аффективный компоненты Я-концепции представителей этноса саха, проанализировано содержание рефлексивного и физического «Я», исследованы содержательные области Я-концепции по степени их направленности, выраженности и зависимости, выяснены особенности независимых и взаимозависимых конструктов в структуре Я-концепции, выявлены внутриэтнические и межэтнические различия структурных компонентов Я-концепции и различное соотношение независимых и взаимозависимых конструктов Я-концепции, проведена апробация и адаптация психодиагностических методик для якутскоязычных испытуемых.

Впервые исследована вариативность когнитивных и аффективных компонентов в структуре Я-концепции представителей этнической группы.

144

Сделан качественный анализ когнитивной составляющей Я-концепции. Выявлены возрастные и тендерные особенности выраженности Я-конструктов некоторых социальных категорий населения. Обоснована дуальность независимых и взаимозависимых Я-конструктов представителей этноса. Сделан сравнительный анализ содержания Я-концепции представителей саха и русских этнических групп

Итоги корреляционного анализа выявили наличие достоверно значимых связей между социально-демографическими показателями выборки и множественными составляющими Я-концепции.

Результаты данного исследования указывают на необходимость дальнейшей разработки и изучения темы культурного аспекта Я-концепции, в частности исследование феномена мультикультурной идентичности. Определяя культуру как психологический конструкт, мы предполагаем наличие множественных психокультурных систем представлений в структуре Я-концепции этноса саха. Следовательно, остается широкий круг проблем: например, разработка адекватных методов исследования мультикультурной идентичности, создание методов этнотерапии и оказания психологической помощи людям, учитывающих явление множественной идентификации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Нафанаилова, Мария Семеновна, 2007 год

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.-218 с.

2. Абульханова К.А., Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней других людей // Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии. М., 2000. С.87-90.

3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. -230 с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб.: Питер, 2000 год. - 272 стр.

5. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. - 287 с.

6. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001. - 288 с.

7. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск: Изд-во Якутск, 1995. - 55 с.

8. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 560 с.

9. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Изд-во Якутск, 1979. - 182 с.

10. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1996. - 24 с.

11. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. -М., 1998.-С. 248-267.

12. Велик А.А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения / Под ред. С .Я. Козлова, П.И. Пучкова. М., 1991. - С. 35-47.

13. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. №3. - С. 141.

14. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. -М.: Аспект-Пресс, 2001,- 301 с.

15. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. -СПб., 1997.-С.271-284.

16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Минск: Современный литератор, 2002. - 447 с.

17. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-420 с.

18. Бестужев-Марлинский А. Полное собрание сочинений. 4.1 и 2. -СПБ.: Гослитиздат, 1958. 631 с.

19. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Международная пед.академия, 1995. - 209 с.

20. Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопросы психологии. 1971. - №3. - С. 138-143.

21. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968.-268 с.

22. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

23. Врангель Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и Ледовитому океану. М.: Главсевморпути, 1948. - 456 с.

24. Вруцевич М.С. Обитатели, культура и жизнь в Якутской области // Этнографическое обозрение. Кн. IV. М., 1893. - С. 162-169.

25. Выготский J1.C. История развития высших психических функций // Собр.сочинений. М.: Педагогика, 1983. - Т.З. - 368 с.

26. Гоголев А.И. Якуты: проблема этногенеза и формирование культуры. Якутск: Издательство «ЯГУ», 1993. - 200 с.

27. Гончаров И.А. Фрегат «Паллада». М.: Дрофа, 2006. - 102 с.

28. Гудков Л.Д. Русские национальное самосознание и его динамика (1989-1995)//Социологические чтения. Вып.1. М., 1996. - С. 34.

29. Джемс У. Психология. -М.: Просвещение, 1991. 189 с.

30. Егорова А.И. Внутриэтнические различия в полоролевых стереотипах супружеских пар народа саха. Автореф.дис.канд.психол.наук. -Иркутск, 1997. 19 с.

31. Елисеева Н.Д. Особенности социальных представлений народа саха // Этническая психология и современные реалии. Материалы интернет-конференции 31 марта 30 мая 2003 г. - Якутск, 2004. - С.51-54.

32. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете у пользователей юношеского возраста: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 2000. - 25 с.

33. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. - №1. - С.5-14.

34. Зиннер Э.Л. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII века. Иркутск: Восточно-Сиб. кн. изд-во, 1968.-208 с.

35. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. - 167 с.

36. Иванов В.Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии в XVII-XVIII вв. Якутск, 1978.- 160 с.

37. Иващенко А.В., Агапов B.C., Барышникова И.В. Проблемы Я-концепции личностности в отечественной психологии // Мир психологии. -2002. -№2 (30). С. 17-30.

38. Идее М., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китае (16921695). М.: Наука, 1967. - 404 с.

39. История зарубежной психологии ЗО-бОе гг. 20 века. М.: МГУ, 1986.-342 с.

40. Кайгородов Б.В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. 2002. - № 2 (30). - С. 117-127.

41. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004. - 422 с.

42. Касьянова К. О русском национальном характере. Изд-е 2-е. -Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 560 с.

43. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Семантические пространства социальной идентичности // Социальная идентификация личности / Отв. ред. В.А. Ядов. М.: ИС РАН, 1993. - С. 58-60.

44. Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореферат дисс.психол.наук. -М., 1981.-22 с.

45. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

46. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология / Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И Анцыферовой. М., 1971. - С. 122158.

47. Кон И.С. Открытие «Я». Над чем работают, о чем спорят философы. М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

48. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

49. Кон И.С., Шалин Д.Н. Дж. Мид и проблема человеческого Я II Вопросы философии. 1969. - №12. - С. 85-96.

50. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии). М., 1979. - 100 с.

51. Короленко В.Г. Полное собрание сочинений. Том первый. -СПб.: Издание Т-ва А.Ф.Маркса. 1914г. - 432с.

52. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.: ПЕР СЭ, 2002.-416 с.

53. Крамник В.В. Власть и мы: ментальность российской власти // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций/Под ред. В.Ю. Большакова. СПб., 2000. - С.90-142.

54. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. 1983. - №5. - С.57-65.

55. Куликов J1.B. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций/Под ред. В.Ю. Большакова. СПб., 2000. - С. 505.

56. Куликов Л.В., Мудрова Е.А., Фатеева Т.А. Методика «Круг основных ролей личности» // там же. С.127-133.

57. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: МГУ, 1984.-255 с.

58. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

59. Лазарева Ю.В. К проблеме классификации типов самопрезентации // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург -Якутск. (Материалы научной конференции 25-26 октября 2001 года) / Под общ.ред. В.Н. Куницыной, А.Л. Свенцицкого. СПб., 2002. - С. 57-62.

60. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Речь, 2006.- 144 с.

61. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века // Психологический журнал. 2000. - Т.21. - №3. - С. 73-87.

62. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М.: Ключ-С, 1999. - 223 с.

63. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд-е 2-е. М.: Смысл, 2004. - 345 с.

64. Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. Сб. обзоров / АН СССР. М.: ИНИОН, 1987. - 162 с.

65. Лопухова Т.В. Формирование познавательной мотивации в процессе непрерывного образования // Социальная психология в периоды кризиса общества. Набережные челны, 2000. - 123-140 с.

66. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. М., 1974. -171 с.

67. Майерс Д. Социальная психология: Пер.с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 510 с.

68. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. - 176 с.

69. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. - С. 108-117.

70. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-414 с.

71. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. V. М., 1975. - С. 197-198, 215-221.

72. Методические указания к лабораторным занятиям по психологии. -Казань, 1988.- 107 с.

73. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. М.: Наука, 1988. - 429 с.

74. Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. В двух частях. Часть 1. Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. СПб.: ГеоГраф, 2004г. - 814 с.

75. Муравьева К.В., Шилынтейн Е.С. К вопросу о ролевом компоненте Я-концепции // Вестник МГУ. Сер. 14 (Психология). - 2000. -№1. - С.29-35.

76. Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.-362 с.

77. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. - 170 с.

78. Назаров А.В. Ысыах. Якутск, 1994. - 90 с.

79. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. - 230 с.

80. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация. Ереван, 1988.-263 с.

81. Народы мира: историко-этнографический справочник. М.: Советская энциклопедия, 1988. - 624 с.

82. Новиков А.Г. О менталитете саха. Монография. Якутск, 1996.230 с.

83. Новиков А.Г., Пудов А.Г. Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации: Монография. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. -178 с.

84. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос Олонхо. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1975. - 430 с.

85. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь: Звезда, 1999. - 407 с.

86. Оллпорт Г. Личность в психологии. Пер. с англ. СПб.: Ювента, 1998.-347 с.

87. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: Маркетинг, 2005.- 184 с.

88. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. - 108 с.

89. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М., 2000. - 606 с.

90. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. - 208с.

91. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-Сур». М.: Academia, 1999. -164 с.

92. Почебут Л.Г. Психология и ценностные ориентации русского народа // Этническая психология и общество / Ред. Н.М. Лебедева. М., 1997. - С.115-119.

93. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2003. - 672 с.

94. Проблемы экспериментальной психологии личности. Ученые записки. Пермь, 1970. - 296 с.

95. Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум. -М.: Наука, 1982.-245 с.

96. Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М.: Наука, 1966.600 с.

97. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2003.-672 с.

98. Психология формирования и развития личности. М.: Просвещение, 1981. - 286 с.

99. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

100. Раусте фон Врихт М. Образ «Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности / Под ред. Е.В. Шороховой, О.И. Зотовой. -М.: Наука, 1982.-С. 107.

101. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-480 с.

102. Розенбергер Н. Диалектическое равновесие в полярной модели «Self»: пример Японии // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общ.ред. А.А. Велика. М.: Смысл, 2001. - С.277-308.

103. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. -СПб.: Речь, 2001.-416 с.

104. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. - 256 с.

105. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007.-713 с.

106. Рубинштейн С.Л. Различные виды эмоциональных состояний // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М., 1984. -С.158-161.

107. Сайко Э.В. Я как феномен социальной эволюции // Мир психологии. №2. - 2002. - С. 3-11.

108. Саввинов А.С. «Кут-сур» как форма якутской ментальности // Международная жизнь. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1995. - С. 104-108.

109. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991.- 108 с.

110. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 170 с.

111. Сборник якутских пословиц и поговорок. Составитель Н.В. Емельянов. Якутск, 1965. - 154 с.

112. Свенцицкий A.JI. Социальная психология: Учебник. М.: ООО ТКВелби, 2003.-336 с.

113. Серошевский B.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. -М., 1993.-736 с.

114. Сикевич З.В. «Образ» прошлого и настоящего в символическом сознании россиян // Социологические исследования. 1999. - №1. - С. 87-93.

115. Системная психология и теория отражения. М., 1982. - 185 с.

116. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: МГУ, 1984.-256 с.

117. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989.-215 с.

118. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.

119. Сомоготто С. Происхождение народа Саха. Якутск: НИПК Сахаполиграфиздат, 1995. - 112 с.

120. Софронов Д. Социально-психологические корни якутского шаманства// Айсберг. 1991. - №3. -С.83-86.

121. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. / Ред. Л. М. Дробижева. М.: ИС РАН, 1998. - 388 с.

122. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность (отв.ред. Л.М. Дробижева). М.: Academia, 2002. - 480 с.

123. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.303 с.

124. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для студентов вузов по специальности «Психология». М.: ИП РАН, 1999. - 320 с.

125. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. - 285 с.

126. Стручкова И.И. Меткое якутское слово. Якутск, 1997. - 132 с.

127. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1998. -288 с.

128. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. М.: Апрель-Пресс, Изд-во Института психотерапии, 2002. - 224 с.

129. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа, 1978.-349 с.

130. Традиционные верования и быт народов Сибири XIX начала XX века. - Новосибирск: Наука, 1987. - 204 с.

131. Трощанский В.Ф., Пекарский Э.К. Якуты в их домашней обстановке. СПб.: М-ва путей сообщения, 1909. - 92 с.

132. Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. Якутск: НКИ «Бичик», 2004. - 310 с.

133. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб.: ВосточноЕвропейский институт психоанализа и БСК, 1997. - 315 с.

134. Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека: Автореф. канд.дис.психол.наук. М., 1984. - 24 с.

135. Хороших В.В. Психологические факторы успешности опосредованной и непосредственной самопрезентации // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург Якутск. / Под общ.ред. В.Н. Куницыной, A.JI. Свенцицкого. - СПб., 2002. - С. 62-66.

136. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука, 1969.-439 с.

137. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

138. Фрейд 3. Психоанализ. СПб.: Питер-бук, 2001. - 512 с.

139. Фромм Э. Иметь или быть? Пер. с англ. М.: ACT, 2006. - 320 с.

140. Цветкова Л.А., Потехина Н.В. Особенности смысложизненнных ориентаций людей разного возраста // Социальная психология: диалог Санкт

141. Петербург Якутск. / Под общ.ред. В.Н. Куницыной, A.JI. Свенцицкого. -СПб, 2002. - С.32.

142. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М, 1968. - С.228-239.

143. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 14. - М.: ГИХЛ, 1950.-700 с.

144. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1985. - 200 с.

145. Чиряев К.С. Нору от педагогикатын ыллыктарынан. Якутск, 1995.-285 с.

146. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // 2-ая Российская конференция по экол. психол. Тезисы. М, 2000. - С. 269-270.

147. Чхартишвили Ш.Н. Установка и сознание. Тбилиси, 1975. - 170с.

148. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.

149. Шилынтейн Е.С. Глубинное переживание «Я»: содержание и функциональное значение // Вестник МГУ. Сер. 14 (Психология). - 2003. -№3.-С. 3-14.

150. Шилыптейн Е.С. Уровневая организация системы Я // Вестник МГУ. Сер. 14 (Психология). - 2000. - №2. - С.34-45.

151. Шорохова Е.В. Проблемы личности. М.: Наука, 1969. - С.29-30.

152. Щукин П.С. Поездка в Якутию. СПб, 1833. - 154 с.

153. Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. Якутск: Изд-во ИПЭС СО РАН, 1993. - 180 с.

154. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М.: Прогресс, 1996.344 с.

155. Этнос: традиции и современность. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1994. - 94 с.

156. Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. М., 1994. - Кн.2. - С.158-179.

157. Якутский фольклор / Составитель Захарова А.Е. Якутск: ЯГУ, 1993.- 158 с.

158. Саха сирэ / Хомуйда В.П. Яковлев. Дьокуускай, 1992. - 96 с.

159. Саха сирэ, сахалар таабырыннаах уонна кэрэхсэбиллээх былыргылара. Дьокуускай, 1994. - 100 с.

160. Achenbach Т., Zigler Е. (1963). Social competence and self-image disparity in psychiatric and nonpsychiatric patients. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1967. - P. 197-205.

161. Banaji M.R., Prentice D.A. The Self in Social Context // Annual Review of Psichology. 1994. - V.45. - P.297-332.

162. Bern D. Self-perception Theory // Bercowitz L. (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. N.Y., 1972. - P. 150-162.

163. Epstein S. Traits are alive and well // D. Magnusson, N. Endler (Eds.). Personality on the Grossroads. Hillstale, 1977. - P. 83-98.

164. Fenigstein A., Scheier M.F., Buss A.H. Public and Private Self-Consciousness: Assessment and Theory // J. of Consulting and Clinical Psychology. 1975. - Vol. 43. - No. 4. - P. 522-527.

165. GergenK.J. The concept of self. N.Y., 1971.-P. 165-170.

166. Heuvel H., Tellegen G., Koomen W. Cultural Differences in the Use of Psychological and Social Characteristics in Children's Self-Understanding // European J. of Social Psychology. 1992. - V. 22. - No. 4. - P. 353-362.

167. Higgins Т.Е. Self-discrepancy: A theory relating self and affect // Psychological Review. 1987. - Y.84. - P.319-340.

168. Mahoney J., Hartnett J. (1973). Self-actualization and self-ideal discrepancy. Journal of Psychology. 1985. - P. 37-42.

169. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the self: implications for cognition, emotion and motivation // Psychological Reveiw. 1991. - V.98 (2). -P.224-253.

170. Markus H.R., Nurius P. Possibles selves // American Psychologist. -1986. V.41.-P.954-969.

171. Markus H. Self-schemata and processing information about the self. Journal of Personality and Social Psychology. 1977. - P.63-78.

172. Markus H.R. Unresolved issues of self-representation // Cognitive Therapy and Research. 1990. - V. 14 (2). - P. 241-253.

173. Mead G.H., Mind, Self and society. Chicago, 1934. - P.261.

174. Rosenberg, M. Self-concept and psychological well-being in adolescence. The development of the self. Orlando, 1985. - P. 205-246.

175. Triandis H.C. The Self and Social Behavior in Differing Cultural Contexts. // Psychological Review. Vol. 96 (3). -1989. P. 506-520.

176. Turner R.H., Vanderlippe R.H. (1958). Self-ideal congruence as an index of adjustment. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1957. - P.202-206.

177. Turner J. Socail Categorization and the Self-concept: A social cognitive theory of group behaviour // Advances in group processes. London, 1985. - P. 77-121.

178. Shwartz S.H., Ros M. Values in the West: A theoretical and empirical challenge to the individualism collectivism cultural dimension // World Psychology. - 1995. - V.l. - P. 91-122.

179. Watson P.J., Morris R.J, Ramsey A., Hickman S.E., Waddell M.G. Further Contrasts between Self-Reflectiveness and Internal State Awareness Factors of Private Self-Consciousness // The J. of Psychology. 1996. - V. 130. -No. 2. - P. 183-194.

180. Zurcher L. The mutable self: A self concept for social change. -Beverly Hills, CA: Sage, 1977. -P.230-245.159

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.