Совершенная личность в системе общественных отношений: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Сизова, Наталья Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат философских наук Сизова, Наталья Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. СОВЕРШЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие личности.
1.2. Совершенная личность.
1.3. Система общественных отношений.
Глава 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ
2.1. Развитие совершенной личности в системе общественных отношений.
2.2. Коллективистский способ производства общественной жизни.
2.3. Совершенная личность в прогрессе и регрессе общественных отношений.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Добродетель как способ существования личности: социально-философский анализ2007 год, кандидат философских наук Черноусова, Лилия Николаевна
Социально-философский анализ понятия "совершенное общество"2010 год, кандидат философских наук Скороходов, Сергей Николаевич
Аристократия и аристократическая форма правления: социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Фомина, Наталья Валерьевна
Идеологическое оформление императива совершенства: социально-философский анализ идеологии русского евразийства2003 год, кандидат философских наук Гончаров, Евгений Александрович
Научное управление обществом и проекты науки (философско-методологический анализ)2012 год, доктор философских наук Григоренко, Дмитрий Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенная личность в системе общественных отношений: социально-философский анализ»
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения как общих проблем познания личности и общества, так и особенностей каждого типа личности в системе актуальных общественных отношений, в связи с чем, социальная философия развертывается как философская методология, востребующая соответствующие исследовательские подходы и методы, актуальные методологические традиции и т.д. Также возникает необходимость разделять специфику общественных отношений по различным основаниям, согласно которым общество, в соответствии с метафизической и диалектической методологией философского познания предполагает свой собственный стиль жизни, который задается характером самовоспроизведения своей идентичности, типом культуры и т.д.
В соответствии с метафизической философской методологией, принципом дуализма, принципом антропоцентризма, индивидуализма и свободы воли понятия личности, общества и т.д. исследуются как материальные и идеальные ценности, занимающие определенное место в шкале, < ценностей. Данные ценности приобретают широкое значение и актуализируется ценностный исследовательский подход,1 следствием которого выступает а!/ определенное развитие принципа антропоцентризма. ^
Сегодня же на смену антропоцентрическому мировоззрению приходит антропокосмическое мировоззрение, которое актуализирует диалектический I вариант сущностного исследовательского подхода и востребует диалектическую философскую методологию. В данном типе мировоззрения находится русская идея с ее особенностями: русским космизмом, установкой на борьбу с энтропийным хаосом в окружающей природной и социальной среде, а также обменом с Природой. Иоанн Дамаскин называл Природу иконой Бога. Мироощущение представителей русской цивилизации близко к смыслу такого представления. Космологическая судьба Вселенной не может оставаться вне зависимости от экономической и духовной деятельности людей на планете. От космологического мировоззрения во многом зависит выбор социального уклада жизни человечества. Проблема антропосферы на сегодняшний день состоит в том, чтобы законы развития человеческой цивилизации согласовывать с законами жизни и развития биосферы, при этом выясняется, что проблема оптимизации отношения «биосфера - человечество» не может быть решена без снятия острых противоречий в системе «общество - личность». Актуальный подход к исследованию личности заключается в переходе к ее изучению именно в рамках диалектической методологии научного познания.
Существенны следующие положения актуальности темы данного исследования.
Во-первых, с древних времен и по настоящее время русскими философами для познания мира была востребована диалектическая исследовательская методология, в основе которой находится принцип единства мира, всеобщей связи явлений и теория познания как теория отражения. Всеобщая связь предстает как связь оформлений совершенства, составляющих полноту космической (русской) модели Лад. Реализация оформлений совершенства: стройности, организации, упорядоченности, гармонии мыслится как борьба с нестроениями, как созидание в жизнедеятельности общества и природы., > у . V ч*'> I
I > л * 4 л Л ' I
Данные оформления совершенства являются результатом антиэнтропийных процессов, т. е. совершенствованием общественных отношений в рамках жизнедеятельности общества. При этом личность может быть только совершенной, так как находится в процессе постоянного совершенствования. Именно деятельность совершенной личности направлена на борьбу с энтропийным хаосом, на эквивалентный обмен с Природой, на созидание и духовное преображение. Созидание же в любой сфере общественной жизни обнаруживает действие законов развития природы, общества и мышления, т. е. законов диалектики.
Во-вторых, важным доводом в пользу данного исследования может служить и недостаточная степень разработанности проблемы личности с учетом актуальных в обществе методологических традиций.
Данными основаниями определяется выбор темы исследования и характер исследовательских задач.
Основная концепция диссертационной работы состоит в том, чтобы показать, что в настоящее время проблемы личности в российском обществе могут успешно разрешаться в соответствии с диалектической методологией, включающей в себя сложившуюся в российском обществе космическую модель мира.
Степень разработанности темы. Методологический базис исследования понятия «личность» представлен в работах отечественных и зарубежных исследователей. Понятие личности раскрывается в работах западных исследователей М. Цицерона, С. Боэция, Фомы Аквинского, Т. Гоббса, И. Канта, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Г. Гегеля, К. Маркса и др., а также в работах византийских и отечественных философов Иоанна Дамаскина, Григория Нисского Ф. И. Карпова, Симеона Полоцкого, В. Н. Лосского, Феофана Прокоповича, А. Н. Радищева, А. Ф. Лосева, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, Н. М. Чуринова и других.
Понятие свободной личности раскрывается в работах Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, Д. Локка, Ш. Монтескье, И/ Г. Фихте, Г. Спенсера,! -Ф.фон Хайека, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других.
Понятие совершенного человека и совершенной личности исследовали Платон, Аристотель, Климент Александрийский, Прокл, Иоанн Дамаскин, Илларион Киевский, Иоанн Грешный, Ф. И. Карпов, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, А. Н. Радищев, И. А. Ильин, Ю. Крижанич, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Н. И. Новиков, Н. Н. Алексеев, Н. Ф. Федоров, Н. М. Чуринов и других.
Анализ личности в системе общественных отношений представлен в трудах западных философов: Т. Гоббса, Г. Гегеля, П. Бергера, Алан Макфарлейна, Л. фон Мизеса, К. Шмитта, Э. Фромма, 3. Баумана, Г. Маркузе; греческих и отечественных исследователей: Платона, Аристотеля,
И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина, К. Д. Кавелина, С. Л. Франка, П. Е. Астафьева, Н. М. Карамзина, К. Е. Чхеидзе, А. Л. Анисина, Г. С. Батшцева, Е. В. Семенова, Ю. К. Плетникова, Е. А. Лукашевой, Н. М. Чуринова и других.
Представление о влиянии объективных условий на жизнедеятельность общества раскрывается в трудах западноевропейских философов: Г. Гегеля, К. Маркса; отечественных философов: Пафнутия Боровского, Юрия Крижанича, И. С. Аксакова, В. П. Воронцова, А. С. Панарина, В. О. Ключевского, А. Л. Чижевского, Л. Н. Гумилева, Г. С. Батшцева,
B. Н. Сагатовского, В. С. Степина, А. М. Ковалева, В. П. Филатова, Л. Г. Антипенко, Н. М. Чуринова и других.
Вопросы управлением обществом исследовали западные теоретики: Дж. Ролз, Г. Рормозер, Дж. Сэндел и другие; отечественные философы: Прокопий Кесарийский, Феодосии Печерский, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Феофан Прокопович, А. Н. Радищев, И. А. Ильин, И. С. Пересветов, И. В. Киреевский, Л. П. Карсавин и другие. „
Подвижническая деятельность как деятельность совершенной личности, г (IV У;! раскрывается в трудах отечественных исследователей: Серапиона^
И* „ V
Владимирского, Кирилла Белозерского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого,
C. С. Аверинцева, В. В. Скопина, А. В. Вершкова, Н. М. Чуринова и других.
И, тем не менее, понятие «личность» изучено не достаточно полно. Поэтому это явление требуют дополнительного методологического анализа.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является личность, предметом исследования выступает понятие «совершенная личность».
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ понятия «совершенная личность», а также социально-философский анализ деятельностных форм совершенной личности в системе общественных отношений.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
1) проанализировать исследования в развитии понятия «личность», проводившиеся отдельными теоретиками, философами и различить основные теоретические подходы его изучения;
2) изучить основные стандарты жизнедеятельности совершенной личности;
3) исследовать совершенную личность в соответствующей системе общественных отношений;
4) провести анализ развития совершенной личности в системе актуальных общественных отношений;
5) показать, как развертываются общественные отношения в условиях коллективистского способа производства общественной жизни;
6) исследовать деятельностью формы совершенной личности в условиях прогресса и регресса общественных отношений.
Методологические основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод и соответствующие принципы научного познания. * '•), {,.
I ■ у I, '1 * * I ■ " " * » I ,'•"> /'ч'' >,
Решение изучаемых проблем осуществляется на основе следующих'
- * общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного; методов анализа, синтеза, логического и исторического.
Интерпретируются социальные отношения, властные отношения, нормы поведения, стиль и образ жизни - все, что составляет социальное бытие общества. Критический анализ существующих общественных отношений является отправной точкой в стремлении их совершенствовать в зависимости от содержания исторической эпохи, актуализировать возможности желаемых общественных отношении, а также средства воспроизводства существующих отношений.
Научная новизна диссертационного исследования отражена в следующих положениях:
- обосновано, что в рамках западного философского теоретического творчества понятие личности восходит к понятию «персона», которое согласно принципу дуализма и принципу антропоцентризма подразумевает либо идеальную сущность, либо понятие, предназначенное для описания действительности; понятие «персона» есть теоретическая репрезентация действительности, изобретение человеческое и существенно в плане метафизической системы теоретизирования;
- показано, что в рамках отечественного философского теоретизирования понятие личности восходит к понятию «ипостась», которое согласно принципу отражения и принципу всеобщей связи явлений раскрывает понятие «личность» как существование сущности прообраза; понятие «личность» выступает как образ действительности, который существенен в плане диалектики сущности и явления, когда существование мыслится как следствие опосредствования сущности и существенно в плане диалектической системы теоретизирования;
- показано, что в зависимости от характера актуальных общественных отношений, со становлением метафизической,и диалектической методологии формировалась шш! свободная личность или ь / личность совершенная;
- установлено, что понятие «совершенная личность» выступает как отображение тех общественных отношений, при которых общество может самоутверждаться в качествах личности развивающейся по направлениям от менее совершенной к более совершенной личности или от более совершенной личности к менее совершенной личности;
- показано, что совершенная личность развертывается в условиях актуальных стандартов естественности, рациональности и социальности, согласно которым совершенствование личности способствует совершенствованию общества и общественных отношений, а совершенствование социума - совершенствованию личности в зависимости от содержания исторической эпохи;
- показано, что социальность общества, в соответствии с диалектическим философским теоретизированием предполагает необходимость воспроизведения общества, скрепляемого и единого мерой совершенства общественных отношений;
- установлено, что совершенство общественных отношений детерминируется практикой реализации принципа единства мира и принципа всеобщей связи явлений, при которой гармоничное взаимодействие между обществом и природой, а также совершенствование межличностных отношений и т.д. являются существенными составляющими процесса совершенствования общественных отношений;
- установлено, что совершенная личность представлена «лучшими людьми» и получает свою законченность в других личностях, вкладывая свое совершенство в процесс совершенствования общественных отношений;
- показано, что совершенство общественных отношений детерминирует необходимость социального авангарда, способного возглавить общество на пути социального прогресса; I
- показано, что коллективистский способ производства, * , / у * ' , ,г общественной жизни, позволяющий обществу адаптироваться к наличным критическим условиям,"формируется в критических объективных условиях и субъективных факторах;
- установлено, что для коллективистского способа производства общественной жизни большое значение приобретает принцип следования объективным законам развития природы. Жизнедеятельность коллективистского типа общества под влиянием специфики объективных условий и субъективных факторов направлена на приспособление к данным условиям, на позитивное разрешение встающих перед обществом задач;
- установлено, что процесс деятельности совершенной личности в условиях коллективистского способа производства общественной жизни направлен на борьбу с нестроениями, на созидание, т.е. на реализацию стройности, организации, упорядоченности, гармонии как оформлений совершенства в жизнедеятельности общества и природы;
- доказано, что общество становится более жизнеспособным и устойчивым по отношению к негативным факторам жизни общества, усложняющим процесс его самоутверждения в условиях совершенствования общественных отношений и усовершенствования личности;
- показано, что подвижническая деятельность, являясь антиэнтропийным процессом, предстает как отрицательный вклад в социальную энтропию, ограждает жизнь общества от регрессивных моментов в развитии общества, способствует социальному прогрессу в обществе.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в процессе познания личности как совершенной личности востребуется основное значение понятия «совершенная личность»: в диалектической традиции понятие «совершенная личность» - это образ действительности, развивающийся по линии совершенствования общественных отношений. Полученные теоретико-методологические результаты социально-философского анализа понятия «совершенная личность» раскрывают основу для дальнейшего изучения специфики социального, а *,. (1"? .лЛ
С? 1
Г 1
1,1' прогресса российского общества. -
I 4 * V * "
Практическая значимость результатов состоит в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке реферативных и библиографических трудов в области социальной философии, при составлении учебных пособий, чтения таких учебных тем социальной философии как «общество», «цивилизация», «культура», «личность», «личность и общество», «личность человека», «развитие общества», а так же в курсах лекций по социальной философии, политологии и социальной психологии.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом 2,5 п.л., в том числе в статьях в аккредитованных ВАК журналах.
Основные идеи и положения диссертационного исследования были изложены в публикациях автора: на Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Повышение качества непрерывного профессионального образования (Красноярск, 2006); на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе» (Пенза, 2006); на IV Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание» (Пенза, 2010); на III Международной научно-практической конференции. «Инновационные технологии в образовании» (Пенза, 2010); на VII Международной научно-практической конференции «Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны» (Пенза, 2010); на V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2010); на XVI Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. (Новосибирск, 2010) и др.
Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Реклама как образ и репрезентация действительности: социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Луговская, Татьяна Владимировна
Стили научного познания и их стандарты2007 год, доктор философских наук Пискорская, Светлана Юрьевна
Экономическое мышление и стандарты научности (философско-методологический анализ)2012 год, доктор философских наук Летунова, Ольга Владимировна
Миграция как способ существования общества: Социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Мочкина, Вера Хрисанфовна
Социализация личности в различных типах общества: социально-философский анализ2010 год, кандидат философских наук Гурьянов, Александр Сергеевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Сизова, Наталья Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование на тему «Совершенная личность в системе общественных отношений» выявило ряд актуальных вопросов общетеоретического и социального-философского плана, связанных непосредственно с социальными процессами в существовании мирового сообщества. За двадцатилетнюю историю социально-экономической трансформации современного российского общества были осуществлены крупнейшие преобразования в социальной жизни, изменившие всю архитектонику современного общества. Однако вновь и вновь задаются вопросы: каковы результаты этой трансформации? каковы их уроки? каковы перспективы? Каждый из этих вопросов по-прежнему носит остро дискуссионный характер. К числу таких вопросов относится и проблема развития личности и общества, производства и воспроизводства общественных отношений в современных условиях.
В работе доказывается, что именно в контексте различения основных методологических методов (диалектического и метафизического) исследование проблематики личности оказывается наиболее продуктивным. Общество на разных этапах своего исторического развития воспроизводило себя, / и следовательно имеет специфику своего жизнеутверждения. Жизнеспособность " 1 общества, согласно метафизической методологической традиции определяется такими стандартами как «право на все», «состояние вражды» и т.д. В данном аспекте общество реализует принцип дуализма и принцип антропоцентризма, принципы свободы воли и индивидуализма. В обществе, согласно диалектической методологической традиции жизнеспособность общества детерминирована принципом единства мира, принципом всеобщей связи явлений и др.
Мы провели философское исследование понятия «личность». Обосновали, что в зависимости от характера общественных отношений формировалась или свободная личность или совершенная личность. Показали, что западное философское теоретизирование явления личности восходит к понятию «персона», которое согласно принципу дуализма и принципу антропоцентризма подразумевает либо идеальную сущность, либо понятие, предназначенное для описания действительности; понятие персона есть теоретическая репрезентация действительности, изобретение человеческое и существенно в плане метафизической системы теоретизирования. Отметили,что отечественное философское теоретизирование, признавая единство всех норм жизнедеятельности общества и принцип всеобщей связи явлений, раскрывает понятие личности как «ипостась», т.е. как характеристику существования сущности прообраза. Понятие «ипостась» индивидуальная сущность существенно в плане диалектики сущности и существования, когда существование мыслится как следствие опосредствования сущности и существенно в плане диалектической системы теоретизирования. Обосновали, что понятием «совершенный» подчеркивается основание человека; в основании совершенной личности находится совершенство.
Проанализировав понятие «общественные отношения» согласно метафизическому и диалектическому методам познания, мы обосновали, что общественные отношения являются основным детерминантом формирования'
1 1 1 \ свободной личности в Западном обществе и совершенной личности ¿в
Н) ! ' ' - р I 1 > I " ' ■>;, , *к '¡ч}\ (,(Л 1 1 1 ' , ' российском обществе. > , '
Мы определили, что жизнеспособность общества, согласно диалектическому подходу, обеспечивается процессом самореализации совершенной личности, направленной на усовершенствование общественных отношений. В процессе своей самореализации совершенная личность руководствуется совокупностью социальных норм, исполнение которых обеспечивает самоутверждение общества. Жизнеспособность общества, согласно метафизическому подходу, обеспечивается процессом самореализации свободной личности в рамках установленных норм права, направленной на удовлетворение потребностей. В процессе своей самореализации свободная личность руководствуется верховенством закона, а исполнение других социальных норм является личным делом каждого.
Мы установили, что понятие «совершенная личность» выступает как отображение тех общественных отношений, при которых общество может самоутверждаться в качествах личности развивающейся по направлениям от менее совершенной к более совершенной личности или от более совершенной личности к менее совершенной личности.
Мы обосновали, что совершенство общественных отношений детерминирует необходимость социального авангарда, способного возглавить общество на пути социального прогресса. Совершенная личность представлена «лучшими людьми» и получает свою законченность в других личностях, вкладывая свое совершенство в процесс совершенствования общественных отношений.
Согласно диалектическому подходу, совершенство общественных отношений детерминируется практикой реализации принципа единства мира и принципа всеобщей связи явлений, раскрывающих жизнь общества при наличии критических условий и субъективных факторах. Жизнедеятельность коллективистского общества зависит от данного принципа, который ориентирует людей на приспособление к внешним природным условиям,^оть!^ которых во многом зависят результаты их труда. < • Ь иЦ »> \< '^ШШй' г ' ' ' ыI,
1 Ар » | ^ '<
В работе воплощена мысль о влиянии особенностей объективных условий жизнедеятельности общества, в частности, русского общества, которые характеризуются сложностью в результате вызывающих рост социальной энтропии. В критических объективных условиях и субъективных факторах общественной жизни формируется коллективистский способ производства общественной жизни, позволяющий адаптироваться обществу к наличным критическим условиям. Для коллективистского способа производства общественной жизни большое значение приобретает принцип следования объективным законам развития природы. Жизнедеятельность коллективистского типа общества под влиянием специфики объективных условий направлена на приспособление к данным условиям, на позитивное разрешение встающих перед обществом задач. Мы обосновали, что коллективистский способ производства общественной жизни детерминирует необходимость последовательного совершенствования общественных отношений и совершенствования личности.
Нами указано, что в коллективистском обществе одним из значимых направлений развертывания совершенствования общественных отношений является гармоничное взаимодействие между социумом и природой. Существуя в тяжелых географических и климатических условиях, коллективистский тип общества призван решать проблемы созидания по принципу гармоничного взаимодействия с естественной средой, гармоничных взаимоотношений между людьми, следуя объективным законам развития общества и природы, преодолевая социальную энтропию, что является антиэнтропийным процессом - прогрессом коллективистского общества. Таким образом, совершенство общественных отношений детерминируется практикой реализации принципа единства мира и принципа всеобщей связи явлений, где гармоничное взаимодействие между обществом" и природой, а также совершенствование межличностных отношений, отношений между индивидом и обществом, между социальными группами и т.д. являются существенными составляющими ; lt „ , Jffnjâ 1 процесса совершенствования общественных отношений.' Процесс ^Д
Vî'1*» ' Ч f совершенствования данных отношении составляет один из существенных содержательных аспектов антиэнтропийного прогресса.
В своей работе мы показали, что коллективистское общество становится более жизнеспособным и устойчивым по отношению к негативным факторам жизни общества, усложняющим процесс его самоутверждения в условиях совершенствования общественных отношений и усовершенствования личности. Будучи включенной в процесс созидания совершенная личность вкладывает свое совершенство в процесс совершенствования общественных отношений и тем самым, способствует возникновению соответствующих оформлений совершенства - результатов созидательной деятельности.
Современное развитие России, направленное, посредством внедрения в нашем Отечестве рыночной экономики, частной собственности и др. на индивидуализацию общества, формирует новую модель личности, являющуюся противоестественной для России, при этом развитие личности не представляет собой прогрессивного процесса, адекватного специфике ее жизнедеятельности.
Различение видов личности и типов обществ дает нам возможность говорить о перспективных решениях поставленной в данной работе задачи. Мы обозначили основные направления по проблематике личности и ее развития. Перспективами дальнейшего исследования данной работы может быть исследование понятия «совершенная личность» в рамках метафизической методологической традиции философского познания действительности, а именно в ее неономиналистской и неореалистской версиях. При этом более полная научная разработка данных направлений является актуальной задачей для современной отечественной философии. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
10
11
12
13
14
15
16
17,
18
19.
157
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сизова, Наталья Николаевна, 2011 год
1. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство // М.: Аграф. 1998. 640 с. Антипенко Л. Г. Космологическое значение русской идеи // Теория и история. № 2. 2010. С.61-70.
2. Антифонт. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1.4.1. М.: Мысль, 1969. Антонов Д. А. Идентитет коллективистского общества // Теория и история. Красноярск: 2009. №2. С. 98-102.
3. Антонов Д. А. Основные типы общественного прогресса // Теория и история.
4. Красноярск: 2004. №2. С. 58-77.
5. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1983.
6. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1983.
7. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
8. Аристотель. Этика / пер.Н. В. Брагинской, Т. А. Миллер. М.: ACT. 2002.
9. Аршинов В. И. От смыслопрочтения к смыслопорождению // Вопросыфилософии. 1992. № 2. С. 150 152.
10. Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения. Москва : Оникс, 2000.
11. Балашов Д. М. Похвала Сергию // Роман-газета. 1993. №3. С. 86. Батшцев Г. С. Деятельностный подход в плену субстанциализма // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат. 1990. Бауман 3. Свобода. М.: Новое издательство. 2006.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.