Социально-философские смыслы женской англо-американской драматургии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Курашова, Вера Владимировна

  • Курашова, Вера Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Казань
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 140
Курашова, Вера Владимировна. Социально-философские смыслы женской англо-американской драматургии: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Казань. 2003. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Курашова, Вера Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ

§ 1. Две основные формы выражения сущности жизни и бытия: язык философии и язык искусства

§ 2. Язык драматургии: вопросы философской интерпрета

§ 3. Основная метафора философских идей в современной англо-американской феминистской драме (гендер в пространственно-временном домене)

§ 4. Библейская история грехопадения с точки зрения философии феминизма: начало осевого времени истории культуры в тендерном пространстве

§ 5. Методы и современное состояние тендерных исследо- 44 ваний

ГЛАВА 2. ЭКСПЛИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФ- 50 СКИХ СМЫСЛОВ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ ЖЕНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

§ 1. Становление и социокультурные детерминации англ оамериканской женской драматургии

2.1.1. Социокультурные детерминации

2.1.2. Становление организованного феминистского театра

2.1.3. Микросоциум феминистского театрального коллекти

2.1.4. Методы репрезентации женщины в историческом и 64 поэтическом нарративах

2.1.5. Критика «реализма» как метода репрезентации жен- 67 ского опыта

2.1.6. Женская и феминистская драматургия: вопросы демаркации

§ 2. Конкретизация методологии исследования: поэтика, образ, атмосфера философского созерцания

2.2.1. Поэтика и диалектика женской драмы

2.2.2. Образная система и динамика как предмет социально-философской интерпретации 2.2.3. Типология женских образов

2.2.4. Художественное своеобразие выразительных форм и философско-созерцательная атмосфера драмы

§ 3. Социально-философские идеи драматургии 60-90-х гг. в тендерном измерении

2.3.1. Ключевые темы и проблемы женской драматургии 1960-1990-х гг., их социокультурный контекст и социально-философкие идеи

2.3.2. Материнство и семья: взаимосвязь биологического и социального микрокосмосов

2.3.3. Жизнь женщины в контексте встречи поколений: мать и дочь, дочь и отец

2.3.4. Женщина и мужчина в семье и социуме

2.3.5. Женщина вне семьи и ее социосексуальная маска: проблема женской самоидентификации и прорыва через тендерную заданность

2.3.6. Жизнь женщины в национально-этническом измерении

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские смыслы женской англо-американской драматургии»

Актуальность темы исследования

Данная работа позволяет найти и выявить социально-философские идеи в новых пространствах культуры сверх и вне социально-философских текстов, создаваемых не профессиональными философами англоамериканской женской драматургии. Драматургия находится за пределами строгих философских дискурсов, но в силу специфики языка и социокультурной принадлежности авторов она выражает философские смыслы, часто ускользающие от внимания профессиональных философов, а если и не ускользающие, то выражаемые ими на другом языке (языке философско-понятийного терминологического аппарата) и с другими нюансами выражения философских идей.

Развитие современного общества предполагает внедрение в научно-философский дискурс языка искусства, в данном случае - языка драмы. Это отражает тенденции расширения пространства выражения философских смыслов в современной культуре, в том числе и в социальной философии.

Женская драматургия, особенно женская драматургия США 60-90-х годов, представляет собой уникальное явление, так как в ней находят отражение современные процессы переосмысления роли женщины и мужчины в общественном сознании. Можно отметить, что вышеуказанные тенденции влияют на расширение феминистского дискурса в англо-американской художественной и философской литературе.

Закономерно, но с некоторым опозданием по отношению к Западу формирование феминистского дискурса начинается в 90-х годах в России, и в настоящее время происходит его быстрое распространение. В связи с этим в нашей стране такое явление, как англо-американская женская драматургия, осталось без внимания и практически не изучалось. Актуальность настоящего исследования обусловлена также важностью философского осмысления состояния современной культуры в ее части, представленной таким феноменом как женская драматургия.

Попытка введения литературоведческого компонента в социально-философское исследование отражает современную потребность в интеграции гуманитарной методологии в рамках философской парадигмы. Поэтому литературоведческая проблема в избранном автором контексте перерастает в актуальную проблему философии культуры и социальной философии.

Степень разработанности проблемы

Философский анализ литературы (мифологической, художественной, религиозной) является устойчивой традицией философских исследований с античности до наших дней. Здесь без излишних комментариев и пояснений достаточно назвать имена философов, которые в своих работах специально осмысливали познавательную значимость и общечеловеческую ценность различных жанров и форм художественной литературы и других искусств, а также и сами создавали литературные произведения. Среди них Платон, Аристотель, Августин, Мандевиль, Руссо, Шеллинг, Кьеркегор, Ницше, Камю, Сартр, Ортега-и-Гассет, Гадамер.

Структурные, мифологические, метафорические и психологические вопросы языка искусства и литературных текстов изучались многими учеными, среди которых выделяются такие основоположники фундаментальных теорий, крупных научных направлений и научных школ, как Р.Барт, Л.Витгенштейн, Л.Выготский, Ж.Делез, К.Леви-Стросс, А. Лосев, А.Тойнби, М.Фуко, К.Юнг.

Проблемы интерпретации художественных текстов, художественной семантики, а также художественного мышления изучались многими заметными исследователями культуры и художественного творчества; достаточно назвать М.Бахтина, В.Проппа, Д.Лихачева, Ю. Лотмана. Американский театр и драматическое искусство с литературоведческой, семантической и культурологической точек зрения анализировались в работах В.Бернацкой, З.Воиновой, М.Корнеевой, А.Мулярчика, С.Николаевой.

С философской и антропологической точки зрения тендерные проблемы отражены в трудах Платона, Аристотеля, Руссо, Канта, Шопенгауэра, Ницше, в работах Симоны де Бовуар, М.Фуко, Ж.Делеза, Р.Брайдотти, Л.Нелсон, М.Мид, Г.Рубин, Ш.Ортнер, Д. Хубер; с точки зрения социального конструирования тендера и феминистской теории - в работах П. Бергера, Г. Гарфинкеля, И. Гофмана, Т. Лукмана. Специальные исследования феминистского театра с филологической, тендерной и культурологической точек зрения провели Е.Астон, Б.Басснет, К.Бигсби, Дж.Браун, М.Вандор, С.Кейс, М.Дейли, Дж.Долан, Л.Гудман, Х.Кейссар, П.Лаутер, Дж.Майлс, М.Пфистер, С.Робинсон, Дж.Стейн, Х.Стефенсон, С.Стовелл, М.Вандор. Труды этих авторов изучены в ходе проведенного исследования. При этом отмечается, что в научном обороте работ по анализу и экспликации философских смыслов в женской художественной литературе встречается гораздо меньше, чем работ по исследованию феминистской литературы, что является большим упущением для теории и истории культуры, а в нашем случае - для социальной философии. В советском и российском литературоведении женская драматургия Великобритании и США остается малоисследованной областью, в особенности это касается ее философского осмысления. Отечественные литературные критики, как правило, либо избегали анализа леворадикальных явлений в литературе как проявления "буржуазного реформаторства" (Анджапаридзе) или "лжепротестов" (Бернацкая), либо изучали и изучают творчество профессиональных драматургов вообще, не выделяя особо творчество женщин-драматургов и выражаемые в нем философские смыслы.

В отечественных исследованиях по американскому театру, принадлежащих таким авторитетным литературоведам-американистам, как А.Аникст, Г.Бояджиев, Г.Злобин, М.Коренева, А.Мулярчик, имеется литературоведческий анализ отдельных драматических произведений североамериканских женщин-драматургов: Лилиан Хеллман (драматург с мировым именем, создававшая пьесы преимущественно до 60-х гг.); Лорейн Хэн-сберри и Элис Чилдресс - представительницы афро-американской традиции в драматургии США второй половины XX века. Творчество неизвестных до настоящего времени в нашей стране американских женщин-драматургов Марши Норман и Бет Хенли рассматривается в отдельных публикациях В. Бернацкой и Л. Ганкиной, представляющих собой аннотации пьес названных драматургов.

Само направление "женская драматургия" остается неисследованным в отечественной критике, о нем есть лишь упоминание в статье В. Бернацкой "Новые американские пьесы 1987 г.", в связи с представительницами английской драматургии К. Черчилл и П. Джемс. Значимость и влияние женского движения на литературный процесс Великобритании и США второй половины XX в. отметил только литературовед Г.Анджапаридзе во вступлении к своей книге "Потребитель? Бунтарь? Борец?", где женская проза выделена в отдельную главу. В такой ситуации не может быть и речи о других аспектах исследования женской драматургии - в нашем случае речь идет, конечно, о социально-философских смыслах.

В западном литературоведении отмечается повышенное внимание к проблемам и достижениям женской драматургии. Она становится предметом феминистских исследований; происходит постепенное переосмысление роли женской драматургии в истории всей драматургии Великобритании и США. В нашей работе мы опираемся преимущественно на труды следующих западных исследователей американской женской драматургии: Бигсби, Хеллен Кейссар, Лизбет Гудман, Сью-Эллен Кейс, Джейн Де Гей, Элейн Астон, Вив Гарднер, Магги Б. Гейл, Сюзан Басснетт, Клер Макдональд, Шарлотт Каннинг. Очевидно, что рассматриваемая в настоящей работе тема представлена преимущественно в работах филологов.

Отсюда можно сделать вывод, что конкретная проблема, обозначенная заглавием настоящей работы, является практически неисследованной и новой областью. В связи с этим эмпирический материал настоящего философского исследования будут преимущественно представлять не вторичные источники, а непосредственно драматические произведения на языке оригинала.

Объект исследования - женская драматургия англо-американского социокультурного пространства.

Важно подчеркнуть, что «женская драматургия» - это не литература о женских проблемах, не литература для женщин, не феминистская литература, а драматургия, автором которой является женщина, и смыслы, которые она несет, могут быть и общефилософскими (не тендерными), и феминист-ско ориентированными (тендерными).

Драматургия - одна из форм всего разнообразия литературных выражений духовной жизни человека и общества, которую можно с полным основанием называть интерсубъективной. Уместно в очередной раз обратить внимание на то, что картезианский принцип cogito имеет не только абстрактно-философскую сферу своего осмысления и освоения. Слово «мыслить» может пониматься не только в духе ученого рационалистического пуризма, но и как сложное внутреннее напряженное состояние человека и, таким образом, неизбежно соприкасается со значениями слов «чувствовать», «выражать», которые выступают фундаментальными модусами существования человека, наряду с «мыслить».

Предмет исследования - социально-философские смыслы женской англо-американской драматургии и своеобразные формы их выражения.

Цель и задачи исследования

В работе ставится цель выявить типологию идейно-художественного своеобразия англо-американской женской драматургии в связи с социокультурными и индивидуально-психологическими особенностями авторов и их произведений. Конечной целью является представление социально-философских идей уже не в форме образно-метафорического языка драмы, но академического философского дискурса. Данная цель определяет необходимость решения совокупности следующих задач:

• разработку методологии философского анализа драматургии;

• рассмотрение особенностей развития женской драматургии (особенно по показательному периоду 60-90-х гг. XX в.) в ее взаимосвязи с культурно-историческим и социальным контекстами;

• выявление признаков женской драматургии как особого жанра литературы и особого жанра философствования;

• выявление философской специфики тематики и проблематики женской драматургии на основе контекстуального анализа пьес;

• обогащение существующих (преимущественно филологических) знаний об англо-американской женской драматургии путем экспликации ее философских смыслов

• определение социально-философской значимости женской драматургии как особого явления и особого языка духовной культуры.

Теоретико-методологические основы исследования В исследовательской части работа опирается на традиционные установки и концепции классической социальной философии, а также ца методы философской герменевтики. В работе также применяются принципы контекстуального анализа, редукции, целостности и контрредукции, концепции диалогичности и хронотопа М.Бахтина. Уточняются и учитываются принципы анализа современных тендерных исследований, в том числе феминистских тендерных проблем в социокультурном контексте; принимаются ориентации и подходы философской антропологии. Методологическую основу работы, учитывая междисциплинарный характер исследования, составила системно-структурная теория анализа художественного драматургического текста (M.Pfister, Л.Уколова). Методологические ориентации работы сформированы также на основании трудов в специальных областях знания: литературоведении, тендерных исследованиях, феминистской критике, смежных исследованиях в области культурологии, психологии, социологии. Работа опирается и на филологические труды отечественных авторов по истории американской драматургии и зарубежных авторов, касающихся проблемы женского театра.

Научная новизна исследования

Предложена философско-методологическая концепция рассмотрения феминизма от античности до наших дней как своеобразной «осевой линии» истории культуры, «топография» которой в социокультурном пространстве определяется напряженностью взаимодействия маскулинной и феминистской ментальностей в конкретных социокультурных областях мировой истории.

Введены в научно-философский оборот эксплицированные в рационально-философской форме актуальные идеи и своеобразные формы выражения социально-философских феминистских смыслов современной женской драматургии как социокультурного феномена нашего времени. Данная часть работы обогащает историю философии в разделе социальной философии новыми знаниями.

В дополнение к исследованиям различных форм выражения философских идей на новом конкретном материале показано, что художественный метафорический язык выражения философских смыслов успешно конкурирует с традиционным логико-рационалистским философским дискурсом.

Сформулирован конкретный методологический подход к анализу драматургии с философской точки зрения, принципиальная концептуальная основа которого заключается в рассмотрении: анимированных в тексте (и особенно в сценическом действии) личностей героев драмы как первичных аттракторов для читателей-зрителей (реципиентов); действия как основного предмета интенции реципиентов и как модели социального действия, выраженной в метафорической форме; конечного созерцательного состояния реципиентов как состояния теоретической философской рефлексии.

Предложена концепция рассмотрения драмы (помимо филологических, психологических, семиотических и других аспектов) как метафоры, приводящей к целостному интеллектуально-душевному пониманию ее социально-философских смыслов в единстве личностно-сознательного, коллективного бессознательного и социально детерминированного содержания.

Предложена и реализована концептуальная система социально-философского анализа драмы как холистического единства: реальной микросоциальной среды в связке «автор и театральный коллектив»; виртуальной микросреды драмы; реальной микросоциальной и макросоциальной среды социума, выражаемой образами виртуального мира драматического произведения (органичная и в разнообразных формах взаимодействующая система: общество в целом, или макросоциум, - атомарный микросоциум драматурга - виртуальный микросоциум сценического действия - микросоциум постановочного коллектива).

Эксплицированы и систематизированы социально-философские идеи и геосоциокультурный аспект феминизма и феминистской литературы (особенности феминизма и феминистской драматургии в англо-американской действительности); внесен вклад в понимание одной из важных сторон современной западной ментальности.

Показано, что женская драматургия является одним из значимых для нашего времени жанров выражения «философии женской жизни» в социокультурном измерении и содержит актуальные для нашего времени социально-философские идеи, относящиеся к тендерным проблемам.

Научная новизна исследования выражается также в следующем: исследование проведено на основе аутентичного материала пьес и некоторых теоретических работ, не переведенных на русский язык; в исследовании сделана попытка применения современного литературоведческого подхода "феминистская критика" в сочетании с традиционными филологическими и философскими подходами, что позволило предложить более системное понимание феномена "женская драматургия"; выявлены связи идеологии и практики феминистского движения со своеобразием выражения позиций конкретных субъектов (женщина - автор) в форме драматических произведений.

Положения, выносимые на защиту

Женская драматургия — это специфическое социокультурное явление, художественный метафорический язык которого успешно конкурирует с традиционным логико-рационалистским философским дискурсом.

Проблема феминизма в период от античности до наших дней представляется своеобразной «осевой линией» истории культуры, топография которой в социокультурном пространстве определяется напряженностью взаимодействия маскулинной и феминистской ментальностей конкретных социокультурных эпох.

Драматическое произведение (помимо филологических, психологических, семиотических и других ракурсов) следует рассматривать как метафору, обусловливающую целостное интеллектуально-душевное состояние при понимании социально-философских смыслов драмы в единстве личностно-сознательного, коллективного бессознательного и социально детерминированного содержания.

Драма представляет собой холистическое единство: а) реальной микросоциальной среды в связке «автор и театральный коллектив»; б) виртуальной микросреды драмы; в) реальной микросоциальной и макросоциаль-ной среды социума, выражаемой образами виртуального мира драматического произведения. Драму следует изучать как объект многоуровневой системы: общество в целом, или макросоциум; атомарный микросоциум драматурга; виртуальный микросоциум сценического действия; микросоциум постановочного коллектива. Такая система включается в методологию диссертации через использование рабочего понятия «пространственно-временной домен».

Женская драматургия является одним из значимых для нашего времени жанров выражения «философии женской жизни» в социокультурном измерении, она содержит актуальные для нашего времени социально-философские идеи, относящиеся к тендерным проблемам. В женской драматургии в разных формах: «прямым текстом», символически и метафорически в образах и сценических действиях - поднимаются и решаются такие важнейшие антропологические и социальные проблемы, как взаимосвязь биологического и социального микрокосмов), жизнь женщины в контексте встречи поколений (мать и дочь, дочь и отец (материнство и семья), женщина и мужчина в семье и социуме, проблема женской самоидентификации и прорыва через тендерную заданность (женщина вне семьи и ее социосексу-альная маска), жизнь женщины в национально-этническом измерении.

Практическая значимость

Фактические материалы и научно-философские выводы исследования могут быть использованы в общих и специальных курсах философии, культурологии, филологии. Эксплицированные из драматургии философские идеи могут быть использованы как дополнительный материал историками культуры и философии. Методологические подходы, сформулированные и апробированные в работе, могут найти применение в философских исследованиях других жанров художественной литературы.

Исследование женской драматургии как своеобразной формы выражения феминистской мысли дает дополнительные фактологические и теоретические основания для современной тендерной стратификации, теории и практики социального конструирования тендера.

Апробация работы

Основные результаты работы были опубликованы в статьях и тезисах, а также представлены в докладах и выступлениях автора на конференциях, семинарах в течение 1999-2003гг. в Казанском государственном университете, Московском государственном университете, Оксфордском университете (Великобритания), Центральном европейском университете (Будапешт, Венгрия).

Структура и объем работы

Работа состоит из введения, двух глав (методологической и содержательной), введения и заключения. Библиография включает 224 наименования (из них на иностранном языке - 111).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Курашова, Вера Владимировна

Выводы

В ходе исследования мы выявили идейно-художественное своеобразие женской драматургии и показали, что женская драматургия во второй половине ХХв. стала самобытным явлением. Это связано с культурно-историческими предпосылками, которые способствовали развитию женской драматургии в эти годы. Во-первых, это фактический успех феминистского движения второй волны в политической, социальной, культурной сферах. Во-вторых, это движение альтернативных или экспериментальных театров, развитие которых дало толчок развитию женской драматургии. Совокупность этих факторов послужила основой для создания независимых феминистских театров, где женщины могли свободно работать как драматурги, режиссеры, актеры, развивать свое мастерство.

В-третьих, женская драматургия сформировалась как самостоятельное явление "феминистский театр". И, несмотря на то, что после 60-х женская драматургия стала менее ангажированной, феминистское мировоззрение продолжало оставаться ее характерной чертой.

Анализ эстетической стороны драматических произведений женщин-драматургов показывает, что их своеобразие проявляется на различных уровнях. Идейно-тематический уровень - тема независимости женщины от предрассудков общества, воплощающих в себе устоявшиеся стереотипы о женщине; тема взаимоотношения поколений, где также ставятся проблемы независимости женщины от традиций патриархального общества.

Используя различные методы и приемы, такие, как реализм, экспрессионизм, абсурдизм, хэппенинг, а также обращаясь к историческим документам, событиям, дневникам, женщины-драматурги достигают наибольшей «реалистичности» женских образов, являющихся центральными в пьесах.

Художественное отличие пьес женщин-драматургов состоит в том, что "каждая женщина-драматург использует свой индивидуальный стиль, язык, дискурс, при помощи которого она легитимирует свой личный опыт, демифологизируя общепринятые стереотипы женского естества.

Именно совокупность жанровых проявлений на разных уровнях и является идейно-художественным своеобразием женской драматургии рассмотренного периода.

Отметим в этой заключительной части, что если прежде женщина апеллировала к внешним факторам для объяснения себе своих же проблем, то теперь, замыкаясь, концентрируясь на самой себе, она представала вместе с этим загадкой для себя самой. Главной проблемой для женщины становилась она сама. Мемуары, дневники, письма были объективированной формой или способом выражения субъективного и сокровенного содержания, они.же послужили материалом для поиска себя. Ее главным мотивом стал поиск личностью своей идентичности, подлинности, нахождение себя. В наше время женщина получила возможность выражать себя в социокультурном пространстве всей общественной жизни, в том числе в драматургии.

Женская драматургия содержит актуальные для нашего времени социально-философские идеи, относящиеся к тендерным проблемам. В ней в разных формах - «прямым текстом», символически и метафорически в образах и сценических действиях - поднимаются и решаются такие важнейшие антропологические и социальные проблемы, как взаимосвязь биологического и социального микрокосмосов (материнство и семья), жизнь женщины в ситуации встречи поколений (мать и дочь, дочь и отец), женщина и мужчина в семье и социуме, женщина вне семьи и ее социосексуальная маска (проблема женской самоидентификации и прорыва через тендерную заданность), жизнь женщины в национально-этническом измерении.

Заметим также, что в пьесах, написанных женщинами, нет, как правило, счастливого конца ни для женщины, ни для мужчин. Видимо, авторы пьес не особенно верят в легкое обновление общественной жизни женщин и мужчин в «реальном времени». * *

В дополнение ко всему вышесказанному заметим, что женская драматургия, будучи обязанной своим возникновением скорее социально-политическим движениям, нежели творческим движениям внутри собственной истории художественного освоения действительности, не поднялась на уровень высокого искусства классических образцов драмы.

Мы имеем здесь показательный и поучительный случай, когда социально ориентированное искусство оказалось упрощенным именно как искусство, а вместе с этим и бедным по своему приоритетному образно-художественному языку, который, как мы показали в первой главе диссертации, как раз и важен для своеобразного и глубокого выражения философских идей.

В результате феминистская и/или женская драматургия не вызывает, по нашему мнению, при ее философском осмыслении глубоких интеллектуальных потрясений. Кроме того, надо отметить, что в драме часто ставятся проблемы, которые имеют смысл как проблемы, но не разрабатываются до завершающих осмысленных решений. Словом, современная женская драматургия еще находится в стадии становления, в том числе и как оригинальный образно-художественный вид философствования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучен важный и актуальный для нашего времени феномен женской драматургии как социокультурного явления, несущего социально-философские смыслы.

На основе анализа текстов женской драматургии в целом дополнительно показано, что художественный метафорический язык выражения философских смыслов успешно конкурирует с традиционным логико-рационалистским философским дискурсом, а в наше время и существенно потеснил позитивистский подход «сухой» логики, «голого» эмпирического факта.

Предложена философско-методологическая концепция рассмотрения феминизма в период от античности до наших дней как своеобразной «осевой линии» истории культуры, топография которой в социокультурном пространстве определяется напряженностью взаимодействия маскулинной и феминистской ментальности конкретных социокультурных эпох.

Предложено рассматривать феминистскую художественную литературу и феминистскую драму в частности с исходной философской онтологической позиции, как форму своеобразного «феминистского философского эссенциализма».

Сформулирован методологический подход к анализу драматургии с философской точки зрения, его принципиальная концептуальная основа заключается в рассмотрении: а) анимированных в тексте (и особенно в сценическом действии) личностей героев драмы как первичных аттракторов для читателей и/или зрителей (которые выступают в качестве реципиентов идейно-смыслового содержания драмы; б) действия как основного предмета интенции реципиентов и как модели социального действия, выраженной в метафорической форме; в) конечного созерцательного состояния реципиентов как состояния теоретической философской рефлексии.

Предложена концепция рассмотрения драмы (помимо филологических, психологических, семиотических и других ракурсов) как целостной метафоры, приводящей к целостному интеллектуально-душевному состоянию понимания социально-философских смыслов драмы в единстве лично-стно-сознательного, коллективного бессознательного и социально детерминированного содержания.

Предложена и реализована концептуальная система социально-философского анализа драмы как холистического единства: а) реальной микросоциальной среды в связке «автор и театральный коллектив»; б) виртуальной микросреды драмы; в) реальной микросоциальной и макросоциальной среды социума, выражаемой образами виртуального мира драматического произведения.

Предлагается для выделения как объекта подобных данной работе исследований органичная и в разнообразных формах взаимодействующая система: общество в целом, или макросоциум - атомарный микросоциум драматурга - виртуальный микросоциум сценического действия - микросоциум постановочного коллектива.

Исследованы социально-философские идеи и геосоциокультурный аспект феминизма и феминистской литературы (особенности феминизма и феминистской драматургии внутри и на фоне англо-американской действительности), а также внесен вклад в понимание одной из важных сторон современной западной ментальности: ее феминистской ориентированности и специфической форме выражения в драме.

На большом материале показано, что женская драматургия является одщш из значимых для нашего времени жанров выражения «философии женской жизни» в социокультурном измерении, она содержит актуальные для нашего времени социально-философские идеи, относящиеся к тендерным проблемам. В женской драматургии в разных формах - «прямым текстом», символически и метафорически в образах и сценических действиях -поднимаются и решаются такие важнейшие антропологические и социальные проблемы, как взаимосвязь биологического и социального микрокосмосов), жизнь женщины в контексте встречи поколений (мать и дочь, дочь и отец (материнство и семья), женщина и мужчина в семье и социуме, проблема женской самоидентификации и прорыва через тендерную заданность (женщина вне семьи и ее социосексуальная маска), жизнь женщины в национально-этническом измерении. Идеи женской драматургии расширяют наши философские знания в аспекте тендерного подхода и женской антропологии в ипостасях: тело-деторождение, душа - архетип «природы-матери», праоснова социализации - семья, род, племя, этнос.

Введен дополнительный новый материал о феминистских идеях социализации женщин, преобразования общества и философского мировоззрения в целом, который дает серьезные фактологические и теоретические основания для современной тендерной стратификации, теории и практики социального конструирования тендера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Курашова, Вера Владимировна, 2003 год

1. Барт, 1989. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.-410с.

2. Барт, 1996. Барт Р. Мифология. М., 1996. - 370с.

3. Бахтин, 1979. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.5 1979.-220с.

4. Бернацкая, 1987. Бернацкая В. Новые американские пьесы 1987 г. // Современная зарубежная драматургия. 1988. № 6. С.53-67.

5. Бовуар, 1997. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./ Общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой. М.: Прогресс, 1997.-832с.

6. Бонецкая, 1998. Бонецкая Н.К. Бахтин Михаил Михайлович //Культурология XX века. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга, 1998.-447с.

7. Борев, 1986. Борев Ю.Б. Художественное общение и его языки. Теоретико-коммуникативные и семиотические проблемы художественной культуры //Художественная коммуникация и семиотика. М., 1986.

8. Вебер, 1994. Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994. - 280с.

9. Воинова, 1976. Воинова 3. В. Драматический театр США. В кн.: БСЭ, т. 24. Собаки Струна. Гл. ред. А.М.Прохоров. - М.: Советская Энциклопедия, 1976.-С. 126-127.

10. Гадамер, 1988. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. - 470с.

11. Гадамер, 1991. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.-367с.

12. Гальвано, 1997. Гальвано-Хромия Кившенко. Малый Энциклопедический словарь. Т. 1. Вып. 2. СПб: 1907./ Москва: Терра, 1997.

13. Гендер, 2000. Гендер как интрига познания. Сборник статей. М: Ру-домино, 2000. - 189с.

14. Тендерные исследования, 2001а. Ввведение в тендерные исследования. 4.1: Учебное пособие/Под ред. И.А.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. -708с.

15. Тендерные исследования, 20016. Ввведение в тендерные исследования. 4.2: Хрестоматия/Под ред. С.В.Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.-991с.

16. Дильтей, 2001. Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001.- 159с.

17. В мире, 1978. В мире театра. М.: Высш. школа, 1978. - 144с. Вежбицкая, 1996. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. - М., 1996.- 300с.

18. Гуренко, 1982. Гуренко Е.К. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск, 1982. - 280с.

19. Делез, 1995. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. - 280с. Дидье, 2000. Дидье Жюлиа Философский словарь: Пер. с франц. - М.: Международные отношения, 2000. - 544с.

20. Злобин, 1968. Злобин Г. Современная американская драматургия, 1968-350с.

21. Злобин, 1985. Злобин Г. Американские трагедии середины века, 1985.- 270с.

22. История, 1972. История зарубежного театра. Театр Европы и США XIX XX вв. Ч. 2. Под общ. ред. проф. Г.Н.Бояджиева. - М.: Просвещение, 1972.-328с.

23. История, 1995. История теоретической социологии: от Платона до Канта. T.l/Под. Ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1995. - 410с.

24. Кино, 1964. Кино, театр, музыка, живопись в США. Сост. С. Николаева. М.: Знание, 1964. - 335с.

25. Корнеева, 1983. Коренева М. Драматургия. В кн.: Литература США в 70-е гг. XX в. / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Наука, 1983. - 363с.

26. Культурология, 1998а. Культурология XX века. Энциклопедия. Т.1. -СПб.: Университетская книга, 1998. 447с.

27. Культурология, 19986. Культурология XX века. Энциклопедия. Т.2. -СПб.: Университетская книга, 1998. 447с.

28. Курашова, 1999. Курашова В.В. Образ джаза в романе «Великий Гэтсби» Ф.С. Фитцджеральда //Тезисы докладов итоговой научной конференции (апрель-май 1999 г.). Казань: КГУ, 1999. - С.64-65.

29. Курашова, 2000. Курашова В.В. Тендерная проблематика женской драматургии США 60-90-х гг. //Материалы международной конференции по фундаментальным наукам «Ломоносов». Вып. 4. М.: Изд-во Мое. Гос. унта, 2000. - С.378-379.

30. Курашова, 2000. Курашова В.В. Виртуальная реальность как извечный экзистенциальный феномен //Философские аспекты виртуальной реальности. Материалы межвузовской научной конференции. Казань: Изд-во Казан, госю ун-та, 2000. - С.42-43.

31. Курашова, 2003. Курашова В.В. Язык драматургии: вопросы философской интерпретации //Труды социально экономического факультета: исследования и приоритеты в науке и образовании 2003. Казань: Изд-во Казан. гос. тех. ун-та, 2003. - С.836-840.

32. Леви-Стросс, 1985. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.-320 с.

33. Лихачев, 1968. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения //Вопросы литературы, 1968, № 8.

34. Лосев, 1982. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. - 520с.

35. Лотман, 1969. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Условность //Философская энциклопедия. М., 1969, Т.5.

36. Лотман, 1970. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.-220с.

37. Лотман, 1981. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста //Труды по знаковым системам. Структура и семиотика художественного текста. Тарту, 1981.

38. Лотман, 1996. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек -текст семиосфера - история. - М., 1996. - 310с.

39. Мантатов, 1980. Мантатов В.В. Образ, знак, условность. М., 1980.280с.

40. Маркузе, 2002. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 526с.

41. Маслов, 2002. Маслов Р.В. Философия телесности человека // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Всероссийского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). В 3 т. Т.З.- РнД: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. С.324.

42. Мулярчик, 1985. Мулярчик А. С. Вызов восьмидесятых. В кн.: Спор идет о человеке. О литературе США второй половины XX века: Монография. М.: Сов. писатель, 1985. - 360с.

43. Ницше, 1990. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм //Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. T.l, С.47-157.

44. Ортега-и-Гассет, 1991. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.- С.218-259.

45. Ортега-и-Гассет, 2001а. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Сборник. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 509с.

46. Ортега-и-Гассет, 20016. Ортега-и-Гассет X. Мысли о романе //В сб. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Сборник. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. -С.373-417.

47. Ортега-и-Гассет, 2001в. Ортега-и-Гассет X. Две главные метафоры. К двухсотлетию Канта //В сб. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Сборник. -М.: ООО «Издательство ACT», 2001. С.463-481.

48. Паиа, 2002. Папа О.М. Зависимость и права женщин // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Всероссийского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). В 3 т. Т.З. РнД: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - С.383-384.

49. Писатели, 1990. Писатели США. Краткие творческие биографии. Сост. и общ. редакция Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. М.: Радуга, 1990.-420с.

50. Пол, 1999. Пол. Гендер. Культура. Общ. ред. Э. Шоре, К. Хайдер. -М.: РГТУ, 1999.-215с.

51. Полякова, 1985. Полякова В.М. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: 1985. - 260с.

52. Рассказы, 1963. 6 рассказов об американском театре, 1963. 315с.

53. Сартр, 2002. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2002. - 640с.

54. Тадевосян, 1996. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М.: Знание, 1996. - 271с.

55. Тайсина, 1993. Тайсина Э. Философские вопросы семиотики. Казань: Изд-во КГУ, 1993. - 270с.

56. Театральное, 1986. Театральное искусство Великобритании. Сост. И. В. Ступников. М.: Высш. школа, 1986. - 111с.

57. Тимофеев, 1974. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Реализм. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. - 510 с.

58. Тойнби, 1991. Тойнби А. Постижение теории. М., 1991. - 320с.

59. Тюкина, 2002. Тюкина С.Л. Онтологичность языка поэзии // РационаIлизм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Всероссийского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). В 3 т. Т.2. -РнД: Изд-во СКНЦВШ, 2002. С.207-208.

60. Уколова, 1991. Уколова Л.Е. Специфика драмы. Системный аспект анализа. М.: ДГУ, 1991. - 171с.

61. Фромм, 1993. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. -415с.

62. Фуко, 1994. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. -М.,1994. 410с.

63. Художественная коммуникация, 1986. Художественная коммуникация и семиотика. М., 1986. - 314с.

64. Шаберт, 1996. Шаберт И. Пол. Тендер. Культура, 1996. 310с.

65. Шопенгауэр, 1993. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 2-х т. Т.2. М.: Наука, 1993. - 671с.

66. Эванс, 1993. Эванс С. Рожденная для свободы. История американских женщин. М.: Прогресс, 1993. - 318с.

67. Эвола, 1996. Эвола Ю. Метафизика пола. Пер. с франц. М.: Беловодье, 1996. - 448с.

68. Лотман, 1994. Лотман Ю.М. и Тартуско-Московская семиотическая школа. М., 1994. - 260с.

69. Юнг, 1992. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке //Собрание сочинений в 19 т. Т.15. М.: Ренессанс, 1992. - 320с.

70. Юнг, 1995. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного //Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995. -С.71-79.

71. Якобсон, 1997. Якобсон Р. О художественном реализме. // в кн.: Введение в литературоведение. Под ред. П.А. Николаева. М.: Высш. шк., 1997. -350с.

72. Arrizon, 1992. Arrizon A. Transculturation and Gender in US Latina Performance. // Theatre Research International. Vol. 24 №3. 1992. P.288-292

73. Aston, 1995. Aston E., Portraits of Rosetti: Feminist Theatre and Performance / Studies in Theatre Production 11. June 1995: P.12-23.

74. Aston, 1999. Aston E., Feminist Theatre Project. London: Routledge, 1999.

75. Aston, 2000. Aston, E., & Reinelt J. The Cambridge companion to modern British women playwrights. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

76. Austin, 1990. Austin, G. Feminist Theories for Dramatic Criticism. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1990. - 139 p.

77. Austin, 1998. Austin, G. . Feminist theories for dramatic criticism. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1998/1999.

78. Bassnett, 1989. Bassnett, B. The Magdalena Project. Oxford: Berg, 1989.

79. Bigsby, 1994. Bigsby C. W. E. Modern American Drama, 19945 -1990. -Cambridge University Press, 1994. 286p.

80. Blackburn, 1994. Blackburn Simon The Oxford Dictionary of Philosophy. Oxford New York: Oxford University Press, 1994.- 408p.

81. Bodies, 1993. Bodies That Matter: On the Discursive Nature of 'Sex.' New York: Routledge, 1993.

82. Booth, 1989. Booth, The rhetorical and political foundations of women's collaborative theatre. In J. Redmond (Ed.), Themes in Drama, n.ll, Women in Theatre (pp. 0-0). Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

83. Bradbook, 1965. Bradbook, M.C. English Dramatic Form: A history of Development. 1965. London: Chatto & Windus. 205p.

84. Brewer, 1999. Brewer, M.F. Race, sex, and gender in contemporary women's theatre: the construction of "woman". Brighton: Sussex Academic Pres, 1999.-218p.

85. Brown, 1979. Brown, J. Feminist Drama. Definitions and Critical Analysis. Metuhen, New Jersey, London: The Scarecrow Press, 1979. 342p.

86. Burns, 1990. Burns, E. Character. Acting and Being on the Pre-Modern Stage. 1990. London: Macmillan's Press. 238p.

87. Buse, 2001. Buse, P. Drama and theory: critical approaches to modern British drama. Manchester: Manchester University Press, 2001.

88. Butler, 1990. Butler, J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. New York: Routledge, 1990.

89. Cambridge, 2000. The Cambridge Companion to Modern British Women Playwrights. Ed. by Elaine Aston and Janelle Reinelt. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 276p.

90. Cambridge Companion, 2000. The Cambridge Companion to Feminism in Philosophy. Ed. By Miranda Flicker and Jennifer Hornsby. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 280p.

91. Carlson, 1996. Carlson, M. Performance: a critical introduction. London and New York: Routledge, 1996/2001.

92. Case, 1983. Case, S-E. Reviewing Hrosvit, Theatre Journal Vol. 35, No. 4 (December 1983), P.534.

93. Case, 1988. Case S-E. Feminism and Theatre. New York: Meuthen, 1988. - 243p.

94. Case, 1998. Case, S. Towards a new poetics. In L. Goodman (Ed.), The Routledge Reader in Gender and Performance (P.143-148). London and New York: Routledge.

95. Companion, 2000. A Companion to Feminist Philosophy. Ed. By Alison M. Jaggar, Iris Marion Young. Oxford: Blackwell Publishers Ltd., 2000. - 703p.

96. Contemporary Women, 1994. Contemporary Women Dramatists. 1994. London: St. James's press, 1994. 335p.

97. Croft, 2001. Croft, S. And she also wrote plays. London: Faber and Faber,2001.

98. Cudworth, 1999. Cudworth, E. Structural and Post-structural Approaches to Gender Relation. London: University of East London Press, 1999. - 29p.

99. Daly, 1986. Daly, M. Beyond God The Father. Towards a Philosophy of Women's Liberation. London: The Women's Press Ltd, 1986. - 218p.

100. Diamond, 1997. Diamond, E. Unmaking mimesis: essays on feminism and theatre. London: Routledge, 1997.

101. Dolan, 1988. Dolan, J. The Feminist Spectator as Critic. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1988.

102. Dolan, 1993. Dolan, J. Presence and desire: essays on gender, sexuality, performance. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1993.

103. Drama, 2000. Drama and Dramatic Arts, Microsoft® Encarta® Encyclopedia 2000. © 1993-1999 Microsoft Corporation. All rights reserved.

104. Eagle, 1996. Eagle T. Literary Theory: an introduction. Cambridge, MA: Blackwell Publishers Inc., 1996. - 234p.

105. Edgar, 1979. Edgar, D. Ten Years of Political Theatre: 1968-1978 / Theatre Quarterly 8.32 (1979): P.25-33.

106. English Stage, 1996. The English Stage. A History of Drama and Performance. 1996. Cambridge University Press. 432p.

107. Esslin, 1988. Esslin, M. The Field of drama. London: Methuen, 1988.

108. Evanston, 1999. Evanston, Illinois Northwestern University Press, 1999. - 266p.

109. Ezell, 1993. Ezell, M. J. M. 1993. Writing Women's Literary History. Baltimore and London: The John Hopkins University Press. 205p.

110. Feminism, 1987. Feminism and Methodology. Ed. By Sandra Harding. -Milton Keynes: Open University Press, 1987. 193p.

111. Feminist Perspectives, 1988. Feminist Perspectives in Philosophy. Ed. By Morwenna Griffiths, Margaret Whitford. London: The MacMillan Press ltd., 1988.-234p.

112. Feminist Philosophy, 1999. Is Feminist Philosophy Philosophy? Ed. By Emanuela Bianchi.

113. Feminist Theatre, 1996. Feminist Theatre and Theory. Ed. by Helene Keyssar. London: Macmillan Press Ltd., 1996. 288p.

114. Ferris, 1993. Ferris, L. Crossing the stage: controversies on cross-dressing. London and New York: Routledge, 1993.

115. Finke, 1992. Finke, L. Feminist Theory, Women's Writing. London: Cornell University Press, 1992. - 216p.

116. Folkes, 1999. Folkes, R. Teach Yourself Theatre. London; Hodder Headline Pic., 1999.- 162p.

117. Fortier, 1997. Fortier, M. Theory/Theatre. An Introduction. London: Rout-ledge, 1997. 195p.

118. Framing, 2000. Framing the Sexual Subject. The Politics of Gender, Sexuality and Power. Ed. by R. Parker, R. Barbosa, and P. Aggleton. London: University of California Press, 2000. - 271p.

119. Gainor, 1991. Gainor, E.J. Shaw's Daughters: Dramatic and Narrative Constructions of Gender. 1991.

120. Gatens, 1991. Gatens, M. Feminism and Philosophy. Perspectives on Difference and Equality. Cambridge: Polity Press, 1991. - 162p.

121. Goldman, 1914. Goldman, E. The social significance of modern drama. New York: Applause, 1914.

122. Goodman, 1988. Goodman, L. (Ed.). The Routledge reader in gender and performance. London and New York: Routledge, 1988.

123. Goodman, 1993. Goodman L. Contemporary Feminist Theaters: To Each Her Own. London , New York: Routledge, 1993. - 234p.

124. Goodman, 2000. Goodman, L. (Ed.). Mythic women/real women: plays and performance pieces by women. London: Faber and Faber, 2000.

125. Greer, 1973. Greer G. The Female Eunuch. Paladin, 1973. - 359p.

126. Hallberg, 1984. van Hallberg, R. ed., Canons (Chicago: University Press of Chicago Press, 1984).

127. Hart, 1989. Hart, L. (Ed.). Making a spectacle: feminist essays on contemporary women's theatre. Ann Arbor : University of Michigan Press, 1989.

128. Keyssar, 1984. Keyssar, H. Feminist theatre. London: McMillan Publishers.

129. Keyssar, 1985. Keyssar H. Feminist Theater. New York: Grove Press, Inc., 1985.-223p.

130. Keyssar, 1996. Keyssar, H. (Ed.). Feminist theatre and theory. Basingstoke: Macmillan.

131. Maggie, 1992. Maggie B. Gale. A Need for Reappraisal. Routledge.

132. Making, 1989. Making a Spectacle. Feminist Essays on Contemporary Women's Theatre. Ed. by Lynda Hart. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1989.-347p.

133. McDowell, 1992. McDowell, L., Pringle R. (Eds.). Defining women: social institutions and gender divisions. Cambridge : Polity Press, 1992.

134. Miles, 1989. Miles, J. Womenswork. 5 new plays from the women's project. New York: Applause Books, 1989. - 31 lp.

135. Miles, 1989. Miles J., ed. Womenswork: Five Plays. New York: Applause Publishers, Inc., 1989.

136. Modern Drama, 1992. Modern Drama. Chapter 11. The United States in Literature. Ed. Robert C. Pooley. Glenview, Illinois: Scott, Foreman and Company, 1992. - 820p.

137. Moore, 1977. Moore, H., 1977, The new woman's theater. Ten plays by contemporary women. New York: Vintage Books, 1977. - 537p.

138. Murphy, 1999. Murphy, B. (Ed.). The Cambridge companion to American women playwrights. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

139. Mythic, 2000. Mythic Women/Real Women. Plays and performance pieces by Women. London: Faber and Faber, 2000. 387p.

140. Naismith, 1991. Naismith, B. Comments and notes to Top Girls. London: Methuen, 1991.

141. Newton, 1990. Newton, K. Interpreting the Text. London: Harvester Wheatsheaf, 1990. - 20 lp.

142. Nye, 1988. Nye, A. Feminist Theory and the Philosophy of Man. New York, London: Routledge. 1998. 244p.

143. Pfister, 1991. Pfister M. The Theory and Analysis of Drama. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.

144. Plays, 1973. Plays by and about women, 1973, Edited by V.Sullivan, J.Hatch. New York: Vintage Books. 1973. 427p.

145. Playwriting, 1977. 'Playwrighting in the seventies; Old Theatres, New Audiences and the politics of Revolution.' Theatre Quarterly 6.24 (1977): P.35-78.

146. Political Theatre, 1980. 'Political Theatre in the Eighties: Debate in Progress.' Symposium. Theatre Quarterly 9.36 (1980): P.25-30.

147. Purvis, 1995. Purvis, J. (Ed.). Women's History. London: University College of London Press, 1995.

148. Reinelt, 1996. Reinelt, J. Beyond Brecht: Britain's new feminist drama. In H. Keyssar (Ed.), Feminist theatre and theory. Basingstoke: Macmillan, 1996.

149. Representation. The Representation of Women in Fiction. Ed. by Carolyn G. Heilburn and Maragaret R. Higonnet. Baltimore and London: The John Hopkins University Press. -190p.

150. Robinson, 1991. Robinson, S. Gender and Self-Representation in Contemporary Women's Fiction. New York: State University of New York Press, 1991. -248p.

151. Routledge Reader, 1998. The Routledge Reader in Gender Performance. Ed. by Goodman L., De Gay J. New York: Routledge, 1998. - 332p.

152. Scharine, 1989. Scharine, The rhetorical and political foundations of women's collaborative theatre. In J. Redmond (Ed.), Themes in Drama, n.ll, 1989.

153. Sierz, 2000. Sierz, A. In-yer-face theatre: British drama today. London: Faber and Faber, 2000.

154. Sister, 1995. Sister Prudence Allen, R.S.M. The Concept of Woman. The Aristotelian Revolution, 750 B.C. A.D. 1250. Montreal: Eden Press, 1995. -582p.

155. Spelman, 1990. Spelman. Inessential woman: problems of exclusion in feminist thought London: The Women's Press, 1990.

156. Staiger, 1985. Staiger, J. The Politics of Film Canons / Cinema Journal Vol. 24, No. 3 (Spring 1985), P.2.

157. Stein, 1990. Stein, W. The British: Their psychology and Destiny. London: Temple Lodge Press, 1990. - 55p.

158. Stephenson, 1997. Stephenson, H. and Langridge, eds. Rage and Reason: Women Playwrights on Playwrighting. London: Methuen, 1997.

159. Stowell, 1992. Stowell, S. A Stage of Their Own: Feminist Playwrights of the Suffrage Era, Manchester: Manchester University Press, 1992.

160. Styan, 1960. Styan, J.L. Manipulating the Characters. (163-187). In The Elements of Drama. 1960. Cambridge: University Press. 305p.

161. Styan, 1996. Styan, J.L. The English Stage. A History of Drama and Performance. 1996. Cambridge University Press. 432p.

162. Tseelon, 1995. Tseelon, E. The Masque of Femininity. London: Sage Publications Ltd., 1995. - 152p.

163. Wandor, 1984. Wandor, M. The Impact of Feminism on the Theatre. // Feminist Review. 1984.-№4. - P. 18

164. Wandor, 1982. Wandor, M. (Ed.). Plays by women, volume 1. London: Methuen, 1982.

165. Wandor, 1986. Wandor, M. Carry On, Understudies. Theatre and Sexual Politics. London and New York: Routledge & Kegan Paul, 1986. 21 Op.

166. Wandor, 2001. Wandor, M. Women playwrights and challenges of feminism in the 1970s. In Aston, E., & Reinelt J. (2000), The Cambridge companion to modern British women playwrights (pp. 53-68). Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

167. Welch, 2001. Welch, P. (2001, October; updated July 2002). Women in Europe. Week 2 Second Wave Feminism: Theory and Practice. Retrieved on May 26 2003 from http://www.pers-www.wlv.ac.uk/~lel810/ws3300-2htm

168. Wollstonecraft, 1792. Wollstonecraft, M. Vindication of the Rights of Woman, 1792.

169. Welch , 2001. Welch, P. Women in Europe. Week 2 Second Wave Feminism: Theory and Practice. (2001, October; updated July 2002). Retrieved on May 26 2003 from http://www.wlv.ac.uk/lel810/ws3300-2htm.

170. Willet, 1964. Willet, J. (Ed. & trans.). Brecht on Theatre. New York: Routledge, 1964.

171. Zivanovic, 1989. Zivanovic, J. The rhetorical and political foundations of women's collaborative theatre. In J. Redmond (Ed.), Themes in Drama, n.ll, Women in Theatre (pp. 0-0). Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.