Социально-философский анализ понятия "совершенное общество" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Скороходов, Сергей Николаевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат философских наук Скороходов, Сергей Николаевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «СОВЕРШЕННОЕ ОБЩЕСТВО» В СИСТЕМЕ
МЕТАФИЗИЧЕСКОИ МЕТОДОЛОГИИ.
§ 1 Понятие «совершенное общество» как репрезентант и как репрезентация действительности.
§2 Понятие «совершенное общество» как абстрактная сущность.
§3 Понятие «совершенное общество» как средство описания общества как материальной сущности.
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ «СОВЕРШЕННОЕ ОБЩЕСТВО» В СИСТЕМЕ
ДИАЛЕКТИЧЕСКОИ МЕТОДОЛОГИИ.
§ 1 Понятие «совершенное общество» как образ действительности.
§2 Самосовершенствование общества.
§3 Определения совершенного общества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Совершенная личность в системе общественных отношений: социально-философский анализ2011 год, кандидат философских наук Сизова, Наталья Николаевна
Добродетель как способ существования личности: социально-философский анализ2007 год, кандидат философских наук Черноусова, Лилия Николаевна
Аристократия и аристократическая форма правления: социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Фомина, Наталья Валерьевна
Идеологическое оформление императива совершенства: социально-философский анализ идеологии русского евразийства2003 год, кандидат философских наук Гончаров, Евгений Александрович
Научное управление обществом и проекты науки (философско-методологический анализ)2012 год, доктор философских наук Григоренко, Дмитрий Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ понятия "совершенное общество"»
Актуальность темы исследования. В то время как в странах Запада с древних времен и по настоящее время разрабатываются концепции свободной личности, свободного человека, свободы слова, свободы совести, экономической свободы, свободного общества и т.д., в России, по крайней мере с XIV века, разрабатываются концепции совершенного человека, совершенной личности, совершенства слова, чистой (действительной) совести, деятельного совершенства, совершенного общества и т.д. Так возникли два ряда исследовательских концепций и проблем, которые находили разрешение и были предметом обмена идеями каждой из сторон в системе Россия и Запад, особенно после Великой Французской революции XVIII века. При этом оказалось, что развертывание соответствующих концепций и разрешение проблем каждой из двух исследовательских сторон указанной системы осуществлялось в соответствии со своей исконной философской методологией, что неизбежно влекло за собой не совпадающие друг с другом результаты философского познания действительности. Так своеобразной альтернативой западной концепции свободного общества являлась отечественная концепция совершенного общества. Однако, долгое время данная (отечественная) концепция не находила необходимого уровня развёртывания и в данном отношении разрешения соответствующих проблем. В результате чего представление о совершенном обществе мыслилось главным образом как представление об определенном общественном идеале, некотором конечном пункте построения общества, тогда как в соответствии с отечественной философской методологией мыслилось, что общество в той мере, в какой оно в своём развитии подлежит действию законов диалектики, движется от менее совершенного уровня развития к более совершенному уровню развития. Русские философы разрабатывали, соответственно, концепцию вечного совершенствования общества (П.И. Новгородцев). И, следовательно, на каждом этапе развития общество должно оставаться таким, чтобы заключать в себе основы для дальнейшего совершенствования и по этой причине на каждом уровне развития общество должно сохранять в себе источник развития и оставаться для своего времени совершенным. По принципу единства мира совершенствоваться может только совершенство.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения как общих проблем познания общества, так и особенностей каждого общества в отдельности, в связи с чем социальная философия раскрывается как философская методология, востребующая соответствующие исследовательские подходы и методы, категориальные аппараты, актуальные методологические традиции и т.д. Кроме того, возникает необходимость осуществлять классификации типов общества по различным основаниям, согласно которым каждый тип общества предполагает собственный образ и стиль жизни, характер самовоспроизведения своей идентичности, реализацию своих традиций и обычаев, развёртывания потенциала своей культуры и цивилизации и т. п. Всем этим определяется выбор темы исследования и характер разрешения исследовательских задач. Развертывание концепции совершенного общества в рамках определённой философско-методологической традиции является важным условием для продуктивного использования потенциала понятия «совершенное общество».
Степень разработанности темы исследования. Концептуальный анализ понятий «совершенное общество» и «свободное общество» представлен в работах многих исследователей, в том числе в рамках метафизической и диалектической методологических традиций.
Теоретико-методологическая основа исследования понятий «свободное общество» и «совершенное общество» в рамках метафизической традиции философского познания действительности намечена в трудах западных исследователей: Б. Спинозы, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Д. Дидро, И. Канта, В. Ф. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Лейбница, И. Фихте, Ф. Ницше, Дж. Локка и др.
Реализация концепции «совершенное общество» как абстрактной сущности имеет своё обоснование в системе реалистской метафизической методологической традиции в работах Фомы Аквинского, Р.Декарта, Г. Лейбница, Ж. Ж. Руссо, И. Канта, Ч. Беккариа, Г. Гегеля, И. Фихте и др. Данные философы развивали концепцию о совершенном обществе как об общественном идеале, к которому устремляется общество.
Теоретические основы понятия «совершенное общество», выступающее в качестве средства описания материальной сущности, исследуются в трудах представителей номиналисткой метафизической методологической традиции: Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. С. Милля, Г. Спенсера, Л. Гобхауса, И. Берлина, Дж. Ролза, Ж. Уолдрона, Э. Фаге, Д. Дьюи, Ф. фон Хайека, Р. Дворкина и других.
Определённые предпосылки изучения общества как совершенного общества в системе диалектической методолгической традиции содержатся в работах Платона, Аристотеля, Климента Александрийского, Григория Нисского, Прокла, Илариона Киевского, Иоанна Грешного, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Феофана Прокоповича, А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина, И. В. Киреевского, И. С. Аксакова, Н. Я. Данилевского, В. И. Несмелова, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, Г. В. Флоровского, Н. Н. Алексеева и других.
Изучение процесса самосовершенствования общества как процесса совершенствования общественных отношений актуализировано в трудах А.Н. Радищева, А. С. Хомякова, Б. П. Вышеславцева," В. В. Ильина, Л. П. Карсавина, И.В. Кириевского и других. Концепции, посвящённые изучению процесса совершенствования человека, совершенствования личности, намечены в трудах древнегреческих философов: Аристотеля, Платона, византийских философов: Василия Великого, Григория Нисского, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова и философов древнерусских: Серапиона Владимирского, Иосифа Волоцкого,
Иоанна Грешного, Симеона Полоцкого, Нила Сорского, Кирилла Туровского, а также в трудах JT. П. Карсавина, А. Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Н. И. Новикова, Феофана Прокоповича, А. Н. Радищева, Л. А. Тихомирова, Н. Трубецкого, Г. Флоровского, А. С. Хомякова и других. Над разрешением проблем гармонии и взаимосвязи различных сфер общественной жизни работали В.С.Барулин, М.В. Лашина, A.C. Панарин, Н.М.Чуринов, А.М.Ковалев и др.
Раскрытию основных определений совершенного общества положено начало в трудах Кирилла Туровского, Феофана Прокоповича, Феодосия Печерского, С. Л. Франка, Г.В.Флоровского, Е. Н. Трубецкого, Л. П. Карсавина, А. С. Хомякова, В.А. Грингмута, С. О. Шмидта, И. Е. Забелина, В. Карпеца, И.В. Киреевского, П.А.Кропоткина, Н.Ф.Федорова, Л.А.Тихомирова, Б.Н.Чичерина, И. Т. Посошкова, А. Н. Радищева, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, Н. М. Чуринова и других.
И, тем не менее, концепция «совершенное общество» слабо изучена, особенно с точки зрения реализации в философском познании действительности основных философско-методологических традиций. Специфика самореализации и развития общества как совершенного общества и его определений требует дальнейшего социально-философского анализа.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является общество, предметом исследования является понятие «совершенное общество».
Цель и задачи работы. Цель исследования заключается в социально-философском анализе понятия «совершенное общество».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1 .Исследовать понятие «совершенное общество» в соответствии с метафизической методологической традицией философского познания действительности.
2.Проанализировать понятие «совершенное общество» в качестве абстрактной сущности.
3 .Проанализировать понятие «совершенное общество» в качестве средства описания общества как материальной сущности.
4.Изучить понятие «совершенное общество» как образ действительности.
5.Показать, что процесс самосовершенствования общества выступает как специфическая реализация социального прогресса.
6. Изучить определения совершенного общества.
Методология исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются метафизический и диалектический методы философского познания, необходимые для изучения понятия «совершенное общество» в рамках теории познания как теории репрезентации и теории познания как теории отражения. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного, общенаучных методов: анализа, синтеза, методов логического и исторического и других, а также положений и выводов, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных исследователей.
Научная новизна исследования:
1. Выявлено, что содержание понятия «совершенное общество» зависит от методологической традиции, которая востребуется в процессе научного познания: от методологической традиции метафизики или от методологической традиции диалектики.
2. Установлено, что содержание понятия «совершенное общество» в системе принципа дуализма раскрывается двояко, в зависимости от того, в каком качестве используется понятие: в качестве идеальной сущности-репрезентанта или в качестве термина, предназначенного для описания, репрезентации общества как материальной сущности.
3. Обосновано, что понятие «совершенное общество» как абстрактная сущность выступает как формулировка ненаблюдаемого, трансцендентального субъекта, т.е. в качестве общественного идеала, достижение которого принимается в качестве приоритетной задачи общества.
4. Доказано, что понятие «совершенное общество» используется в составе востребованного языка описания материальной сущности для целей построения правдоподобных репрезентаций действительности.
5. Обосновано, что понятие «совершенное общество» в соответствии с принципом единства мира выступает как образ наличного общества, развёртывающего свой потенциал по принципам совершенствования общественных отношений.
6. Доказано, что самосовершенствование общества - это тип социального прогресса, задаваемый внутренними детерминантами саморазвития, это переход от менее совершенных общественных отношений к уровню более совершенных общественных отношений.
7. Установлено, что внешними детерминантами самосовершенствования общества являются объективные условия и субъективные факторы жизнедеятельности общества, определяющие необходимость усовершенствования отношений между людьми и отношения между природой и обществом. Усовершенствованию подлежат отношения в различных сферах общественной жизни: в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества.
8. Установлено, что определениями совершенного общества являются свойства, качества, функции, характерные черты жизни общества, позволяющие самоутверждаться обществу при наличии, как правило, суровых объективных условий и субъективных факторов жизни общества. Определениями совершенного общества являются:
- совершенная личность, совершенное суждение, совершенная добродетель, совершенная дружба и т.д.;
- социальная структура общества, детерминируемая содержанием общественных отношений и их совершенствованием;
- гармонизация отношений между людьми и гармонизация отношений между природой и обществом;
- гармонизация социальных норм, в том числе гармонизация норм права с другими социальными нормами — нормами морали и нравственности, нормами идеологии, религиозными нормами и т. д., а также гармонизация взаимодействия социальных институтов, контролирующих исполнение данных социальных норм;
- гармония духовной и светской властей.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в процессе познания общества как совершенного общества востребуется три основных значения понятия «совершенное общество»: 1) согласно неореалистской методологической традиции совершенное общество - это абстрактная сущность, общественный идеал, к которому стремится общество, реализуя наличные степени свободы; 2) согласно неономиналистской методологической традиции совершенное общество - это понятие в составе принятого языка описания действительности, оно наполняется произвольным содержанием; 3) в диалектической традиции понятие «совершенное общество» - это образ действительности, развивающейся по линии совершенствования общественных отношений. Полученные теоретико-методологические результаты социально-философского анализа понятия «совершенное общество» раскрывают основу для дальнейшего изучения специфики социального прогресса российского общества.
Материалы исследования могут быть использованы: в процессе преподавания курсов социальной философии, политологии, социологии. На основе теоретических положений, представленных в диссертации, возможно обогащение содержания знаний в разделах социальной философии:
Типология общества», «Социальный прогресс», «Необходимость и свобода», «Культура и цивилизация» и т.д. Материалы и выводы диссертации могут использоваться при подготовке реферативных и библиографических трудов в области социальной философии, при составлении учебных пособий, при дальнейших научных исследованиях в данной области научного знания.
Апробация работы. Изложенные в работе результаты нашли отражение в научных публикациях общим объёмом 2,5 п.л., докладах и выступлениях автора на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Инновации. Интеллект. Культура» (Тобольск, 2009); «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск, 2009); «Наука и производство - 2009» (Брянск, 2009); «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, 2009) в периодических научных изданиях: «Социально-гуманитарные знания» (Краснодар, 2009), «Актуальные проблемы современного социального знания» (Красноярск, 2008, 2009), «Мир человека» (Красноярск, 2008, 2009) и других.
Диссертация обсуждалась на кафедре социальной работы и социологии Сибирского государственного технологического университета, на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.
Структура работы. Структура диссертации определяется целью работы, последовательностью решения поставленных в ней задач и состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Адекватность концепции управления обществом его культуре и цивилизации: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Григоренко, Дмитрий Евгеньевич
Проблема бессознательного в основных системах философского теоретизирования2006 год, доктор философских наук Бармашова, Татьяна Ивановна
Экономическое мышление и стандарты научности (философско-методологический анализ)2012 год, доктор философских наук Летунова, Ольга Владимировна
Сущность и существование науки: Проектный анализ2004 год, доктор философских наук Князев, Николай Алексеевич
Состояния общества и деятельностные формы их детерминации: Социально-философский анализ2003 год, кандидат философских наук Маслова, Ольга Викентьевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Скороходов, Сергей Николаевич
Выводы по параграфу:
1. Показано, что определениями совершенного общества являются свойства, качества, функции, характерные черты жизни общества, позволяющие обществу самоутверждаться при наличии, как правило, суровых объективных условиях и субъективных факторов жизнедеятельности общества.
2. Доказано, что самосовершенствование общества востребует авангард лучших людей общества, который выступает как лидер общества, способный возглавить процесс совершенствования общественных отношений, востребовать необходимую социальную структуру общества.
3. Основные определения совершенного общества:
- гармонизация отношений между людьми и гармонизация отношений между природой и обществом;
- гармонизация социальных норм, в том числе гармонизация норм права с другими социальными нормами — нормами морали и нравственности, нормами идеологии, религиозными нормами и т. д., а также гармонизация взаимодействия социальных институтов, контролирующих исполнение данных социальных норм;
- гармония духовной и светской властей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для изучения содержания понятия «совершенное общество», а также для эффективного использования потенциала данного понятия в процессе научного познания, необходима соответствующая методологическая система, в рамках которой употребление понятия «совершенное общество» будет считаться наиболее адекватным и единственно правильным решением. Поэтому, определение степеней свободы общества на различных этапах его развития должно являться достоянием свободного общества со всеми его образующими теоретико-методологическими стандартами в рамках метафизической традиции. В свою очередь совершенство общественных отношений в системе диалектической методологической системы теоретизирования актуализирует и востребует в процессе научного познания понятие «совершенное общество». Таким образом, содержание понятия «совершенное общество» зависит от методологической традиции, которая востребуется в процессе научного познания: или от методологической традиции метафизики, или от методологической традиции диалектики.
В процессе научного познания понятие «совершенное общество» может употребляться в трех основных значениях в зависимости от теоретико-методологической традиции, в рамках которой данное понятие исследуется 1) в неореалистской традиции совершенное общество - это репрезентант, общественный идеал, к которому стремится общество, характеризующееся теми или иными степенями свободы; 2) в неономиналистской традиции совершенное общество - это понятие в составе востребованного языка описания, которое наполняется произвольным смыслом, это репрезентация действительности; 3) в диалектической традиции понятие «совершенное общество» - это образ действительности, развивающейся по линии совершенствования общественных отношений.
В рамках отечественной системы философского теоретизирования, впитавшей в себя весь положительный опыт диалектической методологической традиции, общество необходимо исследовать как совершенное общество в иной традиции, отличной от западной трактовки данного понятия. В условиях отечественной традиции философского познания общество должно изучаться как общество, для которого определяющее значение имеет процесс совершенствования общественных отношений. Совершенствование общественных отношений определяет процесс самосовершенствования общества и востребует такой тип социального прогресса, который актуализирует значение объективные условия и субъективные факторы жизнедеятельности общества.
Самосовершенствование общества - это процесс перехода от менее совершенного к более совершенному уровню общественных отношений. Жизнедеятельность общества, в основе развития которого лежит принцип самосовершенствования, направлена на совершенствование общественных отношений, позитивное разрешение социальных противоречий. Вектор развития общества связан с процессами усовершенствования общественной жизни: развитие ее коллективистской организованности, сложности, упорядоченности, гармоничности. Поскольку, в рамках диалектической методологии совершенное общество представляется как совокупность совершенных общественных отношений, целью самосовершенствования общества является не реализация потребительских интересов отдельных граждан (личностей), а реализация социального прогресса, характеризующимся развитием социальной структуры общества в целом, включающей в себя всю совокупность общественных отношений. Исследуя, таким образом, самосовершенствование общества как специфическую реализацию социального прогресса, то есть как процесс совершенствования общественных отношений, необходимо отталкиваться от диалектического метода исследования. Принципы диалектики воспроизводятся в оформлениях совершенства^ общества (системность, организация, стройность, упорядоченность, гармониями т. д.), имеющих, в том числе и функциональные значения. В соответствии с данной» спецификой социального прогресса детерминируется необходимость усовершенствования отношений между людьми и отношения между природой и обществом; Усовершенствованию подлежат отношения в различных сферах общественной жизни: в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества.
Таким образом, в результате исследования были проанализированы понятия «свободное общество» и «совершенное общество». Изучены принципы методологических традиций философского познания действительности (метафизическая и диалектическая традиция), в соответствии с которыми социально-философский анализ понятий «свободное общество» и «совершенное общество» приобретает научную значимость. Материалы исследования могут быть использованы: в преподавании курсов социальной философии, политологии, социологии. На основе теоретических положений, представленных в диссертации, возможно обогащение содержания знаний в разделах социальной философии: «Типология общества», «Социальный прогресс», «Необходимость и свобода», «Культура и цивилизация» и т.д. Материалы и выводы диссертации могут использоваться при подготовке реферативных и библиографических трудов в области социальной философии, при составлении учебных пособий, при дальнейших научных исследованиях в данной области научного знания.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Скороходов, Сергей Николаевич, 2010 год
1. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы Текст. / С.С. Аверинцев. Спб.: Азбука-Классика, 2004. - 480 с.
2. Аксаков, К. С. Литературная критика Текст. / К. С. Аксаков, И. С. Аксаков; сост., вступ. статья и коммент. А. С. Курилова. М.: Современник, 1982. 383 с.
3. Аксаков, К.С. Эстетика и литературная критика Текст. / Сост., подгот.текста, вступ. Ст., коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. 526 с.
4. Анисин, А. Л. К соборной онтологии личности Электронный ресурс. / А. Л. Анисин // Русская неделя. Режим доступа: http://www.russned.ru/stats/43
5. Анисин, А. Л. Основания и пути становления идеи соборности в русской духовной жизни: дис. . канд. филос. наук : 22.00.06 Текст. / А. Л. Анисин. Тюмень, 1997. - 125 с.
6. Антонов, Д.А. Социально-философский анализ общественного прогресса: Монография Текст. / Д.А. Антонов. Красноярск: СибГТУ, 2005. -218с.
7. Антонович, М.А. Единство физического и нравственного космоса Текст. / М.А.Антонович // Избр.филос.соч. М.ЮГИЗ; Госполитиздат, 1945. -С.290.
8. Аристотель. Сочинение: в 4 т. Т.1. Текст. / Аристотель. М.: Мысль, 1976. - 550с.
9. Аристотель. Сочинение: в 4 т. Т.2. Текст. / Аристотель. М.: Мысль, 1978. - 687с.
10. Аристотель. Сочинение: в 4 т. Т.4. Текст. / Аристотель. М.: Мысль, 1983.- 830с.
11. Астафьев, П. Е. Философия нации и единство мировоззрения Текст. / П. Е. Астафьев. М.: Москва, 2000. - 544 с.
12. Бармашова, Т.И. Репрезентант как основа метафизической интерпретации бессознательного Текст. / Т.И. Бармашова // Теория и история. — Красноярск: СибГАУ, 2009. №1. - С. 78-83
13. Барулин, B.C. Социальная философия: Учебник. Текст. / B.C. Барулин — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.
14. Барулин, B.C. Диалектика сфер общественной жизни Текст. / B.C. Барулин. М.: МГУ, 1982. - 230 с.
15. Беккариа, Ч. О преступлении и наказании Текст. / Ч.Бекариа // О свободе. Антология заподноевропейской классической либеральной мысли. -М.: Наука, 1995.- 171 с.
16. Белинский В. Г. Избранные эстетические работы: В 2 т. Текст. / Сост., вступ. ст. и коммент. Н. К. Гея. — М.: Искусство, 1986. 461 с.
17. Бердяев H.A. Судьба России Текст. / H.A. Бердяев М.: "Мысль", 1990.-212с.
18. Бердяев, H.A. Философия свободы Текст. / H.A. Бердяев. М.: ACT, 2002.-736 с,
19. Берлин, И. Две концепции свободы Текст. / И. Берлин // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998. - С. 1943.
20. Богданов, А. А. Философия современного естествоиспытателя Текст. / А. А. Богданов // Очерки философии коллективизма. СПб., 1909. 407 с.
21. Богданов, A.A. Вопросы социализма: Работы разных лет Текст. / А.А.Богданов. М.: Политиздат, 1990. 479 с.
22. Вартофский, М. Модели: Репрезентация и научное понимание Текст. / М.Вартофский. М.: Прогресс, 1988. - 506 с.
23. Волоцкий, Иосиф. Прсветитель Текст. / Иосиф Волоцкий. Издание Спасо-Преображенского Валакаламского монастыря. — М.; 1993. 383 с.
24. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса Текст. / Б.П. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. - 368 с.
25. Гассенди, П. Сочинение в 2 т. Т.1-2 Текст. / П.Гассенди.- М.: Мысль, 1966.-432 с.
26. Гегель, Г.В.Ф. Философия права Текст. / Георг Вильям Фридрих Гегель. М.: Мысль, 1990. - 524 с.
27. Гельвеций, К.А. Сочинения. В 2 т. Т.1 Текст. / К.А.Гельвеций. М.: Мысль, 1973.-647с.
28. Гельвеций, К.А. Сочинения. В 2 т. Т.2 Текст. / К.А.Гельвеций. -М.: Мысль, 1973.-687 с.
29. Герцен, А. И. Собрание сочинений. В 30 т. Т. 19 Текст. /А. И. Герцен. М.: Изд-во АН СССР; Ин-т мировой литературы, 1960. - 570 с.
30. Гоббс, Т. Соч. В 2 т. Т. 2 Текст. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1991. - 736с.
31. Гоббс, Т. Соч. В 2 т. ТА Текст. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1989. - 622с.
32. Гольбах, П.А. Избранные произведения. В 2 т. Т.1 Текст. / П.А. Гольбах. М.: Соцэкгиз, 1963. - 715 с.
33. Гольбах, П.А. Избранные произведения. В 2 т. Т.2 Текст. / П.А. Гольбах. -М.: АН СССР; Ин-т философии; Соцэкгиз, 1963. 563с.
34. Григоренко, Д.Е. Русский социализм как концепция управления обществом: монография Текст. / Д.Е. Григоренко Сиб. Гос. Аэрокосмич. Ун-т. - Красноярск, 2009. - 200 с.
35. Григоренко, Д.Е. Православный аристотелизм в византийской традиции управления обществом Текст. / Д.Е. Григоренко // Теория и история. -2009. № 1.С. 44-56.
36. Григорий Нисский. Об устроении человека Текст. / Григорий Нисский //Лествичник. -М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. С. 7-105.
37. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому Текст. / Н. Я. Данилевский. СПб.: Глагол, 1995. - 552 с.
38. Дворкин, Р. Либерализм Текст. / Р. Дворкин // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уордон. М. : Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. - С. 44-75.
39. Декарт, Р. Избранные произведения Текст. / Р. Декарт. М.: Мысль, 1950.-711с.
40. Декарт, Р.Сочинения в 2 т.: Т. I Текст. / Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989. - 654 с.
41. Дидро, Д. История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера Текст. / Д. Дидро. Л.: Наука, 1978. - 312 с.
42. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии Текст. / Дионисий Ареопагит. 2-е изд. СПб.: Глаголъ, 1995. - 370 с.
43. Зандкюллер, Х.Й. Репрезентация, или как реальность может быть понята философски Текст. / X. Й. Зандкюллер // Вопр.филос. 2002. № 9 -С.81-89.
44. Зеньковский, В.В. История русской философии, в 2 т. Т.2 Текст. / В.В. Зеньковский. М.; Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С.117-118
45. Ивин, A.A. Введение в философию истории Текст. / A.A. Ивин.-М.: Владос, 1997.-288с.
46. Ильин, И.А. Путь к очевидности Текст. / И.А. Ильин. М.: Республика, 1993.- 431 с.
47. Ильин, И.А Собрание сочинений в 10 т. Т.1 Текст. / И.А. Ильин.- М.: Русская книга, 1993. 400с.
48. История средневековой философии. Хрестоматия: в 2 ч. Ч. 1:Патристика Текст. / Европ. гуманитар, ун-т ; сост. Г. Я. Миненков.-Минск:ЕГУ, 2002.-504 с.
49. Кант, И. Сочинения. В 6 т; .Т. 6 Текст. / И. Кант.- М:: Мысль, 1966. 743 с. , ' •
50. Карамзин, ILM. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях Текст. / НМ Карамзин Примечания Ю.С.Пивоварова. - М.: Наука,1991, - 112 с.
51. Карсавин, JI. П. Путь православия Электронный ресурс. / Л. П. Карсавин // http://www.patriotica. ru/religion/karsavinortodox. html
52. Карсавин, Л.П. О личности Текст. / Л.П.Карсавин // Путь православия. М.: ACT, 2003. - 557 с.
53. Карсавин, Л.П. Философия истории Текст. / Л.П. Карсавин. Спб.: Комплект, 1993. - 353 с.
54. Кемпбелл, Дж. Свобода и сообщество Текст. / Дж. Кемпбелл // Вопросы философии, 1991.-№12. С.45-49.
55. Киреевский, Ш В; Избранные статьи Текст. / И.В. Киреевский. М.: Современник, 1984.-383 е.
56. Климент Александрийский. Педагог Текст. / Климент Александрийский // Лествичник М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. - С. 22-74.
57. Князев, H.A. Философские проблемы исследования сущности и существования науки:монография Текст. / Н.А.Князев ;Сиб.гос.аэрокосмич.ун-т. Красноярск, 2008. - 272с.
58. Ковалёв, A.M. Общество развивающийся организм Текст.;/ A.M. Ковалёв. - М.: Квадратум, 2000. - 378с.
59. Кондорсе,. Ж.-А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума Текст. / Ж.-А. Кондорсе. М.: Соцэкгиз, 1936.-264с.
60. Конт, О. Курс положительной философии: В 6 т. Текст. / О: Конт. — Т. 1. Философия математики. СПб. : [б. и.], 1900. - 302 с.63 .Кропоткин, П. А. Хлеб и воля : современная наука и анархия Текст. / П. А. Кропоткин. -М.: Правда, 1990. 638 с
61. Кропоткин, П. А. Этика Текст. / П. А. Кропоткин. М.: Политиздат, 1991. -496 с.
62. Лашина, М.В. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь Текст. / М.В. Лашина // Философия науки. 1979. - № 4 - С.3-9.
63. Лейбниц, Г.В.: Сочинения в 4 т. Т. 4 Текст. / Г.В. Лейбниц. М.: Мысль, 1989. - 560 с.
64. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении Текст. / Дж. Локк. Сочинения в 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985.- 621с.
65. Ломоносов, М.В. Избранные философские произведения Текст. / М.В. Ломоносов. М.: Госполитиздат, 1950. - 759 с.
66. Лосев, А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона : В 4 т. Текст. / А. Ф. Лосев // Платон М.: Мысль, 1990. - Т. 1 . - С. 3-64.
67. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа Текст. /Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991.- 368с.
68. Лукашева, Е.А. Право, мораль, личность Текст. / Е.А. Лукашева. М.: Наука, 1986 - 264 с.
69. Мизес, Л.фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории: пер. с англ. Текст. / Л. Фон Мизес. Челябинск.: Социум, 2005.-875 с.
70. Милль, Д. С. О свободе Текст. /Д. С. Милль // О свободе: антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. - С. 288-392.
71. Муравьев, В.Н. Рев племени Текст. // Вехи. Из глубины. М., 1991. -С. 402-423.
72. Мюрдаль, Г. К. Мировая экономика. Проблемы и перспективы Текст. / Г. К. Мюрдаль. М.: Изд-во иностр. литературы, 1958. — 605 с.
73. Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. Т.1 Текст. / Ф. Ницше. М.:Мысль, 1990. - 829 с.
74. Новгородцев, П.И. Об общественном идеале Текст. / П.И. новгородцев. М.: Пресса, 1991. - 640 с.
75. Новгородцев, П.И. Сочинения Текст. / П.И. Новгородцев. М.: Раритет, 1995.-448 с.
76. Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис, 2001. -1280 с.
77. Новиков, Н. И. Избранные сочинения Текст. / Н. И. Новиков. М.; JL: Госиздат, 1954. - 744 с.
78. Оккам, У. Избранное Текст. / У.Оккам под ред. А.В Аполонова. -М.:УРСС, 2002.-315 с.
79. Панарин, A.C. Православная цивилизация в глобальном мире Текст. / A.C. Панарин. М.: Алгоритм, 2003. - 544 с.
80. Петров, В.П. Движущие силы и основные пути развития человеческого общества. Текст. / В.П. Петров М.: 2000. - 72 с.
81. Писарев, Д.И. Исторические эскизы. Текст. / Д.И.Писарев.- Изд.: Правда, 1989. 608 с.
82. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1 Текст. / Платон. М.: Мысль, 1990 .- 860 с.
83. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2 Текст. / Платон. М.: Мысль, 1994. - 830 с.
84. Платон. Сочинения в 3 т. Т.З Ч Текст. / Платон. М. Мысль, 1971.687 с.
85. Плотин. Космогония Текст. / Плотин. М.: Ваклер, 1995.- 400 с.
86. Полоцкий, Симеон. Избранные сочинения Текст. / Симеон Полоцкий. Спб, 2004. - 281 с.
87. Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. Акафист. Текст. / под.ред. ПЛЗ.Челышева М., 2004. - 256 с.
88. Прокл, Первоосновы теологии. Гимны Текст. / Прокл. М.: Прогресс, 1993.-318 с.
89. Протагор, Античная философия Текст. / Протагор //Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1. 4.1. -М.: Мысль, 1969. С.316-319.
90. Радищев, А. Н. Поли. собр. соч. Т. 2 Текст. / А. Н. Радищев. М.: Издание В. М. Саб-лина, 1907. - 632 с.
91. Радищев, А.Н Избранные сочинения Текст. / А.Н.Радищев. М.: Госполитиздат, 1949.- С.613
92. Рожанский, И.Д. Анаскогор Текст. / И.Д. Рожанский. М.: Наука, 1984.-142 с.
93. Розмозер, Г. Кризис либерализма Текст. / Г.Розмозер. М.: Ин-т философии РАН, 1996. - 292 с.
94. Ролз, Дж. Идея блага и приоритета права Текст. / Дж. Ролз // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М. : Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998. - С. 76-107.
95. Ролз, Дж. Справедливость как честность Текст. / Дж. Ролз // Логос. — 2006. — № 1. — С. 35—60.
96. Руссо, Ж.Ж. О причинах неравенства Текст. // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970. Т. 2. С. 560-567.
97. Руссо, Ж.Ж. Трактаты Текст. / Ж.Ж. Руссо. М.: Наука, 1969.- 304 с.
98. Самарин, Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма Текст. / Ю.Ф.Самарин. -М.: Терра, 1997. 280с.
99. Св. Иоанн Домаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения (репринтное издание) Текст. / Св. Иоанн Домаскин. М.: Изд-во Троице-Сергиевой лавры, 1993. - С.9.
100. Св.Григорий Нисский. Об устроении человека Текст. / Св.Григорий Нисский // История средневековой философии. В 2. ч. 4.1 / сост. Г. Я. Миненков. -Минск: ЕГУ, 2002. С.259-283.
101. Серапион,Владимирский. Слова Текст. / Серапион Владимирский // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.: Худож. Лит., 1981. С. 440455
102. Сетницкий, Н.А. О' конечном идеале Текст. // А.К. Горский, Н.А.Сетницкий. М.:Раритет,1995. - С. 287-358.
103. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения Текст. / И.М. Сеченов. М.: Госполитиздат, 1947. - 645 с.
104. Скот, И. Перифюсеген. Кн.вторая Текст. / И.Скотт // Историко-филос. ежегодник. М.: Наука, 2005. - С. 235-248
105. Слинин, Я.А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование Текст. / Я.А. Слинин.- Спб.: Наука, 2001. 528 с.
106. Смит, А Исследование о природе и причинах богатств народов Текст. / А.Смит. -М.: Наука, 1993. 570с.
107. Соловьёв, B.C. Сочинения в 2 т. Т.2 Текст. / В. С. Соловьёв. -М.:Мысль,1988.-822 с.
108. Спенсер, Г. О свободе Текст. / Г. Спенсер // О свободе: антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 414-435
109. Спиноза, Б. Этика Текст. / Б. Спиноза. Спб.: Аста-пресс ltd, 1993. -281с.
110. Степин, B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего Текст. / B.C. Степин. М.: Ин-т философии РАН, 1996. - 175 с.
111. Степун Ф. А. Сочинения Текст. / Сост., вступ. ст., примеч. и библ. В. К. Кантора. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. — 1000с.
112. Сэндел, М. Дж. Либерализм и пределы справедливости Текст. / М. Дж. Сэндел // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998. С. 191—218.
113. Татищев, В.Н. Избранные произведения Текст. / В.Н. Татищев. Л.: Наука. 1979. - 52 с.
114. Тейлор, И. Пересечение целей: спор между либералистами и коммунитаристами Текст. / И. Тейлор // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998. С. 219-247.
115. Трубецкой, Н. С. Исход к Востоку Текст. / Н.С. Трубецкой // Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992.- С. 3-26.
116. Туровский, Кирилл. Текст. // Ерёмин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровског. ТОДРЛ, Т.13.- М.:Л, 1957. С.290 -348.
117. Тюрго, А.-Р.Ж. Избранные философские произведения Текст. / А.-Р.Ж. Тюрго. М.: Соцэкгиз, 1937. - 192 с.
118. Уолднор, Дж. Теортические основания либерализма Текст. / Дж.Уолднор // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолднор. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С.108-137.
119. Устрялов, Н.В. Из письма Текст. / Н.В. Усляров // Вселенское дело. 1934. №2.-121 с.
120. Фаге, Э. Либерализм Текст. / Э. Фаге // О свободе: антология мировой либеральной мысли, 1 половина XX века. М: Прогресс-Традиция, 2000. 696 с.
121. Фёдоров, Н.Ф.Сочинения Текст. / Н.Ф. Федоров. М.Мысль, 1982711с.
122. Фейербах, Л. Сочинения в 2 т. Т.2 Текст. / Л. Фейербах.- М.: Наука, 1995.-425 с.
123. Философские и общественно-политические произведения Петрашевцев. Текст. / Вступ.статья и общая редакция В.Е.Евграфова. М. Политиздат 1953г. - 824с.
124. Фихте, И. Г. Сочинения в 2 т. Т.1 Текст. / И.Г. Фихте СПб.: Кристалл, 1993.-580 с.
125. Флоровский, Г.В. Метафизические предпосылки утопизма Текст. / Г.В. Флоровский //Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998, С. 226-292.
126. Франк, C.JI. Духовные основы общества Текст. / C.JI. Франк. М.: Республика, 1992. - 511 с.
127. Франк, C.JT. Свет во тьме Текст. / C.JT Франк. М.: Факториал, 1998.-256 с.
128. Франк, C.JI. Крушение кумиров Текст. /C.JI. Франк //Сочинения. -М.: Правда, 1990.- 608 с.
129. Хайек, Ф. Что такое либерализм Текст. / Ф. Хайек // О свободе: антология мировой либеральной мысли (первая половина ХХвека).-М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 385-412.
130. Хомяков, А. С. Сочинения: В 2 т. Т.1 Текст. / А. С. Хомяков. М.: Медиум, 1994. -590 с.
131. Хомяков, A.C. Сочинения. В 2 т. Т.2Текст. / A.C. Хомяков. М.: Медиум, 1994. - 589 с.
132. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии Текст. / А.Н. Чанышев. М.: Высшая школа, 1991. - 512 с.
133. Чернышевский, Н.Г. Критика философских предубеждений против общинного владения Текст. / Н.Г. Чернышевский // Сочинения. В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1986. С.603-643.
134. Черноусова, JI.H. Совершенная и свободная личность Текст. / Л.Н.Черноусова // Теория и история. — Красноярск, СИБУП, 2006. № 1.- С.38-68.
135. Черноусова, Л.Н. Гражданское общество как трансцендентальный субъект Текст. / Л.Н. Черноусова // Теория и история. — Красноярск, СибГАУ, 2009. — С.106-111.
136. Чичерин, Б. Н. Наука и религия1 Текст. / Б. Н. Чичерин. М.: Республика, 1999.-495 с.
137. Чуринов, Н.М. Русая модель мира Лад Текст. / Н. М. Чуринов // Теория и история. — Красноярск: СИБГАУ, 2008.-№ 1. С. 19-33.
138. Чуринов, Н. М. Коллективизм и индивидуализм и их теоретизирование в западной традиции Текст. / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск: СИБУП, 2003. № 3. - С. 42-55.
139. Чуринов, Н. М. О государстве и идеологии Текст. / Н. М. Чуринов // Теория и история.— Красноярск: СИБУП, 2003. — №3. — С. 3—16.
140. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода Текст. / Н. М. Чуринов. -Красноярск: СИБУП, 2003. 515 с.
141. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода Текст. / Н. М. Чуринов. — 3-е изд., доп. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2006. - 712 с.
142. Чуринов, Н.М Общество совершенное и общество свободное Текст. / Н. М. Чуринов // Теория и история. — Красноярск: СИБГАУ, 2009.-№ 1. -С.24-43.
143. Чуринов, Н.М Западничество как беспочвенность Текст. / Н. М. Чуринов // Теория и история. — Красноярск: СИБГАУ, 2009.-№ 2. С.20-35.
144. Шпет, Г.Г. Сочинения Текст. /Г.Г. Шпет. -М.: Правда, 1989 603 с.
145. Юм, Д. Сочинения в 2 т. Т.1. Текст. / Д.Юм. М.: Мысль, 1996. - 733 с.
146. Ясперс, К. Смысл и значение истории Текст. / Ясперс. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
147. Dworkin R. What is Equality. Part 1: Equality of Welfare Text. // Philosophy and Public Affairs. 10. Summer 1981. P. 197-201
148. Sahlins, M. Uso у abuso de la biologia Text. / M. Sahlins. Madrid: Siglo XXI Ed., 1990.-P. 131.
149. Thouless R. Phenomenal Regression to the Real Object. Text. The British Journal of Psychology, vol. 21, 1931, No. 4, p. 339.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.