Социально-философский анализ виртуальной реальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Фимин, Аким Юрьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 122
Оглавление диссертации кандидат философских наук Фимин, Аким Юрьевич
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа виртуальной реальности.
1.1 Понятие виртуальной реальности: семантика, сущность, типы.
1.2 Метафизика виртуальной реальности.
1.3 Между символом и симулякром.
Глава 2. Виртуальная реальность в контексте современного социума.
2.1 Иммерсия и социально-психологические основания виртуальной реальности.
2.2 Виртуальная реальность как пространство социокультурных взаимодействий.
2.3 Темпоральность и каузальность виртуальной реальности: смена привычных парадигм.
2.4 Виртуальная реальность и современная культура: аналогии и параллели.
Глава 3. Перспективы развития виртуальной реальности.
3.1 Виртуализация социальных институтов.
3.2 Воздействия виртуальной реальности на человека.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца XX - начала XXI веков2003 год, кандидат культурологии Браславский, Павел Исаакович
Концептуализация виртуальной реальности2007 год, кандидат философских наук Саяпин, Владислав Олегович
Виртуализация действительности в сознании субъекта как элемент социальной реальности2007 год, кандидат философских наук Кликушина, Наталья Юрьевна
Метафора и симулякр как средства конструирования культурной реальности современного общества2009 год, кандидат философских наук Демченко, Владимир Иванович
Понятие виртуального бытия: Поливариантность эволюции2004 год, кандидат философских наук Горинский, Алексей Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ виртуальной реальности»
Актуальность проблемы. Развитие информационных технологий вывело на передний план специфически новую форму передачи, хранения и воспроизведения данных, которая связана с использованием технологий виртуальной реальности. Сегодня мы наблюдаем, как виртуальная реальность (здесь и далее - BP) лавинообразно проникает в различные сферы общественной жизни. Этот процесс протекает настолько стремительно, что аналитики не в состоянии дать четкие прогнозы относительно того, каким будет общество через 5-10 лет. Процесс виртуализации социальных институтов и влияние BP на современную культуру воспринимается обществом довольно противоречиво. Предлагая решение массы проблем, с которыми общество было не в состоянии справиться в середине прошлого века, BP, привносит и ряд спорных вопросов, решить которые только предстоит.
Интерес к виртуальной реальности ощутим и по количеству публикаций, и научных работ на эту тему. На базе накопленных знаний в этой области создаются новые научные парадигмы. Попытки осмыслить феномен виртуальной реальности привели к созданию отдельного, бурно развивающегося направления - виртуапистики. Предпринимаются попытки пересмотреть ряд базовых понятий. В частности, по-новому сформулировать понятие реальности как таковой. Изучение влияния BP на человека может выступить эффективной методологической основой для исследований в области человеческой психики и измененных состояний сознания. С другой стороны, компьютерная BP - это мощнейший инструмент для исследования действительности и ряда онтологических категорий. BP заставляет нас по-новому подойти к проблеме соотношения символа, образа, симуляции, конкретно-чувственного и абстрактно-рассудочного познания, переосмыслить роль воображения и фантазии. Уже сегодня она влияет на горизонт нашего повседневного опыта и, соответственно, поведение в реальном мире, расширяет границы человеческого общения и совместной деятельности.
В связи с этим, возникает необходимость в философском осмыслении виртуальной реальности, ее обосновании как социально-философского явления и влиянии на современное общество. Неоднозначность представлений о BP, отсутствие проясненных дефиниций и неопределенность свойств делают философское осмысление этого феномена чрезвычайно важным и актуальным.
Степень разработанности проблемы. BP - относительно новая область исследований и практики. Первыми «культурный потенциал» BP оценили разработчики, пионеры BP (У. Брикен, М. Крюгер, Дж. Ланье, Дж. Гибсон). В начале 90-х годов прошлого века виртуальной реальностью заинтересовались философы, культурологи, искусствоведы, социологи и психологи. К моменту возникновения интереса к BP был накоплен солидный опыт исследования гуманитарных аспектов компьютерной и коммуникационной техники. Дискурс BP обнаружил свои родственные связи с социальной и когнитивной психологией, идущей от М. Маклюэна традицией исследования социокультурных аспектов средств коммуникаций, философией науки и техники.
В нашей стране интерес к проблематике BP начал формироваться тогда же, в начале 90-х годов прошлого века. Так, в 1992 году в Институте человека ИФ РАН была организована Лаборатория виртуалистики. Ко второй половине 90-х годов можно было наблюдать рост числа публикаций по этой теме. Например, материалы конференции «Виртуальные реальности и гуманитарные науки», которая прошла в Москве в июне 1998 года, содержат тезисы 49 докладов (см. работы Е. Ковалевской, Л. Мановича, А. Родина). Сегодня гуманитарные исследования BP все чаще строятся на эмпирическом материале (примером могут служить работы И. Бурлакова).
Во многих работах BP не выделяется в самостоятельный объект, а рассматривается в общем контексте развития компьютерных технологий, с точки зрения инженерной психологии, развития человеко-машинных интерфейсов и т.д. Широкая популярность термина привела к тому, что «виртуальная реальность» стала собирательным обозначением множества феноменов конца XX века: телевидения, электронных коммуникаций, мультимедиа, компьютеров вообще.
На данный момент не существует не только целостных концепций и теорий, но также единства понимания сущности BP и подходов при ее междисциплинарном исследовании, тем более - общности в прогнозах. Можно выделить несколько направлений гуманитарных исследований BP.
Исследователи первого направления рассматривают компьютерную BP как манифестацию глубоких онтологических закономерностей и принципов. Примерами могут служить работы Н. А. Носова, В. М. Розина, М. Ю. Опенкова, С. С. Хоружего, М. Хейма и др. Авторы расходятся в определении статуса виртуальной реальности: отождествляют ее с чистой потенциальностью (Д. В. Пивоваров) или располагают между потенциальностью и действительностью (С. С. Хоружий, А. Родин, С. Э. Ласточкин, А. В. Петров).
Представители второго направления считают, что феномен компьютерной BP имеет скорее антропологические основания, чем онтологические. В рамках этого направления BP рассматривается в широком культурном контексте (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари, У. Эко, Р. Барт, С. Жижек, Р. Холетон, Б. Були и др.).
BP стала предметом антропологических (О. Власенко, J1. Манович, В. Тарасенко, Р. Швитцер) и социальных (М. Кастельс, С. Калверт, Р. Шредер) исследований.
Часто BP рассматривается наряду с Интернетом, который стал важным экономическим и социальным фактором, пространством коммуникации и формирования идентичности пользователей. Текстовые BP Интернета стали объектом многочисленных психологических и социально-психологических исследований (Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина, Н. Бэйм, У. Купер, Ш. Теркл, Дж. Сулер и др.).
Многие авторы рассматривают BP как законченное воплощение стиля и настроений постмодерна (Ж. Бодрийяр, Ш. Теркл, Б. Були, И. Б. Маньковская и др.). Действительно, децентрация, подозрительное отношение к рациональному дискурсу, тяга к непосредственному опыту, игровое начало, отказ от претензий на единое, точное, объективное описание мира, ощущение культурной усталости, насыщенности, бесполезности и невозможности производства новых культурных смыслов - все те признаки, которые приписывают состоянию постмодерна, - каким-то образом проявляются в BP.
В условиях бурного развития и экспансии BP во всех областях человеческой деятельности попытки философского осмысления этого феномена представляются особенно актуальными. Кроме того, такие исследования потенциально очень плодотворны, так как BP располагается на пересечении самых острых проблем современной культуры, имеет междисциплинарный характер и обнаруживает связь одновременно с традиционными и самыми новыми проблемами философии, антропологии, психологии, социологии, искусства.
Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования является виртуальная реальность.
Предметом исследования является социально-философский смысл виртуальной реальности.
Цель диссертационного исследования.
Соотнести феномен виртуальной реальности с философской и культурной традицией, раскрыть его взаимосвязь с современными цивилизационными процессами, обозначить проблемы, связанные с вхождением виртуальной реальности в современную социальную действительность.
Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, главными из которых являются следующие:
- выявить природу, сущность и основные признаки компьютерной виртуальной реальности;
- проанализировать взаимосвязь компьютерной виртуальной реальности с объективной и субъективной реальностью;
- раскрыть культурно-исторические истоки и философские основы компьютерной виртуальной реальности;
- определить основные социально-культурные свойства компьютерной виртуальной реальности;
- проанализировать взаимодействия компьютерной виртуальной реальности с различными феноменами культуры и ее влияние на развитие и функционирование общества.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Многоплановость и многоаспектность объекта исследования, а также разнообразие задач определили общую междисциплинарную направленность работы. Методология исследования базируется на единстве теоретико-аналитического и культурно-исторического подходов. Для анализа феномена BP были использованы подходы и положения, разработанные в онтологии, философии, культурологи, философской антропологии, искусствоведении, психологии, компьютерных науках. Большое влияние на общий стиль исследования оказали работы Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, П. Вирильо, С. Жижека.
Научная новизна результатов и положений диссертации. Основные результаты исследования и научная новизна работы заключаются в том, что:
- предложено авторское определение понятия виртуальной реальности;
- произведен семантический анализ термина виртуальная реальность и выявлены её основные типы. Дана характеристика виртуальной реальности в контексте постмодернистской теории симулякров;
- рассмотрены основные подходы к теоретическому осмыслению онтологических оснований виртуальной реальности, определен её онтологический статус и взаимоотношения с первой, субстанциональной реальностью;
- выделены основные свойства виртуальной реальности. В качестве ключевых проанализированы иммерсивность и интерактивность;
- исследовано влияние виртуальной реальности на современную культуру через такие виды искусств как музыка, театр, кинематограф, реклама, проведен анализ новых видов искусства, созданных посредством виртуальной реальности;
- намечены основные перспективы развития виртуальной реальности, проявляющиеся в виртуализации социальных институтов и воздействии виртуальной реальности на человека.
Практическая ценность результатов работы. Основные положения и выводы диссертации имеют значимость для развития социальной философии, философии науки и техники в связи с трансформацией социальных процессов под воздействием виртуальной реальности.
Положения и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании основного курса философии и социологии. Материалы исследования способствуют диалогу философов, социологов и специалистов в области информационных технологий по вопросам более глубокого и четкого понимания феномена виртуальной реальности.
Тезисы, выносимые на защиту.
1. Виртуальная реальность - это разновидность реальностей, порожденная активностью субъекта посредством компьютерных технологий и средств воздействия на сознание, которая существует лишь во временных рамках процесса её порождения и оказывает влияние на сознание субъекта, не будучи актуализированной в материальном мире.
2. Виртуальная реальность есть совокупность симулякров (виртуальных тел), представляющих собой копии реальных объектов, лишенных подобия и не имеющих аналогов в актуальной действительности, и, стало быть, в ней не существующие. Однако, в пределах виртуальной реальности, они обретают свое собственное бытие и оказывают влияние на погруженный в неё субъект. По отношению к симулякру, наша реальность будет порождающей, но в своей реальности, которую мы воспринимаем как виртуальную, он выступает объектом.
3. Одним из важнейших свойств виртуальной реальности является им-мерсивность - степень погружения субъекта в виртуальный мир, что достигается путем генерации максимального сходства последнего с реальным миром при помощи симуляции. Преимуществом симуляции над имитацией является копирование объектов и событий на уровне модели. Виртуальная реальность симулирует нечто, что не существует в реальности. Вторым важным свойством виртуальной реальности является интерактивность - возможность двунаправленного взаимодействия с искусственной средой, нашедшее широчайшее применение в современной культуре.
4. Виртуальные миры обладают собственной темпоральностью и каузальностью: время в виртуальной реальности обратимо, что с учетом ее динамики может приводить к нарушениям причинно-следственных связей и изменению их традиционного понимания.
5. Влияние виртуальной реальности на различные сферы культуры заключается в глобальной трансформации основного принципа деления на творца и потребителя под её воздействием. Этот процесс не только влияет в значительной степени на все современные виды искусства, но и создает благородную почву для возникновения его новых видов. *
6. Современные социальные институты охвачены процессом виртуализации. Его сущность заключается в тотальной подмене реальных процессов их симуляциями и трансформациями институтов в виртуальную реальность, где и начинают разыгрываться процессы и события. Такая тенденция грозит полностью подменить реальные процессы их виртуальными аналогами, что может привести к неустойчивости социума.
Структура диссертации. Структура диссертации соответствует целям и задачам диссертационного исследования и включает введение, три главы, содержащие 9 параграфов, заключение и библиографический список.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен2007 год, доктор философских наук Бодров, Александр Алексеевич
Религиозная виртуальная реальность: философско-религиоведческий анализ2004 год, кандидат философских наук Бебнева, Елена Александровна
Концептуальные интерпретации нигитологии культуры2011 год, доктор философских наук Саенко, Наталья Ряфиковна
Виртуальная реальность в структуре отношений человека и мира2006 год, кандидат философских наук Степаненко, Павел Алексеевич
Символ, симулякр и виртуальная реальность как категории философии культуры2013 год, кандидат философских наук Сухович, Елена Владимировна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Фимин, Аким Юрьевич
Выводы:
Описанные выше тенденции говорят о том, что в настоящее время требуется оградить человека от негативного влияния виртуальной реальности. В связи с этим необходима разработка четкой правовой концепции использования систем виртуальной реальности, чтобы исключить возможность их использования, к примеру, в преступных целях (зомбирование, контроль над сознанием, эксперименты на психике и др.)
109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе обоснована важность и актуальность комплексного междисциплинарного исследования феномена компьютерной виртуальной реальности. Если первоначально данный эпитет относился главным образом к области информатики и компьютерной техники, то в последнее время он получил распространение в качестве понятия, характеризующего информационную деятельность вообще, в результате чего проблема, касающаяся распространения виртуальных технологий, вышла за рамки специальных наук. «Виртуальная реальность», лавинообразно охватывая все новые и новые сферы, становится своего рода символом действительности информационного общества. Можно утверждать, что на сегодняшнем этапе информационные технологии постиндустриального общества начинают выступать в своей виртуальной ипостаси.
Подводя итог нашего исследования феномена виртуальной реальности, можно выделить следующие основные результаты:
- предложено авторское определение понятия виртуальной реальности;
- произведен семантический анализ термина виртуальная реальность и выявлены её основные типы. Дана характеристика виртуальной реальности в контексте постмодернистской теории симулякров;
- рассмотрены основные подходы к теоретическому осмыслению онтологических оснований виртуальной реальности, определен её онтологический статус и взаимоотношения с первой, субстанциональной реальностью;
- выделены основные свойства виртуальной реальности. В качестве ключевых проанализированы иммерсивность и интерактивность;
- исследовано влияние виртуальной реальности на современную культуру через такие виды искусств как музыка, театр, кинематограф, реклама, проведен анализ новых видов искусства, созданных посредством виртуальной реальности;
- намечены основные перспективы развития виртуальной реальности, проявляющиеся в виртуализации социальных институтов и воздействии виртуальной реальности на человека.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Виртуальная реальность - это разновидность реальностей, порожденная активностью субъекта посредством компьютерных технологий и средств воздействия на сознание, которая существует лишь во временных рамках процесса её порождения и оказывает влияние на сознание субъекта, не будучи актуализированной в материальном мире.
2. Виртуальная реальность есть совокупность симулякров (виртуальных тел), представляющих собой копии реальных объектов, лишенных подобия и не имеющих аналогов в актуальной действительности, и, стало быть, в ней не существующие. Однако, в пределах виртуальной реальности, они обретают свое собственное бытие и оказывают влияние на погруженный в неё субъект.
По отношению к симулякру, наша реальность будет порождающей, но в своей реальности, которую мы воспринимаем как виртуальную, он выступает объектом.
3. Одним из важнейших свойств виртуальной реальности является иммерсивность - степень погружения субъекта в виртуальный мир, что достигается путем генерации максимального сходства последнего с реальным миром при помощи симуляции. Преимуществом симуляции над имитацией является копирование объектов и событий на уровне модели. Виртуальная реальность симулирует нечто, что не существует в реальности. Вторым важным свойством виртуальной реальности является интерактивность - возможность двунаправленного взаимодействия с искусственной средой, нашедшее широчайшее применение в современной культуре.
4. Виртуальные миры обладают собственной темпоральностью и каузальностью: время в виртуальной реальности обратимо, что с учетом ее динамики может приводить к нарушениям причинно-следственных связей и изменению их традиционного понимания.
5. Влияние виртуальной реальности на различные сферы культуры заключается в глобальной трансформации основного принципа деления на творца и потребителя под её воздействием. Этот процесс не только влияет в значительной степени на все современные виды искусства, но и создает благородную почву для возникновения его новых видов.
6. Современные социальные институты охвачены процессом виртуали-зации. Его сущность заключается в тотальной подмене реальных процессов их симуляциями и трансформациями институтов в виртуальную реальность, где и начинают разыгрываться процессы и события. Такая тенденция грозит полностью подменить реальные процессы их виртуальными аналогами, что может привести к неустойчивости социума.
Основной вывод нашей работы состоит в том, что виртуальная реальность оказывает значительное влияние на многие основные сферы деятельности человека, являясь социально значимым феноменом. Однако основной задачей философии в этом направлении является формирование четкого представления о данном явлении и создание "виртуальной философии". BP позволяет нам пересмотреть традиционные взгляды на реальность и классическую метафизику.
Разрешив основные социально-философские проблемы виртуальной реальности, мы получаем своеобразный . универсальный инструмент, с помощью которого человек имеет возможность максимально самореализоваться и познать окружающий мир.
Направлением дальнейшей работы могло бы стать изучение перспектив современного общества в эпоху тотальной симуляции.
112
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фимин, Аким Юрьевич, 2007 год
1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. -М., 1994.- 336 с.
2. Агеев, В. Н. Семиотика / В. Н. Агеев. М.: Весь Мир, 2002. - 256 с.
3. Акчурин, И. А. Виртуальные миры и человеческое познание / И. А. Акчурин // Общетеоретические и логические проблемы виртуальных миров: сб. тр. -М., 2003.-С. 24-33
4. Андерхилл, И. Мистицизм. Опыт исследования духовного сознания человека / И. Андерхилл К.: София, 2000.496 с.
5. Анисимов, О. С. Виртуальные особенности игромоделирования / О. С. Анисимов. М., 2003. - 82 с.
6. Арто, А. Манифесты театра «Альфред Жарри» // Театр и его Двойник: сб. тр.: пер. с фр. СПб., 2000. - С. 41-49
7. Асадулин, Э. Ф. Виртуальный подход в истории / Э. Ф. Асадулин // Труды лаборатории виртуалистики М., 2003. - Вып. 19. - С. 62-69
8. Баксанский, О. Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности Электронный ресурс. / О. Е. Баксанский // Концепция виртуальных миров и научное познание: сб. тр. / РХГИ. СПб., 2000. - Режим доступа: http://sociologia.iatp.by/stat'i/s205.html
9. Барбан, Е. Черная музыка белая свобода / Е. Барбан // МИКС. - 1990. - № З.-С. 23.
10. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс: Универс, 1994. - 389 с.
11. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. -233 с.
12. Барт, Р. Эффект реальности / Р. Барт; пер с фр. С. Н. Зенкина // Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт; под ред. Г. К. Косикова. -М., 1989.-С. 392-401.
13. Бачило, И. JL Свободный доступ к информации и Интернет / И. JI. Бачило // Информационное общество. 2000. - Вып. 4. - С. 60.
14. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999. - 655 с.
15. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе / под ред. А. И.Гуревича. М., 1986. - С. 28-32
16. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. - 323 с.
17. Бердяев, Н. Самопознание / Н. Бердяев. М.: Вагриус, 2004. - 334 с.
18. Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин. М.: РИП-холдинг, 2004. - 174 с.
19. Бодрийар, Ж. Злой демон образов / Ж. Бодрийар // Искусство кино. -1992.-№10.-С. 121-135
20. Бодрийар, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийар. М.: Добросвет, 2000. -235 с.
21. Бодрийар, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийар. М.: Добросвет, 2000. - 243 с.
22. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции: Философия эпохи постмодерна / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. В. Н. Фуре. Минск, 1996. - 196 с.
23. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Изд-во Рудомино, 1995.- 179 с.
24. Бодрияр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрияр. М.: Добросвет, 2000. -151 с.
25. Бурлаков, И. Психология компьютерных игр Электронный ресурс. / И. Бурлаков. М., 1999. - Режим доступа: http://courier.com.ru/nauka/burlak.htm
26. Ветров, А. А. Семиотика и ее основные проблемы / А. А. Ветров. М.: Изд-во полит, литературы, 1968. - 263 с.
27. Винер, Н. Человек управляющий / Н. Винер. СПб.: Питер, 2001. - 43 с.
28. Вирильо, П. Кибервойна, бог и ТВ / П. Вирильо // Комментарии. 1995. -№ 6. - С. 62-74
29. Вирильо, П. Тирания настоящего времени / П. Вирильо // Искусство кино. 1996.-№1.-С. 130-133.
30. Виртуальные реальности // Труды лаборатории виртуалистики. М., 1998.-Вып. 4.-С. 194.
31. Войскуновский, А. Е. Метафоры интернета / А. Е. Войскуновский // Вопросы философии. 2001. - № 11. - С. 70-91
32. Гараджа, А. В. Современная западная философия / А. В. Гараджа, Ж. Бодрийяр. М., 1991. - 45 с.
33. Генис, А. Гипертекст машина реальности / А. Генис // Иностранная литература. - 1994. - № 5. - С. 248-254.
34. Генис, А. Книга книг / А. Генис // Иностранная литература. 1999. - № 1. -С. 166-168.
35. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: пер. с англ. / Дж. Гибсон; под общ. ред. А. Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. -484 с.
36. Гиденнс, Э. Социология / Э. Гиденнс. М.: УРСС, 1999. - 414 с.
37. Гиренок, Ф. И. Культура как виртуальность: событие и смысл / Ф. И. Гиренок // Труды лаборатории виртуалистики. М., 1998. - Вып. 4. - С. 96111.
38. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни Электронный ресурс. / И. Гофман. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000.1. Режим доступа:http://www.vusnet.ru/biblio/archive/gofmanpredstavlenie/default.aspx
39. Грязнова, Е. В. Виртуальная реальность. Анализ смысловых элементов понятия / Е. В. Грязнова // Философские науки. 2005. - № 2. - С. 18-31
40. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. -М., 2000. 84 с.
41. Дайсон, Э. Жизнь в эпоху интернета / Э. Дайсон. М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 232 с.
42. Дацюк, С. Виртуальная реальность Электронный ресурс. / С. Дацюк. -1998. Режим доступа: http://xyz.org.ua/~xyz/vrenc.html
43. Дацюк, С. Ноу-хау виртуальных технологий Электронный ресурс. / С. Дацюк // PC Club. 1997. - № 30. - Режим доступа: http://xyz.org.ua/~xyz/virtech.rus.html
44. Дацюк, С. Парадоксальные интенции свободы в Интернет Электронный ресурс. / С. Дацюк. 1997. - Режим доступа: http://xyz.org.ua/~xyz/parint.html
45. Декарт, Р. Размышление о первой философии / Р. Декарт // Сочинения. В 2 т. Т. 2 / Р. Декарт. М.: Мысль, 1994. - С. 39-67.
46. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. СПб., 1998. - 384 с.
47. Делез, Ж. Симулякр и античная философия. Логика смысла / Ж. Делез. -М., 1995.-333 с.
48. Дойч, Д. Структура реальности / Д. Дойч; под общ. ред. В. А. Садовничего. М.; Ижевск, 2001. - 268 с.
49. Дубровский, Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. Ч. 1 / Д. И. Дубровский. М.: Канон +, 2000. - 354 с.
50. Дубровский, Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. Ч. 2 / Д. И. Дубровский. М.: Канон +, 2002. - 368 с.
51. Емелин, В. А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: автореф. дис. канд. филос. наук / В.А. Емелин. М., 1999. - 24 с.
52. Жижек, С. Киберпространство или невыносимая замкнутость бытия / С. Жижек // Искусство кино. 1998. - № 1. - С. 119-128.
53. Зеланд, В. Трансерфинг реальности. Ступень III-V / В. Зеланд. СПб., 2006.-448 с.
54. Землянова, Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества / Л. Я. Землянова. М., 1999. - 302 с.
55. Иванов, Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов // Социология и социальная антропология. СПб., 1997. - С. 24-46
56. Иванов, Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. СПб.: Петерб. востоковедение, 2000. - 96 с.
57. Иванов, Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики / Д. В. Иванов // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. - Т. 1, вып. 1.-С. 21-40
58. Игнатьев, М. Б. Мир как модель внутри сверхмашины / М. Б. Игнатьев // Технологии виртуальной реальности: тез. докл. конф. / ГосНИИАС. М., 1995.-С. 7.
59. Ильин, И. Симулякр / И. Ильин // Западное литературоведение XX века / под ред. Е. А. Цургановой. М., 2004. - С. 372-373.
60. Информационное общество: сборник. М.: ООО ACT, 2004. - 507 с.
61. Карелов, С. Виртуальная реальность станет доступна каждому / С. Карелов // Компьютер Пресс. 2000. - № 8. - С. 16-20.
62. Кассирер, Э. Опыт о человеке. Человек и культура / Э. Кассирер. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 155 с.
63. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика. Общество и культура / М. Кастельс. М., 2000. - 365 с.
64. Кастельс, М. Могущество самобытности / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. -М., 1999.-С. 46-53.
65. Кент, П. Internet / П. Кент; пер. с англ. В. Л. Григорьева. М.: Компьютер: ЮНИТИ, 1996.-220 с.
66. Ковалевская, Е. В. Компьютерные виртуальные реальности: некоторые философские аспекты / Е. В. Ковалевская // Виртуальные реальности: тр. лаборатории виртуа-листики. М., 1998. - Вып. 4. - С. 56-60
67. Ковриженко, М. Креатив в рекламе / М. Ковриженко. СПб.: Питер, 2004.-253 с.
68. Корогодин, В. И. Информация как основа жизни / В. И. Корогодин, В. Л. Корогодина. Дубна: Изд. центр «Феникс», 2000. - 208 с.
69. Костенко, Н. В. Ценности и символы в массовой коммуникации / Н. В. Костенко. Киев, 1993. -130 с.
70. Косячков, Р. Цифровой век / Р. Косячков // Компьютерра. 1999. - № 48. -С. 21-23.
71. Курдюмов, С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / С. П. Курдюмов // Наука, технология, вычислительный эксперимент. М., 1995.-С. 32-48.
72. Курицын, В. Переписка / В. Курицын, А. Парщиков. М.: AD MARGINEM, 1998.- 18 с.
73. Кутырев, В. А. Культура и технология: борьба миров / В. А. Кутырев. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 290 с.
74. Ласточкин, С. Э. Способы описания систем виртуальных реальностей / С. Э. Ласточкин // Технологии виртуальной реальности: тез. докл. конф. / ГосНИИАС. М., 1995. - С. 34.
75. Лосев, А. Ф. Жизненный творческий путь Платона: вступит, ст. / А. Ф. Лосев // Собр. соч. В 4 т. Т. I / Платон. М., 1990. - С. 3-47.
76. Лосев, А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н. э. / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 32 с.
77. Кастельса, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельса // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. - 505 с.
78. Маклюэн, М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека / М. Маклюэн // Искусство кино. 1994. - № 2. - С. 68-74.
79. Малахов, В. С. Постмодернизм, постмодерн. Современная западная философия: словарь / В. С. Малахов. М.: ТОН-Остожье, 1998. - 324 с.
80. Маньковская, И. Б. Виртуальная реальность. Культурология. XX век: словарь / И. Б. Маньковская, В. Д. Мотлевский. СПб.: Университетская книга, 1997. - 73 с.
81. Мечковская, Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. М.: Академия, 2004. - 432 с.
82. Микешина, Л. А. Новые образы познания и реальности / Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков. М., 1997. - 164 с.
83. Моисеев, Н. Н. Компьютеризация, ее социальные последствия / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. 1987. - № 9. - С. 103-112.
84. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Прогресс, 1973. - 408 с.
85. Назаров, Н. Н. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / Н. Н. Назаров. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 240 с.
86. Кузанский, Н. О видении бога // Соч. В 2 т. Т. 2 / Николай Кузанский. -М., 1980.-С. 46-47.
87. Носов, Н. А. Виртуальная психология / Н. А. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. М., 2000. - Вып. 6. - С. 18-19.
88. Носов, Н. А. Словарь виртуальных терминов / Н. А. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. М., 2000. - Вып. 7. - С. 63-70.
89. Носов, Н. А. Виртуальная реальность / Н. А. Носов // Вопросы философии. 1999. - № 10. - С. 152-164.
90. Носов, Н. А. Виртуальная цивилизация / Н. А. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1, Виртуальные реальности в психологии и психопрактике / под ред. Н. А. Носова, О. И. Генисаретского. М., 1995. -С. 83-89.
91. Носов, Н. А. Виртуальный интеллект Электронный ресурс. / Н. А. Носов // Трансформация сознания в эпоху Интернета: матер, форума [2007]. -Режим доступа: http://www.futurerussia.ru/conf/forumtransformnosov 1 .html
92. Носов, Н. А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства / Н. А. Носов. М.: Магистр, 1997. - 192 с.
93. Носов, Н. А. Психологические виртуальные реальности / Н. А. Носов. -М.: Изд-во Ин-та Человека РАН, 1994. 195 с.
94. Носова, Т. В. Феномен соположения реальностей / Т. В. Носова. М., 2000.- 110 с.
95. Опенков, М. Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход / М. Ю. Опенков. М., 1997. - 36 с. с. 16-17.
96. Орлов, А. М. Духи компьютерной анимации. Мир электронных образов и уровни сознания / А. М. Орлов. М.: МИРТ, 1994. - 105 с.
97. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Избр. труды / Ортега-и-Гассет. М., 1997.-С. 44-65
98. Павловская, Е. Дизайн рекламы: поколение NEXT / Е. Павловская. М.; СПб., 2003.-320 с.
99. Пивоваров, Д. В. Виртуальное, виртуал, виртуальная реальность: современный философский словарь / Д. В. Пивоваров; под. общ. ред.-В. Е. Кемерова. М.: Партпринт, 1998. - 119 с.
100. Платон. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3 (1) / Платон. М.: Государство, 1971.-517с.
101. Платон. Собрание сочинений / Платон. М.: Софист, 1993. - Т. 2. - 810с. с. 264-268
102. Порус, В. Н. Виртуальное пространство: иллюзия свободы / В. Н. Пору с // Компьютерра. 2000. - № 39. - С. 20-22.
103. Почепцов, Г. Г. Информационно-политические технологии / Г. Г. Почепцов. М.: Центр, 2003. - 384 с.
104. Почепцов, Г. Г. Информационные войны / Г. Г. Почепцов. М.: Рефлбук; Киев: Валкер, 2000. - 573 с.
105. Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в Матрице / под ред. Гленна Йеффета; пер. с англ. Т. Давыдова. М.: Ультра: Культура, 2003. -312с.
106. Прохоров, А. «Новая коллективность» или «мировой бульон»? / А. Прохоров // Художественный журнал. 1996. - № 4. - С. 34-35.
107. Прохоров, А. Век второй. От cinema к screenema / А. Прохоров // Искусство кино. 1995. - № 11. - С. 31-40.
108. Прохоров, А. Запах, форма, вкус и цвет через Интернет / А. Прохоров // Компьютер-Пресс. 2001. - № 1. - С. 41-46
109. Рапп, Ф. Философия техники в ФРГ / Ф. Рапп. М., 1989. - 137 с.
110. Родин, А. В. Виртуальное событие. Виртуальные реальности / А. В. Родин // Труды лаборатории виртуалистики. М., 1998. - Вып. 4. - С. 91-96.
111. Розин, В. М. Виртуальные реальности: природа и область применения / В. М. Розин // Социально-политический журнал. 1997. - № 6. - С. 94-102.
112. Розин, В. М. Философия техники / В. М. Розин. М.: Nota bene, 2001. -456 с.
113. Руднев, В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста / В. П. Руднев. М.: Аграф, 2000. - 432 с.
114. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997.-382 с.
115. Суродина, Н. Р. Поэтические игры с пустотой московского концептуализма / Н. Р. Суродина. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2002. - 143 с.
116. Тарасенко, В. В. Человек кликающий: фрактальные метаморфозы Электронный ресурс. / В. В. Тарасенко. [2007].
117. Режим доступа: http://www.iis.ru/events/19981130/tarasenko.ru.html
118. Тарасов, В. Б. Системный подход к описанию и управлению взаимодействиями человека с виртуальной средой / В. Б. Тарасов // Технологии виртуальной реальности: тез. докл. конф. / ГосНИИАС. М., 1995.-С. 24.
119. Титов, В. Игра в жизнь (о виртуальной реальности) / В. Титов. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. - 124 с.
120. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлнр. М.: ACT, 2001. - 306 с.
121. Уилсон, Р. Квантовая психология / Р. Уилсон; пер. с англ. под ред. Я. Невструева. Киев: ЯНУС, 1998. - 224 с.
122. Усманова, А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации / А. Р. Усманова.- Минск: Пропилей, 2000. 200 с.
123. Устинов, В. А. Интерактивное телевидение / В. А. Устинов // Техника кино и телевидения. 1996. - № 11. - С. 14-16.
124. Уэбстер, Ф. Теория информационного общества / Ф. Уэбстер; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; под ред. Е. J1. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.
125. Фалько, В. И. Философия виртуальности: подходы и принципы, проблемы и перспективы / В. И. Фалько. М., 2000. - 92 с.
126. Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии / под ред. В. В. Соколов.-М„ 1969.-Т. 1,ч.2.-С. 850-851.
127. Хейзинга, Й. Игра и поэзия. Самосознание европейской культуры XX века / Й. Хейзинга. М.: Изд-во полит, лит., 1991. - 80 с.
128. Хейм, М. Метафизика виртуальной реальности / М. Хейм; пер. с англ. М. А. Дзюбенко. М., 1991. - 243 с.
129. Хоружий, С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 1997: - № 6. - С. 67-75.
130. Хэмит, Ф. Виртуальная реальность / Ф. Хэмит // Исследования по философии современного понимания мира. М., 1995. - Вып. 1. - С. 71-97
131. Чернов, И. М. Шахматная модель порождения виртуальной реальности / И. М. Чернов // Труды лаборатории виртуалистики. М., 1998. - Вып. 4. - С. 51-67 с.
132. Шапиро, Д. Основы технологии виртуальной реальности / Д. Шапиро. -М.: Москва, 2003. 268 с.
133. Шмид, В. Слово о Дмитрии Александровиче Пригове / В. Шмид // Знамя.- 1994,-№8.-С. 32-45
134. Эко, У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. Постмодернизм, ирония, занимательность / Умберто Эко // Заметки на полях «Имени розы»: эссе.-СПб., 1998.-С. 121-140
135. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. -СПб.: Петрополис, 1998. 480 с.
136. Эко, У. Средние века уже начались / У. Эко // Иностранная литература. -1994.-№4.-С. 34-67
137. Эпштейн, М. Философия возможного Электронный ресурс. / М. Эпштейн. СПб.: Алетейя, 2001. - Режим доступа: http://veer.info/potentiality.htm
138. Юрьев, Г. П. Виртуальный человек в экстремальных условиях / Г. П. Юрьев // Труды лаборатории виртуалистики. М., 2000. - Вып. 9. - С. 61-71.
139. Юхвид, А. В. Философские проблемы компьютерных виртуальных технологий / А. В. Юхвид. М.: Изд-во РАГС, 2006. - 104 с.
140. Bricken, W. Virtual Reality: Directions of Growth. Notes from the SIGGRAPH'90 Panel Электронный ресурс. / W. Bricken. [2007]. - Режим доступа:http://www.hitl.washington.edu/publications/m-90-l/- 10.09.1990
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.