Социально-политические взгляды Сарвепалли Радхакришнана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Иванова, Людмила Викторовна

  • Иванова, Людмила Викторовна
  • 1983, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 190
Иванова, Людмила Викторовна. Социально-политические взгляды Сарвепалли Радхакришнана: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1983. 190 с.

Оглавление диссертации Иванова, Людмила Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАЗА I. ШЗЕЕШШЙ И ТВОРЧЕСЖл ПУТЬ САРЗЕПАЛЛИ

РАДШНжШНА.

ШАБА 2. СОЩШГЬНО-ПОШ'ШШСГЖ ВЗГЛЯДЫ С.РАДХАКРШ

ЫАНА.SI

§ I. Основополагающие принципы' философии религии

С.Радкакришнана

§ 2. Социально-историческая роль "религии духа"

§ 3. Концепция исторического процесса

§ 4. Концепция "этического социализма"

§ 5. Религиозно-идеалистическая теория международных отношений . '.

ЗАГиШЧШШЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политические взгляды Сарвепалли Радхакришнана»

Исследование социально-политических и идеологических процессов, происходящих в освободившихся странах, имеет как теоретическую, так и политическую актуальность, определяемую все возрастающей ролью этих стран в мировом общественном прогрессе. Обострение внутренних социально-классовых противоречий в освободившихся странах, идущих по капиталистическое пути развития, сопровождается активизацией идеологической борьбы по вопросам социальной стратегии развития, в ходе которой различные классы выдвигают и отстаивают выражающие их интересы концепции развития. Характерной чертой этого идеологического процесса является возникновение буржуазных концепций "национального социализма", социальная направленность которых заключается в стремлении, с одной стороны, использовать в целях привлечения масс на сторону национальной буржуазии завоевавшие симпатии трудящихся идеалы социализма, а с .другой -обосновать такие пути и средства их достижения, которые бы по существу ничем не угрожали ее классовому господству. Предпринимаемые в этой связи попытки фальсифицировать марксистскую теорию общественного развития, опровергнуть основные закономерности строительства социалистического общества вызывают необходимость критического исследования буржуазных концепций "национального социализма", выявления границ их прогрессивности и разоблачения содержащихся в них фальсификации марксизма-ленинизма. Как подчеркнул ХХУТ съезд КПСС, сегодня необходимо обратить внимание на такие вопросы, как "критика антиком?лунизма, буржуазных и ревизионистских концепций общественного развития, разоблачение фальсификаторов марксизма-ленинизма" /27, с.146/.

В диссертации исследуются социально-политические взгляды крупнейшего индийского философа, видного общественного и государственного деятеля, президента Индии Сарвепалли Радхакришнана /1888-1975/, принимавшего участие в выработке националистической идеологии антиколониальной борьбы, в разработке философских и идеологических основ концепции "индийского социализма".

Творческое наследие Радхакришнана отражает многосторонность его интересов и охватывает широкий круг философских, социально-этических и политических проблем - от фундаментальных философских вопросов сущности бытия до глобальных проблем современности. Радхакришнану принадлежит заслуга в защите индийской духовной культуры от европоцентристских попыток ее принижения, в показе всему миру ее своеобразия и богатства. Труды по индийской философии и религии, по сравнительному изучению духовных культур народов Востока и Запада и по целому ряду других актуальных тем принесли Радхакришнану широкое признание и мировую известность, а сам он являлся для. многих олицетворением философии Индии и ее образа мышления.

В истории индийской философии С.Радхакришнану по праву принадлежит почетное место среди таких ее виднейших представителей, как Свами Вивекананда, Рабиндранат Тагор, Ауробиндо Гхош и др. Подобно им, он оказал существенное влияние не только на формирование взглядов нового поколения индийских философов, но и на состояние интеллектуальной атмосферы в стране в целом.

Радхакришнаи завоевал авторитет и уважение у себя на родине и за рубежом и как крупный общественный и государственный деятель, отдавший немало сил делу независимого национального развития Индии, утверждению в практике международнвх отношений принципов мирного сосуществования, развитию доверия, дружбы и взаимопонимания между народами и правительствами различных стран. В самой Индии Радхакришнан воспринимался как воплощение платоновского идеала государственного деятеля-мыслителя.

Значимость выдвинутых Радхакришнаном идей, его личный авторитет сохраняются и поныне, оказывая влияние на развитие идейно-теоретических концепций индийской национальной буржуазии. Анализ в этой связи мировоззренческих, социально-политических позиций Радхакришнана представляется актуальным для понимания сущности идеологических процессов в современной Индии.

Цель работы диссертант видит в критическом исследовании социально-политических взглядов С.Радхакришнана, в выявлении их социальной обусловленности и идеологической направленности в контексте социально-политических и идеологических процессов, происходивших в индийском национально-освободительном .движении.

Это определяет и характер задач, которые ставятся и решаются в диссертации. Во-первых, анализируются этапы становления и развития мировоззрения Радхакришнана, выявляются те основные влияния, которые оно на себе испытало. Во-вторых, вскрывается сущность, социальная детерминированность и идеологическая направленность концепций философии религии и "религии духа", лежащих в основе социально-политических воззрений Радхакришнана. Анализируются его концепции исторического процесса и "этического социализма", религиозно-идеалистическая теория международных отношений. В рамках данных концещий рассматриваются представления Радхакришнана о характере современной эпохи и связанной с ним исторической роли и социальной функции религии, о механизме ее воздействия на процесс общественно-исторического развития, о роли и месте духовных традиций в жизни современного индийского общества и всего человечества. Подробно анализируется отношение Радхакришнана к наиболее жгучим проблемам современности - проблемам войны и мира, соотношения политики мирного сосуществования и идеологической борьбы и др. Особое внимание при этом уделяется критике его попыток Фальсифицировать и опровергнуть ряд основных положении научного коммунизма, диалектического и исторического материализма.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней рассмотрены незатрагивавшиеся ранее в советской научной литературе аспекты социально-политических воззрений Радхакришнана. В частности, впервые вычленяются и критически анализируются занимающие валеное место в социальной ФилосоФии Радхакришнана проблемы демократии, политики, социального равенства и справедливости, классов и классовой борьбы, вопросы соотношения исторической необходимости и свободы, роли личности и масс в истории, сочетания содержания, форм и методов деятельности государства и др. В этой связи диссертация претендует на получение некоторых новых результатов.

В советской Философской науке анализу широкого творческого наследия С.Радхакришнана было посвящено всего две работы - статья Аникеева К.П. "Философские и социологические взгляды Сарвапалли Радхакришнана" /1965 г./ и глава "Гуманистическая система "вечной религии" С.Радхакришнана" в монографии Литмана А.Д. "Философская мысль независимой Индии" /1966 г./. Эти работы заложили основу для дальнейшего изучения мировоззрения С.Радхакришнана.

Аникеев И.П. отмечает в целом негативное отношение Радхакришнана к капиталистической действительности и признание им преимуществ социалистичесрюго строя, сочетающееся с неприятием марксистской философии и верой в возмолсность создания некого идеального общественного строя, а также его позитивные выступления в защиту дела мира и международного сотрудничества. Наряду с этим в статье представлены некоторые положения Философии Радхакришнана -главным образом признание им.божественной сущности мира и как следствие этого утверждение интуиции з качестве особой высшей формы познания.

Глава "Гуманк с тич еская система "вечной религии" С.Радхакриш— нана" А.Д.лТитмана посвящена главным образом анализу концепции "религии духа" Радхакришнана - его попыток утверждения религии в качестве определяющей силы индивидуальной и общественной жизни. Наряду с этим в работе рассмотрен целый ряд существенных аспектов онтологических, гносеологических, и этических представлений Радхакришнана, в частности, его идеалистический подход к решению основного вопроса философии об отношении сознания к бытию и к определению сущности самого бытия, представление о познании как процессе интуитивного постижения божественной реальности, заключающемся в осознании самого факта божественной природы реальности и человека,и др.

Уже после приема диссертации к защите вышли в свет статья А.Д.Литмана "Сарвепалли Радхакришнан,,х: и его монография "Сарвепал-ли Радхакрктнан',хх, содержащая глубокий анализ многосторонней деятельности С.Радхакришнана и как философа, исследовавшего историю отечественной философии и создавшего собственную оригинальную философскую систему, и как замечательного педагога, и как видного государственного деятеля Индии.,

Что касается работ буржуазных авторов, исследовавших мировоззрение Радхакришнана - Дж.Конгера, Б.Филипса, А.Н.Марлоу,. П.Т.Ра-джу, М.Н.Роя, Ф.Нортропа и др., то они в основном посвящены его религиозно-философским взглядам и их авторы видят значение и за

Литман А.Д. Сарвепалли Радхакришнан. - "Народы Азии и Африки", 1983, № 4, с. 74-82.

-^Литман А.Д. Сарвепалли Радхакришнан. ~М.: Наука, 1983. - 143 е. слути Радхакришнана прежде всего в утверждении и развитии игл религиозно-идеалистического взгляда на .жизнь и в отрицании материалистического мировоззрения. Высокая оценка, в этой связи, дается его усилиям, направленным на "придание новой жизненной силы древнеиндийским Философским концепциям" /см.171/, на защиту индуизма и его интерпретацию как динамичной социально-преобразующей силы, универсальной с точки зрения ее применимости и значимости для всего человечества /см.175, 102/. Радхакришнану как философу, утверждающему актуальность "духовных", религиозных ценностей, приписывается миссионерская роль провозвестника возрождения "духа" /см.123/.

Работ, главным образом статей, в которых рассматриваются социально-политические взгляды Радхакришнана, немного. Назовем прежде всего статьи Х.Кабира "Политическая философия Радхакришнана", Е.К.Маллика "Радхакришнан и философия государства и общества", А.Р.Вадия "Социальная философия Радхакришнана" и книгу С.К.Рея "Политическая мысль президента Радхакришнана". Идеологическая предвзятость и методологическая ограниченность авторов этих работ не позволили им вскрыть ни основные моменты, ни социальную обусловленность и направленность социально-политических воззрений Радхакришнана. Для них характерно в первую очередь стремление показать мнимую беспристрастность Радхакришнана как политического философа. При этом попытки самого Радхакришнана внешне отмежеваться от классового подхода к оценке явлений общественно-политической жизни, обусловленные его стремлением к сглаживанию классовых противоречий буржуазного общества и достижению классового мира на основе утверждения гармонии классовых интересов и национального единства, преподносятся как одно из его высших достоинств,отражающих объективность и верность "абсолютным истинам" /см.123, -172/. В противоположность марксистскому классовому походу, якобы грешашему против истины и порождающему социальные конфликты, Радхакришнан, как утверждает, например, Х.Кабир, "стоит вше классовых различий и отождествляет себя с чаяниями всего своего народа" /119, с.690/.

В духе беспристрастной верности Радхакришнана абсолютным "духовным" ценностям рассматривается и выдвинутая им концепция демократии как "высшей религии", утверждающей свободу и неприкосновенность личности в 0TJai4i'ie от марксизма, который якобы попирает основы демократии, ставя интересы класса выше интересов отдельной личности и оправдывая насилие как средство революционного преобразования общества /см.119, 105/.

Отрицание Радхакришнаном революционного насилия, его вера в просвещение и образование как элективное средство социального обновления расценивается буржуазными авторами как продолжение гуманистических традиций Французского просветительства ХУШ века /см. 172/, а вся система его социально-политических воззрений как новый "просвещенный гуманизм", основывающийся на признании "духовного" начала в человеке и направленный на облегчение страданий всех людей, на возрождение всего человечества, на установление всеобщего мира и благоденствия /см. 119, 187, 172/. На этом основании Радхакришнан сравнивается даже с Буддой и преподносится как "миротворец", как "политический феномен" современности, открывший миру новые перспективы развития /123, с.712/.

Подобная оценка буржуазными авторами творчества Радхакришнана, затушевывающая его массовое содержание, нацелена на противопоставление его научно-материалистическому, атеистическому мировоззрению, обеспечивающему на основе познания законов общественного развития действительный прогресс как в определении целей и идеалов человечества, так и в практической деятельности по революционному преобразованию мира на коммунистических началах.

Теоретической и методологической основой предпринятого в диссертации анализа социально-политических взглядов Радхакришнана являются выработанные классиками марксизма-ленинизма принципы диалектического и исторического материализма, принципы историзма и классового подхода к оценке явлений общественной жизни.

Б своей работе автор опирался также на результаты, достигнутые в советской научной литературе, посвященной анализу национально-освободительного движения, социально-политических и идеологических процессов в освободившихся странах, исследованию философских и религиозных учений Индии, ее духовного наследия. Здесь прежде всего имеются в виду труды К.П.Ерутенца, Р.А.Ульяновского, Г.ф. Кима, А.Д.Литмана, Э.И.Комарова, Н.П.Аникеева, Л.Р.Полонской, В.С.Костюченко, В.В.Бродова, Ю.М.Павлова, А.В.Райкова, О.В.Марты-шина, М.Т.Стеианянц, Н.А.Симонии и др.

Непосредственной основой исследования послужили работы Радхакришнана, документы правительства Индии, программные документы и материалы ведущих индийских политических партий, статьи и выступления лидеров Индийского национального конгресса, труды видных, деятелей Коммунистической партии Индии, материалы, опубликованные в индийских периодических и справочных изданиях,и др.

Практическая ценность исследования определяется тем, что его основные положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего осмысления сущности идеологичесрсих процессов в современной Индии и содержания выдвигаемых в рамках националистической идеологии концепций "индийского социализма". Положения диссертации могут быть привлечены к разработке лекции по современной индийской философии. В диссертации введен в оборот и проанализирован новый материал, отвечающий потребно с тягл углубления критики современной буржуазной социологии, что позволяет использовать его в практике пропагандистской и политико-воспитательной работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, В главе первой - "Жизненный и творческий путь С.Радхакришнана" - выявляются основные этапы становления и развития его религиозно-идеалистического мировоззрения, выясняются те влияния, которые наиболее, отчетливо сказались на его социально-политических воззрениях, отражавших потребности индийского национально-освободательного движения и интересы в нем национальной буржуазии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Иванова, Людмила Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ социально-политических взглядов Сарвепалли Радхакри-шнана, выявление реального содержания выдвинутых им концепций общественно-исторического и политического развития позволили автору придти к следующим выводам.

Социально-политические воззрения Радхакришнана, как и его мировоззрение в целом, , тесно связаны с развитием индийского национально-освободительного движения, выражают классовые позиции национальной буржуазии, заинтересованной в достижении политической независимости, преодолении социально-зко номической отсталости страны, ослаблении и в конечном счете ликвидации зависимости от империализма на основе независимого развития в раджах государственного капитализма.

Радхакришнан отразил в своем творчестве такую характерную черту националистической идеологии,, как апелляция к духовным традициям страны, прежде всего к религии как основе национальной самобытности, средству развития национального самосознания и мобилизации масс на осуществление политических лозунгов, связанных с задачами освободительной борьбы. Выступления Радхакришнана в защиту отечественной духовной культуры от европоцентристских попыток ее принижения, разработка им концепции "религии духа", направленной на прекращение религиозно-общинной розни и объединение представителей различных конфессий в общей борьбе за национальную независимость, на внедрение в сознание масс понятия социально активной личности, на утверждение святости и достоинства человека и его неотъемлемого права на свободную и счастливую жизнь, на пробуждение чувства .личного и национального достоинства - все это непосредственно отвечало интересам развертывания национально-освободительной борьбы.

Будучи неспособной в условиях кризиса буржуазной идеологии выработать собственный идеал общественного развития, отвечающий нуждам масс и потому способный привлечь их, национальная буржуазия использует в пропагандистских целях, идеи социализма. Провозглашая социализм целью общественного развития, она разрабатывает такие модели "национального социализма", которые не несут в себе угрозы ее классовому господству, так как не предусматривают подлинно социалистических мероприятий по революционному переустройству общества. Рассмотренная в .диссертации концепция "этического социализма" Радхакришнана отражает это характерное явление формирования концепций немарксистского социализма, возникшее на базе национально-освободительного движения, на базе антиимпериализма.

Противопоставляя теории научного социализма концепцию социалистического преобразования общества в свете религиозных идеалов, Радхакришнан с религиозно-идеалистических морально-этических позиций пытается доказать преимущества последней ввиду якобы недостаточной гуманности марксистской материалистической философии,. отвергающей религиозную истину о божественной сущности человека, а потому и оправдываощей насилие над личностью, что приводит, по его мнению, к несоответствию между гуманистическими социальными идеалами марксизма и средствами их. достижения. При этом Радхакришнан стремится всячески подчеркнуть непреходящую, общечеловеческую значимость мнимо бесклассовых, по своему содержанию религиозных ценностей, составляющих основу "этического социализма" .

Выступая с позиций абстрактного религиозного, гуманизма и буржуазного либерализма за ликвидацию наиболее вопиющих пороков капиталистического общества, провозглашая идеи социального равенства и справедливости, Радхакришнан в то же время отвергает как несостоятельные основные закономерности строительства социализма и объективно выступает за сохранение классового господства буржуазии. Это находит отражение в его отрицании марксистской теории общественно-исторического развития как закономерного процесса смены общественно-экономических формаций и ее положения о классовой борьбе как движущей силе общественного развития в антагонистических. формациях, в стремлении ограничить классовую борьбу трудящихся за свои права и способствовать достижению классового мира на основе утверждения представлений о гармонии массовых интересов, надклассовом характере буржуазного государства и его политики,, в попытках выдвинуть религиозно-нравственное развитие личности в качестве главного рычага переустройства общества на основах социального равенства и справедливости и др.

При всем непонимании и несогласии Радхакришнана с рядом основополагающих положений марксизма, было бы неверно недооценивать те позитивные моменты, которые вносились им в общественно-политическую жизнь Индии и в решение глобальных проблем современности. Его социально-политические воззрения тлеют антиимпериалистическую, буржуазно-демократическую направленность, выражающуюся, в частности, в критике капиталистической системы с присущими ей эксплуатацией, социальным неравенством и несправедливостью, в . признании преимуществ социалистического строя, в стремлении ограничить власть монополий, предотвратить рост и без того огромной разницы между трудом и капиталом, улучшить социально-экономическое положение трудящихся, покончить с религиозно-общинными распрями, с кастовыми ограничениями и предрассудками, с неравенством женщин и др.

Позитивную роль играли и его выступления по наиболее жгучим проблемам международной жизни - против империалистической политики колониализма и расизма, конфронтации и гонки вооружений, в поддержку политики мирного сосуществования, мира, дружбы и взаимопонимания между народами.

Противоречивость исходных религиозно-идеалистических, позиций Радхакришнана, его стремление идейно-теоретически соединить несовместимые интересы антагонистических классов, а также нашедшая отражение в его творчестве социальная противоречивость национальной буржуазии, двойственность ее отношения к освободительному движению предопределили непоследовательность и внутреннюю противоречивость его социально-политических воззрений, вскрытые в диссертации.

- В целом социальную философию Радхакришнана следует рассматривать в рамках антиимпериалистического национализма буржуазно-реформистского направления, выступающего в поддержку ряда общедемократических мер, направленных главным образом на смягчение и притупление противоречий буржуазного общества с целью его сохранения и ослабления тех элементов, которые это общество революционизируют .

Список литературы диссертационного исследования Иванова, Людмила Викторовна, 1983 год

1. Маркс К.,Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.-. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

2. Маркс К. Британское владычество в Индии. Там же, т.9, с.130-136.

3. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. . Там же, т.9, с.224-230.

4. Маркс К. И.-Б.Швейцеру, 24 октября 1865 г. Там же, т.16, . с.24-31.

5. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Там же, т.З, с.1-4. .

6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Там же,, т.42, с.41-174.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Там же, т.20, с.5-338.

8. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. Там же, т.22, с.465-492.

9. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. Там же, т.37, с.414-422.

10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Там же, т.21, с.269-317.

11. Энгельс Ф. Положение Англии. Там же, т.1, с.572-597.

12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Там же, т.21, с.23-178.

13. Ленин В.И. А.М.Горькому, вторая половина ноября 1913 г. -Полн. собр. соч., 5-е изд., т.48, с.230-233.

14. Ленин В.И. Доклад на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г. Там же, т.39, с.318-331.

15. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Там же, т.41, с.298-318.

16. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Там же, т.18, с.7-384.

17. Ленин В.И. Насущные задачи нашего движения. Там же, т.4, с.371-377.

18. Ленин В.И. 0 карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме". Там же, т.30, с.77-130.

19. Ленин В.И. 0 праве наций на самоопределение. Там же, т.25, • с.255-320.

20. Ленин В.И. Письма о тактике. Там же, т.31, с.131-144.21

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.