Социально-философский анализ генезиса личности и ее свободы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Хайруллин, Аскар Гафиятуллович

  • Хайруллин, Аскар Гафиятуллович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2000, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 261
Хайруллин, Аскар Гафиятуллович. Социально-философский анализ генезиса личности и ее свободы: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2000. 261 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Хайруллин, Аскар Гафиятуллович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ В КЛАССИЧЕСКОЙ

ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ.

1.1. Исходные представления о личности в античной философии.

1.2. «Открытие» личности в средневековой философии.

1.3. Формирование концепции личности в философии

Нового времени.

ГЛАВА 2. СОЦИОДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ

НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

2.1. Личность в иррационалистической философии конца XIX - начала XX веков.

2.2. Социальная экзистенция личности: проблема выбора и обретения свободы.

2.3. Социально-психологическая рефлексия и статус личности.

ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СВОБОДА В СОВРЕМЕННОМ

СОЦИУМЕ.

3.1. Основные модели взаимоотношений личности и общества.

3.2. Генезис личности и проблемы современной социализации.

3.3. Свобода личности в свете процессов самоограничения и самосозидания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ генезиса личности и ее свободы»

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования может быть обоснована следующими аргументами. Прежде всего отметим, что социально-философский анализ проблемы формирования и развития личности приобретает особую значимость в условиях становления так называемого «всемирного бытия» людей: человек живет в мире, связанном многочисленными нитями со всем человечеством. Об этом свидетельствует глобальный характер политических и финансовых кризисов, экологических и транспортных катастроф, различные формы консолидации людей и практически безграничные возможности обмена информацией средствами «Интернет». При этом и отдельный человек, включенный в рамки определенного социума, и социальные группы, и целые народы оказываются перед лицом этого «всемирного бытия» и, безусловно, несут ответственности за его сохранение и преобразование в интересах всего общества. Эти новые социальные реалии ставят человека в абсолютно необычную и ранее неизвестную ему духовную и нравственную ситуацию. «Мы живем в мире, где любить надо также и дальнего, при чем не как себя, а как его, со всеми его особенностями, которые могут быть совершенно непохожи на наши» [117,10].

Во-вторых, проблема личности, личностной самореализации это прежде всего вопрос о том, что представляет собой человек как развивающийся субъект социального действия. В этом плане рассмотрение проблем взаимоотношений личности и общества с учетом специфики самореализации современного человека и анализа его свободы, не только как средства, но и как одной из основных ценностей и целей жизнедеятельности личности — открывает широкий простор для продуктивных мировоззренческих генерализаций.

В третьих, личность есть прежде всего усилие быть. Это и можно назвать ее истинной свободой — свободой действия. Личность не может быть чистым долженствованием, ибо последнее означает отсутствие у субъекта творческих потенций, а, следовательно, и отсутствие стремления к свободе. Исследование всех этих аспектов способствует созданию теории, позволяющей преодолеть существующие противоречия на уровне взаимодействий «личность-общество», выделить и методологически обосновать направления гармонизации указанных отношений.

В-четвертых, социально-философский анализ проблемы отношения личности и общества приобретает особую актуальность в условиях становления нового типа социальной общности в России, порождающей неизвестную ранее экономическую, политическую и культурную среду. Изменяются не только виды и формы идентификации человека, но и механизмы его социализации. Это ставит россиянина в новые условия, требующие от него поведения адекватного изменившимся условиям.

Степень разработанности проблемы. Анализ существующей литературы позволяет убедиться в том, что проблема личности интересует не только философов, но и социологов, политологов, культурологов, психологов, педагогов. Данной проблеме посвящены многочисленные исследования. В ходе работы над диссертацией для нас важное значение имели труды восточных (Конфуций, Мо-цзы, JIao-цзы, Будда), античных философов (досократики, софисты, пифагорейцы, Сократ, Платон, Аристотель), размышления византийских (Августин Аврелий, Григорий Палама, Максим Исповедник), арабо-мусульманских (Аль-Газали, Аль-Фарид, Ибн Сина, Ибн Рушд и др.) и средневековых философов, труды татарских и башкирских просветителей (Габдельнасыра аль-Курави, Шигабутдина аль-Марджани и др.).

Решающее значение в исследовании проблемы личности имели для нас открытия философии Нового времени, в частности, идеи Б.Паскаля, Р.Декарта, И.Канта, Г.Гегеля и др.

Огромный вклад в осмыслении проблемы личности внесла неклассическая иррационалистическая философия конца XIX-XX века. Фундаментальную постановку этой проблемы видим в философских системах А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора и Ф.Ницше. Несомненно ярким было новаторство в осмыслении проблемы личности в экзистенциализме (М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.П.Сартр, КЯсперс, Н.А.Бердяев, Н.Аббаньяно) и фрейдизме (3. Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм, Г.Маркузе).

В разработке проблемы становления личности, формирования ее духовного мира велика роль наших российских философов. Это работы Анисимова С.Ф., Бабушкина В.У., Библера B.C., Валеева Д.Ж., Галимова JI.A Гуревича П.С., Брудного А.А., Ватина И.В., Гобозова И.А., Доброхотова

A.JL, Дубровского Д.И., Журавлева В.В., Э.В.Ильенкова, И.С.Кона, Б.С., Кудряшева А.Ф., Кузнецовой Т.Ф., Лукьянова А.В., Мамардашвили М.К., Мунермана И.И., Немировского В.Г., Нуриева Д.А., Орешников И.М., Орлова В.В., Поздяевой С.М., Розина В.М., Селиванова А.И., Тухватуллина Р.М Трубникова Н.Н., Тульчинского Г.А., Федотовой В.Г., Французовой Н.П., Фролова И.Т., Финогентова В.Н., Хазиева B.C., Ширяева JI.A., Яблоковой Е.А., Ярской - Смирновой В.Н. и других.

В исследовании проблемы субъектной деятельности значительную ценность для нас имели труды Алексеева П.В., Гайденко П.П., Готта B.C., Давидовича В.Е., Курлова А.Б., Лекторского В.А., Любутина К.Н., Метлова

B.И, Микешиной Л.А., Ойзермана Г.И., Омельяновского М.Э., Пивоварова Д.В., Степина B.C., Шестакова А.А., Швырева B.C.

Важнейшим атрибутом субъективности является свобода. В этом плане наше обращение к рассмотрению взаимодействия общества и личности приобретает особую актуальность. В сочинениях Бердяева Н.А., Булгакова

C.Н., Вышеславцева Б.П., И.А. Ильина, Соловьева B.C., Франка С.Л. анализируются различные аспекты идеи свободы.

Следует отметить, что принципиальное значение для нашего исследования имели работы казанского философа В.И.Курашова. Он выделяет в истории человеческой мысли три цикла, три волны в преемственности основных философских проблем, причем финал каждого волнового цикла рассматривается как «антропологический поворот». В.И.Курашов видит три таких поворота: 1) эллинистическо-римская философия; 2) Фейербах, Кьеркегор, Шопенгауэр; 3) антропологический поворот конца XX века.

Социально-философская концепция Курашова оставляет открытым вопрос о современном антропологическом повороте, датируя его концом XX века и определяя как тенденцию в развитии философии XXI века. Этот теоретический ход представляется нам достаточно сильным. Современную гуманистику предстоит еще создавать, поэтому автор надеется, что определенный шаг в данном направлении предпринимается в настоящей диссертации.

Однако в интересующем нас аспекте проблема личности развита в социальной философии в недостаточной степени. На наш взгляд, на сегодняшний день нечасто обсуждается проблема расхождений в дефинициях личности и прежде всего в классической и неклассической философии; недостаточно исследованы проблемы идентификации личности (половая, демографическая, культурная, национальная, социальная и др.), мало уделяется внимания современным моделям взаимоотношений личности и общества, в том числе в современном российском обществе, а также проблемам свободы личности. Эти аспекты и составили проблемное поле диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает личность, рассматриваемая в философском и социокультурном контекстах.

Предметом исследования является социодинамика формирования и развития личности, а также генезис ее свободы как атрибутивного качества субъекта социального действия.

Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы обосновать понятие «личностное бытие» в контексте проблемы свободы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

• проанализировать становление представлений о личности и ее свободе в истории философии и на этой основе выявить характерные ее черты в классической и неклассической философской традиции;

• исследовать генезис личности и уровни ее идентификации;

• выделить и обосновать основные модели взаимодействия между обществом и личностью;

• исследовать свободу как основу личностного бытия в рамках социума.

Научная новизна диссертации состоит в том, что на основе трудов философов, и социологов прошлого и настоящего, разработан комплексный методологический подход к исследованию социальных детерминант и тенденций развития личности и ее свободы. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих основных положений, вносимых на защиту:

• доказано, что свобода составляет основу личностного бытия — его атрибут, который не есть данность, а представляет собой потенцию субъекта к саморазвитию и гармонизации отношений с окружающей средой;

• доказано, что в основе неклассического подхода к личности лежит общая идея единства, а не противопоставления субъекта и объекта;

• выделены основные типы и особенности бытия - бытие «вообще» (объективное бытие), бытие человека (объективно-субъективное), бытие личности («чисто субъективное» бытие, или объективность особого рода) и определена специфика последнего не только как потенции и усилия человека быть, но и как перманентного процесса самоутверждения личности в рамках агрессивной социальной среды;

• обосновано понимание личности через постоянный диалог, в котором каждое лицо обретает свое «Я» только вместе с другими, через различные уровни самоидентификации;

• сделан и обоснован вывод о том, что личность является носителем экзистенциальной потенции, направленной на совершенствование самой себя;

• установлено, что самоопределение личности, понимаемое как непрерывный процесс, не уничтожает ее свободу, если последняя представляется как средство и одновременно цель гармонизации отношений в рамках системы «личность-общество»; Методологическая основа диссертационного исследования. Методологической основой данной диссертации является антропоцентристский подход, основы которого были заложены мыслителями древности, развиты европейскими философами Возрождения и используются современными философами, в том числе отечественными.

При рассмотрении проблем человека (и личности) долгое время господствовал подход, который можно назвать классическим. Он позволял вскрыть биологическую, психическую, социальную и другие стороны развития человека. В человеке видели некую константу (homo sapiens, homo economicus и т.д.), которая определяла его предзаданность, неизменную сущность. С другой стороны, человек рассматривался как высшее достижение природы, фактически о нем говорилось как о наделенном специфическими качествами животном. Хайдеггер пишет по этому поводу: «Метафизика мыслит человека как animalitas и не домысливает его до humanitas» [264,198]. В этих исследованиях человек рассматривался как существо, ориентированное исключительно на внешнее (социальное) развитие, вне своего внутреннего (или духовного) измерения.

Отчасти такое дробление целостного человека сформировалось под влиянием неверно понимаемой христианской антропологии. Деление человека на тело, душу и дух, которое является одним из основных элементов христианского учения о человеке, представляло собой выделение трех ипостасей единого человека, аналогично трем ипостасям единого Бога. Подобно буддистской антропологической троице — тела, речи и ума, христианское деление указывает на различные сущностные силы, реализуемые человеком, но никак не на самостоятельные «тела», вложенные друг в друга.

Преодоление подобных заблуждений обозначено трудами представителей неклассического подхода (М. Бубера, X. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса, М. Хайдеггера и отечественных философов - B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и др.). Сущность этого подхода заключается в том, что человек в нем, по выражению С. Хоружего, рассматривается как «точка схождения всех бытийных горизонтов» [273,65]. Особую актуализацию этот подход получил в связи с величайшими потрясениями, которые выпали на долю человечества в XX веке. Примат всеобщего над индивидуальным, Бытия - над экзистенцией, коллективизма Das Man и идеологии - над свободной волей человека привели к уже известным последствиям, которые, в свою очередь, стимулировали поиск новых подходов к пониманию человека, его социального и духовного бытия. Таким образом, философская мысль XX столетия приходит к идее о том, что надо обратить внимание на то измерение, в которое погружено, как в свою среду, существо человека. Речь шла не о каком-то физическом измерении, не об измерении смыслов, а о собственном человеческом, экзистенциальном, личностном измерении. При таком подходе к человеку необходимым образом вводятся новые, неклассические понятия и категории, с помощью которых становится возможным рассматривать человека, взятого в его экзистенциальном измерении, - присутствие (М. Хайдеггер), заброшенность (П. Сартр) и др. Ею является теория интерперсональности, согласно которой индивиды не есть замкнутые в себе атомы, а, напротив, организуются через взаимоосвобождающие отношения.

Мы опирались также на принцип саморазвития личности. Это саморазвитие имеет коммуникативную структуру, явлением которой выступает личностное бытие. В этом плане мы опирались на произведения Р.Лаута, М.Ивальдо, А.Ф.Кудряшева и А.В.Лукьянова, в которых развит трансцендентальный подход к теории интерперсональности. Если учесть многоликость субъекта, - пишет А.Ф.Кудряшев, - и его возможную структурированность, то нетрудно придти к предположению, что невидимая лестница субъектов завершается субъектом, обладающим способностью вести наполненные сверхсмыслом диалоги со всеми остальными субъектами [125,183].

В выработке своих методологических принципов автор опирался на фундаментальные исследования по проблемам методологии социального познания Арефьевой Г.С., Барулина B.C., Л.П.Буевой, А.П.Бутенко, Ю.Н.Давыдова, Б.А.Грушина, А.Н.Кочергина, В.Ж.Келле, Кемерова В.Е., К.Х.Момджяна, Федотовой В.Г.

Особое значение имело применение элементов диалектического подхода, а также общефилософских принципов - единства исторического и логического, метода аналогии, восхождения от абстрактного к конкретному и некоторых других, используемых в диссертационном исследовании.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретические выводы, полученные в ходе анализа историко-философского наследия по проблеме личности, имеют важное значение для понимания философской рефлексии в культуре нашего времени. Они направлены против догматизма, а выдвинутая типология бытия, в которой существенная роль отведена понятию личностного бытия может в значительной степени способствовать выбору оптимальных путей развития общества.

Отдельные разделы работы могут найти применение в вузовских курсах философии, в частности, при изложении тем «Человек как предмет философского анализа», «Духовный мир человека», «Личность и общество», «Генезис личности», «Культура общества и личности» и ряда других.

Материалы диссертации могут быть положены в основу разработки спецкурсов для студентов, а также преподавателей, аспирантов.

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертационного исследования отражены в монографиях: «Парадигмы философского мышления и проблема бытия личности. Казань, 1999; «Онтология личности: классика и современность. - Казань 2000, пяти брошюрах и ряде статей. Общий объем публикаций по теме диссертации составляет более 30 печатных листов.

Ряд положений диссертации обсуждались на международных, региональных и межвузовских конференциях, в том числе:

Духовность и культура философствования на рубеже XX-XXI в.в.". -(Уфа, 1998); "Человек в социо - культурной системе" (Саратов СГТУ, октябрь 1998), "Философия и современность: мысли, понятия, идеи", (Уфа, 1999), Научная конференция, посвященная 275 - летию И. Канта "Философия И. Канта и проблемы культуры", (20 - 21 апреля, г. Самара, 1999), "Философия и религия на рубеже тысячелетий", (Уфа- 2000); XII Уральские социологические чтения. - (Пермь, 2000) и ряде других конференций.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии Башкирского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих их трех параграфов каждый, заключения и списка литературы (258 стр. текста), включающего в себя 363 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Хайруллин, Аскар Гафиятуллович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенностями авторского подхода к проблеме осмысления социодинамики формирования личности и генезиса ее свободы явилось выделение в классической и неклассической философии (в том числе в современной философии) таких концепций, которые рассматривают антропологическую проблематику, диалектику становления личности и позволяют проанализировать проблему свободы как атрибута современного субъекта социального действия.

В диссертации показано, что классическое понимание личности характеризуется четырьмя фундаментальными открытиями: открытием человека (в античности); открытием личности (в средние века); открытием личностного "Я", "человеческого духа" ее "самости" и открытием лежащего в их основе трансцендентального субъекта (в Новое время). В этом, на взгляд диссертанта, состоит непреходящая теоретическая ценность классической философии, ее всемирно-историческое значение.

Личность в классическом варианте может быть определена через отличие от понятий «индивид» и «индивидуальность». Понятие "человеческий индивид" обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных, психологических, духовных характеристик. Индивидуальность рассматривается как конкретная личность в ее неповторимом сочетании социальных и психофизиологических способностей. Отсюда понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида.

Классическое понимание личности, несмотря на наличие устойчивых общих черт, не было застывшим и неподвижным - оно постоянно изменялось и развивалось на протяжении всей многовековой истории классической философии. Со сменой взглядов, а особенно с накоплением знаний о человеке, изменяется и понятие личности.

Так, проблема «Я», транслируемая из античной философии трансформируется в презумпцию полного отречения от собственной воли в пользу воли Бога. Но, посредством мучительных усилий субъекту удается сделать свой выбор — познавать себя, постоянно разрешая противоречия, между ощущением своей самости и «генетически предзаданным» чувством долженствования, покорности божественной предзаданности. Античная философия не ведала столь противоречивого единства такого «самоутверждения» человека, для нее воля - совсем не та сила, которая автономным образом определяет жизнь, но функция, тесно связанная с интеллектом, указывающим воле цель движения. «Я» как таковое, как унитарное основание дано сознанию непосредственно, но никак не в качестве объекта рефлексии. Следовательно, религиозная проблематика возникает в процессе осознания противоречия, несовпадения человеческой воли с Божественной, что, в конце концов, ведет к открытию «Я» как личности.

Следующим знаковым событием явился ренессансный переход от понятия "индивид" к "индивидуальности". "Индивид" — слово, которое изначально определяет одного человека через его несамостоятельность, производность. Существование человечества как совокупности отдельных «социальных атомов» создавало проблему для сознания людей, чья жизнь была неотделима от рода, общины, конфессии, корпорации и чья духовность нуждалась в абсолютной точке отсчета. Индивидность существования была очевидностью, но очевидностью пугающей человека, т.к. поворачивала к мысли, что отдельный человек подлинен лишь постольку, поскольку поставлен в общий ряд и даже, в конечном счете, сливается с мировым субстанциональным началом. В этом плане истинно и единственно индивиден лишь живой Космос или Бог.

В идее индивидуальности наиболее непосредственно выражала себя относящаяся к отдельному человеку новая экономическая и политическая реальность европейской истории. Содержание категории индивидуальность», включенное во все сферы жизни, от государства до бытового разнообразия, связано с представлением о единственности и оригинальности каждого индивида, прямо сопряжено с утверждающимся в это время принципом индивидуальной свободы. Социальная ситуация эпохи, обострившая проблемы человеческого бытия, поставившая под вопрос саму человеческую жизнь, усугублялась изменившейся картиной мира, в которой человек потерял статус "венца творения" и "царя природы". Новое время разрушило представление об ограниченном, статичном и заведомо гармоничном космосе, бывшем оплотом средневекового человека. Был создан образ совершенно другой Вселенной, бесконечной, противоречивой и динамичной. В ее обширном лоне человек "затерян, словно атом", а жизнь его подобна "тени, промелькнувшей на мгновение и исчезнувшей навсегда" (Паскаль). Было нарушено гармоничное взаимодействие человека и мира. "Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня", — говорит Паскаль и уподобляет человека "мыслящему тростнику", хрупкому и слабому перед "громадой мира", но своим разумом возвышающемуся над ней.

Светлый образ человека, воспетого в эпоху Возрождения, и эйфорическое поклонение ему сменились более трезвым и, в общем, более верным взглядом на него. Он предстал не только во всем "величии", но и "ничтожестве" — как существо сложное, противоречивое и парадоксальное -«антиномичный человек». В светской философии выкристаллизовывается известная формула "Свобода есть познанная необходимость".

Вместе с тем, в полемике со Спинозой рождается, пока не совсем оформленная идея — в свободе индивидуального выбора и разнообразии индивидуальностей бесконечный потенциал саморазвития человечества. Таким образом был зафиксирован философский смысл неопределенности как способа существования и саморазвития личности.

Неклассическое понимание личности исходит из принципа неразделенности, единства субъекта и объекта и характеризуется двумя фундаментальными идеями - переходом от понятия субъекта к понятию экзистенции и осознанием свободы как основы личностного бытия.

При этом бытие человека понимается как наивысшая форма объективации бессознательной воли. Воля - существо мира, а жизнь, видимый мир, явление - только зеркало воли, за волей к жизни обеспечена жизнь, и пока мы проникнуты волей, нам нечего бояться за свое существование - даже при виде смерти.

Вера рассматривается как основание экзистенции. Человек оценивается не как "венец творения", не нечто окончательное - а как то, что следует социально и духовно "превзойти". Трактовка личности осуществляется как «преодоление данного», как вечного порыва в будущее.

Социально-философское значение данного вывода заключается в том, что свобода личности только тогда имеет смысл, если ее цель на земле состоит в беспрерывности самого процесса достижения. Созидание должно лежать как бы выше созданного. В этом мы видим важнейший критерий духовности личности и ее свободы. Последнее же трактуется как атрибутивное свойство субъекта и, одновременно, выражение его сущности. Свобода может иметь место только в конкретных условиях и проявляться в конкретных действиях, а не в абстрактном отрицании всякой определенности. Это означает, что в реальных условиях жизнедеятельности социального субъекта, его нравственной основой является не свобода, а самоограничение — долженствование, как одно из условий безконфликтного существования и развития личности в рамках социального пространства. Именно поэтому социально-философский анализ экзистенциальной традиции философствования весьма актуален, т.к. он выходит к идее личностного самосозидания, переводя проблему самотрансценденции в плоскость раскрытия общественной сущности человека и свободы как его атрибутивного качества, необходимого и достаточного для постоянного самоутверждения личности в условиях агрессивной социальной среды.

Таким образом, общая интенция всех современных теорий личности состоит в преодолении дуализма субъекта и объекта - декартовского дуализма души и тела (и следовательно - религиозного, христианского его источника), дуализма Я и не-Я (И.Фихте), природы и духа (Гегель), воли и представления (А.Шопенгауэр), жизни (Ф.Ницше), сознательного и бессознательного (З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер), антиномии бытия и существования (С.Кьеркегор, М. Хайдеггер, А.Камю, Ж.П.Сартр)

Для осознания себя личностью («Я») человек должен не только идентифицировать себя с определенными объектами окружающего мира -людьми, но и должен обособиться, отличить себя («Я») от «других», сравнить себя с ними. Механизм идентификации навязывается обществом, имеет многоступенчатый характер и связан с процессом социализации.

Отношения личности и общества на протяжении истории складывались неодинаково: от благоговения перед обществом, до ухода от него (эскайпизм), его отрицания (утопизм), борьбы с ним (антагонизм). И общество, и личность развиваются, изменяются и их взаимоотношения. Хотя родившийся человек в течение все своей жизни социализируется, присваивая себе социальное, социализация избирательна, она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, т.е. от факторов, определяющих процесс формирования личности.

Основной теоретический результат выполненной работы состоит также в понимании свободы как основы личностного бытия, а самого бытия личности - не как данности, не как факта, а как усилия быть, становиться личностью. Понятие личностного бытия мы предлагаем употреблять для обозначения такого экзистенциального усилия, в ходе которого человек осознает, ищет (находит), формирует, реализует, строит, достраивает самого себя.

Именно поэтому, человека нельзя ввести составляющим элементом ни в какую систему высшего порядка: ведь при этом он неизбежно теряет особое качество, которое отличает собственно человеческое бытие, - чувство достоинства. Наиболее ярко это проявляется в феномене массы, или толпы. Толпа как таковая не имеет ни сознания, ни ответственности. И именно поэтому она лишена существования. Несмотря на то что толпа может действовать и в этом смысле она реальна, она не действует ни внутри себя, ни сама по себе. Социологические законы действуют не поверх людских голов, а напротив - люди сами являются проводниками этих законов. Возможно, подобные законы и кажутся имеющими силу, но они являются таковыми лишь в той степени, в какой действенны вероятностные расчеты для массовой психологии, и только в той мере, в какой является предсказуемым среднестатистический человек. Но этот среднестатистический человек - выдумка ученых, а не реальная личность. Он никак не может быть реальным человеком именно в силу своей предсказуемости.

Мы подчеркиваем, что природа человека крайне противоречива; он свободен и в то же время зависим. При этом индивидуальность личности включает в себя как дискретность, так и целостность. Свобода - это источник достоинства личности, основа его творческих сил, но в то же время может оставить базу для развертывания деструктивных сил.

Собственно свобода, с нашей точки зрения, есть не только необходимое условие деятельности, но и субстанция человека действующего, она есть еще и цель проявления субъектной активности — инициатива, направленная на преломление причинных связей и расширения ракурса творческого самоутверждения личности. Свобода генетически включена в каждый акт творчества, превращая его в инструмент постижения великой ценности. Но таковой свобода становится только при осознании субъектом цели своих действий — преодоления необходимости, которую несет в себе объект его труда. Поэтому познание необходимости есть главное условие творчества — достижения и постижения великой человеческой ценности — свободы.

Говоря о свободе как ценности и условии продуктивной деятельности, мы выделяем ее разные формы, которые могут быть сведены к двум смысловым транскрипциям «свобода от» и «свобода для». Первая форма — не есть свобода духа, а лишь «свобода» плоти и неизбежное поглощение ею самого духа. Субъект, вооружившийся ей, непременно движется к животному состоянию. Вторая, может рассматриваться как свобода духовная, преломляющаяся в целенаправленной деятельности человека и ее результатах, производимых не только для удовлетворения насущных потребностей субъекта, но и для самоограничения (хотя бы в виде повышения ответственности за производимый продукт), а значит и для дальнейшего расширения спектра свободного творчества личности.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Хайруллин, Аскар Гафиятуллович, 2000 год

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии, 1992, № 8. -С.145-157.

2. Абишев К.А. Человек. Индивид. Личность. Алма-Ата: Казахстан, 1978166 С.

3. Абу-ль-Аля аль-Маарри. Избранное. М.: ХЛ, 1990.- 431 с.

4. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии, 1989, № 2. С.35-40.

5. Акчурин И.А. Типология и идентификация личности // Вопросы философии, 1994, № 5. С. 143-149.

6. Аль-Асма аль-Хусна (99 имен Аллаха). Казань, 1995.- 112 с.

7. Алексеев П.В., П.С. Юшкевич: личность и философские взгляды. // Философские науки, 1990, №9.

8. Алексеев П.В. Человек, дух и реальность. Об экзистенциальном типе философствования Н.А. Бердяева// Послес. к изд.: Н.А. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря. М., Республика, 1995.- 382 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.- 339 с.

10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.380 с.

11. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. 2-е изд. М.: Мысль 1988.-415 с.

12. Антология мировой философии. Т 1.41. М.: Мысль 1969. 567 с.

13. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретациисовременного психоанализа // Вопросы философии, 1996, № 1. С. 131-143.

14. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М.: Мысль 1988.- 204 с.

15. Аристотель. Метафизика // Соч. Т.1. М.: Мысль, 1976 - с. 63-367 («Философское наследие»).

16. Аристотель. Этика СПб.: Фил ос. об-во 1908, 207 с.

17. Банька Ю. Механизмы культурной идентификации в концепции рецентивизма // Философия культуры: Сб. статей. Вып. 6. Самара: «Самарский университет», 1993. - С. 17-28.

18. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Политиздат, 1994. 143с.

19. Бахтин М.М. как философ / Ред. Аверинцев С.С., Давыдов Ю.Н. М.: Наука, 1992. - 256с.

20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Перевод Е. Руткевич. М.: Моск. филос. фонд, 1995.- 322 с.

21. Бердяев Н.А. Мое философское созерцание // Бердяев Н.А.: pro et contra. Кн. 1. -СПб.; Изд-во РХГИ, 1994. 572 с.

22. Бердяев Н.А. О творческой свободе и фабрикации души // Советская библиография, 1989, № 6.

23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -607 с.

24. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 479 с.

25. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К. Маркса. М.: Высш.школа, 1981.-111 С.

26. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М.:1. Наука, 1965.-524 с.

27. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. - 412 с.

28. Бессонов Б.Н. Смысл жизни личности // Смысл жизни. Философское осмысление проблемы. -М., 1992.

29. Бетерин С.С. Мир в античной философии // Проблема человека в истории философии Д., 1990.

30. Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977. 312с.

31. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения // Новые идеи в философии. Бессознательное СПб.: Образование, 1914.

32. Блауберг И.И., Лоулер Дж. Интеллект, генетика. Является ли коэффициент интеллектуального развития наследственным? // Вопросы философии, 1981, № 1. С. 157-159.

33. Борисов В.Н. Краткий очерк истории классической европейской философии. Самара: Самарский университет, 1996. 95с.

34. Борисов В.Н. К обновлению материализма // Проблемы методологии: Сборник научных статей, посвященных памяти профессора В.Н. Борисова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. С.6-26.

35. Быстрицкий Е.К. Мировоззрение личности в свете философской традиции: проблема единства сознания, знания и самосознания // Мировоззренческая культура личности. Философские проблемы формирования. Киев, 1986. С.89-99.

36. Бэкон Ф. Книга вторая афоризмов об истолковании природы, или О царстве человека // Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1978. с. 80 - 214.

37. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 С.

38. Бычко И.В. В лабиринтах свободы. М.: Политиздат, 1976. - 159 с.

39. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1998. 149с.

40. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987. -211 с.

41. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Н.: Наука, 1990. 246 е.

42. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека: социально-философские исследования. -М.: Мысль, 1988. 188 С.

43. Габденнасыр аль-Курсави. Аль-иршад лиль-гибад (Наставление на путь истины). Казань, 1903.

44. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 699с.

45. Гайсин Ф.А., Попов В.Д. Духовность сущность человека. - Уфа:Б.и., 1995.- 116 с.

46. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентальному: новая онтология XX века. -М: Республика, 1997. 495 с.

47. Гайда А.В. Коммуникация и эмансипация: Критика методологических основ социальной концепции Ю.Хаберманса. (в соавторстве). Свердловск, 1988.

48. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. -Киев: Политиздат Украины, 1989. 187 с.

49. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов, 1981.

50. Галимов Б. Конец философии? Совместный с А.И. Селивановым доклад на II Всероссийском философском конгрессе в г. Екатеринбурге (6-11 июня 1999 г.)

51. XXI век: будущее России в философском измерении». // Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1999.-С.10-19.

52. Гегель Г. О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве // Политические произведения. М.: Наука, 1978. С.185 - 275.

53. Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Сочинения в 14-ти томах. T.V. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 715 с.

54. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Часть I. Наука логики. М.: Мысль, 1974.-450 с.

55. Гегель Г. Философская пропедевтика // Работы разных лет. Т 2. М.: Мысль, 1973.-С. 5-209.

56. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии // Сочинения в 14-ти томах. -Т. X-XI. М.: Партиздат, 1932. - 454 е.; 1935. - 527 с.

57. Гегель Г. Работы разных лет, Т.2. С.79.

58. Гоббс Т. О свободе и необходимости // Гоббс Т. Избр. произв. Т.1. М.: Мысль, 1964.-583 с.

59. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.

60. Гостев А.В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе» //Вопросы философии, 1997, № 12. С.73-95.

61. Гранин Ю.Д., Борзенков В.Г. К центру человеческой души // Свободная мысль, 1997, № 12. С.33-43.

62. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. -М.: Мысль, 1986.-222 с.

63. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Пер. с англ. В.Н.Михейкина и Е.И.Антоновой. М.: Изд-во ТПИ, 1994. - 278 с.

64. Грэхем JI. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. 480с.

65. Гуревич П.С. Куда идешь, человек? М.: Знание, 1991. 210с.

66. Гуссерль. Собрание сочинений. Т.1. - М.: Логос, 1994. - 162с.

67. Гуссерль. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Лабиринт, 1994. 109с.

68. Гуссерль. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. -357с.

69. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.

70. Декарт Р. Соч. Т.1 / Сост., ред. В.В. Соколов. М.: Мысль, 1989. - 656 с.

71. Декарт Р. // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. с. 142143

72. Демина Л.А. «Шекспировские» контексты и контексты мнения: проблема идентификации объектов референции // Логико-философские исследования. М.- 1989, № 1. С.90-99.

73. Джалал ад-Дин Руми / Идрис Шах. Путь суфиев. М.: Единство, 1993. С. 58 -67.

74. Джемс В. Вселенная с плюралистической точки зрения. М.: Изд-во «Космос», 1911. 190с.

75. Джиоев О.И. Культура, нация, личность // Вопросы философии, 1982, № 10.- С.76-83.

76. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейскойфилософии. М.: МГУ, 1986. 246с.

77. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456с.

78. Доиченко А.П. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 120 с.

79. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 523 с.

80. Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. 334 с.

81. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социс, 1995, № 6. С. 110-119.

82. Единство онтологии, теории познания и логики (Тезисы докладов конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Р. Декарта и 100-летию со дня рождения С.А. Яновской). Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1996. 146с.

83. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1997. - 591 с.

84. Железов Е.А. Сущностные силы человека: Философско-мировоззренческий анализ. Казань, 1989. - 164 с.

85. Жизнь земная и последующая. М.: Политиздат, 1991. 414 с.

86. Журавлев В.В. Духовный прогресс общества и личности при социализме. М., 1989.

87. Зиневич Г.П. Человек изучает человека: Киев: Наук, думка, 1988. 173 с.

88. Зиновьева Е.М. (Калашникова Е.М.) Идеал и идентификация: философский и социально-психологический аспекты // Научный атеизм: идеал и мировоззрение. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1988. С.27-41.

89. Ибн Араби. Фусус аль хикам (Драгоценные камни мудрости). Б.м.и г.

90. Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии, 1987, № 8. С.31-43.

91. Идрис Шах. Путь суфиев. М.: Единство, 1993. 268 с.

92. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? 2-е изд. М., 1984.

93. Ильенков Э.В. Свобода воли // Вопросы философии, 1990, № 2.

94. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка // Социс, 1995, № 4. С.3-14.

95. Исповедь Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. Пер. с латин. М.: Республика, 1992. - 335 с.

96. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, 1985.-306 с.

97. Калашникова Е.М. Идентификация как единство приобщения и обособления // Новые идеи в философии. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1996. - Вып.5. - С.69-74.

98. Калашникова Е.М. Личность и общность (Проблема идентификации). Пермь: Изд-во Пермского университета, 1997.

99. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. 414 с.

100. Кант И. Первое введение в «Критику способности суждения» // Соч. Т.5. М.: Мысль, 1966. 564 с.

101. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. М.: Мысль, 1994. - 591 с.

102. Кант И. Письмо Моисею Мендельсону (1766 г.) // Соч. Т.2. М.: Мысль, 1964.-510 с.

103. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. Т.6. М.: Мысль, 1966.-743 с.

104. Каримов Г. Суфизм в ортодоксальном исламе и отношение к нему Аль-Газали. Автореф. дис. .канд.ист.н. М., 1964.

105. Качкин А.В. Кризис идентичности как способ самоорганизации пространства социального взаимодействия // Социальное знание: формации и интерпретации. Казань, 1996. С.65-74.

106. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект-пресс, 1996.-214 с.

107. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификаций (20-90-е гг.) // Социс, 1995, № 1. С.59-72.

108. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1988. 286 с.

109. Компаниченко В.Н. Самоорганизация личности путь к расцвету человечества. Хабаровск: Центр изучения проблем будущих поколений, 1994. -51 с.

110. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.

111. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1989.

112. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «кто я» // Социс, 1995, № 5. С. 102-110.

113. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: Изд-во Санкт.-Петербургского университета, 1995. - 280 с.

114. Кон И., Петровский А. Личность (Личность в философии и социологии; Личность в психологии) // Философская энциклопедия. Т.З. М.: Советская энциклопедия, 1964. С.196-202.

115. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.

116. Кон И.С., Шалин Д.Н. Мид Д.Г. и проблемы человеческого Я II Вопросы философии, 1969, № 12. С. 85-96.

117. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.

118. Конев В.А. Человек в мире культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. Самара: «Самарский ун-т», 2000. - 108 с.

119. Конт О. Дух позитивной философии. СПб.: Вестник знания, 1910. 76 с.

120. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1991. 399 с.

121. Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура // Вопросы философии, 1989, № 9. С.65-79.

122. Кравченко А.И. Социология: Словарь: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 240 с.

123. Крутова О.Н. Проблема человека, индивида, личности в социально-философском исследовании // Вопросы философии, 1982, № 2. С.36-47.

124. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. -М.: Наука, 1990.- 136 с.

125. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии, 1992, № 12. С.21-28.

126. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1988. 183с.

127. Кувакин В. Твой рай и ад: Человечность и бесконечность человека (философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.; М.: Алетейя; Логос, 1998.-360 с.

128. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М., 1990.-117 с.

129. Курашев В.И. Философия как центральная научная и учебная дисциплина XXI в. // Философия как наука и учебная дисциплина: Материалы городского философского семинара. Казань, 1998. - с.3-18.

130. Курлов А.Б. Философия предпринимательства.-Уфа: Изд-во «Автор-Проект», 2000.- 132 с.

131. Курлов А.Б. Методология социального моделирования.-Уфа: Изд-во «Автор-Проект», 2000.- 284 с.

132. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 383 с.

133. Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Социальная педагогика как интегральная наука о личности. Пермь, 1992.

134. Лебедев Б.К. Исторические формы социальных типов личности: (социально-философский аспект). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976. 76 с.

135. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс Универс, 1993. - 206 с.

136. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении. Книга вторая. ОБ ИДЕЯХ. Глава XXVII. О тождестве и различии // Соч. в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1983. С.230-248 («Философское наследие»).

137. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М.-Л., 1936.

138. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии, 1994, № 6. С.23-28.

139. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. 357с.

140. Ленин В.И. Философские тетради // Полн.собр.соч. 5-е изд. - Т.29. - М.: Политиздат, 1977. - 782 с.

141. Леонтьев А.Н. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросыпсихологии, 1989, № 3.

142. Лившиц Р.Л. Духовность и бехдуховность личности. Екатеринбург. Изд-во Урал. Ун-та, 1997. - 152 с.

143. Лисевич И.С. Древнекитайская философия // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991. -463 с.

144. Лобковиц Н. Что такое личность? // Вопросы философии, 1998, № 12. -С.54-64.

145. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Книга вторая. Глава двадцать седьмая. О тождестве и различии // Локк Дж. Соч. в 3-х томах. T.l. М.: Мысль, 1985. С.380-402 («Философское наследие»)

146. Лукьянов А.В. Духовность: традиции и проблемы. Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1991.-200с.

147. Лукьянов А.В. Фихте и конец XX века: "Я" и "не-Я". Уфа, 1992. 280с.

148. Лукьянов А.В. Проблема духовного «Я» в философии И.Г. Фихте. Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1993. 190с.

149. Люббе Г. В ногу со временем. Историческая идентичность и сокращение нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии, 1994, № 4. С.94-107.

150. Любутин К.Н., Чупин П.П. Человек-мир-философия. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1972. - 151 с.

151. Любутин К.Н. Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург. УрГУ, 1993.

152. Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1914.

153. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии, 1998, №2. С.43-53.

154. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Мысль, 1983. -202 с.

155. Map П.Г. Традиции и идентичность. М., 1991.155. «Марджани» / Сборник. Казань, 1915.

156. Ш. Марджани. «Мукаддиматуль китаби Вафиятуль асляф ва тахиятуль-ахляф» ("Смерть предков, поклон потомков"). Казань, 1883. - С. 19-20.

157. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. - Т.2, 20. - М.: Политиздат, 1955.

158. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. - М.: Политиздат, 1955. - 79 с.

159. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. - 300 с.

160. Маслоу. Самоактуализация / Пер. по изд.: Maslow A. Self-actualizing and Beyond. In: Challenges of Humanistic Psychology. N.-Y., 1967.

161. Массэ А. Ислам. M.: Наука, 1982. 191 с.

162. Материалы совещания по проблеме человека. // Вопросы философии, 1980, № 7. С.94-129.

163. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-253 с.

164. Мерло-Понти М. Око и дух / Пер. с фр. А. В. Густыря. М.: Искусство, 1992. - 63с.

165. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988. 327 с.

166. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997.-238 с.

167. Мировоззренческие поиски современности (тематический сборник). Уфа,1998.- 128с.

168. Монтень М. Опыты. Книга третья. М.: Голос, 1992. 416 с.

169. Мосс. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. -М.: Вост. лит., 1996. 359 с.

170. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш. шк., 1997. - 448 с.

171. Монтефлоре А. Личная тождественность, культурная тождественность и моральные рассуждения // Мораль и рациональность. М., 1995. С.136-158.

172. Москаленко В.В. Социализация личности (Философский аспект). Киев, Высшая школа, 1986. - 198 с.

173. Нажмудинов Г.М. Проблема человека в немарксистской философии США XX века. Свердловск: Изд-во Урал .ун-та, 1989. 164 с.

174. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. 260 с.

175. Нарский И.С. Шопенгауэр теоретик вселенского пессимизма //Шопенгауэр А. Избранные произведения. М: Просвещение, 1992. - 479 с.

176. Наседкина В.Н., Гранеева Г.Н. Человек познает самого себя / Сост. В.А. Наседкина. М.: Книга, 1980. - 128с.

177. Научное обоснование и здравый смысл (к 200-летию «Наукоучения» И.Г. Фихте). Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1996. 160с.

178. Никитин Е.П. Самоутверждение человека // Вопросы философии, 1997, № 9. С.96-117.

179. Нуриев Д.А. Логические отношения понятий. Уфа: Изд. Башкирского унта, 1997. 63с.

180. О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.-382 с.

181. Ойзерман Т.И. К характеристике философии Шеллинга: принцип тождества необходимости и свободы // Вопросы философии. 1998. - № 2. -С.108-119.

182. Оконская Н.Б. Единство антропологического и социально-философского подходов в развитии научной философии. // Новые идеи философии. Пермь, 1997.-С.91-102.

183. Орешников И.М. О гуманистической ориентации нового эпохального мышления// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Уфа, 1997. с. 91-93.

184. Олпорт В. Личность в психологии. М.; СПб., 1998. 345с.

185. Ориген. О началах. Самара: РА, 1993.- 318 с.

186. Палей И.М., Гербачевский В.К. Проблемы личности в курсе психологии. Л.: ЛГУ, 1972.- 30 с.

187. Парменид Элейский. О природе Фрагменты. Киев: Изд-во Киевского университета, 1955.

188. Петрова Е.Н. Экология индивидуальности: философско социологический аспект - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та , 1992. - 160 с.

189. Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. - № 3. - С.44-53.

190. Печчеи. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. - 312 с.

191. Письмо 58, 22 // Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. С. 100.

192. Платон. «Кратил» // Соч. в 3-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1968.

193. Платон. «Софист» // Собрание сочинений в 4-х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1993.

194. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 605с.

195. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 256с.

196. Подорога В.А. Выражение и смысл / Ред. Иванов А.- М.: Ad Marginem, 1995.-430 с.

197. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М.: Наука, 1993. 320 с.

198. Проблема человека в современной западной философии. М.: Прогресс, 1988.- 544 с.

199. Пухликов В.К. Человек и общество. К проблеме гуманизации социально-философского мышления. М.: Наука, 1990.- 139 с.

200. Рассел Б. Мудрость Запада: историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М.: Республика, 1998.- 479 с.

201. Рачков В.П. Человек в современном технизированном обществе: проблемы безопасности развития. М.: Б.и., 1998. - 194 с.

202. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. СПб.: Петрополис, 1994. 354 с.

203. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М.: Политиздат, 1984. -141 с.

204. Рерих Н. О вечном. М.: Республика, 1994.- 461 с.

205. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. М., 1996. - 270с.

206. Рикёр П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995. - 159с.

207. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995. - 413с.

208. Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы философии, 1989, № 2. С.41-51.

209. Рикёр П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы философии, 1996, № 4. С.27-36.

210. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. / Пер.с нем. СПб.: Наука, 1997. - 532с.

211. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс Универс,1994.- 479 с.

212. Розинский С.Б. От философии тождества к метафизике всеединства // Социальная теория и современность. Вып.21. М., 1996. - С.81-99.

213. Россия и Германия: опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993. 352с.

214. Руткевич A.M. Философия А.Камю // Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. 414 с.

215. Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира. Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1997. 156с.

216. Сафронов Б.В., Дорогова J1.H. Мир человека. Методологические вопросы формирования духовного мира личности. М.: Мысль, 1975. - 206 с.

217. Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров. Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1998. 360 с.

218. Селиванов А.И., Кунафин М.С. Система ОПТИН: философия хозяйства и управления.- Уфа: Изд-во «Знание», 1991.- 112 с.

219. Семенов В.В. От дуализма к агонии идеализма. Философия как психология мышления. Пущино, 1999. 30с.

220. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. 383 с.1. Литературные памятники»)

221. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-359 с.

222. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. -М.: Политиздат, 1989.- 319 с.

223. Соловьев B.C. Красота в природе // Соч. Т.2. М.: Правда, 1989. - 735 с.

224. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -542 с.

225. Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир, 1992, № 4. -С.181-203.

226. Социология: Словарь-справочник. Т.2. М.: Наука, 1990. 231 с.

227. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке. М.;Л.: Соцэкгиз, 1932.-223 с.

228. Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957. 631 с.

229. Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1. СПб., 1876. 496 с.

230. Степанова Ю.С. «Бог есть любовь, любовь есть Бог». М., 1995.

231. Столь А.Б. Бытие человека: попытка нового категориального анализа // Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа: Башкирский университет, 1999. С.70-75.

232. Стратановский Г.А. Феофраст и его "Характеры". В кн.: Феофраст. Характеры. М.: Ладомир, 1993. С.45-83.

233. Тейяр де Шарден, Пьер. Феномен человека/ Пер. с фр. Н.А. Садовского. М.: Наука, 1987. -239с.

234. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов. В 2-х т. Симферополь: Реноме, 1997. Т. 1. - 624 с.

235. Теория познания. Т.4. Познание социальной реальности. М.: Мысль, 1995. -431 с.

236. Трубецкой С.Н. Смысл жизни. М.: Мысль, 1994.- 815 с.

237. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.:Наука, 1992.- 136 с.

238. Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа , 1993.- 349 с.

239. Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Сборник научных докладов Всероссийской конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (26-28 сентября 1999 года). Уфа: Башкирский университет, 1999. -236с.

240. Философский космос России. Памяти Н.А. Бердяева (1874-1948) / Материалы научной конференции. Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1998. 254с.

241. Финогентов В.Н. «.И ропщет мыслящий тростник» (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека). Уфа: Уф.технол. ин-т сервиса, 2000.- 182 с.

242. Фихте И.Г. Назначение человека./ Пер. с нем. / Под ред. Н.О. Лосского. -СПб.: Жизнь для всех, 1905.- 129 с.

243. Фихте И.Г. Факты сознания. СПб., 1914.

244. Фихте и конец XX века: «Я» и «НЕ-Я» / Отв. ред. и сост.: А.В. Лукьянов, А.Ф. Кудряшов, В.И. Метлов. Уфа, 1992,-198с.

245. Философия человека: традиции и современность. Сб. обзоров. -Вып.2. М., 1991.-222 с.

246. Фома Аквинский // Антология мировой философии. Т.1. 4.2. М.: Мысль, 1969. 576 с. («Философское наследие»).

247. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. М.: Наука, 1989 567 с. («Памятники философской мысли»).

248. Франк C.JI. Духовные основы общества. С.493-494.

249. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. / Общ. ред. Л.Я. Гозман. М.: Прогресс, 1990. 366с.

250. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.

251. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

252. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвящение, 1989. - 448 с.

253. Фролов И.Т. Перспективы человека. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1983.- 350 с.

254. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 1999. 344 с.

255. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 558 с.

256. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, Универс 1995. 251 с.

257. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.- 414 с.

258. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.446 с.

259. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.- 429 с.

260. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум 1992. 253с.

261. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.-330 с.

262. Фромм Э. Человеческая ситуация / Под ред. Д.А. Леонтьевой. М.: Смысл, 1995.-239с.

263. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии, 1989, № 2. С.24-34.

264. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988. То же: Бытие и время. М.: Республика, 1993.

265. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

266. Хайдеггер М. Закон тождества // Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. М.: Высшая школа, 1991. С.69-79.

267. Хайруллин А.Г. Парадигмы философского мышления и проблема бытия личности. Казань: Изд. Казанского ун-та, 1999. 175с.

268. Хайруллин А.Г. Онтология личности: классика и современность. Казань: Изд. Казанского ун-та, 2000. 200с.

269. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии, 1992, № 10. С.112-123.

270. Хесле В. Философия и экология. Пер. с нем. А.К.Судакова. М.: Наука, 1993.-202 с.

271. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб.: Медиум, Ювента, 1997.

272. Холличер В. Личность и гуманизм. -М.: Прогресс, 1981. 174 с.

273. Хоружий С. Род или недород? // Вопросы философии, 1997, № 6.

274. Чанышев А.Н. Любовь в античной Греции// Философия любви. Т.1. М.: Политиздат, 1990. - с. 41.

275. Чанышев A.M. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981-374 с.

276. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991. 463 с.

277. Человек и культура: Критика антропоцентризма. Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1995.- 115 с.

278. Черносвитов ИВ. Самосознание в структуре сознания. Аутоидентичность и аутоидентификация // Философские науки, М. - 1985, № 3. - С. 82-90.

279. Человек: образ и сущность: (Гуманитарный аспект). Ежегодник. - М.: ИНИОН, 1990.

280. История фил ософии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. - 590 с.

281. Щаневский В.К. Диалектика сущностных сил человека: (опыт комплексного подхода). Киев: Высш.шк., 1985. - 171 с.

282. Шевченко А.К. Культура. История. Личность: Введение в философию поступка. Киев: 1т?.ук. Думка, 1991. - 187 с.

283. Шегурова Н.Ф. Индивидные сущности, проблема кросс-идентификации и «Бхагават-гита» // Логико-философские исследования. Вып.1. М., - 1989. -С.100-110.

284. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма // Соч. Т.1. М.: Мысль, 1987- с.227-489. («Философское наследие»)

285. Шеллинг Ф. ^истема мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 г.г. в записи Эрнста Ласо. Томск: Изд-во «Водолей», 1999. - с. 163.

286. Шеллинг Ф. ('плософские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Соч. Т.2. М.: Мысль, 1989 - С.86-158. («Философское наследие»)

287. Шестаков А.А. Мировоззренческие основания познания. Саратов, 1988.

288. Шестаков А.А. Контроверзы идентичностей: родина и отечество в российской посткоммунистической культуре // Проблемы методологии: Сборник научных статей, посвященных памяти профессора В.Н. Борисова. Самара: Самарский университет, 1998. С.152-161.

289. Шигабутдин аль-Марджани. «Мукаддиматуль китаби Вафиятуль асляф ва тахиятуль-ахляф» ("Смерть предков, поклон потомков"). Казань, 1883.

290. Шигабутдин аль-Марджани. Аль-хикматуль-балига. (Философия зрелости.). Казань, 1889.

291. Шигабутдин аль-Марджани. Назуратуль хак. (Обозрение истины.). Казань, 1870.

292. Шкляр J1.E. Этнос. Культура. Личность: философско-методологические аспекты исследования. Киев: Наукова думка, 1992. 85с.

293. Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5-ти томах. Т.1. Мир как воля и представление. Перевод с нем. Ю.И. Айхенвальда. М.: Московский клуб, 1992. - С.395.

294. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344с.

295. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995. 240с.

296. Юм Д. Трактат о человеческой природе. М., 1995. 413с.

297. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Киев: СИНТО, 1995. 228 с.

298. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 317 с.

299. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем. Боковикова A.M. -2-е изд. М.: Прогресс, Универс, 1996. - 329 с.

300. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992. 104 с.

301. Юнг К.Г. Психология переноса / Ред. Уровик С.Л. М.: РЕФЛ-БУК, 1997. -298 с.

302. Юнг К.Г. Архетип и коллективное бессознательное. М., 1989. - 120 с.

303. Юнг К.Г. Синхронистичность / Ред. Уровик С.Л. М.: РЕФЛ-БУК, 1997. -313 с.

304. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социально идентичной личности // Мир России. М., 1995. - № 31. - С.158-181.

305. Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. Кн.2. М., 1994.

306. Ядов В.А. Изменения в идентификации личности // Альтернативы социальных преобразований в российском обществе в 1991-1994 гг. М., 1995. -С.95-97.

307. Язык науки XXI века (материалы научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения О. Конта). Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1998. 217с.

308. Якубанис Г. Эмпедокл: философ, врач и чародей. Данные для его понимания и оценки; Гельдерлин Ф. Смерть Эмпедокла: Драма / Перевод Я.Э. Голосовкера. Киев: СИНТО, 1994. 231 с.

309. Ярышкин В.П. Историческое развитие человека: Филос. основы «фазовой» концепции личности. 2-е изд., перераб. и доп. - Саратов, 1992. - 138 с.

310. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии: В 2-х т. М.: Академия, 1996.-Т.1.-349 с.; Т.2.-252 с.

311. Ясперс К. Ницше и христианство / Пер. с нем. Т.Ю. Бородай. М.: Медиум, 1994.- 113с.

312. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Сборник / Пер. с нем. 2-е изд.

313. М.: Республика, 1994. 527с. («Мыслители XX века»)

314. Adorno Th.W., Horkheimer М. Dialektik der Aufklarung (1944) // Adorno Th.W. Gesammelte Schriften. Bd. 3. Fr/M., 1980

315. Adorno Th.W. Negative Dialektik. Fr/M., 1966

316. Armstrong, David. 1978. A Theory of Universals: Universals and Scientific Realism, Volume 2. Cambridge: Cambridge University Press.

317. Asch, S. E. (1951). Effects of group pressure upon the modification and distortion of judgments. In H. Guetzkow (Ed.), Groups, leadership, and men. Pittsburgh, PA: Carnegie Press.

318. Benois J.-M. L'identite. Seminaire interdisciplinaire dirige par Levi-Strauss. P., 1977

319. Berger P. L., Luckmann T. (1966) The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge.

320. Bowers, K. S. (1984). On being unconsciously influenced and informed. In K. S. Bowers & D. Meichenbaum (Eds.), The unconscious reconsidered. New York: Wiley.

321. Brehm, J. W., & Brehm, S. A. (1981). Psychological reactance: A theory of freedom and control. New York: Academic Press.

322. Brehm, S. A. (1992). Intimate relationships (2nd ed.). New York: McGraw-Hill.

323. Buber M. The Writings of Martin Buber. New York, 1956, P. 50 -51.

324. Chaffee, J. (1991). Thinking critically. Boston: Houghton Mifflin.

325. Chaiken, S. (1987). The heuristic model of persuasion. In M. P. Zanna, J. M. Olson, & C. P. Herman (Eds.), Social influence: The Ontario symposium (vol. 5, pp. 339). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

326. Conway, F., & Siegelman, J. (1978). Snapping: America's epidemic of suddenpersonality change. Philadelphia: Lippincott.

327. Cooley Ch.H. Human Nature and Social Order (1922). N.Y., 1964

328. Dennett, Daniel. The self as a center of narrative gravity // F. Kessel, P. Cole and D. Johnson, eds, Self and Consciousness: Multiple Perspectives, Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1992.

329. Dewey J. John Dewey and James H. Tufts Ethics. N.Y. 1932

330. Dewey J. John Dewey. Problems of Men, N.Y. 1946

331. Ellul, J. (1973). Propaganda: The Formation of Men's Attitudes. New York: Vintage

332. Erikson, Erik, Young Man Luther (1958)

333. Erikson, Erik, Gandhi's Truth (1969; Pulitzer Prize, National Book Award)

334. Flacks, R. (1973). Conformity, resistance, and self-determination: The individual and authority. Boston: Little, Brown.

335. Foucault, M. (1975). Film and Popular Memory // Radical Philosophy, 11

336. Franks, J. D. (1961). Persuasion and healing. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press.

337. Gergen, K. J. & Gergen, M.(1984). The Social Construction of Narrative Accounts. In K. J. Gergen & M. Gergen (eds.), Historical Social Psychology. Hillsdale, NJ: Erlbaum

338. Hall, S. (1990). Cultural Identity and Diaspora. In J. Rutherford (ed.), Identity: Community, Culture, Difference London: Lawrence and Wishart.

339. Haney, C., & Zimbardo, P. G. (1973). Social roles, role-playing and education: On the high school as prison. The Behavioral Science Teacher, 1, 24 45.

340. Heidegger M. (1957). Identitat und Differenz. Pfullingen.341. «Identity» // The Columbia Encyclopedia, Fifth Edition. Copyright © 1993, Columbia University Press. Licensed from Inso Corporation.

341. Jung. J. Two Essays On Analytical Psychology. Vol.7 // The Collected Works Of C. J. Jung. Bollingen Series 20. New York: Panteon books, N. J.: Priceton University Press, 1964.-403.

342. Jung. J. On Psychic Energy. Vol. 8 // The Collected Works Of C. J. Jung. Bollingen Series 20. New York: Panteon books, N. J.: Priceton University Press, 1964. C.323-324.

343. Kim, Jaegwon. 1989. 'The Myth of Nonreductive Materialism.' Proceedings and Addresses of the American Philosophical Association 63: 31-47. Reprinted in Kim (1993)

344. Kim, Jaegwon. 1992. 'Multiple Realization and the Metaphysics of Reduction. Philosophy and Phenomenological Research 52: 1-26. Reprinted in Kim (1993).

345. Marquard O., Stirele K.-H. (Hg), Identitat. Munchen, 1979.

346. Melnyk, Andrew. 1996. 'Formulating Physicalism: Two Suggestions.' Synthese 105,381-407.

347. Merleau-Ponty M. Le Visible et 1'Invisible. P., 1964. P.210.

348. Milburn, M. A. (1991). Persuasion and politics: The social psychology of public opinion. Pacific Grove, CA: Brooks & Cole.

349. Milgram, S. (1992). The individual in a social world: Essays and experiments (2nd ed.)(Edited by J. Sabini & M. Silver). New York: Mcgraw Hill.

350. Ofshe, R. (1990). Coerced confessions: The logic of seemingly irrational acts. Cultic Studies Journal, 3(3), 37-41.

351. Papineau, David. 1993. Philosophical Naturalism. Oxford: Blackwell.

352. Pilisuk, M., & Parks, S. H. (1986). The healing web: Social networks and human survival. Hanover, NH:University Press of New England.

353. Riles, A., & Trout, J. (1986). Positioning: The battle for your mind. New York: Warner Books.

354. Ross, L., & Nisbett, R. E. (1991). The person and the situation: Perspectives of social psychology. New York: McGraw-Hill.

355. Sabrin, T. R. (1981). On self-deception. Annals of the New York Academy of Sciences, 364, 220-235.

356. Scheffler L. Ritual chamqe // Rev. Intern. De philosophic. Wetteren, 1993. -Vol. 46, № 2-3. - P.151-160.

357. Schein,E. H., Scheiner, I., & Barker, С. H. (1961). Coercive persuasion. New York: W. W. Norton.

358. H. Scholz. Kantstudien XXXVI. S.132.

359. Strawson, Galen. The Self // Journal of Consciousness Studies, 4, No.5/6, 1997, pp. 405-428.

360. Taylor Ch. (1989). Sourses of the Self: the Making of Modern Identity. Cambridge.

361. Vohs, J. L., & Garrett, R. L. (1968). Resistance to persuasion: An integrative framework. Public Opinion Quarterly, 32, 445-452.

362. Zimbardo, P. G. (1972). The tactics and ethics of persuasion. In E. McGinnies & B. King (Eds.), Attitudes, conflict, and social change (pp. 81-99). New York: Academic Press.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.